Что такое протестантизм. Протестантская церковь: что это такое, как она возникла? Основные отличия от католической церкви

Протестанты - это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких ветвей христианского учения.

Протестанты, католики и православные придерживаются основополагающих принципов христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году. Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь жизнь вечную и избежать ада. Все вместе эти три группы и составляют самую большую религию в мире - христианство.

По всему миру насчитывается около 720 миллионов протестантов, 943 миллиона католиков и 211 миллионов православных («Операция Мир», 2001).

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты, или евангельские христиане, верят, что Библия - самый авторитетный источник учения для христиан. Православные христиане и католики в основном верят, что церковные традиции имеют большой вес и считают, что можно понять Библию только в контексте церковной традиции. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в эту основополагающую палитру мнений. Однако, несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна 17:21 «Да будут все едино...».

Ниже приводятся ответы на часто возникающие вопросы о различиях между церквями, но сначала - краткая история протестантизма.

История протестантских церквей

Одним из первых протестантских реформаторов был священник Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Писание важнее традиций.

Протестантская реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал церковь к обновлению. Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиниться Библии. Также Лютер заявил, что церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в Рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие церкви, как лютеранская, англиканская, а позже - баптистская, методистская, пятидесятническая и другие (Примечание: ни католики, ни православные, ни протестанты не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями).

Считается, что современное евангельское движение в России имеет сугубо западные корни. Это неверно в принципе! Из древнерусских летописей известно, что в те же самые века, что и в Европе, люди стремились к духовному пониманию и толкованию традиционного христианства. Можно вспомнить движение стригольников в XV веке, призывавших к пристальному изучению Евангелия, заволжских старцев из окружения Нила Сорского, говорившего о стяжании Духа Божиего, Серафима Саровского, сделавшего учение о Духе основой своей проповеди...

Среди последователей евангельского учения в дореволюционной России были и видные политики, ученые, такие как граф Корф, князья Пашковы, Голицыны, Трубецкие, Чертковы, Гагарины, Ливен и многие другие. В годы кровавых репрессий евангельские христиане разделили судьбу всех верующих людей России в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Сегодня многие протестанты хотели бы вернуться к чистоте Церкви первого века. Большинство этих протестантов называются евангельскими христианами, потому что они считают, что христиане должны исполнять поручение Христа нести Евангелие, то есть Благую весть (греческ.): «Итак, идите и научите все народы...» (Евангелие от Матфея 28:19).

Против чего протестуют протестанты?

Слово «протестант» вошло в обиход со времен Мартина Лютера, когда немецкие князья выразили протест на церковном соборе в Спирее в 1529 году против формального вероисповедания, продажи индульгенций и покупки церковных должностей. Сейчас протестантскими называют все евангельско-христианские организации.

Современные протестанты в России протестуют против абортов, алкоголизма, наркомании - против греха и против формального вероисповедания.

Как протестанты истолковывают Библию?

В ортодоксальных конфессиях считают, что только руководители церквей могут толковать Библию верно. Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии с Божьей помощью, размышляя над Писанием и внимательно изучая его.

В Библии говорится: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; ... сие помазание учит вас всему» (1 Послание Иоанна 2:27). Иисус Христос сказал: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Евангелие от Иоанна 16:13, 6:45; Книга пророка Исайи 8:20).

Библия одобряет личное изучение Писания: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Интересно заметить, что жители города даже не были христианами, но Божье Слово хвалит их за то, что они сверяли учение Павла с Библией.

Что протестанты думают о церковных традициях?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого...» и в Евангелии от Матфея 15:3 «...Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? ... таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

Почему большинство протестантов не крестят младенцев?

Протестанты верят, что все дети после смерти попадают в Рай. Библия говорит, что дети не знают добра и зла (Второзаконие 1:39). В Послании к Римлянам (5:13) написано: «...Но грех не вменяется, когда нет закона».

Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14). В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев. Но многие протестанты крестят детей с 10–12 лет, когда они могут осмысленно принять покаяние.

Почему протестанты крестятся в воде снова, когда становятся взрослыми?

В Деяниях Апостолов (19:1–7) апостол Павел крестил 12 человек, которые были крещены до этого. Многие протестанты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым часто рекомендуют креститься снова, после того как они покаются.

Большинство протестантов следуют библейским примерам, в которых крещение происходит после покаяния, а не наоборот (Евангелие от Матфея 3:6; Евангелие от Марка 1:5, 16:16; Евангелие от Луки 3:7–8; Деяния 2:38,41, 8:12,16:15, 33, 18:8,19:5, 22:16).

Почему в церквях и домах протестантов нет икон?

Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, что бы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш».

Во Второзаконии (4:15–16) Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь... дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира...».

Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

Почему протестанты не молятся святым или Деве Марии?

Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил молиться, говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9). Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю.

Они основывают это на Второзаконии (18:10–12), где говорится: «Не должен находиться у тебя... вопрошающий мертвых». «Вопрошающий мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» - консультироваться, узнавать, искать или молиться умершим).

Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1 Паралипоменон 10:13–14). В 1 Тимофею (2:5) говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

Что протестанты думают о Деве Марии?

Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого является Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал ее, как наконец она родила Сына Своего первенца» и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Евангелие от Матфея 12:46, 13:55–56; Евангелие от Марка 3:31; Евангелие от Иоанна 2:12, 7:3).

Протестанты не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она называла Бога Своим Спасителем; но ей не нужен был бы Спаситель, если бы она была без греха.

Как может быть больше одной церкви?

Одним из основополагающих тезисов протестантизма является утверждение, что каждый верующий во Христа может исповедовать его в согласии с принципом свободы совести. Именно этим обусловлено такое разнообразие протестантских церквей. Мы понимаем слово «церковь» и как всемирное объединение (вселенская) верующих во Христа, и как конкретную общину верующих, проживающих на какой-то территории. Такое понимание не расходится и с православным вероучением.

Вселенская церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от той конфессии, к которой они относятся. Апостол Павел описывает такую вселенскую Церковь так: «Всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Коринфянам 1:2).

Каково мнение протестантов о мощах святых?

Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что случай с костями Елисея, воскресившими умершего (4 Царств 13:21), был ничем иным, как исполнением Божьего обещания дать Елисею вдвойне духа, бывшего на Илии (4 Царств 2:9). Чудо, произошедшее после смерти Елисея, как раз вдвойне превысило количество чудес, совершенных Илией. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, чтобы тела умерших благочестивых людей делать объектом поклонения.

Почему протестантских служителей не называют «отец»?

Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле...», что, по мнению протестантов, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем. В протестантских церквях верующие друг друга называют братьями и сестрами, а руководителей церквей - пасторами и епископами.

Почему протестанты не творят крестных знамений?

Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они так же не учат этому.

Почему в протестантских церквях нет иконостасов?

Протестанты верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от святое-святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Евангелие от Матфея 27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены, если покаемся и поверим во Христа ради нашего спасения.

Как могут протестанты проводить богослужения в таких местах, как кинотеатры, ведь они не являются святыми и не освящены?

Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих.

Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам 3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах. Например, в школе (Деяния 19:9), в еврейских синагогах (Деяния 18:4,26, 19:8), в еврейском храме (Деяния 3:1), и в частных домах (Деяния 2:46, 5:42, 18:7; Филимону 1:2, 18:7; Колоссянам 4:15; Римлянам 16:15 и 1 Коринфянам 16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деяния 16:13), в уличной толпе (Деяния 2:14) и на площади (Деяния 17:17)! Протестанты строят дома молитвы, в которых и собирается церковь - то есть люди, верующие во Христа.

Верят ли протестанты, что можно попасть в Рай после очищения в чистилище?

Протестанты верят, что существуют Рай и ад, но они не верят в чистилище. Библия говорит: «Ибо Он (Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:14). Так как указывается, что только одно жертвоприношение, страдание Христа, делает нас совершенными, то другие жертвы не требуются. Библия так же говорит: «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евреям 10:18).

Другими словами, не требуется никакого страдания в чистилище, если мы прощены. Протестанты верят, что 1 Коринфянам 3:9–15 относится к испытанию дел верующих в судный день, а не к чистилищу. Так же протестанты обеспокоены, что идея чистилища может ввести грешников в заблуждение относительно прощения их грехов после смерти в чистилище, так как это невозможно.

Молятся ли протестанты за умерших?

Описывая Рай или ад в Евангелии от Луки (16:26), Христос говорит только о Рае и аде, а не о чистилище. Дальше Он говорит, что «невозможно перейти из ада в Рай: и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Протестанты верят, что в Библии нет доказательств существования места между Раем и адом, где люди могли бы искупить свои грехи. Также в Библии нет примеров молитвы з аумерших. Протестанты считают, что молитва за умерших неспособна им помочь (Псалом 48:7–8).

Какую Библию читают протестанты?

Протестантская Библия не включает в себя так называемые неканонические книги и апокрифы, которые входят в Писания других христианских конфессий. Протестанты не включают их в Библию потому, что Иисус никогда не ссылался на них, и они не цитируются в Новом Завете. Это отличает их от остальных книг Ветхого Завета.

Что нужно сделать для того, чтобы иметь вечную жизнь со Христом на Небесах?

Апостол Петр, когда ему задали подобный вопрос (Деяния 2:37–38), ответил так: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Поэтому нам нужно просто покаяться в своих грехах и креститься.

Иисус в Евангелии от Луки (13:3) сказал, что, «если не покаетесь, все так же погибнете». Покаяние означает отказ от своего грешного образа жизни, решение следовать за Христом и подтверждение этого решения водным крещением, стараясь жить жизнью, угодной Богу. Самопокаяние - это Божий дар, который необходимо принять, не откладывая на потом. Исайя 55:6 говорит: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко». Иисусс казал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 4:17). Ответишь ли ты на Егопризыв? Примешь ли ты Его Господом своей жизни? Если да, то помолись этой молитвой:

«Отец Небесный! Я признаю, что я грешник. Я прошу прощения за свои грехи. Пожалуйста, прости меня. Измени мое сердце и сделай меня таким человеком, каким Ты хочешь меня видеть. Я отворачиваюсь от своих грехов и выбираю следовать за Христом как за Господом моей жизни. Я верю, что Он умер на кресте за мои грехи и воскрес на третий день. Благодарю за то, что Ты простил меня! Веди меня и направляй всю мою жизнь до тех пор, пока я не предстану пред Тобой на небесах прощенным и оправданным кровью Иисуса Христа, пролитой за меня. Во имя Отца, Сына и Святого Духа, Аминь!»

Если ты помолился этой молитвой и сделал это искренне, тогда твои грехи прощены (1 Иоанна 5:13). Продолжай ходить с Богом, и для этого тебе нужна помощь и общение с другими христианами. Читай Библию, ежедневно молись и будешь с Христом.

В Деяниях Апостолов (2:41–42) говорится: «Итак, охотно принявшие слово его, крестились, и присоединились в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».

«Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; Да будет воля Твоя и наземле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, Как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, Но избавь нас отлукавого; Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь»

Протестантизм представляет собой одно из ведущих направлений христианской веры, сформировавшееся позднее всего, но сумевшее подняться на второе место по числу последователей по всему миру. Согласно статистическим данным протестантизм (википедия рассматривает историю становления и развития религии достаточно подробно) сегодня исповедуют примерно 800 млн. человек. Верующих, исповедующих именно протестантизм, можно найти во всех странах мира. Даже в Исламских государствах существуют незаконно действующие протестантские церкви. Православие и протестантизм имеют ряд кардинальных отличий. Православие берет за основу Священное Писание и Священное Придание, тогда как протестантами отвергаются любые святыни, кроме Священного Придания. Протестантизм (отличие от православия наблюдается во многом) разрешает раздавать посты священнослужителей и женщинам, и мужчинам. Священнослужителями у православных христиан разрешается быть только мужчинам. Католицизм и протестантизм также имеют множество существенных различий. В частности, это касается внутренней организации церкви. На сегодняшний день существует много направлений, но основными (существовавшими изначально) считаются лютеранство, англиканская церковь и кальвинизм. Именно последняя разновидность протестантизма является наиболее строгой веткой.

История протестантизма

История протестантизма, как принято считать, датируется шестнадцатым веком. Возникновение протестантизма пришлось на период активизации движения Реформации, отвергнувшего ряд важнейших католицистических установок. Все это способствовало появлений отдельных религиозных течений, позднее объединенных в единое понятие «протестантизм».

Условно говоря, история протестантизма, начинается с отмены указа Вторым Шпейерским сеймом 1529 года, принятого в 1526 году. Бумага позволяла немецким правителям самостоятельно выбирать государственную религию для своих подданных, ориентируясь на личную веру. Аннулирование решения ограничило права лютеранцев, если сравнивать их с правами католиков. Результатом отмены стало выступление с протестом пяти немецких князей и четырнадцати вольных городов. И сторонники Реформации стали называться протестантами.
Протестантское учение, несмотря на то что история протестантизма насчитывает несколько веков, так и не стало единым целым: вероисповедание до сих пор представляет собой отличные друг от друга течения.
Направление протестантизма – основные ветви

Религия протестантизм, как вероисповедание, включает различные направления. Появившаяся в шестнадцатом веке религия, продолжает свое становление до настоящего времени, т.е. новые ветви протестантизма продолжают появляться и по сей день.

Лютеранство

Самое старинное направление протестантизма, исторически появившееся первым, стало лютеранство. Основателем лютеранской – она же Евангелическая – церкви стал Мартин Лютер. Иногда лютеранство называют еще Лютер протестантизм.

Суть протестантизма согласно его лютеранской ветке изложена в Книге Согласия. Люди, придерживающиеся этого течения протестантизма, исповедуют пять главных принципов:
Лютер протестантизм говорит, что милость божья делами человека заслужена быть не может. Это дар;
прощение за совершенные греховные поступки может быть получено лишь через веру в Евангелие. При этом у человека есть выбор – принять либо отказаться от этой веры;
Библия является Святым Писанием, содержащим выражение божественной воли. Тексты, появившиеся позднее, признаются лишь в тех частях, которые отвечают Писанию. Касается правило и сочинений Лютера Кинга – личности почитаемой, но не возведенной в культ;
спасение в этой жизни возможно только после уверования в Христа, объединившего в себе божественное и человеческое начало. Именно так преподносит отпущение грехов Лютер протестантизм;
символом поклонения этого течения протестантизма является исключительно Иисус Христос. При этом почитается Богородица и другие святые.

Вера протестантизм признает только два вида церковных таинств:
принятие крещения, необходимого для принятия веры обряда;
причастия, укрепляющего веру человека.

Лютер протестантизм не возвышает священнослужителя нам мирянами. В глазах веры он обычный человек. Для этой ветки протестантизма типично четкое разграничение между областями влияния Евангелия и мирских законов. Если Евангелие – это милость Божья, то существующие законы – его гнев.

Кальвинизм

Следующее направление протестантизма – кальвинизм, объединяющий в себе пресвитерианскую и реформаторскую церкви. Основатель протестантизма в этой ветви – Жан Ковен (Кальвин), выдвинувший собственную религиозную концепцию в первой половине шестнадцатого века.

Кальвинизм – одно из самых рационалистических направлений веры. Для этой ветки протестантизма типично верование в Библию, как в единственный и непререкаемый стандарт жизни и верований человека.

Суть протестантизма кальвинистической ветки достаточно агрессивна. В целом протестанты всех направлений свято верят, что спасение человека после совершенного им грехопадения возможно только через веру в Иисуса. Все совершаемые человеком в период своей жизни поступки – греховны по определению. Последователи кальвинизма в этой уверенности еще более жестоки – спасение либо адские муки после смерти предопределены человеку еще до его появления в этом мире и что-либо изменить невозможно. Для этого течения протестантизма характерно верование в то, что если человек ведет добродетельный образ жизни, то Богом ему предопределено спасение после смерти.

Для этого направления протестантизма характерна невероятно простая культовая практика.
Полное отсутствие реликвий и почитаемых святых.
Храмы аскетичны – вера исключает наличие икон, статуй и художественных изображений.
Алтарь и крест не являются непременными атрибутами церкви.
Службы проходят в скромной обстановке.

Кальвинизм ставит окружающую нас природу в один ряд с самой почитаемой верующими книгой – Библией.

Согласно статистике общее количество людей, исповедовавших кальвинизм, достигает 60 млн. человек. В основном последователи веры проживают на территории европейских стран. Последователи есть и в Америке, а также Азии и Африке.

Англиканская церковь

Это направление протестантизма появилось как итог принятия религиозного течения подданными английского королевства, где оно получило статус государственного. Также как лютеранство и кальвинизм, англиканская церковь рассматривает Священное Писание как первоисточник учения. Во главе церкви стоят правящая монаршая семья.

В отличие от кальвинизма и лютеранского направления англиканская ветвь не исключает спасительной роли церкви. Кроме этого, для этого направления протестантизма типично сохранение иерархии священнослужителей. При этом именно служителям культа отводится роль посредников в общении между богом и человеком.

Именно в англиканской ветви протестантства прослеживается максимальное влияние католических традиций, речь идет о построении иерархической лестницы и служение Мессы.

Англиканский протестантизм (страны, практикующие вероисповедание, многочисленны: Англия, Шотландия, Америка, Канада и другие) насчитывает примерно 58 млн. последователей по всему миру.

Сектантство

Практически каждая церковь имеет сектантские ответвления, и протестантизм исключением не стал. Наиболее известными являются баптисты, адвентисты 7-го дня и пятидесятники.

Как и многие побочные ветви протестантизма, баптизм появился в семнадцатом веке на территории Англии. Основу вероисповедания составляет библейское учение. Именно поэтому баптизм, как представитель одной из ветвей протестантизма, утверждает, что верования в искупительную жертву Христа, как и в него самого, вполне достаточно, чтобы заслужить спасение. Объясняется это тем, что уверовать способен только тот человек, который был избран богом.

Существующее учение о «духовном возрождении» в практике баптизма получает особый статус. Последователи учения верят, входящий в человека «Святой Дух» указывает на единение верующего человека с Христом.

Крещение и причастие в этой ветви протестантизма рассматриваются как символичное единение человека и Христа. Крещение принимается в сознательном возрасте, поскольку человек обязан отдавать отчет своим поступкам. Для баптизма характерен обряд катехимента: прежде чем принять крещение, человек целый год проходит «испытательный» срок.

Баптизм как протестантизм (страны, практикующие религию многочисленны) исповедуют 72 млн. человек по всему миру.

Адвентисты 7-го дня

Свое начало секта берет в девятнадцатом веке в США. Цель направления – ожидание второго пришествия Христа.

Пятидесятники

Родиной движения также является территория США. Появились пятидесятники в середине прошлого века. Последователи веры стремятся к возрождению даров Святого Духа, переданных апостолам в день празднования Пятидесятницы.

В чем отличие протестантизма от католицизма

Если проводить сравнительный анализ, то отличие протестантизма от католицизма проявляется достаточно ярко. И, прежде всего, это внутренняя организация церкви.
Католиками церковь рассматривается как единое целое. И безусловным авторитетом обладает только Папа Римский. Для протестантов типична централизация (и для лютеранской, и для англиканской церквей). При этом общины никак не взаимодействуют между собой – действует принцип автономности. Безусловный лидер направления – Иисус Христос.
Следующее отличие протестантизма от католицизма – вступление в брак. У католиков это невозможно. Тогда как представителям духовенства протестантов это разрешено.
Для католиков типична организация монашеских орденов. Протестанты никогда не отрекаются от мирской жизни. И это еще одно важнейшее отличие протестантизма от католицизма.
На пост католических священнослужителей могут поступать исключительно мужчины. У протестантов должность епископов и священников могут занимать и женщины.
Не менее важное отличие протестантизма от католицизма – возраст принятия крещения. Католики могут принимать веру в любом возрасте, но протестанты при принятии веры должны полностью осознавать свой выбор.
Католики признают семь таинств – крещение, покаяние, вступление в брак, священство, елеосвященство, миропомазание и Евхаристия. В протестантизме есть только причастие и крещение.
Католики живут с верой в день Страшного Суда и молятся о своих умерших. У протестантов молиться об умерших не принято.

Религия протестантизм более терпима к совершению обряда причастия. Так, у католиков для причастия используется только пресный бездрожжевой хлеб. Протестанты могут давать к причастию любо сорт хлеба.

Кроме этого, религия протестантизм не признает посредничества во время общения человека и Бога, но у католиков исповедоваться принято в присутствии священника. Католическая Месса признается главным церковным богослужением. Протестанты единого формата службы не признают.

Религия протестантизм от католицизма отличается еще и тем, что протестантской вере отсутствует признание креста и икон, а также не ведется почитания никаких святых. Для католиков символами поклонения становятся иконы, крест, мощи и скульптурные/живописные изображения святых.

Протестантизм в России

Протестантизм в России появился еще во времена правления царя Василия III. И потом монархи, правившие страной, предпочитали, чтобы Россию посещали именно протестанты, а католики. При этом им разрешалось придерживаться своей веры, но попытки приобщения православных христиан жестоко наказывались: миссионеров сжигали на кострах.

Протестантизм в России начал активно развиваться после присоединения Польши и Прибалтики, а затем и Финляндии. К концу семнадцатого века на территории Москвы функционировали три лютеранские церкви.

Протестантизм в России «расцвел» во времена правления Петра I: царем были разрешены браки между протестантами и православными, но рожденные дети должны были принимать православную веру. Екатерина II дала «добро» на заселение немцами (именно они и исповедовали протестантизм) территории Самарской и Саратовской губернии.

Протестантизм в России при Николае I подчинялся особому уставу, регулирующему деятельность протестантских церквей. Пастор приравнивался к дворянину, а потому часть жалования ему выплачивалась из казенных средств.

С началом войны 1914 года многие немцы-протестанты покинули Россию, отправившись на историческую родину. В советское время протестантизм, наравне с католичеством и православием, был под запретом.

совокупность ряда самостоятельных и разнообразных христианских церквей и сект, возникших в XVI веке в странах Западной Европы в связи с реформацией - противокатолическим движением. Основные формы протестантизма: лютеранство, анабаптизм, кальвинизм, англиканская церковь (см.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОТЕСТАНТИЗМ

от лат. protestantis - публично доказывающий) - одно из трех основных направлений в христианстве.

Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, всего более 200 направлений и сект).

Начало протестантизму положил монах Мартин Лютер, преподававший богословие в университете немецкого города Виттенберг. В 1517 г. к дверям небольшой церкви местного замка он прибил листы, содержащие 95 тезисов, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В них Лютер резко выступил против основополагающих догматов римско-католической церкви. Он осуждал практику торговли индульгенциями - письменными свидетельствами об отпущении грехов, отрицал учение о спасении души через заступничество святых, о чистилище и выражал сомнение в особых правах духовенства. Вскоре Лютер и вовсе разорвал свои отношения с Римом, когда в 1520 г. публично сжег папское послание об отлучении его от церкви.

Начатое Лютером движение получило название Реформации. А ответные действия католической Церкви - контрреформации. В ходе религиозных войн, преследований еретиков (сжигание на кострах практиковалось как католиками, так и протестантами), погибла четверть населения Европы. Некоторые страны потеряли более половины населения.

Протестантство, по мнению многих исследователей (М. Вебер, В. Зомбарт и др.), сыграло решающую роль в становлении капитализма, распространившегося в Нидерландах, Англии, части германских государств, Скандинавии и позднее в Северной Америке. Протестантизм возник в эпоху, когда экономические и политические интересы набирающего все большую силу класса буржуазии требовали определенной идеологической санкции, которая в тех условиях не могла быть выражена иначе чем в виде религиозной доктрины.

Протестанты отвергают все обряды, за исключением двух - крещения и причастия. Да и те отправляются исключительно как символическое «воспоминание» о Крещении Спасителя в Иордане и Тайной Вечере и не носят сакрального смысла, как во время Крещения и Евхаристии у православных и католиков. Если последние признают 2 источника Божественного Откровения - Священное Писание, то есть Ветхий и Новый Завет (Библию) и Священное Предание (живая история христианской церкви, выраженная в патристике - трудах святых ее отцов, постановлениях семи Вселенских соборов и житиях святых), то протестанты отрицают последний и апеллируют исключительно к Библии, которая вообще-то была сформирована Церковью, Святыми отцами и проч., т. е. теми, кого протестанты отвергают.

Лютер и его последователи были убеждены, что не только священник, но любой христианин имеет право отпускать себе грехи. Каждый верующий, по их мнению, имеет право читать и самостоятельно истолковывать Библию. Поэтому из-за различных толкований и появилось огромное количество протестантских сект, каждая со своим видением Писания.

В основе протестантской доктрины лежит принцип «оправдания верой». Никакие другие дела - ни молитва за умерших, ни поклонение святым и Богоматери, ни благотворительная помощь нуждающимся, ни другие добрые поступки не способны спасти человека и предуготовить его к Царствию Небесному. Главным условием спасения для всех протестантов абсолютно всех толков, церквей и направлений (их в мире насчитывается не менее 200) является признание Господа Иисуса Христа в качестве личного Спасителя. Спасительная же роль Церкви, общины, собора отрицается.

Для протестантизма характерны упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. Практически во всех протестантских конфессиях широко распространен принцип всеобщего священства, когда теоретически любой прихожанин, член общины может стать пресвитером или проповедником. Фактически это оборачивалось тем, что ими становились, как правило, самые уважаемые, в силу своей состоятельности, граждане, и все дела в данной конгрегации вершились исключительно в пользу богатой верхушки общины. Неудивительно, что новое, реформированное вероучение было привлекательным для буржуа, т. к. идеально обосновывало их претензии на экономическое и политическое господство.

Протестантизм и стал знаменем великих буржуазных революций в Северной Европе - в Нидерландах в XVI в., в Англии XVII в. Он определил и судьбу бывших английских колоний в Северной Америке, которые в XVIII в. провозгласили независимость от Британской империи и образовали Соединенные Штаты.

В Северной Европе и Германии господствует лютеранство. Провозгласив разрыв с католицизмом, оно, тем не менее, сохранило некоторые общие с ним черты. Это проявляется и в теологии, и в богослужебной практике. У лютеран-евангелистов есть епископат, существует посвящение в духовный сан. Хотя в их храмах нет икон, есть распятие, алтарь, священники облачаются в особое одеяние. Используется при богослужении хоровое пение и органная музыка.

Англиканство в Великобритании распространилось по инициативе правящих кругов. Парламент своим актом 1534 г. объявил короля Генриха VIII главой независимой от папского престола церкви. Все монастыри в стране были закрыты, а их имущество конфисковано в пользу казны. В учении англиканской церкви сочетаются лютеранство, кальвинизм и католицизм. Она сохранила церковную иерархию и пышный культ - примасом англикан считается архиепископ Кентерберийский. Англикане имеют свои епархии в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии. С середины XIX в. собираются Ламбетские конференции - консультативный орган всех англиканских церквей.

В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет формулы Символа веры, хотя богословская система приведена в стройный порядок. Главенствующей в ней является доктрина предопределения, вдохновленная Ветхим Заветом. Согласно ей, Господь одних избрал к вечному блаженству на небесах, других - к погибели в аду. Но тот, кто предопределен к раю, должен своей земной жизнью оправдывать это предназначение и проявлять инициативу. Предназначенность к спасению проявляется в чисто материальных вещах - деловом успехе и богатстве. Ради достижения жизненных целей верующий должен отказываться от расточительности, мирских соблазнов.

В Женеве, куда священник Жан Кальвин (1509–1564) бежал из Франции, где началось преследование реформаторов, ему удалось в максимальной степени воплотить социальный идеал протестантской церкви. Она целиком выводилась изпод юрисдикции городских властей и получала право самоуправления. Руководили ею пресвитеры и проповедники, избираемые, как правило, из числа наиболее зажиточных граждан Женевы.

От своих сторонников Кальвин требовал исключительной умеренности в быту. Он был убежден: зарабатывать деньги человек должен не для того, чтобы их бездумно тратить. Поэтому в Женеве было уменьшено количество выходных дней, отменены увеселения и праздники. Кальвин ввел строжайшую цензуру - именно он стал инициатором казни в 1553 г. на костре испанского ученого-вольнодумца Мигеля Сервета.

Именно кальвинизм сформулировал религиозное обоснование для экспансии английских пуритан в Северную Америку, которая положила начало будущему государству - США.

Пуритане-кальвинисты верили, что их переселение в Новый Свет - воплощение божественной миссии. В сознании эмигрантов переселение в Америку воспринималось как Исход евреев из Египта, санкционированный свыше. Туземцы же, равно как и бедняки, неудачники и прочие не отмеченные «божьей благодатью» вызывают у кальвинистов брезгливое пренебрежение.

Различна судьба жителей колоний католиков-испанцев и протестантовангличан. Испанцы сохранили индейцев, крестили их, смешались с ними. Протестанты считали их животными и просто уничтожали миллионами. Идея превосходства, кальвинистская интерпретация своей миссии и роли орудия Бога выражены в сформулированной в 1845 г Дж. О’Салливаном доктрине «предопределенной судьбы», согласно которой американцы являются богоизбранным народом, который должен стать мировым арбитром в вопросах свободы, демократии и прав человека. Именно она стала идеологической основой атлантического глобализма и «нового мирового порядка».

«Убеждение в том, что мы являемся избранным богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному, погруженному во мрак миру, - пишет современный американский историк Т. Бейлин, - поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас наделили чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто врожденное, которое дало нам возможность стать великими».

Современный кальвинизм представлен пресвитерианскими, реформатскими и конгрегационалистскими и методистскими церквями, чьи прихожане живут в США, Швейцарии, Голландии, Шотландии, ФРГ, Англии. Незначительно количество реформатов есть и на территории Западной Украины.

Среди других протестантских конфессий наиболее многочисленными являются методисты (к ним, кстати, принадлежит семья Бушей), отпочковавшиеся от англиканской церкви в 1791 г., меннониты (основатель секты голландский проповедник Менно Симонс) и баптисты. Именно от меннонитов последние заимствовали правило крещения взрослых.

Возникновение баптизма относится к началу XVII в., но лишь к концу XIX в. он распространился по всему миру. В настоящее время является самой массовой протестантской конфессией, последователей которой немало и в России.

Другими протестантскими течениями являются адвентисты, пятидесятники. Особую позицию занимают Свидетели Иеговы и мормоны, которые именуют себя христианами, но чьи воззрения совершенно не совпадают с основами христианской веры.

В XIX–XX вв. представители ряда направлений протестантизма характерно стремились к рационалистическому толкованию Библии, проповедовали «религию без Бога» (т. е. только как нравственное учение).

Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. На сегодняшний день протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Общее число приверженцев протестантизма - около 325 млн человек.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Возникшая в результате — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже .

См.также: , .

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер , именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

Современное положение протестантизма

В настоящее время насчитывается до 600 млн последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира. Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций. Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени. Помимо уже рассмотренных основных направлений протестантизма, большим влиянием пользуются и другие, возникшие позднее.

Основные направления протестантизма:

  • Квакеры
  • Методисты
  • Меннониты

Квакеры

Направление возникло в XVII в. в Англии. Основатель — ремесленник Дмюрдж Фокс провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, последователи этого направления получили свое название (от англ.quake - «трястись»). Квакеры полностью отказались от внешней обрядности, духовенства. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. В моральных поучениях квакеров прослеживаются аскетические мотивы, они широко практикуют благотворительность. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде, странах Восточной Африки.

Методисты

Течение возникло в XVIII в. как попытка повысить интерес масс к религии. Его основателями были братья Уэсли — Джон и Чарльз. В 1729 г. они основали в Оксфордском университете небольшой кружок, члены которого отличались особым религиозным упорством и методичностью в изучении Библии и выполнении христианских предписаний. Отсюда название направления. Особое внимание методисты уделяли проповеднической деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, в тюрьмах и т.д. Они создали институт так называемых странствующих проповедников. В результате этих мер направление широко распространилось в Англии и ее колониях. Отделившись от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения личной верой они дополняли учением о добрых делах. В 18В1 г. был создан Всемирный методистский совет. Особенно широко распространен методизм в США, а также Великобритании, Австралии, Южной Корее и других странах.

Меннониты

Течение в протестантизме, возникшее на основе анабаптизма в XVI в. в Нидерландах. Основатель-голландский проповедник Менно Симоне. Принципы вероучения изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры». Особенности этого направления в том, что оно проповедует крещение людей в зрелом возрасте, отрицает церковную иерархию, провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках; общины имеют самостоятельное управление. Создан международный орган - Всемирная конференция меннонитов , находящаяся в США. Наибольшее число их живет в США, Канаде, Голландии и Германии.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять «только»:

  • человек спасается только верой («только верой», sola fide)
  • верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);
  • человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);
  • добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);
  • авторитетом в делах веры является только Священное Писание («только Писание», sola Scriptura).

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины, признающие в отличие от пресвитериан епископат, и в отличие от конгрегационалистов – централизованное управление, стали называться реформатами. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Оксана Куропаткина



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: