Идея атомизма (Атом – «неделимый»). Философия природы (натурфилософия)

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделал Аристотель (384-322 гг. до н. э). В его системе философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер.

Аристотель в молодости входил в кружок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н. э) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г. до н.э. основывает свою философскую школу в роще Ликея (ликей - лицей). Являясь мыслителем - энциклопедистом, Аристотель оставил сочинения по всем важным областям знания. Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками. Теоретические науки: метафизика ("что после физики") - изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика - изучает состояние тел и определенные "материи"; математика - абстрактные свойства реальных вещей. Практические: этика - наука о норме поведения людей; экономика; политика. Творческие науки, связанные с деятельностью творцов: поэтика - теория стихосложения; риторика - теория ораторского искусства.

Учение о бытии (онтология). Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в работе (сборнике лекций) "Метафизике". Аристотель сохраняет характерное для элеатов (Парменида) и Платона понимания бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность, форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма - это активное начало, начало жизни и деятельности. Чистые формы - идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи, форму - Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия, выделяя четыре вида причин:

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего?".

Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией (в пер. с греч. - действие, осуществление; понятие, впервые сформулированное Аристотелем), без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное (возможного в действительное). Завершение развития, воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии (достигнутый результат, цель движения, завершение процесса). Каждое бытие содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления (телеологизм, полная целесообразность всего). Свое высшее развитие телеологизм Аристотеля находит в учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. Он сам есть энергия, чистая деятельность, не обладающая материей, в нем нет косного, он есть чистая форма - цель.

Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. "Растительная душа" ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.

Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.

Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость (идеи, выраженные в работе "Политика"). Центральное понятие аристотелевской этики - добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение, для Аристотеля, имеют дианоэтические добродетели мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию поведения: "Середина - принадлежность добродетели".

Согласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству". Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом.

Аристотелевское влияние европейская философия испытала только в средние века. К этому времени относится огромный интерес к мыслям и произведениям Аристотеля у многих представителей христианского богословия периода схоластики (наиболее известным среди них был Фома Аквинский). Но известен Аристотель средневековым философам был только со стороны теоретико-познавательной, прежде всего - логической. Именно на логике Аристотеля базируются все логические разработки средневековой философии, именно она сослужила огромную службу теологии ("Философия служанка богословия" - эта средневековая максима относится прежде всего к теории обоснования, доказательства, аргументации, тем логическим искусствам, которые применялись в целях защиты и подтверждения доводов схоластических богословов). Интересно отметить также, что Аристотель попал в средневековую европейскую философию через философскую традицию арабов (благодаря, напр., таким арабам-аристотеликам, как Ибн Сина и Ибн Рушд), которым он стал известен несколько ранее благодаря тому, что многие культурные центры античного мира оказались в их распоряжении в результате арабских завоеваний (напр., Александрия).

Аристотель - лучший ученик Платона. Но ему удалось выбраться из-под крыла великого учителя и создать свою философскую систему. кратко и понятно излагает основные принципы бытия. Его учение можно разделить на несколько крупных тем.

Логика

Его трудами по праву гордится Аристотель ввел понятие категория. Всего он выделил 10 категорий - основных понятий, необходимых для познания. Особое место в этом ряду занимает понятие сущность - то, чем предмет является на самом деле.

Только оперируя категориями, можно создать высказывания. Каждое из них обретает свою модальность: случайность, необходимость, возможность или невозможность. возможно только в том случае, если оно отвечает всем законам логического мышления.

Высказывания, в свою очередь, приводят к силлогизмам - логическим выводам из предыдущих высказываний. Таким образом, из уже известного, рождается новое знание, добытое путем логического рассуждения.

Метафизика

Метафизика - философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины.

  1. Сама материя.
  2. Идея предмета.
  3. Возможности, скрытые в предмете.
  4. Результат акта создания.

Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета, это желание Аристотель назвал энтелехией. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог.

Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея.

Физика

Философия Аристотеля кратко и понятно описывает мир. Основой всего в мире являются 4 традиционные стихии. Созданы они на основе противоположностей: сухое - влажное, теплое - холодное. Теплые стихии - огонь и воздух. Теплые стремятся наверх, а вода и земля - вниз. Из-за этого движения в разные стороны, они смешиваются, образуя все предметы.

Аристотель представлял себе вселенную гелиоцентрической. Вокруг земли по орбитам вращаются все планеты, а также, солнце и луна. Далее расположены неподвижные звезды. Они являются живыми существами, стоящими на порядок выше человека. Все это окружено сферой, заполненной божественной стихией - эфиром. Эта система представлений о мире была огромным шагом вперед, по сравнению с более древними представлениями.

Природа и душа

Все живое на земле имеет свою душу, а то, что не имеет, стремится ее приобрести. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает все разнообразие бытия на нашей планете. Он выделял 3 вида души. Растительная - низшая ступень, ее цель только питание. Животная - чувствующая душа, животные способны чувствовать и отвечать на внешний мир. Человеческая - высшая форма души, возможная на земле. Душа не может существовать без своего материального тела.

Исходя из идеи о развитии, весь природной мир тоже стремится перейти на новый уровень. стремится перейти в растения, растения в животных, животные в человека, человек в бога. Это развитие проявляется в том, что жизнь становится все ярче и разнообразнее. Происходит своеобразная эволюция души в стремлении к совершенству. Так, душа, достигшая наивысшей точки, сливается с богом.

Этика

Знание того, что есть добро, еще не является добродетелью. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает, Тягу к добру можно создать только посредством многочисленного повторения упражнений, направленных на то, чтобы акт добра стал совершаться неосознанно.

Добро - это господство разума над низшими страстями. Важнее всего - не впадать в крайности. Наслаждение должно вызываться не порочными действиями, а осознанием своей нравственности.

Главная ценность - это справедливость. Каждый человек должен стараться сделать все для блага своего государства. Основой государства является семья. Главой ее неоспоримо является мужчина, но женщина при этом не лишается свободы в быту. Дети обладают меньшими правами и обязаны подчиняться во всем воле главы семьи.

Хотя Аристотель много говорил о ценности свободы, рабство он считал правомерным. Дикие люди ставились им чуть ли не вровень с животными, неспособными развить добродетели. А чтобы эти добродетели могли развивать граждане Греции, им нельзя работать физически.

О том, в чем заключается философия Аристотеля написано много книг. Но основные положения можно изложить достаточно кратко. Его представление о мире и природе полностью соответствовало его времени и даже в чем-то было передовым.

Аристотель не согласен с Платоном, что подлинной реальностью обладают какие-то бестелесные сущности (небесное царство вечных совершенных идей), а мир вещей – это мир теней. Аристотель как энциклопедически мыслящий ученый, имеющий ярко выраженный научный интерес к миру, не мог не восстановить в правах на подлинное существование материальный мир.

Исходя из подлинности бытия мира вещей Аристотель ставит вопрос о первых причинах бытия каждой вещи. Прежде всего он выделяет четыре причины бытия каждой вещи:

1) материальная – для бытия вещи необходима материя, то, из чего вещь сделана;

2) формальная – необходима форма-идея, или эйдос, которая внутренне организует материю;

3) движущая – необходима деятельность, которая соединит материю с формой;

4) целевая – необходима цель, исходя из которой будет осуществляться деятельность, соединяющая материю с формой.

В связи с движущей причиной Аристотель вводит категорию «энергия» (греч. energeia – действие, деятельность), значимую для развития конкретно-научного познания. Единство всех четырех причин бытия, выраженное Аристотелем в понятии «энтелехия» (греч. Entelecheia

Завершение, осуществленность), – это движущая сила реализации чего-либо, та же энергия, но расходуемая на заранее заданную цель.

Определив четыре основные причины бытия, Аристотель как философ поднимается на более высокую ступень абстракции и сводит эти четыре причины к двум: материальной и формальной, причем последняя включает движущую и целевую. Таким образом Аристотель вырабатывает исходный дуалистический принцип своей онтологии: он подчеркивает, что любая вещь невозможна ни без материи, ни без формы-идеи. Уважаемому читателю-экономисту можно задать вопрос: чтобы организовать свое дело, что имеет первоочередную важность – ноу-хау или наличие капитала? Аристотель раскрывает неравноценную значимость исходных причин бытия: материя пассивна, поэтому она выступает потенциальным бытием вещи; форма-идея – активна, поэтому она – актуальное бытие вещи. Следовательно, первопричиной бытия вещи является форма-идея. Таким образом, Аристотель от исходного дуалистического принципа переходит на позицию объективного идеализма.

Далее он разрабатывает учение об иерархии бытия формы , выделяя пять основных уровней: это формы в неживой природе; в мире растений; в мире животных; формы человеческого бытия; высший уровень бытия формы – это форма всех форм, которая представляет собой неподвижный перводвигатель, и она же есть Бог. Уровни бытия формы выделяются по степени их активности: растения растут, поворачиваются за солнышком; животные свободно перемещаются в пространстве; человек может творить нечто новое. Фактически здесь уже заложена фундаментальная основа будущей классификации наук. Высший уровень бытия формы воплощает логическое завершение идеи единой божественной сущности, вынашиваемой античными мыслителями, начиная с Фалеса, специально обозначенной Сократом как фундамент бытия и отождествленной с идеей блага Платоном. Бог Аристотеля – это еще не христианский Бог, т. е. не Личность Творца; это философский Бог, т. е. высший разум. Аристотель станет самым авторитетным мыслителем в средневековой схоластике, которая теологизирует форму всех форм Аристотеля.

Выделение качественно различных уровней бытия формы по степени ее активности – это элементы диалектики в онтологии Аристотеля. Но жирную точку над «i» он ставит как метафизик, поскольку первопричиной бытия всего существующего является неподвижный перводвигатель. Аристотель доказывает с помощью формальной логики, что перводвигатель должен быть неподвижным, используя метод от противного: если перводвигатель будет подвижным, то что-то его должно привести в движение; в свою очередь, это что-то тоже чем-то должно приводиться в движение… Таким образом, мы уходим в дурную бесконечность, и движение никогда не начнется. Сам перводвигатель не может быть подвижным, поскольку это возможно только в случае наличия внутреннего противоречия у перводвигателя, что несовместимо с законами формальной логики. Неподвижный перводвигатель как принцип первотолчка станет излюбленной идеей метафизиков, как идеалистов, так и материалистов. И. Ньютон, раскрыв механистическую картину мира, в качестве последнего штриха этой картины заключает: часовщик этого механизма – Бог.

Система основных характеристик онтологии Аристотеля следующая:

1) исходный дуалистический принцип;

2) объективный идеализм в основном содержании;

3) элементы диалектики;

4) доминирование метафизики;

5) телеология.

Хотя отличие онтологии Аристотеля от платоновской на первый взгляд несущественно: исходный дуалистический принцип и элементы диалектики, однако философские картины мира у учителя и ученика принципиально различны: одно дело утверждать, что весь подлунный мир – это только отблеск царства вечных совершенных идей, и совсем другое – (Аристотель)считать, что вещественный мир – это подлинная реальность, и идти в глубь мира в поисках закономерных причин его существования. Различие между мыслителями обусловлено понимание м ими смысла жизни : если у Платона смысл жизни аксиологический, то у Аристотеля он энциклопедический, т. е. акцентирован на науке.

Философия у Аристотеля включена в его классификацию наук, более того, она является точкой отсчета в этой классификации. «Первая философия», позже названная систематизаторами наследия Аристотеля «метафизикой», – это наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего.

Другое название «первой философии» в систематизации Аристотеля – «теология». «Вторая философия» – это «физика», т. е. весь комплекс естественных наук. «Первая философия» изучает бытие независимо от конкретного соединения материи с формой, в то время как «вторая философия» изучает эту конкретику. В классификации Аристотеля выделяются также науки «пойетические», связанные с человеческой субъективностью, и «практические», связанные с человеческой деятельностью. Преимущество «первой философии», или «теологии», в том, что она является самой ценной из наук, так как существует не как средство, а как цель человеческой жизни и источник наслаждения. Таким образом, энциклопедист Аристотель развивает философию и науку в системном единстве , но это не натурфилософское единство досократики, а единство относительно самостоятельных областей познания, каждая из которых имеет свой предмет.

Гносеология Аристотеля опирается на его онтологию и по своему предмету является теорией науки, исследующей специфику научного знания в отличие от искусства, от опыта и от мнения; исследующей соотношение вероятного и достоверного знания. Квинтэссенцией гносеологии Аристотеля выступает разработанная им формальная логика как наука о мышлении. В теории познания Аристотеля выделяются две части: диалектика и логика. Диалектика занимается вероятным знанием, а логика – достоверным. Но в отличие от сократовского и платоновского понимания диалектики предметом аристотелевской диалектики является не сама истина, т. е. соответствие знания его предмету, а отсутствие формального противоречия между терминами обсуждаемого вопроса, а также между положениями, высказанными участниками спора. То есть диалектика Аристотеля работает на логику как науку о непротиворечивом мышлении. У Аристотеля логика – не отдельная наука, а орудие всякой науки. Уже несколькими десятилетиями позже, в философии стоицизма, логика начнет пониматься как отдельная наука, будучи основой обыденного и теоретического познания.

Аристотель продолжил разработку главного детища сократовского переворота – этики . Он впервые дает классификацию видов добродетелей, выделив дианоэтические и этические добродетели. Дианоэтические добродетели заключаются в нахождении «золотой середины» между двумя крайностями. Мужество как дианоэтическая добродетель – это нахождение «золотой середины» между трусостью и безрассудной храбростью. Дианоэтические добродетели вырабатываются созерцательной разумной частью души. Этические добродетели – это добродетели характера. О характере человека можно судить по его поступкам. Мужество как этическая добродетель – это умение совершать мужественные поступки. Этические добродетели вырабатываются деятельной разумной частью души.

Аристотель развил платоновское учение о структуре души , выделив две составляющие разумной части души: созерцательную и деятельную. В дополнение к аспектам этики, разработанным Сократом (онтологический и гносеологический аспекты) и Платоном (социальный аспект), Аристотель выработал деятельностный аспект, который еще более актуализирует нравственность. Ибо, подобно Обломову – герою романа И. А. Гончарова, можно быть просвещенным, жить в обществе, но всеми силами избегать какой бы то ни было деятельности, связанной с ответственностью. Вне деятельности человека невозможна нравственная оценка его поступков и помыслов. Учение Аристотеля о созерцательной и деятельной составляющих разумной части души, опережая время, закладывает основы двух глобальных типов мировоззрения в истории культуры: созерцательного, доминирующего до промышленного переворота, и деятельностного, который стал актуальным в современном мире.

    Не существует ничего кроме атомов и пустоты

    Число атомов и их форм бесконечно

    Из ничего не происходит ничего

    Ничто не совершается случайно, но только по необходимости.

    Различие между вещами происходит от различия их атомов в форме, числе и порядке

Их последователи:

Эпикур Самосский (Επίκουρος342/341 до н. э., Самос - 271/270 до н. э., Афины) «Душа человека тоже состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов».

Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются дурными

Из ничего не творится ничто по божественной воле…

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим

Наших заданий предмет: и откуда являются вещи,

И каким образом всё происходит без помощи свыше,

Если бы из ничего, в самом деле, являлися вещи,

Всяких пород существа безо всяких семян бы рождались…

Другие представители древней науки

Пифагор Сомосский (Πυθαγόρας, 570-490 гг. до н. э.) – число

«В основе вещей лежит число, познать мир – значит познать управляющие им числа.» Вселенная рассматривалась как гармония чисел и геометрических фигур, им приписывались особые мистические свойства. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Платон (427-347 до н.э.) – «Существует мир вечных, самостоятельно существующих духовных сущностей – идей . Материальный мир – лишь отражение мира идей.

3. Натурфилософия Аристотеля

Результат развития науки в Древней Греции – создание натурфилософии Аристотеля .

Натурфилософия – «философия природы»; единая наука о природе, состоящая из общефилософских положений и высказываний об отдельных явлениях природы:

    имеет умозрительный характер

    не связана с решением практических задач.

По сути – набор догадок. Все перечисленные выше учёные тоже были натурфилософами.

Аристотель

(384 – 322 до н.э., ученик Платона, учитель Александра Македонского).

Некоторые положения натурфилософии Аристотеля:

    В основе материального бытия лежит первоматерия. Ей присущи две пары противоположных качеств: тепло-холод и влажность-сухость. Попарное сочетание качеств приводит к четырём первоэлементам: Воздух, Вода, Земля, Огонь. Основные качества можно отнимать и прибавлять: если отнять у воды холод и прибавить тепло, она превратится в воздух. Искусство создания новых веществ, таким образом, сводится к определённому соединению качеств (алхимия).

    Геоцентрическая система . Неподвижная Земля, имеющая форму шара, находится в центре Мира. По положению Полярной звезды и лунным затмениям определил радиус Земли (ошибся в 2 раза). Вокруг Земли – система соприкасающихся и вращающихся 56 сфер, на которых расположены Луна, планеты, и Солнце. Последняя сфера – Звезды. Дальше – мир кончается. Т.о. мир конечен, имеет форму сферы.

    Вопросы динамики : изучал причины и формы движения.

    Отрицал атомистическую гипотезу. Считал, что «Природа не терпит пустоты»

Философия Платона

Плато́н- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии - это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи - источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый - благородные, высшие качества души, черный - страсти, желания и инстинктивное начало. согласно философии Платона, единственный для человека способ знать - это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей - через красоту, любовь или справедливые дела - то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда - важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее - к красоте нравов и обычаев, - это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике.

Самые известные работы данного философа:

"Риторика";

"Метафизика";

"Политика";

"Поэтика";

"Органон".

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:

*теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;

*практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;

*поэтическую.

*Также выделяют и четвертый вид – логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.



Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.

Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:

сущность;

отношение;

действие;

состояние;

качество.

Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.

Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.

Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.

Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.

Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное.

Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств:

монархию;

аристократию;

крайнюю олигархию;

охлократию;

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

6. Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия Средневеко́вья - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.(создание всего Богом)

Средневековье - это господство религиозного мировоззрения. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater - отец) - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики.

Принципы:

*теоцентризм - признание в качестве источника всего сущего Бога;

*креационизм - признание того, что Бог создал все из ничего;

*провиденциализм - признание того, что Бог правит всем;

*персонализм - признание того, что человек - “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;

*ревеляционизм - признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

Проблема:

Решение основной проблемы отношения человека к внешнему миру, к Богу и другим людям требовало философского анализа и других проблем. Существенной здесь была проблема соотношения знания и веры. Приоритет отдавался вере. Однако и авторитет знания был достаточно высок. При этом знание часто рассматривалось как средство для укрепления веры.

Тертуллиан, Августин Блаженный

7. Схола́стика (греч. σχολαστικός - учёный, Scholia - «школа») - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Проблематика:

*Вера и знание

*Доказательство бытия Бога

*Общее и единичное (проблема универсалий)

По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера

Фома Аквинский

Сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей.

8. Философия Возрождения - направление в европейской философии XV-XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

Мишель Монтень - выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.

Джордано Бруно-итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Единицей сущего считал монаду (единое неделимое божество), в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: