Для чего посылаются болезни. Для чего нам даются болезни

- Когда человек тяжело заболевает, когда он впервые узнаёт свой диагноз, главный вопрос, который у него возникает: «Как? Почему? За что это со мной случилось? Все вокруг ходят по улицам, у них всё нормально, они будут ещё жить и жить, а со мной случилось такое». Как человеку понять, почему с ним такое случилось, как примириться с этим событием?

Действительно, на первый взгляд, болезнь бессмысленна. Человек страдает, ему плохо, он отрывается от общества, от дел, от семьи. Ему тяжко. Он ищет объяснения этому, и не видит никакого смысла. Когда человек не находит смысла, вслед за первой волной болезней. Это ещё больше усугубляет болезненное состояние человека...

Смысл болезни надо всегда выводить из причины этой болезни. Причиной болезни является грех. А грех - это нарушение того и иного жизненного процесса. Христиане его называют законом Божьим или заповедями Божьими. То есть, жизнь в грехе это жизнь, не совместимая с жизнью. Болезнь не возникает ни с того, ни с сего, это следствие нашей жизни.

Дорогой мой, если ты не будешь соблюдать элементарные правила гигиены, рано или поздно заразишься чем-нибудь. Как можно пренебрегать этим? Так есть и Заповеди Божьи, которые никто не отменял, а ты их не знаешь. Я, например, не знаю, как себя вести, ныряя с аквалангом под водой. И если я полезу туда, я могу погубить себя, утонуть просто. Прости, если ты не знаешь заповеди, это не значит, что они не существуют. Это гигиена твоей души, гигиена духовного пространства, которую тебе лучше бы знать.

Заболев, многие приходят к батюшке и просят: «Я хочу исцелиться! Непременно хочу исцелиться». Заказывают молебен. Они уверены, что выздороветь – это очень хорошо для них. А на самом деле, полезно ли такому человеку исцелиться?

Ведь болезнь дается не как наказание, а как средство стать лучше. Оно оказалось необходимым даже для очень многих святых людей.

Например, преподобный Амвросий Оптинский болел всю жизнь. А скольких людей Господь исцелял по его молитвам, скольких утешал! А апостол Павел, как много добра творил людям, исцелял, а сам болел. Серафим Саровский. Его побили, сломали позвоночник. Ну, неужели преподобный Серафим Саровский не мог помолиться так, чтобы у него позвоночник исцелился? Но вот это его сгорбленное смиренное состояние помогло тому, что мы имеем удивительного святого. Пимен Многоболезненный всю жизнь болел. Почему, зачем?

Смысл болезни я вижу в том, что это инструмент для делания чего-то. Отвёрткой закручивают шуруп, гаечным ключом гайки заворачивают, наждачка шлифует металл, чтобы он блестел. А болезнь шлифует душу своими «абразивными камнями»: боль в суставах, боль в печёнке, боль в голове.

И тут такой ропот восстаёт, такой гнев, такое уныние: «Что же вы, батюшка, такое говорите? Шлифует душу! Как же так, батюшка, не могу уже, ну не могу! Так болит, так больно, ну сколько можно?»

Вы знаете, наждачной бумагой можно аккуратно шлифовать, а можно ею же грубые зазубрины делать. Так и болезнь может украшать, а может разрушать, в зависимости от того как мы ее используем. Каким образом?

Если человек осознает, что болезнь появилась вследствие греха, нашей неправильной жизни, он может перенаправить болезнь в полезное русло. «Ну как же, батюшка, ну печёнка болит?» Да, но эту боль ты можешь направить так, чтобы она помогла твоему сердцу смириться. До сих пор, например, ты пил литрами вино и таким гордым был: «Смотри, сколько я могу выпить!» А теперь возьми эту болезнь, которая пришла от твоего винопития, направь её в смирение. Покайся перед Господом, что безрассудно своё здоровье загубил…

- Если говорить об образах инструментов, то человеку до этого давалась их масса: он проходил мимо храмов, мимо книг, мимо людей, которые могли ему дать какие-то инструменты, которыми он сам мог бы управлять, такие, которые предлагает нам церковная жизнь. А болезнь отличается, наверно, тем, что человек, который сам не хочет что-то делать, тут буквально за него она почти всё делает. Ему нужно немножко своих усилий добавить и тогда работа, которую он не делал по своей воле, она будет совершаться.

Любая болезнь не то, чтобы посылается Богом, Он её попускает, когда видит, что человек уже по своей воле никак не исправится. Болезнь приходит как бы спонтанно. Я каждый воскресный день посещаю больных в травматологической больнице. Там лежат больные со сломанными спинами, конечностями. Чаще всего после этих травм люди не только меняются, но и начинают делать то, что они никогда бы не стали делать здоровыми. Меняются в лучшую сторону, именно душой. Иногда бывает, что люди не могут восстановиться полностью, остаются калеками на всю жизнь, но душа приобретает иные, лучшие качества. В травматологию попадают те люди, которые в духовном отношении были безнадёжны, уже не могли бы сами прийти к такому качеству своей жизни. И тогда Господь им попускает. Не ломает в прямом смысле руки, ноги, просто в виду того, что человек нарушил те или иные заповеди, от него отходит благодать Божия. И тогда человек становится беззащитным, с ним случаются несчастья на «голом месте». Почему отступает благодать? Чтобы эта самая болезнь тебя вернула к тому качеству жизни, которое подобает человеку.

- Но вы же говорите, что святые тоже болели, а ведь благодать не отходила ни от Серафима Саровского, ни от Амвросия Оптинского. Как известно, святые отцы говорили, что болезнь бывает от греха, а бывает для совершенствования души.

Как раз, у святых болезни были для совершенствования души. Чтобы получить полноту смирения, кротости, воздержания. Монах залезал в болото по пояс, чтобы его комары закусали. Сумасшедший, скажут, ну кому это надо? Тем не менее, он знал, что это поможет ему преодолеть те или иные страсти, в том числе плотскую, блудную. Потому что человек, не зная страдания, не сможет преодолеть те или иные привычки, греховные наклонности. Болезнь начинает собирать человека, делает его более стойким к преодолению греха.

- Допустим, я болею и ощущаю пока только уныние. Каким образом мне увидеть что-то положительное и начать приобретать вот эту пользу, о которой вы говорите?

Состояние печали и уныния с любым человеком может быть. Конечно, я тоже человек, я немощен, и у меня такое бывает. Скажем, заболела поджелудочная или ещё что-то. Так, стоп, сразу начинаешь вспоминать пример святых отцов…

В скорбях и болезнях необходимо вспоминать Господа. Просто довериться Богу. Что это значит? Ребёнок заболел, он жалостливо смотрит на родителей. Ему плохо, он не знает, как справиться, он не знает, как колоть себе уколы, какие нужны таблетки. Он жалуется родителям. Так же и нам можно обратиться к Отцу Небесному. И Господь быстро поможет. В лице людей как-то подскажет, через них таблеточку, в конце концов, даст. Когда сразу вспоминаем о Творце, Господь тут же как-то посылает и разум, и мудрость, и просто даёт тебе мысль какую-то: «Ну, ляжь, поспи, отдохни, сейчас пройдёт всё».

- Так в чём смысл? Я заболел, потом я вспомнил Бога, и мне стало легче, а дальше?

Смысл в том, что ты понимаешь, что ты нуждаешься в Спасителе, в том, кто поможет тебе выкарабкаться из этих болезней. Значит, мы признаем: «Господи, не можем мы без Тебя, помилуй нас». Признаем в Нём Отца, признаем в Нём источник жизни. И это открывает для нас источник благ, более ценных, чем телесное здоровье.

Хуже всего, когда люди при этом идут к целителям, бабкам, экстрасенсам. Ведь смысл болезни в том, чтобы мы обратились к Богу, а не в том, чтобы мы обратились к сатане.

- Если человек никогда не думал о своих грехах, то он не сможет в одночасье их увидеть. Если мы говорим человеку, что причина его болезни – его грехи, а он не может их увидеть, не возникнет ли у него вместо покаяния чувство вины, которое разрушительно?

Не надо себя винить. И не надо думать, что вас наказал Господь. Лучше признать, как есть: «Я болен». «Я не знаю заповедей Божьих, что я там нарушил. Самое главное, что я поражён болезнью и, видимо, из-за грехов. Я нуждаюсь в исцелителе».

Когда человек признает всё-таки, что он болеет из-за того, что-то сделал неправильно, на самом деле, этого достаточно. В Евангелии есть такой случай, когда отец просил за своего бесноватого сына. Верует ли он, спрашивал его Иисус, а тот отвечал: «верую, Господи! помоги моему неверию». То есть он признавал, что ничего не понимает в этом. Он видел, что Иисус чудотворец, что он поможет, но что от него самого требовалось, он не понимал. Я тебе полностью доверяюсь, только помоги. Так человек этот просил Христа. Так и нам следует признать: «Я болен. Господи, помоги!» Признать в Спасителе своего Бога, который о тебе печётся. Не наказывает тебя, а заботится о тебе. Когда мы это осознаем, должно возникать не чувство вины, а чувство нашей ценности для Бога.

- Давайте попробуем перевести наш разговор в более практическую плоскость. Что именно в человеке может стать лучше в результате болезни?

Характер меняется. Человек более спокойным становится. Например, мальчик-забияка попал в больницу, аппендицит вырезали. Ему сказали беречь себя, не драться. И это вынужденно его тормозит, он становится более умеренным. Или девочка у нас была просто неуправляемая. Упала и ушибла позвоночник. Три месяца ей сказали лежать. И лежала, поменялся человек. Всё-таки смиряются люди, останавливаются, задумываются.

Или у женщины постоянные проблемы в гинекологии. Ходит по гинекологам. И рано или поздно какой-нибудь врач предложит ей подумать, может, она ведёт неправильный образ жизни, может в браке у нее что-то неладно. И рано или поздно она начнёт задумываться о высоких материях и наладит свою жизнь, личную или семейную…

Болезни нам необходимы как воздух. Они являются средством, чтобы мы становились лучше. Когда человек узнает хотя бы в самых общих чертах, зачем эта болезнь и что с ней делать, печаль и уныние тут же отходят, ему становится легче.


 ( 17 голосов : 4.29 из 5 )

Сегодня Церковь вспоминает великомученика и целителя Пантелеимона. Его верующие часто просят ходатайствовать перед Богом об исцелении. Но есть ли смысл молиться о выздоровлении? Почему мы просим здоровья, если болезни нам посылает Бог? Отвечает священник Сергий Круглов.

Мы в своих молитвах просим здоровья, но ведь Господь знает, зачем нам даются болезни. Ведь ничего не происходит без Его воли…

Вы хотите сказать, что болезни посылаются человеку Богом для чего-то полезного? Более антихристианского представления нельзя и придумать! Бог - Отец, а мы - дети. Можно ли представить, что человек, имеющий детей, будет специально посылать на них страдания, болезни? И это касается простого грешного человека, а уж тем более Бог, Который любит нас до того, что ради нас пошел на крест.
Дело совсем не в этом. Мир устроен очень серьезно, и жизнь очень серьезная вещь, и она отдана людям. Мир отдан людям. Вот построена детская комната, и в нее поселили детей, сказав: «Вы здесь будете жить и сами хозяйничать!» Причем это делается не понарошку - Бог ничего не делает понарошку - это делается всерьез. Человек ответственен за мир, в котором он живет и за жизнь, которой он живет. И когда в результате грехопадения в жизнь вошла смерть и получила в ней какие-то свои права, все стало постепенно разрушаться, появились злоба, ненависть, самые разнообразные греховные страсти, человек стал стареть, уставать, тосковать, скучать, умирать, то есть все то, что мы в общем называем смертью.

Смерть разлита везде в этом мире. Она размешана как противный сахарин в чае - везде! Она сопровождает любого человека - маленького, взрослого, старика. Мир стал достаточно страшным местом. Когда ребенок рождается, он кричит, он, наверное, чувствует, что попал, в какое-то очень страшное, тяжелое место, которое полно опасностей. Жизнь ведь не щадит никого! Это колесо, которое едет и перемалывает человека, его кости…

И самое замечательное, самое прекрасное, самое великое, что Бог настолько нас любит, жалеет, он не может выносить, видя страдания человека. Он, конечно, понимает, что все по воле человека, по вине человека происходит. Он прекрасно понимает, что ребенок обварился кипятком, не послушав маму, сам полез за чайником. Но когда у ребенка ожогов две трети тела, мама же не будет его ругать, что он не слушался, она готова отдать свою кожу, чтобы он перестал мучиться. Она готова пожертвовать собой, чтобы ему перестало быть больно. Так ведь?

Такая логика у Бога. Он Сам пришел в мир, Он стал человеком. Естественно, колесо жизни перемололо и Его, Он попал на крест, Он умер. Но Он - Бог, Он не смог умереть, Он воскрес. И это великий прорыв в оккупации смерти. Я нашел замечательную фразу в недрах Фейсбука: «Сэр, нас окружили! - Отлично! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!» Это логика воскресения! Это логика христианства! Появился прорыв, прорыв победить смерть. Прорыв победить зло.

Но Бог не просто это сделал и почил. Нет! Он продолжает участвовать, потому что спасение человека от смерти - это наивысший вид творчества. Переделать человека, преобразить. Происходит синергия - мы вместе с Богом это совершаем. И Бог продолжает во все этом участвовать, Он подставляет руки, Он постоянно нас спасает. Может быть, мы иногда этого не понимаем, не видим, а когда и видим, то забываем. А Он снова и снова идет на крест, снова и снова подставляет Свои руки, оберегая нас от всякого зла.

Бог не посылает нам болезни, болезни посылает нам жизнь, пронизанный злом мир. А Бог делает так, подставляя руки, что эти болезни, во-первых, могут быть исцелены, а во-вторых, они могут какую-то пользу принести.

Логика самой смерти совершенно непонятна. Для нее болезнь предназначена для уничтожения. А Бог делает так, что от болезни польза бывает. Человек, переживший тяжкое страдание, болезнь, укрепляется духом, он может потом помогать тем, кто тоже страдает. Вот что происходит! Сказать, что Бог нам посылает болезни как какое-то благо - неправильно! Бог нам посылает только добро.

- Но Он знает, зачем болезни…

Бессмысленное выражение - «зачем болезни». Болезнь ПОТОМУ ЧТО. Он знает, почему болезнь. Она происходит от зла, от грехопадения, от того, сего. Как всякое зло она бессмысленна. Смысл имеет только то, что Господь сотворил. А зло, болезнь, грех не имеют смысла. Что такое грех? Взяли хорошую вещь, испортили. Ведь под любым грехом растет хорошая вещь: вино испортили - получилось пьянство; любовь между мужчиной и женщиной превратилась в блуд.

Человек предназначен быть здоровым. Это дал Бог - жить вечно. А болезнь смысла не имеет, она должна быть исцелена. Именно поэтому Церковь празднует память святого великомученика Пантелеимона, целителя, и очень многих других врачей. Несмотря на некоторые мракобесные представления, которые иногда бытуют на приходах, что, мол, лечиться - это грех, надо только одной святой водой лечиться, Бог создал врачей и прославляет врачей в лике святых именно за их врачебное дело. Это Косма и Дамиан - святые врачи-бессребреники, святитель Лука Войно-Ясенецкий и многие другие.

- А молитва может исцелить?

Тоже замечательное выражение! Как сама по себе молитва может исцелить? Хотя многие считают, что молитва - это такое заклинание, волшебная фраза, которая сама по себе исцеляет. Это не так.
Слову дана великая сила. Есть целые врачебные области, где словом пользуются как лекарством, как методом лечения. А молитва - это разговор человека и Бога. Это не просто разговор, болтовня… Это взывание, просьба, благодарность, это когда собираются все силы, как из последних сил юноша кричит девушке о любви, или она ему кричит - его забирают в армию, он едет на поезде, высунулся в окно, а девушка ему кричит, - это молитва, потому что там собрано все человеческое существо! Или благодарность. Или просьба - помоги, спаси!

Молитва - это диалог. На свое звание надо услышать ответ. Разумеется, если человек с полнотой своей веры, с полнотой своего существа вот так кричит, взывает, конечно, он не останется неуслышанным. В этом смысле молитва спасительна.

- Но кто-то исцеляется, кто-то нет. У него не такая горячая молитва?

Дело не в этом. Это такой у нас поверхностный признак: если ты такой умный, то почему такой бедный.

Мы видим одну-две-три, иногда пятнадцать сторон жизни человека. Умный человек видит шестнадцать сторон. А их - тысяча сто шестнадцать! Человек - огромная система, которая связана со всем на свете. Поэтому два человека, болеющие одной болезнью и имеющие примерно один уровень воцерковленности, имеют совершенно разные жизни, потому во всем остальном они совершенно разные. Один исцеляется, другой нет, не потому, что один горячо молится, а другой нет, а есть еще много других причин, иногда очень серьезных причин.\

Например, одна из причин - хочет ли человек выздороветь или нет? Очень многие болезни, если копать человека поглубже и все вытаскивать из него за ушко, да на солнышко, происходят от того, что человек желает болеть и исцеления не хочет. Для него болезнь - способ спрятаться от мира. Часто так бывает - на человека навалились какие-то тяжелые, невыносимые обстоятельства - бах! он свалился и заболел! Человек захотел снять с себя ответственность: «Все! Я заболел!» Ему носят чай с малиной, лекарства. Простой пример, когда от перенапряжения человек прячется в болезнь. Многие психические болезни - способ спрятаться от жизни.

Иногда бывает, что человек не хочет исцеляться. Чтобы быть здоровым, ведь надо вести определенный образ жизни, а у человека есть более важная цель, чем быть здоровым. Скажем, алкоголик понимает, что разрушает себя, но говорит: «Какую-нибудь таблетку дайте, чтобы я был здоров, но пить я не брошу!»

И еще слабость молитвы может означать, что человек понимает молитву как некое заклинание, волшебную таблетку. Не как разговор с Богом. Сам Бог ему не нужен, а нужно конкретное сиюминутное здоровье. Примеров много, когда люди ездят по святым местам, и тут же ездят к разным бабкам, знахаркам, экстрасенсам, читают любые молитвы и заклинания вперемешку, потому что считают, что правильно произнесенные слова в правильном порядке сами собой что-то произведут. А сколько псевдонаучных трактатов о пользе молитвы на то, на се, на поросят, на гусят…

- Может, еще страшно молиться и потому, что в конце надо добавить: Пусть будет не так, как я хочу, но как Ты…

Да. Но на самом деле это не так страшно, потому что Господь ничего плохого нам не желает. Никогда! Он нам хочет только добра. Он никогда не желает, чтобы человек страдал.
Но другое дело, мы ведем себя по-детски! Господь говорит: «Чтобы ты был здоров, надо немножко потерпеть и принять лекарство». «Нет, - канючим мы, - пусть я лучше умру, но укол делать не дам!»
«Да будет воля Твоя!» Воля Божия всегда благая.

Тут может быть другой момент. Нам тяжело сказать «Да будет воля Твоя!», потому что знаем, что от нас что-то потребуется. «Да, Моя воля, чтобы ты был здоров. Давай, соблюдай режим, диету, бросай вредные привычки» «Ааа, я это не хочу! Я хочу на елку залезть и ничего себе не исцарапать! Я хочу…»

- Чуда!

Да. Как в старой прибаутке: «Ну ладно! Пить я буду, но курить не брошу!»

Слова «Да будет воля Твоя!» очень трудно произносить. Их легко произносить тому, кто молится поверхностно. А человек, который понимает, что говорит, тому трудно. У кого больше веры, тому всегда труднее.

- А молитва матери со дна моря достанет, это…

Это проявление любви. Любовь - это основа жизни, на ней держится мир. Любовь всегда спасает. Молитва матери - это проявление любви.

Мать в этом случае идет по стопам Христа. Христос готов идти на крест, на смерть, Он все отдает - тело, кровь Свою, все! Мы не просто пользуется плодами того, что Он сделал, мы Им Самим пользуемся. Мы едим Его на каждой литургии. Он все нам отдал!

Так мать себя отдает. Только у земной женщины возможности ограниченны, у Бога больше возможностей. Но она повторяет в своем порыве, в любви, в молитве тот же подвиг, она идет по стопам Христа.

Беседовала Тамара Амелина

Болезнь

Для чего она нужна и почему мы вообще болеем? Почему случается так, что заболеваем именно мы, а не кто-то другой?
У одного брата родилась дочь. Он очень обрадовался этому событию. Ходил, всем рассказывал о ней, был горд за неё. Словом, радости его не было конца. Но вдруг при очередном осмотре врача выяснилось, что она никогда не сможет ходить. У неё обнаружили детский церебральный паралич. Врачи сказали, что ничто уже не поможет девочке. Можете себе представить, как тот брат отреагировал? Он сказал врачам: "Я прошу Господа, чтобы Он Сам прославился через этого ребёнка и его болезнь!”
И что вы думаете? Господь так и поступил. Он прославился тем, что ребёнок выздоровел! Выздоровел тогда, когда врачи даже не надеялись на то. Для них это стало большим чудом.
Но вернёмся к теме. При долгом исследовании Священного Писания я пришёл к выводу, что существует, по крайней мере, шесть причин, почему заболевают люди, и верующие в том числе.

1. Прославление Бога

Когда у брата, о котором шло повествование выше, заболела дочь, то вся церковь стала молиться за неё.
Однажды, совершенно внезапно, к нему домой пришла неверующая соседка и сказала: "Я знаю, что у вас этой девочке будет лучше, так как у вас есть ваш Бог!”
Уже тогда Господь стал прославляться через это дитя.
Давайте откроем Библию и прочитаем историю о Лазаре, которую излагает евангелист Иоанн в 11-й главе. Мне бы хотелось заострить ваше внимание на 3 и 4-м стихах:
"Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”.
Чтобы прославился Иисус! Так Он Сам о Себе сказал в Библии. Мы же иногда говорим, что такого не бывает, что Господь не посылает болезни, чтобы через них Ему прославиться.
Почти во всём Ветхом Завете (далее везде "ВЗ”) болезнь была представлена как наказание от Господа. В Новом Завете ("НЗ”) – чаще всего для прославления Бога. Пример с Лазарем в стихе 45: "Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него”.

2. Приготовление к смерти

Многие люди, живя вроде бы неплохой жизнью, никогда не задумываются о том, что им предстоит однажды умереть. Им даже это и в голову не приходит. Но Библия говорит: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд” (Евр. 9:27).
У нас в Германии, когда умрет человек, об этом даже можно и не узнать, если этого не объявят. Тут всё отлажено так, чтобы человек как можно меньше задумывался о смерти. Если вас не пригласят на похороны, то вы никогда и не услышите, что кто-то умер. Покойника увозят обычно ночью из дома. Потом его приготавливают к похоронам и увозят на кладбище. Там пару часов перед литургией его можно посмотреть и сфотографироваться с ним на память. Потом его хоронят. Ни шума, ни суеты, ни музыки с завываниями, ни причитающих старушек.
Дьявол делает всё возможное, чтобы мы не задумывались о смерти. Все наши планы идут далеко вперёд, и в них нет места для нашей или чьей-нибудь ещё смерти.
Иногда Бог допускает болезни тем людям, чьи сердца принадлежат Ему, но они осуетились, не совсем полностью отдались Господу.
Ещё ВЗ повествует о том, что иногда люди, преданные Богу без остатка, внезапно заболевали и умирали. 4 Цар. 13:14: "Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер” Этот человек оставил всё своё имущество, семью ради Бога и посвятил Ему без остатка всю свою жизнь! (3 Цар., 19 гл.) Это тот пророк, по слову которого исцелялись люди, воды делались здоровыми и полезными. Много чудес Бог сотворил через него. Но он заболел и в результате этого умер!
Эта болезнь перед смертью позволяет больше узнать Бога, Его силу, волю, могущество и любовь. Многие люди в результате болезни, которая напоминает им о том, что они не вечны, начинают серьёзно задумываться о Господе, о своей жизни и о том, где они будут проводить вечность.

3. Причина для молитвы

Знаете, какая есть на Украине поговорка? "Як тревога, так до Бога!” Не напоминает ли это вам "Службу спасения” или "Пожарную охрану” со "Скорой помощью”?
Как только нам стало плохо, так мы сразу вспоминаем, что есть Бог. Говорят, что на войне под обстрелом атеистов нет. И я охотно этому верю.
Однажды со мной случилась такая история. Совершенно внезапно я заболел. И болезнь моя оказалась очень странной. У меня пропал иммунитет, то есть организм потерял способность сопротивляться инфекции. Меня поместили в изолятор. Изолировали так, что никто не мог ко мне войти без специального костюма. Любая царапина, любой микроб могли привести к тому, что я просто бы умер.
Вы знаете, эта моя болезнь явилась причиной тому, что многие церкви стали усиленно молиться за меня и моё выздоровление. Совершенно неожиданно, так же, как и началась, моя болезнь вдруг закончилась. Я стал абсолютно здоровым. Врачи не могли поверить всему тому, что произошло.
Уже позже пресвитер церкви рассказал мне такую историю. В это время, когда я заболел, он находился в Боливии с миссионерским поручением. Однажды, когда он звонил домой, ему рассказали, как серьёзно я болен. Он очень расстроился. После разговора по телефону он уединился в комнате для молитвы. Когда он вышел из неё, то ему стало совершенно ясно: я не умру. Тогда, уже совсем спокойно, он отправился делать свои дела дальше. Если бы не эта болезнь, то многое бы не произошло в моей жизни, как и в жизнях многих других людей, которые переживали что-то подобное.
Библия описывает нам множество таких примеров. Один из них повествует об Анне, которая не могла рожать детей (1 Цар., 1гл.). Господь заключил её чрево. Если бы не эта болезнь, то не стояла бы она в Храме на коленях и не вымаливала бы ребёнка у Бога. Не было бы и Самуила, известного пророка и судьи Израиля.

4. Знамение перед видимым и невидимым мирами

Я знал одного брата, который очень сильно страдал от сахарного диабета. Однажды он сказал такие слова: "Я мог переносить эту болезнь, не думая о ней, и славить Бога!”
Также я знаю и одну сестру, которая очень сильно больна и никогда не жалуется, не стонет от болей, а всегда и за всё благодарит Бога. Разве это не знак миру? Весь окружающий её мир видит то, что она переносит всё это лишь с помощью её (нашего) Бога.
Знаю также одного брата, который умер два года назад в возрасте 23 лет. У него постепенно атрофировались мышцы. Никогда не видел его жалующимся на болезнь или боли или усталость от них. До последней минуты он переживал за тех, кто не в мире с Богом, молился и плакал за них. Это тоже пример того, что болезнь является знаком для видимого мира.
Кто из нас не знаком с Иовом? Это тот человек, который потерял всё ради Бога. Это тот, о котором написано: "Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни” (Иов 1:1-5).
Знаменитый, очень богобоязненный человек, справедливый, удаляющийся от зла. Наверно, не каждый из нас может о себе так сказать. А о нём так говорит Бог!
И что же произошло с этим человеком? Далее читаем, как происходит разговор в невидимом мире об Иове. Сатана в один миг забирает у него всё то, что он имел до этого. Он лишился всего, можете себе представить – всего! А вдобавок ещё и получил проказу. Помните, что он ответил своей жене, которая просила его, чтобы он проклял Бога и умер?
"И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими” (ст. 9-10).
Бог не посылал ему эту болезнь, но допустил сатане, чтобы тот мог это совершить. Если мы прочитаем до конца книгу Иова, то подумаем, что он, наверно, так и не понял, почему заболел.
Это была духовная война. И болезнь Иова явилась в ней знамением невидимому миру о Божией любви!
Другой пример находим в Евангелии от Марка, 2 гл. Здесь повествуется о том, как принесли к Иисусу расслабленного (парализованного) и спустили его через крышу в дом, где был Иисус. Стих второй говорит, что Иисус, видя веру их, простил грехи расслабленному. Но фарисеи, находящиеся там, стали обвинять Его в богохульстве. Тогда Иисус в знак того, что Он является Сыном Бога, говорит: "Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали” (ст. 10-12).
Здесь нам с вами видно совершенно отчётливо, что в этом случае болезнь является знамением видимому миру.

5. Чтобы исправить человека (Благословение)

И всё равно, как бы ни было, человек устроен так, что спрашивает Бога: "Почему я заболел? Как же теперь вылечиться?”
Знаете, та болезнь, которой я переболел, дала мне очень много полезного. Поверьте, в изоляторе, где я находился один, у меня было время подумать о жизни и моих отношениях с Богом. Дело в том, что с детства я отличался очень хорошей памятью. Мне стоит только пару раз прочесть материал, а иногда и одного раза достаточно, чтобы я запомнил наизусть. Притом я был ещё очень высокомерен, хотя и был с Христом уже какое-то время. Во время болезни я понял, что веду совсем неправильный образ христианской жизни. Раскаялся в своих поступках и делах, пересмотрел все свои принципы. Для меня эта болезнь явилась Божьим благословением.
НЗ пишет очень много об апостоле Павле и о том, сколько он сделал для проповеди и защиты Евангелия. Но Павел страдал болезнью, причём неизлечимой (2 Кор. 12:7-10): "Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен”.
Бог давал ему столько сил для труда, сколько ему было надо. Но если он порой забывал о том, кто он и кто Бог в его жизни, то вскоре вспоминал об этом благодаря "жалу во плоти”. Болезнь действует к воспитанию верующего. Если Бог говорит нам, а мы не слушаем, то Он может положить нас в постель на пару недель, а то и месяцев. Или, как в случае с Павлом, во всю оставшуюся жизнь не излечит нас от какого-нибудь порока.

6. В наказание от Бога

В ВЗ Господь чаще всего посылал болезни в наказание. По его слову умирали целые народы. Вот пример с Давидом, записанный во 2-й книге Царств, 24 гл. Царь Давид хотел пересчитать народ, причём упорно не хотел никого слушать на эту тему. И что же произошло? Когда военачальник принёс список царю, тот ужаснулся и признал, что согрешил перед Богом.
Тогда Господь через прозорливца предлагает Давиду выбрать одно из трёх наказаний за этот грех непослушания. Прочитаем стих 13:"И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня”.
Вы заметили, в числе предложенного была болезнь? И что говорит Давид, что он избирает? Стих 14: "Тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы”.
Давид избрал болезнь. Эта болезнь была в наказание, и через нее, безусловно, Давид вынес что-то очень важное для себя.
Другой пример с Саррой, Бытие, 20 гл. Помните, Авраам солгал Авимилеху, царю Герарскому? Вернее – сказал не ложь, а полуправду, что для Бога – одно и то же. Авраам сказал, что Сарра – его сестра, когда она была его сестрой и женой. Что произошло тогда с царём и его домом? Бог заключил чрева всех женщин, и они не могли рожать детей. Впоследствии Авраам помолился, и написано, что женщины были исцелены от их недуга. Отсюда видно, что и Сарра, страдающая бесплодием, была больна. И болезнь Сарры явилась благословением даже и для нас. Как Авраам и Сарра получили Исаака по обетованию, так и мы по обетованию стали детьми Бога, детьми Авраама.
Возьмём нашу с вами жизнь. Есть одна болезнь, заболев которой человек уже не сможет задать вопрос "почему я заболел этой болезнью?” Каждый, кто получает её (99,9%), знают, почему они заболели. Эта болезнь называется СПИД!
Если вы болеете, то задайте Господу вопрос, почему. Спросите Его, для чего нужна ваша болезнь? Спросите Его, что Он хочет от нас через эту болезнь?
Есть и другие причины для болезней, но перечисленные выше наиболее явно представлены в Библии. Например, почему болел Тимофей, один из самых преданных служителей Христа и соратник апостолов? Почему Павел, который мог исцелять, не исцелил его, а советует пить вино, чтобы боли смягчались?
"Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5:23).
Почему, когда Господь боролся с Иаковом, повредил ему ногу? Да ещё так, что тот до конца жизни страдал от этой болезни? (Бытие, 32 гл.).
Но самое интересное то, что и Иисус перенёс в Своей жизни болезни. Мне доводилось слышать от некоторых людей, что Иисус не мог болеть. И вы знаете, в доказательство они приводят стих из Мф 8:17, где цитируются слова пророка Исаии: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни”. Но это только вторая часть того, что сказал Исаия о Христе в своём послании!
" Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом” (Исаия 53:3-4). Немецкий перевод Лютера гласит: "...полный болей и болезней...” (Er war der ...voller Schmerzen und Krankheit).
Никогда не смог бы понять Иисус того, что мы переносим от болей, если бы сам не перенёс того же! Если бы мы захотели помочь муравьям восстановить разрушенный муравейник, то они напали бы на нас и не приняли от людей помощи. Чтобы им помочь, нам надо стать такими же, как они, то есть муравьями.

Тексты из Библии к размышлению:
"Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его” (Пс.40:2-4).
"Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое” (Пс.89:10-12).
"Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых” (Пс.114:1-8).
"За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою? На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним” (Иер.15:18-19).
"Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали” (Фил.2:25-27).
"И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло” (Откр. 21:3-4).

Дата публикации: 01.06.2012

Сегодня в рамках социального проекта «Онкология» мы предоставляем слово представителю православного духовенства - главе миссионерского отдела Архангельской митрополии и настоятелю Домового храма САФУ, протоиерею Евгению Соколову.

Отец Евгений, с какой точки зрения Русская православная церковь рассматривает такой тяжкий недуг, как онкологическое заболевание?

Любая болезнь имеет тройственное значение. Если мы обратимся к библейской Книге многострадального Иова, то там показан поучительный пример. Бог разрешает дьяволу навести на Иова болезнь с условием сохранения ему жизни. И вот Иов поражен страшным недугом - проказой, однако от Бога он не отступает. И как ему ни тяжело, и как ни уговаривают его близкие принести покаяние, он не хочет каяться притворно. «Я не грешнее вас, но раз Богу угодно, я буду терпеть это испытание», - заявляет праведник. Так вот, болезнь посылается человеку для того, чтобы он показал свою веру в Творца и его промысел. Телесный недуг может быть ниспослан нам в том числе и как кара, если мы ведем непотребный образ жизни. Зачастую люди используют дар жизни для предания пороку, и тогда Бог вразумляет их через подобное наказание. Почему мать наказывает своего ребенка? Правильно, потому что любит. Она не смиряется с тем, что ее чадо лживо, жестоко, эгоистично, и после уговоров она принимает более жесткие меры воздействия на него. Сам Господь говорит: «Кого люблю - того наказываю».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что онкологическое заболевание дается человеку для его вразумления, для проверки веры в Бога, как наказание. Есть и еще одна причина - испытание. Порой кому-то из нас нужно пройти испытание данной болезнью, чтобы укрепиться. Это некая проверка, насколько ты духовно силен, насколько плотская составляющая проникла в твою жизнь. Здесь уместна параллель с Великим постом - своего рода ежегодным экзаменом на проверку духовного состояния. Так же и рак является проверкой того, насколько ты готов к смерти и встрече с Богом.

- Как, по вашему мнению, должен вести себя человек, заболевший раком?

Мне сразу вспоминается случай с одним моим высокопоставленным знакомым, которого я так и не смог довести до таинства исповеди и покаяния. Он все обещал прийти, но так и не являлся. Потом он умер - мгновенно, в считаные секунды, не исповедавшись и не покаявшись. Со светской позиции подобная кончина считается благом - дескать, ушел легко и не мучаясь. А вот по православию - это страшная смерть. Перед шагом в вечность лучше пройти через страдания. Онкология - своего рода Божья милость к человеку, когда тот осознает, что его дни сочтены, но при этом располагает достаточным количеством времени, чтобы исправить свои прегрешения. Если же исправить уже не получается, то хотя бы покаяться перед Богом и попросить прощения за все проступки.

Я слышал доклад одного академика, руководителя хосписа, в котором тот поведал следующую историю о двух людях. Один неизлечимо больной - известный режиссер, много раз ставивший смерть на сцене и в кино - убеждал врача, что проблем с ним не будет, так как он уже готов к переходу в Вечность. Просил только об одном - сказать, когда наступит последняя неделя его жизни. И вот она наступила. Тогда он спросил: «А что может отсрочить смерть?». Ему назвали какое-то сверхдорогое лекарство, продававшееся только на Западе. Умирающий призывает жену и говорит ей: «Продай все, но купи мне это лекарство». Но его мольба заключалась не в желании что-либо исправить - просто хотелось элементарно еще немного подышать воздухом. Другой больной - знаменитый бард, тоже безнадежный. Узнав, что ему остается последняя неделя, он собрал друзей и устроил мини-концерт у себя в палате, чтобы успокоить их. «Я никогда так твердо не стоял на ногах, как сейчас, придя к вере в Бога. Я понял смысл жизни и понимаю смысл смерти». И умирал он совершенно спокойно. Вот оно - правильное толкование использования онкологии как Божьего дара. Онкология - это особая болезнь, когда человек осознанно призывается в мир иной. Да, ее можно преодолеть силой веры и силой желания жить, но с конкретным смыслом, а не просто стремлением впустую прожигать время. Именно рак может встряхнуть человека и заставить его подумать об истинном смысле жизни. А смысл заключается в том, чтобы познать волю Божью в отношении себя. Если ты начнешь эту волю выполнять или хотя бы стремиться к этому - Бог продлит твои дни и до ста лет. Но если ты живешь бесцельно, Он вправе забрать тебя к себе, но перед этим из милости подарить тебе болезнь. Дескать, опомнись, встряхнись, и, может быть, в своем последнем земном испытании ты попробуешь выполнить волю Божью.

- Существуют ли в нашей митрополии специальные приходы, работающие с онкологическими больными?

При Свято-Троицком храме Архангельска есть институт сестер милосердия. Среди этих сестер есть те, кто напрямую помогает больным в их страданиях. В областном онкологическом диспансере имеется домовая церковь, освященная в честь Чудотворной иконы Божьей Матери «Всецарица», где отец Вячеслав регулярно проводит литургии и исповеди. Там страждущие всегда могут найти духовную поддержку.

- Как вы считаете, много ли людей, которым поставлен страшный диагноз, приходят к Богу?

Очень много. Во всяком случае попытки есть, правда, далеко не все они удачные. Люди зачастую пытаются вступить в некую сделку со Всевышним. Мол, я начну исповедоваться-причащаться, а Ты меня вылечи. А если исцеления не происходит, то наступает еще большее отторжение. Здесь священнику очень тонко надо показать человеку, что, возможно, он пришел очень поздно. Нельзя мгновенно вылечить насморк, нельзя мгновенно стать умным, нельзя мгновенно выучить иностранный язык. А ты уже настолько духовно измочален и слаб, что тебе просто не поднять ту тяжесть, которую тебе отмерил Бог. Тогда лучше уйти.

Не так давно на всю страну стал известен случай о том, как органы опеки изъяли у больной раком архангелогородки несовершеннолетнего ребенка. Мотивация - пребывание дома несет «непосредственную угрозу жизни и здоровью» мальчика. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Мы потеряли понятие слова «любовь». А любовь - это умение и желание правильно жертвовать собой. Этот мальчик в первую очередь любит мать, для него бытовые условия вторичны. Разрыв с матерью - это всегда трагедия для ребенка. Эти работники органов ювенальной юстиции, которые якобы заботятся о сыне больной женщины, элементарно не умеют любить. Они просто отрабатывают свои оклады и создают видимость активной деятельности. Я был в детских домах, общался с детьми, которых избивали их собственные матери, а они мне говорили, что хотят вернуться к ним, даже таким пьющим и непутевым. А здесь, в детском доме, где вроде бы есть еда, чистая постель и одежда, им плохо. Надо следить за тем, чтобы дети не страдали. Если ребенок сам хочет уйти из неблагополучной семьи, безусловно, его надо забрать. А в рассматриваемой нами ситуации просто верх подлости лишать мальчика любящей его матери и возможности ухаживать за ней.

- Отец Евгений, что бы вы как священник сказали тем, кто сейчас тяжело, а может быть, и неизлечимо болен?

Сегодня мы живем странной жизнью. Мы не можем не признавать, что мир существует по законам. Простая материя подчиняется законам, а происхождение законов - загадка для любого материалиста. Однако мы понимаем, что Бог сотворил мир по таким законам, которые мы просто изучаем. Если мы нарушаем законы, мир разрушается. Есть еще и законы духовные - добра и зла, любви, нравственности. К сожалению, сегодня люди их не знают и поэтому нарушают. А душа-то ведь живая, она болит. Главное для всех онкологических больных - попробовать понять эти законы и сделать так, чтобы жизнь души возвратилась в их рамки. Нельзя жить, не любя Бога. А любовь к Богу проявляется в правильном служении Ему. Многие ли из нас, ложась спать или пробуждаясь, говорят «Господи, спасибо за дар жизни?». Единицы. Желаю всем научиться любить Творца. Нам дана заповедь - «Возлюби Бога и возлюби ближнего». А чтобы возлюбить, надо научиться любить. Душа нам дана именно для этого. Человек, не умеющий этого делать, никогда не будет счастливым, какие бы славные дела он ни совершил.

Константин ТАГАНОВ
По материалам 29.ru


Вопрос «За что мне Бог болезнь послал?» – едва ли не самый распространенный среди тех, кто недавно пришел к вере. Вероятно, людям Господь представляется этаким судьей в мантии, который с утра до вечера взвешивает меру вины каждого и определяет наказания. Поступил плохо? Вот тебе болезнь! Поступил очень плохо? Будет тебе болезнь долгая и тяжелая! В следующий раз подумаешь, прежде чем что-то нехорошее сделать…

Если бы у Бога все было так просто, нам здесь на Земле жилось бы намного легче! Достаточно было бы не совершать плохих поступков, и каждый из нас был бы всегда здоров и благополучен. Но вы ведь, наверное, и сами замечали: очень часто добрые, хорошие, умные люди живут трудно, тяжело болеют, на протяжении всей жизни преодолевают невзгоды, а люди не слишком порядочные живут шикарно и в ус не дуют. Все у них есть – и здоровье, и деньги, и в делах везение… Отчего так получается? Да оттого, что Господь, действительно будучи Высшим Судией, на самом-то деле не судит нас при жизни. И не наказывает. Бывают, конечно, исключения, но для этого нужно совершить что-то уж совсем ужасное. В остальных случаях Господь предоставляет нам свободу выбора: поступить так или этак, пойти той или иной дорогой. Мы сами строим свою жизнь. А отвечать за то, КАК построили, придется значительно позже – когда этот процесс уже будет завершен окончательно. Поверьте мне, Господь вовсе не озабочен тем, чтобы за каждый наш грех наказать нас болезнью. Более того, очень часто болезнь не является наказанием для человека, она посылается ему, как ни странно, для его же блага. В это трудно поверить, но это – так.

Вот, как на этот вопрос отвечает отец Георгий Симаков, настоятелем храма во имя Успения Божией Матери в поселке Троицкое Тверской губернии.

– Многие люди уверены, что болезнь – наказание Божие за грехи. Так ли это?

– Нет, конечно. Вообще Господь – милостив, Он крайне редко наказывает людей. И болезни наши – это вовсе не наказание, как почему-то принято думать в народе. Иногда болезни подаются человеку как вразумление, чтобы он перестал грешить. Чувствуете разницу? Не как наказание, а как вразумление. Сам человек не может остановиться на неправильном жизненном пути, и Господь помогает ему. Нередко болезнь может послужить предохранением от еще не совершенного зла. Праведному человеку она может быть послана для испытания его веры. Болезни могут посылаться нам, чтобы, исцелившись, человек сам осознал и до других донес через свое исцеление величие Божие. Бывает еще один вид болезней, они посылаются для того, чтобы человек искупил те грехи, которые совершены им по неведению или о которых он забыл. Как видите, причин болезни может быть много. Каждый болящий должен сам хорошенько задуматься, что значит его болезнь, для чего она была ему послана. Только поняв это, можно с молитвой обращаться к Господу, к Божи-ей Матери, к святым с просьбой об исцелении.

– Мы часто слышим: «Бог милостив и справедлив!» Почему же Он позволяет, чтобы люди – часто очень хорошие люди! – болели и страдали? Где же здесь милость и справедливость?

– Святые отцы говорят: болезнь – это не просто страдание, это время посещения человека Богом. Происходит это невидимо и не всегда ощутимо, но непреложно. Господь приносит человеку болезнь телесную как горькое лекарство от недуга душевного и духовного. Святой Тихон Задонский учил так: «Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается».

А святитель Феофан Затворник писал: «Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин. Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье… Иногда Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уже не знает, как по-другому его исправить». От себя могу только добавить, что нет такой болезни, которую по молитвам нашим нельзя бы было излечить.

Ведь нет греха человеческого, который превысил бы милосердие Божие…

– Почему одни и те же страдания одним людям идут на пользу, а другим во вред?

– А вы вспомните распятых около Господа на двух крестах разбойников. Один, страдая, и благодарил Господа, и просил, чтобы Он помог ему и ввел его в Свое Царство, а другой Бога хулил. Так и все люди относятся к посланному им кресту болезней: одни просят Бога, а другие хулят Его. Благоразумный разбойник унаследовал рай, а злой разбойник унаследовал ад, хотя оба были при кресте Господнем.

– Что нужно делать, если ты заболел?

– Если началась серьезная болезнь, сначала надо прибегнуть к молитве, как этому учил преподобный Нил Синайский: «И прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве». Затем хорошо попросить, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в вашей болезни и помог вам исцелиться.

Во время болезни каждому человеку необходимо прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазываться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы перед иконами Божией Матери, святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону.

– Нередко, заболев, православные люди не обращаются к врачу, говорят: «На все воля Божия!» Как Церковь относится к этому вопросу?

– Господь создал врачей для того, чтобы они исцеляли больных людей. Поэтому, когда мы лечимся сами или вовсе не лечимся, мы совершаем грех против своего здоровья. Лечиться надо обязательно! Но и молитве забывать не надо ведь молитва – лучший наш помощник и верный целитель в болезни. Очень полезно пить во время болезни Крещенскую (Богоявленскую) воду, которая обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда всего несколько капель, влитых в рот больному, находящемуся без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.

Воду малого освящения (ее можно в любой день взять в любом храме) пьют по мере необходимости, произнося ту же молитву. Кроме того, святой водой смазывают, смачивают больные места, кропятся сами и окропляют свои вещи, палату и больничную койку, пищу. При головных или иных болях помогает компресс с Богоявленской водой.

Страдания заболевшего человека облегчает и святой елей. Для больного важен елей, который освящен во время соборования, литии. Им помазываются и добавляют в пищу. Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Еще большей, чудодейственной, силой обладает святое миро. Миром можно только помазываться, причем крестообразно лоб и больные места.

Искренняя, с верой произнесенная молитва, святая вода, помазание елеем от мощей угодников Божиих или от чудотворных икон способствуют скорейшему выздоровлению при любой, даже самой тяжелой, болезни.

– Как быть, если не помогают ни лекарства, ни доктора, и человек страдает?

– Надо стараться благодушно переносить болезнь, терпеть приходящие страдания и помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести. Поэтому следует терпеть и просить у Господа укрепления души для перенесения недуга. И, конечно, продолжать молиться!

– Как надо молиться за ближних, когда они болеют?

– Есть несколько очень простых молитв, их надо читать каждый день. Вот эти молитвы:

Молитвы об исцелении болящего

Владыко, Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не справляй, утверждаяй низпадающия и возводяй низвержен-ныя, телесныя человеков скорби справляй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имярек) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таяющуюся, буди Врач раба Твоего (имярек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсы-лаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему изцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).

Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.

А когда наступит выздоровление, обязательно следует поблагодарить Господа за исцеление!

Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадтского, читаемая после исцеления от болезни

Слава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моей, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моея окаянныя и во славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: