Елена Блаватская — биография оккультной путешественницы. Елена петровна блаватская - биография, информация, личная жизнь

Все, кто знал Елену Петровну Блаватскую, все, без исключения, утверждают, что она обладала необычайной душевной силой, подчинявшей себе все окружающее. Доверчивость и искренность ее доходили до размеров, необычайных для души, собравшей столь небывалый по разнообразию жизненный опыт: от ученицы восточных мудрецов до не менее необычного положения Учителя и провозвестника Древней Мудрости, стремившегося объединить в общем эзотеризме все древнеарийские верования и доказать происхождение всех религий от единого божественного источника.

«Жить рядом с Еленой Петровной - означало быть в постоянном соседстве с чудесным», - писал один из ее биографов. Она владела незаурядными способностями настоящего Мага, удивляла всех эрудицией, глубокими целостными знаниями, мудростью души.

Как рассказывает биограф, «...она очаровывала и покоряла всех, кто соприкасался с ней более или менее близко. Она силой своего всепроникающего и бездонного взгляда творила самые непостижимые чудеса: бутоны цветов раскрывались у вас на глазах, и самые отдаленные предметы по одному лишь зову стремились к ее рукам». Вся история литературы,- пишет Олькотт, - не знает более замечательного персонажа, чем эта русская женщина».

Елена Петровна была способна на невероятный труд и сверхчеловеческое терпение, когда речь шла о служении идее, об исполнении воли Учителей. Преданность ее Учителям была героическая, пламенная, никогда не ослабевавшая, преодолевшая все препятствия, беззаветная до последнего вздоха.

Сама она говорила: «Для меня уже не имеет значения ничто, кроме моего долга перёд Учителями и Делом Теософии. Им принадлежит вся моя кровь до последней капли. Им будет отдано последнее биение моего сердца...»

Эта русская женщина боролась с огромной гнетущей силой сковавшего человеческую мысль материализма, она вдохновила множество благородных умов и сумела создать духовное движение, продолжающее расти, развиваться и оказывать влияние на сознание человечества.

Она первая обнародовала сведения о сокровенных учениях, на которых основаны все религии, она первая сделала попытку произвести синтез религиозно-философских учений всех веков и народов; она вызвала пробуждение религиозного сознания Востока и создала Всемирный братский союз, в основу которого положены уважение к человеческой мысли, на каком бы языке она ни выражалась, широкая терпимость ко всем членам единой человеческой семьи и стремление воплотить не мечтательный, но конкретный идеализм, проникающий во все области жизни.

Каждое столетие Учителями Шамбалы предпринимается попытка найти вестника, через которого можно передать миру часть истинного древнего Учения для просвещения людей. В XIX веке выбор пал на Е. П. Блаватскую.

« Мы за 100 лет на Земле нашли одну такую », - писали Махатмы.

Главным препятствием в жизни для Блаватской был ее же темперамент. Даже с Учителями, пред которыми она преклонялась, она часто пререкалась, и для свободного общения с ними ей приходилось обуздывать себя. «Сомневаюсь, чтобы кто-нибудь другой вступал на Путь с такими трудностями или с большим самопожертвованием», - писал Олкотт.

Учителя говорили: «У нас Блаватская вызывала особое доверие - она готова была всем рисковать и перенести любые трудности. Больше, чем кто-либо другой, владевшая психическими силами, подгоняемая чрезвычайным энтузиазмом, неудержимо стремящаяся к своей цели, физически очень выносливая, она была для нас самым подходящим, хотя и не всегда послушным и уравновешенным, посредником.

У другого, быть может, было бы меньше ошибок в литературных трудах, но он не выдержал бы, как она, семнадцатилетнего напряженного труда. И тогда многое осталось бы для мира неизвестным».

3-й этап жизни Блаватской (1873-1891) - период творчества, носящий явную печать определенной духовной миссии. В 1875 году вместе с Генри Олкоттом Елена Петровна основала Теософское общество - одно из звеньев в той цепи высших школ тайного знания, которые закладывались из века в век сотрудниками Иерархии по мере надобности, в той или иной стране, в том или ином виде.

Все эти школы высшего знания были отпрысками Единого Древа Жизни и Древа Познания Добра и Зла. Задача Теософского общества - объединение всех, независимо от расовой принадлежности и религиозных убеждений, стремящихся к единению человечества, познанию истинной природы человека и Космоса. Посеянные Теософским обществом семена высшего знания проникли в сознание людей Запада и распространились по всему миру.

Во всех высокоразвитых странах существуют такие общества, работает Теософское общество и в Москве. В 70-е годы XIX века в Америке, Европе и России прокатилась волна увлечения спиритизмом. Елена Петровна пишет: «Получила приказ сообщить публике правду о спиритических феноменах и их медиумах. И отныне начинается мое мученичество. Все спириты восстанут на меня, вдобавок к христианам и всем скептикам. Твоя воля, Учитель, да будет исполнена!»

Она временно примкнула к спиритизму, чтобы показать все опасности медиумических сеансов и разницу между спиритизмом и истинной духовностью.

В то же время Блаватская работает над первым своим большим трудом «Разоблаченная Изида». И затем главный труд жизни Блаватской - «Тайная доктрина»: 3 тома, около тысячи страниц в каждом (1884-1891). Первый том приоткрывает часть загадок о сотворении космоса, второй - об эволюции человека, третий - об истории религий.

Сущностью сведений, излагаемых человечеству через Блаватскую в «Разоблаченной Изиде» и в продолжающей ее «Тайной доктрине», являются откровения о Великом Созидающем Начале Космоса, творении космоса и человека (микрокосма), о вечности и периодичности бытия, об основных космических законах, которыми живет Вселенная. Учение, переданное Блаватской, так же старо, как само человечество. Итак, «Тайная доктрина» - накопленная мудрость веков, и уже одна ее космогония является самой изумительной и разработанной из всех подобных систем.

Жизнь Е. П. Блаватской можно охарактеризовать двумя словами: мученичество и жертвенность. Страшнее всех физических мучений - их много было в ее жизни - страдания души, которые Блаватская переносила вследствие коллективной ненависти, непонимания, жестокости, порожденных ее борьбой против невежества и инертности человеческой души. 17 лет боролась Блаватская с невежеством и догматизмом как в науке, так и в религии. И все это время она была средоточием нападок и клеветы.

Е. П. Блаватская обладала колоссальными, всеобъемлющими, невероятными по разносторонности знаниями.

Н.К.Рерих.Вестник

Вот краткое обобщение учения, переданного ею в ее многочисленных трудах:

БОГ . Для Блаватской не существует личного Бога. Она сторонник пантеизма. Она считает, что нет того, кто может представлять Бога на Земле, но вместе с тем каждое человеческое существо по мере развития сознания ощущает присутствие Божественного начала в себе. Бог - есть Таинство. Человек может постичь только то, что вмещает его ум, и поэтому приписывает Богу те качества, которые в каждую эпоху в различных регионах считались самыми лучшими. Елена Петровна Блаватская была противницей любой дискриминации на основе верований, так как знала всю их относительность во времени и пространстве. Никто не владеет Истиной во всей ее полноте, но лишь ее частичным искаженным видением. Е. П. Блаватская была противницей любого расизма, особенно расизма духовного.

КОСМОГЕНЕЗ. В основах учения, сформированного ею, возникает понятие «Космос». В неоплатонизме имеется определение Космоса как огромной живой формы, постоянно обновляющейся, подобно телу любого минерала, растения, животного или человека. Собственно, человек в этом Космосе является одним из многочисленных проявлений жизни в физическом плане. Космос не имеет постигаемых умом размеров. Наше познание Космоса углубляется в соответствии с нашим развитием. По ходу истории изменяются наши представления о Вселенной. За пределами этих соответствующих эпохе познаний, которые отражает культура, существуют древние учения, которые люди унаследовали от более высоких космических цивилизаций.

Е. П. Блаватская опирается преимущественно на тибетскую «Книгу Дзиан». В ней говорится о Космосе, как о чрезвычайно сложном организме с определенным количеством форм материи и энергии. И, более того, говорится, что, кроме «нашего Космоса» (т. е. физического), существуют и другие Космосы, более или менее подобные нашему, но не доступные пониманию из-за ограниченности человеческого ума. Части Космоса и даже весь он целиком рождаются, живут, воспроизводятся и умирают, подобно любому живому существу. Он расширяется и сужается в процессе космического дыхания, основанного на гармонии противоположностей.

Древние традиции учат, что души эволюционируют, претерпевая миллионы перевоплощений, переходят с планеты на планету, чтобы воплотиться в более совершенном теле. Некоторых из планет, которые она упоминает, уже нет сегодня, некоторые только будут существовать в будущем. Как говорится в древних текстах, причину существования Космоса «не знает даже самый великий ясновидец, находящийся ближе всех к небу». Это Таинство из Таинств. Начало и Конец ускользают от человеческого восприятия.

АНТРОПОГЕНЕЗ. Блаватская не приемлет идей Дарвина. Она поддерживает древние доктрины относительно происхождения человечества от лиц, «высадившихся» на Землю с Луны. Постепенно эти существа стали приобретать телесную оболочку.

На Земле в физическом теле человек развивается более 18 миллионов лет, сначала как гигант с ограниченным интеллектом. 9 миллионов лет назад человек уже стал похож на современного. Миллион лет назад в полном расцвете находилась так называемая «Атлантическая цивилизация», распространявшаяся на континенте, расположенном между Евразией и Америкой. У атлантов технический прогресс достиг, очень высокого уровня. Этот континент вследствие геологических катастроф, вызванных неумеренным использованием энергии, подобной современной атомной, раскололся. Последний из оставшихся островов 11,5 миллионов лет назад погрузился в воды океана, получившего название Атлантического. Об этой катастрофе напоминает библейское сказание о Ное.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ. Блаватская упоминает о двух основных законах - Дхарме и Карме.

Дхарма (переводится как «учение», «правило», «порядок», «миропорядок») - универсальный закон, которым определяется все сущее. Любая попытка отклонения от Дхармы сопровождается страданием и отторгается. То, что согласуется с предназначением, не подвержено страданию и отторжению. У человека есть возможность отклониться, так как у него имеется относительная свобода воли. Колесо перевоплощений дает ему возможность действовать правильно или неправильно. Любое его действие в обоих направлениях порождает Карму, то есть причину, неизбежно влекущую следствие.

Блаватская верит не в прощение грехов, но в то, что они могут быть компенсированы милосердными поступками.

Все души различны по своему внешнему проявлению, но по сути одинаковы, так как не имеют пола, нации, расы. . Человеческое существо перевоплощается всегда только в человеческое существо той расы и того пола, которые ему необходимы для приобретения опыта.

Все, казалось бы, исчезает со временем, однако на самом деле ничто не исчезает и не умирает, а только уходит и вновь появляется. В нашем мире все происходит циклично, тогда как в трансцендентальном - кругообразно.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. Для Блаватской человеческие существа остаются примерно теми же самыми вне зависимости от того, находятся ли они в воплощении или нет. Они выполняют неизбежный цикл рождений, жизни и смерти.

ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. Е. П. Блаватская относилась к ним пренебрежительно, полагая, что только те, кто неспособен постичь глубинные истины, могут быть увлечены ими. Она считала их не чем-то исключительным, а потенциально свойственным всем людям, независимо от уровня их духовности.

В мае 1891 года Елена Петровна скончалась в своем рабочем кресле, как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь. День ее успокоения чествуется как День Белого Лотоса.

«Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание»: Оглядываясь на прошлое человечества, можно видеть закономерность неприятия открытий и откровений, опережающих свой век. До сих пор мало кто осознает, что не только принесенные Блаватской с Востока учения, но и сама она, ее личность, ее необычайные психические свойства, представляют для нашей эпохи явление величайшей важности. Блаватская - не теория, она - факт.

Храните звено неразрывным | Судьба Е.П.Блаватской | Три основные цели Теософского общества |

"Ни одному из рожденных смертной женщиной нашей расы нельзя передать полную и окончательную истину извне, ибо каждому надлежит найти это конечное (для себя) знание в себе самом.

Коль скоро невозможно найти на свете двух абсолютно одинаковых людей с одинаковым разумом, каждый должен обрести наивысшее просветление внутри себя, рассчитывая только на собственные способности..."

Е.П.Блаватская "Напутствие бессмертным"

Тайная Доктрина том.I pdf Тайная Доктрина том.II pdf

Эзотерическая философия, оккультная гигиена разума и тела, отказ от ложных верований и приобретение навыков истинного мышления - этого более чем достаточно для ученика.

Е.П.Блаватская. Небольшие заметки.

Елена Петровна Блаватская

1831-1891

Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 г. в г. Екатеринославе

(ныне г. Днепропетровск). С детства была одарена особыми психическими силами.

«Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам… мало ли неизведанных сил в природе? Всех их не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества… Бог да благословит вас на все хорошее и доброе»

(из разговора преосвященного Исидора, бывшего Экзарха Грузии, впоследствии митрополита С.-Петербургского с Е.П.Б, записанного В.П. Желиховской, 1860)

В 1849-1873 гг. предпринимает путешествия в страны Европы, Канаду, Мексику, Центральную и Южную Америку, Цейлон, Индию, Тибет, Египет, Сирию, Ливан, Персию, Грецию… Некоторое время живет в Петербурге и на Кавказе.

Е. П. Блаватская (около 1868) перед отъездом в Тибет

«Ее внешность действительно поражала некоторой внушительностью, но она ни в коем случае не была грубой, неуклюжей или простоватой. С другой стороны, она проявляла свое знание культуры и осведомленность в плане манер самого изысканного общества и самую искреннюю вежливость. Свои мнения она высказывала прямо и решительно, но без всякого навязывания. Легко было заметить, что ее не держали в рамках предписанных ограничений стандартного женского воспитания; она обладала знаниями по очень широкому кругу вопросов и могла свободно поддерживать дискуссию на любую тему».

(Александр Уилдер, американский врач, писатель и ученый, 1877, Нью-Йорк )

«Столкнувшись с умственной или физической проблемой, вы обращались к ней инстинктивно, так как чувствовали ее бесстрашие, ее незаурядность, ее великую мудрость, огромный опыт и доброе сердце – ее сочувствие тому, кто страдает»

(Элизабет Г.К. Хольт, лето 1873, Нью-Йорк)

1874 г ., будучи в США, встречает полковника Генри Стил Олькотта в доме братьев Эдди в Читтендене (штат Вермонт). Примерно через год (7 сентября 1875 г.) вместе с Г. С. Олькоттом, У.К. Джаджем и др. основывает Теософское общество. 17 ноября о создании общества было объявлено официально.

Е. П. Блаватская. 1875-1876. Фото выполнено неким Сарони в Нью-Йорке

«Общество не имеет никаких навязываемых догм или распространяемого вероучения… Его единственной аксиомой является всемогущество Истины, его единственным вероучением является провозглашение неизменной преданности ее открытию и провозглашению…»

(Генри С. Олькотт)

«Типично русский тип: широкий лоб, короткий, толстый нос, выступающие скулы,… русые, довольно кудрявые… волосы,… и – пара глаз, подобных которым я не видела нигде – светло-голубые, почти серые, как поверхность воды, но обладавшие настолько глубоким, настолько пронизывающим, настолько уверенным взглядом, что казалось, они смотрят в самую сущность вещей,… огромные, продолговатые чудесные глаза, которые озаряли собой все ее совершенно удивительное лицо…»

(графиня Елена Раковицкая, 1878, Нью-Йорк)

Е. П. Блаватская. 1876-1878. Фотография выполнена в Нью-Йорке, в фотостудии Эдсела

«Все свое время она проводила за письменным столом, писала, писала, писала – большую часть дня, часто далека за полночь, поддерживая широкую переписку посредством длинных писем. Здесь она начала писать «Разоблаченную Изиду», примерно по двадцать плотно исписанных страниц в день…»

(Юджин Роллин Корсон,доктор медицины, осень 1875, Итака, США)

«…Выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины – и быть не может…»

(архиепископ армян преосвященный Айвазовский о труде «Разоблаченная Изида»)

«Это… был внушительный документ, и в нем содержались исследования, охватывавшие весьма обширные области… эта рукопись – результат огромных исследований и.. в отношении современного мышления в нем содержалась настоящая революция…»

(Александр Уилдер, 1877, Нью-Йорк)

С 1879 по 1884 гг. вместе с Г. С. Олькоттом и другими теософами живет и трудится в Индии. Начинает издавать ежемесячный журнал «Теософ».

Е. П. Блаватская. Сентябрь 1875. Нью-Йорк.

«Описание жизни госпожи Блаватской в Индии, конечно же, неразрывно связано с историей Теософского общества, на которое она тратила прямо или косвенно всю свою энергию, и косвенно лишь в том виде, что в этот период ей приходилось выполнять кое-какую литературную работу для русских журналов, чтобы заработать на жизнь себе и пополнить те скудные ресурсы, на которые содержалась штаб-квартира Общества».

(А.П. Синнет, редактор газеты «The Pioneer», Аллахабад, Индия)

«…Всю жизнь она, какой была горячей патриоткой, такой и осталась. Приняв гражданство, она еще долго продолжала, как и во все время войны, присылать деньги на русских раненых, и даже первые выручки, полученные за «Изиду», пошли на ту же цель. Все, что получила она в то время за статьи в русских газетах, все шло целиком на Красный Крест и на бараки кавказских раненых»

(В.П. Желиховская, младшая сестра Е.П.Б.)

В 1884 г. отбывает в Европу (Франция, Англия, Германия). Работает в это время над своим главным научным трудом «Тайная Доктрина». В 1885 г. тяжело и опасно болеет, не оставляя свою работу даже во время болезни.

Е. П. Блаватская. Первая половина 1887, дом Мэйбл Коллинз, Мэйкот, Кроунхилл, Норвуд

«Никто из тех, кто был с ней знаком, в действительности ее не понимал. Даже для меня, проведшей с ней наедине так много месяцев, она была загадкой, со своими странными способностями, чудесными знаниями, неординарным всеведением относительно человеческой природы…»

(графиня Констанция Вахтмайстер, 1887, Остенде, Бельгия)

«Утешительно, что хвалы ее уму и деятельности опираются на сочинения ее и факты, тогда как брань ее врагов – бездоказательна»

(В.П. Желиховская)

«Мир незаслуженно облил ее грязью, более чем кого-либо другого в те времена. Она стала объектом для подозрений и не только со стороны отдельных людей, но и правительств, и на ее защиту вставали те, кто считал за особое счастье погибнуть за нее»

(Лора С. Холлоуэй, американская писательница и журналист, 1884, Германия)

В 1888 г. выходит первый, а затем и второй тома «Тайной Доктрины».

«О ценности этой работы окончательное суждение предстоит вынести будущим поколениям. Я лишь могу выразить свое глубокое убеждение в том, что если кропотливо изучить «Тайную Доктрину», не относясь к ней как к откровению, если понять и усвоить то, о чем там говорится, не превращая текст в догму, то этот труд Е.П.Б. принесет неоценимую пользу и послужит толчком для рождения гипотез, предположений и логических построений в плане изучения природы и человека, равного которому не сможет дать ни одна другая книга»

(Бертрам Кейтли, 1888, Лондон)

«Что касается той великой работы, которую проделала госпожа Блаватская в литературе, дав миру «Разоблаченную Изиду», «Тайную Доктрину», «Ключ к теософии» и «Голос безмолвия»… то именно по этим произведениям и их постепенному признанию как свежего притока духовности в то время, когда мир постепенно сползает к материализму, потомки будут судить о Е.П. Блаватской, а вовсе не по докладу ОПИ… Учение и литературные произведения, которые она дала миру… и это совершенно неизбежно, поставят ее имя в один ряд среди имен величайших просветителей мира»

(Уильям Кингсланд, 1888, Лондон)

В 1889 г. публикуются работы Е.П.Б. «Ключ к теософии» и «Голос Молчания»

Е. П. Блаватская - "Сфинкс 19 столетия". Фото Энрико Реста. Лондон, 8 января 1889. Архив ТО в Англии.

«…Каждый ее день был посвящен бескорыстному труду, вся ее жизнь была чистой и простой, как жизнь ребенка, … она никогда не считалась с тем, сколько боли и тяжелого труда необходимо потратить на то, чтобы добиться успеха в том великом деле, на алтарь которого она отдавала всю свою энергию. Открытая, как день, она была воплощением самой доброты; молчаливая, как смерть, если это требовалось, - она становилась воплощением строгости при малейшем признаке неверности той работе, на которую она положила всю свою жизнь. Благодарная, безмерно благодарная в ответ на любое преданное внимание, самоотверженная, безмерно самоотверженная во всем, что касалось ее самой, она привлекала нас к себе не только как мудрый учитель, но и как любящий друг»

(Герберт Берроуз, 1889, Лондон)

«Одно ненавидела госпожа Блаватская – ханжество, притворство и лицемерие. В отношении к этому она была безжалостна; но в отношении искренних усилий, даже если те приводили к ошибкам, - она не жалела сил, чтобы приободрить и помочь советом. Во всех своих делах она была искренна…»

(Арчибальд Кейтли, 1889, Лондон)

В 1890 г. в Лондоне основана европейская штаб-квартира Теософского общества.

Вероятно, последняя прижизненная фотография Е. П. Блаватской. 1890-1891. На ней ее белая шаль, и она держит в руке номер журнала У. К. Джаджа "Путь". Фото Эллиот-и-Фри, 55 Бейкер Стрит, Лондон

«Что было в ней наиболее примечательно и никогда ее не покидало – это предчувствие существования большей Вселенной, более глубокой силы, невидимой мощи; для тех, кто находился в гармонии с ее неисчерпаемым гением, это становилось откровением и побудительной силой к движению по тому пути, который указывала она. Для тех, кто не мог смотреть на все ее глазами, кто не мог в какой-то степени приблизиться к высоте ее ви´дения, это качество превращалось в вызов, в непереносимую, яростную и необузданную силу, что в конце концов рождало в них злобную враждебность и стремление бороться с этим.
И когда уже произнесены все слова, она все же предстает гораздо более великой, чем любой из ее трудов, более наполненной живой силой, чем даже ее чудесные книги…»


(Чарльз Джонстон, ирландский теософ, известный санскритолог и востоковед, 1887, Лондон)

Е.П.Б. окончила земной путь 8 мая 1891 г. В этот день теософы всего мира отмечают день ее памяти, который, по предложению Г. Олькотта назван Днем Белого Лотоса. По ее собственному завещанию в этот день читают главы из книги Э.Арнольда «Свет Азии» и из Бхагават Гиты.

Н.К. Рерих. ВЕСТНИК. 1922 г.
Картина, на которой изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику, посвящена Е.П. Блаватской.
Передана автором в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия).

«Нижеподписавшийся рекомендует всем Секциям и Отделениям по всему миру отныне ежегодно собираться в день годовщины, и, в простой, несектантской, но при этом достойной манере, избегая рабских восхвалений и пустых комплиментов, выразить общее чувство любви и уважения к той, кто принесла нам карту восходящего Пути, ведущего к вершинам ЗНАНИЯ»

(Г.С. Олькотт, президент Теософского Общества. Из текста Исполнительного Приказа ТО, Адьяр 17 апреля 1892 г.)

Блаватская Елена Петровна – знаменитая путешественница, философ, поклонница оккультных наук, одиозная, неординарная личность. Пожалуй, на карте нет такой страны, где не побывала бы эта женщина.

Современники называли ее магистром или шарлатанкой, а книги, написанные Еленой Петровной, вызывали неоднозначную реакцию публики. Стремление Блаватской к познанию вселенской истины, объединению людей ради мира, всепрощению было похвальным, а знакомство с самыми таинственными наставниками храмов Тибета и Индии восхищало любого.

Биография

Елена Блаватская была представительницей древнего рода Ган. Среди ее предков были дворяне, князья, занимавшие важные государственные посты. Родилась Елена 12 августа 1831 г. в семье офицера и известной романистки в городе Екатеринославе.

Семейство Ган было вынуждено часто переезжать, но это нисколько не смущало маленькую Леночку, а наоборот, пробудило в ней тягу к путешествиям. Мать Елены Блаватской умерла рано, немного не дожив до 28 лет, а маленькую девочку передали на воспитание дедушке с бабушкой.

Елена Блаватская получила великолепное домашнее образование, а библиотека, где было собрано множество редких и уникальных книг, стала ее любимым местом. Друзья, знавшие Елену Блаватскую довольно близко, говорили о независимом характере девушки, ее тяге к самостоятельности, независимости. Особую роль в судьбе будущего эзотерика сыграла встреча с масоном, магом Голицыным, представителем древнего русского рода. Именно он открыл для Блаватской таинственное учение древнеиндийских мудрецов – махатмов.

1844 год примечателен для Блаватской путешествием в Париж, где Елена Петровна стала учиться музыке, но вскоре бросила это занятие, окончательно увлекшись оккультными науками и философскими трактатами Востока.

Родственникам не очень нравилось экстравагантное увлечение девушки, поэтому через пять лет они организуют без ее согласия помолвку с Блаватским, имевшим весьма солидное состояние, а также занимавшим хорошую должность. Биография Блаватской делится на два периода: до замужества и после. Престарелый супруг не вдохновлял молодую красавицу. Выдержав с трудом несколько месяцев супружеской жизни, Елена Петровна возвращается к семье.

Домашние не оценили тягу девушки к свободе, истолковав превратно ее уход от Блаватского. С этого момента начинается новая жизнь Елены, полная приключений, опасностей, таинственных открытий. Сначала Блаватская отправляется в Константинополь, где какое-то время выступает как цирковая наездница, но, упав, ломает руку. Затем она отправляется в Лондон и там играет разнообразные роли в спектаклях на эзотерические темы, среди них была и постановка «Изиды».

Соприкосновение с египетской мистикой вдохновляет ее на путешествие в Каир, где Елена Петровна долгое время изучает клинопись, а позднее пишет книгу «Разоблачение Изиды». Из Египта Блаватская отправляется в длительное путешествие по Греции, Индии, Азии и, изучая культуру и верования древних народов, ищет для себя истину.

Несколько раз она посещает Тибет, в общей сложности проводит там семь лет, монахи разрешают ей посетить святая святых закрытого монастыря, затерянного высоко в горах. Умирает Блаватская в Лондоне после продолжительной болезни, немного не дожив до 60 лет.

Творчество и проповедническая деятельность

Блаватская была талантливым и незлобивым человеком, схватывала все на лету и обладала проницательностью. Современники отмечали ее дар пророчества, многие предсказания сбывались самым непостижимым образом. Живя в Париже, Блаватская познакомилась со спиритистами, среди которых был полковник Олкотт, ее будущий соратник по Теософскому обществу. Целей создания общества было несколько:

  • Организовать сообщество людей без деления по положению в обществе или религиозному принципу и объединить их ради общей цели постижения истины.
  • Пропагандировать изучение древних восточных манускриптов, писаний и прочих источников, содержащих сведения о духовных практиках.
  • Исследовать скрытые возможности человеческого организма и использовать полученные знания на благо человечества.

В 1888 году Блаватская издает труд всей своей жизни под названием «Тайная доктрина», в котором пытается объединить все религии, их символы, науку, философию и оккультизм. Хорошая литературная подготовка позволила Блаватской довольно доходчиво изложить свою теорию, однако рецензии современников были весьма нелестными.

Позднее Блаватская основывает журнал, в котором пытается возражать своим оппонентам, особенно представителям церкви. Чуть было не разгоревшийся скандал удалось чудом замять, разместив на страницах журнала письмо с разъяснениями.

Однако идеи Блаватской о равенстве, всепрощении и гуманизме нашли своих сторонников, ее лучшие книги были переведены на несколько языков и до сих пор с успехом продаются во многих странах. Примечательно, что на русский язык «Тайную доктрину» Блаватской перевела Елена Рерих, страстно увлеченная учением махатм. Рерих настолько полно разделяла взгляды Блаватской, что активно распространяла ее идеи и даже написала книгу о просветлении и тайном видении.

Нельзя оставить без внимания особый дар Елены Блаватской – тягу к оккультизму и способность предвидеть. Юношеские жуткие видения будущих концлагерей, описанные в мемуарах Блаватской, были предвестием страшной войны, однако тогда она еще не понимала этого. Ее предсказания о России были неоднозначными: страну ждали войны, революции, экономические потрясения, а потом она должна была стать духовным центром мира, его совестью и сердцем.

После возвращения в Россию она поселилась в домике своей родственницы, и та в воспоминаниях отмечает, что все комнаты сразу наполнились необычными звуками, шорохом, шепотом, а вещи странным образом пропадали и находились.

Затем Блаватская некоторое время проводит в поместье своего мужа, но размеренная будничная жизнь ей быстро надоедает. Она решает стать тайным агентом, защищающим интересы Российского государства в Индии и Египте, где влияние давних врагов, англичан, было невероятно сильно. Письмо с соответствующим предложением она отправляет в тайную жандармерию, однако ее даже не удостаивают отказом. Автор: Наталья Яковлева

Блаватская, Елена Петровна

(урожденная Ган) - писательница и теософка; род. в 1831 г. в Екатеринославле, ум. 8 мая 1891 г. в Лондоне. Рано лишившись матери, известной в свое время писательницы, она воспитывалась под руководством бабушки, Елены Павловны Фадеевой, женщины весьма просвещенной, но, не отличаясь усидчивостью, ограничилась только самым поверхностным образованием. 17-ти лет от роду она вышла замуж за эриванского вице-губернатора Никифора Васильевича Блаватского, через несколько месяцев оставила мужа и уехала в Константинополь, а оттуда - на Дальний Восток, где пробыла десять лет. Этот период - самый темный в биографии Блаватской, так как на родину она не посылала никаких известий о себе, а впоследствии сообщала противоречивые факты о своих скитаниях. Вероятнее всего, что она побывала в Египте, Сев. Америке, на Цейлоне и в Индии. Объезжая страны, издавна считающиеся родиной тайных наук, Блаватская поддалась страсти к сверхъестественному, знакомилась с разными восточными мудрецами и их учениями и вернулась на родину в 1860 г. ревностной адепткой и проповедницей "оккультизма", который будто бы изучила во время двухлетнего пребывания в Тибете. Она создала вокруг себя таинственную обстановку, рассказывала, что получила дар ясновидения и совершения чудес. Проведя два года на Кавказе, Блаватская опять поехала через Италию, Грецию и Египет на Дальний Восток, прожила будто бы долгое время в Тибете, а в 1873 г. поселилась в Нью-Йорке и приняла американское гражданство. Она стала деятельно сотрудничать в нью-йоркских газетах Tribune, Sun, Daily Times, полемизируя против иезуитов и папства и помещая очерки Кавказа, а также посылала корреспонденции в "Тифлисский Вестник". В то же время Блаватская начала проповедовать мистическое "теософское" учение, которое должно было сокрушить материалистические доктрины и подкреплялось обильными чудесными "феноменами". Она выдавала себя за ученицу и посланницу великих мудрецов-буддистов, живущих в горах Тибета и обладающих сверхъестественною силой. За два года она успела собрать вокруг себя весьма значительное количество приверженцев и 17 ноября 1875 г. основала теософическое общество. В 1876 г. Блаватская напечатала в Нью-Йорке книгу "Isis Unveiled", в которой подробно излагалось ее фантастическое учение. В 1875 г. она отправилась со своим ревностным приверженцем, полковником Олькотом, в Индию, основала главную квартиру теософизма в Бомбее и стала издавать газету "The Theosophist", которая почти сплошь наполнялась ее статьями. Поддерживая оживленные сношения с индусскими учеными и выставляя себя проповедницей их мудрости, Блаватская скоро приобрела обширные симпатии среди туземцев, которые видели в ней борца за их самобытность, пригнетаемую англичанами. Зато английские власти очень косо смотрели на теософов и даже обвиняли Блаватскую в шпионстве. Позже Блаватская перенесла свое местопребывание в предместье Мадраса, Адиар, и здесь стала совершать такие чудеса, что самые упорные скептики начинали веровать в ее миссию, а ученые живо заинтересовались пророчицей теософизма, как личностью, одаренной силами, еще не известными науке. В 1883 г. Блаватская, для поправления здоровья, переселилась в Европу и жила сначала в Ницце, а затем в Париже, где также основала отделение теософического общества. Около этого же времени теософская доктрина получила с двух сторон жестокие удары, разрушившие ее обаяние в глазах всего здравомыслящего общества: почти одновременно появились статьи о теософизме в "Madras Christian College Magazine" и в отчетах английского Society for Psychical Researches. Миссионерский журнал напечатал компрометирующие письма Блаватской, сообщенные бывшей помощницей ее в Адиаре, г-жой Кулон, и доказавшие, что все адиарские чудеса были просто грубыми фокусами и устраивались для привлечения в общество богатых людей. Независимо от г-жи Кулон к тем же выводам пришел член английского психологического общества Годжсон, командированный в Адиар для научного ознакомления с "феноменами" Блаватской. После этого ученый мир совершенно перестал интересоваться теософами, а многие ревностные последователи этого учения отвернулись от него. Но влечение в область таинственного и личное обаяние Блаватской были так сильны в Западной Европе и Америке, что общее количество верующих все-таки постоянно возрастало; материалы г-жи Кулон были объявлены подлогом, а статья Годжсона - проявлением духовной слепоты ученых. В 1886 г. Блаватская поселилась в Лондоне и стала издавать газету "Lucifer", а 3 июля 1890 г. торжественно открыла в английской столице главную квартиру теософического общества. В том же году Блаватская издала в Лондоне два новых труда по теософическим вопросам: "The secret Doctrine" и "The Key to Theosophie". Вызванное ею движение не прекратилось и после ее смерти. Мало того, основанный ею в Париже "Lotus bleu" заявил, что великая учительница продолжает сотрудничать в этом журнале, присылая статьи с того света. - Если теософические писания Блаватской представляют набор туманных и произвольных вымыслов, то ее очерки индийской жизни, печатавшиеся в 80-х гг. в "Московских Ведомостях" и "Русском Вестнике" под псевдонимом Радда-Бай, обнаруживают несомненный и яркий литературный талант, наблюдательность и художественное дарование. В 1883 г. эти очерки были собраны в книге: "Из пещер и дебрей Индостана"; продолжение их печаталось в "Русском Вестнике" за 1884-86 гг. Кроме того, она поместила ряд статей в "Ребусе" 1883-85 гг. и статью "Китайские тени" в "Новом Времени" 1888 г., № 1493.

Литература о Блаватской в Зап. Европе, Сев. Америке и Индии необычайно обширна, но с ее учением лучше всего знакомиться по ее сочинениям. Для биографических сведений важны статьи в "Rewiew of Rewiews" 1891 г. (Стэда), "Revue Encyclopédique", 1892 г., № 30, В. П. Желиховской в "Русском Обозрении", 1891 г., №№ 11 и 12, Всеволода Соловьева в "Русском Вестнике", 1892 г., №№ 1-6 ("Современная жрица Изиды") и обстоятельная статья в "Словаре" Венгерова.

{Половцов}

Блаватская, Елена Петровна

(урожденная Ган) - писательница и спиритка; род. в 1831 г. в Екатеринославле. После неудачного замужества с 60-летним бароном Б. 17-летняя Б., покинув мужа, предприняла ряд полных приключений путешествий по Западной Европе, Сирии и Египту, Северной Америке, Индии и Центральной Азии. Свои путевые впечатления и наблюдения она описывала во многих журнальных статьях, отличающихся необыкновенным богатством фантазии и необычайностью приключений (в "Русском вестнике" под псевдонимом "Радда-Бай"). Обладая эксцентричным характером, Б. увлеклась мистическими учениями Востока и в 1875 вместе с англ. полковником Олькотом основала "Теософическое общество", которое имеет целью: 1) образовать ядро всечеловеческого братства без различия пола, национальностей и религии; 2) изучать все философ. и религиозн. учения, особенно Востока и древности, чтобы доказать, что во всех их скрыта одна и та же истина; 3) изучать необъяснимое в природе и развивать сверхчувственные силы человека. Для распространения своих идей Б. издавала с 1887 журналы - в Лондоне "Lucifer, the Lightbringer" при содействии Анны Безант и в Париже "La revue theosophique" и "Lotus bleu". Отдельно издала еще "Isis unveiled", "The secret doctrine, the synthesis of Science, Religion and Philosophy" и "The key to theosophy". До своей смерти († 26 апреля 1891 г.) Б. оставалась президентом Теософич. общества и среди своих немногочисленных почитателей и почитательниц пользовалась авторитетом высшего избранного для необычайных откровений существа. В сочинениях, как и в жизни, Б. трудно провести границу, где кончается сознательный или бессознательный обман и самообман и начинаются искреннее увлечение мистикой или простое шарлатанство.

{Брокгауз}

Блаватская, Елена Петровна

(1831-1891, литературный псевдоним Радда-Бай) - писательница-теософка. 10 лет скиталась по Индии, Цейлону и другим местам, занимаясь оккультизмом и изучением различных мистических учений Востока. В 1873 Б. поселилась в Нью-Йорке и занялась пропагандой созданного ею теософического учения. Пропаганда Б., несмотря на шарлатанские средства, которыми она пользовалась, имела довольно значительный успех, и в 1875 Б., при содействии своих приверженцев, основала Теософическое общество. Идеи Б. находили прекрасную почву для распространения среди некоторых аристократических и интеллигентских кругов, отошедших от официальных религий, но не желавших окончательно порвать с религиозным мировоззрением. Аналогичные теософические об-ва были основаны Б. во многих городах Индии (Бомбее, Мадрасе и др.). Успех теософической пропаганды Б. был подорван разоблачениями, сделанными ее сообщницей, а также англ. об-вом психических расследований (Society for Psychical Researches), раскрывших отсутствие всякой сверхъестественной подкладки "чудес" Б. в ее шарлатанских фокусах. Несмотря на скандал, Б. удалось сохранить немалое число приверженцев и основать в Лондоне (1890) главное отделение теософического общества - Blavatsky Lodge.

Главные сочинения Б.: на английском языке - "Isis Unveiled" ("Изида без покрывала"), New-York, 1876; "The Secret Doctrine" ("Тайная доктрина"), L., 1888; "The Key to Theosophy" ("Ключ к теософии"), L., 1891. На русском языке Б. писала рассказы о своих путешествиях ("Из пещер и дебрей Индостана", Москва, 1883, и др.).

Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, СПб, 1892; "Вопросы Теософии", СПб, 1910; Соловьев, В., Современная жрица Изиды, в журнале "Русский Вестник", № 1-6, 1892.

Блаватская, Елена Петровна

[псевдоним Раддабан; 31.08(12.09).1831-26.04(08.05).1891] - писательница, основоположница теософии. Род. в Екатеринославе, в семье артиллерийского полковника фон Ган-Роттеш-терна, двоюродная сестра С.Ю.Витте. В 1848 выходит замуж за 60-летнего генерала Н.В.Блаватского, ереванского вице-губернатора. Однако через три месяца уходит от мужа и покидает Россию. Вплоть до 1870 Б. путешествует по странам Европы, Америки и Азии. В 1851 Б. встречается с Махатмой Мориа, главой эзотерической филос. школы одного из монастырей Тибета, ставшим ее Учителем. Необходимым условием ученичества было подчинение своей физ. природы целям дух. совершенствования. В 1873 принимает амер. гражданство. По поручению Учителя Б. была первым вестником сокровенного знания на Западе. С этой целью она в Нью-Йорке в ноябре 1875 создает теософическое об-во, президентом к-рого становится сподвижник Б., амер. полковник Г.С.Олькот. Теософическое об-во выдвинуло следующую программу: 1)организовать всечеловеч. братство без различия пола, национальности и религии; 2) изучать все филос. и религ. учения, особенно Древнего Востока; 3) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные способности человека. В целях пропаганды своего учения Олькот и Б. выезжают в Индию и издают там газ. "Те-ософист". В 1880 на Цейлоне после долгого периода испытаний и обучения Б. получила посвящение в эзотерический буддизм. После возвращения в 1883 в Европу Б. до 1886 живет в Париже, а затем в Лондоне, где организует гл. отделение теософического об-ва. Умерла в Лондоне в 1891. Теософское учение Б. представляет собой своеобразную попытку синтеза науч., филос. и религ. идей на базе вост. филос.-мистической традиции. В центре теософии лежит идея о существовании эзотерического знания, к-рое составляет единую сокровенную суть всех языческих культов, мировых религий и наиболее глубоких филос. систем. Эзотерическое знание, носящее универсально-космич. характер, всесторонне раскрывает дух. суть и назначение человека, объясняет эволюцию Космоса в целом, а также логику и смысл существования человеч. цивилизации. Эзотерический смысл Космич. эволюции, по Б., заключается в осуществлении идеи дух. Единства на всех уровнях бытия между всеми созданиями Вселенной, т. к. все сущее в природе едино по своему происхождению, способу эволюции и целям своего развития. Это эзотерическое сокровенное знание зашифровано в мифологических символах и сюжетах, античных мистериях, оккультных текстах. Ключом к тайному знанию владеют лишь "великие посвященные", к-рые в разные ист. времена являлись человечеству для приобщения его к тайному вселенскому знанию. Посвященными были Будда и Христос, Платон и Пифагор. Единый дух.-космич. центр, к-рый питает истинным знанием всех посвященных и хранит память о давно исчезнувших земных культурах и племенах, укрыт от взора земных честолюбцев и профанов где-то в неприступных р-нах Центр. Азии. "Тайная доктрина" - центр. произведение Б. - претендует на всестороннюю интерпретацию древней символики мифов, религ. учений и филос. систем с т. зр. хранящегося в ней сокровенно-эзотерического знания. Определяя взаимоотношения теософии и религии и разъясняя задачи теософского об-ва, Б. писала в работе "Ключ к теософии": "...Теософия - это безбрежный океан всеобщей Правды, Любви и Мудрости, освещающий своим сиянием Землю, в то время как Теософское Общество только видимый пузырек воздуха на поверхности этого океана... Теософия на Земле подобна лучу белого света, а каждая религия - это только один из семи цветов радуги, получаемых с помощью призмы. Не признавая все остальные, осуждая их как фальшивые, каждый отдельный цветовой луч, т. о., провозглашает не только свое первенство, но и претензию на то, чтобы быть белым лучом, и предает анафеме даже свои собственные оттенки, как еретические. И все-таки, поскольку Солнце Истины поднимается все выше и выше над горизонтом человеч. восприятия, каждый цветной луч постепенно блекнет, пока не будет вновь полностью поглощен; человечество не будет больше страдать от искусственной разобщенности и, наконец, увидит себя купающимся в чистом бесцветном солнечном свете Истины. Это и будет Теософия... Только путем изучения разл. великих религий и философий человечества, путем беспристрастного сравнения их непредубежденным умом, человек может надеяться достичь Истины".

Соч.: Isis unveiled. V.1-2. N.-Y. , 1887 ; Из пещер и дебрей Индостана. СПб. , 1912 (Русский В. 1883. № 1-4 ; 1885. № 11 ; 1886. № 2 , 3 , 8 ; отд. изд. - М. , 1883 ; СПб. , 1912 ); Загадочные племена. Три месяца на "Голубых горах " Мадраса. СПб. , 1893 ; Голос безмолвия. Калуга , 1908 ; Тайная доктрина. Т.1-3. Л. , 1991 (1-е изд. : Blavatsky Н.Р. Secret Doctrine. V.1-2. L , 1888 ); Из пещер и дебрей Индостана. М. , 1991 ; Закон причин и последствий , объясняющий человеческую судьбу (Карма ). Л. , 1991 ; Разоблаченная Исида. Т.1-2. М. , 1992 (1-е изд. : Blavatsky H.P. Isis unveiled. N.-Y. , 1877 ); Ключ к теософии. М. , 1993 ; Новый Панарион. М. , 1994 ; Тайная доктрина. Синтез науки , религии и философии. Т.1. Космогенезис. М. -Харьков , 1999 ; Тайная доктрина. Т.2. Антропогенезис. М.-Харьков , 1999 ; Тайная доктрина. Т.3. Эзотерическое учение. М. ,

2000.

А.В.Иванов


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Блаватская, Елена Петровна" в других словарях:

    Блаватская, Елена Петровна, писательница и путешественница. Родилась в 1831 г., в очень талантливой семье. Ее мать, Е.А. Ган, была выдающаяся романистка, генерал Р.А. Фадеев приходился ей дядей, С.Ю. Витте двоюродным братом: известна в… … Биографический словарь

    - (1831 91) русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Сев. Африке, М. Азии, Сев. и Юж. Америке, Индии и Китаю. В 1859 возвратилась в Россию и с 1860 устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 в США, печатала в американской прессе… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1831, Екатеринославль 1891, Лондон) религиозная писательница, основательница теософии. Родилась в семье артиллерийского полковника. В 1848 г. покинула Россию и путешествовала по странам Европы, Америки и Ази … Психологический словарь

    - (род. 1831, Екатеринославль – ум. 8 мая 1891, Лондон) рус. религиозный философ, создательница базирующегося на инд. философии «Теософского общества», основанного в 1875 (место пребывания – г. Адьяр, около Мадраса, Индия). В качестве избранницы… … Философская энциклопедия

И.М.Себелева, С.В.Скородумов

Необычная судьба и мудрое наследие выдающегося русского философа Елены Петровны Блаватской, безусловно, заслуживают непредвзятого отношения и серьезного научного исследования. Неслучайно все чаще проводятся общественные научные конференции, посвященные ее жизни и творчеству, растет интерес ученых к идеям теософии. Однако не прекращаются и попытки оклеветать нашу великую соотечественницу, особенно со стороны реакционных сил РПЦ, предъявляющих Е.П.Блаватской обвинения в антихристианстве.

Рассматривая взаимоотношения Е.П.Блаватской и Православия как части христианства, следует сначала уточнить, что имеется в виду под словом «Православие».

Отец Георгий Флоровский, например, определяет это понятие следующим образом: «Православие есть нечто большее, чем только “вероисповедание”, – оно есть целостный жизненный идеал, сложная совокупность оценок и целей» .

Философ Николай Бердяев в работе «Истина Православия» пишет: «…православие есть, прежде всего, ортодоксия жизни, а не ортодоксия учения. Еретики для него не столько те, кто исповедуют ложную доктрину, сколько те, кто имеют ложную духовную жизнь и идут ложным духовным путем. Православие есть, прежде всего, не доктрина, не внешняя организация, не внешняя норма поведения, а духовная жизнь, духовный опыт и духовный путь…»

Известный религиозный мыслитель ХХ века Иван Ильин утверждает: «…свет христианства освещает нам не только жизнь христианских народов за две тысячи лет, но и жизнь нехристианских народов как за время, истекшее после Рождества Христова, так и за время, ему предшествующее. Именно поэтому все чистое, глубокое, благородное и художественное, что когда-нибудь появилось на земле или дошло до нас, испытывается нами, христианами, как близкое, родственное нам по духу, как подлинно великое и драгоценное, незримо навеянное силой веруемого нами Господа, еще не открывшегося человеческому сознанию, но таинственно вдохновляющего человеческие сердца» .

Из писем Е.П.Блаватской хорошо видно, что под Православием она подразумевала не идеологию, а искреннюю веру человека в христианские идеалы. Елена Петровна считала, что такая вера основана не на санкциях Соборов или писаниях, в большинстве своем дошедших до нас с искажением, а на сердечном стремлении человека к духовному совершенствованию.

На формирование этой выдающейся личности, безусловно, оказали влияние лучшие черты православной культуры.

Факты биографии Е.П.Блаватской свидетельствуют о ее горячем патриотизме, который всегда был характерен для идеалов истинно верующего православного человека. Например, ее сестра В.П.Желиховская вспоминает о том, как Е.П.Блаватская, находясь в Америке, сильно переживала события русско-турецкой войны 1877–1878 годов: «О! Какие громовые статьи писала она в американских газетах конца 1876 и весь 77 год, против иезуитства католиков, против враждебных выходок папы на славян. Как она болела душой, каждым фибром, каждой каплей своей русской, православной крови за кровь своих соотечественников. Письма ее того времени не чернилами, а кровью и слезами писаны» . И впоследствии она пересылала деньги на помощь русским раненым, и «даже первые выручки, полученные за “Изиду”, пошли на ту же цель. Все, что получила она в то время за статьи в русских газетах, все шло целиком на Красный Крест и на бараки кавказских раненых» .

Распространяемое утверждение о том, что отношение Е.П.Блаватской к христианству и, в частности, к Православию, на протяжении всей ее жизни было резко отрицательным, опровергают ее собственные письма. В них Елена Петровна открыто критиковала главным образом состояние Католической и Протестантской Церквей за их лицемерие и фарисейство.

Из ее письма князю А.М.Дондукову-Корсакову от 07.08.1883 г.: «…Я никогда не отрекалась от Христа – я отрицаю христианство попов, которые были и остаются лжецами и лицемерами, сующими свой нос в политику» .

Предисловие ко второму тому «Разоблаченной Изиды» подтверждает, что Елена Петровна очень доброжелательно относилась к любой религии, любой вере, если она является искренней: «Если бы это было возможно, мы бы не давали этот труд в руки многим христианам, которым чтение его не принесет пользы, и не для которых он был написан. Мы имеем в виду тех, кто искренне и чистосердечно верят в свои соответственные церкви, и тех, чья безгрешная жизнь отражает блестящий пример Пророка из Назарета, чьими устами дух истины громко говорил человечеству» .

В своем письме к тете Надежде Фадеевой от 28.10.1877 г. Е.П.Блаватская называет Русскую Православную Церковь «самой чистой и самой истинной». В этом же письме пишет о том, что «…в Русской Православной Церкви прочно заложено зерно божественной Истины, только оно зарыто у самого ее основания…» .

В.П.Желиховская в книге «Радда-Бай (Правда о Блаватской)» приводит очень показательный эпизод, когда Е.П.Блаватскую благословил преосвященный Исидор, экзарх Грузии, впоследствии митрополит Санкт-Петербургский: «На прощание он благословил ее и напутствовал словами, которые навеки остались ей памятны и дороги как мнение об исключительном даре ее преосвященного Иерея Православной Церкви. Он сказал: “Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам... Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества… Бог да благословит вас на все хорошее и доброе»» .

Просвещенные представители христианского духовенства, знакомившись с работами Е.П.Блаватской, оценивали их очень высоко. Так, современник Е.П.Блаватской архиепископ армян, (брат выдающегося живописца Айвазовского), прочитав «Разоблаченную Изиду», написал, что, по его мнению, «выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины – и быть не может» . А глава епископальной епархии Лос-Анджелеса Эрик Блуа в письме Борису Цыркову от 18.11.1971 г., написанном на официальном бланке, сообщает: «Много лет назад “Тайная Доктрина” открыла мне новые горизонты, о чем, по-моему, я уже говорил Вам раньше, и я бесконечно благодарен за это» .

Следует отметить, что стремление Е.Б.Блаватской к постижению древней мудрости Востока и, в частности, Индии, шло в русле исканий многих русских путешественников и исследователей.

Так, например, первый русский ученый-индолог Герасим Степанович Лебедев (1749–1817), сын ярославского священника, по воле судьбы жил в Индии в течение нескольких лет и написал книгу «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии…», в которой сравнивает индуизм с христианской религией и пытается найти параллели. Г.С.Лебедев сравнивает Кришну и Христа, христианскую Троицу и Троицу в индуизме.

«…Восточная Индия <...> есть та первенствующая часть света, из которой, по свидетельству разных бытописателей, род человеческий по лицу сего земного круга расселился, и которой национальный Шомскритский язык, не довольно со многими Азиатскими, но и с Европейскими языками имеет весьма ощутительное в правилах сближение…» , – пишет Г.С.Лебедев.

Наш современник митрополит Антоний Сурожский (Блум) отмечает: «Русское слово Бог , насколько нам известно, происходит от санскритского слова bhaga, которое значит богатый…»

О светлом образе Индии в русской православной традиции подробно пишет Ксения Мяло в своей книге «Звезда волхвов, или Христос в Гималаях»: «…в особом влечении к Индии сходились едва ли не все нити русской жизни: и окрашенный томлением по Раю космизм русского крестьянина – “хрестьянина”, и геополитические интересы Российской державы, и углубленный духовный поиск, и сокровенная прапамять о своем собственном прошлом. Если угодно, для России – даже еще в бытность ее Русью – Индия была своего рода метафорой той Вселенной, в которой должно было осуществиться ее, вспоенное идеалом Троицы, предназначение в мире» .

Библейская энциклопедия конца XIX века также весьма положительно отзывается об Индии: «…в первые дни сотворения мира есть некоторые косвенные указания на Индию. Так, некоторые не без основания видят в названиях райских рек Геон и Фисон Индийские реки Инд и Ганг. (Быт. II, 11–13) .

Еще один интересный факт. В 1893 году вышла книга в трех томах «Путешествие Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича. 1890–1891 годы» (составитель князь Э.Э.Ухтомский). Фрагменты книги, посвященные Е.Блаватской, написаны в самом благожелательном тоне: «Здесь, у Мадраса, в предместье Адиар (у маленькой речки того же названия) учредился центр нового оригинального братства. Деятельным помощником и другом нашей талантливой соотечественницы, получившей в России литературную известность под именем Радда-Бай, являлся американский полковник Олькотт <…> Для Индии настоящего и будущего Е.П.Блаватская не умерла и не умрет» .

Заметим, что эта книга перед публикацией прошла официальную церковную цензуру, существовавшую в то время в России.

К сожалению, до настоящего времени в церковной среде не прекращаются попытки представить Е.П.Блаватскую врагом христианства. Скандально известный богослов диакон Кураев утверждает: «...теософия в некотором смысле – природный враг христианства…» Он любой ценой стремится интерпретировать уникальные труды Е.П.Блаватской как антихристианские. Для этого Кураев использует подтасовки, склейки цитат, смещение смысловых акцентов и интонаций и другие бесчестные методы «черного пиара».

С.Лутай, К.Зайцев, М. Борисенко. «Мракобесие для простаков». (Критический анализ книги диакона А.Кураева «Сатанизм для интеллигенции».) См. в Интернете: www.yro.narod.ru/zaschitim/luzabo.htm;

Отлучена ли Е.П.Блаватская от Православной Церкви Постановлением Архиерейского собора 1994 года, как это преподносит общественности диакон Кураев?

Этот миф убедительно комментирует председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Во время «Прямой линии», которую проводила газета «Комсомольская правда», он ответил на вопрос читателя из Владикавказа об «отлучении» Рерихов и Блаватской от Церкви: «…собор не отлучал их от Церкви. Но собор ясно заявил полное несогласие с учением Блаватской и Рерихов <…> Они Христа любят ровно настолько, насколько они любят Будду, Кришну и всех остальных. Вот в этом проблема <…> Нет, никто их анафеме не предавал...»

Примером отношения современных фанатично настроенных священников к Е.П.Блаватской может служить мнение протоирея Александра Кузяева, который в газете «Ярославские епархиальные ведомости» называет Е.П.Блаватскую «ведьмой» и заявляет, что «живи Елена Петровна во времена инквизиции, у последней к писательнице было бы немало вопросов, и заключительное аутодафе едва ли кого из христиан опечалило» . При этом комментарий А.Кузяева к цитатам из «Тайной Доктрины» показывает, что он совершенно не понимает их сути. Довольно неприятно наблюдать в наше просвещенное время подобные рецидивы средневекового религиозного фанатизма. Но, к сожалению, они нередки.

Авторов клеветы и нападок на нашу великую соотечественницу не смущает тот факт, что идеи теософии нашли многочисленных сторонников не только среди известных ученых, но и писателей, музыкантов, художников, культурных и общественных деятелей конца XIX – начала ХХ века (А.Скрябин, Г.Малер, Я.Сибелиус, Б.Рассел, М.Чюрлёнис и др.). «Тайная Доктрина» Блаватской содержит ряд важных научных предвидений. Неслучайно в 50-е и 60-е годы XX века возник интерес к этой книге среди физиков многих стран. «Тайная Доктрина» была настольной книгой Альберта Эйнштейна . 1991 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом Блаватской», что говорит о довольно широкой известности Е.П.Блаватской в мире и признании ее трудов. Теософия заложила основы нового космического мышления XXI века и стала предшественницей другой философской системы, связанной с творчеством Рерихов – Учения Живой Этики.

Однако печальное изречение Иисуса Христа о том, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем…» (Матф. 13:57) в полной мере можно отнести и к Е.П.Блаватской.

Рассмотрим некоторые направления, по которым Е.П.Блаватская и ее труды подвергаются нападкам со стороны РПЦ.

Некоторые церковные богословы настаивают на том, что теософия является религией, изобретенной Е.П.Блаватской. Этот миф резко опровергала сама Елена Петровна: «…я ничего не изобретала. Я ушла и отвернулась от поповщины и всевозможных верующих догматиков не для того, чтобы в моем преклонном возрасте изобретать религии и веры! <…> В нашем Обществе, собравшем представителей всех рас, всех религий, сторонников всех концепций, никто , от президента до последнего члена, не имеет права распространять свои идеи, и каждый должен уважать взгляды и убеждения своего брата, сколь [бы] абсурдными они ему ни казались…»

Неустанно критикуется Церковью в наследии Е.П.Блаватской теория перевоплощения, якобы противоречащая христианству.

Е.П.Блаватская отмечала, что учение о перевоплощении не было чуждо ни Ветхому Завету, ни Новому Завету, ни раннему христианству. Убедительное подтверждение этому мы находим, например, в Евангелии от Матфея, где Иисус, отвечая на вопросы учеников Иоанна Крестителя, говорит, что Иоанн «есть Илия, которому должно придти» . Е.П.Блаватская также указывала на осуждение доктрины перевоплощения на V Вселенском Соборе в 553 году. В средние века преследовалось всякое воззрение, несогласное с догматами, установленными на церковных соборах. Со временем идея перевоплощения, тщательно изгоняемая из сознания христиан, стала ассоциироваться исключительно с древним Востоком, и ее начали признавать несовместимой с христианством.

Наш современник иеромонах Анатолий Берестов называет учение о карме и перевоплощении «прямым отречением от Христа» . Между тем существует работа известного русского философа Н.О.Лосского «Учение о перевоплощении», в которой он развивает мысли Лейбница и доказывает, что идея перевоплощения ни в чем не противоречит христианской религии. Более того, Н.Лосский рассуждает о том, что именно теория перевоплощения помогает понять некоторые неопределенные положения христианства: «Православная Церковь не дает точного ответа на вопрос о состоянии личности после смерти до воскресения. В ней распространено только неопределенное представление о состоянии развоплощения души и пассивном ожидании ею последнего суда. Такое представление не может удовлетворить нашего ума <…> Поэтому для справедливого осуществления дела спасения всех, взятого на себя Иисусом Христом, необходимо, чтобы после смерти человека продолжалась жизнь его в новых условиях, с новым опытом, который может быть использован для нравственного совершенствования...»

Таким образом, утверждение современных реакционных богословов о том, что идея перевоплощения несовместима с христианством, является ложным, так как эта доктрина присутствовала в раннем христианстве, хотя и не была общепринятой для всех христиан, и не противоречит Учению Христа.

Представители Христианской Церкви ставят Е.П.Блаватской в вину то, что она не признает Христа воплощенным Богом и тем самым принижает Его значение.

Между тем все теософские труды несут признание Христа как великого Духовного Учителя. Теософия также утверждает, что есть Учителя, основавшие другие религии. Она учит не считать свою религию единственным откровением Божьим, а признать, что аспекты Истины открыты в разных духовных учениях.

Обратимся к трудам Е.П.Блаватской: «...как о воплощенном Боге, о нем [Иисусе] нет на земле ни единой записи, которая могла бы выдержать критическое исследование науки. Но в качестве одного из величайших реформаторов, в качестве неумолимого врага всякого теологического догматизма, преследователя слепого фанатизма, Учителя одного из наиболее возвышенных кодексов этики Иисус представляет собой одну из величайших и наиболее ясно очерченных фигур в панораме истории человечества» .

Таким образом, Е.П.Блаватская преклоняется перед Учителем, основавшим христианство, и видит в Его Учении путь к совершенствованию человечества.

В качестве еще одного обвинения Е.П.Блаватской в «антихристианстве» выдвигается тот факт, что редактируемый ею журнал назывался «Люцифер». Сама Елена Петровна дает следующие пояснения по этому поводу: «Что вы на меня напали за то, что я свой журнал Люцифером назвала? <…> это прекрасное название! Lux, Lucis – свет, ferre – носить: “Носитель света” – чего же лучше? <...> Это только благодаря мильтоновскому “Потерянному раю” Lucifer стал синонимом падшего духа. Первым честным делом моего журнала будет снять поклеп недоразумения с этого имени, которым древние христиане называли Христа. Эасфорос – греков, Люцифер – римлян, ведь это название звезды утра, провозвестницы яркого света солнечного. Разве сам Христос не сказал о себе: “Я, Иисус, звезда утренняя” (Откров. Св. Иоанна XXII ст. 16)? <...> Пусть и журнал наш будет, как бледная, чистая звезда зари, предвещать яркий рассвет правды – слияние всех толкований по букве в единый по духу свет истины!»

Е.П.Блаватская посвящает объяснению названия журнала «Lucifer» статью «Что в имени? (Почему журнал называется “Люцифер”.)» Более того, она публикует в одном из номеров журнала «Lucifer» письмо под заглавием «Lucifer to the Archbishop of Canterbury» («Люцифер архиепископу Кентерберийскому»). По заявлению примаса Англии, это письмо доставило «если не учению теософистов, то его проповеднице полную симпатию и уважение» . Впоследствии на многолюдных митингах теософического общества нередко бывало духовенство, и «сама супруга епископа Кентерберийского их посещала».

Из одного церковного издания в другое кочует ссылка на газету «Pall Mall Gazette» от 26.04.1884 г., в которой Е.П.Блаватской приписывается фраза: «Наша цель не в том, чтобы восстановить индуизм, а в том, чтобы смести христианство с лица Земли» . Серьезным исследователям творчества Е.П.Блаватской совершенно очевидно, что это грубая подделка. Е.П.Блаватская никогда не ставила подобных целей. Кроме того, данная публикация не может считаться достоверным источником, поскольку в то время против Елены Петровны была развязана целенаправленная кампания клеветы. Поэтому ссылка на приведенную цитату в научном плане несостоятельна.

Итак, противоречит ли теософия христианству? Безусловно, нет, так как теософия и христианство имеют, по сути, единую этическую основу.

Христос призывал к жизни, основанной на братстве и любви. Вспомним один из основных заветов христианства: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» . Теософское общество провозглашало своей целью всеобщее братство человечества . Христианство проповедует необходимость чистоты помыслов и желаний. Теософия доказывает, что незыблемые основы этики, которым нужно следовать в жизни, неизбежно вытекают из знания космических законов. Таким образом, оба учения утверждают путь духовного совершенствования человечества.

Согласно философскому словарю, «теософия (греч. «бог» и «мудрость») есть божественная мудрость» . Изучая сокровенную суть разных религий, теософия показывает их единую этическую основу. По отношению к христианству, теософия, принимая глубочайшее почитание Христа, лишь напоминает забытые истины и по-новому раскрывает величие и красоту этого светлого духовного Учения. Следовательно, только воинствующие невежды могут провозглашать наследие Е.П.Блаватской антихристианским учением.

Подлинные причины нападок современной Православной Церкви на Е.П.Блаватскую и ее наследие очевидны. Идеологами РПЦ в качестве «единственно верного» духовного учения провозглашается церковное Православие. Нетерпимость РПЦ к иным точкам зрения на духовную эволюцию человека связана со стремлением сохранить монополию на истину и выступать единственным проводником духовности. Но, нападая на культуру и ее лучших представителей, политики от Церкви тем самым явно демонстрируют свою реакционность и претензии на власть.

Интересно, что даже в церковной среде проявляется понимание тех негативных процессов, которые происходят в РПЦ. Например, в статье священника Г.Чистякова приведены интересные рассуждения об истоках тоталитарного сознания в Православной Церкви: «В нетерпимости по отношению к другим конфессиям и в выдаваемом за верность Православию полном неприятии других исповеданий проще всего было бы видеть рудимент недавнего советского прошлого с его обязательно отрицательным отношением ко всему не нашему и непременным образом недремлющего врага на первых полосах всех без исключения газет. Однако это не так. Тоталитаризм в России потому и пустил такие глубокие корни, что почва для него была удобрена уже до революции. Поиски врага достаточно характерны для России уже на рубеже ХIХ и XX веков» .

Несмотря на внешнее, материальное возрождение Церкви, ее духовный кризис продолжается. В последнее время в пространстве РПЦ ярко проявляются крайние формы ксенофобии – востокофобия и индофобия, нехарактерные для русской православной традиции прошлого. Навязывание церковной идеологии осуществляется во многом благодаря укрепляющемуся альянсу Церкви и государства. Это также свидетельствует о стремлении РПЦ к тоталитарному господству в обществе.

Интересный факт. В XX веке произведения Елены Петровны были запрещены и в гитлеровской Германии, и в большевистской России. К сожалению, приходится констатировать, что современная РПЦ ступает по следам тоталитарных режимов.

Огромная заслуга Елены Петровны Блаватской состоит в том, что в сотрудничестве с Учителями Востока она смогла выполнить научно-философский анализ древних духовных учений, сумела показать, что истина многогранна, и в своих трудах напомнила человечеству о едином источнике различных религиозных концепций.

Одна из основных целей Теософического общества, которое было создано Е.П.Блаватской, звучала так: «Способствовать изучению арийских и других священных рукописей мировых религий и разных научных направлений для того, чтобы восстановить важное значение древних азиатских литературных источников, а именно, принадлежащих философским учениям браманистов, буддистов и зороастрийцев» . Такая цель изначально предполагает уважительное отношение ко всем мировым религиям, в том числе к христианству.

Поверх всех потоков клеветы на Е.П.Блаватскую сегодня убедительно звучат замечательные слова-предсказание выдающегося философа Елены Ивановны Рерих, которой принадлежит заслуга перевода на русский язык «Тайной доктрины», фундаментального труда в нашей великой соотечественницы:
«Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е[лена]П[етровна]Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!»

Примечания
1. Владимиров А . В поисках православия. Современники // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2001. Т.2. С. 170.
2. Бердяев Н.А . Истина Православия // Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата. Париж, 1952. № 11. С. 4–11. См. также в Интернете: www.yro.narod.ru/bibliotheca/Berdiaev_pravosl.htm.
3. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 317.
4. Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). М.: СП Интербук, 1992. С. 19.
5. Там же. С. 21.
6. Блаватская Е.П . Письма. М.: Изд-во Ассоциации Духовного Единения «Золотой Век», 1995. С. 390–391.
7. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. М.: Российское теософское общество, 1992. Т.2.
8. Блаватская Е.П. Письма. С. 229.
9. Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). С. 11.
10. Там же. С. 18.
11. Крэнстон С. Е .П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига–Москва: ЛИГАТМА, 1996. С. 508.
12. Лебедев Г.С . Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брамгенов, священных обрядов и народных обычаев, Всеавгустейшему монарху посвященное. Предуведомление. СПб.: Типография Герасима Лебедева, 1805.
13. Антоний (Сурожский ), митрополит . Беседы о вере и Церкви. М.: СП Интербук, 1991. С. 95.
14. Мяло К . Звезда волхвов, или Христос в Гималаях» // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2001. Т.2. С. 61.
15. Библейская энциклопедия. М.: ТЕРРА, 1990. С. 297.
16. Цитируется по книге: Мяло К . Звезда волхвов, или Христос в Гималаях» // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.2. С. 72.
17. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Издательство «Отчий дом», 1997. Т.1. С. 3.
18. Шапошникова Л.В . Подвижничество диакона Кураева // Защитим имя и наследие Рерихов: Т.1. С. 363–367.
19. Мяло К. Звезда волхвов, или Христос в Гималаях // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.2.
20. Владимиров А . В поисках Православия. Современники // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.2.
21. Газета «Комсомольская правда». 12.07.2000.
22. Александр Кузяев , протоиерей . О духе Божием и духе заблуждения // Ярославские епархиальные ведомости. 2002. № 11(137)–12(138).
23. Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. С. 12.
24. Блаватская Е.П . Письма. С. 329–330.
25. Евангелие от Матфея. 13:14–15.
26. От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги? М.: Даниловский благовестник, 2001. С. 462.
27. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении: Интуитивизм. М.: Прогресс, 1992. С. 73–74.
28. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. М.: АСТ, 1999. Т. 2. С. 196.
29. Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). М.: СП Интербук, 1992. С. 50–51.
30. Что в имени? (Почему журнал называется «Люцифер».) // Блаватская Е.П. Основы теософии. М.: АСТ, 2004. С. 248–258.
31. Желиховская В.П . Радда-Бай. (Правда о Блаватской.) С. 51.
32. От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги? С. 305.
33. Евангелие от Матфея. 22:39.
34. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М.: Сфера, 1993. С. 41.
35. Краткий философский словарь / Под. ред. А.П.Алексеева. 2-е изд. М.: Проспект, 2004.
36. Чистяков Г. Откуда эта злоба? // Журнал «Русская мысль», октябрь 1996 г.
37. Блаватская Е.П . Ключ к теософии. С. 41.
38. Рерих Е.И . Письма. М.: МЦР, 2000. Т.2. С. 355.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: