Города индейцев майя: Ушмаль - северо-западная столица империи. Города майа: Чичен-Ица - северная столица империи

Этот древний город случайно нашел воинский патруль, заблудившийся в джунглях мексиканского штата Чьяпас. Солдаты обнаружили в лесу деревушку Санто-Доминго-де-Паленке, о существовании которой колониальные власти даже не подозревали, и одновременно развалины великолепного храмового центра. Но только через 25 лет, в 1784 году, колониальная администрация послала для изучения древнего города первую экспедицию, давшую блестящие результаты. Паленке великолепно расположился у гряды холмов, поросших высоким тропическим лесом. В древности его здания были украшены лепными фризами и росписями. Лишь немногое сохранилось до нашего времени, поэтому приходится полагаться на рисунки, сделанные ранними исследователями, особенно Казервудом. nРаботая в очень тяжелых условиях, больные малярией. страдающие от клещей и других кровососущих насекомых, Стефенс и Казервуд составили первое точное описание города, сопроводив текст множеством отличных иллюстраций.

В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в социальной и религиозной жизни индейцев майя: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Черепов, Храм Креста, Храм Процветшего Креста, поле для игры в мяч. Все эти здания возводились под личным патронажем правителей Паленке, самым выдающимся из которых был Пакаль, взошедший на престол в 615 г. н. э. в возрасте 12 лет и скончавшийся в 683 г. Пакаль унаследовал трон после краткосрочного правления своей матери, госпожи Зак Кук. После ее смерти он провозгласил Зак Кук родительницей трех богов майя, тем самым придав монарху статус сына божьего.

Пакаль погребен в каменном саркофаге под пирамидой, которую часто называют Храмом Надписей. Тело правителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена также нефритовая маска. Саркофаг закрыт искусно вырезанной плитой. Храм Надписей, пожалуй, самый известный из всех сооружений Паленке, впервые подвергся тщательному изучению в 1952 г. Его высота достигает 23 м — это самое высокое из всего комплекса здание; он имеет сложную восьмиуровневую структуру. Наверх ведут 69 крутых ступеней.

За всю свою историю Паленке находился под властью 12 монархов, каждый из которых выполнял одновременно роль светского правителя, верховного жреца и главнокомандующего. Пакаль и его дети оставили самый яркий след в истории: именно в период их правления была создана основная масса всемирно известных таинственных строений. После смерти Пакаля его сын Чан-Балум (имя переводится как «Змея-Ягуар») взошел на престол и правил в течение 18 лет. Помимо создания Пирамиды Надписей, период его правления ознаменовался строительством Храма Креста, Храма Процветшего Креста и Храма Солнца.

После смерти Чан-Балума власть перешла в руки его брата Кан-Ксула, который провел на престоле следующие 23 года. В это время дворец был перестроен и приобрел облик, частично сохранившийся до наших дней. Тогда же в дворцовый ансамбль была добавлена загадочная башня, которая, очевидно, использовалась в качестве обсерватории. Здание представляет собой лабиринт комнат, подземных помещений и внутренних двориков. При правлении Кан-Ксула был возведен Храм XIV.

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара украшен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет определенное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

лита, закрывающая саркофаг Пакаля, также стала причиной многочисленных гипотез, некоторые из них весьма спорны. В частности, было объявлено, что вырезанные мистические надписи представляют собой закодированные астрономические данные, которые, по мнению ученых, не были известны древним людям. Автором, пожалуй, самой известной из фантастичных версий стал Эрих фон Деникен. В своей книге «Колесницы богов?», опубликованной в 1968 г., он утверждает, что фигура, изображенная на саркофаге, «является точной копией» космонавта, сидящего за пультом управления космическим кораблем, держащего одну ногу на педали и глядящего на приборы, расположенные перед ним. С хвостовой части корабля виден выброс выхлопных газов. Позднее, в 1976 г., Рональд Стори опубликовал свой труд «Космические боги разоблачены», в котором подробно разобрал версии фон Деникена. В главе «Астронавт из Паленке» он обратил особое внимание на изображение загадочной фигуры, на основании которого фон Деникен сделал свое предположение, и заключил, что «отдельные детали были скрыты от невооруженного взгляда»: при проведении полномасштабного исследования стало ясно, что на человеке на картине нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запечатлен в «состоянии остановки между двумя мирами, миром живых и миром мертвых». Он не облачен ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажен, на нем надеты только украшения, а кожа расписана орнаментом. Это изображение полностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.

Центр города образуют четыре главные пирамиды и посреди них — паленкский дворец. Это огромное (104x80 метров) здание, многократно перестраивавшееся, имеет в основании четырехугольник. Во дворце есть четыре внутренних дворика (патио) — два больших и два поменьше. Их окаймляют галереи, впоследствии разделенные на ряд помещений. Правда, сейчас уже трудно с определенной точностью установить назначение этих помещений В галерее северо-восточного патио имеется настоящая парная баня и даже три хорошо оборудованных клозета. С северной стороны ко дворцу ведет широкая лестница. Внешние стены дворца украшены штуковыми рельефами, часть которых сохранилась до сих пор.

Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. В Паленке вся архитектура города словно бы обращена к небесным божествам. Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. По соседству с дворцом возвышаются три прославленные пирамиды: «Храм Солнца», «Храм креста» и «Храм лиственного креста». Названия эти современные, они произведены от главных мотивов росписи алтарных плит, находящихся внутри святилищ. Пирамиды Паленке, как правило, невысокие, имеют наверху небольшие храмы с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах.

Самая знаменитая пирамида Паленке, окутанная множеством тайн и легенд, — «Храм надписей» Прежде чем спуститься внутрь «Храма надписей», надо сначала подняться на высоту 24 метров — по десяткам ступеней девяти уступов этой пирамиды. Там, наверху, и расположен сам храм. Его наружные стены и дверные колонны украшены рельефами, каких нет ни в одном другом майяском городе: помимо мужчин, они изображают и женщин. Матери держат на руках невероятно уродливых детей, лицо каждого ребенка заменяет маска бога дождя, из детской ножки вырастает змея. Ученые предположили, что, возможно, эти странные изображения матерей и детей запечатлели привычное для центрально-американских индейцев представление, будто роженицы, умершие во время родов, возносятся в ту часть небес, которая отведена только им да павшим на поле боя воинам. Внутри храма находится самая большая из известных науке майяских надписей. Три плиты, заполненные иероглифическими знаками, занимают всю заднюю стену святилища. Если сложить иероглифы трех плит, получается цифра 620. В самом тексте есть календарные данные, которые дополняют даты «Храма креста», «Храма лиственного креста» и паленкского дворца Каменная надпись содержит календарные даты, охватывающие почти целых 200 лет. Основополагающей вехой каменных плит ученые считают дату, соответствующую нашему 692 году.

Исследователи провели на каменном полу святилища долгое время, чтобы тщательно скопировать текст этих надписей. Но они даже не подозревали, что прямо под ними (под каменным полом храма) скрывается другой клад, открытие которого поразит весь мир. Ни один из исследователей, которые часами сидели на вершине пирамиды, не задался вопросом, каково же назначение этого сооружения. В городах майя пирамиды обычно строились как великолепные постаменты для небольших святилищ, где ближе к небу совершались богослужения. Но в данном случае здание, украшающее вершину этой пирамиды, не было храмом. Тогда каким же целям служил паленкский «Храм надписей»?

В 1949 году профессор Альберто Рус в который уже раз посетил Паленке. Его давно привлекала тайна высокой пирамиды, но ни удивительная надпись, ни знаменитые рельефы на колоннах ничего не говорили о подлинном назначении храма. Тогда он заинтересовался полом помещения, который (в отличие от полов в других храмах Паленке) был покрыт искусно обработанными каменными плитами. На одной из них по краям было пробито 12 отверстий, плотно закрытых каменными пробками. Плита немного выступала из пола, и помощники Руса с помощью рычага попытались поднять ее. Когда плиту отодвинули, перед ними открылась часть лестницы, заваленная тоннами камня и глины, но стены ее прекрасно сохранились. Стало ясно, что кто-то специально закрыл вход в глубь пирамиды. Долгих четыре года исследователи вместе с индейскими рабочими освобождали ступень за ступенью, продирались через засыпанную лестницу, чтобы открыть тайну необычной пирамиды. За первые два года очистили 21 ступень, в 1951 году добрались до вентиляционных шахт, через которые сюда поступали воздух и свет. На глубине 16 метров лестница кончалась и начинался коридор, вход в который загромождала стена из камней, зацементированных раствором извести с песком. Стена закрывала вход к какому-то другому «святому месту». Об этом же говорила и другая находка: в стене нашли замурованную глиняную шкатулку, а в ней жертвенные предметы — раковины, окрашенные в красный цвет, прекрасную жемчужину диаметром в 1,3 сантиметра и множество драгоценностей из нефрита. Когда участники экспедиции проломили стену, они увидели другую — толщиной в целых 4 метра. В конце ее Рус обнаружил небольшой каменный ящик с останками шестерых человек — пять мужчин и одна женщина. Кости погребенных (а это были человеческие жертвоприношения) были первоначально сломаны, чтобы потом уложить их в такой маленький ящик.

Потом А. Рус и рабочие подошли к последнему препятствию — огромной каменной плите. После ее устранения они вступили в просторную крипту, лежащую на глубине 25 метров ниже уровня пирамиды. Постоянные тропические дожди, которые поливали пирамиду 1200 лет, образовали на потолке склепа сосульки из белоснежных сталактитов. В крипте лежала монолитная плита, закрывающая большую часть пола гробницы. Сама крипта довольно просторная: 9 метров в длину, 4 метра в ширину, почти 7 метров в высоту. Одну из стен крипты этого склепа покрывали рельефы 9 Властителей ночи — изображения богов 9 преисподних майя. Все они празднично разодеты: их наряды украшают перья птицы кецаль и пояса, на каждом из которых изображения трех человеческих черепов. На полу храма и на каменной плите лежали богатые жертвенные предметы, среди них — прекрасно сделанная мужская голова. Лицо этого человека (жреца или аристократа) не просто передает портретное сходство: оно выражает все, что надлежало соединять в себе властителям майя — возвышенность духа, напряженную внутреннюю жизнь и покорность неизменной философии времени. Так было открыто тайное святилище, где для совершения обрядов собирались правители майя, а этот огромный камень был центральным алтарем святилища внутри пирамиды. Каменный алтарь до сих пор лежит на своем первоначальном месте. Плита очень огромна и превосходит размерами все ей подобные, найденные до сих пор в индейских городах Америки. Длина ее почти 4 метра, ширина — 2,2 метра, толщина — 25 сантиметров. Поверхность алтарной плиты богато украшена. В центре ее изображена голова молодого мужчины — но не портрет конкретного человека, а изображение просто представителя человеческой расы. По обе стороны от него из кукурузных листьев выступают двуглавые змеи. А змея в представлениях майя связывалась с урожаем, точнее сказать, с дождем (дождевые тучи якобы ползут над землей, как эти ленивые пресмыкающиеся). Мистический смысл изображений на плите вполне очевиден: да, человек умирает, отправляясь в землю, но только для того, чтобы снова вернуться в этот мир, когда-нибудь вновь ожить, подобно зернышку священной кукурузы.

Огромная алтарная плита покоилась на каменном цоколе, ее поддерживало еще шесть богато украшенных каменных столбиков Нижний несущий блок весил 20 тонн, а сама алтарная плита еще 6 тонн. Когда исследователи попытались простукать ее, то обнаружили в ней пустую полость. А. Рус предпринял попытку приподнять каменную плиту и заглянуть внутрь каменного постамента Но узкий коридор крипты не позволил доставить сюда технические средства, и камень пришлось двигать лишь с помощью ломов. После всех усилий была найдена первая индейская пирамида, служившая надгробием. В каменном саркофаге покоился мертвец, которого жрецы положили сюда, вероятно, в 692 году. Погребенный был довольно высокого роста (1,73 метра) и относительно статен. Умер он в возрасте примерно 45 лет. Значительная влажность атмосферы повредила скелет, особенно верхнюю его часть, поэтому нельзя было установить, подвергался ли череп искусственной деформации, как это было принято у знатных майя. На зубах мертвого не было инкрустаций, привычных для майяской аристократии и украшавших, в частности, челюсти тех покойников в преддверии святилища, которые (как мы теперь понимаем) были принесены в жертву перед входом в гробницу, чтобы их души после смерти охраняли душу покойного и прислуживали ей.

Воздействие губительного влажного воздуха испортило праздничное облачение покойного, но драгоценности сохранились хорошо. На нем было ожерелье из более чем 1000 зерен нефрита, нанизанных в 9 рядов. На обеих руках — браслеты, на каждом пальце — нефритовый перстень. В ногах покойного лежала маленькая каменная статуэтка бога Солнца. Но самые изумительные драгоценности украшали голову погребенного. К огромной диадеме было подвешено нефритовое изображение бога — летучей мыши. Пластинки серег были исписаны иероглифами, а во рту лежала раковина, которой покойный должен был заплатить за свое загробное пропитание (как предполагают некоторые ученые). Лицо покойного покрывала прекрасная мозаичная маска, сложенная из более чем 240 кусочков нефрита, только для глаз были использованы обсидиан и раковины.

Открытие А. Руса поставило перед учеными множество вопросов. Вновь стала обсуждаться традиционная проблема: не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, служившие гробницами фараонов? Кто был похоронен в этом великолепном мавзолее? Некоторые исследователи видели в погребенном правителя, то есть «великого» человека Паленке. Но кто, с точки зрения выполняемых функций, считался «великим»?

Название Паленке появилось уже в послеколумбову эпоху Так называлась небольшая деревенька, которая возникла здесь вскоре после прихода испанцев Однако никто тогда не подозревал, что в нескольких километрах от деревни, среди Лакандонских джунглей много столетий назад существовала настоящая столица. По всей видимости, это был самый красивый город в этой части индейской Америки. В лесах вокруг развалин и сейчас, как много столетий назад, живут несколько разбросанных семей индейцев племени чоль Они, вновь открывшие город своих давних индейских предков, называют эти развалины «Оттиоттиун» - «Каменный город». Кроме чолей, в непосредственной близости от Паленке жило когда-то еще одно индейское племя - цельталь. На их языке Паленке переводится как Гхо-Гхан - «Змеиный город». Вполне вероятно, что это название и было доколумбовым обозначением Паленке. «Змеиный город» находится неподалеку от окраины Ланкандонского леса, на высоте примерно 100 метров над уровнем моря. Развалины зданий встречаются примерно на расстоянии восьми километров.

Паленке с первого взгляда завораживает необычайно красивым расположением. В нескольких метрах за пирамидами и необыкновенным дворцом возвышаются горы, покрытые густой зеленью. Девственный лес заявляет о себе повсюду. Задние стены зданий паленке упираются в Тумбольские горы (один из отрогов центрально-американских Кордильер). Со стороны фасадов зданий, от дверей дворцов и святилищ открывается великолепный вид на бесконечно зеленый ковер - на море непроходимых лесов, которое тянется 130 километров и кончается у настоящего моря - Мексиканского залива.

Этот древний город случайно нашел воинский патруль, заблудившийся в джунглях мексиканского штата Чьяпас. Солдаты обнаружили в лесу деревушку Санто-Доминго-де-Паленке, о существовании которой колониальные власти даже не подозревали, и одновременно развалины великолепного храмового центра. Но только через 25 лет, в 1784 году, колониальная администрация послала для изучения древнего города первую экспедицию, давшую блестящие результаты. Паленке великолепно расположился у гряды холмов, поросших высоким тропическим лесом. В древности его здания были украшены лепными фризами и росписями. Лишь немногое сохранилось до нашего времени, поэтому приходится полагаться на рисунки, сделанные ранними исследователями, особенно Казервудом. nРаботая в очень тяжелых условиях, больные малярией. страдающие от клещей и других кровососущих насекомых, Стефенс и Казервуд составили первое точное описание города, сопроводив текст множеством отличных иллюстраций.

В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в социальной и религиозной жизни индейцев майя: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Черепов, Храм Креста, Храм Процветшего Креста, поле для игры в мяч. Все эти здания возводились под личным патронажем правителей Паленке, самым выдающимся из которых был Пакаль, взошедший на престол в 615 г. н. э. в возрасте 12 лет и скончавшийся в 683 г. Пакаль унаследовал трон после краткосрочного правления своей матери, госпожи Зак Кук. После ее смерти он провозгласил Зак Кук родительницей трех богов майя, тем самым придав монарху статус сына божьего.

Пакаль погребен в каменном саркофаге под пирамидой, которую часто называют Храмом Надписей. Тело правителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена также нефритовая маска. Саркофаг закрыт искусно вырезанной плитой. Храм Надписей, пожалуй, самый известный из всех сооружений Паленке, впервые подвергся тщательному изучению в 1952 г. Его высота достигает 23 м - это самое высокое из всего комплекса здание; он имеет сложную восьмиуровневую структуру. Наверх ведут 69 крутых ступеней.

За всю свою историю Паленке находился под властью 12 монархов, каждый из которых выполнял одновременно роль светского правителя, верховного жреца и главнокомандующего. Пакаль и его дети оставили самый яркий след в истории: именно в период их правления была создана основная масса всемирно известных таинственных строений. После смерти Пакаля его сын Чан-Балум (имя переводится как «Змея-Ягуар») взошел на престол и правил в течение 18 лет. Помимо создания Пирамиды Надписей, период его правления ознаменовался строительством Храма Креста, Храма Процветшего Креста и Храма Солнца.

После смерти Чан-Балума власть перешла в руки его брата Кан-Ксула, который провел на престоле следующие 23 года. В это время дворец был перестроен и приобрел облик, частично сохранившийся до наших дней. Тогда же в дворцовый ансамбль была добавлена загадочная башня, которая, очевидно, использовалась в качестве обсерватории. Здание представляет собой лабиринт комнат, подземных помещений и внутренних двориков. При правлении Кан-Ксула был возведен Храм XIV.

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара украшен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет определенное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

Плита, закрывающая саркофаг Пакаля, также стала причиной многочисленных гипотез, некоторые из них весьма спорны. В частности, было объявлено, что вырезанные мистические надписи представляют собой закодированные астрономические данные, которые, по мнению ученых, не были известны древним людям. Автором, пожалуй, самой известной из фантастичных версий стал Эрих фон Деникен. В своей книге «Колесницы богов?», опубликованной в 1968 г., он утверждает, что фигура, изображенная на саркофаге, «является точной копией» космонавта, сидящего за пультом управления космическим кораблем, держащего одну ногу на педали и глядящего на приборы, расположенные перед ним. С хвостовой части корабля виден выброс выхлопных газов. Позднее, в 1976 г., Рональд Стори опубликовал свой труд «Космические боги разоблачены», в котором подробно разобрал версии фон Деникена. В главе «Астронавт из Паленке» он обратил особое внимание на изображение загадочной фигуры, на основании которого фон Деникен сделал свое предположение, и заключил, что «отдельные детали были скрыты от невооруженного взгляда»: при проведении полномасштабного исследования стало ясно, что на человеке на картине нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запечатлен в «состоянии остановки между двумя мирами, миром живых и миром мертвых». Он не облачен ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажен, на нем надеты только украшения, а кожа расписана орнаментом. Это изображение полностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.

Центр города образуют четыре главные пирамиды и посреди них - паленкский дворец. Это огромное (104×80 метров) здание, многократно перестраивавшееся, имеет в основании четырехугольник. Во дворце есть четыре внутренних дворика (патио) - два больших и два поменьше. Их окаймляют галереи, впоследствии разделенные на ряд помещений. Правда, сейчас уже трудно с определенной точностью установить назначение этих помещений В галерее северо-восточного патио имеется настоящая парная баня и даже три хорошо оборудованных клозета. С северной стороны ко дворцу ведет широкая лестница. Внешние стены дворца украшены штуковыми рельефами, часть которых сохранилась до сих пор.

Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. В Паленке вся архитектура города словно бы обращена к небесным божествам. Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. По соседству с дворцом возвышаются три прославленные пирамиды: «Храм Солнца», «Храм креста» и «Храм лиственного креста». Названия эти современные, они произведены от главных мотивов росписи алтарных плит, находящихся внутри святилищ. Пирамиды Паленке, как правило, невысокие, имеют наверху небольшие храмы с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах.

Самая знаменитая пирамида Паленке, окутанная множеством тайн и легенд, - «Храм надписей» Прежде чем спуститься внутрь «Храма надписей», надо сначала подняться на высоту 24 метров - по десяткам ступеней девяти уступов этой пирамиды. Там, наверху, и расположен сам храм. Его наружные стены и дверные колонны украшены рельефами, каких нет ни в одном другом майяском городе: помимо мужчин, они изображают и женщин. Матери держат на руках невероятно уродливых детей, лицо каждого ребенка заменяет маска бога дождя, из детской ножки вырастает змея. Ученые предположили, что, возможно, эти странные изображения матерей и детей запечатлели привычное для центрально-американских индейцев представление, будто роженицы, умершие во время родов, возносятся в ту часть небес, которая отведена только им да павшим на поле боя воинам. Внутри храма находится самая большая из известных науке майяских надписей. Три плиты, заполненные иероглифическими знаками, занимают всю заднюю стену святилища. Если сложить иероглифы трех плит, получается цифра 620. В самом тексте есть календарные данные, которые дополняют даты «Храма креста», «Храма лиственного креста» и паленкского дворца Каменная надпись содержит календарные даты, охватывающие почти целых 200 лет. Основополагающей вехой каменных плит ученые считают дату, соответствующую нашему 692 году.

Исследователи провели на каменном полу святилища долгое время, чтобы тщательно скопировать текст этих надписей. Но они даже не подозревали, что прямо под ними (под каменным полом храма) скрывается другой клад, открытие которого поразит весь мир. Ни один из исследователей, которые часами сидели на вершине пирамиды, не задался вопросом, каково же назначение этого сооружения. В городах майя пирамиды обычно строились как великолепные постаменты для небольших святилищ, где ближе к небу совершались богослужения. Но в данном случае здание, украшающее вершину этой пирамиды, не было храмом. Тогда каким же целям служил паленкский «Храм надписей»?

…В 1949 году профессор Альберто Рус в который уже раз посетил Паленке. Его давно привлекала тайна высокой пирамиды, но ни удивительная надпись, ни знаменитые рельефы на колоннах ничего не говорили о подлинном назначении храма. Тогда он заинтересовался полом помещения, который (в отличие от полов в других храмах Паленке) был покрыт искусно обработанными каменными плитами. На одной из них по краям было пробито 12 отверстий, плотно закрытых каменными пробками. Плита немного выступала из пола, и помощники Руса с помощью рычага попытались поднять ее. Когда плиту отодвинули, перед ними открылась часть лестницы, заваленная тоннами камня и глины, но стены ее прекрасно сохранились. Стало ясно, что кто-то специально закрыл вход в глубь пирамиды. Долгих четыре года исследователи вместе с индейскими рабочими освобождали ступень за ступенью, продирались через засыпанную лестницу, чтобы открыть тайну необычной пирамиды. За первые два года очистили 21 ступень, в 1951 году добрались до вентиляционных шахт, через которые сюда поступали воздух и свет. На глубине 16 метров лестница кончалась и начинался коридор, вход в который загромождала стена из камней, зацементированных раствором извести с песком. Стена закрывала вход к какому-то другому «святому месту». Об этом же говорила и другая находка: в стене нашли замурованную глиняную шкатулку, а в ней жертвенные предметы - раковины, окрашенные в красный цвет, прекрасную жемчужину диаметром в 1,3 сантиметра и множество драгоценностей из нефрита. Когда участники экспедиции проломили стену, они увидели другую - толщиной в целых 4 метра. В конце ее Рус обнаружил небольшой каменный ящик с останками шестерых человек - пять мужчин и одна женщина. Кости погребенных (а это были человеческие жертвоприношения) были первоначально сломаны, чтобы потом уложить их в такой маленький ящик.

Потом А. Рус и рабочие подошли к последнему препятствию - огромной каменной плите. После ее устранения они вступили в просторную крипту, лежащую на глубине 25 метров ниже уровня пирамиды. Постоянные тропические дожди, которые поливали пирамиду 1200 лет, образовали на потолке склепа сосульки из белоснежных сталактитов. В крипте лежала монолитная плита, закрывающая большую часть пола гробницы. Сама крипта довольно просторная: 9 метров в длину, 4 метра в ширину, почти 7 метров в высоту. Одну из стен крипты этого склепа покрывали рельефы 9 Властителей ночи - изображения богов 9 преисподних майя. Все они празднично разодеты: их наряды украшают перья птицы кецаль и пояса, на каждом из которых изображения трех человеческих черепов. На полу храма и на каменной плите лежали богатые жертвенные предметы, среди них - прекрасно сделанная мужская голова. Лицо этого человека (жреца или аристократа) не просто передает портретное сходство: оно выражает все, что надлежало соединять в себе властителям майя - возвышенность духа, напряженную внутреннюю жизнь и покорность неизменной философии времени. Так было открыто тайное святилище, где для совершения обрядов собирались правители майя, а этот огромный камень был центральным алтарем святилища внутри пирамиды. Каменный алтарь до сих пор лежит на своем первоначальном месте. Плита очень огромна и превосходит размерами все ей подобные, найденные до сих пор в индейских городах Америки. Длина ее почти 4 метра, ширина - 2,2 метра, толщина - 25 сантиметров. Поверхность алтарной плиты богато украшена. В центре ее изображена голова молодого мужчины - но не портрет конкретного человека, а изображение просто представителя человеческой расы. По обе стороны от него из кукурузных листьев выступают двуглавые змеи. А змея в представлениях майя связывалась с урожаем, точнее сказать, с дождем (дождевые тучи якобы ползут над землей, как эти ленивые пресмыкающиеся). Мистический смысл изображений на плите вполне очевиден: да, человек умирает, отправляясь в землю, но только для того, чтобы снова вернуться в этот мир, когда-нибудь вновь ожить, подобно зернышку священной кукурузы.

Огромная алтарная плита покоилась на каменном цоколе, ее поддерживало еще шесть богато украшенных каменных столбиков Нижний несущий блок весил 20 тонн, а сама алтарная плита еще 6 тонн. Когда исследователи попытались простукать ее, то обнаружили в ней пустую полость. А. Рус предпринял попытку приподнять каменную плиту и заглянуть внутрь каменного постамента Но узкий коридор крипты не позволил доставить сюда технические средства, и камень пришлось двигать лишь с помощью ломов. После всех усилий была найдена первая индейская пирамида, служившая надгробием. В каменном саркофаге покоился мертвец, которого жрецы положили сюда, вероятно, в 692 году. Погребенный был довольно высокого роста (1,73 метра) и относительно статен. Умер он в возрасте примерно 45 лет. Значительная влажность атмосферы повредила скелет, особенно верхнюю его часть, поэтому нельзя было установить, подвергался ли череп искусственной деформации, как это было принято у знатных майя. На зубах мертвого не было инкрустаций, привычных для майяской аристократии и украшавших, в частности, челюсти тех покойников в преддверии святилища, которые (как мы теперь понимаем) были принесены в жертву перед входом в гробницу, чтобы их души после смерти охраняли душу покойного и прислуживали ей.

Воздействие губительного влажного воздуха испортило праздничное облачение покойного, но драгоценности сохранились хорошо. На нем было ожерелье из более чем 1000 зерен нефрита, нанизанных в 9 рядов. На обеих руках - браслеты, на каждом пальце - нефритовый перстень. В ногах покойного лежала маленькая каменная статуэтка бога Солнца. Но самые изумительные драгоценности украшали голову погребенного. К огромной диадеме было подвешено нефритовое изображение бога - летучей мыши. Пластинки серег были исписаны иероглифами, а во рту лежала раковина, которой покойный должен был заплатить за свое загробное пропитание (как предполагают некоторые ученые). Лицо покойного покрывала прекрасная мозаичная маска, сложенная из более чем 240 кусочков нефрита, только для глаз были использованы обсидиан и раковины.

Открытие А. Руса поставило перед учеными множество вопросов. Вновь стала обсуждаться традиционная проблема: не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, служившие гробницами фараонов? Кто был похоронен в этом великолепном мавзолее? Некоторые исследователи видели в погребенном правителя, то есть «великого» человека Паленке. Но кто, с точки зрения выполняемых функций, считался «великим»?

Пустая кушетка

Продолжим говорить о нормах взаимоотношений? На оч...

являлись и являются богатейшим источником знаний о древнем мире. Сама же цивилизация майя наряду с шумерами является одной из знаменитейших империй древнего мира, получивших широкое распространение в исследовательских кругах, благодаря высокоразвитому искусству, математике, архитектуре и астрономии. Раскопки древних городов показывают, что древняя индейская империя простиралась по всему полуострову Юкатан - от современного Белиза, Гватемалы, Гондураса до земель Мексики и Сальвадора. Города майя, фото сделанные специалистами, научные изыскания позволяют исследователям предполагать, что маяйнское государство начало формироваться еще в 2000 году до нашей эры, в предклассическую эпоху. Тогда же стали возникать и первые города майа, в будущем ставшие символами величия древних индейцев в Америке.

Среди достижений майя числятся открытия в математике, в частности введение нуля в вычисления, города индейцев майя, поражающие своим величием, открытия в астрономии - изучение планет, Луны, внедрение в повседневную жизнь календаря, в искусстве и архитектуре - своды, арки, ткацкое мастерство, музыка с использованием духовых инструментов. К слову, древние города индейцев майя, жрецы, практиковавшие в местных храмах, использовали не просто календарь, а календарную систему, считающуюся одной из точнейших за всю историю человечества. Индейцам удалось, казалось бы, невозможное; они с точностью до минуты рассчитали продолжительность земных суток и года. Их календарная система использовалась и другими индейскими народами Центральной Америки, и продолжает использоваться сегодня.

Города-государства майя разработали и применяли уникальную иероглифическую систему письма. Сегодня письменный язык майя расшифрован, но лишь частично. Название городов майя звучит на весь научный мир, десятки и сотни ученых по всему миру бьются над решением загадок, оставшихся после майянцев. Как индейцам, не знавшим колеса, удалось совершить фундаментальные открытия в астрономии? Откуда у майянцев, поощрявших жертвоприношения столь обширные знания в математике? Как города и архитектура майя стали такими, какие они есть? Все это пока вопросы без ответов, которые надеемся, в скором времени будут получены.

Город Копан - юго-восточная столица империи.

В центре индейского величия неспроста располагались эпохальные городища и самостоятельные государства, являвшиеся оплотом древних знаний в науках, религии и искусстве. Майянский город возводился из камня, чтобы никто не мог проникнуть за его стены. Значительная часть бывших столиц майянской империи сегодня находится в плачевном состоянии и включена в список объектов Всемирного наследия Юнеско, среди них: город Чичен-Ица, Ушмаль, Тикаль, Копан, Паленке и многие-многие другие. Практически все древние поселения майянцев превратились в руины, однако, благодарю труду ученых и исследователей, у нас имеется возможность посетить, как город Копан, так и другие поселения и представить какими они были сотни и тысячи лет назад.

Копан майя сегодня - это крупнейшее археологическое городище на территории Гондураса, а в древности - величественное и могучее поселение, принадлежавшее майянцам. Город располагался на западе современного Гондураса, в центре долины реки Копан, в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Город Копан был построен еще в 1-2 века до нашей эры и просуществовал до эпохи расцвета майя, до 7-9 веков нашей эры. Копан относился к числу государств и владел юго-западными территориями Гондураса, и большей частью юго-восточных земель современной Гватемалы. Приостановление развитие города, а впоследствии и его упадок состоялись приблизительно в 9 веке нашей эры, когда великая империя майя заканчивала свое существование.

Наиболее известной постройкой, располагающейся в городе Копане, является Храм 16, возвышающийся более чем на 30 метров над центральной площадью. Этот храм-пирамида - высочайшая постройка в группе сооружений, именуемых “Акрополь”. Практически под каждым храмом города и пирамидой простираются туннели, общей протяженностью в несколько километров. Не исключение и Храм 16. Подземные ходы, расположившиеся в городе, под храмом 16, встречают всех посетителей грозным ликом солнечного царя. Эта гравюра в форме лица древнего правителя, расширившего город Копан, является украшением первого яруса Розалилы - постройки, которая в стародавние времена стояла на месте Храма 16, а сегодня погребена глубоко под землей (город в целом напоминает скорее развалины). В древности Розалила, храм, был окрашен в красный, практически кровавый цвет, что соответствовало его ритуальному предназначению. Упомянутая голова царя, расширившего город, его владения, голова, отпугивающая посетителей подземных туннелей Храма 16, украшена головным убором из желтых, зеленых и красных перьев священной птицы кетцаля, а линии глаз правителя, и другие мелкие детали ассоциируют его с изображениями бога солнца.

Имя царя, с чьего портрета был списан лик, ставшее известным благодаря скульптурным элементам, - К’инич-Йаш-К‘ук’-Мо, что в переводе “Сверкающий кетцаль со взором подобным солнцу”. Это первый известный майянский царь Копана. Считается, что это именно он положил начало строительству храмов и пирамид, вознесших город Копан на новый уровень архитектурного величия. Храм 16 за свою историю пережил семь основных этапов возведения, около 10 перестроек и всевозможных дополнений. Последняя фаза сооружения храма стартовала в 775 году, незадолго до опустошения самого Копана.

Храм 16, расположившийся в городе Копан, был обнаружен еще в 1989 году. Открытие совершил исследователь Рикардо Агурсиа, по совместительству директор туристической и исследовательской организации Южной Америки. Обнаружение храма в свое время стало своеобразной революцией, толчком для ученых со всего мира, заставившим их изучать город, его окрестности и в целом величественную индейскую империю, заброшенную вот уже тысячу лет.

Города индейцев майя: Ушмаль - северо-западная столица империи.

Ушмаль - руины поселения, история которого берет свое начало еще в 800 году до нашей эры. Именно в эту эпоху началось заселение земель, на которых в будущем и был основан Ушмаль. Конкретно строительство самого города индейцев майя можно отнести к 800-900 годам нашей эры, именно в эти сроки были возведены первые храмы, жилые поселения и другие постройки, обнаруженные исследователями. Конечной точкой развития Uxmal, как и других городов индейцев майя, считается 1000 год нашей эры, период оккупации Юкатана тольтеками. И именно в этот период были прекращены все строительные работы, что велись в Ушмале, а после, за несколько десятилетий до прибытия испанцев, поселение и вовсе было покинуто местными жителями, о чем свидетельствуют многочисленные археологически находки на месте города индейцев майя, некогда являвшегося великим.

Для исследователей Uxmal является одним из сложнейших и прекраснейших примеров архитектурного стиля Puuc, в котором возводились единичные поселения майянцев. Для многочисленных же туристов Ушмаль, как и многие другие города индейцев майя , - это главный туристический пункт их путешествия. Ежегодно сотни тысяч людей прибывают в этот некогда крупный населенный пункт, чтобы своими глазами увидеть архитектурное чудо древних майя. Но не одни лишь туристы десятками прибывают в этот регион. Немалый вклад в развитие Ушмаля делают и исследователи, посещающие раскопки в надежде пролить свет на темные пятна в истории индейского народа, сгинувшего тысячу лет назад.

Puuc, что в переводе «холмистая сторона» - название местности в которой впервые были обнаружены постройки одноименного стиля, в котором построены города и архитектура майя. В этой стилистике выполнено не больше десятка поселений, некогда принадлежавших майя. Практически все такие города и архитектура майя были возведены на соседствующей горной территории и строились в последние столетия истории майянской цивилизации, а именно в 800 - 900 года нашей эры.

Наиболее примечательными сооружениями, из раздела поздние города и архитектура майя, сооружениями, когда-либо возведенными в Ушмале, считаются: “Дворец правителя” - дворцовый комплекс, яркий пример выдающийся майянской архитектуры, украшенный скульптурами и мозаичным фризом, состоящим из 20 отдельных пластин; “Пирамида волшебника”, так называемый “Дом карлика” - по сути, ярчайший пример городов и архитектуры майя Puuc, а на деле - храм на пирамиде овальной формы высотою в 40 метров; «Женский монастырь» - комплекс, состоящий из 4 зданий, обрамляющих внутренний двор.

Города-государства майя: Паленке - западная столица империи.

Паленке, как и значительная часть майянских поселений, располагается в горной местности на возвышенностях Юкатана. Имения города-государства раскинулось в преддверии скал Tumbala. Выступ, на котором майянцами был возведен Паленке, выходит на болотистые равнины, простирающиеся далеко на север вплоть до побережья залива. Скорее всего, именно уникальное расположение Паленке между двумя мирами и наделило архитектуру неповторимым шармом, притягивающим тысячами туристов со всего мира. Перспектива плоских равнин на севере и туманный зеленый цвет пышного горного фона на юге захватывают воображение посетителей этих прекрасных земель.

Археологические находки города цивилизации майя, Паленке, указывают на то, что городище начало свое развитие приблизительно в 300 году нашей эры, практически в самом начале золотой эпохи цивилизации майя. Большая часть построек Паленке, как жилых, так и церемониального назначения, возведена в период между 400 и 900 годами нашей эры. Причина, по которой приблизительно в 1000 году нашей эры эти чарующие воображение земли были оставлены местными жителями, остается загадкой.

На текущий момент Паленке, как и значительная часть бывших городов-государств майя, представляет собой наиболее оживленное место археологических раскопок. Исследователями и археологами была восстановлена приблизительно треть городской архитектуры общим числом в 500 построек, формировавших центральную площадь и окрестности Паленке. В тоже время Паленке это еще и излюбленный туристический пункт. Ежегодно тысячами люди со всего мира прибывают в Юкатан, чтобы полюбоваться былым величием индейского народа.

В число наиболее примечательных сооружений, расположившихся в Паленке, входят: Храм XII и “Дворец археологов”.

Храм XII - уникальное даже для индейской архитектуры сооружение города-государства майя , входящие в число основных достопримечательностей не только Паленке, но и всей Центральной Америки. Храм также известен под названиями “Храм Черепа” и “Храм Мертвой Луны”. Во время первого этапа археологических раскопок на территории Паленке в 1992-1994 годах на территории храма были обнаружены ценнейшие экспонаты - несколько сотен элементов сооружений, деталей декора, посуды, одежды, церемониальных приспособлений. Рядом с Храмом XII, именуемым Храмом Мертвой Луны”, как нетрудно догадаться, расположился Храм солнца, построенный приблизительно в четырнадцатом веке нашей эры, в период, когда развитие цивилизации майя уже сошло на “нет”. Город Паленке, архитектура этого поселения были уникальными и величественными, однако, сегодня храм находится в ужасающем состоянии и в планах археологов находится его частичная или полная реставрация, что не может не радовать.

“Дворец Археологов” - постройка города-государства майя, Паленке, представляющая собой обширный дворцовый комплекс и получившая свое название в честь профессии, люди которой стоят за ее обнаружением. Части здания, скорее всего, использовались по своему прямому назначению, как место жительство правящей династии, однако у дворца была и другая функция: он использовался в качестве административного центра, когда-то многолюдного и шумного городища. Что примечательно на четвертом уровне дворцовой постройки расположилась настоящая астрономическая обсерватория, возведенная древними индейцами майя. Ее структурный тип и архитектурная стилистика уникальны даже для майянцев. В день зимнего солнцестояния из обсерватории прекраснейшим образом наблюдается ночное небо, звезды и луна.

Города майа: Чичен-Ица - северная столица империи.

Предполагается, что древняя история Чичен-Ица, города майа, берет свое начало в 5-6 веке нашей эры. Тогда Чичен-Ица - одно из крупнейших поселений индейцев на территории Юкатана. Однако уже к концу 10 века по неизвестным причинам местные жители практически полностью покинули Чичен-Ицу. Это предположение подтверждается тем фактом, что в период с 10 по 12 столетие на территории города майа не было построено не одного здания, ни жилого, ни религиозного назначения. Однако имеются и подтверждения тому, что Чичен-Ица был снова заселен приблизительно в 13 веке. Новыми жителями столицы стали тольтеки, заселившие Юкатан.

Тольтеки даровали городам майа вторую жизнь. Обосновавшись в Чичен-Ице, они постепенно, шаг за шагом, завоевывали соседствующие территории, тем самым увеличивая влияние в регионе. В оставленные руины некогда величественного поселения завоеватели принесли не только жизнь, но и многочисленные обряды, обычаи, и свое, уникальное, видение архитектуры. Так, под управлением тольтекского племени была возведена северная часть Чичен-Ица. В лучшие годы, как правления майя, так и правления тольтеков, население городища составляло от 20 до 30 тысяч жителей.

Ранее считалось, что Чичен-Ица, чуть ли не возглавлявший главные города цивилизации майя , играл роль летней резиденции императора, где во дворце проживали члены правящей династии, а на территории жилых районов, обосновывалась прислуга. Об этом в первую очередь свидетельствовали расположение и архитектурные особенности поселения. На территории Чичен-Ицы имелся специальный жилой квартал для бедняков, натолкнувший ученых на мысль об узкой специальности всего поселения. Однако, ближе к концу 20 века исследователями было сделано несколько важнейших археологических находок, опровергнувших первичную теорию о том, что Чичен-Ица являлся только летней резиденции короля.

Чичен-Ица, расположившийся на территории современной Мексики, неспешным темпом развивался вплоть до 13, пока вследствие роста могущества, как самого города майа, так и соседних провинций, не назрел неизбежный политический и военный конфликт. Правители Чичен-Ица требовали от соседних властителей все больших поднесений и сбирали все большие налоги, в результате чего объединенное войско нескольких государств, некогда починявшихся Чичен-Ице, вышло на войну с бывшими хозяевами и разгромило армию тольтекского племени. Это привело к упадку и катастрофическому снижению населения города майя - Чичен-Ицы. Уже к концу 14 века Чичен-Ица был практически полностью оставлен местными жителями и опустошен.

Примечательнейшей из всех построек, когда-либо и кем-либо возведенных на территории Чичен-Ицы, является пирамида Кукулькана. Это монументальное сооружение, пирамида, высотою в 24 метра возвышается над центральной площадью и все архитектурой Чичен-Ицы. Состоит Пирамида Кукулькана из 9 уровней и ориентирована строго по сторонам света, что свойственно для майянской архитектуры. На верхней части постройки расположился храм, в котором проводились регулярные обряды и церемонии, в том числе и церемонии жертвоприношения. В основании пирамиды Чичен-Ицы находится квадрат со стороной в 55 с половиной метров. Также у основания пирамиды расположились величественные каменные головы змей, обрамляющие каждую из лестниц, ведущих к храму на вершине. Пирамида строго ориентирована по сторонам света.

Пирамида Кукулькана города майя обладает несколькими, весьма удивительными, архитектурными свойствами. Во-первых, общее число ступеней пирамиды равняется 365, что соответствует числу дней в календарном году. Эта особенность пирамиды натолкнула исследователей на мысль, что Пирамида Кукулькана выполняла функцию своеобразного календаря или, по крайней мере, в основу пирамиды был заложен принцип календарной системы. Широко известный факт - астрономии майя, как прогрессивной на то время науке, были известны и продолжительность земных суток, и длительность земного года. Во-вторых, в период осеннего и весеннего равноденствия у основания пирамиды Чичен-Ица наблюдается уникальное зрелище.

Майянские города отталкиваясь от накопленных знаний, в том числе и в астрономии. По основной лестнице пирамиды, ведущий к храму на ее вершине, спускается тень в форме гигантского змея, бога Кетцалькоатля (пернатый змей), которому поклонялись майянцы, и в честь которого была возведена пирамида. Этот феномен, наблюдаемый вследствие игры света и тени, а также благодаря архитектурным свойствам пирамиды, длиться ровно 3 часов и 22 минут. Считается, что змей, спускающийся по ступеням пирамиды, ознаменовывал собой наступление весны и осени соответственно.

Древние города индейцев майя: Тикаль - центральная столица империи.

Тикаль или Tik’al - сегодня одно из крупнейших мест археологических раскопок на территории Юкатана, а в древности крупнейшее городище майя и основное звено торговой и религиозной цепи исчезнувшей цивилизации. Тикаль располагается в географической области бассейна Petén, что в северной части современной Гватемалы, где ранее проживали индейцы майя. Именно майянцами в свое время и был возведен Тикаль и именно им он принадлежал долгие столетия. Сейчас часть Тикаля, что располагается в бассейне Petén - это Национальный Парк Гватемалы, а с 1979 года благодаря Юнеско Тикаль и его архитектура являются объектом всемирного достояния.

Тикаль, как и некоторые древние города индейцев майя, - бывшая столица завоеванного государства, позже превратившаяся в одно из наиболее сильных и могущественных королевств цивилизации Майя в Юкатане. Хотя монументальная архитектура, найденная на месте раскопок древнего поселения, датируется еще 4-м столетием до нашей эры, максимальной точкой развития Тикаля считается период классической эпохи цивилизации майя - приблизительно 200 - 900 года нашей эры. В это время в истории многих древних городов индейцев майя наступает период, когда они являются воплощением могущества американских индейцев. Между Тикалем и практически всеми крупными поселениями Юкатана были проведены дороги, соединявшие между собой столицы древней империи. Тикаль можно считать своеобразной версией мегаполиса на фоне исчезнувшего государства. В лучшие годы на территории Тикаля проживало около 100 тысяч жителей, о чем свидетельствуют обнаруженные учеными находки и немногочисленные записи.

Чичен-Ица

(город индейцев майя)

Чичен-Ица – древний город индейцев майя и тольтеков, возведенный на полуострове Юкатан в современной Мексике. Он являлся одним из самых значительных городов древних майя. Его имя обозначало «Устье колодцев ицев».

Большая пирамида Эль-Кастильо в центре города посвящена богу Кукулькану – так звался Пернатый Змей на языке майя. Она возвышалась на 20 м и была видна с любого конца города. С четырех сторон сооружения наверх вели лестницы, число ступеней которых составляло 365 – по числу дней в году.

В Чичен-Ице находился самый большой по сравнению с другими древнеиндейскими городами стадион для игры в мяч. Игровая площадка сравнивалась со Вселенной, а полет мяча – с ходом Солнца. Игра заключалась в том, чтобы забросить мяч в одно из колец на боковых стенах площадки.

У подножия центральной лестницы Эль-Кастильо расположены скульптурные головы пернатых змеев. Игра света и тени на стенах храма создает впечатление, что огромная змея улеглась сверху вниз по всей длине храма, соединяя небо и землю.

Еще одна башня представляла собой астрономическую обсерваторию майя. За причудливую форму ее называли «Караколь» – «раковина». Небольшие окна башни направлены на точки восхода и захода солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия. Город прославился Священным колодцем (сенотом) – естественным водоемом, образовавшимся в карстовой трещине. В глубь сенота вела лестница, позволявшая спускаться к воде, которая уходила на глубину более 10 м. Здесь совершали ритуальные обряды и приносили жертвы богам, иногда человеческие.

Со временем город был покинут индейцами, но до сих пор его полуразрушенные сооружения восхищают своей значительностью.

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

8.12. СВЯЩЕННАЯ КНИГА «ПОПОЛЬ ВУХ» АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ МАЙЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ ЕЩЕ ОДНИМ ВАРИАНТОМ БИБЛИИ И РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ XIV–XVI ВЕКОВ 8.12.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КНИГИ «ПОПОЛЬ ВУХ» Пополь Вух - священная книга американских индейцев Майя-Киче. Майя-Киче - это

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Чичен-Ица – город городов Майя На востоке было царство Красного Чака – оттуда приходило багряное палящее светило; на севере царствовал Белый Чак – его ледяное дыхание приносило снега и дожди; Черный Чак жил на западе, где над песчаными пустынями чернели горы; а на юге,

Из книги Сказка о русском лингвисте, расшифровавшем письменность индейцев майя автора Горькавый Ник.

Ник. Горькавый Сказка о русском лингвисте, расшифровавшем письменность индейцев майя Страницы из Дрезденского кодекса майя. Если вы думаете, что это древний комикс или сказочная история, значит, неправильно расшифровали книгу майя. Перед вами трактат по астрономии, в

Из книги По следам Всемогущих. Там, где наука бессильна автора фон Деникен Эрих

ГЛАВА 5 ЧИЧЕН-ИЦА - ГОРОД МАЙЯ В ДЖУНГЛЯХ Пирамида для Кукулькана - Летучие змеи - Игра в мяч у майя - «Утюг» в руках жреца - Обсерватория в девственном лесу - Непостижимые календарные знания - Просветители с небес - «Лос Воладорес» - Лестницы для богов - Гениальная

Из книги Загадки древних времен [без иллюстраций] автора Бацалев Владимир Викторович

5. Чичен-Ица К 1200 году н. э. значительная часть Юкатана была завоевана и освоена северным племенем - индейцами ица. Они были более воинственны, чем майя, и более жестоки в традициях. Человеческие жертвоприношения, от которых и майя не отказались, хотя одно время отказались

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора Носовский Глеб Владимирович

15. Священная книга Пополь Вух американских индейцев майя оказывается еще одним вариантом Библии и рассказывает о событиях XIV–XVI веков Коротко об истории книги Пополь Вух.Майя-киче - это могущественный народ, населявший Центральную Америку. Считается, что цивилизация

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Из книги Погибшие цивилизации автора

Письменность индейцев майя Древние города индейцев майя, обитающих в Центральной Америке, погибли задолго до открытия Америки Христофором Колумбом. Но о том, что здесь была высокоразвитая цивилизация, свидетельствовало множество надписей, высеченных на камнях в

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Из книги Века и воды автора Кондратов Александр Михайлович

Сокровища индейцев майя Пожалуй, лучшими ювелирами древности были индейцы доколумбовой Америки. «Я не удивляюсь золоту и драгоценным камням, но мне поистине изумительно было видеть мастерство, превосходящее материал, - писал о шедеврах индейских мастеров Петер Мартин,

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

19. Священная книга «Пополь Вух» американских индейцев майя оказывается еще одним вариантом Библии и рассказывает о событиях XIV–XVI веков 19.1. Краткая история книги «Пополь Вух» Пополь Вух (Popol Vuh) - священная книга американских индейцев Майя-Киче. Майя-Киче -

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Этьен Брюле: друг индейцев, враг индейцев Когда Этьен Брюле в 1608 г. приехал в Канаду, ему только-только исполнилось 16 лет. Неизведанная, дикая стр ана властно овладела его душой. С 1610 г. он жил в лесах среди индейцев, охотился вместе с ними, переходил от одного племени к

автора Брайан Хотон

ЧИЧЕН-ИЦА: ГОРОД ИНДЕЙЦЕВ МАЙЯ Фотография Кейт Помакис (лицензия «Creative Commons» версия «Attribution-ShareAlike 2.5»). Храм воинов в Чичен-ИцеВ конце XVI в. Диего де Ланда, изучая историю Юкатана, наткнулся на город индейцев майя Чичен-Ицу (что в переводе означает «устье колодца ицев») и

Из книги Великие тайны и загадки истории автора Брайан Хотон

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: