Философ антисфен в чем его учение. Антисфен - русская историческая библиотека

Был наполовину греком, наполовину фракийцем. Участвовал в битве при Танагре . Перед тем как примкнуть к Сократу, Антисфен учился у софиста Горгия . Софистика оказала существенное влияние на философию раннего Антисфена; следы этого влияния исследователи находят в сохранившихся трудах. В зрелом возрасте Антисфен становится последователем Сократа . Антисфен присутствовал при предсмертной беседе Сократа, зафиксированной в произведениях Платона .

После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан на Киносарге (по этому названию, по одной из версий, его последователи и стали именоваться киниками). Однако учеников у Антисфена было мало и он был суров с ними. Известным учеником Антисфена был Диоген Синопский . Антисфен ходил с длинной бородой, посохом, сумой и в плаще.

Учение

Хотя в теории Антисфена отчетливо просматривается влияние учителей, он противоречит софистам , далеко отходит от прочих учеников Сократа (Ксенофонта , Платона , Евклида , Федона, Аристиппа). По некоторому мнению, его переход к кинизму мог быть связан с тем впечатлением, которое оставила на него казнь Сократа .

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека [истинным] благом . Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека - быть добродетельным.

Принцип радикального аскетизма Антисфен последовательно применял к различным разделам философии (от логики и этики до политики, педагогики и теологии). Аскетизм Антисфена был связан с представлением о жизни согласно природе (естеству). Высший критерий истинности Антисфен находил в добродетели, а целью познания и философии считал совпадение этического и природного в «автаркии » (независимости) от социальных влияний и человеческих установлений.

Антисфен и его ученик Диоген Синопский были наиболее последовательными, бескомпромиссными киниками. Принцип древнегреческих философов «соответствия формы жизни её внутреннему содержанию» они доводили до явной демонстративности. Образ мудреца вообще, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме , а по созданному им образу киника в частности - короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума - киников опознавали на протяжении всей античности. Как утверждал о нём Диоген Лаэртский : «По-видимому, именно он положил начало самым строгим стоическим обычаям… Он был образцом бесстрастия для Диогена, самообладания для

АНТИСФЕН из Афин (ок. 455 – 360 г. до н.э.) – греческий философ, последователь Сократа, с которым познакомился в достаточно зрелом возрасте. После смерти учителя открыл собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан – Киносарге, по названию которого последователи Антисфена стали именоваться киниками. Известны названия около 70 сочинений Антисфена, полностью сохранились две речи: Аякс и Одиссей. В своем учении Антисфен развивал принцип радикального аскетизма, последовательно применяя его к различным разделам философии (от логики и этики до политики, педагогики и теологии). Аскетизм был связан с представлением о жизни согласно природе (естеству). В логике Антисфен считал, что «об одном может быть высказано только одно, а именно лишь его собственное имя»; субъекту нельзя приписать отличный от него предикат, высказывание может быть только тавтологичным – в этом исследователи видят полемику с Платоном и его учением об идеях как основе в т.ч. предикации. В этике вслед за Сократом Антисфен считал, что добродетели можно научить и что счастье возможно только от добродетели. В основе этики Антисфена – учение об автаркии, самодостаточности. Не завися ни от чего внешнего, ограничивая себя, мы тем самым уподобляемся божеству, которое тоже самодостаточно, но благодаря избытку блага. Достигнуть состояния самодостаточности человек может только путем ограничения своих потребностей, проводя жизнь в труде, избегая наслаждения и роскоши, портящих человека. Политические взгляды Антисфена были крайне своеобразны: он отрицал законы и все социальные условности, а образец для построения человеческого общества предлагал искать у животных. Образ мудреца, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по изобретенному им внешнему виду одежды – короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума – киников опознавали на протяжении всей античности.

При всей скудости и недостоверности источников можно попытаться представить все части философии Антисфеиа-а) диалектику и логику, Ь) этику, с) теологию, d) политику, е) педагогику-как подчиненные единому принципу радикального аскетизма, выдвигающему в качестве нормы природу (естественное). У Афинея под влиянием традиции представлять киников лающими и кусающимися “псами” воинственность и полемичность-основная характеристика Антисфена: ни одного государственного мужа Антисфен не считал добродетельным, стратега-разумным, софиста-заслуживающим внимания, поэта- полезным, народ-толковым; и многих он оговорил: афинских народных лидеров

Основные работы:

Известны названия около 70 сочинений Антисфена, из которых сохранились несколько отрывков и два ранних софистических текста полностью: «Аякс» и «Одиссей». Стиль сохранившихся текстов небрежен, речь обыденна, местами вульгарна.

После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу, на Киносарге, в гимнасии для неполноправных граждан (по названию «Киносарг» последователи Антисфена стали именоваться киниками). Хотя в теории Антисфена отчетливо влияние учителей, он противоречит софистам, далеко отходит от прочих учеников Сократа (Ксенофонта, Платона, Евклида, Федона, Аристиппа).

Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, чем предвосхитил аристотелевскую критику идей Платона.

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что? является для человека [истинным] благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека - быть добродетельным.

Антисфен проповедовал аскетизм, естественность, приоритет личных интересов перед государственными. Отрицая традиционную религию и государство, он и Диоген первыми назвали себя не гражданами какого-либо определенного государства, а гражданами всего мира - космополитами.

Основа этики Антисфена-самодостаточность (автаркия), понятая не как обеспеченность всеми благами, а как самоограничение: ни в чем не нуждаться и не иметь ничего лишнего. Унаследовав этический интеллектуализм Сократа, Антисфен считал, что добродетели можно научить и что счастье возможно только от добродетели, что благородство состоит не в знатности, а в добродетели, богатство не в имуществе, а в добродетели, которой можно делиться не беднея. Славе и престижу он противопоставлял свободу частного человека распоряжаться собою; называл труд благом, наслаждению предпочитал помешательство, роскоши желал врагам. Благодаря самоограничению человек, по Антисфену, достигает той же самодостаточности, какой божество обладает благодаря преизбытку в благе. Идеал киника-бездомного, нищего, героически переносящего труды и тяготы мудреца, равного богу в своей независимости, Антисфен описал в “Геракле”: бог-покровитель Киносарга и герой простонародья, царь-бедняк и человек, ставший богом, Геракл сделался мифологическим образцом для последующих киников. Созданный Антасфеном образ мудреца перешел к стоикам, а внешний облик и “костюм” (короткий двойной плащ на голое тело (трибон), длинная борода, посох странника, сума нищего - к киникам, по другим источникам, автор этого облика (Диоген). Этическое учение Антисфена в виде пространной речи его самого представлено у Ксенофонта в виде отдельных изречений и афоризмов-у Диогена Лаэртия.

В логике и диалектике Антисфен перенес на традиционную область софистов сократовский принцип самоограничения. Если софисты учили говорить с другими, то, по Антисфену, философия дает умение говорить с самим собой; если парадоксы софистов были построены на подмене понятий, то парадоксы Антисфена строятся на логическом ригоризме. Он считал, что каждый предмет может быть назван только своим собственным логосом, который не содержит в себе обобщения: «об одном может быть высказано только одно, а именно единственно лишь его собственное наименование». Согласно Диогену Лаэртию, Антисфен первым дал определение логосу: «логос есть то, что, поясняет, чем нечто бывает или есть». He нарушая закона тождества, по Антисфену, нельзя ни приписать субъекту отличный от него предикат, ни определить одно через другое, а следовательно, невозможно ни противоречие, ни ложное высказывание; высказывание может быть только тавтологичным. Это положение покоится на отрицании содержательности родовых и видовых понятий, через которые что-либо определяется, и направлено против учения об идеях. В «Сатоне» Антисфен отрицал онтологическую содержательность общих понятий, говоря, что видит только человека, лошадь или стол, но не видит «лошадности», «человечности», «стельности» . В частности, в «Софисте» Платон, видимо, имеет в виду Антисфена под «недоучившимся стариком», которому «доставляет удовольствие не допускать, чтобы человек назывался добрым, но говорить, что добро-добро, а человек - лишь человек»

Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, чем предвосхитил аристотелевскую критику идей Платона.

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека [истинным] благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека - быть добродетельным.

Антисфен проповедовал аскетизм, естественность, приоритет личных интересов перед государственными. Отрицая традиционную религию и государство, он и Диоген первыми назвали себя не гражданами какого-либо определенного государства, а гражданами всего мира - космополитами.

В сфере политики Антисфен отрицая государство, законы, политическую деятельность и социальные условности (к числу последних он относил равенство людей, противоречащее, по его мнению, природе). Образцы достойной человека жизни Антисфен предлагал заимствовать у животных (“О природе животных”), ср. критику “государства свиней” у Платона: свиньи и кинокефалы, т. е. собакоголовые, как мера всех вещей).

Политические взгляды Антисфена были крайне своеобразны: он отрицал законы и все социальные условности, а образец для построения человеческого общества предлагал искать у животных.

Антисфен Афинский (приблизительно 445-365 г. до н. э.) был греческим философом, который основал Циническую школу. Он был последователем Сократа и появился в Платоне «Федо» как один из присутствующих при смерти Сократа. Он является одним из основных собеседников в «Мемориалах и симпозиуме» Ксенофонта. Антисфен Афинский , как и Крито, были среди старших учеников Сократа, и Чарльз Кан пишет, что он считался самым важным последователем Сократа (Кан, 4-5). Он считал, что добродетель можно научить и что только добродетельные были действительно благородны. Следует, однако, отметить, что «Достоинство» здесь - это перевод с греческого слова «бит», что означало нечто более близкое к «личному совершенству», чем английское слово «добродетель». В «Платоновском мено» утверждалось, что нельзя научить многих (кроме того, благородные отцы произвели бы благородных сыновей, и это не было, эмпирически, случай), но Антисфен Афинский утверждал иначе, что он научился от Сократа и, следовательно, учил.

Антисфен Афинский, влияние Сократа на взгляды Антисфена

Студенты Сократа все основали философские школы того или иного рода, и все они были настолько разнообразны, что свидетельствовало об экспансивном качестве философии Сократа, которое так много людей могли интерпретировать своими учениями по-разному. Гедонистический философ Аристипп, например, утверждал, что следит за примером Сократа в жизни в погоне за удовольствием, а Платон утверждал, что он продолжал видение Сократа через аскетическую дисциплину ума. Антисфен Афинский также утверждали, что его философия была основана на первоначальном видении Сократа. Поначалу кажется почти невозможным, что у Аристиппа, Платона и Антиштена мог быть один и тот же учитель, настолько разные его философии на первый взгляд. В основе всех трех, однако, лежит та самая добродетель, которую Сократ считал такой дорогой: важность того, чтобы быть свободным быть верным себе и своим собственным убеждениям в жизни. Основанная в Cynic School Antisthenes подчеркнула важность преобладания над невзгодами, приняв ее, что те же женщины, что и для мужчин, и что это личное превосходство проявляется на деле больше, чем на словах. Эти же значения, выраженные по-разному, преподавались как Платоном, так и Аристиппом.

Ранние годы жизни Антисфена Афинского

Что касается его ранней жизни, биограф Диоген Лаэртиус (3-й век н.э.) пишет:

Антистены были афинянами, сыном Антистена. И он сказал, что не является законным афинянином; в отношении которого он сказал кому-то, кто упрекал его в этом обстоятельстве: «Мать богов тоже является фригийкой»; поскольку у него, как полагали, была фракийская мать. На этом основании, так как он храбро брал себя в битве при Танагре, он дал возможность Сократу сказать, что сын двух афинян не мог быть таким смелым. И он сам, когда пренебрегал афинянами, которые выдавали себя великим воздухом, как рожденные из самой земли, сказал, что они не были более благородными до тех пор, чем ушли улитки и саранча.

Первоначально он был учеником Горгия, риториком; благодаря чему он использует риторический стиль языка в своих «Диалогах», особенно в своей «Истине» и в своих «Наставлениях». И Гермип говорит, что он изначально предназначался в своем выступлении на собрании, в связи с истмийскими играми, для нападения, а также для похваливания афинян, фиванцев и лакедемонян; но что он впоследствии отказался от дизайна, когда увидел, что из этих городов было много зрителей. Впоследствии он прикрепил себя к Сократу и сделал такой прогресс в философии, а вместе с ним посоветовал всем своим ученикам стать его учениками в школе Сократа. И когда он жил в Пирее, он каждый день собирался сорока рабочих в город, чтобы услышать Сократа, от которого он выучил искусство выносливости и быть равнодушным к внешним обстоятельствам, и поэтому стал оригинальным основателем Циничная школа (I, II).

АНТИСТЕНЫ ЦИНЫ

В центре внимания работы Антисфена Афинского была этика (хотя он также писал о физике, логике и литературе), и он, кажется, широко посвятил себя этому вопросу. Он также написал литературную критику на «Одиссее», сочинение о смерти и работу, посвященную каждому предмету от музыки к «использованию вина». Диоген Лаэртиус утверждает, что «есть десять томов его трудов», хотя сегодня остаются только его Аякс и его Одиссей. Он считается первым философом-циником («циник» от греческого «собака», кинос или киникос, что означает собака), и, например, учил Диогена Синопы и других, таких как ящики, как жить по-настоящему и бесстыдно, Что касается происхождения названия «циник», Диоген Лаэртиус пишет: «Он читал лекции в гимназии под названием« Кинозарсы »(что означает« белая собака ») недалеко от ворот; и некоторые люди говорят, что именно с этого места секта получила имя Циники. И он сам был назван Haplocyon (прямая собака) ». Слово« циник »не было того же значения в то время, что и в современный день, и не означало« скептически »или относилось к тому, кто считает, что люди только мотивированные корыстными интересами и личными желаниями, но означающие «собачьи», поскольку считалось, что киники живут как собаки. У Антисфена и его последователей было мало владений за пределами их плащей и сумок, жили там, где они могли найти приют, и, похоже, не занимались какой-либо работой. Эволюция слова «циник» к его нынешнему значению может исходить из отсутствия у циников уважения к принятым теориям в отношении этики, морали, богов и надлежащего способа жить своей жизнью.

АНТИСТЕНЫ ИЛИ ДИОГЕНЫ?
Независимо от того, был ли Антисфен, по сути, основателем школы циников, или эта честь принадлежит Диогену Синопе, уже давно оспаривается. Утверждается, что Антисфен Афинский не мог научить Диогена Синопы и ящиков Фив и не смог, чтобы Ящики продолжали преподавать Зено из Ситиума, когда он жил долго после смерти этих людей. Этот аргумент далее утверждает, что спорная хронология была позже построена стоиками, чтобы связать учение Zeno of Citium непосредственно с Сократом. Другая сторона утверждает, что Антисфен Афинский действительно имели Диогена Синопы и ящиков Фив, поскольку ученики и ящики, несомненно, могли бы обучать и влиять на Zeno of Citium. Это утверждение дополнительно оспаривается учеными, которые утверждают, что Диоген пришел в Афины после смерти Антиштена и указал, что Аристотель ссылается на последователей Антистенов как на «Антишенеев», а не на «Циников». До сих пор в научных кругах не разрешено обсуждение в научных кругах, но большинство утверждают, что Антистенес основал Циническую школу и преподавал философию Диогена Синопа Циника, которая позже получила полное выражение через Zeno of Citium.

СИНИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Школа циников характеризовалась дисциплиной самоотречения, которая отвергала предметы роскоши, социальный статус и приобретение богатства и ненужных материальных объектов. Считалось, что, освободив себя от тех социальных соглашений, связанных с «быть кем-то», можно было бы свободно стать самим собой. Поскольку добродетель можно было научить, а добродетель (или, в частности, личное совершенство) привели к удовлетворению, можно было бы вести самую счастливую жизнь, ставя преследование своей добродетели прежде всего. Поскольку материальная выгода часто мешала такому преследованию, она была отвергнута в пользу аскетической жизни. Кроме того, беспокойство о будущем и судьбе считалось излишним и бесполезным отвлечением. Приверженцам философии Антистена было предложено сосредоточиться на настоящем и быть довольным тем, что у них было, и тем, что они делали в наши дни, а не тратить время на беспокойство о том, что они могут делать или где они могут быть завтра. Что касается философии Антисфена Афинского, Диоген Лаэртиус пишет:

И учения, которые он принял, были таковыми. Он утверждал, что добродетель - это то, чему можно научить; также, что благородно рожденные и добродетельно настроенные были теми же людьми; ибо эта добродетель сама по себе достаточна для счастья. И не нуждался ни в чем, кроме силы Сократа. Он также рассматривал добродетель как вид работы, не желая много аргументов или много наставлений; и он учил, что мудрый человек был достаточным для себя; ибо все, что принадлежало кому-то другому, принадлежало ему. Он считал неясность славы хорошей вещью и в равной степени добрым трудом. И он говорил, что мудрец будет регулировать свое поведение как гражданина, а не согласно установленным законам государства, но по закону добродетели. И что он женится ради того, чтобы иметь детей, выбирая самую красивую женщину для своей жены. И что он будет любить ее; потому что один мудрый человек знал, какие объекты заслуживают любви (V).

Антистены умерли в Афинах от болезни, которая, возможно, была потреблением. Говорят, что он перенес свою болезнь и надвигающуюся смерть со спокойствием и принятием в качестве просто другой части жизни, которой он так наслаждался, и поэтому не видел причин жаловаться.

АНТИСФЕН из Афин (ок. 455 – 360 г. до н.э.) – греческий философ, последователь Сократа, с которым познакомился в достаточно зрелом возрасте. После смерти учителя открыл собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан – Киносарге, по названию которого последователи Антисфена стали именоваться киниками. Известны названия около 70 сочинений Антисфена, полностью сохранились две речи: Аякс и Одиссей. В своем учении Антисфен развивал принцип радикального аскетизма, последовательно применяя его к различным разделам философии (от логики и этики до политики, педагогики и теологии). Аскетизм был связан с представлением о жизни согласно природе (естеству). В логике Антисфен считал, что «об одном может быть высказано только одно, а именно лишь его собственное имя»; субъекту нельзя приписать отличный от него предикат, высказывание может быть только тавтологичным – в этом исследователи видят полемику с Платоном и его учением об идеях как основе в т.ч. предикации. В этике вслед за Сократом Антисфен считал, что добродетели можно научить и что счастье возможно только от добродетели. В основе этики Антисфена – учение об автаркии, самодостаточности. Не завися ни от чего внешнего, ограничивая себя, мы тем самым уподобляемся божеству, которое тоже самодостаточно, но благодаря избытку блага. Достигнуть состояния самодостаточности человек может только путем ограничения своих потребностей, проводя жизнь в труде, избегая наслаждения и роскоши, портящих человека. Политические взгляды Антисфена были крайне своеобразны: он отрицал законы и все социальные условности, а образец для построения человеческого общества предлагал искать у животных. Образ мудреца, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по изобретенному им внешнему виду одежды – короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума – киников опознавали на протяжении всей античности.

При всей скудости и недостоверности источников можно попытаться представить все части философии Антисфеиа-а) диалектику и логику, Ь) этику, с) теологию, d) политику, е) педагогику-как подчиненные единому принципу радикального аскетизма, выдвигающему в качестве нормы природу (естественное). У Афинея под влиянием традиции представлять киников лающими и кусающимися “псами” воинственность и полемичность-основная характеристика Антисфена: ни одного государственного мужа Антисфен не считал добродетельным, стратега-разумным, софиста-заслуживающим внимания, поэта- полезным, народ-толковым; и многих он оговорил: афинских народных лидеров

Основные работы:

Известны названия около 70 сочинений Антисфена, из которых сохранились несколько отрывков и два ранних софистических текста полностью: «Аякс» и «Одиссей». Стиль сохранившихся текстов небрежен, речь обыденна, местами вульгарна.


После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу, на Киносарге, в гимнасии для неполноправных граждан (по названию «Киносарг» последователи Антисфена стали именоваться киниками). Хотя в теории Антисфена отчетливо влияние учителей, он противоречит софистам, далеко отходит от прочих учеников Сократа (Ксенофонта, Платона, Евклида, Федона, Аристиппа).

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что? является для человека [истинным] благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека - быть добродетельным.

Основа этики Антисфена-самодостаточность (автаркия), понятая не как обеспеченность всеми благами, а как самоограничение: ни в чем не нуждаться и не иметь ничего лишнего. Унаследовав этический интеллектуализм Сократа, Антисфен считал, что добродетели можно научить и что счастье возможно только от добродетели, что благородство состоит не в знатности, а в добродетели, богатство не в имуществе, а в добродетели, которой можно делиться не беднея. Славе и престижу он противопоставлял свободу частного человека распоряжаться собою; называл труд благом, наслаждению предпочитал помешательство, роскоши желал врагам. Благодаря самоограничению человек, по Антисфену, достигает той же самодостаточности, какой божество обладает благодаря преизбытку в благе. Идеал киника-бездомного, нищего, героически переносящего труды и тяготы мудреца, равного богу в своей независимости, Антисфен описал в “Геракле”: бог-покровитель Киносарга и герой простонародья, царь-бедняк и человек, ставший богом, Геракл сделался мифологическим образцом для последующих киников. Созданный Антасфеном образ мудреца перешел к стоикам, а внешний облик и “костюм” (короткий двойной плащ на голое тело (трибон), длинная борода, посох странника, сума нищего - к киникам, по другим источникам, автор этого облика (Диоген). Этическое учение Антисфена в виде пространной речи его самого представлено у Ксенофонта в виде отдельных изречений и афоризмов-у Диогена Лаэртия.

В логике и диалектике Антисфен перенес на традиционную область софистов сократовский принцип самоограничения. Если софисты учили говорить с другими, то, по Антисфену, философия дает умение говорить с самим собой; если парадоксы софистов были построены на подмене понятий, то парадоксы Антисфена строятся на логическом ригоризме. Он считал, что каждый предмет может быть назван только своим собственным логосом, который не содержит в себе обобщения: «об одном может быть высказано только одно, а именно единственно лишь его собственное наименование». Согласно Диогену Лаэртию, Антисфен первым дал определение логосу: «логос есть то, что, поясняет, чем нечто бывает или есть». He нарушая закона тождества, по Антисфену, нельзя ни приписать субъекту отличный от него предикат, ни определить одно через другое, а следовательно, невозможно ни противоречие, ни ложное высказывание; высказывание может быть только тавтологичным. Это положение покоится на отрицании содержательности родовых и видовых понятий, через которые что-либо определяется, и направлено против учения об идеях. В «Сатоне» Антисфен отрицал онтологическую содержательность общих понятий, говоря, что видит только человека, лошадь или стол, но не видит «лошадности», «человечности», «стельности» . В частности, в «Софисте» Платон, видимо, имеет в виду Антисфена под «недоучившимся стариком», которому «доставляет удовольствие не допускать, чтобы человек назывался добрым, но говорить, что добро-добро, а человек - лишь человек»

Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, чем предвосхитил аристотелевскую критику идей Платона.

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека [истинным] благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека - быть добродетельным.

Антисфен проповедовал аскетизм, естественность, приоритет личных интересов перед государственными. Отрицая традиционную религию и государство, он и Диоген первыми назвали себя не гражданами какого-либо определенного государства, а гражданами всего мира - космополитами.

В сфере политики Антисфен отрицая государство, законы, политическую деятельность и социальные условности (к числу последних он относил равенство людей, противоречащее, по его мнению, природе). Образцы достойной человека жизни Антисфен предлагал заимствовать у животных (“О природе животных”), ср. критику “государства свиней” у Платона: свиньи и кинокефалы, т. е. собакоголовые, как мера всех вещей).

Политические взгляды Антисфена были крайне своеобразны: он отрицал законы и все социальные условности, а образец для построения человеческого общества предлагал искать у животных.

Глоссарий:

Кинизм - философское учение, согласно которому наилучшая жизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искусственных сложностей существование, подобное жизни собаки.

Автаркия - система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот.

Аскетизм - вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы - достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.
Аскет - человек, практикующий аскезу.В более широком смысле аскетизм - образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание. Не следует путать с недобровольными ограничениями, связанными с материальными затруднениями.

Диоген (Газизов)

Философия киников Нахов Исай Михайлович

Антисфен Афинский, основатель кинической школы (ок. 445–360)

Система новой, разработанной Антисфеном философии, настолько органично воплощена в его личности, поведении и поступках, что Антисфен и кинизм не мыслимы отдельно друг от друга. Эту особенность имел в виду Маркс, говоря о древних мудрецах, что «личности, неотделимые от их системы, были историческими лицами… Таковы были Аристипп, Антисфен, софисты и другие»*.

Прежде чем стать основателем и главой новой философской школы Антисфен прошел долгий жизненный путь, о котором, к сожалению, сохранились лишь скудные сведения. Даже даты рождения и смерти устанавливаются приблизительно на основании указаний Диодора (Ист., XV, 75), Плутарха (Лик., 30) и др. Однако и то, что известно о жизни Антисфена, подтверждает мнение, что именно ему было суждено возглавить самое радикальное идеологическое течение древней Греции. Имущественное и правовое положение Антисфена характерно для большинства приверженцев кинизма. Сын свободного афинянина и фракийской рабыни, по афинским законам он считался нофом, незаконнорожденным (Д. Л. II, 31. VI, 1). Большую часть жизни Антисфен провел в крайней нужде (Ксен. Мем., II, 5. Пир, III, 8), участвовал в Пелопоннесской войне (Фукид., III, 91). Лишенный гражданских прав, отстраненный от активной политической жизни*, он не очень от этого страдал и даже смеялся над местным патриотизмом афинян, кичившихся своим происхождением и автохтонностыо: «Они по своему происхождению ничем не родовитее саранчи и улиток». Антисфен не видел принципиальной разницы между рабами и свободными (Арист. Полит., 1, 2, 3). Сочувствуя рабам, Антисфен отрицательно относился к афинской демократии, законодательно закреплявшей диктатуру рабовладельцев. Он зло издевался над порядками в афинском Народном собрании, предлагая с помощью псефисмы (специального постановления) переименовать осла в лошадь (Д. Л. VI, 8; ср.: Афин., V, 220с). Известны его нападки и на сыновей Перикла. Объективно критика афинской демократии, продиктованная классовой позицией философа, могла смыкаться с интересами олигархических слоев Афин. Такова ирония истории.

Будучи старше своих современников Платона, Ксенофонта, Исократа, Антисфен уже в зрелом возрасте недолго ходил в учениках Сократа. Это дало Платону повод иронизировать над тем, что Антисфен-де на старости лет ударился в науку (Соф., 251b). До Сократа он учился у знаменитого софиста Горгия (Д. Л. VI, 1), был знаком и с другими софистами - Продиком, Гиппием, Каллием. Софистика с ее просветительским пафосом оказала заметное влияние на формирование его философских взглядов. Следы этого влияния находим в риторике рапних декламаций, дошедших до нашего времени («Аякс» и «Одиссей»), и в ряде других произведений, составлявших в общей сложности десять томов (Д. Л. VI, 15–18 дает их перечисление). Иероним сообщает: у Антисфена «бесчисленное множество книг, одни из которых написаны под влиянием философии, другие - риторики» (Прот. Иов. II, 14). Антисфен пришел к Сократу, привлеченный силой его характера, скромным образом жизни, учительством, проповедью этических норм. Он показал себя верным другом старого мудреца и присутствовал при его предсмертной беседе (Ксен. Мем., III, 11, 17. Пир, IV, 43, 44.VIII, 4; Д. Л. IV, 2; Плат. Фед., 59b). Однако близость к Сократу не означала полного приятия системы сократовской философии.

Уже до своего временного пребывания в окружении Сократа Антисфен приобрел известность как софистический оратор и учитель философии. После казни Сократа он снова выступает как самостоятельный мыслитель и глава новой школы. Стой философии он учит в Киносарге и становится «первым основателем кинизма» (Д. Л. VI, 2). Киносарг («Белая собака», см. выше), один из трех государственных гимнасиев, находился вне стен города на возвышенности у Кефейской дороги, близ восточных Диамейских ворот. Этот гимнасий предназначался для нофов и не-афинян* и был посвящен Гераклу, незаконнорожденному среди богов, так как герой, согласно мифу, родился от самого Зевса и смертной Алкмены. Геракл - один из самых чтимых и популярных в народе героев. К гимнасию, где собирались низы общества, в среде обеспеченных свободных, для которых были доступны Академия и Ликей, относились, видно, с презрением, как показывает существование ругательного выражения es Kynosarges, бытовавшее у афинян.

Идеи основанной Антисфеном школы вскоре выходят за стены Киносарга и начинают свое победоносное шествие по всей Греции, привлекая «униженных и оскорбленных». В самой школе удерживалось немного учеников из-за строгости и требовательного аскетизма Антисфена, хотя платы за обучение он не брал. Новые взгляды и линия поведения философа далеко разошлись с его бывшими учителями и недавними товарищами - сократиками. Антисфен проявил недюяшнную смелость и принципиальность, нападая на своего первого учителя Горгия (Афиней. V, 220d), высмеивая теорию идей Платона (Д. Л. III, 35)*; он нападает также на влиятельного афинского оратора Исократа, критикуя его реакционные взгляды*, вступает в конфронтацию с гедонизмом ученика Сократа Аристиппа из Кирены и т. д. Взгляды Антисфена столкнулись почти со всеми общепринятыми нормами и теориями и вызвали неприязнь со стороны «властителей дум», идеологов рабовладельческих Афин.

Свою философию Антисфен излагал, как было сказано, в большом количестве сочинений (Д. Л. VI, 15 сл.)*. Среди них были произведения риторические, этические, натурфилософские, логические, экзегетические и др., которые давали возможность проследить эволюцию воззрений философа и изучить разные стороны новой доктрины. В «Геракле» рисуется образ идеального киника, совершающего подвиги во имя людей. В других сочинениях («Киклоп», «Кирка») даются аллегорические, в киническом духе истолкования мифологических преданий. В диалогах Антисфена часто ведут беседу простые ремесленники, бедняки. Уже в античности многие произведения Антисфена не были известны, иначе трудно объяснить замечание Цицерона о нем как о «человеке более остроумном, чем ученом» (Письма к Аттику, XII, 37). Даже Гегель говорил о нем как о «в высшей степени образованном и серьезном человеке»*. Исчезновение трудов Антисфена в древности может быть объяснено их радикализмом, который заставил правительственные органы уничтожить их, как это было с сочинениями Анаксагора, Протагора и др. При всей оригинальности своего учения Антисфен не избежал влияния идей других мыслителей - в его этике сказывается некоторое влияние Сократа, в логике - Гераклита и элеатов, в форме сочинений - софистов. Однако все это было творчески переработано и органично вошло в новую философию - философию киников.

В античности внешняя, «знаковая» сторона человеческого поведения значила не меньше, чем в наше время. И в древности «по одежке встречали»… Семиотический подход позволяет глубже понять зависимость «формы жизни» от ее внутреннего содержания. Часто «система» древней философии заключалась в «образе» мудреца, в его костюме, манере держаться, стиле речи и т. п. У киников эта сторона дела приобрела демонстративный, явный характер. По словам Диокла (Д. Л. VI, 13.22–23), Антисфен первый присвоил себе предметы и одежду, характерные для раба и трудящегося свободного бедняка, как отличительные признаки, insignia, созданной им кинической школы. К ним относились: рабочий короткий плащ, надеваемый прямо на голое тело (трибон), нищенская сума, котомка бродяги (pera) и посох странника или «дубинка Геракла» (baktron). Эти «аксессуары» приняли все позднейшие киники. О кинизме Антисфена свидетельствует также текст эпитафии, приведенный Диогеном Лаэртским: «В жизни ты, Антисфен, был настоящей собакой. Но не зубами кусал - словом больней задевал» (VI, 19).

Однако не кинический образ жизни определяет сущность деятельности Антисфена. В его лице кинизм нашел своего главного теоретика, хотя его теории всегда искали выхода в практику, действительность. Голую умозрительность, оторванность философии от жизни он не признавал. По его словам, необходимо «доказывать не словом, а делом» (Ксен. Мем., IV, 4), добродетель нуждается не в многословии, а в деяниях и «сократовской силе» (Д. Л. VI, 11). Наступательный порыв философии Антисфена стоит в прямой связи с глубиной оппозиции той среды, к которой мыслитель всецело принадлежал.

Продолжателем Антисфена стал его ученик Диоген из Синопы, который не только воспринял взгляды учителя и линию поведения, но обогатил также теоретическое содержание кинизма, на что обычно мало обращают внимания историки философии, загипнотизированные анекдотами о странностях его поступков. Не выдерживают, как мы видели, критики попытки изолировать, отгородить Диогена от Антисфена. Нет надобности ставить под сомнения сообщения традиции о встрече двух философов в Афинах, рассказ о том, с какой настойчивостью Диоген добивался права ходить в учениках требовательного схоларха (Д. Л. VI, 21; Элиан. Пестр, ист., X, 16; Иерон. Прот. Иов., II, 14). Имена Антисфена и Диогена постоянно упоминаются вместе у многих авторов (Дион Хрисостом, Эпиктет, Стобей, Суда и др.). Предания почти всегда несут в себе зерна исторической правды.

Кроме Диогена, у Антисфена были и другие ученики, некоторые из них назывались «антисфеновцами». Что скрывается за этим загадочным названием, упомянутым Аристотелем? Их имена неизвестны. Нам кажется правдоподобным только одно объяснение - «антисфеновцами» Стагирит назвал тех киников, кто воспринял одни лишь логические, теоретические положения философа, не разделяя внешнюю сторону кинического учения. Всякие домыслы о существовании какой-то иной, не кинической школы, основанной якобы Антисфеном (Дадли, Сейер), не подкрепляются ни одним источником.

Антисфен - крупнейшая фигура во всей истории античной философии, явно недооцененная и в наше время. В критический для рабовладельческого строя период он возглавлял народную оппозицию, сформулировал принципы соответствующего сознанию низов примитивного материализма, предложил беднякам правила практической морали, выступил как непримиримый антагонист идеализма Платона и всех существующих институтов эксплуататорского государства.

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

4. Философские школы 70-90-х гг. XX в. В 70-90 гг. широкое распространение получают «критический рационализм», методология науки, герменевтика, интуитивизм и другие философские школы. Постпозитивизм. Критический рационализм. Центральное место в

Из книги История античной философии в конспективном изложении. автора Лосев Алексей Федорович

§3. АФИНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ 1. До Прокла. Здесь необходимо упомянуть в первую очередь о трех философах, деятельность которых была весьма значительной. Они были вождями Платоновской Академии в Афинах в IV – V вв. а) ПлутархАфинский для построения своей философии детальнейшим

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы.1. Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер -

Из книги Философия киников автора Нахов Исай Михайлович

ВНЕШНЯЯ ИСТОРИЯ КИНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. ЕЕ ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ Название школы Уже с первого шага, начиная с вопроса, откуда произошло название «киники», мы сталкиваемся с трудностью: противоречивость источников и разногласия исследователей, обусловленные отнюдь не только

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Периодизация истории кинической философии В начале книги говорилось о происхождении кинизма, поэтому до сих нор шла в основном речь об исторических условиях, в которых протекала деятельность древних киников. Понятно, что за тысячу лет существования школы эти

Из книги Лекции по истории философии. Книга вторая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

a. Антисфен Антисфен, афинянин и друг Сократа, был первым, выступившим как циник. Он жил в Афинах и преподавал в гимназии, носившей название Киносарг. Он получил прозвище «обыкновенная собака» (????????). Его мать была фракиянка, и его часто в этом упрекали; этот упрек для нас,

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Антисфен 444/435–370/360 гг. до н. э.Древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Узнав однажды, что Платон откликается о нем дурно, он заметил: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».* * *Кто достиг

Из книги Фэн-шуй - путь к гармонии автора Водолазская Евгения Станиславовна

53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, родоначальник методологии опытной науки. В своих исследованиях он обратил внимание на необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Бэкон подчеркивает, что наука служит

Из книги Философия здоровья [Сборник статей] автора Медицина Коллектив авторов --

56. Рене Декарт – основатель рационализма Рене Декарт (1596–1650) – французский математик и философ. Сводил роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Источником познания и критерием его истинности признавал разум (мышление).Он стремился разработать

Из книги Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет автора Маяцкий Михаил А.

Школы ФЭН-ШУЙ Существует много различных школ фэн-шуй. К примеру, если наиболее простые из традиционных школ фэн-шуй используют только четыре стороны света, то, по мере усложнения школ, применяются 8, 24, а то и большее количество направлений.Конечно, для применения сложных

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Биологические часы Хорхе Анхель Ливрага, основатель философской школы «Новый Акрополь» В своем вечном поиске, который сегодня направлен на научную сторону вещей, человек вновь подошел к открытию «биологических часов».Об их существовании догадывались уже более

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

Анри Дюнан – основатель «Красного Креста» Олег Филин Он основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают

Из книги автора

Из книги автора

84. Теодор Герцль Основатель сионизма Я отстрелялся, выполнив часть некоей работы огромной величины. Однако я и теперь не знаю, буду ли я способен тащить на себе это дело и далее… В течение ряда недель оно заполняло мое сознание до самых краев; оно идет со мной всюду,



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: