Деревянная скульптура черной девы покровительницы каталонии. Монтсеррат — монастырь на вершине горы в Испании

Jorge Franganillo / flickr.com Jude Lee / flickr.com Jorge Franganillo / flickr.com Daniel García Peris / flickr.com Marek Vavrusa / flickr.com Teresa Grau Ros / flickr.com Thomas Quine / flickr.com Verity Cridland / flickr.com antonio castells / flickr.com Jorge Franganillo / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com Jorge Franganillo / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com Antonio Tajuelo / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com

На вершине горы, неподалёку от Барселоны, расположившись среди деревьев естественного парка, виднеется жемчужина Испании, её святейшая гордость – монастырь Монтсеррат.

Хроники далёкого 88 года содержат некоторые данные, упоминающие о том, что ещё тогда гора Монтсеррат вблизи Барселоны дала приют на своей вершине нескольким скромным церквушкам.

Согласно дальнейшим историческим записям, спустя пару веков, началось закладывание монастыря. Его возведение длилось достаточно долго, и к XII столетию монахами было завершено строительство. С тех пор структура монастыря Монтсеррат практически не разнится с тем архитектурным сооружением, которое можно наблюдать сегодня.

Колоссальный ущерб был нанесён историческому памятному монастырю во времена наполеоновских сражений. Полностью сожжённому и разрушенному монастырю удалось сохранить лишь часть готической галереи и прилегающий романский портал. Поэтому следующие сто лет происходило поэтапное восстановление собора. В работе были задействованы знаменитые скульпторы из Барселоны, талантливые художники и архитекторы тех времён, чем можно объяснить сочетание в здании нескольких стилей. Однако преобладающим архитектурным решением называют модернизм, ведь реставрация монастыря затянулась до XX века.

Каждый год эту достопримечательность посещают миллионы людей, среди которых не только путешественники и любители экстрима, но и католические паломники со всех точек Земли. Задаваясь вопросом о том, что же манит сюда всех этих людей, ответ на него можно найти, лишь добравшись до этого святого монастыря. И здесь всё просто: спортсмены, верующие, туристы или просто любопытные отдыхающие - люди разных уровней достатка и жизненных взглядов хотят добраться сюда, чтобы сделать глоток горного свежего воздуха, услышать уникальное пение известного на весь мир хора мальчиков, загадать самые заветные желания, которые исполнит Чёрная Мадонна. Этой статуе, которую по праву считают духовной покровительницей Каталонии, приписывают чудодейственные лечебные свойства.

Черная Мадонна в Монтсеррат исполняет желания

К одной из удивительных легенд, связанных с историей возникновения монастыря Монтсеррат, стоит отнести версию о том, как Чёрная Мадонна стала символом монастыря. Говорят, что в одной из многочисленных пещер на горе Монтсеррат, жители обнаружили статую Мадонны с младенцем на руках.

Черная Мадонна в Испании (Thomas Quine / flickr.com)

Люди, нашедшие деревянную статую, попытались спустить находку вниз, чтобы показать всем горожанам. Однако сделать каждый шаг с Мадонной становилось всё труднее. Когда статуя приобрела просто неподъёмный вес, попытки её перемещения было решено оставить. С тех пор, место на горе Монтсеррат, где осталась деревянная фигура, приобрело для жителей Барселоны святость и духовный смысл.

Сегодняшняя Чёрная Мадонна, обитающая в монастыре, не совсем та самая фигура, которую оставили на вершине горы. Как гласит легенда, первая статуя исчезла так же внезапно, как и появилась. Нынешняя святыня – оригинальная реликвия, относящаяся к XII веку. Благодаря монахам, чьи усилия были направлены на надёжное хранение ценной «девы», она максимально естественно сохранила свой внешний вид.

Добраться до чудотворной Чёрной Девы несложно, ведь находиться она в центральном помещении монастырского комплекса – Базилике. Поднявшись по главным ступеням и свернув направо, можно обнаружить отдельный вход к Мадонне. Каждый желающий может самостоятельно проверить истинность волшебной исцеляющей силы статуи и убедиться в ней. При чём, сделать это можно по-разному.

Первый способ заключается в том, что, посетивший деву, загадывает желание и ожидает его осуществления. Второй – не требует дополнительного время на исполнение желания. Достаточно лишь заглянуть в соседнюю комнату и собственными глазами увидеть дары тех, чьи просьбы уже исполнила Чёрная Мадонна. На протяжении всех веков многие обеспеченные люди приносили дорогостоящие вещи к ногам целительной статуи, прося её взамен об излечении бесплодия, тяжёлых заболеваний.

Известные достопримечательности монастырского комплекса

Почти тысячелетняя история сделала своё дело: гора Монтсеррат стала хранительницей множества ценных реликвий, признанных истинным культурным наследием Испании.

Библиотека Монсеррата занимает весомое место среди лучших библиотек Европы. В её стенах собраны несколько сотен тысяч книг и около двух тысяч рукописей, манускриптов. Здесь же хранится и легендарная Красная книга Монтсеррата. Она представляет собой уникальный сборник текстов и песен средневековья. Также к особенностям монастырской библиотеки можно отнести недоступность для посторонних глаз, и в первую очередь – женщинам. Вход внутрь монастыря открыт лишь мужчинам, имеющим весомые достижения в мировой научной деятельности.

Внутреннее оформление храма (Jorge Franganillo / flickr.com)

Музей Монсеррата поражает разнообразием своих потрясающих уникальных экспонатов. Множество коллекций затрагивают границы абсолютно несхожих тематик: от артефактов археологических исследований стран Ближнего Востока до испанских старинных драгоценных украшений. Посетители, не принадлежащие христианской конфессии, будут приятно удивлены не менее католиков, увидев в музее бесподобные иконы, изображающие Христа и апостолов, великолепные витражи и скульптуры. Здесь представлена не одна икона с изображением Мадонны и целая экспозиция православных икон. Невозможно и не отметить присутствие в музее шедевров художественной живописи средневековья. Работы Моне, Джордано, Дали, Эль Греко и других величайших мастеров кисти, присутствующие в музее, подтверждают культурное значение и ценность монастыря.

Эсколания де Монтсеррат

Певческая школа Эсколания славится на весь Старый Свет. Основавшись ещё в XIII столетии, слава Эсколании не гаснет и по сей день. Музыкальная школа со старейшей историей специализируется на обучении мальчиков хоровому пению и музыкальной грамоте.

Около пятидесяти ребят в возрасте от 9 до 14 лет получают там не только музыкальное, но и достойное общее образование. На сегодняшний день, известный далеко за пределами Барселоны хор мальчиков проживает в уцелевшем крыле древнего монастыря.

Желающим послушать изумительный хор мальчиков следует посетить Эсколанию де Монтсеррат в любой день недели, кроме субботы. Хор практически не участвует в выступлениях за пределами монастырского комплекса, между тем, весь репертуар составляют классические произведения для хора и церковные песнопения.

Мальчики участвуют в хоре до начала изменения голосовых связок. Как только голос начинает ломаться, мальчики прощаются с Эсколанией. Зачастую, выпускники данной школы становятся талантливыми музыкальными исполнителями или композиторами.

Информация для посетителей

Нескончаемый поток туристов к горной достопримечательности оказал влияние на формирование налаженной торговли, ведь она является обязательной составляющей любого туристического бизнеса в стране. На территории данного посещаемого объекта расположились разнообразные сувенирные лавки, миниатюрные шопинг-центры. Спросом среди посетителей пользуются также библейские книжки, керамика, произведённая в Испании, изделия монастырской пекарни, выступления хора мальчиков на аудиодисках и многое другое.

Будучи в Барселоне, не стоит упускать возможность увидеть своими глазами эту уникальную достопримечательность. Тем более, что добраться до подножия горы Монтсеррат из столицы можно на метро или на частном автомобиле, затем останется лишь определиться со способами подъёма на вершину, где размещён монастырский комплекс. Для туристов предпочтительнее канатная дорога: путь наверх займёт около 5 минут, в течении которых можно насладиться захватывающими дух окрестными видами.

Планируя посещение монастыря, также следует уделить особое внимание своему внешнему виду, ведь Монтсеррат – не просто культовое место Барселоны или всей Испании. Эта святыня – место поклонения глубоко верующих людей, поэтому следует относиться к нему с уважением. Побывавшие там имеют возможность, пусть и ненадолго, обрести душевную гармонию и избавиться от волнений. При этом, совсем неважно, какая из достопримечательностей вызовет больший интерес — понравиться ли музей или хоровое пение мальчиков, восхитит монастырь или только Чёрная Мадонна. Посещение этой горной жемчужины вблизи Барселоны подарит незабываемые впечатления.

Montserrat, Catalonia
Spain

Монтсерратский монастырь . Ч.1

Первый аббат настоятель выбрал для монашеской обители замечательное место на утесе выступающем над склоном горы Монтсеррат возле Барселоны.
Место было труднодоступным и монахи вели жизнь отшельников.
С вершины открывается вид на сотни километров вокруг.

История возникновения монастыря Монтсеррат во многом сходна с другими монастырями в Европе и приходится на время, когда христианство еще только начинало свое шествие по миру. Первое упоминание об этих местах появилось в IXв. и связано с находкой статуи Черной Мадонны - Монтсерратской Божьей Матери. По одной из легенд, статуя мадонны была вырезана из черного дерева евангелистом Лукой и привезена в Испанию апостолом Петром.

В VIIIв. местный епископ спрятал её от нашествия мавров в одной из пещер на склонах горы и место было утеряно.
С этими событиями связана другая романтическая легенда, которую нам и выдали за основную версию местные гиды. По этой версии святая открылась в виде лика на стене детям пастушкам, укрывавшимся в пещере на горе. Поначалу взрослые не поверили рассказу детей, но святая терпеливо дожидалась признания и образ свой со стены не убирала. Обретение реальной статуи в IXв. послужило началом возникновения культа и паломничества к святому месту. Над пещерой построили часовню.
В начале XIв., здесь была основана обитель монахов бенедиктинцев и статуя стала объектом их поклонения.
По другой версии, черную статую подарили монастырю копты-христиане из Египта.
По третьей версии, которая мне кажется правдоподобной, статуя почернела, так как со временем изменились свойства лака, которым она покрыта. Скорее всего, она была привезена одним из апостолов из святых земель. Все версии мирно уживаются, хотя отличить настоящее черное дерево от покрытого лаком, мне кажется делом несложным. Скорее всего, загадка существует только для туристов. Прелесть Черной Мадонны от этого не уменьшилась и она остается самой почитаемой и любимой святой - покровительницей Каталонии.

Пресвятая Богородица в 20в. по католической традиции прошла церемонию коронации и возведения на трон.

Пещеру в 19в. еще раз украсили новой небольшой часовней, где и по сей день можно увидеть свод, на котором появился образ. Нужно лишь немного воображения.



К часовне пристроили крошечный клойстер


В XIX в. народную тропу к часовне решили оформить скульптурами, скульптурными барельефами и картинами на сюжеты из библии, связанными с восхождением Христа на Голгофу и последующим за этим его воскресением.
Лучшие художики, скульпторы и архитекторы Каталонии подарили монастырю свои работы, которые разместились под открытым небом на склонах горы вдоль тропы. Немалое участие принимал в этом проекте молодой тогда Гауди. Он предложил разместить скульптурные барельефы на склонах горы, чтобы их можно было увидеть отовсюду.



На меня, признаться, увиденное произвело впечатление и оставило след в памяти. Душа прониклась сопереживанием к искренней вере и любви этих людей к своей земле.
Хотя, пожалуй в своей стране я к различным национальным идеям относилась более осторожно. Со временем это грустное понимание только усилилось.

На промежуточную площадку до вершины везет фуникулер, из которого открывается превосходный вид на монастырские здания.


На саму вершину мы забрались пешком по одному из трейлов вокруг и на вершину, чтобы полюбоваться Каталонией сверху.

Монастырь богат историей, общей с судьбой Испании. Здесь побывали войска Наполеона, и сопротивление местного населения, не без участия монахов, было настолько сильным, что им потребовалось заложить порох с четырех сторон и взорвать постройки монастыря. Сюда забрались и войска Франко, преследуя партизан. Монастырь был опять разрушен, многие монахи убиты. Сейчас основные здания восстановлены, а часть их, к счастью уцелела. Смешанная община монахов и монахинь живет здесь и совершает службы.
Красота места также настраивает на возвышенный лад.

Кельи на склонах заброшены и в них давно уже никто не живет.




В монастырь можно приехать монорельсовой дорогой с одной из промежуточных станций электрички из Барселоны, что мы и сделали. А возращались с горы - канатной дорогой.

Монсерратская Мадонна (Virgen de Montserrat/ Mare de u de Montserrat ), за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta ), является святой покровительницей Каталонии. Образ Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении (Тронном зале) монастырской базилики , где каждый желающий может, отстояв очередь, поклониться святой , прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий. Нынешняя статуя Девы датируется концом XII века.

Помимо прозвища Ла-Моренета (Чернушка), Монсерратскую Мадонну еще называют «апрельской розой», поскольку знаменитый гимн Virolai , ежедневно исполняемый мальчиками из хора «Эсколания», начинается словами " Rosa d’ abril, Morena de la serra..." («Апрельская роза, смуглая Дева гор...»).

Праздник Мадонны Монсеррата отмечается 27 апреля. Не менее пышно, чем сам этот день, отмечается и канун этого праздника, особенно каталонской молодежью. В эти дни в монастыре проходят торжественные мессы, концерты, специальные лекции, пения псалмов, исполнения фольклорных танцев и представления строителей традиционных каталонских «башен» из людей.

Легенда об обретении образа Черной Мадонны Монсерратской

Согласно легенде , первую статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Видение повторилось. В последующие четыре субботы вместе с пастушками туда приходил священник из Олесы, и вновь их взорам предстало чудесное видение.

Вскоре новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии . Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первый текст, упоминающий об этой легенде, датируется 1239 годом.

Эта легендарная статуя, вероятно, действительно существовала и пользовалась огромным почитанием верующих (считалось даже, что ее вырезал из дерева сам апостол Лука), но через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры (Capella de la Santa Cova ). Любой желающий - турист или паломник - может, удалившись от суеты и многолюдья монастырской базилики , пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova , ведущему к этой часовне, любуясь великолепными горными пейзажами и религиозными скульптурами на Пути молитв (Rosari Monumental de Montserrat ).


В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике , однако эта копия также высоко почитается верующими (хотя очередей к ней не бывает).

Описание и символика романской скульптуры Богоматери Монсерратской

Оригинальная статуя Черной Мадонны утрачена. Нынешний образ Девы Монсерратской , установленный в монастырской базилике , был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba ). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae ).

За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Например, в воспоминаниях одного нюрнбергского жителя о посещении Монсеррета в 1494 году рассказывается, что он был поражен огромным количество масляных ламп и свечей, день и ночь горевших перед ликом Девы. В книге «История и чудеса Богоматери Монсерратской» аббата Педро де Бургоса (1536-50) упоминается, что статуя имела смуглый цвет . Хроника Херони Пухадаса (1609) это подтверждает.

Статуя Моренеты имеет исключительную ценность - не только из-за ее религиозного и эмоционального значения для всего каталонского народа и поклонения, которое она вызывает у всех христиан, но и из-за изящных форм самой скульптуры, которая за долгие годы существования приобрела новые черты и несколько отдалилась от оригинала, но всё же не утратила притягательности.

На королевское величие Богородицы указывает позолоченная корона. Ее голову и плечи покрывает короткая вуаль, именуемая по-гречески «мафорионом». Такой платок носят и многие другие романские мадонны. Платок этот полихромный, украшенный узорами на белом фоне - золотыми полосами и красными ромбами с вписанными в них золотыми крестами и темно-зелёными звездами (это полихромное покрытие появилось в XVI веке). Лик Богородицы окрашен черным, но не равномерно: в некоторых местах на шее и около глаз проступает коричневый цвет основы. Нос очень тонкий, вытянутый и выступающий, с изящно выполненным кончиком, шея стройная. Мягкая, закругленная форма губ и подбородка создают выразительный и поразительно нежный лик, который можно встретить у некоторых готических скульптур, уже начинавших появляться во Франции в период создания статуи.

Если взглянуть на лик Мадонны в профиль с левой стороны, мы увидим в выражении ее лица серьезность и даже грусть, тогда как, рассматривая его с другой стороны, на губах Богоматери можно даже заметить легкую улыбку. Во фронтальном развороте Богоматерь излучает приветливое спокойствие.

Если в лике Богоматери уже проявляются черты готики, то остальная фигура отличается строго романскими пропорциями, она очень узкая и плоская, с большим углублением, в которое помещен младенец Иисус. На Мадонне длинный плащ типа пенулы (Paenula ), или верхней туники, частично открывающей нижнюю тунику (с таким же треугольным вырезом) и позолоченное ожерелье. Всё ее одеяние покрыто позолотой и оторочено черным «шитьем». Облачение ниспадает элегантными складками и окутывает ноги сидящей фигуры. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii ), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Полихромное покрытие правой руки Девы полностью стерто из-за ее непрерывного целования верующими. Руки имеют такой же темный цвет, как и лик. Их естественность и выразительность является не свойством романской скульптуры, а результатом работы более современных мастеров: из-за чрезмерной ветхости руки пришлось изготовить заново.

Ноги Богоматери одеты в простую обувь остроконечной формы и покоятся на позолоченной подушке. Она восседает на трапециевидном престоле с четырьмя колоннами по углам, увенчанными позолоченными шишечками (престол изготовлен в XVI веке).

Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - символ плодородия и долголетия в романском искусстве. Предполагают, впрочем, что первоначально он держал в руке не шишку, а земную сферу, как и Богоматерь. Дело в том, что фигура младенца не оригинальная романская (она утрачена), а значительно более поздняя: она была изготовлена в 1823-1824 вв. Лик и голова младенца тщательно отшлифованы и имеют натуралистический вид, далекий от всякой романской традиции. На голове младенца корона (более простая, чем у Богоматери). Волосы в виде завитков - деталь, которую невозможно встретить в средневековой скульптуре. Лицо у Младенца изящное, с широким лбом, большими глазами, прямым носом и небольшим ртом с намеком на улыбку. Вся его миловидность и округлость черт обнаруживает вмешательство современных скульпторов, поскольку совершенно не свойственны романскому искусству. Одежда младенца в целом копирует облачение матери, только вместо пенулы на нем надета простая туника, нижняя рубашка и ожерелье. Рельеф складок имитирует романский образец, но выражен резче. Из-под туники видна пара очаровательных ножек, выполненных с точным знанием анатомии.

История образа Черной Девы Монсерратской

Как уже было сказано, нынешняя статуя темноликой Мадонны, установленная в базилике монастыря Монсеррат , датируется концом XII века. Ее автор неизвестен. В ходе недавних исследований было доказано, что первоначально лик и руки Мадонны были покрыты свинцовыми белилами с добавлением некоторых пигментов, а ее одежда была расписана традиционными цветами - синим и красным, как на миниатюрах из «Красной книги» (Llibre Vermell de Montserrat ).

В XVI веке руки и лик Мадонны были покрашены каштановым, поскольку белый цвет к тому времени приобрел довольно тёмный оттенок (из-за упомянутого окисления и атмосферных воздействий), а реставрировать статую было необходимо, так что ренессансными мастерами был выбран ставший уже привычным для верующих тёмный цвет (впоследствии статуя только продолжала темнеть). Видимо, тогда же было покрыто позолотой и одеяние Мадонны.

В 1808 году, во время наполеоновских войн, Ла-Моренета впервые в своей истории покинула Монсеррат и была спрятана монахами. Через год она вернулась на свое место, но в 1811 году, незадолго до того, как французские войска разрушили аббатство, вновь покинула монастырь. Святыню спрятал под небольшой садовой лестницей Маур Пиканьоль (Maur Picanyol ), отшельник из скита Сант-Димес (Sant Dimes ), и таким образом спас Ла-Моренету от гибели в пожаре. Однако статуя сильно пострадала от дождей. В январе-феврале 1812 года она была отреставрирована. В частности, были заново покрашены лик и руки Богоматери. Летом 1812 года, когда французы снова жгли монастырь, скульптура снова покинула аббатство: ее взяли с собой бежавшие монахи.

В 1822 году во время конфискации монастырского имущества Мадонна лишилась украшавших ее драгоценностей и была перевезена для сохранности в Барселону, в 1824 году она вернулась в Монсеррат с новой короной. В 1835 году, во время секуляризации, проводившейся премьер-министром Мендисабалем, монастырь доверил статую одному фермеру, который в течение девяти лет хранил ее у себя дома, пока монастырь не был вновь открыт. Статуя была настолько хорошо спрятана, что епископу Барселоны пришлось обратиться к находившемуся в изгнании аббату, чтобы узнать у него, где находится Черная Мадонна Монсерратская .

Образ темноликой Девы был существенно изменен в 1823-1824 вв. Именно во время этой «реставрации» оригинальная скульптура младенца была, как уже говорилось, заменена новой - прежняя находилась в крайне плачевном состоянии. Земная сфера, которую держал в руке младенец, также была сильно изношена и скорее напоминала шишку, поэтому скульптор и заменил ее шишкой. В этот же период были заново изготовлены руки Богоматери . Жесты рук были сохранены, но сами руки стали идеально проработанными и изящными, чего невозможно встретить в романской скульптуре. Из того же дерева была сделана и земная сфера, которую скульптор поместил в правую руку Богоматери (точно неизвестно, находилась ли сфера там изначально). Вероятно, тогда же были заново покрашены не только новые детали, но и вся скульптура целиком, чтобы создать более равномерный тон. Как считают исследователи, именно в эти годы лик и руки Богоматери и младенца Иисуса приобрели окончательный черный оттенок (вероятно, до тех пор цвет был ближе к коричневому), и в этом виде скульптура и дошла до нас. Не будем забывать, что в эпоху романтизма существовала мода на разнообразные средневековые легенды и старинные скульптуры, и в этом смысле интенсивный черный цвет святого образа полностью соответствовал духу времени. Аббат Мунтадес оправдывал это давней традицией, в соответствии с которой скульптурам якобы было принято «из соображений наивысшего аскетизма» специально придавать черный цвет.

В сентябре 1844 года скульптура была вновь установлена в церкви Монсеррата при большом скоплении и ликовании народа. В 1881 году состоялась церемония канонической коронации образа Черной Мадонны и ее провозглашения святой покровительницей Каталонии .

Отметим, что в то время статуя еще была укутана в пышные одежды из драгоценных тканей: особо почитаемые образы Богоматери было принято облачать в расшитые мантии и накидки в форме колокола (пик этой моды пришелся на эпоху барокко). Поэтому на многих старинных изображениях Черная Мадонна Монсерратская фигурирует именно в таких роскошных одеяниях, скрывающих оригинальную романскую скульптуру.

Исследователи-рационалисты, пытавшиеся докопаться до исторической истины, свободной от мифов и легенд, не имели возможности исследовать и сфотографировать статую без этих накладных одежд , но среди экспертов уже тогда начали зарождаться сомнения относительно подлинности скульптуры, которая никоим образом не могла датироваться 880 годом, что бы ни говорила легенда . Но народные массы не были еще готовы принять разницу между легендой и подлинной историей. Рационалистический менталитет в монастыре возобладал лишь к началу XX века. Первая фотография скульптуры без скрывающих ее накладных одежд датируется 1920 годом.

Даже те, кто противились научному изучению статуи, были поражены чистой красотой, одухотворенностью и любовью, которую излучал образ, освобожденный от чужеродных одежд. Впрочем, в то время монахам еще не нравилось выставлять статую для поклонения верующих в таком аутентичном виде, без дополнительных деталей наряда. До этого еще должно было пройти несколько десятилетий. Лишь после конца Гражданской войны монахи решили, что образ можно выставить для поклонения верующих без дополнительных металлических украшений и накладных одежд.

В 1909 году, во время событий Трагической недели, «Смугляочку» снова пришлось прятать. На протяжении Гражданской войны в Испании (1936-39) на месте подлинной Мадонны стояла копия. В 1946 году был создан серебряный трон для Богоматери, а также восстановлено полихромное покрытие скульптуры. В 1947 году статуя была установлена на то место, где находится и поныне. Сегодня фигура накрыта специальным защитным куполом из стекла (стеклянным колпаком), и желающие поклониться святому образу могут дотронуться только до шара в руке Мадонны.

В 1947 году состоялась церемония возведения на трон образа Богоматери Монсерратской (Entronització de la Mare de Déu de Montserrat ). Эти празднования, в которых приняло участие около 100 тыс. человек из всех уголков Каталонии, считаются первым актом общественного примирения в регионе после Гражданской войны.

В 2001 году было проведено радиографическое исследование скульптуры. Подтверждено, что основная часть Мадонны относится к романской эпохе.

Почитание чудотворного образа

Упоминания о чудесах, которые творит Дева Монсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. Описания многочисленных чудес содержатся, в частности, в известном средневековом сборнике «Песни Деве Марии » (Cantigas de Santa María ) (XIII в.). Появление этого произведения привело к огромной популярности Монсеррата и сделало его местом массового паломничества.


По мере завоеваний каталоно-арагонской короны слава о чудесах Черной Мадонны распространилась далеко за пределы Каталонии и Средиземноморья. Множество посвященных ей часовен появилось в Италии, культ Черной Мадонны проник в Австрию, Центральную Европу, Нидерланды, Францию. Первые церкви в Мексике, Чили и Перу были посвящены Богоматери Монсерратской, название «Монсеррат» было присвоено одному из Малых Антильских островов, а также нескольким горам, городам и посёлкам. В Бразилии португальские миссионеры основали два процветающих и поныне монастыря под названием Монсеррат. В наши дни также существует множество посвященных этой Мадонне храмов и духовных центров в Австралии, Америке, Азии и Африке.

Это святое место посещали многие выдающиеся исторические деятели, политики, писатели и художники. Императоры Карл V и Филипп II Испанский скончались, держа в руках освященные свечи из Монсеррата. Французский король Людовик XIV оплачивал заступнические молитвы, которые читались в Монсеррате во здравие Королевы-матери. Австрийский эрцгерцог император Фердинанд III пожаловал монастырю щедрые пожертвования.

Почитание Мадонны Монсеррата не ослабевает и в наше время. Особой любовью она пользуется, разумеется, в Каталонии. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монсеррат и поклониться Черной Деве. Помимо богомольцев, к чудотворному образу неустанно стекаются толпы простых туристов, мечтающих прикоснуться к легендарной святыне и загадать желание.

О том, в какое время можно посетить базилику Монсеррата и поклониться Черной Деве, а также о том, каков традиционный ритуал поклонения Мадонне, .

План монастыря Монсеррат с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете скачать подробную карту монастыря Монсеррат . На этом плане присутствуют обозначения на русском языке основных туристических достопримечательностей на территории Монсеррата, в том числе монастырской базилики с образом Черной Девы Монсерратской, Музея Монсеррата, станций фуникулеров , канатной дороги и зубчатой железной дороги (кремальеры) , а также смотровых площадок, информационных пунктов, магазинов, ресторанов и отелей.

Кроме того, на плане Монсеррата указаны направления основных пешеходных троп в окрестностях монастыря (маршруты в сторону Святой Пещеры , часовни Святого Иоанна, смотровой площадки Фра Гари, вершины Сант-Жерони и др). Такую карту вы также можете получить в пункте туристической информации при входе в монастырь. Также в этом офисе можно взять более подробную карту маршрутов по местности вокруг монастыря. Другие карты пешеходных маршрутов по Монсеррату можно скачать на нашем сайте .

Впервые монастырь Монсеррат в древних источниках указан в 880 году. К IX веку здесь расположилось четыре скита. Бенедиктинский монастырь был основан аббатом Олибой Рипольским в 1025 году. В XII веке сооружение было достроено. Именем монастыря Христофор Колумб назвал остров, входящий в архипелаг Малых Антильских островов. Игнатий Лойола, основоположник ордена иезуитов, совершает паломничество в Монтсеррат в 1522 году. Спустя 70 лет новый собор освящают. Разместившись на обрыве скалы, монастырь имеет внушительные размеры. Варвары армии Наполеона в 1811 году подожгли собор, практически разрушив его. Бенедиктинская община и население Каталонии в 1844 году начинают восстановление сооружения, которое затянулось на целый век.

Архитекторы, скульпторы, художники в XIX и XX веках упорно трудились над созданием интерьера собора. В итоге видим соединение нескольких направлений с явным преимуществом стиля модернизм.

Титул малой базилики Монтсеррат получает в 1881 году от папы Льва XIII. Этот титул присваивался паломническим церквям, имеющим историческую значимость.

Алтарь монастыря Монсеррат высекают из скалы, украшают серебром и эмалью.

Стены Монтсеррат оберегают святыню Каталонии - статую Богоматери с младенцем на коленях, созданную в XII веке. Высота статуи 95 см, каталонцы называют ее "Смугляночка", поскольку сделана она из черного тополя. Облачена она в золотые одежды, но все равно получила прозвище "Черная мадонна".

Со всего мира спешат к ней паломники на поклон. Прикосновение к ее руке гарантирует исполнение желания. В здании храма отвели специальную комнату, где хранятся вещи, подтверждающие исполнение прошений: костыли, свадебные платья и т.д.

Легенда гласит, что статую нашел в одной из пещер один из поселенцев во времена Реконкисты (период , когда христиане отвоевывали страну у мусульман).

Светильники для зала преподносят в качестве дара общины страны. После Гражданской войны на средства народа сооружается трон Девы Марии из литого серебра. Знаменитый испанский архитектор Антонио Гауди оформлял алтарную часовню монастыря.

Одна из стен монастыря вмещает в себя статую рыцаря. Он ничем непримечателен, но только его взгляд будет вас преследовать, в какую сторону от него вы не отошли бы.

На Монтсеррат расположилась знаменитая библиотека, в которой собраны рукописные книги Средневековья, издания монастырской типографии, открытой в 15 веке. Фонд библиотеки состоит из 300 тысяч томов, 400 из них - рукописные. Одно из ценнейших приобретений - сборник десяти средневековых песен XIV века "Llibre Vermell".

В храме служит 79 монахов бенедиктинского ордена. Они принимают, обслуживают паломников. Кстати, на территории собора расположена гостиница. В личное время иноки рукодельничают, производят натуральные продукты для продажи: торты, мед, вино, ликеры, орехи, творог.

Ежедневно в час дня хор мальчиков поет гимн Деве Марии "Виролай". Хористы - воспитанники музыкальной школы при храме «Escolania de Montserrat». Эта древнейшее музыкальное заведение Европы, основанное в XIII веке. Хор мальчиков задействован во всех торжественных литургиях. Участники хора - дети от 9 до 14 лет в количестве 50 человек. Хористы живут в монастыре, получая музыкальное и школьное образование. Наряду с духовной исполняют и классическую хоровую музыку. За стенами монастыря начинают гастрольную деятельность с 1968 года. Сейчас о них знают не только в Европе, но и на других материках. Мальчики поют в хоре до мутации голоса. С началом ломки голосовых связок заканчивается их пребывание в школе.

При монастыре функционирует музей с шестью основными экспозициями:

1) археологической, содержащей экспонаты Ближнего Востока;

2) иконографией Девы Марии;

3) драгоценными камнями;

4) живописью 15-18 веков;

5) живописью и скульптурами 19-20 веков;

6) коллекцией православных икон.

Жемчужина Каталонии заслуживает выданных ей регалий и нескончаемый поток посетителей.

Почему она черная?


Почитание Черной Мадонны - явление заграничное и загадочное. В отечественной культуре аналогов почти нет, если не считать старинной иконы XVII века «Прибавление ума», созданной иконописцем, страдавшим приступами безумия.

Но и эта икона, где лик Богородицы так смугл, что почти черен – не совсем «наша», и писана, как было доказано позднее, со статуи Богоматери из итальянского города Лорето. (рис. 1) Иконописец же, окончив свой труд, по преданию исцелился.
В Европе, напротив, черных мадонн множество – только во Франции их более трехсот, есть десятки таких статуй в Испании, в Италии, в Германии… Почитают их как величайшие святыни, паломнические пути к ним не зарастают столетиями, молва о чудесных исцелениях широко разносится по миру. А между тем, поклонение им остается неразрешимой загадкой в Католической Церкви. Всем известно, что Богородица не была негритянкой. Почему же тогда статуи черные?

В дыму веков

Кому же знать ответ на этот вопрос, как не священнослужителям? У церкви есть версия: Черные Мадонны – очень старые статуи, и лики их сделались темными из-за копоти свечей. Мол, столетиями сажа оседала, что ж вы хотите. И примеры известны. Взять хотя бы статую в Лорето – изображение стоящей Богоматери с Младенцем на руках, вырезанное из ливанского кедра. По преданию, статую изготовил сам евангелист Лука, но эксперты легенду развеяли – Мадонна создана в XIII-XIV столетиях, причем изначально она была светлой, но со временем закоптилась. Еще в XVII веке усилиями монахов-иезуитов по Европе распространились сотни копий Лоретской Мадонны. Ее потемневший лик играл в церковных делах роль идеологическую. В то время Ватикан боролся с «лютерской ересью». Протестанты считали культ статуй нововведением, и темные лики Мадонн призваны были убедить верующих в обратном.
Кстати, сейчас в Лорето стоит копия, поскольку подлинная статуя сгорела во время пожара в 1921 году. Копию же, вырезанную из ливанского кедра, выращенного в садах Ватикана, окрасили в черный цвет намеренно, дабы она соответствовала оригиналу. (рис. 2.)

Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими.

Аналогичный случай произошел и с Мадонной из швейцарского монастыря Айнзильден. Здесь с XIII века стояла статуя Девы Марии, подаренная обители настоятельницей Цюрихского женского монастыря. В середине XV столетия изваяние пострадало от пожара, и было заменено деревянной копией, потемневшей за столетия. Среди паломников она стала известна как Черная Мадонна. Со святыни также было изготовлено множество копий – и все они были сделаны черными. Одну из самых известных освятил в 1677 году кельнский епископ Пауль. В немецком городе Дюссельдорфе для копии почитаемой черной Богороматери из монастыря Айнзильден, была выстроена специальная часовня. В Дюссельдорф потянулись паломники, и вскоре статуя прославилась как чудотворная. (рис. 3.)

В немецком городке Альтёттинг тоже есть Черная Мадонна. Ее вырезали из липы в начале XIV века и привезли в Баварию то ли из Бургундии, то ли с верховьев Рейна. Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими. На самых старых табличках лик Мадонны – светлый, и только с конца XVII столетия ее стали изображать такой, какой она стала в реальности. (рис 4., рис. 5.)
Иными словами, церковная версия о черноликих Мадоннах вовсе не безосновательна, хотя она объясняет лишь некоторые случаи. Известно множество статуй Мадонны, которые с самого начала были изготовлены из эбенового дерева, темного камня либо покрашены в черный цвет. Такова, например, Черная Мадонна во французском городке Ле-Пюи…

Иудейка или египтянка?


Не было в средневековой Франции популярнее места паломничества, чем собор Нотр-Дам на горе Корнель. Его не раз посещали монархи, и один из них – Людовик IX, возвращаясь в XIII веке из седьмого крестового похода в Святую Землю, привез в дар местному собору изображение Девы Марии из черного дерева в одеждах из золотой парчи. Одеяние закутывало статую, расходясь конусом от шеи донизу, открывая на уровне живота голову младенца, увенчанного короной, как и его мать. (рис. 6.)
Судьба этой Черной Мадонны драматична. В годы французской революции ее бросили в огонь и сожгли вместе с другими предметами культа, при этом толпа, бесновавшаяся вокруг костра, вопила почему-то: «Смерть Египтянке!».
Незадолго до этих событий некий французский ученый исследовал и подробно описал статую. По его описанию была изготовлена копия, которая выставлена в соборе сегодня.
Но почему «Египтянка»? Оказывается, исследователь описал Черную Мадонну, подаренную королем, как статую египетской богини Исиды с младенцем Гором на руках. Случай этот не единичный.
В то время во Франции было множество Черных Мадонн, статуи которых помещали либо в криптах – скрытых помещениях соборов, расположенных обычно под землей, либо в самых темных нишах церквей. Многие из этих статуй были обретены чудесным образом в местах, известных своей целительной силой. Они стояли во тьме и тиши с давних времен и всегда были окружены особым почитанием верующих. Позже было установлено, что Черные Мадонны – наследие галльских племен, живших на территории Франции. Во времена Римского владычества в этих племенах, как и по всему Средиземноморью, был распространен культ богини Исиды – великой девственной матери, давшей жизнь всему сущему. С утверждением в Галлии христианства культ, сложившийся вокруг Черной Девы постепенно заменил более древнюю форму поклонения.

В Египетской мифологии Исида – дочь неба и земли, олицетворение «черной земли», оплодотворяемой богом Осирисом – Нилом. Историк Бигарн отмечал, что в астрономической теогонии Исида носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, готовая ожить под лучами солнца. Иными словами Исида богиня плодородия, символ женственности и материнства, а также владычица речных и морских вод, покровительница мореплавателей, врачевательница. Но в первую очередь Исиду почитали как Девственную Мать, Родительницу Гора – бога солнца.
Самая известная из этих статуй находится в крипте Шартрского собора во Франции. (рис. 14.) (К слову, эта Черная Мадонна не единственная в Шартре – есть и другая, но о ней позже.) Черная мадонна восседает на троне, на основании которого есть надпись «Virgini pariturae», что значит «Дева, которая должна родить». Французский историк Шарль Бигарн, изучавший появление и развитие культа, утверждает, что эта надпись отмечала статуи Исиды. По мнению ученого, Дева Шартра – один из самых древних объектов почитания – изначально была скульптурой Исиды, созданной еще до принятия христианства. Но древнее изваяние было разрушено, и его заменили деревянной статуей Мадонны с Младенцем на коленях. Современное же изображение создано уже после Французской революции.

Спорные параллели


Но что общего усматривают исследователи между и Исидой?
В Египетской мифологии Исида – дочь неба и земли, олицетворение «черной земли», оплодотворяемой богом Осирисом – Нилом. Историк Бигарн отмечал, что в астрономической теогонии Исида носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, готовая ожить под лучами солнца. Иными словами Исида богиня плодородия, символ женственности и материнства, а также владычица речных и морских вод, покровительница мореплавателей, врачевательница. Но в первую очередь Исиду почитали как Девственную Мать, Родительницу Гора – бога солнца.

В дохристианскую эпоху культ Исиды существовал по всему бассейну Средиземного моря, и ко II веку до н.э. охватывал не только Италию, Сицилию, Грецию, но и Галлию, Северную Африку, Испанию.
Ритуалы и церемонии поклонения Исиде были чрезвычайно таинственны, вход в храмы богини разрешался только посвященным. Разглашение тайн каралось смертью, даже слушать об этом считалось преступлением.
В Древнем Египте Исиду изображали в образе чернокожей женщины, кормящей грудью младенца Гора, сидящего у нее на коленях. На голове богини убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Ее статуэтки обычно вырезали из черного камня. (рис. 7.)
По мнению исследователей, когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии, и вероятно христианский образ Богоматери с Младенцем восходит к образу Исиды с младенцем Гором.
Параллелей усматривают множество: и Исиду, и Деву Марию почитают как Девственную Мать, Божью Матерь. И к Исиде, и к Деве Марии применяют одни и те же титулы: «Звезда моря», «Царица Небесная» и «Утренняя Звезда». И Исиду, и Деву Марию изображают на фоне звезд, либо стоящими на полумесяце (символе непорочности) с нимбом вокруг головы, либо в виде матери, держащей на коленях младенца. С этой позой связан еще один общий титул – «Престол мудрости» – ведь Младенец сидит на коленях своей Премудрой Матери как на троне.
Если версия, которую поддерживают сегодня многие ученые, верна, то цвет статуй Черных Мадонн получает вполне логичное объяснение.
Черный в древнем Египте не связывался ни с чем дурным, отрицательным, он символизировал землю и темные дождевые тучи, а также темноту материнского лона – женское божество рассматривали как чрево, способное родить бога и передавали это качество не только формами, но и цветом.
Однако в церковных кругах подобные доводы встречают резкие возражения. Главный аргумент: образ Исиды, с которой связан культ Осириса, духовно противоположен образу Пречистой Девы. А само отождествление весьма вольно. Ведь если Исида – «Дева, которая должна родить» и Богоматерь тоже – это еще не значит, что их общность простирается дальше. Тем более что в других культурах также фигурирует непорочное зачатие – у матери Будды Гаутамы, например. Что же, и ее отождествить с Девой Марией?!
Имеется и другое существенное возражение. Статуи Черных Мадонн стали появляться в Европе лишь к концу XI века, а их массовое распространение продолжалось до конца XIII столетия. И хотя исследователи пытались доказать, что культ Черной Девы зародился намного раньше, их доводы оказались неубедительны. Более того, найти истоки зарождения культа в рамках традиционной христианской истории оказалось невозможно.

Мать или жена?

Другая версия, объясняющая цвет и происхождение Черных Мадонн, основана на альтернативной истории христианства.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жёно? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте».
Ученые, исследовав эзотерический аспект этого культа в XII веке, установили его связи с алхимией и орденом тамплиеров, позднее осужденным за ересь. Суть версии в том, что Черные Мадонны изображали вовсе не Богородицу, как принято думать, а Марию Магдалину – бывшую, якобы, супругой Иисуса и родившую от него детей.
Поскольку тезис о браке Иисуса Христа и Марии является узловым для этой версии, посмотрим, какие доводы существуют в его подтверждение.
В евангелиях от Матфея и от Луки приводится родословная Христа, в обеих присутствует имя Иосифа, как официального отца Иисуса. Там говорится, что он происходил из колена Иудина, и вел свой род от Давида – второго царя Израиля, из рода которого (по мужской линии) согласно еврейскому преданию выйдет Мессия. Поэтому наследников Давидова рода по тогдашним законам обязывали жениться и произвести на свет сыновей. Вряд ли Иисус в таком случае мог остаться холостым, считают исследователи.
Но в Новом Завете нигде прямо не говорится, что Иисус был женат, хотя и обратного не говорится тоже. И некоторые детали в Евангелиях можно рассматривать как ссылки на семейное положение Иисуса.
В частности, история о свадебном празднике в Кане возможно описывает свадьбу самого Иисуса. В Евангелии от Иоанна говорится: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жёно? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Далее речь идет о чуде превращения воды в вино, которым Иисус наказывает слугам угостить всех гостей. Но по иудейским законам того времени на свадьбе могли распоряжаться только жених и его мать. Из этого исследователи делают вывод, что речь идет о свадьбе самого Иисуса.
Есть в Евангелиях и другие моменты, которые, с учетом иудейских традиций указывают на супружеские отношения между Иисусом и Марией Магдалиной.
Например, в Евангелии от Матфея есть эпизод о женщине с алебастровым кувшином, содержащим драгоценное миро. По словам евангелиста, Мария возлила это миро на голову Христа: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову».
Согласно обычаю, принятому у иудеев, а также у некоторых других народов (шумеров, вавилонян и ханаанцев), следовало ритуально помазать голову царя. Эта почетная роль отводилась обычно жрице либо царской невесте. Ритуал этот символизировал священную свадьбу. Такой ритуальный союз со жрицей считался обязательным, если царь желал, чтобы его статус как «миропомазанника», или «мессии» признавали все окружающие.
В Евангелии от Луки также есть характерная фраза: «…у нее (Марфы) была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его». Мария, о которой здесь идет речь, это Мария из Вифании, то есть Мария Магдалина, которая ведет себя здесь как почтительная супруга. Ведь по иудейскому обычаю сидеть у ног мужчины разрешалось только жене.
Эти и другие аргументы позволили исследователям сделать вывод, что Мария Магдалина была не блудницей, а женой Иисуса, от которого имела троих детей: дочь Фамарь и двух сыновей – Иисуса-младшего и Иосифа. Таким образом «давидова кровь» не прерывалась в потомстве. После распятия Христа Магдалина, якобы, выехала тайно в Галлию. Она прожила 60 лет и, вероятно, похоронена где-то на юге современной Франции.

Черная Магдалина?

Косвенным подтверждением этой версии, считает британский историк-исследователь Саймон Кокс, является горный массив во Франции – Монт де ля Мадлен, где имеется множество церквей со статуями Черной Мадонны. Местные верования напрямую связывают их с Марией Магдалиной. Но почему же Магдалину изображали черной? О, здесь возможно имел место прямо-таки невероятный исторический кульбит, считают ученые.
Если исследователи правы, и Мария Магдалина (с детьми) после бегства со Святой Земли отправилась в Галлию, то ей нужно было найти защищенное место, где она могла бы укрыться от римских властей. Приморские города для этого не годились – там было много римских чиновников и солдат. А вот крепость на острове Сите, основанная галльским племенем «паризиев» и ставшая впоследствии историческим центром Парижа, вполне подходила. Город, основанный ими в III веке до н.э. ранее назывался «Para Isidos» или «Par Isis» – что по-гречески означает «около Исиды». Галлы, жившие здесь, поклонялись этой богине, и построили посвященный ей храм.
И вот тут, по версии ученых, произошло, наложение смысловых пластов, а затем и культов. Образ Исиды – супруги Осириса, умирающего и вновь воскресающего божества, наложился на образ Магдалины – тоже супруги «умершего и воскресшего» Царя. От обитателей древней Паризии материальных следов не осталось, а на месте храма Исиды
возвели впоследствии знаменитый собор Нотр-Дам (что означает «Наша Госпожа»).
По прошествии нескольких столетий потомки Иисуса, якобы, слились с франками и породили династию Меровингов, которые правили два с половиной столетия на обширной территории западной Европы. От них произошел и английский королевский род, и многие знатные европейские фамилии.
Разумеется, все изложенное, не более чем версия исследователей, которые не связывают себя рамками ортодоксальной христианской доктрины и пытаются докопаться до истины.

Тайна Божественных царей

Основатели ордена тамплиеров были не кто-нибудь, а… наследники израильтянского царя Давида, сохранившие чистоту крови и называвшие себя «Rex Deus» – «Божественные цари». То есть все они были родственники, члены одной древнейшей семьи. Для ее сохранения в веках принимались специальные тщательно продуманные меры.
Но вернемся к Черным Мадоннам. Кого бы ни изображали эти статуи – Богородицу с Младенцем, или Марию Магдалину с сыном Христа – остается важный вопрос: почему они стали появляться в Европе только одиннадцать столетий спустя? Их распространение исследователи связывают с могущественным орденом тамплиеров, основанным в начале XII века, и его тайным учением.
Основатели ордена тамплиеров были не кто-нибудь, а… наследники израильтянского царя Давида, сохранившие чистоту крови и называвшие себя «Rex Deus» – «Божественные цари». То есть все они были родственники, члены одной древнейшей семьи. Для ее сохранения в веках принимались специальные тщательно продуманные меры.
Предание повествует об этом так. Задолго до Рождества Христова при Иерусалимском Храме были организованы две школы – для мальчиков и для девочек. Преподавали в них священники из рода Давидова, принявшие имена архангелов: Рафаил, Михаил и Гавриил. Когда девушки-школьницы становились взрослыми, на них возлагалась почетная миссия – продолжить царский род. Они должны были зачать детей от священников, после чего их выдавали замуж за уважаемых людей. По традиции, родившиеся от этих связей дети, в семилетнем возрасте возвращались в школы при храме, и цикл повторялся.
Дескать, именно при таких обстоятельствах и посетил девушку по имени Мария священник, которого называли «архангел Гавриил». А когда она забеременела, ее выдали замуж за почтенного плотника Иосифа, также ведущего свой род от царя Давида. Согласно преданию супруга впоследствии, якобы, родила ему еще четверых мальчиков и трех девочек.
Еще до того, как Иерусалимский храм был разрушен, часть священников покинула Израиль. Сначала они перебрались в Грецию, а оттуда рассеялись по всей Европе. Эта группа стала называть себя «Rex Deus» – «Божественными царями». Они продолжали верить, что когда-нибудь из их рода придет мессия и утвердит Царство Божие на земле. Со временем эти немногие, но влиятельные наследники выдвинулись в число европейской знати. Они не афишировали свое происхождение, но в каждой семье доверяли эту тайну избранному сыну (не обязательно старшему). Прямые потомки рода Давида хранили память об артефактах, спрятанных под развалинами Храма и лелеяли мысль когда-нибудь вернуться и забрать принадлежащее им по праву. Для этого членам «Rex Deus» необходимо было объединить усилия.
Но при чем же здесь Черные Мадонны? Терпение, читатель. Статуи Черных Мадонн оказались в самом центре этой таинственной и запутанной истории.


Продолжение следует...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: