Гессен сергей иосифович биография. Педагогика - прикладная философия и сергей гессен

Семья

Сын ссыльного студента юридического факультета Санкт-Петербургского университета, впоследствии одного из лидеров кадетов, адвоката и публициста, депутата 2-й Государственной думы, редактора газет “Право” и “Речь”, белоэмигранта, издателя “Архива русской революции” Иосифа Владимировича Гессена (1865–1943). Мать – Анна Ивановна, дочь хозяина квартиры, где жил во время ссылки И.В. Гессен. Сводными братьями С.И. Гессена (по отцу) были журналист и публицист, сотрудник редакции газеты “Новое русское слово” Владимир Иосифович Гессен (1901–1982); переводчик Георгий Иосифович Гессен (1902–1971). С.И. Гессен был женат (до 1936) на Нине Лазаревне Минор, она погибла в нацистском концлагере в годы Великой Отечественной войны. Сын Евгений (1910–1945), поэт, член содружества молодых поэтов “Скит”, погиб в Освенциме. Сын Дмитрий (1916–2001), польский славист.

Обучение и начало научной деятельности

С.И. Гессен окончил 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1905) и поступил на философское отделение Гейдельберского университета (Германия). В 1906–1909 гг. учился в Оренбурге (Бавария). Участвовал в семинарах профессоров Ф. Майнеке (новейшая история), Г. Шульце-Геверниц (политическая экономия), И. Кона (философия и психология). В 1908 г. занимался в кружке под руководством профессора Г. Риккерта и закончил работу “Об индивидуальной причинности”. В марте 1909 г. получил степень доктора с отличием. После возвращения в Россию участвовал в работе Философского общества вместе с Ф. Степуном, А. Введенским, Н. Лосским, И. Лапшиным, С. Франком, Л. Габриловичем. Редактировал философский журнал “Логос”. Весной 1910 г. был допущен к магистерскому экзамену на историко-философском факультете Санкт-Петербургского университета. В 1910–1914 гг. выезжал с научной целью во Фрейбург и Швейцарию. Писал рецензии для “Логоса” и сборника “Новые идеи в философии”, издал книгу Г. Риккерта “Наука природы и наука культуры”. В 1913 г. сдал магистерский экзамен. В 1914 г. начал преподавательскую деятельность в качестве приват-доцента Санкт-Петербургского университета. Начало Первой мировой войны застало его вместе с семьей в Гейдельберге. С.И. Гессен был интернирован, но с помощью М. Вебера получил разрешение на выезд в Швецию. Он продолжил преподавание в Петроградском университете и женской гимназии М.Н. Стоюниной, в мужских и женских классах Петер-Муле при лютеранском приходе. Читал логику, психологию, педагогику, историю педагогики, работал над книгой по философии И. Канта. Хотя С.И. Гессен и порвал с марксизмом, но был, по его словам, на стороне социал-демократической группировки Г.В. Плеханова (“Единство”), написал брошюру “Свобода и дисциплина” и имел встречу с Плехановым.

В Томске

Летом г. С.И. Гессен был приглашен для работы в Томский университет в качестве профессора кафедры философии и логики на историко-филологическом факультете . 6 ноября г. С.И. Гессен прочел при переполненной студентами аудитории первую лекцию, посвященную науке. С 20 октября г. – исполняющий обязанности декана факультета. Преподавал курсы: “Логика”, “Основы теоретической философии (логика и теория знания)”, “История греческой философии”, “Введение в философию нравственности и права”, “Этика и философия права”, “Философия Канта”, “Основы педагогики”. Вел просеминарий по философии (гносеология и этика Канта). Его лекции собирали большую аудиторию и пользовались популярностью. Кроме студентов-историков и филологов, его слушали юристы и медики, учителя Томска. С.И. Гессен вел также семинарские занятия, читал лекции по педагогике на учительских курсах, в Учительском университете. В сентябре г. выступил с проектом открытия при Томском университете педагогического института. Томск, по словам С.И. Гессена, оставил неизгладимый след в его научном развитии. Изданные им в эмиграции “Основы педагогики” (Берлин, 1923) были детальной разработкой конспекта лекций, читанных в Томске. Там же С.И. Гессен изучал труды Аристотеля, Галилея и теорию относительности Эйнштейна, выступил с докладом в Обществе физиков при Томском университете и имел беседы с будущим академиком В.Д. Кузнецовым . В этот же период С.И. Гессен развил и обосновал концепцию так называемого “демократического социализма” как четвертого этапа в развитии современного государства: абсолютизм; либерализм; новый или демократический либерализм; социализм, реализующий во всей полноте идеи прав человека и его свободу. Летом г. С.И. Гессен командируется в Москву и Петроград для подбора недостающих кадров преподавателей для историко-филологического факультета , а также пополнения библиотек и лабораторий учебными пособиями.

В Петрограде

В конце 1921 г. С.И. Гессен был избран на кафедру педагогики историко-филологического факультета Петроградского университета. Он преподавал также курс “Введение в философию” в Педагогическом институте им. А.И. Герцена. Вскоре С.И. Гессен эмигрировал.

В эмиграции

Сначала С.И. Гессен оказался в Финляндии, затем в Германии, Чехословакии и с г. в Польше. Преподавал и занимался научной работой. В Берлине С.И. Гессен был профессором Русского научного института, редактировал журнал “Русская школа за рубежом”. Основная часть его работ написана в эмиграции. С.И. Гессен – оригинальный и всесторонний мыслитель. Он создатель концепции “трансцендентально-диалектического онтологизма, или метода полноты”, синтезирующего монизм с плюрализмом и стремящегося к воссозданию в познании утраченного всеединства объекта.

Оценка деятельности

По словам В.В. Зеньковского, С.И. Гессен – “самый яркий и философски наиболее одаренный” представитель трансцендентализма, философ, который “яснее и острее других выразил позицию трансцендентализма в сфере антропологии”. Трансцендентализм С.И. Гессена “своеобразно уживался с методами метафизики. Он задержался на пороге метафизического мышления”.

Труды

  • Очерки философской педагогики. Очерк 1-ый. Педагогика как наука: Предварительное определение образования // ЖМНП (Омск). 1919. № 1;
  • Пятилетка и школьная политика советской власти // Новый Град. 1931. № 1;
  • Трагедия зла (философский образ Ставрогина) // Путь. 1932. № 36;
  • Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. № 8.

Источники и литература

  • Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 102. Оп. 1. Д. 829. Л. 96;
  • Валицкий А. Предисловие и послесловие к публикации С. Гессена “Мое жизнеописание” // Вопросы философии. 1994. № 8;
  • Зеньковский В.В. Гессен С.И. (Некролог) // Возрождение. 1951. № 13;
  • Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 1;
  • Профессора Томского университета: Биографический словарь / Отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск, 1996. Вып. 1: 1888–1917;
  • Некрылов С.А. Томский университет – первый научный центр в азиатской части России (середина 1870-х гг. – 1919 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. Т. 2;
  • Найбороденко Л.М., Фоминых С.Ф. С.И. Гессен в Томске (1917–1921 гг.). Томск, 2013.

Образовательная концепция С. И. Гессена, являясь отражением его философских воззрений, предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем. Наиболее ярко и наглядно это проявляется в разработанной ученым «педагогике культуры». Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, «то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса». Ключевые понятия его философско-педагогической концепции -цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те «цели - данности», допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или «абсолютные». Это «цели в себе»: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - «культурные ценности» являются по существу «неисчерпаемыми заданиями», то есть «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». С. И. Гессен развивает концепцию культуры как «деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий».

Рассматривая идентичность целей образования и целей культуры, С. И. Гессен выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей: сколько культурных ценностей, столько должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное).

С. И. Гессен, осознавая кризисность состояния культуры, видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование - вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Особое место в педагогической концепции С. И. Гессена занимает проблема взаимоотношений внутренней свободы личности и внешней культуры. Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого — отмена природного принуждения, «чеканка» темперамента в личность, воспитание внутренней силы свободы, что возможно «только через поставление личности сверхличных целей, в творческом устремлении, к которым растет ее устойчивая сила». На всех трех ступенях нравственного образования, а именно: аномия - гетерономия - автономия, реализующихся в таких формах деятельности, как игра - урок - творчество, следует избегать двух крайностей. Первая - преждевременное воспитание, в котором «предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, неизбежно воспитывает надломленных, безличных людей». Другая крайность - изолирование ребенка от культуры. Мудрое воспитание заключается в соразмерности внешнего материала внутренней способности ребенка к переработке этого материала. Искусство воспитателя - провести воспитанника между двумя крайностями.

Ценности (в терминологии С. И. Гессена - «цели-задания») в образовательной концепции преобразуются в конкретные задачи педагогической деятельности, ведущими среди которых можно считать развитие личности и приобщение к культурному процессу. Становление личности есть творческий процесс, где «оформляющим» началом выступает непрерывное и устойчивое действие человека. «Личность, - пишет С. И. Гессен, - есть рост, а для роста необходимо сохранение старого в новом». Основой последовательного и устойчивого действия человека должна стать единая задача, сформулированная ученым как «работа над сверхличными задачами», то есть осуществление «сверхличных» целей науки, искусства, права, религии, хозяйства через свободное творчество. Свобода, по мнению С. И. Гессена, есть «творчество нового, в мире дотоле He-существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить». Анализируя свободное самоопределение личности, С. И. Гессен выводит ее основополагающую формулу: «будь свободен -> будь самим собой —> стремись к высшему, чем ты».

Творческое саморазвитие личности, по С. И. Гессену, может протекать в двух направлениях: первое направление «образовательное путешествие», или «духовное странствие», которое понимается С. И. Гессеном как «путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое и даже будущее человечество». «Духовными путями сообщения», облегчающими человеку его образовательное странствие, являются библиотеки, музеи, выставки, лекции и доклады в научных и профессиональных обществах. Второе направление - университетское (вузовское) образование, где научное исследование должно являться основной формой деятельности. Это неразрывное единство преподавания и исследования.

Система воспитания, предложенная С. И. Гессеном в «Основах педагогики», опирается на следующие принципы: учет личностных особенностей ребенка; последовательнось в проведении воспитательных действий; организация силы и авторитет; учет физиологических и возрастных особенностей ребенка; трудовой принцип в воспитании; целостность умственного и физического воспитания.

С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях:

Говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть «естественный плод образования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы;

Национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование;

Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства;

Нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей.

Основные педагогические сочинения: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Берлин, 1923; «Идеи трудовой школы и лабораторный план», Прага, 1923; «Педагогика Платона и современность», Берлин, 1923; «Образовательная политика в Советской России», совместно с Н. Ганцем (на англ. яз.), Лондон, 1930; «О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности» (на польск. яз.), Львов-Варшава, 1939; «Русская педагогика в XX веке» (на серб, яз.), Белград, 1939; «Структура и содержание современной школы» (на польск. яз.), Варшава, 1947.

Выдающийся педагог Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) учился в Гейдельбергском и Фрейбургском университетах (1905-1910), преподавал в гимназиях и в Петроградском университете (с 1914 г.), заведовал кафедрой, декан Томского университета (1917-1921). Гессен эмигрировал в Германию, преподавал в Русском научном институте в Берлине с 1921 г. Издал на русском языке «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923). Гессен выдвинул идею концептуального педагогического мышления. Заведовал кафедрой педагогики Русского педагогического института им. Я. А. Коменского в Праге (1923-1926) и преподавал в Русском университете. Гессен - один организаторов журнала «Русская школа за рубежом» (1923-1931) и «Русская школа»(1934-1940). Гессен считал педагогику прикладной философией, способной раскрыть закономерности процессов воспитания. Педагогика Гессена «связана с великой идеей личности как носителя духовной жизни...» , - писал В. В. Зеньков- ский. Под влиянием идей Пауля Наторпа Гессен выделял этапы образования личности, а именно: аномия - гетерономия - автономия, реализующихся в таких формах деятельности, как игра - урок - творчество. Аномия (беззаконие) - воспитание до школы (пропедевтика), гетерономия (чуже- законие) - школьное обучение (систематика), автономия (самозаконие) - высшее образование (курс наук). Гессен - один из родоначальников сравнительной педагогики, автор «Русской педагогики в XX в.» (1939). Гессен ввел понятие «педагогика культуры», т.е. процесс воспитания и образования есть приобщение человека к культурным ценностям и культуре родного народа и человечества. Его антропологическая парадигма - сердцевина «культурной педагогики», она адекватна структуре личности, - динамически развивающейся системе в процессе развития человечества. В процессе разработки философско-педагогической концепции Гессен использовал гетерологический подход Г. Риккерта, что позволило ему исследовать актуальные проблемы образования через взаимодействие, «просвечивание», одних процессов другими. Формированием критически мыслящей личности занимается, по Гессену, «критическая дидактика» - творческая дидактика, в отличие от «старой дидактики», основанной на педагогических идеях Гербарта. Философско-педагогическая концепция Гессена развивает лучшие традиции русской гуманистической педагогики, интегрируя их с новыми западноевропейскими подходами к образованию. Гессен сформулировал подход к образованию как процессу приобщения личности к общечеловеческим ценностям культуры: «Личность обретается только через работу над сверхличными задачами...» Личность как носитель ценностей и условие их сохранения и развития; в свою очередь, ценности - условие сохранения индивидуальности личности. Соединение ценностного и антропологического подходов духовно-нравственного и психофизиологического развития личности ребенка создает феномен образования. Его формула: «Будь свободен - будь самим собой - стремись к высшему, чем ты». Применяя активно-деятельностный подход к развивающейся личности, Гессен понимает единую школу как процесс творческого саморазвития и развития активной позиции личности. Принцип «родиноведения» означает интегрирование содержания образования вокруг «родины» как центра, расположения материала, расширяющимся к периферии по мере изучения учащимися окружающей действительности. Выдвигая триаду форм: «игра - урок - творчество», Гессен заявляет о трансформации и взаимопроникновении в соответствии с этапами развития личности и педагогическими задачами каждой форм. Урок есть переход от игры к творчеству и постепенное обретение учащимися большей самостоятельности. Под «методом заразы» Гессен подразумевает проблемное обучение пробуждающее интерес. Гессен заведовал кафедрой педагогики в Свободном польском университете в Варшаве с 1934 г. С. И. Гессен создал книги «Школа и демократия на переломе» и «О противоречиях и единстве воспитания». В период нацистской оккупации Гессен преподавал в подпольных школах, участвовал в Варшавском восстании. Заведовал кафедрой педагогики в Лодзинском университете с 1945 г. Отстранен от работы в университете в 1950 г. Гессен скончался в Лодзи в 1950 г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: