Еда по иудейским заповедям называется. Почему евреи не едят свинину: история, традиции и интересные факты

Сказано в Торе: «И построил Ноах жертвенник Б-гу». Почему? Потому что он задумался о том. зачем Всевышний спас больше чистых животных, чем нечистых, и увидел в этом намек на то, что Всевышний желает получить жертвы из чистых животных. И тогда сразу же - «...взял от всех чистых животных и от всех чистых птиц, и вознес всесожжения на жертвеннике» (Шмот раба 50).

5700 и еще несколько десятков лет возраст человечества: с того дня, когда Всевышний сотворил Первого человека, дал ему «дух жизни» и заставил постоянно возобновлять свою жизненную энергию едой и питьем. Однако с самого начала существования человека на земле плоть других живых существ не была дана ему в пищу.

Прошло 1657 лет, и все эти годы человек не знал вкуса мяса. Десять поколений - от Первого человека и до того момента, когда Ноах вышел из ковчега и приступил к строительству нового мира - человек властвовал над всеми животными от диких зверей до земляных червей, но не имел права убивать их, чтобы питаться их плотью. Следовательно, почти треть своей жизни человечество не употребляло мяса и совершенно не нуждалось в этом виде пиши.

Употреблять в пищу плоть скота, зверей и птиц было разрешено человеку только после того, как на земле высохли воды потопа и Ноах и его сыновья вышли из ковчега.

Очень многое в мире изменилось к худшему после потопа. Например, земля перестала отдавать человеку ту энергию, которую она отдавала прежде, и потому труд земледельца стал намного тяжелее, плоды стали созревать намного медленнее и они потеряли прежний вкус, прежнюю сочность и консистенцию. Годы жизни человека тоже стали все больше и больше укорачивать­ся, пока не дошли до 70-80 лет.

Одним из признаков умаления мира по сравнению с тем, что было до потопа, является разрешение человеку употреблять в пищу мясо.

Со времен Ноаха мясо стало разрешенным в пищу, однако сам Ноах ел только мясо чистых животных. Хотя мясо нечистых животных и птиц не было запрещено в пищу сынам Ноаха (их запрет впервые был высказан только в Торе, данной сынам Израиля), все же Ноах исполнял заповеди Торы ранее, чем она была дана. Так Же поступали Шем, Эвер и другие его праведные потомки, воспринявшие от него эти ограничения и тщательно их соблюдавшие.

Тора говорит о Ноахе, что, как только он вышел из ковчега, «...построил Ноах жертвенник Б-гу, и взял от всех чистых животных и от всех чистых птиц, и вознес всесожжения на жертвеннике» (Брейшит 8:20). Все же те живые существа, которые пришли к Ноаху парами - самец и самка, - чтобы быть взятыми в ковчег, были нечистыми - потому что не было миру особой нужды в том, чтобы после потопа их число быстро стало большим; однако же те, что пришли к ковчегу «семеро, семеро» - были чистыми, и новый мир нуждался в быстром увеличении их числа. Ведь все, кто были в ковчеге, вошли в него только по слову Всевышнего. А когда после потопа Ноах построил жертвенник и вознес всесожжение на нем из всех видов чистых животных и птиц -более многочисленных по своему числу - сразу же было ему возвещено: «Все, в чем есть жизнь - будет вам в пищу: как зелень полевую, отдал Я вам все» (Брейшит 9:3). То есть человеку разрешено было есть мясо.

И хотя отсюда не следует, что для Ноаха и его потомков мясо нечистых животных стало запрещенным, все же в этом рассказе Торы содержится намек: раз Всевышний спас от потопа чистых животных в большем количестве, чем нечистых. Он тем самым намекнул человеку, что первые из них отдаются ему в пищу, а вторые для пищи нехороши.

Поскольку Сам Творец назвал этих животных «чистыми», а других «нечистыми», в этом есть также намек на то, что когда мясо чистого животного поступает в тело человека, он не лишается своей первоначальной чистоты, а мясо нечистых животных, поступающее в тело человека, оскверняет его, и он лишается своей чистоты. А ведь человек сотворен ради того, чтобы быть чистым, а не оскверняться, и душа, данная ему, - чиста, и не пристало осквернять ее нечистой пищей. Ноах и сын его Шем (и все их праведные потомки) избрали себе в удел чистоту и никогда не питались ничем, кроме чистых животных и птиц, отдалившиеся от чистоты, осквернялись всеми видами нечистоты, и она навсегда осталась в их теле.

Тот факт, что одни животные поднялись на жертвенник, а другие нет, говорит о том, что первые так же, как они оказались пригодными для жертвенника, пригодны и для пищи человека, а другие - так же, как оказались негодными для жертвенника, негодны и человеку в пищу. Ноах - отец всех, кто после него придет в мир, и все человечество - потомство Ноаха.

Наши праотцы - Авраам, Ицхак и Яаков - тоже строили жертвенники и возносили на них всесожжения Б-гу. Их пища была пищей священнослужителей, которые удостоились получить свою долю с высокого стола и едят от мяса священных жертв.

Наши предки, странствуя в пустыне после исхода из Египта, не имели права есть мясо только из одного вожделения: они должны были приносить во двор Мишкана (Скинии Завета) жертвы, кровью которых окроплялся жертвенник и тук которых воскурялся на жертвеннике, и тогда остальное мясо могли съесть хозяева в святости, есть его Священнослужителям, которые съедали мясо внутри стен ограды Мишкана. Следовательно, они - подобно их собственным предкам - ели только то мясо, которое оставалось им после жертвенника.

Только тогда, когда расширил Всевышний пределы Израиля, и место, избранное Им, чтобы поселить там Имя Его, оказалось вдалеке от большинства поселений Израиля, только тогда им стало разрешено есть мясо во всех пределах своих, и благодаря шхите (способ, которым Тора предписывает зарезать животное) и благословению, которое произносят перед шхитой для Всевышнего, это стало им засчитываться, как если бы они ели от священных жертв.

Много ограничений и правил есть у евреев в отношении мясной пищи, и ограничения эти направлены на сохранение пищи в святости и чистоте.

=Почему евреи едят только кошерную пищу=

Запрет на употребление свинины – не единственное кулинарное ограничение в еврейском обществе. Верующие евреи, то есть свято соблюдающие законы Торы, – принимают в пищу только кошерные продукты. И на то есть свои, очень веские причины.

Что такое кошерная пища

Кошерность не имеет никакого отношения к калорийности продуктов или, скажем, к их вкусовым качествам. К примеру, никто не станет сомневаться в том, что осетрина, креветки, мясо сома – это вкусно. Тем не менее все перечисленные продукты некошерны, ведь по законам кашрута (специальной системы запретов и ограничений) можно употреблять в пищу только рыбу, имеющую чешую и плавники. Осетр и сом чешуи не имеют, креветки – вообще не рыба. Кстати, некошерными являются все моллюски и ракообразные.

Полный список кошерных продуктов будет приведен чуть ниже, а пока поговорим о целях и задачах подобных ограничений.

Кашрут: кому и зачем это нужно?

Собственно, принципы кашрута касаются не только питания, но и некоторых других аспектов еврейской жизни: бытовых, юридических, социальных. Логического объяснения этим принципам нет. Их исполняют исключительно в знак подчинения воле Творца, а в конечном итоге – чтобы достичь единства с миром, так называемой «обители в нижних мирах».

Существует также медицинское обоснование законов кашрута. Считается, что некошерная (или как иногда еще говорят, трефная) пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, кроме того, вместе с ней (в частности, с мясом агрессивных животных) передается агрессия и другие низменные реакции.

В какой-то степени принципы кашрута перекликаются с известным высказыванием Гиппократа о здоровом питании: «Ты – то, что ты ешь».

Разделение пищи в соответствии с принципами кашрута

Вся окружающая нас неживая материя подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное) и псуль (несъедобное).

Пример кошерной пищи: мясо курицы, гуся, утки. Пример некошерной пищи: свинина, крольчатина, конина. Что касается несъдобного, с ним все и так понятно.

Кошерная пища, в свою очередь, делится на басар (мясную), халав (молочную) и парвэ (овощи, фрукты, рыба, орехи, мед). Получается, что кошерной является любая растительная пища в ее первозданном виде, а вот что касается блюд, тут не все так просто. Для приготовления кошерной пищи нужно использовать специальную (кошерную) посуду – ту, которая не контактировала с продуктами из запретного списка.
Для того, чтобы вернуть посуде кошерность, если вдруг она утрачена, ее можно прикипятить или прокалить на огне.

Мясные продукты, употребление которых разрешено кашрутом:

Мясо домашних жвачных животных с раздвоенными копытами (коров, коз, овец);
мясо диких животных с такими же признаками (лосей, оленей, косуль);
мясо кур, уток, гусей, индеек и перепелов. Также разрешается использовать яйца этих птиц.

Стоит сделать еще одно важное уточнение. Мясо кошерного животного должно быть правильно обработано, а забой произведен в соответствии со специальным обрядом (шхитой). Тора строго запрещает употреблять в пищу кровь, поэтому сразу же после умерщвления животного его мясо замачивают в воде комнатной температуры, затем посыпают солью – чтобы соль впитала как можно большее количество крови – и промывают. За кошерностью обработки мяса следит магшиах (специалист, в обязанности которого входит надзор за кошерностью еды и посуды).

Запрещенные мясные продукты

Свинина, конина, крольчатина, мясо верблюда и диких животных, не имеющих обоих признаков кошерности;
мясо птиц, не входящих в список разрешенных (некошерно, к примеру, мясо страуса, фазана, цесарки);
мясо земноводных и пресмыкающихся.

Также строжайше запрещено употреблять в пищу насекомых и продукты их жизнедеятельности (кроме меда – он считается кошерным продуктом).

Что касается молочных продуктов, кошерными считаются те из них, которые получены от кошерных животных.

Кроме того, к основным принципам кашрута относится запрет на смешивание мясной и молочной пищи, состоящий из трех пунктов:

Нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты;
между употреблением мясной и молочной пищи должно пройти не менее 6 часов;
хранить эти продукты и изделия из них также следует отдельно.

Давайте подведем итоги. Система ограничений, известная под названием «кашрут», только на первый взгляд кажется набором бессмысленных запретов. На самом деле за ней стоят многовековые традиции еврейского народа и бесконечная мудрость Творца. А многие принципы кошерного питания стоит взять на вооружение приверженцам здорового образа жизни.

Будьте внимательны к тому, что Вы едите!

Еврейская гастрономия, в отличие от многих других кухонь мира, подчинена строгому своду религиозных правил. Все блюда готовятся в соответствии с кашрутом - требованиям Галахи, еврейского Закона. Так, по закону строго запрещено сочетать мясные и молочные продукты, употреблять свинину, верблюжатину, мясо дамана и зайца, а также насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Кошерными считаются только одновременно жвачные и парнокопытные - коровы, козы, овцы, жирафы, лоси. Разрешается употреблять мясо птиц - гусей, кур, индеек, перепел, уток. Забой животных осуществляется также по особым правилам. Что касается рыбы, она мясом не считается; кошерная рыба должна иметь чешую и плавники.

Перед приготовлением продукты тщательно осматриваются и моются. Они не должны иметь никаких дефектов.

Стоит также отметить, что традиционная еврейская кухня делится на ашкеназскую и сефардскую. Евреи, проживающие в Европе, придерживаются традиций первой, в то время как евреи ближнего востока - второй.

Давайте посмотрим на нее немного поближе …

Древняя культура со своими традициями и правилами удерживает этот рассеянный по всему миру народ в единой целостности сильнее любых границ. Давно бы стерлась с лица земли гонимая нация, если бы голоса предков, звучащие в каждодневном укладе жизни, рецептах блюд, благословениях перед едой, священных праздниках и обычаях, не рассказывали об истории и нравах родного народа, не заботились о единстве и здоровье своих детей. Крепости и живучести традиций этого удивительного народа нам, детям современной цивилизации с ее хаотичным укладом и ритмом, остается только удивляться, проникаясь чувством глубокого уважения к рациональной и жизнелюбивой культуре.

Взглянув на еврейский календарь, неподготовленный человек просто растеряется. Месяцы года, названия и продолжительность которых лишь незначительно отличаются в разных странах мира, у евреев соответствуют движению Луны и называются совсем по-другому. Но самое интересное – это праздники, со своими меняющимися датами, особенностями и традициями, столь не похожие на те, к которым мы привыкли: Новый год (или День рождения) деревьев, Королевская Суббота, Праздник кущей (шалашей), Ханука – праздник света, Судный День, «молочный» праздник года Шавуот, и только Пасха – Песах откликается в душе чувством радостной причастности. В еврейской кухне каждый праздник имеет свой сценарий, свои правила и запреты, свое особое меню. Выставляемые на стол блюда могут рассказать о том, какое на дворе время года, день недели или праздник. Изобилие блинчиков и масляных пончиков укажет на зимний праздник Ханука, а сладкие треугольные пирожки с маком или вареньем расскажут о наступлении яркого и веселого праздника Пурим, знаменующего начало весны.

Духовное содержание трапезы определяется не тем, насколько она разнообразна и обильна, а в какое время, из каких продуктов, для какого случая приготовлена. Ведь согласно Торе – священной книге еврейского народа, еда – это первая ступень процесса облагораживания человека. Питаться только ради насыщения или наслаждения считается низшим уровнем поведения, ведь пища в первую очередь несет духовную силу, принимать ее нужно правильно, не забывая благословлять и благодарить Бога. Поэтому и приготовление еды приравнивается к обряду священнодействия.

Вот, например, обычное повседневное занятие – выпечка кошерного хлеба. От приготовленного по еще бабушкиному рецепту теста отделяют маленький кусочек и бросают в огонь. Этот «хлебный дар» – халу – в далекие времена вместо огня относили священникам в качестве приношения, а впоследствии обычай трансформировался в жертвоприношение хлеба огню. Отделение халы считается почетной обязанностью хозяйки. И по сей день в Израиле и за его пределами еврейские женщины, следующие традициям национальной кухни, неукоснительно исполняют эту древнюю заповедь.

Израильская кухня уникальна и разнообразна, ее история неотделима от истории самого народа. В основе этой кухни – рецепты с преобладанием зерновых культур, ведь древний еврейский народ – это земледельцы. Питались они преимущественно плодами, злаками и бобовыми. Щедрые благодатные почвы обеспечивали богатыми урожаями и людей, и скот. Молочные продукты, яйца, немного мяса (животные больше нужны были в хозяйстве, чем на столе), рыба по праздникам, разнообразные мучные и овощные блюда, немного специй, чтобы не нарушить вкус блюда, мед, орехи, фрукты – вот примерный рацион в те давние времена.

Но история еврейского народа полна трагических поворотов. С вынужденным расселением из родных мест по другим странам, адаптацией к новым продуктам и кулинарным традициям изменялась и еврейская кухня. Изменялась, но не исчезала, и как губка впитывала местные кулинарные особенности и колорит. Закономерное и неизбежное взаимовлияние культур разных народов приносило свои чудесные плоды. Так появился мясной суп-гуляш, полюбившийся евреям из Венгрии, штрудель с сухофруктами – подарок от евреев из Австрии, фалафель – знаменитый гороховый «фаст-фуд», который с любовью готовят в странах Ближнего Востока, и еще много-много рецептов, пришедших из других стран и укоренившихся в еврейских «поваренных книгах».

В традициях приготовления пищи еврейского народа сформировались свои излюбленные приемы и особенности, иногда диктуемые условиями местности проживания, иногда религиозными правилами и обычаями. Для еврейской кухни характерна несложная, но длительная тепловая обработка: отваривание, тушение с водой и под крышкой, реже используется запекание в духовке. В результате многочасовой тепловой обработки получаются традиционные цимесы, чолнты, густые наваристые бульоны, обязательно с огромными клецками из мацы – кнейдлах, тушеное кисло-сладкое мясо – это все блюда, в которых составляющие ингредиенты долго томятся и вывариваются, пропитываясь ароматом специй и превращаясь в однородную, нежную массу с новым вкусом.

Очень популярны в еврейской кухне блюда из яиц: вареных, сырых, жареных. Взбитые яичные заливки используются для приготовления кугелей из мацы, рыбы, овощей. В пресное тесто добавляют желтки, а из сваренных вкрутую и рубленых яиц готовят закуски и салаты.

Блюда из рыбы – это целая отдельная область кулинарного искусства еврейского народа. Фаршированная целиком или кусочками, варенная в бульоне или запеченная, рыбные котлетки, студень, форшмак – самые любимые и распространенные блюда национальной кухни, известные во всем мире. На праздничном столе рыба приобретает дополнительное символическое значение – выложенная целиком с головой на блюдо, она символизирует мудрость и цельность жизни.

Обязательными компонентами почти всех блюд, но только в ограниченном количестве, являются пряности: анис, мускатный орех, укроп, черный перец. Их добавляют для вкуса, аппетита, хорошего пищеварения, с целью более долгой сохранности пищи. Старая еврейская поговорка гласит: «В пище без пряностей нет ни пользы, ни радости». Также для повышения вкусовых качеств супов, бульонов, рыбных и мясных блюд используют пряные овощи: корень сельдерея и петрушки, лук, чеснок и т. д.

Самая главная особенность, без чего и всей еврейской кухни просто бы не было,– это соблюдение основных религиозных правил подбора и приготовления продуктов – правил Кашрута. В каком бы месте не оказывались представители этого народа, основой ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи для них всегда оставались религиозные законы питания. Евреи питаются только «подходящей», кошерной пищей, т. е. той, которую готовят в соответствии с законами Кашрута.

Правила Кашрута

Вопреки распространенному заблуждению, раввины и другие еврейские религиозные деятели не принимают участия в приготовлении кошерной пищи, вернее, они могут участвовать, но это не является определяющим фактором. Блюдо будет считаться кошерным, если при его приготовлении соблюдались следующие простые, но обязательные к исполнению правила:

  • Разрешается есть мясо только травоядных животных: крупного рогатого скота, овцы, козы, а также мясо диких животных, таких как олень и косуля. Считается, что чем ближе животное к растительному миру, тем меньше агрессии оно передает человеку и тем меньше в нем проявляются животные инстинкты. Таким образом, мясо хищников, а также свиней запрещено. Это же положение касается и птиц, только помимо хищных, запрещены еще певчие и экзотические.
  • Кошерными считаются только те виды рыб, которые имеют чешую и плавники. Сом, осетр, стерлядь, угорь, белуга и др. запрещено употреблять в пищу, так как их чешуя не может быть отделена от кожи. Также некошерными считаются остальные обитатели водоемов: моллюски, крабовые, кальмары, креветки и пр.
  • Все части запрещенных животных, птиц и рыб тоже считаются некошерными (например, черную икру есть запрещено, т. к. она от некошерной рыбы).
  • Животные и птицы, предназначенные в пищу, должны быть убиты в соответствии с «шехитой» – еврейскими правилами забоя, т. е. очень быстро, безболезненно, специально обученными людьми. Эти ограничения не распространяются на разрешенную рыбу.

  • Тора категорически запрещает употреблять в пищу любую кровь, считая, что в крови содержится душа животного или птицы. Поэтому, если вы купили свежее или мороженое мясо, а на упаковке стоит «ло мукшар», что значит «не откошеровано», то из него обязательно нужно удалить всю кровь. Для этого необходимо хорошо промытые куски мяса опустить на несколько часов в воду (не более суток), затем дать воде стечь, мясо посолить и откинуть на наклонную плоскость еще на час, тогда оставшаяся кровь стечет и мясо будет откошеровано. Если в яйцах разрешенных птиц содержится хотя бы капля крови, их нельзя употреблять в пищу, поэтому лучше перед использованием разбить яйцо в стеклянный стакан, во избежание порчи всего блюда. Печень кошерных животных и птиц обескровливается только поджариванием.
  • Все виды насекомых запрещено употреблять в пищу. Поэтому еврейские хозяйки очень большое внимание уделяют предварительной обработке продуктов, тщательно перебирая крупы, просеивая муку, осматривая овощи, фрукты и зелень на предмет жучков и гусениц. Зелень рекомендуется замочить в слабом растворе соли или уксуса, а затем хорошенько промыть.
  • Вся еда, в соответствии с правилами Кашрута, делится на мясную, молочную и нейтральную, «парве». Строжайше запрещено как употреблять, так и готовить одновременно молочную и мясную пищу. Это касается не только самого мяса и молока, но и животных продуктов, например, животного жира или сливочного масла, сыра, творога и т. д. Прием молочной пищи должен быть отделен от приема мясной как минимум на 6 часов, если же мясная пища принимается после молочной, то достаточно разницы между приемами в 1 час. Исключением является твердый сыр, после него интервал тоже должен быть не менее 6 часов. Рыба, яйца, все растительные продукты относятся к «парве» и могут сочетаться как с мясными, так и с молочными продуктами. Это разделение касается не только самих продуктов, но и посуды, в которой они готовятся. Разделочные доски, сковороды, ножи, кастрюли и тарелки для мясного ни в коем случае не должны смешиваться или быть использованы для молочного. Мыть такую посуду нужно тоже раздельно. Если случайно на посуду для молочного попали содержащие мясо продукты, то такую посуду нужно кошеровать: кипятить или прокаливать.
  • Во время празднования Песах (Пасхи) Кашрутом запрещено употреблять в пищу «хамец» – блюда с использованием любой закваски (дрожжевой хлеб, пиво, уксус и т.д.). Вместо хлеба готовят «мацу» – тонкие лепешки, которые замешиваются и пекутся за очень короткое время, чтобы тесто не успело закиснуть.
  • Вино, если оно произведено не евреем, считается некошерным продуктом.
  • Все остальные продукты, если они не содержат пищевых добавок, разрешены.

February 4th, 2018

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

В чем же дело?

Кашрут или кошер - свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными - от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы - наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.

Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально — «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме — одной из ранних религиозных систем — запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.

Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем — бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора - в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также - во время поста - мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы - учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу - обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную - «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого - коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы - ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур - земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.

Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Источники:

Почему евреи не едят свинину? На самом деле, евреи не едят не только свинину, но и, например, кролика. Кроме того, они не употребляют некоторые виды рыб и морепродукты, такие как крабы, раки, устрицы, кальмары. Так в чём же причина?

Давайте разберемся, почему евреи не едят свинину:

Ещё древнегреческие учёные обратили внимание, что евреи живут дольше и активнее, чем окружающие их народы. На протяжении веков ситуация не изменилась. Сегодня средняя продолжительность жизни израильских мужчин составляет 76,6 года, женщин - 80,4 года, а рождаемость в Израиле выше, чем в любой развитой западной стране.

Причины такой «живучести» израильтян можно было бы свести к высокому качеству медицинских услуг в Земле Обетованной, но это только одна сторона медали. Другая, и не менее важная, - это древняя духовно-диетарная система иудеев, именуемая кашрутом.

Уже три тысячелетия отбор и приготовление продуктов питания для евреев являются серьёзнейшим ритуалом. На первый взгляд, этот ритуал с множеством догм и запретов неприемлем для современных людей, не исповедующих иудаизм. Но вот в чём парадокс: наука о питании - нутрициология - доказывает практическую пользу законов кашрута.

Так почему евреи не едят свинину? Считается, что критерии кошерности («пригодности») пищи восходят от заповедей Торы (первых пяти книг Библии), созданной пророком Моисеем после общения с Богом на горе Синай. С тех пор древние еврейские мудрецы учили свой народ понимать приём пищи не только как пополнение физической энергии, но и как духовный процесс превращения даров природы в часть человека.

Начнём с того, что евреи - одна из немногих наций, не знавших массовых эпидемий. И причина такой удачливости проста: Тора учит мыть руки перед едой, а это правило в древности сильно недооценивали другие народы. Кроме того, иудаизм обязывает добиваться идеальной чистоты посуды и продуктов, которые готовятся, - они не должны содержать насекомых, личинок, червей и прочих посторонних организмов.
Среди животных кошерными считаются только жвачные парнокопытные: козы, овцы, коровы и все их дикие родственники, практически все виды оленей и даже жирафы. Существа с цельными копытами, как осёл или лошадь, - некошерные (трефные), что у большинства наций не вызывает возражений, ведь эти животные предназначены для транспортных, а не пищевых нужд. А вот свиньи - это отдельная тема. Со свиньями получается особая диалектика. Копытца у них раздвоены, зато кормятся они всем подряд и жвачку не жуют (т. е. глотают пищу, многократно не пережёвывая). Но, видимо, в Торе свиньи заклеймены как «нечистые» не только по причине всеядности.

Дело ещё и в том, что свинина в жарком климате портится быстрее любого другого вида мяса, поэтому несёт риск отравлений. Можно до драки спорить о том, «чистое» это животное или нет, но факт остаётся фактом: если в 100 г говядины - 20 г белков и 9 г жиров, то в свинине - 13 г белка на 39 г жира. При этом свиное сало - мощный источник холестерина, вызывающего «самоудушение» артерий, иными словами, инфаркт. А инфаркты - основная причина смерти мужчин в возрасте от 40 до 60 лет.

Не нужно быть религиозным евреем, чтобы понять, почему евреи не едят свинину и почему законы кашрута запрещают употребление в пищу хищных животных - волков, медведей, лисиц, собак и т. д. Плотоядные часто питаются падалью, их ткани не только не содержат многих полезных веществ, которые есть в мясе травоядных, но и накапливают токсины. То же самое с некошерными хищными птицами - воронами, орлами, совами, пеликанами. Они, ко всему, ещё и невкусны. Иудейское табу на крабов, раков и омаров тоже оправдано с научной точки зрения: в мясе ракообразных из-за их неразборчивого рациона питания оседает птомаин (трупный яд).
Большинство тысячелетних правил питания иудеев созвучны нынешней нутрициологии. Известный израильский писатель и журналист Пётр Люкимсон в своей книге «Еврейская диетология, или расшифрованный кашрут» утверждает, что «просмотрев в различных книгах сотни диет, призванных помочь человеку вести здоровый образ жизни, не нашёл ни одной некошерной диеты». Все диеты, разработанные как западными, так и постсоветскими специалистами, по его словам, абсолютно кошерны с точки зрения иудаизма.

Я думаю, мы разобрались с вопросом: Почему евреи не едят свинину.

По материалам сайта www.boruh.info

2 признака чистых животных, мясо которых Библия разрешает употреблять в пищу:

Библия говорит: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у неё раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жуёт жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Левит 11:3 – 8).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: