Index php showuser золотая икона святой дмитрий. В чем помогает Дмитрий Солунский? В чём помогает икона Дмитрия Донского

> икона Святого Дмитрия Донского

Икона Дмитрия Донского

Великого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского канонизировали в лике Святых в 1988 году - в честь тысячелетней годовщины крещения Руси его великим предком, Святым Владимиром Крестителем . Святой Дмитрий Донской в историю России вошёл как успешный продолжатель объединения земель и княжеств вокруг Московского княжества. Кроме того, в истории Российского государства навсегда останется память о Куликовской битве, где Святой Дмитрий Донской и его войска дали отпор войскам Золотой Орды, положив тем самым начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига. На иконе благоверного князя Дмитрия Донского Святой изображается в богатом княжеском одеянии, с мечом в одной руке и смиренно поднятой другой рукой, застывшей в жесте "ладонь праведника". Тем самым раскрывается характер Святого Дмитрия - он почитал Христа и был великим воином.

Отцом Дмитрия был Иван Второй Красный Рюрикович, правнук великого воина, мудрого дипломата и успешного правителя - государственника Александра Невского . Иван Красный умер когда Дмитрию Донскому было девять лет. На маленького мальчика свалилась огромная ответственность - ему предстояло управлять Московским княжеством, набиравшим силу и ставившего себе целью подмять под себя все другие княжества. Как показывают исторические хроники, на Дмитрия Ивановича Донского и принимаемые им решения с самых первых дней воцарения на княжеском престоле сильно влияли Святой чудотворец Киевский митрополит Алексий и честолюбивые московские бояре. В это время внутри Золотой Орды, которой княжества Руси платили дань, началась так называемая "великая замятня" - междоусобная борьба между наследниками и родственниками за ханство, начавшаяся со смертью Бердибека, вылившаяся в частую смену правителей. В результате неявки представителей умершего Ивана Красного за получением ярлыка на княжение в Сарай - Бату, столице Золотой Орды, московское княжение получил Дмитрий Константиновичу, суздальского князя. Но влиятельнейшие московские бояре не желали сдавать свои главенствующие позиции, и в возрасте 11 лет Дмитрий Донской отправился вместе с ними за ярлыком на княжение. В тот момент ханская власть разделилась между сарайским ханом Мурадом и любимцем грозного Мамая Абдуллой. Воспользовавшись неразберихой в разграничении полномочий между двумя правителями, Дмитрий Донской и москвичи смогли получить княжеский ярлык на юного князя от первого из них, хана Мурада. Так Дмитрий Иванович стал московским князем. Через два года после получения ярлыка Дмитрий, его родной брат Иван и их двоюродный брат Владимир встали во главе войска, идущего войной на Владимир, где великокняжеский престол занял Дмитрий Суздальский. Оценив силу и численность московского воинства, суздальский князь уступил престол, практически не оказав никакого сопротивления. Мамай, не желая сдавать великокняжеский престол неподконтрольному ему Дмитрию Донскому, направил с послами ещё один ярлык на княжение для суздальского князя Дмитрия Константиновичу. Но тот смог продержаться всего лишь 12 дней, чуть меньше двух недель. Великокняжеский престол всё равно остался за Святым Дмитрием. Этот конфликт между Мамаем и Дмитрием Донским впоследствии обернулся тяжёлыми кровопролитными боями, усилением междоусобицы и разорением множества земель русских. Но для Руси, как свободного единого государства, дальнейшая история показала необходимость воцарения Дмитрия на великокняжеском престоле, пусть даже и путём усиления вражды с Золотой Ордой.

Когда Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, он женился на дочери своего недавнего соперника Дмитрия Константиновича князя Суздальского, желавшего загасить конфликт между Москвой и Суздалем. Его жене, Евдокия Дмитриевна (известная в православии как преподобная Святая Евфросинья Московская), на момент венчания в Коломенской Воскресенской церкви, было всего лишь тринадцать лет. Несмотря на юный возраст обоих, брак был счастливым и плодотворным: У Дмитрия Ивановича и Евдокии родилось 12 детей. Крестником двух его детей стал преподобный Святой подвижник Сергий Радонежский, друживший с Киевским Патриархом Алексием. И Сергий и Алексий всю жизнь Дмитрия Донского сопровождали его, давая тому неоценимые советы и благославляя на судьбоносные поступки.

Все последующие годы Дмитрий Иванович, князь Московский, Суздальский и Владимирский провёл в делах единения Руси, подчинив за время своего княжения Новгородского, Нижегородского, Рязанского, Тверского, Галичского, Костромского, Стародубского князей. Помимо этого Святой Дмитрий выиграл несколько важных стычек у волжских булгар, остановил у Рязанской реки Вожа войска татаро-монгольского мурзы Бегича и выиграл самое важное сражение, навсегда вошедшее в историю России - Куликовскую битву.

К Куликовской битве Мамай, теневой правитель Орды, готовился два года. Предыдущий поход его мурзы Бегича закончился поражением татаро-монгол, необходима была передышка и пополнение войска. Отдых от завоеваний длился два года, за это время Мамай с помощью своих послов собрал в свои войска огромное число наёмников из кочевых племён Азии. Кроме того, Мамай договорился с литовским князем Владиславом Ягайло и Рязанским князем Олегом о встрече с их войсками на южном берегу Оки, откуда и планировалось всем скопом напасть на войска Святого Дмитрия.

Дмитрий Иванович, оповещённый разведчиками, собрал войска со всех подчинённых ему княжеств. На удивление, забыв о междоусобных распрях, все князья, кроме Олега Рязанского, объединились вокруг Дмитрия. Был составлен план: в Москве оставалась лишь небольшая часть воинства, резерв основных войск. Остальные войска перешли через Оку, и обойдя рязанские земли с запада, двинулись к Дону. Желая застать неприятеля врасплох, Дмитрий Иванович и его соратники форсировали Дон, выбравшись на другую сторону этой великой реки. Перед отправлением Святого Дмитрия и его воинство благословил преподобный Сергий Радонежский, напророчив победу. Вместе с войском отправились и два монаха - богатыря, Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Непосредственно перед битвой стоявшему в дозоре воину было видение: Святые страстотерпцы Борис и Глеб , вооружённые мечами и освещая себе путь зажжёнными свечами, напали на татаро-монгольских воинов, порубив их все до единого. В это же время во Владимире, пономарю церкви, где хранилась гробница Александра Невского было видение: два старца подняли из гроба великого полководца, чтобы помочь своему потомку в будущем кровопролитном сражении. Выйдя во двор, фигуры растворились в воздухе.

Многие имена святых, пострадавших за веру во время гонений на христиан, чтит и помнит Православная Церковь. Среди тех, кто пожертвовал собой ради блага и спасения ближних, признаны святые Дмитрий Донской и св Дмитрий Солунский. В православных храмах в честь этих святых. Мужчинам с этим прекрасным именем дарят именные иконы Святой Дмитрий на особо значимые и памятные события. Православная индустрия предлагает огромный выбор таких святынь, выполненных в самых точных иконописных традициях. Среди них очень востребованы иконы, написанные в древнем стиле, иконы из янтаря, христианские иконы Дмитрий, вышитые бисером, нательные образки и другие варианты.

К помощи св Дмитрия Донского и Дмитрия Солунского обращаются, чтобы укрепить державу, отстоять целостность и единство страны, укрепить семьи. Их покровительства просят в делах, которые направлены на умножения веры и благочестия народа, а также, верующие, избравшие военную профессию. Их святые образы олицетворяют любовь к Отечеству. Купить икону Святой Дмитрий можно в иконных лавках при каждом православном храме, заказать в интернет магазине или иконописной мастерской.

Православная икона Дмитрий Донской

Дмитрий Донской – князь Московский и великий князь Владимирский, живший в XIV веке, прозван Донским за победу в Куликовой битве. Знаменит он победами над Золотой Ордой и мудрым правлением Московского княжества, которое стало главным центром объединения русских земель. Великий князь Дмитрий Донской канонизирован как святой благоверный за большие заслуги перед Церковью. На иконе Дмитрия Донского изображают в богатом княжеском одеянии, с мечом в руке. Православные христиане восхваляют его как неустанного почитателя Иисуса Христа и великого воина. Празднование в честь памяти этого святого происходит .

Икона Дмитрий Солунский

Память св препадобного Дмитрия Солунского еще с древних времен связывают с воинским подвигом во имя защиты Отечества а также. защитой христиан во времена гонений нечестивого императора Максимиана. Святого изображают на иконе Дмитрий Солунский в воинских доспехах с мечом и копьем в руках. В более поздних изображениях на свитке писали молитву, обращенную к Богу о спасении родной земли. В Православии почитание этого святого, также, связывают и с построением белокаменного Кремля, что дало название городу Москве – Белокаменная. Православная Церковь чтит память Дмитрия Солунского 8 ноября.

Святого Дмитрия Солунского еще называют Апостолом Павлом. Его преднамеренно убили, после того как он публично сказал о том, что является христианином. В России к Дмитрию относились с особым почетом. Во-первых, несмотря на то, что он жил в Греции, люди считали святого Дмитрия Солунского русским, называя его покровителем и главным помощником. Во-вторых, этот святой был воином, который помогал в разных боях, а их в прошлом России было немало.

Прежде чем разобраться, в чем помогает Дмитрий Солунский, рассмотрим некоторые факты из его жизни. Согласно истории родители святого были славянами и верующими. Именно поэтому они строили свою жизнь по заповедям. В своем доме родители имели церковь, где и был окрещен Дмитрий. В те времена христианство было запретным, поэтому люди никому не рассказывали о своей вере. Отец Солунского был проконсулом и когда он умер, его должность занял сын. Он не стал скрывать своей веры и сразу перед своими подданными рассказал, что является христианином. Дмитрий понимал, что император не простит ему такой выходки и решил готовиться к смерти. Он раздал все свое имущество бедным, начал поститься и . Так и случилось, сначала Солунского посадили в темницу, а затем, убили. На месте где он был похоронен, люди построили небольшую церковь.

В чем помогает святой Дмитрий Солунский?

После того как были найдены мощи святого, они начали мироточить и люди, используя выделяющее миро, смогли исцелиться от многих болезней. С того времени верующие стали замечать многочисленные чудеса, которые происходят с теми, кто дотрагивался до мощей или читал молитвы Дмитрию Солунскому. Помогает святой исцелиться от различных заболеваний и в первую очередь от глазных. Поскольку великомученик Дмитрий Солунский считается покровителем всех воинов, возносят молитвы ему родные военнослужащих, которые находятся на службе или же участвуют в военных действиях. Могут обращаться к нему и сами военные, о преодолении тягот службы и о помощи в разных операциях и т.д. Обращаются к нему также люди, нуждающиеся в обретении мужества перед серьезными проблемами.

Чтобы лучше понять, в чем помогает икона и мощи Дмитрия Солунского, предлагаем вспомнить некоторые чудеса, связанные с этим святым:

Это только небольшой перечень чудес, которые показывают силы Дмитрия Солунского.

Дмитрий Солунский. Конец XII — начало XIII в.

Как известно, Всеволод Большое Гнездо родился в 1154 году во время княжеской охоты, происходившей на берегах реки Яхромы. На месте этого события Юрий Долгорукий сразу же заложил город Дмитров, названный так в честь святого патрона сына. В конце XII - начале XIII века «великий Всеволод» направил в родной город икону с образом Дмитрия Солунского.

Равная по величине фреске икона предназначалась для установки в храме неподалеку от царских врат, на грани столба, фланкировавшего нишу центральной апсиды. Воин-мученик представлен на ней в образе властелина и триумфатора. Он сидит на троне, держит в руках символ власти - меч, увенчан кесарской короной-стеммой. Изображение словно бы выполнено по описанию византийского историка, повествующего о триумфе императора: «царь сидел на двуглавом кресле, высоком и отделанном золотом, опирал ноги на скамейку, и роскошные одежды сверкали на нем. Он гордо поднял голову, выпятил грудь, багрянец битвы румянил его щеки, глаза были сосредоточены и свидетельствовали о напряженной работе мысли».

Патрон Всеволода находится под защитой Христа, благословляющего из небес верного ему воина. Наличие фигуры Христа приравнивает в известной мере икону из Дмитрова образу «Богоматери Боголюбской». Но если на последнем перед Христом за князя и народ предстояла Богоматерь, то на иконе, посланной в Дмитров, эту миссию уже выполняет святой патрон князя. И такая характеристика Дмитрия вполне соответствовала устремлениям самого заказчика, особенно в пору, когда Всеволод Большое Гнездо достиг признанного могущества, властно вмешивался в политические дела соседних княжеств и горделиво помышлял «о гегемонии» во всем восточнохристианском мире.

Голова Дмитрия Солунского — Деталь иконы

Икона «Дмитрий Солунский» может считаться потому произведением программным. Она создавалась в целях укрепления авторитета власти великого князя владимирского. Принципы ее художественного решения были взяты за основу последующими великокняжескими мастерами, особенно писавшими патрональные иконы для сына «великого Всеволода» князя Юрия в 1220-е годы.

8 ноября (26 октября по старому стилю) православные христиане празднуют День памяти великомученика Димитрия Солунского - одного из наиболее почитаемых православных святых, который имеет от Бога благодать покровительства христолюбивым воинам.

Житие великомученика Димитрия Солунского

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках . Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом » для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).

Когда император Максимиан узнал, что новый, назначенный им проконсул - христианин и многих римских подданных обратил в христианство, он разгневался на Димитрия. Возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами:

Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного.

А сам принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Тогда тот смело назвал себя христианином и обличил римское многобожие. Галерий повелел заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге. Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.

Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября ) и послал стражу в темницу - пронзить копьями проповедника Димитрия. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу, где томился Димитрий, пришли воины и пронзили его копьями.

Служитель Димитрия, Лупп, собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень, знак его высокого достоинства, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью солунского проповедника Димитрия, Лупп стал исцелять болящих. Император повелел схватить и убить и его.

Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане взяли его и тайно предали земле.

Чудеса Димитрия Солунского

Существует несколько сказаний о чудесах великомученика Димитрия Солунского . Автором одного из сказаний является епископ Иоанн Фессалоникийский (конец VI - начало VII веков). Его текст датируется VII веком. Приведем некоторые чудеса святого. Некий эпарх предавался чревоугодию и другим плотским страстям, от чего заболел. Никакое лечение не помогало ему. Он даже отверг магический амулет, отдав предпочтение спасению души, а не физическому здоровью. Тогда во сне ему явился великомученик Димитрий и велел идти в храм. Эпарх исполнил волю святого, после чего исцелился. Также один военачальник страдал болезнью желудка и, находясь при смерти, велел отнести его в храм Димитрия. В храме он получил исцеление.

Епископ Иоанн рассказывает об одержимом демонами воине, которого отнесли в храм Димитрия Солунского, и спустя время он исцелился. Император Маврикий (ок.539–602 гг.) потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан (483–565 гг.) безуспешно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно возникшим пламенем и голосом, вероятно, Димитрия Солунского, который запретил им это делать. Правитель Болгарии царь Калоян (1197–1207 гг.) вел борьбу с Византией, а в дальнейшем с основанной на ее территории Латинской империей. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и часть Македонии. В 1207 году он осадил Фессалоники, но неожиданно погиб. Осада города была прекращена. Считается, что ночью к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил царя копьем в сердце. Это событие стало элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.

————————

Библиотека Русской веры

Почитание великомученика Димитрия Солунского

При императоре Константине (306–337 гг.) над могилой Димитрия была сооружена церковь - базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича возвел величественный храм на месте прежнего ветхого сооружения. Алтарь новой церкви располагался на месте захоронения Димитрия, и еще при строительстве были обретены мощи великомученика.

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Предположительно в конце XII - начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег (ум. 912 г.) разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога ». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем » славянских народов.

В 1197 году новгородский князь Всеволод Юрьевич (1212/1213–1238 гг.) принес из Салоник во Владимир икону святого великомученика Димитрия, написанную, по преданию, на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, великий князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) торжественно перенес из Владимира в Успенский Собор Москвы главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.

Тропарь, кондак и канон святому великомученику Димитрию Солунскому

Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тебе помощника вселенная страстотерпче, поганыя побеждающа, яко же убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг укрепи Нестора, тако святе Димитрие, Христа Бога моли, даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями Димитрие, Церковь Бог обагрил есть, давыи ти державу непобедиму, и соблюдая град твой невредим. Тому бо еси утверждение.

Библиотека Русской веры

Читать онлайн

Святой великомученик Димитрий Солунский. Иконы

Древнейшими сохранившимися изображениями великомученика Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V–VII вв. в базилике.

Иконописные изображения Димитрия Солунского были достаточно распространены на Руси, уступая по своему количеству лишь изображениям великомученика . Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (мозаики V–VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку святой Димитрий являлся воином, то, согласно этому факту, с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьем и мечом.

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве , известного впоследствии как Михайлов Златоверхий монастырь . Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого (ок.978–1054 гг.), великим князем Изяславом (1024–1078 гг.). В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1154–1212 гг.) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием ». Дмитриевский собор и сейчас украшает древний город Владимир.

Великий князь Даниил Московский (1261–1303 гг.) воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле . В 1326 году, при князе Иоанне Калите (ок.1283/1288–1340/1341 гг.), храм был разобран, а на его месте построен Успенский собор. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В 1462 году в Новгороде был построен храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

Скульптурные изображения великомученика Димитрия Солунского

8 ноября 2008 года в городе Дмитрове Московской области был установлен памятник Димитрию Солунскому .

8 ноября 2013 в городе Камышине Волгоградской области был установлен памятник Димитрию Солунскому, который считается небесным покровителем города. В 1697 году в Камышин из Казани «для охраны шлюзного дела » был переведен Дмитриевский стрелецкий полк. На берегу реки Камышинки было возведено укрепление «Петровское ». Позже город, обрытый валом и обнесенный палисадом с 4 воротами, стали называть Дмитриевском, а стрелецкий полк особо почитал и хранил икону святого великомученика Димитрия Солунского.

Святыи славныи великомучениче Димитрие, моли Бога о нас !



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: