Что характерно для античной философии. Античная философия

Семинарское занятие № 1

Античная Философия

1. Античная Философия

Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов.

Первый - зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.

Второй - зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.

Третий этап - закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы - «Физис» и «Космос», его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.

Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Человек - своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос . Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.

2. Милетская школа:

Поиск первоначала (основы) мира - характерная черта античной, в особенности ранней античной философии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее главных элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами. Так, Фалес (VII-Vi вв.до н.э.) первоначалом всего, первовеществом считал воду, как некую стихию, дающую жизнь всему существующему. Анаксимен основой космоса считал воздух, Анаксимандр - апейрон (неопределенное, вечное, бесконечное нечто). Основной проблемой милетцев была онтология – учение об основных формах бытия. Представители милетской школы пантеистически отождествляли природное и божественное.

3. Элейская школа:

Формирование античной философии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и до сих пор вызывают у философов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы. Апории дошли до нас в изложении Зенона, поэтому их называют апориями Зенона (“Движущиеся тела”, “Стрела”, «Ахиллес и черепаха” и др.). По мнению элеатов, кажущаяся способность тел перемещаться в пространстве, т.е. то, что мы видим как их движение, на самом деле противоречит множественности. Это означает, что невозможно из одной точки попасть в другую, так как между ними можно найти множество других точек. Любой объект, перемещаясь, должен постоянно находиться в какой- либо точке, а так как их бесконечное множество, то он не движется и находится в состоянии покоя. Именно поэтому быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, а летящая стрела не летит. Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего. Идеи, обозначенные в апориях, опровергались много раз, доказывалась их метафизичность и абсурдность. В то же время попытка объяснения движения, изменений носит диалектический характер. Элеаты показали современникам, что важно искать противоречия в объяснении реальности.

4. Атомистическое учение Демокрита:

Большую роль в развитии античной философии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита ( V IV вв. до н.э.). Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Вихри движения атомов образуют миры. Предполагалось, что вещество, пространство, время нельзя делить до бесконечности, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты – атомы вещества, амеры (атомы пространства), хроны (атомы времени). Данные идеи позволили частично преодолеть кризис, вызванный апориями Зенона. Демокрит истинным миром считал бесконечную, объективную реальность, состоящую из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, порядком и положением. Благодаря вечному движению создается естественная необходимость сближения атомов, что в свою очередь приводит к появлению цельных тел. Своеобразно представляется и душа человека. Атомы души имеют тонкую, гладкую, круглую, огненную форму и более подвижны. Наивность идей атомистов объясняется неразвитостью их воззрений. Несмотря на это, атомистическое учение оказало огромное влияние на последующее развитие естествознания, материалистической теории познания. Последователь Демокрита Эпикур конкретизировал учение Демокрита и в отличие от него полагал, что органы чувств дают абсолютно точные представления о свойствах и особенностях предметов и процессов окружающей действительности.

5. Софистика:

Второй этап развития античной философии (средняя классика) связан с философским учением софистов. (Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся правильными, выхватывании отдельных сторон явления). Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было – дать знания (причем, как правило, это делалось за деньги) во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии. Их размышления о практическом значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей. Софистами были Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. К софистам греческие мыслители относились отрицательно. Так, «мудрейший из мудрецов» афинянин Сократ (470-399 гг. до н. э.), сам испытавший влияние софистов, иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке и мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность этому Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости. Поэтому слово «философия» - «любовь к мудрости» после Сократа стало названием особой области познания и мировоззрения. К сожалению, Сократ не оставил после себя письменных источников, поэтому большая часть его высказываний дошла до нас через его учеников - историка Ксенофонта и философа Платона. Стремление философа к самопознанию, к познанию себя именно как «человека вообще» через отношение к объективным общезначимым истинам: добра и зла, красоты, блага, человеческого счастья - способствовало выдвижению проблемы человека как морального существа в центр философии. С Сократа начинается антропологический поворот в философии. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества.

Латинское слово «andguus» означает «древний», но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII - начале VI в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако ее невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос – это вопрос о сущности античной философии. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Направленностью своего содержания, методом философствования она отличалась от древних восточных философских систем и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время содержатся в греческой философии.

В развитии античной философии можно с определенной степенью условности выделить три основных этапа. Первый этап охватывает период с VII до V вв. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики. К этому этапу относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Сократа, Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии. К этому этапу относиться и философия софистов. В классический период древнегреческой философии этот период произошла переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания общества и человека.

Третий этап в развитии античной философии – закат и затем ее упадок (III в. до н. э. – V в. н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).


2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса - это вода, у Гераклита - огонь, у Демокрита – атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область - лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он - центр культуры, ее творец (софисты); его призвание - познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец - умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

Несомненно, важнейшие фигуры античной мысли – это Платон и Аристотель.

Значение античной философии для последующего культурного развития человечества огромно. Древние греки, а затем и «эллинистические» народы создали первый образец развитой рациональной философии. Этот образец не утерял своих притягательности и авторитета и поныне. Более того, он не был превзойден вплоть до XVII столетия.

Кроме того, античная философия разработала в простейшем виде почти все основные мыслительные ходы, имеющиеся в философии Нового времени. Несколько преувеличив, можно утверждать, что философия до XX века в том или ином виде лишь повторяла, углубляла, перекомбинировала направления мысли, выработанные античной философией.

Периодизация . Вариантов периодизации античной философии существует достаточно много. Но, в целом, они не сильно отличаются друг от друга.

Древнегреческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю - начиная с VI в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей.

  1. Древнегреческая философия.
  2. Эллинско(греко)-римская философия.

Первая есть преимущественно порождение греческого духа. Вторая же впитывает в себя содержание культур Средиземного моря и является элементом универсальной эллинско-римской культуры.

Внутри первого периода выделяют следующие фазы:

1) Натурфилософы (VI - V вв. до н. э.), исследующие физис и космос: ионийцы, италийцы, плюралисты и физики-эклектики.

2) Период так называемого «Греческого Просвещения», герои которого - софисты и Сократ, обратившиеся к обществу и человеку.

3) Период большого синтеза, осуществленного Платоном и Аристотелем, характеризующийся открытием сверхчувственного и систематической формулировкой основных философских проблем.

Второй период:

4) Период эллинистических школ (от эпохи завоеваний Александра Македонского до падения Римской империи) - кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм и т. д.

5) Христианская мысль в её зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии.

Источники. Из сочинений древних философов сохранилась лишь незначительная их часть. Почти полностью сохранились лишь труды Платона и Аристотеля. Сочинения же древнейших греческих мыслителей дошли до нас в отрывках и случайных цитатах в позднейшей литературы. Причём, и то, что дошло до нас, нельзя принимать просто на веру. Позднейшие поколения мыслителей, кроме непреднамеренных ошибок, ещё и в силу желания придать своим учениям ореол древней мудрости, неоднократно приписывали более ранним философам свои собственные произведения или снабжали их работы собственными вставками. Соответственно, историки философии вынуждены проделывать огромную работу, извлекая достоверную информацию из того небольшого количества текстов, дошедшего до наших дней.

Часто работа историка философии напоминает деятельность археолога, который по нескольким черепкам пытается воссоздать, реконструировать облик прекрасного античного сосуда. В отношении слишком многих систем древних философов мы можем сказать, что у нас есть лишь их реконструкция. Реконструкция же плоха тем, что недостаток фактов мы пытаемся компенсировать умозаключениями, аналогиями и смелыми догадками. Естественно, что при этом многократно возрастает роль субъективности реконструктора. Остается лишь уповать на то, что какие-то новые открытия древних текстов восполнят существующие пробелы.

При изложении античных философов я буду часто и, возможно, даже несколько чрезмерно, пользоваться текстами Диогена Лаэртского. Сочинение Диогена из Лаэрты, что в Киликии (первая половина третьего века нашей эры, грамматик афинский), является единственной историей философии, написанной в Античности. Оно состоит из десяти книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей, начиная с семи мудрецов и кончая стоической и эпикурейской школами.

Диоген Лаэртский - очень любопытный автор. Как представителю Античности, ему неизвестны те, безусловно, полезные и благие, но весьма строгие требования, которые предъявляет современная академическая наука к текстам, посвященным истории философии. Именно поэтому его сочинения полны жизни и особого античного юмора. Кроме того, эти сочинения показывают, сколь различались представления об истории античной философии современной науки и самой Античности.

Я часто буду использовать книгу Диогена Лаэртского в своей работе, поскольку полагаю, что трудно найти другого автора, в текстах которого античная философия представала бы настолько живой и близкой нам. Пусть лучше говорит Диоген Лаэртский, поскольку моя задача - не столько представить себя посредством древней философии, сколько максимально способствовать тому, чтобы древняя философия смогла вступить в контакт с читателем, минуя каких-либо посредников. Возможно, подобный способ изложения покажется весьма уязвимым для критики. Все тот же Диоген Лаэртский в главе о Сократе сообщает об обвинениях, адресованных Еврипиду, и суть которых в том, что Еврипид находился под чрезмерным влиянием Сократа: «Думали, что он (Сократ – С.Ч.) помогает писать Еврипиду; поэтому Мнесилох говорит так:

«Фригийцы» - имя драме Еврипидовой,

Сократовыми фигами откормленной

И в другом месте:

Гвоздем Сократа Еврипид сколоченный» (11. С. 98)

Памятуя об этих словах, опасаюсь образованного критика (и, вместе с тем, мечтаю о нем), который перефразирует эти слова и заклеймит мою книгу как текст «Диогеновыми фигами откормленный», а меня – «гвоздем Диогена Чухлеб сколоченный». Признаю, все - правда, возразить нечего.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы. Хронологически история античной философии охватывает период св. 1200 лет, с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. Географически перед нами – восточная половина Средиземноморья, где в течение указанного периода времени успели смениться полисная демократия Древней Греции времен независимости, эллинистические монархии, возникшие после распада империи Александра Македонского, Рим республиканский и Рим императорский. Все это время языком античной философии был греческий, хотя безусловно важно постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций, Цицерон, Сенека). Кроме того, для позднего периода, когда античная философия сосуществовала с христианским вероучением, принципиальной особенностью был ее «языческий» характер – соответственно, христианские мыслители 2–6 вв. оказываются за рамками курса истории античной философии (см. Патристика ).

Условная дата начала античной философии – 585 до н.э., когда греческий ученый и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата – 529 н.э., когда эдиктом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах – последняя философская школа античности. Условность этих дат заключается в том, что в первом случае Фалес оказывается «родоначальником философии» (впервые так его назвал Аристотель в «Метафизике», 983b20) задолго до появления слова «философия», а во втором случае история античной философии считается завершенной, хотя несколько выдающихся ее представителей (Дамаский, Симпликий, Олимпиодор) продолжали свою научную работу. Тем не менее эти даты позволяют определить то пространство, внутри которого возможно схематичное изложение разнообразного и разнородного наследия, объединяемого в понятии «античная философия».

Источники изучения. 1. Корпус философских текстов античности, сохранившийся в средневековых рукописях на греческом языке. Лучше всего сохранились тексты Платона, Аристотеля и неоплатоников – философов, представлявших наибольший интерес для христианской культуры. 2. Тексты, ставшие известными ученым только в Новое время благодаря археологическим раскопкам; наиболее важные находки – эпикурейская библиотека папирусных свитков из Геркуланума (см. Филодем из Гадары ), каменная стелла с высеченным на ней эпикурейским текстом (см. Диоген из Эноанды ), папирусы с «Афинской политией» Аристотеля, найденные в Египте, анонимный комментарий 2 в. н.э. к платоновскому «Теэтету», папирус из Дервени 5 в. с толкованием Гомера. 3. Античные тексты, сохранившиеся только в переводе на другие языки: латынь, сирийский, арабский и еврейский. Отдельно можно упомянуть античные историко-философские тексты, которые одновременно являются и перво- и второисточниками по античной философии. Наиболее распространенные жанры античной историко-философской литературы: философские биографии, компендии мнений, в которых учения философов группировались тематически, и школьные «преемства», совмещавшие первые два метода в рамках строгой схемы «от учителя к ученику» (см. Доксографы ). В целом от античности до нас дошла сравнительно небольшая часть текстов, и та выборка, которая сохранилась в силу исторических обстоятельств, может быть признана репрезентативной с оговорками. Исследователям часто приходится обращаться к методам реконструкции источников для восстановления более полной картины философской мысли древности.

Для удобства первоначального обозрения историю античной философии можно разделить на следующие периоды: ранняя греческая философия; софисты и Сократ; Платон и Аристотель; эллинистическая философия; философские школы в эпоху Римской империи; неоплатонизм.

РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИЛИ «ДОСОКРАТИКИ» (6–5 вв. до н.э.). Основные философские центры: Иония (западное побережье Малой Азии), Сицилия, Южная Италия.

Содержательно для этого периода характерен интерес к космологии и натурфилософии: размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса , об источнике его движения и жизни, т.е. о его природе (ср. традиционное название всех сочинений периода: «О природе»). Представления о человеке уже осознаются как собственно философская проблематика, однако включаются в контекст учения о космосе как его дополнительный раздел; учение о человеке постепенно обретает черты самостоятельности и развивается от физиологии (человек как элемент космоса) и психологии (псюхе человека как одушевленный элемент космоса) к рационалистической этике, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с некоторым идеалом (благом, счастьем).

СОФИСТЫ И СОКРАТ: ЭЛЛИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ (2-я пол. 5 в. до н.э.). С этого времени основным философским центром Греции становятся Афины. Для данного периода характерен перенос внимания с натурфилософских проблем познания мира на этико-социальные проблемы воспитания человека. Софисты не составляли единой «школы», но вместе их позволяет объединить общее для них стремление к публичным диспутам, профессиональной педагогике, особое внимание к риторике как форме выражения любых идей. Частным образом и по официальному приглашению они посещали различные города (полисы) Греции и за плату давали уроки по различным дисциплинам, которые ныне принято называть «гуманитарными». Воспитание (пайдейа̲ ) как вторая природа человека и как основа человеческого общежития – направляющая идея софистики. Среди их излюбленных приемов была демонстрация зависимости норм морали и законов общежития от волевого решения человека (терминологически закреплено оппозицией «природа – закон»), отчего в историко-философском отношении их взгляды считают релятивистскими. Релятивизм софистов был произволен от общериторических установок и не был формой теоретизирования (ср. упражнение Горгия «О небытии», пародирующее трактат Мелисса «О бытии»). Противопоставление природы и закона (номос – фюсис), отражая одну из наиболее ярких особенностей периода, послужило основой для социального реформаторства софистов. Наиболее известные софисты: Протагор , Горгий , Гиппий , Антифонт , Продик .

Существенно изменился характер философского преподавания: вместо школы как общины единомышленников, с единым укладом жизни и постоянной близостью учителя и ученика, ведущих устный диалог, школа становится профессиональным институтом, а философию начинают преподавать профессиональные педагоги, получающие жалованье от государства (императора). В 176 н.э. император Марк Аврелий учреждает (выделяет государственные субсидии) в Афинах четыре философские кафедры: платоническую, перипатетическую, стоическую и эпикурейскую, что четко ограничивает главные философские течения периода. Основное внимание в разных школах уделялось одному – восстановлению авторитетного корпуса текстов для той или иной традиции (ср. издание Андроником текстов Аристотеля, Трасиллом – текстов Платона). Начало эпохи систематического комментирования: если предыдущий период можно обозначить как эпоху диалога, то этот и следующий этап в истории античной философии – период комментария , т.е. текста, созданного по поводу и в соотнесении с другим, авторитетным, текстом. Платоники комментируют Платона, перипатетики – Аристотеля, стоики – Хрисиппа (ср. Эпиктет, «Руководство» § 49; «Беседы» I 10, 8 – о стоической школьной экзегезе, в отличие от платонической и перипатетической, представленной сохранившимися текстами, мы можем судить только по намекам). По замечанию перипатетика Александра Афродисийского (2 в. н.э.) · обсуждение «тезисов» было в обычае у древних философов, «они давали уроки свои именно таким образом – не комментируя книги, как это делают ныне (тогда еще не было книг такого рода), а выставляя тезис и приводя доводы за и против, тем самым они упражняли свою способность находить доказательства, основанные на посылках, принимаемых всеми» (Alex. Aphrod. In Top., 27, 13 Wallies).

Разумеется, устные упражнения не могли быть отброшены, – но теперь это упражнения по объяснению письменных текстов. Разница хорошо видна в новой школьной постановке вопроса исследования (не о предмете, а о том, как понимали предмет Платон или Аристотель): напр., не «вечен ли мир?», а «можно ли считать, что по Платону мир вечен, если в «Тимее» он признает демиурга мира?» (ср. «Платоновские вопросы» Плутарха из Херонеи).

Стремление к систематизации и упорядочиванию наследия прошлого проявилось также и в огромном количестве доксографических компендиев и биографических историй, созданных как раз в этот период с 1 в. до н.э. (наиболее известный – компендий Ария Дидима) до нач. 3 в. (наиболее известные – Диогена Лаэртия и Секста Эмпирика ), и в широком распространении школьных учебников, предназначенных корректно и доходчиво посвящать как учащихся, так и широкую публику в учение великих философов (ср. особенно платонические учебники Апулея и Алкиноя ).

ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: НЕОПЛАТОНИЗМ (3–6 вв. н.э.). Завершающий период истории античной философии характеризуется доминированием неоплатонизма , синтетически усвоившего элементы аристотелизма, неопифагореизма и стоицизма при сохранении традиционной платонической догматики (средний платонизм ). Новый синтез имел существенные отличия от предшествующей традиции платонизма, что дало основание ученым в 19 в. ввести в обиход термин «неоплатонизм». Сами неоплатоники называли себя платониками и полагали, что находятся в русле единой традиции, идущей от «божественного Платона». Основные философские центры поздней античности связаны с деятельностью школ неоплатонизма: Рим (Плотин, Порфирий), Апамея в Сирии (где учили Амелий, ученик Плотина, и Ямвлих, возглавивший школу после Амелия, – Сирийская школа), Пергам (Пергамская школа, основанная учеником Ямвлиха Эдесием), Александрия (Александрийская школа : Гипатия, Гиерокл, Гермий, Аммоний, Иоанн Филопон, Олимпиодор), Афины (Афинская школа : Плутарх, Сириан, Прокл, Дамаский, Симпликий).

Плотин считается основателем неоплатонизма, потому что в корпусе его сочинений («Эннеады» ) содержатся все основные понятия неоплатонической философии, которые выстроены им в стройную онтологическую иерархию: сверхбытийное начало – Единое -благо, вторая ипостась – Ум-нус , третья – Мировая Душа и чувственный Космос . Единое недоступно мысли и постигаемо только в сверхумном экстатическом единении с ним, выразимом не обычными языковыми средствами, а негативно, через отрицание (ср. апофатическая теология). Переход от единого к другим уровням бытия описывается в терминах «излучение», «раскрытие», позднее основной термин – «исхождение» (проодос), см. Эманация . Каждая нижняя ступень существует благодаря обращенности к высшему началу и подражает высшему тем, что творит следующее за собой (так ум выступает как начало для души, а душа – для космоса). В дальнейшем эта схема будет подвергнута уточнению и тщательной разработке. В целом для позднего (пост-ямвлиховского) неоплатонизма чрезвычайно характерны систематизм, схоластицизм, мистицизм и магия (теургия). Примечательно отсутствие социально-политической проблематики, так важной для самого Платона; неоплатонизм – это всецело метафизика и теология.

Среди авторитетных для неоплатоников текстов помимо текстов Платона (комментарии на платоновские диалоги составляют основную часть наследия этой традиции) были сочинения Аристотеля, Гомер и «Халдейские оракулы». Комментарии на Аристотеля – вторая по объему часть сохранившегося наследия неоплатонизма; ключевой для комментаторов-неоплатоников стала проблема согласования учений Платона и Аристотеля (см. подробнее Аристотеля комментаторы ). В целом курс философии Аристотеля рассматривался как пропедевтика («малые мистерии») к изучению Платона («большим мистериям»).

В 529 эдиктом императора Юстиниана Афинская Академия была закрыта, и философы вынуждены были прекратить преподавание. Эта дата принимается как символическое завершение истории античной философии, хотя изгнанные из Афин философы продолжали работать на окраинах империи (напр., комментарии Симплики я , ставшие для нас одним из главнейших источников по истории античной философии, были написаны им уже в изгнании).

ФИЛОСОФИЯ – ΦΙΛΙΑ ΣΟΦΙΑΣ. О том, что такое философия, сами античные философы говорили столь же часто, сколь часто им приходилось приступать к начальному философскому курсу. Подобный курс в неоплатонических школах открывался чтением Аристотеля, Аристотель начинался с логики, логика – с «Категорий». Сохранилось несколько «введений в философию» и «введений к Аристотелю», предваряющих школьные комментарии к «Категориям». Порфирий, впервые предложивший рассматривать сочинения Аристотеля как пропедевтику к платоновским, в свое время написал специальное «Введение к Категориям» («Исагог»), которое стало базовым учебником для неоплатоников. Комментируя Порфирия, неоплатоник Аммоний перечисляет несколько традиционных определений, в которых можно различить платоновские, аристотелевские и стоические темы: 1) «познание сущего поскольку оно сущее»; 2) «знание дел божественных и человеческих»; 3) «уподобление Богу, насколько это возможно для человека»; 4) «подготовка к смерти»; 5) «искусство искусств и наука наук»; 6) «любовь к мудрости» (Ammonius. In Porph. Isagogen, 2, 22–9, 24). Наилучшим образом прояснить смысл этих поздних школьных определений, в которых продемонстрированы устойчивость и вместительность традиции, скрепившей собой разнообразные учения более чем тысячелетнего периода в одну «историю античной философии», могли бы все имеющиеся в нашем распоряжении античные философские тексты.

Прекратив свое существование, античная философия стала значимым фактором развития европейской философской мысли (ближайшим образом повлияв на формирование христианского богословия и средневековой схоластики) и остается таковым вплоть до сегодняшних дней. Язык античной философии не утратил живости звучания. В то время как одни термины навсегда остались техническими терминами только философии греков (арете , атараксия ,

Энциклопедии и словари:

1. Pauly Α., Wissowa G, Kroll W. (hrsg.). Realencyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft, 83 Bände. Stuttg., 1894–1980;

2. Der Neue Pauly. Enzyklopaedie der Antike. Das klassische Altertum und seine Rezeptionsgeschichte in 15 Bänden, hrsg. v. H.Cancik und H.Schneider. Stuttg., 1996–99;

3. Goulet R. (ed.). Dictionnaire des philosophes antiques, v. 1–2. P., 1989–94;

4. Zeyl D.J. (ed.). Encyclopedia of Classical Philosophy. Westport, 1997.

Подробные изложения истории античной философии:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 т. М., 1963–93;

2. Guthrie W.К.С. A History of Greek Philosophy in 6 vols. Camhr., 1962–81;

3. Algra K., Barnes J., Mansfeld J. , Schofield M. (eds.), The Cambridge History of Hellenistic Philosophy. Cambr., 1999;

4. Armstrong A.H. (ed.). The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambr., 1967;

5. Grundriss der Geschichte der Philosophie, begr. v. Fr. Ueberweg: Die Philosophie des Altertums, hrsg. v. K.Prächter, völlig neubearbeitete Ausgabe: Die Philosophie der Antike, hrsg. v. H.Flaschar, Bd. 3–4. Basel–Stuttg., 1983–94 (тома 1–2 готовятся к печати);

6. Reale G. Storia della filosofia antica, v. 1–5. Mil., 1975–87 (англ. пер.: A History of Ancient Philosophy. Albany, 1985);

7. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, 3 Teile in 6 Bänden. Lpz., 1879–1922 (3–6 Aufl.; Neudruck Hildesheim, 1963).

Учебные пособия:

1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1912 (переизд. 1996);

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981;

3. Он же. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991;

4. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985;

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность (пер. с итал.). СПб., 1994;

6. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995;

7. История философии: Запад – Россия – Восток, кн. 1: Философия древности и средневековья, под ред. Н.В.Мотрошиловой. М., 1995;

8. Адо Пьер. Что такое античная философия? (пер. с франц.). М., 1999;

9. Canto-Sperber M., Barnes J., Brisson L., Brunschwig J., Vlastos G. (eds.). Philosophie grecque. P., 1997.

Хрестоматии:

1. Переверзенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии (Античность, Средневековье, Эпоха Возрождения). М., 1997;

2. Vogel С. de (ed.). Greek Philosophy. A collection of texts selected and supplied with some notes and explanations, vol. 1–3. Leiden, 1963–67;

3. Long Α.Α., Sedley D.N. (eds. and trs.). The Hellenistic Philosophers, 2 v. Cambr., 1987.

Пособия по истории греческой культуры и образования:

1. ЗелинскийФ.Ф. Из жизни идей, 3-е изд. Пг., 1916;

2. Он же. Религия эллинизма. Пг., 1922;

3. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция), пер. с франц., М., 1998;

4. Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека, пер. с нем. М., 1997.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927 (переизд. 1993);

2. Он же. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930 (переизд. 1993);

3. Он же. Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н.э. М., 1979;

4. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;

5. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982;

6. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980;

7. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–VI вв. до н.э., Л., 1985;

9. Anton J.P., Kustas G.L. (eds). Essays in Ancient Greek Philosophy. Albany, 1971;

10. Haase W., Temporini H. (eds.), Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung, Teil II, Bd. 36, 1–7. В.–Ν. Υ., 1987–98;

11. Mansfeld J. Questions to be settled before the study of an author or a text. Leiden–N. Y.–Köln, 1994;

12. Irwin T. (ed.). Classical Philosophy: Collected Papers, vol. 1–8. N. Y, 1995;

13. The Cambridge Companoin to early Greek philosophy, ed. by A.A.Long. N. Y, 1999.

Продолжающиеся издания:

1. Entretiens sur l"Antiquité classique, t. 1–43. Vandoevres–Gen., 1952–97;

2. Oxford Studies in Ancient Philosophy, ed. J.Annas et al., v. 1–17. Oxf, 1983–99.

Библиографии:

1. Marouzeau J. (ed.), L"Année philologique. Bibliographie critique et analytique de l"antiquité gréco-latine. P., 1924–99;

2. Bell A.A. Resources in Ancient Philosophy: An Annotated Bibliography of Scholarship in English. 1965–1989. Metuchen–N. J., 1991.

Средства Internet:

1. http://cailimac.vjf.cnrs.fr (разнообразная информация по классической античности, в т.ч. последние выпуски Марузо);

2. http://www.perseus.tufts.edu (классические тексты в оригинале и переводе на англ.);

3. http://www.gnomon.kueichstaett .de/Gnomon (библиографии работ по античной культуре и философии);

4. http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr (Bryn Mawr Classical Review – обзоры литературы по античности).

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных горо-дах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерномо-рья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистичес-ких государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.

Этапы античной философии:

Раннюю классику (натуралисты, досократики). Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение;

Проблемы отношения Бога и Его творения - человека; идеи о Боге как истинно сущем; о логосе как о самом высоком и совершенном творении Бога и т.п. (Плотин , Филон Александрийский и др.).

Проблемы генезиса и природы познания, логического и методологического с точки зрения метода рационального поиска; идеи построения метафизических систем и синтезирование основных философских проблем; вопросы логики, логических форм, правил правильного мышления; вопросы рито-рики как искусства убеждения; проблемы эстетики и т.п. (Платон, Аристотель и др.).

Досократические философские школы Древней Греции возникли в VII-V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах

Философские школы.

1. Философия натуралистической ориентации

- Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)

- Пифагорейская школа (Пифагор, Ксенофил и др.)

- Элейская школа (Парменид, Зенон и др.)

- Атомистика (Левкипп, Демокрит)

Иные философы (Эмпедокл, Анаксагор)

Натуралистической ориентации присуши:

- космоцентризм

- поиск первоначала, породившее все сущее.

Представители различных натуралистических школ обнаружива-ют субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все вещи), например, первоначало всего сущего — вода (Фалес); первооснова всего есть воздух (Анаксимен); сущность вещей — в числах (Пифагору, сущность вещей — в их бытии (Парменид); все веши со-стоят из атомов (Левкипп, Демокрит); основа всего сущего есть вечное из-менение, превращение мира (Гераклит) и т.п.

- декларативно-догматический метод философствования

- гилозоизм (одушевление неживой природы)

Философия гуманистической ориентации:

- Софистика (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт). Софи-сты совершили революцию, сместив философскую рефлексию с пробле-матики природы и космоса на про-блему человека и его жизни как члена общества. Софисты - это феномен столь же необходимый, как Сократ и Платон; последние без первых не-мыслимы.

Гуманистической ориентации присуши:

- доминантные темы - этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что ныне зовется культурой

- смещение оси философского поиска с космоса на человека

Первые древнегреческие школы и направления были связаны с мифологией, в которой осуществлялись первоначальные попытки объяснения мира.

Мифология ставит вопрос: «Почему, в силу каких причин, под влиянием чего возникло все существующее?» - и создает несколько типических объяснительных конструкций. Миф объясняет события в природе (рождения мира, небесных тел, зем-ных и небесных стихий) волей божества. Причина происхождения мира выводится за пределы природы, вверяется воле и промыслу Богов.

Вопросы, впервые поднятые мифом, сохранили значение для религии и философии, что свидетельствует об их исключительной важности для человека: из чего все рождается и во что все превращается?

Чем все существующее управляется?

Где первооснова всего?

Философия Древней Греции пытается отвечать на все эти вопросы с помощью учения о первоначале. В отличие от мифологии и религии у первых древнегреческих философов сама природа, а не что-то внеприродное становится причиной всего того, что в ней и с ней происходит. Когда мифология задавалась вопросами: почему так устроены космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств (те спокойно могли бы сослаться лишь на Богов и на предания).

Первые же греческие мудрецы (ученые) должны были представить доказа-тельства конкретного или теоретического характера. Кроме то-го, переход к поиску первооснов (вода, огонь, воздух и др.) бытия древнегреческими мыслителями знаменовал следующий шаг развития мышления и сознания по сравнению с мифологией, которая онтологические вопросы решала через первопричины (Боги). «Первооснова» в отличие от «первопричины» является понятием более высокого уровня абстракции, обобщения.

На вопрос о природе как целом античная философия отвечает уже с позиций зарождающейся науки, с предоставлением доказательств тех положений, которые она выдвигает. Появляется учение о природе - физика («фюсис»). В соответствии с ним древнегреческие мыслители считали, что природа - это сущность (суть чего-либо), что это то, что не очевидно, что нужно выявить, найти, что не совпадает с нашим непосредственным опытом.

Первоначало, или «Архе», греки ищут в самой природе, в чем-то достаточно определенном и конкретном. Это опреде-ленное слито у них с какой-либо конкретной стихией. Поняти-ем природа - «фюсис» - охватывалось все существующее: что было, есть и будет; все возникающее, развивающееся и погибающее. Но в античном мире считалось, что должна быть первооснова существующего, которая постоянна, древний грек для этого выделял и обособлял какую-то часть природы, помещая ее над всем остальным. Фалес (ок. 624 - 547 до н.э.) утверждал, что начало сущих (вещей) - вода. Анаксимандр считал первоначалом апейрон, Анаксимен - воздух. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) впервые в философии по-ставила вопрос о сущности мира.

Качественно новый шаг в философии сделал Гераклит из Эфеса (ок.544 - ок.483 до н.э.), которого можно причислить к создателям первоначальной формы философской диалектики. Первоначало Гераклита - всегда существующий огонь, который то разгорается, то гаснет и тем самым обеспечивает непрерывость рождения и исчезновения в мире природы. Диалектика Гераклита - это констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Все изменяется и изменяется постоянно. Вот дошедшее до нас высказывания Гераклита: «Все течет, все изменяется». «Солнце новое ежедневно», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Единое имеет свои противоположности - это основа существования и гармонии мира.

В целом философия Гераклита способствовала превращению мифологического мировоззрения в философское. Его огонь вечен и божестве-нен. Космос по Гераклиту не вечен, он сгорает. ” Этот мировой пожар не только физическое, но и нравственное явление: он всех рассудит”. Душа человека - метаморфоза огня. Огненный компонент души — её логос, т. е. разумное слово. Душа обладает самовозрастающим логосом, будучи огненной. Гераклит: всё абсолютно изменчиво (главный принцип). Весь мир - река. Поэтому Гераклит — родоначальник стихийной диалектики.

Пифагорейцы, наоборот, говорят, что всё вечно повторяется. Гераклит не отрицал устойчивость вещей, но она возможна, т.к. вещь сама себя воспроизводит. Вещь воспроизводится в результате борьбы противоположностей в ней. Эта борьба—главный закон мироздания. Счастье - умение размышлять, говорить правду. Самые достойные предпочитают славу смертным вещам. Народ должен бороться за закон, как за свои стены.

Примечательно и даже символично, что альтернатива учению Гераклита возникла на противоположной окраине эллинского мира - в Италии. Это противоположное по своему характеру мировоззрение было свойственно пифагорейцам.

С образом Пифагора тесно связана идея меры и порядка: некоторые античные авторы даже приписывали ему введение мер и весов. Интересно, что представление о царящем во Вселенной порядке имело в пифагорейском учении совершенно буквальный характер. Структуру мироздания пифагорейцы связывали с существованием такого явления, как число. Именно числа выражают точные, не зависящие ни от какого произвола соотношения величин. «Число владеет вещами» - учили они. Изучить, понять то или иное явление - значит измерить его. Это правило, последователи Пифагора, распространяли не только на природные явления, но и на область морали, на нормы человеческого поведения.

Справедливость в пифагореизме определялась как «число, помноженное само на себя». Филолай, один из самых выдающихся мыслителей, принадлежавших к пифагорейскому ордену, вообще высказал мысль, что предметом познания может быть лишь то, что доступно количественному измерению. Космос - надлунный мир - есть мир порядка и чисел. Относительно него возможна мудрость. Каждая вещь в нем имеет свой предел. Беспредельное, т.е. то, что, по мнению ионийских мудрецов, составляет сущность мироздания, в действительности характеризует только Уран - подлунный мир. Здесь все текуче и изменчиво, а потому невозможно и познание. В таком мире возможна только добродетель.

В пифагорейских представлениях о числе и мере едва ли допустимо отделять философские разъяснения сущности мироздания от религиозных предписаний. Мистика чисел одновременно выражала и воззрения италийских аскетов на устройство Вселенной, и их учение о том, как, повинуясь высшему закону, должен вести себя подлинно добродетельный человек. Превращение этих критериев благого образа жизни в настоящую философию произошло не без их влияния, но уже не в рамках пифагорейской общины, а именно - в творчестве философов-элейцев. Такая трансформация была связана с именем Парменида.

Наряду с Милетской школой философов прославилась и Элейская школа. У ионийцев субстанция ещё физична, у пифагорейцев - математична, у элеатов - философична.

У элеатов субстанция - бытие всего. Важна постановка вопроса о соотношении мышления и бытия. Поэтому именно здесь, в Элее, протофилософия станет философией. Организовал эту школу Ксенофан. Он впервые высказал мысль, что Боги - творение человека. Ксенофан скрыл антропоморфные корни религии. Бог Ксенофана не подобен людям ни телом, ни мыслью. Бог Ксенофана - чистый ум - он не физичен, у него нет телесной силы, его сила в мудрости.

Наиболее ярким представителем элеатов был Парменид Он жил в Элее, разрабатывал законы. Главное сочинение - философская поэма о природе. Он учил о неизменности бытия. В центре внимания вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об определении бытия и мышления. Мир для него - единое, вечно существующее бытие. Он неизменен, постоянен, всегда один и тот же. По мнению Парменида, все есть бытие, небытия в мире нет.

Небытие немыслимо и невыразимо, «ибо небытия невозможно ни познать, ни высказать. Никогда не может быть доказано, что несуще-ствующее существует». Невозможность небытия Парменид выводит из основного для его философии положения о тождестве мысли и мыслимого. Но даже если небытие в каком-то смысле существует, то оно уже не есть, строго говоря, небытие. Если же нет небытия, то нет и перехода из бытия в небытие, а, следовательно, нет движения вообще. Бытие заполняет собой все. В нем нет ни начала, ни конца. В бытии нет никаких противо-речий.

По Пармениду, бытие не является чувственно воспринимаемым. Оно не конкретно, это - не вода, не огонь, не земля, не воздух. Оно всегда находится в покое, вне времени. Оно, подобно шару, равномерно везде распределено. Чувственное познание Парменид считает ложным, знание о природе нам дает только разум.

Его ученик Зенон считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий, доказательств, направленных против признания ис-тинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет».

Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии по-коя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старает-ся подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».

Итак:

Элеаты осмысливали понятие бытия:

1. Бытие есть, небытия нет.

2. Бытие едино и неделимо.

3. Бытие познаваемо, а небытие нет.

Рождение и развитие атомистических идей связано, прежде всего, с именами Левкиппа и Демокрита, Демокрит известен как философ Смеющийся в отличие от Гераклита Плачущего. Написал около 70 сочинений. Бытие есть нечто простое, неделимое - атом - греч. ”не рассекаемое”. Материалистическая трактовка: атом - неделимая физическая частица и таких атомов бесконечное множество. Атомы разделены пустотой. Пустота - небытие и поэтому непознаваемо.

Демокрит различает мир атомов как истинный, поэтому познаваем лишь разумом и мир чувственных вещей - всё видимое. Атомы невидимы, они только мыслимы, они различаются по форме и величине. Двигаясь в пустоте, они сцепляются между собой, т. к. их форма различна. Из атомов образуются тела, доступные для восприятия.

По Демокриту целое - сумма частей (атомов), а движение атомов - причина всего сущего. Демокрит отвергает положение элеатов о неподвижно-сти бытия. Демокрит допускает пустоту. Он говорит о структуре вещей.

Таким образом, Демокрит первоосновой мира объявляет атом - материальную неделимую частицу причиной и сущностью всего существующего. Атомы движутся, вступают друг с другом во взаимодействие, сцепляются, соединяются, образуя своеобразные сочетания. Философом была высказана идея микроструктуры мира, предпринята попытка объяснить возникновение тел благодаря различному сочетанию атомов, а уничтожение - тем, что эти соединения распадаются.

Благодаря атомистической концепции оказалось возможным объяснить, почему, несмотря на рождение и смерть отдельных тел, мир в целом продолжает существовать, сохранятся. Например, отдельные люди рождаются и умирают, а человеческий род продолжает существовать. И для объяснения этого не нужно ни Богов, ни мистики, ни судьбы, ибо существует естественное объяснение в пределах самой природы.

3 . Софисты (V - первая половина IV вв. до н.э.), обучали искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное - искусству опровергать суждения противной стороны (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий). Софизмы - логические приемы, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Сократ (469-399 до н.э.) - выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ - представитель реалистического религиозно-нравственного мировоззрения.

Центральная проблема в философии

Сократа — человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека — это его душа (разум). Душа — это «Я сознающее», т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция, которая питает Европу до настоящего времени.

Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значи-мую личность. Познание - главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии.

Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием:

1). добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество;

2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит мораль-ное благо к факту сознания.

Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диа-логос), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть «майевтики» - посредством наводящих вопросов и логических приемов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Задача метода - найти «всеобщее» в нравственности посредством «индукции» (отыскания общего в частном) и «определения» (установления родов и видов, их соотношений).

Основные составные части «сократического» метода : «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию.

4 . Платон (427-347 до н.э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл. Платон - псевдоним.

Важную роль для судеб философии сыграли его теория идей, теория бессмертия, теория познания как воспоминания и учение об идеальном государстве. В философии Платона происходит отстранение от чувств и чувственного в пользу чисто рационального, которое может быть схвачено лишь интеллектуально (умопостигаемо). Первооснова мира, по Платону, это идеи, или эйдосы, представляющие собой образы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, своеобразный эталон, в соответствии с которым он изготовлен. Например, стол существует потому, что есть идея стола. Но между вещью и ее образом существует принципиальное различие. Если конкретная вещь конечна, то идея (эйдос) - вечна, не подвержена разрушению. Такими же эталонами являются и этические принципы - благо, добро, справедливость.

Совокупность идей представляет, по Платону, особый мир, существующий независимо, от человека и называемый бытием. Если идеи противостоят вещам, как порядок хаосу, добро злу, то между идеями и душой человека существует тесная связь. Платон верил в переселение душ, его гносеология построена на этой вере. Сущностью процесса познания Платон считал анамнезис - воспоминания. Он утверждал, что душа человека вспоминает то, что она до своего воплощения в этом теле созерцала, находясь в мире идей.

Общая характеристика философии Платона:

Философская система Платона - первая завершенная синтетическая концепция, где через призму учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, фи-лософия политики.

Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».

Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое суще-ствование; идеи вечны и неизменны.

Идеи — причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Матери-альный мир познается, мир идей — «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей.

Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, спра-ведливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д.

Теория идей имеет практический аспект - обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир. Такая система философии называ-ется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в XVI - XVII вв.).

Учеником Платона был Аристотель (384 -322 до н.э.), основатель Афинской школы «Ликей». Это было одновременно учебное заведение и научный союз. Творчество Аристотеля энциклопедично разносторонне. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства, был создателем логики и психологии. Однако центральную часть его наследия образует философия, названная через не-сколько веков после его смерти метафизикой. Это наука «о причинах и началах». Сущность, по Аристотелю, способна к самостоятельному существованию. Что же делает возможным существование отдельной вещи? Ответом на этот вопрос явля-ется его учение о четырех причинах, обусловливающих суще-ствование вещи. Представим себе любой предмет, например кувшин.

Его существование невозможно без глины - вещества (материи), из которой он может быть вылеплен. Но сама по себе глина не есть кувшин. Чтобы стать им, она должна быть соединена с формой, структурой. Но и этого мало. Кроме формы, или «идеи» кувшина, необходим гончар, т.е. активное, деятельное начало (действующая причина). И, наконец, четвертая причина - цель, ради которой создается вещь. Итак, форма какой-либо вещи - суть каждой вещи - это первая причина сущности. Первые две причины - форма и материя - достаточны для объ-яснения реальности, если ее рассматривать статически. Две другие - деятельная (или двигательная) и финальная (или целе-вая) причины - позволяют объяснить реальность в динамике. Бог, по Аристотелю, существует вечно, как чистая мысль, счастье, полное самозавершение. Бог - есть целевая причина вся-кой деятельности. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм.

Философия Аристотеля содержит ряд гениальных догадок, которые впоследствии нашли себе подтверждение. Например, аристотелевская иерархия первоэлементов (земля, вода, воздух, огонь и эфир) в скрытом виде содержит идею всемирного тяго-тения.

Общая характеристика философии Аристотеля:

- Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного инди-видуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.

Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Пла-тона, критикуя учение об «эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира, по-скольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять кате-горий. Бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества; отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания.

Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиаль-ным положениям, которые легли в основу его миропонимания:

Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.

Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей.

В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.

Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трак-товку происхождения мира и человека. Он выделял шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и политая). Идеал Аристотеля — полития, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».

5 . Эллинистическая и римская философия (III в. до н. э. — VI в. н.э.)

- Эпикурейская школа. Эпикур (341-270 до н. э.) Тит Лукрецкий Кар (95-55 до н.э.). Цель философии - счастье человека; Мир вполне познаваем умом человека; Познание мира может привести к счастью в реальной жизни. Главное для достижения счастья условие - постижение себя самого. Ни Бог, ни государство счастья не дают. Счастье в самом человеке; Идеал счастья - в духовных наслаждениях, в замкнутой жизни, избегающей политики.

Основная идея - этика, приводящая к счастью (эвдемонизм) через состояние духовной стабильности (атараксии), которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти.

Эпикур - древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы «Сад Эпикура». Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов. Учение Эпикура о природе утверждает бесчисленность и разнообразие спонтанно развивающихся миров, являющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых существует лишь пустота. Пытаясь преодолеть тезис Демокрита о безраздельном господстве необходимости в мире атомов (следствием которого применительно к атомам души была невозможность свободы воли), Душа и живые существа состоят из легчайших, тончайших и наиболее подвижных атомов.

Вопреки классическим представлениям античной философии, ощущения, по Э., всегда истинны ибо обусловлены объективной реальностью. Ошибочным может быть истолкование ощущений. Согласие с чувственными восприятиями и с основанными на них общими представлениями - подлинный критерий истинности знания. Познание природы, философские искания - не самоцель, они освобождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрассудков. Это является необходимой предпосылкой обретения человеком счастья и блаженства, в основании которых лежит духовное удовольствие - более устойчивое нежели простые чувственные удовольствия, т.к. не зависит от внешних обстоятельств.

Разум людей - бескорыстный дар Богов, полагающий приведение человеческих устремлений к согласию. Результат последнего удовольствие вкупе со спокойствием и невозмутимостью, не нарушаемыми никакими неприятными эмоциями. Именно сочетанием этих душевных качеств и достигается подлинное благочестие, более ценное для человека чем деятельность. К общественности (культовым традициям и государственным учреждениям), по Эпикуру необходимо относиться дружественно и сдержанно ("Живи уединенно!"). Термин "эпикуреизм" вошел в философскую категориальную традицию как синоним "гедонизма".

Платонова Академия. Спевсипп (409-339 до н.э.) Ксенократ (395-314 до н. э.) Аркесилай (315-240 до н. э.) Карнеад (214-129 до н. э.)

- Скептицизм. Пиррон из Элиды (360-270 до н. э.). Секст Эмпирик (II-IIIв. н. э.)

- Перипатетическая школа

Аристотель (384-322 до н. э.) Теофраст (370-285 до н.э .), Евдем Родосский Андроник Родосский Александр Афродизийский.

- Стоическая школа . Зенон из Китии (336-264 до н. э.) Луций Анней Сенека (ок. IV до н. э. - 65 н. э.) Марк Аврелий (121-180).

Стоицизм - одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон Китионский (родом с острова Кипр),. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. К числу стоиков относят также Клеанфа - ученика Зенона и его преемника в Стое, и Христиппа - ученика Клеанфа. К более поздней Стое принято относить Диогена из Селевкии (город в Вавилонии), ставшего впоследствии афинским послом в Риме и познакомившего римлян с древнегреческой философией; Панетия - учителя Цицерона, Посидония, также жившего в Риме одновременно с Цицероном во 2-1 вв. до н.э.

Перейдя к римлянам, стоическая философия приобретает здесь все более риторический и назидательно-этический характер, теряя собственно физическую часть учения своих древнегреческих предшественников. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков - главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, по которым, а также по отдельным сохранившимся фрагментам ранних стоиков, можно составить представления о философских взглядах этой школы. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа).

Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции - разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала - деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция, материя).

Под влиянием идей Гераклита стоики отводят роль активного, воспроизводящего начала огню, постепенно переходящему во все остальные стихии - воздух, воду, землю (как в свои формы). Стоики много занимались разработкой формальной логики, изучали формы мышления в качестве "неподвижных положенных форм". Однако главной частью их учения, сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривается как часть единой системы природы, т.к. в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы.

Жить согласно природе и Логосу - основное назначение человека. Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добродетель - это и есть воля. Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а т.к. она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он смог освободиться от мирских желаний.

Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе. Большой интерес и сегодня вызывают идеи поздних стоиков - Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др., из которых первый был важным сановником и воспитателем будущего императора Нерона, второй - рабом, а третий - самим императором, оставившим нам интереснейшие размышления "Наедине с собой", пронизанные идеей терпения и необходимости сопротивляться земным желаниям.

Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему "зеленый виноград": "мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе, что пока мы добры, неважно, что мы несчастливы". Стоицизм, особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время, привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе.

Неостоицизм также уделял огромное внимание проблемам морали. Главная задача философии - нравственное исцеление, воспитание добродетели. Главная ценность - любовь к другим людям, она внушена человеку Богом. Жизненный идеал - невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы, что возможно через самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрости.

В заключении, ещё раз отметим, огромное значение античной философии, которая оказала огромнейшее влияние на развитие всей мировой философии.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: