Исцеление согбенной женщины Господом: воскресная проповедь. Евангелие о скорченном теле и скорченных душах

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В человеческой жизни, дорогие братья и сестры, очень важно иметь добрые взаимоотношения, доброжелательно относиться друг к другу, потому что только такое отношение созидает дух единения, братства, согласия, мира и всего того, что должно составлять неотъемлимую часть нашей жизни, как личной, так и семейной, так и общественной. Однако, к сожалению, в практической нашей повседневной жизни бывает совсем наоборот: дух злобы, ненависти, зависти часто руководит человеком, его взаимоотношениями с другими людьми. Особенно опасна зависть, потому что зависть, как говорит Святитель Иоанн Златоуст, это многоглавый зверь, т. к. она включает в себя многие другие пороки и страсти: злобу, ненависть и многие другие пороки, которые проистекают и скрываются в состоянии зависти. Зависть - это, действительно, пагубный порок, который разъедает добрые (должные) взаимоотношениями между людьми. Если человек завидует, он ненавидит того, который вызывает чувство зависти. И вот, сегодня, дорогие братья и сестры, вы слышали евангельское повествование, которое нам вскрывает пагубность этого порока. Конечно, этот порок, как сказал Святитель Иоанн Златоуст, многоглавый зверь, поэтому он проявляется различным образом. И нынешнее евангельское повествование говорит нам об одном из таких многоразличных проявлений этого чувства зависти.

Евангелист Лука поведал нам о том, что Господь был в одной из синагог и там поучал народ. И в это время он увидел женщину согбенную, или, как говорит евангелист, скорченную, она не могла выпрямиться. Господь сжалился над нею, подозвал её к Себе и сказал ей: «Женщина, ты освобождаешься от недуга твоего». Говоря это, он возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и прославила Бога. Но в это время старейшина, начальник синагоги, увидев это, вознегодовал. Он посчитал, что Господь нарушил субботний покой, т. к. это был именно день субботний, когда собирали всех в синагогу и Господь поучал здесь народ именно в субботу. Вознегодовал этот законник, увидев в исцелении несчастной женщины нарушение закона о субботнем покое. Господь сказал этому старейшине: « Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13: 15-16) И, как замечает евангелист, устыдились все те, которые противились Господу, а народ возрадовался и прославлял вместе с исцеленной женщиной Господа за те чудные дела, которые Он совершал.

Вот таково евангельское повествование. Обратим внимание прежде всего на то, что Господь назвал начальника синагоги лицемером. Почему Он так его назвал? Господь объяснил, что каждый из них оказывается милосердным по отношению к скоту, отвязывая от яслей и ведя на водопой. А вот по отношению к человеку этот начальник не проявил должного сострадания, доброжелательного отношения. Он тоже мог бы возрадоваться вместе с другими, что исцелилась эта женщина, а он, вместо того, чтобы радоваться, сказал, что вот есть 6 дней в неделю, тогда и приходите исцеляться, а не в день субботний. Вот как он сказал, не подумав даже о том, что его собственные слова свидетельствуют о неразумии, потому что в синагогу приходили в субботу. Там была общая молитва, там было рассуждение, наставление относительно того, что содержится в ветхозаветном законе, а в другие дни люди работали. Куда им приходить? А он говорит, что приходить надо в другие дни чтобы исцеляться. Куда приходить, к нему, он, что ли, будет исцелять? Вряд ли, конечно. Он даже не мог помышлять об этом. Конечно, неразумно он сказал относительно того, чтобы приходили в другие дни. В этом и заключается лицемерие, а лицемерие - это и есть одно из проявлений зависти, потому что этот законник, как и многие его единомышленники, был противящимся Господу. Завидовали Господу, что именно Его прославляют. Книжники и фарисеи были преисполнены вот этой зависти, поэтому и враждовали против Господа, они поэтому и предали Его на беззаконный суд, осудили на смерть, потому что завидовали Ему. Даже Пилат, когда совершал свой суд, понимал, что по зависти привели книжники. фарисеи и первосвященники иудейские Господа на суд к нему. Вот эта зависть руководила и человеком, который был начальником синагоги.

Зависть - это очень страшный порок. Святитель Василий Великий говорит, что зависть - это самый непреодолимый вид вражды, потому что, действительно, человек, который всецело поглощён этим пороком, проявляет ненависть и вражду против того человека, который вызывает чувство зависти.

Зависть бывает разной степени возрастания в душе человека. Этот порок незаметно вкрадывается в душу и постепенно там завоёвывает свое место. Когда же он всецело обладает человеком, тогда человек, действительно, становится враждебно настроенным по отношению ко всем людям, которые, так или иначе, вызывают это чувство зависти.

Поводов для зависти очень много. Ещё мудрый Екклесиаст в Ветхом Завете говорил, что успех в труде вызывает зависть. И, поэтому, если кто преуспевает, кто имеет какие-то преимущества над другими, кого прославляют за те или иные дела, всё это вызывает чувство зависти у человека, который поражен этим недугом.

Святой Василий Великий говорит, что, сам завистник страдает от этого своего чувства, но он не всегда осознает эту страшную, внутреннюю, невидимую для посторонних глаз, болезнь. А святой Василий Великий уподобляет зависть ржавчине, которая изъедает железо, или червю, который дерево точит, или моли, которая портит шерсть. Вот таково действие зависти душе самого того человека, кем обладает этот страшным порок. Но, поскольку, этот порок возрастает в душе человека, то он может проявляться и внешним образом. Вот, как мы видим, на примере этого начальника синагоги. Бывают и другие проявления. Святой Василий Великий говорит, что завистник - это человек, который враг того, что есть и друг того, что погибло. Он приводит такой пример: если кого-то прославляют за какие-то добродетели, хвалят его за какие-то внешние его проявления, за его красоту, за его таланты, это уязвляет завистника и он негодует. А, вот, когда этот человек, который был жив и прославляли его, умер, тогда он начинает восхвалять умершего: таким-то он был добрым и замечательным. Но делает это, говорит Василий Великий, не для того, чтобы прославить умершего, а для того, чтобы усугубить скорбь тех людей, которые потеряли этого человека. Вот как проявляется чувство зависти по словам святого Василия Великого. И, действительно, зависть - это многоглавый зверь, который гложет человека, но который способен и к тому, чтобы человек, обладаемый этой страстью, соответствующим отрицательным образом действовал на окружающих людей. Если чувство зависти слишком обладает человеком, то вражда завистника может проявляться стремлением к тому, чтобы нанести обиду человеку. Если, например, человека хвалят за добродетель, то эти добродетели завистник считает пороком. Если человек мужественный. То завистник считает его слишком суровым, если проявляет благотворительность, то завистник говорит, что он расточительный и т. д. То есть, хочет опорочить добродетели, считая их и представляя их не как добродетели, а как пороки этого человека. А если вражда против человека, вызывающего зависть, доходит до предела, то, конечно, тут в ход идут и коварство, и использование всевозможных средств для того, чтобы уничтожить того человека, который вызывает зависть.

Вот, дорогие братья и сестры, то, что проистекает из этого страшного, незаметного подчас, порока. Если он всецело обладает человеком, разъедая душу и сердце, может привести к самым непредсказуемым деяниям со стороны завистника по отношению к тем людям, которые вызывают чувство зависти.

Святой Василий Великий говорит, что нужно всячески остерегаться этого чувства. Если те или иные завистливые мысли приходят в сознание человека, то нужно против этого бороться тем, что ничто из внешнего не должно быть предметом зависти. Если, например, у человека внешняя красота есть, если у него власть есть, если богатство есть, то этому не нужно завидовать, т. к. это скоропреходящее, это мимолетно, хотя многие и пользуются многие годы тем, чем обладают, но, всё равно, это скоро проходит, и человек ничего с собой не возьмет из этого мира уходя в мир иной. Предметом зависти могут быть добродетели, но в этом случае, как говорит Василий Великий, надо не завидовать, а стяжать себе, приобретать себе эти добродетели и, таки образом, можно погасить чувство зависти. Конечно, это требует труда, усилий со стороны человека, усилий его воли, его неуклонного стремления достигнуть соответствующих добродетелей.

Вот, дорогие братья и сестры, то, что проистекает из того евангельского чтения, которое мы слышали сегодня. Святые отцы дают нам соответствующее наставление, которое предупреждает нас об опасности этого невидимого порока, этой страсти, и дают нам надлежащее врачевание против этого страшного недуга. Будем же, дорогие братья и сестры, внимательны к тому, что нам говорит слово Божие, о чем нам говорят Святые Отцы для того, чтобы мы доброжелательно относились к окружающим нас людям.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

Братия и сестры, в это воскресенье (неделя 26-я по Пятидесятнице) на литургии мы читаем отрывок из Евангелия от Луки. Это фрагмент Евангелия — о чуде — о исцелении 18 лет скрюченной болезнью женщины. Господь исцеляет ее в храме, на глазах у сотен верующих. Исцеляет, видя ее нелицемерную любовь к Господу и его храму.

Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, именно в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: «За что Господь Вам дает такой удивительный дар?», он отвечал: «Это просто милость Божия. Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши или лицемерия в отношениях с Богом и с другими людьми». Там, где эта прямота отношений, там свет Христов, чудо любви Божией раскрывается, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.

Евангелие от Луки (Лк., 71 зач., XIII, 10-17)

В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Проповедь

Господь сегодня в Евангелии снова напоминает нам о необходимости молитвы. Господь, как сказано о Нем, в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Вместе с верующими молящимися людьми приходит Господь. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но приходит и в церковь. Не потому что Он имеет в этом нужду, а для того чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди».

Собственно, об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. С трудом она вообще передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий.

Как часто приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно, еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения.

Господь совершает чудо над этой женщиной именно ради ее верности заповеди Божией, ради того, что она приходит смиренно в храм помолиться. Хотя она уже ни на что не надеется. Она готова до смерти нести вот это иго своей немощи. Но ей важно прийти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека. И Господь совершает чудо исцеления за ее любовь к храму, за ее смирение, за то, что с таким терпением в течение столь долгого времени она приходила ко Господу.

В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Господу. А состояние ее, действительно, было ужасное. Согнутая к земле она ходила почти на четвереньках. Издалека можно было подумать, что это движется какое-то животное.

Согнут человек к земле, не может выпрямиться своими собственными силами, поднять лицо к небу, не может даже лицо другого человека увидеть. Только то, что внизу, питает и вдохновляет его. Вся радость его в том, что дает земля. А то, что выше, жизнь вечная, небесная радость — это недостижимо, это ему непонятно. Как животное стал человек вследствие отпадения от Бога, согнут он, хотя физически иногда может голову свою поднимать очень высоко.

Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, недавно прославленный Церковью, говорит, что, глядя на это чудо, мы можем понять нелепость учения материалистов, рассуждающих о том, что человек произошел от обезьяны, ходил тысячелетиями на четвереньках и потом постепенно выпрямился. В одно мгновение Господь выпрямляет человека, согнутого к земле. И в одно мгновение Он создает человека таким, каким он и должен быть, чтобы участвовать в радости жизни, созданной для него Господом.

Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим, кроме чуда этого света, чудо мрака. Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божьего закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит он для этого внутренних сил), он обращается к народу: «Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой — день покоя, день субботний; и никто не может нарушать этот день».

Смотрите, что происходит. Свет чуда, такой ясный, ослепляет этого учителя веры, и он хочет закрыть этот свет и от других людей. Для него совершенно понятно, что здесь действует Божие чудо, что здесь Сам Бог. Но он хочет превратить это чудо в нечто обыкновенное, ничего не значащее. Внешнее соблюдение правил для него дороже всего на свете, и поэтому он готов ограничить Самого Бога в Его милосердии.

Женщина не надеялась уже ни на что. Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, то мы погибнем в наших грехах. «Истинно говорю вам, — говорит Он Сам, — если вы не узнаете, что это Я — что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах — то вы погибнете в грехах ваших».

Сегодня Господь показывает, что благочестие и любовь — это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается только в любви, в достижении милосердия и сострадания по отношению к другому человеку. Он говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести к водопою? Каждый человек это делает, потому что дико было бы, жестоко по отношению к животному не напоить его водой. Но неужели эта дщерь Авраамова, которую сатана связал, которая уже в течение восемнадцати лет мучается, неужели нельзя облегчить ее страдания! Не для того ли покой субботы существует, чтобы открылась нам тайна любви и милосердия Божия? Жизнь вечная — вот что такое «покой». И только через сострадание, через любовь, которая есть подлинное благочестие, входим мы в эту жизнь.

Господь обличает сегодня грех лицемерия. Он говорит, что из всех грехов это самый отвратительный. Мы помним, как в Евангелии возвышает Господь Свой голос и многократно говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Он никому из простых людей не говорит эти слова, «горе вам», потому что видит, как страшна внешняя видимость благочестия, которая, по свидетельству святых отцов, явится «тайной беззакония» в самой Церкви. «Человек беззакония» в самой Церкви, по слову апостола Павла, по толкованию святых отцов, сядет, выдавая себя за Бога. Этого лицемерия будем страшиться больше всего.

Мы видим, что женщина, получив чудо исцеления, благодарит Господа. И весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Сегодня Господь призывает нас, увидеть, что человек, милостью Божией получивший исцеление, когда выпрямляется его душа, не может не благодарить Бога. Это становится естественным для него. И это есть единственный признак исцеления человека, потому что сам человек не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа, неспособная к этой хвале. Благодать Божия, которую приносит в мир Христос, может выпрямить и выпрямляет все, что грех искривил в нашей жизни.

И вот среди прочего народа находилась несчастная женщина, которая имела духа немощи, была скорчена и не могла выпрямиться. Спаситель заметил эту страдающую недугом долгих восемнадцать лет женщину, и Его сострадательное сердце не могло устоять перед немой мольбой к Нему несчастной. Неестественная немощь досаждала страдалице, но она сгорбленная, скрюченная вслушивалась в каждое Его слово. Христос подозвал её и когда она подошла, возложив на неё Свою божественную руку, сказал: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего ». «И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога » (Лк., 13:13).

Тотчас же она почувствовала в себе чудесную силу, какая дала ей возможность выпрямить согнувшийся стан, и она без промедления, стала славить Бога. Самым богоприличным и полновластным повелением Господь прогоняет болезнь этой женщины и возлагает на нее руку, чтобы законники и фарисеи, которые сердцем были далеко от Истины и не познали, что силу и действие Его Слова носила эта святая плоть. Выражает им ту мысль, что ни народ, ни руководители его всерьез и от сердца не интересуются тем, что Бог делает в их жизни, о том, что «религиозные вожди Израиля невежественно удерживают народ от принятия Царства Божия » (Лк., 11:52).

Что же сделал старейшина? Начальник синагоги, сделав кислую мину и покачивая головой, грубо и без малейшего внимания проявляет свое негодование. Вооружившись излюбленными «текстами» и всей важностью должного лицемерия он стал говорить неповинному народу: «ох, ох, ох в субботу, Он нарушает покой шестого дня, и на глазах у всех исцеляет. Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний » (Лк., 13:14). Тем самым сам свидетельствует, что Иисус совершил исцеление, но сам начальник синагоги не видит чуда, его мысли и уста невежественно злословят самого совершителя чуда, так как Иисус в субботний день сказал несколько слов несчастной женщине и возложил на нее целительную руку.

Спаситель в ответ сказал ему: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк., 13:15). Проявления милосердия к животным не считалось грехом, так говорят священные тексты Ветхого Завета и учители закона и тем самым выражают отупение своего нравственного чувства. Однако Иисус показывает, насколько лицемерны Его противники: ведь они с чистой совестью ухаживают в субботу за своей скотиной, а помощь в субботу человеку объявляют "противозаконной"!

Обличает начальника синагоги прекрасным примером неразумных животных и в дополнение говорит: «сию дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, неужели она недостойна милосердия в день субботний ?» (Лк., 13:16). Спаситель делает заключение, что если для животных нарушается строгость закона о субботе, то для женщины, происшедшей от Авраама, естественно можно нарушить субботу – освободить страдалицу от болезни, и когда Он говорил, все противившиеся Ему стыдились, а народ радовался и ликовал о всех славных делах Его.

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 71 зач., XIII, 10-17 .

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех

То, что Господь Иисус Христос исцеляя скорченную женщину в субботу показывает, что Закон для человека, а не человек для Закона. Никакие «важные» обстоятельства, никакие «уважительные» и даже «священные» причины не могут служить препятствием к свершению дел любви и милосердия так, как человек дороже любых причин и обстоятельств.
Добрые дела нужно творить не рассуждая, в тот время и там, где представляется для этого возможность.

10 В одной из синагог учил Он в субботу;
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
Каким окаменелым бездушием веет от слов фарисея. Как будто не великое чудо свершилось на его глазах, не от долголетней неизлечимой болезни исцелена скорченная.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить?

Господь назвал его за это лицемером, как Он обыкновенно называл фарисеев, указав этим, что его негодование вызвано не мнимым нарушением субботнего покоя, а простой завистью ко Господу. При этом Господь объяснил, что в субботу не запрещается делать добрые дела, если допустимы даже необходимые житейские дела, такие как, к примеру, забота о домашнем скоте.

Законник негодовал, поскольку не мог радоваться вместе с исцеленной женщиной, потому что давно уже омертвел душой и не желал добра никому, кроме себя. Собственным богатством, своей домашней скотиной он дорожил больше, чем всеми «сынами и дочерями Авраама».

16 Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

«Дочь Авраамову», т.е. исцеленная была урожденная иудейка, и начальник синагоги, на котором лежала обязанность заботиться о благосостоянии своих пасомых, должен был бы радоваться такому благодеянию Господа, а он негодует.

«Связал сатана» - эти слова толкуются неодинаково: одни считают, что болезнь этой женщины происходила от действия нечистого духа, которому Господь попустил скорчить эту женщину, как попустил, к примеру, наслать проказу на праведного Иова; другие считают, что болезнь этой женщины была результатом ее порочной жизни.

Господь обличал иудеев, которые, следуя произвольно установившимся у них узаконениям «по преданию старцев», в том, что они в праздновании субботы дошли до странных мелочей в ущерб требованиями нравственного закона. В том, что они запрещали делать в праздник всякое дело, даже доброе и необходимое. Христос прямо и решительно, говорил, что необходимо делать в праздник то, что важно для жизни и для блага ближних: «темже достоит в субботы добро творити» (Мф.12,2-12).

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Скорченная женщина изображает собой все скорченное грехом человечество. Первый человек непосредственно общался в раю с Богом, лицом к лицу. Но после того как он нарушил заповедь – был изгнан из рая и навлек на себя проклятие: «Терния и волчцы произрастит она (земля) тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься » (Быт.3;18-19). Этим божественным приговором все земное существование человека как бы превращается в сплошной трудовой подвиг и он обрекается на скорби и страдания на земле. Человек после грехопадения лишился общения с Богом и все свои силы души направил к земле, человек как бы сгибается к земле.

Человечество пребывало в мучении, ожидая и другого обетования – что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15).
Семя Пресвятой Богородицы – Господь наш Иисус Христос, исцеливший женщину от скорченности, и есть и наш Спаситель. Он пришел на землю, чтобы выпрямить человека, разрешив его от уз греха, и возвратить его на небо. Дать ему возможность открытым взором общаться вновь лицом к лицу с Богом. Быть тем кем он создан: ЧЕЛОвеком – «челом» века взирающим прямо вверх к Богу, а не скотиной, которая не может смотреть вверх; быть антропосом — (греч. ???????? «чeловек» — ?? приставка обозначающая движение вверх, ?????? – греч. «тропа», «путь», «направление») стремящимся в небесное отечество – Царство Небесное. Господь Бог создал нас со станом прямым, с головой, поднятой вверх, а не наклоненными вниз, к земле, как животные.

Скорченная женщина, исцеленная Спасителем, изображает также и нашу душу, скорченную грехом и диаволом. Грехи и враг рода человеческого скорчивают наши души, а иногда даже и тела, и не дают душе свободно взирать к ее горнему Отечеству, но сгибают ее к земле, пригвождая к земным благам и наслаждениям. Господь пришел для того, чтобы исцелить нас от этой скорченности. Для этого Он установил Таинство Покаяния, в котором мы ежедневно через священнослужителей «разрешаемся на небеси» (Мф.18.18) Самим Господом от уз греховных. И если бы Господь не разрешил нас от этих уз – мы были бы подобны этой скорченной женщине, были бы скорчены многими узами железными и, как животные, пресмыкались бы по земле, смотрели бы только в землю и не помыслили бы об Отечестве Небесном. Не имели бы горних, небесных помыслов, желаний и стремлений, а утопали бы лишь в земных, суетных заботах и делах.

Сколько много людей скорчены по своей воле многими страстями, сколько связаны сатаной грехами. Но как скорченная женщина сама не могла выпрямиться и смотреть прямо на небо – так и грешник сам своими силами не может избавиться от страстей – только Господь может «выпрямить» его, если человек от всей души обратиться к Нему.

Господь повелевает и нам в воскресные и праздничные дни искать себе освобождения от тягостных уз, которыми житейская многопопечительность связывает нас, не оставляя нам ни минуты для того, чтобы вздохнуть свободно, воспрянуть духом, выпрямиться и ободриться в душевных и телесных силах. С этой целью и установлен Богом праздничный покой, за нарушение которого неизбежно постигает человека наказание не только от Бога, но и со стороны человеческой природы. Силы человеческие, в непрерывной работе, скоро истощаются, теряется в человеке бодрость, желание к делам и даже отвращение к ним.

Согбенная женщина, как мы читали сегодня, даже не просила Христа исцелить её. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего – повествует Евангелие. Господь Сам позвал её и Сам исцелил. Так происходит со многими людьми: видя греховное страдание человека, Господь Сам первый зовёт его. И важно потому услышать этот призыв, не отворачиваться, но поспешить навстречу Богу. Ведь только в храме мы обретаем свое настоящее человеческое достоинство, только в храме мы можем вспомнить, кто мы и зачем пришли на эту землю. Только здесь человек может свободно распрямить плечи, посмотреть ввысь и увидеть Господа. В Евангелии недаром акцентируется, что Христос в субботу учил в синагоге – этим Господь показывает пример всем нам, что день седьмой – воскресение, должно посвящать Богу. В то же время, исцелив женщину в субботу, как Он часто делал, Он этим самым предостерегает нас от духовного бездействия, обличает фарисейское отношение к праздникам.

Да, все мы в той или иной мере придавлены к земле житейскими заботами, скорбями, волнениями, экономическими и политическими проблемами, но важно помнить, что всё это пройдет – земля сгорит, всё земное минет, а душа человека пойдёт к Богу, пойдёт в вечную жизнь. И слава Богу, что у нас есть место, где можно разогнуться и обратиться ко Господу лицом к лицу, восполнить силы душевные, получив в храме Божьем благодатное утешение от церковных священнодействий и песнопений, от слышания слова Божия и пастырских поучений, где можно почувствовать себя истинно Людьми. В храме, в воскресные и праздничные дни нужно с особенным усердием восходить к Богу, потому что здесь особенно слышится Его призыв к каждому человеку. Будем же идти на этот призыв, будем обращать к Господу все силы души – и ум, и чувство, и волю – чтобы и нам быть исцеленными от наших греховных недугов и чтобы соединиться с Богом в доступной нам степени уже здесь, а в будущей жизни всегда быть с Ним. Аминь.

Лк., 71 зач., XIII, 10-17 (о. Стефан Домусчи)

10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Люди очень по-разному смотрят на мир. Кто-то видит в мире больше радостного, хорошего, жизнеутверждающего. Кто-то напротив, не видит поводов для надежды на лучшее… Невозможно говорить обо всех, но если сказать о верующих людях, можно утверждать без сомнений, что на их мировосприятие значительным образом повлияла их вера. Ведь очевидно, что если ты считаешь, что весь мир и сам человек есть лишь иллюзия, или если всем управляет случайность… твое мировосприятие будет одним… В то время как тот, кто видит видит в основе мира замысел и любовь Творца, будет настроен совершенно иначе. Пусть даже жизнь будет трудной, главное чтобы этот труд был осмысленным…

Как же смотрели на мир современники Спасителя? Они были людьми Завета, и весь мир, все события в нем происходящие осмысляли через отношения с Богом, через сам факт того, что Бог в которого они верят - Творец и все содержится в Его руках. Это позволяло смотреть на мир не как на случайное место, в которое ты попал повинуясь закону кармы, но как на дом, который для тебя создал Отец. В котором Сам Он присутствует и всем управляет.

В то же время, это Его управление и промышление не исключает существования зла и страдания, т.к. не исключает свободы сотворенных существ. В сознании современников Христа, конечно, присутствовали боль и страх, но они никогда не становились единственными чувствами, никогда не побеждали надежды и веры в присутствие Божие и в Его грядущую победу над злом мира.

В начале Евангелия от Луки, проповедуя в синагоге Назарета, Христос говорит, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем и отпустить измученных на свободу».

В сегодняшнем чтении, как и во многих других, мы слышим исполнение этих слов. Людей измученных болезнями и скорбями Он исцеляет и освобождает.

Женщина, которая 18 лет была скорчена и не могла выпрямиться пришла в синагогу. Мы не знаем, для чего она пришла туда, может быть она знала, что Христос будет там, но, может быть, просто пришла по своему обыкновению… В любом случае она не подходит ко Христу и ничего у Него не просит. Он Сам видит ее и подозвав к себе - исцеляет. И это ее исцеление - это акт чистого божественного сострадания и милосердия. Слушая эту историю понимаешь, как порой неожиданно нас настигает любовь Божия и Его исцеляющее присутствие. Оно не починяется нашему контролю, его невозможно сделать управляемым.

Раздраженный начальник синагоги, не посмевший сделать замечание Самому Христу стал говорить народу, чтобы приходили исцеляться в другие дни. Звучит это странно и даже несколько курьезно, неужели он не понимал, что исцелений по расписанию не бывает и любовь божию нельзя сделать управляемой. Нам бы и самим этого, наверное, очень хотелось - управлять Божественным милосердием… Но это невозможно, т.к. любовь Божия не подчиняется нашим правилам. И единственное, что мы можем сделать в данном случае - это воспринять Его любовь как пример для подражания. На самом деле, если Бог - наш Отец - любит мир такой любовью, то и мы должны любить его так же. Наша любовь должна быть такой безграничной, не регламентированной, не быть просто одним из дел благочестия, за которое мы можем ожидать некоторой награды. Эта любовь, должна быть нашим естественным состоянием… И мы сами все это знаем. Именно поэтому нам бывает так неловко и совестно, когда мы чувствуем, что люди нуждаются в нас, но мы проходим мимо… Жизнь такова, что в ней есть место всему - есть место и болезни, что ж поделаешь - говорим мы. Однако вместо подобных рассуждений мы должны проявлять любовь. Пусть мы не можем многого, пусть не можем оказать конкретной помощи, потому что сами слабы и ограничены в средствах.. Но мы не ограничены в любви. И изнутри этой любви мы можем обращаться к Богу который в средствах не ограничен. Из этой любви мы можем просить его милости и помощи не только нам, но и всему миру, всем людям.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: