Что значит познать бога. Большая христианская библиотека

Владимир Антонов

Для того, чтобы реально познать Бога, а не только лишь разобраться с этой темой умом, что, разумеется, тоже необходимо, - надо развивать себя по двум основным направлениям психоэнергетической линии совершенствования. Это есть а) утончение и б) количественный рост сознания (души).

О качественном развитии сознания

Качественное развитие сознания включает в себя интеллектуальный и этический компоненты, а также утончение.

Подробнейшее изучение и скрупулёзное приложение к себе Заповедей Бога является необходимой предпосылкой для серьёзной работы в плане психоэнергетики. Изучая и претворяя в свою жизнь этические рекомендации, данные нам Богом, человек должен заслужить право, «получить допуск» к прямому преображению себя в качестве души с помощью серьёзных медитативных приёмов.

Но также необходимо понять, что Бог в Аспекте Изначального Сознания (Творца) является отнюдь не страшным чудовищем, которого надо бояться, а, напротив, Нежнейшим и Наитончайшим из всех энергетических состояний в многомерной вселенной (подробней - в [ , , ]). Сказанное есть первое, что надо усвоить, приступая к изучению методологии духовного совершенствования.

Причём отсутствие понимания последней основополагающей истины характерно для почти всех массовых религиозных направлений, существующих в настоящее время на Земле. Дошло до того, что некоторые переводчики таких великих литературных произведений, как, к примеру, Бхагавад-Гита, переводили слова, характеризующие Бога как «Наитончайшего из всего тончайшего», как «малейший из малейшего». Получалось, что Величайший из всего существующего, Бесконечный по пространственной и временной протяжённостям Бог оказывался названным… «малейшим»! И эта же ошибка была характерной для перевода не только Бхагавад-Гиты!

Рассмотрим, что, мешающее нам, мы могли бы исключить из своей жизни с целью утончения сознания. Это:

1. Даже сама способность входить в грубые эмоциональные состояния. Добиться сказанного возможно через овладение искусством психической саморегуляции .

2. Этически неоткорректированное питание: грубые энергии от убитых животных остаются в телах людей, их поедающих. Такие энергии могут вызывать не только общее огрубление души, но и заболевания в пищеварительной и других системах организма.

То же, разумеется, имеет отношение и к использованию одежды и других предметов, изготовляемых из тел убитых животных.

3. Тесное общение с грубыми людьми.

4. Пребывание на энергетически грубых местах - отрицательных “местах силы” .

5. Сонастройка с грубыми невоплощёнными существами (существами ада).

6. Сонастройка с грубыми произведениями псевдоискусства.

Культивирование же всего противоположного перечисленному реально будет приближать нас к Творцу - по состоянию нас как душ.

Очень важно понять, что энергетическая чистота внутри наших тел, воспринимаемая как светлая прозрачность, необходима для того, чтобы входить именно в тонкие и тончайшие слои многомерного пространства. Из энергетически грязных тел мы не имеем возможности не только сонастраиваться и сливаться с Представителями Изначального Сознания - Святыми Духами, но даже видеть Их зрением душ.

Прямое свободное общение с невоплощёнными Божественными Учителями, ставшими в прошлом Неотъемлемыми Частями Творца, - это есть не фантазии или гипотезы, а вполне познаваемая реальность для тех, кто правильно продвигаются по духовному Пути.

В том числе, когда практикующий достигает уровня утончённости сознания, достаточного для лёгкого восприятия Святых Духов, то конкретные Святые Духи, проявляющие Себя для воплощённых людей в виде Махадублей [ , , ], во-первых, становятся Эталонами для приучения нами себя к жизни на Их Божественном уровне утончённости. Во-вторых, Они становятся личными Божественными Учителями - вполне реально видимыми и слышимыми. С Ними можно обниматься, ласкаться, сливаться… И Они поведут достойных учеников дальше по Пути совершенствования - в Обитель Изначального Сознания.

Для иллюстрации лёгкости общения со Святыми Духами можно привести примеры записывания с Их слов Их биографий и важнейших методологических рекомендаций , а также стихов и целых книг, имеющих высочайшую духовную ценность [ , - ].

… От невежд можно услышать: а чтό, если вы сонастраиваетесь не с Представителями Творца, а с духами ада? Как различить?

Ответ здесь очень прост: и Иисус Христос, и все другие Божественные Учителя и древности, и последних веков учили и учат, что характеристикой Бога является Свет, подобный нежному солнечному . Этот Свет несёт Божественные Нежность, Ласку, Заботу и Мудрость; ведь Бог есть Любовь! Духи же ада видны как чёрные подвижные энергетические сгустки, несущие в себе и дарящие воплощённым существам адские эмоциональные состояния.

Бог есть Любовь - и поэтому мы, чтобы приблизиться к Нему по состоянию душ, должны исключить в себе даже саму возможность эгоцентрических эмоций, мыслей и поступков! Наоборот, Бог предлагает нам учиться любить других, достойных того, - как самих себя и даже больше, чем себя! Пример тому показал Иисус Христос, предавший Себя смерти на кресте ради того, чтобы люди поверили Ему и запечатлели то, чему Творец учил нас через Него, Иисуса.

А что есть эгоцентризм? Это - желание присваивать чужое, способность «красоваться» перед другими, презирать других, смотреть на них «свысока», насмехаться, ненавидеть, завидовать, ревновать, желать отомстить обидчикам, привычка осуждать эмоционально тех, с кем мы не согласны.

Желание же и готовность дарить и помогать во всём добром достойным того, также прощать, радоваться радости других, жертвовать своими интересами, собою ради их блага - это есть те качества, которые нам имеет смысл развивать в себе.

… Приведу такой пример. Мне доводилось знакомиться с людьми, которые всегда опаздывали на все встречи и свидания. Причём они оправдывали себя следующей формулой: «Но ведь я - всегда опаздываю!» Одна из таких моих знакомых даже восклицала с явно выраженным самолюбованием: «Мне всего один раз в жизни удалось придти вовремя, но и то не туда, куда было надо!»

Что стоит за таким образом мышления и поведения? Увидим в тех людях то уродливое низшее «я», которое способно принимать во внимание лишь собственное удобство: «Что же - мне ждать, что ли, если приду раньше?»

Знаю по своему прошлому, что ждать опаздывающего бывает неприятно. Поэтому, не желая причинить неудобство другому или другим, всегда прихожу сам заранее.

А ожидая, никогда не раздражаюсь, но пребываю в ровном покое.

А потом делаю вывод о целесообразности продолжать контакты с этим человеком.

… Обрести устойчивый внутренний покой при любых неблагоприятных ситуациях - этому можно научиться через освоение искусства психической саморегуляции, где акцент делается на развитие духовного сердца. Об этом можно подробно читать практически во всех наших книгах и даже видеть в фильмах.

Освоение функций духовного сердца - это есть стержневая часть всего Пути духовного совершенствования! Без этого - нет ни малейшей возможности по-серьёзному сблизиться с Творцом! Ведь духовное сердце является органом, продуцирующим эмоции любви! И, чтобы сблизиться с Богом, Который есть Любовь, каждый должен стремиться развивать себя в качестве духовного сердца!

… Рассматривая данную тему в историческом ракурсе, отмечу, что сказанное было понято, в частности, христианами-исихастами . Развитие же данной тенденции нами позволяет определить наши методологические наработки как современный развитый исихазм.

О количественном развитии сознания

Теперь рассмотрим тему количественного роста индивидуального сознания.

Как уже говорилось в начале данной статьи, индивидуальное сознание (душа) обладает способностью к такому росту. И достигнутые размеры сознания в значительной мере предопределяют его способность к эффективной деятельности - как среди воплощённых существ, так и в нематериальных мирах.

Причём из сказанного выше должно стать ясным, что на Пути совершенствования имеет смысл с самого начала стремиться растить себя именно в максимально утончённых слоях многомерности. Если же делать это в грубых пластах Мироздания, то мы этим предопределяем себя к дальнейшей жизни в аду - «помойке» Эволюционного Процесса.

Утончать себя можно экзотерическими приёмами, например, через сонастройку с тонкими и тончайшими явлениями окружающей нас среды.

Надо также понимать, что верхний и нижний дань-тяны являются именно вспомогательными по отношению к главному дань-тяну - среднему.

Основной функцией верхнего дань-тяна является мыслительная способность. А нижнего - силовой аспект развития.

На соответствующих ступенях духовного развития конкретного человека всё ценное, накопленное в верхнем и нижнем дань-тянах приводится в слияние с развитым средним дань-тяном. Так образуется целостное огромное по размерам и мощное индивидуальное сознание, способное функционировать далеко за пределами продолжающего жить в здравии на Земле материального тела.

Следующей задачей такого человека является освоение Слияния с Изначальным Сознанием и затем помощь воплощённым существам уже из Единосущности с Ним.

О конкретных способах количественного развития себя-сознания мы достаточно много говорили в наших книгах [ - , и др.] и фильмах.

О преподавании духовных практик

Массы людей разных вероисповеданий тратят столь дорогое время, отпущенное нам Богом для самосовершенствования, на разнообразные глупости - иногда весьма вредоносные, иногда просто бессмысленные. Таким образом они пытаются удовлетворить свой «духовный голод». Некоторые из них пьют мочу, почитая это «методом духовного совершенствования», другие истязают свои тела, третьи прыгают через костры и участвуют в прочих обрядах… Это и многое другое подобное можно объединить в группу экзотерических нелепостей.

Но существуют нелепости и эзотерические . Например, «размазывание» по всему организму энергетической грязи из неочищенных чакр нижнего дань-тяна с помощью «орбитных» движений. Или приучение себя к концентрации сознания в точке между бровями. Или поиск Бога «в точке над головой». Или попытки освоения «астральных полётов» с помощью психоделиков, именуемых наркотиками…

Нам встречались болезнетворные «целители» и «йоги», одно лишь пребывание рядом с которыми вызывало заболевания, а несведущие люди даже падали в обмороки. Те «целители» осваивали чёрную магию под видом буддийских практик… Суть тех методов состояла в окружении и наполнении своих тел «гневными божествами» , т.е., по сути, дьявольскими невоплощёнными существами… Так они не только вредили другим людям, но и сами превращали себя в дьяволов…

Много подобных извращений можно было бы ещё перечислять. Взять хотя бы некоторые приёмы «современной психологии», где нужно, ради якобы духовной помощи другим людям, унижать, оскорблять их, издеваться всячески над ними… Смысл? - это якобы должно приводить к разрушению у них их низших «я»… Причём делается это за деньги, собираемые с самих же жертв…

Что побуждает к таким действиям тех, кто внедряют всю эту грязь? Обычно - сочетание невежества с агрессивным стремлением к лидерству плюс жажда славы и денег…

… Хотя ведь бывают и искренние бескорыстные духовные лидеры, посвящающие свои жизни попыткам помогать другим. Обращаясь к ним, попрошу их учитывать следующее:

Эзотерические методики не должны преподаваться всем желающим! Они должны дозироваться в соответствии со способностью каждого адепта к усвоению интеллектуальной и этической составляющих духовной работы!

Все люди различаются, в том числе, по возрасту, причём не только онтогенетическому, но и психогенетическому [ , , , ]. Причём наибольшее время - из всех функций души - требует для своего развития именно интеллектуальная функция.

А без в должной мере развитого интеллекта - и этические принципы, предлагаемые нам Богом, не могут быть поняты и освоены.

Более того, груз возлагаемых на молодую пока ещё душу знаний и обязанностей пред Богом - может оказаться непосильной ношей для такой души. И тогда такой человек может, например, начать «дурить», поддавшись тщеславию. Или, когда он перестаёт понимать суть учебной программы, он начинает ненавидеть преподавателя, обвиняя его в недостаточной любви и в том, что всё, что он говорит, является ложью.

Поймём, что такие ситуации пагубны для судеб тех, кому «передали»: ведь, к примеру, их ненависть - это есть программирование ими себя в ад.

Получается, что преподаватель по-неопытности причиняет другим не пользу, а вред, вводя в искушение: в соблазн ложного реагирования.

В любой здоровой духовной Школе начинает учиться несравненно большее число людей, чем добирается до вершины. Остальные должны получать только те порции навыков и знаний, до которых они доросли в их личной эволюции. И пусть они пока взрослеют, приучая себя к жизни на той ступени «лестницы» духовного восхождения, на которую они уже взобрались.

Если говорить более конкретно, то освоение начальных приёмов работы с духовным сердцем не противопоказано почти никому, включая детей любого возраста. Эти методы подробно расписаны в нашей книге . Что же касается более высоких ступеней - то именно с ними надо проявлять высокую осмотрительность.

Духовные знания и методы могут передаваться в виде практических занятий - или же, например, через книги.

Ошибочно навязать кому-либо информацию, до которой человек ещё не дорос, - легче через прямое преподавание.

Если же люди всего лишь читают книги о том же самом - ведь никто из них не станет читать то, что ему не понятно, он просто отложит такую книгу на потом. В таком случае вред ему не будет причинён.

Разобраться во всём этом и сделать данные выводы позволил мне личный опыт преподавания психической саморегуляции и практической экопсихологии. Именно поэтому я уже многие годы не провожу никаких практических занятий, но лишь рассказываю о них, как и в этой статье.

Попытки же последователей находить самостоятельные решения на основе существующего в их распоряжении описания всего Пути - развивает их в большей мере, чем если бы они получали практический опыт без приложения серьёзных личных усилий.

Заключение

Бог постоянно говорил и говорит людям о необходимости развивать в себе любовь - как функцию духовного сердца! Именно этому учили все Божественные Учителя прошлого и настоящего!

Почему же люди не желают исполнить эти Заветы нашего Творца? Вместо этого, множество людей готово рваться в ученики к любым уродам, предлагающим свои услуги!

Работая над книгами и статьями последних лет, свою задачу я видел в том, чтобы попытаться выстроить всю совокупность доступных духовных знаний, полученных человечеством от Бога, в наиболее удобную для изучения и освоения форму.

Удалось ли это? По-моему, да. Но, если кто-то с этим не согласен, - не обижусь. Ведь я не умею обижаться.

  1. Антонов В.В. - Духовное сердце - Религия Единства. «New Atlanteans», 2008.
  2. Антонов В.В. (ред.) - Духовное сердце: Путь к Творцу (стихи-медитации и Откровения). «New Atlanteans», 2007.
  3. Антонов В.В. - Как познаётся Бог. Автобиография учёного, изучавшего Бога. «New Atlanteans», 2008.
  4. Антонов В.В. (ред.) - Как познаётся Бог. Книга 2. Автобиографии учеников Бога. «New Atlanteans», 2008.
  5. Антонов В.В. (ред.) - Духовная работа с детьми. «New Atlanteans», 2008.
  6. Антонов В.В. (ред.) - Классика духовной философии и современность. «New Atlanteans», 2008.
  7. Антонов В.В. - Экопсихология. «New Atlanteans», 2008.
  8. Антонов В.В. - Лесные лекции о Высшей Йоге. «New Atlanteans», 2008.
  9. Антонов В.В. - Дао-Дэ-Цзин. «New Atlanteans», 2008.
  10. Антонов В.В. - Анатомия Бога. «New Atlanteans», 2010.
  11. Антонов В.В. - Жизнь для Бога. «New Atlanteans», 2010.
  12. Зубкова А.Б. - Сказка о царевне Несмеяне и Иване. «New Atlanteans», 2007.
  13. Зубкова А.Б. - Добрыня - Былины. «New Atlanteans», 2008.
  14. Зубкова А.Б. - Диалоги с Пифагором. «New Atlanteans», 2008.
  15. Зубкова А.Б. - Божественные Притчи. «New Atlanteans», 2008.
  16. Зубкова А.Б. - Книга Родившихся в Свете. Откровения Божественных Атлантов. «New Atlanteans», 2008.
  17. Зубкова А.Б. - Притчи Лао-Цзы. «New Atlanteans», 2011.
  18. Зубкова А.Б. - Притчи о старце Зосиме. «New Atlanteans», 2013.
  19. Татьяна М. - Изнанка мира материи. «New Atlanteans», 2012.
  20. Тёплый А.В. - Книга Воина Духа. «New Atlanteans», 2008.

Видеофильмы


1. Погружение в гармонию природы. Путь в рай. (Слайд-шоу). 90 минут (на CD или DVD),

2. Духовное сердце. 70 минут.

3. Саттва (Гармония, Чистота). 60 минут.

4. Саттва туманов. 75 минут.

5. Саттва весны. 90 минут.

6. Искусство быть счастливыми. 42 минуты (HD-video).

7. Практическая экопсихология. 60 минут (HD-video).

8. Ключи к тайнам бытия. Обретение Бессмертия. 38 минут (HD-video).

9. Бхакти-йога. 47 минут (HD-video).

10. Крийя-йога. 40 минут (HD-video).

11. Йога Кришны. 80 минут (HD-video).

12. Йога буддизма. 135 минут, в 2-х частях (HD-video).

13. Даосская йога. 90 минут, в 2-х частях (HD-video).

14. Психическая саморегуляция. 112 минут, в 2-х частях (HD-video).

15. Йога Сатья Саи. 100 минут (HD-video).

16. Йога суфиев. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).

17. Йога древних русичей. 105 минут, в 2-х частях (HD-video).

18. Йога Атлантов. 82 минуты (HD-video).

19. Йога Пифагора. 75 минуты (HD-video).

20. Лайя-йога. 48 минуты (HD-video).

21. Кундалини-йога. 45 минуты (HD-video).

22. Йога дона Хуана Матуса и других индейских духовных Вождей. 147 минут, в 2-х частях (HD-video).

23. Йога Иисуса Христа. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).

24. Агни-йога. 76 минуты (HD-video).

25. Адвайта-йога. 47 минуты (HD-video).

26. Аштанга-йога. 60 минут (HD-video).

Для того чтобы ответить на вопрос «как познать Бога?» сперва необходимо разобраться в том, искренне ли вы верите в Его существование. Из-за того, что Господь не открывает Себя явно, многих берут сомнения, в действительности ли он существует? И Библейские писания нам не приводят точных доказательств этого.

Но определение существования Всевышнего – это не математическая задача, для решения которой необходимы доказательства и не результат работы вашего ума. Путь познания Господа лежит не через ум к сердцу, а наоборот, от вашего сердца к уму. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Надо учитывать то, что путь познания Господа выглядит совсем иначе, нежели познание какой-либо другой информации. Невозможно рассматривать Господа как какой-либо физический объект и Его нельзя вымерить качественно или количественно. Шагая по пути познания Бога, мы должны целиком и полностью следовать правилам и принципам Библейского Писания, и до конца поддаться Божьему откровению. История уже показала нам печальные события, когда во времена Иисуса Христа люди не узрели Божьего откровения и предали кресту Того, Кто пришел спасти их. Причиной этому послужили не головы этих людей, а их «нечистые», запертые сердца.

К сожалению, разум человека далек от совершенства, и такой глубокий и сложный вопрос «как познать Бога», человек никогда не постигнет до конца. Это происходит из-за того, что человек по своей сути уже при рождении имеет склонность к грехопадению. Кроме того, немаловажное значение имеет и то, что Господь по своей природе непостижим и безграничен. Наше мышление замкнуто в определенных рамках, и даже изучив Библейские писания, представления о Всевышнем будут далеки от истины.

Задумываясь о том как познать Бога, мы должны понимать, что Он обладает рядом качеств, которые свойственно только Ему. Господь «имеет жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26), которая существует в Нем и никто эту жизнь Ему не даровал. Господь вечен. Для Него нет понятия времени и все, что с ним связано. Наше время ограничено, а Он существовал и будет существовать всегда. Кроме того, Бог имеет свойство неизменности. В Библии прямо говориться, что у Господа «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Иногда это свойство трактуется неправильно. Многие богословы говорят, что раз Господь неизменен, то с Ним не могут быть связаны какие-либо чувства или переживания. Такое суждение сложилось под влиянием греческой философии. Но это не так. На протяжении всей истории человечества Господь выстраивал отношения между собой и людьми. Бог не только давал людям любовь, Он сам есть любовь. «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37, 38). А значит, чтобы понять, как познать Бога, надо полюбить самому. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанн 4:8).

Но познать Бога можно и в гневе. «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит.6:16-19). Но гнев этот находиться в равновесии с Его любовью, и направлен лишь на спасение человечества. Несмотря на все проступки человека, Господь дал возможность искупить эту вину через сына Своего Иисуса Христа.

Неотделимой частью Божьей сущности является всезнание. Бог создал Вселенную, Он все знает о ней. Он также единственный кто обладает полными знаниями о Себе. «…Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11). Поэтому ничто живое на земле не сможет до конца познать Бога на протяжении всего мира. Как и не сможет изменить ничего из структуры созданной Богом реальности. Все уже задумано Господом и предопределено. Иными словами это называется Божественным планом по спасению человечества.

Господь сотворил вселенную и поэтому Он является неотъемлемой ее частью. Он находиться не только на Небесах, но и здесь с нами. Посмотрите, что окружает вас! Любой объект или вещество обязательно содержат частичку Господа. Такое явление в теологии называется имманентностью.

Мы часто слышим о том, что Бог един. В Божественных писаниях неоднократно встречается указания на то, что Господь один единственный. «…Это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10). Человеку сложно представить, как единый Бог может одновременно быть Отцом, Сыном и Духом Святым. Чтобы понять, как познать Бога вы должны четко в этом разобраться. Ветхий Завет ничего не говорит нам о Святой Троице, но там также и не указано о внутренней сущности Бога. Уже только пришествие Иисуса Христа дает нам яснее картину триединства Господа. Многие исследователи придерживаются мнения, что Бог имеет простую природу, т.е. она не имеет каких-либо составляющих. Но богословы утверждают, что сущность Господа сложна и многогранна. В Священных Писаниях мы не раз встречаем повествование о Боге, как не о множественной личности. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Иисус говорит: "И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" (Ис. 48:16). Все эти Божественные личности имеют свои свойства, но в то же время между ними не может быть разделения и они наделены равной властью. Поэтому существование личностей Божества не опровергает единство Бога, которое дано в Писании. Отец, Сын и Святой Дух есть единый Господь.

В Новом Завете теория о многогранности Божественной сущности в едином Боге утверждается еще больше, но не имеет дальнейшего прогресса. По средствам Иисуса Христа лишь еще больше раскрывается множественность Божественной природы. Понять, как познать Бога, поможет нам изучение этой центральной фигуры Нового Завета. Ветхий Завет предвещал его блаженное явление. А Новый Завет рассказывает нам о Его пришествии, давая надежду на повторное появление. Он тот, Кто помогает нам иметь взаимосвязь с Господом. Его воскресение показало нам постоянство пребывания Господа в истории. Для грешного человека нет пути к пониманию того, что стоило Богу смерть Иисуса. Всевышний имеет план спасения человека и Он Тот, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Бог так любит нас, что пожертвовал единородным сыном, чтобы любой познавший Его, обрел жизнь вечную.

В новозаветном писании мы можем встретить несколько моментов, где Христу придаются свойства Господа или Он назван Богом. Жесткое понимание теории об единоличности Бога воплотило бы всю его сущность в прообразе Иисуса Христа. Но изучая Новый Завет мы видим, что хоть Сын Божий и отражал в Себе неограниченность Бога, все же полнота его природы была воплощена не полностью.

Следующее, что может вызывать затруднение в поиске ответа на вопрос как познать Бога, это отношение между Господом и Иисусом Христом. Для человека естественно думать, что сын был зачат отцом. Но случай Иисуса нельзя сопоставлять с процессом рождения человека, несмотря на то, что в Библейских Писаниях все же указывается на нечто подобное. Как говорил Арий: Бог сотворил Сына. Мы нигде не встречаем ни духовного, ни физического зачатия. Отсюда следует, что с Библейской точки зрения нет оснований полагать, что Отец родил Сына.

Изучая Писание, мы видим, что Иисус полностью зависел от воли Бога. «…Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19). Он всегда поступал так, как велел ему Господь, потому что Бог был превыше Него. «…Я (Иисус) сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня…Я (Иисус) люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14:28, 31). Такие доводы ясно говорят нам о том, что между Отцом и Сыном существовала иерархия. Не нужно понимать такую иерархию в буквальном смысле. Трактовка подчинения в Библии не показывает внутреннее устройство Божественной действительности, а указывает на отношения, которые помогают реализовать план по спасению человечества.

Иисус, молясь, обращался только к Отцу своему. Мы также обращаясь к Господу называем Его Отцом своим, показывая насколько важен нам Господь и наши с ним взаимоотношения. Апостол Павел называет Бога Отцом «Господа Иисуса Христа» (Кол. 1:3). Отсюда мы видим, что в Библии прообраз отца и сына показывают нам индивидуальные свойства личности, а также характерные признаки отношений между множеством личностей единого Бога.

Таким образом, ответ на вопрос как познать Бога, кроется в нас самих, в нашем сердце. Господь обращает взор наш на лучшее, что нам дано, на способность любить и пропустить этот дар через Его сына Иисуса Христа. Он просит нас последовать Его указаниям и выбрать единственно правильный путь, путь, ведущий к нашему спасению, вечной жизни и к единению с Господом.

Гносеология, то есть учение о познании, заслуженно занимает первостепенное место в традициях европейской философии. Именно этим разделом теоретического знания открываются наиболее фундаментальные и полные изложения больших философских систем античности. В новоевропейской философии вообще стало совершенно невозможным приступать к построению метафизической системы, не добившись кристальной ясности в своих представлениях о природе знания как такового. Потому от Декарта и Гоббса до Канта и Гегеля теория познания была первейшим предметом философской рефлексии. Справедливо это и по отношению к христианскому богословию патристического периода. Наиболее крупные систематики богословского учения Церкви основательно продумывали и опытно обосновывали теоретические предпосылки богословского знания . Одним из показательных примеров такого рода осмысления возможностей и способов обретения достоверного богословского знания является опыт богословской гносеологии святителя Василия Великого.

От времени Великих каппадокийцев нас отделяет более 1600 лет. Однако их образ не тускнеет с веками. Их мысль представляет неиссякаемый источник для богословского вдохновенья. Их наследие побуждает учёных вновь и вновь предпринимать попытки научной интерпретации различных аспектов их учения, поскольку их богословие по общему признанию является образцовым. Среди трёх Каппадокийцев святитель Василий заслуженно занимает первое место. Он оказался явным лидером не только для своего младшего брата Григория Нисского, но и для старшего по возрасту друга Григория Богослова. Во многих направлениях богословской и церковной деятельности именно он делал первый шаг; за ним потом следовали оба Григория. Святителю Василию принадлежит первенство в жёстком богословском противостоянии с евномианами ; он же сказал первое слово в споре с пневматомахами ; он первым обличил заблуждения Аполлинария . Василий первым приступил и к аскетическим подвигам; первым он встал на путь церковного служения; первым стал епископом, и именно по его настоянию епископский сан приняли и Григорий Нисский, и Григорий Богослов.

В отдельных богословских положениях святитель Василий также оказался впереди своих ближайших единомышленников. В частности, вопросы богопознания были им продуманы, судя по всему, прежде них. Внимание Василия к вопросам богословской гносеологии могло быть привлечено, с одной стороны, богословским наследием Оригена, которым он занимался вместе с Григорием Богословом в пору своих аскетических упражнений в Аниссе в начале 360-х гг. . С другой стороны, приняв участие в арианских спорах, он не мог обойти стороной принципиальный вопрос - проблему богопознания. Ведь его главный оппонент Евномий утверждал, что обладает совершенным знанием Божественной сущности. У святителя Василия был один непосредственный предшественник в этих вопросах – святитель Афанасий Александрийский, однако до столкновения Василия с Евномием, как отмечает превосходный знаток патристики и издатель трактата святителя Василия “Против Евномия” Б. Сесбуйе, богословские споры “не достигали такого уровня рациональной аргументации” , так что можно решительно утверждать, что именно Василий Великий вывел богословскую гносеологию на качественно новый уровень.

Святитель касается вопросов богопознания в своих больших и малых произведениях: в трактатах “Против Евномия” и “О Святом Духе”, в беседах на Шестоднев и в толкованиях на псалмы, в письмах, в особенности в так называемом “малом богословском трактате” – цикле писем (письма 233–236) к святителю Амфилохию Иконийскому, в различных гомилиях и аскетических сочинениях. Но в наиболее сконцентрированном виде он поднимает эти вопросы в своей третьей гомилии на библейские слова внемли себе . На содержании этого настоящего богословского шедевра Василия Великого я бы хотел подробно остановиться, однако прежде следует очертить общий круг тем богословской гносеологии.

Источники знания о Боге принято различать по двум наиболее общим типам – свидетельства о Боге тварного происхождения и свидетельства богооткровенные. Первый тип обычно связывают с естественным откровением (откровением в сотворённой природе), второй – с превыше-естественным откровением (Божественными действиями или энергиями). Такого понимания придерживается и святитель Василий. Познание Бога в сотворённой природе он называет “знанием из дел творения, по плодам Божественного творчества”, а богооткровенное познание – “зна­нием, получен­ным из Божественных вмешательств, проявлений или движений” в мире и ходе истории . Знание второго типа, богооткровенное, засвидетельствовано прежде всего в Священном Писании и в церковном Предании. А о том, что человеку доступно некоторое ограниченное знание о Боге, запечатлённое в сотворённой природе, мы знаем и из многочисленных свидетельств Священного Писания, и из общечеловеческого религиозного опыта.

Знание Бога из дел творения в свою очередь разделяется на два вида по линии чувственное - умопостигаемое, или бестелесное, как древние часто определяли ноуменальное : 1) по­зна­ние чувственного – рассмотрение природы, окружающего человека ми­ра и его собственного физического устройства (ср. Рим 1:19–20 – Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы); 2) познание умопостигаемого – рассмотрение человеческой души, созданной по образу и подобию Божию (Быт 1:26 – …сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему). Для постижения таких различных пластов бытия, как чувственное и умопостигаемое, человек обладает способностями чувственного и умного восприятия. Ва­силий пишет: “…двояка способность восприятия: физическим зрением мы наблюдаем видимое, а интеллектуальными способностями души мы обращаемся к изучению бестелесного” . О втором роде познания – постижении умопостигаемого – среди предшественников Святителя говорит Ориген: “умопостигаемое нужно исследовать не телесным чувством, но каким-то другим, которое называется Божественным чувством” .

Начнём с вопросов чувственного восприятия. Всякий раз, когда святитель Василий обращается в своих сочинениях и проповедях к сотворённому миру, он преследует одну-единственную цель – познание Бога и приведение к богопознанию своих слушателей и читателей. В своём последнем большом произведении – Толкованиях на Шестоднев – он рисует христианскую картину творения и бытия мира. О значении этого сочинения говорит хотя бы тот факт, что вскоре после его появления современник Василия святитель Амвросий Медиоланский предпринимает переложение Шестоднева Василия на латинский язык с весьма незначитель­ными собственными дополнениями. В течение многих веков многочисленные византийские авторы в подражание святителю Василию составляли свои Шестодневы. О распространённости Шестоднева Василия говорит также богатая рукописная традиция, изученная европейскими учёными Э. Ама­ном де Мeндьетта и Стигом Рудбергом .

Итак, свидетельство всего сотворённого мира и всей мировой истории для святителя Василия заключается в одном – “мир есть школа и училище богопознания” , в котором “разумным сущест­вам преподаётся ведение Бога и где через рассмотрение видимого и чувственного ум направляется к созерцанию невидимого” . Василий обращается к истории ветхозаветных вождей – Моисея, готовившегося в течение сорока лет к подвигу богообщения в созерцании природы , и Соломона, обратившегося к сотворённой природе и в ней увидевшего неведомое . О Боге свидетельствуют не только необъятное пространство космоса и величина астрономических объектов, но и самые ничтожные по своим размерам существа – “всё несёт на себе следы премудрости Создателя”, а для человека образованного это означает одно: всё видимое отсылает к невидимому, или, как выражается святитель Василий в одном письме: “феномены суть знаки невидимого мира” .

В таком типе богопознания – познания Бога из дел творения - важен один диалектический приём: всякий раз, уразумевая Бога как Творца мира, необходимо отвлечься от возникающего чувст­венно-физического представления и перенестись к высшей духовной реальности, учитывая при этом ограниченность и принципиальную неполноту свидетельств сотворённого мира . Иными словами, граница между феноменальным, или в данном случае чувственным, и ноуменальным (умопостигаемым) весьма прозрачна. Развивая эти идеи, святитель Василий вносит свой вклад в уточнение христианского учения о логосах, рассеянных Творцом в сотворённом мире. Оно восходит к апологетам – мученику Иустину Философу и Феофилу Антиохийскому – и завершается стройной системой преподобного Максима Исповедника. Василий утверждает, что “в мире существуют некие логосы первоначальной премудрости, заложенные в мироздании прежде всякого творения” , и праведник способен эти логосы постигать как замысел Творца о Своём творении . Таким образом небеса и порядок мироустройства служат путеводителями веры , приводя познающего к единому Творцу и Слову.

Одним из возможных богословских источников для гносеологии Василия Великого стало раннее сочинение Афанасия Александрийского “На язычников”. Святитель Афанасий излагает своё видение познания Бога в сотворённом мире в иной последовательности – сначала познание Божественного через самопознание, затем – познание во внешнем мире. Мысли Афанасия сводятся к следующему: путь к Богу открыт всем людям без исключения, и этот путь – разумная душа (logik¾ yuc» ), поскольку при помощи одного ума можно созерцать и постигать Бога, а одарённость умом есть преимущественное свойство человеческой природы . Очистившись, душа может в собственном разуме, как в зеркале, увидеть образ Отца – Слово .

Дополнением к внутреннему знанию о Боге для святителя Афанасия служит видимый мир. Из мирового порядка и стройности сотворённого или из явленных дел, как по буквам, можно уразуметь Творца. Наблюдая небесный свод, ход солнца и луны, движения прочих звёзд при одинаковом порядке, становится ясно, что они движутся не сами по себе, но их движет Творец; на это же указывает сочетание противоположного в природе – огня и холода, зимы и лета, земли и воды, мужского и женского; в результате их соединения происходит не конфликт противоположностей, а некая плодотворная целостность . Порядок, соразмерность, благоустройство, стройное сочетание мира указывает на единого Владыку – Слово . Поскольку творение приведено в бытие словом, премудростью и ведением, то единственный Творец всего – Слово Божие . Для Афанасия Слово есть универсальный разумный принцип бытия, живой Бог, имеющий основание лишь в Себе Самом (aÙtosof…a – Сама Премудрость, aÙtolÒgoj – Само Слово, aÙto­dÚnamij – Само Могущество, aÙto­­fîj – Сам Свет, aÙto­al»qeia – Сама Истина, aÙtodi­kaiosÚnh – Сама Праведность); тот, кто отрицает Его, – безумен . Напротив, кто усматривает этот принцип в мироздании и в собственной душе, тот познаёт Бога .

Упомянутая третья гомилия святителя Василия на слова внемли себе сосредоточена на одном из двух уровней естественного богопознания – на познании через умопостигаемое, то есть познании Бога через самопознание, точнее, через познание своего внутреннего мира. Предметом своего пристального рассмотрения Василий избирает ветхозаветную максиму из Второзакония: внемли себе, да не будет слово (зд. – мысль) тайно в сердцы твоем беззакония (Втор 15:9). Иными словами – остерегайся, как бы не возникло в твоём сердце беззаконного помысла. Сама книга Второзакония отмечена особенным нравственно-мораль­ным содер­жанием. Имен­­но таково значение избранной цитаты в её первом прямом смысле. Однако святитель Василий использует эту максиму как повод для более глубокого толкования. Он переосмысляет первичное моральное значение цитаты и придаёт ей богословское звучание. На протяжении всей гомилии Василий обращается к ней и всякий раз рассматривает её в новом свете. При этом он пользуется приёмом смысловой инверсии, то есть перестановки смысловых акцентов, и добивается неожиданного результата: ветхозаветная цитата, исходя из своего очевидного предостерегающего значения, обретает смысл знаменитой античной идеи познай самого себя.

Нужно сказать, что в таком сближении античного и ветхозаветного предписаний святитель Василий не одинок. Ещё до него перекличку между этими двумя идеями установил Климент Александрийский. Он полагал, что дельфийский оракул – познай себя – был заимствован греческими философами у “Моисея, который чаще высказывается более ясно – внемли себе” . Нес­колько позднее основатель так называемого “правого крыла оригенизма”, как иногда называют оригенизм каппадокийского типа, святитель Григорий Чудотворец приводит свидетельства о педагогической практике Оригена, к которой восходит как семейное воспитание Василия, полученное от Макрины Старшей, ученицы самого Григория Чудотворца, так и его богословское самообразование. Григорий Чудотворец пишет: “Ориген учил быть благоразумным, чтобы душа была обращена к самой себе и чтобы я желал и стремился познать самого себя. Это действительно есть самая прекрасная задача философии: познай самого себя. А что это на самом деле задача для ума и что в этом и заключается благоразумие, об этом прекрасно сказано древними, поскольку в действительности Божественная и человеческая добродетель одна и та же, ибо душа упражняется в том, чтобы увидеть саму себя как в зеркале и отразить в себе Божественный ум, а если окажется достойной, то тем самым обретёт неизреченный путь обожения” .

Вернёмся к третьей гомилии святителя Василия и попытаемся проследить те значения, которые он последовательно выявляет в цитате из Второзакония: 1) внемли себе, то есть обрати внимание - это есть не что иное как естественное проявление инстинкта самосохранения в живых существах; 2) у разумного существа, то есть человека, этот инстинкт проявляется осознанно, и остерегаться должно не только физической опасности, но и духовной – греха; 3) обращать внимание следует не только и не столько на своё тело и имущество, но прежде всего и главным образом на самого себя, то есть на средоточие своего бытия. Здесь Святитель ненадолго останавливается и уточняет: “ведь мы есть не что иное как душа, точнее, ум, который есть образ нашего Создателя” . Таким образом требование внемли себе получает новое звучание – внимай своей душе, а для этого необходимо “исследовать себя, кто ты есть на самом деле, какова твоя природа” , - а это есть уже тот самый античный императив познай самого себя.

Что же даёт человеку познание себя? Василий перечисляет основные моменты: 1) человек - единственный из всех сотворённых существ, “непосредственно созданный Богом” (здесь Святитель употребляет редкое слово qeÒplastoj ); 2) человек способен достигнуть состояния блаженства, равного ангельскому ; 3) в своём внутреннем устройстве человек способен отличить “рассудительную и разумную часть души от страстной и неразумной” . Но самым существенным результатом самопознания является возможность познания Бога – “точное понимание самого себя даёт достаточное руководство к обретению верного представления о Боге” . Этот тип богопознания по степени точности и достоверности получаемого знания оставляет далеко позади познание Бога из созерцания внешнего мира, kÒsmoj’а . Василий уподобляет человеческую душу малому миру, малой вселенной. Основание для познания Бога через самопознание заключается в богоподобии человеческой души, которое Василий утвердил в начале гомилии: “Как душа бестелесна, так и Бог бестелесен; душа человеческая не ограничена в пространстве подобно Богу, она не имеет зримых очертаний, цвета и проч., а познаётся только в своих проявлениях (™k tîn ™nergeiîn )” .

Однако не только душа свидетельствует о Боге, но и подверженное вмешательству времени и болезням устройство человеческого тела. Василий говорит об анатомических особенностях человеческого организма, исходя из антропологических знаний поздней античности: прямой рост, стройность человека, слаженность и согласие органов чувств и их расположение в строении тела – всё это в совокупности свидетельствует о высоком замысле Творца.

И заключает святитель Василий своё толкование слов Второзакония цитатой из 138 Псалма, стих 6: дивно ведение Твое от мене , дополняя его собственными словами: “Итак внемли себе, чтобы внимать Богу” . Эти слова особенно важны, поскольку ими завершается гомилия. Однако связь цитаты и её продолжения, а также и всего предшествующего развития мысли остаётся непонятной без внимательного грамматического анализа этого места в Септуагинте и его сравнения с цитатой у Василия. В тексте Псалма речь идёт о всеведении Божием, не ограниченном никакими пределами. Псалом воспевает совершенное и полное знание Богом человека: Ты испытал меня и знаешь… все пути мои известны Тебе. Василий же берёт точную цитату из этого Псалма – ™qaumastèqh ¹ gnîs…j sou ™x ™moà , не внося в неё никаких формальных изменений, и предпринимает принципиальную перестановку функций родительного падежа указательного ме­стоимения – Тебя и предложной группы ™x ™moà . 1) Вместо genitivus subjectivus греческого текста Псалма – gnîs…j sou ‘Твоё знание’, то есть знание, принадлежащее Тебе, Василий выделяет здесь genitivus objecti­vus – gnîs…j sou ‘познание Тебя’, то есть знание о Тебе. 2) Вместо genetivus comparationis c предлогом ™x ™moà – ‘(Твоё знание) по сравнению с моим’, он ставит genetivus separationis ™x ™moà – ‘через’ или ‘от меня’, ‘исходя из знания меня’. Таким образом вместо известного стиха Пс 138:6 Дивно ведение Твое от мене (дивно Твоё знание по сравнению с моим) мы получаем: Дивно познание Тебя через меня (дивно познание Тебя, полученное через познание меня). Такого значения этой фразы мы не встретим ни в самом Псалме, ни в доступных нам древних текстах, предше­ствующих святителю Василию. Разу­меется, нет такого значения и ни в одном древнем или современном переводе этого псалма, поскольку всякий пе­ревод стремится верно следовать значению переводимого текста. А Василий придаёт этому месту принци­пиаль­но новый смысл. Это явно смелое авторское переосмыс­ление, призванное подтвердить основную мысль Святителя: наиболее верный путь познания Бога среди доступных человеку источников в сотворённом мире – это путь самопознания.

Для Василия эта перестановка настолько дорога, что он при­бегает к ней ещё два раза: в заключительном разделе Шестоднева и в тексте, который с большой долей вероятности приписывается ему, хотя, возможно, принадлежит автору из его ближайшего кру­га. В обоих случаях смена привычной функции падежа обосновы­вается и объясняется особо, не оставляя ни малейшей неясности в понимании мысли Святителя. В Шестодневе, в последней, девятой беседе, посвящённой теме творения человека, Василий пишет: “…к познанию Бога не столько ведёт небо и земля, сколько наше собственное устройство, если кто-нибудь внимательно изучит самого себя, как говорит пророк: Дивно познание Тебя через меня (Пс 138:6), то есть, рассмотрев самого себя, я уразумел превос­ходство Твоей мудрости” .

Еще более обстоятельное толкование цитаты из 138 Псалма содержится в тексте “Беседы о сотворении человека” (Clavis Patrum Graecorum 3215 / Ed. M. Geerard et all. Turnhout, 1983–1998), подлинность которого отстаивал Михаэль Ван Эсброэк. Этот текст ещё больше уточняет изначальную мысль Василия Великого: “Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключённым в тебе. Ты убеждён в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твоё величие. Вот почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал: Дивно познание Тебя через меня (Пс 138:6). Чудесным образом я пришёл к познанию Тебя. Каким же образом? – через меня. Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю сложность и то, с какой мудростью устроено моё тело, я через это крохотное создание постиг великого Творца” . Мысль святителя Василия в данном случае проста – познание Бога человеком находится в прямой связи с самопознанием чело­века. В своём изначальном основании мысль эта сводится к богооткровенной Библейской истине – свидетельству о сотворе­нии человека по образу и подобию Божию (Быт 1:26), лежащему в основе всей христианской антропологии. Среди более поздних авторов, которые воспользовались этим выразительным приёмом Василия Великого, следует упомянуть блаженного Феодорита Кирского , Иоанна Филопона и преподобного Иоанна Дамаски­на. Последний писал в “Точном изложении православной веры” гл. 25: “Удивися разум твой от мене, то есть от моего устройства” .

В начале мы предложили различение естественного знания о Боге от богооткровенного знания. Естественное знание – это зна­ние о Боге по плодам Его творческой деятельности, а богооткровенное знание – это знание о Боге по Его энергиям, – действиям, вмешательствам в ход истории и в жизнь отдельного человека. Естественное богопознание – это познание вторичное, оно складывается по косвенным свидетельствам о Боге как Творце мира. Богооткровенное познание – знание непосредственное, это прямая встреча с Божественным. И эта встреча происходит в результате неисповедимых движений Бога в различных проявлениях Божественной природы. В своём так называемом “малом богословском трактате” (цикле писем к святителю Амфилохию) Василий пишет: “Мы утверждаем, что познаём Бога нашего из Его энергий, но не обещаем сколько-нибудь приблизиться к Его сущности. Ибо энергии Его нисходят к нам, а сущность Его остаётся недосягаемой” . И это движение встречное – …познаю, подобно как я познан (1 Кор 13:12). Так, одним из самых достоверных свидетельств Божественного откровения, причём доступных каждому, является свидетельство нашей души, созданной по образу и подобию Божиему. Насколько движения или энергии души близки к заложенному в неё образу Божию, настолько прямо они свидетельствуют о Боге. Так в тварном является нетварное. Разумеется, этот внутренний опыт богопозна­ния никоим образом не мыслим вне церковной традиции. Он пред­полагает строго определённую нравственную и аскетическую подготовку. Однако это – предмет другого разговора.

Почетный легион

Сообщений: 22,601

киевлянин

Получено «спасибо»: 6,474
Очки репутации: 286,828 Доп. информация

Человечество в течение всей своей истории пробовало разрешить вопросы, затрагивающие основы человеческой жизни и Вселенной. Но, ответов нет, никому не удалось понять принцип, лежащий в основе сотворения человека и Вселенной.
А вот выдумщиков и фантазёров было и есть великое множество.
Невозможно понять жизнь человека и Вселенную, не имея представления о том, что такое Бог, их Творец.
Конечно, проще всего простое, и не доказумое; — к примеру Креациони зм (от лат. creatio, creationis - творение) , говорит — всё создал Бог, и на этом конец. (догма не обсуждаемая)
Попробуй опровергни, если Бог не видим и не ощущаем.
Как познать…

Мне известны, по крайней мере, три способа богопознания. Первый — естественный. Два других — сверхъестественные.

Первый, естественный, — опирается на чувства, разум человека и логику человеческого ума (через глаза, уши, вкус, запах и т.п.).

На самом деле, все не так сложно, как может показаться. Нужно только отбросить все стереотипы, навязанные мнения, привычки восприятия всего по типу «это — само собой разумеющееся».

Пример: человек увлекается астрономией. И не перестает удивляться, как все сложно, и в то же самое время — точно и разумно устроено. Если этот человек абстрагируется от мысли (к которой он привык), что все это так, потому, что все это — всегда было так, то, включив ненадолго свой мозг, он придет к логическому заключению, что раз все так сложно и разумно устроено, то должен быть Автор. Далее. Если Автор способен на такое, то, косвенным образом, можно судить и о Самом Авторе. Как-то так…

И так в любой области: биология, физика (особенно субатомная…

Как познать свойства Бога, если Он невидим? Мы можем постичь их, изучая сотворенный Им мир. Поэтому апостол Павел сказал: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

1. Следы Бога в творении

Так же как произведение искусства - это видимое проявление невидимой природы его автора, все существующее в мире творения представляет собой субстанциальные объекты Бога, в которых отражается невидимая Божественная природа Творца. Подобно тому как мы чувствуем характер автора через его произведение, мы можем постичь природу Бога, изучая многообразный мир творения. (Божественный Принцип, Принцип творения, раздел 1.1)

Тело человека является отражением загадочной природы Бога. Даже если вы посвятите миллионы лет всестороннему исследованию человеческого тела с помощью интеллекта, вы не сможете узнать о теле всего. Несмотря на то, что в мире есть тысячи окулистов, до сих пор существуют…

Что такое Православие?

Мы часто сталкиваемся с какими-то вещами и явлениями, к которым уже давно привыкли, думаем, что нам о них все известно, но вдруг открываем для себя их особый смысл. Наверное, то же самое можно сказать о Православии.

Мы живем в стране с тысячелетней историей Православия. Эта вера завоевала величайшие империи мира - не мечом, а заповедью любви. Православие избрали русские князья, потому что оно сплачивало, укрепляло и возвышало душу народа. И сегодня миллионы людей признаются, что Православие освятило их жизнь.

Вместе с тем дать краткое рациональное определение Православию нелегко. Нельзя объяснить, что такое Православие за несколько минут.

Это можно понять только из личного опыта. А для этого нужна жизнь, жизнь в Православии.

Впрочем, есть и некоторые своего рода векторы которые подскажут нам правильный путь. Так, само слово…

Цитаты из творений святых отцов. Богопознание, читать онлайн

Сокровищница духовной мудрости

Богопознание

Прежде всего веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет, Сам будучи необъятен, и не может быть ни слоном определен, ни умом постигнут (св. Ерм, 94, 181).

Как скоро душа, взирая на небо, познает своего Творца, го, вознесшись превыше земли и всего земного величия, начинает быть тем, чем себя почитает (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 101).

Познай прежде себя, чтобы мог познать Бога (сщмч. Киприан Карфагенский, 65, 241).

…Непостижим, неисследим, неиспытуем и невозможен для определения, как превысший ума и мысли и Себе единому ведомый, единый Бог Триипостасный, безначальный, бесконечный, преблагий, препетый (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 118).

…Бог сокрывает от человека некоторые из таинств, дабы он желал (познать их) и не был…

III. БОГ. Общение с Невидимым Существом

8. Постижение Бога и познание людей

Непостижимо, что Бог существует. Непостижимо, что Его нет. Непостижимо, что тело соединено с душой, что у нас нет души, что мир сотворен и что он не сотворен.

Влез Паскаль

Поскольку я хорошо знал своих друзей, поневоле закрадывалась мысль, что они проецируют на Бога свои внутренние проблемы. Джуди рано потеряла мать. Стараясь прокормить трех дочерей, отец трудился до седьмого пота…

Стремитесь к серьезному богословскому образованию?
Поступайте в Евангельскую реформатскую семинарию Украины!
Высокий академический уровень.
Бесплатно. Удобно. Полезно. Интересно.

Скачать в других форматах: ZIP

I. ПОЗНАЙТЕ ГОСПОДА


Изучение Бога

«Кто-то сказал, что «человечество должно изучать человека». Я не стану опровергать эту мысль. Однако я полагаю, что так же верно утверждение, что дети Божьи должны изучать Бога; христианину надо по-настоящему изучать Бога. Самая высокая наука, самая возвышенная мысль, самая могучая философия, которой только может заинтересоваться Божий избранник, — это имя, природа, личность, дела и бытие великого Бога, которого он называет своим Отцом.

Размышление над Божественным, каким-то образом чрезвычайно совершенствует…

Дипак Чопра

Как познать Бога: Путешествие души к тайне тайн

Мало что еще в жизни может, на мой взгляд, доставлять такое удовольствие, как учеба и обучение других. Все мы появляемся на свет с неутолимым стремлением познать окружающий мир; мне же посчастливилось расти в семье, где эти порывы всецело поощрялись. Сейчас, уже будучи взрослым, я вкушаю блага обеих возможностей: с одной стороны, я могу изучать различные науки, наследие древней мудрости, исследовать вопросы здоровья и духовности и в то же время делиться познанным - с помощью моих книг и лекций помогая другим удовлетворить их устремления к постижению:>того…

Познание

По творениям святителя Феофана Затворника

Из всех преимуществ над прочими тварями земными, какими очевидно наделен человек всезиждительною Премудростью творческою, высшее есть то, что он получил способность познавать своего Творца, поклоняться Ему и любить Его .

Бог — высочайшее верховное Существо с бесконечными совершенствами, Которым мы «живем и движемся, и существуем» (Деян. 17:28) и от Которого зависит все. Истина бытия Божия является первой и основной истиной христианского вероучения и всего христианского богословия; она должна составлять главный предмет познаний разума человеческого. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11:6), — говорит Апостол Павел. Христианин, стремящийся ко спасению, должен познавать Его по мере своих сил и способностей. Это — его первый и священнейший долг. Стремление к Богопознанию должно составлять цель и смысл жизни человека. Ведение Божественной истины служит основанием…

Первый и главный источник богопознания — Божественное Откровение.

Имеются два главных источника познания Бога — Божественное Откровение и творение, т.е. видимый мир. Первый источник познания Бога раскрывает духовную сущность, свойства и совершенства Божии, Его святую волю по отношению к человеку, план Божественного домостроительства нашего спасения. Божественное Откровение содержится в Священном Писании и в устном церковном предании.

В Священном Писании нигде не доказывается существование Бога, поскольку эта богодухновенная Книга предназначена для верующих людей. Истинная вера черпает уверенность в бытии Божием не в логических доказательствах, а в переживаниях сердца, в религиозно — нравственном опыте богообщения, основанном на молитве и праведной жизни. Истина бытия Божия так же достоверна для верующего человека, как и его собственная жизнь. Своей душой богоподобный человек ощущает близость Бога, стремление к Нему. «Как лань желает к потокам воды, так желает…

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Глава 8. Постижение Бога и познание людей

Однажды я засиделся до двух часов ночи, слушая, как двое моих друзей рассказывают о своих сложных отношениях с Богом. Стэнли объяснял, как многие годы старался поверить в то, что Богу есть до него дело. Джуди прервала его речь тоном человека, терпение которого на пределе: «Ты не представляешь, сколько раз я пыталась завязать отношения с Богом! Но все мои усилия упираются в холодное и неодобрительное молчание».

Поскольку я хорошо знал своих друзей, поневоле закрадывалась мысль, что они проецируют на Бога свои внутренние проблемы. Джуди рано потеряла мать. Стараясь прокормить трех дочерей, отец трудился до седьмого пота и не успевал дать девочкам достаточно тепла. Он был больше похож на школьного учителя или спортивного тренера, который смотрит на успехи дочери и выставляет отметки. Другим препятствием на пути к Богу для Джуди стала фраза, сказанная проповедником об умершем человеке: «Бог забрал его, ибо нуждался в нем более…

лБЛ РПЪОБФШ ОЕЧЙДЙНПЗП вПЗБ

ч ЬФПН ЧЩРХУЛЕ НЩ РТПДПМЦБЕН ФЕНХ, ЛПФПТХА НЩ ОБЮБМЙ Ч РТПЫМПН РЙУШНЕ. нЩ ЗПЧПТЙМЙ П ОБЫЕН ЧПУРТЙСФЙЙ вПЗБ. ьФП ОБРТСНХА УЧСЪБОП У ПУОПЧОПК ФЕНПК ЬФПК ТБУУЩМЛЙ (ЙМЙ ТБЪДЕМБ ОБ УБКФЕ). нЩ ОЕ НПЦЕН ЙНЕФШ УЙМШОХА РПВЕДПОПУОХА ЧЕТХ, ЕУМЙ ОЕ ХНЕЕН ЧЙДЕФШ ОЕЧЙДЙНПЗП вПЗБ. ч ЬФПН УХФШ ЧЕТЩ: ЧЙДЕФШ ФП, ЮФП ОЕЧПЪНПЦОП ХЧЙДЕФШ ЖЙЪЙЮЕУЛЙНЙ ЗМБЪБНЙ Й УМЩЫБФШ ФП, ЮЕЗП ОЕ УМЩЫБФ ЖЙЪЙЮЕУЛЙЕ ХЫЙ. вПЗ чУЕНПЗХЭЙК, Ч лПФПТПЗП НЩ ЧЕТЙН Й лПФПТПНХ НЩ УМХЦЙН, ЦЙЧЈФ Й ДЕКУФЧХЕФ Ч ОЕЧЙДЙНПК УЖЕТЕ, ЛПФПТХА НПЦОП ОБЪЧБФШ ДХИПЧОПК УЖЕТПК. йЙУХУ, ЛПЗДБ ТБЪЗПЧБТЙЧБМ Х ЛПМПДГБ У уБНБТСОЛПК П РПЛМПОЕОЙЙ, УЛБЪБМ ПЮЕОШ РТПУФХА Й Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ПЮЕОШ ЧБЦОХА ЙУФЙОХ П УХЭОПУФЙ вПЗБ:

вПЗ ЕУФШ ДХИ, Й РПЛМПОСАЭЙЕУС еНХ ДПМЦОЩ РПЛМПОСФШУС Ч ДХИЕ Й ЙУФЙОЕ. (пФ йПБООБ 4:24)

зПЧПТС П ФПН, ЮФП вПЗ ЕУФШ ДХИ, йЙУХУ ЙНЕМ Ч ЧЙДХ, ЮФП вПЗ СЧМСЕФУС ДХИПЧОЩН УХЭЕУФЧПН. й ЬФП ЪОБЮЙФ, ЮФП НЩ ОЕ НПЦЕН еЗП ОЙ ХЧЙДЕФШ, ОЙ ХУМЩЫБФШ, ОЙ ПЭХФЙФШ ОБЫЙНЙ ЖЙЪЙЮЕУЛЙНЙ ПТЗБОБНЙ ЮХЧУФЧ. дМС ОБУ…

1. Бог реальный и полезный

Бог явил нам потрясающее искусство быть объектом поклонения и в то же время оставаться невидимым. И хотя не представляется возможным предъявить хотя бы один-единственный достоверный факт в отношении Всевышнего, который сочли бы весомым в зале суда, каким-то непостижимым образом подавляющее большинство людей верят в Бога - согласно некоторым опросам, девяносто шесть процентов всего человечества. Так обнажается огромная пропасть между верованиями и тем, что мы называем повседневной реальностью.

А каковыми были бы факты, имей мы их? Приблизительно следующими. Все, что мы воспринимаем как материальную реальность, порождено в невидимой области вне пространства и времени - в области, по данным науки, состоящей из энергии и информации. Нечто превращает хаос квантового супа в звезды, галактики, тропические леса, человеческие существа и наши мысли. Мы увидим позднее, что можно не только познать этот Источник всего сущего, но и слиться с ним, стать с…

Многим покажется самонадеянной мысль о том, что смертный человек способен познать бесконечного Бога. Софар Наамитянин упрекает Иова: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес — что можешь сделать? Глубже преисподней — что можешь узнать?» (Иов 11:7-8).

В этих словах, несомненно, есть доля правды. Бесконечный и транс цендентный Бог всегда мог бы оставаться за пределами нашего познания (Cottrell, God the Creator, 306-312). Но это никогда не было Его целью. Бог желает, чтобы мы Его познали, поэтому явил Себя нам. Конечно, человек не может познать Бога во всей Его полноте’, но благодать делает возмож ным истинное знание о Боге. Как пророчествовал Исайя: «…ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:9).

В этой главе речь пойдет о средствах, с помощью которых человек получает истинное знание о Боге. Процесс начинается с откровения, в котором Бог являет Себя, Свою истину и Свою волю….

Как познать Бога.

Гносеология, то есть учение о познании, заслуженно занимает первостепенное место в традициях европейской философии. Именно этим разделом теоретического знания открываются наиболее фундаментальные и полные изложения больших философских систем античности. В новоевропейской философии вообще стало совершенно невозможным приступать к построению метафизической системы, не добившись кристальной ясности в своих представлениях о природе знания как такового. Потому от Декарта и Гоббса до Канта и Гегеля теория познания была первейшим предметом философской рефлексии. Справедливо это и по отношению к христианскому богословию патристического периода. Наиболее крупные систематики богословского учения Церкви основательно продумывали и опытно обосновывали теоретические предпосылки богословского знания1. Одним из показательных примеров такого рода осмысления возможностей и способов обретения достоверного богословского знания является опыт богословской гносеологии святителя Василия…

Дипак Чопра Как познать Бога: Путешествие души к тайне тайн

The Soul’s Journey into the Mystery of Mysteries

© 2007 by Deepak Chopra

Книга издается с разрешения Harmony Books, a division of Random House, Inc., и Synopsis Literary Agency

В делах Божественных одной лишь веры мало.

Нужна уверенность, Что-либо меньшее, чем уверенность, недостойно Бога.

Мало что еще в жизни может, на мой взгляд, доставлять такое удовольствие, как учеба и обучение других. Все мы появляемся на свет с неутолимым стремлением познать окружающий мир; мне же посчастливилось расти в семье, где эти порывы всецело поощрялись. Сейчас, уже будучи взрослым, я вкушаю блага обеих возможностей: с одной стороны, я могу изучать различные науки, наследие древней мудрости, исследовать вопросы здоровья и духовности и в то же время делиться познанным - с помощью моих книг и лекций помогая другим…

Дав жизнь человеку, Всевышний Род наделил его наибольшим благом – сознанием. Именно это позволяет нам быть творцами. Дав жизнь разным человеческим родам, Он создал такие условия нашего существования, которые вынуждают человечество постоянно развиваться и совершенствоваться. Открывая себя человеку, Всевышний Род пришел к каждому народу в определенном Своем проявлении и под иным именем. Это было необходимо потому, что у каждого земного рода свой путь и свое предназначение. Вследствие этого дух каждого народа получил больше или меньше духовного света – Огня Сварожьего. Это отразилось на способности по-разному познавать мир, поэтому люди ввели противоположные понимания Бога.

Одни построенные на Свете – любви, единении, содействии и сотрудничестве во всеобщем творении, другие – на тьме, выгоде, коварстве, измене и разрушении. Продолжая дело Породителя, неся Свет, человек получает большое счастье; порождая вокруг Тьму, он увеличивает страдание и разрушает сам себя. Высшая Справедливость Трисветлого Рода заключается в том, что каждый получает в нем тот мир, которого он заслуживает перед Всевышним и к чему сознательно или бессознательно стремится. Первичным проявлением духовного света в людях земли является Вера и Веда славления Прави.

Родная Православная Вера – это проявление Света Рода Всевышнего, который соединяет носителей Света в едином свечении душ – Родовом Огнище. Православные родноверы славят Богов в триединстве Рода Всевышнего (Породителя), Рода Небесного (Светлых Богов) и рода земного (Детей Света).

Мы осознаем, что целью создания и жизни человека является духовное и телесное развитие, следование Всевышнему Богу. Божественная благодать открывает путь к объединению людей и росту любви между ними подобно единству Родных Богов во Вседержителе. Суть Великого Триглава – в вечном воплощении и торжестве Любви и Справедливости.

Истинный путь к Богу

Познать Бога по-настоящему, проникнуть до конца в тайну Великого Триглава в обычном состоянии сложно. Если сердце человека и вспыхивает на время чистой любовью, то ему не вместить в полной мере пламя Божественной Любви, Силы и Знаний, которые пылают вечно и неослабно. Бог ощущается и познается сердцем, потому что сердцем познается Любовь. Но если сердце не может до конца вместить и познать Божественную Любовь, то сможет ли это сделать ум, который разбирается лишь в том, в чем уже убедилось сердце? Если все же мы знаем что-либо о Боге, то потому только, что Бог Сам открывается нам через свои проявления – Родных Богов. Познавая его части и идя путем одного из Богов, мы со временем можем познать Целое. Все народы разные, поэтому Род Всевышний приходит к каждому из них под другим именем, в другом проявлении и названии, проявляясь в его Родной Вере. Это связано с тем, что уровень духовного развития, осознания и единения с Богом у народов разный. Но, невзирая на это, все вместе, взаимодополняя и противодействуя, народы творят единое целое – род земной.

Истинным путем к Богу для каждого народа является его Родная Вера , именно в ней Родом Всевышним разъяснены законы существования Вселенной, самая глубокая (сокровенная) суть и предназначение отдельно взятого рода. Разные народы имеют разные Веры, соответственно, неодинакова Веда (знание о Боге и Вселенной), которая в них содержится. Поэтому есть народы, которые нуждаются в духовном просветительстве и обучении. Нам, Ариям-Ориям-Славянам-Русинам по происхождению, от Богов предназначено своим примером просвещать другие роды, нести им законы Прави и учить понимать сущность бытия в Любви и Справедливости. Владение Ведой (высшими знаниями) и применение ее в жизни впоследствии позволит этим народам перейти на высшую ступень духовного развития в роде земном и Роде Небесном.

Неся Родную Православную Веру, Ведическое Православие, учась сами и уча других Миру и согласию, мы как род достигаем наивысшей святости и выполняем свое Божественное Призвание. Оно же для Русинов – в Духовном Проводничестве человечества.

Жизнь как познание Бога

Рассказывая или утверждая о каких-то предписаниях относительно понимания Бога , нужно всегда помнить, что Бог настолько превосходит все сущее, что все наши понятия и слова о Нем лишь частично отвечают истине. Наши слова касаются видимого мира или того, что мы можем почувствовать или постичь, но Бог выше и сложнее этого. Все предметы, явления или проявления мира, которые мы изучаем, является частью целого, а Бог не является частью этого целого. Православные волхвы учат, что Бог во всем, и чем совершеннее человек, тем высшего уровня постижения Бога он достигает.

Осознание того, что Бог во всем и любое действие направлено на творение Света, Любви и Справедливости, освящает действие человека и приближает его к Богу. Это не простая игра ума: состояние Праведного Творения, жизнь по законам Прави позволяет действительно приблизиться к высшему познанию, духовно и телесно соединиться с Богом. Это изменяет человека, он получает Божественные качества и становится примером для других людей. Своей повседневной жизнью мы можем увеличить в своей душе количество духовного Света – Ведогня Сварожьего, который мы получаем во время посвящения в Родную Православную Веру. Во время посвящения в человека входит Дух Истины, Свет Рода Всевышнего, мы начинаем жить в Родовом Огнище – духовной вселенной Всевышнего, познавая Его постоянно во всех своих жизненных деяниях.

по материалам из книги: Богумир Миколаев - "Заветы Сварога. Ведическая мудрость Предков" .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: