Что отвечать атеисту. Как отвечать на аргументы воинствующих атеистов, чтобы они превратились в смиренных верующих

В настоящее время готовится к изданию книга священника Георгия Максимова «Что ответить атеисту?» Публикуем отрывок из нее.

Как поверить в Бога?

Как известно, атеистами называются люди, которые позиционируют себя как неверующих в Бога и вообще в религиозную мировоззренческую систему. С точки зрения верующего человека атеисты делятся на две группы - атеистов спокойных и атеистов воинствующих. К первым относятся те, кто называет себя неверующим просто в силу того, что у них в жизни не было встречи с духовным миром и религиозная сфера их попросту не интересует, отношение к Церкви у них может колебаться от равнодушного до положительного. Вторая группа - это те атеисты, которые резко негативно относятся к Церкви, считают религию злом и стараются бороться с нею.

Среди первой группы встречаются те, кто говорит: «Я бы хотел стать верующим, но не знаю, как обрести веру в Бога». Таким людям можно посоветовать обратить внимание на слова преподобного Силуана Афонского :

«Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: “Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою”. И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит… И тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: “Как много нас любит Господь!”».

Однажды я присутствовал по приглашению на одном светском мероприятии. И там ко мне подошел мужчина и сказал: «Хочу поверить в Бога, но никак не встречу человека, который мне докажет веру». Он мне сразу сказал, что атеист, но уже потом я узнал, что он имеет философское образование, высокого о себе мнения и что это у него такое развлечение: к верующим людям из своего коллектива приставать с вопросами, чтобы они ему доказали с помощью интеллектуальных доводов существование Бога. А он их сразу же начинал философски опровергать. Хотя при разговоре я не знал этого, но сразу как-то почувствовал, что идти в том направлении - приводить ему философские доказательства существования Бога - не стоит.

Я ему привел совет преподобного Силуана, и, помню, на словах: «Я послужу Тебе всей жизнью» его, бедного, прямо перекорежило. Он снова стал меня подталкивать к философским аргументам, тогда я заметил: «Христос обещает: стучитесь - и отворят вам. А вы не стучитесь и удивляетесь, почему не открывают. Как стучаться? Да той самой молитвой. Произносите ее каждый день. Она занимает две секунды. Что в этом сложного? Но что-то в вас мешает произнести вам эту молитву. Как вы думаете, что именно?» После этого он вдруг замолчал, затем пообещал подумать об этом и отошел.

Атеисты в разговоре с верующими часто заявляют: «Если Бог есть, покажи мне Его!» или «Вот пусть Бог явится мне, чтобы я в Него поверил!» Интересно, что бы они сами сказали человеку, который бы заявлял, что не верит в существование В.В. Путина , и предлагал: «Если Путин есть, пусть он со мной встретится лично»? Вообще-то Путин, как свободная личность, может и не захотеть с тобой встречаться. Хотя кто такой Путин - просто смертный человек. А у нас речь о Создателе Вселенной. Не глупо ли полагать, что Он должен являться по первому щелчку к людям, которые позиционируют себя Его противниками?

Только тот, кто готов измениться и начать жить по воле Божией, если Он есть, - достойны встречи с Богом.

Есть и еще одно важное обстоятельство. Сам Бог сказал, кому Он открывается, кто достоин узреть Его: «Чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5: 8). Соответственно, если кто-то искренне хочет обрести веру или убедиться в том, действительно ли существует Бог, ему следует отказаться от совершения того, что Бог называет грехом. Как писал святой Николай Сербский: «Бог и грех находятся на двух разных полюсах. Никто не может повернуться лицом к Богу, не повернувшись сначала спиной к греху… Когда человек поворачивается лицом к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели». В свою очередь преподобный Амвросий Оптинский говорил, что если бы удалось атеиста убедить хотя бы месяц жить без грехов, то он бы незаметно для себя за это время стал верующим. К сожалению, ни в одном из известных мне случаев, когда атеистам предлагали это, они не соглашались. Хотя, казалось бы, что ты теряешь? Ведь заповеди не призывают ни к чему плохому, наоборот.

Итак, мы уже перешли к тому, как и о чем разговаривать с атеистами воинствующими. Они поговорить, а вернее - поспорить с верующими любят. При этом зачастую, говоря о Боге, срываются на эмоции, чрезмерные для того, кто рассуждает о том, в существование чего не верит. Чувствуется, что здесь что-то личное. У некоторых из воинствующих атеистов глубоко в душе сидит обида на Бога за что-то (например, умер родственник, или просил когда-то Бога помочь и не получил, чего хотел), а у кого-то в душе раздрай из-за того, что живет во грехе, но не хочет от него отказываться и пытается побороть само понятие о грехе и о Боге. Может быть, у кого-то еще какие-то причины личного свойства. Но сам нерв, который толкает атеиста стать «воинствующим», не объясняется содержанием его воззрений. Слишком уж сильная антипатия к тому, что ты называешь несуществующим. Впрочем, не будем копаться во внутренних мотивах воинствующих атеистов, а поговорим об их идеях.

Для них характерен пафос: «Мы - научные атеисты! Атеизм строго научен, а религия - это всякие ненаучные байки».

Вот об этом стоит поговорить подробнее.

Ненаучный атеизм

Наука занимается изучением материального и познаваемого мира. Но Бог по определению нематериальное существо, которое заведомо превышает познавательные способности человека. Поэтому, если мы будем говорить, что наука ничего не знает о нематериальном и непознаваемом существе, - конечно, она и не может знать, поскольку это не является сферой ее изучения. Потому что Бог не является частью материального познаваемого мира. Поэтому хотя много верующих ученых, но в своей профессиональной деятельности, в научных публикациях они никаких ссылок на Бога не делают. И не потому, что «наука доказала, что Бога нет», а потому, что сам вопрос о существовании Бога лежит вне компетенции науки.

Тем не менее наука нам кое в чем весьма полезна при разговоре именно с атеистами. И далее я приведу две причины. Первая лишит атеизм притязаний на научность, а вторая покажет, как наука выступает против атеистов, образно говоря - предательски втыкает им нож в спину.

Итак, первое. Почему атеизм в принципе ненаучен и не может быть научен.

В философии науки есть такая вещь, как принцип фальсификации. Это способ распознаваемости научного знания, согласно которому критерием научности теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. То есть имеется в виду, что принципиально можно поставить такой эксперимент, который опровергнет выдвигаемую теорию. Например, если говорить о гравитации, то самостоятельно улетающие в небо предметы говорили бы о ее неверности. А вот если какое-либо учение построено так, что в состоянии истолковывать любые факты, то есть учение неопровержимо в принципе, то оно не может претендовать на статус научного.

Опыт изучения взглядов современных атеистов однозначно свидетельствует, что перед нами именно такое учение. И когда очередной атеист говорит: «Докажите мне, что Бог есть!», напрашивается вопрос: а что именно будет признано стопроцентным доказательством, опровергающим твой атеизм? есть ли такое вообще?

А тут еще математики со своими вычислениями статистических вероятностей подбрасывают аргументы. Например, Марсель Голе подсчитал, что вероятность самовозникновения самой простой репликационной системы, необходимой любому живому организму, равняется 1 к 10 450 . А Карл Саган вычислил, что шанс случайного возникновения жизни на планете, такой как Земля, равняется 1х10 2000000000 . И подобных вычислений много.

Меня, например, всё это убеждает. Но атеист может сказать - и говорит! - что его это не убеждает. Что он может поверить и в случайное происхождение мира. И ничего, мол, страшного, что вероятность этого практически равна нулю. И так атеист может сказать про любой аргумент, не правда ли? Вот, к примеру, есть еще онтологический аргумент, который разрабатывали философы Декарт и Лейбниц, математик Гёдель, есть нравственный аргумент, который поддерживал Кант, - их это убеждало в существовании Бога, и все они были весьма неглупые люди, своим интеллектом намного превосходящие среднего атеиста. Но про всё это он может сказать - и говорит! - «Меня не убеждает!»

Итак, если не теоретические аргументы, то, может быть, чудо является таким аргументом? К сожалению, нет. Помню, мне довелось читать книгу Геннадия Трошева, его мемуары о чеченской войне. Это замечательный боевой генерал, который лично мне как человек очень симпатичен. Геннадий Николаевич позиционирует себя в книге как атеиста. Причем он подчеркивает, что не воинствующий, просто его так воспитали. Интересно, что он описывает чудеса. Приведу цитату: «На чеченской войне я слышал такие истории, которые ничем объяснить невозможно, только сверхъестественным воздействием. Меня поразил случай со старшим лейтенантом Олегом Палусовым. В бою он потерял сознание, когда очнулся - увидел, что вражеская пуля попала в нательную иконку Божией Матери, пробила ее, застряла, но в грудь не вошла. Иконку в отпуске надела на него мама. Материал, из которого та иконка была изготовлена, конечно, никакими противопульными свойствами не обладал. Говорят, таких примеров было немало».

То есть сам же генерал свидетельствует, что остановить пулю этот маленький кусочек металла никак не мог, но это случилось. И что пишет дальше наш уважаемый генерал? Он говорит: «Жаль, что таких ангелов-хранителей в Чечне на всех наших солдатиков не хватило. Непонятно одно: разве матери павших меньше молились или переживали за своих сыновей, чем матери выживших?» .

Тут, конечно, и сам аргумент своеобразный: во-первых, не все матери молились, ведь есть и среди женщин атеистки; во-вторых, Бог нигде не обещал, что всех Своих верующих будет сохранять от смерти на войне. Но суть даже не в этом, а в том, что вот - атеист столкнулся с чудом, признал, что не может его иначе объяснить, но всё равно нашел интеллектуальный способ отмахнуться от этого чуда, чтобы остаться атеистом. Значит, и чудо тоже не может для атеиста быть стопроцентным опровержением его идеологии.

Может быть, достаточным аргументом будут особые мистические чувства или религиозные переживания, которые испытывает человек? Конечно, нет, - это атеисты отвергают в первую очередь, заявляя, что будто бы под воздействием психотропных препаратов можно испытать такие же чувства и переживания. Правда, неизвестно, как они это установили, не имея опыта религиозных переживаний, ведь, чтобы сравнить, нужно знать и то и это. Ну да ладно, главное, что мы поняли: такое для атеистов совсем не аргумент.

Тогда что остается? Может быть, прямое видение Бога? Как некоторые говорят: вот пусть мне Бог явится, чтобы я его глазами видел. Мне здесь вспоминается, как много лет назад я читал рассказы американского писателя Гарри Гаррисона, который тоже был убежденным атеистом. И вот в предисловии к рассказу «У водопада» он пишет, что этот рассказ написал под впечатлением от видения, которое он однажды пережил наяву. Но Гаррисон тут же оговаривается, что, конечно, это видение было просто результатом сочетания разных физических факторов, которое привело к такому воздействию на его сознание. Отсюда вопрос: а разве не сможет атеист сказать так про любое видение, которое увидит? Что это, мол, были галлюцинации, и всё. Конечно, может. И такие примеры мне тоже известны.

Даже задокументированные примеры массовых наблюдений какого-либо чудесного явления не становятся аргументом для атеистов. Например, возьмем Фатимское чудо . В июле 1917 года в Португалии трое детей, ссылаясь на некую «даму», явившуюся им, сказали, что 13 октября в поле у села Фатима будет явлено чудо. Благодаря газетчикам это стало известно весьма широко, и в назначенный срок около 50 тысяч людей собрались в указанное место, в том числе и репортеры центральных газет. И они увидели необычайные небесные явления. Солнце стало неярким, изменило свой цвет и начало быстро двигаться по небу. В толпе были и атеисты. Приведем слова одного из них, Авелино Алмейда, журналиста газеты «O Seculo», придерживавшейся открыто антицерковных позиций: «Перед изумленными взорами толпы… солнце задрожало и сделало резкие невероятные движения, выходящие за пределы всех космических законов… солнце “танцевало”, по выражению народа» . Это всё продолжалось около десяти минут на глазах тысяч свидетелей. Об этом сохранилось множество их рассказов.

Католики считают это чудом от Бога, а я, например, считаю, что это чудо от злых сил, но, можно сказать, мы с ними едины в том, что это чудо, проявление сверхъестественного духовного мира. Для атеиста это в любом случае удар по мировоззрению. Тут явно, что ни три ребенка, ни вообще все церковники вместе взятые не могли такое подстроить. Ан нет - даже задокументированное явление, имевшее тысячи свидетелей, не является стопроцентным опровергающим аргументом с точки зрения атеистов. И его они тоже умудряются объяснить исходя из своей идеологии. Например, некоторые атеисты говорят, что это была массовая галлюцинация, вызванная религиозным пылом толпы, - правда, непонятно, почему ей поддались и свидетели-атеисты, приехавшие специально «разоблачить чудо». А некоторые объясняют это как явление НЛО, демонстрируя тем самым готовность поверить во что угодно, вплоть до «зеленых человечков», лишь бы не признавать это сверхъестественным.

А доктор Франко Бонагуиди из Государственного университета Пенна в результате трехлетних наблюдений выяснил, что при трансплантации печени верующие больные легче переносят операцию и послеоперационный период и выживают на 26% чаще, чем атеисты .

О том же говорят и российские врачи. Кандидат медицинских наук Игорь Попов сообщил о результатах многолетних исследований во врачебной практике: «120 больным с остеохондрозом позвоночника проводилось комплексное консервативное лечение. Положительные результаты у атеистов достигались на 9-11-е сутки, в то время как у верующих боли практически исчезали через 4-7 суток… Особенно удивили нас различия в результатах лечения атеистов и верующих с артрозами крупных суставов. У атеистов хорошие результаты лечения достигались в среднем лишь на 18-22-е сутки от начала лечения, в то время как хороший результат у верующих был уже на 9-12-е сутки. [Установлено, что] у атеистов заболевания суставов протекают длительнее, плеврит и межреберные невралгии после переломов ребер встречаются чаще, а операции имеют большее число осложнений и даже у выздоравливающих встречается большее число неудач и неудовлетворительных исходов. Из 300 атеистов осложнения наблюдались у 51 человека (17%). Из 300 верующих осложнения были у 12 пациентов (4%)» .

Выяснилось, что именно вера помогает выздоравливать и выживать даже очень серьезно больным людям. Результаты опроса, проведенного среди нескольких сотен людей, переживших тяжелые заболевания, показали, что, при прочих равных данных, верующие в среднем лучше переносили различные заболевания. И даже продолжительность жизни искренне верующих людей при заболеваниях оказалась несколько дольше, чем продолжительность жизни атеистов .

Почему же атеизм оказывает такое негативное воздействие на организм человека в процессе болезни и выздоровления? Приходят на память результаты другого интересного исследования, представленного на 120-й ежегодной конференции Американской психологической ассоциации. При сравнении двух групп людей, одни из которых лгали, а другие полностью воздерживались от лжи, было установлено, что люди из второй группы в четыре раза меньше жаловались на плохое самочувствие в том, что касается психологического состояния, и в три раза меньше в отношении физического здоровья. То есть было установлено, что ложь негативно влияет на здоровье человека . Не правда ли, интересная параллель? Не от того ли атеизм оказывает неблагоприятное влияние на выздоравливание пациентов, что он противен человеческому естеству, которое даже на подсознательном уровне чувствует, что это - ложь?

Но и это еще не всё. Одно из социологических исследований, которые были проведены в Великобритании, в Кембриджском университете, показало, что у верующих людей, как правило, больше детей, чем у атеистов. То есть и с этой точки зрения для общества верующим быть полезнее, чем атеистом. Потому что общество, по крайней мере у нас в России, переживает демографический кризис.

Мы сейчас сознательно не уходим в какие-то метафизические области и говорим о тех сферах, которые может проверить наука. Она проверила и сравнила верующих и неверующих. И, как видим, выводы не в пользу атеизма.

Помню, несколько лет назад мне довелось переписываться с одним воинствующим атеистом, активистом атеистического движения Москвы. И я его спросил: «У вашей организации есть ведь атеистические собрания, которые вы проводите. И что вы на них делаете, когда вы собираетесь?» Он отвечает: «Обсуждаем, как бороться с религией». Я говорю: «Может быть, что-то еще делаете?» - «Нет, ничего, только это».

А что делают верующие религиозные люди? Они навещают больных в больницах, ухаживают за престарелыми, причем как за верующими, так и за атеистами, воспитывают сирот, помогают обездоленным людям - достаточно взглянуть, например, на список проектов сайта «Милосердие.Ру». И вот с точки зрения интересов общества что полезнее: верующие, которые помогают всем, а не только своим, - или атеисты, вся деятельность которых сводится к тому, чтобы верующих, которые помогают обществу, стало меньше? Ведь у них нет своих атеистических больниц, которые бы содержали исключительно активисты атеистических организаций. Нет у них службы атеистических сестер милосердия, которые сидели бы с умирающими. Интересно, как они могли бы утешать и напутствовать умирающих? Ни одно атеистическое общество не содержит детского приюта или дома престарелых, тогда как у нас при монастырях есть и те, и другие.

Конечно, атеисты есть и среди работников сферы здравоохранения, образования и социальных служб. Но они там просто работают в государственных структурах, как и христиане, мусульмане и т.д. Однако мы не знаем ни одного примера, чтобы атеисты именно как атеистические активисты сделали что-то подобное тому, что делают верующие именно как верующие, которым религия дает мотивацию и силы заниматься всем вышеперечисленным, создавая что-то свое, отличное от государственных структур. Никакое атеистическое общество не выступило с инициативой: «Наш атеизм побудил нас открыть благотворительную столовую для бездомных - или: - сиротский приют».

Отсюда простой вывод: для общества атеисты, по сравнению с верующими, в лучшем случае бесполезны, а в худшем случае вредны. Потому что верующие ведут свою собственную социальную деятельность, а атеисты не только сами не ведут, но и хотят, чтобы количество ведущих сокращалось.

«Мирный» атеизм?

Тут стоит пару слов сказать про один популярный аргумент, который к нашим атеистам перекочевал от западных атеистов. Они говорят: «Нет, религия вредна для общества, так как порождает религиозные войны и терроризм , а атеисты такие мирные добрые люди, от нас никогда никакого вреда не было и никакого насилия». Приведу характерный пример. В книге известного современного проповедника атеизма Докинза рисуется розовый мир атеистов, мир без религии: «Представьте: не было террористов-самоубийц, взрывов 11 сентября в Нью-Йорке, взрывов 7 июля в Лондоне, крестовых походов, охоты на ведьм, Порохового заговора, раздела Индии, израильско-палестинских войн» и т.д.

Красивая картинка, но факты ее не щадят. Если мы посмотрим доклад Национального контртеррористического центра США, который ведет мониторинг ситуации по всему миру, то увидим, например, что, по статистике, из всех терактов 57% религиозно мотивированных (из них 98% совершены мусульманами), а 43% терактов совершены по нерелигиозным мотивам . Так что нерелигиозный терроризм ненамного меньше, а атеисты-террористы в истории хорошо известны.

Например, в Российской империи только в период с 1905 по 1907 годы в результате терактов, устроенных атеистами (большевиками и эсерами), погибло и ранено было свыше 9000 человек . Но это мелочи по сравнению с тем, что было, когда атеисты захватывали власть. Например, база данных «Новомученики , исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке» включает в себя 35 000 биографических справок тех людей, которые были убиты или брошены в тюрьмы атеистами Советского Союза только из-за того, что имели другие убеждения. И это лишь те, по которым удалось найти документальные сведения. И только верующие Русской Православной Церкви, тогда как гонениям и истреблению подвергались в СССР и последователи других религий.

А в республиканской Франции, захваченной атеистами, в 1794 году атеист генерал Тюрро устроил жуткую резню при подавлении восстания в Вандее, когда были без суда убиты более 10 000 человек обоих полов, в том числе родственники и члены семей участников восстания, священнослужители, монахи и монахини.

А в Мексике после прихода к власти атеистов только в одном 1915 году было убито более 160 священников. Последующие атеистические гонения на религию в 1926 году спровоцировали затяжную гражданскую войну, которая унесла жизни 90 000 человек.

А в Камбодже атеистический лидер Пол Пот всего за несколько лет правления смог истребить почти треть собственного народа, в том числе 25 168 буддийских монахов, а также десятки тысяч мусульман и христиан.

Продолжать можно очень долго, вспомнив и Китай, и Албанию, и прочие страны, на своей шкуре испытавшие «радость» атеистического рая «жизни без религии». Где бы идеология атеизма ни провозглашалась государственной - будет ли то Европа, Америка или Азия, - результат один: реки крови и репрессии против инакомыслящих.

Докинз далее пишет: «Не думаю, что в мире есть атеисты, готовые двинуть бульдозеры на Мекку, на Шартрский собор, кафедральный собор Йорка, собор Парижской Богоматери, пагоду Шведагон, храмы Киото или, скажем, бамианских Будд».

Удивительно, что подобные вещи могут повторять атеисты, живущие в нашей стране, в которой к 1939 году осталось всего 100 действующих православных храмов из 60 000, действовавших в 1917 году. Атеисты в нашей стране уничтожили десятки тысяч храмов и сотни монастырей, многие из которых представляли собой бесценные памятники архитектуры. Досталось также и мечетям и буддистским пагодам.

Так что справедливости ради стоит представить и «мир без атеизма», в котором не было бы тех запредельных зверств и бессмысленных кровопролитий, которые совершались под предлогом насаждения атеистического мировоззрения. И если атеистам нравится взваливать на верующих ответственность за все преступления, которые когда-либо совершались верующими, элементарная честность требует, чтобы они взяли на себя ответственность за все преступления, совершенные под знаменем атеизма.

Так что и историческая наука не оказывается другом атеистов.

Атеисты очень обижаются, когда их взгляды называют верой. Конечно, не хочется ранить их чувства, но как еще назвать убежденность в идее, которая не отвечает критериям научного знания и не может иметь научного подтверждения в принципе? Так что в случае религии и атеизма спор идет не между верой и научным знанием, а между двумя верами: верой в то, что Бог есть, и верой в то, что Бога нет, при том что первая может иметь опытное удостоверение, а вторая - нет.

Представим, что плывет корабль, многие пассажиры которого не видели капитана. И вот появляется человек, считающий, что капитана вовсе нет, и выдвигает в пользу этого различные аргументы. И тех, кто говорит ему, что капитан есть, он воспринимает как людей, которые просто выдумали некую «идею существования капитана», потому что так им удобнее. Теперь попробуйте посмотреть на эту ситуацию глазами человека, который лично встречался и общался с капитаном, и вы сможете понять верующих. Основой веры в Бога является опыт личной встречи с Ним.

.

Ответ священника:

1. Святой мученик Уар помог христианке Клеопатре вымолить у Бога, её внезапно умершего сына.

2. Высказывания атеистов, типа: «Православие – вымысел, православные святые – сказки для православных», являются ценностными суждениями, то есть, такими суждениями, в которых выносятся ценностные оценки, сравниваются ценности. Можно привести и аналогичные тезисы: «материализм – лучше религии, знание (наука) – лучше суеверий (Христианства)». Здесь атеисты вступают в противоречие с постулатами собственного мировоззрения. Материалистическая картина мира отрицает духовные реалии и предполагает существование лишь материи, подчинённой неизменным законам природы. Бога – нет, а значит, нет и объективного стандарта ценностей, опираясь на который можно было – бы безошибочно утверждать истинность одного явления и ложность другого. Ценностные суждения в рамках материализма, в результате этого, становятся неизбежно субъективны, то есть превращаются в личные, или групповые предпочтения, а значит, эти суждения – суждения бессмысленные. Кто поступает правильней: афганские Талибы, взорвавшие статуи Будды, посчитавшие их идолами и, следовательно, злом, или атеистический публицист Ричард Доккинз, ругающий за это Талибов, и считающий самих Талибов – злом? – В рамках материализма, это – бессмысленный вопрос. Одна группа (Талибы) посчитала статуи Будды – злом, другая (атеисты) – памятником истории, и, следовательно, благом. Оба суждения, в материалистической системе координат, идут в одну цену: они не имеют смысла, поскольку их нельзя сопоставить с объективным стандартом ценностей, ибо, если нет Бога и мир появился случайно, в его существовании нет цели и замысла, то в таком мире нет и не может быть объективного ценностного стандарта. Но атеизм неизбежно вступает в противоречие общечеловеческому опыту, предполагающему наличие нравственного и ценностного стандарта. Вот и приходится атеистам в теории – утверждать одно, а на практике – придерживаться другого: незаметно для себя вводить в свою мировоззренческую систему эти объективные стандарты, тем самым вводя туда и Бога, который является их Источником.

Правда, атеисты, в ответ, могут сослаться на разум, на науку, как на ценностный ориентир: всё, что «не согласуется» с разумом или научными доводами – плохо и ложно. Однако, и здесь, они противоречат собственному мировоззрению. Разум, с точки зрения материализма, обусловлен лишь материальными процессами, происходящими в коре головного мозга человека. Материальные - же процессы – работают по неизменным законам природы. Следовательно, принятие каких – либо ценностных систем, например: материализма или Христианства, зависит не от аргументов или доводов в пользу первого или второго, а от того, как у меня в головном мозге сложатся атомы. И поэтому, разум не может быть надёжным инструментом познания истины, а как следствие, становится невозможным и занятие наукой, как основанной на изысканиях разума. Лишь принимая Теистическую (от слова «Тэос» - «Бог») картину мира, как истинную, мы можем расставить всё на свои места. Кроме материи, в мире есть духовные реалии: Бог, душа, загробное бытие. Значит, мир и человек имеют объективную цель существования. Значит, есть объективный нравственный и ценностный стандарты и отсюда становятся возможными суждения типа: «это правильно, а это – ложно», «это добро, а это - зло». Поскольку человек обладает нематериальной душой, в которой заключён источник разума, разум не подчинён жёстким материальным причинно-следственным законам. Он – свободен и может быть надёжным инструментом познания истины. По этой причине становится возможной и наука, как систематизация разумной деятельности человека.

Вразумительные разговоры о жизни во Христе не являются выражением вашей личной религии. Христианство не является вашей личной верой или вашим индивидуальным толкованием Евангелия. Обсуждение вашей непоколебимой веры во Христа может быть интересным в случае, когда противопоставляются диаметрально противоположные точки зрения атеиста (неверующего) и ваша, как идейного христианина. Если вы хотите обсудить вашу веру с неверующим, очень важно спланировать ваш разговор, не забывая о вежливости, тактичности, обмене своим опытом и знаниями о жизни во Христе, таким образом, ведя аргументированную беседу, а не жаркий спор.

Шаги

Подход к теме

    Поставьте себя на место вашего собеседника. Подумайте, как бы вы ответили, если бы кто-то попытался убедить вас отвергнуть ваше служение Христу. Если ваш друг заинтересован в разговоре о вере в Бога и религии, делайте это постепенно, подбирая удобные случаи для взаимовыгодного и удобного обсуждения вашей непоколебимой веры. Никогда не навязывайте свои взгляды, особенно если собеседник в этом не заинтересован, в противном случае вы только покажетесь ему грубым и неразумным. Это лишнее.

    • Большинство атеистов могут не обращать внимания на свое неверие и вовсе, чтобы договориться с самими собой. Их больше волнует их поведение, они больше переживают за свое благоразумие, нежели за веру или систему доверия, на которую они опираются в своих поступках.
    • Всегда говорите с позиции доброго слова и любви, не осуждая. Христиане верят, что лучше проявлять безусловную дружбу, чем пытаться лишь обратить собеседника в свою веру, выиграв спор. Это именно тот простой вид личных, любящих отношений, которые могут быть подарены другим. Мы можем думать о "душах", но они хотят восхищаться, и чтоб ими восхищались/любили как друзей и просто как хорошую семью.
  1. Выберите удобное место и время для диалога о вере в Бога. Середина дебатов или дискуссии, вероятно, не подходящее время для добрых убеждений в вопросах христианской веры. Аналогично, рабочее место, занятый обеденный стол или большая группа не верное место для обсуждения ваших добрых вестей или предложения другой праведной жизни неверующему.Если тема всплывает сама собой, постарайтесь перенести разговор на другое более подходящее время, чтобы обсудить некоторые важные моменты (интересные вещи, беседы за чашечкой кофе про то, что вы думаете о сегодняшних темах, способы достижения успеха по вашему мнению и прогресс во всем, что бы мы не делали... Нет. Не о продажах. Не о покупках или вкладывании денег, нет. Давайте поговорим и побеседуем задушевно, хорошо? Нет, не будем спорить. Пусть это будет в приватной обстановке дома за кухонным столом, за чашечкой кофе в кафе или в парке на лавке.

    • Никогда не пытайтесь ошеломить неверующего друга своими взглядами или отмахнуться от его нежелания говорить (не игнорируйте протесты вроде: " Я не был готов к этому…, не сейчас; эй, чего ты от меня хочешь? "). Тема всплывет сама собой, а вам не следует торопить события, создавая неудобную ситуацию, где вы столкнетесь только с конфронтацией и недружелюбием.
  2. Ведите искреннюю полезную беседу. Каждый раз, когда вы обсуждаете вопросы веры, довольно важно вести доверительную беседу, не только перечисляя грехи и обвинения, аргументы или нравоучения. Если вы хотите убедить кого-либо в вашей точке зрения, вы должны быть сначала готовы спокойно и с подлинным интересом разузнать об ожиданиях, личных представлениях человека о Боге и Иисусе Христе. Если вы замечаете, что вам больше хочется говорить, нежели терпеливо слушать, то это скорее всего не та доверительная беседа, способная обратить человека, и таковая не является дружественной заботой, тогда зачем ее вообще начинать. Это не может походить на использование риторических неожиданных мыслей на вражескую территорию. Не забывайте, что вы ведете разговор с тем, кто вам небезразличен настолько, что вы готовы с ним обсуждать ваши причины для веры.

    • Будьте всегда честны и открыты. Вы можете нанести непоправимый вред вашей дружбе, если позволите сильным эмоциям руководить ходом вашей беседы. Она должна быть всегда цивилизованной, позитивной и сердечной. Не перебивайте своего друга, не обвиняйте его во лжи, не будьте предвзятыми, не стоит говорить злонамеренные вещи, только чтоб доказать свою точку зрения. Идея может быть оригинальна, если она беспристрастна и стоит обсуждения. А ущемление себя в еде или в некоторых моментах в жизни ради чего-то хорошего означает, что у вас есть принципы, своя точка зрения.
  3. Не пытайтесь обратить своего друга в веру или преподносить ему шокирующие идеи (не спрашивайте о его выводах и не предлагайте абсолютные дилеммы рай или ад…). Лучший способ заинтересовать кого-либо в христианстве - это показать веру в Иисуса Христа как Сына Божия, следуя за Иисусом всю вашу жизнь. Покажите христианскую жизнь полноценной, волнующей и привлекательной для других, и тогда они будут более заинтересованы, им будет любопытно узнать больше о вашей жизни как христианина.

    • Не приводите только лишь одни аргументы. Вы обсуждаете веру, основанную на правде о Божьем сыне. Это лучшее, что вы можете сделать. Не следует надоедать или принуждать кого-либо, превращать беседу в жаркий спор о добродетелях Иисуса (но вам надо быть готовым ответить на вопрос о том, как ваша вера в Бога не противоречит «заблуждениям» или плохим\хорошим сторонам мировых религий или прошлым или нынешним цивилизациям и их божествам). Такая риторика разговора является важной частью жизни во Христе.

    Беседа о вашей вере

    1. Расскажите вашему другу, что христианство значит лично для вас. Объясните, как ваша вера помогает вам проживать лучшую жизнь и обсудите, что значит для вас Иисус Христос. Будет также полезным упомянуть о людях, которых вы встретили в церкви, и о круге знакомств, который вы там сформировали. Сфокусируйте разговор на инструментах, которые даются последователям Божьего сына.

      • Почему вы чувствуете себя более полноценным, живя во Христе во время вашей повседневной жизни? Лучше всего избегать обсуждения концепции вечных мук для нехристиан в разговоре с атеистом. Если кто-то чувствует, что вы пытаетесь «спасти» его, ваш друг может найти это снисходительным и разочаровывающим.
    2. Найдите общий язык. Когда у вас идет беседа, лучше разговаривать на одном языке. Это означает, что вам следует пойти навстречу своему собеседнику и использовать обычные мирские термины при обосновании своих теологических идей. Такая техника может помочь в обсуждении христианства с точки зрения морали, практических инструментов в повседневной жизни и многих других светских тем.

      Не пытайтесь спорить о специфике Библии. Дискуссия между верующим и неверующим не должна переходить в споры о науке или креационизме, запутанных рассуждениях о сотворении мира согласно Книги Бытия. Обсуждайте веру в рамках вашей церкви, писаниях ранней церкви и вашем личном опыте в этом. Что значит лично для вас быть христианином? Вы ничего не сможете поделать с костями динозавров или возрастом Земли, поэтому избегайте этих тем.

      • Многие христиане имеют различные отношения к Библии, и вы можете много знать о библейских учениях и самой истории этой книги. С другой стороны, многие из них выделяют свое личное отношение к Иисусу как фундаментальный аспект их благословения в вере.
    3. Атеист может захотеть услышать определенные доказательства, а не рассуждения о вашей жизни во Христе, но дискуссии о христианстве не является спором между «наукой», «разумным замыслом» и «креационизмом». Если относиться к этому, как к дебатам с наукой, то это приведет вас в никуда в разговоре с неверующим. Всё, что вы можете, это преподнести Иисуса как того, за кем вы следуете.

      Попытайтесь понять видение вашего друга. Был ли он всегда неверующим? Случилось ли что-то, что принесло в его жизнь боль или заставило думать, что религиозные лидеры лицемерны? Или ваш друг просто решил основываться на научных эмпирических доказательствах? Какая бы ни была причина, вам следует узнать основы верований вашего друга и попытаться понять их.

      • Не пытайтесь предположить, что вы знаете ответы на вышеуказанные вопросы. Не все атеисты «злы» на Бога, не все были когда-то верующими, не все в отчаянии, что им в какой-то момент не хватило немного веры. Слушайте ответы, когда задаете свои вопросы и пробуйте понять причину неверия.
    4. Позвольте вашему другу попытаться убедить вас. Вашему другу может быть интересны причины вашей веры, особенно, если вы не выросли в христианской семье. И если человеку комфортно с вами, он начнет задавать вопросы. Чем менее оборонительную позицию вы занимаете, тем более разумным вы кажетесь. Не стесняйтесь своей веры в Бога и оставайтесь спокойными. Если вам интересен разговор, то для вашего собеседника он будет также интересен.

      • Не начинайте спор, если ваш друг постоянно пытается усомниться в сюжете Библии или спрашивает вопросы такого характера: " А может ли Бог сотворить гору, которую сам же не может сдвинуть? ". Все, что вам необходимо сказать, это: " Это невозможно узнать, и я не беспокоюсь об этом. Это не делает меня ни на капельку менее верующим ".

    Ведение открытого диалога

    1. Делайте то, что сами проповедуете. Если вы собираетесь ввязаться в серьезный разговор о том, как прекрасна ваша жизни во Христе, вы должны это подтвердить действиями. Продемонстрируйте, что в вашей собственной жизни есть любовь. Некоторые атеисты являются таковыми, потому что предвзято считают христиан лицемерными. Но вы то знаете, что они совсем не такие, покажите это на собственном примере.

      Пригласите вашего друга посетить церковь вместе с вами. Лучший способ представить атеисту вашу религию - это отнестись к этому, как к любой другой социальной функции. Подчеркните вашу общительность и товарищество, отвлеченно пригласив его на обед или пикник.

      • Если вы приглашаете атеиста на религиозное действо, скажите ему, что оно именно таковое. Не пытайтесь схитрить. Не забудьте представить вашего друга другим прихожанам, пусть он почувствует себя комфортно среди других последователей вашей церкви и религии.
    2. Будьте терпеливы. Присмотритесь, развивается ли интерес у человека к посещению вашей церкви. Вы можете пригласить его посетить церковь вместе с вами, но лучше всего, если ваш друг из своего любопытства сам к придет к этому, ощущая себя при этом комфортно и держа все под контролем. Не надо сильно давить. Чем больше действий будет со стороны вашего друга, тем более лучший результат вы получите.

      Будьте настойчивыми. Продемонстрируйте практичность христианства с помощью ваших собственных успехов и дружбы с другими христианами, покажите, что они всегда готовы проявить любовь и заботу, тогда ваш друг будет знать, куда обратиться в тяжелые времена..

      Если вы хотите помолиться о вашем друге, делайте это наедине. Фраза «я помолюсь за тебя» в конце разговора может показаться грубой. Если Бог собирается ответить на вашу молитву и обратить атеиста, то он это сделает в независимости от того, слышал ли атеист эту фразу или нет.

    • Атеизм - это не вера, это сомнения. Это важно понимать, перед тем как обсуждать Христа. Атеисты больше склоняются к аргументированным доказательствам. Ключевым здесь является то, что не следует пытаться обратить атеиста с одной веры в другую, лучше представьте доказательства вашей веры, слушайте собеседника и принимайте их выбор.
    • Не пытайтесь обхитрить кого-то. Никогда не обманывайте. Если приглашаете атеиста на христианскую встречу, уточните для него, что там будет происходить. Или это обычное социальное действо, или это церковная служба, или же это чтение Библии?
    • Такие вещи требуют времени и терпения. Не пытайтесь торопить вашего друга, как бы вам этого не хотелось.
    • Слушайте внимательно опасения и оговорки неверующего. Попытайтесь понять его, а потом апеллируйте к каждому его опасению конкретно. Отдавайте предпочтение доказуемой правде, а не недоказуемым догмам, и вместе приходите к истине с честностью и пониманием друг друга. Если вы покажете открытость к пониманию его взглядов, вы заслужите уважение.
    • Скажите вашему другу подумать над принятием таких абсолютных понятий как «добро» и зло». Ваш друг может иметь недоверие, сомнения и вопросы, так что процесс его убеждения может занять месяцы и годы вашей доброты.
    • Следующие книги включают в себя обсуждения о христианской вере, которые помогут вам в подобных беседах с вашими подопечными:
      • Help! I"m a Student Leader (с англ. " Помогите! Я студенческий лидер! ") – автор Дог Филдс – предложения, идеи, верования и примеры, в конце каждой главы вы найдёте заметки и комментарии реальных студентов, собранные во время написания книги…Издатель: Zondervan, ISBN: 0310259614.
      • Max Q – автора Энди Стенли и Стюарт Холл – работа посвящена самым сложным испытаниям на космическом корабле, таким как сверхнагрузки при старте, привыкание и отвыкание от гравитации и атмосферы Википедия: Max Q . Книга о том, как справляться с трудностями и соблазнами в жизни, о том, как развивается вера в Божью волю и следование Христу. Издатель: Howard Books, ISBN-10: 1582291780. Также к этой книге идёт дополнение: Max Q Student Journal с вопросами и предложениями для журналистики.
    • Некоторые атеисты никогда не станут христианами. Представьте, как бы вы себя почувствовали, если бы ваш друг пытался обратить вас в другую веру.
    • Мой пастор однажды сказал: " Не надо приглашать кого-либо в церковь всего раз. Пригласите их вернуться 3 раза. Ваш друг может не прийти и 3-й раз, но попытайтесь его убедить ".
    • Разберитесь в себе и в вашей вере.
    • Слушайте внимательно то, что вам говорит атеист. Если вы считаете его аргумент весомым, не надо сразу его отвергать.
    • Позвольте вашему другу понять, что ваша религия значит для вас, а затем спросите, что она значит для него.

    Предупреждения

    • Весьма вероятно, что у вас не получится обратить вашего друга в веру. Большинство атеистов имеют твердое мнение о том, во что они верят. И хоть многие открыты к обсуждениям, шанс их обращения довольно мал.
    • Старайтесь избегать упоминаний об атеизме при каждой встрече. Люди не любят, когда к ним относятся как к «безбожным грешникам» и будут избегать встречи с вами.
    • Не падайте духом, если у вас не получилось обратить человека. Если ваши попытки провалились, не разочаровывайтесь! Вы можете продолжать их или принять веру человека и остаться друзьями (или родственниками). Пытайтесь не потерять друга, только из-за того, что он не верит в Бога.
    • Вам следует знать, что многие атеисты, встреченные вами, скорее всего воспитывались в христианской вере или приближенно к ней. Многие когда-то честно и всем сердцем верили, были активно вовлечены в жизнь церкви и принимали все аспекты веры как истину. Через время эти бывшие христиане по личным причинам отказывались от своей веры. Часто у них были вопросы в их религиозной жизни и в верованиях и они искали ответы на них: некоторые в разговорах с их священником, пастором, некоторые изучали Библию, философию, религиозную историю, другие религии и науку. Вы можете верить, что вы приносите им свежее и яркое видение своей веры, о которой они еще не слышали, но у них могут быть лучшие академические знания об их идеях, чем ваши знания о ваших идеях. Такой подход к вопросам привел их к отказу от веры. Некоторые основывались не только на христианской вере, но и на информации об огромном количестве других религий, философий, истории и науке. Также не стоит забывать, что у них есть опыт жизни верующего, жизни, где есть место свету и Божьей любви. Многие открыто признают, что они скучают по чистоте отношений, по социальному и культурному аспектам церкви и христианства, но они также верят, что вернуться к вере, которую они отвергли, будет лицемерием для них. И, как атеистам, им сложно притворяться. Так что будьте осторожным и подумайте дважды, прежде чем пытаться обратить своего друга атеиста. Разговоры на тему Бога и веры с вашим другом могут вскрыть такие вопросы, на которые вы не готовы ответить и могут вызвать смущение или сомнения.
    • Настаивать на обсуждении или поклонении вашей религии неэффективно. Помните, это решать лично человеку. Как сказал Иисус: " Мир вам! Как послал меня Отец, так и я посылаю вас " (Евангелие от Иоанна, 20:21).
    • Суета и придирки к вашим друзьям, после того как вы им сообщили о вашей вере, только оттолкнут их от вас. Молитесь за них, и остальное оставьте Богу. Он когда-то призвал вас; когда-нибудь он призовет и их в нужное время.

Ответ священника:

1. Святой мученик Уар помог христианке Клеопатре вымолить у Бога, её внезапно умершего сына.

2. Высказывания атеистов, типа: «Православие – вымысел, православные святые – сказки для православных», являются ценностными суждениями, то есть, такими суждениями, в которых выносятся ценностные оценки, сравниваются ценности. Можно привести и аналогичные тезисы: «материализм – лучше религии, знание (наука) – лучше суеверий (Христианства)». Здесь атеисты вступают в противоречие с постулатами собственного мировоззрения. Материалистическая картина мира отрицает духовные реалии и предполагает существование лишь материи, подчинённой неизменным законам природы. Бога – нет, а значит, нет и объективного стандарта ценностей, опираясь на который можно было – бы безошибочно утверждать истинность одного явления и ложность другого. Ценностные суждения в рамках материализма, в результате этого, становятся неизбежно субъективны, то есть превращаются в личные, или групповые предпочтения, а значит, эти суждения – суждения бессмысленные. Кто поступает правильней: афганские Талибы, взорвавшие статуи Будды, посчитавшие их идолами и, следовательно, злом, или атеистический публицист Ричард Доккинз, ругающий за это Талибов, и считающий самих Талибов – злом? – В рамках материализма, это – бессмысленный вопрос. Одна группа (Талибы) посчитала статуи Будды – злом, другая (атеисты) – памятником истории, и, следовательно, благом. Оба суждения, в материалистической системе координат, идут в одну цену: они не имеют смысла, поскольку их нельзя сопоставить с объективным стандартом ценностей, ибо, если нет Бога и мир появился случайно, в его существовании нет цели и замысла, то в таком мире нет и не может быть объективного ценностного стандарта. Но атеизм неизбежно вступает в противоречие общечеловеческому опыту, предполагающему наличие нравственного и ценностного стандарта. Вот и приходится атеистам в теории – утверждать одно, а на практике – придерживаться другого: незаметно для себя вводить в свою мировоззренческую систему эти объективные стандарты, тем самым вводя туда и Бога, который является их Источником.

Правда, атеисты, в ответ, могут сослаться на разум, на науку, как на ценностный ориентир: всё, что «не согласуется» с разумом или научными доводами – плохо и ложно. Однако, и здесь, они противоречат собственному мировоззрению. Разум, с точки зрения материализма, обусловлен лишь материальными процессами, происходящими в коре головного мозга человека. Материальные - же процессы – работают по неизменным законам природы. Следовательно, принятие каких – либо ценностных систем, например: материализма или Христианства, зависит не от аргументов или доводов в пользу первого или второго, а от того, как у меня в головном мозге сложатся атомы. И поэтому, разум не может быть надёжным инструментом познания истины, а как следствие, становится невозможным и занятие наукой, как основанной на изысканиях разума. Лишь принимая Теистическую (от слова «Тэос» - «Бог») картину мира, как истинную, мы можем расставить всё на свои места. Кроме материи, в мире есть духовные реалии: Бог, душа, загробное бытие. Значит, мир и человек имеют объективную цель существования. Значит, есть объективный нравственный и ценностный стандарты и отсюда становятся возможными суждения типа: «это правильно, а это – ложно», «это добро, а это - зло». Поскольку человек обладает нематериальной душой, в которой заключён источник разума, разум не подчинён жёстким материальным причинно-следственным законам. Он – свободен и может быть надёжным инструментом познания истины. По этой причине становится возможной и наука, как систематизация разумной деятельности человека.

Но сейчас иначе. Атеизм оказывает сильное влияние на нашу культуру, и это влияние возрастает. Вы можете быть свидетелями этого везде: начиная от полок с бестселлерами в местном книжном магазине и заканчивая видоизмененными из дарвиновских Иисусовыми рыбками, которые вы видите на соседней машине.

Атеистам удобно признавать себя атеистами, удобно провозглашать атеизм и удобно осуждать религию, которая, по мнению выдающихся атеистов, находится в списке «благословений» человечества где-то между дифтерией и нацизмом.

И теперь, когда мы встречаем его все чаще, христиане иногда оказываются плохо подготовленными для борьбы с этим противником. Особенно христиане от рождения. Аргументы атеистов такие неожиданные, что верующие не знают, как отвечать, и очень часто эти вопросы повергают их в злость («Как ты смеешь?») или страх («А если они правы?»). И ни один из аргументов не будет хорош, а только навредит свидетельству христианина и оставит атеиста неизменно укоренившимся в его неверии.

Если нам случится встретить атеистов, то мы должны быть готовы объяснить наши убеждения, которые отличаются от убеждений неверующих. Для начала нужно запомнить, что можно делать, а что нет, когда вы дискутируете на тему религии с атеистом:

1. Не бойтесь признать, что вы верите. Христиане часто рассказывают, что попадали в ситуации, где поднимался вопрос, почему они верят, и все, что они могли сказать, - это то, что у них есть вера, хотя никогда не исследовали ее основательно. Они часто кажутся озадаченными этим оправданием. Если вы оказались в такой ситуации и то, что вы «верите», - это единственное, что вы имеете, то не бойтесь остаться с этим. Озвучьте это лучше, насколько это возможно. Например, можете объяснить, что ваша вера - не просто история, которую вы себе рассказали, чтобы лучше себя чувствовать. Расскажите о том, что управляет вашей верой, имеете ли вы реальные отношения с Кем-то вне материального мира.

2. Не думайте, что ваши друзья-атеисты тайно обижены на Бога или чувствуют, что им чего-то не хватает в жизни. Думайте, что этот человек атеист, потому что он просто не встретил доказательства существования Бога.

3. Не цитируйте Библию, но знайте ее. Библия - источник великой мудрости, но, если вы цитируете ее атеистам как авторитет, это то же самое, если бы ваш врач объяснял вам диагноз, читая отрывок из «Гарри Поттера». Не разбрасывайтесь библейскими стихами в надежде, что это кого-то убедит. Все, о чем говорится в Библии, имеет свои причины. Знайте причины и будьте готовы объяснить их.

4. Не стесняйтесь так, будто вы должны знать все ответы на вопросы. Гораздо лучше просто сказать: «Отличный вопрос! Я не знаю на него ответа, но я бы хотел это изучить и вернуться к разговору», - а потом заходите на незнакомую вам территорию.

5. Объясняйте в контексте. Ознакомьтесь с историческими аргументами, касающимися христианства, и предложите убедительное объяснение, делающее религиозные требования неоспоримыми; что жизнь и смерть Иисуса соответствует древним священным книгам; что все историки, жившие до Него согласны с этим; что почти все апостолы страдали за свою веру; что христианство распространилось как пламя, несмотря на ужасные преследования. Исследуйте свидетельства ранних христиан, которые отстаивали христианство в языческом мире, в значительной степени враждебном их убеждениям (звучит знакомо?).

6. Будьте логичными. Не отрицайте важности логических научных утверждений. Это правда, что наука не имеет ответов на все вопросы, но на некоторые имеет, и если вы пытаетесь это отрицать, вы рискуете оказаться в странной ситуации. Как постоянно напоминал нам , Бог, в Которого мы верим, - это Бог ума. Рациональные аргументы христианства имеют долгую историю, и если вы можете их использовать, то говорите терминами, ваш друг-атеист сможет понять. Ознакомьтесь с известными христианскими философами и апологетами. Если вы не читали книги Клайва Стейплза Льюиса «Просто христианство», то чего вы ждете?

7. Поймите, что ваша единственная цель - это посеять зерно. В таких дискуссиях мы очень часто можем сосредоточить все внимание на деталях, потеряв общую картину из виду. Крайне маловероятно, что человек, с которым вы разговариваете, полностью примет истины христианства благодаря одному диалогу. Просто отстаивайте христианство, насколько можете, и помните, что разговор - это, в конце концов, Божье дело, не ваше.

8. Поставьте себя на место своего друга-атеиста. А что если бы, например, христианство было ошибочным, а греческая мифология - истиной? Что могло бы убедить вас в обратном?

9. Не употребляйте много христианских фраз. Христиане «отдают свои сердца Иисусу», «Святой Дух пребывает в них», а также можно услышать, что они «идут с Иисусом каждый день», будучи «в мире, но не от мира сего». Все эти выражения многозначны, глубоки и легко понятны для большинства христиан, но они ничего не значат для людей вне веры. Их трудно избежать, потому что мы привыкли употреблять их, как стенографию для сложных понятий. Но вы должны уметь объяснить эти понятия доступными терминами.

10. Молитесь. Не делайте ошибки, полагаясь только на свой ум, в то время как Святой Дух - к вашим услугам. Просите о ведении для себя и открытом сердце для вашего друга-атеиста. Вы будете поражены эффективностью этой техники. И это будет полезно для вас самого.

Мы не поощряем никого начинать драку, ведь никто так не провозглашает Слово Божие. Но когда придет время, вы, будучи готовыми, сможете отстоять свою веру, используя термины, знакомые для ваших неверующих друзей или родных.

Джейсон Андерсон - программист из Вирджинии, штат Алабама, публикует свои мысли о религии и культуре на странице Cynical Christian. Дженнифер Фулвилер - писательница из Остина, штат Техас, она стала христианкой в 2007 году, будучи до этого всю жизнь атеисткой. Сейчас описывает свое обращение в христианство на странице ConversionDiary.com.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: