Икона алексий человек божий 17 век. Молитва перед иконой Алексия Московского

Икона Святого Преподобного Алексия, человека Божия (день памяти 30 марта) направляет на праведный путь, помогает не привязываться к материальным благам и земным удовольствиям, не забывать о Боге.

Обращаясь к образу Преподобного Алексия, можно получить помощь в преодолении пагубных пристрастий и зависимостей, обретении решимости изменить свою жизнь в сторону духовного совершенствования.

Не убеждает ли нас жизненный опыт в том, что привязанность к телу, различным благам мира заставляет людей совершать злодеяния? Потому в наше время особенно ценен пример подвижников, которые силою духа стали выше земных привязанностей, мелких интересов и круто изменили свою жизнь во имя высших духовных стремлений.

В православных храмах икона Преподобного Алексия, человека Божия всегда помещалась рядом с образами самых почитаемых подвижников. Поклонение этому святому было особенно заметным во время правления русского царя Алексея Михайловича, который безмерно чтил своего небесного покровителя.

К образу Святого Алексия, человека Божия обращаются с молитвой о выздоровлении при душевных и физических заболеваниях. Его икона убережет от последствий тяжелых недугов, избавит от страха перед испытаниями судьбы, облегчит смиренное принятие непростых жизненных перемен.

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его.

Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Таре (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексии написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана — человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

Молитва перед иконой Алексея Божьего человека

О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой Алексий родился в конце IV века в семье римского сенатора. Принципы жизни этого семейства были исключением из норм жизни Римской империи того времени, протекавшей в праздности и стремлении к роскоши. Евангельские заповеди воздержания, добротолюбия, благочестия соблюдались лишь немногими. Родители Алексия, Евфимиан и Аглаида, люди богатые и знатные, отличались добрым нравом и милосердием. Они всегда помогали бедным и привечали странников. Долгое время супруги не имели детей, очень скорбели об этом и молились Богу о родительском счастье. Бог внял их молитвам и даровал им сына, которого нарекли Алексием.

Мальчик с детства выделялся кротким характером, замечательным умом, чувствительным сердцем и имел особое стремление к духовной жизни: молитве, посту, церковным службам, чтению духовной литературы, посещению святых мест. Родители радовались таким склонностям сына, но боялись, что он может уйти в монастырь. Они решили женить его на красивой девушке из царского рода, надеясь, что этим им удастся удержать сына в миру.

Но не о семейном счастье думал Алексий. Видя падение нравов в Риме, он готовился к жизни христианского подвижника. Однако, видя огорчение отца и матери, он, как любящий сын, решил исполнить их просьбу. Молодые были тожественно обвенчаны в церкви Мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме. В тот же день вечером Алексий сказал молодой жене о своем твердом решении посвятить жизнь Богу и, переодевшись простолюдином, тайно ушел из дома. Такой поступок дался ему нелегко. Он скорбел о разлуке с родителями и супругой, но стремление к духовному подвигу было сильнее этих чувств. Он молился, чтобы ему, знатному римлянину, обладателю несметных богатств и тысяч рабов, на себе самом перенести все скорби, унижения и страдания, которым подвергался в Риме последний раб. Ему хотелось самому испытать всю вековую неправду железного Рима и искупить ее.

Алексий сел на корабль, отправлявшийся в Малую Азию. Прибыв туда, он посетил города Лаодикию и Колоссы, с которыми связана память об апостоле Павле, а далее его путь лежал в Палестину и Египет. Странствуя по Святой земле, он молился, чтобы Господь благословил его на жизнь лишений и подвигов во славу Его. После этого Алексий прибыл в город Эдессу, где хранилась плащаница с Нерукотворным Образом Господа.

Соприкосновение с великой святыней так вдохновило его, что он решил остаться в этом городе. Раздав последние деньги, надев рубище, он стал вести жизнь бездомного нищего, прося милостыню на паперти храма Пресвятой Богородицы, пребывая день и ночь в непрестанной молитве. Это было началом подвига, который он сам избрал себе. Алексий решил быть отшельником среди людей, являть собой пустыню среди шумной суеты города. Он отверг все заботы об удобствах жизни, вкушал только хлеб и воду. Если получал милостыню, то разделял ее с другими нищими, наиболее нуждающимися. Душою своею Алексий постоянно стремился к Небу, но очи его были всегда потуплены к земле. Так он прожил семнадцать лет.

Жители Эдессы привыкли к нищему, отмечая, что никто усерднее его не молился и никто не был смиреннее его. Однажды церковному сторожу во сне явилась Богородица и открыла, что нищий Алексий, стоящий при храме, есть человек Божий, который достоин Небесного Царствия. После этого видения, ставшего известным всем, горожане стали относиться к нищему с особым почитанием. Вскоре после этого тайная святая жизнь Алексия сделалась известна всем горожанам, они спешили видеть угодника и выразить ему свое уважение. Но слава от людей смущала сердце подвижника, он тяготился этими почестями. И Алексий решил продолжить свой подвиг в другом месте.

Он тайно оставил Эдессу, сев на судно, которое отправлялось в Киликию. Однако в пути неожиданно разыгралась буря, и море вынесло судно к берегам его родной Италии. Святой Алексий, узрев в этом Промысел Божий, пошел к отчему дому, надеясь остаться неузнанным, ведь от многолетней суровой жизни его облик очень изменился. Встретив отца своего, он попросил у него приюта. Тот, не узнав сына, проникся сочувствием к бедному страннику, предоставил ему место в сенях своего дома и велел носить пищу с хозяйского стола. Алексий остался жить в родном доме. Слуги из зависти часто оскорбляли нищего, смеялись над ним, но он принимал все издевательства молча и смиренно. Также с великим терпением он переносил страдания, сжимавшие его сердце при виде плачущих о нем родных. Алексий незримо жил своей внутренней, духовной жизнью, питаясь лишь хлебом и водой, в неустанной молитве за людей. Так прошло еще семнадцать лет. Только почувствовав приближение смерти, святой написал письмо, в котором подробно изложил свою жизнь и оставил доказательства, подтверждающие его личность.

В тот день Папа Римский Иннокентий совершал Божественную литургию в соборной церкви Святых Апостолов. Император Гонорий и множество народа присутствовали на богослужении. Вдруг в конце службы послышался чудный глас из алтаря: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Люди стали с молитвой просить указать, где искать этого человека. И получили ответ: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и Папа Римский Иннокентий пришли в дом Евфимиана и рассказали о случившемся, но хозяин дома не знал, о ком идет речь. Один из слуг напомнил о нищем, живущем под лестницей, который много молится и постится. Все поспешили туда и увидели бездыханное тело святого. Лицо его сияло небесною благодатью и было подобно лицу ангела. В руке подвижника было зажато письмо. Из него все узнали, кем был человек Божий. Родители и супруга с рыданиями припали к телу вновь обретенного сына и мужа.

Чтимая икона прп. Алексия, человека Божия.
Храм иконы Божией Матери
"Всех скорбящих радость". Москва
Тело преподобного Алексия вынесли на главную площадь города, и от него стали происходить чудесные исцеления: слепые прозревали, слабоумные обретали разум, немощные начинали ходить. Перед погребением тело святого отнесли в собор, и в течение целой недели шел к нему поток людей, пока все страждущие не смогли прикоснуться к мощам и почтить память подвижника.

Значение иконы

На Руси Житие преподобного Алексия, человека Божия начало широко распространяться с X века и стало одним из самых любимых. Этот нищий праведник стал для русских людей символом отказа от преходящих земных материальных благ, образом смирения, кротости и нестяжательства.

Известный афонский старец Иосиф Исихаст говорил, что у настоящей праведности нет колокольчика, который бы звонил и привлекал к себе внимание. Настоящая праведность всегда смиренна, она не выставляется напоказ, и узнать о силе этой духовной жизни люди часто могут лишь после смерти святого.

Как в Европе, так и на Руси святой Алексий стал героем многочисленных духовных стихов. Ему была посвящена кантата Римского-Корсакова. В известном литературном произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» история преподобного Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин. Множество иконописцев в разные века стремились запечатлеть образ великого подвижника.

В наше время, возможно, кто-то расценил бы поступок святого Алексия как шаг сумасшедшего. Почему он делает такой решительный и бесповоротный выбор: тайно уходит из дома, где его любят, чтобы проводить суровую жизнь бездомного странника? Понять это можно, вспомнив о том, что уже в юности святой Алексий достиг духовных высот и стяжал благодать Божию. Он понимал, что, проводя жизнь в миру, ему будет сложно сохранить главное сокровище, которое он обрел, – сокровенную жизнь с Богом. Небесные дары несравнимо выше земных благ, поэтому для человека, познавшего радость связи с Высшим, выбор очевиден.

Святой Алексий примером своей жизни явил миру великие уроки. Он стал отшельником среди людей, чуждым соблазнов среди возможных искушений, стал человеком Божиим среди забывших Бога. Он явил достоинство души человеческой среди презираемой людьми нищеты и показал, что и в этих бедных созданиях, в которых сильные мира сего едва ли видят образ человека, могут проявиться благодать и великая сила Божия.

Сильны болезни нашего времени, но сильны и противодействия этим болезням – нравственные подвиги святых, просиявшие в веках. Велики лишения, которым они добровольно подвергали себя во имя высших духовных стремлений, чтобы явить миру торжество духа над временными мирскими удовольствиями.

Преподобный Алексий, человек Божий (Греч. ̓Αλέξιος ὁ ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ) (около 411). Один из самых почитаемых в православном мире святых.
Память 30 марта по новому стилю / 17 марта по старому стилю (в западной традиции - 17 июля, в сирийской - 3 ноября).

Житие
Родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого "защитник"). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью". Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.
Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.
Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: "Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его". Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изошел глас: "В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите". В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.
Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года, когда и празднуется память преподобного Алексия, человека Божия.

Житийная традиция
Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития преподобного Алексия не называет его имени, и повествует лишь о бегстве святого из Рима и пребывании в Эдессе. После 17 лет проведенных в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни человека Божия, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412-435), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине V - в начале VI века.
Дополнение к этому житию составило греческое сказание, получившее известность ранее IX века в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя — Алексий. Согласно этому сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.

На основе этих ранних сирийского и греческого житий была создана (вероятно, около X века) вторая сирийская версия, в которой совмещение двух сказаний привело к указанию на «двойную смерть» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (не упомянутое в Константинопольской традиции). В первой арабской (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к Константинопольской и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В X веке появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста. Кроме того, известны несколько греческих версий, а также ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен Алексия человека Божия и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).
Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (немецкая, старофранцузская, провансальская, древненорвежская), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегрузинская и древнеармянская). С западной житийной традицией тесно связаны «песни» Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в XI века в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга). На Западе Алексий человек Божий считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением.

Почитание и мощи
Если на Востоке почитание преподобного Алексия стало распространятся уже с V-VI века, то на Западе почитание Алексия человека Божия не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к X веку. Его широкое распространение связывают с приездом в 977 году в Рим изгнанного со своей кафедры митрополита Дамасского Сергия. Получив от папы храм святого Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, Алексий человек Божий венчался накануне своего бегства из дома), митрополит Сергий основал там монастырь для греческих и латинских иноков, с 987 года упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и Алексия человека Божия. В 1216 году здесь было объявлено об обретении мощей Алексия человека Божия и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора святого Петра, где, по одной из версий жития, святой был погребен.
В средневековом Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник русской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (здание не сохранилось).
В греческом монастыре Святая Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава Алексия человека Божия, по преданию подаренная этой обители императором Мануилом II Палеологом в 1414 году. Алексий человек Божий почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 году албанцы разграбили монастырь и продали святую главу в Ларису, где по прошествии нескольких лет ее нашел игумен Лавры Анфим и вернул в обитель.

На Руси, в новгородском соборе Святой Софии, находилась рука Алексия человека Божия, похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII века. В описи Софийского собора 1749 года значится серебряный позолоченный ковчег с мощами Алексия человека Божия, находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат. В настоящее время мощей Алексия человека Божия в Софийском соборе нет.
Как и в Европе, на Руси Алексий человек Божий стал героем многочисленных духовных стихов. Почитание святого было особенно заметным в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был Алексий человек Божий. В 1662 году к дню памяти святого был приурочен выпуск в свет четвертого издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексию человеку Божию. В правление Алексея Михайловича была написана и издана в 1671-1674 годах служба Алексию человеку Божию.
Однако, несмотря на широкое почитание Алексия человека Божия на Руси, известно не столь много храмов, освященных в его честь. В Москве около 1358 года был основан женский монастырь во имя Алексия, человека Божия, который первоначально находился на Остоженке, в 1547 году переведен «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), в 1837 году — в Красное Село (здание церкви во имя Алексия человека Божия 1853-1858 годов сохранилось, в нем ныне находится Дом детского творчества).

В 1642 году в подмосковном селе Алексеевском (ныне в черте Москвы, рядом со станциями метро «ВДНХ» и «Алексеевская») был воздвигнут храм во имя Алексия человека Божия; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1682 году рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека Божия (конец XIX-начало XX века).
В 1855 году на втором ярусе колокольни московского Страстного монастыря была освящена церковь во имя Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и Алексия человека Божия при церкви Успения на Торгу (1399) и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с 1340 года; во Пскове — храм во имя Алексия человека Божия в Среднем городе (построен до 1697 года); в Твери — надвратный храм Желтикова в честь Успения Богородицы монастыря (1609); в Вологде — надвратный храм Горнего Успенского женского монастыря (не позднее нач. XVIII в.); в Суздале — придел Петропавловской церкви близ Покровского монастыря, построенный на средства опальной царицы Евдокии Лопухиной. В Курской епархии существует женский монастырь Алексия, человека Божия.

Исследование
Изучение агиографической традиции, связанной с Алексием человеком Божиим, началось с первой научной публикации латинского жития болландистами в ActaSS. Тогда было замечено, что в приведенной там же в латинском переводе арабской версии отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой назван не по имени, а Мар Риша (сир.— «господин князь»).
Г. Массман и Д.В. Дашков исходили из того, что сказание об Алексии человеке Божием имеет Константинопольское происхождение и источником его является канон прп. Иосифа Песнописца. Признанное ныне мнение о первичности древнейшей сирийской версии жития впервые высказали в 1889 году Г. Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ безымянного «человека Божия» в высшей степени характерен для сирийского понимания святости.
Особую проблему представляет отношение византийского сказания об Алексии человеке Божием к сказанию о прп. Иоанне Кущнике. Основные события сказания об этом святом, жившем в Константинополе в первой половине V века, совпадают с житием Алексия человека Божия — побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме не узнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом, однако житие Алексия человека Божия далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна.

Древнейшая славянская пространная версия жития, восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций, была переведена к конце XI века и вскоре получила распространение на Руси. Вторая славянская редакция сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского, вторично переведено в первой половине XIV века (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI веке древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам, а также краткое житие включены под 17 марта в Великие Минеи Четьи. Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в 1659 году Арсением Греком, печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (начиная с 1660). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского повествование об Алексии человеке Божием, основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги, использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия. Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII веку, лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.
Существуют также юго-западнорусские переводы и переработки жития Алексия человека Божия, восходящие к латинским оригиналам. В XVII-XVIII веках появились переводы жития Алексия человека Божия на украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.

На Руси одно из ранних изображений Алексия человека Божия имелось в росписи конхи жертвенника церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где Алексий человек Божий и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение»; во фресках 1378 года Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине Алексий человек Божий представлен в рост в помещении жертвенника на восточной грани северо-восточного столпа; в церкви Успения на Волотовом поле, 80-е годы XIV века,- в диаконнике на восточной грани юго-восточного пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в церкви Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На возду́хе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 года (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ Алексия человека Божия у северной стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание» с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре Алексия человека Божия; рядом с Алексием человеком Божиим представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547-1551 годов Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ Алексия человека Божия на северной грани юго-восточного столпа также включен в ряд изображений святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на северной стене вимы, представлен свт. Алексий, митрополит Московский.

Преподобный Алексий, человек Божий, своим примером показал образец людской терпимости и смирения в течение многих лет своей жизни.
Алексий поможет в поиске праведного жизненного пути, он помогает людям не забывать о Боге и не привязываться к материальным благам и земным удовольствиям. Ведь именно эти пристрастия- самый главный корень зла на Земле.
К образу Святого Алексия, человека Божия обращаются с молитвой о выздоровлении при душевных и физических заболеваниях. Он поможет уберечь от последствий тяжелых недугов, избавит от страха перед испытаниями судьбы, облегчит смиренное принятие непростых жизненных перемен.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЕГО

Преподобный Алексий, человек Божий, родился (в IV веке) в Риме в богатой семье. Его отец, Евфимиан, был крупным чиновником, он отличался добротой, милосердием к больным и страждущим, и часто устраивал у себя дома благотворительные обеды для бедных людей.
У благочестивых супругов долго не было детей, но Бог смилостивился и послал им сына, которого нарекли Алексием (в переводе с греческого «защитник»). На радость родителям, ребенок рос здоровым и прилежным в учебе.
По достижении совершеннолетия Алексий должен был вступить в брак. Родители выбрали ему девушку царской крови, очень красивую и богатую. Сразу же после свадьбы, святой Алексий отдал молодой жене свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью ». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.
На корабле Алексий прибыл в Лаодикию Сирийскую, здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.
Родственники святого Алексия, расстроенные его исчезновением, организовали поиски. Их слуги были и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы, даже подавали милостыню святому Алексию, но не узнали его. Через какое-то время поиски прекратились. Родные, скорбя и тоскуя, смирились с его пропажей и положились на волю Божию.

Семнадцать лет преподобный Алексий находился в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая однажды явилась во сне церковному служителю и открыла ему, что нищий Алексий есть человек Божий.
Через какое-то время жители Эдессы стали почитать его за святого и тогда Алексий решил покинуть город. Он задумал направиться в г. Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором находился преподобный Алексий, попал в шторм и сбился с курса. Долго находились они в пути, пока наконец, изможденные путники не пристали возле Рима.
Святой Алексий, поняв, что это промысел Божий, направился к дому отца своего, он был уверен, что его не узнают.
Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о родных его, пребывающих в странствии. Тот радушно принял нищего, дал ему ночлег в сенях своего дома, велел кормить его едой с хозяйского стола, и даже приставил слугу для помощи ему. Многие слуги стали завидовать этому нищему, оскорбляли его, делали гадости, но преподобный Алексий считал эти козни дьявольским наущением, не реагировал на них. Он даже принимал все их издевательства со смирением и радостью.
Как и ранее, он питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так он прожил еще семнадцать лет. Когда приблизился час его кончины, преподобный Алексий написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра произошло чудо. От святого престола изшел глас свыше:

«Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его».

Весь народ в ужасе и восторге пал ниц, а в четверг вечером в соборе молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас:

«В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите».

Тогда же, в храме находились римский император Гонорий (395–423) и папа римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к отцу Алексия, Евфимиану, но тот ничего не смог пояснить. Тогда слуга, который был приставлен к святому Алексию, рассказал всем о его праведности. Евфимиан направился к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. А в руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали.
Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта (по старому стилю) 411 года.
Мощи святого были обретены в 1216 году, его житие с древних времен стало одним из самых любимых на Руси.

ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ

Ублажаем тя, преподобне отче Алексие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

ВИДЕО

Икона Алексия человека Божьего представлена всеобщему обозрению на нашем сайте.
В четвертом столетии жили супруги Евфимиан и Аглаида. Евфимиан со своей супругой ежедневно принимал и кормил в своем доме бедных сирот, вдов и странствующих людей. Ежедневно просили они у Господа послать им сына, потому что уже много лет они ждали появление ребенка. И вот наконец-то у них появился сын, которого нарекли Алексеем. Родители желали, чтобы их сын вырос благочестивым и добрым, для этого приложили все свои усилия.

Алексий был скромным, соблюдал посты и часто молился. Когда он достиг совершеннолетия, родители решили женить сына и выбрали ему невесту. Алексей обвенчался с невестой. В первую же брачную ночь Алексей протянул свой золотой перстень своей супруге со словами: “Храни это, и Бог да будет между мной и тобой до той поры, пока благодать Его не устроит в нас нечто новое”. Промолвив это, Алексей ушел. Одел одежду бедняков, и, взяв немного денег, покинул отчий дом.

Алексий скитался по многим странам и прибыл в город Эдессу, где находился нерукотворный образ Господа. Алексий стал жить возле храма Пресвятой Богородицы. В течение 17 лет день и ночь Алексий молился Господу, по воскресениям причащался Святых Тайн.

За это время многие жители Эдессы познакомились с Алексием, который отличался своим духовным богатством. Однажды служителю храма во сне явилась Матерь Божия и сказала, чтобы он привел в ее храм Человека Божия, потому что «молитва его доходит до Бога, и как венец на голове царской, так на нем Дух Святой». Служитель храма удивлялся, кто же есть этот Человек Божий, но во втором видении Матерь Божия указала на Алексея, сидящего у храма. После этого Алексея стали прославлять и ставить в пример. Алексей решил сбежать от суеты и ушел из храма. Во время шторма корабль, на котором находился Алексей, прибило к берегам Рима, где жили его родные. Алексей шел из церкви и встретил по пути своего отца. Отец не узнал сына. Алексей попросил угол в его доме и отец согласился. Здесь Алексей молился, каждое воскресенье причащался. 17 лет Алексей прожил в доме своих родных, при этом никто даже и не догадывался об этом. Перед приближением смерти Алексий написал письмо. В нем он рассказал о своей жизни со дня разлуки с родными.

Во время служения литургии в храме раздался голос, который сказал искать Человека Божьего в доме Евфимиана. Придя в дом к Евфимиану, папа Иннокентий и царь Гонорий вместе с Евфимианом увидел бездыханное тело нищего, но лицо его сияло и благоухало. В руках его царь увидел хартию. Он взял ее и прочел. Из письма все узнали, что нищим был сын Евфимиана. Родичи долго скорбели о том, что так и не узнали раньше Алексея, который достиг великой святости.
Святой Алексей Божий Человек и икона считаются святыми с того самого времени.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: