Государственный социализм и анархизм. (В чем их сходство и в чем различие)

Попробую дать ответ больше по-существу.

Как уже было сказано, левые идеи ставят во главу угла справедливость. Отсюда высокая регулирующая роль государства.

История левых идей имеет ряд этапов, поэтому различать коммунистов, марксистов, социалистов как разновидности одного течения не совсем правильно.

Коммунисты - коммунизм это не строй и не программа, а формация, которая по Марксу должна наступить, после этапа империализма, как наивысшей точки развития капитализма. То есть коммунизм не строиться, а по сути приходит сам, как логичная форма развития человечества (по крайней мере в рамках европейской цивилизации). История показала, что такой взгляд не совсем верен и Маркс принял "родовые муки капитализма за его агонию". Тем не менее развитие европейского сообщества показывает, что часть идей, заложенных в понятие коммунизм реализуются. Интернет дает доступ к образованию, и вообще оно куда доступнее, появились работающие социальные лифты, внутри европы стерты границы, у индивида есть право перемещения, право выбора религии, свободный обмен информацией, и наконец свобода совести. Это далеко не коммунизм, но такие вещи показывают, что Маркс отнюдь не был не прав.

Социализм - это по-сути стадия коммунизма, необходимый этап, для развития в обществе идей коллективизма, равенства и справедливости, и выработки работающих принципов жизни социума, и функционирования экономики.

Социал-демократы - поначалу это были сторонники вышеупомянутых идей, которые предпочли добиваться перехода в новую формацию и принцип построения общества политическим путём, прямо конкурируя на демократическом поле. Они отказались от идеи мировой революции пролетариата, и выработали более жизнеспособную форму реализации своих идей. Сегодня это политические партии, чья программа направленна на поддержание уровня жизни массовых слоёв населения, их социальной защиты, и социального реформирования, являются наиболее весомыми соперниками либеральных партий в большинстве развитых стран мира.

Марксисты - ученые гуманитарной сферы (философы, историки и социологи), которые объясняют происходящие социальные и политические процессы отталкиваясь от экономики, то есть экономика детерминирует все остальные сферы жизни человечества. В сравнении с предыдущими господствующими идеями гегельянства, опирались на более рациональные факторы развития. В XX веке потеряли сильные позиции в большинстве несоциалистических стран (в социалистических они господствовали безраздельно), уступив уже и чуть более новым течениям, вроде "теории элит" Парето-Моска.

Анархисты это не совсем левые, их идея наиболее утопична, представляя в сухом остатке отказ от государства, и функционирование в форме отдельных, раздробленных групп, самостоятельно решающих свои проблемы, отказ от всех форм эксплуатации и давления, границ, силовых структур и церкви. Они радикалы, и не припомню никаких анархистских фракций и партий, участвовавших в реальной политической жизни, являясь большими утопистами, чем коммунисты.

Подводя итоги: коммунисты и анархисты это носители идей и взглядов на устройство общества. Социалисты - "практикующие коммунисты", предпочитающие синицу в руках, чем журавля в небе, предлагая более простые и понятные программы, и в отличии от коммунистов не предполагающие отмирание государства, а наоборот, реализацию через него диктата масс, и наиболее эффективный способ управления социумом. Социал-демократы - социалисты и коммунисты принявшие решения существовать в капиталистическом обществе и играть по его правилам, не отрицают рыночной экономики и социального неравенства, но ратуют за равные возможности в обществе, справедливость в отношении социальных масс, реализацию программ социальной защиты населения и его развития.

P.S. Коммунистические партии как правило реализуют социалистические программы, как неизбежный этап на пути к коммунизму. На сегодня реально влиятельных партий коммунистов и социалистов, в чистом виде, среди развитых стран нет, они либо слились с социал-демократами, либо влачат жалкое существование среди политических аутсайдеров. КПРФ это политическая фикция, характерная существующему политическому режиму в нашей стране.

АНАРХИЗМ И СОЦИАЛИЗМ

1) Анархизм за 35-40 лет (Бакунин и Интернационал 147 1866-) своего существования (а со Штирнера много больше лет) не дал ничего кроме общих фраз против эксплуатации .

Более 2000 лет эти фразы в ходу. Недостает (а) понимания причин эксплуатации; (ß) понимания развития общества, ведущего к социализму; (у) понимания классовой борьбы, как творческой силы осуществления социализма.

2) Понимание причин эксплуатации. Частная собственность, как основа товарного хозяйства. Общественная собственность на средства производства. Nil* у анархизма.

Анархизм - вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм . Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма.

{Защита мелкой собственности и мелкого хозяйства на земле. }

{Keine Majorität**. .......................................................................... }

{Отрицание объединяющей и организующей силы власти. ....... }

3) Непонимание развития общества - роль крупного производства - развития капитализма в социализм.

* - Nihil - ничего. Ред.

** - Никакого большинства (то есть отрицание анархистами подчинения меньшинства большинству). Ред.

378 В. И. ЛЕНИН

(Анархизм - порождение отчаяния . Психология выбитого из колеи интеллигента или босяка, а не пролетария.)

4) Непонимание классовой борьбы пролетариата. Нелепое отрицание политики в буржуазном обществе. Непонимание роли организации и воспитания рабочих. Панацеи из однобоких, вырванных из связи средств.

5) В новейшей истории Европы, что дал анархизм, некогда господствовавший в романских странах?

Никакой доктрины, революционного учения, теории нет.

Раздробление рабочего движения.

Полное fiasko* в опытах революционного движения (прудонизм 1871, бакунизм 148 1873).

Подчинение рабочего класса буржуазной политике под видом отрицания политики.

Написано в 1901 г.

Впервые напечатано в 1936 г. в журнале «Пролетарская Революция» № 7

Печатается по рукописи

* - фиаско, провал. Ред.

И подчеркивает общественное объединение и взаимопомощь » . В отличие от индивидуалистического анархизма, утверждающего важность и необходимость частной собственности или владения, социалистический анархизм отвергает важность частной собственности, усматривая в ней источник социального неравенства .

Термин «левый анархизм» относится к тем формам анархизма, которые подпадают под определение «левая политика». Таким образом левое крыло анархизма расходится со сторонниками свободного рыночного анархизма , по-другому - или «правого анархизма» (представителем которого является Мюррей Ротбард) . Анархо-синдикалистка Ульрика Хайдер различает левый, правый и зелёный анархизмы, соответственно классифицируя их как левый анархизм, правый анархизм (анархо-капитализм) и зеленый анархизм .

Социальный анархизм используется для четкого определения и описаний тенденций в рамках анархизма, акцентирующихся на коммунитаризме и кооперативных аспектах анархистской теории и практики. Социальный анархизм включает в себя (но не ограничен ими) анархо-коллективизм , анархо-коммунизм , некоторые формы либертарного социализма , анархо-синдикализм и социальную экологию .

Социальный анархизм стремится «к свободной ассоциации людей, живущих вместе и сотрудничающих в свободных сообществах» .

Коллективистский анархизм

Коллективистский анархизм , также называется революционным социализмом или одной из его форм , является революционным типом анархизма, обычно связываемым с Михаилом Бакуниным и Иоганном Мостом . Это вполне специфическая тенденция, её не следует путать с более широким понятием коллективизма или общинным анархизмом . В отличие от мютюэлистов , анархо-коллективисты выступают против всех форм частной собственности на средства производства , противопоставляя им понятие коллективизированной собственности.

Они считали, что их цели могут быть достигнуты только в результате насильственной революции , которая должна начаться благодаря актам насилия небольших сплоченных групп, которые они называют «пропагандой действием», что должно вдохновить рабочих на революционное восстание и решительную коллективизацию средств производства . Однако, такая коллективизация не должна по мысли анархистов-коллективистов распространяться на распределение доходов, а рабочие должны будут получать заработную плату в зависимости от количества отработанного времени, а не продукцию «по потребностям», как то подразумевает анархо-коммунистическая концепция. Данное положение было раскритиковано позднее анархо-коммунистами как система, сохраняющая наёмный труд в новом обществе .

При этом стоит отметить, что анархо-коммунистические и анархо-коллективистские концепции не были взаимоисключающими: хотя коллективисты отстаивали необходимость платы за конкретный трудовой вклад, часть из них рассматривали возможность послереволюционного перехода впоследствии к анархо-коммунистической системе распределения по потребностям . Коллективистский анархизм возник тогда же когда и марксизм , но при этом противостоял марксистской идее диктатуры пролетариата, несмотря на провозглашенную марксистами цель коллективистского безгосударственного общества .

Коммунистический анархизм

Анархо-коммунисты исходят из того положения, что действительно свободная форма социальной организации возможна только в обществе, состоящем из самоуправляющихся коммун и общин при коллективном использовании средств производства, организованных на принципах прямой демократии и создающих федерацию коммун и объединения федераций и/или конфедерации посредством горизонтальных и вертикальных (построенных снизу вверх) связей .

В анархо-коммунистическом обществе предполагается отсутствие товарно-денежных отношений, так что все люди должны будут иметь свободный доступ ко всем ресурсам, всей произведенной обществом продукции и, соответственно, не будет существовать системы наемного труда . Согласно идеям Петра Кропоткина, а также более поздним выкладкам «зеленого анархиста» Мюррея Букчина, члены будущего свободного коммунистического общества станут спонтанно, на добровольных началах заниматься всем необходимым для жизни общества трудом, потому что они будут понимать преимущества коллективного владения средствами производства и взаимопомощи .

Кропоткин считал, что частная собственность была важнейшей причиной угнетения и эксплуатации, в связи с чем выступал против её существования , предлагая вместо неё общественную собственность . В своей книге «Взаимопомощь как фактор эволюции» Петр Кропоткин критиковал социал-дарвинизм , утверждая что взаимопомощь является более естественной, нежели конкуренция. При этом стоит отметить, что книга «Хлеб и воля » была по сути практическим руководством по организации общества после социальной революции.

Отвечая тем, кто пытался приписать анархо-коммунистам стремление загнать человечество силой в коммунистическое общество, которое будет организовано по типу аскетичной казармы или тюрьмы, Кропоткин писал:

Мы вовсе не хотим складывать в кучу все пальто , чтобы потом распределять их (хотя даже и при такой системе те, которые дрожат теперь от холода без одежды, все-таки остались бы в выигрыше). Точно так же мы вовсе не хотим и делить деньги Ротшильда . Мы хотим устроить так, чтобы каждому родящимуся на свет человеческому существу было обеспечено, во-первых, то, что оно выучится какому-нибудь производительному труду и приобретет в нем навык, а во-вторых, то, что оно сможет заниматься этим трудом, не спрашивая на то разрешения у какого-нибудь собственника или хозяина и не отдавая львиной доли всего своего труда людям, захватившим землю и машины .

Платформизм

Платформизм является анархо-коммунистической тенденцией в традициях Нестора Махно , который исходил из того, что «необходима организация, которая, объединив большинство участников анархического движения, установила бы общую тактическую и политическую линию в анархизме и стала бы направляющей для всего движения» .

Синдикалистский анархизм

В начале XX столетия в качестве особого направления в анархизме возникает концепция анархо-синдикализма Сосредоточив своё внимание на рабочем движении , синдикалисты исходили из того, что организация радикальных профсоюзов сможет создать потенциальную силу для социальных изменений в обществе, заменив государственную власть и капитализм новым обществом, базирующимся на самоуправлении трудящихся.

Анархо-синдикалисты стремились к отмене системы наемного труда и частной собственности на средства производства, в которых они видели важнейшие причины существования классовой дифференциации. Главными принципами , на которых основывается анархо-синдикализм, представляют собой солидарность, самоуправление трудящихся и прямое действие (всеобщая забастовка и повседневная борьба на рабочем месте, саботаж). Это коррелируют с другими направлениями в анархизме, такими как анархо-коммунизм и анархо-коллективизм .

Сторонники анархо-синдикализма исходят из необходимости развития профсоюзных организаций на анархистских принципах в рамках существующего общества, что должно способствовать по их мысли приближению социальной революции. Ведущим анархо-синдикалистским теоретиком первой половины двадцатого столетия был Рудольф Роккер , который в своей брошюре 1938 года «Anarchosyndicalism» описал в общих чертах возникновение движения, его основные цели и значимость рабочего движения в будущем .

Хотя анархо-синдикализм зачастую и ассоциируется с рабочим движением начала двадцатого столетия (в частности, во Франции и Испании), многие синдикалистские организации активно действуют и сегодня, часть из которых по прежнему входят в Анархо-синдикалистский Интернационал (МАТ - Международная ассоциация трудящихся, созданная зимой - годов) и международное профсоюзное объединение (базирующееся правда на революционно синдикалистских, а не анархо-синдикалистских принципах) Индустриальные рабочие мира (ИРМ), хотя есть и и организации, не входящие в эти объединения, такие как например Шведская революционно-синдикалистская профсоюзная федерация (SAC) и Всеобщая конфедерация трудящихся (CGT) Испании .

Новые направления

Дальнейшее развитие социального анархизма вобрало в себя анархистские составляющие из социальной экологии, демократии участия и партисипативной экономики.

Демократия участия

Демократия участия - это политическая теория и политический проект, которые стремятся к прямой демократии, экономической демократии в безгосударственной, безденежной и безрыночной экономике, самоуправлению (демократия в социальной сфере) и экологической демократии. Теоретический проект Демократии участия (ДУ ; пример политического проекта, который является частью демократических и автономистских традиций) зародился в работе политического философа , давнего академика и активиста Такиса Фотопулоса «Towards An Inclusive Democracy» и был позднее развит им и другими авторами в журнале «Democracy & Nature» и её преемником «The International Journal of Inclusive Democracy» , электронном журнале, находящемся в свободном доступе, издаваемом Международной сетью за Демократию участия (International Network for Inclusive Democracy) .

Согласно Арран Гаре (Arran Gare), Towards an Inclusive Democracy «предлагает мощную новую интерпретацию истории и разрушительной динамики рынка и дает вдохновляющее новое видение будущего, вместо неолиберализма и существующих форм социализма » . Кроме того, как показывает Дэвид Фриман, хотя подход Фотопулоса «не является открыто анархистским, но все же анархизм выглядит той категорией, с которой он работает, учитывая его приверженность к прямой демократии , муниципализму и отрицанию государства, денег и рыночной экономики» .

Экономика участия

Известные социальные анархисты

Примечания

  1. Ostergaard, Geoffrey. «Anarchism». The Blackwell Dictionary of Modern Social Thought. Blackwell Publishing. p. 14.
  2. Morris, Christopher W. 1998. An Essay on the Modern State. Cambridge University Press. p. 74
  3. Bookchin, Murray (1995). Social Anarchism Or Lifestyle Anarchism: An Unbridgeable Chasm. AK Press
  4. Thagard, Paul. 2002. Coherence in Thought and Action. MIT Press. p. 153
  5. Suissa, Judith(2001) «Anarchism, Utopias and Philosophy of Education» Journal of Philosophy of Education 35 (4), 627-646. doi:10.1111/1467-9752.00249
  6. Ostergaard, Geoffrey. «Anarchism». A Dictionary of Marxist Thought. Blackwell Publishing, 1991. p. 21.
  7. Paul, Ellen Frankel. Miller, Fred Dycus. Paul, Jeffrey. 1993. (no title listed ) Cambridge University Press. p. 115
  8. Chomsky, Noam . 2003. Chomsky on Democracy & Education . Routledge. p. 398
    Chomsky, Noam. Language and Politics . AK Press . p. 153
  9. Heider, Ulrike. Anarchism: Left, Right and Green San Francisco: City Lights Books, 1994.

«Анархия» - это термин, который в сознании большинства людей является синонимом понятию «хаос», «беспорядок». Однако в социологии и политологии этот термин имеет несколько иное значение. В статье мы подробнее разберемся в понятии, происхождении, основных учениях и направлениях анархизма. Более подробно разберем такое направление, как анархо-капитализм. В чем его суть и отличие от других направлений анархизма? Постараемся выяснить далее в статье.

Понятие

Анархизм - это общественно-политическое и социально-экономическое учение, которое отрицает необходимость существования государства. Интересы мелкого крестьянства и малого бизнеса противопоставляются интересам крупных корпораций.

Существует миф, что анархизм - это одно из направлений социализма. Он сложился в нашем сознании после революции и гражданской войны: верным союзником большевиков на территории современной Украины долгое время были анархисты Нестора Махно.

Однако это абсолютно неверно. Анархизм, а особенно одно из его направлений - анархо-капитализм, - наоборот, отрицает создание крупных общественных корпораций. Социализм - как предварительная стадия коммунизма - хоть и предполагает создание единого справедливого и равного общества, но при господствующей роли государства, во главе которого и должны находиться «правильные люди» - большевики, эсеры, пролетарии и др. Фактически, это направление также призывает к созданию корпорации, только, в отличие от капитализма, с одним-единственным собственником - государством.

Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.

Направления

На сегодняшний день выделяются два крупных направления анархизма:

  1. Анархо-индивидуализм.
  2. Анархо-социализм.

Идеологически это абсолютно два противоположных направления. Их объединяет только одно - идея отказа от государства. Все остальные взгляды диаметрально противоположные. Анархо-социализм, скорее, относится к левому течению, наряду с коммунизмом, социализмом и пр. Анархо-индивидуализм - это, скорее, правое течение. Его принципы развивал Макс Штирнер, Генри Дэвид, Мюррей Ротбард и др. Оба блока также подразделяются на различные течения, каждое из которых имеет свои взгляды на те или иные процессы.

Основные направления индивидуализма

Анархо-индивидуализм подразделяется на следующие направления:

  1. Анархо-капитализм. Здесь мы не будем подробно его расписывать, так как этому направлению будет посвящена большая часть нашей статьи.
  2. Анархо-феминизм. Движение зародилось в Ярким представителем его можно считать Эмму Гольдман - «красную Эмму». Эта женщина иммигрировала из России еще до революции, и обосновалась в США. Анархо-феминистки также выступали против государства как аппарата по навязыванию традиционно сложившихся концепций семейных отношений, образования и гендерных ролей. сегодня являлась бы ярой правозащитницей, которая бы продолжала бороться за равноправие женщин, за права секс-меньшинств и др. Брак, считала она, - это обычный экономический контракт между мужчиной и женщиной. И эти взгляды она обрушивала на массовое сознание через выступления, публикации книг еще сто лет назад, когда западное общество сохраняло свою религиозность и традиционализм.
  3. Зелёный анархизм - акцентирует внимание на проблеме охраны окружающей среды.
  4. Анархо-примитивизм - призывают отказываться от высоких технологий, которые, по их мнению, только закрепляют положение власть имущих и эксплуатацию. И др.

Основные направления анархо-социализма

Анархо-социализм - это течение, которое призывает бороться с любой формой эксплуатации, частной собственностью как с основной причиной социальной стратификации (расслоения) общества на богатых и бедных. Подобные взгляды и были в умах анархистов Нестора Махно во времена революции и гражданской войны. Направление отличается от классического большевизма лишь тем, что последнее призывало ввести диктатуру пролетариата, т. е. фактическое создание одного класса выше другого. Анархо-социализм же и вовсе отрицает наличие любого господствующего класса либо сословия. Основные его направления:

К сожалению, в рамках одной статьи трудно вкратце передать основные различия между направлениями анархизма. Однако в нескольких словах можно сказать, что анархо-капитализм - это противоположное значение анархо-социализму. Последнее полностью отказывается от любых идей частной собственности, капитализма, наемного труда. Первое, наоборот, приветствует эти идеи. Более подробно про него пойдет речь далее в статье.

Зарождение анархо-капитализма

Анархо-капиталистическое направление также называют «либертарианский анархизм». Впервые термин был введен Мюрреем Ротбардом. Возникновение этого направления датируется шестидесятыми годами XX века в США. Хотя его теоретическая база уходит своими корнями в середину XIX века, к работам рыночных теоретиков, одним из которых был Густав де Молинари.

Концепция

Рыночный анархизм - другое название анархо-капитализма - основывается на вере в свободное владение частной собственности. Он отрицает государство как институт власти, так как оно мешает поддержке конкурентноспособного рынка. В свое время знаменитый реформатор - Е. Гайдар - говорил: «рынок все расставит на свои места». Хотя российский премьер-министр и не был сторонником данной философии, но в этой его фразе прослеживается одна из идей рыночного анархизма. Во главу угла ставится идея свободных рыночных отношений, завязанных на добровольных началах. Именно этот принцип и послужит становлению стабильного общества, которое само может организовать правопорядок, создать самостоятельно законодательную базу, защиту и необходимую инфраструктуру, организованную через коммерческую конкуренцию.

Цели

Сам Мюррей Ротбард понял, что государство - это, говоря современный языком, организованная преступная группировка, которая занимается фактически грабежом через налоги, сборы, пошлины, лицензии и др. Почти все современные капиталистические правительства превратились в ставленников крупных финансовых магнатов. Капитализм, по мнению теоретика, - это преобладание мелких собственников, а сегодня мы видим, что мелкий бизнес по всему миру сдает свои позиции во всех экономических отраслях. Вместо тысячи мелких частных предпринимателей мы наблюдаем одного крупного магната, который распространяет свое влияние на многие страны.

Поэтому современное либертарианство и анархизм имеют общие цели с социалистическими и коммунистическими идеологиями - все они призывают нарушить существующий строй, который сложился в мире.

Идеи будущего общественного устройства

У данного философского направления много критиков среди экономистов, политологов и социологов. Даже социалисты и коммунисты с идеями «светлого будущего», «социального равенства», «свободы», «братства» не призывают отказываться от государства как от регулятора общественных отношений. Главный же теоретик анархо-капитализма - Мюррей Ротбард - наоборот, призывал полностью отказаться от него. Как же тогда должно функционировать капиталистическое общество, в котором частная собственность должна свято охраняться? Для этого необходимо создавать частные охранные структуры, которые должны действовать на конкурентной основе. Финансироваться они должны не из налогов, а из частных фондов. Личная и экономическая деятельность должна регулироваться естественными законами, рынком и с помощью частного права. Общество, по мнению теоретиков данного философского направления, в скором времени на интуитивном уровне поймет, как необходимо жить. Люди откажутся от многих преступлений, так как именно государство и является первопричиной их совершения.

Реально ли воплотить в жизнь идеи либертарианства?

Многие считают идеи либертарианства абсолютной утопией. В качестве основного аргумента они приводят то, что природа людей такова, что невозможно искоренить такие человеческие пороки, как зависть, злоба, предательство, желание воспользоваться чужим трудом, стремление завладеть чужим имуществом и др. Вспомним психологический тест: «Если в супермаркете вы увидите, что продукты никто не охраняет, что вы сделаете?». Правильным ответом на него будет тот, который предлагает украсть в супермаркете продукты. Другие ответы считаются психологами нечестными, скрывающими истинную суть испытуемого. Т. е. природу человека невозможно изменить, поэтому сам он, без помощи внешнего силового регулятора, не научится жить «правильно». Все идеи, которые призваны изменить природу человека через создание различных социальных условий, считаются утопическими. Поэтому и рыночный анархизм следует считать таковым. Однако некоторые верят, что либертарианство можно воплотить в жизнь. Для этого должны возникнуть определенные условия. О них подробнее поговорим далее.

Условия для реализации идеи рыночного анархизма

Итак, чтобы идеи Мюррея Ротбарда воплотить в жизнь, должны наступить следующие условия:

  1. Господство власти этики. В обществе, где все продается и все покупается, трудно воспитывать личность в духе «так нельзя», «нехорошо» и т. д. Сегодня мы видим, что дети мультимиллионеров нарушают все законы: они не соблюдают скоростной режим на дорогах, им можно оскорблять представителей правопорядка, пренебрежительно отзываться о стране, в которой они живут и др. «Простым» гражданам такое поведение не прощается: они, как правило, получают самое суровое наказание. Только там, где этика и ценность свободы превалируют над звонкой монетой, возможно построение идеального общества.
  2. Создание нескольких институтов. Если государство будет отсутствовать, то его функции должны выполнять другие социальные институты. Они должны обладать силой и авторитетом, в противном случае будут бесполезны. Главное условие - их должно быть несколько, иначе вместо одной формы государства мы получим другую: теократию, клан, дикий капитализм и др.
  3. Единая ценностная система. Либертарианстская система будет функционировать только в том случае, если все члены общества будут придерживаться идеи анархо-капитализма. При появлении значимого количества людей, игнорирующих его принципы и власть институтов, система будет быстро разрушаться.

Символика анархо-капитализма

Мы осветили теорию либертарианства. Немного скажем о символике. Знаменем анархо-капитализма считается черно-желтый флаг. Черный цвет - традиционный символ анархизма. Желтый - символизирует золото, средство обмена на рынке без участия государства. Черно-желтый флаг встречается в различных вариантах. Отсутствует строгое расположение цветов. Иногда на нем присутствуют различные изображения: корона, знак доллара и др.

Анархо-капитализм в России

В нашей стране мало людей, которые придерживаются взглядов рыночного анархизма. У нас, если и находятся последователи анархизма, то это, скорее, сторонники анархо-синдикализма, которые создают различные молодежные субкультуры. Социологи отмечают, что современные неоанархисты, как правило, не понимают базовую идеологию анархо-синдикализма, они используют только символику - красно-черные флаги. На всех мероприятиях с их участием звучат, как правило, только антифашистские лозунги.

Цель неоанархизма в России

Современный неоанархический протест в России, пожалуй, единственная непартийная принципиально уличная инициатива, неподконтрольная власти. Его лидеры считают, что цель движения - борьба с фашизмом, а также с его первопричиной - капитализмом, который и порождает социальное неравенство и миграцию в современном виде.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: