Хиджаб – современная мода или национальная одежда. Есть ли в исламских странах движение против паранджи и другой подобной одежды? Что такое хиджаб у мусульман

Статьи про хиджаб в последние годы всё чаще мелькают на страницах мировых печатных изданий. На планете немало женщин, предпочитающих носить этот элемент гардероба, и с каждым годом число последовательниц увеличивается.

Хиджаб – это исламский женский платок. Стереотип о том, что ношение хиджаба подразумевает под собой облачение в бесформенную одежду тёмных цветов, давно разрушен. Женщина в хиджабе – это стильная дама, следящая за последними модными тенденциями. Гламурные журналы регулярно печатают материалы о мусульманских модницах, или «хиджабистах», которые знают, как носить хиджаб и выглядеть при этом привлекательно.



Факты. Хиджаб в переводе с арабского языка обозначает “покрывало”. В западных странах хиджабом называют платок, а в арабских – одежду, полностью прикрывающую тело.

Восток – дело тонкое

Внешний вид «хиджабистов» существенно отличается от фэшионистов (так называют поклонников и знатоков фэшн-индустрии, одержимых модными тенденциями): мусульманка в хиджабе не может позволить себе короткие топы, обтягивающие лосины и до неприличия вызывающие шорты. Но красиво одетый хиджаб они охотно дополняют джинсами с подворотами, тренчкотами светлых оттенков, кожаными куртками, очками-авиаторами, слипонами и кроссовками и т. д. «Хиджабисты» органично сочетают современную одежду с красивыми хиджабами, делают это так умело, что даже европейские модницы стали создавать свои луки, добавляя в них щепотку восточного колорита.



Факты. Женщине нельзя появляться на улице без хиджаба в следующих государствах: в Йемене, Афганистане, Саудовской Аравии, Иране и Судане. В Судане за это могут наложить штраф и даже применить физическое наказание.

Хиджабы от кутюрье

Не секрет, что Европу заполонили мигранты из ближневосточных стран. Европейские дома моды не остались в стороне и стали создавать коллекции одежды для приверженцев ислама, которые теперь стали потенциальными покупателями их нарядов. Скорее всего, пошив подобной одежды – это не пресловутая толерантность, а погоня за коммерческой выгодой, ведь отныне посетителями бутиков являются не только европейцы. Именно поэтому дизайнеры ринулись демонстрировать миру, как правильно одевать хиджаб и при этом оставаться в тренде.

Наряды действительно поражают своим великолепием. Однако скептически настроенные слои населения отмечают, что столь дорогостоящие вещи не по карману тем, кто живёт в лагерях для беженцев. Ценники на коллекцию доходят до сотни тысяч евро – это достаточно скромная сумма только в том случае, если женщина состоит в родстве с арабским шейхом.

Итальянский дизайнерский дуэт Dolce & Gabbana тоже решил подзаработать на волне международной миграции и презентовал линию хиджабов и абай. Отныне мусульманки перестанут задаваться вопросом о том, как красиво одеть хиджаб, ведь модный хиджаб от Дольче и Габбана – это настоящее произведение искусства, украшенное вышивкой, растительным принтом и полудрагоценными камнями.

Dolce & Gabbana не стали первооткрывателями в этой области. Несколько лет назад одна из рекламных компаний шведского бренда H&M не обошлась без модели, облачённой в мусульманский платок. Американские дизайнеры также проявляют интерес к восточным мотивам: DKNY в 2014 выпустили коллекцию Ramadan. Год спустя три сестры в головных уборах, родом из Малайзии, украсили один из показов на Неделе моды в Лондоне.



Ещё пять лет назад данный элемент гардероба был под запретом в ряде европейских стран. Население Старого Света уже шутит на тему того, что скоро Европа в угоду политкорректной толерантности будет налагать штрафы за ношение мини-юбок, открытых платьев и джинс, которые могут спровоцировать горячих арабских мужчин на преступления сексуального характера.



Факты. В древние времена в Аравии хиджаб носили только знатные и богатые особы, а простолюдинки ходили, не прикрыв голову.

Знаменитые мусульманки

Последовательницы ислама не только выгуливают модные образы, но и делятся ими на своих страничках в популярных социальных сетях. За жизнью мусульманских fashion-блогеров, вдохновляющих девушек на стильные выходы и показывающих, как красиво завязать хиджаб, следят миллионы подписчиков. Одной из таких знаменитостей является 26-летняя Нур Ниелофа Мод, являющаяся королевой красоты, бизнесвумен и медийной персоной.


Число почитателей её таланта давно перешагнуло отметку в 7 миллионов человек (в Твиттере у Ниелофы примерно полтора миллиона подписчиков, в Инстаграм – четыре, а в Фейсбуке – больше двух миллионов). Семья восточной красавицы владеет огромной компанией, производящей шарфы и платки.

Только в Малайзии, на родине Ниелофы, больше половины населения является приверженцами ислама. В мире спрос на мусульманские головные уборы растёт с каждым годом, например, еще пару лет назад рынок оценивался в 240 млрд. долларов, по прогнозам экономистов через пять лет эта цифра увеличится еще на 100 млрд. долларов. Такая популярность связана с тем, что хиджаб давно перестал быть только платком, предписываемым религией и отвечающим религиозным канонам.

Прибыль фирмы Naelofar в текущем году составила больше 10 млн. долларов. Платки стоят совсем недорого, цена одного не превышает 30 долларов. Семья Ниелофы имеет собственный магазин. Понравившийся платок можно заказать на сайте, доставка осуществляется в любой уголок земного шара: от знойной Калифорнии до суровой Исландии.


Старшая сестра Ниелофы была удивлена такому ошеломительному успеху. Запуская производство хиджабов, они даже не надеялись на такую колоссальную прибыль.



Отныне в современном мире те, кто носит хиджаб, необязательно живут в пустыне Гоби или в бедуинской деревне. Появляется все больше успешных и знаменитых девушек в хиджабе, проживающих в мегаполисах. Женщины все чаще решают начать прикрывать голову с помощью платков, поэтому компания Ниелофы будет только расти и процветать.

Факты. В Саудовской Аравии хиджаб могут не носить только женщины-военнослужащие из других стран.

Хиджаб в исламе



Правильный хиджаб – это важный аспект в жизни мусульманки. Религия накладывает свои ограничения, и женщина при выборе и ношении данной одежды должна руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Наряд должен открывать лишь кисти рук и лицо. В ряде ортодоксальных мусульманских стран у женщин видно только глаза в хиджабе.
  • Красивый хиджаб – это не аксессуар, украшенный стразами, вышивкой и прочими элементами декора.
  • Не допускается использование полупрозрачных материалов и тканей.
  • Женщина не должна пользоваться туалетной водой.
  • Одежда не должна быть похожей на мужскую.
  • Лицо в хиджабе не должно быть сильно накрашено.



Столь жёсткие требования соблюдаются лишь, когда девушка покидает пределы дома и выходит на улицу. С мужем разрешено носить менее закрытую одежду и надевать под хиджаб даже кружевное нижнее бельё.

Мусульманка снялась для журнала Playboy

Нур Тагури – это 22-летняя телеведущая, которая первой в Америке стала появляться в эфире в мусульманском платке.


Журналистка снялась для скандального журнала Playboy. Девушка хоть и предстала на фото одетой, но материалы о Тагури вызвали широкий общественный резонанс.

Как красиво завязывать Хиджаб? Видео-урок

Красивые девушки в хиджабе



«Тюрбан, скатерть, бэтмен, ниндзя, угнетенная, террористка... У вас рак? У вас есть волосы? А вы снимаете это, когда принимаете душ? Ты еще и думать умеешь? А вам не жарко летом? А вы снимаете это, когда спите? Твой папа заставляет тебя носить это?» – приходится слышать каждый день миллионам мусульманок в хиджабе по всему миру.

Любопытство – естественно, но комментарии и вопросы о хиджабе часто рождаются из-за невежества. После 11 сентября 2001 года стереотипное представление о платке глубоко укоренилось в обществе. Особенно «неприветливыми» к «чужим» стали американские граждане.

Хиджаб стали представлять как символ изгнания из общества и анти-феминистский символ угнетения, когда на самом деле его цель заключается в реализации женщины и представляет собой символ гордости в религии. Моя подруга рассказывает, что, когда она проходит мимо людей, они боятся ее, утыкаются в свои телефоны или начинают пристально на нее смотреть. Я не сталкивалась с этим, но во время моего путешествия в Вашингтон одна женщина, сидевшая в машине, увидев меня, прижалась к креслу и смотрела на меня с широко раскрытыми глазами. Она так испугалась меня, а мне было грустно. Жаль, что тогда я не поздоровалась и не улыбнулась ей, я посмотрела на нее и просто перешла дорогу. Интересно, была ли ее реакция обоснована хиджабом. Неужели она подумала, что я террористка?

Мне было три года, когда мы переехали в Америку. Я не имела малейшего понятия, что значит терроризм, что самолеты могут врезаться в здания, что есть такая вещь, как бомба. После 11 сентября вроде бы все остыли, но жизни многих людей все еще не были спокойными. Трагедия 11 сентября усилила суждения некоторых людей в отношении мусульман. Самый простой способ распознать мусульманина – по одежде, а хиджаб – знак того, чтобы показывать пальцем и называть мусульман террористами.

Несмотря на то, что «хиджаб» связывают с мусульманами, эта форма скромной одежды возникла еще до ислама. Женщины в древней Месопотамии носили платок на голове, чтобы «уважаемые» женщины отличались от женщин среднего класса. Хиджаб, как правило, был показателем статуса, образа жизни и социального слоя в ассирийской общине.

Во времена мусульманских завоеваний в 640 году идеи Корана и покрытия головы благодаря вторжениям постепенно распространились в греческих, персидских и месопотамских общинах. Практика ношения головного убора распространилась и в других странах как символ скромности и благочестия. Даже в христианстве Дева Мария (Марьям) – мать Иисуса (Исы), как правило, показана с покрытой головой. Даже изображения Девы Марии с покрытой головой могут вызвать в воображении образы мусульманок.

Хиджаб – это покрытие, которые закрывает голову и область груди, и переводится с арабского языка как «занавес». Хиджаб символизирует чистоту, достоинство, мужество и чувство собственного достоинства, определяя статус девушки в обществе. Большинство мусульманок начинают носить хиджаб при достижении половой зрелости. Женщины носят хиджаб, чтобы отвести от себя посторонние мужские взгляды. Женщина может не носить завесу перед мужчинами-родственниками. Хиджаб является приверженностью Аллаху, ведь девушка выполняет то, что ей предписано, чтобы стать лучшим мусульманином и найти довольство Всевышнего.

Некоторые люди считают, что хиджаб существует только для физической защиты. На самом же деле хиджаб представляет тебя и твои взгляды в мире, почтение своей веры. В исламе считается, что ношение хиджаба помогает сохранить скромность не только женщинам, но и большинству мужчин, оберегая их от ненужных взглядов на женщину. Он заставляет видеть внутреннюю красоту женщины, а не ее прическу или фигуру.

Хиджаб – личный выбор каждой мусульманки . В интернете представлено огромное количество уроков повязывания платка. Они является своего рода дагватом. Они направлены как на мусульман, так и на представителей других религий, особенно молодежи, в целях обмена культуры и моды ношения хиджаба.

Хиджаб не лишает мусульманку красоты, она делает ее красоту скромной и достойной, ограняя как бриллиант. Стили завязывания хиджаба разнообразны. То, как девушка носит свой хиджаб, подчеркивает ее индивидуальность. Хиджаб – признак скромности, неприкосновенности и нравственности, но это не значит, что мусульманки не знают, что такое стиль и умение сочетать вещи.

Если девочка, явно не достигшая половой зрелости, носит хиджаб и еще, следовательно, не сделала выбор для себя в отношении его, скорее всего ее родители хотят, чтобы она росла в доме, где ее убеждения и личность имеют первостепенное значение. Прививая привычки в одежде, родители надеются, что их дети станут личностью с определенной нравственной позицией. Но бывает, что девочек заставляют носить хиджаб, не делая акцента на его значении. Тогда девушка может чувствовать, что ее заставляют носить его, но вскоре принимает его как часть себя, понимая его истинное значение.

Я знаю многих мусульманок, которые не носят хиджаб. Большинство из них не задумывается об этом серьезно, некоторые говорят, что наденут его после вступления в брак. Некоторые девушки не носят хиджаб, потому что не готовы, но выполняют другие, предписанные им обязательства. Она не готова взять на себя обязательство хиджаба, но то, что она стремится приблизиться к Всевышнему, тоже важно. Носить хиджаб еще не обязательно означает, что девушка действительно следует религии.

Как-то одна девушка сказала мне: «Я не чувствую, что достаточна крепка в своей вере, чтобы представить себя в хиджабе. Если я когда-либо надену хиджаб, то никогда не сниму его. Для меня это выбор, а не то, что ты можешь просто надеть и снять». Для меня ее аргумент вполне убедителен, ведь искренность наших намерений на первом месте. Она относится к хиджабу серьезно и считает, что это не просто предмет одежды, а большая ответственность.

Мусульманка должна осознавать, что хиджаб – это ее выбор, принятое ею решение, а не навязанное. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что скромность укрепляет иман. Не нужно навязывать хиджаб, нужно говорить о вере, о скромности. Хиджаб – это цветок, выросший после хорошего дождя. Вы не можете требовать от почвы вырастить цветок, не посеяв семя и не полив его.

Я выросла в исламе. В течение восьми лет я ходила в исламскую школу, чтобы выучить арабский и изучать Коран. Я читала хадисы. Я была воспитана в семье, где ношение тесной и короткой одежды было признаком невоспитанности, и это сформировало мое отношение к своей одежде. Я пыталась понять, почему другие женщины так одеваются, и это привело к укреплению моего имана.

Хиджаб является причиной странных взглядов в мою сторону, но это совершенно нормально, потому что всегда будут люди, которые не согласны со мной и моими убеждениями. Мне 15 лет, а мое сердце заливается болью и грустью, когда я слышу неверные представления о прекрасном хиджабе и исламе. Никто никогда не сможет снять с меня хиджаб, потому что это не только что-то «материальное» на моей голове, это духовное. Это часть меня.

«Хиджаб» в переводе с арабского языка означает «покрывание, скрытие». В шариатской терминологии «хиджаб» – это покрытие тела женщины, соблюдая определённые требования и условия, предъявляемые к понятию «хиджаб».

Для того чтобы покрытие тела считалось «хиджабом», нужно соблюдать требования, которые есть в Исламе, то есть просто одежда, номинально закрывающая определенные части тела, не будет считаться хиджабом. Ниже мы напишем о достоинстве хиджаба, условиях, предъявляемых к нему, и о том, какие части тела нужно обязательно закрывать женщине.

Достоинство хиджаба

1) Подчинение Аллаху и Его Посланнику .

Аллах в Коране сказал:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

Смысл: «Нет верующему и верующей иного выбора после решения Аллаха, и Его Посланника, кроме как подчинение (этому решению), и тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, поистине, впал в заблуждение… » («аль-Ахзаб», аят 36). А Аллах повелевает женщине закрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. В Коране говорится:

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

Смысл: «Скажи (Мухаммад) уверовавшим женщинам: пусть притупляют свои взоры и сохраняют свои половые органы (от грехов) и не выявляют своих красот, кроме того, что видно из них » («ан-Нур», аят 31).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

المرأة عورة

«Женщина (т.е. её тело) является полностью авратом (в отношении посторонних мужчин) » (ат-Тирмизий).

2) Хиджаб подчёркивает целомудрие, сохраняет ее честь

Женское покрывало защищает от похотливых взглядов, а также подчёркивает скром-ность мусульманки. Аллах в Коране сказал:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ

Смысл: «О Пророк! Скажи твоим жёнам , твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милостивый » («аль-Ахзаб», аят 59). То есть, чтобы им, мусульманкам, не наносили вред, путая с грешницами и блудницами.

3) Хиджаб – это чистота.

Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей, как сказал Всеышний Аллах:

وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ

Смысл: «…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» («аль-Ахзаб», аят 53). Аллах Всевышний Сам описывает хиджаб как чистоту для сердец.

В другом аяте сказано:

فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ

Смысл: «…и не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом (мерзкими мыслями и слабостью веры) …» («аль-Ахзаб», аят 32). Эти аяты обращены к жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), соответственно, это пример и указание к действию для всех мусульманок.

4) Хиджаб – это признак богобоязненности .

Аллах в Коране сказал:

يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ

Смысл: «О сынов Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше… » («аль-Араф», аят 26). Женщина, надевающая хиджаб, проявляет подчинение Аллаху, а это есть признак набожности. Очень много можно писать про пользу хиджаба, но мы ограничимся приведённым выше.

Условия хиджаба.

У хиджаба есть определённые условия, при их несоблюдении покрытие не будет считаться хиджабом:

1) Одеяние должно покрывать всё тело полностью (т.е. те части, которые обязательно нужно прикрывать).

2) Чтобы одеяние не было привлекательным, то есть, чтобы не было само по себе как украшение, вызывающим, броским и привлекающим взгляды мужчин.

3) Чтобы одеяние было из плотного материала (не прозрачным), прозрачным считается, когда виден цвет кожи женщины через материал.

4) Чтобы было широким (не облегающим), которое не подчеркивает силуэт женского тела.

5) Чтобы не было от одежды приятного запаха благовонья и т.д., то есть запах, который ощущают окружающие мужчины.

6) Чтобы одеяние не было подобным одеянию иноверцев.

7) Чтобы не было цели добиться известности среди людей посредством этого одеяния, то есть не выявляться из толпы людей, будь это цветом или какими-то узорами и т.д.

На сегодняшний день немногие из девушек соблюдают все эти пункты. Хотелось обратить внимание на седьмой пункт, потому что часто бывает так, что всё соблюдается, однако нарушается последнее из перечисленных условий, например, девушка одевается в слишком яркие и пёстрые цвета в тех местах, где обычно носят тёмные цвета. И наоборот, девушки носят черные цвета в тех местах, где носятся более яркие цвета, тем самым она выделяется из общества мусульман, а порой может вызвать и отрицательную реакцию по разным причинам и проблемам данной местности.

Аврат женщины, и какие части тела нужно закрывать.

Аврат женщины – это части тела, которые по Исламу нужно обязательно закрывать. И в зависимости от того, кто рядом с ней (мужчины, женщины, родные и т.д.) принимается решение относительно границ аврата на теле женщины.

У свободной женщины (не рабыни) есть четыре положения в отношении её аврата, соответственно, то, что нужно закрывать:

1) По отношению к чужим мужчинам – все её тело аврат, как пишется в «Хашият Иа-нат ат-Талибин». Насчёт границ Аврата женщины есть разные мнения учёных. Некоторые из числа Шафиитов сказали, что все тело её Аврат, кроме лица и кистей рук. Например, Закария аль-Ансарий сказал:

وعورة الحرة في الصلاة وعند الأجنبي ولو خارجها جميع بدنها إلا الوجه والكفين ظهراً وبطناً إلى الكوعين

«Аврат женщины в молитве и вне молитвы перед чужими мужчинами – всё тело, кроме лица и кистей рук – явная сторона и внутренняя до запястий » («Асналь-маталиб»).

Но более весомое слово, что аврат в отношении взглядов чужих мужчин у женщины также являются лицо и кисти рук, т.е. всё тело. Однако закрывать полностью лицо и кисти рук не нужно, а чужому мужчине запрещено смотреть в лицо чужой женщине, независимо от того, есть в этом смута или нет. Так пишется в книге «Тухфат аль-мухтадж».

2) По отношению к Махрамам (кровным родственникам-мужчинам, - отцу, родному брату) или в уединении ее аврат – то, что между пупком и коленями («Хашият Ианат ат-Талибин»).

3) По отношению к женщинам-иноверкам ее аврат – все тело, кроме тех частей тела, которые выявляются, когда она занимается работой (шея, руки по локоть, уши и т.д.).

4) При совершении молитвы ее аврат – все тело, кроме лица и кистей рук («Хашият Ианат ат-талибин»). Если женщина совершает молитву в облегающих, но не просвечивающих вещах, то молитва не нарушается, однако это порицаемо.

Подбородок женщины

Как мы упомянули выше, женщина обязана закрывать всё своё тело, кроме лица и кистей рук. То есть все, кроме овала лица, и все, что выше запястий, нужно закрывать. Границами лица являются: расстояние от уха до уха в ширину и от места роста волос, сверх лба, до нижней части подбородка, значит, низ подбородка является авратом.

Исходя из этого, сам подбородок закрывать не нужно, кроме как если по-другому хиджаб не держится. Но место внизу подбородка до шеи, закрывать нужно обязательно, если не закрыть эту часть в молитве, то и молитва будет недействительной.

Если стало ясно о границах аурата, соответственно нужно закрывать весь аурат, в том числе нижнюю часть челюсти, от подбородка. О аврате женщины написано во всех известных книгах фикха как: «Ианат», «Канзу Рагибин», «Тухфат аль-Мухтадж»

Цвет хиджаба

Мы упомянули все условия одеяния женщины для того, чтобы ее внешний вид соответствовал Исламу. Среди этих условий не оговаривается обязанность носить хиджаб черного цвета. Носить именно чёрный цвет для женщины не является сунной, но является дозволенным, равно как и для мужчин. Учёные едины в том, что дозволено носить одежду чёрного цвета мужчинам и женщинам, потому как Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

خرج النبي صلى الله عليه وسلم ذات غداة وعليه مرط مرحل من شعر أسود

«Вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха ». (имам Муслим). Слово «миртун» – это плащ, который делают из шерсти, а иногда из хлопка или шелка.

Также Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

جعلت للنبي صلى الله عليه وسلم بردة سوداء فلبسها

«Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел » (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Хаббан).

Что касается женщин, то черный цвет для них также дозволен, однако не является сунной. А доводом является рассказ Умму Халида (да будет доволен ею Аллах):

أتي رسول الله {صلى الله عليه وسلم} بثيابٍ فيها خميصة سوداء

«Пророку (мир ему и благословение) принесли чёрную рубаху, и он спросил :

من ترون نكسو هذه الخميصة

«Как вы думаете, на кого мы наденем рубаху эту? » Народ замолчал, и Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ائتوني بأم خالد فأتيه

«Приведите ко мне Умму Халид! » Меня привели к Пророку (мир ему и благословение) и он своими руками надел на меня рубаху»». (имам аль-Бухари). Этот хадис указывает на дозволенность ношения, но не сунну (желательность).

Жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижницы одевались в белый, красный, оранжевый, серый и чёрный цвета. То есть, нет определённого цвета, носить который является сунной.

Пусть женщина одевается в тот цвет, который не будет в данной местности бросаться в глаза и выделять её из толпы мусульман. Принципиальный подход к таким моментам может только оттолкнуть людей от себя и от нашей религии.

Туника и брюки

Если женщина надевает длинное платье до щиколоток, не облегающее, то нет никаких проблем в том, какие брюки по размеру, цвету и т.д. она наденет снизу, потому что это никто из чужих мужчин не видит. Более того в холодных странах пусть так и носит.

Если же она наденет просто брюки без платья поверх них и т.д., то это запрещено, потому как это уподобление женщины мужчинам. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказал:

لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم المخنثين من الرجال، والمترجلات من النساء

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин » (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджх, Абу Давуд).

Но если платье ниже колен или вообще только до колен, то какое положение данного вопроса в Исламе?

Если платье будет выше колен, то запрещено носить брюки под этой туникой или платьем (коротким), ибо это уподобляет женщину мужчине.

Если же платье ниже колен, то дозволено надеть брюки с условием, чтобы брюки были широкими, не подчёркивающими силуэт ног.

Что касается ношения брюк под туникой, то туника так же, как и платье, должна быть не облегающей, ниже колен и т.д. и можно надеть под такую тунику широкие брюки, не подчёркивающие силуэт ног. Если же туника выше колен, то нельзя носить брюки под туникой.

Это исходя из того, что написано выше об аврате женщины и условиях хиджаба, а также подобный вопрос был задан Шейху Ратибу ан-Наблюсий, на что он ответил подобным образом, что нужно сверху одеть широкую и длинную одежду, и под ними брюки.

Да поможет нам Аллах видеть истину истиной, а ложь ложью, и следовать истинному пути.

Ибн Мухаммад

ксюша петрова

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово федеральный министр образования и глава Чечни - а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция - это правило общежития, которое не оспаривается.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое - когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб , чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример - сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. - Прим. ред.) : оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата - но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.


На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают , что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает , что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ - нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена , что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания - и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни - ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ , что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем - например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно - для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку - мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели - люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад , которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы , паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет , что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки « » и свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет , что представление об «угнетённых восточных женщинах» - продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних - своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится - будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода - в возможности выбирать», - резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя

Я живу далеко от родителей, и они всё время беспокоятся обо мне. Когда я приехала к ним на каникулы в платке, конечно, они испугались, что я попала под влияние какой-то секты. Сами они люди не религиозные, об исламе судили в основном по новостям в телевизоре. Мама сказала, что ей стыдно выйти со мной на улицу, что я должна снять платок и быть «как все нормальные люди». Больше всего она боялась, что я не смогу найти работу. Когда я устроилась по специальности в крупную международную компанию, мама успокоилась.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя. Для мусульманина важно найти баланс между мирским и духовным, золотую середину. Для меня платок - маячок: когда у меня возникает желание его снять, я понимаю, что слишком погрузилась в мирское и нужно поработать над духовным.

Что бы ни говорили, завет мужчинам и женщинам закрывать своё тело от посторонних - один из элементов религии. Мне кажется, что у мусульманок, которые не носят платок, есть какой-то конфликт и дискомфорт либо внутри, либо с их окружением.

Когда у меня плохое настроение, мне кажется, что люди косо смотрят на меня, шепчутся за моей спиной. Когда у меня хорошее настроение, то даже когда рядом начинают громко говорить «вернулась бы в свой аул», я просто улыбаюсь им и иду дальше. «Шутки» про бомбу или терроризм отпускают в основном пьяные молодые люди. Мне кажется, что у нас в стране к любому человеку, который отличается от большинства, будут претензии. Дело даже не в хиджабе - люди найдут, к чему придраться.

Асия

Я приняла ислам четыре года назад, но покрылась не сразу, а где-то через год. И весь этот год я мучилась, понимая, что предписание покрываться такое же обязательное, как молитва пять раз в день - и оно касается не только мусульманок, но и вообще всех женщин. Это мудрость

Господа, его веление и милость для нас. Человек слаб и подвластен разным наущениям со стороны, поэтому и я не могла сразу покрыться - иногда завязывала что-то на голову, но это был не хиджаб. Потом я поехала в Марокко на месяц Рамадан, и там произошёл инцидент, связанный со здоровьем: мне физически было очень плохо, я сильно отравилась, и одновременно почувствовала себя ничтожной. Это может случиться с любым человеком: когда хорошо себя чувствуешь, кажется, что всё можешь, что для тебя нет преград, но когда тело даёт сбой, ты прекращаешь чувствовать себя всесильным. Я тогда совсем ослабла, и вдруг мне захотелось покрыться - я поняла, что без этого я не защищена, даже когда соблюдаю все остальные предписания моей религии. Я почувствовала, что раньше была лицемеркой, и сразу же надела хиджаб - вернулась в Москву в нём и больше не снимала.

Мои друзья и родственники отреагировали на удивление спокойно - ни с чьей стороны я не почувствовала агрессии. Я всегда не совсем тривиально, поэтому, наверное, многие восприняли хиджаб как часть какого-то нового образа, а лишних вопросов никто не задавал. По одежде, которую я носила раньше, я совсем не скучаю - все старые вещи уже раздала. Сейчас я думаю, что самовыражение через одежду и внешность - для тех, кто не может проявить себя иначе.

Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя

Мне нетрудно соблюдать предписания ислама. Когда ты понимаешь, кто твой Создатель, осознаёшь, что на первом месте не твои мелкие дела, а благодарность богу, всегда найдёшь пять минут, чтобы помолиться. Люди тратят гораздо больше времени на абсолютно бесполезные дела. Молитва - вдохновение, в это время ты предаёшься тому, что действительно важно, и твоя маленькая жизнь приобретает смысл. Люди, которые считают, что это ограничение свободы, очень заблуждаются. Это и есть свобода - эта жизнь конечна, а следующая жизнь вечная, надо готовиться к ней.

Когда я покрыта, я чувствую себя защищённой. Не представляю, как бы я сейчас вышла на улицу без хиджаба. Нет никакой тоски по тому, чтобы мои волосы развевал ветер. Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя. Ведь это предписание для всех: все религии говорят, что женщина должна быть как бы в коконе, должна быть закрыта. Хиджаб защищает женщин и от чужих взглядов, и от самих себя. Женщина ведь слабое существо, от неё больше всего смуты и грязи, и поэтому на нас лежит большая ответственность - не стоит выставлять свою красоту напоказ. Это универсальное правило - не временное, не национальное, не культурное. Для мужчин аналог хиджаба - это борода, символ мужественности и скромности.

Милана

Я приняла ислам совсем недавно, в сентябре прошлого года. Всё началось со знакомства с молодым человеком, который впоследствии стал моим мужем. Мне понравился его настрой, его менталитет, я задавала вопросы, и он стал рассказывать мне о своей религии. Я вспомнила, что лет пять

назад я задумывалась о том, чтобы принять ислам, но тогда это отошло на второй план на фоне других ярких событий в жизни. Чем больше я узнавала о исламе, тем больше понимала, что законы шариата сходятся с моим пониманием мира. Я нашла ответы на многие вопросы, которые меня мучили всю жизнь. Не прошло и двух месяцев, как я чётко поняла, что хочу принять ислам, и пришла в мечеть уже в хиджабе.

Моя семья отнеслась к моему решению очень негативно. Эта проблема актуальна для многих новообращённых мусульманок: многие спрашивают меня, что делать с реакцией близких, как с этим бороться, но я не знаю. Мои родные до сих пор не уважают мою религию и пытаются на меня давить, чтобы я вернулась к прежней жизни. Говорят, что я была амбициозной девушкой с большим будущим, а теперь стала ханжой. Это неприятно, и нужно много работать, в первую очередь над собой, чтобы преодолевать сопротивление и не отвечать негативом.

Когда я только собиралась принять ислам, у меня совсем не было денег, чтобы купить хиджаб. Когда моя подруга-мусульманка спросила, почему я медлю с покрытием, я рассказала, что это финансовая проблема, она посмеялась и подарила мне хиджаб. Я дошла в нём до дома - помню, что уже лежал снег и была почти зима, а дома сняла его и через пять минут уже вышла на улицу без хиджаба, просто в обычном платке. Потом было очень стыдно.

Когда я приняла ислам и вышла из мечети в хиджабе, я почувствовала себя чистой - как будто только что родилась. Раньше я замечала много заинтересованных взглядов, прикованных к моему телу, а начав носить хиджаб, стала замечать другие взгляды - уважительные. Хиджаб меня возвеличил, а не унизил, это очень интересное ощущение. В первую очередь он защищает от мужских взглядов - от тех, кто смотрит на тебя как на кусок мяса, а ещё хиджаб отгораживает от грехов окружающего мира.

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге и татуировках, поэтому к переизбытку внимания привыкла

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге, татуировках и часто выглядела, как Леди Гага, поэтому к переизбытку внимания привыкла. Однажды я хотела подойти к женщине на улице, чтобы спросить дорогу, а она не подпустила меня к себе, начала кричать и оскорблять. Это было смешно и чуть-чуть обидно.

Бывают приступы, когда смотришь старые фотографии и вроде хочется вернуться в «свободную» прежнюю жизнь - но когда спрашиваешь себя зачем, понимаешь, что в этом нет смысла. Для меня ислам - это истина, и даже если я сниму хиджаб, перестану молиться и держать пост, я останусь мусульманкой и не смогу от этого отказаться.

Думаю, что мировоззрение человека начинает формироваться очень рано, ещё до трёх лет. Если у меня будет дочь, я с детства объясню ей, что хиджаб - это обязанность, которая идёт на пользу ей самой. Думаю, при таком воспитании она сама захочет носить хиджаб, а дальше - посмотрим, как распорядится Всевышний, так и будет.

Мне, как многим девочкам, хочется постоянно покупать новые платки и одежду - но надо помнить, что расточительство - тоже порок. Платки я скручиваю в рулоны и кладу на полку пирамидкой. Самые экстравагантные из моих старых вещей я оставила себе и надеваю дома, для мужа - когда он приходит домой, я встречаю его очень красивая.

Раньше я профессионально занималась спортом, а сейчас взяла паузу, но в будущем планирую возобновить занятия пауэрлифтингом, хотя бы на любительском уровне. Буду заниматься в шароварах и толстовке или длинной спортивной тунике. Я занимаюсь тяжёлой атлетикой, там нет резких движений вроде бега или прыжков, так что такая одежда не стесняет движений.

Советский Союз внёс свои коррективы, поэтому сейчас гораздо больше распространён светский ислам - «мы всё знаем, соблюдаем основные правила, но верим в душе, поэтому не носим хиджаб». При этом в Кабардино-Балкарии, где я родилась, многие женщины начинают носить платок после замужества - это связано скорее не с религией, а с местной культурой. Традиция трансформировалась так, что платок обязательно носить не постоянно, а только при родственниках мужа: получается, что если ты живёшь со свекром и свекровью, то покрываешь голову постоянно, а если ездишь к родне раз в месяц - надеваешь раз в месяц.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин (вспомнить хотя бы иранскую религиозную революцию), но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать. Это её право. В моём регионе девочек не заставляют носить платок, но иногда они вырастают и приходят к этому сами. В конце концов, это просто элемент одежды, запретить хиджаб - это как запретить штаны. Но когда к этому принуждают, как, например, в Иране или в Чечне, где обязательно нужно покрывать голову, хиджаб действительно становится символом угнетения.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин, но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать

Радикальные мусульмане не считают светский ислам настоящим, и в чём-то они правы: светские мусульмане не живут по канонам, которые прописаны в Коране. Это на самом деле очень глубокая тема, о которой в двух словах не расскажешь. Для меня самой национальная идентичность всегда была важнее религиозной. Наверное, если бы я вышла замуж в селе и должна была носить платок перед родственниками мужа, я бы его носила, потому что это дань уважения традиции. Многие женщины на Северном Кавказе носят платок, но это не хиджаб - они просто завязывают его узлом сзади, видны волосы. Часто взрослые женщины разрешают невесткам не носить платок при родне, если они не хотят. Конечно, религиозные люди на это могут сказать, что они живут неправильно и сгорят в аду, но на Кавказе учат ещё и уважать старших - так что тут сталкиваются две установки.

Сейчас вообще трудно чем-то удивить: у меня есть знакомая, которая раньше носила дреды и курила втайне от родителей, а теперь ходит в хиджабе, есть и обратные случаи - когда женщины снимают платок. Часто это бывает как раз после того, как они расходятся с радикально религиозными мужчинами: когда муж уходит в горы боевиком, жена понимает, что что-то пошло не так, и постепенно отказывается от хиджаба. У меня есть знакомая, которая обычно не носит хиджаб, но надевает специальный чёрный балахон с капюшоном на время намаза. Так же поступает моя тётя - она вся такая светская, покрасилась в блондинку, но делает намаз и на это время покрывает голову. Религиозные ребята говорят, что так нельзя: по идее, ты должен в обычной жизни выглядеть так же, как во время молитвы, чтобы тебе никогда не было стыдно показаться перед богом.

Мусульман стыдят вообще за всё - например, если ты куришь и делаешь намаз, тебе скажут, что ты лицемер. Мне кажется, это неправильно, потому что так ислам никогда не адаптируется: обвиняя человека в лицемерии за любые несоответствия строгой норме, его только подталкивают к радикализму.

Фотографии:
Люба Козорезова

Макияж:
Фариза Родригес

Иллюстрации и верстка:
Даша Чертанова

ПРОДЮСЕР:
Катя Старостина

В конце октября в Москве прошел показ новой коллекции мусульманской одежды Айшат Кадыровой. Тогда многие звезды, в том числе Ольга Бузова, признались, что сами бы с удовольствием носили подобные наряды. Корреспондент «360» встретилась с тремя мусульманками в Москве, которые действительно носят хиджаб каждый день, и узнала, как к ним относятся окружающие и с какими проблемами они сталкиваются из‐за своей религии.

Следующая новость

Лейла Прокофьева, 28 лет, библиотекарь в школе

«Родная сестра увидела меня в хиджабе и закрыла перед носом дверь: „А вдруг ты придешь и взорвешь нас“»? — вспоминает Лейла, которая до принятия ислама была Машей. Она родилась в Москве, в обычной православной семье. «Мои родители не были особо набожными, но на полках у нас всегда стояли иконы», — рассказывает Лейла.

В 20 лет она вышла замуж за русского мужчину, родила сына. Но с мужем быстро развелись. Ислам приняла три с половиной года назад, а после влюбилась в мусульманина родом из Дагестана и родила ему еще двух мальчиков. В этом году муж погиб. «Когда я укрылась, то почувствовала себя сильной и защищенной, — аккуратно поправляет свой химар Лейла. — Сейчас мне кажется, что раньше я ходила голой».

Отец с девушкой не общается, мать стала помогать только после смерти зятя. Но проблемы начались не только в семье.

«Директор строго и нервно спросила: «Это что за вид?!" Я сказала: „Это не вид, это хиджаб“. На что она ответила: немедленно сними с себя мешок и завтра приходи в нормальной одежде! Ты работаешь в школе!» — вспоминает Лейла. Так начался ее день, когда она впервые пришла на работу в хиджабе. В кабинете директора на нее удивленно смотрели десятки глаз: завуч, учителя, классные руководители. Обычное совещание в конце смены. Библиотекаря на такие планерки раньше никогда не приглашали.

Девушка работает в школе четыре года. Она выдает в начале года учебники. Все это время ее знали как Машу, которая носила джинсы и модные юбки. И вот еще вчера Маша была Машей, а на следующий день вдруг приходит в голубом хиджабе и просит называть себя Лейлой.

После принятия ислама объяснительные приходилось писать каждый день, ссылаясь на Конституцию РФ: каждый имеет право на свободу вероисповедания. Директор в ответ якобы грозила увольнением и называла Лейлу террористкой. Вот только уволить ее не могли: девушка была беременна. Нападки продолжались два месяца, утверждает девушка. В итоге Лейла не выдержала и ушла на больничный, а потом в декрет.

После смерти мужа девушка хотела снова выйти на работу, но возвращаться в школу из-за директора побоялась. Работу удалось найти лишь на складе интернет-товаров: там она проработала месяц, в ночную смену.

«У нас нет законов, запрещающих в образовательных учреждениях носить хиджаб, — объясняет юрист Евгений Орлов. — Но дискриминации по трудовому кодексу тут тоже я не вижу, зарплату ведь платят во время. Это очень сложный вопрос, каждое учреждение делает свой выбор».

Увольнять за ношение хиджаба тоже незаконно, уверен юрист. Скорее всего, к директору с жалобами обратились родители учеников, которые могли посчитать это пропагандой экстремизма. «Поймите, сейчас такое непростое время — повсюду говорят про ИГ (террористическая организация, запрещена на территории РФ — прим. „360“), про Сирию, про террористов, общество не совсем готово видеть покрытых мусульманок в общественных местах, тем более в обычной русской школе», — считает Евгений Орлов.

Он советует Лейле снять на видео унижения, и с этими материалами обращаться в суд на основании статьи «Оскорбление чувств верующих».

Марьям Сулайманова, 25 лет, технолог пищевого производства


Фото: Диана Сирази

Мы договорились встретиться с Марьям в центре зала в метро. Среди суетящейся толпы я не сразу ее замечаю: хрупкую и маленького роста. Голубое пальто и бордовый хиджаб. Выглядит стильно, почти как модель на показе мод у Айшат Кадыровой. Вот только на лице ни грамма косметики.

Она родилась и выросла в Таджикистане. В Москву переехала в 2013 году, после того, как окончила политехнический университет в родном городе Худжанд. Все студенчество девушка носила юбки выше колен, топики и открытые блузки. На улице часто подходили знакомиться стандартными фразами: "Маме зять не нужен?" или делая комплименты: "Какая вы стройная!"

Мировоззрение поменяла мусульманская литература. К Марьям в руки попала книга о великих женщинах ислама. Сейчас под широким платьем тонкие изгибы фигуры уже не разглядишь.

В первый день покрытия девушка поехала в мечеть на Проспекте мира. Зайдя в метро, боязливо оглядывалась по сторонам, высматривая реакцию прохожих. «Я села на свободное место, а женщина рядом смерила меня недовольным взглядом и отошла от меня в другой конец вагона, — вспоминает Марьям. — Мне хотелось подбежать и сказать, что я такая же, как все! Просто имею право на свою веру».

Первые дни Марьям возвращалась домой вся в слезах, когда ловила на себе косые взгляды. Сейчас обо всем рассказывает с улыбкой. «Главное, я чувствую гармонию. И поддержку родителей. Негативную реакцию уже не замечаю, даже есть плюсы», — Марьям рассказывает обо всем взахлеб, что даже забывает выпить чай, который заказала.

В общественном транспорте стали чаще уступать место, а в магазинах и банках теперь общаются вежливей, чем раньше.

Я заметила, что молодежь почти не обращает на меня внимания. В основном только пожилые бабушки иногда подходят и говорят: «Живешь в России — оденься нормально!» Но какое им дело? Разве у нас в России единая форма одежды?

— Марьям Сулайманова.

"Меня часто спрашивают не жарко ли летом в платке, но ведь летом всем жарко! - объясняет девушка. - В Москве наоборот хорошо, терпимо, а то на моей родине жара по 50 градусов стоит в июле!"

Единственной проблемой Марьям называет паспортный контроль. Девушка часто летает в родной город Худжанд, и перед полетом заграницу ее просят снять хиджаб. На фотографии в паспорте она с распущенными волосами. «Если передо мной сотрудник-мужчина, я прошу позвать женщину, и мы уединяемся в отдельной кабине, там я могу показаться без платка, — объясняет Марьям. — Но они всегда ворчат из-за этого. Приходится воевать».

В будущем Марьям планирует поменять паспорт. По правилам в головных уборах фотографироваться запрещено, но еще в 2003 году министр внутренних дел России сделал исключение для верующих. «Если религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними без головного убора, то в хиджабе фотографироваться можно. Главное, чтобы был виден овал лица, — рассказывает заместитель начальника управления по организации паспортной работы ФМС России Валерий Каруцкий. — В случае с Марьям поступают правильно, ведь в паспорте она без хиджаба».

По специальности Марьям технолог пищевого производства, но сейчас не работает, занимается любимым делом — шьет одежду. «Раньше с работой мне помогали знакомые, — рассказывает девушка. — Я была продавцом восточных сладостей и продавцом в магазине мусульманской одежды, а скоро, может, буду продавать ту одежду, которую сама шью».

Перед тем как проститься, я с трудом уговариваю Марьям сфотографироваться: «Вы что? Если уже закрылся, по законам Шариата нельзя выставлять себя напоказ нигде!» Девушка согласилась на снимки, лишь закрыв лицо руками.

Мадина Ибрагимова, 28 лет, визажист

После макияжа Анне Бузовой (сестра Ольги Бузовой)

Мы встречаемся в студии визажа Мадины Ибрагимовой в Таганском районе Москвы. Девушка выбегает ко мне в бежевом хиджабе и широком бирюзовом платье. Накрашенные ресницы, светлая помада, на щеках розовый румянец. Восточная красавица, которая рушит стереотипы о том, что мусульманки не красятся.

«Извините, у меня всего 15 минут, чтобы с вами поговорить», — объясняет девушка, поглядывая на часы. К Мадине на мейк-ап и укладку должна прийти Виктория Романец — звезда «Дом-2» , у нее в Instagram два миллиона подписчиков. У Мадины чуть поменьше — «всего» 310 тысяч. Визажист работает с Тиной Канделаки, Анфисой Чеховой, Ксенией Бородиной и Верой Брежневой.

Девушка — мусульманка с детства, но хиджаб одела в студенческие годы: на третьем курсе. Мадина получила образование экономиста-менеджера в системе управления предприятием. С проблемой поиска работы Мадина столкнулась сразу после окончания Уральского университета в Екатеринбурге.

Я хорошо знаю английский, в дипломе почти одни пятерки, приходила устраиваться менеджером, экономистом. Но везде на собеседованиях на меня смотрели как на дикарку: «Вы в офисе тоже будете ходить в платке? У нас так не принято

— Мадина Ибрагимова.

После безуспешных поисков работы Мадина просто решила заняться тем, что нравится: макияжем.

— А как знаменитости относятся к тому, что вы в хиджабе? — задаю я свой главный вопрос.

— Прекрасно! На это никто не обращает внимания.

По словам Мадины, Егор Крид и Тимати делают ей комплименты по поводу женственности. К визажисту часто обращаются и мужчины — для макияжа перед съемками клипов. Девушка сама их не красит: других мужчин, кроме мужа, по законам шариата касаться запрещено. На такие случаи у нее есть помощницы, которых она сама обучила чудесам визажа.

«Я нигде не училась, все постигала сама. Потом вышла замуж за мусульманина и переехала к нему в Москву. В столице я уже больше двух лет, Москва меня приняла как своего друга», — улыбается Мадина.

Вот только на метро Мадина не ездит. Даже в час-пик по делам отправляется на машине. "Мне муж запрещает, а то вдруг кто-то подойдет и скажет неприятное, не хочу расстраиваться, в автомобиле спокойней. Я понимаю, что некоторые боятся женщин в платках, а мы боимся вас, нас легко обидеть", - признается визажист.

Сейчас Мадина главный гость на многих светских тусовках, одна из последних — показ платьев от Айшат Кадыровой.

Два миллиона мусульман


РИА «Новости» / Владимир Астапкович

Численность мусульман в Москве колеблется. На это влияет внутренняя миграция: регулярно приезжают на заработки. Есть еще неучтенные трудовые мигранты. По разным источникам, всего мусульман сейчас около двух миллионов

— ведущий научный сотрудник центра постсоветских исследований ИМЭМО Марат Муртазин .

Историк и публицист Марат Сафаров согласен, что некоторые москвичи относятся к мусульманам с опасением, но, тем не менее, город развивает мусульманскую инфраструктуру и делает все, чтобы верующие чувствовали себя здесь комфортно. «Халяльные продукты можно купить не только при мечетях, но и в обычных супермаркетах, для женщин в Москве появляются мусульманские салоны красоты, спа-салоны и клиники», — объясняет эксперт.

Что касается личной жизни, то тем, кто вырос в мусульманской семье выйти замуж проще. Родственники могут сосватать своих знакомых. Еще один способ найти мужа — интернет. Помогут в этом группы религиозных знакомств в социальных сетях или отдельные сайты.

«Если парень подойдет к девушке на улице и скажет: „Привет, ты мне понравилась“, то она просто не будет продолжать общение. Такой способ знакомства не приветствуется в исламе. Поэтому в большом городе молодым мусульманам трудно встретить любовь», — рассказывает бывший редактор журнала «Мусульманка» Насима Бокова, которая и сама носит платок.

Журналистка считает, что в мегаполисе для мусульманской молодежи не хватает специализированных спортивных центров и бассейнов, так же недостаточно исламских школ и детских садов.

«Главное, что москвичи в большинстве лояльно относятся к тому, что, например, на Курбан-Байрам перекрывают движение, что мужчины молятся прямо на асфальте. Надеюсь, когда-нибудь и женщина в хиджабе перестанет вызывать удивление. Думаю, мы все-таки умеем жить вместе, ведь Россия — страна многонациональная», — говорит историк Марат Сафаров.

Следующая новость



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: