Губонин Петр Ионович - предприниматель, Брянская земля. Созидатель русской промышленности

Какую роль в развитии Гурзуфа сыграл российский промышленник Петр Ионович Губонин, многим местным жителям хорошо известно. Именно он преобразовал небольшой прибрежный поселок в первоклассный курорт, причем сделал это со свойственной ему основательностью и упорством.

Но почему он решил покинуть обжитое место, свою малую родину, и обосноваться в Крыму? На этот счет высказываются две версии. Первая сводится к тому, что, будучи человеком практичным, Губонин решил, что гостиницы на берегу Черного моря в ближайшем будущем принесут немалый доход, оттого и поспешил застолбить место. Но странно, однако, что он начал строиться в Гурзуфе, куда в конце XIX века и дорога-то сносная не была проведена, не говоря уже о прочей инфраструктуре. Вторая версия вроде бы все объясняет: Губонину по душе пришлось именно это место — Гурзуф, а для человека, проложившего пять тысяч верст железных дорог и построившего несколько металлургических заводов, обеспечить поселок электричеством, водопроводом и канализацией не составляло особого труда.

Так кем все же был Петр Губонин — прожженным дельцом или романтиком, готовым бросить все и уехать на край света?

Петр Ионович Губонин был человеком явно незаурядным. Он родился в 1828 году в крепостной крестьянской семье в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии. Окончив три класса приходской школы, он, как и его отец, начал работать камнерезом. Работа эта крайне тяжелая, требующая большой физической силы, но Петр (в переводе с древнегреческого это имя означает «камень»), судя по всему, неплохо с ней справлялся. В 1845 году он уже был принят десятником к купцу Русанову, работавшему на сооружении Брестского шоссе.

В отличие от других десятников, которые щедро раздавали рабочим зуботычины, Губонин, шутя ломающий подковы, на рабочих даже не повышал голос, а потому пользовался немалым авторитетом. Известно, что в качестве подрядчика он принял участие в облицовке гранитом цоколя Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и в возведении московских набережных. Денег, которые он заработал, хватило на то, чтобы в 1858 году выкупиться у помещика Бибикова из крепостной зависимости и записаться в третью гильдию московского купечества.

Тем временем Россия переживала перемены: печально окончившаяся для страны Крымская кампания продемонстрировала отставание огромной империи во многих отраслях, в первую очередь в протяженности железных дорог. Для решения этой задачи потребовались люди особого склада — предприимчивые, но преданные интересам дела. Губонин как раз был одним из них. Все началось с того, что он получил подряд на строительство каменных мостов и обустройство некоторых участков Южной железной дороги . Качество выполненных работ было отменным, а потому Губонина и его компаньонов привлекли к обустройству Московско-Рязанской и Орловско-Витебской железных дорог. Вскоре выяснилось, что многие подрядчики безбожно экономили на строительстве железных дорог, из-за чего их размывало после первого дождя. Пришлось Губонину взять на себя не только обустройство дорог и строительство мостов, но и прокладку железнодорожного полотна.

В 1868 году он построил Грязе-Царицынскую железную дорогу, в 1870 году — Балтийскую, в 1870-1875 годах — Лозово-Севастопольскую, в 1875-1878-х — Уральскую горнозаводскую дорогу. В ходе прокладки уральской магистрали проектировщики допустили ошибки, однако Губонин не остановил строительство, хотя вынужден был работать себе в ущерб — фактические затраты оказались гораздо выше расчетных.

Однако строительством железных дорог Губонин не ограничивался. Он, например, был учредителем нескольких крупных заводов. Так, в 1873 году в партнерстве с князем Тенишевым и инженером Голубевым он учредил «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода». Так в городе Бежица появилось одно из крупнейших в России машиностроительных предприятий, ныне это Брянский машиностроительный завод. А в 1887 году Губонин основал в Екатеринославской губернии Южно-Российский железопрокатный завод, известный ныне как Днепропетровский металлургический завод. И это далеко не полный перечень предприятий, в учреждении которых Губонин принял участие.

Историк и публицист Константин Скальковский так отзывался об этом предпринимателе:

Глядя на Губонина с его чисто русской наружностью, красивыми оборотами речи и мягкими манерами, мне становилось ясно, как бояре и дьяки московской Руси без малейшего образования, кроме грамотности, заимствованной у пономаря или из чтения рукописных переводов нескольких книг византийских церковных писателей, решали с успехом важнейшие государственные дела, искусно вели дипломатические переговоры и лицом в грязь не ударяли при утонченном дворе Людовика XV.
Понятно, что столь впечатляющие достижения Петра Губонина, рост его капиталов, которые он, впрочем, немедленно пускал в дело или жертвовал на благотворительность, не могли остаться без внимания. О миллионах Губонина по всей Москве ходили самые невероятные слухи. Владимир Гиляровский рассказывал, что появление Губонина в Суконных банях вызывало среди банщиков радостный переполох. Они, побросав других клиентов, со всех ног бросались встречать дорогого гостя — а как же иначе, ведь, как объяснил Гиляровскому один из банщиков, «они через день ходят к нам в эти часы и по рублевке каждому парильщику „на калач“ дают».

Конечно, рубль — это для миллионера Губонина были не деньги, но люди, хорошо его знавшие, утверждали, что в быту он был очень скромным. Кроме того, будучи человеком набожным, строго соблюдал посты. А вот его закадычный друг и компаньон Василий Кокорев действительно любил пустить пыль в глаза, не упуская случая продемонстрировать свои якобы баснословные богатства.

До поры до времени все ограничивалось сплетнями, однако, после того как в 1870 году приятели создали «Волжско-Камский банк» — первое в России финансово-кредитное учреждение без участия иностранного капитала, а в 1874 году учредили «Бакинское нефтяное общество», слухи и сплетни начали принимать характер организованной травли. Если Кокорева это лишь забавляло — он любил быть в центре внимания, то Губонин очень расстраивался. Император Александр II, который весьма ценил Петра Ионовича, старался его поддержать. В 1872 году Губонину было пожаловано дворянство, а в 1875 году ему был присвоен чин действительного статского советника. В ответ Губонин преподнес императору серебряную чернильницу с изображением народов России и надписью: «От бывшего крестьянина, ныне твоею милостью действительного статского советника Петра Губонина». Видимо, императору подарок пришелся по душе, так как он неизменно держал эту чернильницу на столе. Что касается Губонина, то он чинами и регалиями не кичился, продолжая ходить в картузе и долгополом сюртуке.

После гибели Александра II в российском обществе произошли перемены — к купцам и промышленникам, благодаря которым Россия на глазах начала превращаться в индустриальную державу, отношение стало весьма пренебрежительным. «На купца смотрели, — писал журналист Сергей Терпигорев, — не то чтоб с презрением, а как-то чудно. Где, дескать, тебе до нас. Такой же ты мужик, как и все, только вот синий сюртук носишь да и пообтесался немного между господами, а посадить с собою обедать вместе никак нельзя — в салфетку сморкаешься. Не знаю, понимали ли или, лучше сказать, чувствовали ли купцы, что на них так „господа“ смотрят, но если и понимали, они этого все-таки не показывали. Они делали свое дело, покупали и продавали, садились на ближайший стул от двери, вставали с него каждую минуту, улыбались, потели, утирались...»

Вдобавок оживились те, кто распространял о Губонине и Кокореве грязные сплетни. Лекарь-шарлатан Бадмаев позже в своей книжке «Мудрость в русском народе» пересказал одну из них:

Губонин, являясь в министерство в больших смазных сапогах, в кафтане, с мешком серебра, здоровался в швейцарской со швейцарами и курьерами, вынимал из мешка серебро и щедро всех наделял, низко кланялся, чтобы они не забывали своего Петра Ионовича. Затем входил в разные департаменты и отделения, где оставлял каждому чиновнику запечатанный конверт — каждому по достоинству, называя всех по имени и также кланяясь. С превосходительными особами здоровался и целовался, называл их благодетелями русского народа и был быстро допускаем к самому высокопревосходительству. После ухода Петра Ионовича из министерства все ликовали. Это был настоящий праздник, могущий сравниться только с рождественским или пасхальным днем.
Вряд ли здесь есть хоть слово правды, хотя бы потому, что по кабинетам столоначальников всегда ходил Кокорев, который знал все ходы и выходы, а Губонин в этом тандеме занимался практическим делом. Но ведь не расскажешь об этом всем и каждому, тем более что люди всегда охотнее верят самым невероятным слухам, чем чистой правде.

В 1972 году поэт Иосиф Бродский написал замечательное стихотворение «Письма римскому другу», в котором есть такие строки:

Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой
провинции у моря.

О каком море идет речь? О Черном, конечно. Вот к Черному морю в свое время отправился и Петр Ионович Губонин, устав слушать сплетни и наветы. И выбрал для пристанища укромный уголок с романтичным названием Гурзуф.


В 1881 году он за 250 тыс. руб. купил имение, построенное в начале века знаменитым герцогом Арманом Эммануэлем дю Плесси Ришелье. После смерти прославленного генерал-губернатора Новороссии и одного из основателей Одессы его имение сменило немало владельцев, но до начала 80-х годов Гурзуф оставался местом тихим и уединенным. Не исключено, что поначалу Губонин хотел спрятаться там от всего мира, но его деятельная натура не позволила это сделать.


За несколько лет имение Ришелье, прилегающий к нему небольшой татарский поселок, а также соседнее имение князя Барятинского, приобретенное Петром Ионовичем в 1882 году, преобразились. Беспокойная речка Авунда была усмирена и направлена в новое русло, рядом с ней появился великолепный архитектурный ансамбль из семи гостиниц, в каждой из которых были ванны и души с пресной и морской, теплой и холодной водой. Неподалеку от Гурзуфа, на мысе Суук-Су («холодная вода»), Губонин открыл грязелечебницу. В центре курортного комплекса был возведен фешенебельный ресторан, а чтобы клиенты круглый год могли наслаждаться его гастрономическими изысками, в Гурзуфе построили рыбный завод, пекарни, разбили сад и огород. Обновленный и существенно расширенный парк имения Ришелье был украшен скульптурами и фонтанами, один из которых — фонтан «Ночь» — Губонин привез с Венской выставки.


Утверждение, что Петр Губонин хотел заработать на этом, не соответствует действительности, иначе с какой стати он благоустроил не только свое имение, но и весь поселок, открыл общедоступную аптеку (местному населению лекарства отпускались по льготному тарифу), фельдшерский пункт, почту, телеграф, сберегательную кассу, библиотеку, магазины. Он создавал свой особый мир, в котором всем было бы комфортно жить, где не было бы места взаимной вражде. Так, стараниями Губонина в Гурзуфе были построены мечеть и православный храм. Интересно, что территория имения не была отгорожена от поселка забором — местные жители, люди низкого звания могли гулять по парку вместе с отдыхающими.


Петр Губонин подолгу жил в Гурзуфе и, наверное, был совершенно счастлив, но дела заставляли его время от времени наведываться в Москву. В ходе одной из таких поездок в сентябре 1894 года он скончался. Петр Ионович завещал похоронить себя в склепе, который был сделан под мраморным алтарем гурзуфской церкви. Так и поступили.

В 1902 году сын Петра Губонина — Сергей вынужден был продать гостиничный комплекс «Акционерному обществу курорта Гурзуф». Но и новые хозяева не справились с дорогостоящим хозяйством: переходя из одних рук в другие, оно разорялось и чахло. В январе 1921 года курорт был национализирован и передан в ведение крымского курортного управления, а через год санаторий отошел Наркомвоенмору.

В 1932 году гурзуфская церковь была разрушена, а останки великого промышленника и его жены выброшены на свалку. Местные жители похоронили их, но за давностью лет уже никто не может сказать, где именно. Еще через два года была разрушена гурзуфская мечеть, будто кто-то старался стереть из памяти жителей Крыма все, что напоминало им о Петре Ионовиче Губонине.

Петр Ионович Губонин

Петр Губонин родился в 1825 году в деревне Борисово Федосьинской волости Коломенского уезда Московской губернии Российская империя в семье крепостного каменщика.

Занимаясь подрядами на каменных работах, он свел знакомство с путейным миром и познакомился со строительным делом, что пригодилось ему в дальнейшем.

Впоследствии вместе с инженером Садовским он получил подряд на постройку каменных мостов Московско-Курской железной дороги.

В 60-е годы XIX века, когда началось строительство железных дорог, имя Губонина было уже известно. В 70-х годах оно гремело особенно в Москве. Некоторые утверждали, что первопрестольная в семидесятых стояла на трех китах: административном - князе В.А Долгорукове, военном генерал-губернаторе; денежном - П.И. Губонине и артистическом - Николае Рубинштейне. Все трое были одинаково известны и полезны.

Губонин был приятной русской наружности, с мягкими манерами и красивыми оборотами речи. У него был толковый и прямой ум, который без всякой подготовки и учения схватывал все - от сложных технических вопросов до замысловатых финансовых комбинаций. Выйдя из крепостных крестьян, он прошел через купечество и вышел во дворянство.

Имея чин тайного советника, он получил потомственное дворянство особым высочайшим указом "В воздаяние пожертвований с 1870 по 1872 год и обеспечение бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе".

В 1876 возведены в дворянство два сына Губонина (Сергей и Николай Петровичи). В 1878 Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине».

О той выставке теперь мало кто помнит, а в то время ей придавали особое значение. По сути, эта была выставка достижений народного хозяйства. В ней участвовало свыше 10 тыс. русских экспонатов и около 2 тыс. иностранных. Все лучшее тогда представлено было на выставке в многочисленных отделах: техническом, сельскохозяйственном, лесном, медицинском и т.д.

Особенно интересным получился железнодорожный отдел, почетным президентом которого был П.И. Губонин. На средства главным образом Петра Ионовича в отделе был построен настоящий вокзал со сквером. На рельсах установили специальный вагон для перевозки живой рыбы. Чтобы доказать возможность перевозки рыбы с Волги в таком вагоне, было задумано тут же ее продавать. Кроме этого, в железнодорожном отделе были представлены паровозы, вагоны, землянка на 10 человек с орудиями труда, показаны мосты, к строительству которых также имел отношение Губонин.

И это не все. Чтобы привлечь внимание зрителей, в отделе установили императорскую палатку, эстраду для музыкантов, фонтан! За лето выставку посетили 750 тысяч человек. На основе ее экспонатов были созданы два крупнейших музея - Политехнический и Исторический. Император Александр II относился к Петру Ионовичу с уважением, и они нередко беседовали на разные темы.

В одну из встреч П.И. Губонин поднес царю серебряную чернильницу с изображением группы народов России с надписью: "От бывшего крестьянина, ныне твоею милостью действительного статского советника Петра Губонина". Подарок этот позднее украшал царский стол.

Еще будучи крепостным, Петр Губонин «8 ноября 1856 года за труды по возобновлению Большого театра в Москве Всемилостивейшее награжден Серебрянною (так в документе) медалью с надписью «За усердие» для ношения в петлице на Аннинской ленте».

П. И. Губонин участвовал в строительстве Орловско-Витебской, Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской и других железных дорог. Также принял участие в создании Волжско-Камского банка, Северного страхового общества, общества «Нефть», и других.

Купив в 1881 году за 250 тыс. руб. имение в живописной татарской деревушке Гурзуф, предприимчивый и энергичный Петр Ионович превратил его в первоклассный курорт полуострова. Он построил в Гурзуфе гостиницы, почтово-телеграфную станцию, ресторан, торговые лавки, аптеку, православный храм. Новый курорт, построенный Губониным, стал вскоре серьезным конкурентом Ялте, и слава о нем шагнула за пределы Крыма. Богатая публика, в том числе московская, стала выбирать Гурзуф местом отдыха.

Проекты губонинских гостиниц, или, как тогда называли, доходных домов, были разработаны ялтинским архитектором П.К.Теребеневым. При гостиницах имелись ванны и души с пресной и морской, теплой и холодной водой, ими можно было пользоваться в любое время года. Все гостиницы соединялись телефонами между собой, с домом хозяина имения, с конторами и домом местного доктора, под надзором которого находилась аптека.

Аптека в Гурзуфе была открыта в сентябре 1888 года. Губонин, получивший разрешение на ее открытие, передал аптеку в аренду провизору, устроив всю обстановку за свой счет. Он поставил провизору условие: отпускать лекарства нуждающемуся гурзуфскому населению по назначению врача за уменьшенную плату, сравнительно с существующей аптекарской таксой.

Своеобразной достопримечательностью нового курорта стал и ресторан, единственный в своем роде, построенный Губониным в отдельном каменном здании. Около ресторана играл духовой оркестр, а по воскресеньям в большом зале устраивались танцы. По вечерам ресторан освещался двумя электрическими фонарями, каждый по силе света равнялся тысяче нормальных свечей.

В 1887 году Петр Ионович начал строить православный храм. Церковь в византийском стиле во имя Успения Богородицы, по признанию тех, кто ее видел, стала одной из достопримечательностей Южного берега Крыма. При храме П.И. Губонин открыл прекрасную церковно-приходскую школу, в которой в начале 1890 года обучалось 40 человек. Учебники и пособия распространялись среди учащихся бесплатно.

Также в Гурзуфе в основном на пожертвования П.И. Губонина была построена мечеть, он внес существенный вклад в сооружение Владимирского собора - усыпальницы адмиралов и памятника обороны Севастополя 1854-1855 годов. На пожертвования Губонина была завершена внутренняя отделка Владимирского собора в Херсонесе. Принимал он участие и в постройке знаменитого храма Христа Спасителя в Москве.

Его щедрая благотворительность стала возможной благодаря его многомиллионному состоянию, которое он нажил прежде всего на крупных подрядах по строительству железных дорог.

В чине тайного советника Губонин ходил в картузе и сапогах бутылками и надевал звезду на долгополый сюртук.

Губонин был крупный миллионер, начавший свою деятельность сперва десятником при постройке Московско-Рязанской железной дороги, а потом подрядчиком, забравшим и земляные работы по поставке камня, и наконец, сделался владельцем крымской жемчужины - Гурзуфа. Состояние Губонина оценивалось примерно в 20 миллионов рублей.

Принимал Губонин ближайшее участие и в постройке в Москве храма Христа Спасителя и многих других благотворительных проектах. На средства Губонина было построено Комиссаровское техническое училище в Москве, которое долгое время готовило техников, ценившихся в московской промышленности.

Пётр Ионович Губонин скончался 30 сентября 1894 года в Москве, похоронен согласно его завещанию в Гурзуфе.

За свои заслуги в развитии отечественной промышленности и крупные пожертвования Петр Ионович получил чин тайного советника, был награжден орденами Святого Станислава I степени, Святой Анны I степени, Святого Владимира II степени. Он стал первым Почётным гражданином Царицына.

Заслуги Губонина были признаны за границей. Он был награжден иностранными наградами: сербским орденом Белого Орла, черногорским - Князя Даниила II степени, австрийским - Командорского креста Франца Иосифа, персидским - Льва и Солнца II степени.

Сын крепостного каменщика деревни Борисовой Коломенского уезда Московской губернии Иона Михайловича Губонина и Ирины Гавриловны.

В семнадцать лет покинул деревню и отправился в Москву, где работал по найму. С 1848 года занимался подрядами по каменным работам, что позволило ему набрать нужную сумму и в 1858 году выкупиться из крепостной зависимости.

Купив подмосковную каменоломню, наладил производство изделий из камня, таких как жернова, ступени и т.д. Поставлял камень для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, для постройки каменных мостов Московско-Курской дороги. С середины 1860-х годов начал участвовать в железнодорожных кампаниях. Им были выстроены Уральская, Балтийская, Лозово-Севастопольская и многие другие железные дороги. В результате при его участии было построено двадцать процентов от всех российских железных дорог, за что он получил славу «железнодорожного короля». Сделал огромное состояние, исчислявшееся в десятках миллионов.

Губонину принадлежит заслуга устройства первой конки сначала в Санкт-Петербурге, а с 1872 года в Москве.

В 1870-х годах получил потомственное дворянство.

Создал несколько новых предприятий, в том числе Бакинское нефтяное общество. Стал одним из первых, кто занялся развитием нефтяной промышленности в России. Для усовершенствования переработки нефти на своих заводах пригласил к сотрудничеству химика Д. Менделеева. Продукция его нефтяных заводов неизменно получала самые высокие призы на Всероссийских и Всемирных выставках, и он стал также именоваться «нефтяным королем».

Владел угольными шахтами, солеваренным и помольным производством, был учредителем множества акционерных обществ, Волжско-Камского банка, Северного страхового общества и др.

Активный общественный деятель и благотворитель. На средства Губонина содержался приют в Санкт-Петербурге, дом призрения вдов и сирот в Москве, построено здание Политехнического музея, Комиссаровское техническое училище и др. Оказывал материальную поддержку драматургу А.Н. Островскому.

Особую статью расходов Губонина составляло строительство церквей по всей стране. Принимал участие в постройке храма Христа Спасителя.

Губонину принадлежало имение Гурзуф в Крыму, где он пытался наладить курортное дело. В Гурзуфе им были построены множество гостиниц, грязелечебница, проведен водопровод. Много времени Губонин уделял развитию крымского виноделия.

В 1875 году Губонина принимал император Александр II, благодаривший его за труды во благо отечества.

Имел сыновей: Сергея и Николая – московских купцов.

Погребен в Гурзуфе в построенной им церкви Успения Богородицы. В 1932 году, когда церковь снесли, его прах был перенесен на местное кладбище, могила не сохранилась.

Петр Губонин - предприниматель и благотворитель
Кеня И.А. Слепнев И.Н.
Брянск, 2010


Брянский региональный общественный
благотворительный Фонд
имени братьев Могилевцевых

Петр Губонин - промышленник и предприниматель

Знаменитый российский строитель железных дорог, предприниматель и благотворитель Пётр Ионович Губонин прошёл необычный жизненный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX столетия. Он родился в 1825 году в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии в семье крепостных крестьян помещика Д.Г.Бибикова. Дед Губонина был умелым каменщиком, можно предположить, что освоил он это ремесло при возведении храма Святого Духа в селе Шкинь, на строительстве которого в конце XVIII века трудились мужики со всей округи «во славу Божью». Поразительное сходство храма с величественным Троицким собором Александр-невской лавры неизменно поражало всех, кто его видел. Вид неординарной церкви, словно перенесенной в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, не мог не отразиться на формировании духовных и жизненных приоритетов юного Петра Губонина. Интерес к ремеслу камнетеса и камнереза повлиял на его решение получить разрешение помещика и в возрасте 17 лет уйти в Москву для работы по найму у своего родственника Яковлева. Мастер, видя смекалку и усердие юноши, сделал его своим приказчиком. В 1848 году Петр получил в наследство от Яковлева инструменты и несколько подрядов на выполнение каменных работ. Добросовестно справляясь с заказами, он сумел собрать деньги для своего выкупа и в 1858 году получил от помещика вольную.

Петр Ионович поселился в Москве в Большой Лужниковской слободе и записался в купцы 3-й гильдии, потом перешел в 1-ю гильдию. Его первой крупной покупкой стала запущенная каменоломня графа Зотова в селе Котельники под Москвой. Приведя ее в порядок, Губонин наладил производство изделий из камня. Основной продукцией были: жернова, точила, тумбы, ступени. Петр Ионович участвовал в поставках камня для завершения строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Осуществление каменных подрядов на строительство мостов для Московско-Курской и Московско-Рязанской железных дорог стало началом его пути в качестве железнодорожного подрядчика, а затем и концессионера.

П.И. Губонин
1825 - 1894

В 1866 году вместе с инженером Т. Л. Садовским и генерал-майором А. Б. Казаковым Петр Ионович получил подряд от Орловского земства на строительство Орловско-Витебской железной дороги протяженностью 488 верст. Это был успешный проект Губонина -он составлял четвертую часть всех железных дорог, проложенных в России в том году. За первым успехом последовали новые... При участии удачливого предпринимателя на условиях концессии были выстроены Балтийская, Московско-Брестская, Грязе-Царицынская, Лозово-Севастопольская, Уральская горнозаводская, Оренбургская и другие железные дороги.

Губонин входил в число директоров правлений ряда акционерных обществ, в том числе Оренбургской, Уральской и Фастовской железных дорог. К концу 1870-х при участии Губонина в качестве подрядчика или концессионера было построено не менее 20% всей протяженности российских железных дорог. Имя Петра Губонина не сходило со страниц ведущих российских изданий, его по праву называли «железнодорожным королем».

Круг предпринимательской деятельности П. И. Губонина был необычайно широк. В сферу его кипучей деятельности входило и развитие нефтяной промышленности. Поездам были необходимы смазочные и осветительные материалы, и поэтому в начале 70-х годов Губонин начинает заниматься бурением нефтяных скважин в 27 верстах южнее Керчи. В 1871 году он принял решение о строительстве завода «Товарищества для перегонки добытой нефти». Свою первую продукцию завод уже в следующем году представил на Политехническую выставку в Москве.

В 1874 году П. И. Губонин совместно с В. А. Кокоревым учреждает Бакинское нефтяное общество, а через 8 лет выкупает паи близкого к банкротству «Товарищества Русско-Американского нефтяного общества», владевшего Кусковским нефтеперегонным заводом, и выводит его из кризиса. Продукция завода успешно дебютировала на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Москве в 1882 году, где была удостоена бронзовой медали за высокое качество. Эта награда явилась стимулом для дальнейшего совершенствования «губонинского» нефтяного дела.

Окрыленный успехом, Петр Ионович обращается с предложением о сотрудничестве к великому химику Дмитрию Менделееву. По соглашению, заключенному на 4 года, Менделеев выступает консультантом по техническим и химическим вопросам. Именно на заводе Губонина был пущен в эксплуатацию первый в мире аппарат непрерывной безотходной перегонки нефти, изобретенный ученым. На Всемирной выставке 1885 года в Бельгии продукция завода получила серебряную медаль, а в 1889-ом в Париже ~ золотую. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году «Товарищество Русско-Американского нефтяного общества» удостоено золотой медали. В итоге к славе железнодорожного прибавилась слава «нефтяного короля».

П. И. Губонин учреждает, организует предприятия по добыче и перевозке нефти. В 1883 году был утвержден устав новой компании - Русского товарищества «Нефть» для добычи, перевозки и торговли продуктами нефти. Губонин закупает тысячу вагонов-цистерн и приобретает земельные участки в Царицыне и в районах железнодорожных станций Москвы, Санкт-Петербурга и Варшавы. В 1894 году его компания становится монополистом в транспортировке нефтепродуктов по железным дорогам России.

Масштабы деятельности Губонина не могут не поражать воображение, поскольку его предпринимательский талант успешно находил приложение в самых различных сферах экономики. Его можно назвать одним из основоположников городского рельсового транспорта в России. В 1862 году в Санкт-Петербурге вместе с предпринимателем С. Башма-ковым он основал Первое Товарищество конно-железной дороги, построил линии на Невском проспекте и до Васильевского острова, - и в столице появилась конка. А в 1871 году губонинской конкой стали пользоваться жители Москвы. Петр Губонин внес весомый вклад в развитие угольной промышленности. Участие его Марьевской шахты (Донецкий бассейн) во Всероссийской выставке было отмечено высшей наградой - правом изображения государственного герба.

В 1870 году Губонин участвовал в учреждении Русского общества механических и горных заводов, владевшего Невским судостроительным и механическим заводом в Петербурге, в 1871-ом - акционерного Коломенского машиностроительного завода общества совместно с братьями Струве, в 1873 году - акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода совместно с В.Ф. Голубевым и В. Н. Тенишевым. Показал себя Петр в банковской и страховой сферах, состоял в числе учредителей Волжско-Камского банка, Северного общества страхования и других финансовых структур.

П. И. Губонин входил в число учредителей Пермского Товарищества по торговле солью, владел солеваренным и помольным производством в Царицыне, а также лесопильными заводами в Орловской и Смоленской губерниях. Губонину и его сыну Сергею в Москве принадлежала торговля пеньковыми изделиями и мельничными принадлежностями, а также винная торговля в Москве и Санкт-Петербурге. В результате своей учредительской деятельности Губонин приобрел многомиллионное состояние.

За свои заслуги в развитии отечественной промышленности и крупные пожертвования Петр Ионович получил чин тайного советника, был награжден орденами Св. Станислава I ст., Св. Анны I ст., Св. Владимира II ст.

Неординарным направлением деятельности Губонина стало развитие русского курортного дела. В 1881 году он купил у наследников сенатора Фундуклея и князя Барятинского имение Гурзуф в Крыму за 250 тыс.руб. и превратил его в курорт мирового уровня. Он построил водопровод, семь гостиниц и ресторан «Венеция», курортный комплекс с грязелечебницей, обустроил набережную, развил в коммерческих масштабах виноделие. Главной достопримечательностью Гурзуфа стал парк, в котором был создан великолепный ансамбль: беседки в восточном стиле, оранжерея, фонтаны. Самый известный из них - фонтан «Богиня ночи» (копия работы немецкого скульптора Бергера), привезенный по заказу Губонина в 1889 году со Всемирной выставки в Вене. И местом своего упокоения Губонин завещал сделать Гурзуф, где и был похоронен в 1894 году в построенной им церкви Успения Богородицы.

Общественная и благотворительная деятельность П.И. Губонина

Во второй половине XIX столетия в российском обществе имя Губонина неизменно упоминалось в связи с его активной общественной деятельностью и многими благотворительными акциями как в Москве, так и в других городах России. Он был гласным Московской городской Думы, присяжным поверенным Московского коммерческого суда, выборным от купеческого общества, казначеем и почетным членом Совета 1-го Арбатского отделения Дамского Попечительства о бедных в Москве, членом и жертвователем Благотворительного общества попечения о раненых и больных воинах, почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских Приютов и Покровской общины сестер милосердия, членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Одним из первых его благотворительных дел стало основание в 1860 году Детского приюта Петра Губонина в Петербурге, на содержание которого он ежегодно вносил 4 тыс.рублей. В 1868 году передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества. Для Петра Ионовича было характерно сочувствие и гуманное отношение к нуждающимся. Он часто соглашался быть крестным отцом детей небогатых людей по-христиански осознавая, что должен в первую очередь позаботиться об их образовании, а крестницам обеспечить приданое.

Будучи истинно православным человеком, Губонин построил немало церквей, участвовал в ремонте и реконструкции соборов. По просьбе императрицы Марии Александровны на свои средства устроил внутреннее убранство храма святого Владимира в Херсонесе, где по преданию принял крещение великий князь киевский Владимир Красное Солнышко. Был церковным старостой церкви Параскевы Пятницы в Москве и Петропавловского собора в Петербурге, которые реконструировал на свои средства. В Петропавловском соборе установил надгробие Александру II из монолита алтайской волнистой яшмы, а Марии Александровне - из уральского розового орлица.

Значительную часть своих доходов Петр Ионович тратил на благотворительную помощь, финансировал строительство школ, училищ, музеев, учреждал стипендии. Совместно с X. X. Мейеном в 1865 году основал Комиссаровское техническое училище в Москве, построил при нем церковь, был пожизненным почетным попечителем училища. В 1880 году газета «Сенатские ведомости» сообщила о пожертвовании Губониным 2,5 тыс. руб. для учреждения в училище на проценты с этой суммы двух стипендий и его обязательстве пожизненно вносить еще по 2,5 тысячи на содержания десяти бедных мальчиков. На средства Губонина было учреждено Техническое училище в Борисоглебске Тамбовской губернии. Предметом своей особой заботы он считал Императорское Московское техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана), был почётным членом его педагогического Совета.

Содействие развитию отечественной науки и техники находилось в числе жизненных приоритетов Петра Ионовича. В 1870 году его избрали членом Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, он также принимал активное участие в деятельности Императорского Русского технического общества.

В 1872 году Александр II подписал Высочайшее повеление об учреждении Комитета по устройству Музея прикладных знаний в Москве. Губонин вошел в его состав и финансировал строительство здания Политехнического музея.

В этом же году в Москве проходила масштабная Политехническая выставка, на которой Губонин был председателем железнодорожного отдела. Его экспозиция вызывала особый интерес посетителей - здесь на средства Петра Ионовича был построен настоящий вокзал со сквером. На рельсах установили специальный вагон для перевозки живой рыбы. Чтобы доказать возможность перевозки рыбы с Волги в таком вагоне, было задумано тут же ее продавать. Кроме этого, демонстрировались паровозы, вагоны, были показаны мосты, к строительству которых также имел отношение Губонин. Чтобы привлечь внимание посетителей, в отделе установили императорскую палатку, эстраду для музыкантов и даже фонтан. За лето выставку посетили 750 тысяч человек. Именно здесь, в экспозиции железнодорожного отдела выставки, произошла встреча бывшего крепостного

с царем-освободителем Александром II. За пожертвования на устройство выставки и участие в её организации Губонин получил личное дворянство и был удостоен чина статского советника за «стремление своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе».

В январе 1875 года в Зимнем дворце Петра Губонина принимал император, поблагодарив его за строительство Севастопольской железной дороги. В том же году Губонин получил чин действительного статского советника, то есть первый «генеральский» гражданский чин, обеспечивавший право на потомственное дворянство. Это событие ярко отразил в своей эпиграмме русский поэт П. Мартьянов:

Черноземная сила, мужик с головой В генералы - с лопатой пришел и с киркой.

Император Александр II относился к Петру Ионовичу с уважением, и они нередко беседовали на разные темы. В одну из встреч П. И. Губонин поднес царю серебряную чернильницу с изображением народов России с надписью: «От бывшего крестьянина, ныне твоею милостью действительного статского советника Петра Губонина». Подарок этот украсил царский стол: видимо, понравился царю. В 1885 году император Александр III произвел Губонина в тайные советники, и теперь к нему следовало обращаться «ваше превосходительство».

Заботился Петр Ионович и о развитии русской культуры, принимал активное участие в культурной жизни Москвы, оказывал финансовую поддержку драматургу А. Н. Островскому в его усилиях по созданию народного театра. Губонин был почетным членом основанного Островским Московского артистического кружка, в который входили также М. Е. Салтыков-Щедрин и И. С. Тургенев. За участие в строительстве здания Большого театра Губонин был награжден золотой медалью. Губонин оказывал помощь и П. М. Третьякову в формировании коллекции русской живописи.

Всех добрых дел Петра Ионовича перечислить невозможно, да он никогда и не ждал благодарности. Он никогда не забывал, откуда вышел «в люди», поэтому всегда заботился о тех, кто нуждался в его помощи.

Современник Губонина К. А. Скальковский отзывался о нем: «Глядя на Губонина, с его красивой, чисто русской наружностью, красивыми оборотами речи и мягкими манерами, мне становилось ясно как бояре и дьяки московской Руси без малейшего образования, кроме грамотности, заимствованной у пономаря или из чтения рукописных переводов нескольких книг византийских церковных писателей, решали с успехом важнейшие государственные дела, искусно вели дипломатические переговоры и лицом в грязь не ударяли при утонченном дворе Людовика XV».

Заслуги П. И. Губонина в предпринимательской и общественной деятельности были признаны за границей. Он был награжден иностранными наградами: сербским орденом Белого Орла, черногорским - Князя Даниила II ст., австрийским - Командорского креста Франца Иосифа, персидским - Льва и Солнца П степени.

Основатель Бежицы

Среди множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах Брянского машиностроительного завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные элеваторы, пароходы и прочую продукцию из металла.

Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем с 1889 года стало именоваться Бежица. Скупив земли между реками Болва и Ветьма у разорившегося помещика Астахова, Губонин основал распилочный шпальный завод. В марте 1867 года Александр II утвердил положения Комитета о концессии на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу, обязав Орловское земство в течение трех месяцев создать общество по строительству дороги от Орла до Витебска, главным подрядчиком которой стал Губонин и его компаньоны из Министерства путей сообщения: инженер-генерал-майор А. Б. Казаков и инженер-подполковник Т. Л. Садовский. За год дорога была построена и принесла подрядчикам 19 млн. руб. прибыли. Губонин вместе с инженером В. Ф. Голубевым решили построить на месте распилочного шпального завода рельсопрокатный и получили в 1873 году Высочайшее разрешение на учреждение Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Идея строительства принадлежала Голубеву с которым Губонин познакомился во время строительства Орловско-Витебской железной дороги. Инженер убеждал Губонина довольно долго, но основным аргументом стала насущная необходимость строительства такого предприятия, так как рельсы в стране изготовляли лишь заводы Демидова и Мальцева. В ожидании царского указа Губонин вовлек в дело князя В. Н. Тенишева, который непосредственно руководил строительством завода.

Место для завода было выбрано очень удачно: рядом сосновый лес, торфяные болота, реки Десна и Болва. На строительство потянулись крестьяне Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской губерний, так что недостатка в рабочей силе не было. Первым был построен двухэтажный корпус с машинным и модельным отделениями, а также чугунолитейные и механические мастерские. В 1876 году правление Общества получило правительственный заказ на изготовление 1.800.000 пудов стальных рельсов. Брянский завод выплавлял третью часть стали, производимой в России. Орловско-Витебская, Грязе-Царицынская, Курско-Харьковская и Орловско-Грязевская железные дороги оснащались исключительно рельсами Брянского завода. Капитал Брянского общества, определенный уставом в 600 тыс. руб., через пять лет вырос втрое. Кроме рельсов заводом были изготовлены конструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Аму-Дарью, балки для Киевского вокзала в Москве и Варшавского в Санкт-Петербурге.

Не забывали основатели завода и о социальной сфере. Одновременно с домами для администрации и служащих начали строиться дома барачного типа для рабочих.

Первыми общественными учреждениями в центре села Губонино стали больница на 50 коек и начальное училище, в котором обучалось вначале 130, а затем 375 человек. В 1878 году при училище были открыты вечерние курсы, которые посещали мастеровые и их дети. В 1883 году построили Преображенскую церковь, которой в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас. С 1889-го село стало называться Бежицей, от слова «прибежище», так как в эти места бежали люди от голода в соседних землях. Численность населения в это время доходила до 12 тысяч человек. Дальнейшие же преобразования в Бежице связаны с именем княгини М. К.Тенишевой, приехавшей сюда в 1892 году.

Губонины в истории России

В Петре Губонине воплотились лучшие качества русского народа. Его главным жизненным девизом были слова «Не себе, а Родине!», начертанные рукой императора Александра II в 1878 году при утверждении дворянского герба Губониных.

Герб Губонина

По мнению Витте Губонин оставался «простым русским мужиком с большим здравым смыслом». Его толковый и прямой ум, без всякой подготовки и учения схватывал все - от сложных технических вопросов до замысловатых финансовых комбинаций. Выйдя из крепостных крестьян, он прошел через купечество и вышел во дворянство. В необычной судьбе крестьянского сына промыслом Божьим приняли участие помещики отец и сын Бибиковы, переведшие своих подмосковных крепостных на оброк.

Именно с Петра Ионовича семья Губониных вошла в историю России. Его родители: Иона Михайлович и Ирина Гавриловна были крепостными. Старший брат Григорий (1823-1874 гг.) участвовал во многих проектах Петра Ионовича, стал миллионером, но известностью младшего брата не обладал. Сыновья П.И.Губонина Сергей и Николай были купцами 1 гильдии, а благодаря отцу стали потомственными дворянами. Они также как и Петр Ионович поддерживали культуру и театральное искусство. Племянник Иван Семенович также был купцом 1 гильдии, занимался подрядами, имел доходные дома в Москве. Другой племянник Николай Семенович (1879-1945 гг.) учился в Императорском Московском техническом училище бесплатно в память о больших заслугах перед заведением его знаменитого родственника. Занимался строительством шоссейных дорог Сибири, потом в Крыму и Закавказье. Племянник Иван Григорьевич своим размахом содеянного сопоставим со своим дядей Петром Ионовичем. Как главный подрядчик строитель он построил: Исторический музей на Красной площади, здание МГУ на Моховой, музей изящных искусств имени Александра III, памятник Александру II в Кремле.

Внук Губонина - Петр Николаевич (1884-1933 гг.) закончив Морской кадетский корпус, служил мичманом на крейсере «Варяг», участвовал в знаменитом сражении при Чемульпо в 1904 году, награжден орденом Св. Георгия IV степени.

Внучка Губонина Ольга Цубербиллер (1885-1975 гг.) - выдающийся педагог-математик, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Московского государственного университета. Автор многих учебников и задачников по геометрии, суммарный тираж ее книг составлял несколько миллионов экземпляров.

Двоюродный внук Губонина Михаил Ефимович (1907-1971 гг.) церковный историк, талантливый художник-график занимался росписью храмов. Главным делом его жизни стало создание архива документов о жизни и служении Богу и России Святейшего патриарха Тихона.

Несомненно, история семьи Губониных заслуживает отдельного серьезного исследования. Но в династии Губониных мы явно видим общие черты мощного русского характера, глубокой православной веры и стремления строить и созидать.

Петр Ионович Губонин (1825-1894 гг.)

Петр Ионович Губонин родился в семье крепостного крестьянина, каменщика. Его щедрая благотворительность стала возможной благодаря многомиллионному состоянию, нажитому на крупных подрядах по строительству железных дорог. При его участии построены Орловско-Витебская, Грязе-Царицынская, Лозовско-Севастопольская, Уральская Горнозаводская, Балтийская и другие дороги, и в наше время успешно работающие на благо России и стран ближнего зарубежья.

Он не просто строил железные дороги, а стремился сделать Россию независимой в своей транспортной политике. Крупнейшим вкладом в развитие железнодорожной промышленности России было строительство на заболоченном месте в сельце Губонино Брянского металлоделательного завода. «Губонинскими» рельсами в 1911 году были проложены 33 из 49 существовавших тогда железных дорог. Из брянской стали были построены 8 броненосцев, в том числе
знаменитый «Потемкин», четыре крейсера и многие другие суда Черноморского флота. На территории завода были: больница, аптека, амбулатория, мужская, женская и церковно-приходская школы, детский сад, ремесленное училище, два парка, пруд, птицеферма, народная столовая, продовольственный магазин. Были 300 усадеб с огородами, а также 2 церкви.

П.И.Губонин построил немало церквей, а количество храмов и соборов в строительстве, ремонте и реконструкции которых он участвовал, не поддаётся учёту. Везде, где Губонин строил железные дороги, заводы, шахты, он строил и храмы Божьи. Он поставил гранит для облицовки цоколя Исаакиевского
собора в Петербурге, принимал участие в строительстве Владимирского храма в Херсонесе и Храма Христа Спасителя в Москве, реконструкции Петропавловского собора в Петербурге, построил церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского при Комиссаровском училище в Москве и Успения Богородицы в Гурзуфе, выделил большие средства на строительство Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря, внес существенный вклад в сооружение Владимирского собора — усыпальницы адмиралов и памятника обороны Севастополя.

Губонин был в числе организаторов Политехнической выставки 1872 года и Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве. На основе экспонатов этих выставок созданы два крупнейших музея — Политехнический и Исторический. Губонин участвовал в финансировании строительства здания Политехнического музея. Он получил потомственное дворянство и герб с девизом «Не себе, а Родине». Губонин с сыновьями оказывали помощь великому драматургу А.Н.Островскому в создании общедоступного русского драматического театра.

Им созданы технические училища в Москве, Коломне, Борисоглебске, построено здание духовной семинарии в Твери, выделены большие средства на создание Императорского технического училища (МВТУ им. Баумана) и Комиссаровского технического училища. Нет числа стипендий, учреждённых Петром Ионовичем.

Курорт Гурзуф

Живописную татарскую деревушку Гурзуф в Крыму, в которой были лишь сто дворов да одна кофейня, Петр Ионович превратил в первоклассный курорт. Он построил гостиницы, почтово-телеграфную станцию, ресторан, торговые лавки, аптеку. В каждой гостинице были номера дорогие и попроще. Это давало возможность отдыхать в Гурзуфе и людям с ограниченными денежными средствами. На средства П.И.Губонина была построена православная церковь в византийском стиле, церковно-приходская школа, школа и ремесленное училище для сезонных рабочих, а для местного населения выстроена мечеть.
Всех добрых дел Петра Ионовича не перечтешь — он всегда помнил, откуда вышел «в люди», поэтому всегда заботился о тех, кто нуждался в помощи.

Источник : Воспанова Эмилия Марковна (Московское Купеческое Общество), «Русские предприниматели – благодетели России: о малоизвестных представителях купеческого сословия»

Рубрика «История предпринимательства» ведется при поддержке Музея меценатов, предпринимателей и благотворителей (г. Москва)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: