Духовные путешествия. Духовный туризм в Горном Алтае

История религиозного туризма исчисляется тысячами лет. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. В средние века паломничество принимает массовый характер и своеобразные формы. Так в ХI-XII в. - крестовые походы против мусульман на Иерусалим, за освобождение от них святых мест христианства.

Паломническое движение расширяется в XV-XVI в. Но только в XIX в. оно принимает организованные формы. Начиная с 1861г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек.

В настоящее время религиозная мотивация оказывает большое влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн. чел. ежегодно совершают паломничество. При этом около 150 млн. чел. в этом потоке составляют христиане .

Религиозный туризм: цели и классификация видов

В первой части этой главы хотелось бы уделить внимание понятию религиозного туризма, какие преследуются цели и на какие виды он подразделяется.

Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношение. Религия влияет на формирование самосознание и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях одним из важнейших.

религиозный туризм ресурс природный

В XX веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии, одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижением народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это вызвано определённым кризисом религий наступившем в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последнее несколько десятилетий.

Во многих учебных пособиях понятие религиозный туризм это: Виды деятельности связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребности которые направлены к святым местам, центрам за пределами их обычной среды обитания.

По видам религиозный туризм можно разделить на:

религиозно - экскурсионный туризм;

паломничество.

В первом случае интересует иным образом посещение монастырей, храмов, памятников религиозной тематики, музеев, выставок с целью просвещения, познания нового, интерес к святым местам, даже если человек исповедует не ту религию на экскурсию, которой он поехал.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловленными культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящих в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении слуг в области религиозного туризма.

Одной из целью религиозного туризма является любопытство ко всему новому. Будучи православным, католиком или атеистом, человек все равно может отправиться в Мекку - наблюдать за религиозным действом. Люди даже если приехали с целью познания для них чего-то нового, они всё же стараются попасть на службу.

Даже если чужая религия - но природное любопытство, тяга к познанию ведут человека в мечеть или буддийский храм, католический монастырь или православную церковь.

Не только для верующих, но и для обычных туристов часто имеет значение, а есть ли там куда они направляются храм? Часто, кроме церкви, в городке нет ничего интересного но если есть храм или монастырь, человек обязательно задержится ненадолго.

Во втором случая подвида религиозного туризма это паломничество. В обществе, СМИ, среди преподавателей идёт дискуссия: можно ли считать паломничество туризмом?

М. Б Биржаков отвечает, что паломничество является наиболее ранним видом организационного туризма в нашей цивилизации. Все виды паломничество по своим общим признаком он относит к туризму, поскольку все они содержат единообразно определяемы признаки туризма и туристического продукта .

Если в первом случае туристы интересовались храмами, церквями, монастырями с точки зрения интереса познать что-то новое, то во втором случае паломников интересует непосредственное участие в культурно - массовых действиях таких как:

крестный ход;

купание в святых источниках;

посещение утренних и вечерних служб.

Паломничество в отличие от религиозно - экскурсионного туризма всегда имеет, как правило, одну основную цель - поклонение святыне, что связано с большой напряженной духовной работой, с молитвами и богослужениями. Иногда паломничество связано с физической работой, когда "трудникам" (так называются эти паломники) приходится выполнять физическую работу в святых местах. Паломничество - это часть религиозной жизни каждого верующего человека. Паломничество притягивает сотни тысяч, и даже миллионы людей, ведь в святом месте молитвы более действенны, а все православные верующие мечтают посетить святые места, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы. Очень важно, что человек несёт с собой в душе во время паломничества к святыне, насколько он искренен. Если он приходит в паломническом туре только ради любопытства это уже не паломничество. А если человек прибывает к святому месту с трепетной молитвой и мольбой к Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородицы, исходящей от самой души, с верою, то человек получает в святом месте особую Божью благодать.

Туристы - паломники исповедуют ту религию, святым местам которым они приехали поклониться, приложиться к святым мощам. Экскурсии, посещение памятников, музеев для них не самое главное в поездке, можно даже сказать это второстепенное действие .

В средние века паломничество, особенно на Западе, часто приобретало форму "эпидемии", многие считали, что чем больше паломничество совершат, тем больше грехов им отпустится. Отправляясь в подобные путешествия, мужчины опускали бороду, одевались в паломническую одежду - коричневый или серый плащ, огромный капюшон, шляпу с весьма широкими полями, украшенную раковинами. Паломничество было мероприятием весьма опасным. Но усердное желание поклониться святыням своей вере, помолиться Богу преодолевала все тяжести путешествия.

К началу ХХ века число паломников в Святую Землю достигало 30 тысяч в год. Большая заслуга в развитии паломничества принадлежит Русской духовной миссии в Иерусалиме и Императорскому православному Палестинскому обществу. Деятельности этого общества посвящен значительный раздел выставки. Здесь собраны такие раритеты, как гравюры XIX века с видом Иерусалима с Елеонской горы и с изображением гроба Господня, плакатный паспорт 1905 года, изданный обществом разговорник для путешественников, письмо паломницы Мелании Петровны Пупыниной, в котором жительница Тамбовской губернии описывает трудности, подстерегавшие паломников в те годы.

Посетив святыни, паломник обязательно привозил домой что-нибудь памятное. В коллекции музея представлены привезенные из Святой Земли кипарисовые кресты конца XIX - начала XX века, перламутровые раковины (одна из них - величиной с ладонь, с изображением Тайной вечери). Паломник, побывавший в Троице-Сергиевой лавре, мог привезти домой двухлитровую бутыль с иконой преподобного Сергия Радонежского и Богородицы внутри - монахи собирали их пинцетом через узкое горлышко прямо внутри бутылки; из других мест - пузыречки для освященного масла и святой воды с оттисками образов святых. Например, бутылочку 1903 года с надписью "Вода из источника преподобного Серафима Саровского".

Монастыри и храмы, через которые пролегают паломнические маршруты, не место развлечения отдыхающих. Большинство людей пришли сюда для молитвы, надо постараться чтобы Ваше поведение и внешний вид не отвлекали и не мешали им в этом. В монастырях, как правило стараются накормить всех паломников, это делается не от избытка средств, конечно, а в соблюдении в многовековой традиции гостеприимства, служения странника. А традицией странников было жертвовать монастырю на поминовения близких - живых и усопших. Многие люди, не раз бывшие в паломнических поездках, зная, что едут в монастырь, берут с собой, что ни будь для пожертвования. Даже в складчину выкупают муку, сахар, какие - то продукты, а иные везут одежду для братии. Благочестиво вспомнить на святом месте не только о себе, но и об оставшихся дома близких. Подать в храме записочки - помилования о живых и усопших родственниках и знакомых .

Современных паломников можно условно разделить на две категории. Первая и, увы, пока меньшая по численности, включает людей укоренённых в Православии, как правило, образованных, хорошо ориентирующихся в реалиях церковно-общественной жизни, чётко представляющих себе цели и задачи паломничества. Их впечатления от поездок информативны, изложены церковным языком, часто с привлечением исторических сведений.

Другая категория паломников - люди, недавно переступившие порог храма. Направляясь в паломничество, они руководствуются самыми разными источниками информации, в том числе рассказами других паломников, далеко не всегда компетентных. На их мотивацию большое влияние оказывает характер подачи информации о поездках, предоставляемой паломническими структурами. К сожалению, даже самое беглое знакомство с содержимым рекламных листовок, в изобилии распространяемых сегодня по храмам, а также рекламы в Интернете выявляет примеры удручающей духовной безграмотности. Продолжает процветать пропаганда утилитарного, прагматичного подхода к посещению святых мест, многократно подвергавшаяся обоснованной критике на многих конференциях. Собранием характерных "перлов" является рекламный текст, размещённый на сайте одной из паломнических служб северной столицы. Эта служба образована, как особо подчеркивается в тексте, "с Божьей помощью" и "с учётом главных интересов православного паломника: посетить монастыри и труднодоступные святые места русской глубинки, встретиться со старцами и духоносными священниками…". В качестве ремарки хочется заметить, что цель паломничества всё же поклонение святым местам, разумеется, вне зависимости от их досягаемости, а коммерциализированная и поставленная "на поток" организация встреч со "старцами и духоносными священниками" вообще недопустима. Аргументом в пользу посещения монастырей, является наличие в них "святых целебных источников и других святынь". Апофеозом недомыслия, другое слово в этом случае трудно подобрать, представляется утверждение: "во время нашего путешествия царит атмосфера Божьей благодати и любви к ближнему, благодаря чему на время поездки обычный человек и становится паломником"! Подобным псевдоцерковным нравоучительным тоном нередко злоупотребляют и сопровождающие паломнические группы, полагая, что таким образом они свидетельствуют о своей компетентности. К сожалению, этот стиль у них нередко перенимают паломники, ошибочно считающие, что только так можно говорить о Православии. В результате нередко рассказы о посещении православных святынь изложены высокопарным напыщенным слогом, чуждым реальному живому языку и не воспринимаемым обычными читателями .

Неверно расставленные организаторами паломничеств акценты дезориентируют неопытного паломника, а у более сведущих вызывают неприятие. Например, приглашения совершить паломничество с целью посещения "старца" или участия в совершаемом им богослужении, многими уже воспринимаются очень критично, что свидетельствует о здравом православном взгляде. Подобное предложение, исходящее от московской паломнической организации, на одном из форумов было прямо названо кощунством .

Туризм с религиозной тематикой, а также паломничество уже давно приобрело массовый характер во многих регионах, в том числе и Нижегородской области. Сегодня очень много возрождается традиционных и народных форм религиозного туризма. Например, многодневны крестные ходы к определённой святыне, или от одной к другой. Многие паломники - туристы приезжают в Москву и Санкт - Петербург, также очень популярным религиозным паломническим центром Стало с. Дивеево Нижегородской области, там можно создавать как обычный экскурсионный тур с посещением храмов, также приезжать паломником поклонятся святыням.

Туристы - экскурсанты пользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туристических операторов и туристических агентов, реализующих туристический продукт. Паломники во многих случаях пользуются также и другими услугами; живут и питаются при храмах, монастырях, иногда добираются до пункта назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями в определённое время года.

При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности.

На Российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставление услуг в области религиозного туризма .

Вас невыносимо раздражает все и вся? Вам кажется, что голова скоро лопнет от переизбытка информации? Значит, пришло время организовать себе полноценный отдых для тела и, главное, для души.

На Западе духовный туризм начался вместе с йога-бумом. Сотни тысяч европейцев, американцев, канадцев ежегодно транспортируют свои уставшие от рутины организмы в страны Юго-Восточной Азии, чтобы поучиться у невозмутимых аборигенов умению не прогибаться под мир.

Два самых популярных направления духовного туризма - Индия и Таиланд. Индия - как родина йоги, Таиланд - как страна, в которой буддизм достиг своего высшего расцвета, и, вместе с ним - все практики, связанные с этой философией. В том числе и практика медитации випассана.

При многих монастырях, в основном на севере страны, давно уже существуют независимые центры, готовые принять любого, кто хочет научиться медитировать.

Однако, если в Индию уже можно купить тур на йога-семинар через турагентство, то путешествие за просветлением в Таиланд придется организовывать самостоятельно.

Духовный туризм для чайников - первый шаг к просветлению

Сначала нужно определиться, сколько именно времени вы можете потратить на подобный отдых.

Полный курс випассаны по тайской традиции занимает 21 день, но если вы не располагаете тремя неделями свободного времени, есть высокая вероятность, что вас примут ровно на столько времени, на сколько вам удобно, даже на один день.

Еще на этом этапе стоит взвесить, достаточно ли вам знания английского языка для минимального понимания и общения.

Обучение в подобных центрах проходит на тайском и на английском языках, и если вы испытываете затруднение с последним, идею поездки стоит пересмотреть - переводчиков центры не предоставляют.


Духовный туризм для чайников - второй шаг к просветлению

Если предыдущий этап вы прошли успешно, пора поискать место, где вы будете просветляться. Поможет этому, конечно же, поисковая система.

Искать надо по ключевым запросам "медитация" и "Север Таиланда". При первой же попытке вы получите список из нескольких десятков центров. Внимательно читайте отзывы о местоположении и быте.

Некоторые центры размещены в лесах, некоторые - на окраинах больших городов. К некоторым добираться просто, дорога к другим занимает несколько дней из-за отсутствия регулярного транспорта.

В одних медитаторы живут в специальных корпусах с удобствами, в других - в монашеских хижинах из бамбука.

Продумать это следует с особой тщательностью, так как, например, попав в лесной храм в дождливый сезон (с мая по ноябрь), вы рискуете быть съедены москитами, так и не получив желанного очищения мыслей и души.

В общем, все зависит исключительно от того бытового уровня, который вы считаете комфортным.

После того, как вы сделали выбор, нужно связаться с центром напрямую. Зачастую там указаны e-mail, можно смело написать письмо на английском, с указанием цели вашего путешествия и дат.

Зачастую, в течение недели приходит ответ с подтверждением того, что вас будут ждать в определенный период. Пора покупать билеты и решать визовые вопросы.


Духовный туризм для чайников - третий шаг к просветлению

Если вы едете на две недели и меньше, визу можно получить в аэропорту Бангкока по прилету. Стоит это удовольствие 40 долларов и две фотографии, которые желательно привезти с собой.

Также обязательно заложите на дорогу до центра медитации один день после прилета и день до отлета.

Дело в том, что прилетать и улетать вы будете из Бангкока, а центры медитации в основном находятся на севере Таиланда, до них, как минимум 10-12 часов пути на автобусе.

Даже если вы купили авиабилет до, например, города Чианг Май, неплохо бы иметь в запасе хотя бы сутки, особенно, если ваш монастырь где-то глубоко в лесу.

Автобусы на север отбывают с северного автовокзала Мо-Чит, из аэропорта туда можно добраться или на такси (где-то 45 долларов, так как ехать через весь город) или же на метро с одной пересадкой (примерно 3 доллара).

Стоимость билета до того же, например, Чианг Мая - до 30 долларов (в зависимости от класса).

Духовный туризм для чайников - четвертый шаг к просветлению

Вы на месте и нашли нужный вам центр медитации. С чего начнется ваш путь к просветлению? С одежды.

С собой нужно иметь минимум два комплекта белой, непрозрачной одежды.

Белый, по буддийской традиции - цвет чистоты, облачаясь в одежду этого цвета, вы как бы подтверждаете, что хотите очиститься от мусора, который много лет насыпала в вас цивилизация.

Одежду, впрочем, можно одолжить в центре, чаще всего ее оставляют ваши предшественники.

После того, как вы переоделись, монах, преподающий випассану, пригласит вас на церемонию инициации, символизирующую начало вашего очищения.

Похожую церемонию проведут в конце курса, отпуская вас, уже очищенного, обратно в мир.

Теперь три (или меньше) недели вам придется жить по тому же режиму, по которому живут монахи, соблюдая те же правила, что соблюдают они.

Ранний подъем, вегетарианская еда, ограничение общения, никакой связи с внешним миром, никаких психотропных веществ (алкоголь, табак, наркотики), никаких телешоу и компьютерных игр, музыки, никакого секса, и много, много медитации.

Твердую пищу можно употреблять только до полудня. Будьте готовы к тому, что постфактум близкие решат, что вы - мазохист, так как на первый взгляд все выглядит довольно жестко.

На самом деле эти правила призваны не мучить вас, а освободить. Представьте себе три недели без интернета. То-то же.

Духовный туризм для чайников - пятый шаг к просветлению

Ежедневно кроме медитации вас ожидают еще два бонуса. Разговоры о Дхарме и вечерние песнопения.

Первое чаще всего происходит утром, сразу же после пробуждения, учитель объясняет какое-то из понятий буддизма. Это не пропаганда, скорее, информационный блок.

Песнопения же начинаются с семи вечера. Час пения прославлений Будды на древнем языке пали (тексты выдаются), и вы свободны.

Ежедневно нужно приходить на встречу с учителем и рассказывать о медитации.

Вот тут вам пригодится знание английского языка в полной мере, так как рассказывать надо обо всех ощущениях.

Учитель рассказывает, какие шаги вам надо делать дальше, как бороться с трудностями, в общем, всячески поддерживает вашу практику.

Духовный туризм для чайников - шестой шаг к просветлению

Випассана в тайской традиции включает в себя несколько видов медитации. Сидя (в позе лотоса, или как угодно на полу), стоя, при ходьбе и лежа.

Первые три сопряжены в некий сет, который надо повторять на протяжении дня по времени, установленному учителем. Для новичков это 15 минут стоя, при ходьбе, и 15 минут сидя.

К концу трехнедельного курса длина сета увеличивается до 45 минут на каждый вид медитации. Последний вид, лежа, нужно отрабатывать за 5-10 минут перед сном.

Поскольку по сути своей випассана означает "ясно видеть", с помощью подобных упражнений вы должны научиться осознавать себя и свое тело.

Это помогает очистить мозг от потока мыслей, так как концентрация на разных точках на теле мешает информационному хаосу заполонить ваш ум.

Духовный туризм для чайников - итоги

Проживание и питание в подобных центрах - бесплатное. По окончанию курса желающие могут внести пожертвование в произвольном размере.

В некоторых центрах вместо пожертвования можно, например, помогать по хозяйству.

И, подводя итог, подобный опыт не только помогает отвлечься от бренной суеты, но и является пропуском в культуру, которая много лет была загадкой для Запада.

пройти курс випассаны в Таиланде, вы попадаете внутрь того, что туристам обычно показывают издалека.

Это не всем интересно, но если в ваших планах есть саморазвитие и расширение горизонтов, подобное приключение пойдет вам только на пользу.

Горный Алтай – это сила, могущество, величественность, власть Природы и стихий Планеты Земля. Что еще можно сказать об этой сакральной благословенной земле. Только то, что пребывание на ней повышает вашу внутреннюю энергетику, дает прикоснуться к чему- то таинственному, девственному и прекрасному. Эта земля – островок, несущий потоки божественной благодати и силы, которые начинаешь ощущать, только пересекая неведомые границы алтайской земли. Сокровище, которое дали в наследие алтайскому народу, чтобы он мог беречь и сохранять его. Сказочный мир Беловодья , который всегда рядом и бесконечно далек, грезы о волшебной затерянной Шамбале и фантастическая реальность природы божественной красоты. Алтай – это сказки, мифы прошлого, но когда попадаешь в эти места, начинаешь верить в их реальность.

Одно из благословенных мест Горного Алтая и всего мира - это гора Белуха , куда устремлены взоры всех духовных Искателей современности. То место, где на вершине за облаками скрывается знаменитая Шамбала, и находятся небесные врата. Душа и сердце земли. И не зря тысячи и тысячи поклонников стремятся к ее подножию и число их с каждым годом растет. Также непередаваемо красивы места вокруг Уймонской долины , где проездом бывал Николай Рерих. Здесь, кажется каждый камень наполнен силой, а горы звучат и поют, пение их напоминает мощные аккорды, которые то стихая, переходят в гул и смолкают, то с пронзительным криком словно птица стремительно летят вверх.

Описывать Алтай можно бесконечно, потому что красота его удивительна и не забываема, она манит и зовет снова и снова прикоснуться к таинству слияния со стихиями Земли. Поэтому все это надо видеть своими глазами здесь и сейчас , слушать, как с тобой разговаривает Алтай, ощущать и впитывать мудрость веков, наполняясь силой и знаниями, которыми с тобой щедро делятся духи Алтая.

Мы приглашаем вас к духовным путешествиям по этим местам. Окунуться воочую в силу и мощь, на себе почувствовать те энергетические потоки, которые проходят по вам, когда вы находитесь в местах силы и вы можете пройти инициацию. Поэтому у многих участников наших тренингов и путешествий после посещения этих сакральных мест жизнь очень часто меняется. Начинают пробуждаться скрытые дарования и таланты, кто-то начинает рисовать, кто-то писать стихи, кто-то начинает задумываться о смысле жизни. Алтай не оставляет равнодушным и безучастным никого, особенно, если вам удалось посетить места, которые называются местами силы.

В том году мы проводили семинары на Алтае в Уймонской долине, посетив Мультинские озера, Красную гору, музей Рериха, музей Солнца и места силы, которые мы знаем. Они запомнились многим участникам по красоте и удивительной энергетике, наполняющей вас. Даже впервые практикующие в наших групповых медитациях четко ощущают Потоки, насыщаются ими и чувствуют неожиданно для себя пробуждение скрытых резервов своего Разума. А некоторые нашли и утвердились в своем Пути ДАО

Это были духовные путешествия - паломничества, каждый раз разные по внутренним ощущением и наполнению. Удивительно, что энергия всех мест силы в ощущении реально абсолютно разная. Звенящая и прозрачная энергия Мультинских озер с их необыкновенной красотой, переходит в особую гулкую, тяжелую энергетику Красной горы. При посещения музея Рериха мы получаем состояние прикосновения к реальности эзотерического, сакрального и таинственного мира. Время останавливается, и мы окунаемся в прошлое столетие. Сердце наполняется щемящей тоской - мы видим картины и слышим гулкий Зов божественного огня, о котором так много писала Елена Рерих. Божественный огонь должен прийти на землю и очистить ее от темных сил и наполнить светом и любовью.

Духовный туризм, духовное путешествие – это паломничество к сакральным местам и местам силы, которых много на нашей планете. Они предназначены для человека разумного для получения определенного энергетического заряда и знаний, которые ему благословенно открывает Бог. В природный Храм места силы вы входите с трепетом и любопытством ребенка, с почтением перед могуществом небесного отца и создателя, чтобы приобщиться к тому сокровенному, что укрыто от нас в суете повседневной жизни.

О недоброй тенденции, захватившей русский православный мир наш сайт сайт уже писал. В России начали открывать храмы и монастыри; народ потянулся к святыням, словно пленник к спасительному глотку воздуха. Турфирмы, почуяв огромную прибыль, начали всеми силами обеспечивать "комфорт" паломников, предлагая всевозможные варианты поездок по святым местам. Что из этого вышло, можно прочитать в статье .

Сегодня мы предлагаем уважаемым читателям познакомится с мыслями о так называемом "духовном туризме" священника Константин Камышанов.

Во что мы превращаем филиал Рая

Когда Пушкин писал стихи, он настрого запрещал его беспокоить. Особенно просил унять детей. Прежде чем начать учить народ, Серафим прошел искус созерцания и воздержания в течение десятков лет. И то вышел не сам, а по благословению Бога и Божией Матери.

Монастыри создавались для того, чтобы в уединении быть лабораторией духа, оранжереей, из которой берется рассада для насаждения епископов и духовников. Настоящий монастырь - это филиал Рая, в котором в тишине и молитве взращиваются люди, подобные ангелам.

Монастыри - как леса земли. Они дают кислород души. Выруби, вытопчи, благоустрой асфальтовыми дорожками - и планета умрет, задохнувшись в собственных испарениях. Монастыри нужно беречь, как реликтовые леса. Если они станут объектом туристической культуры, подобно пляжу и гостинице, то умрут, как умерла захламленная, чебуречная, музыкальная сочинская набережная и ее отравленное мутное море. Мусор, шаурма и пляжники задушат все.

Туристы, как тараканы, сожрали все пространство, от пустынных синайских монастырей до Соловков. Полуголые бездельники встречают рассвет на горе Синай. Где Моисей и где эти люди, оплатившие верблюдов, одеяла и арапчат, за деньги купившие возможность стать на место явления силы Бога? Это не духовность. Это сюр мещанства, уверенного в своей духовности. Уверенного в своем праве сожрать все, что доступно.

Да, паломники были всегда, но чтобы возить их миллионами - автобусами, поездами, самолетами, - такого никогда не было. Да и не паломники это. Паломники на Соловках жили тысячами и годами трудились. А это что? Съел пирожок, перекрестился, и нету ваших!

Пришло такое время, когда никто нигде не может укрыться. Ни зверь, ни человек. За последними львами ходит толпа с кинокамерой. Из-под земли, из Марианской впадины все достанут, и если не сожрут, так сфотографируют. Везде скучающие дамы в пляжных шлепанцах на босу ногу, с мороженым, фотоаппаратом и розовым кошельком. Луна и Афон на очереди.

Экспресс-старцы и демоверсия христианства

Преподобный Сергий и преподобный Серафим ни разу не были на Афоне. И что-то я не слышал, что те, кто бывает регулярно в паломнических поездках, спасается лучше тех, кто остается в городе. Зато я знаю, что те, кто дает хлеба нищим, помогает в больницах, поддерживает несчастных, спасаются точно.

Да, священник при необходимости может направить свое духовное чадо к конкретному человеку, в конкретном монастыре. Точно так же, как врач где-то в Кемерово, понимая, что в работе с данным пациентом ему не хватает квалификации, может отослать его в Москву. Но не для того, чтобы больной бродил по улицам столицы. Он может отослать, например, в институт МОНИКИ, но не для того, чтобы пациент шатался по коридорам и заглядывал в процедурные кабинеты и подсобки. Больные не ездят целыми автобусами и вагонами в институт клинических исследований сердца попить чаю с главврачом. Направляют к конкретному специалисту. Так должно быть и в духовной жизни.

Настоящий священник, как и настоящий врач, не имеет права убить, выполняя капризы сумасшедшего и самовлюбленного больного. Он должен лечить. А лечение может длиться годами. Нужно соблюдать режим и регулярно принимать лекарства под наблюдением своего врача. При чем тут турпоездка в обитель?

"Духовный" туризм - чума монастырей. Но многим монастырям он нравится. И многие из них заточены на эту демоверсию христианства: игумены с показушными барашками на руках, монахи с волками, енотами и страусами, хлеб, мед, молоко, галантерея, колокола, постные супчики, оладушки, творожок с молочком, прогулка на источник, беспрерывный треп туристов, экспресс-старец и пророчества за пять минут.

Экспресс-старцы делают вид, что духовно лечат. А экспресс-больные делают вид, что лечатся. Они нашли друг друга. Пьют экспресс-кофе, едут на экспрессах в экспресс-туры и подключены к экспресс-тарифам. Экспресс-жизнь, экспресс-любовь и экспресс-смерть. Все включено. Все, что НЕ нужно для настоящей жизни.

А приедут такие туристы домой - и грызутся там как собаки. Экспресс-старец поулыбался - и пошел гонять монахов метлой по монастырю. Спонсоры ушли на источник. Демоверсия выключена.

У нас в одном "брендовом" монастыре был случай. Иеродьякон ночью кирпичами побил все пластиковые окна, вытоптал розы, согнул фонари с криками: "Туризм, говоришь? Музей?! Нет!.. Шутишь!!! Вот тебе туризм с музеем!" Монастырь всю ночь тихо внимал побоищу. Старец с наперсником и родственником-настоятелем жил вдалеке и не слышал. Монахи хранили сугубое молчание и тихо молились на своих ложах, не считая нужным вмешаться.

Брат иеродьякон лупашил "красоту" всю ночь. Его, разумеется, выгнали…

Слава Богу, что страусов у нас нет

На всех автобусных остановках Рязани развешаны объявления об организованных нашествиях:

К старцу Владимиру (от винопития), село…

К монаху Илиодору на отчитку, монастырь…

Поездка в монастыри: Дивеево, Коломну, Санаксар - 4 дня, 3 ночи…

К батюшке Иоанну за советом…

…Стоимость такая-то, звонить по такому-то телефону…

Сейчас ни одна обитель, ни в какой глуши, не может скрыться от туристов. Везде достанут и заставят пить чай и слушать треп. Слава Богу, что Он миловал наш монастырь, расположенный в центре рязанского Кремля. Нет ни гостиных келий, ни монаха-экскурсовода, ни пасек, ни оладушков со старцами, ни пророчеств, ни отчиток, ни землицы, ни источников, ни енотов с верблюдами и алабаями. Слава Тебе, Господи, особенно за алабаев и страусов, что их нет. Туристы ходят сквозь обитель, но это ничего. Хоть не лезут. И пьяных гоняет кремлевская милиция.

Конечно, в Кремле всю дорогу городская тусовка. Песни орут в мегафон в самую службу. И это стало нормой. Как погожий день, так у города опять день рождения и пятница. У них этих пятниц пять дней в неделю. Закрыться в обители, разумеется, нельзя.

Иностранцы - на первом месте. Их принимают без очереди, самые первые - это седьмая вода на киселе белой эмиграции. "Нам есть любопытно, как русские про Бога говорьят… Невёроятно… Мы думали, тут красный метдвет с красным знаменем ходит". Приехали, как в зоопарк посмотреть на говорящую собачку, и им великое почтение. А что? Туристы!..

От этого нет защиты, словно монах туристам на смех и на растерзание дался, как ведро, в которое нужно слить помои с сердца, и чтобы погадал на будущее. Как бесплатный психотерапевт, как подушка-подружка…

Монастырское пространство считается у нас достоянием "народа". Но дух монастырей и время молитвы - разумеется, этому "народу" не достояние, а обуза. То молодожены шампанское наливают под окнами алтаря и кричат: "Горько!" То девки полуголые глазеют на монахов. Но это все ничего, по сравнению с Дивеево или иными "брендовыми" туробителями. У нас, в сердце Рязани, относительная внутренняя тишина.

В миру жил в тишине, а в монастыре - как на вокзале

Вот жил благочестивый муж. Ходил на завод или в контору. Тихо спасался. Был как тень. Всем привет и ласка. Обо всех помолится. Утром и вечером у него правило. На службе горит как свечка. Пред иконостасом стоит весь в созерцании. По сути дела, был невидимый монах. И вдруг колет его шилом, и делается зуд: "В монастырь!!!" Как чеховские сестры: "В Москву. В Москву. В Москву!!!"

Приходит в монастырь, и понеслось. Какое там созерцание! То туристы, то активисты, то епархиальный секретарь. Прощай, тишина сердца. Прощай, умное делание. Жил в тишине, а стал как на вокзале. Зачем пошел - сам не знает. Выдумал из головы книжный монастырь, а тут… То мужское общежитие с вином и барабанным боем в обители, то бесконечное занудное нытье паломниц. Куда попал?

Лежал крестом на полу, волновался до слез, думал принять ангельский облик, а выдают должность завхоза. Умом понять ничего нельзя. Мантия, крест, все дела, а на душе скребут кошки. Тут или обнаглеешь, или монастырские фонари пойдешь лупашить бутылками.

Зачем в монастырь уходить, если весь день как на съемочной площадке Мосфильма? Дома тишины больше было. Монахи специально одевались в дерюги, чтобы их видно не было, а стали как поп-звезды.

Такая редкость и драгоценность - небесное масло, которое добывает монах в трудах и созерцании, в откровении служения и в чтении богодухновенных книг, туристами меняется на болтовню и творожок с молочком, на дешевую галантерею монастырской лавки.

Как в песне Башлачева:

Hюсь, держи, а то помру

В остроте момента!

В цеpквy едут поутру

Все интеллигенты.

Были к дьякону, к попу ли,

Интересовалися.

Сине небо вниз тянули -

Фу ты, надорвалися.

Нету мотива

Без коллектива.

А какой коллектив -

Такой выходит и мотив.

У монаха нет задачи спасать народ

В назойливом посещении монастыря, в который тебя никто не зовет, есть какая-то ужасающая духовная неделикатность и невежливость. Воровство драгоценных камней - грех, а воровство времени монаха - сугубое воровство. В уставах монастырей нет ничего о том, что эти полу-ангелы должны учить народ.

Примечание МС. Это-то и печально... "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20). Не потому ли номинальных православных христиан только 300 млн. в мире (реальных, например в России, не более 0,5 % от всего населения), а две великие православные империи рухнули, при этом Византийская империя раскрошилась на нанопыль...

А наши монахи все радуются своему "особому" пути, ангелами себя мнят... В итоге? Спасают ли они сами себя? И народ по-прежнему темный остается.

Учительство - это особый дар. И оно осуществляется в самом народе: на кафедрах церквей, приходах, на проповеди словом и делом. Сам же монастырь - тихий сад, в котором невидимо зреют плоды и растут небесные цветы. Задача монаха не спасать народ, а спасти себя. Когда спасет себя, тогда, если Богу угодно, Бог благословит его поступить по слову преподобного Серафима:

Стяжи мир, и тысячи спасутся вокруг тебя.

Но это не для всех. У Бога вообще нет иллюзий насчет народа. Он Сам прекрасно знает, что много званых, но мало избранных, и спасется только малое стадо. И задача Бога - не загнать весь гурт в Рай, а селекция насельников райского сада. Монастырь - это лаборатория Божией селекции, а никак не то место, о котором спел поэт:

Как по райскому саду ходят злые стада;

Ох измена-засада, да святая вода…

Наотмашь по сердцу, светлым лебедем в кровь,

А на горке - Владимир, а под горкой Покров…

Бьется солнце о тучи над моей головой.

Я, наверно, везучий, раз до сих пор живой,

А над рекой кричит птица, ждет милого дружка -

Нужна благодать? Послужи жене, как Христу

Как-то раз я был свидетелем такой сцены. Богатый человек просил моего друга составить ему компанию на Афон. А надо сказать, у богатых поездка на Святую гору стала комильфо. Солидный монастырь для солидных людей. Солидный Господь для солидных пацанов.

И друг отвечает:

"Все это здорово для нас с тобой. Выпивка в ресторане Уранополиса. Катер, чайки, турпоход. Бабы дома и не гудят. Дети… хорошие у нас дети, но вот раз в году - ну их подальше. Турпоход, рюмочка ракии. Нет. В Русик мы не пойдем. Там малороссы и цены высокие. Там невежливые монахи. Мы в сербские и греческие. Там в стасидиях поспим. Погуляем на осеннем солнышке по горам.

Нам будет хорошо. А монахам от нас? Вот мы, с такими рожами, возьмем да и припремся. Скажи мне, друг: зачем монахам видеть наши рожи?! Мы зачем туда придем? Чтобы показать им, какие бывают бесы в человеческом обличии? Зачем?.. Вынести мозги прекрасным людям - монахам? Найти среди них таких же, как мы, и потолковать о маразме последних времен? Нас туда звал кто-нибудь?

Ты жене стал как Христос? Ты ведь это обещал, когда венчался с ней. Я же знаю, кто мы с тобой для жен - негодяи. Ты на работе послужил работникам, как хозяин Божиего виноградника? Нет? А чего ты на Афон прешься?

Скажи мне, что ты думаешь о Христе? Ты не знал, что Он вездесущий? И что в нашем приходском храме, на причастии, Он выезжает на ослике точно так же, как Он въезжал в Иерусалим? Чем тебе Христос не нравится в Рязани? Чем Он слаще на Афоне? Ты что, в Бога не веруешь?

Ты просто хочешь смыться от забот и позволить себе мальчишеский турпоход под благовидным предлогом. Не обманывай ни себя, ни Бога.

Вспомни, как Христос сказал мужику, который принес в храм жертву-корван:

Не приму жертвы. Иди упокой отца, а потом приходи.

Санек, ты - миллионер. Купи, наконец, книжку про этикет. Стоит 200 рублей. Не вопрос. Погляди, как люди в гости ходят.

Почему бы нам не молиться в своем храме? Там Христос точно такой же. Кого мы ищем в православном туризме, если Бог всегда рядом?"

Монах, постригаясь, не давал клятвы быть пастырем или аниматором. Монах - от греческого μόνος - "одинокий, один".

А какие монахи могут быть в туристической обители? Какого они наберутся духа в этом рое клубящихся, часто развращенных, бездельников? Ясно, какого. И набираются. Какой старец может быть в обители, являющейся частью туристического бизнеса, - продолжением гостиницы, пляжа и сувенирных магазинов?

Разве монастырь должен быть тем местом, где можно забесплатно "вынести мозги" человеку, который принужден тебя слушать и не может никуда уйти, потому что идти ему некуда?..

Духовный туризм в его нынешнем виде - это жуткий суррогат и имитация духовной жизни. Нужна благодать? Послужите жене, как Христу. На Страшном Суде вас не спросят, сколько раз вы были на Афоне, а только о том, кому вы что хорошее сделали. Помните смертный час и главный вопрос Страшного Суда.

Царство Божие внутри нас, и нигде больше. Как говорил Серафим: "Тут, в этом лесу, мне и Иерусалим, и Иордан, и гора Фавор".

Что мы ищем вне сердца своего?


Священник Константин Камышанов

В мировой туротрасли существует особое направление, которое объединяет путешественников, желающих отправиться в поездку по святым местам. Кто же такие паломники и в чем особенность религиозного туризма?

Это люди, которые решаются на длительные и, порой, не самые легкие в плане комфорта путешествия, лишь для того, чтобы обогатить собственный духовный мир, доказать приверженность вере, прикоснуться к великим святыням планеты и выполнить почетную миссию, накладываемую на каждого верующего божественными постулатами. Эта особенность религиозного туризма существенно отличает его от привычной всем схемы отдыха на морском курорте или посещения монументов старины.

В каждом вероисповедании существуют традиции, предусматривающие бережное отношение к святыням. Вот почему ежегодно свыше миллиона паломников отправляются в путь, чтобы посетить главные .

Понятия «паломники» и «паломничество» происходят из православного христианства. Эти определения стали универсальными, и сегодня у нас их используют применительно ко всем религиозным течениям мира.

Справедливости ради, следует заметить, что путешествующих представителей других вероисповеданий называют по-разному: в католицизме ― это «пилигримы», в исламе люди совершают «хадж», религиозный туризм в Индии (да и вообще у буддистов) принято обозначать одним словом — «кора».

Основные направления религиозного туризма

Различают два основных направления религиозного туризма, и у каждого есть свои особенности:

  • экскурсионные туры, целью которых является посещение памятников, храмов, музеев;
  • организованные паломнические поездки, предполагающие посещение мировых центров религий, а также путешествие по местам, сыгравшим важную роль в становлении и распространении определённого вероисповедания.

В первом случае люди стремятся обогатить свой духовный мир, расширить кругозор и получить новые знания об истории религии. Поскольку культовые сооружения во многих странах являются заодно и главными их достопримечательностями, то становится очевидной популярность экскурсионного религиозного туризма. Второй вид поездок, скорее всего, подойдет людям, путешествующим исходя из духовных побуждений, и мечтающим поклониться святыням.

Если вы планируете отправиться в паломническую поездку, то не помешает узнать особенности религиозного туризма подобной направленности. Приготовьтесь к тому, что путешествие не всегда будет комфортным. В большинстве случаев маршрут пролегает через малопосещаемые или, наоборот, слишком переполненные туристами религиозные центры.

Паломникам приходится останавливаться для ночлега или во временных палаточных лагерях, разбитых на время проведения того или иного религиозного мероприятия, или в монашеских кельях, скромных отелях и пансионах. Не всегда есть возможность обеспечить разнообразное питание, особенно если график путешествия совпадает с постом, строго соблюдаемым верующими людьми. В особо сложных переходах верующие могут рассчитывать лишь на сухие пайки и воду.

В этом смысле, паломнические поездки и экскурсионные туры религиозной направленности различаются. Организованные туристические экскурсии предполагают обеспечение высокого уровня комфорта. Поэтому если вы не уверены в собственных силах и способностях выдержать все тяготы паломничества, то смело отправляйтесь на тематические экскурсии, в рамках которых запланировано посещение религиозных памятников и комфортабельное размещение.

Мировые центры религиозного туризма

Для каждого из мировых вероисповеданий характерны свои особенности религиозного туризма, собственные маршруты и святыни, разбросанные по разным уголкам планеты. Исключением можно считать город, чья история насчитывает тысячелетия. Речь идет об Иерусалиме, находящемся на территории современного Израиля. Этот древний город можно считать колыбелью нескольких мировых религий ― христианства, иудаизма и ислама. Здесь сосредоточено огромное количество достопримечательностей, представленных святынями для сотен тысяч паломников.

Представители христианского мира приезжают в Иерусалим чтобы посетить места, связанные с библейскими событиями – Распятием и Воскресением Христа. Однако помимо этого, туристы совершают экскурсии к другим памятникам старины, являющимся христианскими святынями.

Древняя святыня иудеев – , относящаяся к комплексу Храмовой горы – единственный сохранившийся до наших дней участок древнего ограждения города. Паломники еврейской национальности съезжаются сюда с разных уголков планеты, чтобы поклониться святыне и оставить в ней записки с пожеланиями.

В центре внимания мусульман в Иерусалиме – мечеть Купола Скалы , имеющая форму восьмиугольника. По приданию, именно здесь пророк Мохаммед оставил след своих ног, а в одной из колонн древнего строения находятся волосы из его бороды. Помимо Иерусалима приверженцы ислама также совершают хадж в Медину и Мекку, чтобы увидеть мечеть Аль-Хараам и святилище Кааба . Побывать хоть раз в жизни в этих священных местах должен каждый правоверный последователь пророка. Особенностью религиозного туризма у мусульман является то, что посетить святыни необходимо перед Курбан-Байрам. В течение 10 дней в преддверии религиозного мероприятия мусульмане выполняют все обряды, предписанные Кораном.

Религиозный туризм в Европе популярен среди христиан-католиков. Как правило, они отправляются в паломнические туры по европейским городам, чтобы полюбоваться красотами сохранившихся со времён средневековья готических соборов. Однако центром католической религии является римский Ватикан.

Православные верующие Центральной и Восточной Европы путешествуют по святым местам России (Дивеево, Суздаль, Владимир, Москва, остров Соловки), Украины (Киево-Печерская лавра), Болгарии (Велико-Тырново), Греции (Афон), Сербии (Введенский монастырь) и Черногории (Цетинский монастырь).

Основными центрами буддизма являются Лумбини (Непал), Кушинагар, Сарнатх (Индия), Лхас (Тибет), Нара (Япония) и . В последние годы среди буддистов появилась традиция посещать самый большой храмовый комплекс в Европе, расположенный в Калмыкии (Россия).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: