Где находится родовая усыпальница князей радзивиллов. Костел божьего тела в несвиже

Второй раз гробы вскрывали в 1953 году, сразу после смерти Сталина (это точно помнят жители Несвижа. - Авт.). Чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, советские ученые под руководством профессора В.Ф.Червакова искали самые совершенные методы бальзамирования.

В надежде найти уникальный рецепт для мумифицирования ученые спускались в четырехсотлетнюю гробницу Радзивиллов. Точно вскрыли несколько гробов и бочонок с забальзамированным сердцем княгини Радзивилл. Но помогли ли несвижские секреты поддержать тело вождя всех народов?

Пане Каханку моль оставила без штанов

В Национальной библиотеке Беларуси мне удалось отыскать публикацию 1971 года, повествующую о результатах тех исследований. Любопытно, что даже дата вторжения в крипту была сознательно искажена. Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана - 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Первым комиссия из Москвы открыла самый древний гроб - Николая Кшиштофа Радзивилла Сиротки. Ученые ожидали увидеть мумию в плаще пилигрима - так завещал сам князь. Вместо этого открылась иная картина: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шелковая рубаха, на ногах - белые чулки машинной вязки. Под головой лежала холстинная подушечка, набитая неистлевшим сеном, а под ней… скомканный медицинский халат и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой значилась парижская фабричная марка.

Все эти предметы относились явно к 1905 году. Комиссия переодела Сиротку!.. Советские ученые задались вопросом зачем.

Ответ был найден быстро. На дне гроба лежало много сухой моли и мелкие черные шерстинки. Знаменитый плащ пилигрима уничтожила моль!.. Не пощадила она и мумию: по свидетельству ученых, от нее остался скелет с остатками высохших тканей.

Рецепт Радзивиллов не был уникальным

Вскрытие нескольких других гробов позволило достаточно точно установить способ, которым радзивилловские врачи бальзамировали умерших хозяев. В то время по христианским канонам вскрытие покойника было строго запрещено. Поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальсанами» (бальзамами) и смолистыми пахучими веществами, не производя вскрытие, не удаляя внутренние органы.

При этом мази наносились только на переднюю поверхность. Ткани высыхали, и верх тела сохранялся, образуя своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть высыхала и распадалась.

Так отыскала ли комиссия то, что хотела - секрет бальзамирования белорусских магнатов?.. Ответить сложно. Выводы показали, что никакого особенного секрета и не было - врачи просто опирались на знания и опыт, доступные в те времена.

Герметичные саркофаги вскрывать не решились

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника - без особенной обработки - просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Где Радзивиллы взяли рецепт мумификации?

Самая вероятная версия - в Египте. В 1583 году Николай Кшиштоф Радзивилл Сиротка совершил путешествие в Италию, Иерусалим и Египет.

В своей знаменитой книге «Перегринации» Сиротка довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что “розныя зеллі і масці так спеклі целы, што тыя ажно свецяцца, як смала зацвярдзеўшы…косці тых целаў цэлыя і надта белыя, бо тыя масці пахучыя і ад счарнення іх бароняць…” «…намазаныя тры тысячы гадоў цэлыя ляжаць».

Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела - мужчины и женщины. Но везти их целиком было нельзя: считалось, что мумия на корабле может принести этому судну гибель. Поэтому каждое тело поделили на три части, каждую из которых упаковали в отдельный ящик.

Уже когда мумии были погружены на корабль и судно ждало попутного ветра, поднялась страшная буря. Моряки стали паниковать: мол, все погибнем. Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказывает выбросить все ящики в море.

Сиротка не довез до Несвижа мумии, но привез саму идею бальзамирования.

Разрешение на создание усыпальницы давал лично Папа Римский

Несвижский костел Божиего Тела в этом году будет отмечать 415-летие. Строил костел гениальный итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони.

Чтобы основать усыпальницу, Сиротка ездил просить разрешения у Папы Римского. Папа благословение дал. Таким образом, в Несвиже возникла третья в Европе семейная гробница после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.

Основывая семейную усыпальницу, Сиротка установил два правила. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (надо сказать, что Сиротка сам же и нарушил его - к его ногам позднее лег верный слуга). Второе: все умершие погребаются в простой одежде, без украшений. Благодаря этому мудрому закону, про который знали все, на протяжении веков усыпальница не подверглась разграблению - вскрывать гробы ради мумий искателям кладов не было резона.

Первым Радзивиллом, погребенным в крипте, стал сам Сиротка; произошло это 28 февраля 1616 года.

Усыпальницу спасали Кеннеди и Муссолини

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода , 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать - пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Легенды о крипте

Пожалуй, самый легендарный гроб в усыпальнице - горбатый (крышка с «горбом»). По легенде, здесь похоронена юная княжна, которая замерзла, ожидая в парке своего возлюбленного. Ее окоченевшее тело не смогли положить в гроб.

Вскрытие показало, что в гробу еще один, где покоилась 74-летняя княгиня Карницкая-Радзивилл. А на крышке была приделана изящная ваза - для этого внешний гроб и пришлось изготовить с «горбом».

Кстати, именно из-за этой вазы тело покойной не сохранилось: нарушилась герметичность гроба, и покойница просто «рассыпалась».

Возле одного из саркофагов стоит железный бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что все, что от него осталось, сложили в такую емкость.

Но и эта легенда тоже была развенчана. В бочонке, в специальном растворе, оказались сердце, легкие, печень и почки. В 19 веке уже делали вскрытие. Один из Радзивиллов запретил удалять внутренние органы своей жены: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили». На гробу любимой он выковал эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах - дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики - это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой - в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Мумии Радзивилов - не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…

  • Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов

Контакты

Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов

375 1770 2 06 02

Минская обл., г. Несвиж, ул. Замковая
Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Координаты для навигации:

53.222768, 26.691699

375 1770 2 06 02

Благодарим за заказ! Мы доставим Вас в "Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов" максимально комфортно и оперативно!

Факты

  1. Первым белорусским книгоиздателем был Франциск Скорина. Но первые книги непосредственно на территории Беларуси и на белорусском языке были изданы несколько позже именно в Несвиже Симоном Будным. «Новый завет» с комментариями Будного считается первым в мировой литературе случаем рациональной критики Евангелия.
  2. В Несвиже появился один из первых театров, созданный Франтишкой Уршулей Радзивилл и располагавшийся в «Комедихаузе». Хоть представления велись и на польском языке, театр стал первым в Беларуси и давал представления не только в Несвиже, но и за его пределами.
  3. Прямо возле Несвижа проходит водораздел между бассейнами Балтийского и Черного морей. На территории деревни Осмолово, что чуть южнее Несвижа, протекают реки Лань и Уша. Первая затем впадает в Припять и Черное море, вторая – в Неман и Балтийское море.
  4. В Несвиже произошло первое в Восточной Европе восстание в гетто – 21 июля 1942 года. Памятный знак в честь жертв несвижского гетто установлен в Иерусалиме.
  5. Несвижский замок хранит немало тайн. Под его валами проходят подземные ходы, а легенда гласит, что в подземельях спрятаны 12 статуй апостолов, сделанных из золота. Статуи якобы были покрыты драгоценными камнями, а утеряны они были во время войны 1812 года.
  6. Самая известная легенда замка связана с Черной Панной – Барбарой Радзивилл, которая якобы разгуливает по его коридорам. Интересно в этой легенде то, что Барбара Радзивилл умерла в 1551 году, еще до того, как нынешний каменный замок был заложен, да и сама она ни разу не была в Несвиже.

Что посмотреть

  • Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов
  • Идеально сохранившаяся замковая башня
  • Слуцкая брама – часть исторических фортификаций
  • Ратуша и историческая застройка

А посмотреть здесь действительно есть на что. Это и дворцово-замковый комплекс Радзивиллов, бывший на протяжении нескольких веков основной резиденцией одного из самых богатых и знатных родов ВКЛ и Речи Посполитой, и удивительная замковая башня, сочетающая в себе черты готики и ренессанса, и городская ратуша, сооруженная в честь обретения городом магдебургского права, и находящиеся рядом с ней старинные торговые ряды, и уникальная Слуцкая брама, встречающая гостей исторического центра с востока, и многое другое. Сами улицы, несмотря на события последних столетий, хранят богатую историю города, которую можно сполна ощутить и сегодня.

Центральное место в Несвиже занимает дворцово-парковый ансамбль. Это не только замок с прекрасным внутренним двором, рвом и фортификациями, но и парк площадью более 90 гектаров, водоемы и прилегающая территория. Поражает органичное сплетение различных архитектурных стилей комплекса: за время его существования он приобрел различные черты ренессанса, классицизма, барокко, рококо, модерна и неоклассицизма. Сейчас замок полностью восстановлен, внутри располагается историко-культурный музей с богатой экспозицией, есть гостиница и ресторан.

Костел Божьего Тела, строительство которого началось в 1587 году, стал первым в Восточной Европе храмом в стиле барокко. Долгие годы костел принадлежал ордену изуитов. Белоснежный фасад храма великолепно вписался в атмосферу старинного города. Уже в XVIII веке рядом с костелом на средства помещика Булгарина была построена часовня, архитектором которой вероятнее всего был итальянец Маурицио Педетти. Интерьер костела богато декорирован скульптурными – барельефы, бюсты, мраморные алтари и памятники – и живописными изображениями. Главный алтарь украшает картина художника Ксаверия Геского «Тайная вечеря», созданная в 1750-е годы. В подвалах костела находится фамильная усыпальница Радзивиллов – 70 саркофагов, 2 канопы и урна с прахом. Костел и крипта открыты для посещения.

Возле костела возвышается замковая башня, построенная в конце XVI века, в архитектуре которой видны черты готики и ренессанса. Изначально она была частью городских оборонительных сооружений. Но уже в XVIII веке стала использоваться как звонница-колокольня. Башня хорошо сохранилась, и кажется, что ее возвели совсем недавно. Стены из красного кирпича и белые контуры окон неизменно привлекают внимание туристов.

Превосходный парк является частью дворцово-замкового ансамбля. По сути это несколько различных парков, созданных в XIX и начале XX века. Всего за 25 лет их было создано пять: Замковый, Старый, Японский, Английский и Марысин. Общая площадь парков составляет более 60 гектаров. Каждый парк по-своему интересен и неповторим. Кроме парков следует обратить внимание на озера: Дикое, Замковое, Бернардинское, Девичье, которые являются органической частью природного ансамбля.

Почти сразу после обретения городом магдебургского права была создана городская ратуша. Строительство завершилось в 1596 году на средства самих горожан, а работами руководил Ян Мария Бернардони. Будучи построенной как самая высокая точка города, ратуша и сегодня остается таковой: ни одно здание за пять с лишним веков не оспорило ее первенство. Сегодня в ратуше представлена музейная экспозиция и проводятся экскурсии.

Еще одно превосходное барочное сооружение ― знаменитая Слуцкая брама. Раньше она была частью городских фортификаций и воротами города со стороны Слуцкого тракта (с юго-востока). Со временем массивные дубовые ворота сняли, а браму перестроили в барочном стиле. Теперь брама служит символом могущества Радзивиллов, Несвижа и ВКЛ тех времен, своеобразной триумфальной аркой. В летний период Слуцкая брама открыта для посетителей.

Нынешний Несвижский государственный педагогический колледж им. Якуба Коласа на протяжении нескольких веков был женским монастырем бенедиктинок. Несмотря на смену профиля, здания бывшего монастыря во многом сохранили свою атмосферу и внешний вид. Особенно интересна брама-колокольня, построенная в 1760-е годы.

Городская застройка представляет большой интерес для туристов. Обязательно прогуляйтесь по старому городу – Вы будете немало удивлены разнообразием архитектурных стилей.

В самом замке и некоторых других исторических памятниках регулярно проходят костюмированные представления. Смотрите расписание!

История

Несвиж был основан до появления в городе замка: первое его упоминание относится к 31 мая 1223 года. Впрочем, археологические раскопки говорят о том, что поселение здесь появилось лишь в XV веке. В результате пересмотра исторических данных сейчас склоняются к тому, что первое упоминание о Несвиже все же датируется 1445 годом.

Изначально город и земли вокруг него принадлежали Миколаю Яну Немировичу, получившему их от великого князя. В 1492 году Несвиж попал в распоряжение к одному из наиболее богатых людей ВКЛ – Петру Кишке. Вскоре владельцами города стали Радзивиллы.

Николай Радзивилл Черный в 1547 году добился получения титула «князя Священной Римской империи» для себя и своих потомков. С этого момента и началось стремительное развитие Несвижа как культурного центра и основной резиденции одного из самых богатых и влиятельных родов Великого княжества Литовского. В 1586 году Радзивиллы закрепили Несвиж за собой юридически в качестве ординации – неделимого владения, передаваемого по наследству только старшему сыну. В этом статусе город оставался до 1939 года.

В 1560-е годы в Несвиже действовала типография, в которой были изданы первые книги на белорусском языке на территории современной Беларуси. Здесь же увидели свет философские и религиозные книги на польском языке, и один из первых нотных сборников в ВКЛ – «Канционал». Примерно тогда же появляется и первый театр.

Сын Черного Николай Христофор Радзивилл Сиротка превратил деревянный Несвиж в каменный. Вернувшись из путешествия по Европе и Ближнему востоку полным идей, он стал воплощать эти идеи в городе, благо, средства богатейшего рода позволяли делать это достаточно быстро. В итоге при нем хаотичная застройка сменилась аккуратной квартальной, вокруг города появились укрепления, а на месте многих деревянных строений появились каменные, созданные итальянскими архитекторами в стиле барокко.

Сиротка снял с местных жителей часть феодальных повинностей, а также ослабил налоговое бремя, что способствовало бурному росту ремесленной деятельности и экономики Несвижа в целом. Кроме того, при нем город получил магдебургское право. В Несвиже начали действовать слесарный, ткацкий и портняжный цеха. В 1583 году началось строительство каменного замка, который расположился несколько южнее существовавшего до этого деревянного. Вскоре на центральной площади за деньги горожан возводится ратуша, а у въездов ― каменные ворота (брамы). За это же время в Несвиже появились каменные культовые сооружения – иезуитский костел, монастыри бернардинцев, бернардинок и доминиканцев. В 1586 году город, согласно привилею короля Стефана Батория, получил собственный герб.

В 1655 и 1660 годах замок безуспешно штурмовали войска московского царя. В 1706 году Несвиж полностью разграбили шведы. Впрочем, уже через несколько десятков лет он снова блистал. В эпоху Михаила Казимира Радзивилла по прозвищу Рыбонька (1702-1762 годы) в Несвиже действовал театр, типография, кадетский корпус, ряд мануфактур, был восстановлен дворец, отреставрирован костел, упорядочена семейная усыпальница.

В ходе борьбы за власть и влияние между Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку и князей Чарторыйских последние прибегли к помощи российской императрицы Екатерины II. В результате в 1764 и 1768 годах город был оккупирован российскими войсками. После второго раздела Речи Посполитой он стал частью Российской империи, но остался в собственности Радзивиллов.

В 1921 году Несвиж стал частью Польши, в 1939 году – СССР, а с 1941 по 1944 год находился под оккупацией Германии. В послевоенное время Несвижский замок был превращен в санаторий «Несвиж», который подчинялся КГБ, а позже – Четвертому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и управлению «Межколхозздравница». С распадом СССР замок перешел в распоряжение Министерства культуры Беларуси, после чего началась масштабная реставрация. Она завершилась в 2012 году, а официальное открытие замка состоялось 20 июля того же года.

В сентябре 2014 мы в рамках путешествия по Беларуси мы посетили Несвижский замок, и конечно же, Фарный Костел Божьего тела, расположенный рядом и связанный с знаменитым родом Радзивиллов-владельцев замка. Перед поездкой мы читали отчеты других путешественников, но даже не могли представить, какая красота сокрыта за скромными церковными стенами, а в крипте рода Радзивиллов буквально пробегает мороз по коже.

Так как мы провели в гостинице на территории Несвижского замка две ночи, времени у нас было предостаточно на то, чтобы спокойно и без спешки осмотреть весь комплекс. Фарный костел мы оставили на закуску. Заранее мы запланировали, что попробуем договориться на счет индивидуальной экскурсии в туристическом центре, которые находится под стенами костела.


Сонная девушка за стойкой, очень удивилась тому, что мы выразили желание, вот так сразу пойти на осмотр с экскурсоводом. Она пропела что-то вроде того, что это дело очень сложное, и что надо было заказывать экскурсию заранее (при этом два дня мы ходили по Несвижскому комплексу практически в одиночестве, толп туристов видно не было). В общем, немного повыделывалась и за 5 минут договорилась и с костелом, и с гидом о проведении экскурсии. Стоимость - 160 000 белорусских рублей (что-то около 500 рублей, что, согласитесь, на троих человек очень дешево).
Мы подождали всего 30 минут, после чего подошла довольно милая молодая девушка и повела нас к собору.


Рядом с фарным костелом находится бывшая въездная башня к замку Радзивиллов. Сегодня она играет роль колокольни.

Около входа она рассказала нам очень коротко историю собора и рассказала, на что обратить внимание на фасаде.
Первым делом мы, как глупые мартышки, спросили ее о том, что означает слово «фарный». Оказалось, все просто, это слово означает «приходской». В восточной Европе Фарные костелы довольно часто встречаются, например, на территории Эстонии и Польши.

Итак, Фарный костел был построен по распоряжению Миколая Христофора Сиротка из рода Радзивиллов, того самого, который построил в Несвиже каменный замок. Сразу возникает вопрос, зачем был нужен такой шикарный, огромный собор в такой глуши как Несвиж? Все очень просто, Миколай Христовор Сиротка перешел в католичество из протестанства. Когда монахи ордена иезуитов приехали в Несвиж, город им жутко не понравился, и они не дали на это разрешения. Радзивилл Сиротка воспринял это как личное оскорбление и пригласил лучшего итальянского архитектора Джовани Бернардони, который участвовал в строительстве самого главного иезуитского храма Эль Джезе. Архитектор провел в Несвиже ни много ни мало, 10 лет, построив и дворец, и костел.
Строительство костела было завершено в 1593 году, а освящение прошло в 1601 году.
Несвижский костел построен в стиле барокко. На фасаде храма можно увидеть надпись на латыне, которая переводится как «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Своем».

В нишах на фасаде установлены 4 скульптуры святого Николая (покровитель бедных), святого Христофора (покровителя путешественников). На верхнем ярусе - Игнатий Лойола и св. Франциск Ксаверия.

Пока мы слушали историю на улице, к нам несколько раз пыталась прибиться пара россиян, причем первый раз они даже спросили, как можно заказать экскурсию. В конце концов, они также к нам присоединились, три раза перебив нашу экскурсию. Поэтому проще было из взять с собой, чем постоянно отбиваться.
Осмотрев собор снаружи, мы отправились во внутрь.

На пороге храма экскурсовод сказала нам, что если мы хотим посетить фамильную усыпальницу Радзивиллов, то нужно заплатить с каждого по 10 000 белорусских рублей - сбор на восстановление храма. Что ж, мы не жадные, надо так надо.
Перед входом в собор экскурсовод нам строго-настрого сказала, что снимать нельзя (под страхом быть «избитой» храмовыми смотрителями сделали несколько фотографий на телефон без вспышки, ну мы ж не для себя, все для читателей.

Итак, войдя в собор мы застыли в изумлении. Вот чего-чего, а такой красоты мы никак не ожидали увидеть. Мы с Наташей сразу вспомнили барочные соборы, которые мы видели в прошлом году в австрийской Штирии, роскошь вполне себе сопоставима.

Стены и потолок собора были расписаны в технике гризайль во времена Радзивилла по прозвищу Рыбонька, придворными художниками Радзивиллов, отцом и сыном Гесскими.

В самом центре собора, где обычно находится иконостас расположена икона «Тайная вечерия», которое производит очень сильное впечатление. Икона очень странная, она отличается от привычных изображений этой сцены. Во-первых, Господь и его ученики сидят за круглым столом. На переднем плане расположен Иуда, который в одной руке держит мешочек с 30 серебряниками. Никто из апостолов не отбрасывает тень, кроме Иуды. Авторство иконы установили следующим образом: при реставрации в складках платья Иуды была найдена средневековая авторская подпись с фамилией Гесский.

В Соборе мы еще раз себя мысленно похвалили, за то, что не зажали деньги и взяли индивидуальную экскурсию, ведь экскурсовод указала на множество интересных деталей.
Первым делом мы подошли к древнему алтарю, который сохранился в 16 века. Интересной деталью здесь являются фигуры ангелов, поддерживающих колонны. По интерпретации историков это означает символическое возвращение к правильной вере семейства Радзивиллов.

В интерьере собора есть и фрески, и иконы, и красивые барельефы. У каждого барельефа своя историю. Очень романтична история барельефа, посвященного Констанции Радзивилл (скульптурная группа - женщина, сидящая на мраморном гробе). Барельеф нашли совершенно случайно, он прятался за иконой. На скульптуре трогательно-нежная надпись «Кроме жизни всем я обязан только тебе».
Кроме этого есть барельефы Радзивилла Сиротки и его сыновей.

Особое место в рассказе экскурсовода занял Григорий Викентьевич Колоссовский, который был ксендзом собора во времена великой отечественной войны. Когда немцы заставляли всех сдавать под страхом смерти цветные металлы, Григорий Викентьевич раздобыл справку, что церковный орган был уже сдан, а сам с помощниками разобрал его и закопал в своем огороде, таким образом спасая ценную вещь. В конце войны в купол попал снаряд и начался пожар, однако и тут Г.Колоссовский не растерялся, позвал на помощь, и общими усилиями пожар был потушен. Несвижский собор Божьего тела со дня его основания не закрывался ни разу.

В общем, выслушав все реальные и вымышленные истории, мы спустились в страшное место, в семейный склеп Радзивиллов. Кстати, без экскурсовода вход туда запрещен, но даже без экскурсии советую просто дать немного денег смотрительнице, почему-то мне кажется, что она пропустит.

Семейное захоронение Радзивиллов

В небольшом подземном помещении расположились 72 гроба. Первое захоронение датируется 1616 годов, последнее 1999. Честно говоря, место жутковатое. В голову почему-то сразу лезли фильмы о вампирах. Но с нами была экскурсовод и она всеми силами подливала масла в огонь, различными страшилками и легендами. Она с удовольствие делилась с нами секретами бальзамирования, рассказывая в подробностях, как в те времена делали мумий. Радзивилл сиротка привез с собой из Египта секрет бальзамирования тел, которым впоследствии очень интересовались советские ученые, которые три раза встревали усыпальницу.
Первое что мы заметили, что гробы физически очень большие. На самом деле оказалось, что это гробы-матрешки, то есть внутри большого гроба находится еще один, деревянный или металлический. У более поздних захоронений в гробах установлено стекло, чтобы можно было видеть лицо, вернее то, что от него осталось. По словам экскурсовода - лучше это зрелище не видеть.
Одной из легенд была история о горбатом гробе. Якобы в средние века, одна из дочерей князя Радзивилл влюбилась в простого парня и забеременела от него. Чтобы избежать позора, девушку заточили в башне и объявили сумасшедшей. Там она и родила дочурку. Пока мать была в горячке девочку выкрали. Верная служанка рассказала бедной девушке. Измученная горем княжна обманула охранников и побежала к тому месту, которое ей указала служанка. На утро ее нашли сгорбленной от горя и мертвой. Из-за того, что труп не смогли разогнуть, пришлось и похоронить в горбатом гробу.

В общем, история в реальности история была прозаичнее. В гробу располагалась... ваза для цветов, видимо любимая вещь одной из женщин рода Радзивилл.
В небольшом склепике слева от входа можно увидеть несколько взрослых гробов и 12 детских маленьких гробиков. С этим захоронением также связана страшная история. В маленьких гробиках дети и внуки несчастной Екатерины Радзивилл, жены Михаила Сиротки. По легенде, которую разнесла людская молва, душа матери каждый день прилетала к слепу и превращалась здесь в сову. Сова по ночам кричала истошным голосом, да так, что у каждого, кто слышал эти звуки, волосы становились дыбом. Из 33 детей у нее выжили только 4, представляете, какая была тяжелая судьба этой женщины?

Особо эффектно было, когда мы, находясь в склепе, услышали странные стуки. Казалось, что кто-то стучал по крышке гроба...изнутри. Услышав это, все нервно посмеялись и потихоньку стали двигаться к выходу.

Интересно удалось Радзивиллам согласовать с Римом создание крипты, хотя по христианским законам усопшие должны быть пограблены под землей. Род был богатый и могущественный, все понятно, Рим дал разрешение, так как крипта располагается ниже уровня земли, а, значит, можно считать, что тела расположены под землей. Хитро?
В общем, с интересом выслушав все байки и легенды, мы поднялись наверх.

В храме уже никого не было и мне удалось сделать несколько фотографий на телефон, правда смотрительница поругала за то, что я задержалась в костеле пока она прохлаждалась на уличной лавочке. Вообще она вела себя очень некрасиво, как будто этот костел является ее собственностью, культурно общаться женщину, явно, никто не научил.

В то время как я фотографировала документы в дверях храма, она на меня бросилась буквально с кулаками, с криками «Знаю я вас туристов, вы меня не проведете!». На слова о том, что я фотографирую на улице тетка внимания не обратила. Но мне было все равно, так как в кармане лежал телефон с трофейными фотографиями.

В общем, вот такая у нас получилась экскурсия. Если будете в Несвиже, обязательно посетите Костел с экскурсией. Несмотря на то, что в костел вход бесплатный, с гидом вы получите удовольствия в несколько раз больше.

Поиск дешевых авиабилетов в Минск

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии

Отели Минска

Усыпальница магнатов Радзивиллов находится под Фарным костёлом. В костёле вход в крипту найти сложно. У левой костельной стены стоит небольшая каменная тумбочка, в котрой сбоку маленькая дверца. На всякого, кто спускается в это молчаливое царство, смотрит череп на фоне перекрещенных лопаты и косы.
Само помещение крипты находится фактически выше уровня земли – на то, чтобы основать ее, Николай Криштоф Радзивилл по прозвищу Сиротка ездил получать разрешение у папы Римского. По христианскому обычаю тело должно быть предано земле, а в крипте тела остаются как бы непогребёнными. Учитывая заслуги Сиротки (он много лет путешествовал по святым землям Сирии, Египта и Палестины и был одним из первых рыцарей Гроба Господня), папа дал Радзивиллу привилей на основание усыпальницы.
К слову, это была третья гробница в Европе после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.
Несмотря на то, что в крипте есть окна и она расположена фактически над землей, туда никогда не заглядывает солнце. Говорят, это сделано проектировщиками специально, ведь в солнечных лучах можно увидеть души умерших. Хотя, скорее всего, причина вечного сумрака в слишком толстых костельных стенах.
Сиротка привез из Египта секрет бальзамирования, и все тела, что были погребены до 19 века, сохранились на удивление хорошо. Потом секрет, передававшийся по наследству, был утерян, и бальзамирование не проводили. Тела знатных усопших запаивали в цинковые или свинцовые гробы, и когда внутреннее давление достигало критической точки, процессы разложения останавливались. Правда, такие захоронения даже исследователи не эксгумировали – достаточно хотябы небольшой дырочки, чтобы тело истлело за несколько часов.
Исследования в крипте Радзивиллов проводились дважды. Первый раз в 1905 году – тогда была составлена опись и все гробы опечатали, а второй – сразу после смерти Сталина в 1953 году. По всей видимости, чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, интенсивно искали новые способы бальзамирования, пытаясь разгадать секреты Радзивиллов. Исследования проводила группа профессора Червякова. Открыли секреты или нет – история умалчивает, но известно, какое сильное впечатление произвели на исследователей великолепно сохранившиеся тела Радзивиллов, захороненные еще три века назад.
Основатель крипты и первый в ней погребенный Радзивилл – Сиртка установил два правила, которые никто не должен был нарушать. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (хотя сам же его и нарушил – у его ног саркофаг преданного слуги). Второе: все Радзивиллы погребаются в простой одежде, без украшений. Возможно, благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней и не была разграблена. Легенда гласит, что сам Радзивилл-Сиротка погребен в плаще пилигрима.
Большинство саркофагов крипты выглядит весьма аскетично: черные деревянные больших размеров гробы, лишь изредка встречаются саркофаги нв лапах грифона. Внутри каждого – деревянный или железный гроб. О том, что здесь похоронены аристократы, напоминают разве что таблички с родословными и эпитафиями и редкие кованные железные венки.
Крипта – одна из главных хранительниц несвижских легенд. Поскольку люди здесь погребались на протяжении четырех веков, среди захоронений есть немало очень странных. У каждого из них - своя незамысловатая легенда. Чаще всего их сочиняли простые люди, чтобы как-то объяснить себе и другим чудачества магнатов. Так, самый легендарный – горбатый саркофаг. Обычный гроб с огромным, в полметра, деревянным горбом на крышке. Рассказывают, что здесь похоронена юная княжна, которая замерзла в парке, ожидая возлюбленного. Ее не смогли положить в гроб, поэтому похоронили сидя. Эта прекрасная легенда была опровергнута исследователями 1953 года. В необычном саркофаге оказалась 74-летняя княгиня, на гробе – эпитафии от детей и внуков, а необычную форму саркофага создает прикрепленная к крышке гроба ваза.
Есть еще одно достаточно странное захоронение. Подальше от основных саркофагов в углу стоит нечто, напоминающее бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что сложили всё, что от него осталось, в такой вот необычный гроб и поставили в родовую усыпальницу… В 1953 году исследователи открыли крышку бочки и увидели там в растворе человеческие сердце, легкие, печень и почки. Дело в том, что с 19 века начали делать бальзамирование со вскрытием. И когда умерла жена одного из князей Радзивиллов, он запретил, чтобы сердце, которое его когда-то любило, просто выбросили. Поэтому и приказал положить внутренние органы покойной супруги в специальный раствор и поставить в усыпальнице. А на ее гробе выковать эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».
Но самая большая достопримечательность крипты – саркофаг легендарного Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу «Пане Коханку». Это совершенно обычный деревянный гроб с полуистлевшей табличкой, может даже скромнее, чем некоторые другие. Но он свидетельствует о том, что этот человек, о котором ходит столько легенд, действительно существовал. Его называли несвижским бароном Мюнхгаузеном и Казановой. Каких только преданий не донесла молва: и что возлюбленной у него была русалка, и что в Налибокской пуще он поймал черта, любил кататься на повозке, запряженной четверкой медведей. Однажды летом «Пане Коханку» устраивал бал для гостей со всей Европы. А поскольку весил он 10 пудов (160 кг), то на балу разомлел, вышел на балкон и пообещал устроить завтра в Несвиже зиму. Гости тогда решили, что князь хлебнул лишку. Наутро же вокруг замка действительно лежал снег… Хотя, конечно, это был не настоящий снег, а всего лишь соль. Жутко дорогая в те времена, она ценилась на вес золота. Солью был засыпан не только весь парк вокруг дворца, но и дорога, ведущая от замка к костелу (примерно 400 м). В тот день все гости катались на санях. А соли потом хватило Несвижу едва ли не на столетие.
Известно немало легенд о самой усыпальнице. Еще в польской монографии 1937 года «Несвиж» говорится о том, что в крипте стояло 102 саркофага. Сейчас же здесь осталось 72. Куда исчезли недостающие 30 ? На этот счет есть разные версии. Говорят, во время войны часть саркофагов была утрачена – вывезена или разграблена. А возможно, во время послевоенного ремонта крипта была несколько перестроена. В некоторых ее покоях пол отзывается слишком гулко. Такое ощущуние, что снизу есть еще один ярус захоронений. Да и настоятель костела во время и после войны (ксендз Колосовский) рассказывал о каких-то таинственных этажах и ответвлениях, в которых из-за отсутствия кислорода даже свеча не горит. Возможно, из-за этого их просто закрыли. Так или иначе, истинные масштабы крипты и количество погребенных в ней – одна из загадок, ответа на которую пока нет.
Как это печально: любое могущество, богатство и ум однажды уместятся под обычной деревянной доской. Радзивиллы состояли в браках практически со всеми королевскими династиями Европы. Четыре столетия жизни знатного беларуского магнатского рода уместились в небольшой мрачной комнате… Чувствуется в подобном захоронении непонятная сила. Кладбищенские аккуратные могилки не могут сравниться с грозными черными саркофагами. Самый крайний боковой отсек крипты – комната, в которую слабонервным лучше не заходить. Здесь покоится большая семья – 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут погребена несчастная мать Катажина (Екатерина) Радзивилл, схоронившая за жизнь 5 малолетних детей и 7 внуков (по другой версии во всех 12 гробах ее дети). Говорят, несчастная женщина всю жизнь проходила в трауре, без конца оплакивая собственных детей. Современная медицина дает этому вполне материальное объяснение – у аристократов были слишком распространены родственные связи, что и становилось причиной частой детской смертности. Говорят, проходящие возле костела в лунную ночь люди иногда слышат жуткий крик – то душа несчастной Катажины, обернувшись совой, плачет о невинных младенцах.
Самое первое захоронение под костёлом датировано 1616 годом, а последнее – 1936-м. После изгнания из Несвижа Радзивиллов крипта стала чем-то вроде памятника, заботливо оберегаемого служащими костела. Единственное вторжение сюда – комиссия 1953 года. Все настоятели Фарного костёла, сменившиеся за 60 лет, утверждают, что это место не для праздного созерцания и уж тем более не для экспериментов. Свято охраняли они родовую княжескую усыпальницу от стороннего глаза.
В 1936 году здесь был похоронен последний ординат Несвижа – Антоний Альбрехт Радзивилл. Отпевали его месяц – ровно столько длился траур между датой смерти и погребения. Будто чувствовали, что последний. Впрочем, времена меняются. Скрипта снова стала действующей. 8 июня 2000 года здесь был погребен еще один потомок великого рода. Умерший в 1999 году в Англии Антоний Радзивилл завещал похоронить свой прах в усыпальниуе предков. И правительство нашей страны дало на это разрешение, что, вероятно, было немыслимо еще лет десять назад. Так что история старейшей в Европе родовой усыпальницы продолжается…

Костёл Божьего Тела (Фарный) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм, а также первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Немного истории

Раньше на этом месте стоял деревянный костел. Его построил еще в 1510 году Петр Кишка, дед Миколая Р. Черного по матери. Он в то время был владельцем Несвижа. Радзивилл Черный передал храм кальвинистам (1555). Сиротка возвратил его католикам. А вскоре на этом месте началось возведение первого в городе каменного костела (1582 – 1584), который сначала был фарным, т.е. приходским. Позже был передан иезуитам.


Выстроенный каменный костел, стоявший на месте нынешнего, не нравился ни иезуитам, ни самому заказчику Сиротке, ни его брату епископу Юрию Радзивиллу – ни обликом, ни размерами. В итоге по инициативе Юрия Радзивилла «свежие стены» костела были разобраны (1586), невзирая на затраты


В этом же году по настойчивому приглашению Сиротки в Несвиж приезжает итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони (?1541 – 1605), член ордена иезуитов, и пребывает в Несвиже до окончания строительства коллегиума (1599). Одновременно с возведением зданий коллегиума ведется строительство костела. Для строительства коллегиума Сиротка построил кирпичный завод.


Украшают здание и глубокие ниши со скульптурами святых (Николая, Христофора, Франциска, Ксаверия). Определенную роль в украшении фасада играет и надпись на латыни на фронтоне. Ее можно перевести так: «Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем».


Интерьер храма

Большой алтарь создан по проекту архитектора Маурицио Педетти, работавшего и по реконструкции замка.


Здесь, в главном алтаре, помещена икона «Тайная вечеря», и она здесь не случайно – храм посвящен католическому празднику Божиего Тела. Икона подчеркивает идею первой службы, которую совершил Христос на его последнем ужине со своими учениками – апостолами накануне распятия. На тайной вечере Христос открыл апостолам тайну своей жертвы, провозгласил таинство причащения. По завету Спасителя Его тело и кровь на Божественной литургии таинственным образом претворяются в хлеб и вино.


Первоначальная роспись интерьера костела не сохранилась. В середине XVII века во время военных действий костел сильно пострадал.

Фрески, дошедшие до наших дней, написал Ксаверий Доминик Хесский за достаточно короткий срок. Он руководил группой живописцев, создавших национальную школу монументальной живописи XVIII века. Они задействовали опыт европейской живописи от XVI до XVIII веков. Среди мастеров и его сын – Юзеф Хесский – младший, впоследствии работавший в костеле доминиканского монастыря.


А еще в костеле находится вход в семейную усыпальницу, расположенную под костелом. Там же находится каплица (часовня) Святого Креста. Такие помещения под храмом называют криптами. «Крипта», как на латыни, так и на греческом, означала «крытый проход», «тайник». Криптами в средневековой западноевропейской архитектуре стали называть каплицы, расположенные под храмом, как правило, под алтарной частью, т.е. под апсидой. В крипте находились и захоронения.


На сегодняшний день здесь находится уникальный погребальный комплекс, состоящий из 72 гробов с останками представителей знаменитого магнатского рода. До недавнего времени считалось, что последнее захоронение относится к 1935 году, когда умер XVI-ый ординат несвижский Антоний Альбрехт Радзивилл (1885 – 1935). В 2000 году здесь добавилась урна с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне в 1999 году. Незадолго до этого он впервые побывал на земле своих предков и завещал похоронить себя здесь. Его семья выполнила последнюю волю покойного.


Несвижская усыпальница Радзивиллов – единственный в Восточной Европе некрополь исторической фамилии. Его заслуженно ставят рядом со знаменитой криптой Габсбургов в Вене и пантеоном испанских монархов в замковом комплексе Эскориале, близ Мадрида.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: