Что значит: быть христианином? Каким должен быть совершенный христианин.

«…и ученики в Антиохии
в первый раз стали
называться Христианами». ()

Христиани́н – человек старающийся уподобиться Христу, член созданной Им Церкви. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, высшая из которых – Богочеловек Иисус Христос, а всё остальное имеет значение лишь в той мере, в какой соотносится с Ним и приближает к Нему.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза (), (), ().

Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или , после крещения он попадает в разряд . Не причащающий более 3-х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие в виде запрета причащаться на определённый срок.

О причинах появления термина христианин пишет : «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним» ). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Нередко мы можем услышать как в храме, так и в светском обществе адресованную верующему человеку (в том числе и нам) крылатую присказку: «Не подобает вести себя так православному христианину».

Так какой же должен быть истинных христианин? В чем его отличие от обыкновенного человека?

Протоиерей Валентин Мордасов в своем поучительном слове дал главные определения истинно верующему человеку. Давайте, с ними и ознакомимся:

Должно нам душу свою очищать, омывать слезами раскаяния о прежней греховной жизни.

Делать дела милосердные, украшать свою жизнь постом, молитвами, бдением, богомыслием.

Должно нам не завидовать, не враждовать, плотские похоти обуздывать, воздерживаться от всякого излишества как в пище, питье, так и сне.

Быть неленостными на молитву.

Дела начинать краткой молитвой, всем желать добра.

Чтобы нам не замечать чужих грехов, упрекать за них ближних, презирать их, нам должно прежде зреть свои грехи и оплакивать себя, как духовных мертвецов.

Чтобы найти покой, внутренний мир, нам надо ходить в Церковь. Она все это даст с избытком. Она все доставит через богослужение, Святые Таинства. Она учит всему истинному. Не напрасно мы читаем молитвы в Церкви и дома. Через них мы очищаемся от наших скверных грехов. Избавляемся от искушений, бед, обстояний.

Для чего нам нужно дома молиться и ходить в Церковь к богослужению? Для того, чтобы поддерживать, возбуждать жизнь души, очищать ее. В Церкви мы отделяемся от мирского обаяния и похотей житейских. Просветляемся, освящаемся, с Богом соединяемся.

Ходите чаще в храм Божий и питайте душу благодатью. От храма, через молитву церковную, получают утешение, помилование и усопшие наши.

Следует нам любить обличение правильное, чтобы исправиться здесь и не быть обличенным на Страшном Суде перед всем миром, ангелами и людьми.

Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него, угождая тем сатане. Отходить от него надо.

Нам надо быть всегда кроткими, незлобными, милосердными, терпеливыми.

Надо злых побеждать благим.

Не нужно обременять себя заботами житейскими, приобщаться к земным благам, богатствам, сластям,отличиям, чтобы эти заботы, пристрастия, не погубили нас в час кончины.

Всегда нужно думать о Боге, о Его делах и всегда удаляться от дел лукавых и злых. Эти искушения диавольские состоят в том, что он прельщает нас любить мирское, все земное: богатство, славу, пищу, одежду, знатность, сладости земные и не думать о Боге и вечном блаженстве. В наших мыслях, в нашем сердце, есть сила злая, которая ежеминутно будет удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, заботы, славу, дела, возбуждая к злобе, зависти, гордости, безделью, непослушанию, упрямству, невоздержанию. Ей-то надо идти наперекор нам.

Не должно отвергать посты, ибо грехопадение первых людей произошло от невоздержания. Воздержание — орудие против греха, им мы угождаем Богу. Должно нам знать, что человек отпадает через невоздержание от Бога, ибо от него происходит всякий грех.

Пост послан людям орудием против диавола. Должно нам расставаться с худыми привычками, греховными желаниями, спасать себя постом, бдением, молитвами, трудами и душу упражнять чтением духовных книг, богомыслием. Не должно нам нарушать посты, как только по причине величайшей болезни.

Христиане должны непременно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди,уставы церковные, читать писания святых Отцов, чтобы жить по-христиански.

Читаете ли божественное — дома начинайте это делать с молитвой, с кротостью сердечной, чтобы Бог вразумил, укрепил вас в вере, благочестии, помог найти и вспомнить нужное, полезное.

Бываете с грешниками — говорите разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно.

Придя домой со службы, читайте Святое Евангелие. Разумно проводите жизнь,живите чисто, кайтесь, молитесь при жизни, чтобы не постигла вас внезапная смерть.

Не уклоняйтесь от молитвенного правила, живите ниже травы, тише воды — и спасетесь.

Будьте послушными отцам духовным, кроткими, молчаливыми.

Будь довольны любой, даже самой скромной, трапезой.

Смиряйтесь до конца жизни.


Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово матушке Ольге Евенко.

Что значит быть православным христианином?

Сегодня, наверное, каждый человек, крещенный в православной церкви, считает себя христианином, но не каждый задумывается над вопросом: что это значит - быть православным христианином? Святитель Феофан, затворник Вышинский дал такой ответ на этот вопрос: «Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять…» [Святитель Феофан Затворник, Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни].

Например, человек крестился и считает себя православным христианином, но он не имеет даже приблизительного понятия о Христе, о домостоительстве нашего спасения, об обязанностях христианина перед Церковью. Если после Крещения человек не живет по-христиански, он теряет то благодатное общение, которое приобрел в Крещении. Священномученик Киприан Карфагенский писал: «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа».

А если человек и заповеди старается соблюдать, и в церковь ходит регулярно, молится, постится, зажигает свечи, исполняет другие духовные правила, можно ли его считать православным христианином?

Мало выполнять правила, нужно жить по заповедям Божиим, возрастить в себе любовь к Богу и ближним, творить дела милосердия, стараться исправиться. Вера должна менять человека, преображать душу. Быть христианином - это не выполнение правил, это образ жизни.

Бог хочет видеть нас своими детьми. Об этом можно прочитать в Первом послании апостола Иоанна Богослова: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.» (1 Ин. 3:1). То есть мы люди должны любить Его как своего Небесного Отца, должны понимать это отцовство. Не написано, что Бог хочет видеть нас своими рабами. Рабы выполняют повеления начальника ради заработной платы или из страха наказания, а дети выполняют все, что хочет отец из любви к нему. Как научиться любить Бога? Сам Господь научил нас этому, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Ин.14:15)

Людям Иисус Христос дал заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» (Мк. 12:30). Из этой заповеди ясно, что Бог хочет, чтоб мы Его любили. А когда любишь, то делаешь все чтобы не огорчить, не обидеть своим поведением Того, Кого любишь, стараешься радовать Его, благодарить за всякую малость, не расстраиваешься, если Он тебе чего-то не разрешает или не дает того, чего просишь. Любить Бога - значить посвящать ему время изо дня в день, чтобы помолиться, чтобы открыть перед Богом наши сердца, чтобы поблагодарить Его и прославить Его, чтобы поразмыслить над Его спасительным словом. И если истинно любишь Бога, то и ближнего будешь любить, потому что он тоже Божие творение, и в нем есть Его частичка. Любовь ко Христу и ближнему должна быть основой жизни христианина, его деятельности в церкви, поведения дома или на работе, ежедневного общения с семьей, друзьями, посторонними людьми. Она должна руководить мыслями, чувствами, разговорами, электронной перепиской христианина и непременно должна являться основой его литургической жизни.

Именно это означает — быть православным христианином. Не называться, не казаться, а именно быть.

Ольга Евенко

Разговор на тему «Быть Православным!» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.



Святитель Василий Великий (330-379) – один из трех Вселенских учителей. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со святителем Григорием Богословом), он удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь и составил для него «Правила монашеские», которые стали основой всего последующего монашества, даже в России. С 364 года - пресвитер, а с 370 года - архиепископ Кесари Каппадокийской, объединившей против ариан 50 епархий. Святитель Василий составил чин Божественной литургии и «Правила монашеские». Он умер 1 января 379 года.

Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова.

Христианину не должно рассеиваться и чем-либо отвлекаться от памятования о Боге, о воле и судах Его. Христианин, став во всем выше оправданий по закону, не должен ни клясться, ни лгать.

Он не должен хулить; не должен обижать; не должен ссориться; не должен мстить сам за себя; не должен воздавать злом за зло; не должен гневаться.

Он должен быть долготерпеливым, переносить все, что бы то ни было, а кто делает неправду, того обличать благовременно, не со страстным движением, чтобы отомстить за себя, но с желанием исправить брата, по заповеди Господней.

Об отсутствующем брате не должен он ничего говорить с намерением очернить; это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо. Надобно отвращаться от человека, который наговаривает на брата. Не должно говорить шуточного.

Не должно смеяться и терпеть смехотворцев. Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не служит ни к пользе слушающих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом употреблению; почему занимающиеся работою должны, сколько можно, стараться, чтоб работа производилась в безмолвии, и чтобы даже самые добрые речи вели у них те, кому по испытании поручено устроять слово к созиданию веры, да не будет оскорбляем Дух Святой Божий.

Не должно порабощаться вину… и вообще быть сластолюбивым в рассуждении яств и пития; потому что подвизающийся воздерживается во всем.

Не должно дозволять себе ни крика, ни другого какого вида или движения, которыми показываются раздражительность или уклонение от несомненной уверенности в Божием присутствии. Голос должно соразмерять с потребностью.

Не должно отвечать кому-либо или делать что-нибудь дерзко или презрительно, но надобно показывать во всем скромность и ко всем почтительность.

Не должно с умыслом мигать глазом или употреблять другой какой знак или движение члена, которые оскорбляют брата или выказывают презрение.

Не должно стараться о нарядности в одежде или в обуви, это – суетность. К удовлетворению телесных потребностей должно пользоваться недорогим. Ничего не должно издерживать сверх потребности и для пышности: это – злоупотребление.

Не должно искать чести и домогаться первенства. Каждый должен предпочитать себе всех. Не должно быть непокорным.

Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо во славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле по мере сил.

Не должно завидовать доброй славе другого и радоваться чьему-либо недостатку. В любви Христовой надобно скорбеть и сокрушаться о недостатках брата, радоваться же его преспеянию…

Кто говорит, что покаялся в грехе, тот должен не только сокрушаться о том, в чем согрешил, но и принести достойные плоды покаяния…

Не должно допускать, чтобы солнце заходило в гневе брата; иначе ночь может разлучить обоих и оставить им неизбежное осуждение в день суда. Не должно отлагать времени своего исправления, потому что утренний день не верен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до утреннего дня.

Не должно даваться в обман пресыщенному чреву, от которого бывают ночные мечтания…

Не должно развлекаться непомерною работою и преступать пределы умеренности, по сказанному апостолом: имеющие же пищу и одеяние, сим довольни будем (1 Тим. 6: 8); потому что обилие сверх потребности выказывает любостяжательность; а любостяжательность осуждается как идолопоклонство (см.: Кол. 3:5).

Не должно быть сребролюбивым и на ненужное собирать сокровища, каких не надобно. Приходящий к Богу должен возлюбить нищету во всем и быть пригвожден страхом Божиим, подобно сказавшему: пригвозди страху Твоему плоти моя; от судеб бо Твоих убояхся (Пс. 118: 120).

Да дарует же нам Господь, со всем убеждением приняв сказанное, во славу Божию явить плоды, достойные Духа, по благоволению Бога и содействием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Христиани́н - это человек, исповедующий христианство , монотеистическую религию , основанную на жизни и учении Иисуса Христа , описанных в Новом Завете . Христианин верит, что Иисус из Назарета это Мессия , Сын Божий и Спаситель человечества . Христианин не сомневается в историчности Иисуса Христа .

Этимология

Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианин ), образованного на основе латинского языка:

1) Основная часть слова - Χριστός (Христос ) греческого происхождения, что означает «Помазанник». По греческой септуагинте Библии слово Христос было использовано для перевода с иврита слова מָשִׁיחַ (Маши́ах , Мессия), имеющее то же значение «Помазанник».

2) Окончание -ιανός латинского происхождения, используемое при обозначении чьего-либо приверженца (употреблялось применительно к рабам, принадлежавшим знатным семействам в Римской Империи или же означало принадлежность к какой-то партии (к примеру к «партии Кесаря»)). Например, того, кто поклонялся императору, то есть кесарю, или «кайсару», называли кайсариано́с , что означает приверженец «кайсара», человек, принадлежащий «кайсару» .

Первое известное использование этого термина в контексте священных писаний можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28 ; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии , потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу (известно, что Антиохийцы славились своей способностью давать людям насмешливые клички. Когда впоследствии Антиохию посетил бородатый император Юлиан, они окрестили его кличкой «Козел».). Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, но христиане приняли и прославили его на весь мир. Это прозвище буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деяния 26:28). Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!» (1Петра 4:16).

Самое первое употребление термина вне Библии принадлежит Тациту , который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э

Кто является христианином

С точки зрения большинства неопротестантских общин, чтобы быть христианином, нужно придерживаться нижеперечисленных семи принципов. . Практическое значение этих положений состоит в том, что неопротестанты не признают полноценными христианами членов традиционных деноминаций («Христианин - это не просто религиозный человек»), в том числе протестантских - лютеранства или епископального англиканства. Главными отличиями считается активное и постоянное изучение Библии и «харизматическая» молитва (составленная собственными словами - использование написанных другими людьми, широко распространённых молитв, в том числе почерпнутых из Ветхого и Нового Завета - считается проявлением «догматизма»). Исполнение остальных принципов (посвящение жизни Богу, принятие Иисуса верой и т. п.) - сложно проверить формально. Как правило, на практике следование им означает активное участие в жизни неопротестантской общины. Данные утверждения обычно формулируются следующим образом:

  • 1. Христианин - это ученик или последователь Иисуса Христа.
  • 2. Христианин - это человек, который верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
  • 3. Христианин - это человек, в котором живёт Дух Христа - Святой Дух Божий.
  • 4. Христианин - это человек, изучающий Слово Божье и применяющий его к себе и к своей жизни: 1 Тимофею 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
  • 5. Христианин - это человек, который лично общается со своим Творцом.
  • 6. Христианин - это человек, посвятивший свою жизнь служению Богу (независимо от рода деятельности, которой он занимается).
  • 7. Христианин - это человек, который служит своими дарами Телу Христа - братьям и сестрам по вере.

Первыми христианами считались ученики и последователи апостолов в Евангельских учениях, и прозелиты (верующие в отличие от язычников в Единого Бога), считавшие Иисуса из Назарета Мессией или «Христом» (по-гречески Христос). После того, как первое естественное отчуждение от «природных» язычников (не стремившихся влиться в иудейскую общину и не выполнявших еврейских обрядов) было преодолено (Деяния 10), признание Иисуса Христом и Сыном Божьим стало доминирующим признаком. Впрочем, на протяжении первого века общины первых христиан не теряли некоторого организационного единства (все они были основаны апостолами или их учениками) и не выделялись окончательно из иудейской среды. После иудейской войны, ряда конфликтов между иудейской средой и новым течением и возникновением общин, модифицировавших учение апостолов в ту или иную сторону, вопрос о том, кто является христианином, а кто - нет, стал более проблематичным. Как правило, подтвердить христианский статус человек мог принадлежностью к конкретной христианской общине, а община утверждала свою христианскую суть возведением своего происхождения к апостолам или мужам апостольским и связями с другими христианскими общинами.

С широким распространением как т. н. «ересей» (искажающих с точки зрения самих христиан суть христианства лжеучений) и общин их разделявших, но также именовавших себя христианскими, так и споров внутри собственно христианской среды появился ряд кратких формулировок христианской веры - исповеданий и символов веры, по которым можно было определить придерживается ли тот или иной человек минимальных положений, важных для христианской веры, а также некоторые дополнительные наименования (так «православные» христиане отличали себя от тех, кто по их мнению был «неправославен», то есть допускал ошибки в представлениях о том, во что надо верить, термин «католик» означал приверженца веры, распространённой по всей «вселенной», а не частного местного заблуждения). Так к критерию принадлежности к общине, называющей себя христианской, добавился критерий исповедания определённых принципов (основ) веры.

После разделения целого ряда церквей (халкидонских и нехалкидонских, т. н. «православных»[дохалкидониты тоже называют себя православными] и католиков, католиков и протестантов), не согласных друг с другом в важных вопросах вероучения, но не отрицающих христианский характер оппонентов, основным критерием стала принадлежность к той или иной деноминации. Зачастую эта принадлежность могла превращаться в формальность - семейную традицию или факт идентичности. Протест против такого формального «христианства» и выражен в доктрине неопротестантизма (также в ней присутствует и полемика вокруг «форм христианской жизни» - для неопротестантов ритуализм и спиритуализм традиционных христиан представлется малоценным, не стоящим в сравнении с интеллектуальным исследованием текста Бибилии практически ничего). Современные традиционные деноминации также различают между формальными христианами и реальными. Главными критериями являются активное участие в Богослужебной и приходской жизни - то есть членство в определённой христианской общине.

В других языках

Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».

Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в иудаизме, в талмудическом иврите христиане называются «Ноцри» («назаретяне»), ибо Иисус вырос в Назарете .

Среди арабов (будь то христиане, мусульмане или принадлежащих к другим религиям), а также в других языках, испытывающих влияние арабского (в основном мусульманская культура оказывает влияние через арабский язык, как литургический язык ислама), обычно используются два слова для обозначения христиан: назаритяне (نصراني) и масиха (مسيحي), имеющих смысл последователей Мессии. Там, где есть различия, «назаритяне» относится к людям с христианской культурой, а масиха - с религиозной верой в Иисуса. В некоторых странах «назаритяне» зачастую используется в общем смысле для обозначения не мусульманских белых людей. Ещё одно арабское слово, иногда используемое для христиан, особенно в политическом контексте, является салиба . Оно относится к крестоносцам и имеет негативный оттенок.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Христиани, Николай Васильевич
  • Христианская демонология

Смотреть что такое "Христианин" в других словарях:

    ХРИСТИАНИН - (лат. christianus, от christus Христос). Человек крещенный и исповедующий религию Христа; принадлежащей к христианской религии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. христианин христианина, мн. христиане … Словарь иностранных слов русского языка

    христианин - крещеный, крестопоклонник; протестант, назарей, навафей, мосараб, маронит, пелагианин, новациан, католик, православный, несторианин Словарь русских синонимов. христианин крещёный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов

    христианин - христьянинъ (1) 1. Последователь христианского вероучения. Яко кровъ тя хрьстьяни спасьныи, чистая, и прибѣжище сътяжавъше, мати дѣво. Мин. окт., 32 (1096 г.). И ставше крѣпко иже о христианех, възвратиша ревнителя, цьркъве отъемше стѣны, а онѣмь … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    христианин - ХРИСТИАНИН, разг. сниж. крещеный ХРИСТИАНКА, разг. сниж. крещеная … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    христианин - (устарелое християнин, христианин), род. христианина; мн. христиане, род. христиан … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Христианин - Христианин ♦ Chretien Не только последователь учения Христа (в этом случае Спинозу пришлось бы причислить к христианам). Христианин – это прежде всего тот, кто верит в божественную сущность Христа. Это маловероятное, почти немыслимое… … Философский словарь Спонвиля



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: