Идеалы и нравственные ценности. Идеалы и ценности: исторический обзор

Идеал - высший образец чего-либо, достойный уважения, восхищения, изучения, подражания. Идеал от французского слова (idealis - вид, образ, идея). Идеал - это высшая степень позитивного качества в культуре и в искусстве.

Этичнеские идеалы проявляются в различных явлениях общественной жизни. Идеалы бывают духовные и материальные, субъективные и объективные, синтетические, рукотворные и естественно-природного происхождения и др.

Понятие идеала впервые возникло в христианской морали в результате осознания несоответствия между должным и сущим :
достоинством человека и реальными условиями жизни;
обликом земного человека и образом Иисуса Христа.
Христианская мораль в качестве идеала утверждала образ мученика, аскета.
И. Кант писал: "Идеал есть то, к чему надо стремиться и чего никогда не достигнешь", это "необходимое руководство человеческому разуму". Идеал , по мнению Канта, неизменен для всех времен, оторван от реальной жизни. Идеалом свободы является свобода духа.
В.Ф. Гегель утверждал, что идеал:
является противоположностью (?) действительности;
развивается через это противоречие;
реализуется в плодах деятельности мирового разума.
А. Фейербах полагал, что идеалом является "цельный, всесторонний, совершенный, образованный человек".
Социалисты-утописты, считали идеалом право человека на свободное развитие, которое возможно только в результате ликвидации классового неравенства.
К. Маркс и Ф. Энгельс определяли моральный идеал как составляющую общественного идеала "освобождение угнетенного класса революционным путем. Основатели марксизма считали, что идеал отражает развивающуюся действительность: "История не может получить окончательного завершения в каком-то идеальном состоянии... это... движение... с которым должна сообразовываться действительность".
Идеал является ценностным и императивным представлением (утверждает безусловное, положительное содержание поступков), определяющим содержание добра и зла, должного и т. д.
Современная этика рассматривает идеал с позиций антропоцентризма. Моральный идеал - это:
универсальное, абсолютное, нравственное представление о благе, должном;
образ совершенных отношений между людьми;
устройство общества, обеспечивающего совершенные взаимоотношения людей (общественный идеал);
высший образец нравственной личности.
Личный моральный идеал человека - это стремление к счастью, удовлетворенности жизнью Он должен иметь социальную значимость. Аспекты личного идеала:
чувственно-эмоциональный (представления о личном счастье);
понимание цели и смысла жизни;
мотивы деятельности;
отношение к другим людям.
Содержание идеала определено социальной средой. Формирование идеал, - это процесс превращения окружающей среды во внутренний мир индивида. В основе идеала могут лежать индивидуальная нравственная программа, положительный пример и т. д.

Основные функции идеала:
определение цели нравственной деятельности человека;
побуждение человека к нравственным поступкам;
объединение должного и сущего;
определение морального облика человека.
Моральный идеал может быть основан на социальном идеале. Социальный идеал:
определяет образ жизни и деятельности общества;
включает моральные установки;
нравственно ориентирует общество

Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали , которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

  • < Назад
  • Вперёд >

Идеалы в современном обществе

1. Идеалы и ценности: исторический обзор

  • Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание «знает», каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.
  • В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир «готовым», он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность - выражение человеческого в человеке.
  • Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование - высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.
  • Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним

    Влияние права на развитие культуры США

    Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но, к сожалению, в одном она была практически всегда одинаково последовательной - в подавлении культурного разнообразия...

    Исторический реализм в современных американских сериалах

    Третий уровень модели Фиска сопоставим с элементом тема настоящего исследования - ценностями. Идеология транслируется через нормы и понимание общества, разделение на социальные группы...

    История и культура Древней Греции

    Древний грек сознавал себя в первую очередь свободным. Самым своеобразным в трактовке греками свободы было отождествление ее с самодостаточностью и самодовлением (автаркией). Свобода предполагала, прежде всего...

    Культура XIX века

    культура буржуазный научный революция романтизм XIX век испытал множество социальных потрясений и подготовил множество потрясений веку грядущему. В это время зародилось несколько социально-политических идеологий...

    Культура: компоненты, функции, единство и разнообразие культур

    Если нормы -- это правила поведения, то ценности -- это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно...

    Нормы культуры

    Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности -- социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п...

    Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

    Каковы же были духовно-нравственные идеалы самого преподобного Сергия, какие именно духовно-нравственные идеалы выступали в роли своеобразной "идеологии" эпохи "собирания русских земель" вокруг Москвы и освобождения от ига? (Ведь известно...

    Понятие, сущность и функции культуры

    Духовные ценности - сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения...

    Православие в истории России

    У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много вопросов по поводу отношения русских к другим народам и к материальному миру...

    Проектирование рамки для фотографий

    Фотография (фр. photographie от др.-греч. цщт / цщфпт -- свет и гсбцщ -- пишу; светопись -- техника рисования светом) -- получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере...

    Процесс создания книжной иллюстрации

    История иллюстрации уходит далеко вглубь веков. Ещё в Древнем Египте заклинания и гимны, написанные на папирусах, сопровождались иллюстрациями. Они создавались для наглядности содержания текстов. До наших дней дошли античные образцы...

    Рок-музыка в представлении современных студентов

    У любой социокультурной группы складываются ценности и нормы. Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам, абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное...

    Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность

    Свадьба - это, прежде всего, ритуал. Ритуал - это совокупность обрядов, символических действий, придающих определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы...

    Светские праздники в Санкт-Петербурге

    XVIII век - особый для истории России и ее культуры. Его первая четверть, прошедшая под знаменем петровских реформ, оказала решающее влияние на более чем двухсотлетний период развития страны...

    Ценности японской культуры. Самураи и их вклад в культуру Японии

    Для того чтобы существовать, человек должен трудиться. Он по своей природе существо не только общественное, но и трудящееся. Трудясь, человек изменяет самого себя, преобразует окружающую его действительность, то есть создаёт то...

    >> Идеал и ценности

    23. Идеал и ценности

    Что такое идеал ?

    В своем поведении мы сознательно или несознательно следуем каким-то идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

    Идеал (от франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания. Идеалы у людей могут быть разными. Один человек считает идеалом респектабельного бизнесмена, разъезжающего на «мерседесе» (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних дорог. Он хочет познать мир, побывать в разных странах, пересечь Северный Ледовитый океан или пустыню.

    Советуем запомнить

    Идеальное - нечто совершенное, соответствующее идеалу.

    Идеалист - бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

    Идеализация - представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем он (оно) есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

    Людей, которые на первое место ставят материальные ценности , например роскошный особняк или машину, называют материалистами.

    А другого человека называют идеалистом. К идеалистам принято относить людей, ставящих на первое место духовные ценности и идеалы (добро, справедливость, честность). При этом в каждом человеке присутствуют оба
    начала: материальное и идельное.

    От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не один раз встречались.

    Носителями и воплощением идеала всегда выступали герои. Именно поэтому они служили образцом для подражания, вдохновляя людей на возвышенные моральные поступки. В образах героев воплощаются яркие, запоминающиеся проявления нравственной стойкости, мужества, величия человеческого духа. Героев
    воспевают поэты, их образ запечатлевают в бессмертных произведениях великие художники и скульпторы.

    К идеалу люди стремятся всю жизнь. С ним сверяем мы наши поступки и дела.

    Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы хотим видеть идеальными не только себя, но и других, особенно близких.

    Попробуем задуматься, кто и почему может становиться идеалом для других.

    Наверное, вам приходилось слышать фразу юных поклонниц о какой-нибудь популярной певице: «Она мой идеал!» Но что это означает? Девочкам нравится внешность певицы, ее манеры держаться, говорить, смеяться. Нравится успех, которого добилась певица. Но ведь поклонницы ничего не знают о взглядах певицы на жизнь, как она общается со своими родными, друзьями. Речь идет только о внешнем подражании.

    У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает все общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов.

    У нового времени и современной молодежи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им.

    Что такое ценности?

    А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

    Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота , добро, польза.

    Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.

    Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях, а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих
    ситуациях.

    На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки?

    Когда ученые выяснили, какие книги читают подростки 10-13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои , которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не киногерои, как у подростков, а реальные люди, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям.

    Трудно определить ценности подростков. Некоторые данные говорят о том, что они в основном ориентируются на материальные выгоды, не мучая себя вопросами о смысле жизни. Однако, с другой стороны, подростки интересуются жизнью своей семьи, религией , неравнодушны к боли и страданиям других людей.

    Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

    Первый этап - когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.

    Второй этап - когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.

    На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.

    Эта научная теория основана на убеждении, что людям свойственны определенные этапы нравственного развития. Но оказалось, что большинство людей редко продвигается выше второго уровня. Преступники останавливаются на первом.

    Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Самая простая форма их выражения состоит в следующем: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это форма отношений равенства между людьми.

    Подведем итоги

    На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы - это образцы для подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности. Ценностями называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности, которые считались важными всегда.

    Проверьте свои знания

    1. Что обозначают понятия: «идеал», «идеалист», «идеализация»?
    2. Перечислите черты характера, которыми, по вашему мнению, должен обладать идеальный человек. Обоснуйте свой выбор.
    3. Как вы понимаете выражение «У каждого времени свои герои»?
    4. Известны ли вам художественные произведения, в которых запечатлены герои, показаны возвышенные идеалы? Назовите их.
    5. Опишите ситуацию, в которой отражен конфликт ценностей.
    6. Придумайте предложения (фразы) со словами: «польза», «справедливость», «красота», «свобода», «честь», «ответственность».

    Практикум

    1. Основу культуры Японии и Китая составляет почтительность детей по отношению к родителям.

    Она включает официально признанные обязанности, такие, как уважение к родителям, беспрекословное повиновение им, забота об отце и матери.

    Соблюдение этой культурной ценности так перестроило отношения в обществе, что китайский и японский народы сегодня, пожалуй, превосходят все другие по части уважения к старшим.

    А как обстоит дело с этой культурной ценностью в нашей стране, в российском обществе? Проведите свое мини-исследование (используйте материалы печати, радио, телевидения, свои наблюдения).

    2. Выполните задание-тест.

    А. Что вы не смогли бы простить человеку, с которым дружите?
    1) Хамство;
    2) предательство;
    3) малодушие, жадность;
    4) слабость характера ;
    5) грубость;
    6) другое.

    Б. Что вы себе никогда не позволите, общаясь с любимым и дорогим для вас человеком?
    1) Неопрятно выглядеть;

    2) говорить неправду;
    3) оплошать или оконфузиться;
    4) повысить голос;
    5) другое.

    Сделайте вывод, что для вас является ценным в общении с близкими людьми.

    Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: Культурология

    Идеалы в современном обществе

    Введение

    2. Культурное пространство 60-х и современная Россия

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе это социальные изменения. Для обыденного человека субъекта социального познания нестабильность общества воспринимается, прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет собственности, другие пытаются отталкиваться от более высоких идеалов. Многими именно образование воспринимается как своеобразная гарантия, повышающая защищенность в изменяющихся социальных обстоятельствах, способствующая уверенности в завтрашнем дне.

    Мораль способ регуляции поведения людей. Другие способы регуляции обычай и право. Мораль включает в себя нравственные чувства, нормы, заповеди, принципы, представления о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости, счастье и т.д. На основе этого человек оценивает свои цели, мотивы, чувства, поступки, мысли. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского Братья Карамазовы, в разделе о Великом Инквизиторе.

    Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном.

    В современном российском обществе ощущается духовный дискомфорт, во многом обусловленный моральным конфликтом поколений. Современная молодежь не может принять образ жизни и стиль мышления, идеализируемый старшими, старшее же поколения убеждено, что раньше было лучше, о современное общество бездуховно и обречено на распад. Что дает право на такую моральную оценку? Есть ли в ней здравое зерно? Эта работа посвящена анализу проблемы идеалов в современном обществе и ее применимости к современной ситуации в России.

    1. Идеалы и ценности: исторический обзор

    Моральная оценка основывается на представлении о том, как должно быть, т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание знает, каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.

    В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир готовым, он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность выражение человеческого в человеке.

    Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.

    Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним миром, хотя и зависит от него. Человек сам себя определяет, сам себя создает, сам решает, каким ему быть. Если человек говорит: Что я могу? От меня ничего не зависит, он сам выбрал несвободу, свою зависимость.

    Совесть является неоспоримым свидетельством того, что человек свободен. Если нет свободы, то не за что судить: не судят животное,



  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: