Что можно сделать во славу божию проект. Как связаны нравственность и технический прогресс? Как обращать наши дела во славу Божию

Любой разговор обычно начинается с приветствия - это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.

Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» - «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.

В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника - «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» - звучит в ответ.

Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».

По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо - «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются - «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах - «Ваше Преподобие». К епископу обращаются - «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам - «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально - «владыко», а к наместнику монастыря - «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху - «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Вспомнилась мне одна история. Мои так называемые «православные каникулы».

Дело было в 1995 году. У нас в Невской была одна прихожанка, Галя, гречанка. Телосложения среднего, возраста неопределенного и во всем остальном тоже ничего примечательного. Ходит по церкви такая благостная, со всеми раскланивается. Через слово «Спаси, Господи!».

Смотрю я на нее и думаю: «Вот пример для подражания. Не то что у меня, грешницы, страсти кипят, как суп в кастрюльке. Прямо на плиту иногда выплескивает». То меня кто-то словом обидел, то я из-за ерунды в депрессию впадаю.

Захотелось мне с Галей поближе познакомиться. В порядке, так сказать, получения духовного опыта. Тут как раз случай представился.

Слышу, Галя кому-то рядом предлагает:

– Поехали ко мне в деревню. И отдохнешь, и подышишь свежим воздухом, парного молочка попьешь. У меня дом большой, все продукты вот этими вот ручками выращены и сделаны. Живи, наслаждайся природой во славу Божью.

Я рискнула и подошла.

– А можно и мне с моим мальчиком к вам? Он у меня с рождения в городе. Вывести куда-то хоть на недельку возможности нет.

Галя расцвела, прямо солнечные лучики из глаз заструились:

– Конечно, родная. Я всех зову. Живи, сколько понравится. Только деревня моя далеко. Весь день на маршрутке ехать. И места немного дикие. Со светом напряженка.

– Это, – говорю, – ничего. Со светом и тут перебои. Мы привычные. Главное, с сестрой во Христе.

Расцеловались мы в знак мирного сосуществования, благословились, как положено, у батюшки и договорились о встрече в ближайшее воскресенье после службы.

«Или меняете веру, или берете наш язык»

Пока тряслись в маршрутке, узнала я для себя о Галиной деревне много интересного. Оказывается, в Грузии греки делятся на две группы: понтийские и «просто» греки. Первые говорят на чисто греческом, а вторые на турецком и называют его гордо «наш язык». Это было вызвано тем, что при очередном завоевании турки поставили им условие: «Или меняете веру, или берете наш язык». Побежденные решили взять язык, но сохранить православие. Теперь их потомки и не помнят греческого, говорят на турецком, мешая с русским. Грузинский знают очень слабо, впрочем как и остальные нацменьшинства в Грузии.

В итоге оказались мы с сыном в этой греческой деревушке, затерянной в горах. Место и правда первозданной красоты. Воздух чистейший, хоть литрами его пей, только немного разреженный. Дышать с непривычки трудно. Слышишь стук собственного сердца. И тишина. Издалека слышно, как где-то мычит в сарае корова или кудахчет курица.

Половина домов заколочены. Их хозяева поехали в Грецию на заработки. Остальные дома добротные, ухоженные, сады огромные, роскошные, чего только нет. Греки, как известно, славятся своим трудолюбием.

Мой сын Олег обалдел от простора и новых впечатлений.

Я рассеянно созерцала открывшиеся передо мной красоты, но Галя быстро внесла свои коррективы, объявив планы на завтра:

– Встаем в 6 утра. Идем картошку от колорадского жука чистить. И еще коровник надо в порядок привести. Потом еще с дровами разобраться.

Список впечатлял своей длиной.

Я рассудила, что негоже сидеть, как в гостях, и настроилась на изучение сельского хозяйства изнутри. В уме сами собой рисовались картины монастырской жизни, о чем я читала в житиях.

Реальность скоро развеяла в дым мои восторги.

Через час после выхода на какой-то безобразно огромный участок с картошкой от непривычно согнутого состояния у меня разболелась спина.

«Сейчас вспомню, кто из святых против жуков помогает»

Мимо проходил какой-то местный житель и покрутил пальцем у виска самым невежливым образом:

– Зачем собирать жуков в банку? Завтра их будет в 10 раз больше. Их только травить надо.

Я тут же бросила свои трофеи и помчалась докладывать Гале о новаторстве в борьбе с вредителями. Галя разразилась гневной речью о дороговизне химикатов и их вреде для окружающей среды. Потом дала духовный совет:

– Святому Трифону молятся в таком случае. Работай с Иисусовой молитвой и не обращай ни на кого внимания. Это, видно, сосед мой был, Харлампий Иокимиди, известный зануда. Я сейчас вспомню, кто еще из святых против жуков хорошо помогает…

Я не решилась углубляться в агиографию и мужественно отправилась на свой пост к членистоногим.

Еще через час ползания между картофельными рядами мне ужасно захотелось кушать. И я снова ретировалась к хозяйке фазенды, чтобы культурно узнать, когда намечается обед или нельзя ли чего перекусить на скорую руку.

Выяснилось, что до обеда ужасно далеко, а перекусывать здесь не принято.

Не знаю, как я дотянула до обеда с постным борщом, но по некоторым красноречивым вещам поняла простую истину: Гале явно нужна была рабсила при минимальных затратах.

Ехать назад в Тбилиси на второй же день я не хотела. В собственных глазах это было что-то типа дезертирства. Сказала себе, что и в монастыре бывают искушения и надо их мужественно преодолевать. Иначе раздражение и злость накрывали с головой.

Сказать-то сказала, а кушать хочется постоянно и мне, и сыну. Тут я вспомнила о мамином совете:

– Возьми с собой в деревню коробку с жвачками. Продашь местным штучно, и будет тебе выигрыш.

Я опять бросила этих злосчастных жуков и побежала за своим сокровищем, которое требовалось срочно конвертировать в продукты.

Жвачки оказались сверхвостребованными. Деревенские мальчишки давали мне яйцо за тоненькую пластинку. Довольно быстро я набрала штук двадцать еще теплых яиц с прилипшим куриным пометом и тут же поменяла их на головку сулугуни и свежий горячий лаваш прямо из тоне.

Жизнь снова засверкала радужными красками, и осуждение само собой отступило на задний план.

Галя издали наблюдала за моей смычкой с аборигенами и явно пожалела, что со мной связалась. И решила перебросить меня на новый фронт работ – чистку коровника.

К вечеру я была без рук, без ног и распространяла всюду ужасный запах. Имела глупость спросить у своей работодательницы:

– А где тут у вас баня, чтобы помыться?

Галя разразилась гневной речью, что здесь не Париж, и все нормальные люди моются раз в неделю, а то и реже. В заключение был подчеркнут и духовный аспект частого мытья.

– Я знавала одного батюшку, Царство ему Небесное. Он мылся два раза в год. А сам был такой чистенький, прямо светился весь. Значит, грешил мало. Нам, христианам, много о телесном думать не положено.

Через 2-3 дня я более или менее адаптировалась в новом социуме и сделала для себя ряд наблюдений.

Деревенька жила сугубо патриархальным укладом. Вся жизнь здесь вращалась вокруг коров и делилась на две части – «до выпаса» и «после выпаса». Главным человеком с непререкаемым авторитетом был местный священник. В субботу он служил вечерню и все население собиралось в церкви. Вечерня начиналась в пол-одиннадцатого вечера, когда все коровы – главная ценность мироздания – были уже подоены и отходили ко сну. Для меня это было сверхпоздно и очень непривычно.

Представляете, идешь по деревне в церковь в кромешной темноте с огарком свечи. Уличные фонари там не работали по определению. С одной стороны, романтично, (прямо атмосфера первых веков христианства), а с другой – не очень.

О службе в той церкви надо сказать отдельно. Батюшка был грузин, Евангелие читал на грузинском, потом кое-как переводил на русский, а местная интеллигентная женщина, которая заодно была регентом хора, который все песнопения исполнял на один мотив, переводила отрывок из Евангелия на «их» язык, так как много прихожан приезжали из совсем уж дальних деревень и русского вообще не знали. В этот момент они собирались кучкой вокруг этой женщины и внимательно ее слушали, а батюшка терпеливо ждал. Хотя тихим и мирным его назвать было нельзя: если кто-то нарушал дисциплину в храме, то он мог погнать громогласно, восклицая: «Эй, шайтан» и далее.

На мой взгляд, батюшка был человеком примитивным, но высказывать свое мнение вслух здесь было чревато. Я и так уже заработала себе имидж чокнутой горожанки.

«Дураки пишут разное, а ты время тратишь на их сплетни»

Так и стоит перед глазами картина. После вечерней дойки в одном из домов сидят человек десять соседок (при одной керосинке на все общество) и поют свои заунывные турецкие песни. А я в уголочке при своей индивидуальной свечке читаю Голсуорси. Что делать, я без книги не засну.

Одна из сидящих оборачивается ко мне и спрашивает:

– Эй, урус, что читаешь, глаза портишь?

– Голсуорси.

Отвечаю в двух словах, кто это.

– А-а.. – и смотрят все жалостливо-опасливо.

Галя тут же выступает с обличительной речью:

К концу недели я поняла, что на деревенской идиллии пора ставить большую жирную точку. Еще неделю я здесь точно не выдержу.

Случайно встретила у водокачки школьную учительницу-грузинку, которую угораздило сюда выйти замуж. Мы вцепились друг в друга и простояли так целый час под обстрелом осуждающих взглядов – мол, две бездельницы нашли друг друга. Учительница выспрашивала меня с жадностью о городских новостях и о мировых новостях в целом. Как я уже сказала, свет тут давали редко, а телевизор и радио можно было послушать, когда с коровами было покончено.

Словом, поездка в деревню для меня явилась немалым искушением. Для Гали мой приезд тоже был не меньшим испытанием на прочность. Мы слишком разные.

Нет, я по-своему благодарна Богу за это погружение в иной мир. Все же мой сын неделю пил парное молоко, о котором я не могла мечтать в Тбилиси. И поменять климат полезно для растущего организма. Но теперь, когда мне что-то предлагают во славу Божью, я начинаю немного нервничать. Кто его знает, что под этим подразумевается.

Вконтакте

Книга 6. Поучение 13

I . В день св. архистратига Михаила, который отличается необыкновенною ревностию ко славе Божией, почему изображается в воинственном виде как ратоборец за славу Творца и Вседержителя, как победитель сатаны, который за свое сопротивление воле Господа низвержен св. архистратигом Михаилом и прочими св. ангелами с неба, уместно будет предложить вам, братия, поучение св. Иоанна Златоустаго о том, что все можно и должно делать во славу Божию.

II . а) Скажешь: как можно есть и пить во славу Божию? спрашивает этот св. отец церкви. - Призови беднаго, сделай Христа участником твоей трапезы, и вот - ты ел и пил во славу Божию! Но апостол учит не только есть и пить во славу Божию, но так же поступать и во всем прочем.

б) Выходишь ли из дома или остаешься дома? То и другое делай во славу Божию. А каким образом делать это для Бога? - Когда ты приходишь в церковь, когда участвуешь в молитве и в духовном поучении, то этот выход из дома совершился во славу Божию. Также и дома можно оставаться для Бога. Как и в каком случае? - Когда слышим шум, безчиние, бесовские игрища, когда слышим, что площадь наполнена невоздержными людьми: останься дома, удались от этого шума, и ты останешься дома во славу Божию.

в) Можно во славу Божию хвалить и обличать. Скажешь: как можно хвалить и обличать во славу Божию? Вы иногда сидите в своих мастерских, - видите, как проходит мимо дурной и негодный человек с великою пышностию; тогда, если кто скажет: как он счастлив! - спроси у того, кто скажет это: почему ты называешь его счастливым? Потому ли, что у него хороший конь с позолоченною уздою, что у него много слуг, что он нарядно одет и пирует каждый день? Но поэтому он только беден и жалок; ручьи слез о нем проливать должно. Может ли быть что-либо горестнее, когда чудятся коню, узде, красоте одежды, а в самом человеке не находят ничего похвальнаго? Что беднее человека, у которого нет никакого собственного добра, что он мог бы взять с собою отсюда? Ведь собственное наше богатство и украшение составляют не кони, не одежды, но душевная добродетель, обилие добрых дел и дерзновение пред Богом.

Напротив, когда увидишь нищаго всеми презираемаго, живущаго в бедности, но добродетельнаго, и когда сидящие с тобою скажут: как он несчастен и жалок! - ты скажи: напротив, он благополучнее всех, потому что он живет добродетельно, приобрел богатство неистощимое, имеет чистую совесть. Что за потеря, что нет у него денег, когда он получит в наследие небо и небесныя блага? - Если ты будешь так мудрствовать, то получишь и за обличение и за похвалу великую награду, ибо то и другое делаешь во славу Божию.

г) Позволительно и укорять во славу Божию. Как? А вот мы часто досадуем на слуг наших: в каком же случае позволительно укорять их для Бога? - Ежели ты видишь, что слуга или друг, или кто иной из близких тебе пьянствует, крадет, ходит на зрелища, клянется, преступает клятвы, лжет: огорчись на него, вразуми, исправь его: все это ты сделаешь для Бога. Ежели ты видишь, что он виновен против тебя, нерадив в служении тебе: прости его и ты простишь для Бога. Ныне многие поступают совсем напротив: когда против них кто согрешит, тогда они делаются жестокими и неумолимыми судьями; а когда кто раздражает Бога, погубляет свою душу, им до того и дела нет.

д) Потом: хочешь ли ты найти друга? Ищи его для Бога. Мы будем иметь друзей во славу Божию, если будем искать дружбы не с тем, чтобы достать себе денег, или найти покровительство человеческое; но с тем, чтобы друзья могли давать нам надлежащие советы, делать выговоры, когда погрешаем, обличать нас в преступлениях и при помощи советов и молитв приводить нас к Богу.

е) Можно и врагов иметь для Бога. Если видишь человека распутнаго, порочнаго, зараженного вредными мнениями: отойди от него, отбеги. Так повелел Христос, когда сказал: если правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя (). Он повелел, чтобы мы самых друзей, которые дороги для нас, как око, и необходимо нужны в делах жизни, отсекали от себя и отвергали, коль скоро они вредят спасению души нашей.

ж) Если приходишь в какое-либо собрание и много говоришь там, делай и это для Бога, и если молчишь, молчи для Бога. А как можно быть в собрании для Бога? Если, сидя там, ты разговариваешь не о делах житейских, не по пустому, не о безполезном, но о нашей вере христианской, о геенне, о царстве небесном, если говоришь не о том, кто повышен чином, кто оставлен, за что такой-то наказан, от чего такой то разжился и разбогател, а о том, какими делами или словами можно угодить Богу.

Можешь и молчать для Бога, если ты, когда тебя обижают, поносят и причиняют тебе тысячи огорчений, все это переносишь великодушно и не произносишь ни одного слова в укоризну того, кто так с тобою поступает. И плакать, и печалиться, и радоваться, и веселиться можно во славу Божию. Когда ты видишь, что или брат твой грешит, или сам ты впал в грех, и о сем вздыхаешь и скорбишь, то ты скорбию своей приобрел спасение, о котором говорит апостол Павел: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (). Ежели видишь, что другой счастлив, и не позавидуешь сему, но, как за свое доброе, возблагодаришь Бога за то, что Он даровал брату твоему такую славу: то за эту радость ты получишь великую награду.

з) Но что говорить о всем этом когда и от самых маловажных и ничтожных вещей можно получать великие плоды, если мы делаем их во славу Божию? Если ты не будешь нарядно убирать волос, не будешь украшать лица, не будешь одеваться для соблазна и прельщения других, а оденешься просто, как требует нужда: то ты делаешь это во славу Божию, и без сомнения получишь за то воздаяние, потому что ты пресек путь злой похоти и укротил неуместное тщеславие.

и) Можно и ходить для Бога, и смотреть для Бога. А как можно смотреть и ходит для Бога? Когда ты не идешь к беззаконию, не занимаешься чужою красотою; когда, видя идущую на встречу женщину, обуздываешь глаза, ограждаешь лицо свое страхом Божиим: то ты делаешь это для Бога. Послушай, что говорит мудрый: одеяние мужа и смех зубов и поступь человека дают знать, каков он ().

и) Если мы вступаем в брак, то и это должны делать для Бога. Не с тем должны мы брать жену, чтобы от нея получить богатое имение, но чтоб найти в ней благородство души; мы не должны иметь в виду большия деньги, знаменитость предков, но добродетель и кротость нравов; мы должны брать сопутницу в жизни, а не участницу в пиршествах.

к) Но к чему исчислять все? Каждый сам может перебрать порознь все, что бывает и делается, и делать то во славу Божию. Как купцы, плавающие по морю и пристающие с кораблями у городов, выходят из пристани на торжище не прежде, как узнавши, что можно продать с прибылью свои товары, так и ты ничего не делай и ничего не говори, от чего нет прибыли во славу Божию. Не говори мне, что невозможно все делать для Бога Если стрижение волос, одежда, взгляд, поступь, слово, беседа, вход и выход, шутки, похвалы, укоризна, одобрение, дружба и вражда могут быть для Бога: то что еще осталось, что не может быть делано для Бога, если только захотим?

III . Но к чему говорить о всем порознь? Довольно представить все в одном примере. Как строющие дом, выкладывая стену, проводят для верности размера снурок: так и мы, вместо снурка, будем употреблять апостольское слово: и так, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Молимся ли или постимся, обвиняем ли или прощаем, хвалим ли или укоряем, входим ли или выходим, продаем ли или покупаем, молчим ли или разговариваем, или другое что делаем, все будем делать во славу Божию. А что не служит к славе Божией, того ни делать, ни говорить не станем, будем носить с собою вместо оружия, щита и безчисленного сокровища это слово апостола, дабы, делая и говоря все во славу Божию, мы получили и сами от Него славу как здесь, так и по отшествии отсюда. Ибо Он говорит: прославляющих Меня прославлю (). Итак, не словами только, но и делами будем прославлять Его непрестанно со Христом Богом нашим, потому что Ему принадлежит всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

И очень ответственно подходила к его формированию и воспитанию. Чаще всего у других, правда. Себя она видела смирительным орудием, подавляющим всякие страсти и устраняющим недостатки ближних - особенно гнева, гордыни, богословской необразованности и недисциплинированности.

Характер ее был сложноват. Начать хотя бы с того, что никакой Светланой она не была: кто осмеливался так ее назвать, получал (бесплатно) небольшой урок греческого и - еще бесплатнее - упражнение в безгневии, которое длилось чуть подольше.

Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения

Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения и желания добра ближнему. От уроков был освобожден только настоятель, которому она присвоила чин «мой батюшка». Тот радовался возможности прогуливать уроки: зачетов у благочинного и контрольных у митрополита вполне хватало для постоянного взращивания семян наиважнейшей добродетели. Но, однажды столкнувшись с слезным ропотом молодых прихожанок, которых, вместе с малышами, Фотиния считала главным объектом своей миссии, не смог сдержаться и назвал ее «Молотом ведьм». Хотя смущенно и попросил, во-первых, сильно об этом не распространяться, а во-вторых, иметь все-таки снисхождение и носить Фотиньины тяготы: «Ну, некого мне больше за ящик поставить и в трапезную тоже! Она ж почти даром работает!» Молодые прихожанки и их дети по такому случаю даже вытерли слезы и улыбнулись. Но ненадолго, конечно: им предстоял курс правильной лексики и рукоскладывания.

Под тотальный запрет на всей территории смирительного прихода попали мирские гадкие слова и словосочетания: «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «разрешите», «будьте добры» и т.п. Фотиния очень тщательно наблюдала за избавлением от них у своих подопечных и просто-напросто не реагировала на просьбы, пожелания, нейтральные информативные сообщения, высказанные при помощи неправильной, а то и прямо еретической лексики. То есть ни свечу купить, ни чаю выпить: говори правильно, во славу Божию, тогда, Бог (и Фотиния) даст, чего и получишь.

Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно

Рукоскладывание тоже дело важное. Так просто, без правильного угла, под которым надо сложить ладони, брать благословение у Фотиньиного батюшки нельзя. Градус рукоскладывания определял сам Молот, подводя прихожанок и их детишек к священнику. Тут было все на ее усмотрение: кому-то доставался угол ладоней в 90 градусов, кому-то в 45, а кому и вовсе «ковшичек». Истинное Православие, брат ты мой, хитрая наука! Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно.

Конец педагогической деятельности Фотинии был положен пятилетним дитятей, которое, несмотря на увещания и даже запрет непрошеного учителя, упрямо желало пойти на исповедь после всенощной. Она использовала, кажется, весь свой запретный арсенал: и грудью вставала на пути исповедного дитяти, которое до семи лет вроде как безгрешно и потому в исповеди не нуждается, и шепотом, способным вернуть в сознание роту обморочных глухонемых, взывала к совести родителей-незнаек, в общем, мешала сильно. Пока взрослые боролись со страстями, безгрешное дитя с невесть откуда взявшейся силой отодвинуло туловище Фотинии с пути к исповеди, где стоял грустный настоятель, и, глядя ей в глаза, улыбаясь, прошепелявило: «Тетя Фотя! Заткнись во славу Божию, а?» Пока Светлана хватала рывками воздух, дитя прошло к священнику, изрядно повеселевшему. О чем они там говорили, не наше дело, но исповедь ребенка, помимо отпущения грехов, сильно способствовала водворению тишины на службах и полному прекращению смирительных порывов не в свой адрес. Да и Света как-то подобрела после этого случая: детям конфеты раздает, бывает. И из Молота ведьм она стала Светой-конфетой. Чему, кажется, очень рада. А мы-то как рады - не пересказать.

Сла́ва Бо́жия – 1) Божественные действия, Сам ; 2) величие Божие; 3) отображение Божиего величия в делах и объектах Его Творения и Промысла.

Познание Божественной славы возможно как через созерцание сотворенного Богом мира, так и через действия Божественной . Созерцая мир, человек ощущает бесконечное величие Творца, возводит свой ум к Первопричине мироздания, превосходящей все сущее. Созерцая чудесные Божественные действия, человек познает Бога, соприкасается с самой всеблаженной Божественной жизнью.

В Своих действиях Бог являет Свою славу двояко. Во внешних человеку чудесах Он обнаруживает Свои свойства, желая дать человеку основные представления о Своем нетварном бытии. Но действия Бога не только внешние человеческому сердцу. Бог действует Своей благодатью и в самой человеческой душе, соединяя человека с Собой, обоживая человеческое естество, приобщая его к Своей вечной жизни. Такое Божественное действие становится славой самого человека, которого прославляет Бог, выделяя его сокровенным соединением с Собой по образу Богочеловека среди остальных людей.

Внутреннее созерцание славы Божией ведет человека к уподоблению своему Творцу, к обретению в душе, к духовному преображению, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ().

Всесвятая Слава Божия противоположна мирской человеческой славе, основанной не на следовании Божественным , а на следовании своим греховным . Поэтому необходимое условие стяжания благодатной славы Божией заключается в решительном отвержении славы преходящего мира. Совершенное пренебрежение к человеческой славе явил Богочеловек Иисус Христос, претерпев и пренебрегши посрамление (). Своим учением и примером Он заповедовал людям не искать славу друг от друга, а искать славу от Единого Бога ().

Миссия Церкви, миссия каждого христианина заключается в том, чтобы принять, умножить славу Божию и стать её причастником; прославлять Бога на четырёх уровнях бытия:
— по отношению к Нему Самому ();
— через себя, ();
— по отношению к ближнему, ();
— по отношению к творению (Человек — мост между Творцом и творением; в иерархии, выстроенной Богом, человек господствует над остальным творением, природой живой и неживой. Творение от Бога не отпало, но грехопадение нарушило его гармонию, восстановиться она может только через преображение человека).

В чем может состоять сходство и в чём различие выражений «видеть славу Божию» и «видеть Бога»?

Однако подобное видение славы не означает видения Самого Бога, как это бывает в случаях . Хорошей пояснительной иллюстрацией к сказанному может служить аналогия с внимательным зрителем, созерцающим полотно прекрасного живописца и через это восхищающимся самим живописцем, однако не имеющим возможности встретиться с ним лично и воочию зреть его самого.

Личная встреча человека и Бога происходит посредством сверхъестественного Откровения (см. подробнее: ). В рамках такого рода откровений видение Божией славы может и действительно означать видение Его Самого.

В зависимости от условий и целей Вышнего Промысла Бог может явиться человеку или в символическом образе или в сиянии неописуемого сверхъобразного сверхъестественного .

Так, пророк Исаия стал очевидцем явления Бога, открывшегося под видом облаченного в ризы Небесного Царя. Несмотря на то, что Бог по Своей не имеет ни телесного вида, ни вещественных риз, Исаия отметил, что видел именно Бога (). Другой пророк, Иезекииль, созерцая Божественную славу, видел Господа под видом восседающего на престоле Огненного Мужа, носимого ().

Сверхъобразное видение нетварного Божественного света понимается как более высокая форма сверхъественного Откровения. Примером такого созерцания может служить свет, которым просиял () ; Сын Божий есть сияние славы () и Сам имеет у Отца Своего славу прежде мир не бысть ; равным образом Дух Божий есть Дух славы () . В сей собственной внутренней славе живет Божественный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей… Но так как по бесконечной Благости и любви Своей Он желает иметь благодатных причастников славы Своей, то проявляет Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит блаженная жизнь и благобытие твари»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: