Еврейский национальный костюм. Национальный костюм евреев - иудаизм

Национальное одеяние евреев всегда приковывает взгляд и многим кажется старомодным. И это неудивительно, ведь представители данной национальности не меняют манеры одеваться уже два столетия. А за несколько тысячелетий их национальное одеяние пережило немало метаморфоз.

Расцвет государства и одежда

В национальном костюме евреев древности есть немало элементов, которые были заимствованы у других народов. Этот факт обусловлен историческими причинами - тогда одежда евреев больше напоминала одеяния арабских кочевников. Когда евреи переселились на другой берег Иордана, они сохранили простоту в повседневных вещах. Несмотря на тот факт, что первый правитель израильтян - царь Саул - не отличался склонностью к роскоши, именно во времена его правления одежда евреев начала отличаться богатством, яркостью и разнообразием. На этот факт повлияла добыча, которую Саул приносил из военных походов. После того как царь был убит, его место занял Давид. Во время его правления национальный костюм евреев стал еще богаче и разнообразнее. Повсеместно стали использоваться украшения.

Заимствования из других культур

Давид любил окружать себя роскошью и богатством, наступило время подъема израильского государства. Одежда богатых представителей общества становится особенно пышной. Однако через время восстания и междоусобицы подточили стабильность в стране, и Израиль распался на две части. Сначала в Иудее правили ассирийцы, а в 788 г. н. э. - вавилоняне. Если исследовать, как выглядели в национальном костюме евреи тех времен , можно заметить в их одеянии немало элементов, характерных для убранства ассирийцев. Во времена же «вавилонского пленения» одежда иудеев практически не отличалась от одеяния вавилонян. Позднее она еще не раз поменяется под воздействием римской и греческой культур.

Мужчины под низ одевали шерстяную рубашку, а наверх - полотняную. Рукава могли быть как длинными, так и короткими. Обязательно носился пояс. У знатных людей этот элемент одежды изготавливался из шерсти или же льняной ткани, расшивался золотом, а также украшался драгоценными камнями и пряжками. Представители низших сословий носили пояса из кожи или войлока.

Верхняя одежда

Верхняя одежда у богатых иудеев делилась на два типа. После того как Израиль освободился от плена вавилонян, евреи стали носить одежду до колен и с рукавами, распахивающуюся спереди. Отделка таких кафтанов отличалась богатством. В холодный сезон были популярны кафтаны красного цвета с меховой оторочкой. На талии одежда украшалась пряжкой. На ее углах крепились кисти, которые назывались «цисес ». Также существовал особый элемент еврейского национального костюма - нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной представлял собой две полосы из ткани, которые сшивались особым образом - чтобы шов был только на плечах. Оба куска материи спускались равномерно сзади и спереди. Этот нарамник был одним из важнейших атрибутов одежды священнослужителей и носил название ефода.

Одеяние иудеек

Описание национального костюма евреев было бы неполным без рассмотрения женского гардероба. До начала царствования Соломона даже иудейки из богатых семей использовали простую одежду - такую, которую носили женщины еще в древности. С началом правления Давида вещи стали шить из прозрачных тканей, привезенных изразных стран - Египта, Финикии , Индии и Ассирии . Материал был дорогим, и потому из него шили наряды только женщины из зажиточных семей. Одежда, как правило, была длинной, со множеством складок. Чтобы создать напуск, элементы платья стягивали различными пряжками.

Гардероб евреек из богатых семей состоял из нескольких предметов верхней и нижней одежды. Он стал особенно ярким и роскошным, когда к власти пришел царь Соломон. Нижняя одежда была до самых пят и обшивалась красивой каймой по краям. Ее носили в сочетании с дорогими поясами. Для выхода в свет поверх нее одевалось еще одно платье - ослепительно белого цвета, с широкими рукавами в складку. Пояс также украшался драгоценными камнями, золотом. Иногда вместо пояса использовались широкие кушаки, к которым с помощью золотых цепочек крепились небольшие мешочки с золотой вышивкой. Верхняя одежда, как правило, была ярко-пурпурного цвета или же расшитая узорами. Она могла быть без рукавов или же распашной с рукавами.

Головные уборы

Чаще всего предмет, по которому ученикам задают подобрать фото национального костюма евреев - «Окружающий мир». Однако иногда такое задание можно получить на дом и по истории или культурологии. К любому из этих предметов можно подготовиться хорошо, если исследовать национальную одежду иудейского народа как можно подробнее. Для получения высокой оценки необходимо также рассмотреть, какие прически и типы головных уборов были приняты у евреев. В Сети или в учебниках можно найти немало картинок национального костюма евреев. «Окружающий мир» - это не самый сложный предмет, и юным учащимся не составит труда подготовиться к нему на «отлично».

На уроке можно упомянуть и тот факт, что длинные волосы раньше носили только юноши. У мужчин среднего возраста отращивать шевелюру было не принято. На более поздних этапах истории даже тех молодых парней с длинными волосами стали расценивать как женоподобных. И среди мужчин, и среди женщин лысина считалась позором.

Борода

Интересно, что стрижка бороды была запрещена законом. Точно так же, как и ассирийцы, иудеи уважительно относились к этому элементу имиджа. Борода считалась признаком богатства и достоинства. Также считалось, что только свободные мужчины могут ее носить. За бородами тщательно ухаживали при помощи масел, разнообразных благовоний. Считалось серьезнейшим оскорблением отхватить кому-либо бороду. Но если погибал кто-то из родственников или близких друзей, у иудеев был обычай рвать на себе бороду или даже полностью ее отрезать.

Волосы

Рассказ о головных уборах хорошо дополнит описание национального костюма народов. Евреи из простого народа носили на голове платки наподобие арабских или же просто перевязывали волосы шнурком. Зажиточные иудеи носили гладкие повязки в виде тюрбанов. Женщины из богатых семей носили на голове сеточки, украшенные жемчугом, поверх которых обычно набрасывалась вуаль, окутывавшая все тело. В длинные волосы нередко вплеталась нить жемчуга, драгоценные камни, золото и кораллы. Женщины всегда тщательно ухаживали за волосами - густая шевелюра очень ценилась. Косы спускались вдоль спины, а иногда обвивались вокруг головы. Богатые молодые девушки часто носили локоны.

Костюм иудеев во второй половине XIX века

Если поискать изображения национального костюма евреев (картинки для детей можно найти как на соответствующей тематики порталах, так и в специальных книжных изданиях), то можно обнаружить два особенно важных элемента иудейского мужского костюма. Основными атрибутами традиционно считаются шали и шапочки. Шаль надевается во время молитв и выполняется в двух цветах. В одном из вариантов используется белый и голубой, в другом - белый и черный . Края шали дополняются кистями. Верхняя одежда у иудеев состоит из кафтана, плаща и длинного халата. Как правило, предпочитается черный цвет. В облике евреев часто присутствуют длинные пряди волос, пейсы, и бороды.

Одежда женщины того же времени

Женщины-староверы обычно одевались в платья особого покроя, при помощи которого хорошо подчеркивалась форма женского тела. Частыми элементами платья были оборки, кружева и складки. Пышные рукава в области запястья застегивались на пуговицу. По своей форме они походили на баранью ногу, поэтому получили такое название. Воротник-стойка также украшался при помощи оборок и плотно охватывал шею. Вдоль подола женского платья шло несколько рядов пышного кружева. Спереди юбка была прямой, а сзади собиралась в складчатый шлейф. Если посмотреть на женскую фигуру в традиционном платье в профиль, то снизу она будет похожа на горку, одна сторона которой - отвесная, а другая - пологая. На талии женщины носили пояс, который был изготовлен из того же материала, что и само платье.

Кипа

Какой национальный костюм евреев будет полным без особой шляпки- «ермолки»? Иначе она называется «кипой». Это традиционный иудейский головной убор. Кипа в еврейской традиции символизирует скромность и послушание Всевышнему. На вид она представляет собой небольшую шапочку, которая прикрывает макушку. Ее носят как отдельно, так и под большой шляпой. Иногда кипу крепят к волосам при помощи заколок. Традиция носить ермолку уходит своими корнями в те времена, когда головные уборы были обязательным атрибутом богослужений. Тора предписывает служителям храма покрывать головы. Некоторые иудеи стали носить шапочку постоянно. С помощью этого они хотели показать, что все их поступки направлены на то, чтобы служить Всевышнему. Смысл ношения шапочки - продемонстрировать, что иудей осознает величие Бога и ценит его мудрость даже выше собственной головы.

Одежда мужчин

Иногда школьники получают в качестве задания описать национальные костюмы народов России. Евреи - одна из самых многочисленных диаспор на территории страны. Численность их составляет порядка 254 тыс. чел. По некоторым оценкам, еще около 20 тыс. не стали во время переписи населения указывать свою принадлежность к какой-либо национальности. Сейчас наиболее характерными элементами гардероба иудеев являются темные сюртуки и брюки, а также светлые рубашки. Туристы, которые приезжают в Израиль, иногда с удивлением наблюдают за толпами иудеев в одинаковых черно-белых костюмах.

Женский костюм сегодня

Женщины также одеваются скромно, предпочитая темные или неяркие оттенки и добавляя элементы белого цвета. Даже для жаркой погоды женский костюм изготавливается из плотной ткани. Короткие или длинные юбки расцениваются как знак распущенности, поэтому средняя длина - до середины икр. Туфли обычно без каблуков. Еврейки редко пользуются косметикой или украшениями, а замужние дамы носят головной убор.

Даже среди религиозных женщин есть те, которые предпочитают одеваться красиво, однако при этом соблюдаются все правила приличия - никаких вырезов, декольте или мини-юбок. Манера одеваться в дорогие вещи присуща иудейкам с давних времен . Даже очень зажиточные мужчины одевались более чем скромно, в то время как их супруги носили пышные наряды. Но и евреи со скромными доходами, согласно традиции, должны были приобретать своим женам красивую и дорогую одежду. Таков современный национальный костюм евреев. На картинках (для детей такие иллюстрации - самое лучшее наглядное пособие) часто изображен упрощенный традиционный наряд, поэтому можно воспользоваться фотографиями из данной статьи, чтобы иметь представление об исторической одежде иудеев.

Кто сможет назвать основную примету, чем отличаются от других народов евреи? Национальный костюм. Описание его и будет представлено вашему вниманию в статье, так как именно одежда всегда выделяет еврея из толпы.

Евреи - народ западносемитской группы, родственный арабам и амхарцам (эфиопам). Да, как это ни покажется странным, вечно воюющие и недолюбливающие друг друга арабы и евреи - близкие родственники, примерно как русские с поляками.

Однако религия, культура в целом и одежда в частности у этих народов совсем не похожи. Традиционная одежда евреев весьма колоритная и выделяет представителей этой нации из толпы. Людям современным и далёким от религии - а манера евреев одеваться целиком основана на религиозных представлениях - она может показаться нелепой и какой-то старомодной, «анахроничной». Как выглядит национальный костюм евреев? Черные сюртуки, шляпы, пояса - эти предметы еврейского костюма стали «визитной карточкой» настоящего иудея. Чуть менее известна ермолка - круглая шапочка. Однако это далеко не все детали еврейского гардероба. Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье демонстрирует нам образ настоящего еврея, одетого по всем правилам его народа.

Еврейская идеология в одежде

Народов евреев уходят своими корнями в глубокую древность. На протяжении веков они постоянно менялись, и причина тому - желание евреев замаскироваться (ведь во многих странах им было запрещено жить вообще или позволялось селиться в строго отведенных местах) или ассимилироваться. Последняя тенденция появилась в начале XІX века: образованные представители еврейского народа решили поменять свой традиционный наряд на европейскую одежду; они стали одеваться по моде тех времён - так в еврейский обиход вошли те самые длинные чёрные сюртуки и шляпы. Позднее данный стиль «законсервировался» и стал одним из вариантов «традиционного еврейского» одеяния, в то время как во всём остальном мире он вышел из моды.

Но в этом преображении есть определённый смысл - национальный, идеологический и даже религиозный. Его принцип отражён в расхожем анекдоте. Якобы в начале XІX века один из таких образованных евреев подошёл к раввину, вроде бы хранителю древнего благочестия, и, решив его «подколоть», спросил: «Ребе, а во что одевался праотец наш Авраам?». Раввин невозмутимо ответил: «Сын мой, я не знаю, во что одевался Авраам - в шёлковый халат или штраймлу; но я точно знаю, как он выбирал себе одежду: он смотрел, как одеваются не евреи, и одевался иначе».

Действительно, евреи стремились отличаться от всех остальных народов и делали это с бóльшим фанатизмом, чем все остальные восточные народы. Языческую религию евреев до сих пор упорно отказываются именовать «язычеством» (хотя, если строго по науке, настоящим «язычеством» можно признать разве что еврейскую веру, поскольку она практически не претерпевала смешения с инородными культами).

Еврейская музыка, кулинария, поведение, одежда - всё это должно быть всегда не похожим на окружающее, но как именно это должно выглядеть, дело десятое. Даже кашрут - список кулинарных (и не только) догматов - многие ортодоксальные евреи толкуют только так: «Кашрут был введён для того, чтобы отличить еврея от не еврея». Точно так же с обрезанием…

Поэтому нет ничего удивительного в том, что западноевропейский костюм начала позапрошлого века сегодня официально считается традиционной еврейской одеждой. Национальный костюм евреев в России может показаться чем-то странным и необычным, но другого народа, которые нужно уважать.

Ермолка

Это та самая круглая шапочка. Евреи из бывшего СССР привыкли считать, что её название образовано от русского имени Ермолай. Но когда они приезжают в Израиль, местные жители им объясняют, что шапочка так называется от выражения «йерэ малка» - «боящийся владыки». То есть ношение ермолки, по идее, означает, что её владелец глубоко и свято верит в Бога.

Как выбрать ермолку?

Выбор ермолки - задача не такая простая, как кажется непосвящённым. В израильских магазинах они продаются как обычные шапки - на полках разложены ермолки самых разных размеров, материалов, цветов и фасонов. Однако какую именно выберет покупатель - зависит от особенностей его вероисповедания и душевного настроя. Например, хасиды не признают бархатные и вязаные ермолки. Религиозный еврей приобретает шапочку того фасона, которую носят в его общине. Это тоже отражение принципов иудаизма: сторонним наблюдателям он кажется монолитным, единообразным культом, но на самом деле он разделён на десятки течений, различающихся догматами, правилами, одеждой и т. д. Отношения между многими течениями далеко не дружеские.

Накидка

Национальный костюм евреев включает в себя накидку. По-еврейски она называется «талит катан» или «арбеканфес». Как и ермолка, это тоже обязательный атрибут еврейского костюма. Он представляет собой кусок четырёхугольной материи с отверстием для головы и четырьмя кисточками (цицит) по краям. Накидка может носиться под одеждой или надеваться сверху, как рубаха, но кисти всегда расположены поверх брюк. Каждая кисть имеет восемь нитей. Здесь тоже есть элементы, характерные для тех или иных течений иудаизма.

Самая интересная и даже таинственная часть - одна (их может быть и две) нить в кисти, окрашенная в синий цвет. Она означает, что владелец этой накидки - Радзинский или Ижбицкий хасид. Относительно происхождения таких нитей есть легенда. Считается, что синяя краска - «тхэйлет» - присутствовала на еврейской одежде в древние времена, но две тысячи лет назад рецепт её приготовления был утрачен. В конце ХІХ века хасидский раввин Гершон-Ханох получил тхэйлет заново, но его рецепт не был признан большинством представителей еврейской общественности как «та самая» краска. Поэтому этот тхэйлет остался принадлежностью лишь указанных иудейских течений.

На самом деле попытки восстановить древний рецепт и получить тхэйлет предполагались многими западными и еврейскими учёными, начиная со Средневековья. Свой вклад в это дело внесли и археологи, исследовавшие остатки древних фабрик, и современные химики.

Цицит, согласно религиозным канонам, должны носить все мужчины, достигшие 13-летнего возраста. Это означает наступление совершеннолетия (бар-мицва). Ношение кистей свидетельствует, что мальчик уже способен отвечать за свои поступки и участвовать в делах взрослых, в том числе читать и обсуждать Тору в синагоге.

«Каскет» и шляпа

Национальный костюм евреев обязательно включает в себя головной убор. Носить ермолку обязан каждый религиозный еврей. Однако обычно она скрыта под вторым головным убором. Это может быть шапка, шляпа или «каскет» (он же «дашек») - кепка старого фасона. Последний особенно популярен среди российских и польских евреев, в том числе хасидов.

Но наиболее известна традиционная Её евреи носят в будние дни. Не стоит думать, что все шляпы одинаковые: по её внешнему виду о личности её обладателя можно рассказать даже больше, чем по паспорту. Размер шляпы, её положение на голове, характер залома и другие элементы свидетельствуют о том, к какому течению иудаизма принадлежит владелец шляпы и даже какой имеет социальный статус.

Штраймбл

Штраймбл - это третий тип головного убора, который входит в национальный костюм евреев. Но он распространён только у хасидов. Штраймбл - цилиндрическая меховая шапка. Их тоже есть более двух десятков типов. При этом выделяются три большие группы: собственно штраймбл - широкий и низкий, правильной формы; чернобыль - просто низкий, более свободной формы; и сподик - очень высокая меховая шапка. Штраймбл хасиды надевают только в торжественных случаях - в шабат, на свадьбу и другие праздники, во время визита к раввину. Существуют и виды штраймбла, которые носят только главы общин.

Галстук и борода

Существуют элементы одежды, которые признают лишь некоторые еврейские общины. Один из них - галстук. Он является прерогативой лишь литваков. А вот хасиды галстуки люто ненавидят; это они объясняют тем, что первым действием в завязывании галстука является завязывание узла, имеющего форму креста. Всё, что связано с крестом, ревностному иудею полагается ненавидеть.

Другая часть «одежды» - борода. Одни евреи ходят чисто выбритыми, другие аккуратно подстригают бороду, а вот хасиды вообще не признают какое-либо видоизменение бороды, поэтому она у них самая густая и чёрная среди всех евреев.

Фрак

Что еще может входить в национальный костюм евреев? В некоторых общинах (например, у литваков) сохранился и такой, старомодный по европейским понятиям, элемент гардероба, как фрак. Он тоже чёрный, длинный и не имеет карманов. Интересно, что пуговицы на фраке (и на любой еврея) застёгиваются так, чтобы правая пола прикрывала левую - то есть, с точки зрения не еврея, «по-женски». Фрак евреи надевают, как правило, во время праздника.

Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье ярко демонстрируют нам колоритный и необычный для простого европейца стиль одежды. Многим это может показаться странным, но этим евреи и особенны. Они тверды в своих взглядах и верны своим обычаям. А эти черты не помешали бы каждому народу!

Tafilalet region, Morocco, first half of the 20th century
Cotton and silk, silk-thread embroidery
Gift of Baroness Alix de Rothschild, Paris
Gift of Musée de l"Homme, Paris


Women"s Dress

Sweden (originally Germany), 1850s
Silk taffeta, silk velvet, cotton lace
Lent by Judith Goldstein, née Hoffmann, Stockholm, Sweden


Baby"s coats

Wedding outfit

Sandor, Iraqi Kurdistan, 1930s
Raw silk, silk-thread embroidery
Purchased through the gift of Joseph Boxenbaum, Herzliya


Right: Henna dress

Iraq, Baghdad, 1891
Silk satin weave, silk and lace ribbons, tinsel embroidery
This dress belonged to Dakhla Rachel Mu`allem, Baghdad 1880-Teheran 1960, married at the age of 11.
Dakhla fled to Iran in 1948; when her children escaped Khomeini"s regime for London, they took the dress with them.
Gift of Dakhla"s daughter, Naomi Inbar, Ramat Gan.

Left: Wedding dress

Iraq, Baghdad, 1880s
Brocaded silk, silk ribbons, tinsel embroidery, hand sewn
Gift of Mazli F. Iny, New York, in memory of her mother Mas`uda Mathalon

...............
Modesty in the Eye of the Beholder
Although emphasizing the breast, these dresses were nonetheless considered a symbol of female modesty. In 1906, Rabbi Yosef Hayyim, one of the leaders of the Baghdad Jewish community, even criticized women who abandoned this modest style in favor of open-coat dresses.

Clothes of Rabbi Hayyim Moshe Bejerano Efendi

Turkey, early 20th century
Broadcloth, gilt-metal-thread couched embroidery
Gift of Diamant Baratz Béjarano and Arnaldo Béjarano, Courbevoie, France


"The Great Dress" (berberisca or al kesswa l"kebira)"

Fez, Morocco, early 20th century
Silk velvet, gilt metal cords and braided ribbons
Gift of Perla Ben-Soussan, France Gift of Armand Amselem, France


Woman’s coat

Bukhara, Uzbekistan, late 19th century
Brocaded silk; lining: silk and cotton, ikat-dyed

...............
Explosion of Color
An The dizzying colors of ikat displayed here highlight the clothing"s inner lining and give importance to often unseen parts of the garment. Due to its strong smell, the use of ikat was initially considered repugnant, and was exclusively a Jewish practice; however as the process was perfected it came to be a highly esteemed specialty.


Jewish woman"s wrap (izar) and face veil (khiliyye)

Baghdad, Iraq, late 19th - early 20th century
Silk, gilt metal thread; veil: horsehair
Gift of Helene Simon and Hanina Shasha, New York, in memory of their mother, Louise Zilka née Bashi
Gift of Mazli Nawi, Ramat Gan

...............
The most famous of the Baghdad workshops belonged to master weaver Menashe Yitzhak Sa"at, nicknamed Abu-al-Izan ("father of the izar ") due to the fabric wraps in which he specialised. One year after Sa"at immigrated to Israel, the izar industry in Baghdad came to an end.


Jewish woman"s wrap (chader) and face veil (ruband)

Herat, Afghanistan, mid-20th century
Cotton, netted silk-thread embroidery
Purchased through the gift of Dr. Willy and Charlotte Reber, Valbella, Switzerland


Mourning scarves

Uzbekistan, early 20th century
Silk, reserved dye printing


Woman"s attire

Mashhad, Iran, early 20th century
Silk, silk velvet, cotton satin, gilt-metal-cord embroidery
Purchased through the gift of Bruce Kovner, New York

...............
From Paris to Persia
When Quajar Shah Nasir al-Din and his wife embarked on a journey to Europe in 1873, they were inspired by the "ballerina" skirts they saw in Paris. Upon returning to Iran, they brought with them a new style of dress, characterized by heavily-pleated short skirts and tight pants



Tunis, Tunisia, early 20th century
Satin silk, gilt-metal-cord embroidery, cotton-thread embroidery on tulle

Tunis, Tunisia, early 20th century
Satin silk, gilt-metal-cord embroidery, cotton-thread embroidery on tulle

Tunis, Tunisia, early 20th century
Satin silk, gilt-metal-cord embroidery, cotton-thread embroidery on tulle

Women"s Festive Attire

Tripoli, Libya, early - mid-20th century
Wrap: Artificial silk; Blouse: Chiffon silk; Belt: Gilt silver
Gift of Louise Djerbi, Jerusalem in memory of Luly Raccah
Gift of Lionelle Arbib in memory of his grandmother Ida Arbib née Nahum Lent by the Habib family, Milan


Bridal Jacket

Isfahan, Iran, early 20th century
Silk velvet, silver tinsel embroidery


Married Woman"s Outfit

Salonika, Greece early 20th century
Silk, brocaded and ribbed, cotton lace
Gift of Esther Jeanne Haelion Ben-Susan, Paris in memory of the mother Gracia,
Gift of Flora and Shlomo Perahia, Claire and Robert Saltiel, Paris, in memory of their mother Rivka Perahia née Cohen
Gift of Vicki Sciaky, Tel Aviv, in memory of her husband Haim Joseph and her son Joseph Haim Sciaky,

Куклы в народных костюмах №73. Восточноевропейский еврейский женский костюм.

Женщины старой веры одевались в длинные платья своеобразного покроя. В оформлении корсажа присутствовали кружева, оборки и складки, красивая ручная вышивка. Пышные рукава, собранные у плеча и постепенно сужающиеся, на запястье застёгивались на пуговицу. Формой они напоминали баранью ногу, за что и получили такое же название. Ворот-стойка плотно охватывал шею и был украшен кружевами. По подолу платья шли несколько рядов пышных оборок. Юбка платья была прямой спереди, а сзади собиралась складками, которые переходили в шлейф. Талия оформлялась при помощи пояса, который создавался из такой же ткани, как и платье, или из кожи. Таким был модный национальный костюм евреев в последние десятилетия 19-го века и в первые годы 20-го века.

На голове - парик, поверх которого надет кружевной чепчик и штернтихл, удерживающий головное покрывало - шлеер. На шее - жемчужное ожерелье в два ряда. На груди (цветная вставка на блузке) - брустихл из пестрой и яркой ткани.

Куклы в народных костюмах №73. Восточноевропейский еврейский женский костюм. Фото куклы. Так как еврейская культура была сугубо городской, еврейки не ткали материю на платье сами, а пользовались покупной. Ткань на юбки и кофты женщин зависела от их достатка и местной моды.

Главным украшением костюма была своеобразная манишка - брустихл.

Юбка, на которую надеты два фартука - спереди и сзади. Орнамент на тканях, как правило, был растительный, повторявший тот, что можно было увидеть на дорогих европейских тканях.

В конце XIX века, уступая влиянию городской моды, еврейки, особенно зажиточные, стали носить шляпки, а они требовали прически. Тогда в обиходе появились парики. Вначале их делали не из волос, это была примитивная имитация прически. В настоящее время парики постоянно носят женщины лишь в ультраортодоксальных еврейских общинах.

Предпочтительным цветом для летнего костюма был белый. Зимняя одежда обычно была тёмных оттенков синего или коричневого цвета. Отличались костюмы у разных возрастных категорий и в зависимости от роли женщины в семье. Очень редко можно было увидеть женщину, одетую в платье яркого цвета (например, зелёный и красный). Пожилые женщины могли выйти в одежде серо-голубого или бежевого тона.

Кроме платьев, национальный костюм евреев также допускал ношение блузок и юбок.

Передники у женщин служили не только своей хозяйственной цели, но считались также охранительным элементом, защитой от сглаза. Праздничные передники были украшены вышивкой, тщательно крахмалились и утюжились.

Обувт - чёрные ботинки с высокими голенищами, доверху шнуровались и одевались на чулки, связанные вручную и державшиеся с помощью подвязок на уровне колен или выше.

Неотъемлемой частью культуры евреев является народный костюм . Мужской еврейский костюм состоит из шерстяных черно-белых или бело-голубых молитвенных шалей с кистями, длинных халатов, кафтанов и плащей . Голова покрывается специальной шапочкой . Мужчины отращивали бороды и пряди волос на висках . В ашкеназском мужском костюме обязательными атрибутами была туникообразная рубаха, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрная ермолка или шляпа, отделанная мехом (штраймл) . Замужние женщины покрывали голову париком.

Женщины старого ишува носили традиционные длинные платья с прилегающим корсажем, который при умелой кройке подчеркивал грудь и талию. Корсаж был очень замысловатым, со множеством сборок, складок, кружев, пуговок, лент и сложной ручной вышивкой. Платья шились с длинными рукавами, присобранными у плеча, сужавшимися к запястью и заканчивавшимися отворотом с пуговками. Такой рукав назывался жиго (фр. «баранья нога»). Стоячий воротник плотно облегал шею и отделывался кружевами. Подол обычно заканчивался двумя-тремя рядами оборок. Спереди платье было прямым и доходило до носков туфель, а сзади было несколько складок, и заканчивалось оно небольшим шлейфом. Под пышной юбкой носили до пяти-шести нижних юбок и тугой корсет. Шлейф делал дамский силуэт сбоку похожим на горку, отвесную спереди и покатую сзади. Талию стягивал пояс из кожи или из той же ткани, что и платье. Модные платья такого покроя женщины старого ишува - и ашкеназки, и сефардки - носили с последних десятилетий 19-го века примерно до 1910 года, и только во втором десятилетии 20-го века в их одежду стали проникать новые веяния.

Еврейки в старом ишуве в большинстве своем были религиозны, соблюдали традиции и одевались скромно. Летом они предпочитали светлые тона и обычно носили белые платья, а зимой - темные тона: различные оттенки коричневого или синего цвета. Цвет платья зависел и от возраста, и от семейного положения. Немногие женщины отваживались носить платья красного или зеленого цвета, женщины постарше носили иногда платья в серых, бежевых или серо-голубых тонах. Черное платье означало траур. Обычно летние платья шили из хлопчатобумажных тканей - батиста и поплина, а зимние - из креп-сатена, тафты или плотного шелка.

Носили женщины и юбки с блузками. Блузки сложного покроя шились из тончайшего батиста и отделывались кружевами и вышивкой тонкой ручной работы. Их носили с темными юбками, на которые шло много ткани, так как они были плиссированными, в оборку, а на отделку шли ленты и узорные пуговицы. Обычно юбки расширялись к подолу.

Застегивались платья и блузки так, чтобы правый борт - символ мудрости - накладывался на левый - символ злого духа - и охранял скромность и целомудрие женщины: ведь правая рука - «строгая рука» (так, кстати, озаглавлена одна из книг Маймонида), а левую сторону каббалисты называют ситра ахара (другая сторона), это прибежище сатаны, где коренятся порочные желания.

Поверх платья обычно надевали передник, который, помимо своего прямого назначения, считался и защитой от дурного глаза. По субботам и праздникам белый вышитый передник был накрахмален и отутюжен, чтобы подчеркнуть опрятность его владелицы. Ботинки носили высокие, до щиколоток, доверху зашнурованные, обычно черные . Чулки были черные или цветные, ручной вязки, они держались на круглых подвязках выше колен, скрытых под длинной юбкой.

В дамское белье входили панталоны с кружевами, поверх которых надевали плотно облегавшую бедра длинную нижнюю юбку. Между нижней и верхней юбками были еще две-три шелковые или батистовые юбки белого цвета. Лиф имел форму жилетки. Корсет делался с плотно облегающими металлическими обручами, но позже их замена зашитыми в ткань пластинками из китового уса. Корсет сужал талию, увеличивал грудь и, естественно, затруднял дыхание. Нижние юбки шили прямыми спереди и расклешенными сзади, что вместе с зашитыми в них подушечками на бедр придавало фигуре модные тогда формы: в те времена худощавые женщины считались непривлек тельными, и одежда должна была исправить этот изъян. Иерусалимские старушки еще помнят пышную юбку на толстой ватной подкладке.

Нижнее белье составляло существенную часть приданого девушки, а его количество и качество отражало материальное положение ее родителей. Ночные сорочки свободного покроя из тонко батиста, непременно белого, с длинными рукавами и закрытым воротником отделывались вышивкой лентами неяркого розового или голубого цвета . Зимой женщины носили поверх платья темные накидки до щиколотки, обычно серого цвета, с узким воротником и прорезями для рук. Некоторые ходили в шерстяных пальто, сшитых местными портными по привезенным из Европы выкройкам.

Иерусалимские сефардки носили длинные черные платья и кружевные платки, покрывавшие голову, лоб и плечи . Когда женщина навещала родственников и друзей, хозяйка этот платок с нее сама снимала и держала при себе, а когда гостья собиралась уходить, хозяйка из вежливости отказывалась его вернуть, уговаривая не торопиться, выпить еще чашечку чаю. Носили сефардки и красивые теплые шали с бахромой, в ярких узорах .

О восточном влиянии на одежду того времени свидетельствуют традиционно вышитый по краям платок, которым сефардки покрывали голову и плечи, и черное платье с корсажем в форме накидки, с широким низом до пят.

В Иерусалиме такое одеяние можно было видеть только на улочках Старого города, и женщины в нем к тому же обычно закрывали черным платком лицо, чтобы никто к ним не приставал. В начале века женщины собирали длинные волосы в шиньон и, чтобы подчеркнуть женственность, стягивали его не очень туго. Такая прическа, занесенная из Европы, где ее называли «Мария Антуанетта», была особенно популярна среди молодых женщин, и ее делали на своих париках даже женщины из крайне ортодоксальной общины.

Следуя религиозным предписаниям и традиции, замужние ашкеназки обычно прикрывали волосы шляпками , которые закреплялись на голове шпильками или лентами. Шляпки были фетровые или соломенные, отделанные кружевами, лентами, искусственными цветами или плодами. А сефардки прикрывали голову разными платками: в будни - из тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани с тонкой бахромой или узорами по краям, праздничные платки отличались более яркими цветастыми узорами . До свадьбы девушки носили на голове легкий светлый платок, а в волосы вплетали цветные ленты. Молодые замужние женщины носили яркие платки, а женщины постарше предпочитали темные тона.

Поверх головного платка обычно носили своего рода жгут, сзади завязанный узлом, а спереди свободно свисавший по обе стороны лица, от него отходило нечто вроде подвесок, прикрывавших уши и доходивших до плеч. Женщины из балканских стран носили на голове большую цветастую накидку, сложенную треугольником и закрепленную шпилькой. В дождь они надевали на туфли галоши и носили зонтики. В моде у них были также вязаные шерстяные перчатки.

На благосостояние женщины указывали золотые и серебряные украшения: типичные для того времени цепочки, браслеты, броши, кольца, медальоны, нередко с драгоценными камнями. Девочкам повивальная бабка сразу после рождения протыкала ушки и пропускала через дырочки белую нитку, а вскоре ушки были украшены крошечными золотыми сережками.

Сефарды дома обычно носили белую рубаху и хлопчатобумажные штаны, на рубаху надевали небольшой таллит (еврейское молитвенное покрывало), затем жилет и кафтан с кушаком. Выходя в город, надевали длинное пальто, а на голову - феску .

Почти все мужчины носили головные уборы турецкие фески вишневого цвета с черной кисточкой, европейские фетровые шляпы, соломенные шляпы с широкими полями, иногда загнутыми с одной стороны, иногда с обеих, иногда незагнутыми . Щеголи носили соломенные каноть е по французской моде и даже летом надевали перчатки. Выбор шляпы безошибочно указывал на oриентацию ее владельца: феска - на верность турецким властям, фетровая шляпа - на умерено прозападную ориентацию, соломенное канотье - на щегольство, французская каскетка на оппозиционные настроения , солнцезащитный пробковый шлем - на космополитизм . А отсутствие головного убора воспринималось как открытый бунтарский вызов. Галстуки в то время носили разные длинные, пошире или поуже («селедки», «бабочки!», «банты»), шелковые, в полоску или в клеткку. Мужские ботинки или полуботинки чаще были черными, иногда белыми, со шнурками. Щегольской костюм дополняли трость и часы на золотой цепочке в кармане жилета. Волосы мужчины старательно смазывали бриллиантином, тщательно расчесывали. Большинство отпускало усы бороды.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: