Готические храмы европы. Самые красивые соборы европы

Готический стиль охватывает разные виды искусства – живопись, фреску, скульптуру, витражи. Но именно средневековые соборы, храмы и монастыри Европы, в том числе и Германии, в полной мере раскрывают богатство, величие и монументальность готического стиля в архитектуре. Ему присуще наличие узких высоких башен, арок с заостренным верхом, разноцветных витражей на окнах, щедро украшенного фасада.

Все это вместе с мрачными каменными фигурами мифических существ на стенах зданий создает неподражаемый архитектурный ансамбль. На севере Германии в виду дефицита природного камня сформировался особый стиль – кирпичная готика, который существенно распространился на страны Балтики.

Соборы и монастыри Германии в готическом стиле

Кёльнский собор

Один из главных шедевров готической архитектуры, чьи башни возносятся ввысь на 157 м, поражает монументальностью и в то же время легкостью и изяществом своих ажурных форм. Преодолев 509 ступеней лестницы, можно попасть на колокольню, откуда виден весь город и его окрестности. В соборе хранятся ценные коллекции картин, драгоценностей, скульптур, собранные за столетия. Среди них скамьи в хоре, фрески, главный алтарь, оконные витражи, кресты, дароносицы и др.

Ульмский собор

Строительство второго по величине собора Германии, действующего и поныне, продолжалось 5 веков. Начали его возводить в XIV веке, на средства горожан. А западная башня высотой 161 м была достроена только в конце XIX века. На ней расположена смотровая площадка, чтобы добраться на нее, предстоит подняться по 768 ступеням. На крыше собора установлена скульптура воробья – символа города Ульм, с которым связана местная легенда.


Фрауэнкирхе (Мюнхен)

Самый высокий собор Мюнхена строился в XV-XVI вв. Его оригинальные башни с куполами-луковицами имеют высоту 99 м. С XVI века в соборе венчали и хоронили представителей правящей династии Баварии. Несмотря на то, что во время войны большая часть внутреннего убранства храма была уничтожена, сохранилась гробница римского императора Людвига IV из черного мрамора, великолепный средневековый алтарь, хоровые скамьи, датированные 1502 годом.


Фрайбургский кафедральный собор

Собор во Фрайбурге был построен в XII-XVI вв. из красного песчаника. Отличительной особенностью его 116-метровой башни является ажурный, прозрачный, словно кружевной, шпиль. В башне находятся 16 колоколов, самому старому – 750 лет. Также здесь на уровне 70 м расположена смотровая площадка. Главное украшение храма – алтарь, расписанный библейскими сюжетами из жизни Богоматери. Орган собора — один из самых крупных в мире.


Либфрауэнкирхе (Трир)

Одна из самых древних готических церквей в мире начала строиться в 1230 году на месте дворца матери императора Константина Великого. С помощью крытой галереи церковь соединена с Трирским Кафедральным собором. Окна церкви украшают искусные витражи, ее своды поддерживают 12 колонн с изображениями 12-и апостолов. В течение долгого времени церковь была местом для погребения, но до наших дней сохранились лишь немногие надгробия и эпитафии.

Любекский собор

Двухшпильное величественно здание собора имеет рекордную для краснокирпичных храмов длину – 130 м. В начале XIII века собор был возведен в романском стиле, а с 1266 года его начали перестраивать согласно законам готической архитектуры. Жемчужина храма – Триумфальный крест высотой 17 м и кафедра с астрономическими часами, установленные в 1477 году. Также внимание туристов привлекает ряд каменных саркофагов в погребальной соборной капелле.


Церковь Святого Духа в Гейдельберге

Строительство самого большого храма в Гейдельберге началось в 1398 году и продолжалось более ста лет. Здесь находится захоронение курфюрста Рупрехта III (основателя церкви и городского университета) и его жены. До 1623 года в стенах церкви хранились несколько тысяч уникальных книг и рукописей – первых экземпляров Палатинской библиотеки, впоследствии вывезенных в Ватикан. Ныне церковь действующая, в ней проходят богослужения и концерты органной музыки.

Магдебургский собор

Один из самых крупных соборов Германии строился на протяжении трех веков, начиная с 1209 года. Его облик соединяет в себе готические и романские черты. Длина здания – 120 м, высота двух башен – 99 и 104 м. Знаменитые сокровища храма – скульптуры дев середины XIII века, древнеримские гранитные и мраморные колонны, резные фигуры на тему жизни Христа. Также на территории собора находятся многочисленные исторические захоронения.


Церковь Св. Елизаветы в Марбурге

Церковь названа в честь жены Тюрингского ландграфа, основавшей в Марбурге приют для бедных, ухаживающей за больными и причисленной после смерти к лику святых. Ее прах хранится в церкви в золотом саркофаге. До наших дней прекрасно сохранились великолепные витражи, фрески, алтарь св. Елизаветы, деревянный главный алтарь 1290 года, предметы прикладного искусства XIII-XIV вв. Венчают церковь две 80-метровые башни с колоколами XIII века.

Регенсбургский собор

Строительство кафедрального собора было начато в XIII веке и продолжалось в течение 6 веков. Его сокровищница хранит множество христианских реликвий. Среди них мощи Иоанна Златоуста, мученика Севастиана Медиоланского и святого Лаврентия, бронзовый крест с горным хрусталем XII века, золотой крест с драгоценными камнями XIII века и др. Внутри храм украшают фрески и витражи XIV века. Колокольня содержит 8 колоколов, самому старому – 400 лет.


Церковь Св. Николая в Штральзунде

Жемчужина кирпичной готики. Церковь посвящена Николаю Мирликийскому – известному покровителю моряков, строилась она с 1270 по 1360 годы. Главные украшения храма – 12-метровый резной алтарь, декорированный более чем сотней фигур, скульптура Святой Анны высотой 2,5 м. Особую ценность представляют гигантские астрономические часы, датированные 1394 годом – одни из самых старых в мире. Не меньший интерес вызывают настенные росписи и великолепные рельефные изображения.


Мейсенский собор

Строительство собора велось постепенно и заняло в общей сложности шесть с половиной веков. Расположен собор на территории замка Альбрехтсбург, особую изысканность ему придают три ажурные башни, которые видны практически из любой точки старого города. Истинное произведение искусства — главный колокол храма, отлитый в 1928 году. По четырем его сторонам изображены сцены из апокалипсиса, а на вершине – корона с 4-мя Евангелистами.

Ахенский собор

Один из самых древних храмов Европы, сочетающий в себе фрагменты классического, византийского и готического стилей, был основан Карлом Великим в 796 году. На протяжении 6 веков здесь короновали германских монархов. В центре собора — восьмигранная капелла, где хранится трон Карла Великого, а в золотом саркофаге покоятся его останки. Среди христианских реликвий – покрывало с казни Иоанна Крестителя, набедренная повязка Христа, покров Девы Марии.


Франкфуртский собор

Свою историю храм ведет ещё со времен Римской империи, но нынешний его облик с готическими чертами и 100-метровым красным шпилем начал складываться в XIII веке. Собор назван в честь святого Варфоломея, череп которого является главной святыней храма. Внутренние помещения украшены произведениями искусства, среди которых скульптура Распятие Христа 1509 года, полотно Ван Дейка «Снятие с креста» 1627 года, фрески на тему жизни апостола Варфоломея 1407 года.


Доберанская монастырская церковь

Яркий образец кирпичной готики. В начале XII века силами монахов цистерцианцев и мирян в Мекленбурге был построен Доберанский монастырь. Однако в последующие два столетия войны и пожары разрушили здание. Лишь в 1368 году работы по его восстановлению завершились, и была освящена монастырская церковь, ставшая главной усыпальницей правителей Мекленбурга. Просуществовал монастырь до XVI века. Несколько раз его здание реставрировали, в последний раз – в 1962 году.


Рыночная церковь в Ганновере

Главная Ганноверская церковь из красного кирпича была сооружена в XIV веке, высота ее башни со шпилем 98 м. Ценными раритетами являются средневековые витражные окна 1370 года, главный алтарь из липы 1480 года, бронзовая купель 1500 года. Здесь много церковных захоронений, преимущественно XVI-XVII вв. Еще одна гордость церкви – колокольня из 11 колоколов. В годы войны здание церкви серьезно пострадало, реконструкция закончилась в 1952 году.


Церковь Святого Лаврентия в Нюрнберге

Один из первых храмов Германии, принявший в начале XVI века лютеранскую веру. Главная его изюминка – великолепная ажурная розетка окна диаметром 10 м между двумя башнями. Внутренние помещения украшают работы известных нюрнбергских мастеров. Большую ценность представляют золоченый канделябр, дарохранительница, витражи и скульптуры. В годы войны здание церкви было повреждено, восстановительные работы продолжались до начала 60-х. Храм действующий.

Церковь Святого Себальда в Нюрнберге

Самая старая церковь Нюрнберга названа именем миссионера и покровителя города, мощи которого хранятся внутри храма. Строительство церкви началось в 1225 году и продолжалось полтора столетия. В ней сохранились роскошные скульптуры, барельефы, готический средневековый алтарь. Гордостью церкви был орган середины XV века – один из самых старых действующих органов в мире. К сожалению, во время войны он был уничтожен и позднее заменен новым инструментом.


Церковь Святой Марии в Любеке

Прообраз стиля кирпичной готики для десятков храмов в балтийском регионе. Строительство главной приходской церкви в городе началось в 1251 году и длилось 100 лет. Высота двух ее башен с флюгерами – 125 м. В церкви 9 больших и 10 малых погребальных капелл. Среди сохранившихся реликвий – бронзовая купель 1337 года, алтарь 1518 года, рельеф со сценами страстей Христовых 1515 года. В 1942 году церковь была сильно повреждена. Упавшие и расколотые колокола до сих пор хранятся в одной из капелл в память о кровопролитной войне.


Церковь Девы Марии в Нюрнберге

В 1358 году церковь возвели на месте снесенной синагоги. Каждый день в полдень под старинными 500-летними часами, расположенными на фасаде здания, начинается настоящее представление с участием движущихся деревянных фигурок – императора, курфюрстов, музыкантов. Самая ценная вещь внутри храма – старинный алтарь работы неизвестного автора, датируемый XV веком. После значительных разрушений в годы войны церковь несколько раз реставрировалась.


Аугсбургский собор

Величественное сооружение собора в Баварии органично сочетает в себе фрагменты романского и более позднего готического стиля. Огромную ценность представляют самые старые в мире цветные оконные витражи, изображающие пророков и царей из Ветхого Завета. Период их создания – XI век. До наших дней отлично сохранились настенные фрески 1491 года, картины и рельефы на тему жизни Девы Марии 1493 года, самое большое в Германии собрание надгробий с эпитафиями.


Церковь Святого Ламберта в Мюнстере

Здание храма в Мюнстере было заложено в 1375 году. 90-метровая его башня – самая высокая в городе. По давней традиции каждый вечер смотритель поднимается на нее и трубит в рог, тем самым возвещая, что в округе все спокойно. Церковь знаменита тем, что после распада Мюнстерской коммуны в XVI веке здесь в железных клетках были выставлены тела трех казненных руководителей восстания. Клетки и сейчас подвешены на церковной башне.

Наумбургский собор

Изначально кафедральный собор с четырьмя башнями был построен в 1029 году в романском стиле. А впоследствии, в течение нескольких веков, он расширялся и достраивался уже в готическом стиле. Западные хоры собора известны своими выразительными и реалистичными каменными фигурами работы неизвестного мастера XIII века. Они выполнены в человеческий рост и изображают 12 представителей высшей знати, на щедрые пожертвования которых и был построен храм.


Церковь Святого Мартина в Ландсхуте

Готический храм из красного кирпича в Ландсхуте строился с 1389 по 1507 год на средства богатых горожан. Высота его башни – 130 м, в течение четырех веков это было самое высокое в мире кирпичное строение. Чтобы насладиться панорамой города, нужно преодолеть 495 ступеней винтовой лестницы, ведущей на колокольню с 8-ю колоколами. Внутри храма находится шестиметровое резное распятие Христа, выполненное в 1495 году, орган XVIII века.


Шверинский собор

Одно из самых высоких зданий в северной Германии в стиле кирпичной готики, зеленый шпиль которого виден издалека. Первые упоминания о соборе относятся к началу XII века. В XIII веке здесь появились бесценные реликвии – капля Христовой крови в камне и шип из тернового венца Христа. А в следующем веке эта коллекция пополнилась фрагментом распятия Иисуса. Особого внимания достойны Триумфальный крест, средневековый алтарь, бронзовая купель, старинный орган.


Собор Святого Николая в Грайфсвальде

Кирпичная готика. Стометровая восьмиугольная башня собора – символ университетского города Грайфсвальда. На ней оборудована смотровая площадка, к которой ведут 264 каменных и ещё примерно 100 деревянных ступеней. Также на башне находятся 6 массивных средневековых колоколов. Строительство собора было начато в середине XIII века и продолжалось до начала XV века. Каспар Давид Фридрих – один из знаменитых немецких художников — был крещен в этом храме в 1774 году.


Эрфуртский собор

Готические черты построенный в 1253 году романский храм приобрел в середине XIV века. Его хор украшают 18-метровые витражи XV века, не имеющие аналогов в Германии. Внутри здания хранится много произведений средневекового искусства, среди них — бронзовый подсвечник Wolfram 1160 года высотой в человеческий рост. Особая гордость храма – самый крупный в мире автоматический колокол Глориоза. Он появился на башне в 1497 году и славится своим чистым звучанием.


Бременский собор

Основание собора было заложено в 1042 году, окончательный свой вид с готическими чертами он приобрел в XIII веке и с тех пор реконструировался лишь дважды – в XIX веке и после Второй мировой войны. Украшают собор две 100-метровые ажурные башни с колокольней и смотровой площадкой. Достопримечательности храма – Свинцовый подвал с мумиями, резная кафедра — подарок шведской королевы и Библейский сад с растениями, упомянутыми в Священном писании.


Коринский монастырь

Полуразрушенный ныне монастырь из красного кирпича находится на берегу озера в нескольких километрах от города Эберсвальд. В XIII веке его построили монахи ордена цистерцианцев. В XVI веке аббатство было распущено. В настоящее время это памятник архитектуры стиля кирпичной готики, активно посещаемый туристами, в его сохранившихся стенах проходят различные культурные мероприятия. В частности, ежегодный Коринский летний музыкальный фестиваль.


Монастырь Ленин

Аббатство в Клостер-Ленин близ Потсдама в 1180 году основали монахи-цистерцианцы. Находилось оно в окружении лесов и водоемов, неподалеку от Монастырского озера. Отличительной его особенностью был скупой архитектурный стиль кирпичной романики и готики, без излишеств, и особая техника нанесения растительных орнаментов на оконные витражи. Один из наиболее процветающих монастырей просуществовал до 1542 года, а затем был распущен. С начала XX века здание принадлежит монастырю Луизы Генриетты.


На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер.

"Вести недели" поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви.

Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле.

Каждый день в "сердце Парижа", как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: "Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм".

Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю.

Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни.

"Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви", — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

За всю историю собор Парижской Богоматери лишь однажды отняли у католиков — 10 ноября 1793 революционеры-якобинцы превратили его в храм разума и отправляли в священных стенах культ Разума и Верховного Существа. Но уже 2 декабря 1804 года Наполеон короновал себя здесь императором всех французов. И хотя короновал он себя сам, церемонию освещал своим присутствием Папа Пий VII. Так храм снова стал храмом и остается им по сей день.

Собор Святого Петра — грандиозная сокровищница шедевров искусства: Рафаэль, Микиланджело, Бернини. Храм открыт ежедневно, а в среду в нем проходит папское богослужение и аудиенция Понтифика. Во время проведения службы храм продолжает действовать и как музей.

Ватикан заинтересован в туристах. Доходы от них составляют значительную часть его бюджета. В музеи Ватикана — а это 54 галереи, где собраны редкие артефакты, — вход платный. А вот попасть в собор Святого Петра можно абсолютно бесплатно — достаточно отстоять очередь. Многие лучшие музеи Италии бесплатные именно потому, что они — действующие храмы.

"Двери храмов открыты всегда и всем, потому что их не воспринимали как музеи. Их воспринимали как литургию, что на греческом означает "общее дело", произведение народа", — отметил кардинал Джанфранко Равази, председатель Папского совета по культуре.

Благодаря этому принципу в Риме можно, например, совершенно бесплатно полюбоваться шестью картинами великого Караваджо, что хранятся в нескольких христианских базиликах. Три шедевра мастера — "Мученичество Святого Матфея", "Призвание апостола Матфея", "Апостол Матфей и ангел" — находятся в храме San Luigi dei Francesi. Радиографический анализ показал, что лик Христа мастер переписывал неоднократно.

То, что доступ к фрескам открытый и бесплатный, — принципиальный вопрос для равного доступа всех к великому наследию. Во многом именно позиция Католической Церкви определила такое важное социальное равенство всех перед искусством.

Отделанный цветным мрамором храм является церковью французской диаспоры в Риме и обязательным местом посещения всеми любителями искусств.

Большая часть храмов — это национальные памятники, реставрацию которых осуществляет государство. Комплексную реставрацию скульптуры Моисея работы Микеланджело в базилике San Pietro in Vincoli государство завершило недавно.

Базилика — символ гармонии Церкви и государства. Периметр с папской гробницей работы Микеланджело принадлежит государству. Граница принадлежности — мраморная черта. Один-единственный шаг — вы оказываетесь на территории Ватикана, то есть Церкви. Государство и Церковь в одних стенах и под одним куполом сосуществуют вместе, друг другу не мешая.

Действительно, церковные службы ничуть не мешают экскурсионной и музейной практике. От туристов требуют лишь соблюдения правил посещения храмов.

"Нужно уважать историю стен. В церкви проходят богослужения, идет духовная жизнь народа. В то же время церковь как камни — это историческое наследие нации. Точкой равновесия между храмом и объектом культуры является уважение к истории", — отметил Паоло Николини, директор музейного комплекса Ватикана.

Такова, например, Сикстинская капелла, рассказывает монсеньер Николини. Священное место, где избираются Понтифики, открыто для публичного посещения. Только каждый час священнослужитель просит посетителей помолится в тишине в течение минуты. Но молится или просто молча любоваться грандиозными фресками, каждый пришедший решает для себя сам.

Кельнский собор, который посещают шесть миллионов человек в год, как до войны, так и сегодня остается собственностью Римско-Католической Церкви. Для посещений Кельнский собор открыт с утра и до вечера. Расположенная в соборе сокровищница имеет музейный статус. Именно поэтому превращение собора в музей лишено всякого смысла.

Долгие столетия Айя София в Стамбуле был самым большим христианским храмом. Сюда приезжали люди со всех концов империи и не только. "Не знаю, на земле мы были или на небе" — так описывали свои ощущения князю Владимиру паломники из Руси. Теперь паломников здесь нет. Только туристы. Вход стоит 40 лир — это примерно 600 рублей — а сам храм открыт только ограниченное время — до середины дня.

Но Айя София уже давно не храм и не мечеть. Гулкое выхолощенное пространство, в центре которого смонтирован пюпитр для светских митингов, выглядит пустынным и бессмысленным нагромождением древностей, которых оторвали от их мистической сути. Впрочем, туристы все равно точно знают, куда они приходят.

В 1967-м Понтифик Павел VI пытался встать здесь на колени и совершить молитву. Ему помешал тогдашний премьер Турции: здесь вам не храм и не мечеть, никаких религиозных церемоний. Тем временем все больше историков называют музейный статус Айя София актом волюнтаризма правительства Ататюрка. А юристы говорят, что он нарушает Конституцию и законы страны, по которым места поклонения не могу служить каким-то иным целям.

Так в турецком обществе Аяй София, скорее, стала яблоком раздора, а не символом примирения. И главный спор сейчас не в том, храм это или мечеть, а в том, что подмена ценностного восприятия уничтожила весь тысячелетний мистический опыт Аяй Софии. И ныне лишенный духовных смыслов, ради которых и возводился, собор мало напоминает о двух великих конфессиях. И храмом Премудрости Божьей — своим историческим именем — сегодня его уже вряд ли кто-нибудь назовет.

Соборы – это величественные сооружения, которые строились по амбициозным проектам архитекторов в разные эпохи. Обычно правители выделяли на их возведение огромные средства, поскольку создание главных храмов страны связывали с историческими наиважнейшими событиями или посвящались покровительствующим святым.

А здесь – читайте о Петергофе.

Когда стали появляться соборы

В средневековье в Европе начали появляться первые храмы, которые поражали красотой не только обывателей, но и царствующих особ соседних стран. Так начали появляться в каждом государстве сооружения, которые должны быть особенными и неповторимыми. По этой причине сравнивать их нельзя, потому что в каждом из них выражен статус государства. Внутреннее убранство определяет выражение культурного уровня страны, ее стиль, национальный уклад.

Уникальных культовых сооружений по всей Европе насчитать можно достаточно много, но есть такие, которые можно с уверенностью назвать самыми красивыми:

Храм Василия Блаженного в Москве, Россия

Православный собор, посвящен взятию Казани и победоносному освобождению Руси от Казанского ханства, произошедшего в день Покрова Пресвятой Богородицы. Один из храмов носит имя этого христианского праздника.

На Красной площади (см. ), которая является объектом охраны ЮНЕСКО, храм Василия Блаженного занимает особенное место. Он объединяет 9 храмов в цельный комплекс, выдержанный в русском стиле, и считается визитной карточкой не только Москвы, но и России.

Миланский собор (Дуомо ди Милано), Италия

Собор Дуомо готического стиля строился в течение долгих пяти столетий, и его совершенный фасад стал самым известным среди подобных сооружений в Европе и мире. Являясь визитной карточкой Милана, он вполне заслуженно получил это почетное звание.

Стены здания из белого мрамора украшают 3400 статуй, исполненных великими мастерами – скульпторами. Шпиль вознесся на высоту 108 метров, длина здания – 158 метров при ширине 93 метра. Алтарь же в уникальном храме украшен ценнейшей реликвией древности и религии – гвоздем с распятия Иисуса Христа.

Кельнский собор, Германия

Кельнский собор – самая посещаемая достопримечательность мирового масштаба. Ежедневно сюда приходят до 20 000 человек. Величественное здание, которое сегодня стало таким популярным местом для туристов, прихожан и жителей страны, строилось в течение 6 веков, изменяясь и перестраиваясь.

Сегодня храм украшает два шпиля, торжественно вознесшихся в небо на высоту более 150 метров. Третий в мире по величине, он выстроен в готическом стиле и стал объектом, находящимся под охраной ЮНЕСКО. Кельнский собор славится не только самым большим фасадом среди культовых сооружений, но и самым огромным действующим колоколом, носящим имя Святого Петра.

Собор Святого Павла (Сент-Пол) в Лондоне, Великобритания

Резиденцией лондонского епископа является собор, украшающий центральную часть . Это сооружение становится часто местом, где проводятся мероприятия государственного уровня: похороны, свадьбы и другие особенные события. Храм, благодаря своим размерам, не теряется среди высотных зданий современного Лондона.

А его внутреннее убранство восхищает наличием изумительной мозаики и скульптурных композиций. Ажурные кованые решетки и скамьи из дерева стали уникальным завершением соборного интерьера.

По сложившемуся порядку, в Сент-Поле хоронят царских особ и граждан страны за особые заслуги перед страной. На могиле архитектора Рена, чьим детищем является собор Святого Павла, нет памятника, и лишь на надгробной плите высечены слова, принадлежащие мастеру, призывающие не искать памятник, а просто оглядеться вокруг.

А это ролик о соборе Василия Блаженного

Известные соборы Европы посещают все, независимо от вероисповедания и отношения к религии. И для туристов они являются топовыми достопримечательностями. А все потому, что многие европейские храмы – это не просто культовые сооружения. Они являются архитектурным достоянием и культурным наследием, свидетелями многовековой истории народа и символом страны. Такая многогранность превращает известные соборы в мощный центр притяжения.

Друзья, не удивляйтесь столь философскому вступлению данного поста. Я, как всегда, приветствую вас и хочу вместе с вами взглянуть на те великие соборы западной Европы, которые впечатлили меня наяву. Мы сейчас имеем возможность видеть, какие гениальные творения появились еще в средние века.

Эти башни Кафедрального собора Св. Вита в Праге (передний план на фото) были построены в XVI веке. Можно только предположить, сколько труда вложили архитекторы и строители при средневековом уровне развитии техники…

Храмы страдали от частичных разрушений, расширялись и перестраивались. Но главные из них сохранили свою основу, зачастую выполненную в романском стиле, который преобладал в начале тысячелетия. А на этой основе вырастали готические башни, соединяя в себе мощь, возвышенность и утонченность.

Пожалуй, для меня самым впечатляющим храмом на сегодняшний день остается пражский Святовитский собор. Поэтому с него и начну свое краткое описание европейских соборов. Не стану ранжировать объекты по размерам, высоте башен и пр. Так как о каждом из этих культовых сооружений есть в блоге статьи, где можно узнать историю, посмотреть внутреннее убранство, то сейчас остановлюсь только на некоторых деталях, сопровождая фото с названиями.

Собор святого Вита в Праге

Храм Святой Варвары в городке Кутна Гора

Собор Варвары или, как говорят в Чехии, Барборы, находится в небольшом городке, связанном с добычей и переработкой серебра.

Stephansdom превышает все соборы, представленные в данной статье. Высота его южной башни – без малого 137 м. Протяженность также выдающаяся – 200 м. Храм занимает почти всю одноименную площадь, его сложно охватить взглядом весь. Поэтому воспринимается по-особенному… Высочайшая южная башня, северная колокольня, Альбертовы хоры…

Так и хочется сказать, что у собора Св. Стефана сложная судьба. Началась его история еще в XII веке. Перестраивался, расширялся, отстраивал заново рухнувшие башни. Собору посвящен – Stephansdom заслуживает того, чтобы о нем узнать больше.

Мы поднимались на самую высокую смотровую площадку храма по узкой винтовой лестнице, состоящей из 343 ступеней. Утомительное, но впечатляющее мероприятие. И Вена с высоты просматривается, как на ладони.

Фрауэнкирхе – одна из крупнейших церквей Германии и главный храм . Ее оригинальные идентичные башни «в кепочках» узнаваемы на любой фотографии баварской столицы.

Церковь отличается от других крупнейших храмов тем, что ее построили раз и навсегда. На возведение нефов понадобилось около 30 лет, начиная с 1468 года, а башни были завершены в 1525 году. Неслыханная скорость для средневековья! Тем более что размеры сооружения очень солидны: 109 м в длину при 99-метровой высоте колоколен.

Внутри собор Богоматери кажется невероятно высоким. Его внутреннее убранство не отличается пышностью, а восьмигранные колонны, разделяющие пространство на три нефа, еще и прибавляют высоты. Мюнхенская имеет свою легенду, утверждающую, что у входа в церковь остался след дьявола. Тем посетителям, которые надумают сверять факты, рекомендую осмотреть ступеньки всех порталов храма. В соборе два боковых входа и главный со стороны башен.

Собор Святой Евлалии в Барселоне

Кафедральный собор Барселоны является образцом каталонской готики. Он назван в честь юной мученицы Св. Евлалии и расположен в центре квартала.

Это также один из старейших храмов Европы, строительство которого растянулось на шесть столетий. Закладка трехнефного сооружения, увенчанного прекрасной неоготической башней, состоялась в 1298 году, а самый высокий шпиль установили в храме в 1909-13 гг.

Известен тем, что на его территории есть клуатр с небольшим прудиком, где плавают гуси. Они символизируют чистоту юной покровительницы, поэтому живут стайкой из 13 особей – именно в таком возрасте пострадала Святая Евлалия.

Храм Святой Теклы в Таррагоне

Кафедральный собор Таррагоны носит имя Святой Теклы. Он построен на месте древнеримских культовых сооружений в самом высоком месте города.

Древнейший храм начали возводить в 1171 году на основе романской церкви. До настоящего времени сохранились боковые стены с портиками в романском стиле. Окно-роза этого сооружения превышает в диаметре подобные витражи практически всех европейских храмов, уступая только Пальмскому собору на Майорке.

Находится в историческом центре Таррагоны, к нему ведет очень колоритная узкая улица, связанная с площадью перед храмом старинной лестницей.

Собор с часовней Святой Чаши в Валенсии

Валенсийский собор знаменит на весь мир. Именно в этом храме находится Святой Грааль – священная ритуальная чаша. Реликвию доставили в собор в 1437 году. В настоящее время она установлена в нише готического средневекового алтаря, который находится в готической часовне собора.

Храм восхищает не только ценнейшей реликвией, но и своей уникальной архитектурой. Сооружение имеет три портала, расположенных с разных сторон, и каждый из них соответствует отдельному архитектурному стилю.

Западный готический портал был создан в средние века и посвящен апостолам (на фото). С южной стороны в первой половине XVIII века выстроили роскошно украшенный вход в стиле барокко. Необычным является то, что его сделали вогнутым, так как в довольно узком простенке архитекторы постарались вместить много важных элементов, присущих барочному стилю.

Сохранился в и старейший романский портал Альмоины, который построили первым, преобразуя в 1260-е годы бывшую арабскую мечеть в христианский храм.

В этой статье упомянуты не самые большие соборы Европы, но все они относятся к крупнейшим и известнейшим. Данный перечень я намерена дополнять и обновлять по мере посещения других выдающихся храмов в европейских странах. Поэтому мой список содержит только по одному объекту отдельно взятого города, и далеко не все значимые церкви той или иной страны.

Возьмите хотя бы Чехию: только в Праге, помимо собора Св. Вита, несомненную ценность представляют храм, собор , костел… Но есть главные, о которых путешественники больше наслышаны и стремятся посетить. Многие соборы значатся в Списке Всемирного наследия как исторические и культурные объекты. Знакомьтесь детальнее с их описанием в статьях блога, воспользовавшись ссылками.

Ваш euro-проводник Татьяна



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: