Храм сергия радонежского долгопрудный. Отношения с местным населением

В один из выходных дней, когда я ездил смотреть Андроников монастырь, о чём я писал , дело только им не закончилось, около монастыря находился ещё один немалый храм, который меня заинтересовал, это оказался Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе, выстроенный в стиле ампир.

Как и у многих других московских церквей различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Она была построена в 1796 году и являлась частью предыдущего каменного храма, который очень сильно пострадал во время московского пожара 1812 года и нуждался в перестройке.

Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В 1721 и 1812 гг. храм горел и снова восстанавливался. Во время пожаров каким-то чудом удавалось спасать древний семиярусный иконостас храма, иконы которого относились к XVIIв. После пожара 1834 г. храм был выстроен из камня на средства московского купечества и церковного старосты. Освящение состоялось в 1838 г. Трапезная сохранилась от храма XVIII века. По приделу, освященному раньше других, храм получил свое нынешнее название. В 1864 г. с запада была пристроена высокая четырехярусная колокольня, в 1876 г. стены были расписаны А.С.Рогожкиным.

По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых в приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Также храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к православной церкви, и поэтому следили за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами были богато украшены.
С этой же целью в 1899 году при храме было освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек. Также здесь проходили концерты духовной музыки. При храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве.

В советское время по традиции всё разрушали. В 1922 году из храма было вывезено более 5-ти пудов серебряной утвари и других церковных ценностей. Примечательно, что 1924 году регентом храма служил известный церковный композитор священник Василий Зиновьев. Храм преподобного Сергия был закрыт в 1938 году. Перед самым закрытием из храма удалось спасти несколько древних икон. Так, например чудотворная икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» была передана в храм Николы в Кузнецах, где она находится и в настоящее время. Однако большая часть икон и всё церковное убранство были уничтожены во время разграбления храма, которое сопровождало его закрытие. Старинные иконы и церковное убранство рубили топорами и сжигали на костре. В костёр также были отправлены церковные книги и бесценные ноты для слепых.
В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе варварской эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб. Стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.

Внутрь вход свободный и даже получилось немного по-фотографировать.

В храме идёт реставрация, много строительных лесов и перегородок.

На территории храма есть и такое здание. Это синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.

Вот ещё пару конструкций с территории:

Колодец

и печка

Сохранилось не мало фотографий этого храма прошлых лет. Но начну с рисунка 1840-х годов, на котором видна старая шатровая колокольня, в 1864 году её заменили на новую трёхъярусную.

Это фото сделано в 1883 году.

А это уже 1977 год, спустя десятилетия с прихода советской власти в стране, хорошо видно насколько запущенным было это место в этот период, что впрочем не удивительно.

Фото 1979 и 1982 года соответственно, видно что ничего не менялось многие года...

В 1985г. храм стал филиалом Центрального музея имени А.Рублёва. И только к 1990 году отреставрирован и передан верующим.

И вот уже фото 1991 года, видно что храм выглядит заметно лучше.

Имеется и довольно интересная видеозапись об этом храме, под названием "Москва. Мифы и легенды. Храм прп Сергия Радонежского в Рогожской слободе". Так что не пожалейте 19 минут и посмотрите)

Как найти мощи Сергия Радонежского в Москве, чтобы поклониться останкам великого игумена земли Русской? Об этом Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

18 июля Церковью празднуется память преподобного Сергия Радонежского - одного из самых любимых и известных русских святых.

Преподобный Сергий Радонежский

Мощи Сергия Радонежского в Москве

Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской - оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители - Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете - не огорчайтесь. В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а - от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) - также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру - именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» - Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница - Великая Княгиня Елисавета Феодоровна - вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

Храм Илии Обыденного

В другой московской церкви - храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся - среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 - район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному - а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Вы прочитали статью Мощи Сергия Радонежского в Москве: где находятся?

Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной.

Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов.

В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.

Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим.

В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского - главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.

В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи).

В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка “Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм - Патриаршее подворье.

В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон.

На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве

В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

Небесно-голубой храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе издавна радует глаз всякого проезжающего по старому Владимирскому тракту, который ныне называется Шоссе Энтузиастов.

Рогожская слобода

В 1625 году храм во имя Троицы Живоначальной уже стоял на этом месте. Прихожанами его были ямщики, которые жили здесь, в Во время нашествия французов храм Сергия Радонежского в Рогожской, как и вся слобода, выгорел. В 1816 году прихожане обратились в Священный синод с просьбой разобрать ветхую церковь и построить новую. Разрешение было получено и вскоре был заложен первый строительный камень в будущий храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

Начало восстановления святыни

Особо о божьем храме радел статский советник Гавриил Петрович Смольянский, вложивший на это богоугодное мероприятие все свои денежные сбережения. Но не успели церковь построить, как 1834 году она сгорела. Впрочем, и священные сосуды удалось спасти. Перестраивали храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе по проекту известного архитектора признанного мастера стиля ампир, Федора Михайловича Шестакова. 17 февраля 1838 года храм освятил митрополит Московский и Коломенский, святитель Филарет Дроздов.

Палехская церковная роспись

Трёхъярусную колокольню построили позже, в 1864 году. В 1876 году храм расписан известным московским иконописцем Андреем Семёновичем Рогожкиным, как тогда говорили, в «древнеотеческом православном стиле». Сейчас этот стиль искусствоведы определяют как палехский. Поскольку в Рогожской слободе жили старообрядцы, то их старались привлечь к православию. В храм приобретали иконы древнего письма, если покупали новые, то их стилизовали под 15-16 века. Говорили, что храм на Рогожской слободе по собранию замечательных старинных икон мог сравниться даже с Кремлёвскими святынями. В ноябре 1899 года в Сергиевском храме было освящено особое место для бесед со старообрядцами, для религиозного чтения и духовных концертов. Были изготовлены специальные ноты для замечательного хора слепых, который считался одним из лучших в Москве.

Атеистическая вакханалия

Революция и разгул воинствующего атеизма перечеркнули все многовековые труды по благоустройству храма. В 1937 году после ареста настоятеля и активных прихожан новоявленные атеисты топорами рубили старинные иконы. Книги и церковные убранства сжигались на костре. Разрушители храмов не постеснялись сжечь бесценные ноты для слепых. То, что с любовью и терпением создавалось и приобреталось веками, погибло за несколько часов в атеистической вакханалии. Удалось спасти лишь несколько старинных икон. Одна из них - чудотворная икона Божьей Матери «Утоли моя печали», которую передали в находящаяся там и ныне.

С конца пятидесятых годов ХХ века храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе использовался под мастерские и склады. В конце 70-х годов в центральном приделе уже разлетались искры сварки, рабочие, матерясь и покуривая папиросы, приваривали детали памятника Гагарину, который теперь стоит на Ленинском проспекте в Москве. Здесь же были установлены душевые кабины, где люди мылись после работы. Тогда никто не знал и не задумывался, что всё это происходит буквально на могилах и костях расстрелянных людей. Страшную правду о том, что творилось в доме Божьем до пятидесятых годов, узнали лишь когда храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе передали верующим, и только тогда началась серьёзная реставрация.

Страшные находки

Восстановители храма спустились в подвалы, и то, что там увидели, потрясло их до глубины души. Штабелями сложенные кости, слегка присыпанные песком, а в черепах - пулевые отверстия. После запроса в соответствующие компетентные органы удалось установить, что храм преп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе, ради которого когда-то статский советник Г. П. Смольянский издержал всё своё состояние, чтобы потомки имели духовную радость и утешение, превратили в полигон для приведения приговоров в исполнение. Кости страдальцев захоронили по христианскому обычаю. Над братской могилой поставили крест, на котором написано: «Замучены были, дабы получить Воскресение». Над могилой регулярно совершаются панихиды.

Невинно убиенные

В храме поминают новомучеников, чья судьба была связана непосредственно с историей храма. С 1916 по 1918 год в храме служил псаломщиком, священномученик Иосиф Сченснович, которого расстреляли в 1937 году. Одним из оснований к расстрелу были показания свидетельницы, что диякон Сченснович принуждает собственных детей к посещению церкви. Священномученик Константин Гусев с 1921 по 1927 год служил дьяконом в этом храме, а с 1927 по 1934 год священником, расстрелян в 1937 году. В том же 1937 году были арестованы и расстреляны:

Иподьякон Виктор Фролов.

Дворник Иван Рыбин.

Певчая Елизавета Куранова.

Певчий Николай Кузьмин.

Был арестован и погиб в лагерях электрик храма Иоанн Малышев. Следствие не могло найти против этих людей никаких серьёзных улик. Все дела были сфабрикованы на показаниях лжесвидетелей. Их вина заключалась лишь в исповедании своей веры.

Последний настоятель

В соборе российских новомучеников и исповедников поминают также последнего перед закрытием настоятеля храма, протоиерея Петра Никотина. Среди обвинений, предъявленных были жалобы одной гражданки, которой отказали в причастии на основании того, что она не знала, кто такой Христос, но прекрасно знала, кто такой Ленин. Платный осведомитель оставил для истории слова священномученика Петра: «Без Христа человек жить не может, где нет Христа, там ругань, драки, ссоры. Там больше нет стыда и чести». Тот же осведомитель обвинил отца Петра в том, что он проповедует церковь как единственное место для спасения души человеческой. Отец Пётр расстрелян вместе со своими прихожанами на полигоне Бутово и похоронен в безвестной общей могиле. В храме есть его икона, а также его образ, написанный в центральном приделе.

Возрождение святыни

4 декабря 1991 года стал настоящим праздником для всего православия российского. Епископ Солнечногорский Сергий Фомин провёл малое освящение храма. С этого времени началось возрождение святыни. После нескольких лет упорного труда полностью восстановлены приделы преподобного Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. Старинная живопись вновь сияет яркими красками. Однако до полного завершения всех работ ещё очень далеко. Очень часто на всё не хватает денежных средств, поэтому восстановительные работы приходится замораживать. По старым фотографиям идёт реставрация главного иконостаса. Чудом почти полностью сохранилась святая икона Серафима Сваровского, которая написана на стене храма. Многие фрагменты росписи приходится реконструировать.

Специальные молебны для беременных

Чем еще известен храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе? Крещение ребёнка, специальные молебны для беременных, проведение христианских праздников и обрядов - всё это доступно тем, кто хочет посетить это святое место. Молебен для беременных в храме на Рогожской слободе проводится каждый воскресный день в 13-00. После службы каждая молодая мамочка может остаться и задать свой вопрос священнику. Сергиевский храм в Рогожской слободе всегда рад видеть у себя новых людей.

Святые образа

Стараниями прихожан храм постепенно пополняется святынями. Пока их немного, но тем они и дороже для верующих сердец. Среди них:

Старинная икона Николая Чудотворца с клеймами жития.

Чтимый список иконы Божьей Матери «Утоли мои печали», точная копия той, которая раньше была в храме.

Икона праведного Иоанна Кронштадтского Чудотворца с частицей волос.

Частица креста древа Господня, который хранится в алтаре и выносится для поклонения верующих по праздникам.

Икона Божьей Матери, которая изначально принадлежала храму, была обретена среди мусора, когда храм передали верующим.

Икона Святой Троицы провисела на фасаде алтарной части храма все богоборческие годы. Ныне она отреставрирована и занимает почётное место у главного алтаря, а на её месте сделана мозаичная копия.

В приделе Николая Чудотворца, находится ковчег с частицами мощей угодников Божьих: святителя святителя Василия Великого, великомученика Георгия Победоносца, мученика Трифона, Иоанна-воина, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, целителя Пантелеимона, и многих, многих других. Рядом с ковчегом есть икона, на которой изображены все эти угодники божии.

Для паломников и туристов

Богослужение в храме Сергия Радонежского проводится не каждый день, а согласно утверждённому настоятелем расписанию. Сегодня многих интересует храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Как добраться и где находится? Недалеко от станции метро «Площадь Ильича» расположено это святое место. Адрес улица Никоямская, дом 57-59.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: