Христианские религии мира. Мировые религии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Одной из самых крупных мировых религий на сегодняшний день является христианство. Насчитывается около 2,1 млрд. приверженцев этой религии. При этом представителей христианской общины можно встретить практически в любом государстве мира.

Согласно христианской апологетике, данная религия, в отличие от остальных религий мира, не создана людьми. Она дана человеку свыше в уже готовом виде.

Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.

Как показывают исследования в области истории религий, христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, многие философские воззрения мыслителей Древней Греции. Все это обогащало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое наднациональное движение.

Несмотря на то, что христианство объединило в себе религиозно-культурное наследие прошлого, оно вовсе не стало конгломератом разрозненных представлений. Оно стало цельным учением, которое получило всеобщее признание.

Первые христиане по своей национальности были евреями. Их прошлые религиозные представления формировались и развивались в русле иудаизма. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией.

В данной работе мы рассмотрим ряд вопрос, которые помогут глубже понять сущность христианства как мировой религии.

1.Возникновение христианства

Около 2000 лет назад в маленьком иудейском селении Вифлееме произошло на первый взгляд обычное явление: в бедной семье плотника Иосифа, у его жены Марии, родился сын, которого нарекли Иисусом. Но это, казалось бы, незначительное событие повернуло весь ход мировой истории и стало центром ее: недаром наше летоисчисление ведется от Рождества Христова. Палестина в это время управлялась царем Иродом Великим, находившимся в политической зависимости от Римского государства. После смерти Ирода царство его было разделено между тремя его сыновьями и постепенно перешло под непосредственное управление римлян. С 6 г.н.э. Иудеей (область Палестины со столицей Иерусалимом) управлял римский прокуратор, пятым из которых и был известный Понтий Пилат (годы его правления - 26 - 36 гг.н.э.). Большую часть населения Палестины в это время составляли евреи (отчасти смешавшиеся с другими племенами и народностями), исповедующие свою национальную религию - иудаизмРелигии мира/Под ред. Я.Н. Щапова. - М.: Просвещение, 1994, с. 46. .

Сущностью этой религии являлась вера в единого Бога (монотеизм), который заключил союз («Завет») с избранным Им народом - евреями. Богоизбранность данного народа состояла в том, что только ему, согласно Библии, Бог (Ягве) явил Свое Откровение через высшего из пророков - Моисея (хотя опыт избрания Богом отдельных личностей за их веру и праведную жизнь - Авраама, Исаака, Иакова и др. - восходит к самым истокам человечества). Суть этого Богооткровения запечатлелась в Законе (евр. «Тора» - учение), заключающемся в так называемом «Пятикнижии Моисеевом» - оно стало ядром Священного Писания иудеев (Ветхого Завета). Закон упорядочивал всю жизнь израильского народа и в первую очередь его нравственность. Это проявилось наиболее четко в известных десяти заповедях (Исх. 20; 2-17; Втор. 5; 6-21).

Постепенно Тора как божественный закон жизни обросла многочисленными толкованиями и устными преданиями. Позднее, в первые века н.э., они были объединены в свод, называющийся «Талмудом» (с евр. - изучение), ставший нормативным для последующего иудаизма. Из среды иудеев выделилась особая группа учителей Закона - книжников, совмещающих в себе функции ученых, учителей, юристов и судей и пользующихся большим влиянием на народ. К ним тесно примыкали фарисеи (с евр. - отделенные), составившие особую религиозно-политическую партию, задачей которой было поддержать в народе верность Закону и религиозное рвение. В целом фарисеи были враждебно настроены к проповеди христианства, но некоторые из них (Никодим, Иосиф Аримфейский и Савл - будущий апостол Павел) стали последователями Христа. Фарисеям противостояла религиозно-политическая партия саддукеев (название ее производят от Садока, бывшего священником при Давиде и Соломоне; Цар.1;32-39) - партия священнической аристократии, отличающаяся либеральным и космополитическим мышлением. Они признавали только писаный Закон, отвергая устные предания; отрицали, в отличие от фарисеев, существование ангелов и демонов, воскресение мертвых и загробную жизнь, не верили в Промысел Божий, управляющий миром. К христианам саддукеи относились еще более враждебно, чем фарисеи, и были яростными гонителями их Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М.: Искусство, 1997. .

Помимо этих указанных партий, в иудаизме эпохи земной жизни Христа существовал еще ряд религиозных течений: ессеи, терапевты и т.д. Особую группу составляли иудеи, живущие вне Палестины, --так называемые иудеи рассеяния (греч. «диаспоры»). Они, как правило, забывали родной язык, перенимали обычаи и нравы своей среды обитания, но сохраняли верность иудейской религии. Это не мешало им, соблюдая ее обряды, воспринимать и сочетать с иудаизмом религиозные и философские идеи греко-римского мира. Подобное сочетание породило так называемый эллинистический иудаизм, отразившийся в ряде литературных памятников, в первую очередь в сочинениях Филона Александрийского (современника Христа).

Наконец, для иудаизма последних веков до н.э. и первых веков н.э. была характерна напряженность мессианских чаяний - ожидание Мессии (греч. «Христос»), т.е. Помазанника. Иудеи представляли его себе как царя из рода Давида, который явится во всем блеске и великолепии земной славы и покорит евреям все народы мира. Но когда действительно в роде Давидовом родился Иисус Христос, то подавляющее большинство иудеев не признало в Нем Мессию, ибо личность и учение Христа коренным образом расходились с их представлениями о Мессии и его теократическом владычестве над миром. За Иисусом Христом последовала лишь незначительная часть израильского народа, составившая ядро будущей Церкви (Нового Израиля). Как и сам Христос, первые последователи Его принадлежали главным образом к неимущим слоям населения Палестины, хотя уже очень рано среди членов первохристианской общины стали появляться и состоятельные люди.

Из среды первохристиан Иисус Христос избрал и приблизил к себе двенадцать учеников, которые получили наименование Апостолов (греч. «апостелло» - посылать). Их Он посылает, чтобы они от Его имени возвещали Благую Весть (греч. «Евангелие»), т.е. распространяли христианское вероучение. После смерти Христа Апостолы в силу своего авторитета заняли руководящее место в первохристианской иерусалимской общине и стали основателями новых общин. Хотя в самой Палестине проповедь Христа нашла отклик в очень немногих сердцах, но после Его смерти и Воскресения число христиан стало быстро умножаться.

Еще до середины I в.н.э. христианство перешагнуло границы Палестины. Одним из новых центров его стала Антиохия, где ученики Христа впервые стали называться христианами. (Деян. 11; 26). Все большую роль стали играть в Церкви люди, обращенные из язычников. В деле миссионерства участвовали многие первохристиане, из которых самым выдающимся, несомненно, был Павел - Апостол язычников, разнесший Благую Весть по многим уголкам Римской империи Основы религиоведения/Под ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994, с. 74. .

С проникновением христианства в сферу греко-римской культуры и цивилизации перед Церковью встали новые проблемы. Возникла необходимость убедить эллинов в том, что проповедь христианства не является безумием, а представляет собой единственно подлинную и высшую Мудрость Там же. С. 76. .

Христианская Церковь, при своем проникновении в греко-римский мир столкнулась с множеством проблем, главной из которых была проблема проповеди Благой Вести в понятиях и образах, доступных язычникам, но при сохранении неизменной сути христианского вероучения.

В течение нескольких первых столетий своего существования Церковь благополучно решила эту проблему: избегнув опасности эллинизации христианства, ей удалось христианизировать эллинизм. Но стояла еще не менее важная задача: найти гибкие и адекватные формы своего сосуществования с Римской империей.

2. Распространение христианства

Проблема их взаимоотношений христианской Церкви и государстварешалась на протяжении всей истории Церкви и не всегда однозначно. Однако эта неоднозначность определялась скорее позицией государства, чем Церкви. Смысл бытия земной Церкви можно определить словами Иисуса: «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22;21), т.е. ее деятельность является обособленной от деятельности государства. Христианство никогда не выступало как некое революционное движение (если такое и происходило, то христианство переставало быть христианством). Его основная цель - духовное преображение как отдельного человека, так и всего человечества, вследствие чего и могли произойти изменения в социально-экономических отношениях. Однако осуществление этой цели натыкалось на мощное сопротивление и инерцию человечества, организованной силой которого являлось государство. С первых своих шагов христианство сразу встретилось с этим сопротивлением, о чем свидетельствует конфликт Церкви с Римской империей, продолжающийся около трех веков.

На первый взгляд он представляется малопонятным. Римское государство отличалось терпимостью к религиозным верованиям различных народностей, входящих в его состав, запрещая лишь те культы, которые отличались антиморальным характером. Даже иудеям с их исключительным монотеизмом предоставлена была полная свобода богослужения (не позволялась только пропаганда иудаизма среди римских граждан). Религия для римлян являлась исключительно внешним обрядом, и именно этот обряд рассматривался как скрепляющая общество сила. Прочие национальные культы могли существовать, если они подчинялись богам Рима.

Христиане проповедовали веру в единого Бога, что противоречило интересам римского государства. Начались гонения на христиан, и их религия была объявлена недозволенной. То затухая, то вновь вспыхивая, они продолжались около трех веков. В итоге христианство постепенно завоевало Римскую империю.

Внешним выражением этой победы явился так называемый «Миланский эдикт» 313 г., объявивший христианство дозволенной религией, т.е. уравнявший его в правах с прочими религиями. Император Константин Великий, главный инициатор данного эдикта, в течение всего своего последующего царствования оказывал всяческое покровительство Церкви, хотя сам принял крещение только перед смертью. В конце IV в. христианство стало официальной религией Римской империи.

Образовавшийся союз церкви и государства базировался на двух основных идеях. Первой была идея, отраженная в евангельской притче («кесарево кесарю, а Божие Богу»): она предполагала разделение функций государства и Церкви. Другими словами, в гражданских делах все христиане, включая верховное духовенство, например, епископов, подчиняются императору, но в делах веры и нравственности император такой же сын Церкви, как и его подданные.

Вторая идея вытекала из первой. Это идея внутреннего согласия двух властей (светской и церковной). Она становится нормативной для всего православного Востока, в первую очередь для Византии и Руси.

По-иному сложились отношения между Церковью и государством в средние века на латинском Западе. Вторая идея здесь практически осталась бездейственной и не работала, а первая существенно исказилась. Это привело к теократии папизма, заключающейся в господстве Церкви (вернее, в стремлении к такому господству) над государством (точнее, над множеством государств).

По мере распространения христианства складывалась и территориальная организация Церкви. Основой ее являлись парикии (с греч. - жить по соседству, рядом), т.е. приходы, возглавляемые первоначально епископами. Умножение числа христиан и проникновение христианства в сельские, местности (оно сначала распространялось преимущественно в городах) привели к тому, что приходы стали возглавляться пресвитерами, а епископ, живущий в городе, объединял под своей властью управление многими приходами, расположенными в какой-либо местности.

К началу IV в. возникли метрополии - объединения ряда епископий (епархий) вокруг главного города той или иной провинции. Из этих городов первенствующее место получили Рим, Александрия, Антиохия и Константинополь (позднее к ним присоединился еще и Иерусалим). Епископы их со второй половины V в. стали называться патриархами (родоначальники); к александрийским и римским епископам часто применялось название «папа» (с греч. - отец, батюшка), за последними оно так и сохранилось.

Своеобразной формой организации внутренней жизни Церкви являлись соборы. Истоки этой формы восходят к так называемому Апостольскому собору (состоявшемуся в Иерусалиме около 49 г.н.э.). Позднее, начиная со второй половины II в.н.э., в практику вошли поместные соборы, на которые съезжались представители клира и мирян какой-либо области или провинции (а также ряда областей) для решения наболевших церковных вопросов. С прекращением гонений па христиан соборная форма решения этих вопросов достигает полного своего развития.

Царствование Константина Великого положило начало вселенским соборам, созываемым для решения наиболее важных догматических и канонических (церковно-юридических) проблем, касающихся всего христианского мира.

Специфичной формой внутреннего бытия христианской Церкви является монашество (греч. «монахос» - одинокий, единственный). Оно восходит к самым истокам христианства, сразу высоко поставившего идеал чистоты жизни и девственности. Но возникновение собственно монашества приходится на конец III-начало IV в. Широкое распространение христианства в этот период, охватившего все слои общества, породило негативный процесс обмирщения Церкви, чрезмерное приспособление ее к навыкам и образу жизни «ветхого человечества». Как реакция на этот процесс и произошел «великий исход» в пустыню подвижников.

3. Христианские святыни. Богослужение

Основы христианской религии изложены в Библии. Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.

Первая по времени создания часть Библии получила название «Ветхий Завет», в отличие от «Нового Завета». Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на древнееврейском языке задолго до нашей эры и отобранных в качестве священных из прочей литературы древнееврейскими законоучителями.

Вторая часть христианской Библии - Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства.

Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.

Христианские богословы считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению

Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Следует указать и два основных догмата христианства (сложение пальцев руки при крестном знамении символически указывает на них): учение о Святой Троице и учение о Лице Господа Иисуса Христа (или христология).

Первый догмат можно кратко сформулировать так: Бог един в трех Лицах или Ипостасях (греч. слово «ипостась» имеет множество значений и смысловых оттенков, но здесь подразумевается Личность). Троица есть Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Божественные Лица отличаются друг от друга своими ипостасными свойствами: Отец нерожденный и является «Источником» Сына и Духа; Сын же рождается (но это Его рождение нельзя соизмерять c категориями времени или пространства), а Дух «исходит» от Отца. В то же время три Ипостаси Троицы не есть три бога, так как они - один Бог, поскольку обладают одной природой или сущностью (единосущны). В таком своем виде христианский монотеизм отличается и от иудейского, и от античного (философского) монотеизма.

В ходе истории христианское богослужение претерпело значительную эволюцию. Первой евхаристией была известная «Тайная Вечеря» Иисуса Христа с Его учениками, о которой повествуется в Евангелиях. Затем утреннее богослужение (греч. «литургия» - служба, служение) отделилось от вечернего и таинство евхаристии стало совершаться на литургии.

Всенощное бдение и литургия, включающие в себя несколько церковных служб (полунощную, утреню, часы и т.д.), вместе составили суточный богослужебный круг. Помимо него, сложились и другие круги: седмичный (недельный) с особо торжественным богослужением в воскресенье, годовой и пасхальный. Литургическое творчество Церкви отразилось и закрепилось в ряде богослужебных книг: «Служебнике», «Часослове», «Минее Месячной», «Октоихе», двух «Триодях» («Постной» и «Цветной») и т.д. Знание и умение ориентироваться в них обязательны для каждого священнослужителя, изучающего литургику как предмет особой церковно-практической дисциплины.

Наряду со Священным Писанием христианское вероучение нашло наиболее полное выражение в сочинениях (творениях) отцов Церкви (святоотеческой письменности). Понятие «святые отцы Церкви» неотделимо о понятия «церковное Предание», которое вместе с Священным Писанием является «столпом и утверждением» Церкви. Поэтому отцами Церкви признаются такие христианские учителя писатели, в которых Церковь своим соборным разумом единодушно признала авторитетных свидетелей Богооткровенной Истины, правильно толковавших и понимавших эту Истину Михайловский В.С. История религии. - Саратов, 2006, с. 41. .

Из множества христианских писателей в ходе истории Церковью был произведен отбор соответственно критериям святости жизни и верности апостольской вере тех авторов, чьи произведения вошли в обильную сокровищницу святоотеческой письменности.

Во временном плане творения отцов Церкви непосредственно примыкают к книгам Нового Завета. Первыми из этих творений считаются писания так называемых апостольских мужей.

За ними следуют произведения апологетов. Они не признаются за отцов Церкви, и некоторые взгляды двух последних даже были осуждены на пятом вселенском соборе. Тем не менее, эти писатели дали сильный толчок развитию христианского богословия, отсекая их заблуждения. Церковь приняла в свой круг чтения («воцерковила») некоторые произведения данных писателей.

4. Православие и католицизм. Принятие христианства на Руси

Уже в начальный период своего существования христианство не представляло собой единую в административном отношении церковь. Процесс утверждения Символа веры на Вселенских соборах продемонстрировал серьезные расхождения между западным христианством (католицизмом) и восточным христианством (православием). На территории западной части Римской империи существовала единственная Римская католическая церковь, обязанная своим основанием деятельности апостола Петра, проповедовавшего в Риме и нашедшего там свою мученическую смерть.

Зародившись в восточной части Римской империи, православие в отличие от католицизма не подверглось жесткой централизации, а представляло собой конгломерат (совокупность) нескольких отдельных церквей, возглавляемых отдельными патриархами. Наиболее уважаемыми и старыми из этих церквей были четыре: Константинопольская (ее патриарх формально продолжал считаться главой всей Восточной церкви), Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская (являвшаяся самой древней патриархией на том основании, что первым епископом иерусалимской общины бы Иаков, брат Иисуса). Но просветительская деятельность этих церквей привела к тому, что во многие страны Восточной Европы христианство проникало именно в его православной трактовке.

К числу таких стран относились Сербия (кон. IX в.), Болгария (865 г.), Румыния (IV-V вв.) и др. Таким образом, можно говорить о том, что православному крещению подвергались не отдельные страны, а племена, проживавшие на территории будущих суверенных (независимых) государств. Формально эти племена считались независимыми, но признание церковного авторитета одной из православных церквей (как правило, речь шла о Константинопольской патриархии) делало их подвластными, пусть даже в церковном вопросе, Византии.

В результате Реформации (XIV-XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве - протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.

Восточные славяне были язычниками, обожествляющими силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. С развитием государственности, усложнением общественной жизни и социальной структуры общества язычество как религиозная система оказывалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены. Налицо было противоречие между установившимся государственным единством и очень разнородными языческими культами отдельных восточнославянских народностей. Единому государству должен был соответствовать единый культ. Историки отмечают стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М.: Высш.шк., 1995, с. 318.

Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

В общественной мысли России существуют и идеалогизированные трактовки причин принятия христианства Владимиром. Некоторые исследователи, вслед за митрополитом Илларионом (середина XI в.), объясняли его обращение Божьим откровением, т.е. тем, что Бог просветил его душу.

Советские историки считали, что христианство отвечало классовым интересам феодалов, т.к., проповедуя смирение и послушание, становилось эффективным идеологическим оружием, помогающим эксплуатировать трудящиеся массы.

Важно то, что принятие христианства оказало значительное влияние на развитие российской государственности.

Заключение

христианство католицизм православие

Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. христианской эры - году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летоисчисления.

Сразу после возникновения христианство стало быстро распространяться по разным странам.

Священной книгой подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) является Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов.

в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.

Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства в целом очень трудно. Тем не менее есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике к таким общим чертам относится вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу.

Большинство христиан признают необходимость совершения таинств -особых священных действий, призванных дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся.

Тема "Христанство" очень широко и не может быть полностью рассмотрена в данной работе.

Список литературы

1. Михайловский В.С. История религии. - Саратов, 2006.

2. Основы религиоведения/Под ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.

3. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М.: Искусство, 1997.

4. Религии мира/Под ред. Я.Н. Щапова. - М.: Просвещение, 1994.

5. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М.: Высш.шк., 1995.

6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века / Под ред. В.И. Уколовой. - М.: Дрофа, 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Христианство как крупнейшая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Его три основных направления: католицизм, православие и протестантизм. Распространение по странам и количество приверженцев христианства.

    презентация , добавлен 19.01.2014

    Первый христианский император. Церковь в период правления Константина I, политические мотивы в отношении христианства. Победа христианской религии в Византии. Западное и восточное христианство в Римской империи в период праскола. Православие и католицизм.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Истоки и исторические условия возникновения и распространения христианства. Развитие и распространение христианства. Расхождение между западной и восточной церквями. Разновидности христианства. Христианство сегодня: социологическое исследование.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    Христианство как религия о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести. Исторические предпосылки его возникновения. Православие, католицизм и протестантизм как версии христианства; основные канонические нормы и институты, характерные черты.

    реферат , добавлен 24.03.2010

    История христианства в Европе. Королевство Армения как первая страна, установившая христианство государственной религией. Краткий обзор истории развития христианства и его течений. Общие сведения о католицизме, особенности православия и протестантизма.

    доклад , добавлен 11.12.2009

    История средневековой религии в Риме. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины. Централизация церкви. Ожесточенная борьба с инакомыслящими. Христианское богослужение. Результат воздействия христианских идей на общество и государство.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2016

    Католицизм и православие как Западная и Восточная Церковь - следствие раскола христианства. Особенности вероучения и культа католицизма, Ватикан, структура и организация католической церкви. История возникновения, устройство, Латеранские соглашения.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Возникновение и развитие христианства. Основные направления христианства. Католицизм. Протестантизм. Православие и основные положения христианства. Основные черты христианской религии. Священное Писание. Священное Предание. Таинства. Соборность.

    реферат , добавлен 17.02.2008

    Религиозная ситуация в Римской империи, история ее зарождения и развития, характер отношений между различными религиозными течениями. Разнообразие римских религий. Конфликт Христианства и Митраизма в Римской империи, оценка преимуществ Христианства.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    Классификация мировых религий. Христианство как самая многочисленная религия в мире, его направления - католицизм, православие, протестантизм. Ислам - государственная религия большинства стран Азии и Африки. Будда - реальный человек, основатель буддизма.

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности - Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия - четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы - волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства - путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей - Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом - синедрионом - и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни - распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» - воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история - возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий - апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус - Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия - скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт - возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес - греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники - христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь - придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

Возникновение и этапы развития христианства. Общая характеристика христианства как мировой религии. Общественно-исторические условия и идейные предпосылки возникновения христианства в Римской империи. Ветхозаветные пророчества о Мессии. Христос и мессия Ветхого Завета. Иисус Христос как основатель христианства. Основные трактовки его образа в науке, мифологический и исторический подходы. Деяния апостолов. Начало церкви. Начальная организация церкви. Стремительное распространение христианской религии, предпосылки и причины.

Основные положения христианского вероучения. Источники вероучения. Священное Писание христиан - Библия: история библейского текста, история возникновения, датировка. Соотношение частей канона,структура и содержание Ветхого и Нового Заветов, проблема переводов. Библейский канон и апокрифы. Формирование и институционализация Священного Предания.

Миссия апостола Павла. Возникновение и первые века христианской Церкви. Причины гонений на христиан. Катакомбный период.

Формирование епископальной церкви. Вероучение и организация христианства в IY-YII в.в. Вселенские соборы.

Наиболее общие доктринальные положения христианского вероучения. Никео-царьградский «символ веры». Христианский культ. Храм, литургия. Церковные Таинства.Этические предписания христианства. Формирование епископальной церкви.

Начало христианской теологии. Истоки ересей. Опасные и неопасные ереси. Арианство и монофизитство. Несторианство. Иконоборчество.

Церковь на западе и на востоке: проблемы взаимоотношений. Пять патриархатов (Иерусалимский, Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Римский). Личность императора Константина. Миланский эдикт и превращение христианства в господствующую религию. Христианство - государственная религия.

Формирование целостной системы христианской мысли: патристика. Возникновение монашества. Монашество на востоке и на западе.

Тема 11. Основные направления в христианстве

Распад христианства в 1054 г. на западную (католиче­скую) и восточную (православную) ветви. Общая характеристика исторических условий и причин разделения церквей в XI и XVI вв. Направления христианства: католицизм, православие, протестантизм.

Католицизм. Католицизм как одно из основных направлений христианства. Особенности вероучения, культа и организации. Особенности вероучения: догмат о "филиокве", непогрешимость Папы в делах веры, представление о "чистилище", учение о "запасе добрых дел", культ Девы Марии, целибат. Отличия в совершении и толковании та­инств. Особенности богослужения и религиозной архитектуры. Особенности организации и управления Римской Католической церковью. Ватикан как центр католицизма. Папа Римский - глава всех католиков.

История Римской Католической церкви и основные вехи. Крестовые походы. Средневековые ереси. Нищенствующие монашеские ордена (францисканцы и доминиканцы) и причины их возникновения. Франциск Ассизский. Схоластика и исихазм. Фома Аквинский. Григорий Палама. Феномен инквизиции. Церковь и государство: становление отношений.

Современные отличия между католичеством и православием. Первый Ватиканский Собор. Старокатолики. Второй Ватиканский Собор. Особенности развития Римской Католической церкви. Социальная доктрина католической церкви.

Православие - восточная ветвь христианства. Понятие "православия". 15 автоке­фальных православных церквей, автономные церкви. Особенности православного вероучения, культа и организации. Институт монашества в православии. Поклонение святым. Православные праздники. Православный храм и его символика. Иконопочитание.

Принятие христианства на Руси, его значение для политической и культурной истории России. Пережитки язычества (феномен двоеверия в русской религиозной культуре).

Основные этапы истории Русской православной церкви. Роль русских монастырей в созидании русской нации. Воплощение церковного идеала в русских святых (преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский). Феномен старчества. Русская Православная церковь и государство. Раскол и его значение в российской истории. Богослужебная специфика старообрядчества. Реформы Петра I. Церковь в XX в.. Восстановление Патриаршества. Новомученики. Секты в русском православии.

Протестантизм. Исторические условия и причины возникновения протестантизма. Реформация, ее причины. Виттенбергские тезисы М. Лютера. Отношение к папству и мистике. Аугсбургское вероисповедание. Реформаторская деятельность и религиозное учение Кальвина и Цвингли.

Общие принципы вероучения, культа и организации протестантских церквей. Свобода воли и предопределение. Концепция об "оправдании одной только верой" и ее влияние на развитие капитализма и предпринимательства. Основные отличия протестантизма от православия и католичества. Отрицание культа Богородицы, почитания икон, крестного знамения, посреднической роли церкви. Протестантская этика.

Основные направления протестантизма: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство. Краткая история возникновения. Доктринальные, богослужебные и организационные особенности. Особенности руководства протестантскими общинами. Социальная деятельность протестантизма.

Тенденции в современном протестантизме. Протестантские деноминации сегодня (баптисты, пятидесятники, адвентисты, методисты и т.д.). Социально-политические позиции протестантских церквей. Роль в зарождении экуменического движения в XX в. Церкви и секты в России.

Тема 12. Ислам

Ислам как мировая религия. Социально-экономические условия и идейно-теоретические предпосылки возникновения ислама. Преемственная связь ислама с предшествовавшими верованиями и религиями. Роль Мохаммеда в возникновении ислама. Хиджра - переселение из Мекки в Медину. Начало мусульманской эры. Формирование и утверждение мусульманской догматики и культа. Становление ислама как мировой религии.

Основы вероучения ислама ("пять столпов веры" и другие принципы). Священная история мусульман. Отношение к Христу в мусульманском мире. Культ святых в исламе. Культ и организация.

Коран как основа вероучения и Священная Книга мусульман (структура и содержание). Сунна. Праведные имамы. Шариат - основа мусульманского образа жизни, мышления и права. Правовые школы. Социальная этика ислама.

Основные направления ислама: шииты и сунниты. Причины расколов. Основные течения и секты в исламе: хариджиты, исмаилиты, бабиты, бехаиты, ваххабиты и др. Аскетизм и мистицизм в исламе. Исламская мистика. Суфии.

Ислам и этноконфессиональные отношения. Сущность джихада и его эволюция в исламе. Фундаментализм, традиционализм и модернизм в исламе. Ваххабизм как крайне экстремистское течение в исламе.Возрастание роли ислама в современном мире причины и следствия.

Ислам в России.

Раздел III. Религия и общество

Тема 13. Свободомыслие и свобода совести

Свободомыслие в древнем мире, в эпоху феодализма, в новое и новейшее время. Свободомыслие, его разновидности: вольнодумство, антиклерикализм, богоборчество, скептицизм, нигилизм, индифферентизм, атеизм.

Проблема религиозной терпимости. Содержание принципов свободы вероисповеданий, свободы совести и отделения церкви от государства. Свобода совести как вид социальной свободы. Содержание принципов свободы вероисповеданий, свободы совести и отделения церкви от государства. Объективные условия осуществления свободы совести. Законодательства о свободе совести. Конституционные и законодательные акты различных стран о свободе совести. Конституция РФ о свободе совести и вероисповеданий. Современное законодательство РФ о свободе совести и о религиозных объединениях.

8.1. Возникновение христианства
8.2. Эволюция христианства
8.3. Католицизм
8.1. Возникновение христианства. Христианство - самая распространенная мировая религия, насчитывающая в своих рядах более 2 млрд. человек (минимальные данные - 1,4-1,5 млрд.). Оно сформировалось вначале I в. н. э. в Палестине - исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль, Сирия и Иордания. Христианство, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления (конфессии, деноминации): православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. Религиозным истоком христианства было иудейское сектантство. Слово «сектантство» не должно вводить в заблуждение, оно представляло собой оппозиционное официальному иудаизму движение. Однако это было не течение из нескольких замкнутых, немногочисленных группировок. Наоборот, это было направление, опиравшееся на широкие народные массы и черпавшее свой авторитет в том пророческом движении, которое сыграло решающую роль в оформлении иудаизма в качестве монотеистической религии, Идеологии иудейского сектантства были присущи две основные черты: а) эсхатологизм (греч. конец) - учение о «конце мира» и его последующем обновлении вместе с последним Судом над всеми когда-либо жившими; б) мессианизм (мессия - букв. помазанник, посланник Божий, спаситель) - вера в божественного Спасителя, который совершит этот переворот. В Мессии народная фантазия видела «царя», «сына Давидова», основателя Иудейско-Израильского царства. О приходе посланца Божьего неоднократно возвещали и ветхозаветные пророки.
В 4 в. христианство при императоре Константине стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в., приблизительно в 988 году н. э. киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1,5 млрд. человек.
Ева;нгелие (греч. - «благая весть» от греч. - «добро, благо» и греч. - «весть, известие») - книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа: рождении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении. Все книги под названием «Евангелие» написаны спустя годы после завершения земной жизни Иисусом Христом. Термин же «Евангелие» употребляется в самих книгах. Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия. По именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях.
Три первые Евангелия довольно схожи между собой и повествуют примерно об одних и тех же фактах из жизни Иисуса, а четвертое Евангелие во многом отличается от них по своему содержанию. Поэтому первые три книги Нового Завета, из-за упомянутого сходства, называются синоптическими. Прилагательное "синоптический" происходит от греческого слова "синоптикос", которое можно перевести как "видеть сообща". Хотя Матфей, Марк и Лука ставили перед собой разные цели, их подход к описанию жизни Иисуса Христа был более или менее идентичным.
Авторы Евангелий, жившие в первом столетии, лично и подробно были осведомлены о значительной части того, что впоследствии было ими записано. Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа и в общении с Ним провели много времени. Марк мог составить свое повествование на основании слышанного им от Петра, который тоже был учеником Иисуса. А Лука многое мог узнать от апостола Павла и от других лично знавших Господа. Все эти сведения и были использованы при написании трех синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна. Истории, связанные с Иисусом Христом, записывались в первом веке разными людьми. Об этом свидетельствует в начале своего повествования Лука (Лук. 1:1-4). Тем не менее, это не могло гарантировать написание свидетельства о жизни Иисуса Христа, которое было бы свободно от каких бы то ни было ошибок. Из всех евангельских повествований больше всего бесед Спасителя находим у Матфея. Три главы в его Евангелии (5-7) составляют так называемую Нагорную проповедь Христа. Излагаются наставления Иисуса ученикам перед тем, как послать их на служение. Заканчивается книга поручением Христа: "Идите, научите все народы" (28:19).

8.2. Эволюция христианства. Иудейское сектантство появилось не само по себе, а имело глубокие социальные корни. Эти корни - раскол в иудейском обществе после распада единого еврейского государства, противоречия между узкой верхушкой - саддукеями и фарисеями - и широкими народными низами, представленные сектой ессеев. Ессеи жили небольшими общинами, вели аскетический образ жизни, дабы не обременять себя новыми грехами накануне Конца Света, проповедовали общность имущества, безбрачие, не допускали рабства, практиковали всеобщий труд. Основным культовым обрядом у них была коллективная трапеза. Кроме того, значительная часть ночи отводилась ессеями для чтения и изучения собственных «священных текстов». В общине существовали ритуальные омовения; важной особенностью было требование предварительного духовного покаяния. Поскольку Евангелия прослеживают жизнь Иисуса только до 12 лет (совершеннолетия), а потом возобновляют свой рассказ о его служении, начавшемся по достижении им 30-летнего возраста, некоторые религиоведы считают, что реальный Иисус значительную часть жизни провел именно в секте ессеев. Саддукеев ненавидели за то, что они обращали в свою пользу обязательную десятину в пользу храма, не считая пасхальных и других праздничных жертвоприношений. Они превратили Иерусалимский храм в нечто среднее между рынком, где продавались животные и птицы для жертвоприношений сотням тысяч паломников, стекавшимся сюда со всех уголков мира по великим храмовым праздникам, и меняльной конторой для обмена денежных пожертвований храму на местную монету. Недаром в середине І в. до н. э. римский полководец Марк Лициний Красс, победитель Спартака, дочиста ограбив храм, вывез оттуда 300 тонн золота (храмовая и общинная казна, драгоценная богослужебная утварь) (Флавий И. Иудейские древности, кн. 14, гл. 7:1).
Фарисеев же в народе презирали за их показную добродетель, за лицемерие, поскольку всем было известно, что их благочестие идет не от чистого сердца, они охотно председательствуют в синагогах, занимают почетные места на праздничных трапезах, собраниях и церемониях и благосклонно отзываются на почтительное обращение «рабе» - «учитель» (Лк. 20:46). За это их обличал Иисус Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:13-28).
Христианство привлекало все большее число своих сторонников. В начальной стадии на себя обращало внимание отсутствие в христианском учении разделения людей по происхождению. Со слов апостолов было четко и понятно, что христианство в своей основе не делает различия между эллинами, рабами, свободными, именуя всех братьями во Христе. Вначале так оно и было. Христиане составляли почти дружеские общины, в которых они сходились для молитв и бесед, как правило вечерами, памятуя о Тайной вечере Христа. В ходе братской трапезы члены общины причащались. Впоследствии причастие все чаще переносилось на утро, следующее за трапезой. Трапезы составлялись благодаря общим взносам, при этом имущие христиане прибавляли дополнительные дары, сотворив благое дело во имя Христа и ради очищения души. Спасением души считалось также и освобождение, путем выкупа, раба из неволи. В начальном христианстве было много споров и кривотолков по поводу догматов и правил, но вера в жертву во имя искупления, принесенную Христом за грехи человеческие, была единой для всех. Чем плотнее христиане обосновывались в Риме, тем яснее становилось правящей верхушке, что именно христианская церковь в состоянии дать всем жителям и новую религию со всеобщим единением, и понятную всем общую веру.

8.3. Католицизм – крупнейшая из конфессий христианства. Католицизм сейчас представляет собой самую массовую разновидность христианства. Приверженцами католицизма являются свыше 1 млрд человек. Население, крещенное по католическому обряду, составляет большинство в 50 странах мира. Географически католицизм наиболее распространен в Америке (США, Мексика, Латинская Америка) и странах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы (Испания, Италия, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Венгрия, Польша, Чехия, Литва, часть Украины и Беларуси). Большие католические общины существуют во многих странах Африки и Азии (Филиппины).
Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; а в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого - Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Католическую и православную церкви до сих пор разделяют такие догматические расхождения:
1. Догмат о «филиокве» (латин. filioque - и от Сына) - об источнике исхождения Святого Духа. Западные христиане считают, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, тогда как православные убеждены, что он исходит только от Бога-Отца.
Именно так, как верят православные, гласила формулировка восьмого пункта Символа веры, утвержденная на II Константинопольском Вселенском соборе (381 г.). Прибавление к Символу веры о втором источнике Святого Духа было сделано в 589 г. на поместном (региональном) Толедском соборе с целью борьбы против еретиков-ариан, которые признавали не «единосущность», а только «подобносущность» Бога-Отца и Бога-Сына. В таком виде Символ веры получил распространение, начиная с IX в. в империи Карла Великого, охватывавшей территории современных Франции, Германии и Италии. Несмотря на то что Третий Вселенский Эфесский собор (431 г.) запретил дополнять хотя бы одним словом уже утвержденный Символ веры, император Карл Великий попросту приказал ввести в богослужение Credo («Верую» - изложение Символа веры латынью) с добавкой Filioque. В официальную практику Римско-Католической Церкви этот догмат вошел при папе Бенедикте VIII (начало XI в.), одобрившем исполнение Credo во время литургии. Во время Великого Раскола догмат о «филиокве» был использован константинопольским патриархом для обвинения папы римского в еретическом переиначивании Символа веры, и с тех пор он стал одним из основных расхождений между Восточной и Западной Церквями.
2. Учение о чистилище. В соответствии с православным вероучением о загробной жизни, души людей в зависимости от того, как они прожили свою земную жизнь, обязательно попадают в рай или ад. Католическая же Церковь отстаивает представление о чистилище как промежуточном месте между раем и адом, где находятся не отягченные смертными грехами души грешников. Догмат о чистилище был принят на Вселенском Флорентийском соборе в 1439 г. Собором было также определено, что «молитвы живых верных, т. е. жертвы, молитвы и милостыня, равно как другие дела благочестия, кои верные имеют обыкновение совершать для других верных, - служат этим душам к уменьшению их страданий»66.
Несмотря на то что Вселенский Тридентский собор (1545-1563), подтвердивший догмат о чистилище, запретил печатать сомнительные суждения по поводу участи душ грешников в чистилище, по наиболее распространенному мнению, в чистилище души мучаются огнем, подобным адскому огню, хотя их мучения менее сильны, чем адовы. Кроме того, в чистилище души испытывают муки от временного лишения лицезрения Бога.
3. Учение о «сверхдолжных заслугах», т. е. добрых делах, не необходимых для спасения самих совершителей, потому что они совершены сверх религиозного долга. Например, «сверхдолжными заслугами» будет считаться обет добровольной бедности, когда достаточно раздачи щедрой милостыни, или следование обету девства, когда для спасения достаточно образцового выполнения супружеских и материнских обязанностей.
Но все-таки эти сверхдолжные дела не проходят бесследно, а пополняют церковную сокровищницу заслуг. Католическая Церковь считает, что за счет деятельности святых и праведников у нее накопился запас добрых дел. Как мистическое тело Христа, его Наместник на земле, Церковь призвана распоряжаться этой сокровищницей по своему усмотрению и распределять среди тех, кому это особенно необходимо.
4. Теория и практика индульгенций (латин. indulgentio - милость). В развитие учения о «сверхдолжных заслугах» Католическая Церковь считала возможным выдавать особые папские грамоты - индульгенции об отпущении грехов их владельцам. Индульгенция обычно приобреталась за деньги. Были даже разработаны специальные таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Считалось, что с помощью денег, вырученных за продажу индульгенций, Римско-Католическая Церковь сможет совершить новые «добрые дела», которые покроют те издержки, которые понесла сокровищница заслуг ради спасения закоренелого грешника. Откровенные злоупотребления, связанные с предоставлением индульгенций, вынудили Католическую Церковь в XVI в. категорически запретить их продажу, как противоречащую нормам церковного права.
5. Возвышенное почитание Богородицы - Матери Иисуса Христа Девы Марии (Мадонны). Оно начинает оформляться уже в IV в. На Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Дева Мария была признана Богородицей и Царицей Небесной в противовес некоторым еретическим мыслям епископа Нестория, который учил, что Иисус Христос родился простым человеком, а Божество соединилось с ним впоследствии, и на этом основании называл Деву Марию Христородицей.
С XII в. на Западе стала распространяться легенда о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. В 1854 г. эта легенда нашла официальное подтверждение в соответствующем догмате, провозглашенном папой Пием IX в специальном папском послании (булле): «блаженнейшая Дева Мария была в первое мгновение своего зачатия, в силу исключительной благодати и (исключительного) изъятия, сохранена - ввиду заслуг Иисуса Христа, спасителя рода человеческого, - нетронутою от всякого пятна первородного греха». В 1950 г. Папа Римский Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Богоматери после окончания ее земного пути, что демонстрировало почти Божественную сущность Богородицы, поскольку все другие души ждала встреча с телом только на Страшном суде. В 1964 г. Папой Римским Павлом VI Пресвятая Дева Мария была провозглашена «матерью Церкви». Культ Девы Марии часто приобретал экзальтированные формы. Особую популярность получило «Фатимское чудо», по названию португальской местности, где в 1917 г. Дева Мария несколько раз явилась трем крестьянским детям, каждый раз произнося пророчества. Последние из ее пророчеств стали известны буквально несколько лет тому назад и касались предсказания Девой покушения на папу римского, действительно имевшего место в 1980-х годах. Православная Церковь тоже всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Ее выше небесных духов, но никогда не допускала догмата о непорочном зачатии.
6. Учение о верховенстве Папы Римского над всеми христианами и его непогрешимости. Догмат о непогрешимости папы был принят на І Ватиканском соборе (1869-1870 гг.) и подтвержден ІІ Ватиканским собором (1962-1965 гг.). Он гласит: «Когда Римский Первосвященник говорит ex cathedra, то есть выполняя служение пастыря и учителя всех христиан, своей верховной апостольской властью определяет учение в области веры и нравов, обязательное для всей Церкви, тогда в силу Божьей помощи, обещанной ему в лице блаженного Петра, он имеет ту безошибочность, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы его церковь была одарена в определениях, которые касаются учения о вере и нравственности». Это учение связано с претензией католицизма (греч. - общий, всемирный) на власть над всем христианским миром. Глава Римской Католической Церкви - наместник Христа на Земле, наследник святого Петра, который был, по преданию, первым епископом Рима. Для управления католическим миром Папа Римский издает разного рода документы, прежде всего буллы (латин. bulla - свинцовый шарик, который прикрепляется к документу, как печать) и энциклики (апостольские послания, адресованные всем католикам).
7. Католики продолжают развивать свое учение и после 1054 г., руководствуясь принципом догматического развития. В основе концепции догматического развития лежало учение о праве Собора приводить традиционное положение в соответствие с «живым голосом» (т. е. существующей церковной практикой). Поэтому они продолжали созывать новые Вселенские соборы (всего 21), последний из которых состоялся в 1962-1965 гг. (II Ватиканский собор). Православные после Седьмого Вселенского собора после Седьмого Вселенского собора больше Вселенских соборов не созывали. Кроме догматических, существуют и канонические отличия католиков от православных, касающиеся обрядово-культовой стороны христианства.
1. В отношении католического духовенства существует принцип целибата (латин. сaelebs - неженатый) - обязательного безбрачия: Кодекс канонического права, канон 1037). Принцип целибата был утвержден в практике католической церкви Папой Римским Григорием VII (1073-1085) для сохранения в неприкосновенности своей земельной собственности и не допущения ее раздела между наследниками священнослужителя, кроме того, в качестве предупредительной меры против создания «духовных династий». Специальной энцикликой «О целибате священников» 1967 г. Папа Римский Павел VI подтвердил незыблемость обязательного безбрачия. Православное же духовенство, как было уже сказано, делится на черное, придерживающееся этого принципа, и белое - состоящих в браке священников.
2. Для католиков таинство брака считается незыблемым: «Одобренный и завершенный брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти» (Кодекс канонического права, канон 1141). В этом отношении Католическая Церковь следует заповеди Христа: «…Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Нерушимый характер брака подчеркивается теми супружескими обетами, которые дают молодожены во время венчания: «Я (имя) беру тебя (имя) в жены (в мужья) и обещаю тебе хранить верность в счастии и в несчастии, в здравии и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей». Православие же допускает возможность развода и повторного бракосочетания.
3. Таинство крещения в католицизме осуществляется над детьми чаще всего через троекратное окропление, в православии же это таинство осуществляется посредством обливания или троекратного погружения в водную купель.
4. Для таинства евхаристии (причастия) в православии используется квасное тесто в виде просфоры, которая олицетворяет тело Христа, в католицизме печется из пресного теста облатка в форме плоской круглой лепешки. В православии причащаются хлебом и вином и миряне, и духовенство, в католицизме же миряне причащаются только хлебом. Хотя после II Ватиканского собора было разрешено мирянам по их желанию причащаться и хлебом, и вином.
5. Католики крестятся пятью пальцами, делают крестное знамение сверху вниз и слева направо. Православные же крестятся тремя пальцами - большим, указательным и средним, что символизирует христианскую Троицу. Другие два пальца прижимаются к ладони, символизируя два естества Христа - божественное и человеческое, соединенные «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», как гласит соответствующий догмат Четвертого Вселенского Халкидонского собора (451 г.). Крестное знамение делают они сверху вниз и справа налево.
6. Католическое монашество имеет собственные организации - ордена, которых сегодня насчитывается более 150. Монашеские ордена имеют свои уставы, выполняют свои функции, подчиняются непосредственно Папе. Православное монашество орденов не имеет.
8.4. Католические монашеские ордена. Самый крупный и древний монашеский орден - бенедиктинцы (VI в.). Их устав требует постоянного пребывания в монастыре, обязательного труда. Бенедиктинцы занимаются и литературным творчеством. Следуя своему девизу «ora et labora» - «молись и трудись», они заложили основы всей западной европейской цивилизации. Бенедиктинцы ввели в употребление кофе, изобрели шампанское, создали нотную грамоту. Францисканцы (XII в.) - нищенствующий орден. Основное их требование - бедность. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали, занимались благотворительностью и уходом за больными. Орден иезуитов (латин. Societas Jesu - Общество Иисуса) был основан в XVI в. Для иезуитов характерна жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение начальству и Папе. С самого начала иезуиты стремились дать своим членам всестороннее образование. До сих пор иезуитские школы считаются самыми лучшими в Европе. Орден доминиканцев возник в XII в. и ставил главной своей целью борьбу с ересями. Доминиканцы широко привлекались в качестве экспертов к деятельности инквизиции, много занимались миссионерством.
католическое духовенство, по данным 1989 г., это 4 тыс. епископов, 400 тыс. священников, 1 млн монахов, из которых свыше 90% - женщины.
Распространенным повседневным облачением римско-католического духовенства является сутана (итал. sottana - юбка, ряса). Сутана ведет свое происхождение от одеяния, которое традиционно носили ученые люди - врачи, адвокаты и т. д. Церковная сутана представляет собой длинное платье, которое застегивается впереди сверху донизу и перехватывается на талии широким поясом из ткани. Священники носят черную сутану, епископы - фиолетовую, кардиналы - красную, Папы - белую. Так повелось с XVI в.
Само слово «папа» происходит от греч.- отец. Так первые христиане называли своих руководителей. C конца III в. так стали почтительно величать и римского епископа. В официальных документах и церковном праве папа именуется не иначе, как «Pontifex maximus» - «Верховный Первосвященник». Среди остальных официальных титулов важнейшим является «Викарий (наместник) Иисуса Христа». Официальная церковная история католической церкви насчитывает 261 Папу и несколько десятков «антипап». Из общего количества пап более 200 были по национальности итальянцами, остальные - других национальностей (преимущество французами и греками). Самый длительный понтификат (правление) длился 32 года, самый короткий - три дня. Папа Стефан II (752 г.) умер, даже не успев «вступить в должность», поэтому его имя в официальном реестре пап не фигурирует. Самому молодому Папе на момент избрания было 12 или 15 лет (Бенедикт IX,1032-1044) самому старому - 80 (Климент X, 1670-1676). Среди Пап, по преданию, была одна женщина - папесса Иоанна (Иоанн VIII, 855-858). Большинство историков отрицают этот факт, но до XV в. было принято проверять принадлежность новоизбранного Папы к мужскому полу, усаживая его в специальное кресло с широким вырезом в сиденье.
Папа - глава всей католической иерархии, которая включает в себя, как и у православных, три степени священства: диаконов, священников и епископов. Избирается Папа с XII в. на конклаве, специальном закрытом собрании, двумя третями голосов высших должностных лиц Католической Церкви - кардиналов (латин. cardinalis - главный), причем до сих пор формально сохраняется право выбора на эту должность любого католика-мужчины (фактически с 1378 г. Папами избирались только кардиналы). В 1978 г. на папский престол был избран поляк - кардинал Кароль Войтыла, который принял имя Иоанн Павел II (род. 1920 г.).
Наглядным признаком папской власти с X в. служила тиара, которую папа до недавнего времени надевал в особо торжественных случаях. Она представляла собой головной убор в виде стогообразного шлема из белой плотной ткани и щедро украшалась золотой вышивкой. Со временем на тиаре появились три короны, символизировавшие духовную и светскую власть Папы, власть над всем миром. Последнюю тиару Папа Павел VI (1963-1978) продал в один из американских музеев, а вырученные миллионы передал на благотворительные цели.
Вместе с Папой Римским действует собрание кардиналов - Святая Коллегия. Сначала она состояла из пресвитеров города Рима и его окрестностей и не превышала по численности 25 человек. Со временем, когда в коллегию стали включаться все кардиналы, количество ее членов начало постоянно возрастать. Сегодня в католицизме насчитывается приблизительно 200 кардиналов из более чем 50 стран, из которых 120 имеют право голоса при выборе Папы. Большая часть кардиналов исполняет «служебные обязанности» в странах проживания, меньшая - осуществляет общее руководство Католической Церковью.
Для управления Церковью Папа имеет собственную систему органов власти - Святой Престол. Существовал в церковной организации Католической Церкви и свой репрессивный аппарат - раньше это была Св. Инквизиция. Кроме верховного руководства Церковью папе принадлежит высшая законодательная, судебная и исполнительная власть в границах его резиденции - Ватикана. Это сравнительно небольшая территория (44 га) с населением 1 тыс. чел. - все, что осталось от Папского государства, которое когда-то занимало значительную часть Северной и Центральной Италии. Ватикан включает в себя собор Св. Петра и близлежащую площадь, Ватиканский и Латеранский дворцы с садами и несколько церквей, расположенных на Капитолийском холме в Риме, а также загородную папскую резиденцию в 25 км от Рима. Ватикан имеет все атрибуты независимого государства - герб, флаг, гимн, армию из сотни швейцарских гвардейцев, жандармерию, почту, телеграф, собственных наблюдателей практически во всех больших международных организациях, включая ООН, своих представителей (нунциев) в 125 странах мира. Годовой бюджет Ватикана превышает несколько миллиардов долларов.

Христианство является наиболее значительной мировой религией нашего времени, в которой различают три главных направления: православие, католицизм и протестантизм, а также многочисленные более мелкие разновидности. Главным объектом почитания христиан есть Иисус Христос, которого большинство христианских религий считает одновременно и Богом, и человеком, а некоторые - только Богом или только божественным посланником. Все христиане верят или только думают, шо праведников после смерти ждет вознаграждение в виде вечного блаженства в раю, а грешников - наказание, которое они представляют себе по-разному. Христианство возникло во второй половине 1 в. в одном из восточных районов Римской империи - Палестине. Главной социальной причиной возникновения христианства было бессилие угнетенных в борьбе с угнетателями. Угнетенные неоднократно поднимались на борьбу за свое освобождение. Однако все восстание неизбежно терпели поражение. Жестокие расправы с повстанцами усиливали настроения общей апатии, отчаяния и безнадежности, а чтобы продолжать жить в таких условиях нужно было иметь некую перспективу в жизни. И часть рабов и угнетенных, которая отказалась от борьбы, нашла утешение в религии. В формировании конкретных особенностей новой религии сыграл свою роль также целый ряд других социальных обстоятельств. Существование имперской власти способствовало выработке представления о единого Бога на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (как следствие образования Римской империи) породило в сознании людей представление о наднационального Бога, который обещал спасение всем людям независимо от их национальности. Расписание рабовладельческого общественного строя требовал от властей идеологических средств влияния на массы и привел их в связи с этим к поддержке христианской религии. Античное христианство имело свои идейные источники, главными из которых были иудаизм, религиозно-философские учения Филона и Сенеки, идеология кумранской общины, религии восточных народов Римской империи. Христианство возникло как ответвление иудаизма, у которого оно спадкувало, прежде всего, признание Ветхого завета (у иудеев он называется Танах) - древнейшей части Библии. Из Ветхого завета было взято много сюжетов и образов для создания "библиографии" нового Бога Иисуса Христа. Даже самая важная часть термина "мессия" (буквально "помазанник", в переводе - посланник божий, спаситель людей). Из иудаизма христианство перенесло в свой идейный арсенал учение о едином Боге, пришествие мессии, сотворение мира за шесть дней, о конце мира. Большое влияние на христианство имели идеи Филона и Сенеки. Александрийский философ Филон выдвинул идеи о врожденной греховности человека, о необходимости спасение души с помощью аскетизма и страдания. Им было разработано учение о Логосе, которое развивает взгляды иудейской религии на мессию. Филон учил, что мессия должен имя Логос (в переводе с греческого - слово), что мессия сам является Богом. Вслед за Филоном христиане дали имя и своему мессии и также признали его Богом. Они приняли и идеи Филона о врожденной греховности людей, аскетизм и страдания как путь спасение души. В римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве людей перед Богом, спасение души как цель жизни, презрение к земной жизни, о любви к врагам, покорность судьбе. Кумранской общиной называют иудейскую религиозную секту, одним из районов деятельности которой был древний город Кумран. Кумраніти по-своему развивали учение



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: