Идеалы и нравственные ценности.

Часто кажется, что мы все дальше и дальше от своей души, мечты и высоких устремлений. За будничными хлопотами мы совсем разучились воспринимать жизнь как подарок, как нечто непостижимое и прекрасное. Неужели мы всегда были такими? Разве все мы такие? Разве нет уже в нашей жизни маленького места для прекрасного? А как же чудо рождения нового человека, любовь к родителям, счастье быть матерью? неужели пустым звуком для нас стали такие вечные понятия как женская верность, вера в Бога? Мне очень жаль тех людей, которые не имеют этих чувств. Мы редко задумываемся над тем, что это наша жизнь – дар от Бога. Мы все душевное забыли в погоне за собственным идеалом. А какой он то наш выдуманный идеал? И нужно так настойчиво шагать к нему, иногда тратя на эту дорогу всю жизнь? Идеал для меня – это нечто лучшее, совершенное. Часто под этим словом мы понимаем моральные ценности – добро и правду, любовь и счастье, справедливость и искренность. Однако в основном наши представления об идеале различаются. Например, одни люди считают, что идеальным является общество, где люди имеют хорошую работу, хорошее жилье, дорогую машину. А есть люди, для которых идеальное государство – это возможность развивать и совершенствовать свои знания, это творческая работа. Идеал в человеческом облике – это, прежде всего, человек высоких моральных качеств. Для нас, русских, вот уже два тысячелетия таким идеалом является Иисус Христос. Множество идеальных фигур живет в народных легендах, сказках, присказках, притчах. Эти нравственные идеалы является своеобразным примером для нас, их потомков. Попробуем вспомнить предков. В Украине всегда существовали свои религиозные предпочтения. Лично мне больше нравится то, что женщины всегда доверяли свои заботы Божией Матери. Именно этим они приближали себя к высокому идеалу материнского долга. Главное для женщины – это сохранить верность мужу, семье, детям. Ярким примером этого стремления в истории является Ярославна. Как верная жена, она беспокоится о своем муже, она способна на любые жертвы ради него. Чтобы мы могли приблизиться к идеалу, необходимо реально оценить себя, свои моральные качества и, конечно, трезво поразмыслить над личными недостатками. Только таким образом можно понять, что и в каком направлении нужно делать, что хотя бы на шаг приблизиться к желанному. Ведь известно, что любое недостаток можно преодолеть и устранить, а любую добродетель – развить и приумножить. Важно только соблюдать меру во всем и не забывать, что все великое начинается с очень малого. Идеалы прекрасного ценятся людьми с самого времени сотворения мира. Ибо они – вечные.

4.3. Моя мечта

"Мечтать – это здорово, если только не забывать, что это всего лишь мечта" - Джозеф Эрнест Ренан.

Каждое поколение мечтает о чём-то своём. Наши мамы и папы мечтали стать космонавтами и учителями. Сейчас же всё изменилось: если спросить первоклассника, кем он мечтает стать, то он, без раздумий, ответит - программистом или бизнесменом.

В детстве я хотела стать модельером. Мне казалось, что это очень увлекательное занятие - создавать свои модные вещи.

Но уже нужно смотреть на жизнь реально. Сейчас я нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослой, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь.

Многие люди стремятся к своей мечте с самого детства. Они дополнительно изучают иностранные языки, чтобы в студенческие годы подрабатывать переводчиком текстов или обучаются в специализированных школах. Там они получают представление о будущей профессии или, по крайней мере, знают, что делать и кем стать.

Мечты взрослых чаще всего неисполнимы. Хотя, даже если человек уже состоялся, он всё равно к чему-то стремится, мечтает стать ещё более успешным. Но этого удаётся достичь немногим.

Мечты - лишь то, к чему мы пытаемся приблизиться. Но если вам не удаётся достичь их, не нужно расстраиваться. Ведь мы живём в настоящем, и не должны об этом забывать. Давайте любить жизнь сегодня, она так прекрасна!

Место для формулы.4.4. Мой девиз

"Жить каждым днём, словно этот день последний в твоей жизни. Жить так, будто бы каждый человек на твоём пути - единственный, а каждый твой поступок - главный. И не важно - что реально, а что нет. Важно то, что ты делаешь сейчас"

Ценность культуры – это особая объективная положительная значимость чего–либо в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимости и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях - аксиология Г. Лотце в 1860-х гг. стал рассматривать «благое», «прекрасное» и «справедливое» как основные ценности бытия.

Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как материальные, так и духовные объекты.

Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.

Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале ХХ в. предложил различать два типа ценностей - жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов - логические, эстетические, этические и метафизические ценности.

У каждого человека начиная с детства образуются личные ценностные ориентации, т.е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее.

Имеется определенная разница между мужской и женской структурами ценностных ориентаций. Женщины, как правило, более сконцентрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здоровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже, украшениях).

Под идеалом понимают совершенные образы явлений, наделенные ценностным измерением. Применительно к культуре это эталонные ценности.

Идеалы добра, истины, красоты, свободы и т. д. представляют собой ценимое и желаемое людьми, то, к чему стремятся, чего «хотелось бы». Из этого, однако, не следует, что идеалов как бы и нет в реальности. На самом деле в стремлении к ним они хотя и не абсолютно, но реализуются в жизни. Сама культура в известном смысле есть идеал, идеал человеческого существования, реализуемый разными людьми и их группами на разных уровнях культурности.

17. Регулятивы и нормы

Регулятивы представляют собой особый вид смыслов, который находится в тесной связи с другими их видами - знаниями и ценностями.

Эти знания обычно формулируются в виде правил. Правило есть эксплицированный в вербальной форме регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам регулятив - не одно и то же. Во-первых, человек способен действовать в соответствии с определенными регулятивами и при этом совершенно не знать их, например ездить на велосипеде и не знать, какими способами удерживается равновесие при езде, и не уметь сформулировать правила, описывающие используемые им способы управления велосипедным рулем и своим телом. Во-вторых, знание о регулятивах бывает недостаточно точным и полным. Студент-медик может знать назубок правила диагностики, но без соответствующей тренировки он вряд ли в достаточной мере освоит искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонкостей знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гимнастическую комбинацию, но вместе с тем не уметь делать ее из-за отсутствия необходимых для этого психофизических качеств.

Регулятивы связаны со знаниями: чем больше человечество познает мир, тем более эффективными становятся применяемые им способы деятельности. Но знания и регулятивы - это разные виды смыслов.

Следовательно, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения, но они представляют собой то, что его стимулирует, а регулятивы - то, как оно должно строиться.

В связи с тем что в культурном пространстве могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг другу регулятивы, выполнение регулятивов может порождать разные формы поведения. Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго - отклоняющимся, или девиантным.

Нормы – это стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Это стандарты, регулирующие поведение людей.

На начальных этапах становления культуры и цивилизации нормы появились в виде запретов, так называемых табу. Табу (полинезийское) – запрет, система запретов на совершение определенных действий (также на употребление некоторых слов, имен), нарушение которых карается «запредельными» силами. Считалось, что нарушение табу наносит вред всему сообществу (роду, племени).

Запреты – древнейшие формы норм. В священных книгах, например, в Ветхом Завете, фиксируется то, чего нельзя делать человеку (не убий, не укради, не лги и т. д.).

Однако в древности же появились и предписания, касающиеся того, что нужно, должно делать человеку. Например: возлюби ближнего своего.

Нормы вообще – это то, что отличает человеческую жизнедеятельность от инстинктивной жизни животного мира. У людей нормы могут противоречить инстинктам, даже направленным на сохранение жизни. Но в целом они содействуют стабильности, устойчивости, упорядоченности жизни общества. И потому они имели и имеют цивилизующее значение. Цивилизованность общества и человека характеризуется нормированностью отношений и действий.

Нормы морали весьма разнообразны, особенно если учитывать разные состояния разных человеческих сообществ в разное время.

Но в европейской, да в общем–то и в мировой, культуре распространен целый ряд общих норм, таких как «быть честным», «сохранять верность слову», «уважать старших», «быть трудолюбивым, справедливым, порядочным, совестливым» и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральную практику (выражающуюся в поведении), моральные отношения, моральное сознание.

Моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы и ценности - все это элементы морального сознания.
Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.


Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как
гуманизм - признание человека высшей ценностью;

альтруизм - бескорыстное служение ближнему;

милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу;

отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой

социальности, и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают ценности - это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют в виду, что честность- ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т.е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Мораль и право. Мораль и право похожи. И мораль пред­писывает нам делать одно и запрещает делать другое, и пра­во точно так же ограничивает наше поведение. Тем не менее между ними существуют различия.

Мораль - совокупность нравственных норм, форма об­щественного сознания, регулирующая поведение людей как в частной, так и в общественной жизни.

Право - форма общественного сознания, регулирующая поведение людей согласно совокупности норм, установ­ленных государством и обеспеченных его принудитель­ной силой.

Мораль является совокупностью норм, установленных обществом и обеспеченных силой общественного мнения, личным убеждением человека, а право - совокупностью норм, установленных или санкционированных государ­ством и обеспеченных его принудительной силой.

А что из них появилось раньше? Конечно общество - 40 тыс. лет назад. Государство возникло всего 5-б тыс. лет назад. Следовательно, мораль старше права.

Ещё одно различие. Правовое регулирование, как прави­ло, намного жёстче морального: в первом случае нарушите­лю грозит наказание, во втором - порицание.

Для соблюдения права нужны суды, полиция, парла­мент. Были они в первобытном обществе? Рановато ещё. А кто нужен для того, чтобы соблюдалась мораль? Коллек­тивное мнение людей? Не всегда оно в силах призвать к по­рядку нарушителя. Да и что делать в таком случае - по каждому поводу собирать всё племя, подходить по очереди и каждому виновнику высказывать своё неодобрение или, быть может, провести социологический опрос? Ни один из перечисленных методов не годится. Они неэффективны по части наказания. Нужны другие инструменты воздействия.

И они были придуманы. Первый - религиозная идея за­гробного мира. Второй - страх перед изгнанием из сообще­ства. Вроде бы они разные, но действовали одинаково безот­казно. Но кто сказал, что они разные? У них есть очень существенная общая черта. В одном случае виновник отлу­чался от праведников на том свете, где горел в огне, а во вто­ром его отлучали от праведников на земле - выгоняли в пу­стыню или в чужую страну.

Как действует общественное мнение? Способы самые раз­нообразные. Среди них такие воздействия, как увещевание и осуждение. Виновный может воспротивиться обществен­ному осуждению, если считает, что его несправедливо окле­ветали. Тогда публика должна разобраться, и наказание снимается. Иными словами, ложно обвинённый имеет пра­во защитить свою честь и достоинство. Но, конечно, не в су­де, а в среде своих близких и знакомых. Ведь первобытные племена немногочисленны. Наказанием могло служить внутреннее моральное переживание, связанное с опасением лишиться доброй славы, боязнь стыда. Более мощным инструментом воздействия являлась религия. Именно она содержала и содержит моральный кодекс, который призван удержать человека от дурных поступков и направить на праведные дела. Одним из положений древних религий яв­лялся культ предков.

Древний культ предков превратился в современную эти­ку сыновней почтительности. Она потеряла своё религи­озное содержание, став основой не только светского, но и народного воспитания. Уважение к родителям и забота о них - основа человеческой морали.

Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если они возникают, рождаются из чувства ответ­ственности за благосостояние и благополучие другого челове­ка. Моральную ответственность отличает бескорыстие. Она не должна появиться из-за страха наказания, в силу заклю­чённого делового договора или будущей выгоды. Если чело­век чувствует себя ответственным перед вами только потому, что, боясь вас, договорился с вами и не может нарушить дан­ное слово или, ещё хлеще, рассчитывает на выгодность со­трудничества с вами, то о нравственности лучше забыть.

Эта ответственность не зависит и от того, что делает дру­гой человек, как и от того, что это за человек. Вы чувствуе­те ответственность перед близким, любимым или просто симпатичным вам человеком, но это ваше личное дело. К че­ловеческой морали оно не имеет отношения. Мы пристраи­ваем своего сына или племянника в вуз, на высокую долж­ность или отправляем за границу за государственный счёт. Нравственным подобный поступок именовать нельзя. И гордиться здесь нечем.

Ответственность моральна, пока она полностью беско­рыстна и безусловна: я несу ответственность за другого че­ловека просто потому, что он есть и тем самым может рас­считывать на мою ответственность.

Ответственность моральна постольку, поскольку я вос­принимаю её как мою и только мою ответственность. Её не­возможно обсуждать или передать другому человеку. Я не могу уговорить себя отказаться от этой ответственности. И никакая сила на земле не может освободить меня от неё.


Ответственность за другого, причём за любого другого, а не только за любимого, не требует ни оправданий, ни под­тверждений. Она не требует награды, слов благодарности, повышения оклада или правительственных орденов. Хотя на каждом шагу мы слышим, видим и знаем, как за благо­родный поступок общество спешит нас отблагодарить. Бла­годарностью служит наш добрый поступок. Я горжусь тем, что смог такое сделать. И более высокой благодарности при­думать невозможно.



Ценность и значение. Так уж устроен человек: всё, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вовле­кает в круг своей деятельности, наделяется значением.

Значение - смысл, которым наделяются понятия и пред- ! меты, составляющие социальное окружение человека, их важность, значительность, роль.

Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем её на некоторую шкалу и придаём ей минимальную важность.

То, что значимо для человека, превращается в ценность.

Ценности - как вам известно - это то, в чём человек нуждается. Очень часто то, что есть в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Именно до­стижение определённых ценностей является мотивом. Ка­питал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила дефицит­ны в любом обществе, и для экономики они - основные ценности. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями. Понятия прибыли, при­ватизации, собственности и многое другое - всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наи­более рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими ценностями.

Ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность - побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб - наивыс­шая ценность, особенно если он долго голодал.


Ценности бывают самыми разными - материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными. В пер­вой половине 1990-х гг., когда Россию постиг экономиче­ский кризис, значительная часть населения «хотела колба­сы». Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался полити­ческим, в стране возросли политическая нестабильность и преступность. Опросы населения чётко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гаран­тии жизни как высшая ценность. Но 10-15 лет назад, когда перед этим в стране был порядок, никто не говорил о право­порядке как о ценности. Он не был дефицитным благом.

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И не­удивительно, что они выполняют самые разные функции.

Как-то упорядочившись, составив своеобразную иерар­хию или шкалу, ценности становятся стержнем человече­ской личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие цен­ности он ориентируется и совпадают ли выбранные им цен­ности с теми, которые общество признаёт в числе наиваж­нейших.

Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, гуманизм, гражданствен­ность, альтруизм и т. п. Они занимают верхнюю часть шка­лы общественных ценностей.

Человека, у которого на шкале индивидуальных ценно­стей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью.

Ценностей нет у животных и практически они отсутству­ют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуе­мы. Они приобретаются в обществе - в ходе социализации. Растёт человек, формируется его система ценностей. Разви­тая система ценностей - результат правильной социализа­ции, а не её предпосылка.

В основе иерархии ценностей лежит выбор или предпоч­тение одних ценностей другим.

I Предпочтение - признание преимущества чего-либо по I сравнению с другим.

Когда у мужчин появляется достаточно много денег, то они, планируя трату, расставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престижную школу, жене купить сти­ральную машину и т. д.

В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жёстко не закреплена.

Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Такова много­мерная шкала индивидуальных ценностей, соответствую­щих свободе выбора, предоставляемой открытым, демокра­тическим обществом.

В том случае, если иерархия ценности человека совпада­ет с общественной шкалой, появляется уверенность и ува­жение к себе, чувство того, что он живёт и поступает пра­вильно. Общественные ценности - добра, справедливости, честности, героизма, патриотизма - выступают по отноше­нию к отдельно взятому человеку как некие идеалы, к кото­рым он стремится в своей жизни, или эталоны поведения.

Самоуважение - осознание себя в качестве личности, уважение к самому себе, к своей личности.

Человек всегда должен быть уверен, что у него есть не­что, за что его можно и следует уважать. На общественной шкале высшее место занимают, в частности, профессио­нальные ценности. Многие требуют от окружающих того, чтобы их уважали как профессионала, как семьянина, как верного друга, как патриота либо как личность. Все это - элементы или разновидности общественной шкалы ценно­стей. Мало кто хочет, чтобы его уважали, скажем, «как бо­гача», «как красивого мужчину». «Богатый человек» и «красивый мужчина» - это разновидности оценки, но не ценностей.

Базовые ценности личности. С ценностями мы сталкива­емся на каждом шагу, хотя задумываемся об этом очень ред­ко. Ещё реже мы задаём себе следующие вопросы:

Как влияют ценности на наше поведение?

Какую ценность следует выбрать, если их несколько?

Что делать, если между ними возник конфликт?

Если обобщить всё многообразие конкретных проявле­ний, видов, типов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придётся выделить семь фундаментальных цен­ностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справед­ливость, Свобода.


Ведущим мотивом экономической сферы является Поль­за. Не важно, в каких частных терминах она выражается: прибыль, выгода и т. д. Социальная сфера общества - повсе­дневная борьба за существование миллионов простых людей. В ней главным мотивом является Справедливость. Равен­ство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудниче­ство основаны на справедливости. Она их высший лейтмотив и смысл.

Политика строится вокруг другой фундаментальной ценности - Господства. Борьба за власть, лидерство, доми­нирование, подавление, карьера, конкуренция - все они своим лейтмотивом имеют одно, господство. Формы про­явления разные, а суть одна.

Духовная сфера - самая разнородная изо всех четырёх. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три великие ценности - Истину, Кра­соту и Добро. Религия строится вокруг добра, наука - во­круг истины, культура и искусство - вокруг красоты. Об­разование находится на пересечении добра и истины.

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: Истину - Добро - Красоту. Союз Красоты и Добра даёт изящные искусства, а союз Красоты и Пользы - при­кладные искусства. Цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Кра­соту и Пользу.

Особняком стоит Свобода. Многие готовы отдать за неё свою жизнь. Иногда люди выражаются так: лучше умереть свободным, чем сытым. Свобода нужна всем людям и во всех четырёх сферах. В экономической сфере предпринима­тели без свободы от государства не могут построить успеш­ный бизнес. Свяжи их по рукам ограничительными закона­ми и постановлениями, и никакой пользы (выгоды) они не увидят. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна и политикам. Свобода нужна в частных делах рядовым гражданам. В таком случае мы должны признать, что свобода - общее для всех достояние, общая всем ценность.


Разумеется, сказанное представляет весьма схематич­ную и одностороннюю картину мира. В жизни всё гораздо сложнее. Скажем, учёный создаёт не только истинную, но и полезную теорию, а художник стремится принести своей красотой ещё и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Одна сфера общества не может строиться на единственной ценности. Это понятно. Но следует понять ещё и другое.

Описанная выше картина имеет то предназначение, что помогает, убрав частности, выделить главное. Характер человека, как и характер общественной сферы, определя­ется одной, ставшей для них центральной, ценностью. Нельзя стремиться к выгоде и добру одновременно. Суще­ствуют исключающие друг друга ценности.

Но правильно и то, что некоторые, казалось бы, разные ценности могут соседствовать, уживаться одна с другой, да­вать неплохой союз. Так, стремление к выгоде может непло­хо уживаться с господством.

Учёные высказывают мнение, что в число неколебимых ценностей семейной жизни входят верность и постоянство; огромная любовь к детям в сочетании со строгой дисципли­ной; уважение к каждому человеческому существу и внут­реннее духовное напряжение, придающее смысл жизни. Все разногласия разрешаются как бы сами собой, если люди избегают хвастовства, раздражительности, зависти, ревно­сти, себялюбия, нетерпимости, грубости и т. д.

Мы выбираем одни ценности и отторгаем другие. Одни стремятся заработать как можно больше. Для них эталоном поведения служит Польза (выгода). Другие считают, что не в деньгах счастье, главное сохранить гармонию внутренне­го мира и поступать честно.

Конфликт ценностей. Но иногда ценности вступают в конфликт. Это происходит тогда, когда достижение одной цели мешает выполнению другой.

Допустим, для вас важны такие ценности, как хорошие друзья и учёба в престижной школе. Вы в одинаковой сте­пени цените то и другое. Но в жизни возникают ситуации, когда приходится ради одного жертвовать другим. Предпо­ложим, ваша семья прекрасно устроена, живёт в замеча­тельном доме, у вас милые соседи, с которыми вы поддер­живаете самые добрые отношения. У вас много верных дру­зей, но до конца вы не можете назвать себя счастливым, по­скольку школа вас не очень устраивает - низкий уровень образования.

И вот представилась возможность переехать в другой рай­он или переменить школу. Как поступить? Вы приобретёте школу, о которой мечтаете, но потеряете старых друзей. Как выбрать и легко ли это сделать?

Вы должны принять решение, в основе которого лежит конфликт двух ценностей - верные друзья и престиж­ная школа. Ваше решение зависит от выбора: какую цен­ность считать более важной. Но независимо от того, ка­кое решение принять - оставаться или уезжать, - оно будет иметь самые серьёзные последствия. Одно исклю­чает другое.

Подросткам постоянно приходится сталкиваться с кон­фликтом ценностей, когда они должны принять решение относительно своего поведения или поступка. Родители ожидают одного, а друзья - совсем иного. Чьё одобрение они ценят выше - родителей или друзей?

В основе конфликта ценностей лежит нравственная ди­лемма (посылка) - затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями. Вот пример такой ди­леммы.

Муж и жена живут в деревне. Они очень бедны. Жена тяжело болеет, а местные врачи ничем не могут помочь, поскольку не рас­полагают необходимыми лекарствами. Ситуация критическая. Муж отправляется в город и находит аптеку, где продаётся нужное лекар­ство. Оно стоит дорого, а у него нет денег. Аптекарь отказывается помочь. Других возможностей получить лекарство нет. Той же ночью мужчина возвращается в аптеку и крадёт лекарство для умирающей жены. Правильно ли он поступил?

Жизненные ценности подростков. На какие ценности ори­ентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки всё больше ценят собственные интересы. В частно­сти, имеются документальные свидетельства того, что фи­нансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установлено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки всё меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с которыми молодым людям приходится сталки­ваться. Возможно, у молодёжи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жизни. Или они ду­мают, если такое позволено другим и ведёт к успеху, то поче­му оно не может быть позволено мне? Во всяком случае, за­метно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответственному поведению.

Может быть, современные молодые люди становятся в большей степени материалистами и реалистами, чем их сверстники в прежние времена? Или юноши и девушки, несмотря ни на что, остаются идеалистами?

Существуют научные данные, подтверждающие оба пред­положения. Исследование показало: 1) молодёжь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев романов, героев ки­нофильмов или великих людей; 2) она стремится сделать ус­пешную карьеру в шоу-бизнесе, предпринимательстве, про­мышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то - физически привлекательным и популярным.

Вместе с тем значительная часть опрошенных хотела бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо раз­витым чувством юмора, быть честными, надёжными, трудо­любивыми, добрыми. Исходя из этого, учёные пришли к выводу: во всём мире и во все времена молодым людям свой­ственно быть идеалистами.

Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеали­стических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и романтики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превращается в материалиста.

Материалист - человек, преувеличивающий влияние ве­щественных или материальных факторов на поведение людей и жизнь общества.

Юношеский идеализм на самом деле долго не выветрива­ется. И в 18 лет мы верим в идеальную дружбу и платониче­скую любовь. Мы представляем людей лучше, чем они есть порой на самом деле. Мы хотим и общество перекроить по своим меркам, списанным с идеального вымышленного об­щества, в котором все люди братья, нет обмана и войн, а мужчины и женщины бесконечно красивы.

Идеалист - человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов в повседневной жизни и в развитии общества.

Однако в юности идеализм, зародившийся в подростко­вом возрасте, нередко превращается в максимализм. Мне надо всё и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Такой идеализм, оказыва­ется, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несогласие с бедностью и неравенством, нар­команией и призывами к войне. Разве плох такой макси­мализм?

Так кто же они на самом деле, современные юноши и девушки, идеалисты или материалисты? Они идеалисты потому, что хотят перестроить наше общество в соответ­ствии с лучшими идеалами, которые выработало челове­чество за многие тысячелетия. Они материалисты потому, что не витают в облаках и не устраняются от борьбы. Они последовательно отстаивают свои убеждения и претворя­ют в жизнь свои замыслы. Вот какая нынешняя моло­дёжь.

Именно в подростковом периоде закладывается фунда­мент долговременных ценностей. Они ориентированы на вечные вопросы бытия, а не на достижение сиюминутной цели. В них выражена забота о будущем, мысли о рефор­мировании общества. Вечные ценности очень абстрактны и альтруистичны, они направлены на «других», а не «на себя ».

Культурные ценности разнятся у отдельных народов в зависимо­сти от исторических, географических и социальных условий, но мо-

ральный кодекс абсолютен, он неподвластен месту и времени. От­носительные культурные ценности существовали наряду с такими проявлениями зла, как рабство, крепостное право и даже геноцид. В наши дни эти крайние проявления заклеймены, но какое-то зло всегда может быть противопоставлено нравственному принципу любви.

Западные ценности индивидуальной свободы сформировались на равнинах Северной Америки. Изолированность, независимость и необходимость полагаться только на себя стали восприниматься как национальные черты характера и, несмотря на изрядный налёт романтики, продолжают оказывать влияние на людей и сегодня. С малых лет японцу прививают жёсткую систему ценностей: вер­ность, преданность по отношению к императору, государству и на­ции, сыновний долг по отношению к родителям и предкам, обяза­тельства по отношению к своей работе.

В дореволюционной России суровая природа заставила людей сплотиться в большие общины, помогавшие им выжить. Поэтому здесь привился иной культурный опыт, основанный на ценностях взаимной зависимости и равенства.

Зарождение идеи добра и зла. Представления о добре и зле зародились в глубокой-глубокой древности. Такой глубо­кой, что учёные затрудняются указать точную дату. Тогда ещё не было письменности, а человечество только ещё овла­девало языком. В этом языке существовали слова, обознача­ющие конкретные предметы - птиц, деревья, камни. Но не было абстрактных понятий, даже таких привычных нам, как «красивое» или «красота». Наши предки могли лишь, указав на красный закат, передать таким способом представ­ление о красном цвете. Разумеется, что понятия о добре и зле были тогда совсем иными. Они были конкретными, нагляд­ными, ощущаемыми.

Показав на плохого человека, его сородич как бы говорил: вот что такое зло. Это злой человек. Конечно, этот способ был не очень убедительным. Для одного человека его соплемен­ник был злым, а для другого - добрым. Всё это пристраст­ные, очень субъективные оценки.

Позже, уже в период разложения первобытного строя и зарожде­ния классового, появляются представления о загробном мире. Так, в загробном мире лодагаа (племя в Западной Африке) все умершие проходят испытание, сидя на солнце: для хороших людей оно длит­ся три месяца, для плохих - шесть, воры мучаются пять месяцев, лжецы - четыре, колдуны - три года, столько же - жадные богачи и вожди. Получалось так: чем правильнее, добрее ты живёшь на зем­ле, тем меньше придётся мучиться в загробном мире. Просто, на­глядно и убедительно. Так вот, страх перед мучительными испыта­ниями сделал идею зла очень понятной. Человек воображал, как ему больно сидеть в самом пекле, и испытывал почти эмоциональное отвержение злого и грешного.

В разряд злых людей, грешников человек попадал за свершение преступлений. У древних скандинавов на том свете мучились клят­вопреступники, убийцы, трусы, предавшие товарищей на поле бра­ни, и соблазнители чужих жен.

Зло и добро. Жизненный опыт человека формируется на перекрёстке двух сил давления - супер-эго, требований об­щества, и либидо, мятежных инстинктов, всегда готовых к восстанию. Мы хотим угодить своим желаниям, скрытым глубоко в душе надеждам и чаяниям, пойти навстречу свое­му «я» и одновременно боимся поссориться с обществом и его законами. Мы раздираемы силами, действующими в противоположных направлениях.

А может быть, человек двойственен по самой природе? Разве Ф.М. Достоевский не писал о том, что в человеке таит­ся дьявол (олицетворение Зла) и Господь Бог (олицетворение Добра)? Кто кого победит? А человеческая душа - поле этой битвы. Однажды он посетовал на то, что когда дьявол победит и человек решит для себя: «Бог умер», то ему будет позволе­но все: и сластолюбие, и предательство, и убийство. Высшие нравственные нормы, которые общество навязывает нам яко­бы от своего имени, на самом деле созданы не им самим, а кем-то, кто стоит выше. Они имеют божественную сущность. Выходит, что общество лишь их присвоило, но автором веч­ных ценностей и нравственных заветов выступает Бог.

В своём поведении мы сознательно или неосознанно сле­дуем каким-то идеалам. Чаще всего даже не подозревая об этом.

Идеал - понятие, характеризующее представление о та­ком поведении, которое кажется достойным подражания (или вызывает внутреннее согласие).

К идеалу люди стремятся всю жизнь. Многие в конце заключают: жизнь прожил, а идеала так и не достиг. Иде­ал становится той дальней, но всеподчиняющей целью, ради которой выстраивается вся человеческая жизнь. Но идеал не только организует наше поведение, он ещё слу­жит эталоном. С ним сверяем мы наши поступки и успе­хи. Не достиг идеала, поставил в свой дневник жизни «двойку».

Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы под­гоняем под идеал не только себя, но и других. И в других, особенно в близких и любимых, мы хотим видеть воплоще­ние нашего идеала. Спрашивается, а у него самого что, нет своего идеала? Есть, конечно, как и у каждого. Но мы не­пременно требуем от него соответствия своим, а не его иде­алам.

Ценности и цели. Часто мы путаем эти понятия то ли на­меренно, то ли по незнанию. К примеру, богатство - это ценность или цель жизни? Тот, кто дал правильный ответ - богатство есть цель, а не ценность, - всё равно ошибся. По­чему? Является ли богатство смыслом жизни?

Богатство может стать целью жизни в практическом, но не в этическом смысле. Богатство потому и не является по-настоящему целью жизни, что оно не может быть ценно­стью.

Но так происходит только с богатством, успехом и неко­торыми другими целями-ценностями. А вот очень малень­кие и очень конкретные цели, например сходить за моло­ком, завтра проснуться в шесть часов утра и постирать рубашку, никогда не спутаешь с большими ценностями. Например, общественное положение.

Высокое общественное положение - цель, которой мы можем с упорством добиваться. Но вряд ли можно сказать то же самое о стремлении к счастью (в противоположность удовольствиям). Можно ли стать счастливым, поставив себе целью добиваться счастья?

Часто происходит как раз наоборот: счастья достигают те, кто требует малого. Положение в обществе, может быть, и стоит усилий, но сами эти усилия легко превращаются в нелепицу. Как и счастье, общественное положение обычно приходит к нам как побочный продукт какой-то другой дея­тельности.


Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед со­бой, надо упомянуть о стремлении создать что-то прекрасное, нужное и всем интересное. Художник, писатель или музыкант ста­вят перед собой цель, которая не ведёт ни к положению в обще­стве, ни к богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор, вы­секающий шедевр из глыбы мрамора, создаёт прекрасное произведение искусства. Для него в этом и труд, и забава, ему жаль каждой минуты, потерянной на еду или на сон. Статуя, кото­рую он изваял, может принести ему и некоторую сумму денег, и славу в мире искусства. Он счастлив, когда работает, и испытыва­ет удовлетворение, завершив эту работу. Он верит, что слава пе­реживёт его самого и его лучшие произведения останутся в на­следство грядущим поколениям.

Только такой род занятий может соединить все мыслимые цели: славу, богатство, счастье, интересную работу, удовольствие. Какая радость сравнится с радостью композитора, написавшего музыку к мюзиклу, имеющему бешеный успех? Заставить петь весь мир -

это само по себе счастье, но, если получаешь удовольствие во вре­мя работы, а по окончании её на тебя ещё сваливается слава и бо­гатство, это значит, что ты добился почти всего, чего можно добить­ся в жизни.

Как добиться жизненного успеха? Наверное, необходимо поставить правильную цель. Профессор медицинского фа­культета Университета Корнелл доктор Герберт Фенстер- хайм посоветовал обратить внимание на то, что: «Поставить цель - значит отделить важное от мелочей и правильно тратить время и силы. Долгосрочные планы дают возмож­ность ощутить движение по жизни, а достижение неболь­ших промежуточных целей позволяет испытать чувство победы». Технология постановки целей, их достижения мо­жет быть, например, такой:

1. Поставьте себе цель. (Каковы ваши цели? Как вы мо­жете их достичь? Как вы преодолеваете препятствия?)

2. Старайтесь сосредоточиться на промежуточных целях. Спросите себя, чего вы хотите от жизни. Потом раз­делите свою жизнь на несколько этапов. Это значит: «Что я хочу сделать сегодня?» Промежуточные цели добавляют мужества. Без них легко потерять уверенность в себе.

3. Начните с малого. После того как вы поставили себе цели, запишите их. Ваш список должен быть ясным и кон­кретным. Не нужно общих фраз типа: «Я не буду ничего от­кладывать на потом». Вы должны разбить свои цели на кон­кретные дела. К примеру, если ваша цель - выступить на уроке и исправить предыдущую оценку, возможные дей­ствия описываются так: «выбрать тему», «прочитать нуж­ный параграф в учебнике», «найти дополнительную литера­туру и сделать из неё выписки» и т. д.

4. Выделите главное. Распределяйте время и силы: тог­да-то я сделаю то, а вот тогда - это. Если вам нужно сделать что-то действительно важное, отложите всё остальное на завтра. Сначала сделайте срочные дела.

5. Помните, что вы не всесильны. Талант и возраст - вот два основных ограничителя ваших возможностей. В 40 лет можно научиться играть в теннис, но классным профессиональным теннисистом уже не стать. Если вы ре­шили преуспеть на спортивном поприще, начинать надо как можно раньше. В возрастной психологии известно, чего можно достичь подростку в том или ином возрасте, а за что ещё браться рановато. Познакомьтесь с ней и ставь­те такие цели, которые учитывают возрастные возмож­ности.

6. Создайте себе систему поощрений. Вы можете сами себя награждать (конечно, если добились цели) или можете сделать и так, чтобы вас награждали другие. Попросите ро­дителей, брата или сестру, друзей, наконец, делать вам что-то приятное, если вы продвинулись к своей цели. Смысл этой акции состоит в том, чтобы вдохновить вас на новые свершения.

Основные термины и понятия

Мораль, право, значение, предпочтение, самоуважение, ма­териалист, идеалист, идеал

Вопросы и задания

1. Что такое мораль и чем она отличается от права?

2. Какую роль мораль играет в обществе?

3. Как связаны между собой мораль и религия?

4. Какие человеческие отношения можно назвать моральными?

5. Попробуйте сформулировать, что такое Добро и Зло.

6. Что такое ценности? Чем различаются ценности и идеалы?

7. Назовите базовые ценности личности. Как они взаимосвязаны?

8. Что такое конфликт ценностей? Приведите примеры из жизни, которые его характеризуют. Как в тех случаях, которые вы приве­ли, он разрешался?

9. Что такое жизненные ценности подростка? Сравните их с жиз­ненными ценностями взрослого человека. По какой причине они схожи, а почему они различаются?

Практикум

1. Проиграйте мысленно стратегию постановки и достижения од­ной из своих жизненных целей по технологии, которая приведена в параграфе.


2. Проанализируйте приведённый ниже список демократических ценностей и убеждений. Всё ли перечисленное вам понятно? Со­гласны ли вы с этим списком? Можете ли вы его дополнить (а мо­жет, сократить)?

1) Права личности на: жизнь, свободу, достоинство, безопас­ность, справедливость в суде, уединение, частную собственность.

2) Свободы личности: участия в политическом процессе; веро­исповедания; взглядов; совести; юридического расследования; слова.

3) Обязанности личности: уважать человеческую жизнь; ува­жать права других; быть терпимым; быть сострадательным; про­являть сдержанность; участвовать в демократическом процессе; трудиться во имя общего блага; уважать чужую собственность.

4) Убеждения, связанные с условиями жизни в обществе и обя­занностями по управлению государством: обществу нужны зако­ны, приемлемые для большинства нации; диссидентские мень­шинства защищены; правительство избирается народом, уважает и защищает свободы личности, гарантирует гражданские свобо­ды, осуществляет свою деятельность во имя общего блага.

Сравните эти демократические ценности с христианскими за­поведями, приведёнными ниже.

Христианские заповеди

Греховные поступки: блуд, нечистота, распутство, идолослу- жение, колдовство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, рас­при, разлады, ересь, зависть, пьянство, чревоугодие.

Богоугодные поступки: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, умение владеть собой.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: