Что означает слово прелесть в православии. Духовная прелесть — как не переусердствовать в вопросах веры? Понимание прелести в толковых словарях

Ника Кравчук

Духовная прелесть - как не переусердствовать в вопросах веры?

Духовная прелесть — это особое состояние падения человека. Уже само слово указывает не просто на лесть, а на ее высшую ступень. Я стал святым! — думает о себе прельщенный. От обычной лести это отличается тем, что человек «работает» над собой.

Тщеславие — первый шаг на пути к духовной прелести

Но чем прелесть отличается от других пороков из царства гордыни? Тем, что она возникает не у всех людей, а у тех, кто уже пришел к вере. Обычно это подстерегает либо монахов, которые пытаются вести слишком праведную жизнь, либо мирян, которые хотят сиюминутно стать праведниками.

Кроме этого, такой порок характерен в первую очередь для тех, кто и до прихода к вере страдал самомнением. Тщеславием заражены фактически все люди на планете, просто это может проявляться в разных степенях. Как говорит Дмитрий Смирнов, Книга рекордов Гиннесса как раз для этого: «Вот я самый-самый — не важно в чем. Иногда (попадаются) совершенно анекдотические вещи: «Я передвинул самолет на 7 метров» или «Я съел 8 тысяч пельменей за один раз».

А представьте, что вот этот «передвигатель самолетов» или «поглощатель пельменей» станет «христианином» и также ревностно начнет готовиться к подвигам, чтобы выделиться из толпы верующих. Что уж там Книга рекордов Гиннесса, если он может услышать ангельское пение или увидеть Пресвятую Богородицу?

Впасть в прелесть: чем опасно состояние «слишком» в вопросах веры?

Сначала человек просто льстит себе мыслями о том, что он хорош, а став христианином, хочет заразить свою веру этой «хорошестью». Что делать? Надо подвизаться и становиться святым. Что слишком, то не здраво — говорят в народе. Но прельщенный человек не любит кого-то слушать.

Что ж, надо читать Евангелие главы за главами, поклоны отбивать сотнями, Иисусову молитву творить тысячами, аккуратненько перебирая четки (их обязательно нужно иметь!), желательно добавить акафистов и канонов побольше. В храм приходить как можно чаще, выстаивать все длиннющие монастырские службы. В пост можно хоть недельку посидеть на хлебе и воде — человек же подвизается...

Ну и после всего этого человек очень быстро сподобится видений ангелов и слышания неземного пения. «Подвизайся, подвизайся, праведник, мы тебе еще не такое покажем», — порадуются бесы и в следующий раз придут к человеку в образе святых или Богоматери.

Как и ревностным монахам, так и «особо усердным» христианам надо быть очень осторожными и понимать, что путь к праведности длится всю жизнь. Невозможно так вот просто взять через несколько недель подвигов, подстрекаемых гордыней, и стать святым.
Хоть человек и будет творить дела благочестия, якобы непрестанную молитву, даже будет умиляться ее сладостью, но на самом деле будет служить не Богу, а бесу, который в свое время отпал от Бога из-за своего «я».

Кроме того, впадение в прелесть может проявляться и на физическом уровне.

Афонский монах в сандалиях и питерская зима

Профессор Алексей Осипов приводит пример из жизни Игнатия Брянчанинова. Однажды к святителю Игнатию приехал один инок с Афона. Петербург, русская зима, а тот — в тоненьком подряснике и сандалиях. Игнатий Брянчанинов заметил что-то неладное и спросил, не холодно ли монаху. Тот ответил, что нет. Потом оказалось, что ему и кушать-то ничего не хочется.

Спрашивать напрямую — вы впали в прелесть — было бы просто нелепо. Поэтому святитель начал издалека: мол, расскажите, как вы достигли такого состояния... Куда там мне, в Питере, до вас — афонского подвижника. Инок очень возвышенно и эмоционально начал рассказывать о своих молитвенных подвигах.

Далее святитель Игнатий решил очень находчиво «протестировать» монаха на предмет видений. Он посоветовал остановиться ему на первом этаже гостиницы. Почему? Чтобы ангелы, когда станут посещать его и похищать на небо, случайно не уронили. Здесь монах в самом деле «подтвердил»: действительно, являлись и ангелы.

Тогда святитель Игнатий решил очень аккуратно вразумить монаха и говорит: «Я, конечно, сам совсем не разбираюсь в молитве, но есть такие уважительные люди, как Исаак Сирин, авва Дорофей, вот они дают такие советы. Может, вы попробуете?»

Монах согласился, но через три недели явился к Игнатию Брянчанинову озлобленный, голодный и в шубе. Вот какими путями возвращаются из состояния духовной прелести.

Есть и другие примеры того, как человек попадает в сети этого порока. Вам приходилось видеть какие-нибудь видеозаписи, как молятся представители различных сект? Некоторые валяются, как в припадке эпилепсии, при этом крича, что в них вселился святой дух. Дьявол — искусный мастер виртуальности.

Но как же бороться с духовной прелестью? Нужно постоянно смирять себя, понимая, что я хуже других. Болезнь значительно легче предотвратить, чем потом вылечить.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Что такое духовная прелесть, откуда она берется, можно ли застраховаться от нее, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, что такое духовная прелесть? Откуда она берется?

– В русском языке слово «прелесть» имеет положительный оттенок, но в духовном отношении прелесть – это неосознаваемое человеком ложное состояние души, когда ему под воздействием страсти гордыни хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле. Всякое безмерное приукрашивание себя дорогой одеждой, косметикой, витиеватыми словами, наигранными поступками, улыбками – виды прелести. Красота ее обманчива, и она никак не может спасти мир, а наоборот, обманывает и разрушает его. Правда, у каждого человека есть внутренняя врожденная защитная реакция, при помощи которой можно почувствовать неискренность других, но не всегда сразу поймешь, в чем дело.

В состоянии прелести человек как бы проживает не свою жизнь, а чужую, о которой мечтает. Для него жизнь – это непрекращающаяся игра. Не случайно наибольшим рейтингом в СМИ пользуются передачи, связанные с игрой. Также понятно, почему в древние времена основным конкурентом Церкви был языческий театр. Святые отцы очень резко критиковали актеров именно за то, что они занимались лицедейством и вольно или невольно заражали этим своих зрителей.

Церковь же учит человека быть самим собой, не позировать, не рисоваться, не актерствовать, а жить, что называется, дыша полной грудью. Именно из-за желания быть настоящими людьми, личностями, а не безликой массой или безвольными позерами, первые христиане с радостью шли на мучения. Как объяснял феномен мученичества святой Иустин Философ, мы идем на мучение потому, что не хотим жить обманом.

– Какие самые распространенные виды прелести можно наблюдать у православных?

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), прелесть – это естественное состояние всех людей, удаленных от Бога. Так как мы постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все пребываем в прелести. Очевидно, что степень духовной прелести, как и степень болезни тела, бывает разной. В церковной среде она часто развивается под видом неумеренной ревности не по разуму о благочестии. В таком состоянии человек без благословения духовника берет на себя чрезмерные подвиги поста и молитвы и, как правило, быстро надрывается, делает много ошибок в своей жизни. Вместо того чтобы остановиться и покаяться, он начинает винить в этом окружающих: владыку, священников, прихожан.

Иногда вокруг таких ревнителей формируются кружки единомышленников. Так их Православие перерождается в сектантство. Недавно, например, у нас было движение против ИНН, еще раньше – против экуменизма, сейчас наблюдается движение против новых паспортов. Понятно, что к процессам глобализации мы, христиане, не можем быть абсолютно равнодушными, и Церковь по этим вопросам выносила специальные соборные постановления. Беда происходит тогда, когда христианин, увлеченный борьбой с глобалистами, забывает о своей личной невидимой духовной брани с духами злобы и со страстями. На глобальные политические процессы призваны влиять в первую очередь архиереи и другие уполномоченные на это люди. Мы им в этом можем помочь, когда будем усердно молиться, дабы они мужественно отстаивали интересы Церкви перед сильными мира сего.

Другой вид духовной прелести – когда христианин себя слишком жалеет и начинает нарушать посты, пропускать богослужения, по поводу и без повода баловать себя спиртным. Из-за этого его христианство становится солью обуявшей, которую выбрасывают вон на попрание людям. Из-за таких номинальных христиан многие ищущие и искренние люди, которые могли бы стать ревностными членами Православной Церкви, соблазняются и попадают в сети раскольников или сектантов.

– Какие есть примеры впадания в прелесть в христианской истории? Может, подвижников, святых?

– Прелесть довольно заразительна, как и любой другой грех. Ей могут предаваться не только отдельные люди, но и целые народы. Особенно опасно, когда в прелесть впадает видный церковный пастырь, которому многие люди доверяют. Когда он начинает преподавать новое учение, то слущающие очень легко им увлекаются. Так, в IV веке знаменитый александрийский пресвитер Арий сам прельстился и многих людей обольстил новым учением, что Христос – не Бог, а лишь Его высшее творение. Затем Константинопольский патриарх Несторий стал называть Божию Матерь не Богородицей, а Христородицей. Позже были монофизиты, монофилиты, иконоборцы. Как видим, довольно большое число людей прельстилось сладостью новомодных учений и впало в ересь. В XI веке возник Великий раскол по причине того, что почти весь Запад соблазнился новым догматом о примате (первенстве) Римского Папы. От них позже ответвились протестанты и разного рода сектанты.

Но и в нашей православной церковной среде от впадения в прелесть никто не застрахован. Самый яркий пример – Печерский святой прп. Никита Затворник, епископ Новгородский. Не имея достаточного монашеского искуса в среде братии, он рано удалился в затвор. Здесь ему явился диавол в образе Ангела и обольстил поклониться ему. Далее по внушению лукавого прельщенный подвижник совсем перестал молиться, лишь изучал книги Ветхого Завета. Когда братия обители поняла, что с ним творится что-то неладное, то начала усердно молиться – и изгнала из его кельи беса. Впоследствии Никита стал епископом Новгородским.

– Неужели христианин никак не может себя застраховать от впадения в прелесть?

– В какой-то мере это становится возможным, когда человек регулярно исповедуется и причащается Святых Христовых Таин. Нужно жить полноценной жизнью Церкви, не замыкаться в себе, стараться со всеми общаться, всех любить, никого не осуждать, всех поддерживать и оказывать посильную помощь, тогда и нам в трудную минуту помогут и не дадут пропасть. Не зря Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13). Мера нашего духовного преуспеяния должна определяться не количеством прочитанных молитв и даже не частотой Причастия, а нашей любовью к людям, и не только к тем, кто нас любит, но и к врагам своим. Только так мы сможем хоть в малой мере освободиться от присущей всем греховной прелести и не впасть в бόльший самообман, который может совсем нас отторгнуть от Бога и Его Святой Церкви.

Что такое прелесть и как с ней бороться?

Прелесть - это состояние духовного прельщения, когда человек ложь принимает за истину.

Только тот, кто достиг духовного совершенства, стал святым, избавился от прелести, остальные в той или иной мере пребывают в ней. Вот человек пришел к Богу, начал читать Священное Писание, молиться, он уже себя начинает превозносить над другими, своей жизнью хвалиться, тщеславиться (тайно или явно) - вот он уже и в прелести. Как узнать, человек в прелести или нет? Попробуйте задеть день и ночь молящегося за живое место - если он сразу вспыхнет, начнет нервничать, обидится - значит он в прелести. Обычно все, кто в прелести, начинают себя над другими превозносить, осуждать ближних: "Я молитвенник, постник, а вы лентяи, моими молитвами живете". Избави нас, Господь, от такого состояния!

Как попадают люди в прелесть?

Знаете, как хитро диавол улавливает в свои сети? Я в 1978 году крестил одну женщину, дал ей правило: что читать и делать. Говорю: "Каждый день читай по 500 раз молитву Иисусову, делай по 50 земных поклонов". (Эта женщина в церковь уже ходила; я как- то стал допытываться, и оказалось, что она некрещеная - ее крестили в католической церкви). Через некоторое время приезжает и говорит: "Благословите мне больше поклонов делать". - "Ну, - говорю,- делай 100 поклонов". - "А можно 1000 раз читать Иисусову молитву?". - "Можно. Бог благословит". Через некоторое время приехала и попросила 3000 молитв Иисусовых. Благословил, спрося: "Тебе сил хватает?" - "Хватает". И все. Мы с ней встречались раз-два в год. Она приезжала, всегда молчала, вся в молитве пребывала. Ни с кем особо не разговаривала. Так вот приедет - и уедет. А потом однажды (было это в с. Красном, недалеко от Палеха) мы собрались на день Ангела всех Наталий. Собралось Наталий человек восемь. Эта женщина взяла и села первая за столом, под иконами. Я говорю: "Ты место освободи - сядь на другое место". И она вообще ушла с обеда, обиделась. Я потом с ней где-то два часа беседовал, спрашивал - почему она обиделась? Говорит:

Вы меня оскорбили, опозорили перед всеми!

Тут позора никакого нет. День Ангела не твой, должна была место уступить именинницам. И вот, в этой беседе я допытался у нее:

Расскажи, как ты молишься?

Оказывается, что она без благословения делает 1000 поклонов каждый день; когда в дороге бывает и просрочит, так и по 2000 делает - с молитвой Иисусовой, со слезами. Узнал, что она спит по два часа в сутки. В понедельник, среду и пятницу не вкушает пищи совсем, не пьет, а во вторник, четверг, субботу и воскресенье ест один раз. Если бы ее видели - она крепкая, здоровая; ездила к нам - рюкзак громадный на себе несла -10 километров по бездорожью. Даже ни капли не видно измождения. Узнал, что когда мы все сидели за столом (в другой раз), на нее такая благодать снизошла, такая любовь к Господу и ко всем!

Готова всех обнимать и целовать. Своего тела не чувствовала, вся душа и тело - в любви Господней.

Думаю: "Ну, что уж это с ней такое - что-то особое?"

А вот в Красном, когда попросили покинуть первое место и выяснилось - что это. Все проявилось! У нее такой гнев появился, такая обида, что она и разговаривать даже не хотела:

Вы меня опозорили перед всеми!

А что Христос говорит: "Не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных почетнее тебя" (Лк. 14,8).

Для чего это я говорю? Такой вот человек хитро спасается, очень хитро. Пророк Давид говорит: "Смирихся, и спасе мя Господь" (Пс. 114). Смирился - уже спасен. Не надо ни поклонов, ни молитв - уже человек спасся. Поклоны, бдение, подвиги - это не цель, это средство ко смирению. Через них человек смиряет свою плоть, умоляет Господа, чтобы прийти ко смирению, быть как дитя незлобивым, спокойным, уравновешенным. Всех любить, всем добро творить. Эти подвиги она взяла на себя не по благословению, а по своей воле, по гордыне. А когда такие люди по своей воле живут, то в них не Божий дух ревности, а диавольский дух. Дальше пошло и другое - дошло до того, что покушалась на самоубийство. Наелась каких-то таблеток, хорошо, что ее начало рвать, четыре часа пролежала полумертвая. Еле ожила. Вот, до чего доводят эти "подвиги". Когда я ей снова благословил 50 поклончиков и 500 Иисусовых молитв, каждый день есть, как все едят, тогда она не смогла этого сделать. Говорит:

Ничего не могу: ни поклонов, ни молитв - совсем ничего. И утренние, и вечерние не могу читать. И жор на нее напал. Говорю:

Видишь, это с тобой чисто демоническое было. Многие наши сестры в общении с ней не раз слышали, как бы между прочим: "Вот, подвиги совершаю", "по 1000 поклонов делаю", "три дня в неделю не ем", "по два часа сплю", все так хитро высказывала. Говорила уже и такое: "Все плохие, одна я хорошая". Вот вам - эталон, как узнать человека в прелести. Ему об этом говоришь - не верит: "Ты плохой!" Значит, спасаться не трудно, но мудро. В церкви, в монастыре, везде должно быть послушание - на первом месте. Все делать надо по послушанию. Запомните, что я вам сказал....

Как узнать, на какой стадии духовного развития я нахожусь? Опасаюсь впасть либо в прелесть, либо в уныние.

Если мы себя видим грешниками, значит, мы на правильном пути. Если видим себя, что хорошие, значит, на ложном, на пути прелести.

Один инок подошел к своему духовному отцу и говорит: "Отче! Вот я молюсь и достиг такого, что вижу Ангелов". А старец ему сказал: "Блажен тот, кто видит не Ангелов, а грехи свои".

прп.
  • проф. А.И. Осипов
  • иеромонах
  • священник Сергий Дергалев
  • Энциклопедия изречений Св. отцов
  • Юрий Максимов
  • архиеп. Феофан Полтавский
  • свт.
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • В.Н. Духанин
  • Пре́лесть (от славянского «лесть» - обман) - 1) прелесть бесовская, состояние омрачения одной или нескольких сил человеческой души, возникающее в результате воздействия на человека злых духов; 2) состояние самообмана, самообольщения; очарование, вызванное кем-то или чем-то.

    Что такое прелесть бесовская?

    В человеческой душе различают несколько важнейших природных особенностей, традиционно называемых силами или сферами души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную.

    С разумной сферой связано мышление и рассудительность, сознание и самосознание, нравственная оценка происходящего; с волевой - способность человека осознанно стремиться и действовать в направлении выбранных целей. Чувственная сила души проявляется в способности испытывать широкий спектр чувств, относящихся к радости или недовольству. Раздражительная сфера отвечает за интенсивность стремлений к поставленным целям, формирование или сдерживание эмоциональных порывов, аффектов.

    Если бы человек вел безгрешную, богоугодную жизнь, все его душевные силы функционировали бы в соответствии с естеством: стройно, слаженно, гармонично. Собственно в этом и состояла бы цельность человеческой личности. Но увы!

    Как известно диавол, будучи человекоубийцей от начала (), «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (). Чаще всего он и подвластные ему демоны вредят человеку через отдельные искушения и приражения. С тех пор как Господь сокрушил ад и сковал сатану, тот утратил возможность порабощать человека так, как во времена Ветхого Завета.

    Однако он не утратил возможность пленять человека, склоняя его на свою сторону всевозможными ухищрениями. В случае нерадения человека о спасении, пренебрежения помощью Божией, диавол способен пленить его, извратив его внутреннее отношение к Добру и злу. С этой целью демоны и воздействуют на главные силы человеческой души. Так они ограничивают в ней богоугодные движения и возбуждают богопротивные.

    Примечательно, что жертва демонического приражения может и не замечать, что находится под влиянием диавола, ей даже может казаться, что все её стремления исходят от неё самой.

    «Послушай, - предостерегает нас святой , - диавол, по обычаю своему, всегда подбирается к душе странным некиим образом и неудобь-распознаваемым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отдаляясь от ней, возмущать и перебуровливать все ее стремления, движения и помышления, то есть и мысленную, и желательную, и раздражительную силу души, и направлять их на то, что ему угодно. Этим способом он всех нас завлекает в сети свои и забирает в рабство себе и в волю свою, - а мы того и не знаем; и, что хуже всего, диавол, употребляя сию тактику непрестанно и сделав нас страстными и непотребными, убеждает нас думать и говорить, что этот наш недуг (смятение и буровление внутри), которым мы вводимся в страсти и держимы бываем в них, есть свойство естества нашего, а не дело бесовских козней» (Слово. , п.2) (см.: ).

    Так человек становится покорным орудием падших духов. А то состояние одурманивания и пленения, в котором он оказывается под влиянием тёмных ангелов, называется состоянием обольщения или прелестью.

    Как проявляется прелесть при омрачении различных сфер человеческой души?

    В случае подавления демонами разумной силы человек теряет здравый контроль над своими помыслами и рассуждениями; утрачивает интерес к Истине, а нередко воспринимает правду как ложь. Примерами здесь могут служить обольщённые еретики, в частности Полихроний, который, увлекшись явлением ему демона в образе светоносного мужа, согласно его наставлению присоединился к лагерю монофелитов.

    При омрачении волевой сферы души человек приобретает устойчивое расположение ко злу. В этих обстоятельствах он попросту не может заставить себя отказаться от зла и перенаправить усилия на совершение добра.

    В результате охвата чувственной сферы извращается естественная для человека способность радоваться добру и тяготиться грехом. Грех начинает казаться ему особенно сладостным, а жизнь по закону Божьему, по совести - безрадостной и утомительной. Иллюстрацию подобного состояния души встречаем в жизнеописании святой Марии Египетской, стремившейся, до своего обращения, ко греху как к источнику чуть ли не высочайшего наслаждения.

    В случае обдержания бесами раздражительной силы человек охладевает к добродетели и легко воспламеняется на исполнение злых дел. На добро ему словно бы не хватает энергии и сил, а на зло - хоть отбавляй.

    Как бороться с состоянием прелести?

    Сам по себе человек не в состоянии противостоять падшим ангелам. Для этого необходима Божественная помощь. Все надлежащие для борьбы с духами злобы благодатные средства Бог вручил Церкви. Залогом побед в этой невидимой брани служит полноценная христианская жизнь. Пост и молитва, о которых говорил Господь () являются частными средствами в этой борьбе.

    Что такое самообольщение?

    Прелесть духовная характеризуется состоянием ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных (прежде всего ) и воздействие на душу и тело субъективно воспринимается человеком как Божественная и, в крайней форме, как .

    Прелесть – это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.

    Прелесть – обязательный результат последования ложному духовному учению или даже частичного принятия его.

    Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности ( , видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в , к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.

    Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» – мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой – «от неправильного действия сердца» – мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа).

    Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. , одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

    Противоположное прелести правильное духовное устроение называется .

    Положительно окрашенные «прелесть», «обаяние», «очарование» – эти слова изначально связаны с темной силой: прелесть – это буквально сверхложь, состояние пленения нечистой силой, сумевшей создать своей жертве иллюзию духовной жизни; обаяние и очарование – это воздействие колдовства. Впрочем, само понятие «околдованности» тоже не воспринимается сегодня как что-то страшное и опасное.
    прот. Игорь Прекуп

    Что такое прелесть? Это лесть в высшей степени. Мы можем льстить кому-то другому, мы льстить можем и себе, то есть не можем, а льстим. Что значит «я льщу себе»? Это не в том смысле, что я убеждаю себя, до чего же я хорош, я лучший в мире - нет, меня даже убеждать не надо, я знаю это, что я очень хороший. И мне совершенно не важно, если даже меня ругают, он просто дурак, что ругает меня, он просто не понимает, что я хороший. Вот ведь в чем дело! Ну, есть же глупые люди - есть. Кто глупый? - тот, кто меня ругает, он недооценивает, что я лучший в мире.

    Знаете, интересно: ведь я же вижу, как я ошибаюсь, и подчас и делаю не то, что надо, и думаю, а все равно чувствую, что я хороший. Вот интересно-то! Я - хороший, и это ощущение во мне неистребимо. Но это на том уровне, на котором я сейчас живу.

    Но я решил сделать большее, чем даже то, что Я сейчас: я, будучи христианином, начинаю подвизаться. Я уже не просто утреннюю молитву прочитаю, а прибавлю 100, 200, 300 молитв Иисусовых. Днем я еще почитаю Псалтирь, акафист, я чаще начинаю ходить в церковь и т.д., - многое, что делать еще.

    И вот здесь, если я не понимаю, сейчас я скажу, чего, и если я не понимаю, то мое Я , которое и так чувствовало, что оно лучшее в мире, начинает подниматься, как на дрожжах. Я начинаю чувствовать себя не просто хорошим, а праведником, святым. Более того, мне могут уже начаться и сны необычайные сниться, и даже видения, и сладостные состояния и т.д.

    Прелесть - это такое духовное состояние человека, в котором он видит себя святым. Совершенным. Достойным Бога, достойным всех даров Божиих - вот что такое прелесть.

    Почему называется именно «Прелесть», потому что лесть и так всем нам, само-лесть, присуща уже по существу. Здесь же человек уже, кажется, трудится, своим собственным трудом приобретает многое, достигает многого, как кажется, и впадает в прелесть.

    При этом состояния прелести часто сопрягаются с очень интересными состояниями тела. Например, Игнатий Брянчанинов пишет, как однажды к нему в Петербург приехал монах с Афона. Была зима, мороз, а монах в легком подрясничке, в сандалиях.

    Вам не холодно?

    Нет, нисколько.

    Он почти ничего не ел:

    Вам не голодно?

    Нет, нисколько.

    Игнатий Брянчанинов, редкостный умница, методом Сократа… Вы знаете, что Сократ никогда ничего не утверждал, он все время спрашивал, но спрашивал так, что человек не знал, куда деваться. Привести пример, прежде чем мы продолжим о Брянчанинове? Сократ спрашивает одного софиста:

    Гиппий, я слышал, что ты умнейший человек?

    Клянусь собакой, Сократ, ты прав.

    Поклясться собакой - это высшая клятва была! Почему-то сейчас «собака» у нас - ругательное слово. А собака - это же самое верное существо. Гиппий пришел в восторг - Сократ говорит ему, что он самый умный человек! А кругом стоят ученики.

    Так вот, Гиппий, почему я к тебе и обращаюсь.

    Да, Сократ, чего ты хочешь?

    Ты мне не скажешь, Гиппий, что такое красота?

    Ты что, Сократ, не понимаешь? Ну, красивая лошадь, знаешь…

    Да нет, Гиппий, я не о лошади тебя спрашиваю.

    Ну, женщина прекрасная…

    Гиппий, неужели ты не понимаешь, что самая лучшая красавица в мире пере лицом богини - обезьяна. Я спрашиваю тебя, что такое красота?

    Ну, Сократ, ты чего-то захотел - я не понимаю…

    Кругом грохот смеха. Гиппий, этот «мудрец» с позором уходит, убегает…. Кстати, почему Сократа и не любили все эти софисты.

    Так вот, Игнатий Брянчанинов, по методу Сократа, обратился к этому афонскому монаху: слушайте, а как Вы этого достигли? Как бы мне было здорово, и одежды не надо, а то я шубы одеваю, и есть надо меньше… Игнатий Брянчанинов описывает всё это. Афонский монах с жаром стал объяснять ему, как надо молиться, как нужно поступать: молится нужно, представив себе Господа Бога, Самого Христа, нужно молиться к нему с жаром!

    А о чем молиться?

    Чтобы Бог даровал нам то-то, то-то и то-то…

    Ну а как о грехах?

    Ну, конечно, о грехах, отстань только от меня…

    Тогда Брянчанинов говорит монаху:

    Я-то в этих вопросах, конечно, не разбираюсь, а вы там, на Афоне, всё знаете. Тут Петербург, светская жизнь… Но я читал Исаака Сирина, Авву Дорофея - есть такие отцы, вот они пишут, что нужно молиться вот так, и сказал ему, как. Сам я пробовать такой способ не в состоянии, я игумен монастыря, может, Вы попробуете?

    Ну что ж, хорошо. Попробую.

    Проходит недели три, я не помню, или месяц, заявляется этот монах к нему. Ах, да, еще Брянчанинов сказал ему:

    Вы будете останавливаться здесь в гостинице, я советовал бы Вам остановиться все-таки на первом этаже.

    А в чем дело?

    Ну, мало ли, вдруг Ангелы Вас захотят понести…

    Вы знаете, отец архимандрит, верно, у меня уже были такие явления, когда Ангелы хотели меня перенести прямо на Афон…

    Потому я и говорю Вам, мало ли, Ангелы возьмут, вдруг обронят где-то в пути, лучше Вы на первом этаже поместитесь.

    Через месяц заявляется этот монах, распаленный, яростный: что ты со мной сделал?

    Он пришел, одетый в шубу, валенки, сказал, что стал мерзнуть, много есть. У меня молитва, как ты меня научил, я не могу теперь себе позволить так, как это было прежде - в общем, возмущенный до предела.

    Вот прелести плоды, видите. Оказывается, ест правильная молитва, мы с вами немножко говорили, и есть лжемолитва. Оказывается, так. Есть правильный путь, приводящий человека к тому, что человек начинает видеть себя. А есть путь, напротив, еще более закрывающий себя, и человек уже не видит ничего у себя - никаких недостатков, никакой погрешности, видит одну сплошную святость. Вот это есть прелесть. Она часто сопровождается, она часто сопровождается ощущениями, как видите, даже физического характера.

    Уже современный афонский монах Харлампий, который предложил молодому человеку сразу же 14,5 тысяч молитв Иисусовых прочитать громко, быстро, отчетливо, чтобы «между словами молитвы бес не проскочил». Его язык работал, как моторчик. И когда этот молодой человек, который во веки веков этим не занимался, но 4 часа все-таки отбарабанил, у него сладость появилась в гортани, во рту - всюду. Старец его, Харлампий, был в восторге: 4 часа - и вы уже достигли благодати! Там надо годы, десятилетия, а тут раз - и всё в порядке, и больше ничего не надо. Ложный путь.

    Прелесть - это и состояние человека, которое приводит к самомнению, и к нему, к прелести этой, приводит ложный, неверный путь, прежде всего молитвы, непонимание того, что первым признаком начинающегося здравия души является видение своей греховности, которая в нас, естественно, есть. И если я этого не вижу, значит, я слеп.

    Вот что такое прелесть, если хотите знать, кратенько. Еще раз очень советовал бы обязательно иметь у себя, ну хотя бы на полку поставить, творения Игнатия Брянчанинова. Его замечательный «Отечник», где выдержки святых отцов, даже маленькие истории, очень интересные; его письма разным людям, в том числе и военачальникам, и поэтам, и композиторам, тому же Глинке М.И. Это чрезвычайно интересно. Обязательно бы надо приобрести это.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: