Еврейские праздники в году. Праздник Пурим - что это? Еврейский праздник Пурим




Израиль – страна, покоряющая своей мистический аурой, загадками и тайнами. Считается, что именно в ней изобрели карты Таро с иудейскими символами, по которым и сегодня гадалки предсказывают будущее. Именно они стали прародителями современных игральных карт и дают предсказания намного точнее, чем простая игральная колода. Но вернёмся к еврейской культуре. В ней есть свои праздники, особое исчисление времени, а также даты, которые тоже стоит праздновать. Вот какие существуют еврейские праздники в 2016 года, еврейский календарь на 2016 год.

Календарь текущего года

Особенностью его является то, что все месяцы идут не по классическому календарю, привязанному к отдельным числам, а по лунному. Так, каждый месяц в еврейском календаре начинается с новолуния и заканчивается в последний день лунного цикла, который продолжается от 28 до 30 дней. Каждый новый месяц начинается в новолуние и даты все эти разные.

Интересно и то, что в еврейском календаре не 1, а 4 новых года. Это связано с историческим фактом, в котором существовало 4 годичных цикла с чёткими датами. Поэтому за 1 год в Израиле праздновали 4: начало месяца Нисана, Элула, Швата и Тишрея Рош-о-Шана. Кроме того, каждый месяц соответствовал по другому исчислению одному из 12 знаков Зодиака. Однако это спорное мнение специалистов. Вот какие месяцы есть в еврейском календаре.




1. Начало Нисана – 9 апреля. В эту дату начинают отсчитывать правление всех царей Израиля. Даже если правление начинается за несколько дней до начала этого месяца Нисана, то считается, что правитель находится у престола 2 год. 14 день нисана отмечают Пасху, только по еврейскому календарю. Именно по этой причине Новый год и начало Нисана не принято праздновать. Главным праздником в этом квартале становится праздник Пасхи (по еврейскому календарю она наступает на неделю раньше православной). Считается, что в этот день Израиль освободили от рабства. Поэтому те, кто празднует этот день, имеют надежду на то, что когда-нибудь им удастся отмолить свои грехи и избавиться от всех бед, которые сегодня кажутся неразрешимыми и сложными.
2. Элул. Начало этого месяца в 2016 году падает на 4 сентября. Этот Новый год связан с отдачей десятины, как написано в законе Торы. В ритуалах этого дня не используют животных, появившихся в вашем доме в течение года, а также некошерных видов. К кошерным принято относить волов, коз, овец и многих других животных. Отдавая десятину Богу, евреи исполняют закон, в котором обязательно нужно приносить жертву неимущим, чтобы сохранить собственное материальное благополучие и дальше преуспевать в жизни. Но это относится к тем, кто держит скот и может содержать животных. Все остальные жертвуют в этот день десятую часть своего дохода на благотворительность.




3. Ту би шват 25 января уже в Новом году (годичный цикл в еврейском календаре начинается в сентябре каждого года и приходиться на разные даты). В этот Новый год жертвуется 10 часть растительной пищи, плодов, выращенных на дачных участках. Обычно их раздают бедным, левитам, всем, кто нуждается. Так как, в отличие от России и европейских стран, январь в Израиле – начало лета по климатическим условиям, в этот день принято сажать хотя бы одно дерево (чтобы благополучие не уходило из дома), а на столе должно быть минимум 7 видов фруктов и плодов земли. Обычно их больше на празднике. Евреи, которые проживают не на территории Израиля, в этот день сажают в горшке лимонное или декоративное апельсиновое дерево.
4. Рош-о-Шана один из главных еврейских праздников. Обычно его отмечают в зависимости от лунного цикла и каждый год он падает на разные даты. Некоторые считают его главным еврейским Новым годом. В 2016 году он падает на 2 октября. Праздновать его начинают после заката солнца, как и все еврейские праздники. Если только он не падает на субботу, то в это время принято евреям трубить в шофар, как знак того, что Бог везде царствует на Земле. В этот день так же принято угощать друг друга гранатами, которые символизируют заповеди Торы. Считается, что число ягод символизирует заповеди Торы. А ещё в этот Новый год принято дарить друг другу подарки и делать прекрасный стол.
5. Еврейская пасха. В 2016 году она падает на 22 апреля и длится до 30 числа календарного месяца. В это время принято есть особое блюдо – мацу, приготовленную из пресного теста. Именно она стала прообразом современной христианской Пасхи. Считается, что именно в эти дни Моисей смог вывести евреев из египетского рабства. Именно этот пророк стал прообразом Спасителя мира в иудаизме. Начинают праздник отмечать после заката солнца 21 апреля. Именно в это время по израильскому календарю начинаются новые сутки. В это время на территории Израиля все крупные учреждения не работают, а рабочий день магазинов и медицинских учреждений заканчивается в полдень. В пасхальную неделю не принято планировать крупные дела. Считается благоприятно её провести в рассуждениях о мироздании, молитвах и вере.




6. Пурим. Один из главных еврейских праздников, который принято каждый год отмечать 14 адара. Он посвящён событию, связанному со спасением евреев из Персидского царства. Само название праздника переводится, как жребий и именно он определил участь евреев в этом царстве. Был назначен день, когда их всех должны были казнить. Однако так как у самого царя была супруга еврейка Есфирь, она уговорила супруга отменить это решение и спасла тысячи жизней ни в чём не повинных людей. В этот день принято вспоминать её подвиг, проводить различные представления и праздники, напоминающие об этом событии. В это время на улицах Израиля можно купить гоменташи – специальные треугольники из теста с ароматными начинками, вареньем, устраивать пир и обмениваться подарками.
7. Йон Кипур. Всегда падает на 10 день месяца тишрей и считается напоминанием и дне суда. В 2016 году он падает на время с 11 по 12 октября. Начинают его праздновать обильным пиром, после которого обычно начинается строгий пост до конца следующего дня. Именно в это время принято идти в синагогу, вспоминать свои грехи и постараться больше не совершать их. Это время раскаяния и совершения положительных поступков, сокрушения о грехах, поэтому праздник принято встречать в одиночестве после того, как окончится пир.




8. Суккот. В этом году он начинается 16, а заканчивается 23 октября. Этот день в Израиле принято вспоминать дни, когда народ скитался по пустыне и жил в шалашах. Многие начинают в Израиле проводить там неделю для того, чтобы почтить память предков. Само название праздника означает шалаши (сукки, как их называют по-еврейски)
9. Шавуот. Этот праздник в 2016 году приходится с 10 по 13 июня. Считается, что именно в эти дни Моисей подарил 10 заповедей иудеям. В этот день так же принято собирать урожай. Именно по этой причине жители Израиля украшают свои дома цветами, красивыми фруктами и земными плодами. Так же в этот праздник принято устраивать шумный пир.
10. Ханука. В 2016 году его принято отмечать с 24 декабря по 1 января. Он падает на новогодние праздники и посвящён древним событиям. Это день огня и свечей, связанный с чудом. У евреев окончилось масло для светильников. Одна ёмкость только оставалась, но её хватило бы на день. И вот бог сотворил чудо: масло горело 8 дней. Именно по этой причине в эти дни принято жечь свечи, дарить светильники, зажигать камины и проводить время при красоте природного, не искусственного огня.

Это основные праздники, которые принято отмечать в Израиле. Так же к ним можно добавить государственный праздник 12 мая, в который на территории страны проходят различные представления. В этот день принято посещать синагоги и проводить время с родственниками и друзьями.

Мы празднуем Пурим 14-го и 15-го адара в память о спасении евреев от полного истребления во времена царя Ахашвероша, правившего громадной Персидской империей. Сановник царя Гаман (Аман) замыслил погубить всех евреев и бросал жребий (пур), чтобы узнать, когда наиболее подходящее для этого время. По слову пур праздник называется Пурим, а все связанные с ним события описаны в Мегилат Эстер (книге Эстер). В городах, не обнесенных стеной, Пурим празднуется 14 адара, а в городах, обнесенных стеной еще со времен Йегошуа бин Нуна, - 15 адара. Этот день, 15 адара, называется Шушан-Пурим по имени древней столицы Персидской империи города Шушан, евреи которого именно в этот день избавились от угрожавшей им смертельной опасности.

Законы праздника Пурим собраны в Мишне, в 1-й и 2-й главах трактата Мегила, а также в Тосефте к этому трактату обоих Талмудов - Вавилонского и Иерусалимского.

Обязанность отмечать Пурим - одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей. Вот они:

  • 1. чтение Мегилат Эстер,
  • 2. «мишлоах манот»,
  • 3. «подарки бедным»,
  • 4. чтение Торы,
  • 5. произнесение вставки «Аль ганисим» в «Шмонэ-эсрэ» и в «Биркат гамазон»,
  • 6. веселый пир,
  • 7. запрет траура и поста.
  • В отличие от Хануки, увековечивающей спасение народа Израиля от духовного уничтожения, Пурим символизирует борьбу за физическое выживание еврейского народа. Поэтому празднование Пурима включает в себя моменты не только духовные, но и чисто материальные, как бы призванные заявить на весь свет: вот, мы живем, едим, пьем и веселимся! А «мишлоах манот» (обмен яствами с друзьями и близкими) и «подарки бедным» доказывают, что неотъемлемая часть нашей жизни - это забота о ближних. Веселье Пурима - также своего рода демонстрация жизненной силы еврейского народа, и демонстрация эта проходит на глазах наследников Гамана, всех тех, кто хотел бы продолжить его черное дело.

    Мегилат Эстер упоминает о четырех законах Пурима: чтение Мегилат Эстер, праздничный пир, «мишлоах манот» и «подарки бедным». К этим законам наши мудрецы добавили чтение отрывка из Торы (Шмот, гл. 17), в котором говорится о войне с Амалеком после исхода из Египта, и вставку «Аль ганисим».

    Но прежде чем мы рассмотрим эти законы более подробно, отметим, что 13 адара, канун праздника, - это Пост Эстер.

    Пост Эстер

    Законы этого поста не отличаются от законов о других всеобщих постах (например, Посте Гедальи или Десятого тевета). Пост начинается с рассветом, в «Шахарит» читают особые «слихот», из Торы зачитывают молитву Моше-рабейну, которую он произнес после греха создания золотого тельца. В «Минху» к «Шмонэ-эсрэ» добавляется «Анейну», а затем читают «Авину, малкейну». Обычно именно во время «Минхи» исполняют заповедь, напоминающую о «половине шекеля» времен Храма: в специально предназначенную для этого тарелку опускают три монеты. Почему именно три? Чтобы вспомнить о том, что по просьбе Эстер все евреи мира постились три дня, раскаиваясь в грехах. Известно из слов мудрецов наших, что персидские евреи тех времен проявляли сильную склонность к ассимиляции, и нашлись даже такие, что откликнулись на приглашение Ахашвероша прийти на его пир. А участие в этом пиру означало страшное унижение их национальной гордости - ведь вино там подавали в сосудах, захваченных в Иерусалимском Храме вавилонским царем Невухаднецаром. Разумеется, это означало также и пренебрежение законами Торы о кашерной пище и запретом пить вино, сделанное неевреями.

    Чтобы приготовить почву для совершения чуда, народ Израиля должен был вернуться ко Вс-вышнему - в посте, плаче и молитвах. В память об этом мы и соблюдаем Пост Эстер.

    В праздники мы прерываем веселье в самом его разгаре и поминаем души наших родных и друзей, ушедших из этого мира. Так же и в Пурим: от поста мы сразу же переходим к веселью праздника. Этот резкий переход напоминает нам, что нет веселья в этом мире, которое не было бы хоть немного смешано со скорбью.

    Чтение Мегилат Эстер

    Прослушать чтение Мегилат Эстер мы обязаны в Пурим дважды: при наступлении праздника, вечером, после «Маарива», и утром - после «Шахарит». Читать следует обязательно по свитку, написанному на пергаменте с соблюдением всех правил. Чтец должен быть опытным, хорошо знающим правила чтения Мегилат Эстер.

    Перед чтением произносятся три благословения, после чтения - одно.

    Вот благословения, которые произносят перед чтением:

  • 1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам читать мегилу!»
  • 2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время!»
  • 3. «Шегехеяну».
  • Следует внимательно слушать, как чтец произносит благословения, и отвечать «амен». Тот, кто отвечает «амен» на благословение, словно благословляет сам.

    Поэтому когда чтец произносит благословение, нельзя отвлекаться и прерывать молчание даже обычным «благословен Он, и благословенно имя Его».

    После чтения Мегилат Эстер чтец произносит следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, заступающийся за нас, судья в нашем споре, мстящий за нас, взыскивающий с притеснителей наших и платящий по заслугам всем нашим смертельным врагам! Благословен Ты, Г-сподь, взыскивающий со всех притесняющих народ Твой, Израиль, - Б-г-спаситель!»

    Произнося утром благословение «Шегехеяну», следует помнить, что оно относится также к заповедям пира, «мишлоах манот» и «подарков бедным», которые относятся к этому дню. Ведь всякий раз, когда мы готовимся исполнить заповедь, исполняемую лишь раз в году, мы произносим «Шегехеяну».

    Слушать чтение Мегилат Эстер надлежит очень внимательно, не пропуская ни единого слова. Поэтому и от чтеца требуется, чтобы в тех местах, где при упоминании имени Амана в синагоге поднимается шум, он прерывал чтение и терпеливо ждал, пока вновь не наступит тишина. Если ее шум заглушил несколько слов, чтец обязан прочитать их снова, чтобы все их услышали. Многие, стремясь исполнить заповедь наилучшим образом, приносят в синагогу собственные свитки Мегилат Эстер и следят по ним за чтецом, шепотом повторяя каждое слово, чтобы ничего не пропустить. Принято, что четыре стиха, особенно тесно связанные с избавлением, вся община произносит громко - а затем чтец их повторяет. Вот эти стихи:

  • 1. «Муж-иудей был в столице Шушан, по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша - из рода Биньямина».
  • 2. «А Мордехай вышел от царя в царской одежде из голубой шерсти и виссона, с большой золотой короной на голове, в плаще из льна и пурпура, - а город Шушан ликует и веселится».
  • 3. «У иудеев был свет, веселье, радость и почет».
  • 4. «Ибо Мордехай-иудей - первый после царя Ахашвероша и велик среди иудеев, желанный для большинтва его братьев - шлет добро своему народу и заботится о всем потомстве его».
  • Слушать чтение Мегилат Эстер женщины обязаны наравне с мужчинами, потому что и они имеют отношение к этому чуду, ведь именно царица Эстер сыграла главную роль во всех этих событиях.

    Пуримская трапеза

    Пурим - это «дни пира и радости». Поэтому мы должны устроить днем в Пурим пышную трапезу. Недостаточно вечерней трапезы при наступлении праздника. Во время трапезы днем мы обязаны пить вино, ибо сказали мудрецы наши: «Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова “проклят Аман” от слов “благословен Мордехай”».

    «Мишлоах манот» и «подарки бедным»

    Чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев, наши мудрецы заповедали нам исполнять заповедь «мишлоах манот» (буквально - «посылка яств»). Слово мишлоах - в единственном числе, а манот - во множественном. Значит, каждый раз следует посылать не менее двух блюд - только тогда можно считать, что заповедь выполнена. Подчеркнем, что заповедь «мишлоах манот» следует исполнять именно в течение дня Пурима.

    Исполняя заповедь «подарков бедным», следует в этот день давать вдвое больше, чем при исполнении заповеди «мишлоах манот». Это выводится из того факта, что и слово «подарки» множественного числа, и слово «бедным»: значит, следует давать по крайней мере два подарка двум беднякам. Эта заповедь призвана выявить характерное для евреев чувство сострадания и жалости.

    Заповедь «подарков бедным» не означает, что надо давать именно еду. Можно - и даже желательно - тем, кто нуждается в деньгах, дать деньги. Еще со времен глубокой древности стало обычаем организовывать сбор средств для нуждающихся, чтобы обеспечить им все необходимое для Пурима. Не исключено, что в «подарках бедным» содержится также косвенная помощь и на праздник Песах, начинающийся месяцем позже.

    Матанот леэвьёнимВыполнить заповедь онлайн!

    Обычаи Пурима

    На протяжении веков возник чрезвычайно богатый фольклор, связанный с Пуримом. Среди океана мучений, тревог и испытаний, окружающего нас круглый год, Пурим стоял как одинокий остров безоглядного веселья, юмора и оптимизма, характерного для еврейского народа. Особая пуримская литература, шуточные представления с переодеваниями и потешными масками веселили сердца. Лишь в этот день были разрешены театральные представления с характерными персонажами. Например, выбирали «пуримского раввина», тем самым «сводя счеты» с теми руководителями общины, на которых «имели зуб». Возник обычай печь на Пурим сладкие пирожки с начинкой из мака и сладостей, которые почему-то получили название «уши Гамана». Следует отметить, что в разных общинах есть свои варианты пуримских обычаев.

    Шушан-Пурим

    По всей Стране Израиля и во всех странах рассеяния Пурим отмечается 14 адара (а в високосный год - 14 числа «второго адара»). Однако в Иерусалиме - как в свое время в Шушане - а также в тех городах, о которых известно, что они были обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, Пурим празднуют 15 адара. И день этот называется Шушан-Пурим.

    Причина этого разделения подробно изложена в Мегилат Эстер: евреи воевали со своими врагами 13 адара и праздновали победу на следующий день, 14 адара, в честь чего и установлен праздник Пурим. Но в городе Шушан евреям было дано разрешение расправляться со своими ненавистниками два дня - 13 и 14 адара. Так что евреи Шушана радовались и веселились 15 адара, и для них именно этот день стал праздником. Однако чтобы не унизить честь Страны Израиля, тогдашние мудрецы Торы распространили празднование Шушан-Пурима и на те города Страны Израиля, которые во времена Йегошуа бин Нуна были обнесены крепостной стеной. Одновременно честь была оказана и самому Йегошуа бин Нуну - потому что именно под его руководством была завоевана Эрец-Исраэль и именно он руководил первой войной с Амалеком, от которого произошел Гаман. Поэтому в Иерусалиме - относительно которого нет сомнения, что во времена Йегошуа бин Нуна он был обнесен стеной, - читают Мегилат Эстер и выполняют все обычаи Пурима только в Шушан-Пурим, то есть 15 адара. В тех же древних городах, относительно которых точно неизвестно, были ли они обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, Мегилат Эстер читают дважды:14 и 15 адара, и тем самым избавляются от сомнения.

    Пурим мешулаш

    Иногда случается, что Пурим празднуется три дня подряд и называется он тогда Пурим-Мешулаш - «утроенный Пурим». Так может случиться в Иерусалиме в тот год, когда 15 адара - суббота. В субботу Мегилат Эстер читать нельзя (так же, как не трубят в шофар, если Рош-Гашана совпадает с субботой, и не берут «арбаа миним» в субботу праздника Сукот - из опасения нарушить запрет выносить на улицу вещи в субботу). С другой стороны, нельзя отложить чтение Мегилат Эстер на воскресенье, 16 адара. Поэтому в Иерусалиме поступают следующим образом: Мегилат Эстер читают в тот же день, что и во всем мире, - 14 адара; тогда же дают «подарки бедным» - чтобы они могли купить все необходимое для праздника; в субботу, 15 адара, произносят «Аль ганисим» в «Шмонэ-эсрэ» и в «Биркат гамазон», берут два свитка Торы:

    один для чтения обычной субботней главы Торы, другой для чтения отрывка, предназначенного для чтения в Пурим; а в воскресенье, 16 адара, пируют и посылают «мишлоах манот».

    Почему в Пурим не читают Галель?

    В отличие от праздников Песах, Шавуот и Сукот, а также Хануки, в Пурим не читают Галель. Почему?

    Во-первых, чтение Мегилат Эстер вполне заменяет собой чтение «Галеля». Нет у нас другого праздника, кроме Пурима, суть которого была бы запечатлена в целой книге Танаха.

    Во-вторых, «Галель» начинается так: «Восхвалите Б-га! Восхвалите, служители Г-спода, восхвалите имя Г-спо-да!..» Эти слова прекрасно подходят, например, к празднику Песах, указывая на освобождение из-под египетского гнета и рождение Б-жьего народа - «служители Г-спода», а не «рабы фараона». Однако к Пуриму они не очень подходят - так как даже после того чуда евреи так и остались рабами Ахашвероша: избавившись от угрозы уничтожения, они не получили свободы.

    В-третьих, «Галель» не читают в честь чуда, происшедшего за пределами Страны Израиля. Правда, «Галель» читают в Песах, отмечая исход из Египта, но дело в том, что тогда еще Страна Израиля не была выделена из всех стран мира. Однако когда произошло чудо Пурима, после крушения Первого Храма, Страна Израиля уже несколько столетий была Святой Страной. А в Хануку «Галель» читают потому, что чудо Хануки произошло как раз на территории Страны Израиля.

    Пурим и Йом Кипур

    Рав Элияу Ки-Тов, Книга нашего наследия

    В самом названии Йом Кипура - Йом Гакипурим - содержится важный намек. Слово Кипурим может быть прочитано как Ке-Пурим , «подобный Пуриму». Это значит, что значение Пурима даже больше, чем значение Йом Кипура!

    В Йом Кипур весь Израиль достигает необычайной, сверхъестественной высоты, как бы отрываясь от потребностей тела, забывая о нем, и таким образом добивается прощения своих материальных грехов. В Пурим он достигает той же цели, радуясь и устраивая богатую трапезу. Таким образом, даже физические радости поднимаются в этот день до высшей святости.

    Существуют два вида освящения тела - при помощи изнурения и поста и при помощи радости и наслаждения. Естественно, второй путь угоднее Всевышнему - ведь достигаемая таким образом святость столь высока, что охватывает и физические радости!

    В Йом Кипур существует заповедь устраивать обильную трапезу перед постом; сходное правило существует и в Пурим, но только события развиваются в обратном порядке: сначала Израиль постится, а потом устраивает праздничную трапезу.

    Пурим и «Мегилат Эстер» не будут отменены

    Наши мудрецы учат:

    «В Книге Мишлей сказано: “Она заклала свою жертву, разлила вино [в кубки]…”» (Мишлей , 9) В этом стихе речь идет об Эстер, которая, когда над всем Израилем нависла угроза, устроила пир для Ахашвероша и Гамана и напоила их вином. Гаман считал, что ему оказана великая честь, не понимая, что Эстер расставила ему ловушку. Напоив его вином, Эстер спасла свой народ.

    Более того: в будущем, после прихода Машиаха , будут отменены все Книги Пророков и Писаний - за исключением Книги Эстер, существование которой столь же незыблемо, как и существование пяти Книг Торы. Законы, содержащиеся в Устной Торе, никогда не будут отменены. Но несмотря на то, что, как предсказал пророк Йешайя, все беды, постигшие в прошлом Израиль, будут забыты («Ибо забыты все прежние горести и скрылись они от глаз моих» - гл. 65), это не относится к истории Пурима. Ведь в Книге Эстер сказано: «И эти дни Пурима не будут отменены среди евреев, и память о них не исчезнет у потомков их» (Эстер , 9).

    Чем же превосходит Пурим остальные еврейские праздники? Дело в том, что все остальные праздники освящаются Израилем. В будущем, когда праздничным, субботним станет весь мир, они уже ничем не будут выделены. В Талмуде сказано: «Свеча в полдень - чем она может помочь?» Но Пурим освящен не народом Израиля, а непосредственно открывшейся миру Святостью Всевышнего, а она сохранится и останется выделенной и в будущем светлом мире.

    Чем же отличается Мегилат Эстер - Книга Эстер от всех остальных частей Писания? Дело в том, что назначение всех других Книг Пророков - разъяснить слова Торы, укрепить веру в них, способствовать соблюдению евреями заповедей. Но в будущем, после прихода Машиаха , истина восторжествует во всех своих проявлениях, исполнятся все предсказания пророков, и все люди будут изучать Тору и ее законы столь же полно, как и до грехопадения Адама, до появления пророков и составления их книг. Но Книга Эстер отличается от них всех - она лишь начало нового повествования, повествования об уничтожении Амалека. Когда после прихода Машиаха Всевышний избавит Израиль от всех его врагов и окончательно сотрет самую память об Амалеке, когда Его Имя приобретет свою подлинную полноту и заполнит Вселенную, тогда все живое будет прославлять Всевышнего и Его деяния и прежде всего - уничтожение Амалека со времен Мордехая и Эстер и до времен Машиаха.

    Интересный факт заключается в том, что в Израиле не один, а целых 4 Новых года, при этом стоит отметить, что ни один из них не отмечается первого января. Это обусловлено тем, что еще до рассеяния еврейского народа существовало 4 годичных цикла, которые зависели от определенных дат, отсюда и 4 Новых года - 1 нисана, 1 элула, 15 швата (Ту би-шват) и 1 тишрея Рош а-Шана.

    1 Нисана в 2016 году отмечают 9 апреля - начинается весной и предназначен для отсчета правления всех Царей в Израиле. На самом деле Нисан в Израиле это месяц. Еще одной особенностью Израиля является то, что даже если Царь начинал свое правление за месяц до Ниссана, то уже с первого числа начинался второй год его царствования. В этот новый год особенно не отмечают праздник, а готовятся к самой важной дате в еврейском календаре - 14 нисана празднику Песах, то есть Пасхе.

    1 Элула в 2016 году припадает на 4 сентября - обычно отмечается летом в августе или осенью в сентябре. Элул - это также название месяца. Этот Новый год посвящен одному из важнейших обычаев Израиля - отделение десятой части скота, который был рожден в течение текущего года. Стоит отметить, что скот, который был рожден в прошлом году было запрещено включать в десятину, а животные должны быть "чистые" (к "чистым" животным относятся - волы, овцы, козы, олень, серна, буйвол, лань, зубр, антилопа, горный баран).

    Ту би-шват в 2016 году отмечается 25 января - этот новый год отмечают в месяце шват 15 числа. В Библии сказано, что необходимо отделять от урожая плодов десятую часть и жертвовать её священникам, левитам, беднякам и нуждающимся. По традиции в Израиле в этот Новый год принято всей семьей посадить хотя бы одно дерево. А на столе в Ту би-шват обязательно должно быть как минимум семь видов плодов.

    Рош а-Шана в 2016 году начинается 2 октября, а заканчивается 4 октября - отмечается 1 тишрея и считается главным среди 4 Новых годов. Именно он предназначен для исчисления лет, а также считается днем сотворения мира. Согласно мнению иудеев, это день, когда Господь решает судьбы людей. Евреи верят, что Бог добр и милосерден, поэтому он будет проявлять милость и сострадание. Как и у нас, принято дарить подарки, устраивать праздничный ужин и поздравлять с Новым годом. Если Рош а-Шана припадает не на субботу, то в этот праздник трубят в шофар, как символ того, что Господь царствует над всей Землей.

    Еврейская Пасха (Песах) в 2016 году

    Это один из самых главных праздников в Израиле. Песах или Пасха отмечают семь дней с 15 нисана по 21 нисана. Это период, когда Моисей вывел народ из Египетского рабства. Праздник начинается уже 14 нисана вечером, когда вся семья собирается за праздничным столом. В этот вечер принято читать Агаду - историю о том, как Моисей вывел Израиль из Египта. Уже со следующего дня начинается праздничная неделя, когда принято молиться, размышлять о Боге и освобождать себя от рутинной работы. Все семь дней в основном предприятия не работают, а у остальных рабочий день длится только до полудня.

    Йом Кипур в 2016 году

    Отмечается в десятый день месяца тишрей и является символом судного дня. В этот праздник согласно Торе необходимо анализировать и рассуждать о своих поступках авесь год. Еще накануне Йом-Кипур евреи устраивают богатую семейную трапезу, посе чего наступает строгий пост до самого окончания Судного дня. Каждый старается посетить синагогу. Как и в многие праздники, в Йом-Кипур запрещено работать, поэтому все предприятия и учреждения закрыты, а улицы города зачастую пустуют. Праздник заканчивается тем, что при заходе солнца каждый еврей должен произнести завершающую молитву.

    Пурим в 2016 году

    Пурим отмечается 14 адара и посвящен спасению еврейского народа от гнета в Персидском царстве. Пурим переводится как жребий и именно посредством жребия советником Ахашвероша (царя Персии) был определен день, когда необходимо истребить всех евреев. Однако, к счастью, женой царя как раз оказалась еврейка (Есфирь), которая впоследствии и уговорила царя изменить решение по поводу Израильского народа. В этот день у евреев принято показывать представления, которые повествуют историю о подвиге Есфирь, а на улицах продают гоменташи - треугольнички, внутри которых джем, также устраивается богатый пир и все обмениваются разнообразными угощениями.

    Суккот в 2016 году

    Суккот еще называют праздником кущей и его начало приходится на 15 число месяца тишрей. Длится он всю неделю и является напоминанием о скитании по Синайской пустыне. Изначально было принято всю неделю жить в так называемых шалашах или как их еще называют сукках. Однако сегодня этот обычай так не исполняется. Во время праздника, как и раньше, можно увидеть шалаши во дворах и на балконах, но там мало кто проводит всю неделю. Зачастую израильтяне всю неделю устраивают праздничную семейную трапезу в этих шалашах. А перед праздником в городах можно встретить специальные базары, где продают украшения для сукки, пальмовые ветви, устройства для построения шалаша и так далее.

    Шавуот в 2016 году

    Шавуот отмечается 6 сивана и является напоминаем о даровании Господом десяти заповедей на горе Синай. А также к этому празднику созревает урожай. Именно поэтому в Шавуот принято украшать дома фруктами, зелеными ветвями и цветами. Родители отправляют детей в школу и в сады в венках и с полными корзинами различных плодов. А в синагогах читают священное писание и молятся Богу.

    День Независимости Израиля в 2016 году

    Это также можно отнести к главным праздникам в стране и отмечается в ближайшие к 5 ияра вторник, среду или четверг. В День Независимости Израиля принято устраивать шумные парады и шествия, иногда с военной техникой. В синагогах произносят праздничные молитвы, а на улицах можно насладиться вечерними концертами с танцами, интересными номерами и фейерверками.

    Ханука в 2016 году

    Ханука начинается 25 числа месяца кислева, а заканчивается уже 2 или 3 тевета и отмечается 8 дней. После того, как войско Иуды Маккавея одержало победу над войском царя Антиоха, евреям необходимо было освятить свои храмы, но масло, которое они нашли было осквернено врагами. А чистого масла оставался лишь один кувшин, которого могло хватить только на одни сутки. Однако Бог сотворил чудо и масло горело восемь дней. Поэтому евреи и прозвали эту дату праздником свечей или огня. По традиции, в первый день в каждом доме принято зажигать одну свечу, на второй день уже две и так далее. Также всем детям дарят игрушки и деньги.

    Еврейские праздники для людей, что не связаны с культурой этого народа, кажутся чем-то непонятным, загадочным и в тоже время притягательным. Чему радуются эти люди? Почему так бесшабашно веселятся? Вот, например, праздник Пурим - что это? Со стороны кажется, что участники торжества так радуются, будто только что избежали какой-то большой беды. И это действительно так, только истории этой уже 2500 лет.

    Пурим - праздник пиршества и веселья!

    Пурим - весенний праздник. Чаще всего его отмечают в марте. Некоторые даже считают, что Пурим - еврейский праздник 8 марта. Однако это большое заблуждение.

    Как и все еврейские праздники, он отмечается по лунному календарю и соответствует 14 числу месяца айдар. Поэтому когда празднуется Пурим в том или ином году, известно не всем.

    Пурим - это праздник, в который евреям заповедано пировать и веселиться. Причем веселиться так, словно события, которым посвящен этот день, произошли вчера.

    Действия, положившие начало празднику, связаны со спасением большой части еврейского народа от неминуемой гибели в персидском плену. Благодаря изобретательности еврейского лидера Мордехая и самопожертвованию красавицы Есфирь иудейский народ избежал страшной кровавой расправы, с тех пор это вспоминают уже около 2500 лет. А всем участникам пиршества заповедано веселиться и радоваться этому спасению каждый год.

    Празднование начинается с чтения свитка Эстер (Есфирь), книги, где подробно описаны события, ставшие прологом Пурима. Затем начинается само торжество. Это единственный еврейский праздник, в который веселье и пиршество - не просто традиция, но и заповедь. А потому он остается самым веселым днем еврейского календаря. Итак, праздник Пурим - что это? Как проводят люди этот день?

    Праздник Пурим: история одного пророчества

    События, предшествующие истории Пурима, начались в 586 г. до н. э. В этот год вавилонский Царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил храм, увел в плен тысячи евреев. Вавилонский плен продолжался 47 лет, после этого по указу царя Кира II евреи получили возможность вернуться в Иерусалим и начать восстановление храма. Однако воспользовались этой возможностью чуть больше 40 тысяч человек.

    Эта история, начиная от вавилонского плена и заканчивая событиями, описанными в свитке Эстер, связана с пророчеством Иеремии, который предрек восстановление Иерусалима через 70 лет после разрушения и гибели Вавилонского царства. Эти события помогают понять то, что очень важен для евреев праздник Пурим, что это для них особенный день.

    Практически все вавилонские и персидские цари жили в страхе перед этим пророчеством и надеялись, что оно окажется ложным. Пророчество долгое время защищало евреев, так как никто из правителей не решался причинить им вред в страхе перед невиданным иудейским богом.

    Все изменилось с приходом к власти персидского царя Артаксеркса, одного из самых могущественных и своенравных правителей Персии, создавшего одну из величайших империй в Древнем мире. Решив, что время пророчества истекло, он устроил пир продолжительностью 180 дней в знак своего превосходства над богом евреев, не исполнившим пророчество. В еврейских источниках отмечено, что царь Персии ошибся в расчетах и через несколько лет умер.

    Козни Омана

    История начинается с того, что Ксеркс изгоняет свою жену за отказ танцевать обнаженной в присутствии приближенных царя. Он ищет себе новую супругу. После долгих смотрин Ксеркс выбирает Есфирь, племянницу еврейского мудреца Мардехая, человека, спасшего Ксеркса от заговора.

    В это же время вторым лицом Персии, приближенным к царю, становится Аман Амиликитянин. В один из дней он столкнулся с Мардехаем, который отказался поклониться вельможе. Эта «наглость» стала поводом для страшной мести, которую Аман решил приготовить всему еврейскому народу.

    Аман пришел к Ксерксу и рассказал, что в империи живет плененный еврейский народ, который не подчиняется законам Персии и не почитает царя, а чтит только своего бога и свои традиции. Разгневанный правитель приказал написать указ об уничтожении всех евреев, живущих в Персии. Аман решил кинуть жребий, чтобы определить, в какой день он будет истреблять евреев. После этого разослал гонцов по всей империи с сообщением о начале расправы 12 и 13 айдара.

    Однако о тайном заговоре стало известно Эстер и она передала тревожные новости Мардехаю.

    Подвиг Эстер

    Единственным человеком, который может спасти евреев, становится Есфирь, способная повлиять на решение царя. Однако даже это предприятие связано с большим риском, так как ей необходимо обратиться к Ксерксу с просьбой о нарушении установленного порядка. Это может привести к ее гибели.

    Мордехай придумывает рискованный план по поводу того, как привлечь внимание Атртаксеркса, а не вызвать гнев. Все остальное полностью зависит от обаяния и бесстрашия царицы.

    Рискуя жизнью, Есфирь провела несколько пиров для Ксеркса. В течение долгих бесед она смогла убедить своего мужа в преданности еврейского народа, напомнив ему о том, кто именно спас его от заговора. В итоге царь уверовал в вероломство и предательство Амана. Узнав, что стало истинной причиной нападок на избранный народ, грозный властитель Персии обрушил весь гнев на Амана и его семью, обернув все свои указы против него.

    Спасение еврейского народа

    Первое, что повелел грозный царь - повесить Амана на виселице, приготовленной Мардехаю. Так как персидский правитель не мог отменять собственные указы, он разрешил евреям защищать свои жизни и жизни своих детей с оружием в руках от всех, кто поднимет на них руку.

    Таким образом, 12 и 13 айдара еврейский народ встретил своих убийц лицом к лицу. Два дня продолжалось сражение по всей Персии, в результате которого все нападавшие были уничтожены или бежали. Всего говорится о 70 тысяч погибших, среди которых 10 сыновей Амана, возглавивших неудавшийся геноцид.

    14 айдара евреи узнали, что опасность миновала и они избежали гибели. Начался великий праздник, который продолжался весь день. Мардехай повелел сделать этот день особенным, чтобы он был напоминанием грядущим поколениям о роковых событиях. В книге Эстер праздник назван днями пиршества и веселья.

    Свое имя иудейский Пурим получил от слова «пур» (жребий). Таким образом, название символизирует то, что судьбу народа пытались решить,

    Когда празднуют Пурим?

    Как отмечено выше, Пурим празднуют 14 айдара. Однако чему соответствует этот день? Практически всегда Пурим выпадает на март или конец февраля. Каждый год эта дата приходится на разное число, так как лунный год короче солнечного на 10 дней. Так, в 2014 году празднование пришлось на 15 и 16 марта, в 2015 - на 4 и 5, а в 2016 - на 23 и 24 числа.

    В Иерусалиме Пурим традиционно отмечается на день позже, это позволяет многим израильтянам отметить праздник дважды.

    В период еврейского рассеяния праздник оказал свое негативное влияние на отношение христиан к иудеям. В первую очередь из-за того, что его празднование практически всегда совпадало с Великим Постом. Нередко это провоцировало погромы со стороны христианских общин. Яркое веселье, диссонирующее с днями поста, породило суеверие о том, что праздник несет антихристианский смысл.

    В наше время бытует предубеждение, что Пурим - еврейский праздник 8 марта. Однако на этот день он выпадает только один раз в 25-30 лет. В каждой национальной или религиозной традиции существует праздник, выпадающий на конец зимы, начало весны. Так, в России - это Масленица, в исламской традиции - Новруз и так далее.

    Существует четыре незыблемых традиции празднования Пурима. Главная из них - чтение Свитка Эстер. Причем слово «свиток» понимается буквально. Книгу читают в синагоге во время вечерней и В процессе чтения свитка в момент прочтения имени Амана посетители синагоги начинают шуметь, топать ногами и использовать специальные трещотки, выражая презрение к памяти злодея.

    Праздничная трапеза - обязательная часть Пурима. Она всегда была самой насыщенной и богатой за весь год. Из особых традиций, сложившихся в этот день, можно вспомнить обязательное угощение в виде «ушей Амана» - открытых треугольных пирожков со сладкой или мясной начинкой. Кроме того, предписывается пить вино до тех пор, пока участники веселья не перестанут различать имени Амана и Мардехая. Впрочем, эта традиция исполняется по желанию.

    Обязательной частью праздника являются подарки близким и знакомым в виде угощений. Одновременно с подарком говорят поздравления с Пуримом и пожелания счастливого праздника. Кроме того, всеми членами общины обязательно оказывается помощь малоимущим.

    И четвертая традиция праздника - В разных общинах традиция имеет совершенно разное проявление. Например, в России обычно ограничиваются небольшой театрализованной постановкой. В европейских странах существовала традиция уличных спектаклей, на которые продавали билеты. Также в Старом свете начали проводить полноценные карнавальные шествия, которые особенно расцвели в Израиле.

    В остальном может быть проявлена полная свобода, так как это еще и самый демократичный еврейский праздник, в котором главная заповедь - это веселье и радость. Все поют песни на Пурим, танцуют и наслаждаются праздником.

    Традиционные блюда на Пурим

    Кулинарные традиции на день Пурима достаточно условны. Однако в каждом источнике, описывающем праздничный стол, есть общие блюда.

    Среди них баранина, запеченная в горшочке, которая готовится с зеленой фасолью и зеленью. Куриный которые готовят не из традиционной муки, а из перемолотой мацы. Кроме того, большой популярностью пользуются блюда из говяжьего языка, приготовленного с различными соусами. Также нередки на праздничном столе запеченные или тушеные кабачки или баклажаны.

    Обязательным блюдом остаются пирожки с разной начинкой: с мясом, картофелем, капустой, творогом или повидлом.

    Из традиционных для России еврейских блюд к этому списку стоит добавить цимес (блюдо из чернослива и моркови) и фаршированную рыбу, без которой не обходится ни один праздничный стол.

    Карнавал на Пурим

    Это одна из самых интересных частей праздника, которая является традицией только последние пару столетий. В старой традиции достаточно было небольшой театрализованной постановки из нескольких актеров. Однако со временем на Пурим сценарий усложнялся, создавались более объемные и длительные постановки с большим количеством актеров.

    Сейчас неотъемлемая часть праздника - это большие еврейские спектакли, посвященные драматической истории праздника. Кроме того, театрализованные постановки создает каждая община. Впрочем, театральное действо - это только часть пиршества.

    Полноценные карнавальные шествия можно назвать самой свежей струей праздника, которая набирает все большие обороты. В первую очередь эта традиция прижилась в Израиле, где Пурим приобрел по-настоящему грандиозный размах. Но не отстают и общины других стран, где карнавалы и шествия тоже начинают набирать популярность.

    Пурим в Израиле

    Пурим - праздник в Израиле, по размаху сопоставимый только с российским Новым годом. Яркость этого торжества связана с началом весны. В каждом городе проводятся карнавалы и яркие шествия. По всей стране работает огромное количество театрализованных концертных площадок. Люди выходят на улицы, поздравляют друг друга с Пуримом, говоря фразу "Хаг Пурим Самеах" (счастливого праздника Пурим) всем знакомым и просто встречным на пути.

    Широко празднуется в Израиле праздник Пурим, история его, по сути, началась заново. Во всех странах мира во времена рассеяния еврейского народа этот важный день отмечался полуподпольно. Теперь он выплеснулся на улицы страны, стал одним из самых светлых праздников. Посетить Израиль в этот день - означает получить намного больше положительных эмоций, чем можно было рассчитывать.

    Стоит посетить эту страну только для того, чтобы увидеть своими глазами праздник Пурим. Что это? И почему его так любят все от мала до велика?

    Самый радостный праздник

    Как празднуют Пурим? А как бы праздновали его вы, если бы пережили угрозу гибели и спаслись от нее в последний момент? Этот день наверняка запомнился бы как один из самых важных в жизни. Но почему-то многим этот праздник кажется странным и непонятным.

    А ведь на самом деле каждому человеку нужен хотя бы один день в году, когда он смог бы забыть обо всех своих проблемах и жизненных неурядицах и радоваться уже только тому, что живешь. В этом и есть вся философия и смысл этого немножко сумасшедшего и очень веселого праздника. По крайней мере, именно такой вывод может сделать человек из другой страны, попавший на это тожество.

    Пурим - настолько светлый и позитивный праздник, что он начинает просачиваться в другие культуры, все чаще представители других национальностей отмечают его в своем календаре красным цветом и посылают с Пуримом.

    Иудейский праздник Пурим празднуют 14 и 15 числа месяца Адара по еврейскому календарю — в 2019 году праздник выпадает на 20 и 21 марта, но, как и все иудейские праздники он начинается накануне с заходом солнца.

    Самый веселый еврейский праздник установлен в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркс), получивший название от древнеперсидского слова "pur" — "жребий".

    Пурим — первый всенародный праздник, установленный не Торой, а постановлением мудрецов, и не входит в число церковных. История возникновения праздника довольно подробно описана в одной из ветхозаветных книг.

    Свиток Эстер

    Пурим начали праздновать еще до нашей эры — история появления праздника описана в "Мегилат Эстер" (Свиток Эстер). Его также называют "Книга Есфирь".

    В те далекие времена Персидской империей правил царь Ахашверош, который женился на красавице еврейке по имени Эстер (Есфирь), скрывшей от него свое происхождение.

    © photo: Sputnik / Дмитрий Донской

    Правой рукой царя был визирь Аман, которого все боялись и преклоняли перед ним колени. Только Мордехай — родственник и воспитатель царицы Эстер, который служил при дворе царя, не оказывал Аману такого "почтения".

    Горя желанием избавиться от неугодного ему придворного, Аман уговорил Ахашвероша истребить всех евреев в империи. Царь, недолго думая, подписал указ, не подозревая о том, что его жена тоже была еврейкой.

    Тем временем коварный Аман бросил жребий о том, когда осуществить задуманное, который выпал на 14-й день Адара. Узнав о грозящей беде, царица Эстер и Мордехай распорядились собрать всех евреев, чтобы вместе поститься, молиться и учить детей Торе и любви к Богу.

    Еврейские мудрецы считают, что именно тогда, Бог перевернул жребий и разрушил коварные замыслы визиря. По завершению трехдневного поста царица рассказала венценосному супругу о своем происхождении и попросила пощадить свой народ.

    Царь разгневался на Амана, задумавшего погубить евреев, а значит и его жену. И в определенный жребием день казнь постигла не евреев, а коварного сановника и его сыновей.

    В то время царские указы нельзя было отменить, поэтому Ахашверош издал другой, который давал право евреям, подвергающимся агрессии, защитить себя и свое имущество любыми средствами.

    Дни Пурима

    Согласно свитку Эстер, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 Адара, а 14-го — отпраздновали свою победу и избавление, то есть Пурим.

    © photo: Sputnik / Георгий Куролесин

    В столице Персидской империи — Сузы (Шушан), борьба продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось 15 Адара. Поэтому 15 Адара называется Шушан Пурим и празднуется в городах Израиля, которые при Иешуа бин Нуне (Иисус Навин, предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана, сподвижник Моисея) были обнесены крепостной стеной, как Сузы (Иерусалим, Тверия и другие).

    В тех городах, о которых точно неизвестно, были ли они обнесены стеной в те далекие времена, обычаи Пурима исполняются два дня — 14 и 15 Адара.

    В еврейские високосные годы, когда к году добавляется дополнительный месяц — Адар шени (второй Адар), Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции именно тогда произошли описанные события.

    А в те годы, когда 15 Адара приходится на субботу, жители городов, окруженных стеной празднуют "Пурим мешулаш" (тройной Пурим), который празднуют с пятницы 14 Адара до воскресенья 16 Адара.

    Пост Эстер

    Празднику предшествует пост, который называют пост Эстер. Он установлен в память о том посте, который объявили Мордехай и Эстер, когда царь Ахашверош издал свой указ об уничтожении евреев.

    Пост Эстер, как и все другие посты, предназначен для того, чтобы люди проанализировали свою жизнь и раскаивались в своих проступках.

    Ведь Свиток Эстер рассказывает не только о радости евреев по поводу их неожиданного спасения, но и об их страхе и скорби в минуту великой опасности.

    И поскольку невозможно в один день соединить два противоположных настроения, еврейские мудрецы как бы разделили Пурим на две части: 13-е — день поста и молитв, а 14-е — день веселья и пира.

    Пурим начинается с окончанием поста Эстер. Это малый праздник, то есть в этот день разрешено работать.

    Заповеди

    Пурим начинается и заканчивается чтением Свитка Эстер, повествующего об истории Пурима. Для чтения Свитка все евреи собираются в синагогах. Принято, чтобы Свиток был рукописный, однако за неимением такового допускается чтение по печатному изданию.

    По заповеди, прослушать чтение Мегилат Эстер евреи обязаны в Пурим дважды: при наступлении праздника, вечером, после "Маарива" (вечерняя молитва), и утром — после "Шахарит" (утренняя молитва). Перед чтением произносятся три благословения, после чтения — одно.

    Слушать чтение Свитка Эстер женщины должны наравне с мужчинами, так как они тоже имеют отношение к чуду избавления от Амана.

    Чтение Свитка не похоже на обычную службу в синагоге. Все собравшиеся внимательно слушают чтеца и при упоминании имени коварного Амана, все громко свистят, топают ногами и трещат специальными пуримскими трещотками — граггерами. Таким образом выражают презрение и ненависть к страшному злодею.

    Важнейшие заповеди Пурима — угощение друзей и пожертвования бедным. В праздник каждый еврей обязан послать подарок, состоящий как минимум из двух вкусностей, которые можно сразу съесть или выпить, хотя бы одному близкому человеку. Этот обычай называется "мишлоах манот" — "посылка яств".

    Заповедь о подарках бедным (можно дать деньги, еду или что-либо, чему бедняк будет рад) является более важной, чем "посылка яств". Считается, что тот, кто заботится о бедняках, вдовах и сиротах, уподобляется Всевышнему. В этот день пожертвование необходимо подать не менее двум нуждающимся.

    © photo: Sputnik / Руслан Кривобок

    "Мишлоах манот" мужчины посылают мужчинам, а женщины — женщинам. Но подарки бедным женщина имеет право раздавать как женщинам, так и мужчинам.

    Традиции

    Праздник Пурим, смысл которого сосредоточен не на духовности, а на будничных, материальных делах, занимает особое место в иудаизме. В Пурим запрещены пост и траур и предписан веселый пир.

    Несмотря на то, что после вечернего чтения Свитка евреи устраивают праздничную трапезу, основной пир начинается днем, после утреннего чтения, на котором должно быть много еды, вина и радости.

    Пир начинают вскоре после полудня и продолжают до ночи. Утреннее время между чтением Свитка и пиром используют для того, чтобы послать угощения и раздать пожертвования бедным.

    Традиционным угощением в праздник являются сладкие треугольные пирожки, которые называют "уши Амана". Пирожки пекут с маком, орехами, сухофруктами и вареньем.

    Это один из немногих праздников, когда евреям разрешено употреблять крепкие напитки сверх меры. Еврейские мудрецы говорили: "Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова "проклят Аман" от слов "благословен Мордехай"".

    В Пурим устраивают театрализованные представления, которые называется Пуримшпиль, карнавальные шествия, костюмированные балы и маскарады, которые призваны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств скрывается божественный замысел. В средние века во время таких представлений люди сжигали чучело Амана.

    Наиболее яркий парад происходит в Тель-Авиве, где все происходит под громкую музыку лучших ди-джеев, а люди одеты в самые невообразимые костюмы.

    В Пурим мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот, что в обычной ситуации категорически запрещено.

    На улицах города можно встретить большое количество детей с трещотками. Считается, что в этот праздник можно шуметь, греметь, кричать и радоваться в честь спасения всего еврейского рода от гибели.

    Материал подготовлен на основе открытых источников.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: