Что такое ценностное отношение. Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников

Предполагает качественное питание. Молочная продукция традиционно присутствует на столе среднестатистического россиянина. С детства нам внушают, что «пейте дети молоко, будете здоровы». Мы знаем, что молочная продукция богата кальцием, который укрепляет кости, что белок из молочной продукции хорошо усваивается, что от обезжиренного молока не поправишься, и некоторые другие расхожие фразы.

О молочных продуктах говорить сейчас модно. Совсем недавно принято постановление о разграничении, например, молочной и молокосодержащей продукции. В России за последние годы ассортимент молочной продукции сильно расширился. Поэтому соблазн подделать продукцию вырос. Молочная продукция регламентируется законом № 88-ФЗ, в нем указаны и все способы фальсификации.

10 сентября в Министерстве Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано и принято к исполнению Постановление "О надзоре за производством и оборотом молока и молочной продукции".

В настоящее время актуальна тема фальсификации молочной продукции. По этому вопросу прошло много передач, в периодических изданиях множество публикаций по этой теме. Суть: в молочную продукцию добавляются растительные масла, которые вредны, поэтому необходимо наказывать производителей подобной продукции.

О вредности молокосодержащих товаров с добавлением растительных компонентов особенно часто говорит Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока. Родился он в Сан-Франциско, что придает ему авторитета, ведь нам долго внушали, что в США всё самое лучшее и все самые умные. Но ведь любой трезвомыслящий человек легко поймет, что подавляющее большинство информации в СМИ, исходящей от производителя молока , является заказной и в корне неверной. Но журналисты эту информацию подхватывают и распространяют, все больше вводя людей в заблуждение.

Фальсификация – это однозначно плохо. Но есть фальсификация как обман потребителя, иногда это бывает вполне безобидно. Здесь можно сказать, что уважающий себя производитель давно указывает правильный состав своей продукции. К сожалению, из-за черного пиара производителю приходится прибегать к хитрости, указывая вместо привычного и знакомого продукта нечто абстрактное, например, не соевый белок, а растительный белок, или растительное масло вместо пальмового. По сути, такой продукт фальсифицированным назвать нельзя. Ведь производитель указывает правильный состав. А вот фальсификация, способная нанести вред здоровью человека, это совсем другое, например, вместо транс-жиров пишут гидрогенизированные масла. Это одно и то же, но если в умах людей транс-жиры – зло, то гидрогенизированное масло – что-то из терминов пищевой промышленности.

Поддерживает отечественного производителя молока качественного молока Владимир Лабинов, директор Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства. Он утверждает, что выделяя субсидии перспективным производителям сельскохозяйственной продукции, можно добиться улучшения качества любой продукции из молока и уменьшения ее фальсификации. Вы забыли вкус настоящего мороженного? Скоро его будет много! Такая мысль высказывалась им неоднократно.

Поддерживать отечественного производителя, несомненно, надо. Но говорить о том, что вся молокосодержащая продукция невкусная и неполезная – неверно. Замена жиров животного происхождения на растительные зачастую идет только на пользу здоровью потребителя, и у добросовестных производителей вкус этой продукции часто не хуже натурального. Заменяя животные жиры растительными разработчики продукции думают не только о ее удешевлении, но и о здоровье потребителя. Жиры животного происхождения являются насыщенными жирами , которые могут привести к проблемам со здоровьем. Растительные жиры – ненасыщенные.

В данной статье мы расскажем о фальсификации некоторых видов молочной продукции, а также о пользе и вреде таких фальсифицированных продуктов.

Наверное, молочные продукты - одна из самых фальсифицируемых категорий. Очень часто в молочную продукцию добавляют пальмовое масло.

Основные виды фальсификации:

  • Ассортиментная - один вид молока заменяется другим, например, цельное молоко подменяется восстановленным или обезжиренным, один вид мороженного подменяется другим, сметана разбавляется кефиром, молоко – водой;
  • Качественная – в молоко подмешиваются крахмал, сода, ацетилсалициловая кислота и другое, это делают для лучшего сохранения молока от скисания;
  • Информационная – указываются не точные данные: дается название, близкое к натуральному продукту (например, «Сметанка», «Сгущенка»), в откровенных фальсификатах фирма-изготовитель указывается с искажением, подделываются штрих-коды, сопроводительные документы, затирается дата выработки;
  • Количественная – на упаковке заявлен вес больше реального;
  • Стоимостная – продукты низкой сортности заявляются как высококачественные;
  • Комплексная – сочетание различных видов фальсификации.

Последние четыре вида фальсификации в статье не рассматриваются. Изготовитель, не указывающий свою фирму, завышающий массу, продающий под видом высокосортной продукции товар низкого качества, не может считаться добросовестным, следить за качеством подобной продукции и не пускать ее на рынок призвана федеральная антимонопольная служба.

Фальсификация цельного молока

Вначале скажем о восстановленном молоке. Что думает об этом потребитель? Молоко специальным способом превращается в сухое, а затем восстанавливается до натурального с помощью молочных жиров. Что может произойти в подобном случае при фальсификации? Вначале молоко обезжиривают, затем делают из него сухое. А потом восстанавливают с добавлением растительных жиров, но на упаковке об этом не пишут.

Какие здесь опасности? Восстанавливать молоко могут с использованием растительных жиров, затем это молоко используют для изготовления кисломолочной продукции. Конечно же, в составе будет указано просто «восстановленное сухое молоко». Стоят такие продукты дешевле, чем с применением цельного молока. Сметана, кефир, сливки, йогурты, мороженое с использованием такого молока сохраняют свои вкусовые и энергетические качества, Все крупные производители известных брендов указывают, что молоко восстановлено с использованием растительных жиров. Все высказывания, что восстановление молока идет с использованием гидрогенизированных растительных жиров являются дезинформацией. Гидрогенизация растительных масел крупными производителями не используется!

Молочный жир идет на приготовление сливочного масла или спреда, который тоже изготавливается с добавлением растительного масла. Молокосодержащая продукция с использованием качественных растительных масел рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в качестве продукта здорового питания. При уменьшении жиров животного происхождения в питании снижаются риски возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, атеросклероза, ожирения, некоторых заболеваний желудочно-кишечного тракта и некоторых видов рака.

Иногда говорят о фальсификации цельного молока соевым изолятом. Это абсолютно необоснованное заявление, так как экономически нецелесообразно.

Фальсификация сметаны

Чаще всего сметану разбавляют. Безобидное промышленное разбавление происходит водой, кефиром, обезжиренным творогом. У такой сметаны просто жирность ниже заявленной. И это все-таки не совсем сметана.

Иногда сметану разбавляют растительным маслом, соевым белком. Это уже сметанный продукт. Если производитель указывает в составе дополнительные компоненты, то ничего плохого в таком продукте нет. Это нормальный качественный продукт, который просто не является сметаной, из-за частичной замены животных жиров растительными и уменьшения жирности такой продукт полезнее натуральной сметаны.

Откровенный фальсификат, когда используются низкокачественные молочные компоненты, крахмал, стабилизаторы, вкусовые добавки, но об этом ни слова на упаковке. Если крахмал подвергнуть термической обработке, он приобретает консистенцию сметаны. Остальное придает продукту вид и запах сметаны. О пользе такого продукта говорить не приходится. Хотя особого вреда в нем тоже нет.

Фальсификация творога

Творог с пониженным содержанием жира – отличный диетический продукт. Качественный нежирный творог содержит всего 0,5% жира, а вот белка в нем не менее 17%. Калорийность такого творога всего 60ккал на 100 граммов продукта. Он может быть рекомендован детям, спортсменам, людям с избыточным весом.

К сожалению, заявленная жирность не всегда соответствует реальной. В фальсифицированном продукте жирность бывает более 10%, причем жировая фаза содержит не только молочный жир, но и растительный, а вот содержание белка всего не более 10%. Среди творога, отобранного на экспертизу обществом потребителей, найден продукт, вовсе не содержащий белка.

Фальсификация сливочного масла

Настоящее сливочное масло может содержать до 82% жиров животного происхождения. Рекомендовать его для здорового питания не решится ни один диетолог.

А вот частичная замена молочных жиров на растительные полезна. Добросовестный производитель не назовет этот продукт сливочным маслом. Это будет спред. Качественный спред – продукт, который вполне можно использовать для любимых в России бутербродов на завтрак.

Фальсификация сыра

Возможно повышенное содержание воды, замена молочного жира растительным, введение соевого белка, уменьшение жирности, нарушение режима созревания. Это безвредный фальсификат.

Опасно введение антибиотиков. Иногда говорят о возможности использования генно-модифицированной сои. Но опять-таки, вред генетически модифицированных продуктов не доказан.

Фальсификация мороженого

Как правило, здесь весь фальсификат основан только на фальсифицированном молоке. Производители мороженого, в основном, указывают полный и правильный состав своей продукции, прибегая лишь к небольшим хитростям. К ним можно отнести размещение сведений о составе мелкими буквами, употребление в названии не совсем понятных терминов и замена одних названий другими, менее известными.

Интересную лазейку нашли молокозаводы для производства молочной продукции. Регламентируется молоко с жирностью 2,5% и 3,2%, сметана 20% и 30%, также установлена жирность на творог, сыр. Производители стали выпускать молоко с жирностью 2,6%, сметану – 21%. А на такую продукцию техрегламент не установлен, значит, можно добавлять, все, что угодно, и писать собственные ТУ. А рядовой потребитель на вкус подобную продукцию не отличит от изготовленной по техрегламенту.

Запрета на добавление в продукты питания растительных жиров нет и не может быть. Но продукты, называющиеся молочными и молокосодержащими, должны все-таки содержать молоко. Основным требованием к производителям молокосодержащей продукции должно быть одно: полностью указывать состав продукции, не прибегая ни к каким уловкам. Потребитель сам разберется, что ему покупать: чисто молочный продукт или с содержанием растительных жиров и белков.

В мире принят и действует свод законов, регламентирующий наименование молокосодержащей продукции. Если продукт комбинированный, то и название сложное. Больше 50% молока, значит, молочно-растительный продукт. Если наоборот, значит, растительно-молочный. Комбинированные жиры – спред. И потребители знают, что покупают. Казалось бы, что проще?

В России другие стандарты. Все, что содержит меньше 50% молока, вообще не может называться молочным продуктом. В результате даже добросовестные производители молокосодержащей продукции, указывающие в составе все компоненты, прибегают к различным уловкам. А покупатели не понимают, что покупают…

Между тем, один за другим следуют молочные скандалы между Россией и странами - экспортерами молокосодержащей продукции, только за последнее время запрещен ввоз молочной продукции из Литвы, сухого молока и молочных продуктов из Малайзии, конфет из Украины.

Фальсификация - действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Различаются следующие виды фальсификации молока питьевого: ассортиментная (видовая); качественная; количественная; стоимостная; информационная; комплексная. Каждый вид фальсификации питьевого молока имеет свои характерные способы подделки, а при комплексной - сочетание различных двух, трех или всех пяти видов. При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены его заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. К ассортиментной фальсификации, прежде всего, относят пересортицу молока (замену высших сортов молока низшим). Качественная фальсификация - подделка подлинного молока с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продукта. Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений. В практической деятельности этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественного молока по ценам высококачественного. Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или свойствах молока. Данный вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, сертификате, маркировке и рекламе. Средства и способы фальсификации.



В зависимости от используемых средств и способов фальсификации молока, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы ассортиментной фальсификации: пересортица; замена высококачественного молока низкоценным заменителем, имеющим сходные признаки; подмена натурального продукта имитатором. Ассортиментной фальсификацией может называться только подделка, реализуемая полной подменой натурального молока его заменителем. Например, заменой молока жирностью 3,5% на молоко жирностью 2,5% и так далее. В зависимости от используемых средств фальсификации, степени введения заменителя и нарушения рецептурного состава фальсифицируемого продукта различают следующие способы и средства качественной фальсификации: добавление воды, при фальсификации молока водой понижаются плотность (менее 1,027 г/см 3), жирность, сухой остаток (менее 11,2%), СОМО (менее 8%), а также кислотность; при фальсификации молока водой изменяется его натуральный цвет. Молоко становится немного прозрачнее, с менее выраженным желтым оттенком и вкусом, консистенция водянистая; введение более дешевых компонентов за счет более дорогостоящих; молоко, фальсифицированное добавлением обезжиренного молока или подснятием жира, увеличивает плотность до 1,034 г/см 3 , при этом понижаются сухой остаток и жирность, СОМО не изменяются; введение консервантов, антиокислителей и антибиотиков без их указаний на маркировке товара (добавление аммиака, питьевой соды, формальдегида и т.д.). Известь (известковая вода), поташ и соду прибавляют к молоку летом для предупреждения его закисания; введение различных пищевых и чужеродных добавок. Крахмал и муку подмешивают для придания молоку большей густоты. Некоторые фальсификаторы в прокисшее молоко добавляют сахар, чтобы не чувствовался кислый вкус. Способы и средства количественной фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения количественных характеристик измеряемого молока, а стоимостный расчет товара осуществляется за регламентированные или увеличенные количественные показатели. При количественной фальсификации используют: поддельные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду); неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные устройства с более низкой чувствительностью; неверная калибровка розливочно - расфасовочной техники и т.д. Стоимостная фальсификация может использоваться либо для реализации фальсифицированного низкокачественного молока, либо в целях ценовой конкуренции, в частности для формирования потребительских предпочтений к данному товару с помощью демпинговых цен. При фальсификации информации о молоке и молочных продуктах довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные: наименование товара и его логотип; фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес; количество товара; вводимые пищевые добавки; условия и сроки хранения молока. К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документом, штрихового кода, даты выработки молока и молочных продуктов и др. В последнее время наиболее распространенным способом информационной фальсификации молока является подделка сертификатов. Например, подделка сертификата с использованием подлинного бланка установленной формы и внесение всех реквизитов фальсифицированного молока, при этом используются фальшивые печати органов по сертификации; подделка подлинной копии сертификата с подлинными печатями путем удаления некоторых записей и внесения новых реквизитов; отбор образцов для проведения сертификации из других партий с аналогичными наименованиями товара и изготовителя, под которых подделывается фальсификат, при этом фальсификаторы получают подлинные сертификаты; выдача подлинных сертификатов органом по сертификации, который не провел идентификацию товара на подлинность и принадлежность к конкретной товарной партии.

Методы обнаружения фальсификации молока. Существуют несколько методов обнаружения фальсификации, в зависимости от вида фальсификации молока. При ассортиментной фальсификации отличить нормализованное молоко можно только по содержанию жира и более грубо по цвету, а точнее, по желтому оттенку молока. При определении массовой доли жира используется ГОСТ 5867. Жирность молока определяется по следующей методике: В чистые жиромеры, строго соблюдая последовательность, вносят автоматической пипеткой - 10 мл серной кислоты, 10,77мл хорошо перемешанного молока. Затем автоматической пипеткой добавляют 1 мл изоамилового спирта, и жиромер плотно закрывают сухой резиновой пробкой, удерживая его только за расширенную часть, предварительно завернув в салфетку или полотенце. Жиромер с содержимым встряхивают, переворачивают несколько раз до полного растворения белков, затем помещают в водяную баню при температуре 65+/-2.С на 5 минут. Уложив жиромеры в патроны центрифуги, центрифугируют 5 минут со скоростью не менее об./мин, после чего помещают в водяную баню при 65+/-2°С на 5 мин. Затем смотрят и оценивают результат.

Рис 1. Жиромер ЦЛМ 1-12

Рис 2. Определение содержания жира в молоке с помощью жиромера

Органолептическую оценку цвета молока определяет эксперт, пользуясь только своими знаниями и умениями. По органолептическим характеристикам цвет питьевого молока должен быть - белый, равномерный по всей массе, для топленого и стерилизованного - с кремовым оттенком, для обезжиренного - со слегка синеватым оттенком. Самый распространенный вид фальсификации питьевого молока - это качественная фальсификация. Ни один пищевой продукт не фальсифицируется в таких размерах, как молоко. Чаще всего молоко разбавляют водой. Имеются следующие методы выявления этой фальсификации. Необходимо смешать молоко и спирт в соотношении 1:2. Смесь некоторое время взболтать и быстро вылить на блюдце. Если молоко не разбавлено, то не позже, чем через 5-7 секунд в жидкости появятся хлопья. Если же хлопья появятся через больший промежуток времени, то молоко разбавлено водой. И чем больше в молоке воды, тем больше времени требуется для появления хлопьев. Молоко с примесью воды дает у стенок посуды на границе широкое синее кольцо, на ногте не образует выпуклой капли, она расплывается, и если в нем есть еще и твердые примеси (мука, мел, поташ и др.), то на ногте остается осадок. Определять уровень разбавленности молока водой можно с помощью ареометра - прибора для определения плотности жидкости.

Рис 3. Ареометры разных типов

Рис 4. Определение разбавленности молока водой с помощью ареометра

Чем выше всплывает ареометр в молоке, тем больше в нем воды. Этот способ введен и в действующий стандарт. При взбалтывании фальсифицированное молоко дает мало пены, а капля не оставляет почти никакого следа на ногте. Разведенное водой молоко тоже имеет синеватый отлив и водянистый вкус. При фальсификации молока водой понижаются плотность (менее 1,027 г/см 3), жирность, сухой остаток (менее 11,2%), СОМО (менее 8%), а также кислотность. При фальсификации молока водой изменяется его натуральный цвет. Молоко становится немного прозрачнее, с менее выраженным желтым оттенком и вкусом, консистенция водянистая. Разбавление молока водой определяют по плотности, которая должна быть в пределах 1,027-1,032 г/см 3 . Плотность молока определяют при 20°С с помощью лактоденсиметра. Если плотность молока стала меньше 1,027 г/см 3 на 0,003, то это свидетельствует о том, что в молоко добавлено воды примерно 10% от общего объема. Разбавление молока водой можно установить по криоскопической температуре (начальная температура замерзания, при которой лед и вода находятся в равновесном состоянии). Криоскопическая температура молока постоянная и находится в пределах от -0,55 до -0,56 °С. Метод криоскопии применяют как арбитражный для решения спорных вопросов. Зависимость криоскопической температуры от количества прибавленной воды приведена в таблице 6.3.

Таблица 6.3 - Зависимость криоскопической температуры от количества прибавленной воды

Молоко, фальсифицированное добавлением обезжиренного молока или подснятием жира, увеличивает плотность до 1,034 г/см 3 , при этом понижаются сухой остаток и жирность, СОМО не изменяются. Снижение содержания молочного жира. Самая обыкновенная и "невинная" подделка заключается в продаже снятого молока как цельного. Снятое молоко имеет синеватый оттенок, водянистость, капля его оставляет на ногте почти незаметный водянистый след. Такое молоко почти безвкусно, и его легко можно узнать. В настоящее время молоко вместо 2,5% жирности имеет 2,2-2,3%. Также же образом идет подснятие жира и в мороженом, сливках и многих других молочных продуктах. Так же в молоко вводят консерванты, антиокислители и антибиотики. Чтобы выявить присутствие этих примесей в молоке, надо процедить часть молока через бумажный фильтр и прибавить несколько капель какой-нибудь кислоты, например, уксусной, лимонной. Поддельное молоко в отличие от нефальсифицированного начнет пузыриться от выделения углекислоты. Все это делается для фальсификации или для предохранения от быстрого скисания. В действительности применение этих добавок не предохраняет молоко от скисания. И, что самое главное, часто приводит к пищевым отравлениям. Для определения химических примесей можно воспользоваться лакмусовой бумажкой. Если молоко не разбавлено, то синяя лакмусовая бумажка краснеет, а красная - синеет. Примесь соды в молоке и молочных продуктах определяют путем добавления к 3-5 мл исследуемого молока или молочного продукта такого же количества 0,2%-го спиртового раствора розоловой кислоты. При наличии соды содержимое в пробирке окрашивается в розово-красный цвет, а при отсутствии - в оранжевый. Индивидуальные сдатчики прибавляют в молоко соду, с целью понижения кислотности, так как на заводы не принимают молоко с кислотностью более 21 °Т. При хранении молока кислотность возрастает за счет сбраживания молочного сахара (лактозы) под действием ферментов молочнокислых микроорганизмов. Факт фальсификации содой устанавливают следующим образом. В пробирку наливают около 2 см 3 молока и по стенке добавляют 3-4 капли розоловой кислоты (не перемешивая). Образование на поверхности молока ярко-малинового кольца говорит о наличии соды. При отсутствии соды кольцо имеет оранжевое окрашивание. При отсутствии розоловой кислоты берут 3-5 капель раствора фенолрота (0,1 мл фенолрота, 20 мл 96%-го этилового спирта и 80 мл дистиллированной воды) или 5 капель 0,04%-го спиртового раствора бромтимолблау. Без примеси соды молоко с фенолротом окрашивается в оранжевый или: красно-оранжевый цвет, а продукт, содержащий соду, принимает ярко-красный цвет; алый или пунцовый цвет. Реактив фенолрот по сравнению с розоловой кислотой более экономичен и стоек при хранении. При добавлении бромтимолблау продукт с содой окрашивается в темно-зеленый, зелено-синий или синий цвет, без соды - в желтый или салатный цвет. Если в молоко добавлена кислота (борная или салициловая), то синяя лакмусовая бумажка покраснеет, а красная не изменит своего цвета. Добавление в молоко чужеродных добавок можно определить следующим образом, выявляется это просто: ближе ко дну посуды молоко густое, а кроме того, нельзя скрыть мучной или крахмальный вкус такого молока. Если осадок этого молока вскипятить, то получится обыкновенный клейстер. Одновременно подмешанное молоко синеет от примеси нескольких капель настойки йода, в то время как чистое молоко от подобной реакции желтеет. Количественная фальсификация является одним из наиболее древних способов обмана покупателей. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно объем поверенными измерительными мерами объема. Иногда разливают молоко в бутылки меньшего объема, выполненные из толстостенного стекла.

Микробиологический анализ. Микробиологические исследования позволяют установить степень обсеменения микробами пищевых продуктов, а также состав микрофлоры.

Определение редуктазы. Фермент редуктаза появляется в молоке по мере накопления в нем маслянокислых, гнилостных и молочнокислых бактерий.К раствору пробы добавляют раствор органического красителя метиленового голубого, смешивают и помещают в редуктазник с температурой воды 37±1°С. Наблюдение ведут до обесцвечивания окраски молока.Метиленовый голубой восстанавливается окислительно-восстановительными ферментами, выделяемыми микроорганизмами в продукте. По продолжительности обесцвечивания оценивают бактериальную обсемененность молока (таблица 6.4).

Таблица 6.4 -Влияние продолжительности обесцвечивания на бактериальную обсемененность молока

Рис 5. Редуктазник ЛТР

Рис 6. Редуктазная проба с резазурином

Заключение

Молоко используют либо как продукт питания в не переработанном или переработанном виде, либо как сырье для молочной и пищевой отраслей промышленности. С каждым годом увеличивается объем потребления молока и молочных продуктов. В последние годы выпуск молочной продукции в России растет. Рост объемов выпускаемой продукции требует от производителей расширения сбыта, увеличения сроков хранения, улучшения качества упаковки и уменьшения ее веса. Технический регламент не только регулирует безопасность продукции, но значительно ужесточает требования к качеству сырья, а значит, обязательно коснется и поставщиков сырого молока. Производство сырого молока становится все более привлекательным бизнесом для крупных производителей, ориентированных на производство больших объемов молока высшего качества. Число мега-ферм в стране продолжает расти. Укрупнение предприятий, рост городов, организованных форм торговли, в конце концов, изменение всего ритма жизни сильно влияют как на объемы потребления молока в целом, так и на рост отдельных сегментов молочного рынка в традиционных или новых регионах. Технология приготовления питьевого молока различных видов предусматривает сохранение качества сырья с момента получения его на ферме до передачи в торговую сеть. Именно с момента получения и при дальнейшем его реализации молоко неоднократно проверяется на наличие в нём пороков, а также идентифицируется для обнаружения фальсификации. К сожалению ни все фермы, а также крупные хозяйства имеют качественную лабораторию и квалифицированных сотрудников. Практика показывает, что наряду с отсутствием лабораторий одну из главных ролей играет стремление перерабатывающих предприятий сэкономить на исходном молоко-сырье. Удешевление сырья для производства молока и молочных продуктов приводит к значительному увеличению прибыли на предприятие, однако негативно это в первую очередь отражается на потребителях.

Список литературы

1. Горбатова К.К. Биохимия молока и молочных продуктов 3-е издание переработанное и дополненное.-С.-П.: ГИОРД. 2010.-314 с.

2. Дегтерёв Г.П., Рекин A.M. Качество молока в зависимости от санитарного состояния доильного оборудования // Молочная промышленность, 2008,-№5,- С.23-27.

3. Дмитриченко М.И. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. / СПб. Питер, 2010.-352с.

4. Крусь Г.Н. Методы исследования молока и молочных продуктов. / М. Колос, 2012.-367с.

5. Ливенская, Г.Н. Характеристика состояния производства переработки молочной продукции в России/Г.Н. Ливенская//Научные публикации аспирантов и докторантов. - 2010. - №7. - с. 5-7.

6. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов. / М. Академия, 2011.-272с.

7. Насонов, Н.В. Брэндинг продукции молочных предприятий / Н.В. Насонов // Молочная промышленность. 2007. - № 2. - С. 11-12.

8. Остроумов ПЛ., Козлов С.Г. Разработка технологических основ производства молочных продуктов нового поколения // Пища, экология, качество: труды III международной научно-практической конференции.-Новосибирск, 2009.- С. 153-155.

9. Пищевая химия / А.П. Нечаев, С.Е. Траубенберг, А.А. Кочеткова и др. под ред. А.П. Нечаева /,-СП.б.: Гиорд, 2011.- 540 с.

10. Поздняковский В.М. Экспертиза молока и молочных продуктов. Качество и безопасность. / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007.-474с.

11. Пункевич Б.С., Фокин В.Н. Обеспечение безопасности пищевой продукции//Молочная промышленность. - 2008. №2. -с. 34-35.

12. Свириденко Г.М., Семенова Е.Г. Маститы крупного рогатого скота // Молочная промышленность.-2003.-№ 10.-С.18-20.

13. Федеральный закон № 88-ФЗ от 12.06.2008 г. Технический регламент на молоко и молочную продукцию.

14. Шалова, Л.М. Стандартизация пищевой продукции и продовольственного сырья / Л.М. Шалова, В.И. Гельгор // Сертификация. - 2008. № 3. - С. 17-19

15. Шидловская В.П. Органолептические свойства молока и молочных продуктов / В.П. Шидловская // Справочник. М.: Колос, 2005. - 280 с.

16. Шурчкова Ю. А. Экологически чистый способ снижения кислотности и повышения качества молочного сырья // Переработка молока.- 2005. №8.- С.30-31.

17.ГОСТ 3625-84 «Молоко и молочные продукты. Методы определения плотности»

18.ГОСТ 9225-84 «Молоко и молочные продукты Методы микробиологического анализа»

19.ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки методы отбора и подготовки проб к анализу»

20. Интернет-ресурс: http://www.milkbranch.ru/publ/view/183.html

21. Интернет-ресурс: http://udm-snab.ru/stati/24

22. Интернет-ресурс: http://polybum.ru/milk/sposobi_opredeleniya_dobrokachestvennosti_moloka

23. Интернет-ресурс: http://old.rsute.ru/structure/chairs/Kaf_21/Pages/%D0%9D%D0%9E%D0%9C7.aspx.

И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ

КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Профессионально-личностные качества пе­дагога - это та совокупность социально-психологических образований, которая об­ладает факторным влиянием на профес­сиональный результат деятельности педаго­га. При всей их бесконечности и индивиду­альной неповторимости, основываясь на по­тенциальном ценностном отношении к Человеку как таковому, они представляют собою вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического зна­чения. Эти ценностные отношения, выступая, то, как средство, то, как условие признания Человека наивысшей ценностью, состав­ляют картину общей принципиальной готовности педагога к про­фессиональной работе с детьми на уровне современной гуманисти­ческой культуры.

Центральным является отношение к ребенку как человеку, пред­почтительное выдвижение социальной роли ребенка как человека на первое место среди всех его социальных ролей.

Вчерашнее отношение к ребенку предполагало восприятие ре­бенка в его роли дитяти, маленького растущего человека, еще не живущего, но готовящегося к жизни и к будущему уважительному признанию его личности в обществе, и допускало неуважительное, авторитарное, деспотическое, административно-приказное отноше­ние, которое оправдывалось именно тем, что воспитанник, якобы, «пока не человек, но будущий человек». Провозглашение гуманис­тического отношения к ребенку никак не зачеркивает учета психо­логической природы детства, но ставит главный акцент на отноше­нии «человек - человек», отодвинув на второй план отношения «учитель - ученик».

Практическая реализация гуманистического отношения к ре­бенку осуществляется в процессе действительной профессиональ­ной деятельности педагога: работа педагога как специалиста воп­лощает его отношение к ребенку, и уровень его профессиона­лизма объективно определяет уровень отношения к детям, вне зависимости от этических деклараций самого педагога-профессионала. Благодаря ответственному отношению к профессиональ­ному труду, педагогические декларации приобретают практичес­кую субстанцию, исключают лицемерие и пустозвонство. Имен­но ответственное отношение к профессиональному труду реали­зует через профессиональные усилия постоянную ориентацию педагога на результативность своей работы, на качество продук­тивности деятельности и вынуждает педагога постоянно сораз­мерять свои действия с последствиями воспитательного характе­ра, выстраивать стратегию и тактику заботы о развитии ребенка во имя счастья ребенка.



Однако формирование ответственного отношения специали­ста к профессиональной работе напрямую зависит от его отноше­ния к себе в качестве человека, избравшего данную профессию. Эта зависимость постоянно подтверждается печальной практикой воспитательного процесса в школе, фиксирующей бессилие ад­министративного аппарата усилить степень профессиональной личной ответственности учителя за результативность работы с деть­ми, если администрация имеет дело со специалистом низкого уров­ня самооценки (психологический аспект) и отсутствия достоин­ства как качества личности (этический аспект). И обратное: сви­детельствующей о высокой мере личной ответственности за про­дуктивность организованного труда в том случае, когда субъектом труда выступает личность, обладающая достоинством. Достоин­ство личности открывает педагогу дорогу к профессиональному творчеству, дает уверенность в своих силах, осознание значимос­ти своей профессиональной компетентности, уважительное отно­шение к делу воспитания детей, которое стало основным делом его жизни.

Если педагог дорожит достоинством личности, то он осознает свою неразрывную связь с другими педагогами, без которых не может осуществиться творческая свобода его действий. Профес­сиональная солидарность как отношение к коллегам - непремен­ное условие профессионального труда педагога, не могущего осу­ществить свой профессиональный замысел вне связи с педагоги­ческим коллективом и - более того - автономно от обществен­ной системы воспитания детей и их образования, в одиночестве от профессиональной деятельности педагогического братства.

А далее обнаруживается еще одна крепкая связь социального порядка. Деятельность педагога неотделима от жизни общества, а социализация личности ребенка составляет одну из объективно необходимых воспитательных задач. Поэтому значимым компо­нентом личностного мира педагога является его отношение к об­ществу. Педагог не может работать вне общества, занимая пози­цию игнорирования или нейтралитета по отношению к нему. Пе­ред детьми он выступает в роли гражданина и представителя об­щества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми. Гражданская позиция обеспечивает социально значимое содержа­тельное наполнение каждого момента взаимодействия педагога с детьми и каждого этапа разнообразной деятельности, организуе­мой педагогом.

Разворачивается вся картина системной связи актуальных от­ношений в поле, обще го отношения к жизни во всех ее проявлени­ях: природных, социальных, предметно-вещных, индустриально-технических научно-познавательных. Здесь речь должна идти об общем отношении к жизни как таковой, то есть к жизни как от­дельному объекту, как некоему феномену мира, обладающему сво­ими чертами и закономерностями. Уважение жизни как таковой возможно при условии, что интеллектуальное и духовное разви­тие личности педагога позволяет ему подняться на высокий уро­вень абстракции, обобщая бесконечные конкретные явления мира, обнаруживая в них особенное проявление жизни. Данное акту­альное отношение, имея столь широкий объект, определяет дей­ствительность всех выше названных отношений, располагающих­ся в поле жизни, а следовательно, приобретающих либо не приоб­ретающих ценностное значение при условии сформированного либо несформированного у субъекта ценностного отношения к жизни. Поэтому ряд актуальных отношений, служащих критери­альными признаками гуманистической готовности личности пе­дагога к гуманистическому воспитанию, завершается именно этим отношением - уважением жизни как таковой.

Особое место в перечисленном ряде занимает духовность пе­дагога как способность личности отражать жизнь, задаваться воп­росами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой их них, приводя данное решение в соответствие с представлением о смысле жизни. В силу бесконечной динамики жизни нельзя обрести окончательный абсолютный ответ ни на один из вопросов общего ее устройства, но можно это сделать на каждом отдельном этапе социальной и личной жизни, в процессе осмысления вечных вопросов жизни. Духовная работа педагога по

осмыслению жизненных проблем предотвращает застой воспита­тельного процесса, не позволяет педагогу в своей работе с детьми скатиться на низкий уровень нормативно-должностного исполне­ния повелений сверху, предъявляемых администраторами либо
сильными, либо властными, либо авторитетными лицами. Осмыс­ливая проблемы жизни, педагог приобщает к такой духовной дея­тельности детей, наделяет их жизненно важными умениями и при­вычками. Здесь профессиональной подготовленности мало, ибо
процесс такого осмысления свершается постоянно, а не только в
минуты специально организуемой педагогом дискурсивной дея­тельности воспитанников.

Очевидно, что выявленные ключевые актуальные отношения не есть беспорядочная суммарная величина. Все они находятся в определенной иерархической зависимости: каждое предыдущее отношение опосредует каждое последующее, а последующее, бу­дучи более широким по охвату объектов ценностного отношения, расширяет поле духовного проявления предыдущего.

Системно-структурные связи достаточно прочны, поэтому выпадение одного из звеньев представленной картины исключает реальное присутствие в данной системе другого элемента. Прове­рить это легко - достаточно предположить условное выпадение конкретного ключевого признака. Например, при несформированности ответственного отношения к профессиональному труду бессмысленно декларировать гуманистическое отношение к ре­бенку; в случае неразвитости гражданской позиции педагог не способен проявлять солидарность по отношению к своим колле­гам; а бездуховность педагога, аннулирующая всякую возможность интересоваться вечными проблемами жизни на земле, ставит под сомнение всю цепь ключевых личностных качеств педагога. Ана­логично просматривается обратная зависимость названных качеств.

Аксиологическое поле, в котором проявляют себя данные цен­ностные отношения, относительно и подвижно в силу динамич­ности социальной и культурной жизни: отношения развиваются, обретают новые модификации, появляются обновленные формы их субстанции, рождаются новые взаимные связи между ними. Постоянство же этого аксиологического поля задается и поддер­живается самым широким содержательным элементом, а именно, привычной потребностью в осмыслении хода собственной и ок­ружающей жизни и вечных вопросов этой сложной жизни, кото­рые вновь и вновь возникают перед новыми поколениями и не имеют окончательного и предельного решения.

Основополагающим положением педагогики во все времена было утверждение личности педагога как фактора воспитания ре­бенка. Афористическое высказывание К.Д. Ушинского о том, что только через личность возможно влияние на личность и через ха­рактер - на характер, нисколько не утратило своей истинности, но подтверждается тщательным анализом воспитательного про­цесса и результатов диагностирования воспитанности детей. Од­нако нельзя не ограничить сказанное определенными условиями. Недостаточно потенциального признания человека как наивысшей ценности, чтобы выстроить факторное влияние личности педаго­га на личностное развитие детей. Необходима актуальная способ­ность педагога к реализации гуманистического кредо. Личностное влияние на личность совершается в момент реализации опреде­ленного актуального отношения в конкретной ситуации, при кон­кретном взаимодействии с окружающим миром.

Потому предложенный ряд ценностных отношений приобре­тает разнообразные формы выражения в различных обстоятель­ствах жизни. Их реальное выражение указывает на их действи­тельное присутствие в личностной структуре. Хотя они приобре­тают непохожие формы, они все-таки свидетельствуют о характе­ре ключевого отношения - прежде всего, о ценностном характере потенциального отношения к человеку как таковому, а также о ценностном характере ряда актуальных отношений, практических выразителей ключевого отношения.

Нельзя обойти вниманием больной вопрос о личностной не­воспитанности и низкой степени духовного развития студента-педагога, поступившего в педвуз: каким образом он обретет - и обретет ли? - названные нами качества личности? Ответом может служить фрагмент самоанализа студента-педагога по завершении

курса педагогической технологии. Приведем его в качестве исчер­пывающего ответа (сохраняем стилистику полностью), предпола­гая, что вся система учебных курсов в педвузе должна была бы иметь подобные личностные последствия:

Занятия по педагогической технологии были для меня местом, где формировалось мое «Я». До недавнего времени мне казалось, что я уже сформировавшийся человек - ан нет! Я стала другой,.. Очень важно определить данные показатели, так как именно они в совокупности своей создают для детей непосредственный образ гуманистического отношения, подтверждают реальность декларируемого гуманистического отношения, содействуют накоп­лению детьми жизненного опыта гуманистических отношений.

К тому же огромное значение эти частные формы проявления гуманистического отношения к человеку (в качестве показателей проживаемого субъектом в данный момент) имеют в создании общественного мнения в производственном коллективе (педаго­гическом коллективе) и формировании социально-психологичес­кого климата в группе детей.

Внешние проявления сущностных лично­стных отношений педагога, воспринимае­мые людьми (детьми, родителями, предста­вителями общественности) и вызывающие соответственно характеру этих проявлений определенные поведенческие реакции и дей­ствия и ситуационные обстоятельства, ре­шительно влияют на ход педагогической си­туации, а в итоге, следовательно, на общий результат воспитания. Это реальные отношения, непосредственно вплетенные в контекст профессиональной деятельности педагога, а следовательно, в кон­текст воспитательного процесса.

Реальные. Выявления отношений - показатели имеющихся в личностной системе ценностных отношений. Эти образования (их называют качествами) целиком зависит от сформированного отно­шения и не могут быть специально автономно созданы вне сферы ценностных отношений. Эти качества могут служить показателями ценностного удержания личностной структуры педагога.

С одной стороны, показатели - лишь внешнее проявление внутреннего отношения, а значит, полностью зависимы и обусловлены актуальным отношением. А с другой стороны, как нечто внешнее, эти показатели могут подвергаться воздействиям извне и корректироваться сторонним влиянием.

Если не игнорировать потенциальную возможность влиять на отношение через внешнюю форму его проявления, то открывается дорога для корректирования и развития внутреннего отношения через внешние его показатели - обозначается путь воспитательно­го влияния наличность педагога-профессионала, помимо целенап­равленного формирования сущностных отношений, -- через вне­шние.конкретные поведенческие формы. Как известно, такой путь «через внешнее на внутреннее» возможен и продуктивен.

Выявление внешних показателей имеет три аспекта рассмот­рения: диагностический; процессуально-операционный и содер­жательный. Определив показатели, мы открываем дорогу:

Целенаправленного влияния на личностное развитие педагога,

Целенаправленного выявления профессионально-личност­ной пригодности специалиста к работе с детьми,

А также целенаправленной организации профессионального
обучения педагога, обеспеченного уровнем личностной развитости.

Извлечение данных показателей производится из системы кри­териальных признаков, определенных ключевым образованием личностной структуры педагога.

Гуманистическое отношение к ребенку обеспечивается и про­является внешне через:

интерес к внутреннему миру ребенка,

заботу о его счастливой жизни,

уважение неповторимой индивидуальности ребенка как человека.

Такое сочетание неслучайно, ибо оно отражает рациональ­ную, эмоциональную и практическо-действенную формы целост­ного гуманистического отношения. Признание ребенка как, «че­ловека разумного», «человека творческого» и «человека морально­го», никак не исключает щадящего отношения к подрастающему человеку, входящему в сложные общественные отношения и вы­сокую мировую культуру, учета драматической ситуации социаль­ного развития личности ребенка.

Ответственное отношение к профессиональному труду обес­печивается

добросовестным исполнением профессиональных обязанностей,

постоянным творческим поиском Новых методик и технологий,
ориентированных на успех развития ребенка и его социально-психо­логическое благополучие,

неустанным профессиональным совершенствованием педагогического мастерства.

Данные качества гарантируют высокий профессионализм ра­боты педагога, ибо они определяют процессуально-операционную сторону деятельности педагога, методическую и технологическую стороны производимых педагогических воздействий, а также ме­тодологический уровень организуемого труда.

Достоинство личностного «Я» педагога слагается из таких ре­альных проявлений, как

гордость, основанная на признании своих человеческих и про­фессиональных свойств и качеств,

скромность, проистекающая из признания достоинств окружа­ющих людей, в том числе воспитанников, .

доброжелательность, направленная в адрес любого человека
независимо от его звания, должности, места, возраста и социального
положения, - то, что обозначается часто в житейско-обыденной жизни
«простота», а в психологии - «открытость».

Достоинство педагога лежит в основании складывающихся взаимоотношений с детьми, представляет детям наглядный образ отношения человека к самому себе, создает жизненный опыт ре­альных взаимоотношений подрастающих детей с окружающими людьми, является фактором инициирования спокойного свобод­ного проявления ребенком своего «Я».

Профессиональная солидарность по отношению к коллегам выражается в:

коллективистской ответственности за общее профессиональное
дело воспитания детей,

товарищеской помощи и всемерном содействии общему успеху,

Профессиональной деликатности по отношению к коллегам, выстраивающим свою работу с детьми в индивидуально-личностной модификации, несущей в себе все черты персональной исключитель­ности коллеги-педагога.

Такие качества педагога позволяют формировать в учебно-вос­питательном учреждении и каждой отдельной группе благоприят­ный социально-психологический климат, способствуют наилуч­шей социализации ребенка, содействуют наилучшей продуктив­ности предметной деятельности детей, а также предполагают возможность рождения педагогических новаций и педагогическо­го творчества.

Гражданская позиция педагога имеет такие проявления:

признание и исполнение социальных норм жизни,

соблюдение конституционных законов государства, а также

безусловную деятельную любовь к отечеству.

Такие личностные образования создают условия для расши­рения воспитательной среды ребенка, вовлечения его в социальную событийность, осознания детьми своей постоянной причастности к общественной жизни и сопереживания детьми успехам и дости­жениям родины и всего человечества.

Уважительное отношение педагога к жизни реализуется:

в умении воспринимать присутствие жизни в огромной много­
цветной палитре жизненных проявлений,

в умении защищать жизнь от посягательств на ее существование,

в содействии процветанию жизни на основаниях истины, добра
и красоты.

Помимо того, что подобные качества педагога предоставляют детям яркий образ отношения к жизни как ценности, их наличие в структуре личности педагога позволяет детям незаметно и по­стоянно восходить на философическую платформу восприятия жизни, полюбить жизнь и бережно относиться к жизни природы и человека.

Духовная направленность на осмысление вечных проблем жиз­ни имеет своим выражением

сложившееся мировоззрение педагога,

личностное признание («присвоение») наивысших ценностей,

уважение инакомыслия как данности, а инакомыслящих как
имеющих право на свободный выбор индивидуальностей.

При данных личностных качествах педагог способен одухотво­рять предметную деятельность детей, восходить с ними на ценност­ное восприятие окружающей действительности, производить сво­бодный и сознательный выбор, приучая детей отдавать отчет в соб­ственных действиях, поведении, а в итоге, и собственной жизни.

Совокупность выявленных личностных качеств педагога (потен­циальных, актуальных, реальных) носит общий характер и никак не ущемляет свободы индивидуального проявления его личности.

Более того, восхождение личности педагога на уровень гума­нистического отношения к человеку как отношения ключевого в профессиональной деятельности максимально расширяет грани­цы профессионального творчества педагога, допуская самую раз­личную опытно-экспериментальную работу, ибо границы гума­нистического отношения к ребенку естественно обрисовываются и сохраняются.

Крепкая взаимная зависимость и взаимная обусловленность данных качеств позволяют квалифицировать представленное как систему личностных социально-психологических образований, выполняющую роль решающего условия успешной профессиональ­ной деятельности педагога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебный курс «Педагогическая технология» концентрирует в себе почти все фундаментальные вопросы воспитания, когда про­изводит разработку педагогического воздействия, ибо одно воз­действие педагога фокусирует в себе все характерологические черты профессионализма. Поэтому изучение курса создает иногда впе­чатление, будто теория и методика воспитания отодвинуты в про­шлое, а педагогическая технология их заместила.

Разумеется, это впечатление кажущееся. Педагогическая об­щественность всегда мечтала о педагогике тонкого профессиональ­ного прикосновения к ребенку, поэтому не раз высказывала не­удовлетворенность педагогической литературой. Выход на техно­логический уровень решения воспитательных проблем отвечает ее многолетним ожиданиям. Но педагогическая технология не заме­щает двух важнейших научных дисциплин - теорию воспитания и методику организации воспитательного процесса.

Педагогическая технология разрешает ту же совокупность вос­питательных вопросов, что и данные дисциплины, однако произ­водит такое рассмотрение и разработку тех же вопросов на ином уровне.

Поэтому изучение педагогической технологии предполагает предварительное ознакомление с теорией и методикой воспита­ния. Более того, какие-то проблемы педагогической технологии, вероятно, кажутся непонятными именно в силу теоретической либо методической неподготовленности будущего педагога.

Но вот что интересно отметить.

Амбивалентный мир, всегда порождая альтернативу любому явлению действительности, создал такой противовес и педагоги­ческой технологии Ее отточенному графическому рисунку при­косновения к личности противостоит сегодня «вульгарная педаго­гика» с ориентацией на жизнеустройство, с грубыми формами вза­имоотношений, с упоением плотскими удовольствиями, с мето­дикой визга, вопля, разнузданности, провозглашения примата натуры над духом и идеей свободы от завоеваний мировой культу­ры.

Представителей вульгарной педагогики довольно много, ибо основания ее просты и незатейливы, она базируется на призыве оказывать помощь ребенку в его адаптации к реальности. Коль скоро эта реальность в период распада общества низка, то и ребенку не следует напрягаться, возвышаясь над болотом развалив­шейся жизни, - утверждают представители вульгарной педагоги­ки. Их основной аргумент - «все так живут». Нет ничего нового в такой аргументации - еще великий Гегель говорил про кухарку, которая «мыслит абстрактно», полагая, что «все так» живут, как ей видится. Гегелевская кухарка живет и поныне, ей комфортно в нише вульгарной педагогики.

Если с позиции педагогической технологии видится путь вос­хождения к духовному развитию личности ребенка через сопро­тивление натиску бездуховного прозаического быта, то с позиции вульгарной педагогики абсолютизируется предметный мир и при­знаваемая власть натуры над духом человека снимает необходи­мость постоянного напряжения сил маленького ребенка во имя решения проблем жизни человека как наивысшей ценности и во имя его соответствия своему назначению. Поэтому естественным является неприятие со стороны представителей вульгарной педа­гогики технологии, разрабатывающей способы тонкого, нежного, гуманистического и гуманного, философски обоснованного и пси­хологически выверенного прикосновения к личности, приобща­ющейся к мировой культуре. Определенная группой профессио­налов ожидает от педагогики методов «попроще», чтобы заниматься профессиональной работой без напряжения, спустя рукава, пола­гая, что существуют на свете такие грубые способы взращивания прекрасного творения - «Человек».

Человек настолько сложен, что «простыми» механизмами воз­можно лишь разрушение его тончайшей конструкции.

Не владея педагогической технологией, мы теряем прекрас­ных людей, обедняя процесс возвышения человека. А ведь имен­но люди - основное условие нашего счастья либо нашего огром­ного несчастья. Легко пережить плохую погоду, и укусы летних комаров не причиняют нам особого горя, и пригоревшие котлеты с убежавшим из кастрюли молоком, а также и сломавшийся за­мок, не пускающий нас в дом, - все это малые неприятности по сравнению с теми, что доставляют нам люди вокруг нас. Человек - самый сильный источник несчастья. Человек - самое крепкое ос­нование для счастья.

Овладение педагогической технологией имеет одно непредви­денное последствие: обучающийся начинает слышать Другого, и этот другой человек становится интересным, а то, что случается с ним, а заодно, с ним и с тобою вместе или даже просто с тобою, -

все наполняется значительным содержанием, улетучивается скука - страшный источник пороков и преступлений.

Человек становится интереснейшим объектом действительно­сти. Ситуации, которые выстраиваются вокруг человека и самим человеком, становятся источником богатых разнообразных пере­живаний и толчком для интенсивной интеллектуальной работы. Жизнь становится интересна, и поэтому нет острой потребности в создании ирреального, виртуального мира, галлюцинирующего

сознания.

Часто студенты замечают, что основы педагогической техно­логии должны быть известны каждому точно так же, как таблица умножения. С таким суждением нельзя не согласиться, тем более, что основы фундаментальных наук, изучаемые в школе, уже мно­го раз убеждали человечество в силе своего влияния на ход лично­стной судьбы. Однако педагогическая технология, при своей спе­цифике, не нуждается в специальном преподавании ее детям. Если педагоги овладевают основами педагогической техники, то дети в течение очень небольшого времени - благодаря подражательному инстинкту, зеркальному партнерскому отражению, обаятельности форм взаимодействия, авторитету педагога, - овладевают этико-психологической культурой взаимодействия с людьми.

И последнее. Еще никому не удавалось овладеть педагогиче­ской технологией вне философского, этического и психологического осмысления работы педагога с детьми. Искусство тонкого прикосновения к личности ребенка базируется на философии че­ловека, этике взаимоотношений людей и психологии межличност­ного общения. И относиться к научной дисциплине под названи­ем «Педагогическая технология» нужно как к одному из звеньев в цепи антропологических наук, которые следует - во имя свобод­ного владения педагогической технологией! - основательно изу­чать педагогу.

ПРАКТИКУМ

В УЧЕБНОМ КУРСЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Практикумом мы называем всю совокупность организуемых учебных действий, способствующих формированию у педагога необходимых умений, развитию соответствующих навыков, а в итоге - обретению необходимого профессионального опыта.

Практическая часть общего курса педагогической технологии
занимает значительный объем учебного времени, хотя при внеш­нем обозрении этих занятий ее присутствие не представляется столь
большим.

Практическое освоение профессиональными умениями расте­кается в общем контексте профессионального осмысления педаго­гической технологии, вплетаясь в момент ознакомления с новым понятием, .новым положением либо исполняя роль простой иллю­страции обсуждаемого. К тому же разнообразие видов организации и проведения практикума чрезвычайно велико, а интересные мето­дики, введенные в ход занятий, часто не классифицируются прак­тическими способами освоения педагогической технологии.

Назначение практикума в системе учебных занятий по данно­му курсу состоит в формировании профессионального опыта пе­дагога до периода его самостоятельной работы с детьми. Имеется в виду, во-первых, опыт умозрительный и, во-вторых, опыт пер­вичный: сначала отражается в сознании картинка профессиональ­ного действия, затем производятся первые действия педагога по овладению новыми профессиональными умениями.

Предположим, ознакомившись со значением понятия «авансиро­вание», студенты воспроизводят заданный текст в игровой ситуа­ции, анализируют момент педагогического авансирования, а затем в условно заданных ситуациях самостоятельно производят операцию авансирования в целом ряде самых различных воображаемых эпизо­дах процесса работы педагога с детьми.

Практикум, по педагогической технологии являет собой осо­бую сложность», потому что здесь будущие педагоги направляют усилия на собственную личность, работают над собой, научаясь

подчинять свой психофизический аппарат мыслительному реше­нию задачи. А так как становление умения протекает на глазах аудитории (юность самолюбива и стеснительна, а педагог опыт­ный больно реагирует на обозрение его неумелости), то публич­ное формирование умений нуждается в особенной деликатности, тонкости, осторожности и бережности по отношению к человеку. Здесь - подчеркнем еще раз - играет решающую роль психологи­ческая атмосфера и ситуация успеха, создаваемая преподавателем и всеми участниками занятий. «Триумф личности» является обя­зательным элементом занятий.

Выделим основные разновидности практикума как совокупности практических действий профессионального плана. Вот как они выг­лядят в ходе освоения всего курса «Педагогическая технология».

Многократное воспроизведение одной и той же операции (вербаль­ной, двигательной, мимической, пластической или вкупе - как действия), исполнение которой сопровождается музыкальным
оформлением в целях содействия наилучшему психическому со­стоянию студентов.

Например, многоразовое исполнение упражнений для артикуляци­онного аппарата, произнесение скороговорок, многоразовое воспроиз­ведение «положительного подкрепления», модифицированное воспроиз­ведение в разных формах «приветствия» или «обращения», ряда движений.

Ролевая игра, в которой участники наделяются ролью «учени­ка», «педагога», «родителя» и т.д. Сюда же отнесем опосредован­ную ролевую игру, в процессе которой тоже происходит осваива­ние какого-то значимого умения, но действующими персонажами
которой являются «маски»: предметы, звери, вещи, явления.

Например, ролевая ситуация диалога солнца и травы, в ходе ко­торой происходит упражнение в этических формах общения.

Сценическая игра - особого рода ролевая ситуация, рассчи­танная на зрителей-профессионалов, анализирующих происходящее на их глазах с точки зрения педагогической.

Например, представляется сцена конфликта в полном разверты­вании его и разрешении (на заданной текстуальной основе).

Воспроизведение профессиональных действий по педагогиче­скому алгоритму готовыми парадигмами, оснащающими каждый
алгоритмический шаг.

Например, в заявленной ситуации осложненного поведения ребен­ка воспроизводится педагогическое воздействие согласно предложен­ному технологическому алгоритму

Решение педагогических ситуаций умозрительного или пред­метно-игрового плана, когда предлагается общая фабула собы­тий, но сюжетное развитие фабулы выполняется исполнителями данного упражнения.

Например, в воображаемой ситуации успеха педагог выражает свое отношение к данному успеху детей.

Анализ иллюстративного видеоматериала как обретение умозри­тельного опыта, так и развитие профессионального мышления; он выстраивается на просмотре фрагментов видеофильмов либо видеозаписей конкретной работы с детьми конкретного педаго­га. ,- "

Например, фрагмент из фильма «Доживем до понедельника», «Приходите завтра» или «Человек эпохи Возрождения».

Надо особо выделить те упражнения профессионального пла­на, которые организуются в контексте взаимодействия всех участ­ников учебных занятий: между преподавателем и студентами, между студентами, между «работающим» и «наблюдателями», между ус­пешным и неуспешным исполнителями задания. Поведенческие традиции учебного занятия являются наилучшим способом про­фессионального практикума: ведь преподаватель, ведущий заня­тия, выступает для студентов в роли «педагога», а сами студенты поставлены в роль «ученика» - следовательно, воспроизведение традиционных форм межличностного взаимодействия всех участ­ников студии становится невольным упражнением в данных фор­мах.

Например, доброжелательность как характеристика психологи­ческого климата учебных занятий проецируется в сознании студен­та обязательной чертой будущих занятий с детьми, а методики учебной работы служат материалом для образования некоторого умоз­рительного профессионального опыта.

Характер организуемых взаимодействий, материал для учебных занятий, а также система методик работы - все становится еди­ным процессом освоения, усвоения и присвоения педагогической технологии как элемента педагогического профессионализма.

Очертим общую картину такого рода устройства практических упражнений.

Проявление заботы об удобстве расположения каждого участ­ника совместной работы: занятия не начинаются, пока размещение всех членов учебной группы не станет наилучшим для плодо­творной деятельности; таковым является расположение , когда каж­дый видит каждого, а мизансцена отражает равенство всех. На­пример, все разместились полукругом.

Приветствие в адрес группы, а также поочередное персональ­ное приветствие, предоставляющее в этот момент каждому члену
группы произнести какое-либо суждение по заявленной препода­вателем теме. Например, обращаясь к участнику («Добрый день,Петр!»), преподаватель предлагает высказать меру готовности к работе или же выразить предварительное отношение к теме заня­тий.

Создание каждым участником максимально благоприятных условий для индивидуального тренинга каждого другого: тишина, доброжелательность, признание успеха, выделение достоинств, благожелательные советы для повышения профессиональных ус­пехов, оказание помощи при необходимости. Например: «У тебя хорошо полупилось вот это..., но хотелось бы увидеть, как ты про­ изводишь другую операцию...»

Выражение удовлетворения в случае успеха любого члена груп­пы и взаимная благодарность всех участников совместной дея­тельности, выражаемая вербально, мимически, пластически или ритуально, или символически. Например, аплодисменты в адрес удач­
но исполненного действия, благодарность в адрес всех во время реф­лексии.

В случае «осложненного поведения» кого-либо из группы
решение оттягивается по времени, чтобы дать возможность человеку войти в состояние духовного равновесия, а потом произ­водится путем группового обсуждения, с последующим профес­сиональным анализом. Например, преподаватель говорит: «Вы
позволите нам рассуждать по поводу случившегося? Ведь такое
может произойти с каждым из нас?»

Отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отношения, то есть, дисгармоничность субстанции отношения. Дисгармоничность отношения -- основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной, (нравится, не нравится, люблю, ненавижу, вызывает неприятные переживания, притягивает), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, - это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Иллюстрацией такого реально существующего противоречия может служить мечта подростка стать пиратом, подражательность поведения девочки, пленившейся случайным образом, или развязность манеры юноши, утверждающего свою независимость. "Ум с сердцем не в ладу" -- это чуть ли не постоянное положение души школьника-подростка и школьника-юноши. Педагог может усиливать такое противоречие, чтобы дать новый импульс для осмысления отношения. Внутриличностная борьба в итоге завершится гармонией, однако не всегда таков итог будет желателен для педагога, ибо не всегда будет сделан выбор в пользу ценности.

Ценностные отношения -- это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество"", "труд", "познание"..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода", "справедливость", "равенство", когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценносты для жизни.

Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.

Педагог, формируя ценностное отношение к природе, как бы избавляет себя от необходимости формировать частные проявления. Скажем, не направляет специальных усилий на отношения к розе, котенку, бабочке или кипарису, а содействует развитию любви ко всему живому, и тогда, относясь с уважением к Жизни как таковой, ребенок проникнется уважением ("благоговением" -- говорил А.Швейцер) к жизни цветка, котенка, насекомого, дерева.

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается "Человеком"; он -- цель и мера всех вещей. Только "вочеловеченный" мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения -- "другой человек". Расширенное толкование понятия "человек", философское толкование феномена "человек", когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах, вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании.

Что означает принять человека как ценность?

Во-первых , обнаруживать его присутствие в окружающем мире:

-- Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки!..

-- Чувствуете, как пахнет булочками?.. Это повара для нас с вами испекли...

-- Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать...

-- Кто летал на самолете?.. Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину...

Во-вторых , учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

-- Тихо пройдем на цыпочках!.. Чтобы не мешать никому!

-- Не торопись - мы тебя подождем!..

-- Никого ни о чем не просим - лишь высказываем свое желание!..

-- Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!..

В-третьих , помогать человеку по мере своих сил:

-- Юноши! Необходима перестановка мебели...

-- Девушки! Малышам не хватает ласки!..

-- Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь...

-- Наш школьный дом нуждается в заботе...

В-четвертых , понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

-- Непонятная картина?.. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?..

-- Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим!..

-- Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались...

-- Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?..

В-пятых , содействовать благу человека в его жизни на земле:

-- Будем учиться, чтобы стать созидателями...

-- Наш спектакль доставит радость людям...

-- У нас есть руки, и есть сила -- почему же мы ходим по грязной дороге?..

В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие...) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.


Любое благо, служащее средством удовлетворения какой-то человеческой потребности, с одной стороны, есть нечто объективное или опредмеченное (пища, одежда, книга, кино­фильм, ласка, уважение окружающих людей, престиж и т. п.), с другой, есть нечто субъективное, ибо любое благо таковым становится лишь по отношению к конкретной человеческой по­требности. Благо не существует само по семье, без того, кто в нем нуждается (так сказать, «потенциальное благо»). Отсюда, то, что для одного выступает как благо, для другого может та­ковым не быть.

Ценность является единством объективного и субъектив­ного. Диалектика этих двух противоположных сторон единого целого в случае с феноменом ценности носит сложный, опос­редованный характер (и прежде всего в связи с усилением че­ловеческого фактора, человеческого измерения ценностных от­ношений). Это видно хотя бы уже из того, что в категорию цен­ности входит оценка, а также соответственно рефлексия, целеполагание, выбор, переоценка, ревизия ценностей и т. п.

Не только ребенок, но и взрослые люди могут не видеть, не замечать, не осознавать подлинные ценности жизни и, на­против, жить в погоне за ложными, иллюзорными, например, ценностями моды, диктата окружающей социальной среды и т. д. Ценность может сместиться и к другому, субъективному, концу, т. е. ценностью для человека может выступать нечто число иллюзорное, надуманное, не имеющее никакой матери­альной или духовной значимости с точки зрения каких бы то ни было объективных критериев. Это смещение ценностей к субъективной стороне в жизни отдельных индивидов, соци­альных групп и даже целых эпох бывает столь очевидно, что само понятие «ценности» первоначально появляется как ха­рактеристика субъективной сферы, аксиологического сознания и т. п.{325}

В философско-мировоззренческом плане интерес к про­блеме ценностей явственно пробудился только во второй по­ловине XIX в. В сущности это была реакция на господствовав­ший в то время позитивистский стиль мышления, на сциентистский подход к вопросам миропонимания. Ницше, Гартман, Лотце, неокантианцы в Европе, Толстой, Достоевский, Соло­вьев в России обратились с разных философских позиций к проблеме ценностей, исходя из того убеждения, что в структу­ре миропонимания есть нечто, что не может быть компетенци­ей науки, а именно: сфера ценностей. Ценности рассматрива­лись как идеальные по своей природе. Ценности как высшие установки, в которых человек видит смысл и оправдание свое­го существования, присутствуют в виде объективных момен­тов содержания ценностного сознания. Ценности охватывают сферу духовных императивов индивида, мир идеалов, стимулы деятельности, определяющие мотивационные механизмы лю­дей. Приобщение к ценностям культуры - это не просто по­требление, а это процесс, рождающий в душе человека особое эмоциональное состояние, катарсис.

Мир цен­ностей

С философской точки зрения принципиальное зна­чение имеет вопрос о бытии ценностей. Како­во соотношение ценности и оценки? Некоторые авторы, указывая на неотрывность этих двух феноменов, прак­тически отождествляют их. Другие видят между ними принци­пиальную разницу: ценности относится к бытию, а оценка - к сфере сознания. Если ценности человек осознает через оценку, то как найти объективный критерий по отношению к той или иной ценности? Видимо, уже в самом акте оценки проявляет­ся не только субъективная и индивидуальная сторона, но и объективная, социальная. Оценка имеет как внутреннюю, так и внешнюю, объективную детерминацию.

Сфера ценностей образует особую культурно-историче­скую реальность. Сама по себе ценность, подобно стоимости как экономического свойства товара, конечно, не есть просто вещь, но вместе с тем она функционирует в обществе как нечто {326} объективное, как «чувственно-сверхчувственная вещь». Способ ее существования задан не природой, а обществом, культурой, историей. В этом своем объективном качестве ценность, та­ким образом, есть единство природного и социокультурного. Однако ценность выступает и как единство объективного и субъективного, материального и идеального, личного и обще­ственного, социального и биологического.

В отличие от понятия стоимости, которое выражает лишь объективный аспект бытия товара в сфере товарно-денежных отношений, понятие ценности охватывает и объективную, и субъективную сторону. В этом смысле данное понятие в чем-то аналогично понятию информации, выражающему единство знаковой и смысловой сторон. Ценность выступает как «субъек­тивная объективность» - в том смысле, что общественные реалии задают те или иные смысложизненные ориентации каж­дой личности; но это в то же время и «объективированная субъек­тивность», ибо природа человека, в конечном счете, определяет то, что становится ценностью для всех и для каждого.

Потребность - понятие эмпирическое, оно фиксирует то, что нам дано в опыте или может быть зафиксировано эмпири­ческими средствами. Ценность отражает сущностный уровень бытия человека. Не случайно социологи говорят: скажи мне, что ты ценишь в жизни больше всего, и я скажу, кто ты. Иерар­хия ценностей (так называемая «аксиологическая лестница») - ярчайший критерий ориентаций человека в мире, социуме, своей семье и своей душе.

Ценностное отношение человека к миру (наряду с практи­ческим и познавательным) входит в число фундаментальных измерений человеческого бытия. Практическое отношение рас­крывает человеку, может ли и если «да», то что может изме­нить человек в мире. Познавательное отношение показывает, каковы возможности понимания и познания мира. Аксиологическое отношение позволяет решить, стоит ли изменять и по­знавать мир, стоит ли вообще жить, что человек может полу­чить от мира и на что он может надеяться.{327}

Человек таков, каковы его ценности, устремления, инте­ресы, мотивы поведения. Ценностное отношение поэтому вы­ражает саму суть бытия человека в мире, оно раскрывает, что есть для меня мир и, следовательно, что есть я. Человек может успешно трудиться и быстро продвигаться в познании, но его индивидуальная сущность при этом будет скрыта за множеством опосредствующих звеньев. И только в своем ценностном от­ношении к миру, к людям, к природе и культуре человек обна­руживается адекватным своей сути образом. Здесь спадают все покрывала, срываются маски, здесь оголенный нерв жизни со­прикасается с самой реальностью. Это есть пространство встре­чи субъекта (индивида или социальной группы) с миром, взя­тым как интегральное целое. Ценностное отношение - это предельное основание не какого-то отдельного вида деятель­ности, а самой человеческой жизни вообще. Отсюда ценност­ный (аксиологический) подход есть важнейший способ раскры­тия природы человека.

Структура ценностного сознания

Ценностное отношение к миру исключительно избирательно. Человек смотрит на окружающую его действительность через призму своих смысложизненных установок, благодаря этому одни свойства и стороны мира как бы укрупняются, становятся бо­лее яркими, притягательными, другие, напротив, уходят в тень. Тот срез социокультурной реальности, который высвечивает­ся в восприятии и переживании мира посредством названных установок, представляет собой своего рода ценностную нишу, в которой живет та или иная человеческая личность или соци­альная группа. Ценности определенным образом структуриру­ют, организуют наше восприятие мира, задают способ его пе­реживания. Ниша - определенный род единства ценностей и тех проявлений, аспектов мира, с которыми он вступает во вза­имодействие и которые раскрываются перед человеком благодаря имеющимся у него «ценностным перспективам» видения реальности. Выбрав себе нишу, человек перестает обращать внимание на другие проявления жизни, скрытые в ней воз{328} можности: все остальное становится «посторонним», размы­тым, неинтересным, невидимым, деформированным, лишен­ным четкой перспективы. Человек - это «мир человека», пос­ледний же есть мир его ценностей, спроецированных на дей­ствительность. Одни видят мир «не выше сапога», другие на всю жизнь очарованы «звездным небом над нами».

В человеческом сознании те или иные ценности существу­ют не сами по себе, а образуют устойчивую систему норм, це­лей, идеалов, и т. п. Эту систему можно назвать ценностной парадигмой. У одних людей парадигма носит исключительно жесткий, закостенелый характер, у других, напротив, парадиг­ма подвижна, релятивна, подвержена деформациям, коррозии. Слишком жесткий характер парадигмы ведет к фанатизму и духовному застою. Излишне подвижная, неустойчивая ценно­стная парадигма делает человека конформистом, соглашателем, этакой чеховской «душечкой».

В жизни отдельных людей, социальных групп, поколений, целых эпох наступает такой момент, когда происходит резкая смена парадигмы, переоценка всех ценностей. Нравственный, духовный кризис ведет к разочарованию в традиционных ценностях и к поиску новых смысложизненных горизонтов. Сме­на парадигмы как мгновенный сдвиг в видении и пережива­нии мира часто проявляется в виде нравственного потрясения.

Человеческое поведение подвержено воздействию со сто­роны социальной среды. Но это влияние всегда опосредовано установками личности. Человека можно заставить действовать так, а не иначе, силой, логикой сложившихся обстоятельств, но если мы хотим, чтобы желательное нам поведение опира­лось на надежный фундамент, необходимо, чтобы оно имело внутреннюю детерминацию, а это значит, что следует «доко­паться» до глубинных тайников человеческой души. (Вспом­ним сказочный образ Кащея Бессмертного, на которого нельзя было воздействовать иначе, чем через тайну его жизни и смерти.)

Ценность - инвариант, лежащий в основе бесконечного разнообразия проявлений жизни личности, в основе целей, интересов, поступков, мотивов. Ценность есть структура, ко{329} торая, разумеется, включает в себя цель, эмоциональную на­правленность, заинтересованность, но каждый из этих психи­ческих феноменов сам по себе может и не быть связан с ценно­стью непосредственно. Цель может быть случайной, заинтере­сованность - чисто внешней. Ценность возникает тогда, ког­да все это освещено глубинным личностным смыслом. Таким смыслом может быть творчество, слава, чувство социальной справедливости, честь, стремление к власти, чувственные на­слаждения, материальное богатство и т. п.

Идеальна или материальна ценность? Каково отношение между ценностью и объектом? Бесспорно, что все ценности - из мира, из контакта с ним. Но, как уже отмечалось, ни одна вещь сама по себе еще не может рассматриваться как ценность. Феномен ценности предполагает еще и личностную установку. Как та или иная вещь, событие становится ценностью? С точ­ки зрения каждой отдельной личности, ценность прежде всего выступает в виде некоторого масштаба, шкалы, своего рода «весов», с помощью которых безошибочно определяется весо­мость, значимость каждого объекта, явления, события, челове­ка, что встречаются на жизненном пути. В результате возника­ет возможность судить, что человеку надо, а что нет. В этом случае парадигма выступает как матрица, в которую мы под­ставляем те или иные «значения». Каждая клеточка этой мат­рицы имеет «область значений», т. е. функционирует как обоб­щенный смысл. Значит, ценность - это два слоя: 1) слой обоб­щенных установок, мировоззренческих и социальных ориен­таций; 2) слой конкретных значений, которые становятся ре­альными ценностями, как только мы взглянули на них через призму нашей матрицы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: