Что изучает духовная сфера. Глава V

Духовная сфера общества - комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для .

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она - плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек - это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой , не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции - борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм - выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений - навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.


Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.

Определение духовной сферы, ее составные элементы. Общественное сознание -- это прежде всего идеальный феномен общества; его формы, виды, уровни, состояния различаются своим конкретным содержанием, общественными функциями, но при этом все они сохраняют качество идеальности. Между тем в общественной жизни функционирование сознания общества не исчерпывается идеальными формами, сознание обретает и более конкретные социологические черты. Поэтому и возникает необходимость рассмотреть сознание общества не только в рамках его идеальности, но и в более широком контексте общественной жизни. Такое содержание духовной жизни общества отражается в категории "духовная сфера общества".

Духовная сфера общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей.

На различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.

Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками. Во-первых, они основываются на формах, видах общественного сознания, во-вторых, включают определенные типы духовной деятельности, в-третьих, они суть институализированные подсистемы общества.

Но элементы духовной сферы -- не просто отдельные формы общественного сознания. В них проявляется и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей. Например, наука -- не только сумма знаний о законах действительности, совокупность объективных истин, это и сложнейший процесс человеческой деятельности, духовного производства. Чтобы всесторонне раскрыть этот процесс, необходимо проанализировать и своего рода технологию научного познания, выявить роль различных факторов научной деятельности. Точно так же идеология представляет собой не совокупность классовых идей, лозунгов, оценок, она включает в себя сложный процесс выработки этих идей, что, в частности, требует средств, умений, навыков. Это целая отрасль деятельности, своего рода идеологическая индустрия, в которой профессионально заняты тысячи людей, являющихся субъектами этой деятельности.

Сравним моральное и эстетическое сознание. И в том и в другом случае мы имеем дело с формами общественного сознания, каждая из которых играет важную роль в обществе, выполняет свои функции и не заменяется никакой другой. Вместе с тем общественное проявление морального и эстетического сознания в обществе различно. Моральное сознание в силу целого ряда своих особенностей не стало особым видом, типом духовного производства в системе обшественного разделения труда. Если можно ставить вопрос о том, кто «производит» нравственные принципы, нормы, оценки, то это производство, распределенное между искусством, наукой, идеологией, различными институтами, рождается в самом процессе жизнедеятельности класса, общества. Но специализированного духовного морального производства, которое бы явилось специальным трудом определенной группы людей, в обществе все-таки нет.

Что же касается эстетического сознания, то оно развилось в определенный вид духовного производства. Наряду с эстетическим отражением действительности, истоки которого коренятся в человеческом труде, в обществе сложилась и профессиональная эстетическая деятельность художников, писателей, скульпторов, артистов, кинематографистов; суть этой деятельности -- эстетическое отражение действительности. Вот почему моральное сознание, будучи важной формой общественного сознания, не является элементом духовной сферы общества, а эстетическое обрело этот статус.

Объединяя всё выше сказанное, важно отметить что, наука, идеология, искусство, религия стали в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. Все они входят в общую систему разделения труда в обществе. И именно в таком качестве они выступают элементами духовной сферы.

Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно определить, какой из ее элементов играет ведущую роль. В классово-антагонистическом обществе такая роль принадлежала идеологии, это проявилось в том, что она оказывала наибольшее воздействие на развитие науки, образования, искусства. Зачастую требования общества по отношению к этим элементам выражаются в политико-идеологической форме, это объясняется особым значением классовых отношений, близостью идеологии к государству, которое занимает центральное место в политической жизни. Ведущая роль идеологии в духовной сфере является своего рода отражением ведущей роли классов, государства в соответствующих сферах общественной жизни.

С развитием общества ситуация с выделением главного элемента духовной сферы меняется. Возрастают роль, и значение научных начал, можно предположить, что именно наука станет ее ведущим элементом, разумеется, не подавляя другие элементы.

В общественной жизни складываются довольно сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитием сознания общества, общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества -- с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы на определенном этапе развития функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера -- это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания, сознания общества. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. В сложной взаимообусловленности развиваются, функционируют в обществе общественное сознание, духовная сфера, составные грани единой духовной жизни общества.

общество жизнь культура

Духовная сфера жизни общества играет немаловажную роль в его развитии. В первую очередь, она способна формировать ценности, взгляды, стереотипы и даже мировоззрение многих людей, что значительно влияет на характер общества: будет ли оно прагматичным, циничным, милосердным, жестоким, словом, какие духовные направленности будут царить в нем, зависит именно от этой области жизни социума.

Если люди будут видеть в качестве примеров жестокое или равнодушное поведение, естественно, они станут перенимать его. В этом заключается одна из основных и направлений в искусстве - воспитательная.

Что такое духовная сфера

Прежде всего следует отметить, что духовность понимается социологией и культурологией как объединяющее начало в обществе, которое представлено традициями и моральными ценностями, отражающимися в религиозных учениях и образах искусства. Если ее рассматривать с индивидуальной позиции, тогда духовность идентифицируется с совестью, которая укрепляется с помощью проповедей и идейно-воспитательных работ.

Таким образом, духовная сфера - это те области, в которых люди, взаимодействуя, обретают и совершенствуют свое представление и отношение к миру. Самыми распространенными ее «представителями» являются образовательные учреждения, театры, филармонии, религиозные сооружения.

Духовная сфера: виды

Эту сферу можно разделить на три обширных области, которые между собой отличаются не только предметами, но и методами, с помощью которых общество обогащается и знаниями.

Научная духовная сфера. Здесь научное познание позволяет определять закономерности мира. Для этой области характерны абстрактно-логические формы понятий, с помощью которых представляется и осмысливается информация.

Наука выполняет несколько важных функций:

  • познавательную;
  • прогностическую;
  • объяснительную;
  • мировоззренческую.

Для этой области духовной сферы характерны систематичность и логичность; основной критерий, который отличает ее от остальных областей - объективность.

Эта форма мировоззрения складывалась на протяжении долгого периода, поэтому ее относят к исторической. Религию можно рассматривать как мост между материальным и духовным: с одной стороны, она обладает рядом принципов и традиций, а с другой, характерными материальными атрибутами: символами, определенной формы зданиями, кроем одежды служителей и пр. Когда в обществе отсутствует религия гармонизирует его. С помощью религии формируется социальное мировоззрение, которое направлено на созидание, а не разрушение: наставления растить детей, быть добрыми и честными, советы о взаимопомощи характерны практически для всех религий и полезны для любого социума.

Религия как социальный институт выполняет такие функции:

  • компенсаторную;
  • регулятивную;
  • интегративную;
  • коммуникативную.

В настоящее время религии нуждаются в большей поддержке общественности, чем когда-либо: с развитием науки утрачивается вера людей, и влияние религии на их действия уменьшается.

Искусство как духовная сфера. Здесь основным способом передачи смысла выступают выраженные в словесной или изобразительной форме. Творения создаются профессионалами - художниками, скульпторами, литераторами, и они способны придать форме эстетический вид.

Искусство выполняет ряд функций:

  • познавательную;
  • воспитательную;
  • эстетическую.

Искусство как часть духовной сферы имеет социальное содержание: так, в кризисные периоды происходила его дегуманизация, а, например, при наблюдалась трансформация искусства в орудие политики.

Общество (в широком смысле)

это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы
взаимодействия и формы объединения людей.

1) Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т.к. эта деятельность создает особый мир – мир культуры, мир всего того, что не существует в природе.

2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.

Общество (в узком смысле)

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)

отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)

1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень.

2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений.

Природа (в широком смысле)

весь окружающий нас мир в бесконечном
разнообразии его форм и проявлений

Природа (в узком смысле)

природно-географическая среда

Общественные отношения

многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

1) Общественные отношения являются относительно устойчивыми, безличными, затрагивающими важные стороны жизни людей.

2) Материальные общественные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.

3) Духовные общественные отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей, определяются их духовными ценностями.

Духовная сфера жизни общества

сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения).

1) Духовная сфера жизни общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство.

2) Духовная сфера жизни общества охватывает учреждения культуры, религиозные организации и соответствующую деятельность людей.

3) удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствовании

Социальная сфера жизни общества

совокупность социальных отношений и условий, которые влияют содержание и характер деятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности.

1) Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности.

2) Социальная сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, политической и духовной).

Политическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая государство, политику, право, отношения людей, связанные с этими структурами.

Политическая сфера жизни общества направлена на удовлетворение потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке.

2) Политическая сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, социальной и духовной).

Экономическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая производство, распределение,обмен и потребление товаров и услуг, а также отношения людей в процессе этой деятельности.

1) Экономическая сфера жизни общества служит удовлетворению материальных потребностей человека.

2) Экономическая сфера является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (политической, социальной и духовной).

Прогресс

от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному

Регресс

(обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций

Критерии общественного прогресса

Развитие человеческого разума

совершенствование нравственности людей

прогресс науки и техники

развитие производительных сил, включая самого человека

возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Реформа

это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Революция

коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания

Общественно-экономическая формация

это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой

Глобальные проблемы

от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации

Глобализация

процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.

1) Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать взаимные интересы, предостерегает их от крайних мер в политике и экономике.

2) Глобализация способствует ослаблению национальных культур.

3) Обществоведы выделяют экономическую, политическую и культурную глобализацию.

Антропогенез

процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества

Социогенез

процесс исторического и эволюционного формирования общества

Антропосоциогенез

процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.

Сознание

высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.

Самосознание

осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Рефлексия

свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями.

1. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир.

2. Рефлексия есть обращенность сознания на процесс собственного мышления.

Мышление

высшая форма активного отражения объективной действительности, состоящая в целенаправленном, обобщенном, абстрактном познании окружающего мира.

Бессознательное

совокупность психических процессов, функций, состояний, не представленных в структуре сознания.

Индивид

единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям

Индивидуальность

неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности

Личность

индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Потребности

нужда в чем-либо, объективно

необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности.

1. Обществоведы выделяют биологические, социальные и духовные потребности человека.

2. В современной социологии выделяются разумные потребности (способствующие духовному и физическому совершенствованию и не наносящие ущерба другим людям) и мнимые потребности (способствующие физической и духовной деградации человека и наносящие ущерб другим людям).

Способности

индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.

1. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков.

2. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные и т.п.

Задатки

врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

1. Задатки, в отличие от способностей, являются даром природы, а не продуктом человеческой деятельности.

2. Для развития специальных (узких) способностей нужны особые задатки – музыкальные, математические, технические.

Одаренность

сочетание высокоразвитых способностей.

1. Одаренным является человек, способный ко многим видам деятельности.

2. Уровень, качество и характер одаренности является результатом сложного взаимодействия задатков и социальной среды.

Талант

выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью.

1. Талантливые люди создают новые основы для развития общества.

2. Талант нуждается в упражнении, чтобы достичь определенной степени совершенства.

Гениальность

высший уровень развития талантов и способностей, связанный с созданием качественно новых, уникальных творений.

1. Гениальность способствует осуществлению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества.

2. По мнению психологов, гениального человека отличают упорный труд и непреодолимое стремление к высшей степени совершенства.

Характер

индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.

1. В структуре личности характер занимает центральное место, т.к. определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все другие ее свойства.

2. Характер проявляется в отношении человека к труду, к другим людям и к себе, к окружающей действительности.

Социализация

проходящий на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

1. От степени успешности социализации зависит степень самореализации личности в процессе общественной жизни.

2. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры

Мировоззрение

обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые отражают целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

1..В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

2. Носителями мировоззрения выступают отдельная личность, социальная группа, определенное общество в целом, все человечество в ту или иную эпоху.

3. Выделяют следующие типы мировоззрения: житейское, мифологическое, религиозной, научное.

Межличностные отношения

результат психологического взаимодействия людей в процессе общения – взаимопонимания и взаимопереживаний.

1. В межличностных отношениях проявляются как индивидуальные качества личности, так и усвоенные этой личностью социальные нормы и ценности.

2. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Свобода

объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований

Ответственность

это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями

1. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет.

2. Границей свободы человека могут быть лишь права и свободы других людей.

3. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

4. Ответственность человека проявляется в его сознательной готовности следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих.

Деятельность

вид активности человека, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

1. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира.

2. Любой вид деятельности предполагает наличие

Человека (субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками,

Операций целесообразной деятельности,

Объектов, на которые направлена деятельность.

3. В структуре деятельности обязательно присутствуют следующие элементы: мотивы, цель, средства и результат.

4. К видам деятельности относят игровую, учебную, трудовую деятельность и общение.

Духовная деятельность

создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей с целью изменения сознания человека.

1. Духовную деятельность принято разделять на духовно-практическую (отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую (отражение действительности в науках, законах природы и общества).

2. Духовная деятельность включает в себя ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

Игровая деятельность

вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе

1. Игровая деятельность носит условный характер, в ней используются замещающие предметы.

2. Игровая деятельность готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Учебная деятельность

деятельность, основной целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.

1. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.

2. Учебная деятельность является общественно значимой и общественно оцениваемой.

3. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом субъекте данной деятельности.

Трудовая деятельность

одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ

1. В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) используемые технологии

Общение

процесс обмена информацией, идеями, эмоциями, конкретными действиями между равноправными субъектами деятельности.

1. Общение выполняет социальные функции: обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми.

2. Общение определенным образом воздействует на психическое состояние человека.

3. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.

Коммуникация

процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

1. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает).

2. Обратная связь между субъектами коммуникации, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Познание

активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование

1. Процесс познания имеет два уровня – чувственный и рациональный.

2. К видам познания относят житейское, научное, практическое, художественное, социальное.

3. Познание всегда носит творческий характер.

4. Познание является основным способом существования сознания.

5. Процесс познания всегда предполагает наличие субъекта и объекта познания.

Чувственное познание

способ познания, осуществляемый с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

1. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. Чувственный способ познания нередко искажает действительность, неточно и однобоко ее воспроизводит.

Рациональное познание

способ познания, осуществляемый с помощью мышления. разума.

1. Основными формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.

2. Рациональное познание связано со стремлением субъекта познания понять закономерности явлений.

Интуиция

способность непосредственного постижения истины, в результате озарения, наития, прозрения

1. Интуиция выступает своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания.

2. В интуиции ясно осознается лишь результат, а процесс его получения лежит в области бессознательного.

Истина

процесс адекватного (правильного, верного) осознания действительности в сознании человека.

1. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

2. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

3. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютная истина

Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки

1. Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, носящим постоянный характер.

2. В абсолютной истине воплощается бесконечность процесса познания, предел, к которому стремится человеческое знание.

Относительная истина

ограниченное, верное знание о чем-либо

1. Относительная истина зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент).

2. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

3. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или оказаться заблуждением.

Критерии истины

чувственный опыт

практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)теория

1. Практика, как критерий истины, всегда носит конкретно-исторический характер.

2. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.

Заблуждение

Знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

1. С точки зрения нравственности заблуждение является добросовестной неправдой.

2. Заблуждением может стать относительная истина.

Житейское познание

вид познания, которое основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

1. Житейское познание основано на здравом смысле.

2. Житейское знание является результатом обобщения жизненного опыта.

Художественное познание

особый тип познания, связанный с художественным освоением мира.

1. Особенностью художественного познания является использование художественного образа.

2. Особенностью художественного познания является оригинальность, присущая творчеству и проявляющаяся через разные виды искусства.

Социальное познание

вид познания, в ходе которого общество познает себя.

1. Особенностями социального познания являются

совпадение субъекта и объекта познания.

сложность изучаемого объекта

ограниченность таких методов познания, как наблюдение и эксперимент.

2. Источниками получений знаний об обществе являются социальная действительность, исторический опыт, общественная практика.

3. Социальное познание начинается с установления социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей

Научное познание

процесс получения объективного, истинного знания

1. Задачей научного познания является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

2. Специфика научного познания состоит в том, что оно обращено к объективным процессам и явлениям, существующим независимо от человека.

3. Научное познание использует эмпирический (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретический (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение) методы познания.

4. Научное познание имеет эмпирический и теоретический уровни.

5. Формами научного познания являются вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.

Духовная жизнь

сфера деятельности человека и общества, охватывающая человеческие чувства и достижения разума, объединяющая усвоение и создание новых духовных ценностей.

1. Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, соответствующие им учреждения и соответствующую деятельность людей.

2. К духовной жизни личности относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей.

Культура (в широком смысле)

Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты

Культура (в узком смысле)

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

1. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

2. В развитии культуры сочетаются две тенденции – сохранение традиций и новаторство.

3. К функциям культуры относят:

познавательная (целостное представление о народе, стране, эпохе)

оценочная (отбор ценностей, обогащение традиций)

регулятивная (система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

информативная (передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений)

коммуникативная (способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение)

социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию)

Диалог культур

это совокупность отношений и связей, складывающихся между различными культурами, результаты и взаимные изменения, возникающие в результате этих отношений.

1. Диалог культур влияет на развитие личности, расширяя ее представления о культурных традициях и нормах.

2. Диалог культур может способствовать как взаимообогащению культур, так и их унификации.

3. Принято выделять следующие уровни диалога культур: личностный, этнический, межнациональный, Цивилизационный.

4)Народная культура

культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

1. Народную культуру называют коллективной по происхождению.

2. Народная культура включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы (фольклор).

Массовая культура

разновидность культуры, понятной и доступной для восприятия любому члену общества, не требующей специальной подготовки.

1. «Массовая культура» сформировалась в рамках индустриального общества во второй половине 20 века.

2. Для массовой культуры характерна коммерциализация всех видов искусства.

3. Для массовой культуры характерно интенсивное художественное, идеологическое и психологическое воздействие на широкие слои населения при помощи средств массовой коммуникации и информации.

4. Массовая культура может перенимать художественные приемы, идеи элитарного искусства, что повышает ее уровень.

Элитарная культура

разновидность культуры, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки.

1. Произведения элитарной культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметов споров искусствоведов и критиков.

2. Произведения элитарной культуры могут получать общественное признание, а их авторы добиваться материального благополучия, но при этом не происходит превращения элитарной культуры в массовую.

Субкультура

часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе

1. Обществоведы выделяют молодежную, женскую, профессиональную, криминальную и др. субкультуры.

2. Субкультуры, отличающиеся своей спецификой, не претендуют на то, чтобы вытеснить собой господствующую культуру.

Контркультура

направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества

1. Контркультура возникает тогда, когда ценности, возникающие в рамках какой-либо субкультуры, начинают выходить за ее рамки и претендовать на универсальность.

2. Контркультура выступает выражением механизма культурного обновления.

Культурные универсалии

общие черты или формы, присущие всем культурам.

1) К культурным универсалиям относят институт брака и семьи, религиозные ритуалы, язык с определенной грамматической структурой, искусство, танец, игру, обычай дарить подарки и многое другое.

2) Культурные универсалии по-своему преломляются в культуре разных общетств.

Наука

теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

1. К функциям науки относят:

познавательно-объяснительную (объяснение окружающего мира и законов его развития)

культурно-мировоззренческую (формирование мировоззрения)

прогностическую (прогнозирование дальнейших изменений в окружающем мире и обществе, а также их последствий)

социальная (включение науки в процессы социального развития и социального управления)

2. Современная наука стала непосредственной производительной силой общества, т.к. ее развитие предопределяет появление новых отраслей материального производства.

Образование

социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

1. К функциям образования относят

экономическую (формирование социально-профессиональной структуры общества)

социальную (социализация личности)

культурную (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида)

2. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Мораль

специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях

особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

1. Мораль включает в себя

моральные нормы ("не лги"; "не укради"; "не убий"; "почитай старших"
и т.д.)

моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д.)

нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д.)

морально-психологические механизмы (долг, совесть)

высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье)

2. В морали проявляется коллективная воля людей и попытка согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм и оценок.

Религия

мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

1. К основным функциям религии относятся:

мировоззренческая

регулятивная

терапевтическая (религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования)

культуротранслирующая (религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению)

интегрирующая (религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания)

2. Все существующие религии делятся на следующие группы:

Родоплеменные примитивные верования (тотемизм, фетишизм, анимизм)

Национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, синтоизм (у японцев), конфуцианство)

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)

Мировые религии

религии, имеющие огромное число последователей во всем мире, выходящие за рамки национальных государств, обращенные к представителям любых социальных групп и имеющие высокую пропагандистскую активность.

1. К мировым религиям относят буддизм, христианство и ислам.

2. Все мировые религии проповедуют равенство всех людей перед Богом.

Искусство

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах

1. К специфике искусства как форме художественного познания относят образность и наглядность, специфические средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.п.), воображение и фантазия познающего субъекта.

2. Искусство выполняет в обществе множество функций:

Общественно-преобразующую (под влиянием произведений искусства люди совершают определенные поступки, включаются в творческую деятельность)

Утешительно-компенсаторную (Искусство влияет на внутренний мир человека, оно способно восстановить в человеке психическое равновесие)

Воспитательную (способность художественных произведений влиять на становление личности, формировать мысли и чувства людей)

Эстетическую (искусство формирует эстетические вкусы и потребности человека)

Познавательную (способность произведений искусства отражать различные стороны жизни)

функцию предвосхищения (фантастические, социально-утопические, и социально-прогнозирующие произведения)

Социальные нормы

установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь

1. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

2. К видам социальных норм относятся:

нормы морали

традиции и обычаи

религиозные нормы

политические нормы

правовые нормы

2)Социальные группы

устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)

1) Возникновение и существование социальных групп обусловлено общественным разделением труда и специализацией деятельности.

2) По одной из классификаций социальные группы разделяют на большие и малые (по числу участников).

3) По другой классификации социальные группы делятся на первичные (группа друзей, соседей) и вторичные

Социальные общности

относительно устойчивые совокупности людей, обладающие более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью ценностей, интересов и норм.

1) Социальные общности могут варьироваться по количественному составу (от нескольких лиц до многочисленных масс), по продолжительности существования (от часов до тысячелетий), по степени связи между индивидами (от устойчивых до случайных образований).

2) Примерами социальных общностей являются этносы, театральная аудитория, пассажиры поезда, спортивные болельщики и др.

3) Все множество реальных социальных общностей делят на массовые и групповые (социальные группы).

Страта

реальная общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем)

1) Страты в современном обществе различаются по уровню доходов, основным чертам образа жизни, отношениям собственности, включенности во властные структуры, социальному престижу, самооценке своей позиции в обществе.

2) В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший.

Социальная стратификация

наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа

1) К основным критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж.

2) Социологи выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, кастовую, сословную и классовую системы.

3) Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Каста

социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением

1) Место каст в общественной иерархии определялось особыми функциями каждой касты в системе разделения труда.

2) В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация деятельности для каждой касты.

Духовность защищает свободу личности, свободу и независимость нации. Изучение социальной эволюции и логики социальных процессов создает возможность определить изменения в системе исторических, духовных, культурных и моральных ценностей — динамику развития общества в ситуациях рисков, вызовов и угроз. В исследовании проблемы духовной реальности особое значение имеет духовная составляющая общественной жизни.

Духовный аспект жизни общества

Духовную реальность, являющуюся основой духовной сферы жизни общества, можно представить как отражение в уме и фиксацию в психике индивида потенциального и реального бытия. При этом бытие представлено в двух своих формах — как индивидуальное, так и социальное. Индивидуальное бытие связано с психикой и сознанием конкретного человека. Его составляющими являются ощущения, восприятия, представления, а также концепции, суждения, выводы об окружающей действительности. Социальное бытие духовно фиксируется в общественном сознании и социальной психологии при участии отдельных людей и коллектива в общественной жизни.

Характеристики духовности

Понятие духовной сферы общества непосредственно связано с духовностью. Среди ее основных аспектов следует выделить:

  1. Всесторонний характер. Человеческая духовная жизнь имеет много сторон. В качестве ее составляющих рассматривают рациональную и эмоционально-эффективную стороны, гносеологически-познавательные и ценностно-мотивационные моменты, элементы внешнего и внутреннего мира человека, а также многие другие грани, уровни, условия духовной жизни человека. Это понятие включает в себя все эти аспекты человеческой жизни.
  2. Духовность как идеальность. Содержание любого явления окружающего мира интериоризовано (присвоено) человеком в чистом виде, освобождено от объективных, материальных, субъективных или пространственно-временных характеристик существования. Огромная роль в формировании и развитии идеальности принадлежит языку, категориально-концептуальной системе сознания человека. Человеческая духовность является совершенным миром, в котором живет человек, оперирующий идеальными формами.
  3. Духовность является субъективным миром человека. Ее можно определить как внутреннюю, личную жизнь человека. Она представлена во внутреннем созерцании человека, ее раскрытие происходит в границах собственного идеального пространства и времени человека. Она полностью субъективна, представляет «Я» человека, ее действия обусловлены тем, что она является бытием и особенностью «Я» индивида. Она субъективна и индивидуальна. Таким образом, ее можно определить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.

Основы духовности

Качественные черты духовного мира личности, социальных слоев и групп определяют состояние социальных отношений в аспекте их стабильности и нестабильности, динамики развития и воспроизводства. Социально-философский анализ духовной сферы общества фокусируется на рассмотрении универсальных значений, основных черт и характеристик, глубины — актуализированных явлений общественной жизни.

Духовные основы базируются на четырех столпах:

  • приверженности универсальным ценностям;
  • укреплении и развитии духовного наследия;
  • возможности свободной реализации человеческого потенциала;
  • патриотизме.

Система духовных ценностей

Общечеловеческие ценности — это социальная ориентация и основа духовной сферы жизни общества. Без поддержки духовных принципов и без развития человеческих качеств устойчивое развитие общества немыслимо.

Ценности — это основные принципы жизни людей. Они необходимы как ориентир поведения и действий человека в повседневной жизни, формируются на основе интересов, выбора, потребностей, желаний и предпочтений.

Основные человеческие ценности относятся к тем, которые лежат в основе человеческого бытия. Ценности, которые считаются основными неотъемлемыми значениями в человеке, включают правду, честность, лояльность, любовь, мир и так далее, потому что они раскрывают фундаментальную доброту людей и общества в целом. Кроме того, поскольку эти ценности объединяются по своей природе и затрагивают социальные, культурные, религиозные и прочие интересы отдельных людей, они считаются универсальными, вневременными и вечными, применяемыми ко всем людям.

Сущность и значение

Духовная сфера общества является некоей областью бытия, в границах которой объективную реальность можно рассматривать не как предметную действительность, а как реальность, которая присутствует в самом человеке и является частью его личности. Основой является практическая деятельность человека, при этом ее можно рассматривать как особую форму отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним.

К духовной сфере общества относятся многие аспекты человеческой жизни. она представлена знаниями, верой, чувствами, переживаниями, потребностями, способностями, стремлениями и целями людей. Все вместе они являются духовным миром личности.

Она предоставляет условия для объединения различных форм и уровней общественного сознания: нравственного, научного, эстетического, религиозного, политического, правового. Соответственно к элементам духовной жизни общества следует отнести мораль, науку, искусство, религию и право.

Мораль

Мораль можно рассматривать как определенные кодексы поведения, выдвигаемые обществом или группой (например, религиозной) или принимаемые индивидуумом как основы собственного поведения.

Мораль — это убеждение, что какое-то поведение является правильным и приемлемым, а другое поведение таковым считать нельзя. Она является кодексом ценностей, используемых для руководства выборами и действиями человека, которые определяют цель и ход его жизни.

Наука

Наука — это систематический и логичный подход к обнаружению того, как работают вещи во Вселенной, совокупность знаний, накопленных через открытия обо всех вещах во Вселенной.

Наука, являясь частью духовной сферы общества, может быть определена как знание, основанное на очевидных и воспроизводимых данных. Она стремится к измеримым результатам через тестирование и анализ. Наука основывается на фактах, а не на мнениях или предпочтениях. Процесс науки призван оспаривать идеи при помощи исследований.

Искусство

Основное значение этого понятия - выражение или применение человеческого творческого мастерства и воображения, как правило, в визуальной форме, например, живопись, скульптура, воспроизведение работ, которые должны цениться за красоту или эмоциональную силу. Также это создание объектов, изображений, музыки и т. д., которые считаются прекрасными или выражают чувства.

Искусство - это выражение мыслей, эмоций, интуиции и желаний. Оно раскрывает то, как человек ощущает мир, который для многих является продолжением личности. Искусство — это способ охватить мир. Не только физический мир, как это пытается сделать наука; но и весь мир, и в частности, человеческий мир, мир общества и духовный опыт. Как элемент духовной сферы общества искусство отражает окружающую действительность в художественных образах.

Религия

Религия — это набор убеждений, чувств, догм и практик, которые определяют отношения между человеком и святым или божественным. Религия определяется конкретными элементами сообщества верующих: догмами, священными книгами, обрядами, поклонением, таинством, моральным предписанием, запретами, организацией.

Религия может быть определена тремя ее основными характеристиками:

  1. Религиозные практики.
  2. Религиозные чувства, то есть вера.
  3. Единство в сообществе тех, кто разделяет одну и ту же веру, церковь.

Это то, что отличает религию от магии.

Право

Право является особой категорией, при помощи которой устанавливается и поддерживается общественный порядок. Ээто система правил, которые определенная страна или сообщество признает как регулирующие действия своих членов и которые она может применять путем наложения штрафов. Право регулирует общественные отношения: при помощи правил поведения определяются границы свободы, равенство людей в реализации и защите их интересов, регулируется борьба и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Право - это государственный регулятор общественных отношений.

Духовное производство

Сравнительно недавно в современной литературе относительно духовной сферы общества начала раскрываться концепция духовного производства, под которым понимают производство сознания. Его осуществляют особые группы людей, профессии и квалификация которых так или иначе связаны с умственным трудом. Их деятельность приводит к появлению:

  • идей, теорий, образов, духовных ценностей;
  • духовных социальных связей людей;
  • духовности человека.

Духовная структура производства включает научное, эстетическое и религиозное понимание. Следует обратить внимание на то, что хотя политика, закон, мораль являются формами духовной сферы общества, их нельзя отнести к духовному производству.

Мораль не является результатом творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, участвуют в изучении этических и моральных сфер жизни социума и человека. Но они не создали никаких моральных правил или принципов: их творение является результатом веков развития человеческого общества.

Политика и закон также не являются духовным производством, потому что здесь созданы социальные отношения, которые не являются прежде всего духовными. Например, если юрист развивает систему отношений с собственностью, которая является материальным объектом, следовательно, юридические отношения собственности являются не духовными, а материальными.

Политические отношения касаются власти и отношений господства и подчинения, в конечном счете являются материальными отношениями.

Наука, искусство, религия занимаются производством идей, изображений, представлений в чистой форме. В каждой из этих форм реальность общественного сознания представлена ​​в согласованном и конкретном виде.

Отличия духовного и материального производства вполне очевидны. В духовном производстве труд индивидуален, в материальном производство индивидуально и коллективно.

Духовную жизнь, вытекающую из общественной практики, невозможно отделить от других сфер жизни общества, так как она является одной из подсистем социума. Примерами духовной сферы общества могут послужить книгопечатание, церковь, научный институт, карнавал, научное открытие, конституция государства.

Духовная сфера общества: понятие, элементы, примеры на сайт.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался - болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться - стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе - не подходи, убьёт; шоколадка в кармане - прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: