Игуменья на горе афон иконы показать. Игумения горы афонской или икона богородицы «экономисса

В этом разделе мы публикуем для вас молитвы иконам Божией Матери, находящимся на Святой Горе, а также афонским святым, которые прославились на Афоне.

Молитва пред иконой Божией Матери “Игумения Святой Горы Афон”

О Едина Пречистая и Пресвятая Владычице Богородице, палато Духа Святаго, всемогущая Заступнице и Ходатаице рода христианскаго! Не отрини мене недостойнаго, грехми душу и тело осквернившаго, очисти ум мой от помышлений суетных, углебающих в пагубе мира сего прелестнаго. Укроти моя страсти и избави мя от грех моих. Подаждь же бодрость и рассуждение уму моему помраченному, да заповедей Божиих делатель искусен явлюся. Огнем любве Божественныя воспламени оледеневшее сердце мое. Паче же Тя молю, Благая Мати, якоже Максиму Кавсокаливиту, испроси и мне непрестанныя молитвы дарование, да пребудет сия во мне потоком, от зноя страстей и скорбей находящих, прохлаждающим и наполняющим, да стяжав мир сердечный помощию Твоею и очистився от скверн греховных покаянием слезным, сподоблюся в будущем веце радости и блаженства причастник быти всех преподобных отец Афонских и всех святых от века Богу благоугодивших. Аминь.

Молитва пред иконой Божией Матери “Иверская”

Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Молитва Иконе Божией Матери «Домостроительнице» («Экономисса»)

О Пречестная Владычице Богородице, Всечестная наша Мати Игумения Афонской горы, всех православных обителей иноческаго жития, во святей горе Афонстей и по всей вселенней сущих! Приими смиренныя моления наша и принеси яко Все щедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию. Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства, мы, окаянные, не возможем совершити свое спасение, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближается жатвы Христовой в день Страшнаго Суда приспе.

Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховной, нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго по плоти жития: яко последний монаси нерадением жития своего уподобятся мирским людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает житием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды: ибо наши святыя обители в прахе пребывают грехов ради наших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос, тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы подклонити.

О сладчайшая наша Мати Игумение!

Собери ны, разсеянное стадо Христово, во едино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

Молитвы иконе Божией Матери “Пантанасса”(“Всецарица”)

Молитва первая

О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонского в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощного Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти сущей с нами молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получивше, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немоществующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую, и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси, Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.

Молитва пред иконой Божией Матери “Скоропослушница”

Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все, еже на пользу, во утешение и спасение коемуждо устрояющи.

Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу и различными образы страждущих утеши; избави, всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веде и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва иконе Божией Матери “Страшное предстательство” (“Страстная”)

Молитва первая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных ис­целение, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные ми­трополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и хри­столюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею чест­ною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на не­видимыя и видимыя враги наша. О Всемило­стивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплемен­ных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетвор­ных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие ра­бом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пре­святым и Благим и Животворящим Его Ду­хом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая Владычице, Гос­поже Дево Богородице! Приими молитву и усердное поклонение пред чудотворною иконою Твоею, милостиво посети смиренныя и грешныя рабы Твоя, не остави нас погибнути в гресех наших, буди Помощнице и За­ступнице всем православным христианам, и в час кончины жизни нашей предстательствуй, о Всенепорочная! Помилуй нас милостию Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа и Твоим Матерним ходатайством удостой избавитися от вечныя смерти. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Живоносный источник”

О, Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, Живоносный Источник Твой, целебные дары на здравие душ и телес наших и на спасение миру точащи, подала еси нам, темже благодарни суще усердно молим Тя, Царице Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбей и болезней освобождение. Подаждь, Госпоже, храму сему и сим людем покровение (и святей обители сей соблюдение), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживем житие, и в будущем веце сподобимся видети Тебе Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего. Ему же слава и держава со Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Живоносный Источник”

Тропарь, глас 4

Днесь притецем вернии к Божественному и цельбоносному образу Пресвятая Богородицы, излиявшия капли своих излияний, и людем верным чудесе показавшия, яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и любезно вопием: исцели наши недуги и страсти, якоже и каркинския и тмочисленныя страсти исцелила еси; темже молим Тя Дево Пречистая, моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего спастися душа нашим.

Тропарь, глас 4

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Молитва перед иконой Божией Матери “Иерусалимская”

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша… И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Отрада” или “Утешение”

Молитва первая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконою Ея «Млекопитательница»

О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая и Милостивая Млекопитательнице! С любовию и благоговением припадающе ко святому и чудотворному образу Твоему, на немже видяще всех Творца и Господа, яко Младенца пречистым млеком Твоим питаема, благохваления и поклонение приносим Ти грешнии и недостойнии раби Твои и слезно молим Тя: не остави нас без Твоея помощи и заступления! Се бо грехми и страстьми разслабленни есмы и гладом духовным погибающе, алчем и жаждем пищи небесныя. Оскуде бо в нас вера, упование благое, любовь и благочестие. Несмысленни и младоумни есмы, зане присно умом и деянми младенствуим, и воли Божией не творим, ниже разумеем, что есть благое или злое. Ты же, о Царице Небесная, Питательница жизни нашея, покровом милости Твоея покрывающая вселенную всю, напитай нас от источника благости Твоея млеком Богопознания, да возрастаим в страсе Божии и смиренномудрии. Ты еси миро, излиянное любящим Тя рабом Твоим, росою молитв Твоих Богоматерних ороси нас, да принесем Богу плоды покаяния и житие нескверное. Укрепи нас малодушных, омраченных грехми просвети, востание страстей наших утоли, ко спасению вечному окорми, немощи естества нашего исцели и не остави до конца погибнути рабы Твоя, Ты бо еси едина Заступница наша и Упование, и вси надеющиися на Тя не постыдятся. Яко да Твоими теплыми молитвами в день Страшнаго Суда Христова избавимся будущаго осуждения и нескончаемыя муки, сподобимся же избранных радости и веселия вечнаго, во еже со всеми святыми воспевати Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава и благодарение, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Афон – Святая гора в Греции со статусом автономного монашеского государства, объединяющего 20 православных монастырей. Святой Афон почитается как земной удел Богородицы, находящийся под ее особым покровительством. Поэтому неудивительно, что мир афонской иконы – это, прежде всего, образы Божией Матери. Многие афонские иконы Пресвятой Богородицы насчитывают тысячу и более лет, и списки с них распространились по всему православному миру.

Не раз являли афонские иконы настоящие чудеса. Считается, что молитва перед к Пресвятой Деве исцеляет тело и душу, приносит в нее мир, укрепляет веру.

Чудотворная икона Богоматери Иверская

История этой иконы из Афона поразительна. В 9 веке, когда царило иконоборчество, когда иконы уничтожали, у одной благочестивой вдовы пытались изъять икону Богоматери. Когда воин ударил икону копьем, с иконы полилась кровь. Женщина с молитвой отнесла ее к морю, пустила по волнам, и икона двинулась по ним стоймя.

Спустя два века монахи из афонского Иверского монастыря вновь обрели икону, и она сама оказалась над вратами обители, за что и была названа «Вратарницей» в дополнение к названию «Иверская».

Празднование — вторник Светлой седмицы.

Икона Божией Матери «Трихерусса» («Троеручница»)

Многие образа здесь известны как чудотворные иконы Афона. К ним относится и Троеручница, принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину. Когда по навету клеветников сарацины отрубили ему кисть руки, он обратился за исцелением к иконе, и произошло чудо – кисть приросла к тому же месту. Св. Иоанн в честь этого чуда сделал кисть из серебра и прикрепил ее к иконе.

Впоследствии образ был подарен архиепископу Сербскому, но, когда на Сербию напали враги, чтобы спасти икону, ее положили на ослика и пустили этого ослика одного, куда глаза глядят. Он сам пришел на Афон к Хилендарскому монастырю. Долгое время спустя после смерти игумена никак не могли выбрать нового, и тогда одному затворнику явилась во сне Богоматерь и объявила, что сама станет игуменьей этой обители. До сих пор ею управляет священноинок-наместник, а икона «Троеручица» стоит на игуменском месте.

У этой иконы Афона своя чудесная история. В 982 году рядом с Кареей в пещере обитали старец с послушником. Когда старец ушел на всенощное бдение, ночью в келью явился неизвестных монах и вместе с послушником стал молиться. Когда же они запели молитву «Честнейшую Херувим», монах добавил к песнопению «Достойно есть…» (и далее, ныне эта песнь так и поется).

Монах по просьбе инока записал эти слова, но не на бумаге, а на каменной плите перстом, которая стала подобна воску. Назвав свое имя – Гавриил, монах исчез. Это был архангел Гавриил.

Икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица»)

По преданию, место для строительства монастыря Патнократор Богоматерь выбрала сама и впоследствии являла немало чудес.

Она почитается как покровительница старчества.

Эта икона получила свое название за быстрое исполнение просьб молящихся. С ней также связано множество исцелений, прежде всего, от падучей и одержимости бесами.

Икона Богородицы «Сладкое Лобзание» («Гликофилус»)

По преданию, эта икона – одна из семидесяти, которые написал сам евангелист Лука. Он изобразил Богоматерь, целующую Младенца Иисуса. Икона не раз являла чудеса. Так, во время Второй мировой войны, когда Греция была оккупирована немцами, в Филофеевском монастыре почти закончилась пшеница, нечем было кормить монахов и мирян-богомольцев, но в надежде на помощь Пресвятой Девы монахи испекли из последней муки хлебы.

Вскоре к монастырю причалил корабль, и капитан предложил в обмен на дрова пшеницу, которую везло судно. Так Богоматерь позаботилась о Своих детях.

Икона Богородицы «Всецарица»

Свойство этой чудотворной иконы — противостоять всяческой магии и колдовству, исцелять от самых страшных недугов.

Так же, как Богоматерь кормит грудью Своего Младенца, она питает и души верующих. С иконой связано немало свидетельств о чудесах.

Свое название монастырь получил от слова «ватопед», в переводе с греческого «куст отрока». Как гласит предание, в 390 году с корабля упал в море юный сын императора Феодосия Великого Аркадий, но по милости Богоматери оказался на берегу и заснул под кустом, где его и нашли на следующее утро.

За скорую помощь христианам монахи Хилендарской обители также называют ее «Скоропослушница».

Это не единственная «Акафистная» икона на Святой Горе. Чудотворные образы с тем же названием есть в монастырях и .

Данных о появлении «Акафистной» (Хилендарской) иконы на Афоне и истории прославления этого образа не сохранилось. Первое упоминание о ней в монастырском предании относится к концу XII века, когда святым Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища и завершено строительство обители. Однако ни в одной из редакций жития святого Саввы подтверждения этому рассказу не содержится. Возможное указание на «Акафистную» икону можно найти в эпилоге «Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручицы» где идёт перечисление чудотворных монастырских икон. В нём указано: «Друга [икона], иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно».

Относительно происхождения названия чудотворного образасуществуют две версии. По мнению епископа Порфирия (Успенского), наименование может служить указанием на иконографию композиций рамы чудотворного образа с изображением сцен Акафиста.Однако более вероятно, что в названии образа запечатлелось воспоминание о чтении перед ним во время пожара Акафиста Пресвятой Богородице.

В 1837 году по неосторожности экклесиарха , забывшего потушить лампады, в соборе Хилендарской обители загорелся иконостас, в котором стояла чудотворная Акафистная икона. Сбежавшиеся на шум пожара иноки упали на колени и стали молиться со словами «Пресвятая Владычица спаси твою икону!». И хотя иконостас едва весь не сгорел, святой образ Богоматери нисколько не пострадал от огня и к утешению насельников Хилендара остался невредимым. Так как перед этой иконой после пожара был прочитан акафист, то она и получила название Акафистной.

Иконографический тип иконы - «Умиление». Богомладенец на ней изображен слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона помещена в серебряный оклад русской работы XIX в., и в раму с живописными изображениями 12 кондаков и 12 икосов Акафиста Богородицы (XVII в.).

В Успенском соборе Московского Кремля находится икона «Умиление» с надписью прочеканенной на поле серебряного оклада 1875 года — «Акафистная Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского». При этом иконография московской иконы отличается от афонской.

Млекопитательница

Икона Божией Матери «Млекопитательница» имеет богатую историю, связанную с именем преподобного Саввы Освященного, в Лавре которого близ Иерусалима она первоначально и находилась. Святой основатель Лавры перед своей блаженной кончиной в 532 году предсказал братии, что Лавру посетит паломник царского рода из Сербии по имени Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и произошло спустя шесть столетий - в ХIII веке.

Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» на Святую Гору Афон и поставил ее в церкви при приписанной к Хилендару кельев столице Афона селении Кариес, которая впоследствии была названа Типикарницей, так как там хранился устав (типик) святителя Саввы.

Интересно, что, вопреки общему обыкновению, святая икона “Млекопитательницы” была поставлена святителем Саввой не по левую, апо правую сторону от Царских врат - месте, где обычно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. На Святой Земле, Афоне, в Греции и России существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания.

Особо прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск, в двадцати верстах от Минска. Эта икона, схожая с афонской, была обнаружена на высоком дереве. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Божией Матери. Икону поместили над царскими вратами и время от времени посредством определенного механизма опускали для того, чтобы богомольцы могли к ней приложиться.

В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

В Одессе список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском мужском монастыре.

Еще одна икона Богоматери, носящая имя Млекопитательницы, находится в на Афоне. Некоторые подробности о ней можно найти в книге Е. Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1914 году: «У нас в России, в Курской губернии, лежал около года один больной. Он был настолько слаб, что не имел никакой возможности двигаться. В 1860 году, когда в Курскую губернию было прислано с Афона изображение Богоматери Млекопитательницы, больной приложился к нему и почувствовал себя здоровым. Рассказывают еще о другом чуде, именно, что в 1862 году, после молитв пред св. иконой Млекопитательницы, один дом дважды был спасен от пожара».

Попская

Некогда один еретичествующий иерей , Бог весть с каким, только во всяком случае не с хорошим намерением, притворно объявил себя православным и поступил в число братии в Афонскую Хилендарскую обитель. Там он оставался некоторое время, тая в своем сердце от людей свои злоумышления. С виду благочестивый, исполняющий все предписания монастырского устава, исправно присутствующий при богослужении и, по-видимому, молящийся, он, этот еретичествующий иереи, казался многим, его видевшим, если не праведником, то по крайней мере христианином, достойно носящим это высокое имя и еще более возвышенное имя иерея, руководителя других христиан-мирян. Это и естественно, ибо взор человеческий не проникает в глубины сердец других людей и останавливается только на внешности. Что скрывается за этой внешностью? Какие тайные мысли скрываются за этой видимой оболочкой? К какой цели стремится человек? Согласуется ли его видимая, внешняя жизнь с его внутренними, невидимыми желаниями? Все это не дано знать человеку. Но еретичествующий иерей дошел, очевидно, до ослепления: он забыл, что, если ему удалось скрыть свои нехорошие намерения от людей, то он не может скрыть их от Всеведущего Бога, Которому известны все тайны человеческих сердец и от Которого ничто не может утаиться.

Прежде чем были приведены в исполнение тайные намерения еретичествующего иерея, Пресвятая Дева, Матерь Бога Всеведущего, призрела с высоты жилища Своего и в праведном Своем гневе скоро потребила с лица земли этого волка в одежде овчей: неся в крестном году Попскую икону Богоматери, этот иерей неожиданно упал в море во время водосвятия и утонул.

С тех пор ту чудотворную икону всегда носят во время крестных ходов и водосвятия, а так как носят ее при этом непременно иереи, то сербы и усвоили ей это простосердечное название «Попская». Вот одно из объяснений, откуда произошло такое своеобразное наименование данной иконы Богоматери.

Существует, однако, еще и другое объяснение наименования этой иконы Попской. Этот чудотворный образ считается покровителем певчих, почему и перстосложение у Божественного Младенца на нем изображено такое, каким обыкновенно начальник хора подает знак к пению. А так как у греческих церковных певцов искусство нотного пения и вообще нотная наука называлась в древности поповским искусством, то и икона получила название «Попская».

Попская икона Богоматери находится в монастырском соборном храме, при колонне у левого клироса. Перед этой чудотворной иконой Небесной Владычицы всякий служащий иерей после каждой службы делает отпуст, то есть произносит слова: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!»

Экклесиарх - человек, который заведует в монастыре порядком богослужения.

Расказ о Попском образе Пресвятой Богородицы приводим по книге Е. Поселянин «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" (1914).

Перед иконой молятся о защите от несчастных случаев, эпидемий, просят успешно завершить трудные дела. Перед этим образом молятся о прощении особо тяжких грехов. Икона известна многочисленными исцелениями, которые Богородица дарует страждущим и немощным.

Предание повествует, что в X веке икона Пресвятой Богородицы «Милующая» находилась в пещере некоего старца, проживавшем с послушником неподалеку от столицы Афона города Карея. В результате следующих событий добавилось еще название «Достойно есть».

Однажды под воскресенье старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома, получив от старца благословение совершить службу дома.

Само название говорит об особенной силе Богородицы. Перед иконой молятся об исцелении от тяжких телесных и душевных недугов, о защите от колдовства. Господь по молитвам Богородицы дарует этому образу особенную благодать: исцелять и утешать онкобольных. Молятся об избавлении от зависимостей (алкоголизма, наркомании и игромании).

Чудотворная икона «Всецарица» находится на Святой Горе Афон в Ватопедской обители. Списки с иконы разошлись по всему Православному миру и также прославились чудесами и святостью.

Икона написана в XVII веке и являлась благословением известного старца Иосифа Исихаста своим ученикам. Сохранился рассказ старца об этой иконе.

Перед иконой молятся о даровании душевного мира, в скорби и печали, а также об исцелении от тяжелых заболеваний. Названа «Утешением», потому что дарит радость души и отраду в сердце.

Икона Божией Матери «Отрада и Утешение», находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы древнего Ватопедского монастыря.

Эта икона прославилась на Афоне тем, что однажды ожила и себя переписала. Оригинал иконы – это фреска, которая была написана на стене в притворе храма. Согласно преданию, некий игумен однажды услышал голос от иконы: «Сегодня не открывайте врата монастыря, вместо этого поднимитесь на стены и прогоните разбойников». Игумен повернулся к иконе и увидел, как Иисус Христос закрывает ладошкой уста Богородицы, говоря Ей: «Не надо заботиться об этом грешном стаде, оставь их. Они погибнут от меча пиратов, ибо умножились беззакония в этом монастыре».

Икона известна на весь мир многочисленными исцелениями от бесплодия. Дети молятся за родителей, а родители – за детей. Просят о даровании здоровых детей, помощи найти свое предназначение в жизни, об укреплении веры.

По преданию, чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Гликофилусса» («Сладкое лобзание») принадлежит к одной из 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой. На обороте оригинала изображено Распятие Иисуса Христа. Выражение Ее лица печальное, в глазах отображается боль, которую Она чувствовала, видя Распятие Своего Сына...

Перед иконой молятся о защите от врагов, угрожающих благополучию в доме. Просят об исцелении заболеваний рук, ног, глаз. Богородица покровительствует тем, кто занимается ремеслами.

История этой иконы Богогодицы тесно связана с судьбой преподобного Иоанна Дамаскина - защитника православия и святых икон.

В 717 году император Лев Исавр вступил на византийский престол и через десять лет своего правления начал процесс иконоборчества. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания. Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость Льва Исавра, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете...

Перед иконой молятся об избавлении от скорби и печали, злых помыслов и деяний, об умножении плодородия земли, о помощи земледельцам, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых жизненных обстоятельствах. Возносят молитвы о защите дома от пожара и злых духов.

В IX веке близ города Никея во время царствования императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) некая благочестивая вдова, проживавшая с сыном, хранила дома заветный образ Божией Матери. Скоро об этом стало известно. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону. Тогда один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Испуганные произошедшим чудом, воины оставили дом. Во избежание возможного поругания святыни, женщина пошла к морю и опустила икону в воду, полагаясь на Божий промысел; образ стоя двинулся по волнам...

Перед иконой молятся об обретении смысла жизни и духовного наставника, а также о благочестивой паре. Иконой благословляют будущую жену как хранительницу семейного очага.

Святая Афонская Гора, которую называют монашеской республикой, изобильно процвела добродетелью и потому является величайшей святыней христианского мира. А Пресвятая Богородица - ее Великая Игуменья.

Впервые образ «Игуменья Святой горы Афонской» был создан в бывшей русской келии святителя Николая Чудотворца на Афоне (сегодня относится к монастырю Хиландар) в начале ХХ века. Икона была написана по заказу греческого губернатора Афона. В ковчеге оригинала иконы находятся частицы Креста Господня и мощей святых.

Святому Георгию молятся о заступничестве за воинов, о безопасности их жизни на поле боя. За хороший урожай, о здоровье скота, а также о защите угодий от стихийных бедствий. Просят об изгнании лукавых духов, защиты от магов и злых людей.

Оригинал иконы – нерукотворный, находится в афонском монастыре Зограф.

Три брата Моисей, Аарон и Иоанн построили на Афоне небольшой храм, но не знали, в честь кого из святых его освятить и какую храмовую икону написать. Тогда они обратились к Богу. Всю ночь монахи пребывали в молитвенном подвиге. Утром, войдя в храм, с удивлением увидели сияющий образ святого Георгия Победоносца на подготовленной для написания храмовой иконы доске. Они поняли, что Бог исполнил их прошение и храм был освящен в честь этого святого...

Перед иконой молятся об исцелении и защите. Это связано с почитанием Архангела Михаила как победителя злых духов. Просят защитить от воров, стихийных бедствий, войн. Избавить от скорбей и искушений. Архангел Михаил – покровитель города Киев.

На Афоне главный храм монастыря Дохиар основан во имя Архангелов. Главный праздник монастыря посвящен празднованию памяти Архистратига Божьего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

Архангел Михаил (на древнееврейском «Микаэл» буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу») – ангел, который упоминается в ряде библейских книг. В переводе с греческого «ангел» означает «вестник», а префикс «архи» - «старший». Традиция передает имена семи архангелов, главный из которых Михаил. Его называют еще «архистратиг», что в переводе с греческого означает «верховный военачальник»...

Перед иконой молятся, когда необходима неотложная помощь и в растерянности. Просят об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты. Молятся о плененных и заключенных. Помимо физического прозрения Богородица дарует и духовное.

Этот древний чудотворный образ находится в Афонском монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила...

Родился свт. Николай во второй половине ІІІ века в городе Патара Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова) в благочестивой семье Феофана и Нонны, людей благородных и весьма зажиточных. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына.

Наблюдая за богоугодной жизнью святого Николая, его родной дядя епископ Патарский Николай возвел племянника в сан священника. Получив после смерти родителей богатое наследство, святитель отдал его на дела милосердия. После смерти архиепископа Мир Ликийских по воле Божьей свт. Николай принял сан епископа. Перед этим событием он видел чудесное видение: ночью ему явился Спаситель и подал Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богогородица - омофор...

Перед иконой молятся об улучшении материального и финансового состояния, когда находятся в поиске работы. Также просят о достатке в семье, избавлении от душевной печали.

В X веке великий подвижник старец Афанасий основал на Афоне Лавру. Однако вскоре из-за сильного голода всем инокам пришлось покинуть обитель в поисках другого пристанища. Остался один старец-игумен Афанасий, но и сам он в скором времени вынужден был уйти.

С железным посохом преподобный Афанасий отправился в путь, но вдруг увидел идущую навстречу ему Женщину под голубым воздушным покрывалом. Старец удивился: откуда могла появиться здесь женщина, если вход им на Афон строго воспрещен? Однако Женщина сама спросила его о том, куда он идет. В ответ св. Афанасий задал Ей вопросы: «Кто Ты и как сюда зашла? И зачем Тебе знать куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок». В ответ услышал: «Я знаю твое горе и помогу тебе. Но прежде расскажи мне куда ты идешь»...

Икона написана для обители попечением архиепископа Евлогия (ныне митрополит Владимирский и Суздальский) на Афоне.

Вот как описывает принесение иконы в пустынь Владыка.

«Большой радостью обители стала икона Божией Матери под названием совершенно новым из всех ранее известных «Игумения Святой Горы Афон», доставленная из Греции, со Святой Горы, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Теперь этот святой образ Богоматери живо утверждает веру насельников обители о каком-то особом небесном попечении из жития, нелёгком в своих буднях среди бушующего в страстях мира. Что-то близкое и подобное можно видеть в прихождении этой афонской иконы Богоматери на это историческое место, некогда освящённое тоже святой иконой Её Рождества, ставшее монашеским уделом.

У афонской иконы есть своя интересная история. Это действительно новая по своему содержанию и происхождению икона написана греческим иконописцем афонского монастыря схимонахом Паисием. Автор письма смело поставил Богоматерь с игуменским жезлом над всем монашеским островом в присутствии двух русских иноков – преподобных Антония и Силуана, ярко начертав мысль для молящихся о денно-нощном Её стоянии пред Богом за тех, кто стремится к спасению души как самому святому делу жизни. Путь с Афона в Россию, в Лукианову пустынь был для этой иконы удивительно светлым.

Организовал переправку святой иконы по морю и по воздуху настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон (Смирнов). Он увидел чудо этой иконы. На отдельном рейсе корабля под названием «Скоропослушница» она предпочла пройти по морю от Святой Горы до пристани города Уранополиса, оставив типовой и пассажирский рейс, всегда шумный и не совсем благоговейный. В Москве встречали святую икону большим составом монашеских общин Владимирской епархии как видимое благословение Богоматери для них. Не передать всех чувств, всего трепета сердец от увиденного святого образа Богородицы, красно и прямо пасхально написанного молитвой и любовью афонского инока. Здесь же заключили образ в киот с цветами. Полились первые моления перед Той, которая явилась со Святой Горы, дабы укрепить ищущих небесного покоя души. Во Владимире произошла небывалая встреча иконы его горожанами, начиная с первых его лиц. В течение месяца «Игумения Святой Горы Афон» обходила все монастыри епархии и крупные города, встречая огромное почитание горячее благоговение людских сердец.

По обителям службы проходили в ночь, обращающуюся в молениях в день для души, не знающей земного времени. Трудно охватить все случаи с людьми, увидевшими изменения в своей жизни от обращений и молений своих к Богоматери. Последней остановкой и окончательной для иконы, доставленной из города Киржача, стала Лукианова обитель. С крестным ходом, с братским пением образ Богоматери 25 октября 1999 года внесли в Богоявленский храм монастыря, украсив его небесной красотой Невесты Неневестной».

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). Журнал Владимирской епархии «Свет истины» №2 за 2001 г. С. 16-18. «Первый в епархии».

Ныне икона располагается возле мощей прп. Лукиана в деревянном резном киоте. В монастыре установлена традиция ежевоскресно совершать перед ней чин молебенного пения (параклисис) перед началом воскресной литургии.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: