Что дословно с санскрита означает будда. «Будда — что это?»

Теперь мы знаем о Будде довольно много. Мы знаем, что он родился в роще Лумбини, знаем, какое образование он получил, знаем, как он оставил дом, как в тридцать пять лет обрел просветление, как передавал свое учение, как основал свою сангху и, наконец, как он умер. Можно узнать еще больше - традиционные жизнеописания предоставляют нам все факты. Можно узнать имена его сводных и двоюродных братьев, название города, где он рос, и имя астролога, который пришел на него взглянуть после рождения. Но, хотя все факты его жизни подтверждены письменными источниками, хотя вся история его жизни известна, становится ли нам по-настоящему ясно, кем он был? Можно ли узнать, кто такой Будда, изучив жизнеописание Гаутамы Будды?

Кстати, что мы понимаем под словом “узнать”? В каком смысле можно сказать, что мы знаем человека? Предположим, вам сообщили, где некий человек живет, чем занимается, сколько ему лет и т. д. – словом, все, что люди обычно хотят знать друг о друге. В каком-то смысле вы получили ответ на вопрос, кто этот человек. Вам известен социальный статус, его положение в обществе. Постепенно вы можете дополнить это описание любым количеством подробностей: узнать его рост, манеру говорить, происхождение, вкусы в еде и музыке, политические и религиозные взгляды. После этого вы можете утверждать, что знаете этого человека. Но, как бы много вы о нем ни знали, вы не можете утверждать, что действительно его знаете, пока с ним не познакомитесь, а вернее, пока не встретитесь с ним несколько раз. Только после этого вы будете знать его лично. Это более глубокое знание будет основываться на взаимоотношениях, на общении – на самом деле, мы знаем человека только тогда, когда он тоже нас знает. Через некоторое время вы сможете утверждать, что знаете такого человека очень хорошо.

Но так ли это на самом деле? Действительно ли вы его знаете? Ведь в конце концов, порой бывает, что нам приходится менять мнение о человеке. Порой его поступки застают нас врасплох. Он делает нечто совершенно неожиданное, совершенно на него не похожее, и тогда мы говорим себе с удивлением, а иногда и с некоторой обидой: “Да, никогда бы не подумал, что он может так поступить. Я мог бы ожидать такое от кого угодно, но только не от него”. Тем не менее, так бывает, и это говорит о том, насколько мало мы знаем людей в действительности. На самом деле мы не в состоянии постичь скрытые пружины их действий, их глубинные побуждения. Это касается даже тех, кого мы считаем самыми близкими и дорогими. Как гласит пословица, умен тот сын, который знает своего отца, и умны те родители, которые знают свое дитя.

И, наверное, особенно умен тот муж, который знает свою жену, и умна та жена, которая знает своего мужа. У меня были случаи, когда я знакомился с мужем и женой по отдельности, – каждый приходил ко мне, чтобы поговорить о своей половине. И обычно оба рисовали такой портрет, что узнать человека было просто невозможно. У меня складывалось впечатление, что они совсем не знают друг друга. Можно подумать, что так называемая близость нам мешает и мы знаем совсем не того человека, которого считаем столь близким, а всего лишь воображаемое состояние своего ума, свою весьма субъективную реакцию на этого человека. Иными словами, нам мешает наше эго.

Для того чтобы действительно узнать другого человека, нужно проникнуть гораздо глубже обычного уровня общения, а это значит, что обычное общение – совсем не настоящее. Точно так же обстоит дело, когда речь заходит о том, насколько мы знаем Будду. Мы можем знать все биографические факты его жизни, но приблизимся ли мы таким образом к подлинному пониманию, кто такой Будда? Увы, нет. Вопрос, кто такой Будда, остается открытым. Этот вопрос задают с самого момента зарождения буддизма. Ведь первый вопрос, заданный Будде после просветления, был: “Кто ты?”

Однажды на дороге Будда встретил брахмана по имени Дона. Тот издалека увидел приближающегося путника, и было в нем что-то такое, что заставило Дону замереть на месте. В те времена по Индии бродило множество людей странного вида – Дона и сам был одним из них, – но он увидел, что человек, который к нему приближается, совершенно не похож на тех, с кем он встречался прежде. Ведь Будда только что пережил просветление. Он был счастлив, безмятежен и весел, от него исходило сияние, словно лицо его лучилось светом.

Когда Будда подошел, Дона спросил его: “Кто ты?” - не “славная погодка” или “откуда ты родом?”, а “кто ты?” Если бы вы стояли на остановке ожидая автобуса и кто-нибудь подошел к вам и спросил: “Кто ты?”, вы, наверное, сочли бы его довольно наглым, но в Индии, разумеется, всё иначе, и Дона задал этот вопрос не боясь обидеть незнакомца. Суть в том, что Дона спрашивал не о том, кто такой Будда в социальном смысле, - он не спрашивал, что за человек Будда. На самом деле Дона хотел узнать, человек ли перед ним.

Древние индийцы считали, что во вселенной много разных уровней бытия, где обитают не только люди и животные, как склонны считать мы. Есть также боги и духи, якши и гандхарвы – самые разные мифологические существа, населяющие разные уровни “многоэтажной” вселенной. Уровень людей - только один из многочисленных уровней бытия. Поэтому Доне, пораженного видом Будды, в первую очередь пришла в голову такая мысль: “Это не человек. Наверное, он из другого мира или направляется в какой-то другой мир. Может, он какой-то дух”. Поэтому он спросил Будду:

Кто ты? Может, ты дэва?

Дэвы – это боги, божества, наподобие архангелов.

Нет, - просто ответил Будда.

Дона сделал вторую попытку:

Ты гандхарва?”

Это существа наподобие небесных музыкантов - прекрасные, сладкоголосые, ангельской наружности.

Нет, - снова ответил Будда.

Ты якша? - продолжал допытываться Дона.

Якши – это разновидность надменных духов, довольно устрашающих, которые живут в джунглях. Но Будда отверг и это предположение. Тогда Дона подумал: “Должно быть, он всё-таки человек. Очень странно”, - и спросил:

Так ты человек?

Такой вопрос можно было услышать только в древней Индии, но Будда вновь ответил:

“Вот странно, – подумал Дона. - Если он не дэва, не гандхарва, не якша и не человек, то кто же он?”

Кто ты? – спросил он еще более недоуменно. - Если ты ни одно из этих существ, то кто же ты тогда? Кто ты такой?

Условия (точнее, психологические ограничения), которые позволяли бы назвать меня дэвoй, гандхарвой, якшей или человеком, уничтожены, - ответил Будда. - Поэтому я – будда.

Мы уже знаем, что, согласно буддизму (и индийскому мировоззрению в целом), именно эти зависимые состояния ума, волевые действия, или силы, формирующие карму, определяют наши будущие рождения, равно как и наши жизненные обстоятельства здесь и сейчас. Будда был свободен от всего этого, свободен от всякой обусловленности, поэтому ничто не могло заставить его родиться богом, гандхарвой или даже человеком. Поэтому, хоть он и стоял перед брахманом Доной, он не был ни одним из этих существ. Быть может, его тело и выглядело человеческим, но ум, сознание, было ничем не обусловлено, и потому он был буддой. И как таковой он был, так сказать, олицетворением, даже, если хотите, воплощением необусловленного ума.

Дона повел себя так, как ведем себя все мы, встречаясь с доселе неизведанным. Человеческий ум продвигается медленно, постепенно, от известного к неизвестному, и мы пытаемся описывать неизвестное, взяв за основу уже известное, что вполне допустимо, если мы отдаем себе отчет в ограниченности такого подхода. Можно сказать, что ограниченность такого подхода проявляется особенно ясно, когда мы пытаемся узнать другого человека.

имя - эпитет) - основоположник буддизма. Слово «будда» является производным от санскр. корня «будх» (будить, пробуждаться) и обозначает переход от спящего, затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию. Собств. имя Б., как правило, отождествляется с царевичем Гаутамой Шакьямуни, жившим, согласно будд. традиции, в 7- 6 вв., а по данным ученых, в 6-5 вв. до н. э. По будд. канонич. лит-ре (Типитака) трудно составить представление о жизни Будды как историч. лица, однако существуют более поздние неканонич. версии, дающие достаточно полную картину жизни Б. К ним относятся «Махавасту» и «Лалитавистара», написанные на санскрите и принадлежащие к школе махасангхика; «Абхинишкрамана-сутра» (оригинал не сохранился), относящаяся к школе дхармагуптака, поэма Ашвагхоши (1 в. н. э.) «Буддхачарита» на санскрите;«Ниданакатха» на пали, являющаяся введением к джатакам (истории о предыдущих жизнях Будды). Из этих легендарных по форме и мифологич. по содержанию повествований можно выделить условно рацион. схему жизни Б. Б. родился в аристократич. семье рода Шакья, к-рый правил небольшим гос-вом, расположенным на границе Непала и Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама - это его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, дабы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Царевич возмужал, женился, у него появился сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила одни радости. Однако наблюдательный и впечатлительный Гаутама во время своих переездов из одного дворца в другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают, задумываются о смысле жизни. Он решил помочь людям в поисках истины и в 29 лет ушел из дома, став отшельником. 6 лет бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел строгий аскетич. образ жизни, но, убедившись, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума, отказался от аскетизма. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины и Гаутама погрузился в медитацию, в к-рой пребывал - по одной версии - четыре недели, по другой - семь недель без еды и питья. В процессе медитации Гаутама достиг просветления, т. е. стал буддой, к-рому открыты все законы мироздания. После этого Б. в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет. В текстах, повествующих о жизни и деяниях Б., постоянно упоминаются боги, божества, демоны, духи, к-рые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Б. поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Б. обладал глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Б. кроме обычного зрения обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим восьмеричный (или срединный) путь; глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных вселенных. Как явствует из текстов, Б. ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах,- эти качества обозначаются как шсстифакторное знание Будды. В свою очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех истин (см. Благородная истина), способность достижения великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и др. типы знания. Б. обладал многими волшебными качествами:мог спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик, на его теле имелись 32 большие и 80 малых отметин, в т. ч. родинки, наделенные магич. свойствами. В текстах Б. награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, бог богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т. д. Его называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к сансарич. бытию), сугата (добро созидающий), будда (просветленное существо), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый), а всего более 30 эпитетов. На идее перерождения держится весь каркас будд. мышления: бытие представляет собой сосуд многослойного вещества, в к-ром пребывает все живое, то поднимаясь в верхние чистые слои, то погружаясь в нечистоты, одновременно меняя формы и наименования и проявляясь в том или ином слое в виде животных, птиц, рыб, насекомых, духов, демонов, людей, богов, будд. Поэтому и появление в мире людей мыслится как непредсказ. проявление кармического закона, а не результат линейного исторического развития.Отсюда и равнодушие буддистов к вопросу об историчности Б. Христ. хронология библ. истории была необходима для фиксации чудес и отсчета времени от создания мира или от рождения Христа, а в буддизме система летосчисления была введена лишь в нач. 50-х гг. 20 в., причем за точку отсчета были взяты 543/544 гг. до н. э., с тем чтобы отметить в 1954 2500-летие со дня смерти Б. Т. обр. время жизни Б. было смещено почти на столетие в отношении научной датировки. Наиб. ранними памятниками, содержащими нек-рые сведения о жизни Б. и судьбе его учения, являются надписи-эдикты, выбитые на каменных плитах по приказу царя Ашоки (268-231 до н. э.). Сверяя данные, содержащиеся в канонич. текстах, а последние передавались изустно до тех пор, пока не были зафиксированы в 1 в. до н. э., а также сведения историч. ланкийских хроник, созданных в течение 1 тыс. н. э, с датировкой эдиктов Ашоки, ученые пришли к выводу, что Б. жил между 560 и 480 до н. э., а офиц. признанные даты жизни Б. 623/ 624-543/544 гг. В. И. Корнев

Отличное определение

Неполное определение ↓

Буквально - «озаренный». Это Озарение есть Трансцендентное Знание в самом высоком смысле. Это Состояние Знания, в котором истинное «Я» познается, как оно есть. Это Сознание, которое обособлено от всего преходящего и конечного, или просто феноменального. Состояние Будды - Высшее Состояние Святости.


В буддийской общине есть обычай называть человека, который достиг Озарения, Буддой. Как Будда наиболее известен Гаутама (Гаутама Сиддхартха), принц из Капилавасту после своего Достижения, но были будды и до него, достигли Озарения с тех времен и другие. Но тот, кто родился Гаутамой, является величайшим из будд, появлявшихся в исторические времена.



Будда (санскр. просветленный ) - в буддизме человек, достигший просветления, или . В буддизме также Будда - имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. В некоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама был не первым буддой, а одним из воплощений Амибудды.


Сиддхартха Гаутама - индийский царевич. По одной из версий, родился в день майского полнолуния в 623 году до н.э. в Капилавастху, на границе Непала и Индии - город, где некогда жил великий отшельник Капила.


Его отец, король Суддходана из аристократов Шакья (Отсюда одно из имен Будды - Шакьямуни). Цари Шакьев вели свою генеалогию от царя Икшвакулы, сына законодателя Ману, и в числе своих предков насчитывали даже одного святого мудреца Готаму. От него они приняли фамильное прозвание Гаутама (происходящий от Готамы).


Мать - любимая жена короля, Майя, умерла через семь дней после его рождения. На пятый день после его рождения он был назван Сиддхартха, что означает «выполненное желание». В соответствии со старинным обычаем много знатных браминов были приглашены на церемонию. Осматривая ребенка, семь из них обнаружили характерные отметки, состоявшие из 32 главных знаков и 80 второстепенных, а один из браминов, отшельник Асита, сказал, что Сиддхартха станет или великим монархом, или просветленным. Согласно этому пророчеству, Сиддхартха мог стать отшельником, что вызвало неудовольствие у его отца, так как на этом мог прерваться их род.


В качестве королевского ребенка Сиддхартха должен был получить соответствующее образование, но никаких сведений об этом не имеется.


В 16 лет Будда женился на своей двоюродной сестре, дочери удельного сакийского князя Сопрабудды, Ясодхаре. После этого события он тринадцать лет провел роскошную жизнь, не зная, что происходит за стенами дворца. По приказу царя его всячески оберегали от реальностей жизни, чтобы не сбылось пророчество Аситы.


Кроме Ясодхары, у Сиддхартхи было впоследствии еще две жены и несколько наложниц. Вторую жену его звали Гопа, она принадлежала не к касте кшатриев, как того требовал закон, а к касте судр - отец ее был брадобреем.


Как-то раз, когда он проезжал от дворца к парку удовольствий, его взгляд упал на старого человека, больного, труп и отшельника. То, о чем он не раз размышлял, наконец было увидено им в действительности. Первые три взгляда убедительно доказали ему неумолимую природу жизни. Четвертый взгляд подсказал способ преодолеть болезни жизни и достичь спокойствия и мира. Тогда он решил покинуть мир в поисках правды и вечного мира. Существует еще несколько толкований причин того, что Сиддхартха покинул светскую жизнь - сложная политическая ситуация в стране Шакьев, оскорбление со стороны правителей Косалы, надвигающееся покорение страны со стороны усиливающихся царств Косала и Магадхи.


В 29 лет Сиддхартха ушел в отшельничество. Первоначально он учился у Алара Калама, который научил его высокой степени концентрации сознания. Однако Гаутама не был удовлетворен, так как его знания не привели к прекращению страданий и нирване. В это время в Индии было нетрудно найти компетентного учителя, и Гаутама перешел к учителю Уддаха Рамапутта. У этого учителя он научился максимальной степени мысленной концентрации. Однако он не был полностью удовлетворен. Поэтому он покинул созерцателя и начал самостоятельно заниматься созерцаниями.


В 35 лет в результате занятий созерцанием Будда достиг и постиг четыре благородные истины.


Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда долго размышлял, должен ли он передать достигнутое им знание человечеству, и движимый состраданием к миру, решил возвестить свое открытие людям. По легенде, бог смерти - демон зла - пытался препятствовать этому. Будда победил Мару, пришел в Варенаси и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко изложил основные положения новой религии.


Поначалу Будду ждало разочарование. Вместо ожидаемого успеха он встретил только насмешки и презрение. Многие выражали сомнение в его умственных способностях и считали, что он сошел с ума. Сиддхартха совершенно терялся в массе философов различных школ и направлений, бродивших по стране. Последние же, видя в Будде опасного соперника, также преследовали его.


По некоторым легендам, Будде удалось во время его пребывания в Варенаси сделать последователями своего учения пять аскетов, своих старых товарищей. Кроме того, он начал искать средства для приобретения как можно большего числа последователей. С этой целью он убедил отшельника Касьяпу в своих взглядах, сразу став во главе пятисот его учеников.


После этого Будда начал странствовать по долине Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Эти странствия были не безоблачными, так как многие, помня его происхождение, были склонны видеть в его действиях политическую подоплеку. Кроме того, серьезными противниками его учения были некоторые философские школы, в частности, Локаята. В среде учеников Будды также были недовольные, пытавшиеся восставать против Сиддартхи и даже лишить его жизни.


Будда умер от пищевого отравления в окрестностях Кусинагары, на руках верного ученика . Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте, в 543 году до н.э., и совпала с датой рождения и просветления. С этого времени для буддистов день майского полнолуния - трижды святой день. По легенде, последние словами Будды были: «Ничто не вечно!».


После семидневной подготовки тело Будды бало сожжено, пепел был собран в золотую урну, а на месте сожжения была поставлена ступа с надписью.


Сиддхартха не оставил после себя ни одного письменного документа. После его смерти ближайшие ученики собрали его учение и передавали его устно около 300 лет . Касьяпа, занявший место Сиддхартхи, собрал всю метафизику, Ананда - правила морали и афоризмы, Упали - правила аскетики. При царе Асоке, после третьего буддийского собора в Паталипутре, все учение было записано на пальмовых листьях, и составило три книги, известные под названием .


Разные направления буддизма по-разному датируют годы земной жизни Будды. В большинстве случаев считается, что он жил в VI - V веке до н.э. В 50-х годах нашего века буддисты ряда восточных стран условились считать датой смерти Будды 544 г. до н.э.

Является ли Будда каким-то восточным божеством?
На это даётся определённый ответ – «нет». Будда был человеком, он изучал философию и искал конечную истину. Родился он как Готама Сиддхартха, наследный принц Непала, в 565г. до н.э. Когда ему исполнилось двадцать девять лет, он отказался от своего положения и стал нищенствующим монахом, а после шести лет упорного труда при помощи дхьяны добился просветления. Затем а течение сорока пяти лет он путешествовал по Индии и учил её народ. Его поучения записаны на пали и санскрите; впоследствии их перевели на китайский, японский и другие азиатские языки. К настоящему времени на европейские языки переведено только около девяти процентов всех текстов буддийских писаний. Английские филологи и археологи проделали большую работу по переводам, за ними следовали немцы, французы и скандинавы, издававшие эти книги на своих родных языках. Американские ученики, по-настоящему интересующиеся духом буддизма и практическим применением учения, теперь имеют два главных течения буддийской мысли, откуда им можно черпать знания – восточное и западное.


На смертном одре Будда сказал: «Я дал вам учение; когда я уйду, вы сами будете своими учителями». Всю систему своего учения он назвал дхармой (или дхаммой), законом вселенной. Учение Будды – это такое учение, которое освобождает ум, чтобы тот пришёл в гармонию с этим всеобщим законом.

(ок. 567-488 до н.э.) - основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Согласно преданию, Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакьямуни - отшельник из рода шакьев) в 29 лет, после того как знамения (старик, больной, покойник и нищий странник) показали ему неизбежность страдания, стал отшельником. Многолетний опыт аскетического подвижничества убедил его, что и этот путь не обеспечивает спасения; наконец, в возрасте 40 лет, после продолжительной медитации под деревом пи-пал (смоковницей), он достиг просветления, и до конца жизни проповедовал новое учение о спасении. Его центральным элементом являются «четыре благородные истины»: 1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является желание; 3) возможно прекращение страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания («благородный восьмеричный путь», определяемый как «срединный» - разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания). В изложении своего учения Б. исходил из наличия двух различных уровней понимания - мирян и монахов. К первым обращено этико-религиозное содержание буддизма, состоящее из набора заповедей и жизненных норм; наградой за благую жизнь на земле является блаженство на небе. А для узкого круга посвященных предназначено концептуальное ядро буддизма - философская теория реальности и идеал Нирваны. Философское содержание учения Б. связано с двумя элементами «восьмеричного пути» - «правильным знанием» и «правильным сосредоточением». Основа «правильного знания» - концепция «взаимозависимого возникновения»: каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности - нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Оборотной стороной этого принципа оказывается концепция элементов-дхарм, возникающих и исчезающих в течение одного мгновения: реальность предстает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных моментальных «вспышек». При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь - индивидуальная душа как устойчивая целостность, место которой также занимает последовательность дхарм. «Правильное знание» углубляет понимание истины страдания: философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащим в основе тягостного непостоянства человеческого существования. «Правильное сосредоточение» представляет собой регулярную концентрацию внимания, останавливающую мельтешение элементов эмпирического опыта; практика медитации постепенно успокаивает процесс жизненного волнения и позволяет достигнуть Нирваны (букв. «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию (именно потому, что основой ее достижения является мистический опыт трансовой медитации) и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий. (См. Буддизм.)





Страницы, ссылающиеся на данную:

































Кто такой Будда? Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» - это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя богом или пророком. Он был человеческим существом, которое стало Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.

Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как старение, болезни и смерть.

Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге у него возникло побуждение покинуть дворец и последовать традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя Истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде.

Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный ум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения.

Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. В то время как обычный опыт обусловлен воспитанием, психологией, убеждениями, особенностями восприятия, Просветление является Безусловным. Будда свободен от привязанности, гнева и неведения. Его качества - мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум проникает в суть глубочайших жизненных процессов, и следовательно, в причину человеческих страданий - проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Его учение известно на Востоке как Будда-Дхарма, или «Учение Просветленного». Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Будда не был богом и не заявлял о своем божественном происхождении. Он был человеком, который с помощью огромных усилий сердца и ума превзошел все свои ограничения. Он подтвердил, что каждое существо обладает потенциальной возможностью достичь природы Будды. Буддисты видят в нем идеальное человеческое существо и проводника, который может привести всех нас к Просветлению.

Будда переводится как «пробудившийся», «просветленный». Так могут назвать любого человека, который достиг «состояния духовного совершенствования». В буддийской космологии упоминается о большом количестве подобных существ, но наиболее известным представителем стал Гаутама-Будда.

Кто такой Будда и его философия

Если обратиться к базовым представлениям Буддизма – одной из трех мировых религий, то можно понять, что Будда не является богом. Это учитель, который способен вывести разумные существа из сансары – круговорота рождения и смерти в мирах, которые ограничены кармой. Первым, кто достиг просветления и увидел мир таким, каков он есть, был Сиддхартха Гаутама. Он был первым, но далеко не последним. Сама религия является скорее учением, которое опирается не на веру, а на знания и их практическое использование. Повторить путь Будды может каждый, даже не обладая какой-либо изначальной верой. Главное, во что нужно верить буддисту – это закон, что у каждой причины есть следствие, а во всем остальном можно разобраться с помощью размышлений и логики, а также собственного опыта.

Однако, для Буддизма характерны многие признаки религий: храмы, ритуалы, молитвы, служители. Есть понятия, которые невозможно проверить с точки зрения науки, например, воскрешение Будды. В Буддизме такого понятия нет, а есть . То есть пробудившийся человек переходит в высшую ступень. Кроме медитаций в буддийской практике применяют мантры, простирания, дарения мандал. Причем разные школы практикуют различные обряды: в одних делается упор на работу с телом, а в других – на совершенствование духа.

Восьмеричный путь Будды

Существует такое понятие, как восьмеричный путь Будды. Это путь, который указывает Будда и ведет он к прекращению страдания и освобождению от сансары. Состоит этот путь из восьми следующих правил:

  1. Мудрость, которая включает правильное воззрение. Оно состоит из четырех благородных истин – страдания, желания, нирваны и прекращения страдания – восьмеричного пути. Постигнув их, можно переходить к другим положениям учения, пережив их внутренне и реализовав.
  2. Правильное намерение. Это тоже часть мудрости, предусматривающая выращивание в себе метты – доброты по отношению ко всему живому.
  3. Нравственность, включающая правильную речь. Истинный Будда перестает лгать, говорить неприличные и бранные слова, распускать слухи и клевету, говорить глупости и непристойности.
  4. Нравственность включает и правильное поведение. Буддист не может быть вором, убийцей. Он не лжет, не пьет спиртного и не ведет распутную жизнь. Кроме того, посвященные в духовный сан дают обет безбрачия.
  5. Нравственность – это и . В первую очередь буддист отказывается от профессий, причиняющих страдание другим живым существам. В список запрещенных попадают работорговля и проституция, торговля и изготовление оружия, производство мяса, торговля и изготовления наркотиков и алкоголя, гадание, мошенничество.
  6. Духовная дисциплина, включающая правильное усилие. Это значит, что нужно стремиться к радости, покою и умиротворению. Сосредоточиться на самоосознании, усилии, концентрации, различении дхарм.
  7. Духовная дисциплина – это и правильное помятование, которое достигается с помощью практик смрити и сати. Они помогают осознать собственное тело, ощущения, ум и ментальные объекты, тем самым устранив негативные состояния сознания.
  8. Духовная дисциплина состоит и из правильного сосредоточения. Это глубокая медитация или дхьяна. Она помогает достичь предельной созерцательности и освободиться.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: