История изобретения зеркала коротко. История зеркала: от древности до наших дней

в какой стране и когда появилось первое зеркало?

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры. http://www.domstr.ru/Products/dirid_6/te...
Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.
Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.
Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.
Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.
Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

Зеркало — очень простой предмет, но с ним связывают множество мистических преданий и легенд, приписывая им чуть ли не паранормальные способности. Об основных этапах развития производства зеркал и самых интересных историях, связанных с ними, мы расскажем в этом посте.

Первым зеркалом можно считать гладкую поверхность воды, куда смотрели наши предки. Скорее всего они не сразу догадались, что в отражении именно они, но постепенно они это осознали. С любованием себя в отражении воды связывается миф о Нарциссе, который умер, влюбившись в собственное отражение.

В Турции археологами были найдены отполированные куски вулканического стекла — обсидиана. Возраст которого достигает порядка 7,5 тысяч лет. Также зеркала делали из камня, горного хрусталя, бронзы, серебра и золота. Позволить себе такое зеркало могли только крайне зажиточные люди, так как за зеркалом необходимо было тщательно ухаживать. Бронзовые зеркала изготавливали путём заливания бронзы в специальные формы. После застывания сплава, его тщательно полировали, пока оно не начинало отражать солнечный свет.

Современное зеркало из обсидиана

Древние металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Их делали круглыми как солнце, им приписывали не только потусторонние, но и очищающие свойства. Так, например, войны брали с собой зеркала, чтобы они отражали их смерть. Со времён античности и до наших дней дошло множество легенд. Одна из них посвящена Персею, которые сумел при помощи бронзового щита перехитрить медузу Горгону, заставив её посмотреть в свой щит, как зеркало, что привело к её окаменению.

Бронзовое зеркало. Обратная сторона. Понятно, что со временем на бронзе образуется оксидная плёнка — оно зеленеет.

Зеркало, как оружие, сумел применить гениальный изобретатель древности — . Во время Пунической войны Архимед применил зеркала, чтобы сжечь римский флот, который осаждал Сиракузы. Этот день 212 г. д. н. э. выжившим римлянам запомнился на всю жизнь. Сотни маленьких солнц загорелись на крепостной стене. Сначала они просто ослепляли экипаж, но вскоре произошло невероятное — передовые корабли римлян начали вспыхивать один за одним, словно факелы горели они. Бегство врага было паническим. Конечно, на счёт этого исторического факта есть существенные разногласия. Так некоторые учёные считают, что Архимед не сжигал корабли при помощи зеркал, а лишь использовал их как систему наведения для каких-то поджигающих машин (прототипы греческого огня уже тогда могли быть известные Архимеду).

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I в. н. э. Стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной прокладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. Но так как процесс появления такого рода зеркал совпал с распадом Римской империи и быстрым распространением христианства, то зеркала начали выходить из обихода (в христианстве тело человека считалось грязным и греховным). Зеркалу в христианстве была объявлена настоящая война, так как оно считалось порождением дьявола. Интересно, что в Восточной культуре отношение к зеркалу прямо противоположное. В Китае изготовляли зеркала, которые считались волшебными.

Современную историю зеркал принято отсчитывать от XIII-го века, когда в Европе появились мастера-стеклодувы. Расплавленное олово они заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали её на куски, поэтому зеркала получались вогнутыми и всё искажали. Однако именно такие зеркала стали помощниками средневековых магов и провидцев. Те считали, что вогнутые зеркала способны собирать в своём фокусе некий астральный свет, который пробуждает в человеке способность к ясновидение. Непостижимым образом заглядывая вперёд, ещё Рождер Бэкон в XIII веке он предсказал создание микроскопа и телескопа, автомобиля и самолёта. За 200 лет до изобретения пороха он описал его состав и принцип действия. Говорят, что поразительное откровение учёный монах видел в каком-то таинственном зеркале. Упоминал о нём и сам Бэкон. О зеркалах говорится и в обвинении церковников, которое они предъявили крупнейшему учёному Средневековья:

Он сделал два зеркала в Оксфордском университете. При помощи одного из них он мог в любой момент суток зажечь свечу. В другом же вы могли видеть, чем занимаются люди в любом месте Земли. Поэтому с общего согласия университете, оба зеркала были разбиты.

Только в начале XVI-го века братья Андреа Доменико придумали, как делать плоские зеркала на ртутной амальгаме. Получилось листовое зеркальное полотно, которое отличалось блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Но этот секрет так тщательно охраняли в Венеции, что всех мастеров переселили на остров Мурана, где они стали почётными пленниками. Венеция целых полтора века богатела на зеркальной монополии, а остальная Европа едва ли не лопалась от зависти.

Цена одного венецианского зеркала в то время равнялась цене небольшого корабля. Преподнести зеркало в качестве подарка считалось верхом щедрости. Покупать и коллекционировать их могли только богатые аристократы и королевские особы. Так например страстным поклонником зеркал был король Людовик XIV. Так в один из балов жена Людовика Анна Австрийская пришла на балл в платье, которое было украшено кусочками зеркал, что при свете свечей на балу вызывало чудесное сияние. Платье обошлось французской казне бешеных денег, поэтому дело дошло до того, что его министр Жан Батист Кальбер, золотом и посулами соблазнил мастеров из Мурана и тайно вывез их во Францию. Правда Венецианские власти не смогли смириться с таким оскорблением и послали несколько угроз мастерам, чтобы они вернулись, но мастера проигнорировали эти угрозы, думая, что король их сумеет защитить. Итальянские мастера наслаждались жизнью, получали высокие оклады и были довольным всем, пока самый опытный из них не умер от отравления, затем через пару недель умер и второй. Те, кто ещё дышал, осознали, что скоро их всех перережут как скот, поэтому они начали проситься домой. Французы их уже не держали, ведь они уже давно освоили все секреты мастеров. Таким образом зеркальная технология стала известна всей Европе, а Людовик XIV устроил себе зеркальную галерею в Версале. Французы сумели превзойти своих учителей из Италии и усовершенствовали зеркальную технологию. Теперь зеркальное стекло получали при помощи литья. Стекло плавили, затем прямо из плавильного тигиля расплавленное стекло выливали на ровную плоскость и проходились по ней специальным валиком. Считается, что автором этой технологии является Луку Де-Негу. Король Людовик XIX радовался как ребёнок, когда его гости были ошеломлены сиянием 306 зеркал.

Начиная с этого времени зеркало заняло своё почётное место в интерьере, а изготовление зеркал стало важной отраслью европейских ремёсел. Не только знать и дворяне захотели иметь у себя дома зеркала, но также ремесленники и купцы не скупились на роскошное украшение для своих домов и любимых женщин. Живописные картины тех времён подтверждают не утихающую моду этот предмет. Хотя качество полотна оставалось невысоким, зато его обрамление всегда отвечало последним архитектурным новациям. Рама всегда становилась настоящим произведением искусства. Они могли соперничать разве что с ювелирными украшениями. Резали их из самых дорогих пород дерева и нередко украшали драгоценными камнями. Оправы и ручки для маленьких ручных зеркал делали из серебра, золота, кости и перламутра. Такое зеркало считалось изысканным и дорогим подарком, достойным не только любимой, но и самой императрицы. Богачи времён барокко, рококо и классицизма пользовались зеркалами неумеренное, употребляя их для оформления спален, каминов и конечно же будуаров дам.

На Руси зеркала появились значительно позже, чем в Европе, и практически сразу церковь объявила их бесовской вещицей и заморским грехом, а поэтому люди благочестивые их избегали. Табу на зеркала было снято лишь в конце XVII-го века, но и то не в полной мере. Наверное поэтому в русской культуре так много суеверий, связанных с зеркалами. В старину на Руси по зеркалам гадали и это было самое страшное гадание. Девушка обязательно одна запиралась в бане, ставила два зеркала друг напротив друга. Считалось, что в этот момент открывается волшебный коридор, в котором можно увидеть будущее.

Первое зеркальное производство в России появилось конечно же при Петре I. Зеркальный завод построили в Москве. В петровской России зеркало становилось семейной реликвией. Как предмет очень дорогой, зачастую его отдавали молодой девушке в качестве приданного.

В 18 веке делали преимущественно небольшие зеркала, но в 19 веке всё меняется — в дома приходят зеркала большого формата. Отчасти это можно связать с суеверием горожан, ведь считалось плохой приметой, если человек в зеркале виден не полностью. Для идеального отображения от макушки до стоп, зеркала вешали под наклоном. Отсюда такое массивное основание рамы. Его и так называемый кокошник украшали различными рисунками и резьбой, а для очень богатых заказчиков даже драгоценными камнями. Стоит отметить, что русские мастера научились изготавливать настолько огромные зеркала. что приводили всю Европу в изумление. Также интересно и то, что венецианские зеркала русского производства начали украшать даже не очень богатые дома.

Революция в производстве зеркал произошла в 1835 году благодаря химику из Германии, Юстусу фон Либиху, который начал использовать серебро. Данная технология изготовления зеркал используется и по сей день. В данном коротком видеоролике вы можете заглянуть на завод по производству зеркал:

Своё применения зеркала нашли и в области юмора. Возможно, что многие из читающих были в комнате кривых зеркал, где ваше изображение смешно искажается различными способами.

У зеркал есть также и много научных и промышленных областей применения. Уже упоминались микроскоп и телескоп, с помощью зеркал концентрируют солнечный свет в гелионагревательных остановках, их используют в качестве отражтелей в телескопах, прожекторах, фарах, нагревателях. Так как отражение в выпуклом зеркале всегда будет мнимым, его можно использовать в качестве боковых зеркал в машинах. Отражение всегда будет независимым от наблюдателя, именно поэтому водитель видит не себя в отражении зеркала, а всё то, что находит вокруг соответствующей стороны машины.

В медицине оториноларингологи и стоматологи используют вогнутые зеркала, чтобы заглянуть в самые труднодоступные части нашего организма. Офтальмолог использует офтальмоскоп — сферическое зеркало с небольшим отверстием в центре, чтобы луч света от лампы, которая расположена сбоку, можно было направить в исследуемый глаз. Луч света пройдёт от сетчатки и частично отразится от неё назад, поэтому врач сумеет увидеть изображение глазного дна пациента.

Одно из последних открытий в науке — гравитационные волны, сделано при помощи специальной системы зеркал. Здесь два независимо подвешенных зеркала колеблются в пространстве из-за гравитационных волн, поэтому расстояние между ними будет то меньше, то больше.

Возраст самых древних зеркал на земле — насчитывает около семи тысяч лет. До изобретения зеркального стекла в дело шли камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.

Медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска щите Персея. Археологи считают, что самые ранние зеркала — это найденные в Турции полированные куски обсидиана,

насчитывающие 7500 лет. Однако ни в одно из античных зеркал нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета.

В одном из греческих мифов повествуется о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде. Будь Нарцисс человеком состоятельным, он, надо думать, приобрел бы себе зеркало из полированного металла. В те времена довести до зеркального блеска кусок стали или бронзы величиной с ладонь было не так-то просто. К тому же поверхность такого зеркала окислялась и ее приходилось ежедневно чистить. Латинское spektrum в немецком языке превратилось в Spiegel («Шпигель» — зеркало). Из чего можно заключить, что в Германию зеркала принесли римляне.

Изобретение настоящего зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца.

Первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало этот слоеный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется, подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало. Таким процесс оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала.

Республика дожей ревниво охраняла свою монополию. В 1454 году она издала приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевавший вернуться домой. «Невозвращенцам» грозили карами в отношении их родных. По следам особенно упорствовавших беглецов посылали убийц. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром.

Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен» разгадала секрет венецианского производства, после чего цены резко упали. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

При том, как поздно появилось стеклянное зеркало в истории человечества, не может не вызвать изумления, сколь огромную роль оно играет в суевериях и в народной культуре вообще. Уже в Средние века в приговоре одной французской ведьме среди перечня ее магических приспособлений фигурирует и осколок зеркальца. С помощью зеркала гадали на жениха русские девушки. Зеркало как бы приоткрывало пространство потустороннего, оно и манило, и пугало, поэтому обращались с ним опасливо: иногда занавешивали, иногда подносили кошку, иногда отворачивали к стене, а иногда разбивали.

Впервые подобие зеркал появилось в III тысячелетии до н.э. В Америке и Китае древние племена на подобии зеркала использовали камень обсидиан, который отполировывали до блеска.


А в Греции и Египте девушки рассматривали себя в дисках из серебра или бронзы, и это было привелегией богатых людей.


В I веке н.э. Римляне попробовали смешивать кварцевый песок с оловом или свинцом, что позволяло поверхность более четко отображать предметы. Так появились первые зеркала. В это время Римская империя распадалась и утверждалось христианство, что повлияло на производство зеркал. Церковь посчитала зеркала произведением дьявола, и они были забыты на тысячу лет.

О зеркалах вспоминают в XIII веке, когда в Германии г. Нюрнберг открылся цех по производству зеркал. Однако у немецких мастеров не было достаточных навыков по производству плоских зеркал. Они производили вогнутые зеркала, сильно искажавшие изображение, путем вливания олова в емкость из стекла, которое разбивали, для извлечения готового изделия.

И лишь в XVI веке в Венеции начали производить плоские зеркала. За эту работу взялись братья Доменикано. Путем разрезания горячего стеклянного цилиндра на две ровные части и последующего его раскатывания на медной поверхности стола они получали гладкие и прозрачные, а главное, ровные листы. Чтобы добиться большего эффекта мастера добавляли в олово бронзу или золото, что позволяло приблизить стоимость зеркала до стоимости одного корабля.

Технология производства зеркал держалась в строгой тайне. Для этого всех мастеров селили на острове Мурано, где жители были изолированы от внешнего мира. Власти объясняли переселение мастеров тем, что они понижают угрозу пожаров, так как зеркальное производство связано с высокими температурами. Хотя такое решение было принято властями с целью монополии дорогостоящего товара. Венеция обогащалась, а многие страны разорялись. Для Франции дорогостоящая продукция зеркал стала угрозой краха казны.
Французские аристократы во время роскошных приемов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям свое благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах, более того, знать, а также их жены и любовницы обожали украшать маленькими зеркалами свои парадные наряды.
Однажды французская королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от неё исходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег, и министр финансов — месье Кольбер — решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится. Кольбер отправил в Мурано своих доверенных лиц, которые смогли подкупить четырёх мурановских мастеров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию.
Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи.

Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла — мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на защиту Французской короны. Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели — второй. Оставшиеся в живых, осознав, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали — сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле в 1665 году открылась первая во Франции зеркальная мануфактура.

Французы оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьём. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра, и нуждалась в зеркалах большого размера. В фирме «Сан-Габен» изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться «король-солнце»? После открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. Этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой стоимости. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Революцию в производство зеркал принес немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять серебро в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение.

Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.

Сколько раз мы слышали или читали сказку о злой королеве и прекрасной Белоснежке! - К огорчению королевы, волшебное зеркало считало самой красивой на свете Белоснежку. Кто может сказать, сколько раз женщины искали в зеркале ответ на волнующий вопрос?! Зеркало, к сожалению, молчит, потому что оно не волшебное, и каждый должен сам угадывать ответ.

Когда-то давно человек в первый раз наклонился над родником напиться и увидел на поверхности воды самого себя. Поскольку прежде он никогда не видел своего лица, то очень испугался и подумал, что на него смотрит водяной. Быть может, именно поэтому наша фантазия создала так много водяных духов с человеческим обликом, с хвостом и без него. Согласно греческой мифологии, реки и озера в старину буквально кишели ими, свободного пространства у них было столь же мало, как в теперешнее время летом на пляже. Позднее человек догадался, что в воде он видит собственное отражение, но само явление оставалось по-прежнему для него необъяснимым и загадочным. Осталось желание вновь и вновь смотреть на себя. Так возникла потребность в зеркале, вместе с тем человек начал искать более надежные способы удовлетворить свое желание, чем гладь воды. Для этой цели подходили отполированные камни, например обсидиан и пирит, металлы с блестящей поверхностью - медь, бронза, серебро и золото, горный хрусталь и даже темная древесина. Эти материалы были в большинстве своем дорогими, и для простого народа еще долгое время единственным "зеркалом" оставалась поверхность воды. В мифологии многих народов сохранились предания, связанные с зеркалом. Наиболее известна из них, пожалуй, история о прекрасном юноше Нарциссе, который влюбился в собственное отражение в родниковой воде и не нашел сил отойти от родника. В наказание за самовлюбленность и кокетство боги превратили юношу в цветок - нарцисс, ставший позднее символом забвения и смерти.
  
  О человеке, первым изобревшем зеркало, имеется неисчислимое множество версий. По библии, им был Тубал-каин, первый на земле медник. Египетские и древнееврейские зеркала были большей частью медные. По Гомеру, у жены Одиссея Пенелопы было золотое зеркало. В Риме предпочтением пользовались серебряные зеркала, оборотная сторона которых была покрыта золотыми пластинами. Необычайно красивые зеркала изготовляли вплоть до прошлого столетия в Китае и Японии. У китайцев зеркальный сплав состоял из 80 частей меди, девяти частей свинца и восьми частей сурьмы. Китайские зеркала были круглыми по форме, с диаметром 10-20 см. Древнейшее японское зеркало является якобы подарком бога Солнца и входит в регалии империи.
  Изначальное и важнейшее назначение зеркала было, конечно, чисто утилитарное - видеть собственное отражение. Лишь позднее оно стало приобретать и другие функции, декоративные или ритуальные. К третьему тысячелетию до н. э. относятся в египетском искусстве изображения круглого ручного зеркала. Такие зеркала обнаружены и в захоронениях. Как предмет роскоши зеркало быстро превратилось в произведение прикладного искусства. Оборотную сторону использовали для декора.
  Есть предположение, что в Египте и Риме, где производство стекла достигло к тому времени высокого уровня, встречались и стеклянные зеркала. По сведениям римского писателя Плиния, в Сидоне (на Ближнем Востоке) изготовляли стеклянные зеркала с темной поверхностью, которые могли быть имитацией древних обсидиановых зеркал. К сожалению, до нас не дошло ни одного стеклянного зеркала античной эпохи.
  
  После распада Римской империи и античной культуры в Европе наступила продолжительная пауза в производстве как стекла, так и зеркал. Маловероятно, конечно, что женщины в течение почти целого тысячелетия не питали интереса к своей внешности. Очевидно, они пользовались металлическими зеркалами, хотя первые средневековые зеркала сохранились лишь с тринадцатого века. Они изготовлены из полированного металла или горного хрусталя. О существовании зеркал упоминается и в средневековой литературе. В 625 году римский папа Бонифаций Четвертый послал в подарок английской королеве Этельберге серебряное зеркало. Изображения ручных зеркалец и зеркальных шкатулок обнаружены и в Шотландии на каменных скульптурах, датируемых 7-9 веками. Французский философ Винсент Бове писал в 1250 году, что самыми лучшими являются стеклянные зеркала, покрытые свинцом. В Германии зеркала стали изготовлять на рубеже 13-14 веков.

  
  Четырнадцатый век вошел в историю европейской культуры как галантный век, когда в центре внимания утонченного светского общества была элегантно одетая женщина. Зеркало стало незаменимым предметом туалета светской дамы. Появились большие и маленькие настенные, круглые и овальные ручные и миниатюрные карманные зеркала. Оборотную сторону украшали прекрасные миниатюры, изображающие обычно любовные сцены. В средневековье предпочитали чуть выпуклые зеркала. Сферические зеркала в средневековье изготовляли из шарообразных стекол, изнутри их покрывали амальгамой и разделяли на сегменты.
  Массовому распространению зеркал способствовало основание на острове Мурано в 13 веке стекольных мастерских. Зеркала изготовляли из надувного стекла, оборотную сторону покрывали графитной амальгамой. Венецианские зеркала завоевали популярность во всей Европе, их производство продолжалось до 17 века. Затем постепенно первенство захватила Франция, где в 1688 году был найден метод плавки зеркального стекла. Вместе с этим зеркало приобрело новую функцию - оно стало важным элементом внутреннего оформления помещения. Листовое стекло можно было плавить в заметно больших размерах, чем надувное, зеркальными теперь стали стены от пола до потолка и даже потолок. Появились зеркальные комнаты и целые зеркальные галереи. В Версале, например, зеркальная галерея насчитывает 306 зеркал. Использовались возникающие при этом новые и неожиданные оптические эффекты.
  
  Зеркалами украшали не только большие бальные залы, они были и в других помещениях. Чем меньше и интимнее было помещение, тем красивее зеркало, в результате оно почти утеряло свое основное назначение, главенствующим стало его обрамление. Каких только декоративных материалов не использовалось для декора! Прежде всего экзотическая древесина, а также местные ценные породы деревьев (орех, травленое грушевое дерево) и даже простая позолоченная древесина. Из металлов использовали полированную сталь, бронзу, позолоченное серебро. Венецианские мастера достигли непревзойденного мастерства в применении стекла как элемента оформления рам. Маленькую поверхность зеркала с выгравированной посередине грациозной женской фигуркой или растительным орнаментом обрамляли нежно-синие и розовые стеклянные цветы, листья, лозы. Одно из таких зеркал, подарок правительства Венеции, попало позднее в качестве приданого в Эстонию.
  То, что человек мог видеть себя в зеркале, породило с самого начала веру в магические свойства зеркала. Бытовало, например, мнение, что младенцам, не достигшим года, нельзя разрешать смотреть в зеркало, иначе они вырастут кокетливыми и высокомерными. Греческий философ Платон рекомендовал пьяным и озлобленным глядеть в зеркало, чтобы прочувствовать свой стыд и пороки. Сократ предостерегал молодых: если они видят себя в зеркале красивыми, не следует разрушать эту красоту безобразным поведением и неблаговидными поступками. Те же, кто видит себя в зеркале некрасивым, должны стремиться исправить недостаток природы прилежанием и разумом.
  
  В Греции смотрели в зеркало, чтобы узнать, выздоровеет ли больной. Александр Македонский и царь Соломон якобы имели зеркала, в которых они могли видеть будущие события. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла Гефест сделал своему другу - богу вина Дионису такое зеркало, с помощью которого тот мог создавать существа по своему подобию.
  Довольно обширный трактат о зеркалах опубликовал на рубеже 17-18 веков журнал "Journal des Luxus und der Moden". Это было восхваление прекрасных свойств зеркала; здесь я привожу лишь некоторые из них:
  "Зеркало - символ правды и честности. Если хороший друг - лучший подарок всевышнего, то вторым его даром можно считать зеркало. С какого времени во Франции появились утонченные манеры? С того времени, как правительство Кольбера (17 век) сделало доступным для всех зеркало. Почему раньше в Италии уровень культуры был выше, чем во Франции? Потому что в Италии начали раньше пользоваться зеркалами. Почему парижане образованнее провинциалов? Потому что в провинции зеркал меньше, чем в Париже. Почему наши дамы стали одеваться с большим вкусом и носить более красивые прически? Потому что появились зеркала, в которых дамы могут видеть себя с головы до ног. Почему в монастырях заметно стремление к свободе? Почему монашки так охотно покидают кельи? Потому что в монастырях нет зеркал. Мужчины и женщины в крупных городах носили бы на лице печать своих грехов, если бы не зеркало, которое помогает им маскироваться. Зеркало, однако, не только оставляет приятное впечатление, оно воздействует на нас. Характер улучшается, когда мы видим, сколь безобразным делает нас злость. Так же, как совесть является зеркалом наших мыслей, так и зеркало является совестью нашей внешности. Из всего этого следует, что зеркало, без сомнения, одно из полезнейших открытий".
  
  Что из вышеприведенного считать заслугой зеркала, оставалось решать, конечно, читателю. Действительная же причина, побудившая автора этих строк столь восторженно отзываться о зеркале, выясняется в конце статьи, где автор скромно замечает, что у него можно купить зеркало любого размера и любой цены. Упомянутый в начале статьи Кольбер был министром Франции, по инициативе которого стала развиваться стекольная промышленность. В числе его наследства было обнаружено несколько зеркал, одно очень большое венецианское, размером 0,6х1 метр, оценивалось в 8000 ливров. Для сравнения отмечу, что значившаяся в этом же списке картина Рафаэля оценивалась всего в 3000 ливров.
  Среди зеркал отдельную группу образуют кривые зеркала, возле которых даже мрачный человек начинает смеяться самым здоровым смехом - смеяться над собой.
  
  Волшебных зеркал, которые могли бы дать ответ красавицам, как в сказке о Белоснежке, нет. Но некоторые чудесные зеркала изготовляли все же, в том числе и на Дальнем Востоке. Самое интересное зеркало сделал своей возлюбленной якобы один китайский художник, в нем женщина до конца своей жизни видела в зеркале себя молодой и красивой. Близки к нему и продававшиеся у нас в старину на ярмарках простые зеркальные осколки, прикрепленные к раскрашенной дощечке на скрученной из проволоки ножке. По мере того, как старел его обладатель, тускнело зеркало и становились незаметны морщины.
  Испокон веков человек хотел знать, кто самый умный, самый сильный, самый умелый, самый красивый. Если в спорте эти вопросы решали состязания, то о красоте исчерпывающий ответ давало зеркало. И поныне смотрят девушки в зеркало с немым вопросом на устах: "Свет мой, зеркальце, скажи...".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: