Храм на чистых прудах архангельский. Ангел на шпиле

Меншикова башня у Чистых прудов (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Меншикова башня (Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) была построена в 1707 г. по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве - Меншикова башня у Чистых прудов была построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова - сподвижника Петра I.

Только оказавшись рядом с этим храмом, невольно убеждаешься в правоте народной поговорки о том, что лучше один раз увидеть, что сто раз услышать. Ведь взметнувшееся ввысь бело-терракотовое строение церкви - редкий образец так называемого петровского барокко.

По существу, это традиционный башенный храм «иже под колоколы». Он, правда, в большей степени наделён чертами новой архитектуры. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику.

В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органично сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях.

в 1787 году, во времена правления Екатерины II, церковь взялся восстановить некто Гавриил Измайлов. При реставрации церкви вместо верхнего яруса с 30-метровым шпилем сделали округлый купол с винтовым шпилем. Убрали статуи ангелов с орудиями Страстей. Вместо них поставили вазы.

Церковь Архангела Гавриила – одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века.

Все это сильно изменило вид церкви. Она приобрела округлость форм, «мягкость». Впечатление мягкости усиливалось новым шпилем, похожим на пламя свечи. Но, несмотря на эти изменения, церковь Архангела Гавриила осталась по-прежнему самой высокой церковью Москвы.

Храм Архангела Гавриила

После реконструкции церковь стала всеобщей любимицей москвичей. И никто не обращал внимание на странные и удивительные знаки, появившиеся на стенах после восстановления. Дело в том, что Гавриил Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. Недалеко от церкви Архангела Гавриила, в Кривоколенном переулке, в доме профессора Шварца, проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив её масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями. Тогда же в руках у фигур над южным входом появились свитки с загадочными текстами.

Тайные знаки снаружи и внутри храма просуществовали несколько десятилетий. Лишь при Николае I, в 1852 году, митрополит Филарет вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал их уничтожить.

Адрес: Москва, ст.м. Чистые пруды, пер. Архангельский, д. 15а.

Золотоверхая Москва полна храмами с высокими колокольнями, башнями, но есть церковь, выделяющаяся среди традиционных образчиков московской архитектуры. Она посвящена архангелу Гавриилу. Расположенная на Чистых прудах, вдали от туристических троп, москвичам она известна под названием «Башня Меньшикова».

Храм в Мясницкой слободе

Первые упоминания о храме, освященном в честь архангела Гавриила, встречаются в летописях с 1551 года. Местом его расположения была Мясницкая слобода, по традиции того времени ее называли церковью Архангела Гавриила в Мясниках. Но было и другое московское географическое определение, привязывавшее храм к месту расположения - храм Гавриила Великого у Поганых Прудов.

История гласит, что слобода была прозвана Мясницкой по занятию людей ее населявших. Мясники сбрасывали все отходы от своего дела в пруды, и запах от них исходил весьма неприятный. До 1639 года церковь заботами настоятелей храма и благодаря многочисленным пожертвованиям зажиточных мирян была выстроена из камня, расширена и отремонтирована. Позднее название слободы сменилось, и места стали называться Гаврииловской слободой, по имени храма.

Меньшиков начинает и не заканчивает

Фаворит Петра I, Александр Меньшиков, в 1699 году приобрел в Мясницкой слободе имение. Благодаря активному характеру, желанию облагодетельствовать приход и подкрепив свое рвение деньгами, князь Меньшиков резво взялся обустраивать Гаврииловскую церковь, прихожанином которой он стал. Первое пожертвование пошло на ремонт храма, и с 1701 до 1703 года церковь была значительно облагорожена, но случай и фортуна князя Меньшикова дали толчок новому строительству.

В этот период царь отрядил князя с военным заданием, которое было ознаменовано победой. Кроме почестей Меньшиков привез из похода знаменитейшую, чудотворную икону Полоцкой Божией Матери. По легендам, икона принадлежала кисти Для такой святыни князь Александр Меньшиков решил из простого церковного прихода сделать великолепную церковь, венцом которой и станет чудотворный образ. А потому ровно через год после ремонта Гаврииловскую церковь разрушили до основания и на ее фундаменте стали возводить новую.

Ангел на шпиле

Закончили новый храм в 1707 году. Вышел он дивным, таким, какого в Москве еще не бывало. Молва злословила, что Меньшиков хотел «утереть нос» гордым москвичам, за то, что они недолюбливали царева фаворита и поминали ему «некуртуазное» происхождение, нищее прошлое и карьеру, которая начиналась с торговли пирожками. Как только закончили постройку храма, его сразу нарекли «башня Меньшикова».

Церковь получилась высокой, около 81 метра высотой, что на три метра превосходило высоту Это вызывало недовольство именитых граждан города. Но простой люд принял башню благосклонно и приходил любоваться на новое чудо. Особым знаком новоотстроенной церкви Архангела Гавриила (башня Меньшикова) стал венчающий колокольню тридцатиметровый шпиль, на котором вознесся к небесам золотой ангел.

Все оформление храма было уникальным, особенно для тех лет: многочисленные орнаменты покрывали стены церкви, можно было рассматривать и дивиться искусно вырезанным букетам, вазам, фруктам. Внешнее и внутреннее убранство было выполнено в духе которое в полной силе проявится в новой столице Петербурге, но немного позже.

Московская диковинка

Меньшикова башня в Москве строилась с размахом и большой тщательностью. Главным архитектором проекта и руководителем строительства был Иван Зарудный. Под его подчинением были именитые итальянские архитекторы, скульпторы, а резчиками по камню - искусные мастера из костромских и ярославских артелей.

Стараниями зодчих и хотением светлейшего князя церковь вышла воздушной, устремленной к небу, казалось, что она парит над землей, чудесна была Меньшикова башня. Архитектор Зарудный спроектировал и построил храм, над которым взмывалась ввысь колокольня из шести ступеней, увенчанная тридцатиметровым шпилем.

Два верхних яруса выстроили из дерева со сквозными окнами, на предпоследнем повесили пятьдесят звонких, с чистым звуком колоколов. Желая произвести фурор, Меньшиков выписал из-за границы большие часы. Их установили пониже колоколов. Но не суждено было князю закончить начатое до конца. В 1710 году, согласно распоряжению Петра I, столица переносилась в Петербург, и фавориту пришлось срочно покидать Москву. Церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня) так и не была отделана до конца.

Пожар и запустение

В 1723 году в храме случился пожар, прямо в шпиль ударила молния. Пламя вспыхнуло быстро и распространялось от верхних деревянных ярусов. Подгоревшие дубовые крепления обрушились и упали внутрь строения вместе со всеми колоколами. В это время в храме были люди, спасавшие ценную и иконы, многие получили увечья, а кто-то умер от полученных ран. Икона Полоцкой Божией Матери осталась цела, за что миряне благодарили Бога и провидение.

Любопытен тот факт, что новая церковь (Меньшикова башня) к тому моменту так и не была освящена, поскольку работы не завершились, но у князя были дела поважнее. На протяжении многих лет храм ветшал, архитектор Зарудный писал князю письма о состоянии церкви, где указывал, что стропила прогнили, часовой механизм не работает, и витает в помещении запустение.

По смерти Петра I Меньшиков впал в немилость. Во время болезни потребовал привезти в Петербургское имение чудотворную икону в надежде вымолить выздоровление. Но в дальнейшем его отправили в ссылку, след иконы потерялся, а Меньшикова башня в Москве пришла в полное запустение.

Масонские знаки

Через пятьдесят лет Гаврила Измайлов, влиятельный московский вельможа и масон (по слухам), решил отреставрировать церковь. Он сделал большие пожертвования, но полностью облик церкви восстанавливать не стали. Два деревянных верхних яруса и шпиль с ангелом остались только в памяти и проектах. Реставрировали только каменные четыре яруса, теперь башня Меньшикова венчалась высокой золоченой шишкой.

По будоражавшим Москву слухам, в храме проводились тайные собрания и службы масонов. Косвенным подтверждением тому служили появившиеся на стенах церкви, по приказу щедрого мецената Измайлова, знаки и символы, принадлежавшие масонскому ордену. К этому моменту многие уже забыли, что это была за церковь, Меньшикова башня - так называли ее жители. Когда масонов уличили в измене Родине и многих посадили, собрания прекратились, но символы, надписи и знаки еще долго красовались на стенах здания.

Храм при Почтамте

Сбить неподобающие православию символы со стен церкви приказал митрополит Филарет в 1852 году. Храм отстроили за счет денег почтового ведомства и заново освятили. Церковь попала под попечительство московской почты с 1821 года, и тогда же стал называться церковь Архангела Гавриила при Почтамте. С 1792 года в бывшей резиденции Меньшикова обустроилось почтовое ведомство, и сейчас здание Московского почтамта расположено практически на месте бывшего дворца Александра Меньшикова.

Прикоснуться к истории

На Чистых Прудах - уникальный памятник архитектуры, один из первых образцов русского барокко. Изучая столичные достопримечательности, обратите внимание на старинную церковь, больше известную как башня Меньшикова в Москве. Адрес памятника архитектуры и действующей церкви: переулок Архангельский, дом 15а.

Архангела Гавриила (Меншикова башня) впервые встречается в материалах переписи 1551 г. Это была небольшая трехглавая на шатрах церквушка. По месту нахождения – в Мясницкой слободе – называли ее то церковью Гавриила Архангела в Мясниках, а то и храмом Гавриила Великого, что у Поганых прудов. Дело в том, что мясники, заселявшие слободу, сбрасывали в пруды мясные отходы, издававшие зловоние. К 1639 г. выстроили из камня и до конца столетия ее подправляли и расширяли. Слобода позднее стала называться по имени храма — Гаврииловской.

В 1699 г. здесь приобрел имение известный любимец Петра I Алексашка Меншиков, став прихожанином Гаврииловской церкви. Князь Александр тут же активно взялся за обустройство своей усадьбы: выстроил каменный дом, развел сады, вычистил пруды, которые, благодаря его заботам, сменили название на Чистые. Поначалу он щедро пожертвовал на ремонт главной церкви этого района, осуществленный в 1701 г., но уже через 3 года Меншиков соизволил перестроить , пожертвовав еще большую сумму денег. Легенда гласит, что приобрел тогда князь Полоцкую икону Божией Матери, писанную якобы самим апостолом Лукой, и захотел под этот образ построить достойный . Вот так и вышло, что в 1704 г. недавно отремонтированный храм сломали и начали строительство нового.

Новый храм Гавриила Архангела, законченный в 1707 г. произвел в Москве настоящий фурор, которого так жаждал новоявленный князь, не имевший возможности похвастать родовитостью, но ходивший в любимцах у царя. Русский мастер Иван Зарудный с подчиненными (европейскими) архитекторами Д. Трезини, Б. Скала, Г. Пандо и скульпторами Г. Квадро, Д. и Ж. Фонтана создал удивительной красоты и полета храм. Уникальное сооружение в стиле петровского барокко, состоящее из 6 ярусов (четверик и целая серия поставленных пирамидально друг на друга восьмериков), словно взмывало в небо, стремясь своим 30-метровым изящным шпилем с позолоченным архангелом и крестом наверху достать облака.

Фото 1881 г.

При постройке были соблюдены древние традиции русского зодчества – храм и колокольня были совмещены (такие сооружения назывались «иже под колоколы»). 50 колоколов разного размера и гигантские часы, выписанные из Англии в 1708 г., размещались на верхних ярусах храма. По желанию князя с юга пристроили придел Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Храм тут же прозвали в народе «Меншиковой башней», видимо, по аналогии с Вавилонской. Конечно, некоторые родовитые бояре были крайне недовольны, что своей высотой (81 м) храм превышает даже колокольню (она была самой высокой в первопрестольной), ну, а простой люд приходил просто поглазеть на это чудо. И было на что – богатая лепнина, обилие орнаментов, позолота – все радовало глаз. Однако башне Меншикова, как и Вавилонской, не суждено было долго красоваться.

В 1710 г., когда началась подготовка к переносу столицы, князь Александр Меншиков был переведен из Москвы в Петербург, куда поспешил отбыть, прихватив с собой архитекторов и скульпторов, так что отделка церкви Архангела Гавриила сильно замедлилась, храм начал ветшать. А в 1723 г. молния ударила точно в шпиль, спалив его и верхний восьмерик, исполненные из дерева. Обрушиваясь, колокола раздавили своим весом своды, пробив их насквозь. Множество народа пострадало тогда в пожаре, спасая святыни и церковную дорогую утварь. Самое интересное, что за более чем 15 лет, прошедших после постройки, так и не удосужились освятить. Полоцкая икона Богородицы пережила пожар и в 1726 г. переехала в Петербург, а затем исчезла.

Пол столетия храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) отстоял в разрушенном виде и лишь в 1773 г. была отреставрирована без верхнего яруса при финансовой поддержке масона Гавриила Измайлова и по слухам использовалась для масонских собраний, благодаря чему внешний декор изменился: фасад и внутренние стены были украшены масонскими символами и тайными знаками, которые в 1863 г. были удалены по требованию митрополита Филарета. Тогда церковь принадлежала уже почтовому ведомству и называлась церковью Архангела Гавриила при Почтамте, позднее стала обычной приходской.

По этой церкви в середине XIX в. сразу несколько улиц и переулков получили название Архангельских.

В 1923 г. храм Архангела Гавриила закрыли большевики, открыв его снова в 1947 г. по просьбе Патриарха Всея Руси для размещения подворья Антиохийской Православной Церкви.

С тех пор храм больше не закрывался, был отреставрирован, богослужения шли своим чередом. Сегодня в нем хранится несколько особо почитаемых икон, среди которых образ Архангела Гавриила в серебряной ризе и икона Божией Матери «Благодатное Небо».

«Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра».

До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни стояла небольшая церковь Архангела Гавриила, что "у Мясницких ворот", известная с XVI столетия. Её название можно связать со вторым, христианским именем Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного - Гавриил.

В 1704 году прихожанином церкви был светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привез купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию, написанную самим евангелистом Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм.

В этих местах проходит Мясницкая улица, которую в конце 16 века перерезала крепостная стена Белого города, и в месте пересечения были построены Мясницкие ворота. Название улицы и крепостных ворот произошло от расположенной вне городских стен слободы мясников.

А внутри города рядом с воротами в 1699 г. купил усадьбу А. Д. Меншиков, друг и соратник Петра I. Было это ещё до основания города Санкт-Петербурга, поэтому Меншиков предполагал обосноваться в московской усадьбе надолго.

Мясники тоже не собирались никуда переезжать и продолжали делать своё дело, а отходы производства сбрасывали в пруд, расположенный неподалёку. Пруд этот источал дурной запах, отчего и получил у москвичей неблагозвучное название «Поганого» пруда.

И зачем было покупать землю в таком неудачном месте? Дело заключалось в Мясницкой, по которой в то время проходила одна из дорог в Немецкую слободу, куда часто наведывался Пётр I и Александр Данилович, будучи человеком оборотистым, не преминул этим воспользоваться. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе.

Постройка Меншиковой Башни началась в 1704 году и закончилась спустя три года.
Фотография ниже не моя, она сделана из одного из окошек Московского почтамта.

Возведение нового Храма архангела Гавриила было поручено архитектору Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини. Правда, последнего через полгода отправили в Санкт-Петербург, где он через восемь лет заложил Петропавловский собор. Меншикова башня считается прообразом собора.

К 1707 году храм был структурно завершен. Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 метра, что превышало высоту колокольни Ивана Великого в Кремле на три метра. Это вызвало недовольство у коренных москвичей и так не особенно любивших Александра Даниловича.

До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре А. Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными.

Меншикова башня, на первый взгляд, имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм "иже под колоколы".

Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами, выписанные из Англии. Куранты отбивали час, полчаса и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, - все это придает башне легкость при весьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искусные резчики по камню.

После отъезда Меншикова в Петербург финансирование храма прекратилось. Он начал быстро ветшать. Иван Зарудный предупреждал князя о возможных последствиях разрухи, но Александр Данилович уже потерял интерес к своему детищу.

В 1723 году в Храме Архангела Гавриила случился великий пожар.

14 июня, в день отпевания священника, скончавшегося накануне во время вечерней молитвы в стенах храма, налетела гроза и молния ударила прямо в крест. Загорелся сначала купол сооружения. Затем огонь охватил деревянную часть, из-за чего начали сыпаться прикрепленные там купола и ломать своды церкви. Много народа, пытавшегося вынести из охваченного огнем здания различные ценности, погибло в этой стихии.

В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней.

В 1787 году церковь взялся восстановить Гавриил Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой улице. При реставрации церкви вместо верхнего яруса с 30-метровым шпилем сделали округлый купол с винтовым шпилем. Храм приобрел особые черты и нынешний вид: купол оформили в виде винтообразной свечи, верхний восьмиугольник заменили куполом в стиле барокко, скульптуры по углам нижнего восьмиугольника заменили на вазы. Кроме этого, наружные и внутренние стены Храма украсили масонскими надписями, символами и эмблемами.

Все это сильно изменило вид Башни. Ушла резкость, которую придавал ей высокий шпиль, как бы «протыкающий» небо. Башня приобрела округлость форм, «мягкость». И это несмотря на то, что Башня осталась по-прежнему самой высокой церковью Москвы. После реконструкции церковь стала всеобщей любимицей москвичей.

Колокола не вернулись на башню. Для них рядом поставили новую церковь - во имя Феодора Стратилата. Два этих храма соотносятся как барокко и классицизм. Посвящение церкви святому Феодору, видимо, связано с тем, что московский почт-директор носил имя Фёдор - Фёдор Петрович Ключарев, действительный тайный советник, сенатор. Видный деятель русского масонства, автор мистико-религиозных стихов.

Практически ничего не известно о Г.З. Измайлове. Источники упоминают, что он был из богатого рода и владел домом, находившемся на месте дома 19 по Мясницкой улице. И все. А между тем, после реконструкции башню Меншикова, скорее стоит называть башней Измайлова.

Гавриил Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. В Кривоколенном переулке, недалеко от церкви Архангела Гавриила, в доме профессора Шварца проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив ее снаружи и внутри масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями.

Долгое время власти снисходительно взирали на существование в стране масонских лож. Екатерина II считала, что это всего лишь безобидное увлечение мистическими учениями. Все изменилось, когда московских масонов уличили в тайной связи с враждебным России прусским двором. Из расшифрованной тайной переписки явствовало, что «поборники просвещения» готовили государственный переворот. В итоге Новиков и еще несколько масонов были арестованы и заточены в Шлиссельбургскую крепость.

Однако тайные знаки, украшавшие стены Меншиковой башни, просуществовали еще несколько десятилетий. В 1852 г. митрополит Филарет (1782-1867) вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал все это уничтожить. Выполнять требование митрополита не торопились. Надписи и символы были частично заменены или сбиты только в 1863 г. Остался шпиль, похожий на пламя свечи, вазы, заменившие подгоревших белокаменных ангелов. До них добраться не смогли или не захотели. Остались фигуры над южным входом, держащие в руках свитки со стертыми надписями.

Дошедший до нас многочисленный скульптурный декор - это не просто лепка или резьба, это «сюжетная скульптура» на евангельские темы, едва ли не первая в московской традиции.

В 1792 году в здании усадьбы Александра Меншикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меншикову башню. Вплоть до конца девятнадцатого столетия церковь считалась ведомственной и называлась «Храмом архангела Гавриила при Почтамте». Лишь из-за нехватки денег у почтового ведомства на содержание церкви, она стала приходской.

Почтамт и другие здания настолько загородили Меншикову башню, что сейчас редкий прохожий, не зная о ее существовании, будучи рядом, догадается, что в глубине квартала располагается храм, соперничающий высотой со Спасской башней Кремля, а когда-то бросавший вызов самой колокольне Ивана Великого.

Храм закрыли для богослужений в 30-е годы двадцатого столетия. В 1945 году, на Поместном Соборе Русской православной церкви, было решено восстановить Антиохийское подворье. Связано это было с приездом на Собор Александра III, патриарха Антиохийского.

Напоследок, для любителей мистики, несколько фактов. Если мы взглянем на карту Москвы, какой она сложилась после Петра, когда к круглой Кремлевской Москве прибавили квадрат Петровской Яузы, и положим линейку между самыми отдаленными ее заставами, Лужнецкой и Преображенской, центром Москвы окажутся Мясницкие ворота.

Более того, Меншикова башня оказалась близ вершины Сретенского холма, самого высокого холма Москвы, превышающего Кремлевский холм. Здесь же, возле почтамта, располагался тогда «нулевой километр», начало всех российских дорог. А в начале Второй мировой войны военное управление осуществлялось не из Кремля, а из подземелий метро Кировская, ныне Чистые пруды.

Постепенно мы рассмотрим все подворья, находящиеся в Москве.

Fais se que dois adviegne que peut.

Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах - самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве. Автором проекта называют Ивана Зарудного и предполагают участие Доменико Трезини.

Интересны обстоятельства, при которых Меншикова башня была построена. В этих местах проходит Мясницкая улица, которую в конце 16 века перерезала крепостная стена Белого города, и в месте пересечения находились Мясницкие ворота. Название улицы и крепостных ворот произошло от расположенной вне городских стен слободы мясников.

А внутри города рядом с воротами в 1699 г. купил усадьбу А.Д. Меншиков, друг и соратник Петра I. Было это ещё до основания города Санкт-Петербурга, поэтому Меншиков предполагал обосноваться в московской усадьбе надолго.

Мясники тоже не собирались никуда переезжать и продолжали делать своё дело, а отходы производства сбрасывали в пруды, расположенные неподалёку. Пруды эти источали дурной запах, отчего и получили у москвичей неблагозвучное название «Поганых» прудов. Крепостная стена могла защитить город от врага, но защитить от дурных запахов она была не в состоянии. Так что ароматы доносились до носа Александра Даниловича и, надо думать, сильно ему досаждали.

Спрашивается, а зачем он тогда покупал усадьбу здесь? С его возможностями можно было приобрести владение и в более подходящем месте. Дело, наверное, заключалось в Мясницкой, по которой проходила одна из дорог в Немецкую слободу. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить пруды, которые с тех пор стали называть «Чистыми». Нынешний пруд - искусственный, вырытый уже после пожара 1812 года. Все старые пруды видимо тогда же засыпали.

Постройка Меншиковой Башни началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого, которая считалась гордостью и одной из достопримечательностей Москвы. Горожане, невзлюбившие князя, считали, что этим самым Меншиков попытался «уязвить» их.

В Москве существовал строжайший запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого. Есть версия, что постройку башни Меншиков затеял не по своей воле. Превышать высоту Ивана Великого ради своей амбиции ему бы не позволили. Ясно, что строить велел сам Пётр Первый. И то, что строительство было поручено второму лицу в государстве, свидетельствует о важности объекта.

В Москве Петра волновала судьба Немецкой слободы, которую ещё недавно хотели вырезать стрельцы. В ней был спешно построен дворец Лефорта (фактически крепость). До смерти Лефорта в 1699 г. был даже Лефортовский полк. Нужна была надёжная связь Слободы с Кремлём и не только гонцами. Скорее всего, Меншикову башню строили, чтобы принимать тревожные сигналы из Немецкой слободы и передавать их в Кремль, а возможно также в верный Петру полк Лаврентия Сухарева, располагавшийся у только что выстроенной Сухаревой башни. В Москве говорили, что через башню Меншикова Кремль переговаривается с Кукуем (Немецкой слободой).

О том, что башня использовалась в системе государственной сигнализации, можно судить по следующим фактам. Почти сразу же после завершения строительства башню надстроили. Похоже, выявились недостатки зрительной связи между Сухаревой башней и Кремлем. На верхнем этаже Сухаревой башни располагалась обсерватория, она была снабжена приборами и устройствами для приема зрительных сигналов. Заведовал обсерваторией Яков Брюс - лицо, не просто сведущее в точных науках, но и пользовавшееся огромным доверием царя.

Если в Московском Кремле принимали сигналы со стороны, то удобнее всего это было делать с колокольни Ивана Великого. Такое допущение объясняет, почему в Москве запрещалось строить высокие сооружения (чтобы не заслонять обзор) и почему Меншикова башня была построена с нарушением этого запрета (чтобы установить зрительную связь как с Кремлем, так и с Немецкой слободой).

Расположение Меншиковой башни вблизи от нынешнего Московского почтамта также наводит на интересные догадки. Зрительные и звуковые сигналы могли передавать лишь самую краткую информацию типа «Опасность!». Но подробности приходилось дублировать при помощи гонцов. Отсюда ясно: где-то поблизости от Меншиковой башни должны были находиться дома и дворы гонцов. Вот почему уже в XIX веке в том же квартале возник первый Московский почтамт.

А в 1723 году башню постигла страшная участь. Произошло событие труднообъяснимое. 13 июня один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день во время отпевания над церковью сгустились тучи, загремел гром, и молния ударила прямо в крест, загорелся купол.

Когда огонь перекинулся на ферму, сделанную из дуба, то стали обрываться колокола и проламывать церковные своды. Упавшие колокола и огонь погубили людей, выносившие в это время ценности и реликвии. Верх башни был целиком утерян. Таким образом, по мнению москвичей, само провидение наказало Меншикова за гордыню.

В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. В 1787 году церковь взялся восстановить Гавриил Измайлов, принадлежащий к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. В Кривоколенном переулке, недалеко от церкви Архангела Гавриила, в доме профессора Шварца проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив ее снаружи и внутри масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями.

Долгое время власти снисходительно взирали на существование в стране масонских лож. Екатерина II считала, что это всего лишь безобидное увлечение мистическими учениями. Все изменилось, когда московских масонов уличили в тайной связи с враждебным России прусским двором. Из расшифрованной тайной переписки явствовало, что «поборники просвещения» готовили государственный переворот. В итоге несколько высокопоставленных масонов были арестованы и заточены в Шлиссельбургскую крепость.

Однако тайные знаки, украшавшие стены Меншиковой башни, просуществовали еще несколько десятилетий. В 1852 г. митрополит Филарет вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал все это уничтожить. Дошедший до нас многочисленный скульптурный декор - это не просто лепка или резьба, это «сюжетная скульптура» на евангельские темы, едва ли не первая в московской традиции.

Напоследок, для любителей мистики, несколько фактов. Если мы взглянем на карту Москвы, какой она сложилась после Петра, когда к круглой Кремлевской Москве прибавили квадрат Петровской Яузы, и образовалась неправильная ромбовидная фигура со своим смещенным центром. Где этот центр?

Если мы положим линейку между самыми отдаленными ее заставами, Лужнецкой и Преображенской, центром Москвы окажется участок у Мясницких ворот с Меншиковой башней. Похоже, что Петр и Меншиков интуитивно нащупали новый городской центр.

Более того, Меншикова башня оказалась близ вершины Сретенского холма, самого высокого холма Москвы, превышающего Кремлевский холм. Здесь же, возле почтамта, располагался тогда «нулевой километр», начало всех российских дорог.

А в начале Второй мировой войны военное управление осуществлялось не из Кремля, а из подземелий метро Кировская, ныне Чистые пруды.

Ну а во времена Петра I тремя самыми высокими зданиями Москвы были "Иван Великий", Сухарева и Меншикова башни, о которых москвичи говорили: «Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: