Храм артемиды в городе эфесе. Храм Артемиды в Эфесе – история величия и красоты, дошедшая до наших дней

Преданий о храме Артемиды Эфесской существует несколько десятков. Из поколения в поколение передавались легенды и интересные факты возникновения древнего храма. Полюбоваться первозданными красотами семи чудес света античности, к сожалению уже невозможно. До нашего времени остались лишь только египетская пирамида. Остальные же творения античности, такими как они, были созданы, можно увидеть только на фото - храм Артемиды в Эфесе тоже не исключение.

Филон Византийский, исследователь и писатель древности, классифицировал и ограничил количество великих сооружений цифрой -7, которая у древних греков считалась священной и завершенной. В своем сочинении Филон писал: «Храм Артемиды Эфесской - это единственное уникальное место на нашей планете, где обитают Боги, побывав в котором можно увидеть, что земля поменялась местами с небом, и именно здесь бессмертное царство Богов снизошло на землю…».

До нынешнего времени остались лишь руины храма Артемиды Эфесской, они находятся в Турции городе Сельчуке. Ежегодно сюда приезжают сотни туристов, что бы погрузиться и проникнуться культурой античных народов. Если посмотреть на фото храма Артемиды в Эфесе, сразу можно понять причину такого ажиотажа.

Предание о богине Артемиде

В античные времена древние греки поклонялись не одному Богу, как сейчас, а нескольким богам, среди них была богиня, которую назвали Артемидой. Отцом почитательницы был Зевс, а братом Аполлон. Артемиде поклонялись все матери античной Греции, так она была их защитницей и покровительницей. Она считалась предстательницей всего живого на земле: защищала животных, помогала вырастить и собрать урожай, заботилась о счастливых браках и содействовала в рождении детей. Женщины регулярно приносили дары великой богине, как благодарность за своих новорожденных детей.

Достоверные факты строительства

Древние жители очень хотели как-то по-особому выразить почтение и благодарность своей покровительнице. В один из прекрасных дней было принято решение возвести большое здание, которое могло бы быть достойно пребывания в нём великой богини. Местом для сооружения послужила святыня древней покровительницы Кибелы. Первые постройки из дерева, часто горели и разрушались, поэтому было решено соорудить огромное и крепкое здание, величие которого поражает и сегодня.

На строительство поистине великого здания, требовалось немалое вливание средств на материалы и рабочую силу. Большой вклад в строение внёс лидийский правитель, которого величали Крезом. Он был знаменит на весь мир, благодаря своим несметным богатствам. В 6 веке до нашей эры средства были собраны, и началось большое строительство легендарного храма. 120 долгих лет лучшие мастера со всего света трудились над возведением и отделкой дивного дворца. За это время сменились 4 архитектора и несколько правителей древней Греции, но цель построить Великое сооружение, не поменялась.

Проект храма для богини плодородия разработал архитектор Херсифрон, он был родом из критского города Кносс. Так как в этих местах землетрясения были частым явлением, он решил сделать постройку здания в болотистом месте, что располагалось неподалёку Эфеса. Мягкий грунт выступал как средство амортизации при толчках и мощных колебаниях земной коры (землетрясения происходили часто). А чтобы из-за своей тяжести здание не просело, на болоте вырыли большой котлован, который засыпали углем и шерстью овец на несколько метров вглубь.

Большие и тяжелые 18 метровые колоны для сооружения привозились со всей страны. Они были практически неподъемными и привычные повозки из-за мягкой почвы просто вязли и не могли их доставить. Тогда мастера решили схитрить, они просто привязывали волов у основания колоны, таким образом, что она равно как обычное колесо просто катилась по поверхности.

Существует такая легенда, что одна из балок храма все время падала и не ложилась как нужно, чего только не предпринимал архитектор, всё оказалось напрасным. Ему не хотелось жить, так ужасно он страдал и дико переживал по этому поводу. И тогда богиня Артемида уложила балку так, как и требовала постройка.

За время строительства дворца Херсифон сделал многое, он соорудил стены и установил колоннаду. К сожалению, ему не довелось увидеть свой шедевр во всей красе. Когда он умер, бразды правления были переданы его сыну Метагену. Под его руководством соорудили верхушку помещения, все перекрытие и саму крышу.

Завершающими работами занимались два не менее талантливых архитектора. Их звали Деметрием и Пеонитом. Храм был просто огромным и завораживал своей красотой. Сооружение окружали 127 могучих колонн. В предании говорится, что каждая колонна - это подарок 127 греческих властелинов. Крыша дворца богов была выложена их чистого мрамора, что было совершенно нетипично для построек тех времен.

Жители не только Эфеса, но и всего мира замирали при виде такой красоты, ранее им никогда не приходилось видеть настолько большое и прекрасное сооружение. Сейчас мы можем только смутно представлять себе, смотряфото храма Артемиды в Эфесе, что это было за великое творение, которое создавали лучшие мастера, съехавшиеся со всего мира.

В храме Артемиды Эфесской проводилась не только религиозная служба - это было место, где бурлила деловая и финансовая жизнь Эфеса. К тому же он совершенно не зависел от городских властей, а подчинялся коллегией жрецов. Весть о возведении величественного дворца облетела быстро весь мир. Храмом Артемиды в Эфесе приезжали полюбоваться много правителей из других государств, его описывали писатели древности и переносили на холсты живописцы со всей планеты. Но одному из 7 чудес древности удалось простоять всего лишь 200 лет…

Трагедия храма Артемиды Эфесской

Большое несчастье произошло совсем внезапно, когда этого никто не ожидал. В одну из ночей 356 года до нашей эры - храм Артемиды Эфесской был сожжен. Совершил это тяжкое преступление один из местных жителей Герострат. Когда его спросили о причине такого злодеяния, он объяснил, что просто хотел чтобы о его имени узнали потомки. Герострату была присуждена смертная казнь, и правительство приказало забыть навсегда имя злодея. Но как известно «шила в мешке не особо утаишь», и как хотел того Герострат, его имя дошло и до нашего времени.

Именно в ночь пожара в одной из обителей Македонии родился мальчик - это был будущий завоеватель Александр Македонский. Как известно из легенды, богиня помогала матери Александра родить малыша и не смогла уберечь свой дворец.

Огненное пламя нанесло большой вред храму, но жители города трудились не покладая рук, чтобы восстановить прежний облик здания. Александр Македонский лично принимал непосредственное участие в строительстве и обновлении храма. Так, в III до нашей эры, великое восстановление было завершено, и храм Артемиды Эфесскойстал ещё краше, чем прежде.

Эфесцы были очень благодарны Македонскому за содействие в восстановлении дворца. Они долго думали, что могут сделать для человека, у которого вообще и так всё есть. Тогда жители Эфеса обратились к талантливому художнику по имени Апеллес, для того чтобы он написал картину с Александра. Шедевр получился просто великолепным - это был образ Зевса с молнией в руке. Портрет был настолько правдоподобным, что если посмотреть на него под косым углом, рука Александра и молния казались за пределами полотна. За свой шедевр художник получил 25 золотых талантов. Эту историческую сумму не платили ранее ни одному живописцу.

Внутренняя отделка храма приводила в восторг всех посетителей. Здесь были собраны лучшие скульптуры деятелей искусства. Здесь же находилась и сама статуя Афродиты.

В ходе археологических раскопок нашли и статую богини. Она была сделана из мрамора с наличием нескольких рядов грудей. По другим предположениям эти образования представляли собой бычьи яички. Такой образ Артемиды «Полимастос» обозначал изобилие. Есть ещё одна гипотеза, что это не вовсе грудь, а всего лишь своеобразное украшение.

Падение святилища Артемиды Эфесской

Это было время смуты, хаоса и неразберихи, время грабежей и варварства Готов. Не оставили эти процессы без внимания и великий храм, что манил их своим богатством и красотами. Они раскурочили и ограбили божью обитель. Восстановлением здания никто не занимался больше. С приходом христианства поклонение нескольким богам отошло в небытие. Здание разворовали почти полностью, оставив после себя лишь развалины. В результате чего в 400 году, случилось непоправимое - падение и полное разрушение строения. На этом месте возвели церковь, но позже её постигла та же участь.

Первым из археологов, кому удалось найти место нахождения древнего храма, стал англичанин Вуд в 1869 году. Сегодня, в том месте, где был непосредственно построен храм, туристы могут увидеть только одну четырнадцатиметровую колонну, собранную из нескольких деталей. Другие элементы и находки археологов хранятся в пинакотеках города Эфес, а также Стамбуле и Лондоне.

Где находится место легендарного храма?

Артемисион (так сегодня называют то место, где ранее стоял храм), располагается недалеко от турецкого города Сельчук. Посетить его могут все желающие туристы совершенно бесплатно, а сама экскурсия не займет слишком много времени. Находясь на месте развалин можно только представить всё могущество и величие прошлой эпохи.

Совершить незабываемое путешествие по местам древнего мира, очень просто, достаточно обратиться к туроператору сайт. Мы предлагаем доступный отдых для всех, кто часто любит путешествовать и готов открываться новым впечатлениям. Забудьте о проблемах связанных с открытием и получением виз и прочую бумажную волокиту. Всё что касается оформления, мы возьмём на себя.!

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция


Прекрасен, богат и славен был Эфес. На всю Ионию были известны его мореплаватели и творцы. Много красивейших зданий они возвели - гордо сияли дворцы и храмы под солнцем юга, делая честь своим создателям. Артемисион возвышался на землях древнего Эфеса. Храм Артемиды в Эфесе, девы, чьи лук и стрелы были для жителей города священны.

Храм Артемиды в Эфесе (Артемисион) — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция). Один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира.

Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам. Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища: VIII века до н. э., середины VII века до н. э. и небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16 х 31 м.

Артемида была сестрой златокудрого Аполлона и дочерью всемогущего Зевса, царя богов и людей. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней Луны, потом - покровительницей целомудрия и хранительницей рожениц. Величайшие греческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты. Храм никак не должен был уступать по красоте богини, в честь кого он был воздвигнут.

В эфесском храме почиталась Артемида Многогрудая - покровительница деторождения. Также Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок, основавших Эфес. "И сам город, и великий храм богини Артемиды в нём, построены по желанию и на деньги амазонок", так писал об истории города Плиний-старший.

Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса.


Модель храма в Турции в парке Миниатюрк


Строительство знаменитого храма

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причем по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Храм обещал быть красивым. Но красота - то, что было всегда подвластно грекам. А вот как обеспечить сооружению долгую жизнь? Херсифрон решил ставить храм на болоте у реки. Над ним сперва посмеялись - но, послушав его доводы, рассудили, что мастер, пожалуй, прав. Мягкая болотистая почва будет служить вечным амортизатором при землетрясениях. И тут еще одни голос раздался - что, если мраморный колосс увязнет в трясине? А чтобы под своей тяжестью он не погрузился в землю, ответил Херсифрон, надо вырыть глубокий котлован. Заполним его смесью древесного угля и шерсти - и выйдет подушка толщиною в несколько метров. Которая прослужит вечность. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому…

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чем есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчетах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашел гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колеса послушно покатывались за упряжками из десятков пар быков.

Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Отчаявшись, архитектор решил покончить с жизнью. Артемиде пришлось вмещаться: к утру балка сама опустилась в нужные углубления. Утром к запершемуся архитектору прибежали горожане с криками, что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. При Херсифроне были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н.э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.). Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры. Гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище.

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Плиний писал об Артемисионе: «Храм окружают 127 колонн, подаренных таким же количеством царей». Колонн вокруг здания тоже было множество - знаменитый Херсифрон предложил окружить мраморный храм двумя рядами стройных мраморных колонн… Однако неизвестно, как именно он был украшен. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.

Феликс Кривин. Герострат


Геростратова слава

Как выглядел тот Храм Артемиды в Эфесе - мы уже никогда не узнаем, потому что в 365 году до н. э. жил в Эфесе человек по имени Герострат. Давно уже стала притчей история маленького человека, который решил себя обессмертить, совершив преступление века…

В ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.

Движимый странным тщеславием, он поджег храм Артемиды. Подобно гигантскому факелу вспыхнуло прекрасное строение! Выше неба взметались искры, с треском падали балки, раскалывались колонны, навек исчезали в огне разноцветные фрески…

Герострата, конечно, схватили. И, скорее всего, казнили бы, навеки вычеркнув его имя их скрижалей истории. Но кто-то предложил - а давайте лучше забудем Герострата. Пусть пелена навсегда покроет его имя. Только так можно по-настоящему наказать того, кого обуяла гордыня. Тому, кто мечтал о бессмертной славе, даруем забвение.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».

Строительство нового храма

Храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река.

К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александра Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Правда, на этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том прежнего архитектора Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в еще больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 — в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причем часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.

Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

«После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма»,- пишет Страбон.

В нашем воображении греческое античное искусство — это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней,- одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

Бюст Александра Македонского


В благодарность Александру Македонскому, выделившему денег на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погруженных в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна…

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял еще половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом.

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.

Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.

В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Вид на руины храма


Источники :

Храм Артемиды (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Утраченное чудо - вот так поэтично назовет гид то, что вы увидите на месте некогда величественного храма Артемиды Эфесской. Зрелище, скорее, жалкое - от развалин почти ничего не осталось, кроме восстановленной из обломков одной колонны. А ведь их было 127! Каждая 18 метров в высоту - подарок одного из 127 царей.

Храм Артемиды - одно из семи чудес античного мира, описанных историками. Находился в греческом городе Эфес, сейчас это турецкий Сельчук. От некогда величественного храма сегодня остался едва просматриваемый фундамент и одна колонна - из 127!

Храм, по красоте и величию которому не было равных, как писали историки, входит в число семи чудес света. Он располагался в греческом Эфесе. Сегодня это город Сельчук, в провинции Измир, в Турции. Первый храм в честь богини охоты Артемиды был построен в середине 6 века до нашей эры. Согласно легенде, в 356 году до нашей эры, ночью произошел пожар - гражданин Эфеса поджёг храм, чтобы прославиться.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным, хотя все старались его забыть. В официальных документах преступник не называется, обозначен как «один безумец».

К началу 3 века до нашей эры храм был полностью восстановлен. Деньги на постройку нового чуда света выделил Александр Македонский. Был сохранен прежний план, только здание было поднято на высокое ступенчатое основание. Одну из колонн сделал известный скульптор того времени Скопас. Предполагается, что алтарь - работа скульптора Праксителя.

В 263 году святилище Артемиды разграбили готы. Во времена императора Феодосия Первого были запрещены все языческие культы, потому храм Артемиды в Эфесе закрыли. Мраморную облицовку с него стали растаскивать местные жители для своих построек, колонны начали падать, а их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. Даже место постепенно забылось. Отыскать следы лучшего храма Ионии сумел английский археолог Вуд в 1869 году. Полностью фундамент святилища был вскрыт только в 20 веке. А под ним были обнаружены следы храма, сожжённого Геростратом. Обломки колонн, украшенных рельефами, сейчас находятся в Британском музее.

История древнегреческого города Эфеса берет свое начало с 12 века до нашей эры – именно тогда было начато его строительство. По мере своего развития город процветал и со временем превратился в крупнейший торговый центр Малой Азии, и неспроста, ведь покровительствовала Эфесу Артемида – красавица-богиня плодородия и защитница животных, охотников и будущих матерей.

Набожными горожанами, которые ее почитали, было принято решение о возведении храма для поклонения ей и в ее честь. Планируя постройку этой уникальной конструкции, они преследовали две цели, одной из которых было наличие места для поклонения почитаемому божеству, а другой – привлечение потоков туристов в свой город, которые смогли бы приумножить городской бюджет.

Конечно, руками горожан Храм Артемиды в Эфесе не строился – для его возведения прибыл из Кносса известнейший в те далекие времена архитектор по имени Харсефрон, и по его задумке здание планировалось возводить из настоящего мрамора. Но это должна была получиться не обычная постройка, принимающая прихожан, а самый настоящий храм, находящийся в окружении двух рядов колонн, поражающих своими внушительными размерами. Великий мастер Харсефрон отличался незаурядными инженерными талантами, поэтому он вложил в свой проект самые смелые и оригинальные замыслы, которые только могли быть воплощены на тот момент в реальных условиях. Но по бюджету города вмешательство специалиста абсолютно никак не ударило – правитель Эфеса мог себе позволить раскошелиться на строительство такого солидного здания.

Впоследствии построенный храм не подчинялся властям Эфеса. Он являлся самостоятельной политической единицей, а управляла им коллегия жрецов. Если кто-либо из горожан желал приобрести право неприкосновенности, он должен был вступить на территорию храма без оружия в руках.


Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской

Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен , и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.

Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.


Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.

Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира ? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики , превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин . О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.


Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено , а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом.
Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, - это одна уцелевшая колонна.

Третее классическое чудо света древнего мира. Древнегреческий город Эфис располагался в Карии, на Западном побережье Малой Азии. Согласно легенде, он был основан Амазонками – бесстрашными воительницами – в конце 12 века до н. э. Покровительницей своего города они избрали богиню Артемиду. В древнегреческой мифологии – это богиня плодородия, покровительница лесов, животных и охоты.

Дочь верховного Бога Зевса и Богини Лето (дочери титана Кея). Согласно одному предположению, она родилась на острове Гелос, другому – в Ортигии, в роще, расположенной вблизи города Эяиса. Одновременно с ней на свет появился и ее брат – златокудрый Аполлон – самый красивый из всех богов – Бог света и солнца, прекрасный стрелок, покровитель муз.

К 6 в. д. н. э. Эфес стал одним из самых богатых городов Малой Азии. Эфесцы вели крупные финансовые операции, давали взаймы под большие проценты деньги другим городам, что значительно обогащало город. И они решили построить храм покровительнице своего города – Артемиде, считая, что подобное сооружение увеличит их прибыль.

Проектирование и строительство храма было поручено выполнить известному архитектору их Кносса – Харсифрону. Он предложил возвести ионийский диптер-храм из мрамора, вокруг которого располагался бы двойной ряд мраморных колонн. Эфесцы были озадачены (писал Витрувий) – откуда привозить мрамор: с Пароса или Приконнеса, из Гераклеи или с Фасоса?

А тем временем пастух Пиксадор пас стада овец в 12 км от Эфеса. два барана подрались, один из них рогами ударился о скалу, от которой откололся кусок белого красивого камня. Пксадор бросил свое стадо и побежал в Эфес показать свою находку.

Так, случайно было найдено месторождение мрамора вблизи Эфеса. Благодарные Эфесцы щедро вознаградили пастуха. Они подарили ему дорогие одежды и изменили его имя. Теперь его стали называть Евангелом, что означало «добрый вестник».

Расположение и общий вид храма

Известно, что в Эфесе, как и по всему побережью Малой Азии, часто случались землетрясения. Поэтому, Харсифрон решил построить храм Артемиды в 7 км восточнее Эфеса, вблизи устья реки Каистры, на болотистой почве. Именно болотистая почва способна пружинить и смягчать колебания земли во время землетрясений. И они менее разрушительны. По предложению Харсифрона, котлован под фундаментом храма был заполнен толстым слоем хорошо утрамбованной смеси древесного угля с шерстью.

Храм располагался на ступенчатом возвышении и представлял собой прямоугольник длиной 110 м, шириной в 55 м. Со всех сторон он был окружен двойным рядом стройных мраморных колонн. Они были украшены волютами и каменными цветами. Высота их достигала 18 м, а диаметр – от 1 до 1,6 м. Причем диаметр колонн внутреннего ряда был приблизительно в 1,2 раза меньше диаметра колонн наружного ряда.

Фасады храма украшали два ряда по 8 колонн в каждом. Боковую коллонаду образовывали два ряда по 20 колонн в каждом. Храм был построен из кирпича и облицован полированными мраморными плитами. Он состоял из трех частей:

  • переднюю часть – пронаос – поддерживали 8 колонн;
  • главный зал – наос или целлу – 16 колонн;
  • заднее помещение – опистодом – 4 колонны.

В главном зале, за статуей Богини, богато украшенной драгоценностями, стояла еще одна колонна. Как утверждал Плиний Старший, всего было 127 колонн. Базы 26 колонн (из 127) украшали двухметровые барельефы, созданные известными скульпторами. Фронтон же храма украшала скульптурная композиция.

А над его вершиной, которая находилась на высоте 25 м от земли, возвышалась выполненная из мрамора, скульптурная группа. В ней Артемида была изображена с луком и ланью в окружении нимф (кстати, голова Артемиды из этой скульптурной группы сейчас храниться в Стамбульском музее).

Храм заканчивался двускатной крышей, покрытой мраморными плитами. По ее углам стояли четыре огромных, мраморных быка.

Доставка и установка колонн

Мраморные колонны, весом около 20 т, нужно было привозить к месту возведения храма из каменоломни, расположенной в 12 км от Эфеса, по топкой, болотистой земле. Тогда Харсифрон (как отмечал Витрувий), гениально решил эту задачу. По его предложению, сколотили четыре балки, причем, длина двух была равна длине колонны.

В конце колонны вделывали железные сердечники и залили их свинцом. В балки же вставили железные втулки, которые надели на сердечники. Таким образом, получилась конструкция, которая представляла собой каток, подобный тому, которым выравнивают беговые дорожки на стадионах.

В прикрепленные длинные жерди впрягли быков. Они тащили брусья по выравниваемой топкой земле и колонны легко котились к месту строительства храма. Затем появились новые трудности, ведь колонны были очень высоки. Тогда применили лебедки, запрягли на них быков. Лебедки подняли и поставили колонны в необходимом месте.

Существовала и легенда, о которой писали античные авторы. Якобы, сама Богиня Артемида ночью появилась на месте строительства храма и установила колонны. Точно так же (далее говорит легенда) ее брат Аполлон помогал возводить свой храм в Дельфах.

Завершение строительства храма

Храм Артемиды строили в течении 120 лет. При жизни Харсифрона были выполнены работы по возведению храма и установке колоннады. Далее, строительство продолжил архитектор Метаген (сын Харсифрона). Ему предстояло закончить именно верхнюю часть храма. На высоту храма нужно было поднять балки (архитрав). Для этого, по наклонной плоскости насыпи (описание приведено в статье « »), канатами тащили эти балки.

Далее, самым трудным оказалась установка балок на высоту колонны. Ведь их нужно было установить так, чтобы не повредить капитель колонны. И Метаген (как и в прошлом его отец Харсифрон) решил гениально и просто эту задачу. На вершину колонны укладывали мешки с песком. На них осторожно опускали балки. Песок под их тяжестью медленно высыпался, и балки плавно опускались на место.

Но и Метаген не успел закончить строительство этого храма. Отделку храма закончили архитекторы Деметрий и Пеоний Эфесский. И в 550 г д. н. э., перед изумленными современниками, предстал беломраморный, изящный храм Артемиды.

Архитектурные особенности храма Артемиды в Эфесе

Форма колонн и оформление капителей этого храма имели свои особенности. При его возведении архитектор Харсифрон отошел от строгого по формам и порой даже сурового, Дорического ордера в архитектуре, и перешел к Ионическому ордеру. В нем были наиболее выразительные и изящество форм и пропорции, и гармоничность и легкость архитектурных элементов.

Поэтому, античный мир считал, что именно храм Артемиды в Эфесе является родоначальником нового в архитектуре, ионического ордера. Не смотря на то, что некоторые элементы его уже были известны в Эолии. Краткое различие ионического и дорического ордера, приведено в статье « ».

Архитектурные элементы Дорический ордер Ионический ордер
Колонна массивнее стройнее
имеет неглубокие каннелюры, которые соединены острыми гранями имеет более глубокие каннелюры, которые отделяются тонкими полосками друг от друга, сохраняется первоначальная поверхность колонны
в ней отсутствует пьедестал и она заканчивается круглой подушкой и плитой (эхином и абакой) есть база; колонна заканчивается капителью с двумя завитками (волютами)
Архитрав – поперечная балка над капителями колонн гладкий; над ним расположен фриз с метопами – квадратными плитами, которые украшены рельефами и триглифами разделен на три части; фриз украшен барельефом

Различие в архитектурных элементах дорического и ионического ордеров, приведено в таблице выше. Кратко говоря, ионический ордер более стройный и декоративнее, имеет лучшее лепное/скульптурное оформление.

Возрождение храма

Храм простоял почти два столетия. Но житель Эфеса – безумный честолюбец, который во что бы то ни стало, хотел прославиться, сжег Храм Артемиды. Это случилось ночью, 21 июля, 356 г д. н. э., когда родился великий полководец Александр Македонский. Согласно легенде, Богиня Артемида единственный раз в жизни покинула свое святилище, чтобы пойти поклониться великому полководцу. Ее отсутствием и воспользовался Герострат.

Храм был уничтожен пожаром почти дотла. Рухнула его крыша, обгорели стены храма, треснули и обгорели колонны и балки перекрытий. Желание Герострата исполнилось, нарицательные выражения «Геростратова слава», сохранилось в веках. Так говорят о людях, совершивших тяжкое преступление.

С такой потерей в своем городе жители Эфеса не могли смириться. Они решили восстановить святилище Артемиды. Все свои сбережения и драгоценности, как и жители других городов Малой Азии, они пожертвовали на восстановление храма. Восстановить Храм было поручено известному градостроителю и архитектору того времени Хирократу.

Он решил поднять ступенчатое основание храма так, чтобы он возвышался над теми постройками, которые были возведены вокруг за прошедшее время. Кроме того, архитектор увеличил число ступеней, ведущих к храму.

Внутренние стены храма были облицованы отшлифованными мраморными плитами. Потолочные перекрытия храма и двери были выполнены из кедра (дерево привезли из острова Крит). В центре главного зала (целле) возвышалась 15-и метровая статуя Богини Артемиды. Основа статуи была выполнена из дерева. Лицо, кисти рук, ступени ног Богини покрывали тончайшие пластинки из золота. Одежда ее была украшена драгоценностями.

Особый интерес и удивление у посетителей храма вызывала стрела, висящая в воздухе без каких-либо нитей. Это объясняется тем, что в потолке храма был встроен магнит – камень, привезенный из малоазиатского древнего города Магнессии. Кстати, о применении магнита в различных сооружениях сообщалось еще в найденных китайских летописях.

К концу строительства храма (приблизительно спустя 25 лет) в Эфес приехал Александр Македонский. Он предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по возведению храма. Но, при условии, чтобы в храме хранилась надпись о его заслугах. Однако, жители Эфеса тактично ему ответили: «не приличествует, чтобы один из Богов делал дар другому Богу».

После завершения строительства храма, его художественное оформление выполнили известные Эллинские скульпторы Пракситель и Скопос. Рельефы для алтаря, который находился в крытой каменной ограде храма, выполнил Прокситель. На одной из колонн храма рельефные украшения вырезал Скопос. Кстати, фрагмент этой колонны с рельефом сейчас хранится в Британском музее в Лондоне.

Следует отметить, что в оформлении восстановленного храма в Эфесе архитектор Хейрократ сохранил основные черты ионийского диптера. Однако, как считали его современники, в оформлении колонн храма он уже использовал и элементы более нарядного и изящного, роскошного коринфского ордера в архитектуре.

Богатства, хранящиеся в храме

В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.

Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.

Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.

В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.

Заключение

«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.

В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.

И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.

Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э. поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:

«Кто перенес Парфенон твой, Богиня, с

Олимпа, где прежде

Он находился в ряду прочих

небесных жилищ.

В город Андрокла, столицу ртивых

в бою ионийцев,

Музами, как и копьем, славный

повсюду Эфес.

Видно сама ты, сразившая Тития

больше олимпа

Город родной возлюбя в нем свой

воздвигла чертог.»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: