Философское и научное воззрение утверждающее что мы. Особенности философского мировоззрения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Аттестационная работа

Юдниковой Кристины

ФППО 23 гр.

1. Мировоззрение

Мировоззрение - совокупность представлений и знаний о мире и человеке в целом. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям.

Типы мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение - основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. Объяснение явлений при помощи фантастических предложений, без учета причинно-следственных связей. Жизненные цели приобретают более четкую структуру и осмысленность.

Религиозное - основано на вере в сверхъестественные силы. Свойственен строгий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Существует деление миров, этот и тот мир.

Философское - системно-теоретическое. Высокая роль разума. Знания опираются на логику и доказательства. Допустимо свободомыслие. Жизненные цели - это личностный рост, саморазвитие, самоактуализация, поиск истины.

Типы философского мировоззрения:

Космоцентризм

А) В основе лежит философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса;

Б) Античность (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции);

В) Космос охватывает Землю, человека, небесные светила. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается - никто не знает.

Теоцентризм

А) В основе лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога.

Б) Средневековье.

В) Бытие всякой вещи и жизнь всякой души исходит от Бога и поддерживается Богом, а понять любой предмет означает увидеть его связь с Богом.

Антропоцентризм

А) В центре которого стоит проблема человека

Б) Эпоха Возрождения, Новое время

В) Он истолковывается, главным образом, как способ решения мировоззренческих проблем, когда исследователь идет не от Бога и мира к человеку, а, наоборот, от человека к миру и Богу.

2. Онтология

Онтология - учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Основной вопрос онтологии: «Что существует?» В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. Без ответа на вопрос, что такое бытие, что существует в мире, невозможно решить ни один более конкретный вопрос философии: о познании, истине, человеке, смысле его жизни, месте в истории и т.п. Представители: Платон, Аристотель, М. Хайдеггер, К. Поппер, Б. Спиноза.

Онтология Спинозы. Учение о субстанции. Субстанция - то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «бог» и дух) существует только одна, то есть она есть всё существующее. Объявляя природу Субстанции, Спиноза тем самым признает абсолютное совершенство природы, со всеми вытекающими отсюда следствиями. Признание абсолютного совершенства природы исключает саму возможность существования чего бы то ни было более совершенного, стоящего над природой, отвергает, таким образом, самого творца. В мире имеет место не творение, а вечное бытие, мир, стало быть, не создан, а постоянно есть. Далее, абсолютно совершенное не может быть ограничено чем-либо, поскольку всякое ограничение есть признак несовершенства. Субстанция истинно бесконечна. Спиноза представитель пантеизма. Субстанция, следовательно, истинно бесконечна, абсолютно неограниченна (бесконечность же субстанции означает и ее безначальность). Но в таком случае не может и существовать что-либо способное ограничить субстанцию в каком-либо отношении. Существует, следовательно, притом необходимо существует, одна единственная субстанция. Субстанция, стало быть, есть единственная реальность, объемлющая собой все и заключающая в себе все. Отсюда все происходящее есть проявление мощи самой субстанции, действующей извечно и необходимо на основе законов, вытекающих из самой сущности ее.

Все указанные свойства субстанции столь тесно взаимосвязаны, что отдельные исследователи дедуцируют их в различной последовательности, однако все эти свойства неизменно восходят к одному - к абсолютному совершенству субстанции, которое прямо следует из дефиниции субстанции как causa sui (причина самой себя).Важность этого понятия в системе Спинозы, таким образом, не подлежит сомнению. Сам Спиноза, правда, оговаривается, чти свойства Бога могут быть выведены из его определения не как «существа в высшей степени совершенного», а как существа абсолютно бесконечного, т. е. субстанции, состоящей из бесконечно многих атрибутов, но эти определения не могут быть противопоставлены друг другу, являясь, по существу, тождественными. Оговорка же Спинозы свидетельствует лишь о стремлении Спинозы отмежеваться от теологического определения Бога, согласно которому все свойства Бога выводятся из его абсолютного совершенства.

3. Антиномия

Антиномия - соединение в ходе рассуждений двух противоречащих, противоположных, но одинаково обоснованных суждений.

Агностицизм-это мировоззрение, утверждающее, что окружающий мир невозможно познать объективно. Агностики отрицают существование какой-либо Абсолютной Истины.

Априорный - не опирающийся на знание фактов, не основанный на опыте.

Гедонизм - учение, система нравственных воззрений, согласно которым, все моральные определения выводятся из положительного (удовольствия) и отрицательного(сострадания).

Всеединство - философская концепция, заключающаяся в представлении мира, человека, а также сферы сверхбытия в виде единого, органического целого.

Гуманизм - направление в философии. Считающее главной ценностью человеческое существование.

Движение - способ существования материи в виде изменения и взаимодействия объектов. Это любое изменение.

Душа культуры - религия.

Западники - группа интеллигентов, выступавшая за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.

Славянофилы - религиозно-философское течение ориентированное на выявление самобытности России (отрицание западной культуры).

Креационизм - идеалистическое учение, в основе которого, лежит сотворение мира Богом из ничего.

Либидо - сексуальная энергия.

Культурно-исторический тип - система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.

Майевтика - метод философствования Сократа. Общение с собеседником с целью обретения им истины.

Монотеизм - учение о едином Боге.

Общество - это система связанных друг с другом каким-либо образом людей.

Парадигма - научная теория, выступающая в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки.

Пантеизм - учение утверждающее, что природа - это Бог.

Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания.

Прогресс - направление развития от низшего к высшему.

Псевдонаука - деятельность или учение, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса.

Сверхчеловек - образ, введенный Ницше, который должен превзойти современного человека

Скептицизм - сомнения в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Сциентизм - представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире.

Точки бифуркации - такое состояние системы (критическое состояние системы), когда очень маленькое воздействие приводит к глобальным изменениям.

Эмпиризм - теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Фальсифицируемость - опровержимость любого научного утверждения.

Философия - как термин-любовь к мудрости. Это динамический процесс вопрошания, поиска удела человека.

4. Антисциентистская тенденция

Антисциентистская тенденция была связана с теми негативными сторонами развития научного знания и общественной жизни, которые особенно резко проявили себя после первой мировой войны и абсолютизировали интиреалистические идеи раннего периода неклассической философии. К этому направлению относятся: философия жизни, все виды религиозной философии, герменевтику. Это широкое и достаточно разнородное антисциентистское течение ставит в центр своего внимания человека. Человек - не просто специфический объект в ряду других объектов. Это совершенно особое, уникальное бытие, которое нельзя выразить на языке общих понятий, с помощью методов науки, фиксирующих, общее, повторяющееся и.т.п. Термин «неклассическая философия» вызван не только внутренними потребностями развития самой философской мысли, но и внешними социокультурными факторами. Например, французская революция 1789 года. 20 век принес не только огромные успехи в науке и технологиях, но и революции, две мировые войны, формирование социалистической системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества. Все это способствовало изменению мировоззрения.

Современная - неклассическая философия. Каждый из ее главных представителей создает как бы свое учение. Каждый из философов-экзистенциалистов концентрирует внимание на какой-то реальной стороне человеческих отношений и дает их убедительный социально-психологический анализ. Однако, обращая внимание на какую-то одну из характеристик этих отношений, он оставляет в стороне другие, считая их производными от нее, и создает при этом довольно сложные философские конструкции. Внутрифилософские процессы распада классической философии происходили на фоне кардинальных изменений в культуре. Культура как бы распадается на два лагеря, на тех, кто за научно-технический процесс, и тех, кто против. Формируются две социокультурные ориентации: сциентизм и антисциентизм.

Иррационализм - философское направление, представители которого отрицают идею упорядоченного устройства мира (хаотичный мир). Согласно иррационализму бытие неразумно, бессмысленно.

Зигмунд Фрейд «Структурная модель психики человека». Выделил специфические фазы психосексуального развития личности, разработал терапевтическую методику свободных ассоциаций и толкования сновидений.

В совеем учении Фрейд рассматривал психику человека, опираясь на бессознательное. В ходе многочисленных наблюдений предположил наличие противостояния между влечениями, выявив, что социально детерминированные запреты зачастую ограничивают проявление биологических побуждений. Либидо - за этим понятием в последующем утвердилась роль энергии (сексуальной), доступной влечению к жизни (инстинктам жизни), в то время как энергия влечения к смерти (инстинкта смерти, агрессивного инстинкта) не получила специального названия. Во фрейдовском употреблении термина «либидо» предполагается, что эта энергия количественно измерима и характеризуется «подвижностью». На основании полученных данных Фрейд разработал концепцию психической организации: «Ид» (оно), «Эго» (я), «Супер-Эго» (сверх я). Оно обозначает неизвестную силу, управляющую поступками человека и служащую основой для двух проявлений личности, содержащую энергию для них. Я - это и есть личность человека, олицетворение его разума, которое осуществляет контроль над всеми процессами, происходящими в психике индивидуума, и его основной функцией является поддержание взаимосвязи между инстинктами и действиями. Сверх я является психической инстанцией, которая включает «родительский» авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть, оно вступает в качестве внутреннего голоса, «цензуры». Выделил пять фаз психосексуального развития человека: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генительная.

философствование жизненный верование мировоззрение

5. Русская философия

Русская философия. 19 и 20 век - эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. Представители: Лев Толстой, Н.А. Бердяев, Достоевский, Л.И. Шестов, Соловьев, П.А. Флоренский, Н.Ф. Федоров, Плеханов, В.И. Ленин, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Лосев.

Фундаментальной парадигмой философствования остается сформулированная В.С. Соловьевым философия всеединства с ее идеей богочеловечества как задания, обращенного к человеческой свободе и активности, направленных на соединение двух природ - божественной и человеческой. Актуализировалась тема синтетического видения реальности, где человек воспринимался как органическая часть космического единства (Н.Ф. Федоров), чьим назначением стало преображение мира на основе антропоприродной гармонии. Но этот процесс развития свободной и оригинальной мысли был прерван революцией 1917 года. Появляется марксистская философия - философия диалектического и исторического материализма (Ленин, Плеханов). Среди основных направлений русской философии: религиозная философия (философия религиозного модернизма), советская философия (продолжавшую марксистские традиции) и философия русского космизма. Религиозная философия Бердяева изучает внешний мир, феномены, что она есть учение о духе, то есть о человеческом существовании, где только и раскрывается смысл бытия. В центре философских интересов русского мыслителя находится человек, рассматривает его с позиций обновленного христианского вероучения, которое отличается от средневекового с его идеей подчинения Богу и личного спасения тем, что утверждает активную природу человека и его возможности обрести свое бессмертие на путях созидания-преображения мира и самого себя. Его произведение «Философия свободы», свобода как изначально данная, ничем, ни бытием, ни даже Богом не обусловленная. Л.И. Шестов глубже, чем кто-либо, понял неправду разума в его претензии на обладание окончательной истиной. И он пытается вскрыть границы разума. Наука и европейская философия, начиная от Аристотеля, констатирует он, стремятся отыскать общие закономерные связи бытия и оставляют без внимания случайность. Разум поэтому не может ухватить все многообразие мира, от него «ускользает» случайность, а она-то как раз, по Шестову, и составляет суть бытия. Западная наука, таким образом, за общим, закономерным не видит, а потому и не интересуется единичным, индивидуальным.

Космизм Федорова - специфическое мировоззрение, сориентированное на восприятие космического всеединства, органичной частью которого выступает человек, обладающий способностью творческого преображения мира. К.Э. Циолковский примыкает к панпсихизму, признавая наличие во Вселенной вечных, неуничтожимых элементов-атомов, обладающих чувственностью и зачатками духовности. Свою философию он определяет как монизм, имея в виду, что космос есть живое существо, целостная гармоническая система, где и атом, и человек одинаково причастны высшему единству и подчинены единым закономерностям. Социально мыслящие существа - неизбежный продукт процессов развития в космосе; разумная жизнь - частный случай присущего материи стремления к прогрессивным изменениям. В.И. Вернадский выделяет геологическую роль жизни («живого вещества») в планетарных процессах. Он понимает «живое вещество» как вечную, изначально присущую космосу и повсеместно распространенную в нем совокупность живых организмов», где особое место отводится человеку как геологической силе, изменяющей биогеохимические процессы природы, способной перестроить и изменить биосферу Земли. По мере эволюции человека усиливается и расширяется его преобразующая деятельность. Сначала благодаря технике, а затем науке человек охватывает все области бытия и в первую очередь сферу жизни - биосферу, которая постепенно, но неуклонно переходит в ноосферу. Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Вл. Соловьев в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» -- уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации. Г.В. Плеханова посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории, справедливо полагая, что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом. Научный, материалистический взгляд на историю должен исключить волюнтаризм, субъективизм как в теории, так и на практике (в политике). Но именно такая позиция выдающегося мыслителя подвергалась долгие годы остракизму со стороны официальной большевистской идеологии.

В целом русская философия 19-начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.

В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма - ленинизма.

философствование жизненный позиция

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Эволюция философского мировоззрения. Философия как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Типологизация форм политического устройства общества. Специфика философско-антропологического знания. Вопрос "смысла жизни".

    контрольная работа , добавлен 30.09.2013

    Мировоззрение как философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, оценок и убеждений. Понятие религии, являющееся формой мировоззрения, основанной на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Философия как теоретически сформулированное мировоззрение. Система взглядов на мир, место человека в нем. Стадии эволюции философии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Основные черты и формы взаимодействия проблем философского мировоззрения.

    презентация , добавлен 09.03.2016

    Мировоззрение и его сущность. Дофилософские формы мировоззрения. Философское осмысление мира, его основные типы и способы. Предмет и структура философского знания. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2007

    Понятие мировоззрения: система взглядов на объективный мир и место человека в нём. Отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    реферат , добавлен 04.05.2009

    Накопительная и диалектическая модели развития научного знания. Принятие эволюции за повышение степени общности знания как суть индуктивистского подхода к науке и ее истории. Сущность концепции внутренней и внешней причин развития научного знания.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека. Знакомство с философской деятельностью А. Шопенгауэра. Характеристика основных особенностей эстетического сознания.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2013

    Исследование взглядов И. Канта на достоверность научного знания и познавательные способности человека ("Критика чистого разума"). Понятие "вещи в себе", положенное Кантом в основу своего агностицизма - конечной непознаваемости объективной реальности.

    реферат , добавлен 26.11.2009

    Мировоззрение как совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. Его структура и уровни. Социальное неравенство, стратификация, ее существенные признаки.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Версии о происхождении религиозных представлений. Понятие и компоненты мировоззрения. Формирование религиозной системы взглядов на базе мифологической картины мира. Религия и религиозная философия: единство и различие их сути по форме духовной жизни.

Сколько людей проживает на Земле, столько же существует взглядов на окружающую действительность, события, происходящие на планете, и место человека во всем этом.

Картина мира каждого отдельного индивидуума заключается в совокупности его знаний, верований, эмоциональных оценок и накопленного опыта об окружающем. Именно поэтому все люди разные, но могут объединяться в семьи, группы, партии и другие сообщества по одинаковым фрагментам восприятия мира.

Осмыслением и систематизацией всего, что происходит в реальности, с позиции логики и рационализма занимается философское мировоззрение.

История философии

Философия зародилась в тот момент, когда человек впервые стал искать ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?» и «В чем заключается смысл жизни?» Как наука она сформировалась в 6 веке до н. э. в Древнем Китае, Индии и Греции.

Философы, жившие в ту эпоху, оставили свои научные труды и изыскания, многие из которых не потеряли актуальности и сегодня. Во все времена люди пытались решать задачи, которые ставила перед ними существующая действительность. Любые рассуждения о мироздании и его тайнах, душе и Боге, смерти и жизни - все это философские категории. Найденные ответы на вечные вопросы становились ориентирами для людей в их познании окружающего мира.

Хотя прошло уже более 2000 лет со времени написания трактатов первыми мудрецами, и человечество сегодня знает о Земле, Вселенной и о себе больше, остается спорным существующее философское мировоззрение касательно главных вопросов о том, в чем смысл жизни, какое у людей предназначение и т.д.

Взгляд на сущее

Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.

Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.

При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.

Например, человек, считающий, что все продавцы - воры, создает устойчивое мнение об этом и переносит его на свою картину мира в целом.

Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.

Суть философского мировоззрения

По правде сказать, любого жителя планеты можно было бы назвать мыслителем (ведь каждый хоть раз задавался вопросом о том, в чем смысл жизни), если бы его рассуждения не оставались на уровне личного мнения о системе вещей.

Особенности философского мировоззрения - в том, что оно рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы. Ранее ученые исследовали отдельно мир как творение Бога и место людей в нем.

Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.

Еще важные особенности философского мировоззрения - в том, что они не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему, основанную на логике и доказательности. Это высший способ для человеческого сознания понять мир в полном единстве всех его проявлений и представить картину сущего со всеми его компонентами целиком.

Черты философского мировоззрения

Любые научные знания о природе вещей, человеке и обществе могут быть исходными данными для того, чтобы образовалась аргументируемая, доказуемая фактами философия.

Философское мировоззрение имеет такие черты:

  • научная обоснованность действительности (отсутствие домыслов и неподтвержденных утверждений);
  • систематичность сбора информации;
  • универсальность, так как подходит под любые - как личные, так и религиозные мировоззрения;
  • критичность, так как ничего не принимает на веру.

Черты философского мировоззрения явно отличаются от религиозной, мифологической, научной или обыденной системы. У тех есть «якоря», держащие их в рамках наработанных годами или веками норм. Например, если в религии существуют догмы, в мифологии - предположения, а в науке - факты, обусловленные необходимостью их изучения, то философское мировоззрение не ограничивается направленностью своих интересов и предложений. Во многом этому способствует развитие критического мышления у современного человека. Например, известный научный факт о том, что человек - прямоходящее существо, можно подвергнуть сомнению, указав, что ребенка нужно учить ходить на двух ногах.

Картина реальности

Глобальный образ мира или только представление о нем является его картиной. Каждой эпохе соответствует своя «иллюстрация» бытия, исходящая из познаний людей того времени. Чем меньше они знали об окружающей действительности, тем более крошечным было ее изображение.

Например, в свое время люди верили, что Земля держится на трех слонах, стоящих на черепахе. Это был их уровень познания мира.

Когда философы древности осознали такое понятие как Космос, они разделили ранее единый мир на окружающее их бытие и человека. При этом люди как носители многих черт, характерных Вселенной, получили обозначение «микрокосмос».

Развитие естествознания и получение новых фактов строения мира вновь изменили его картину. Особенно на это повлияли закон тяготения Ньютона и модель нашей вселенной Кеплера. Исходя из опыта прошлых столетий, можно понять, что специфика философского мировоззрения относительно строения бытия менялась с каждым новым научным открытием. Этот процесс продолжается и сегодня, что подтверждает учение древних мудрецов о том, что Космос, как и его познание, не имеет границ.

Типы философского мировоззрения

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.

Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

  • социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;
  • личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.

Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.

Философия и наука

Со появлением и развитием различных научных дисциплин мнение об окружающем мире у человечества начало меняться. Все, что люди открыли во время познания и изучения действительности, постепенно формировало научно-философское мировоззрение.

Из века в век науки сменяли друг друга, каждый раз создавая основу для новых взглядов на реальность. Например, астрологию заменила более точная наука о звездах – астрономия, алхимия уступила химии. Во время этих изменений формировалось также новое восприятие действительности.

Если древние ученые делали определенные выводы на основе своих наблюдений за природой, то науки образовались благодаря осознанию связей между природными явлениями. Специфика философского мировоззрения в том, что оно ничего не принимает на веру, это свойственно также научному уму. Именно развитие критического сознания у людей породило со временем образование всех тех дисциплин, которые человечество имеет сегодня.

Стадии развития философского мировоззрения

Все в этом мире проходит несколько этапов - от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

  • космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;

  • теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
  • антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Форма познания мира

По мере того как росли и развивались цивилизации, им требовались не только новые концепции понимания действительности, но и познавательный аппарат для их осознания. Таким образом, появилась философия - форма познания законов природы и освоения проблем при формировании другого вида мышления.

Основной частью ее развития стало создание вторичного типа сознания в обществе. Уже устоявшиеся устои и догматы трудно разрушить, поэтому требовалось подвергнуть сомнениям все то, что наработали предыдущие поколения мыслителей и ученых.

Именно благодаря появлению людей с критическим сознанием постепенно исчезло философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания реальности разумом.

Иррационализм

Слишком длительное время человечество оценивало действительность с позиции отрицания роли осознанности в ее восприятии. Более 2000 лет люди приписывали все происходящие явления природы сверхъестественным силам, поэтому основными постулатами для них были вера, инстинкты, чувства и божественные откровения.

Даже сегодня существуют явления, которые люди не могут объяснить с позиции науки. К ним относится философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания таких сфер действительности как бессмертие, Бог, творчество и другие.

Ко всем непонятным элементам сущего нельзя применить научный подход или исследовать их. Иррационализм на самом деле прослеживается в действиях каждого человека, когда он прислушивается к своей интуиции или творит.

Роль разума

Для философского мировоззрения, напротив, размышления о сути явлений и их взаимосвязи являются основными. Происходит это с помощью действия разума, настроенного критически на получаемую информацию и желающего ее проверить.

Часто бывает, что рациональное решение задачи берет свое начало в иррациональности. Многие научные открытия именно так и совершаются, примером чему является таблица химических элементов Менделеева или молекулы ДНК, которые ученые вначале увидели во сне, а затем доказали экспериментально.

Философия как научное мировоззрение

Слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». (А вы подумайте над вопросом: что такое мудрость?) А в современных словарях философию определяют как древнейшую, но вечно обновляющуюся форму мысли, теоретически развитый и логически разработанный вид мировоззрения. Это наука о наиболее общих проблемах развития природы, общества и мышления.

Начиная с античных времен (V11в. до н.э. – V1в. н.э.), философия, как учение о бытии и условиях его познания, становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвящавших ей свою жизнь и творчество – философов.

Первым, кто назвал себя «философом», был Пифагор. По словам Диогена Лаэртского (позже Вы узнаете, что в истории философии есть Диоген Синопский) , именно ему (Пифагору) принадлежит высказывание: «Жизнь…подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, другие - торговать, а самые счастливые – смотреть». Среди «самых счастливых» он видел философов.

Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. О том же говорил и древнегреческий философ Гераклит. Но философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету. Особенно это проявилось в конце Х1Х- начале ХХ вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений.

Вместе с тем, можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Прежде всего, философия – это одна изформ мировоззрения и самостоятельная наука. Поэтому в первую очередь определим, что мы называем мировоззрением.

Мировоззрение – это система взглядов человека на объективный мир и его место в этом мире. Это и жизненные убеждения человека, его идеалы, ценностные ориентации.

Мировоззрение это комплексная форма сознания. В зависимости от тех или иных подходов, мировоззрение бывает:

интеллектуальным, и в данном случае мы говорим о «миропонимании»,

эмоциональным, и здесь мы употребляем понятие «мироощущение».

Мировоззрение имеетуровни: практический и теоретический. Практическийуровень мировоззрения иногда называют «жизненной философией». Синонимами здесь выступают понятия «житейское», «повседневное», «ненаучное». Оно формируется стихийно, путем обобщения типичных представлений о жизни.

Теоретический уровень мировоззрения основан на доказательствах, осмыслении, знаниях, оно постоянно обогащается познавательным и ценностным содержанием, которые помогают человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации. К теоретическому типу мировоззрения относится философия.

Мировоззрение имеет исторические формы. Это -мифология, религия и философия.

Мифология (греч.- сказание, предание )это мировоззрение древнего человека, способ понимания явлений природы, общественных процессов на ранних ступенях развития общества. Оно совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Имея форму повествований о деяниях богов, героев, фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах, мифы, вместе с тем, содержат в себе зачатки научных знаний и политических взглядов. Поэтому миф – это не сказка, Это фантастическое отображение в сознании древних явлений окружающего мира, для объяснения которых у них отсутствовали соответствующие знания.

Религия (лат.- святыня, набожность) – это форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Она имеет специфику быть не только мировоззрением, поскольку кроме идеологии, религия состоит из религиозного культа (действий), то есть системы утвердившихся ритуалов, догматов, обрядовых действий, а также религиозной психологии. Поэтому мы может говорить не столько о мировоззрении, сколько о мироощущении.

Философия – это третья исторически сложившаяся форма мировоззрения. Само слово философия происходит от двух греческих слов: «филио» - люблю, «софия» - мудрость.

Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Заимствовав у мифологии всю совокупность вопросов: о происхождении человека и мира, его строении, о положении человека в мире, она возникла, как желание преодолеть мифологическое мировоззрение, решая эти проблемы с позиций разума, опираясь на логику суждений.

Кроме того, философия обобщила весь объем знаний, накопленный человечеством. Вот поэтому она составляет теоретическую основу мировоззрения и поднимается на уровень научного мировоззрения.

Философия возникла в глубокой древности (насчитывает около 3 тыс. лет своей истории). Как мы уже говорили, впервые назвал себя философом математик Пифагор. Древние греки, глубоко веря в могущество своих богов, считали, что мудрыми могут быть только боги, а человек может лишь постигать их мудрость.

Многие века философия объединяла все известные науки. Затем, постепенно, но особенно в период с ХV11 по ХV111вв., от нее одна за другой отделяются естественные, а затем в Х1Х и ХХ вв. – и общественные науки. Но, несмотря на это, философия сохраняет за собой позиции «науки наук», «царицы наук».

Как любая наука она имеет объект и предмет исследования, философские категории, функции и методы исследования, структуру и основной вопрос.

Объектом философии являются, как мы видим из определения, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Подпредметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в определенную эпоху. Например, предметом исследования древнегреческих философов была природа.

Философия как наука имеет набор базовых понятий – категорий . Для чего они нужны? Как Вы сами это видите, мир состоит из множества вещей, свойств и явлений. Но всегда можно найти сходство, тождество вещей и явлений, найти их общую сущность и человек каким-либо одним понятием (категорией) выражает эту общую сущность. Таковыми в философии являются понятия: бытие, материя, природа, общество, человек, движение, развитие, общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие и др.

Философия как наука выполняет определенные функции. Под функциями мы имеем ввиду определенные обязанности, деятельность. Наиболее существенные из них: мировоззренческая, методологическая, теоретико-познавательная, гуманистическая, аксиологическая (ценностная).



диалектическом, рассматривающем явления, предметы, процессы материального мира в тесном единстве и развитии,

метафизическом, который рассматривает явления и предметы материального мира вне их взаимосвязи, в неподвижном состоянии.

Философия как система знаний имеет свою структуру. Её элементами являются: история философии и теория философии.

Теория философии, в свою очередь, включает в себя:

Онтологию , которая исследует наиболее общие вопросы бытия,

социальную философию , которая изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования общества,

диалектику , учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира,

гносеологию или эпистемологию , включающую в себя познавательную деятельность человека,

философскую антропологию – учение о человеке,

аксиологию – учение о ценностях,

праксиологию – учение об общественной практике,

методологию – учение о методах познания.

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов. (Мы о них узнаем в процессе изучения дисциплины). Но у философии есть стержневой, основной вопрос – это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны.

Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что вторичным (производным) - дух или природа, сознание или материя? Иными словами, речь идет о первопричине, первооснове, то есть субстанции. В зависимости от ответа, который давали философы на этот вопрос, они делились на два направления: материалистов и идеалистов.

Материализм – это одно из главных философских направлений. Представители этого направления решают основной вопрос в пользу первичности материи, которая представляет собой бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, природы, бытия, всего физического. А сознание – дух, мышление, психическое, как свойство материи. У истоков этого направления стоял древнегреческий философ Демокрит, поэтому в некоторых случаях говорят – «линия Демокрита».

Идеализм – это философские учения, утверждающие, что сознание, мышление, духовное – первично, а материя – производна, вторична. У истоков этого направления стоял древнегреческий философ Платон, поэтому это направление еще называют «линией Платона»

И материализм, и идеализм – разновидности философского монизма, то есть за основу берется одна субстанция – материя или сознание.

Но существует дуализм, исходящий из признания одновременно два начала – и духа, и материи, не сводимых друг к другу.

Вторая сторона выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?». Ответы на него также делят философов на три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм отрицает принципиальную возможность познаваемости мира.

Скептицизм не отрицает напрямую познаваемость мира, но ставит под сомнение возможность постижения истины.

Оптимизм провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов и процессов объективного мира.

Раскрывая специфику философского знания, прежде всего, следует подчеркнуть его универсализм. Ведь философия – это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры человечества она претендовала на выработку универсального знания, универсальных принципов и методов.

Одной из характерных черт философских размышлений является сомнение. Дух подлинной философии – критика, поэтому здесь нет раз и навсегда данных истин. По мере развития культуры и науки, накопления опыта, все более расширяются границы философского познания.

И нет этому предела.

Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными», поскольку каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынужден снова и снова обращаться к этим проблемам, искать их решение. И всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как неповторимостью истории, так и индивидуальными особенностями самого человека, поскольку эти проблемы не есть нечто внешнее и безразличное для человека, а затрагивают саму суть его существования. А философия и есть та наука, которая вырабатывает средства и методы решения этих проблем. Кроме того, она выносит на суд разума различные варианты решения этих проблем.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия –это особая область знания, существенно отличающаяся от других наук. Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагал своё учение в виде афоризмов. Вот почему философия воздействует не только на интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе и искусству.

Тема 2: Философия Древнего Мира.

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания. Зачатки научного знания появились еще в Древнем Китае и Древней Индии. Прежде чем родилась астрономия, существовала астрология, объектом изучения которой было расположение звезд. Древние астрологи обожествляли небесные тела. Уже во времена вавилонской астрологии были открыты некоторые закономерности в движении звезд, которые потом вошли в астрономию.

Однако не всякие практические науки и любые знания можно назвать наукой. Наука – это не просто перечень наблюдений над природой; она возникает только тогда, когда осознаются универсальные связи между явлениями природы. Наука как область культуры родилась, по мнению многих философов, в античной Греции. Именно там она стала системно организованной и научилась обосновывать знания о мире.

Что же отличает науку как особый тип постижения реальности от других ее типов? Особенность науки заключается прежде всего в том, что человек стал задумываться над общими вопросами мироздания, далеко не всегда полезными в повседневной жизни. Практический навык сопряжен с конкретной жизненной ситуацией, когда, например, нужно проявить сноровку для строительства жилья, организации охоты или проведения какого-нибудь ритуала. Другое дело – наука. В данном случае человек далеко не всегда задумывается над тем, что непосредственно связано с сиюминутными потребностями.

Скажем, первобытный охотник ударил камнем по другому камню. Неожиданно появились искры, от которых загорелись сухие ветви. Пусть полыхает костер! От него идет тепло, можно согреть пищу, хочется вознести молитву духу-покровителю. Все радуются пламени. Однако почему появилась искра? Что такое огонь? Как он возникает и почему угасает, если не бросать в него хворост?

Так незаметно от очень понятных нам жизненных вопросов мы подошли к общим, абстрактным вопросам. В принципе, не зная ответа на них, я все равно могу насладиться теплом. В течение многих веков люди не задумывались над такими проблемами, которые не связаны напрямую с практическими нуждами. Потребность в познании – это чисто человеческое, незаложенное в инстинкте стремление к распознаванию мира. Человек стал задавать отвлеченные вопросы, строго говоря, не имеющие непосредственной, практической пользы. Как движутся небесные светила? Почему день сменяется ночью? Отчего бушуют стихии?

Думая об этих, казалось бы, отвлеченных вопросах, люди обдумывали законы, которые затем помогали им жить, обустраивать их жизнь, позволяли им преодолевать природные стихии. Но для рождения науки как новой области культуры и всей духовной жизни людей появления таких вопросов еще недостаточно. Для этого нужны люди, способные профессионально заниматься познанием. Такие люди выделились в результате разделения труда. Сегодня мы называем их учеными, в древности же это были жрецы, пророки, маги, а позже – естествоиспытатели и философы.

Они по долгу своего предназначения стали обдумывать так называемые общие вопросы: что такое мир, как он возник, куда движется история? и т.д. Однако и тогда говорить о рождении науки было еще рано, поскольку к этому времени человечество накопило очень мало конкретных выводов, которые можно было бы соединить в относительно целостную мировоззренческую систему – науку. Но со временем интерес к познанию становится все более разносторонним. Научная деятельность превратилась в науку только тогда, когда люди связали между собой самые разные проблемы, результаты многочисленных наблюдений и размышлений и попытались создать некое систематизированное знание.

Немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938) отмечал, что практически мифологическое мировосприятие может включать в себя немалое знание действительного мира, познанного в своего рода научном опыте. Знание это в дальнейшем может быть использовано наукой. "Тем не менее такой тип знания, – писал он, – был и остается в своем смысловом контексте практически мифологическим, и ошибаются люди, воспитанные в мыслительной научной традиции, возникшей в Древней Греции и развившейся в наше время, которые говорят об индийской, китайской философии (астрономии, математике), понимая тем самым Индию, Вавилон и Китай на европейский манер".

История познания неисчерпаема по своей глубине. Самым поразительным по новизне и по своим неслыханным практическим последствиям в области техники стало появление в XVII в. естественно-научного знания с применением математической теории. Однако оно составляет лишь звено во всеохватывающем процессе познания. Великие географические открытия, первые кругосветные путешествия, установление того факта, что при плавании из Европы на Запад "теряется" один день – все это произошло 400 лет назад...

В настоящее время мы уже знаем о начальной стадии истории Греции, об истории Передней Азии и Египта больше, чем знали сами древние греки. История Земли и земной цивилизации углубилась для нас в прошлое на тысячелетия, и теперь они открыты нашему взору, звездное небо уходит в неизмеримую глубину, открываются тайны мельчайших частиц. С каждым годом усиливается роль науки. Благодаря ей человек раскрывает многие тайны мира. Он увеличивает свою мощь, умножает собственное материальное и духовное богатство.

Оценивая работы французского философа Огюста Конта (1798–1857), В. С. Соловьев описал, что нужно для того, чтобы естественные науки действительно образовали некое всеобщее мировоззрение? "Очевидно, это возможно только в том случае, если объединение наук будет вместе с тем и общим объединением всего человеческого сознания". Современная наука взаимодействует с другими видами познания: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским.

Философское мировоззрение

Философия как способ миропостижения возникла не сразу. Ей предшествовали другие формы культурного бытия человека. В первую очередь миф. Из всех явлений культуры, – пишет Э. Кассирер, – миф и религия хуже всего поддаются чисто логическому анализу. Сначала древнегреческие мыслители с доверием относились к мифу. Они полагали, что в этих сказаниях содержится глубинный смысл. Позже некоторые мудрецы стали высказывать сомнения в том, что миф – окончательная форма мудрости. Они стали критиковать миф, отыскивать в нем логические и иные неувязки. Критическое отношение к мифу – начало философии.

По мнению Э. Гуссерля, в античной Греции возникает новый тип установки индивида по отношению к окружающему миру. Как следствие возникает совершенно новый тип духовной структуры, быстро развившийся в системно замкнутую культурную форму. Греки назвали ее философией.

Но что представляет собой философия как мировоззрение? Николай Александрович Бердяев (1874–1948) писан: "Поистине трагично положение философа". И далее: "Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры".

Религия обслуживает запросы духа. Человек обращает свой взор к Богу, когда испытывает муки одиночества, страх перед смертью, напряжение духовной жизни. Мистика чарует возможностями глубинного обостренного богообщения. Она дарит надежду на чудо. Наука демонстрирует неоспоримые успехи познающего ума. Будучи опорой цивилизации, она не только разъясняет одухотворяющие истины, но и обустраивает людей, продлевает им жизнь.

Философия же, напротив, нередко отбирает у человека последнее утешение. Она выбивает индивида из жизненной колеи, безжалостно предлагая ему жестокие истины. Философия – это опыт предельно трезвого мышления, практика разрушения социальных иллюзий. Ей по самому своему предназначению приходится разрушать обустроенность, сталкивать человека с трагизмом жизни.

Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения.

    философское мировоззрение – это теоретический уровень мировоззрения, это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение.

Философия обобщает достижения науки и культуры, всей человеческой истории, выступая в форме теоретического мировоззрения , высшего по отношению к мифологии и религии как исторических типов мировоззрения, предшествующих философии. Решение мировоззренческих вопросов в философии происходило под иным углом зрения, чем в мифологии и религии, а именно – с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры.

Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух частей. «Филuя» переводится как «любовь», «софuя» - как «мудрость». Таким образом, философия буквально означает любовь к мудрости. Впервые слова «философия» и «философ» стал употреблять знаменитый грек Пифагор, живший в VI в. до н.э. До него греческие ученые называли себя «сoфос», что означает «мудрец», то есть считали себя мудрецами. Пифагор в беседе с царем Леонтом произнес слова, ставшие впоследствии крылатыми: «Я не мудрец, но только философ». Данное изречение на первый взгляд представляется странным и даже бессмысленным, так как понятия «мудрец» и «философ» кажутся синонимами. В действительности они заключают совершенно разные понятия. «Софос» (т.е. мудрец) - тот, кто владеет мудростью, обладает полной истиной, знает все. «Филo-софос» (т.е. любитель мудрости) - тот, кто не владеет мудростью, но стремится к ней, не знает всей истины, но хочет узнать. Пифагор считал, что человек не может знать всего и обладать полной истиной, но он может стремиться к этому - другими словами, человек не может быть мудрецом, но любителем мудрости - философом.

В древней Индии философские школы назывались «даршанами» (от дарш– видеть; даршана имела смысл «видение мудрости»). В древнем Китае также уделялось большое внимание мудрости, знаниям; они должны лежать в основе управления страной, приносить пользу людям.

Таким образом, само понятие «философия» заключает в себе мысль о том, что конечная истина или абсолютное знание недостижимы, что на вечные вопросы ответов нет, и не будет. Следовательно, философией заниматься бесполезно? Пифагор, называя себя философом, отнюдь не считал стремление к мудрости бессмысленным делом. В его знаменитых словах содержится утверждение, что человек не только может, но и должен являться любителем мудрости.

Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия.

Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.

Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями.

Философские направления – это наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе (учения, школы), которые имеют общие принципиальные положения и допускают отдельные частные разногласия.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Предмет философии . Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах

Важно усвоить, что мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания и развивается исторически. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие в нем различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. Любое мировоззрение – результат отражения мира, но глубина отражения мира может быть различной. Поэтому, мировоззрение имеет различные уровни – мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее представление о мире, общее видение, понимание мира и места в нём человека. Мировоззрение определяет не только представления о мире, но и жизненные позиции, программы действий, направленность поступков, поведения людей. Человечество в процессе развития выработало разные исторические типы мировоззрения, поэтому нужно определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения.

Но вступить на дорогу философии невозможно, не имея предварительного, "рабочего" определения философии. В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы.

Определяя предмет философии , как исследование наиболее общих законов развития природы, общества и мышления, нужно уяснить, что философия исследует :

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия . При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания . Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека . Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Таким образом: Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Структура философского знания.

Философское знание развивается, усложняется и дифференцируется. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию (от греч. ontos - бытие, logos - учение) - учением о бытии, гносеологию (от греч. gnosis - знание, logos - учение) - учение о познании, аксиологию (от греч. axios - ценность и logos - учение) - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos - человек и logos - учение) - учение о человеке.

На фоне стихийно возникавших (житейских и иных) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не мифотворчество(мифы) или наивную веру(религия), не расхожие мнения или сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: