И не останется ничего тайного из евангелия. Бог поставил верующих светить миру

Нет ничего тайного, что не стало бы явным
Из Библии. Встречается в Евангелии от Марка (гл. 4, ст. 22) и от Луки (гл. 8, ст. 17). У последнего сказано: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Нет ничего тайного, что не стало бы явным" в других словарях:

    Выражение восходит к евангельскому тексту: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Марк, 4, 22; Лука, 8, 17). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003. Тайное стало явным … Словарь крылатых слов и выражений

    Тайное стало явным - крыл. сл. Выражение восходит к евангельскому тексту: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Марк, 4, 22; Лука, 8, 17) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

    Федеральная резервная система США - (Federal Reserve System) Федеральная резервная система США это система банков, выполняющая роль центробанка США Федеральная резервная система США: предпосылки и история создания, закон о Федеральном Резерве, функции, Центробанк США, связи с ЦБ РФ … Энциклопедия инвестора

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

    Период третий. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1816 1825). В Петербурге начало 1816 года было ознаменовано рядом придворных празднеств: 12 го (24 го) января состоялось бракосочетание Великой Княгини Екатерины Павловны с Наследным принцем виртембергским, а … Большая биографическая энциклопедия

    Ротшильды - (Rothschilds) Ротшильды это известнейшая династия европейских банкиров, финансовых магнатов и филантропов Династия Ротшильдов, представители династии Ротшильдов, история династии, Майер Ротшильд и его сыновья, Ротшильды и теории заговора,… … Энциклопедия инвестора

    VIII. Тысячелетие России (1861—1862). Высочайший манифест об освобождении крестьян, обнародованный в С. Петербурге и в Москве в воскресенье 5 го марта, был объявлен во всех губернских городах нарочно командированными генерал майорами свиты… … Большая биографическая энциклопедия

    ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович - Федор Михайлович (30.10.1821, Москва 28.01.1881, С. Петербург), писатель. Отец Д., Михаил Андреевич, происходил из многодетной семьи священника Подольской губ., учился в ДС при Шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца мон ре, затем в… … Православная энциклопедия

Книги

  • , Грейгъ Ольга Ивановна. Тайны водятся не только в глубинах истории. Тайны рядом с нами, и лишь тонкая перегородка нашего неведения отделяет их от нас. Но иногда случай разрушает её, и тогдамы можем увидеть нечто,…
  • Секретная Антарктида, или Русская разведка на Южном полюсе , Ольга Грейгъ. Тайны водятся не только в глубинах истории. Тайны рядом с нами, и лишь тонкая перегородка нашего неведения отделяет их от нас. Но иногда случай разрушает ее, и тогдамы можем увидеть нечто,…

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным .

Даже среди христиан находятся люди, которые считают, что многие человеческие тайны останутся нераскрытыми. Такое мнение противоречит Евангелию, ибо евангельская истина говорит нам о том, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. Это одна из важнейших истин, легко доказуемая житейским опытом.

Из опыта в народе родилась поговорка: “У него язык чешется!”. Редкие люди способны хранить тайну, даже если ее нехранение опасно для них самих, потому что важное свойство тайны - желание быть раскрытой. Если тайна не выйдет через врата уст, она выглянет сквозь окна глаз. “Не отводи глаза, смотри прямо!” - обычно говорят, когда сомневаются в чьей-то правдивости. Глаза выдают лживый язык. Вора выдает вся его повадка, так же как героя или святого отличает поведение. Истину о том, что тайна не даст себя сокрыть, душа нашего народа вознесла на небеса и начертала ее звездами на темном небосводе. Кум украл у кума сено. Вора никто не поймал за руку. Никто его не увидел. Но сено сыпалось по дороге и оставляло позади него след. И народ назвал белую звездную россыпь, простершуюся от края неба до края и напоминающую просыпавшееся сено,- “Кумово Сено” , увековечив земное на небесных просторах.

Какой-нибудь скептик может сказать: “Да это просто наивная фантазия невежественного народа!”. Не думаю. Мне представляется, что в этом названии сокрыто нечто великое и удивительное. Не напрасно приковано к своду небесному грешное, негодное дело. Но не народ вознес в такую высь (выше некуда!) того кума и охапку его сена. Знает народ, что это невозможно: невозможно огромное пространство, усыпанное роем бесчисленных звезд, покрыть охапкой сена. Что же тогда вознес в небеса народ? Нравственный закон. Светящимися звездами написал он на небосводе Божию заповедь: не укради , чтобы над головами людей как бы горели слова: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным . Народная душа призвала вселенную благовествовать Евангелие, ибо Евангелие больше вселенной и нравственный закон больше других законов.

Можно ли сомневаться, что именно такое народное толкование смысла названия созвездия Кумово Сено принесло миру больше пользы, чем все вместе взятые книги по астрономии, описывающие его? Какая польза ребенку, если мать скажет ему, что в созвездии Кумово Сено столько-то звезд, или какая у них орбита, или когда они появляются в разных частях света? Какая нам польза, если мы будем точно знать, сколько городов и сел в Европе и какое количество жителей в каждом из них? Никакой. А если мать, показывая ребенку прекрасную звездную россыпь, скажет: “С помощью этих звезд живые Небеса раскрыли тайную кражу сена, и это свидетельствует о том, что человек на земле не может совершить ничего тайного, что на Небесах не открылось бы. Запомни это, дитя”,- то преподаст ребенку незабываемый урок, который принесет ему в жизни неоценимую пользу.

Но вернемся к словам Христа, чтобы понять, о чем думал Спаситель, говоря, что . Конечно, Он не имел в виду тайны природы вселенной, которые все без исключения должны быть раскрыты людьми. Несколько серьезных европейских ученых выразили убежденность в том, что многие тайны природы, самые великие тайны, никогда не будут познаны людьми. Честность и скромность этих ученых мы высоко ценим, но считаем, что, если бы ведение всех поднебесных тайн сделало людей лучше, Господь открыл бы людям все тайны природы, все, даже те, о которых ученые говорят как о непостижимых для человеческого разума. К сожалению, в наше время мы видим, что каждое новое открытие люди употребляют себе во вред, во вред своим близким - для уничтожения и ближних и дальних.

Сегодня стало более очевидно, чем прежде, что человеческая натура от приобретения знаний лучше не становится. Думает ли кто-нибудь из вас, что должник, владеющий пятью языками, честнее того, кто владеет одним? И кто из вас станет утверждать, что жена, которая играет на фортепиано, вернее не умеющей играть на фортепиано или на флейте? И кто из родителей может быть уверен в том, что брак дочери с математиком, астрономом или путешественником будет прочнее, чем со строителем, фермером или земледельцем? Так если очевидно, что люди не становятся лучше от объема знаний,- то есть от множества информации о физической природе и материальном мире,- то понятно, почему Господь Иисус Христос не мог подразумевать физические тайны мира или внешние знания, когда сказал: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным . Каждое Его слово, каждый совет, предостережение или заповедь направлены на нравственное исправление людей. Поэтому все, что Он говорил, нужно понимать в духовном смысле. Господь хотел сказать, что станет явным все, что делает людей нравственно лучше или хуже. Он повторяет эти слова в трех различных обстоятельствах. Давайте же исследуем точности и посмотрим, к кому Он обращает слова Свои.

1. В первом случае мы видим Господа в окружении множества народа, среди которого присутствуют и фарисеи, лицемерные и злобные фарисеи, будто заржавевшие струны арфы, нарушающие гармонию душ, окружающих Христа. Посмотрев на толпу и увидев в ней фарисеев, Господь сначала обратился к Своим ученикам: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы (Лк. 12, 1–2). У небесного Учителя было две школы: одна начальная, другая высшая. Высшая состояла из Его ближайших учеников. Этой школе Он и адресует Свое предостережение: берегитесь закваски фарисейской . Так Он хотел отвратить Своих учеников от фарисейского образа мыслей, ибо фарисеи считали, что все сделанное человеком втайне остается тайным навсегда, и потому жили двойной жизнью, на людях изображая святость, а по сути являясь человекоубийцами и грабителями вдов. Вот почему Господь, Который был крайне воздержан в словах, обратился к ним: Безумные и слепые! . То же самое можно сказать и сегодня о двуличных, лживых людях, которые живут двойной моралью: одна для посторонних, другая для себя.

Воистину слепцы и безумцы все те, кто думает, что можно скрыть какое-либо дурное дело и что какая-либо гадкая тайна останется нераскрытой. Так сурово обращается к ним Господь, потому что они, по сути, отрицают Бога всевидящего; то отрицают Его, то хулят Его, признавая Его существование и в то же время отрицая Его всевидение. И оттого, что они Бога считали слепым, Бог с полным правом назвал их слепцами.

Но разве мало таких слепцов в мире сейчас? Тайно творя зло, они думают, что их никто не видит, даже Тот, Всевидящий. Жестокое разочарование ждет всех, кто так думает и так поступает. Некий человек, спокойно прожив двадцать лет после совершения нераскрытого преступления, пережил страшное потрясение. В молодости он был охранником, в его обязанности входило сопровождение инкассатора из деревни Златарич в уездный город Каменица. Однажды им случилось ехать ночью. Охранник застрелил инкассатора, чтобы завладеть деньгами. Деньги не принадлежали лично инкассатору: это был государственный налог, то есть пот и кровь народные, и потому грех убийства стал еще тяжелее. Но именно в тот момент, когда произошло убийство, с востока на умирающего уже человека упали первые лучи восходящего солнца, и перед смертью он успел сказать своему убийце: “Дай Бог, чтобы ясное солнце обличило тебя!”. Охранник вернулся на родину, купил имение, женился, зажил безбедно и беззаботно, как живут не имеющие страха Божия, и прожил с женой в мире и согласии двадцать лет. Но однажды рано утром они стояли, любуясь рождением солнца на востоке. Увидев первые рассветные лучи, злодей вспомнил убитого и его предсмертные слова: “Дай Бог, чтобы ясное солнце обличило тебя!” - и рассмеялся. Жена спросила, что рассмешило его. Он не хотел отвечать, но женщина настаивала и плакала до тех пор, пока муж не открыл ей тайну. Он рассказал ей все, что случилось двадцать лет назад, как он неожиданно разбогател. Вскоре после этого супруги стали ссориться, и как-то муж ударил жену. Мстительная женщина поспешила объявить властям, что ее муж - убийца. В те времена законы в Сербии были много строже, чем теперь, и охраннику вынесли смертный приговор. Так исполнились слова убитого: солнце обличило преступника. То было не материальное небесное светило: в лучах рассветного Своего солнца был Сам всевидящий Господь.

Случилось так, что в городе Н. один человек потерял голову от любви к замужней женщине. Надежды жениться на ней при живом муже не было, и он, улучив момент, ночью убил его. Трудно понять, зачем он снял с пальца убитого мужа обручальное кольцо: вероятно, он и сам не смог бы объяснить этого. Наутро он пришел выразить участие вдове. Через некоторое время они обручились и стали готовиться к венчанию. И уже накануне свадьбы невеста чистила костюм жениха и случайно (так сказать, “случайно”) нашла в кармане то самое кольцо. Она сразу же поняла, что этот человек - убийца ее мужа. И пошла она не под венец, а в суд и заявила о случившемся. А убийца вместо заключения желанного брака угодил в тюрьму, где и окончил свои дни. Так кольцо, как и рассветное солнце, раскрыло тайну. Но, конечно же, то были не солнце и не кольцо, а всевидящий Господь.

Иногда пуговица, иногда булавка, капля крови на одежде, или след на снегу, или грязь оказывались красноречивыми свидетелями преступления. Иногда обвинителем становились собака, птица, или бабочка, или еще какое-нибудь безобидное создание. Но неизменно истинным свидетелем и обвинителем являлся всевидящий Господь.

Многие книги и журналы пестрят описаниями давних и недавних преступлений. Но если отвлечься от преступлений, совершаемых против ближних, то многое можно сказать и о преступлениях, которые совершают по отношению к себе. Развратника и пьяницу обличают страшные болезни, указывающие на его пороки. Я убежден, что болезни, поражающие людей, есть не что иное, как Божий свидетельства, которые Он посылает, чтобы раскрылось тайное.

Одна старая дева, имевшая в городе добрую репутацию, была полна тайной зависти к чужому счастью. Но все твердили: как она благочестива и чиста! И никто не мог представить себе, что она усвоила обычай анонимно клеветать на невесту и чернить ее в глазах жениха и жениха - в глазах невесты. Стоило ей узнать, что двое помолвились или обручились, она тут же принималась за бесовскую работу - писать подметные письма и возводить клевету на тех, кто вот-вот собирался вить гнездо своего счастья.

Часто ей удавалось внушить сомнение и смутить, разрушить помолвку и посеять семя ненависти там, где цвела любовь. И так было суждено, что именно та самая рука, которая тайно стряпала бесчисленные клеветнические письма, засвидетельствовала преступление жестокой женщины. Как? - Отсохла ее правая рука. И, в отчаянии рыдая, она исповедала все злодеяния, которые совершила этой рукой.

Войдем на минутку в мастерскую тайных помыслов человека - в человеческое сердце, где сплетаются все злые мысли и злые чувства. Можно ли там что-либо сокрыть? Никогда. Не остаются в тайне и сердечные мысли. Вот пример. Однажды, когда Иисус Христос совершал для людей великие и славные дела, фарисеи помышляли в сердцах хулу на Господа. Жалкие, они думали, что никто не может узнать и объявить их самые сокровенные мысли, и как же испугались они и растерялись, когда Тайновидец Господь в тот же миг обличил их: для чего мыслите худое в сердцах ваших ? . Они не знали, что ответить. Они молчали.

И наследники Христа так же могли узнавать и обличать злые помыслы людей. В России, в знаменитой Оптиной Пустыни, был известный духовник, старец Амвросий. Вся Россия знала, что он прозревает сердца людей и читает сердечные помыслы. Однажды из Москвы к старцу приехала известная актриса, чтобы проверить, правду ли о нем рассказывают. Говорили, что накануне своего паломничества она с кем-то побилась об заклад, что все рассказы о старце - выдумка. Актрису звали Вера. Она никогда не видела отца Амвросия, и он не знал о ней. Когда Вера вошла в ворота монастыря, она увидела множество народа, толпившегося вокруг старца, и тотчас подумала, что он просто обыкновенный лицемер. Этот злой помысел коснулся обостренного духа великого подвижника, и он вдруг, оставив своих посетителей, подошел к столичной театральной диве и произнес: “Приехала Вера посмотреть на лицемера!”. Актриса была так потрясена прозорливостью Божиего человека, что пала к его ногам и разрыдалась.

Но не только об отдельных помыслах и желаниях извещаются прозорливцы, но так или иначе им открываются все человеческие мысли, и добрые, и злые; открываются ежечасно, то воплощаясь в делах, которые всегда зримы, то отражаясь в событиях, происходящих с самим человеком, который не всегда понимает их причины и источник. Случайность! - говорят обычно те, кому неведомы бездонные глубины православного сознания. Но нет ничего случайного, братья мои. Одна причина всех так называемых случайностей заключена в нас самих, а другая - в Боге. Поскользнется ли кто на льду, упадет ли с лестницы, или покроется струпьями, или потерпит убыток, или получит нежданную прибыль - на все это есть своя духовная причина, обусловленная предшествующими делами ли, словами ли, помыслами. Недаром Церковь положила за правило своим чадам молиться Богу о прощении грехов, содеянных “аще словом, аще делом, аще помышлением”. И если мы не всегда знаем причину, то есть Некто, знающий ее. Если бы люди могли трезвиться так, что научились бы ежеминутно контролировать свои мысли и прослеживать их взаимосвязь и последствия, они никогда бы не произнесли этого бессмысленного слова - случайность! Как будто Тот, Кто создал око, не видит всего, что происходит! И как будто Тот, Кто наделил слухом, не слышит причин и последствий! И как будто Тот, Кто завел такой чудесный порядок среди звезд на небе и среди муравьев в траве,- как будто Он мог позволить человеческой жизни течь без смысла и порядка, по воле случая!

Кто-то из поэтов сказал: “Соткано из помыслов существо людское”. Наши мысли воздействуют на нашу плоть, влияют на судьбу, вызывают и определяют происходящие с нами события. Это хорошо понимали святые отцы Церкви, духовные исполины, которые умели исследовать себя до, скажем так, духовных атомов и электронов. В их учении о подвижничестве центральное место занимает учение о помыслах, об очищении ума от грешных мыслей и сердца от грешных желаний, ибо говорит Господь: Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце (1 Oa?. 16, 7).

Господь попустил потоп на людей за их злые помыслы: И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло (Быт. 6, 5). К семи великим грехам, которые есть мерзость пред Господом, премудрый Соломон причисляет и злые помыслы: Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч. 6, 16–19).

2. В других обстоятельствах Господь обращается только к Своим ученикам, к Своей “высшей школе”, школе сокровенных тайн. Посылая их на проповедь, Он предрекает им все, что произойдет с ними. Он не обещает им никаких удобств и никакого веселья в этой земной жизни, как это делали лжеучителя, самозваные мессии и примитивные агитаторы, чтобы привлечь к себе последователей. Господь предсказывает своим ученикам, что мир будет их ненавидеть, гнать, мучить, осмеивать, четвертовать, резать и истреблять: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10, 16). После того как Господь перечисляет все муки, которые придется претерпеть им от людей, Он говорит: Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано (Io. 10, 26).

Что за утешение? Что за поддержка? Посмотрим. Да, воистину, все, что предрекал Учитель, произошло с апостолами. В те времена не было средств массовой информации, которые сообщали бы о тех или иных событиях. А даже если бы они и были, сомнительно, что в них освещались бы страдания никому не известных рыбаков. Газеты писали бы о политических сплетнях, о борьбе за власть и самоубийствах в Риме, тогдашней столице мира. Писали бы о кровавых состязаниях гладиаторов, о баснословно богатых пирах столичных вельмож, о морских пиратах, о персидских и египетских прорицателях. О деяниях Христовых учеников они бы умолчали. Они и не посмотрели бы в сторону этих созидателей нового мира и нового святого народа Божиего, вестников величайшего откровения от сотворения мира,- на их муки и страдания газетчики не оглянулись бы. Или если бы и дали сообщение о них, то поместили бы его на последней странице в виде сообщения о казни через повешение или о распятии каких-то еврейских маргиналов. А вернее всего, и того бы не было. Страдания апостолов остались неслышны миру и незаметны Римской империи.

Но посмотрите, вот торжество Божие! Посмотрите на красоту истины слов Спасителя: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано! Века нанизывались один на другой, а сокрытая тайна жизни и страданий святых апостолов раскрывалась все больше и больше и становилась все ясней и очевидней перед лицом всей вселенной. Свидетельство следовало за свидетельством. Повесть за повестью, книга за книгой, фреска за фреской, храм за храмом, и ныне, в нашем с вами XX веке, мы видим, что все христианские страны усеяны живыми памятниками святым Божиим апостолам, что вся вселенная поет им славу. И не только апостолы прославились в вечности, но и мучители их стали известны миру. Словно тени рядом с огромными факелами, горящими в ночной тьме, трепещут рядом с Петром и Павлом, Иаковом и Андреем, Фомой и Филиппом и другими мужественными благовестниками Христовыми трусливый царь Ирод, о котором также узнал мир, ничтожный чиновник кесаря Пилат, колдун Симон , лживый Анания и его жена, кипрский прорицатель Вариисус , кровавый император Нерон и другие цари и царьки Востока, дикие скифские князьки, которые жили ради угождения плоти, и плоть их стала добычей червей, а имена преданы забвению. Воистину, глухое забвение покрыло бы всю эту преступную орду, если бы они не стали орудием мучений величайших из бессмертных.

Да послужит пример святых апостолов утешением всем вам, кто страдает за правду, ревнует о вере и жертвует собой за истину Христову. Если люди и не узнают о вашей боли, если ваши муки останутся скрыты от мира, знайте, что, когда настанет время, все они откроются. Даже если кто-то из вас за евангельскую святыню и благочестие будет задушен в самой темной яме, даже тогда тайное сделается явным . Есть Око Всевидящее, братья мои, Которое все увидит и все покажет. Ибо сказало Небо земле: нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано!

3. И в третий раз говорит Господь Иисус Христос о том же, но уже перед многим народом, алчущим жизни и жаждущим истины. Сказал Господь: Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк. 8, 16, 17). Подобно тому как невозможно навеки скрыть злодейство, не может остаться сокрытым и доброе дело. Так же как преступник и лжец будут разоблачены, так рано или поздно мир узнает и о благородных и святых душах. Сколько бы ненавистники ни отодвигали их в тень и сколько бы сами они ни таились от мира, придет время, и прославятся, и мир узнает о них. В житиях святых мужей и жен христианской Церкви хранятся тысячи таких примеров. Все вы читали, как Угодник Божий тайно подавал милостыню, тихо и неслышно бросая мешочки с деньгами в окна бедным. Он поступал так, чтобы исполнить заповедь Господа своего: да не ведает левая рука твоя, что творит правая , но его тайные добрые дела известны всему миру. Так же прославились и стали известны миру подвиги множества пустынников и тайных молитвенников. Господь нашел способ явить миру их подвиги, хотя сами они строго хранили их от людских глаз. Но не может остаться свеча покрытой сосудом: Всевидящий убрал сосуды и поставил свечи на подсвечники, чтобы они светили людям и освещали им путь в рай. Святая Мария Египетская прожила в пустыне сорок семь лет, ведомая одному лишь Богу и видимая только Ему. И по своей воле она никогда не явилась бы человеку до самой своей смерти. Ей было достаточно общения с Господом, и никакого другого общения она не желала. “Бог единый, и больше никто!”. Но, по воле всемудрого Творца, один человек как будто ненароком - но на самом деле совсем не случайно - набрел на нее в пустыне и объявил миру святую тайну великого и чудесного покаяния Марии. И вновь - свеча поставлена на подсвечник. Петр Афонский жил в святогорской пещере. Никто о нем не знал и не слышал. И умер он, и никто не услышал и не узнал о нем, пока Господь не объявил о нем миру через оленя. Олень, убегая от охотников, скрылся в пещере, в которой молился старец Петр. Преследуя оленя, в нее вбежал и охотник, нашел там человека Божия и поведал о нем миру. И вновь - свеча поставлена на подсвечник.

Так было раньше, так происходит и теперь. Некий английский лорд завещал все свое имение своему слуге, о котором в завещании написал: “Лучшему человеку, которого я знал”. Когда завещание было прочитано в суде, мир узнал об этом хорошем и бедном, но никому раньше не известном человеке. Так, братья: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы . Не может остаться в тайне ни добрый, ни злой человек, не может сокрыться ни доброе дело, ни злое, ни злой, ни добрый помысел. Все открывается, все становится явным с помощью сна или яви, с помощью людей или Ангелов, с помощью животных или предметов, с помощью болезни или здоровья, с помощью прибыли или убытка,- все тайное становится явным, и все сокровенное объявляется.

Потому, братья мои, смотрите, как ходите, что делаете, что думаете. Все ваши тайны однажды откроются - на вас или на потомстве вашем. Делая добро, не бойтесь, что оно канет в неизвестность. Делая зло, страшитесь, ибо будете разоблачены тогда и там, когда и где не думаете. Если ваши преступления до сих пор не раскрыты, то причина тому не ваше умение скрывать, а милость Божия, которая ждет вашего покаяния и исправления. Тем, кто покается и исправится, грехи бывают прощены и изглажены, как будто их не было. Это единственная возможность тайному остаться тайным. Остается тайным для людей, но не для Бога и Ангела хранителя. О, если бы люди боялись Бога так же, как стыдятся мира!

  • Анания и его жена принадлежали к общине христиан. По примеру других продав свое имение, Анания, однако, утаил от апостолов часть полученной цены и тогда, обличенный апостолом Петром во лжи Святому Духу, пал бездыханным (см.: Деян. 5, 1–10). ^
  • Вариисус - волхв, лжепророк, иудеянин, пораженный от апостола Павла слепотой (см.: Деян. 13, 6–12). ^
  • Вероятно, автор имеет в виду святителя Николая, Мирликийского Чудотворца (память 9/22 мая и 6/19 декабря). ^
  • N?.: Io. 6, 3. ^
  • Мария Египетская (VI в.) - преподобная, память 1/14 апреля, в четверг (“Стояние Марии Египетской”) и в воскресенье 5-й седмицы Великого поста. ^
  • Петр Афонский (VII–VIII вв.) - преподобный, память 12/25 июня. ^
  • «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным» ()

    Даже среди христиан находятся люди, которые считают, что многие человеческие тайны останутся нераскрытыми. Такое мнение противоречит Евангелию, ибо евангельская истина говорит нам о том, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. Это одна из важнейших истин, легко доказуемая житейским опытом. Из опыта в народе родилась поговорка: «У него язык чешется!». Редкие люди способны хранить тайну, даже если ее нехранение опасно для них самих, потому что важное свойство тайны – желание быть раскрытой. Если тайна не выйдет через врата уст, она выглянет сквозь окна глаз. «Не отводи глаза, смотри прямо!» – обычно говорят, когда сомневаются в чьей-то правдивости. Глаза выдают лживый язык. Вора выдает вся его повадка, так же как героя или святого отличает поведение. Истину о том, что тайна не даст себя сокрыть, душа нашего народа вознесла на небеса и начертала ее звездами на темном небосводе. Кум украл у кума сено. Вора никто не поймал за руку. Никто его не увидел. Но сено сыпалось по дороге и оставляло позади него след. И народ назвал белую звездную россыпь, простершуюся от края неба до края и напоминающую просыпавшееся сено, – «Кумово Сено» , увековечив земное на небесных просторах. Какой-нибудь скептик может сказать: «Да это просто наивная фантазия невежественного народа!». Не думаю. Мне представляется, что в этом названии сокрыто нечто великое и удивительное. Не напрасно приковано к своду небесному грешное, негодное дело. Но не народ вознес в такую высь (выше некуда!) того кума и охапку его сена. Знает народ, что это невозможно: невозможно огромное пространство, усыпанное роем бесчисленных звезд, покрыть охапкой сена. Что же тогда вознес в небеса народ? Нравственный закон. Светящимися звездами написал он на небосводе Божию заповедь: «не укради», чтобы над головами людей как бы горели слова: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным» . Народная душа призвала вселенную благовествовать Евангелие, ибо Евангелие больше вселенной и нравственный закон больше других законов.

    Можно ли сомневаться, что именно такое народное толкование смысла названия созвездия Кумово Сено принесло миру больше пользы, чем все вместе взятые книги по астрономии, описывающие его? Какая польза ребенку, если мать скажет ему, что в созвездии Кумово Сено столько-то звезд, или какая у них орбита, или когда они появляются в разных частях света? Какая нам польза, если мы будем точно знать, сколько городов и сел в Европе и какое количество жителей в каждом из них? Никакой. А если мать, показывая ребенку прекрасную звездную россыпь, скажет: «С помощью этих звезд живые Небеса раскрыли тайную кражу сена, и это свидетельствует о том, что человек на земле не может совершить ничего тайного, что на Небесах не открылось бы. Запомни это, дитя», – то преподаст ребенку незабываемый урок, который принесет ему в жизни неоценимую пользу.

    Но вернемся к словам Христа, чтобы понять, о чем думал Спаситель, говоря, что . Конечно, Он не имел в виду тайны природы вселенной, которые все без исключения должны быть раскрыты людьми. Несколько серьезных европейских ученых выразили убежденность в том, что многие тайны природы, самые великие тайны, никогда не будут познаны людьми. Честность и скромность этих ученых мы высоко ценим, но считаем, что, если бы ведение всех поднебесных тайн сделало людей лучше, Господь открыл бы людям все тайны природы, все, даже те, о которых ученые говорят как о непостижимых для человеческого разума. К сожалению, в наше время мы видим, что каждое новое открытие люди употребляют себе во вред, во вред своим близким – для уничтожения и ближних и дальних.

    Сегодня стало более очевидно, чем прежде, что человеческая натура от приобретения знаний лучше не становится. Думает ли кто-нибудь из вас, что должник, владеющий пятью языками, честнее того, кто владеет одним? И кто из вас станет утверждать, что жена, которая играет на фортепиано, вернее не умеющей играть на фортепиано или на флейте? И кто из родителей может быть уверен в том, что брак дочери с математиком, астрономом или путешественником будет прочнее, чем со строителем, фермером или земледельцем? Так если очевидно, что люди не становятся лучше от объема знаний, – то есть от множества информации о физической природе и материальном мире, – то понятно, почему Господь не мог подразумевать физические тайны мира или внешние знания, когда сказал: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» . Каждое Его слово, каждый совет, предостережение или заповедь направлены на нравственное исправление людей. Поэтому все, что Он говорил, нужно понимать в духовном смысле. Господь хотел сказать, что станет явным все, что делает людей нравственно лучше или хуже. Он повторяет эти слова в трех различных обстоятельствах. Давайте же исследуем в точности и посмотрим, к кому Он обращает слова Свои.

    1. В первом случае мы видим Господа в окружении множества народа, среди которого присутствуют и фарисеи, лицемерные и злобные фарисеи, будто заржавевшие струны арфы, нарушающие гармонию душ, окружающих Христа. Посмотрев на толпу и увидев в ней фарисеев, Господь сначала обратился к Своим ученикам: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (). У небесного Учителя было две школы: одна начальная, другая высшая. Высшая состояла из Его ближайших учеников. Этой школе Он и адресует Свое предостережение: «берегитесь закваски фарисейской» . Так Он хотел отвратить Своих учеников от фарисейского образа мыслей, ибо фарисеи считали, что все сделанное человеком втайне остается тайным навсегда, и потому жили двойной жизнью, на людях изображая святость, а по сути являясь человекоубийцами и грабителями вдов. Вот почему Господь, Который был крайне воздержан в словах, обратился к ним: «Безумные и слепые!» (). То же самое можно сказать и сегодня о двуличных, лживых людях, которые живут двойной моралью: одна для посторонних, другая для себя.

    Воистину слепцы и безумцы все те, кто думает, что можно скрыть какое-либо дурное дело и что какая-либо гадкая тайна останется нераскрытой. Так сурово обращается к ним Господь, потому что они, по сути, отрицают Бога всевидящего; то отрицают Его, то хулят Его, признавая Его существование и в то же время отрицая Его всевидение. И оттого, что они Бога считали слепым, с полным правом назвал их слепцами.

    Но разве мало таких слепцов в мире сейчас? Тайно творя зло, они думают, что их никто не видит, даже Тот, Всевидящий. Жестокое разочарование ждет всех, кто так думает и так поступает. Некий человек, спокойно прожив двадцать лет после совершения нераскрытого преступления, пережил страшное потрясение. В молодости он был охранником, в его обязанности входило сопровождение инкассатора из деревни Златарич в уездный город Каменица. Однажды им случилось ехать ночью. Охранник застрелил инкассатора, чтобы завладеть деньгами. Деньги не принадлежали лично инкассатору: это был государственный налог, то есть пот и кровь народные, и потому грех убийства стал еще тяжелее. Но именно в тот момент, когда произошло убийство, с востока на умирающего уже человека упали первые лучи восходящего солнца, и перед он успел сказать своему убийце: «Дай Бог, чтобы ясное солнце обличило тебя!». Охранник вернулся на родину, купил имение, женился, зажил безбедно и беззаботно, как живут не имеющие страха Божия, и прожил с женой в мире и согласии двадцать лет. Но однажды рано утром они стояли, любуясь рождением солнца на востоке. Увидев первые рассветные лучи, злодей вспомнил убитого и его предсмертные слова: «Дай Бог, чтобы ясное солнце обличило тебя!» – и рассмеялся. Жена спросила, что рассмешило его. Он не хотел отвечать, но женщина настаивала и плакала до тех пор, пока муж не открыл ей тайну. Он рассказал ей все, что случилось двадцать лет назад, как он неожиданно разбогател. Вскоре после этого супруги стали ссориться, и как-то муж ударил жену. Мстительная женщина поспешила объявить властям, что ее муж – убийца. В те времена законы в Сербии были много строже, чем теперь, и охраннику вынесли смертный приговор. Так исполнились слова убитого: солнце обличило преступника. То было не материальное небесное светило: в лучах рассветного Своего солнца был Сам всевидящий Господь.

    Случилось так, что в городе Н. один человек потерял голову от любви к замужней женщине. Надежды жениться на ней при живом муже не было, и он, улучив момент, ночью убил его. Трудно понять, зачем он снял с пальца убитого мужа обручальное кольцо: вероятно, он и сам не смог бы объяснить этого. Наутро он пришел выразить участие вдове. Через некоторое время они обручились и стали готовиться к венчанию. И уже накануне свадьбы невеста чистила костюм жениха и случайно (так сказать, «случайно») нашла в кармане то самое кольцо. Она сразу же поняла, что этот человек – убийца ее мужа. И пошла она не под венец, а в суд и заявила о случившемся. А убийца вместо заключения желанного брака угодил в тюрьму, где и окончил свои дни. Так кольцо, как и рассветное солнце, раскрыло тайну. Но, конечно же, то были не солнце и не кольцо, а всевидящий Господь.

    Иногда пуговица, иногда булавка, капля крови на одежде, или след на снегу, или грязь оказывались красноречивыми свидетелями преступления. Иногда обвинителем становились собака, птица, или бабочка, или еще какое-нибудь безобидное создание. Но неизменно истинным свидетелем и обвинителем являлся всевидящий Господь.

    Многие книги и журналы пестрят описаниями давних и недавних преступлений. Но если отвлечься от преступлений, совершаемых против ближних, то многое можно сказать и о преступлениях, которые совершают по отношению к себе. Развратника и пьяницу обличают страшные болезни, указывающие на его пороки. Я убежден, что болезни, поражающие людей, есть не что иное, как Божии свидетельства, которые Он посылает, чтобы раскрылось тайное.

    Одна старая дева, имевшая в городе добрую репутацию, была полна тайной зависти к чужому счастью. Но все твердили: как она благочестива и чиста! И никто не мог представить себе, что она усвоила обычай анонимно клеветать на невесту и чернить ее в глазах жениха и жениха – в глазах невесты. Стоило ей узнать, что двое помолвились или обручились, она тут же принималась за бесовскую работу – писать подметные письма и возводить клевету на тех, кто вот-вот собирался вить гнездо своего счастья.

    Часто ей удавалось внушить сомнение и смутить, разрушить помолвку и посеять семя ненависти там, где цвела любовь. И так было суждено, что именно та самая рука, которая тайно стряпала бесчисленные клеветнические письма, засвидетельствовала преступление жестокой женщины. Как? – Отсохла ее правая рука. И, в отчаянии рыдая, она исповедала все злодеяния, которые совершила этой рукой.

    Войдем на минутку в мастерскую тайных помыслов человека – в человеческое сердце, где сплетаются все злые мысли и злые чувства. Можно ли там что-либо сокрыть? Никогда. Не остаются в тайне и сердечные мысли. Вот пример. Однажды, когда совершал для людей великие и славные дела, фарисеи помышляли в сердцах хулу на Господа. Жалкие, они думали, что никто не может узнать и объявить их самые сокровенные мысли, и как же испугались они и растерялись, когда Тайновидец Господь в тот же миг обличил их: «для чего мыслите худое в сердцах ваших» ? (). Они не знали, что ответить. Они молчали.

    И наследники Христа так же могли узнавать и обличать злые помыслы людей. В России, в знаменитой Оптиной Пустыни, был известный духовник, старец Амвросий. Вся Россия знала, что он прозревает сердца людей и читает сердечные помыслы. Однажды из Москвы к старцу приехала известная актриса, чтобы проверить, правду ли о нем рассказывают. Говорили, что накануне своего паломничества она с кем-то побилась об заклад, что все рассказы о старце – выдумка. Актрису звали Вера. Она никогда не видела отца Амвросия, и он не знал о ней. Когда Вера вошла в ворота монастыря, она увидела множество народа, толпившегося вокруг старца, и тотчас подумала, что он просто обыкновенный лицемер. Этот злой помысел коснулся обостренного духа великого подвижника, и он вдруг, оставив своих посетителей, подошел к столичной театральной диве и произнес: «Приехала Вера посмотреть на лицемера!». Актриса была так потрясена прозорливостью Божиего человека, что пала к его ногам и разрыдалась.

    Но не только об отдельных помыслах и желаниях извещаются прозорливцы, но так или иначе им открываются все человеческие мысли, и добрые, и злые; открываются ежечасно, то воплощаясь в делах, которые всегда зримы, то отражаясь в событиях, происходящих с самим человеком, который не всегда понимает их причины и источник. Случайность! – говорят обычно те, кому неведомы бездонные глубины православного сознания. Но нет ничего случайного, братья мои. Одна причина всех так называемых случайностей заключена в нас самих, а другая – в Боге. Поскользнется ли кто на льду, упадет ли с лестницы, или покроется струпьями, или потерпит убыток, или получит нежданную прибыль – на все это есть своя духовная причина, обусловленная предшествующими делами ли, словами ли, помыслами. Недаром положила за правило своим чадам молиться Богу о прощении грехов, содеянных «аще словом, аще делом, аще помышлением». И если мы не всегда знаем причину, то есть Некто, знающий ее. Если бы люди могли трезвиться так, что научились бы ежеминутно контролировать свои мысли и прослеживать их взаимосвязь и последствия, они никогда бы не произнесли этого бессмысленного слова – случайность! Как будто Тот, Кто создал око, не видит всего, что происходит! И как будто Тот, Кто наделил слухом, не слышит причин и последствий! И как будто Тот, Кто завел такой чудесный порядок среди звезд на небе и среди муравьев в траве, – как будто Он мог позволить человеческой жизни течь без смысла и порядка, по воле случая!

    Кто-то из поэтов сказал: «Соткано из помыслов существо людское». Наши мысли воздействуют на нашу плоть, влияют на судьбу, вызывают и определяют происходящие с нами события. Это хорошо понимали святые отцы Церкви, духовные исполины, которые умели исследовать себя до, скажем так, духовных атомов и электронов. В их учении о подвижничестве центральное место занимает учение о помыслах, об очищении ума от грешных мыслей и сердца от грешных желаний, ибо говорит Господь: смотрю не так , как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» ().

    Господь попустил потоп на людей за их злые помыслы: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло» (). К семи великим грехам, которые есть мерзость пред Господом, премудрый Соломон причисляет и злые помыслы: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» ().

    2. В других обстоятельствах Господь обращается только к Своим ученикам, к Своей «высшей школе», школе сокровенных тайн. Посылая их на проповедь , Он предрекает им все, что произойдет с ними. Он не обещает им никаких удобств и никакого веселья в этой земной жизни, как это делали лжеучителя, самозваные мессии и примитивные агитаторы, чтобы привлечь к себе последователей. Господь предсказывает своим ученикам, что мир будет их ненавидеть, гнать, мучить, осмеивать, четвертовать, резать и истреблять: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (). После того как Господь перечисляет все муки, которые придется претерпеть им от людей, Он говорит: «Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» ().

    Что за утешение? Что за поддержка? Посмотрим. Да, воистину, все, что предрекал Учитель, произошло с апостолами. В те времена не было средств массовой информации, которые сообщали бы о тех или иных событиях. А даже если бы они и были, сомнительно, что в них освещались бы страдания никому не известных рыбаков. Газеты писали бы о политических сплетнях, о борьбе за власть и самоубийствах в Риме, тогдашней столице мира. Писали бы о кровавых состязаниях гладиаторов, о баснословно богатых пирах столичных вельмож, о морских пиратах, о персидских и египетских прорицателях. О деяниях Христовых учеников они бы умолчали. Они и не посмотрели бы в сторону этих созидателей нового мира и нового святого народа Божиего, вестников величайшего откровения от сотворения мира, – на их муки и страдания газетчики не оглянулись бы. Или если бы и дали сообщение о них, то поместили бы его на последней странице в виде сообщения о казни через повешение или о распятии каких-то еврейских маргиналов. А вернее всего, и того бы не было. Страдания апостолов остались неслышны миру и незаметны Римской империи.

    Но посмотрите, вот торжество Божие! Посмотрите на красоту истины слов Спасителя: «ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано!» (). Века нанизывались один на другой, а сокрытая тайна жизни и страданий святых апостолов раскрывалась все больше и больше и становилась все ясней и очевидней перед лицом всей вселенной. Свидетельство следовало за свидетельством. Повесть за повестью, книга за книгой, фреска за фреской, храм за храмом, и ныне, в нашем с вами XX веке, мы видим, что все христианские страны усеяны живыми памятниками святым Божиим апостолам, что вся вселенная поет им славу. И не только апостолы прославились в вечности, но и мучители их стали известны миру. Словно тени рядом с огромными факелами, горящими в ночной тьме, трепещут рядом с Петром и Павлом, Иаковом и Андреем, Фомой и Филиппом и другими мужественными благовестниками Христовыми трусливый царь Ирод, о котором также узнал мир, ничтожный чиновник кесаря Пилат, колдун Симон , лживый Анания и его жена, кипрский прорицатель Вариисус , кровавый император Нерон и другие цари и царьки Востока, дикие скифские князьки, которые жили ради угождения плоти, и плоть их стала добычей червей, а имена преданы забвению. Воистину, глухое забвение покрыло бы всю эту преступную орду, если бы они не стали орудием мучений величайших из бессмертных.

    Да послужит пример святых апостолов утешением всем вам, кто страдает за правду, ревнует о вере и жертвует собой за истину Христову. Если люди и не узнают о вашей боли, если ваши муки останутся скрыты от мира, знайте, что, когда настанет время, все они откроются. Даже если кто-то из вас за евангельскую святыню и благочестие будет задушен в самой темной яме, даже тогда «тайное сделается явным» . Есть Око Всевидящее, братья мои, Которое все увидит и все покажет. Ибо сказало Небо земле: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано!»

    3. И в третий раз говорит Господь о том же, но уже перед многим народом, алчущим жизни и жаждущим истины. Сказал Господь: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (). Подобно тому как невозможно навеки скрыть злодейство, не может остаться сокрытым и доброе дело. Так же как преступник и лжец будут разоблачены, так рано или поздно мир узнает и о благородных и святых душах. Сколько бы ненавистники ни отодвигали их в тень и сколько бы сами они ни таились от мира, придет время, и прославятся, и мир узнает о них. В житиях святых мужей и жен христианской Церкви хранятся тысячи таких примеров. Все вы читали, как Угодник Божий тайно подавал милостыню, тихо и неслышно бросая мешочки с деньгами в окна бедным. Он поступал так, чтобы исполнить заповедь Господа своего: «да не ведает левая рука твоя, что творит правая» (), но его тайные добрые дела известны всему миру. Так же прославились и стали известны миру подвиги множества пустынников и тайных молитвенников. Господь нашел способ явить миру их подвиги, хотя сами они строго хранили их от людских глаз. Но не может остаться свеча покрытой сосудом: Всевидящий убрал сосуды и поставил свечи на подсвечники, чтобы они светили людям и освещали им путь в рай. Святая Мария Египетская прожила в пустыне сорок семь лет, ведомая одному лишь Богу и видимая только Ему. И по своей воле она никогда не явилась бы человеку до самой своей смерти. Ей было достаточно общения с Господом, и никакого другого общения она не желала. «Бог единый, и больше никто!». Но, по воле всемудрого Творца, один человек как будто ненароком – но на самом деле совсем не случайно – набрел на нее в пустыне и объявил миру святую тайну великого и чудесного покаяния Марии. И вновь – свеча поставлена на подсвечник. Петр Афонский жил в святогорской пещере. Никто о нем не знал и не слышал. И умер он, и никто не услышал и не узнал о нем, пока Господь не объявил о нем миру через оленя. Олень, убегая от охотников, скрылся в пещере, в которой молился старец Петр. Преследуя оленя, в нее вбежал и охотник, нашел там человека Божия и поведал о нем миру. И вновь – свеча поставлена на подсвечник.

    Так было раньше, так происходит и теперь. Некий английский лорд завещал все свое имение своему слуге, о котором в завещании написал: «Лучшему человеку, которого я знал». Когда завещание было прочитано в суде, мир узнал об этом хорошем и бедном, но никому раньше не известном человеке. Так, братья: . Не может остаться в тайне ни добрый, ни злой человек, не может сокрыться ни доброе дело, ни злое, ни злой, ни добрый помысел. Все открывается, все становится явным с помощью сна или яви, с помощью людей или Ангелов, с помощью животных или предметов, с помощью болезни или здоровья, с помощью прибыли или убытка, – все тайное становится явным, и все сокровенное объявляется.

    Потому, братья мои, смотрите, как ходите, что делаете, что думаете. Все ваши тайны однажды откроются – на вас или на потомстве вашем. Делая добро, не бойтесь, что оно канет в неизвестность. Делая зло, страшитесь, ибо будете разоблачены тогда и там, когда и где не думаете. Если ваши преступления до сих пор не раскрыты, то причина тому не ваше умение скрывать, а милость Божия, которая ждет вашего покаяния и исправления. Тем, кто покается и исправится, грехи бывают прощены и изглажены, как будто их не было. Это единственная возможность тайному остаться тайным. Остается тайным для людей, но не для Бога и Ангела хранителя. О, если бы люди боялись Бога так же, как стыдятся мира!

    Но наступит День, великий и страшный, когда Господь объявит все тайны человеческие перед людьми и перед Ангелами. Тогда мы увидим и узнаем друг друга такими, какими нас сейчас видит и знает один Господь. Все станет явным для всех, кто что делал, к чему стремился, что думал и чувствовал в своей земной жизни. И каждый войдет в ту вечность, которую заслужил во времени. И тогда во всей полноте откроются слова Христа: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» . Аминь.

    Проповеди Иисуса Христа собирали огромные толпы слушателей. Это почти внушало уверенность в том, что благодаря проповеди Евангелия весь мир вскоре станет христианским. Однако Христос в притче о свече показал: одного этого фактора недостаточно. Прежде чем поверить Евангелиям от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, люди должны удостовериться в истинности пятого евангелия - благочестивой жизни верующих. Только пятое евангелие пробуждает интерес к четырем.

    «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. 17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. 18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лук.8:16-18)

    1. Бог сделал верующих свечой благочестия

    16 Никто, зажегши свечу…

    Этими словами Христос напомнил ученикам, что они стали носителями света истины не благодаря собственным дарованиям, но благодаря Его изволению: «не вы меня избрали, но я вас избрал» (Иоан.15:16). Богу не нужны самовольные дела плоти. Все, что идет от плоти, покушается на Его славу и возвеличивает мнимые человеческие достоинства. Те, кто выдвигают себя сами, как правило, надмеваются и оказываются наихудшими врагами Бога — лжепророками или лжехристами. Они возжигают чуждый Богу огонь религиозного фанатизма или лицемерия.

    Божий свет излучает только сокрушенный, смиренный человек, кого сам Бог призвал на Свой прямой и узкий путь. Такими были ученики Иисуса. Он их призвал от рыболовства к апостольству, прославился в их характере и служении. Он их воспитывал и хранил, о чем ясно сказал в Своей первосвященнической молитве. И не только апостолы, но и все верующие по слову их не становятся Божьим светочем благочестия собственными силами. Правило для всех одно: «все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.» (Рим.11:36)…

    «…Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1:27-31)

    Когда зажигается человек светом благочестия? Как правило, это случается при возрождении, когда сердце воспламеняется огнем первой любви к Христу. Как только Савл обратился к Господу, он тот час стал проповедовать Христа (Деян.9:20). То же читаем об Аполлосе, который проповедовал о Господе, пламенея духом. (Деян.18:25). Свет благочестия был виден в верующих Фессалокники: «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами» (2Фесс.1:3,4).

    Отсюда следуют важные практические выводы:

    • Если вы еще не обращены, не пытайтесь сделать себя христианами, просите, чтобы Господь сделал вас таковыми. Именно в этом заключается суть спасения: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6:15).
    • Если вы христианин, но чувствуете угашение огня Духа Святого, самым искренним образом исповедуйте Господу запинающий грех и вновь посвятите себя Ему на служение. На такую духовную жертву непременно сойдет огонь Духа!

    Именно об этом молились наши предшественники:

    «Чтоб смелым, твердым быть в служенье, Твой огонь мне пошли!

    Других спасать, о, дай мне рвенье: Твой огонь мне пошли!

    На Твой алтарь слагаю я Все, все мое — прими меня,

    И дай прославить лишь Тебя, Твой огонь, о, пошли!

    2. Бог поставил верующих светить миру

    16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. 17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

    Притча Христа очень ясна: как горящая свеча делает видимым беспорядок в комнате, так духовный свет верующих должен выявить нравственную неприглядность грешников и побудить их искать путь спасения.

    Призвав апостолов на общественное служение, Христос как бы выставил их на всеобщее обозрение. Люди внимательно наблюдали за ними и спрашивали Христа: «почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?(Лук.5:33). С ними спорили (Мр.9:14), к ним обращались с различными просьбами: «Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его (беса)» (Мар.9:18). Ученики проповедовали, исцеляли больных, изгоняли демонов, кормили людей. На допросе первосвященник настоятельно требовал от Христа их «персональные данные». (Иоан.18:19).

    Оказавшись в центре внимания, они должны были научиться жить по высоким стандартам евангельского учения. Не всегда у них получалось им соответствовать, они иногда ошибались, однако все равно в сравнении с тьмой грешного мира они были светом. Этот свет все более разгорался в них, пока не засиял в полную силу в день Пятидесятницы.

    Апостолы прекрасно понимали свою задачу быть пятым евангелием для людей. Они не стремились к обогащению за счет церкви, не чуждались труда и страданий. Апостол Павел говорил пастырям ефесской церкви: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:33-35).

    Так же должно обстоять дело и с нами: несмотря на обилие несовершенств, нам нужно приложить все силы быть светом для людей. Церковь – не тайное общество, существующее само для себя. Ее призвание — светить людям, находящимся во тьме греха. Светить миру — непростая задача. Трудно жить на виду, когда за нами наблюдают сотни глаз – что мы скажем, как поступим. Сложность задачи многократно возрастает по той причине, что миру ненавистны зажженные Богом свечи, и он старается их погасить клеветой и гонениями. Христос сказал: «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан.3:19,20). Когда чада света отказываются участвовать в грехах мира, это уже само по себе достаточный повод, чтобы мир их ненавидел: «они дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Пет.4:3,4). Но это не все! Писание призывает христиан: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:8-14). Как гордый мир может стерпеть обличение?

    Однако случается, что по милости Божьей образ жизни детей света спасительным образом влияет на неверующих. Так,наблюдая за жизнью праведного Исаака его бывшие враги сказали:«мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом» (Быт.26:26-29).

    Таким образом, повелевая светить миру, Господь использует это пятое евангелие, чтобы спасти некоторых.

    Я хотел бы остановиться на практической стороне дела и отметить то, что мир должен увидеть в нас.

    • мир должен увидеть, что от учеников Христа исходит свет веры.

    Под верой понимается не вера в Божие бытие, такой верой обладают почти все мирские люди, но вера в то, что Сын Божий Иисус Христос, является Богом и Спасителем от власти смерти, ада и греха. Именно такая вера более всего раздражала мир. Христиане считали изменой Христу поклоняться языческим богам. Они предпочитали умереть, но не свершить святотатство. И многократно их кровь орошала землю.

    Именно эта весть об удивительной незлобивой христианской вере, противопоставившей себя всем религиозным культам, удивляла древний мир.

    «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8).

    «Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла [слава] о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать» (1Фесс.1:8)

    Результатом подобного мужественного исповедания веры были обращения людей к

    Христу. Когда в конце двадцатых годов прошлого столетия безбожники арестовали проповедника самарской церкви Николая Иванова, он убежденно свидетельствовал следователю о Христе. После неоднократных бесед следователь сам обрел веру в Господа Иисуса Христа.

    • мир должен увидеть, что от учеников Христа исходит свет любви

    Это обстоятельство также использует Бог для расширения своего царства.

    «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан.17:21).

    Любовь, о которой идет здесь речь, очень практична. Это непринужденное общение детей Божьих друг с другом, бескорыстная взаимопомощь, снисхождение друг к другу. «Страдает ли один член, с ним страдает все тело, радуется один член, с ним радуется все тело».

    Мирских людей удивляло то, как верующие могли любить своих врагов. Когда Стефана побивали камнями, он молился за своих убийц, чтобы Бог не вменил им греха. Молиться за врагов могла только любовь!

    • мир должен увидеть, что от учеников Христа исходит свет добрых дел

    «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».(Матф.5:16). Как ясно свидетельствует этот текст о силе пятого евангелия в расширении царства Божьего! Бескорыстные добрые дела верующих используются Богом для привлечения мира к Христу. Вот Христос исцелил слепого Вартимея, и он пошел за Иисусом по дороге. Вот апостолы силой Господа поставили на ноги хромого человека, и через это дело многие пришли к Христу. Сегодня христиане-миссионеры в странах третьего мира строят дома, проводят воду, открывают госпитали и школы. Видя бескорыстные дела христиан, люди проникаются доверием к Евангелию и становятся верующими.

    • мир должен увидеть, что от учеников Христа исходит свет святости.

    Святость — это непричастность греху во всех сферах жизни: личной, семейной, деловой, общественной. Святость касается мыслей, чувств, слов, стиля одежды, развлечений.

    Апостол Павел наставлял филипийцев: «чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. (Фил.2:15,16)

    Стиль жизни христиан должен разительно отличаться от стиля жизни мирских людей.

    Вот каким нормам жизни учили кандидатов на крещение в середине второго века:

    II Заповеди

    1 А вот вторая заповедь учения:

    2 Не убивай, не нарушай супружеской верности, не занимайся деторастлением, не распутничай, не воруй, не колдуй, не составляй яда, не губи дитя абортом и не умерщвляй родившегося, не желай захватить принадлежащее твоему ближнему.

    3 Не клянись ложно, не лжесвидетельствуй, не злословь, не помни зла.

    4 Не будь ни двойственным в мысли, ни двуязычным, потому что двуязычие — это западня смерти.

    5 Да будет твоё слово не лживо и не пусто, а исполнено на деле. 6 Не будь ни алчным, ни хищным, ни лицемерным, ни злонравным, ни надменным; не держи злого намерения против своего ближнего.

    7 Не имей ненависти к любому человеку, но одних обличай, за других молись, а иных же люби больше своей души

    III . Наставление премудрого

    1 Дитя моё, убегай от участия во всяком зле и во всём ему подобном.

    2 Не будь гневливым, потому что гнев ведёт к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни вспыльчивым: так как из всего этого порождаются убийства.

    3 Дитя моё, не будь пленником страстных влечений, потому что страстное влечение ведёт к распутству, не сквернословь и не будь наглым: так как из всего этого порождаются супружеские измены.

    4 Дитя моё, не гадай по птицам, потому что это ведёт к идолослужению, и не будь ни заклинателем, ни математиком, и не занимайся очищениями, и даже не желай на это ни смотреть, ни слушать об этом: так как из всего этого порождается идолослужение.

    5 Дитя моё, не будь лживым, потому что ложь ведёт к воровству, ни сребролюбивым, ни тщеславным: так как из всего этого порождаются кражи.

    6 Дитя моё, не ропщи, потому что ропот ведёт к богохульству, и не будь ни своенравным, ни зломыслящим: так как из всего этого порождаются хулы на Бога.

    7 Будь же кротким, потому что кроткие наследуют землю.

    8 Будь долготерпеливым и милостивым, и незлобивым, и тихим, и добрым, и всегда страшись не исполнить те заповеди, которые ты услышал.

    9 Не превозносись и не давай дерзости места в своей душе. Да не прилепляется твоя душа к гордым, но да общайся со справедливыми и смиренными.

    10 Выпадающие на твою долю обстоятельства принимай как благо, зная что без Бога ничего не происходит

    IV. Отношение к братьям

    1 Дитя моё, ночью и днём помни о говорящем тебе слово Божье, и почитай его как Господа: потому что где говорится о власти Господа, там и Господь.

    2 Каждый же день ищи встречи со святыми, чтобы найти поддержку в их словах.

    3 Не учиняй разделения, но примиряй враждующих; суди справедливо, не взирай на лицо, когда следует обличить чьи-либо грехопадения.

    4 Не сомневайся, будет ли суд Божий или нет.

    5 Не протягивай рук, чтобы взять, и не сжимай, когда нужно дать.

    6 Если у тебя будет что-либо от труда, твоих рук, давай выкуп за свои грехи.

    7 Не колеблись, когда, следует дать, и не ропщи отдавая: так как ты узнаешь — Кто есть Добрый Мздовоздаятель.

    8 Не отворачивайся от нуждающегося, но во всём имей общение со своим братом, и не говори о чем-либо, что это твоя собственность: потому что если вы имеете общение в бессмертном, то не тем более ли должны его иметь в смертных вещах?

    9 Не отнимай своей руки от твоего сына или от твоей дочери, но от юности учи их страху перед Богом.

    10 Не приказывай в своём раздражении твоему рабу или твоей служанке, надеющихся на того же Самого Бога, что и ты, чтобы они не утратили страха перед Богом, Который над вами обоими: так как Он приходит призвать, глядя не на лицо, а на тех, чей дух Он подготовил.

    11 Вы же, рабы, подчиняйтесь своим господам как Божьему образу, по совести и со страхом. 12 Возненавидь всякое лицемерие и всё, что не угодно Господу.

    13 Не оставляй без исполнения заповедей Господних, но храни то, что ты принял, ничего не прибавляя и не убавляя.

    14 Исповедуй в церкви свои грехопадения и не приступай к своей молитве с лукавой совестью. Таков путь жизни»

    Мир удивлялся, что христиане не страдали сексуальной распущенностью и страстью к зрелищным искусствам. Афинагор Афинский писал: «Между нами найдешь даже многих и мужчин и женщин, которые состареваются безбрачными, надеясь теснее соединиться с Богом». А так же: «Кто не стремится с любовию на зрелища борьбы гладиаторов и зверей, особенно если они даются вами? Но мы, думая, что смотреть на убийство почти то же, что совершать оное, отказываемся от таких зрелищ».

    • мир должен увидеть, что от учеников Христа исходит свет служения Господу.

    Отчаявшиеся спастись в четырнадцатидневном шторме матросы услышали от апостола Павла: «Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано» (Деян.27:22-25).Слова Божьего служителя поддержали людей, и они, следуя его примеру, вкусили пищу.

    3. Бог дал для поддержания святого огня Свое Слово.

    Требования к пятому евангелию очень велики. Где же взять силы, чтобы жить так чисто и свято? Ответ находим в словах Христа: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь»

    Кто внимателен к слову, кто впитывает его поучения, тот станет настоящим светочем благочестия. Кто не имеет этого рвения, не обретет того, что думает иметь – вечное блаженство! Поэтому -

    • Слушайте Слово Божие с большим желанием!

    «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль» (Пс.118:162).

    • Слушайте Слово Божие с большим вниманием!

    «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр.2:1).

    • Слушай Слово Божие с большой верой!

    «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира» (Евр.4:1-3)

    Я хотел бы подвести итог размышлениям о свете благочестия стихотворением неизвестного автора «Молитва». В нем выражены стремления искренних детей Божьих. Пусть ответ на эту молитву придет как можно скорее!

    МОЛИТВА

    Когда Ты приходил на землю,

    Ты шел не властвовать — служить.

    Ты помогал больным и бедным,

    И страждущим от темных сил.

    Ты просвещал народ о Боге,

    Корил в грехе, прощал вину,

    Творя добро, Ты не трезвонил

    О нем на целую версту…

    Что стало с нами? Не походим

    Мы на Тебя, творец добра!

    Мы время попусту изводим,

    Мы носим Имя Твое зря…

    У нас слова затмили дело.

    У нас бессилие в душе -

    Не потому ли очень смело

    Шныряют бесы по земле?

    Потоп словес и дел пустыня -

    Два полюса житья-бытья.

    О, до чего же опостыло

    Так жить… Молю, услышь меня:

    «Пошли же силу благодати

    Заговорить словами дел,

    Чтобы устыдился неприятель

    И клеветать на нас не смел.

    Пред Богом оправдаюсь верой,

    Перед людьми в цене — дела…

    Объедини же, милосердный,

    В судьбе моей их навсегда!

    Желаю быть, а не казаться,

    Хочу творить, а не мечтать,

    Хочу Тебе навек отдаться,

    Твои желанья исполнять!»

    Сергей Грызунов.
    Тайный мост.
    – М.: Книгарь,
    2018. – 280 с.

    Мой товарищ написал книгу. В общем-то это могло стать поводом для милого междусобойчика на территории его уютного загородного дома в Подмосковье, но книга получилась удивительно злободневной, а издательство «Книгарь» и художник Георгий Франгулян сделали всё, чтобы её приятно было взять в руки.

    Сергей Грызунов, автор романа «Тайный мост», выпускник журфака МГУ, много лет работал на территории загадочных для меня (да и для многих других, я думаю) Балкан. На территории бесконечных конфликтов и междоусобиц, каждая из которых, разгораясь, грозила превратиться в источник мирового конфликта. Начинал корреспондентом в Софии, заканчивал заведующим корпунктом АПН в Белграде. Бесконечно влюблён в балканские песни, балканскую еду, балканскую живопись, балканскую выпивку… И в людей, которые живут на балканской земле – любят, ненавидят, борются, страдают.

    Событий собственной профессиональной жизни автора вполне хватило бы на полновесный «дипломатический роман» – так Грызунов определил жанр своей книги. Но перед нами, к счастью, не пример автобиографии, которые обычно смертельно скучны, а живой напряжённый рассказ о людях, которым приходится быть слугами даже не двух, а трёх и более господ – и при этом нужно не потерять ни профессионализма, ни совести. Книга о наших с ним друзьях, которые работали и работают за рубежом.
    Главного героя вы вряд ли полюбите: он самонадеян, циничен, любит выпить, потребительски относится к женщинам и вообще отвратительный тип. Но он – профессионал, он умеет найти контакт с нужным человеком, попасть туда, куда вход воспрещён, не сдаться в самой тупиковой ситуации. Те, кто не любит беллетристики, оценят документальный ряд: можно от сведущего человека узнать о встрече прорицательницы Ванги с Леонидом Ильичом Брежневым, ошарашившей генсека, постоять рядом с ним у бетонной стены, где расстреливают семью румынского диктатора Чаушеску; на спецлифте спуститься в тщательно охраняемые подвалы знаменитого отеля «Уордолф-Астория» в Нью-Йорке; подслушать, с чем приходят посетители в кабинет генерального директора Большого театра... Для меня самой любимой стала глава-путешествие по знаменитым ресторанам улицы Горького 90-х годов. «Центральный», «Арагви», Дом актёра, «Пекин», дальше ресторан гостиницы «Советская» – тут не только особенности кухни, но и характеристика объектов с точки зрения профессионального наблюдения за гостями. Угадайте, в каком ресторане был оборудован персональный рабочий кабинет для Берии? А где размещали Марину Влади, когда она приезжала в Москву к любимому человеку – Владимиру Высоцкому?

    Если говорить о хронологии, роман посвящён драматическим событиям в бывшей Югославии в 90-е годы. Страна раскололась на мелкие осколки, и каждый из них сочился кровью. И незначительные с точки зрения глобальной политики конфликты из-за вмешательства крупнейших мировых держав грозили вылиться в новую мировую войну. Автор рассказывает о том, как самоотверженная работа отдельного человека – политика, журналиста, воина – могла в те сложные годы спасти жизни десятков тысяч людей, предотвратить уничтожение множества уютных городов и деревень, сохранить гуманитарную среду человечества.

    Сегодня угроза третьей мировой опять нависает над нами. Да, география другая – эпицентр смещается на Ближний Восток. Но механизмы всё те же, и роман «Тайный мост» становится своего рода предупреждением.

    Герои рискуют карьерой, а порой здоровьем и даже жизнью – но авторская ирония снимает излишний пафос, и «Тайный мост» читается легко.

    Александр Юриков



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: