Духовный туризм для чайников: едем медитировать в Таиланд. Основные направления религиозного туризма

В последнее время нам всё чаще приходится сталкиваться с этим непривычным словосочетанием. Так что же это такое – духовный туризм? Может быть, уместнее использовать более привычное «эзотерический туризм»? Как и в чём могут пересекаться духовность и, скажем, поход в горы?...

Любое путешествие, предпринятое человеком с целью самопознания, раскрытия и преобразования собственного внутреннего мира, поиска красоты и гармонии – есть путешествие духовное. может принимать самые причудливые и неожиданные формы, но суть его остаётся неизменной. И для кого-то походы в горы могут оказаться куда более эффективными, чем посещение храмов и соблюдение строгих аскез. Главное – ваше личное отношение к тому, что вы делаете...

По моему глубокому убеждению, понятие «духовный туризм» является гораздо более широким, чем « ». Последний скорее является лишь малой частью туризма духовного.

Эзотерический туризм предполагает удаление человека из привычной ему зоны комфорта, самонаблюдение и работу над внутренним миром, выполнение эзотерических практик, результатом которых является достижение им состояния внутреннего порядка, гармонии и наполненности. С этим всё ясно.

А вот если убрать эзотерическую составляющую? Скажем, отправился человек в поход по Крыму, не ставя перед собой целей выполнять , посещать ... Отправился просто так – отдохнуть душой и телом, полюбоваться на красоту окружающего мира, послушать пение птиц на рассвете. Но в этом «просто так» уже присутствует духовность! Конечно, и такой – «чистый» туризм, безо всякой эзотерики, можно отнести к духовному туризму. И если в походе ты ищешь красоту и гармонию – это духовность. Как уже говорилось выше, главное – это ваше личное отношение к тому, что вы делаете...

Третьей составляющей частью духовного туризма можно считать религиозные паломничества по святым местам. Ну, тут комментарии излишни. С глубокой древности миллионы людей преодолевали тысячи километров, чтобы поклониться различным религиозным святыням. В наши дни духовный туризм в Крыму насчитывает множество приверженцев! В маршрутах Клуба «Неизведанный Мир» предусмотрено посещение знаменитых раннехристианских монастырей, скитов и храмов; любой желающий может присутствовать на церковной службе, пообщаться с монашеской братией или, скажем, омыться в купели со святой водой. Многие идут в поход и за этим...

Четвёртой составляющей духовного туризма является посещение мест силы. Почему так? Не вполне корректным было бы объединять их с эзотерическим туризмом: ведь эзотерик работает над собой самостоятельно, а при посещении места силы оно «само» делает всю работу за вас. В этом отличие! И, уж тем более некорректно было бы попытаться объединить этот пункт с паломничествами – религиозная составляющая отсутствует... А посещение мест силы и выполнение в них различных практик – мощный и действенный способ на пути духовного развития.

Таким образом, коснувшись четырёх основных составляющих духовного туризма, можно смело заключить: при надлежащем отношении, им не являются, пожалуй, только шоппинг-туры или сафари... Всё остальное, позволяющее вам гармонично раскрыть свой внутренний мир или ощутить красоту и гармонию в окружающем вас мире, может быть причислено к духовному туризму.

Главное – ваше личное отношение...

Дорогие друзья.

Сейчас многие из вас начали осознавать, что человек не просто физическое тело. И что-то их тянет к разным духовным направлениям.

Да, вы с интересом слушаете, читаете и... этим ограничиваетесь. Очень немногие из вас применяют духовные знания и практики в своей жизни.

Многие из вас подменяют духовное развитие накоплением различной информации — смотрят телевизор, слушают радио, сидят в Интернете часами, выискивая, что там еще поинтересней можно найти.
Большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись у экранов с сериалом под названием «Современная духовность». И с интересом наблюдают сменяющуюся череду разных Мастеров и Гуру...

Все интересно и красиво — огромный выбор. Люди там с горящими глазами, с разными открывшимися способностями... А раз так, хочется попробовать! Все и сразу!

Вот поэтому люди и застревают в этой обстановке. Они руководствуются логикой потребления. И вот они ходят от «отдела к отделу», выбирая себе различные «духовные товары». Покупают разные тренинги, курсы, книги, семинары...

А потом показывают их друг другу, как трофеи - «Я прошел такую-то школу, вот эти курсы, меня посвятили в Мастера...» (это после месяца занятий)...

Это похоже на хождение по разным достопримечательностям раскрученного туристического маршрута.

Это нормально на первом этапе, когда вы ищете свой путь, свою Истину. Но когда вы годами путешествуете от одного места к другому, не задерживаясь там надолго, это не духовность. а именно духовный туризм...

Мало кто может честно себе ответить на вопрос о цели своего интереса к духовному развитию.

Зачем всё это? Какова конечная цель?

Часто люди говорят о духовном пробуждении и освобождении, а подразумевают, при этом, какие-то личные выгоды, признание, могущество... или же, личное счастье, гармонию в отношениях... или экстаз, блаженство, нирвану...

Все это скрытые представления об удовольствии, завёрнутом в фантик духовности.

Мир устроен так, что вы всегда получаете все, что хотите получить. И если духовных искателей миллионы, а пробужденных единицы, то вывод прост: люди не хотят пробуждения, они хотят чего-то другого, лишь маскирующегося под духовность.

Большинство приходит к Мастерам, чтобы получить ответы на свои вопросы. Но у Мастера другая задача — показать, что все ответы на ваши вопросы внутри вас. Что вы сами являетесь Мастерами...

Но, не получив ответ, духовный путешественник идет дальше, к другому Мастеру... И обязательно найдется тот, кто начнет отвечать на вопросы, давать советы...

Но это ни на шаг не продвинет вас по пути духовного развития.

И если вам нужен Учитель, выбирайте его сердцем, идите с ним до тех пор, пока не осознаете, что лучший Учитель — это жизнь, и вы сами выбираете свои уроки. И что все ответы — внутри вас.

И вам большого количества информации извне не нужно, на самом деле. Нужны инструменты, которые помогут вам докопаться до истины внутри себя.

Поймите, все практики и методы — это инструменты, и их нужно применять, а не коллекционировать.

Причем, применять в условиях реальной жизни, не убегая от нее в ашрамы...

Наше время - просто подарок для того, кто действительно заинтересован в пробуждении, потому что современный социум способствует тому, что деструктивные тенденции ума постоянно всплывают наружу. И это, конечно же, нелегко, но и очень эффективно. Так жизнь показывает то, от чего тебе нужно избавиться, остается только применить инструменты и от этого освободиться.

И если ты сейчас поймал себя на том, что ты не духовно развиваешься, а духовно путешествуешь, то задай себе вопрос — ЗАЧЕМ?

И только ответив на него, начнешь свой истинный духовный путь.

Духовный туризм - словосочетание довольно непривычное. Тем не менее, в последние годы этот вид туризма приобрёл большую популярность среди людей, посещающих культовые сооружения, места силы, совершающих паломничество к различным святыням. Духовный туризм предполагает не просто временную смену привычного образа жизни, а изменение внутреннего состояния, достижение гармонии, покоя, умиротворения.

Виды духовного туризма

Духовный туризм можно разделить на такие направления:

  • паломнический;
  • эзотерический;
  • посещение мест силы.

С паломническим туризмом всё понятно. Паломничество известно с давних времён и присуще различным религиозным направлениям. Есть паломники в христианстве, мусульманстве, иудаизме, индуизме, буддизме. В каждой из религий есть святые места, храмы, монастыри, куда ежегодно устремляются верующие с разных концов света.

Эзотерический туризм связан для нас в первую очередь с такими странами, как Индия и Таиланд. Индия - родина йоги. Желающие позаниматься этими практиками стремятся посетить , специально организующиеся для зарубежных туристов. Заказать поездку на такой семинар можно в турагентстве. А вот в Таиланд для занятий медитациями и духовными практиками, нужно организовать поездку самостоятельно. Так как занятия ведутся на тайском или английском языках, знание последнего - обязательно, иначе вы не сможете общаться со своим учителем. Переводчики в таких центрах не предусмотрены.

Обучающие центры в Таиланде находятся в основном в северной части страны при монастырях. Информацию о них можно найти в интернете. Там же можно узнать и о бытовых условиях. В некоторых центрах туристов поселяют в комфортных домиках, а в некоторых придётся жить в монашеской хижине из бамбука.

Проживание и вегетарианское питание - бесплатно, но в конце надо будет оставить пожертвование или на протяжении курса работать в монастыре.

Места силы находятся в самых разных уголках земли. Считается, что они пронизаны особой энергией. Занятия духовными практиками и медитацией в таких местах многократно усиливают своё воздействие. К всемирно известным относятся Столовая гора в Африке, Карнак во Франции, В США это гора Шаста, находящаяся в Калифорнии. В Украине самое известное место силы - это Каменная могила в Запорожской области. Это место дважды посещал Далай Лама.

Духовный туризм выбирают люди, которые не только хотят посетить религиозные памятники и удивительные места нашей планеты, но и впитать в себя частицу энергии Земли и Вселенной, прикоснуться к древним знаниям, обрести осознанность и гармонию в жизни.

В назойливом посещении монастыря, в который тебя никто не зовет, есть какая-то ужасающая духовная неделикатность и невежливость. Воровство драгоценных камней - грех, а воровство времени монаха - сугубое воровство. В уставах монастырей нет ничего о том, что эти полу-ангелы должны учить народ. Учительство - это особый дар. И оно осуществляется в самом народе: на кафедрах церквей, приходах, на проповеди словом и делом. Сам же монастырь - тихий сад, в котором невидимо зреют плоды и растут небесные цветы. Задача монаха не спасать народ, а спасти себя. Когда спасет себя, тогда, если Богу угодно, Бог благословит его поступить по слову преподобного Серафима:

Стяжи мир, и тысячи спасутся вокруг тебя.

Но это не для всех. У Бога вообще нет иллюзий насчет народа. Он Сам прекрасно знает, что много званых, но мало избранных, и спасется только малое стадо. И задача Бога - не загнать весь гурт в Рай, а селекция насельников райского сада. Монастырь - это лаборатория Божией селекции, а никак не то место, о котором спел поэт:

Как по райскому саду ходят злые стада;
Ох измена-засада, да святая вода…
Наотмашь по сердцу, светлым лебедем в кровь,
А на горке - Владимир, а под горкой Покров…

Бьется солнце о тучи над моей головой.
Я, наверно, везучий, раз до сих пор живой,
А над рекой кричит птица, ждет милого дружка -
А здесь белые стены да седая тоска.

Нужна благодать? Послужи жене, как Христу

Как-то раз я был свидетелем такой сцены. Богатый человек просил моего друга составить ему компанию на Афон. А надо сказать, у богатых поездка на Святую гору стала комильфо. Солидный монастырь для солидных людей. Солидный Господь для солидных пацанов.

И друг отвечает:

«Все это здорово для нас с тобой. Выпивка в ресторане Уранополиса. Катер, чайки, турпоход. Бабы дома и не гудят. Дети… хорошие у нас дети, но вот раз в году - ну их подальше. Турпоход, рюмочка ракии. Нет. В Русик мы не пойдем. Там малороссы и цены высокие. Там невежливые монахи. Мы в сербские и греческие. Там в стасидиях поспим. Погуляем на осеннем солнышке по горам.

Нам будет хорошо. А монахам от нас? Вот мы, с такими рожами, возьмем да и припремся. Скажи мне, друг: зачем монахам видеть наши рожи?! Мы зачем туда придем? Чтобы показать им, какие бывают бесы в человеческом обличии? Зачем?.. Вынести мозги прекрасным людям - монахам? Найти среди них таких же, как мы, и потолковать о маразме последних времен? Нас туда звал кто-нибудь?

Ты жене стал как Христос? Ты ведь это обещал, когда венчался с ней. Я же знаю, кто мы с тобой для жен - негодяи. Ты на работе послужил работникам, как хозяин Божиего виноградника? Нет? А чего ты на Афон прешься?

Скажи мне, что ты думаешь о Христе? Ты не знал, что Он вездесущий? И что в нашем приходском храме, на причастии, Он выезжает на ослике точно так же, как Он въезжал в Иерусалим? Чем тебе Христос не нравится в Рязани? Чем Он слаще на Афоне? Ты что, в Бога не веруешь?

Ты просто хочешь смыться от забот и позволить себе мальчишеский турпоход под благовидным предлогом. Не обманывай ни себя, ни Бога.

Вспомни, как Христос сказал мужику, который принес в храм жертву-корван:

Не приму жертвы. Иди упокой отца, а потом приходи.

Санек, ты - миллионер. Купи, наконец, книжку про этикет. Стоит 200 рублей. Не вопрос. Погляди, как люди в гости ходят.

Почему бы нам не молиться в своем храме? Там Христос точно такой же. Кого мы ищем в православном туризме, если Бог всегда рядом?»

Монах, постригаясь, не давал клятвы быть пастырем или аниматором. Монах - от греческого μόνος - «одинокий, один».

А какие монахи могут быть в туристической обители? Какого они наберутся духа в этом рое клубящихся, часто развращенных, бездельников? Ясно, какого. И набираются. Какой старец может быть в обители, являющейся частью туристического бизнеса, - продолжением гостиницы, пляжа и сувенирных магазинов?

Разве монастырь должен быть тем местом, где можно забесплатно «вынести мозги» человеку, который принужден тебя слушать и не может никуда уйти, потому что идти ему некуда?..

Духовный туризм в его нынешнем виде - это жуткий суррогат и имитация духовной жизни. Нужна благодать? Послужите жене, как Христу. На Страшном Суде вас не спросят, сколько раз вы были на Афоне, а только о том, кому вы что хорошее сделали. Помните смертный час и главный вопрос Страшного Суда.

Царство Божие внутри нас, и нигде больше. Как говорил преподобный Серафим: «Тут, в этом лесу, мне и Иерусалим, и Иордан, и гора Фавор».

Что мы ищем вне сердца своего?

Священник Константин Камышанов
Православие и мир

Заметки на полях

    Галина Синицина , 12.08.2017 в 18:11

    Очень хорошо и правильно написано, спаси, Господи!

    Алла, Минск , 12.08.2017 в 21:31

    Ирина , 13.08.2017 в 08:11

    А я езжу по святым местам и в монастыри не к монахам,а поклониться Святым иконам,Святым мощам,попросить у них молитвенной помощи.Помолиться в Святом месте,потрудиться.И очень ощущаю,как после этих поездок меняется моя жизнь.А монахи приходят только на службу,а в остальное время молятся или трудятся на своих послушаниях.А начинала тоже с туризма.Думаю,что не надо так уж всех критиковать,и присваивать право жить в Святых местах только избранным.

    Вадим Ковалев , 13.08.2017 в 13:59

    Как это верно, Ирина! А то присвоили себе Афон, понимаешь!
    :)))

    Галина Синицина , 13.08.2017 в 17:11

    Бесспорно, что приезжают в монастыри и такие паломники, как Ирина, потрудиться и помолиться, и сама была в их числе. Как правило эти люди приезжают своим ходом, в одиночку — не о них статья священника Константина Камышанова. И на таких трудниках бизнес не построишь, таких и не заметишь, тем более, что о них писать? Автор пишет о другой категории людей, почитайте, Ирина, внимательно. Более того, он правильно (на мой взгляд) обозначил проблему нашего времени — этоти гнойные нарывы, когда в условиях рыночной экономики находятся люди, умеющие «крутиться» и зарабатывать деньги, не брегзуя ничем. Ужасает то, что строят бизнес, используя святые мощи, имена и могилы старцев, не говоря уже об исцелениях, экзорцизме и прочее. И мне очень жаль, что это происходит с позволения правящих иерархов. И тем более жаль, что таково их помрачение ума, что устраивают гонения на людей, которые пытаются говорить правду. Помогай, Господи, отцу Констатнину.

    Ирина , 14.08.2017 в 03:06

    Да,есть проблемы,но где их нет? Но если следовать логике автора,то и в храмы скоро по пропускам надо допускать.Если ты настоящий христианин,то заходи,а если только свечку поставить-проходи стороной.А Господь наш. Иисус Христос,никого не отвергал,а какие толпы людей за ним ходили,на всех у Него любви хватало.

    Галина Синицина , 14.08.2017 в 15:30

    А вот не надо додумывать за автора, и свою логику приписывать ему. Он написал, что написал, а мы своим бабским умом способны сделать баснословные умозаключения, какие нам хочется. Он же никому ничего не стремится запретить, да и не в его это силах. Он просто обозначил проблему, а тот факт, что это кого-то зацепило, подчеркивает правильность постановки вопроса. А кому заходить в храм, а кому проходить — это дело Божье, не наше.

    Алла, Минск , 14.08.2017 в 18:26

    Да, проблемы есть. Священники служат, а мы, прихожане (или захожане?), ходим по храму и свечки лепим (как правильно заметил протоиерей Андрей Ткачев), нисколько не смущаясь опозданием, вместо того, чтобы самим гореть как свечи во время Литургии. Многие из нас в древней церкви дальше притвора не зашли бы, потому что Царские врата отделяли притвор от остальной части храма и войти могли только верные. Много ли среди нас сейчас, считающих себя христианами, верных? Слабы мы стали и слишком себя жалеем.

    Наталья, Москва , 17.08.2017 в 23:08

    Не люблю православие и мир. Там такое печатают иногда, что возникают мысли, что это не православный источник.

    Павел, Севастополь , 04.09.2017 в 10:15

    О том, что исчезает монашество, как условно мученический путь спасения, говорил ещё Святитель Игнатий Брянчанинов в 19веке, что после этого последовало — мы знаем (красная чума)… Стало быть следует приготовиться народам к настоящему мученичеству последних времён, ведь как говорят отцы — исчезнет монашество, исчезнет умное делание, исчезнет этот мир. Спаси нас обольщённых, Господи, хоть как нибудь!

Пришло такое время, когда никто нигде не может укрыться. Ни зверь, ни человек. За последними львами ходит толпа с кинокамерой. Из-под земли, из Марианской впадины все достанут, и если не сожрут, так сфотографируют. Везде скучающие дамы в пляжных шлепанцах на босу ногу, с мороженым, фотоаппаратом и розовым кошельком. Луна и Афон на очереди.

«Духовный» туризм – чума монастырей . Но многим монастырям он нравится. И многие из них заточены на эту демоверсию христианства: игумены с показушными барашками на руках, монахи с волками, енотами и страусами, хлеб, мед, молоко, галантерея, колокола, постные супчики, оладушки, творожок с молочком, прогулка на источник, беспрерывный треп туристов, экспресс-старец и пророчества за пять минут.

Экспресс-старцы делают вид, что духовно лечат. А экспресс-больные делают вид, что лечатся. Они нашли друг друга. Пьют экспресс-кофе, едут на экспрессах в экспресс-туры и подключены к экспресс-тарифам. Экспресс-жизнь, экспресс-любовь и экспресс-смерть. Все включено. Все, что НЕ нужно для настоящей жизни.

“У нас в одном «брендовом» монастыре был случай. Иеродьякон ночью кирпичами побил все пластиковые окна, вытоптал розы, согнул фонари с криками: «Туризм, говоришь? Музей?! Нет!.. Шутишь!!! Вот тебе туризм с музеем!» Монастырь всю ночь тихо внимал побоищу.” Своими мыслями о духовном туризме делится священник Константин Камышанов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: