Что такое любовь к мудрости. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий - философией.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

Итак, любовь к истине и мудрости, тщательный отбор, сопоставление наиболее ценных достижений разума постепенно становится самостоятельным родом деятельности. В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII–V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI–IV веков до н. э.). Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит).

Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она - стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает "любовь к мудрости". По некоторым историческим свидетельствам, слово "философ" впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина "философия" связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий - философией.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

Итак, любовь к истине и мудрости, тщательный отбор, сопоставление наиболее ценных достижений разума постепенно становится самостоятельным родом деятельности. В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII-V веков до н.э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI - IV веков до н.э.). Слово "философия" было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание "единого во всем". Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум "управляет всем при помощи всего" (Гераклит).

Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она - стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. И именно ф-фия может это ему дать. Ф-фия не обладает таким же предметом как другие науки, так как ее предмет не локализован в пределах какой-то конкретной области знания.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Эта система распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Взаимоотношения между этими сторонами имееют 4 аспекта: онтологический (учение об основных принципах бытия), познавательный (гносеология – общие принципы человеческого познания окружающего мира), аксиологический (учение о ценностях), духовно-практический. Большая многоплановая проблема «мир-человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. вопросом философии.

Предмет фил-и предст.с. отн-е чел-ка к миру, мира – к чел-ку. Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения. Фил-я – система взглядов на мир в целом и на отн-е чел-ка к этому миру.

Предмет философии – не одна какая-то сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Ф-фия помогает понять связи и согласованность между разнообразными областями знания и опыта (чтобы понять произведение искусства, нужно смотреть на всю картину в целом, а не сосредоточиваться на фрагменте). Ф-фия формирует мировоззрение, т.к. ответы на фундаментальные вопросы бытия и формируют его в своей совокупности.

Основные функции философии:

Познавательные – сообщает ряд знаний о закономерностях в данной сфере познания.

Методологические – учит как можно и как нужно подходить к изучению окружающего мира (методы, возм-ти позн-я, принципы).

Идеологические – фил-я выступает как идеология, выр-ет интересы опр. класса.

Аксиологические – с позиции фил-ии определяется, что добро, а что зло и др. ценности (разр-ка предст-й о ценностях).

Воспитательная – формирует наше мировоззрение, важные кач-ва.

По своему опр-ю ф – универсальная, предельная наука. Значение ее огромно, т.к. любой ч-к сталкивается с вопросами, поставленными в ней, т.к. эти вопросы поставлены жизнью и актуальны для каждого. Буаст: «Без истинной философии мы беспрерывно, словно белки в колесе, мечемся в замкнутом пространстве и не можем выйти из заключения». Ф-фия помогает нам выйти за рамки, расширить границы нашего сознания и увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле, а не в нашем представлении.

Знач-е ф-фии особенно возрастает в кризисные моменты. Сейчас именно такой момент, т.к. люди лишились идеологии. Ч-к отказался от религии, но почувствовал себя одиноким и бессильным в мире. Ф-фия может стать целью жизни, путеводной звездой в жизни каждого ч-ка.

Философия – (греч. – букв: «любовь к мудрости» / phileo - люблю и sophia - мудрость.

Философ – «друг мудрости», истины; тот, кто стремится к мудрости/ истине.

Согласно легенде, первым, кто применил этот термин был Пифагор (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ», объяснив, что жизнь подобна олимпийским играм: одни приходят на них соревноваться (стремятся к славе), другие – торговать (стремятся к богатству), а третьи – смотреть/наблюдать: философы стремятся к одной только истине .

У Гераклита термином« философ» обозначается всякий, кто занимается исследованием природы вещей. Позднее этот термин стал относиться к такому типу людей, который стремится к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности.

Платон использовал в своих диалогах слово философия , чем, собственно, и способствовал тому, что этот термин закрепился и распространился в западной культуре.

Аристотель , высоко оценивая философию за ее бескорыстную любовь к истине, чистое желание достичь и созерцать ее, писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы ». Именно этим и объясняется её привилегированный статус среди других видов духовной, интеллектуальной деятельности.

Вопрос о мудрости . Есть мудрость житейская, есть мудрость философская. В чём их отличие? Рассмотрим примеры:

Фалес (др.греч. мудрец, затем – первый! философ). Ему приписывают следующее замечание: «Одни живут так, словно завтра умрут, а другие – словно собираются жить вечно. Ему же принадлежит: «Что есть всё? – Вода». Где здесь житейская мудрость, а где – начинается философия?

Или другой пример (из истории китайской философии ). Существует рассказ-притча, образно рисующий ту степень абстракции, до которой способно подняться бытовое мышление, и реакция на неё Конфуция и Лао-цзы.

Некий житель царства Цзин потерял свой лук, но не стал его искать, объясняя это так: «Человек из Цзин потерял, человек из Цзин нашёл – какая разница?!».

Прослышав об этом, Конфуций сказал: «Надо только опустить слова «из Цзин» – вот тогда будет правильно!». Когда же об этом услышал Лао Дань, то сказал: «Надо опустить и слово «Человек» – тогда будет верно!». (Лао-цзы поднимается до чистой идеи, где всё относительно, и обретение становится тождественным потере.)

Таким образом, главным отличием философской мудрости от житейской является то, что она интеллектуальная, рациональная, логичная и логическая. Мудрость в философском смысле состоит в том, чтобы обо всех известных вещах судить, исходя из признания их общей, неизменной основы . Вот почему знание единичного, случайного, эмпирического не является философской мудростью.



Философствование – постановка вопроса о конечном, последнем смысле данного; размышление о природе вещей. Философствуя, человек пытается осмыслить то, что для него лично как будто не имеет значения: Откуда взялся мир? Как он устроен? Можно ли его познать? В чём предназначение человека? и др.

Исторические типы философствования :

· созерцательный ти п (античность; роль философа-созерцателя – объяснительная);

· умозрительный тип характерен для религиозной и религиозно-мистической философии (поздняя античность, средневековье, русская религиозная философия к. XIX-Xx вв. – ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания – интуицию, откровение.

· деятельностный тип ориентирован на социальные преобразования (социалисты-утописты, вт.пол. XIX в. – марксизм);

· социально-экологический тип забота о сохранении мира, человечества (Н. Фёдоров, В. Вернадский, члены Римского клуба).

Философское мышление – особый тип мышления, который характеризуется рефлексивностью, целостностью, аналитичностью и критичностью.

Рефлексивность – это стремление к предельной осознанности своих действий, т. е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой. Без рефлексии не бывает философского мышления, однако не всякая рефлексия приводит к философскому мышлению.

Целостность философского мышления означает направленность на объединение многообразия человеческой жизни (личной, социальной, познавательной) через выявление их связи.

Критичность как черта философского мышления означает в первую очередь способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире.

Свободомыслие: сила философского мышления состоит в том, что оно способно задавать всё новые и новые вопросы миру и самому себе. В философии нет запрета на критику, нет запрета на сомнение.

Здравствуйте дорогие друзья и единомышленники. На первом курсе института так мало интересных предметов, знания которых хотелось бы расширять и за пределами учебного заведения.

Но мне так понравилась философия, да и к тому же, я уже давно ей увлечена, но сама об этом не знала. В моей библиотеке есть философские книги, и произведения известных философов, таких как Бердяев, и более современные. И только глубокое понимание того, что же такое философия, дало осознание моего увлечения философскими книгами, и захотелось расширить свои познания в этой области. Так что же такое философия?

Множество поколений людей всегда считали философию необъятной в изучении. В принципе, философия и является такой сама по себе, неопознанная и привлекательная.

На самом деле любовь к тому или иному предмету во многом зависит от преподавателя, и как же мне повезло, что моему преподавателю удалось донести до меня частичку своей любви, интереса и мудрости. Я помню, как готовила доклад о происхождении философии, ее развитии и ярких представителях. Я и не представляла, что эта наука была основой всех наук, которые сейчас существуют в мире. Поэтому не возможно изучать какую-то науку отдельно от другой, они все взаимосвязаны и переплетены между собой, и дают более полное представление о событии или явлении, если смотреть на них через более расширенное понимание.

Да, именно философия стала основой всего. Она существовала еще в первобытных общинах, когда люди пытались объяснить существование простых природных явлений, и наделяли их качествами, присущими человеку. Так появлялись первые приметы, ритуалы и обряды. Даже сейчас у нас осталось упоминание о таких явлениях, как небо плачет, степь ревет и т.д. Это так интересно, на мой взгляд… Люди даже в то время пытались осознавать происходящие вокруг них события и давать им описание, классификацию, прогнозировать события, познавать мудрость.

И все мы знаем, что человечество не останавливается в своем развитии, поэтому и философия развивалась и преображалась вместе с цивилизацией. То, что люди пытались объяснить природные явления с помощью образов, положило начало развитию религии и веры. И уже от местности зависело то, во что верили люди.

А человечество продолжило развиваться. Усложнялся быт, стала развиваться наука, появлялись технические приспособления. И уже самой философии и религии было не достаточно, что бы описать новые знания. Так появилась математика, геометрия, физика, химия и т.д.

Но первые понятия философии, как отдельной науки, появились в Китае, Индии, Израиле, а позже и в Греции. Известные нам философы рассуждали по-разному, что вводило в заблуждение многих людей, которые хотели изучать философию.

Каждый философ представлял свое направление философии, носившее гордое название философа, которого придерживались его последователи. Так стали появляться целые философские школы и направления учения. Большинство людей называли философию — «любовью к софии», но сейчас это понятие часто и неточно переводят, как — «любовь к мудрости».

Но мудрость – не вся философия. Философия – больше, чем просто любовь к мудрости, и если бы такие столпы науки, как Аристотель, Конфуций услышали сегодняшний перевод понятия «любовь к софии», то с легкостью опровергли бы это.

Если бы каждый философ мог бы просто назвать себя «мудрецом», то не пользовались бы словом «мудрость», ведь это понятие всего, лишь одно из составляющих науки философии. Сейчас философия определяется на три основные части: Истина, Добро и Красота.

«Любовь к мудрости», сложная и тяжелая наука, но ведь множество людей благодарят первых философов, которые принесли в наш мир такое понятие, как «софия». Это больше, чем любовь к чему либо, чем сама мудрость, или наука о разуме. Иногда философию путают с психологией. Ведь она тоже пытается понять человека, разузнать его суть. Но психология – не философия! Психология, может быть, всего лишь часть «любви к софии».

Итак, мудрость – не философия, а только часть. Психология не может быть философией, но очень близка. Философию, как и психологию можно учить всю жизнь, и все равно не понять, потому что это настолько необъятная наука, что не хватит вечности, чтобы поглотить её полностью. За всю жизнь изучая «любовь к софии», можно только взять верхушку всей философии.

Но даже эта «верхушка» может дать глоток мудрости, понимания и осмысления. Поэтому, я с удовольствием взяла учебник в университетской библиотеке по философии и проглотила его за одну ночь. Это отличная мотивация для изучения и понимания «всемирной» мудрости, поэтому мне захотелось изучать не только современных философов, но и более ранних, а так же «отцов основателей» этой необъятной науки.

В истории есть много интересных, загадочных личностей, которые сделали вклад не только в науку философии, но и в математику, геометрию, историю, своими открытиями и изобретениями. Меня всегда привлекали для более глубокого изучения такие личности как Леонардо да Винчи, Аристотель, Платон, и другие. Надеюсь, что в скором времени я вас порадую рассказами о них.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: