Формирование канонической территории рпц. Религиозное разделение на Украине

Я не могу понять, что такое означает словосочетание "каноническая территория".

Вот, РПЦ предъявляла претензии к Католической Церкви, что она учредила свои структуры на её, РПЦшной, канонической территории. И вообще, РПЦ недовольна, что на её (так называемой) канонической территории есть католики, и народ идёт к этим самым католикам из РПЦ. Это обзывается "прозелитизмом".
Я понимаю логику РПЦ так: на территории, где Православие было исторически главенствующей религией, каждый рождающийся ребёнок автоматически становится православным (а где свобода воли и вероисповедания?) И присутствие на "канонической территории" РПЦ других церквей и вероисповеданий крайне нежелательно. Потому что все ДОЛЖНЫ быть православными. А если человек пришел к католикам и дал своё согласие стать католиком (не под пытками же у него это согласие требовали?!), то это зело погано , ибо он ну просто обязан быть православным. Соответственно, раз уж католики нарушили "каноническую территорию" РПЦ и припёрлись-таки в Россию, то они обязаны сидеть и не вякать: не проповедовать, о Христе никому не рассказывать, да? Ибо на "канонической территории" РПЦ рассказывать о Христе эксклюзивная лицензия выдана только РПЦ, да? А кем выдана, вот интересно мне?

И вот такое размышление: если, так называемая, каноническая территория - это местность, где Православие было исторически главенствующей конфессией, то как быть с российскими же землями, где Православие таковым не было исторически? Некоторые российские народы всегда были буддистами, другие - мусульманами. Может быть, это НЕ "каноническая территория" РПЦ? А почему тогда на этой территории стоят православные храмы? И почему северным народам, которые поклоняются духам природы, проповедуют Православие? Это же не-каноническая территория РПЦ?
Почему католики на своей не-канонической территории не могут проповедовать Католичество, а православные спокойно это делали и делают?

А где именно в Библии написано что веру свою надо скрывать? И вопрошающим нас о нашей вере не сметь отвечать? Есть такие заповеди в Библии? Я что-то не знаю.

Так что же такое - "каноническая территория"?

И почему православные церкви есть и в Америке, и в Африке? И в Африке Православие проповедуется людям, которые всегда жили совсем в другой вере и к Православию никогда не имели никакого отношения? Это же нарушение канонической территории других религий или конфессий самими православными, разве нет?

Греческому православному агентству Romfea Святейший Патриарх Кирилл рассказал об отношениях Русской Церкви с властями различных стран ее канонической территории. А что означает термин «каноническая территория» и какие страны в нее входят?

(Кликните на изображение для увеличения )

В этом году отмечается четверть века со времени празднования тысячелетия Крещения Руси, как стало принято эту дату называть «25 лет свободы Церкви». Тогда, в 1988 году, хотя и существовали зарубежные епархии - к примеру, Сурожская во главе с митрополитом Антонием (Блумом) - и автономная Японская Церковь, подавляющее большинство приходов Русской Православной Церкви находилось на территории СССР. На Украине был экзархат, в Прибалтике - епархии. С РПЦЗ общения не было. Зато в СССР была и вторая Поместная Православная Церковь - Грузинская. При этом в то время не было в ходу самого термина «каноническая территория».

Сегодня ситуация принципиально иная. Термин «каноническая территория» употребляется достаточно часто, и не только в полемике с католиками, украинскими раскольниками или с Константинополем. В самой Русской Православной Церкви стало гораздо больше форм устройства - Автономные Церкви, Украинская Церковь с правами широкой автономии, экзархаты, митрополичьи округа... Архиерейский собор 2013 года, одобрив изменения в церковном Уставе, утвердил и новое определение канонической территории. В нее, к примеру, вошел Китай.

Подробнее о канонической территории рассказывает секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь ЯКИМЧУК:

Правда ли, что в церковном праве нет такого термина “каноническая территория”, что он возник лишь в России несколько десятков лет назад?

— Действительно, словосочетание ""каноническая территория"" формально отсутствует в традиционных канонических текстах. Однако, по существу это понятие там конечно же есть. Ведь церковные правила устанавливают канонические границы поместных Церквей, регламентируют полномочия епископов, действующие только в рамках этих границ, запрещают епископам других епархий нарушать эти границы. Так что отсутствие термина еще не означает отсутствие понятия.

Ведь, к примеру, и в текстах Священного Писания мы не найдем термина «единосущный», который мы используем относительно второго Лица Святой Троицы, между тем, он является ключевым в исповедании нашей веры.

— По какому принципу канонические границы определяются?

Границы Церквей описываются, во-первых, соборными постановлениями. Например, границы Константинопольского Патриархата очерчены в 28 правиле Халкидонского собора передавшего в юрисдикцию Константинополя три византийских диоцеза: Асийский, Фракийский и Понтийский. В наше время перечисленные земли составляют территорию Турции. Канонические границы Русской Православной Церкви оговорены решениями соборов с участием Восточных Патриархов в Константинополе 1590 и 1593 годов, где Московский Первосвятитель назван Патриархом “всея Руси и всех северных стран”.

— А до эпохи Вселенских Соборов церковные границы не были определены?

— В древней Церкви не существовало крупных образований: Патриархатов, митрополий, епархий. Власть епископа не простиралась далее окрестностей города, где находилась его кафедра. Поэтому вопрос канонических границ не был актуальным. Однако, когда со временем стали формироваться более крупные структуры, возникла необходимость канонически регламентировать границы между ними.

Представления о том, что каждая Поместная Церковь охватывает определенную территорию, сформировались в окончательном виде в византийскую эпоху. Именно в то время появляются епархии, митрополии, патриархаты - церковные структуры, границы которых во многом соответствовали административному делению Византийской империи.

— Какие еще существуют критерии, кроме постановлений соборов и административных границ?

Церковные границы той или иной Поместной Церкви могут расширяться за счет не принадлежащих другим Церквам территорий, на которых проводится миссионерская работа. По этой причине к канонической территории Русской Церкви принадлежат такие страны как Китай или Япония, где церковные структуры появились благодаря трудам русских миссионеров.

Другой пример — Александрийский Патриархат: до XX века он не распространял свою юрисдикцию на весь африканский континент, а только на северную его часть. В результате проводимой Патриархатом миссии, его структуры распространились по всей Африке, так что теперь по общему согласию Поместных Церквей весь африканский континент считается канонической территорией Александрийской Церкви. Еще один важный момент - историческая традиция принадлежности территории той или иной Церкви. Государства могут исчезать и появляться, их границы - сужаться или расширяться. Однако эти изменения вовсе не означают автоматического переноса церковных границ.

— Но как быть в тех случаях, когда исторически некая территория принадлежала то одной патриархии, то другой. Например, Бессарабия, которая была и в составе Румынского патриархата, и Московского?

В подобных случаях важное значение имеет давность принадлежности территории к той или иной Поместной Церкви. С канонической точки зрения, если в течение тридцати и более лет границы между двумя Поместными Церквами взаимно не оспаривались, то они не могут быть изменены в одностороннем порядке.

— В западной Европе существуют канонические подразделения сразу нескольких юрисдикций, в одном городе может быть греческий, русский и, например, румынский епископ. Это не противоречит каноническим принципам?

— Что касается западной и центральной и отчасти Южной Европы, то эти регионы не относятся к канонической области какой-либо одной из Поместных Церквей и являются территориями диаспоры.

Еще сто лет назад в Западной Европе практически не существовало православных храмов и, тем более, епархий. Никто и не мог тогда представить, что во Франции, Великобритании или Германии появятся сотни православных приходов. Сейчас это реальность, возникшая вследствие драматических событий в православных странах в ХХ веке и вызванной ими массовой эмиграции православных на Запад. Поскольку не существует канонов, которые бы регулировали устроение православной диаспоры, этот вопрос вошел в повестку готовящегося Всеправославного Собора и уже в течение многих лет довольно активно обсуждается.

Существуют две точки зрения на то, каким образом должна быть обустроена православная диаспора. Русская Православная Церковь и целый ряд других Православных Церквей считают, что любая Автокефальная Церковь имеет право сохранять духовно-административную связь со своими чадами, поселившимися на этих территориях. Есть и другая точка зрения, которая гласит, что православная диаспора в юрисдикционном отношении должна подчиняться Константинопольскому Патриархату.

Автор этой теории Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис), живший в начале XX века, опирался на своеобразное толкование все того же 28-го правила Халкидонского Собора, которое закрепляет за Вселенским Патриархом право окормлять варваров, обитающих на территории Малой Азии. Патриарх Мелетий считал, что речь идет о негреческом населении не только Малой Азии, но и всего мира.

— Но сейчас на одной и той же территории храмы подчиняются разным епископам?

Как уже было сказано, такое положение было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, не способствующими буквальному применению канонов, рассчитанных на естественное развитие церковной жизни. И в одночасье эту проблему решить невозможно. Различия между национальными диаспорами все-таки еще очень велики, у всех есть свои традиции, которые порой очень трудно бывает синхронизировать. Для того чтобы приблизиться к решению проблемы диаспоры, православные Церкви условились создать Епископские Собрания - структуры, которые бы объединяли канонических епископов из разных диаспор, служащих в пределах одного региона. Цель создания этих структур - демонстрация единства Православия, координация деятельности разных православных юрисдикций в условиях преобладающего инославного окружения.

— Может было бы вернее объединить эти епархии? Почему не может быть создан Парижский патриархат, или Лондонский? Если богослужения там давно производятся на местном языке, а значительная часть прихожан — это коренные жители и потомки ассимилировавшиеся эмигрантов?

Именно такое видение и разделяет Русская Православная Церковь. Свидетельство тому - дарование ею автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви. Однако образование новых Поместных Церквей должно происходить естественным образом. Для этого должны создаться определённые условия, когда в одном регионе православные общины разных юрисдикций достигли бы такой степени зрелости, что смогли существовать без всякой связи со своими материнскими Церквами, и все больше тяготели бы друг к другу. Такой процесс уже идет, но он требует немало времени и терпения.

Карта канонической территории Русской Православной Церкви в формате

Является преемницей учрежденной в 988 году Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата, перешедшей в 17м веке в юрисдикцию Московского Патриархата, который, в свою очередь, является преемником древних Митрополитов Киевских.

УПЦ получила права широкой автономии согласно Томосу Патриарха Алексия II и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25-27 октября 1990 года. Ее границы определены в границах Республики Украина. УПЦ является самой многочисленной религиозной организацией на всей территории страны, за исключением трёх западных областей (Львовской, Ивано Франковской и Тернопольской).

Предстоятелю УПЦ усвоен титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины».

По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром, УПЦ состоит из 43 епархий , которые управляются 54 четырьмя архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской

Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. В 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женскихБ 4.650 монашествующих.

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ)

Украинская Автокефальная Православная Церковь восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 30-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ (как и УГКЦ) на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.

19 августа 1989 года о выходе из юрисдикции Московского Патриархата объявил приход святых апостолов Петра и Павла во Львове во главе со своим настоятелем - протоиереем Владимиром Яремой. На соборе 1990 года предстоятелем был избран митрополит Мстислав (Скрыпник), после смерти которого большинство епископов УАПЦ перешло под юрисдикцию Московского Патриархата либо создававшейся Украинской Православной Церкви - Киевского Патриарахата. Вторым главой УАПЦ в современный период стал Ярема с титулом «патриарха Димитрия» (умер в 2000). В ноябре 2000 года новым предстоятелем УАПЦ избран Мефодий (Кудряков), носящий титул «митрополита Тернопольского и Подольского». УАПЦ на Украине имеет 11 епархий.

Общее число приходов (данные на 2001 год) - 556, число священников - 409.

Канонический статус и взаимоотношения УАПЦ с православными Церквями остаются неурегулированными .

Распространена преимущественно в Западной Украине.

Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат (УПЦ КП)

Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата была учреждена на т.н. "всеукраинском православном соборе" , проходившем 25-26 июня 1992 года, и включила в себя отколовшуюся часть бывшего Украинского Экзархата РПЦ и часть УАПЦ. Главным создателем этого движения является бывший митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (РПЦ) Филарет (Денисенко), который после проигрыша выборов на московский патриарший престол в 1990 году заключил союз с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком.

Сегодня носит титул «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси Украины».

Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси Украины и именует себя наследницей Киевской митрополи и в составе

Константинопольского Патриархата, существовавшей до 17го века.

Однако каноничность т.н. Киевского патриархата не признала ни Русская Православная Церковь, ни другие поместные православные церкви , включая Константинопольскую.

Решением Архиерейского Собора РПЦ , который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, монах Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Деянием Архиерейского Собора еще в 1992 году).

По данным УПЦ КП , церковь включает около 4000 приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).

К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей

Кроме того, в стране существует Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ)

Украинская Греко-Католическая Церковь также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского Патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской Империи. Является крупнейшей католической церковью восточного обряда. После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне национального подъема большую часть храмов. В начале 1990х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.

По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год , численность верующих составляет 4 миллиона 284 тысячи человек. В церкви около 3000 священников и 43 епископа. Церкви принадлежат 4 175 приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.

Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви - Верховный Архиепископ Киево Галицкий кардинал Блаженнейший Любомир Гузар (с 26 января 2001 года).

В последние годы Церковь лоббирует в Ватикане признание за кандиналом Гузаром патриаршего достоинства - пока безуспешно.

Является главенствующей конфессией в Львовской и Ивано-Франковской, отчасти в Тернопольской области, активно распространяется на Восток Украины. В 2005 году кафедра главы Церкви перенесена из Львова в Киев, где идет строительство кафедрального собора.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Беседа с протоиереем Виталием Косовским - секретарем Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви, благочинным храмов Киева, настоятелем Свято-Ильинского храма на Подоле.

Сегодня некоторые СМИ, - говорит отец Виталий, - на основании социологических опросов часто утверждают, что, дескать, УПЦ имеет больше храмов, чем УПЦ-КП, а прихожан там меньше. Ложь. Как ставится вопрос: “Вы за какую Церковь: киевскую или московскую?” Естественно, человек отвечает: “За киевскую”. А если его спросить: “Вы за какую Украинскую Церковь: законную каноническую или за раскольническую, не признанную мировым Православием?” Уверяю Вас, ответ будет: “За законную каноническую признанную Церковь”.

Сбывается пророчество в отношении родоначальника раскола на Украине, бывшего митрополита Киевского. Где-то в конце 70-х - начале 80-х годов по Киеву ходили слухи о том, что Филарет умрет простым дедушкой. Мы, естественно, недоумевали, как это может произойти? Ведь Филарет - правая рука Патриарха Московского, Экзарх Украины, человек, достигший таких высот в церковной иерархии. Как это он может умереть простым дедушкой? А ведь начинает сбываться… С точки зрения Вселенского Православия он, на сегодняшний день, - простой дедушка. Более того - преданый анафеме.

Вы были лично знакомы с нынешним главой Киевского Патриархата?

Я помню его совсем другим человеком, помню, что он говорил о раскольниках, помню, как учил нас держаться правил и канонов Церкви. Накануне печальных событий 1992 года он мне сказал: “Неканоническим путем мы не пойдем”. Это были его слова, которые слышали все преподаватели на педсовете. А буквально через три месяца он же и пошел неканоническим путем, прекрасно все понимая. Теперь он утверждает, что каноны не важны, что они устарели. А иногда он утверждает, что нет такого понятия как “каноничность”.

Но, извините, в каждом государстве есть законы, нарушение которых влечет за собой наказание. Точно также и в Церкви есть законы, называемые канонами. По ним обязаны жить члены церковного общества. В церковном законе говорится также и о людях, самочинно выступающих против установленных правил: они подлежат различным прещениям. Не только ушедшие в раскол, но и совершившие убийство, грех прелюбодеяния, аборт. Церковь говорит: “Да будет отлучен от причастия на такой-то срок”. А если человек закосневает в грехе, упорствует, да еще и начинает бороться против Церкви, такого человека Церковь отсекает от себя: “Да будет анафема”. Тем самым констатируя факт, что человек в угоду своим физическим, политическим или каким-то другим идеям сам поставил себя вне Церкви.

Говорят, что каждая Церковь, которая пыталась стать самостоятельной, долгое время добивалась признания. Даже Русская Церковь в течение 130 лет не признавалась…

Не признавалась не Русская Церковь, а ее статус. Никто не ставил под сомнение законность Таинств и иерархии Церкви в то время. Никто никого не отлучал и не предавал анафеме. Совсем другие были и политические условия. Константинополь, находясь под владычеством турков, не мог полностью владеть религиозной ситуацией. Тем более управлять отдаленными территориями. Это был вынужденный переход к самостоятельному управлению. А что у Филарета? Что его толкнуло на раскол, какова причина? Разве чужестранцы захватили нашу страну или она попала под мусульманское владычество? Нет!

Я не знаю, какие цели он преследовал. В своих интервью он говорит, что не стал Патриархом Московским, потому что был украинцем. Никаким украинцем он никогда не был, никогда не говорил ни слова по-украински, а тех, кто говорил, отправлял на самые дальние приходы и говорил, что это не язык, а наречие, гибрид. У него была одна цель - стать во главе самостоятельной Церкви, притом любым способом. Не удалось стать Патриархом Московским, решил стать Патриархом Киевским. Желание власти толкало его на любые поступки.

А сама власть какую роль сыграла в этом?

Самую непосредственную. Без поддержки тогдашнего Президента Кравчука у Филарета ничего просто бы не вышло.

На Соборе в Москве Филарет сказал, что приедет в Киев и уйдет c поста предстоятеля УПЦ. Украинские архиереи предупреждали, что он обманет, и Патриарх спросил Филарета при всех еще раз. И тогда Филарет не без раздражения ответил (цитируем по сохранившейся аудиозаписи): “Мы ведь христиане. Сказано в Писании: “Да будет слово ваше да - да, нет - нет, а все остальное от лукавого”. Это было произнесено перед Крестом и Евангелием. Нарушение архиереем данного на Соборе слова есть клятвопреступление.

Филарет приехал в Киев и вместо того, чтобы созвать собор УПЦ и подать в отставку, собрал пресс-конференцию и отказался покинуть пост предстоятеля. Следовательно, он поступил как клятвопреступник.

Но ведь в названиях УПЦ-КП и УАПЦ присутствуют слова “Православная Церковь”. Сегодня многие говорят о трех ветвях украинского православия, о трех различных юрисдикциях…

Правильно, можно говорить о трех ветках - об одной зеленой и двух сухих. Одна дает плоды, тень, жизнь, а две другие нет. Нарушение церковных законов ведет к утере благодати Божией. Если Филарет был митрополитом, ему это звание дала Русская Православная Церковь, не сам же он его себе присвоил, таким образом, РПЦ имела право и отнять у него это звание. Кто ему дал звание патриарха? Он из анафематствованного, расстриженного мирянина стал сразу “заступником патриарха” Мстислава (Скрыпника), без прохождения определенного пути в новой религиозной организации. Даже сам Мстислав до конца своих дней так и не признал ни УПЦ-КП, ни Филарета своим “заступником”.

Но на каком тогда основании существует Киевский Патриархат? Говорят, что на основе объединившихся УПЦ и УАПЦ. Но ведь УПЦ продолжила свое существование, в ней остался весь епископат, монастыри, храмы. УАПЦ тоже существует, ее бывший глава патриарх УАПЦ Мстислав не признал объединения. Большинство епископов УАПЦ также не пошли за Антонием Масендичем, выступавшим от имени УАПЦ, который и сам через время сбежал от Филарета, покаялся и стал епископом Русской Церкви.

Самое интересное то, что Филарет сидел на Пушкинской в резиденции, а его “патриарх” - в каморке с электроплиткой на третьем этаже. Сейчас уже никто и не вспоминает, что Владимир Романюк умер при загадочных обстоятельствах. Неудивительно, что его похороны были превращены в трагическое шоу с демонстрацией силы, когда крышкой гроба отбивались от ОМОНа, а гробом таранили оцепление. А чтобы похоронить Романюка у стен Софии Киевской как раз кстати пришлись “случайно” оказавшиеся под рукой ломы и лопаты.

Не следует забывать, что раскольниками совершаются лжетаинства. Это страшнее всего. Люди остаются некрещеными, невенчанными, неотпетыми, а, следовательно, загублены их души.

Сегодня все говорят о необходимости создания единой Поместной Православной Церкви?

Она уже существует - Украинская Православная Церковь. Она имеет полную юридическую, финансовую, экономическую самостоятельность. Мы сами учреждаем и упраздняем епархии, поставляем епископов, канонизируем святых, избираем себе Предстоятеля. Наша связь с Московской Патриархией совершается только в молитвенном поминовении Патриарха за богослужением. Греко-католики поминают папу Римского, и никто от них не требует отказаться от этого. Кстати, епископов для УГКЦ поставляет Рим, он же их снимает, и никого это не смущает.

Наша Церковь является Поместной еще и потому, что находится по месту, на всей территории Украины. Ее Предстоятель Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир признан всеми Поместными Церквами. Ведутся консультации между Константинопольским и Московским Патриархатами, другими Поместными Церквами о преодолении расколов, в том числе и в Украине, каноническим путем.

Какая нам нужна еще Церковь? Те, кто отошел, должны прийти, покаяться и вернуться в единство. Кем был Филарет? Он был нашим митрополитом, затем он не подчинился Церкви, ушел в раскол, создал новый “патриархат”. Пусть вернется со всеми своими “епископами”, а Церковь решит, как их принять.

Есть законная Церковь, и механического объединения с раскольниками быть не может. Только присоединение тех, кто отпал. По-другому никак. Людям нужно говорить правду, а не провозглашать политические лозунги.

Сегодня начат процесс реституции церковного имущества. Есть ли проблемы на этом пути?

К сожалению, государство до сих пор не определилось с правопреемником церковного имущества, национализированного советской властью. Отсюда парадоксальная ситуация: отбирали у одной Церкви - Русской Православной, а раздают всем, кому посчитают нужным. Такой подход чреват конфликтами в будущем, ибо вопрос о возвращении имущества законному владельцу встанет рано или поздно. Более того, Русская Православная Церковь официально отказалась от прав на церковное имущество на территории Украины в пользу канонической Украинской Православной Церкви, а не раскольнических группировок.

Жаль, что Указ Президента появился после того, как большая часть прежнего церковного имущества уже распродана и приватизирована. Когда ставится вопрос о возвращении церковного имущества, нам говорят, вы, мол, докажите, что здание или икона были отобраны у Церкви насильственным путем. А что, мы сами это все отдали? Или, может, не было тысяч новомучеников?

Как десятилетнему Киевскому Патриархату может принадлежать Владимирский собор, а вновь созданной УАПЦ - построенная царем Андреевская церковь. На каком основании передали греко-католикам Николаевскую церковь на Аскольдовой могиле? Вот вам и имущественная основа для существования расколов и будущих межконфессиональных конфликтов.

К сожалению, у нас все делают в угоду времени, в угоду революционной или политической целесообразности, а не по законам государственным и церковным. А это напоминает евангельскую притчу о доме, который построили не на камне, а на песке…

Беседовала Марианна СУЩЕНКО

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Каноническая территория (также территория пастырской ответственности , миссионерское поле ) - ограниченная область полномочий какой-либо части Церкви . Миссионерское поле всей Соборной Церкви Христовой - всё мироздание (ср.: поле есть мир , Мф. 13, 38).

Терминология

Термин "каноническая территория" возник в конце века, в Русской Православной Церкви . Сами древние каноны устанавливают запреты на бесчинное преступление границ определённых "пределов" , или, конкретно, "стран," "областей," "митрополий," "епархий," "градов," "церквей," "приходов," и т. д. На начало XXI века в документах Русской Церкви также употребляются синонимичные понятия "территория пастырской ответственности" и "миссионерское поле," закрепленные за конкретными поместными Церквами, благочиниями, приходами и т. п. .

Становление канонического порядка

Присоединение все большего числа людей к Церкви обусловило создание надъепархиальных управлений. Так-как границы церковных областей зачастую сообразовывались с гражданским территориальным делением, объединение провинций Римской империи в диоцезы в начале века повлекло за собой учреждение соответствующих им митрополий . Первым епископом митрополии - митрополитом - становился епископ столицы диоцеза, а другие епископы оказывались у него в подчинении, хотя в пределах своих епархий они сохраняли полноту церковной власти. Немного позднее в ту же эпоху сложились патриархаты , объединяющие ряд митрополий под началом одно первоиерарха - патриарха .

В последующие века в употребление Православной Церкви вошли несколько других надъепархиальных и подъепархиальных управленческих единиц. При этом канонический строй определенный Церковными Соборами -VIII веков остаётся общепринятым образцом и мерилом церковного устройства для всей Православной Церкви. Главное побуждение к верности законно установленному церковно-территориальному делению наиболее ясно выражено в 8-м правиле III Вселенского Собора , которое постановляет:

дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников: но если кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирская; и да не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков. И так святому и вселенскому Собору угодно, чтобы всякая епархия сохраняла в чистоте, и без стеснения, сначала принадлежащие ей права, по обычаю издревле утвердившемуся ."

Единицы канонической территории

Ниже приведены по возможности краткие характеристики. Подробнее см. в соответствующих статьях.

  • Епархия (епископия, кафедра) - единственная единица необходимая для существования поместной Церкви ; под началом архиерея ; существует с апостольских времён.

Надъепархиальные

  • Патриархат - единица высшего уровня; редко - подчинённая; под началом патриарха ; известен с века.
  • Католикосат - аналог Патриархата в землях к востоку от Римской империи; под началом католикоса ; известен с века.
  • Экзархат (экзархия) - объединение епархий обособленного края; редко - единица высшего уровня; под началом экзарха ; известен не позднее века.
  • Митрополия - объединение епархий; реже - единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом митрополита ; известна с века.
  • Митрополичий округ - обычно синоним митрополии; редко - различается от митрополии в степени самостоятельности.
  • Архиепископия - единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом архиепископа ; известна не позднее века.

Подъепархиальные

Экстерриториальность

Несмотря на территориальные принципы церковного управления, с древности существовали примеры исключения отдельных лиц, групп или учреждений из подчинения поместной канонической власти - т.н. экстерриториальность . Важнейшие первоиерархи, в первую очередь столичные епископы - папа Римский и патриарх Константинопольский - со временем получили возможность направлять своих полномочных представителей (легатов , экзархов) в пределы других епархий. Не позднее века появились ставропигии - монастыри исключённые из ведения местного архиерея и подчинённые напрямую первоиерарху церковной области.

Впоследствии подобное устройство распространилось на ряд особых учреждений или групп. Поместные Церкви и обители стали учреждать вне своей канонической территории подворья , преклоненные монастыри , посольские церкви и духовные миссии , которые имели двойное подчинение - как местной духовной власти, так и учредившей их. В



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: