Что написано в коране о любви. Таинство истинной любви в коране

Любовь во всех ее проявлениях стала самым прекрасным чувством на земле. Наши сердца созданы для того, чтобы взращивать любовь и щедро делиться с ней окружающими. Посмотрите вокруг: мать любит своих детей, дети любят родителей, заключившие брак сердца бьются в такт, близкие дарят любовь своим родным, а праведники способны любить весь мир и все творения Всевышнего.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) часто говорил о любви не только мужчин и женщин, но и людей друг к другу. Известно немало хадисов, в которых сказано об этом исключительном и высоком чувстве. Он наставлял верующих: « Мусульманин – это тот, кто никогда не причиняет вреда другому человеку ни языком, ни руками».

В другом хадисе сказано: «Поистине, в День воскресения Аллах скажет: «Где люди, любившие друг друга ради Моего величия? Сегодня, в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Арша, Я укрою их!»

Мусульманам стоит обязательно воспользоваться советом хадиса: «Если ты испытываешь чувство любви к своему брату, поспеши сказать ему об этом».

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает. Старайтесь облегчать, а не усугублять положение вещей, старайтесь нести людям только добрые вести и не заставляйте их сторониться вас».

Аллах сказал: «Для любящих друг друга ради величия Моего предназначены минбары из света, которым позавидуют пророки и павшие за веру!»

Также Всевышний сказал: «Я обязательно полюблю любящих друг друга ради Меня, встречающихся друг с другом ради Меня, посещающих друг друга ради Меня и ничего не жалеющих ради Меня!»

Хадис гласит: «Сладость веры ощутит тот, кто будет любить Аллаха и Его Посланника больше всего остального, кто полюбит человека только ради Всевышнего и не помыслит возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его, так же, как не желает он быть ввергнутым в пламя ада».

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) уделял огромное внимание супружеским отношениям и призывал людей делать все возможное для укрепления брака. Он говорил: «Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний смотрит на них с милостью. И когда муж берет свою жену за руки, их грехи утекают сквозь пальцы».

Известно, что существуют четыре вещи, которые станут благом в земном и вечном мирах. Это благодарное сердце, занятый поминанием Аллаха язык, терпеливое в невзгодах тело и супруга, не предающая мужа ни телом, ни его имуществом».

И всегда следуйте наставлению Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете. А не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой».

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогая сестра! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ислам учит нас быть правдивыми и реалистичными. Обычно мы любим ради Аллаха и ненавидим ради Аллаха. Ислам учит нас, что мужчина и женщина могут выстроить прочные отношения, основанные на браке.

Мы не говорим, что любовь – это халяль или харам, потому что любовь – это чувство, которое мы, возможно, и не контролируем. А Вы можете судить только о том, что находится под контролем. Но люди, которые влюбляются, часто пренебрегают чистотой [любовной] атмосферы.

Прочные и длительные браки обычно начинаются с наименьшей привязанности. Но эта привязанность растет после брака и будет расти дальше, когда пары продолжат свое партнерство в раю.

Если у Вас есть привязанность к человеку, Вы должны спросить себя: почему Вам нравится этот человек? Если у Вас есть настоящее и разумное исламское оправдание, то Вы не должны говорить этому человеку о своих чувствах. Однако Вы можете целенаправленно действовать, чтобы побудить его попросить Вашей руки. Если Вы хотите знать смысл слова «фитна» [искушение], то оно в основном означает то, что люди сейчас называют любовью или романтикой.

В этой связи мы процитируем Вам фатву, которая разъясняет исламское постановление о любви:

"Если мы говорим об эмоции, которую мы называем "любовью", тогда мы просто говорим о чувстве. То, что мы чувствуем к определенному человеку, не очень важно, пока наше чувство не выражается в определенном действии. Итак, если это действие допустимо, то это нормально. Но если оно запрещено, тогда мы предались тому, что не одобряет Аллах. Если это любовь между мужчиной и женщиной, тогда сама [любовная] эмоция не будет предметом допроса на Судном Дне. Ведь если Вы чувствуете, что Вы любите кого-то, то Вы не можете управлять своим чувством. Но если эта любовь побуждает Вас стремиться видеть этого человека втайне и выражать свои чувства в действиях, допустимых только в пределах брачного союза, тогда Ваши действия запрещены".

Если Вы чувствуете особую близость или склонность к определенному человеку, в исламе это не является грехом, поскольку люди не властны над такими естественными склонностями. Но мы несомненно несем ответственность когда позволяем этим чувствам овладеть нами и предпринимаем определенные действия, которые считаются харамом (запрещенным).

Что касается общения между мужчинами и женщинами, то ислам диктует здесь строгие правила: он запрещает все формы «свиданий» и уединения с членом противоположного пола, а также случайные связи.

Если, однако, человек не совершает ничего из вышеупомянутого и хочет лишь серьезно рассмотреть вопрос женитьбы на ком-либо, то это не считается харамом. Ислам фактически призывает нас к вступлению в брак с теми, к кому мы чувствуем особую близость. Таким образом, ислам рекомендует, чтобы потенциальные супруги увидели друг друга прежде, чем предложить брак. Объясняя причину такой рекомендации, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Это лишь укрепит узы".

Несмотря на такое разрешение, мы не должны увлекаться лишь внешностью человека, поскольку внешность обманчива. Брак – это пожизненное содружество, и реальная ценность человека определяется не его физической внешностью, а, прежде всего, его личностью или характером. Следовательно, упомянув, что люди обычно интересуются красотой, богатством и происхождением потенциального супруга, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал нам отдавать предпочтение фактору религии над всеми другими факторами.

Всевышний Аллах знает лучше.

Любовь к Всевышнему

Наивысший уровень любви – любовь к Аллаху и Его посланнику. Аллах в Коране говорит: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий. (Коран, 5:54). А также: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения». (Коран, 2:165) Любовь ко Всевышнему является наивысшим уровнем любви и конкуренция в ней крайне сильна.

О важности данного вида любви говорит следующий хадис Пророка (мир ему и благословение от Аллаха): «Тот, в ком объединятся три вещи, почувствует истинную сладость веры: когда Аллах и посланник Его будут любимей, чем все остальное, когда возвращение к неверию будет ненавистней, чем быть брошенным в пламя огня, когда человек будет любить другого только ради Аллаха».

Под любовью к Всевышнему подразумевается следующее: мусульманин должен постоянно ощущать связь со Всевышним, надеяться на Него и любить Его, что в свою очередь должно удерживать верующего от всего греховного и побуждать его к покорности перед Ним.
«Первый, кто имеет право на твою любовь- это твой Создатель, потом - тот, кто объяснил всем людям их обязанности и довел до людей эту прекрасную религию- последний пророк, потом- твои родители, потом- все остальные», - гласит хадис.

Любовь к брату по вере

Такой вид любви является обязанностью для каждого мусульманина. Пророк говорил: «У мусульманина перед другим мусульманином шесть обязанностей: он приветствует его при встрече; принимает его приглашение; желает здоровья, если тот чихнет; навещает его, когда тот заболеет; принимает участие в похоронной процессии, если тот умер; желает ему того, чего желает самому себе».

Так же Пророк сказал: «Не имеет к нам отношения тот, кто не проявляет милосердия к младшему из нас и не уважает старшего из нас. И не имеет к нам отношения тот, кто обманывает нас. Верующий не станет полноценным верующим, пока не будет желать для верующих того, чего желает для себя самого».
Таким образом, согласно словам Пророка, любовь к брату по вере является причиной, приводящей к полноценности веры.

Любовь к родине

Возможно, некоторые считают, что в исламе нет места любви к родине, но это не так.

Имеются прямые доказательства от Пророка, свидетельствующие о том, что любовь к родным местам существенна человеку. Так, Мутакки Хинди в книге «Канз аль-уммаль» приводит историю с Асылем аль-Гузали, который однажды прибыл к Пророку из Мекки. Пророк стал расспрашивать его о родном городе. А когда Асыль завел речь о Мекке, Посланник Аллаха воскликнул: «Асыль, погоди! Дай сердцу успокоиться». Любовь Пророка к родным землям это известный факт. «Сколь прекрасна ты! Тебя больше всех я люблю. Если бы мой народ не изгнал меня, никогда бы не покинул я эти места», - говорил Пророк о Мекке.

Известно всем, что одной из задач руководителя государства является защита государства и его граждан. А эта задача, практически, неосуществима без наличия патриотических чувств. Защита государства подразумевает под собой любовь к родине. Иначе бы Всевышний повелел всем оставить свои дома захватчикам и бежать на другие земли, чтобы поклоняться Ему.

Любовь к родителям

Любовь к родителям невозможно сравнить с какой-либо другой формой любви. К ней призывает сам Всевышний: Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь". Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете». (Коран, 6:151)

Повеление Господа касательно хорошего отношения к родителям, которое сопряжено с повелением поклоняться лишь Ему одному, свидетельствует об их высоком положении.

Коран и Сунна изобилуют увещеваниями о хорошем отношении к родителям, об обязанности любить их, быть признательными и благодарными им.

Забота о родителях – это один из видов поклонения Всевышнему. Передаётся со слов Тальхи (да будет доволен им Аллах), что Джахима (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха! Я хочу воевать на пути Аллаха, и пришёл получить у тебя совет на это». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Жива ли твоя мать?» Он ответил: «Да» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иди и заботься о ней».

Любовь мужчины и женщины

Насчет любви мужа и жены Всевышний оказал милость ею Своим рабам и сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих», (Коран 30:21)

Он устроил женщину успокоением для мужчины, где его сердце успокаивается ею, и устроил между ними чистую любовь, а это любовь, сочетаемая с милостью, ведь Всевышний сказал вслед за тем, где упомянул то, что Он разрешил нам из женщин и что запретил: «Аллах хочет разъяснить вам и вести вас по обычаям тех, которые были до вас, и обратиться к вам. Поистине, Аллах - Знающий, Мудрый! Аллах хочет обратиться к вам, а те, которые следуют за страстями, хотят отклонить вас великим отклонением. Аллах хочет облегчить вам; ведь создан человек слабым». (Коран 4: 26-28).

Известно, что пророк указывал влюбленным жениться, как приводится в хадисе: «Для любящих нет ничего лучшего, чем брак».

Брак с возлюбленной - это и есть лекарство любви, которое устроил, заповедал и предопределил Аллах.
Данный вид любви является канонически дозволенным. Чувство влечения к противоположному полу является сущностью человека, неотъемлемым элементом его естества, его подлинной природы, поэтому он не в состоянии им управлять. Об этом свидетельствуют слова Пророка «О Аллах, это моя дележка в том, чем я владею, не упрекай же меня в том, чем я не владею, и чем владеешь Ты». Но ключом к проявлению данной любви в исламе является брак.

Анна Фатима Вердик

Любовь – это великое чувство, благодаря которому человек приобретает счастье. Любовь – одно из неотъемлемых чувств человека, подобно радости, печали, гневу и другим. Благодаря любви человек приобретает счастье, его жизнь, его душа наполняются радостью. Любовь имеет разные оттенки. Каковы они, как Ислам относится к любви?

Любовь к Аллаху ﷻ и Его Посланнику ﷺ

Всевышний так говорит о любви между супругами (смысл): «Из знамений Его милости – то, что Он создал для вас (мужчин) жён того же человеческого рода, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами узы любви (мавадда) и сострадания (рахма)» (сура «ар-Рум» , аят 21). Ар-Рази различает любовь и сострадание: например, человек любит своего ребёнка , но когда видит своего врага в смертельном положении, он берёт у своего ребёнка , чтобы спасти человека . Он так поступает не из-за любви , а из-за сострадания. Поэтому, когда супруги становятся старыми (и страсть утихает), брак сохраняется благодаря состраданию (рахма) (из книги «Мифтаху аль-гъайб», 7/171).

Любовь к единоверцам

Пророк ﷺ любил своих сподвижников. В предыдущем хадисе от Амра (да будет доволен им Аллах), где говорилось, что Пророк ﷺ любит Айшу (да будет доволен ею Аллах), далее Амр (да будет доволен им Аллах) спрашивает: «А из мужчин кого?» Пророк ﷺ ответил: «Её отца (Абу Бакра)».

Пророк ﷺ сказал об Абу Бакре: «Если бы пришлось мне выбирать ближайшего друга из людей, то я обязательно выбрал бы Абу Бакра» (Аль-Бухари, Муслим). Дружба – высшее проявление любви . Хадис от Амра (да будет доволен им Аллах) указывает на то, что Пророк ﷺ любил Абу Бакра больше других.

Передаётся от Муаза ибн Джабаля: «Однажды Пророк ﷺ взял меня за руку и сказал: “О Муаз, клянусь Аллахом, я люблю тебя”. Я ответил: “Да будут выкупом мои родители за тебя, клянусь Аллахом, – я тоже тебя люблю!” – О Муаз, я завещаю тебе: не переставай произносить после каждого фарз-намаза эти слова: «Аллахумма аинни аля зикрика ва шукрика ва хусни ибадатика», то есть «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, воздавать хвалу Тебе и хорошо поклоняться!»”» (Абу Давуд, ан-Нисаи).

Только Ислам так сильно побуждает к любви единоверцев. В многочисленных хадисах говорится о признаках любви , которая скрепляет братские узы. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если ты полюбил брата своего, то скажи ему об этом» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Пророк ﷺ сказал: «Самая крепкая опора веры – любить и ненавидеть ради Аллаха» (ат-Табрани).

Пророк ﷺ сказал: «Трое ощущают сладость веры: любящий Аллаха ﷻ и Его Посланника больше всего на свете, любящий другого только ради Аллаха ﷻ и не желающий вернуться к неверию после того, как Аллах ﷻ спас его от него, так же, как он не желает быть брошенным в огонь» (аль-Бухари и Муслим).

Мухаммадариф Абдулаев

Коран – это уникальное писание, представляющее полную систему для жизни человека. В нем содержится объемная информация, от вероучения до правовых аспектов, исторические данные, научные явления, правила ведения домашних, общественных и рабочих дел, которая дает мусульманину практическое руководство того, как он должен проживать свою жизнь в соответствии с законами Всевышнего.

Все эти темы сплетены в единое словесное великолепие, касающееся глубин души и дотрагивающееся, как разума так и сердца читающего. Но чтобы сложилась более ясная и всеобъемлющая картина прочитанного, человек должен «включать» свои чувства в исследовании Корана.

Любовь – одна из главных тем в Коране, несмотря на то что она представлена в изощренной манере, как с точки зрения лингвистики, так и интеллектуально.

Согласно словарю толкового русского языка, любовь – это:

  1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
  3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь.

В арабском языке глагол «любить» заключает в себе больший смысл, чем некая эмоциональная близость, как представлено выше, так как арабский язык очень богатый и сложный. Более того, глубокие оттенки любви могут быть выражены очень красноречиво, не употребив при этом само слово «любовь», как в русском.

Выражение любви и ее обязательств – милосердия, сочувствия, заботы, уважения, самопожертвования, покорности и прощения – прекрасная форма отображения любви в арабском языке – на подлинном языке Корана.

В Коране есть множество сур с проявлением любви Всевышнего в отношении Его творений и любви верующего к Аллаху. В исламе вера выражается на практике, не остается только духовным. Она отражается в поступках, в словах, в поклонении. Следовательно, в Коране, при упоминании понятия веры, оно всегда сплетается со словами «совершение благого».

Аналогично, когда упоминается любовь Аллаха, она связывается с дарами, которую приносит верующему эта любовь, также как и практическое воплощение любви верующего к Всевышнему, которое делает их ближе к Творцу.

Отношение Корана к натуре человека очень балансированное: он признает, что его эмоции могут быть положительными и негативными, и человек не может быть совершенным, ему свойственны слабости. Следовательно, Коран упорядочивает чувства и дисциплинирует поведение, при этом относясь к читателю с удивительной нежностью, трепетом и мягкостью.

Одни из самых красивых сур в Коране, которые можно произносить в качестве молитвы – это те, которые произносились пророками, когда те взывали к Всевышнему, и те, которые говорил Всевышний, обещая свои благословения верующим в обоих мирах и даже совершившим прегрешения, обещая им прощение и безграничное милосердие, если они совершат покаяние и вернуться на путь истинный.

Когда мусульманина встречает Господа в молитве, в этом отражается безграничное любовь через смиренность и послушание от любящего чтящего создания к Своему Всевышнему Творцу. Намаз – это возможность «разговаривать» напрямую со Всевышним пять раз в день, произнося слова из Корана. И это касается всех форм поклонения в исламе, как обязательных, так добровольных. Награда Всевышнего за искренность чувств и поступков описывается в Коране и ежедневно испытывается миллионами верующих. Разве нужно что-то большее, что бы доказать большую взаимную любовь?

Поклонение в исламе всеобъемлющее. Подчинение Всевышнему раскрывается посредством нашего ежедневного поведения по отношению к другим. Праведная жизнь укрепляет наши отношения со Всевышним. В Коране во множественных аятах сказано о любви Всевышнего к праведникам:

Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро (2:195).

Воистину, Аллах любит творящих добро (3:134).

Ведь Аллах любит творящих добро (3:148).

Аллах любит творящих добро (5:13).

Аллах любит кающихся и любит очищающихся (2:222).

Аллах любит очищающихся (9:108).

Аллах любит богобоязненных (3:76).

Аллах любит богобоязненных (9:4).

Аллах любит богобоязненных (9:7).

Аллах любит терпеливых (3:146).

Аллах любит уповающих (3:159).

Аллах любит беспристрастных (5:42).

Аллах любит беспристрастных (49:9).

Аллах любит беспристрастных (60:8).

Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они - прочное строение (61:4).

Имена и качества Аллаха, упомянутые в Коране подытоживают достоинства, которые позволяют достичь Его любви. Отношения между искренним верующим и Всевышним на протяжении всего Корана характеризируются как узы любви.

Поскольку Аллах является совершенством тех качеств, к которым мы должны стремится, чем больше мы обладаем ими, тем ближе к Нему становимся. Чем милосерднее мы становимся, тем больше становится наша возможность обрести Его милосердие. Это же касается и любви.

Согласно исламу, вера является главным источником всего, что касается отношений человека с Творцом. Источником любви также является вера, которая укрепляет веру, которая увеличивает любовь и так по замкнутому кругу.

Сайда Хайат

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: