История распятия христа для детей. Распятие и смерть Иисуса Христа

Распятие

Злые люди распяли Иисуса на Кресте. Они прибили Ему руки и ноги гвоздями. Так наказывали только страшных разбойников. Иисус Христос был лучше всех на земле, но многие этого не понимали, потому что завидовали Ему. Ведь Его все любили, а их нет.

Иисус Христос умер на Кресте. Небо потемнело, солнце перестало светить, и земля потряслась. Деревья и камни плакали об умершем Господе.

Один богатый человек, по имени Иосиф, снял с Креста тело Иисуса, обернул в белую ткань и положил в пещеру, в каменный гроб, высеченный в скале. Пещера находилась в большом и красивом саду. Вход в пещеру закрыли огромным камнем, чтобы никто не мог войти.

Иосиф был учеником Спасителя, но раньше никто не знал об этом. Он никого не побоялся и сам устроил Христу погребение.

Воскресение Христово

Ученица Христа Мария Магдалина пришла к пещере, где лежал Иисус. Стояло раннее утро. Было тихо. Кто-то уже отодвинул тяжелый камень от входа. Мария вошла внутрь. Но в пещере было пусто. Где же Господь, любимый Учитель? Его здесь нет.

Мария заплакала. И вдруг увидела двух юношей в белых одеждах. Это были Ангелы. Они сидели там, где раньше лежало тело Иисуса.

Почему ты плачешь? - спросили Ангелы.

Кто-то унес Его, а я даже не знаю куда, - ответила Мария, утирая слезы. Она и не думала, что беседует с Ангелами, потому что раньше никогда не видела их.

Тут Мария обернулась и увидела Человека. Это был Христос, но Мария не узнала Его. Она подумала, что это садовник.

Это ты взял Его? Расскажи мне, куда ты положил Его.

Иисус сказал:

И она вдруг узнала Его. Учитель стоял перед ней живой. Значит, Он не умер?

Пойди, расскажи всем Моим друзьям и братьям, что ты видела, - велел ей Господь.

Мария Магдалина побежала в город. Ученики Иисуса сидели дома и горько плакали. Они думали, что больше никогда не увидят Его. Мария вошла и сказала:

Не плачьте. Христос воскрес!

Но ученики не особенно ей поверили. Потому что трудно поверить, что человек мог воскреснуть после смерти.

Чудесный улов

Петр проголодался и сказал: - Пойду ловить рыбу.

И мы с тобой, - сказали другие апостолы. Всю ночь они ловили рыбу, но ничего не поймали. Утром они подплыли к берегу и увидели Человека. Он стоял на берегу и ждал их. Апостолы не поняли, что это Христос. Иисус спросил их: - Дети! Сколько рыбы вы поймали за ночь?

Они ответили: - Ни одной. - Закиньте сеть с правой стороны лодки, и поймаете. Они закинули сеть с правой стороны и уже не могли втащить ее в лодку - столько рыбы попалось туда. - Это Господь, - прошептал Иоанн. Он догадался. Тогда Петр бросился с лодки в море и поплыл.

Ему хотелось поскорее оказаться рядом с Учителем. Остальные ученики поплыли к берегу в лодке и вскоре вышли на землю. На берегу горел костер и готовился обед. Петр вытащил из лодки сеть с рыбой. Рыб было очень много - сто пятьдесят три.

Он вспомнил, что такое уже случалось однажды, три года назад, когда Господь позвал их с братом за Собой. Только тогда сеть порвалась, а в этот раз осталась цела. - Идите обедать, - сказал Христос апостолам. Он дал им печеную рыбу и хлеб. И Сам ел вместе с ними. Никто не спрашивал Его, Кто Он. Все поняли, что это Господь.

Это случилось уже после того, как Иисус воскрес из мертвых. А потом сорок дней Он являлся апостолам и другим Своим ученицам и ученикам. Господь хотел, чтобы они поверили, что Он и правда воскрес из мертвых, и рассказали об этом всем.

Недоверчивый Фома

Фома тоже был учеником Иисуса. Он ходил за Ним, слушал Его слова и очень любил Его. Но не во все, что говорил Христос, Фома мог поверить. Он часто сомневался, мысли его двоились, и апостолы прозвали его «Близнец». Когда Воскресший Господь явился ученикам в Иерусалиме, Фомы не было в городе. Но вот Близнец вернулся, и апостолы сразу же рассказали ему, что Господь воскрес и благословил их, пройдя сквозь запертые двери.

Но Фома только мотал головой: - Не может быть. Разве из мертвых воскресают? Разве можно пройти через запертую дверь? Вам это просто приснилось. Прошло восемь дней, и Иисус снова явился ученикам. Он вновь прошел сквозь запертые двери, встал среди апостолов и сказал: «Мир вам!» На этот раз Фома тоже был с ними. - Подойди и вложи пальцы в Мои раны, взгляни на Мои руки и следы от гвоздей. И будь верным, - сказал Господь.

Но Фома не двинулся с места. Ему стало стыдно. Христос видел его сердце и знал, что он не поверил в воскресение. - Господь мой и Бог мой! - воскликнул Фома. С тех пор он стал один из самых верных учеников Христовых.

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, – обыкновенно, люди жестокие, – не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» ().

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь иудейский », и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» ().

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: «помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем !"

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: »истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ".

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой ». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя ». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит , был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Св. Крест Христов есть Св. Жертвенник, на котором Сын Божий, – Господь наш , – принес Себя в жертву за грехи мира.

Религия способствовала прогрессу, а без религиозных учителей не было бы трансформации мировоззрения, чудесных исцелений, не появилась бы безоговорочная вера в Бога. – столповая фигура в развитии человечества, и какие бы чувства она не вызывала, каноническую историю о жизни на Земле и распятии Иисуса Христа знают большинство.

Краткая биография


Иисус Христос − духовный лидер с 52 уровнем развития. Родился 7 января 4 года до нашей эры. Прожил 158 лет, ушел из жизни 27 мая 154 года. Был воплощен для великой миссии − создать новое учение, новую веру, принести Закон Любви и спасти миллионы человеческих душ.

После распятия и воскрешения Высшие Силы запретили Иисусу заниматься проповедями, свою миссию он полностью выполнил.

Есть альтернативные источники, которые, не опровергая жизнеописания, несколько уточняют, расширяют представления о том, что же случилось с Христом на самом деле. Благодаря этим откровениям (), мы можем детально узнать, как происходило распятие Иисуса Христа, и на какой день он воскрес.

Распятие Иисуса Христа

Голгофа. Первоначально Голгофой именовали небольшую возвышенность близ Иерусалима, которая получила свое название за схожесть с формой черепа. Позднее, на горе стали казнить преступников, а после распятия на ней Сына Божьего слово «Голгофа» стало употребляться и в иносказательном смысле. «У каждого своя Голгофа», означает, что каждому человеку приходиться проходить тяжелые испытания.

Сегодня нам известно о распятии Христа больше благодаря откровениям Высших Сил, которые общаются с высокодуховными людьми, посвящая их в тайны мира. Силы Света помогли полностью восстановить последовательность событий казни Христа и прояснить моменты, о которых в Библии ничего не сказано.

Немного о приготовлениях. На Голгофе перед казнью, там, где должны закапывать крест ставили тумбу, которую прибивали позднее к кресту. Для чего?

Во-первых, чтобы крест не раскачивался и не упал, и второй момент – чтобы на подставку опирались ноги распятого человека. Последнее действие не облегчало участь, а наоборот, продляло мучения. Ведь не все преступники приговаривались к смертной казни, для некоторых распятие было лишь искуплением грехов и спустя несколько дней, если человек не умирал, его отпускали.

Как происходило распятие Иисуса Христа? Для Иисуса Христа не было поблажек, его распяли на 4 гвоздя без права на помилование. В Библии говорится, что распятый Иисус наставлял и утешал людей. Это не так. Боль от гвоздей была настолько жуткой, что говорить не было сил, он смог лишь немного облегчить мучения, введя себя в состояние анабиоза, молча отвернувшись от предложенного стражниками напитка, облегчающего страдания.

В Евангелиях сказано, что охранники делили одежды Иисуса, кидая между собой жребий. Однако и здесь есть неточность. Трудно назвать одеждой клочок материи, прикрывающий чресла Христа. У него нечего было делить, только набедренная повязка – вряд ли на нее кто посягал.

Толпа наблюдавших за казнью была настроена по-разному. Фарисеи насмехались, первосвященники и старейшины выкрикивали: «Других спасал, а себя самого не может спасти». Один разбойник, распятый одновременно с Иисусом – язвил ему, другой – наоборот – говорил, что Сын божий ничего «худого не сделал». Обоих разбойников утром отпустили восвояси, а с головы Иисуса солдаты, его охранявшие, лишь сняли терновый венок и позволили женщинам напоить его.

В Библии сказано, что его мать Мария, ее сестра и Мария Магдалина находились рядом, но это заблуждение. Матери не было рядом, она лишь предчувствовала, что с сыном случилась беда, но казни не видела.


Воскрешение Христа

В Библии красочно описывается момент смерти Христа, его глас, обращенный к Илии о спасении, и злорадные замечания собравшихся мирян о том, что помощь так и не пришла. В Писании рассказывается, как природа взбунтовалась, когда Иисус перестал дышать, и как священникам пришлось усилить около креста охрану, побоявшись, что народ восстанет и ринется снимать мученика.

По правилам после того, как человек умирал на кресте, солдат обязан был проткнуть тело копьем. Когда такое проделали с Иисусом, из его раны появилась не черная, свернувшаяся кровь, а алая, говорившая, что Иисус еще жив. Люди, заметившие это, промолчали, не став указывать на этот факт, чем и спасли его от смерти.

19 апреля, в пятницу, Понтий Пилат позволил снять тело Христа для погребения по просьбе Иосифа Арифамейского, даже не взяв с него плату. Когда последний вернулся на место казни, возле мученика находился старейшина, который попросил сотника не перебивать колени Христа, чтобы не портить тело уважаемого человека, так как чувствовал, что Иисус еще жив. Сотник из сострадания не произвел столь чудовищной процедуры, и тело было передано на погребение.

Узаконенную версию знают большинство, но Высшие Силы рассказывают о воскрешении иначе, более правдоподобно и логично, ведь четкого ответа, на какой день воскрес Иисус после распятия, в Библии нет (умер в пятницу, а воскрешение произошло в воскресение, но это второй, а не третий день).

Тайные ученики Никодим и Иосиф Арифамейский перенесли тело Иисуса в фамильную гробницу последнего. В течение 4 часов они проводили над телом необходимые процедуры: омыли, обернули бинтами, пропитанными маслами и бальзамами, чтобы зажили раны, и напоследок – в плащаницу. Римские солдаты убедились, что обряд погребения совершен по правилам, закрыли вход камнем и опечатали его.

В действительности, Иосиф Арифамейский, в чьей гробнице разрешено было захоронить Иисуса, знал тайный проход в усыпальницу, находившийся на противоположной стороне взгорья. На следующий день Иосиф с Никодимом пробрались в склеп, освободили Иисуса от бинтов, напоили вином и живительным травяным бальзамом, накормили медом. Затем втроем вышли из гробницы только им известным путем, а Иисус решил навестить своих стражников.

По стечению обстоятельств природа оказалась на стороне мученика, началась сильная гроза. Гром и молния разрывали небо жесткими сполохами, земля дрожала, дождь лил стеной. На фоне земного катаклизма худая, непонятно откуда взявшаяся фигура в светлом балахоне, привела солдат, охранявших гробницу, в неописуемый ужас.

Они вспомнили слова Иисуса о воскрешении и подумали, что это ангел пришел за их душами, чтобы наказать за причастность к казни Христа. В страхе охрана разбежалась, а Иисус отодвинул камень, закрывающий вход в пещеру, сложил на ложе плащаницу, снова закрыл вход, не повредив печати, и удалился вместе с друзьями. Гроза не оставила никаких намеков, что гробницу открывали, а страх и чувство вины стражников нарисовали в их воображении мистическую картину.

Иисус остановился у друга Иосифа Арифамейского, а Магдалина со служанкой Марией помогали ввести в заблуждение остальных людей. Они пошли к гробнице и сказали стражникам, что Иисус воскрес и не стоит его ожидать, а апостолу Андрею передали слова Иосифа, что Сын Божий будет ждать учеников в Галилее.

Стражники видели, что печать на камне, закрывающем вход, не тронута. Они отодвинули опору, вошли в помещение, но оно оказалось пустым, только полоски ткани с плащаницей лежали небрежно на полу. Стражников охватило оцепенение, они не знали, что делать дальше. Мария Магдалина дошла до других учеников Иисуса и рассказала, что случилось. Никто не верил на слово, все хотели убедиться в чуде и потянулись к пещере. Девушка решила не покидать место событий, чтобы послушать, о чем говорят люди. Плащаницу, (позднее известную, как Туринская) передали матери Христа, а друзья шепнули ей, что сын жив и скоро она с ним увидится.

Иисус не появлялся около пещеры, и, отдохнув пару дней, ушел в Галилею, чтобы встретится с учениками. В Галилее он под покровом ночи вошел в дом, где собирались его сподвижники, и произнес: «Мир вам!». Ночь, пламя свечи сделали появление учителя таинственным. Никто не верил, что перед ними живой человек, а не приведение. Иисус успокаивал учеников, предлагая сомневающимся подойти, посмотреть раны, прикоснуться к нему. Затем Иисус попросил поесть и откушал со всеми рыбу и мед, произнеся: «Все случилось так, как пророчествовалось».

После трапезы он предупредил, чтобы ученики оставались в Иерусалиме, не ходили и не следили за ним. Никто не смел возражать, все испытывали неловкость, стыд, что не сопротивлялись аресту праведника, не помогали ему во время казни, не верили словам.

Сам же Иисус простил всех и направился в Вифанию, чтобы повидаться с матерью. Оставшуюся жизнь прожил в Галлии, занимаясь добычей и обработкой золота.

14.05.2016

Последние главы всех четырех Евангелий, повествующие о явлениях Христа после Его Распятия, крестной смерти и славного Воскресения, окрашены особым мистическим настроением. Это те сорок дней – от Воскресения до Вознесения, когда воскресший Христос ходил по земле, обычно невидимый или неузнанный, и – воочию – являлся ученикам и близким людям.

Сразу бросаются в глаза нестыковки и противоречия в описании этих явлений четырьмя евангелистами, к которым можно присовокупить также упоминание апостолом Павлом о явлении Христа отдельно Кифе (1 Кор. 15:3-7) и Иакову, брату Его по плоти (а именно – младшему сыну Иосифа Обручника, который, по преданию, сопровождал отца и Марию в их путешествии в Вифлеем на перепись и обратно – уже с Младенцем Христом, а также в их бегстве в Египет; он же возглавил позднее иерусалимскую христианскую общину, став ее первым епископом и мучеником).

И в самом деле, все четыре евангелиста дают четыре разные версии, которые частично совпадают, частично дополняют друга (а это естественно, когда свидетели дают показания, например, в суде), но иногда прямо друг другу противоречат или даже запутывают картину происходящего.

Во-первых, зачем Жены-мироносицы ранним воскресным утром идут ко Гробу Учителя? Матфей (28:1) пишет «посмотреть Гроб»; Марк – «купили ароматы, чтобы идти помазать Его; у Луки они также идут, «неся приготовленные ароматы»… У Иоанна об ароматах и речи нет, ведь накануне Никодим «принес состав из смирны и алоя, литр около ста», и они вместе с Иосифом Аримафейским «взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (19:39-40). Ну, хорошо, допустим, решили добавить еще ароматов и как следует ритуально оплакать Покойника, т.к. накануне из-за наступления праздничной субботы все делалось в спешке.

Итак, Жены-мироносицы приходят ко Гробу и видят то ли одного ангела, то ли двух, бегут от Гроба в страхе и то ли молчат, потрясенные (Мк. 16:8), то ли рассказывают апостолам о том, что видели, как и велел им Ангел (Ангелы). С Марией Магдалиной вообще творятся странные вещи: то ли она приходит вместе с остальными (Мф. 28-1, Мк. 16-1, Лк. 24-10), то ли одна (Ин. 20-1), и то ли остается, когда остальные убегают (а для этого нет оснований в тексте), то ли возвращается еще раз и тогда уже видит Воскресшего Христа, а потом еще раз вместе с другой Марией (по версии о.Серафима Слободского). По преданию же Церкви первой весть о Воскресении получила Матерь Божия от ангела («Ангел вопияше Благодатней…»), но ни в одном каноническом тексте этот факт, весьма вероятный, не зафиксирован. Свт. Григорий Палама (Омилия 18) пишет о том, что Матерь Божия ходила ко Гробу вместе с другими Женами-мироносицами, очевидно, опираясь на очень древнее Предание, т.к. на некоторых очень ранних иконах у одной из них имеются три звезды на мафории (см. далее иконка на крышке ватиканского реликвария). Однако, оснований для этого в текстах Евангелий нет.

Все эти противоречия в свое время давали критикам повод усомниться в подлинности свидетельств евангелистов.

Мне, однако, кажется, что все эти «нестыковки» можно объяснить только аберрациями времени, которые начали происходить еще в момент Рождества, как только явился в падший мир Повелитель Времени и Вечности. Как говорится в апокрифическом Протоевангелии Иакова (Церковь не включила его в канон, однако сочла вполне благочестивым чтением – оно практически целиком вошло в Предание и некоторые сюжеты послужили основой для иконографии некоторых праздников), время в момент Рождества Христова остановилось. И далее, как мне кажется, начался поворот его в другую сторону – обратно, к моменту грехопадения прародителей, к «точке Альфа», с которой должна совпасть «точка Омега» – «конец времен» и Второе и славное Пришествие Христово, и тогда будет «новая земля и новое небо» (Откр., 21:1). Потому времена после Воплощения Сына Божия на земле и называются ПОСЛЕДНИМИ, а сколько они продлятся – год, век, две тысячи лет или больше – совершенно не имеет значения, т.к. в любом случае начался обратный отсчет.

Так вот, начиная с Рождества и в течение всей земной жизни Сына Божия время – даже в условиях падшей земли – течет не совсем линейно. Мы можем предположить, что сразу после Рождества оно как бы раздвоилось, потекло по двум руслам (в момент Сретения, т.е. через сорок дней после Рождества, когда Святое Семейство было в Иерусалимском Храме и – одновременно – находилось и в Египте), а потом вновь соединилось.

Те же эффекты со временем, только еще в большем масштабе, мы наблюдаем затем в самом конце Евангелий: во-первых, это бесконечная ночь после Тайной вечери и ареста Спасителя в Гефсиманском саду, судов синедриона, Ирода и Пилата, когда произошло столько событий, что они за одну ночь физически уложиться не могут (время растянулось?); затем в момент Распятия и смерти Спасителя померкло Солнце, днем вдруг наступила ночь и сколько длилась, неизвестно. Возможно, имело место солнечное затмение и, если так, то оно было промыслительно – природные явления часто совпадают со значимыми событиями человеческой истории, последствия которых ощущаются очень долго, в данном случае – до самого ее конца. Но то, что «… гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52-53), это определенно явление необычного порядка – эти усопшие святые явно опередили время, когда все мертвые восстанут на Страшный Суд при Втором Пришествии Сына Божия.

Считается, что Христос воскрес через три дня после Распятия. Но если даже считать пятницу (полдня), и целый день субботы (от заката пятницы до заката субботы), а также 4-5 часов раннего утра воскресения (вернее, первого дня следующей седмицы), то полных трех суток не наберется. При этом мы празднуем Воскресение Христово в полночь, а Святой Огонь сходит в Иерусалиме еще раньше – в субботу часа в два-три пополудни, т.е. примерно через двое суток после смерти Спасителя. Стало быть, здесь опять налицо аберрация линейного времени – оно в те дни то ли растянулось, то ли сжалось. А с момента Воскресения и вовсе растеклось по нескольким руслам. В четырех Евангелиях описаны, соответственно, четыре варианта. А сколько их было на самом деле? В любом случае, мы можем добавить апокрифические Евангелия от Петра и от Никодима, т.е. еще два.

«Во гробе плотски, во аде же душою яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был если, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй неописанный…»

Великая Суббота – «Во Гробе плотски…» Церковь св. Никиты, Чучер, Македония, нач. 14 в. Художники Михаил Астрапа и Евтихий.

Понятно, что Сын Божий как равночестное Лицо Пресвятой Троицы может быть одновременно везде и всюду, в любой точке тварного мира и одновременно вне его – в недрах Пресвятой Троицы. Но во плоти, пусть тонкой и воскресшей, но все же материальной, Единая Личность даже Сына Божия разорваться на части не может. Стало быть, этот тропарь – наглядная иллюстрация нескольких временных пластов, задействованных в «текущий момент» Воскресения и сорока дней после плюс вечного пребывания Сына в божественном безвременьи («на Престоле… со Отцем и Духом»). Удивительное, пророческое проникновение песнописца в суть происходившего, принятое Церковью как данность.

Потому и неудачны оказались все попытки составить одно Евангелие из четырех – Церковь отвергла опус Татиана вместе с самим Татианом (хотя его Диатессарон и пользовался популярностью еще много веков), однако, допустила разные толкования святых отцов и современных писателей, например, отца Серафима Слободского в его «Законе Божием» (в самом деле, надо же как-то изложить детям события после Воскресения). Вот еще один, современный вариант – Элизабет Митчелл: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1429 . И, тем не менее, все такие попытки страдают натяжками.

Справедливости ради надо сразу отметить, что древним и средневековым христианам такие понятия, как «аберрации времени», «нелинейность времени» и т.п., были неведомы. Они оперировали только двумя понятиями – «время» (понимая под этим словом только время линейное, т.е. «хронос») и «вечность» («эон»), хотя некоторые писатели (например, свт. Василий Великий в «Шестодневе»), может быть, даже на подсознательном уровне, чувствовали, что двух этих терминов недостаточно. Однако тема эта весьма обширна и глубока и заслуживает отдельного разговора. Пока же сказанного, думаю, довлеет.

Христианским же художникам ничего не оставалось делать, как только выбрать один из вариантов и представить его на иконе (на доске ли, стене, пластинке слоновой кости, ларце и т.д.). Впрочем, на стенах больших соборов можно было дать и два варианта, и больше, или же каким-то образом совместить несовместимое.

Поэтому, дабы не впадать в фантазии, придется разбирать примеры византийской иконографии, опираясь на евангельские тексты, но расположив их – очень условно – во временной последовательности, «в линеечку» (хотя, повторяю, это на самом деле невозможно).

Описать несказанное событие Воскресение Христова человеческими словами невозможно. Прежде всего, потому, что его никто не видел. Апокрифическое Евангелие Петра – это тоже рассказ со стороны – свидетель наблюдает выход Воскресшего из пещерной гробницы, спрятавшись ночью в саду. И вряд ли это был апостол Петр, который, как известно из канонических Евангелий, не поверил даже словам Жен-мироносиц, пока сам не узрел Спасителя воочию.

Поэтому самые ранние христианские изображения Воскресения Христова – это именно посещение Гроба Господня Женами-мироносицами. Иконография «Сошествия во ад», основанная на апокрифическом Евангелии Никодима, возникла позднее, уже в послеиконоборческий период.

Древнейшая из сохранившихся икон на сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Христова» найдена на территории нынешней Сирии в погибшем в 257 г. от Р.Х. городе Дура-Европос на берегу р.Евфрат. В ходе раскопок уже в 20 в. там найдено древнейшее здание христианской церкви, украшенное стенной живописью. В числе прочих священных изображений есть и «Жены-мироносицы».

Гроб Господень показан очень условно – как большой саркофаг римского типа с крышкой – вероятно, «дуро-европейские» христиане имели весьма смутное преставление об иудейских обычаях погребения, а в Иерусалиме даже если и бывали, то Гроба Христова видеть не могли – после взятия и разорения Города римскими войсками он был погребен под грудами мусора и, частично, под построенном при императоре Адриане храмом Венеры. Зато очень наглядно показано, что Мироносицы пришли на рассвете – яркая полная Луна справа от Гроба заходит, а слева, прямо перед Мироносицами светит «утренняя звезда» (Венера).

В 3-м веке мы наблюдаем расцвет христианской живописи в римских катакомбах. Техника – типично римская, лучшие образцы напоминают фрески Помпей. Первые христиане использовали катакомбы в качестве кладбищ, и основная тема изображений там – смерть и воскресение. Поэтому иконы явлений Воскресшего Христа были бы там вполне органичными и логичными. Однако, как ни странно, их там нет. Вообще количество сюжетов на стенах катакомб весьма ограничено. Это, в основном: Христос – Добрый Пастырь, Адам и Ева, история Ионы, воскрешение Лазаря, вылезающий из ковчега Ной, три отрока в пещи огненной, Даниил во рву львином, Тайная вечеря (или Евхаристия самих христиан – сцены трапезы похожи, и не всегда их можно различить) и многочисленные оранты. Есть изображения чудес – в основном, это насыщение множества людей хлебами и рыбами и исцеление расслабленного, который идет и тащит на спине свой одр.

И вот редкий для римских катакомб сюжет:

Эту фреску трактуют и как исцеление кровоточивой жены, и как явление Воскресшего Христа Марии Магдалине. Мне кажется, второе. Если сравнить с известной картиной начала 19 века, то сомнения отпадают сами собой. А.Иванов, скорее всего, в катакомбах бывал и эту фреску видел, как и Леонардо да Винчи в свое время «подсмотрел» свою Мадонну Литту там же.

Традиция такой иконографии и не прерывалась – есть иконы с явлением Христа Марии Магдалине и сразу двум Мариям. Но о них чуть позднее.

Рассмотрим теперь иконографию «Жен-мироносиц у Гроба» послеконстантиновой эпохи.

Как известно, при императоре Константине найденный усилиями матери его равноапостольной Елены Гроб Господень (а также и Его Крест, и Голгофа, и весь комплекс святынь) был вытесан из большой монолитной скалы и то, что от этой скалы осталось, вместе с Гробом-пещерой было накрыто зонтичным куполом, образовав часовню-алтарь внутри круглого храма-мартирия, которая получила название «Анастасис» («Воскресение») и стала местом паломничества.

И жены-мироносицы на христианских иконах стали приходить… к константиновой ротонде.

Равенна, базилика Сант Аполлинаре Нуово, 6 в.

Внутри круглого здания с покрытым черепицей куполом хорошо видна каменная доска – то ли упавшая крышка саркофага. то ли сломанная дверь, при том, что Ангел сидит на отваленном камне.

На крышке деревянного ящичка-реликвария 6 в. (ныне хранится в Ватикане) с изображением Распятия и четырех праздников есть и Воскресение, т.е., по тогдашнему обычаю – «Жены-мироносицы у Гроба».

Сидящий на камне ангел жестом приглашает мироносиц войти во Гроб-кувуклию под зонтичным куполом (сверху еще один купол – полусферический с окошками), внутри которого – престол на лавице, где в течение субботы возлежало мертвое Тело Христово и где с апостольских времен совершалась Евхаристия.

Паломники любили увозить с собой в качестве сувениров-благословений («евлогий») маленькие сосудики-ампулы со святой водой из Иордана, с маслом от лампад из «Анастасиса» или просто с землей Палестины. Самые дешевые делались из свинца и имели на бочках разные священные изображения, в том числе Жен-мироносиц у Гроба.

Несколько штук были присланы в дар лангобардской королеве Теоделинде папой Григорием I Великим около 600 года и ныне вся коллекция хранится в Монце.

Иногда такие ампулы разрезались пополам и из каждой стороны делались иконки-медальоны.

Как видим, сама ротонда изображена достаточно условно (как, впрочем, и на других иконах Жен-мироносиц у Гроба). Однако, переданы некоторые подробности: в первом случае решетка вокруг Кувуклии, во втором – лампада над престолом-лавицей.

То же – на шкатулке-реликварии из слоновой кости, изготовленной ок. 500 года.

Так же условно Гроб передан на уникальной резной деревянной двери, сохранившейся в базилике Санта Сабина в Риме (ок. 430 г.).

Древним художникам важна была не точность в передаче деталей, а символ, знак. Поэтому в Евангелии Рабулы (Сирия, 6 в.) изображение Гроба совсем схематично и напоминает больше римский мавзолей с двустворчатой дверью, из-за которой вырываются три луча и поражают воинов-стражей; между ними и «Гробом» – отваленный большой камень с печатью, который, казалось бы, ни к чему, когда есть двери. Ангел же почему-то сидит не на камне, а на табуретке.

Однако, на пластинках из слоновой кости 5-6 вв. «Анастасис», как правило, изображен несколько более точно – как двухъярусная ротонда с куполом.

Удивительно, как на небольших по размеру пластинках мастера умещали сразу несколько сцен.

Миланский диптих 5 в.
1-я створка: Умовение ног, арест Христа + Пилат умывает руки, Иуда возвращает деньги и тут же рядом он уже висит, римская стража у Гроба (двухъярусной ротонды).
2-я створка: убегающие воины + ангел (еще без крыльев) у Гроба возвещает Мироносицам о Воскресении, явление Воскресшего Христа двум Мариям, явление одиннадцати апостолам вечером того же дня, уверение Фомы.
На второй створке изображены явления Христа после Воскресения.

Но есть костяные пластинки-иконки с двумя или даже одним сюжетом.

Римская пластинка 4 в. из Баварского музея. Вверху представлена сцена Вознесения – очень ранний вариант иконографии.

Пластинка из Британского музея, 420-430 гг.

Диптих Тривульчи, кон. 4 в.

Однако, и здесь сцена с Мироносицами происходит на фоне полуотрытых дверей. Запомним эту деталь. Мы вернемся к ней немного позднее (во 2-й части).

Отметим только одну интересную подробность: на дверях изображена сцена Воскрещения Лазаря, как бы очевидное доказательство Воскресения и Самого Христа, который сначала воскресил Лазаря, а потом воскрес и Сам. Причем, на иконке из Баварского музея Лазарь как бы выходит из гроба (или это сам Христос?), на двух других – обычная знакомая иконография, типологически напоминающая иконографию Благовещения. Как бы икона в иконе. Но через несколько веков именно сцена Благовещения перекочевала с алтарных столпов на двери царских врат русских православных церквей. Интересное совпадение. Промыслительное? Но ведь и Воскресение для Христа – второе Рождение (во плоти), а Рождество часто называют «зимней Пасхой». Кроме того, и для нас Христос своим Воскресением открыл путь ко второму рождению – в жизнь вечную. А благую весть об этом Женам-мироносицам у «дверей» Гроба возвещает Ангел.

Параллель между Воскрешением Лазаря и Воскресением Христовым художники будут проводить на протяжении многих веков существования византийского сакрального искусства, размещая эти два события на стенах храмов в непосредственной близости друг от друга.

Вот наиболее ранние (из сохранившихся) примеров.

Каппадокия, Чавушин, ц. Иоанна Богослова («Большая голубятня»), сер. 10 в.

На южной стене в верхнем ряду «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим», в нижнем – «Положение во Гроб» и «Жены-мироносицы у Гроба», далее под углом на западной стене – «Сошествие во ад», т.е. Воскресение Христово. Параллель очень наглядна.

Каппадокия, Гёреме, ц. Вознесения («С Сандалиями»), 11 в.

Слева от Деисиса в люнете «Воскрешение Лазаря», а прямо напротив – «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), и «Жены-мироносицы у Гроба» – над нишей диаконника с Архангелом (за колонной).

«Жены-мироносицы» кисти того же художника в другой каппадокийской скальной церкви, «Темной», сохранились лучше (или брутально отреставрированы).

Эта икона (как и вообще каппадокийская настенная живопись) очень своеобразна, если не сказать – уникальна. Фигурки Жен-мироносиц кажутся совсем маленькими по сравнению с грандиозной фигурой небесного Вестника, даже сидящего. А плащаница Христова, на которую он указывает перстом, свернута спиралью. Заметим, кстати, что мафории обеих Жен украшены звездами – так иногда изображались святые жены на Востоке, например, на Кипре, в церкви Асину, как уподобившиеся Божией Матери.

В церкви «Токалы» («Пряжки») евангельские сцены переходят одна в другую – не только в «Новой» ее части, но и в «Старой» тоже, где они расположены в три ряда по обеим сторонам полуциркульного свода.

В нижнем ряду: «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во Гроб», «Жены-мироносицы у Гроба» переходят в «Сошествие во ад» очень своеобразно.

Прямо из-за пустого Гроба выглядывают фигуры царепророков Давида и Соломона, которые относятся уже к следующей сцене – «Сошествия во ад». Здесь (так же, как и в Чавушине) полное впечатление последовательности событий в линейном времени: сначала Христос воскресает, т.е. покидает Гроб, затем сходит во ад – стало быть, телесно, пусть даже и в тонком теле, окруженном сиянием. Никакого эффекта одновременности («Во Гробе плотски, во аде же душею…») нет. И сатану в человеческом теле Христос попирает тоже очень конкретно – «смертию на смерть наступи». Блаженны простодушные. И чистые сердцем. И именно это простодушие и чистота сердечная в соединении с искренней и горячей верой так привлекают в каппадокийской – в основном монашеской – живописи.

Совсем иначе – изысканно и роскошно – выглядят мозаики в больших соборах Италии, выполненные приглашенными из Византии мастерами.

Начиная с 10-11 вв. и затем, уже уверенно – в 12 в. Гроб Господень с пустыми погребальными пеленами начинает изображаться так, каким он и был в действительности – высеченной в скале пещерой. Это можно объяснить тем, что грандиозные постройки императора Константина, включая «Анастасис», были разрушены и растасканы по камешку завоевавшими Иерусалим мусульманами, а останец скалы с пещерой Гроба Господня оказался на поверхности и некоторое время стоял так, но довольно скоро был засыпан мусором, т.е. вовсе исчез с глаз людских. И отвоевавшим Иерусалим крестоносцам стоило немалого труда отыскать Гроб Господень. После чего они возвели над Гробом новую Кувуклию и большой храм, который накрыл и Гроб, и Голгофу и другие святыни и который стоит и поныне.

Итак, на православных иконах появляется Гроб Господень в виде пещеры. Но и теперь наблюдается немалая доля условности, свойственная византийскому сакральному искусству, вообще более символическому, нежели натуралистическому.

Собор Сан Марко, Венеция.


Собор в Монреале (Палермо), 12 в.

Сцена «Явления Воскресшего Христа Мироносицам в саду», помещенная сразу после сцены «У Гроба», выглядит гораздо логичнее, т.к. речь в обоих случаях идет именно о телесном Воскресении Спасителя, и временная последовательность оправдана. (Фигуры Христа и Марии Магдалины во второй сцене – результат поздней реставрации, и это сразу видно, но смысла не меняет). И впоследствии размещение сцен на стенах византийских церквей будет именно таким. Детали же изображений варьировались в зависимости от того, какой именно вариант из четырех выбирал художник или заказчик.

Впрочем, здесь, в Монреале, кажется, разные варианты оказались совмещены. В самом деле, у Матфея мироносиц две, у Марка – три, у Луки три названы по именам «и вместе с ними некоторые другие», т.е. точное количество неизвестно, и, наконец, у Иоанна – одна Мария Магдалина. Но обычно на иконах изображаются две или три названные по именам, среди которые обязательно – Мария Магдалина, которую упоминают все четыре евангелиста. Левая сцена здесь дана точно по Марку. Но на соседней иконе явления Воскресшего совмещены сцены из Мф.28:9-10 (явление Марии Магдалине и «другой» Марии, где обе «ухватились за ноги Его и поклонились Ему») и Ин. 20:11-17 («Не прикасайся ко Мне…» именно с этой надписью: «Noli Me tangere»). Ничего не скажешь, остроумное решение.

В церкви св. Георгия (Старе Нагорочино, Македония, 1317-18 гг.) на южной стене вимы даны оба варианта – явление двум Мариям слева от Гроба с двумя Ангелами и явление только Марии Магдалине – справа.


А если попытаться объяснить это несоответствие в более, так сказать, позитивистском ключе, без «аберраций времени», то, может быть, дело было не совсем так, как объясняет, например, о.Серафим Слободской? Обратимся сначала к Евангелию от Иоанна. Ведь непосредственным свидетелем и даже участником событий был только он. Матфей увидел Воскресшего Спасителя вместе с остальными апостолами вечером того же дня, Марк писал, по преданию, со слов Петра, Лука же собрал сведения и составил свое повествование из многих источников.

Итак, по Иоанну, первая пришла ко Гробу Мария Магдалина (а о других Женах он вообще не упоминает). Пришла одна, «когда было еще темно» (20:1), т.е. ДО рассвета, следовательно, раньше, чем другие Мироносицы. И пришла не с ароматами, а просто «плакать». Но и она застала камень уже отваленным, а Гроб – пустым. И не узнала Учителя просто потому, что было темно, несмотря на блистание Ангелов. А, может быть, именно потому, что из-за яркого блистания Ангелов фигура Спасителя в темноте была плохо видна. Услышав же Его голос, звавший ее по имени, она тут же узнала Его и бросилась к Его ногам. И Его предостережение «не прикасайся ко Мне» тоже можно понять. Если Христос вышел из Гроба только что, и находился еще на грани между смертью и жизнью, лучше было Его не касаться – лучше для Марии, разумеется. И, обрадованная неожиданной встречей, Мария Магдалина побежала к апостолам сообщить о Воскресении. Тем временем ко Гробу подходили две другие Марии, которым Христос явился уже в достаточно «плотном» и осязаемом теле, а потому и позволил им припасть к Его ногам. А потом, может быть, подошли и другие – Саломия, Иоанна и иже с ними. Кто-то из них, кто не участвовал в погребении, мог нести в сосудах ароматы, не зная, что они уже не нужны. Синоптики повествуют о походе ко Гробу других жен, которые следовали за Иисусом из Галилеи, слушали Его проповеди и служили Ему. И каждый среди них называет Марию Магдалину, зная, что она тоже была на Гробе, но вместе с другими или отдельно – им не важно. Им важен сам факт ее присутствия.

Таким образом можно также объяснить нестыковку в последней, шестнадцатой главе Марка – между восьмым и девятым стихами. Ведь по мнению некоторых исследователей, этот кусок (стихи 9-20) был приложен к основному тексту Евангелия от Марка чуть позднее (его нет в самых ранних рукописях, но уже упоминает свт. Ириней Лионский), и по смыслу получается так, как будто с девятого стиха начинается новый рассказ, не связанный с тем, что сказано ранее: «9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили…» Но зато этот отрывок полностью совпадает с рассказом Иоанна. Тогда получается, что апостолам радостную весть сообщила именно Мария Магдалина. А остальные, по Марку, (8) «…выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Трудно поверить, что, как считают комментаторы, они быстро оправились от шока и побежали к апостолам. Похоже, это был не просто страх, а именно страх Божий, т.е. тот благоговейный трепет, о котором пишет в своей книге Рудольф Отто. Именно этот страх Божий есть «начало Премудрости», потому что он проистекает от встречи с Божеством, от переживаний этой встречи, когда немеют руки и подкашиваются ноги, когда мороз по коже, когда кружится голова… Повествование Марка на этом заканчивается…

Думаю, о нестыковках и мнимых «противоречиях» довлеет. Каждый текст ценен сам по себе. И в каждом отрывке есть нечто, на что стоит обратить особое внимание.

Мироносицы идут ко Гробу, который, как указывалось ранее, «высечен в скале» (Мф., 15:46; Лк., 23:56; Мк., 15:46), а ко входу «привален камень».

Такие пещерные могилы тех времен находят в окрестностях Иерусалима до сих пор, причем, некоторые даже вместе с камнем, который отвалить (вернее, откатить) довольно тяжело.

Иногда вход украшался неким подобием римского портала:

Или же покойника клали в специально построенный мавзолей римского типа – может быть, по этому образцу и был устроен навес над останцами пещеры – Кувуклия.

Но Иосиф, скорее всего, не успел никак оформить вход в свою погребальную пещеру. И она осталась необработанной, девственной.

Здесь снова приходит на память связь с пещерой Рождества. В пещере Спаситель родился на падшей земле в самую темную и холодную ночь зимнего солнцестояния, и в пещеру же Он положен мертвый, и воскрес, т.е. как бы заново родился в пору весеннего цветения, когда на Востоке люди празднуют равноденствие или Навруз – Новый свет, Новую Русь. Не случайно, конечно, по всему христианскому миру возникло множество пещерных храмов, где совершалась Евхаристия и человек как бы умирал для этого падшего мира и заново рождался в жизнь вечную.

Само же тело было покрыто сначала плащаницей, затем обвито пеленами-бинтами и положено в пещере (которую Иосиф Аримафейский устроил для себя, но уступил Учителю) на лавицу – каменный уступ внутри пещеры, размер которой оказался – промыслительно! – точно по росту земного тела Христа (1 м 75 см).

Лавица внутри Кувуклии.

Зачем же положили сударь рядом с телом Покойного? Здесь надо принять во внимание отношение иудеев к крови. Они считают (и до сих пор), что в крови – душа человека. И все даже малые капли вытекшей из тела крови надо похоронить вместе с телом. Потому и собрал праведный Иосиф вытекшую из раны от копья кровь в особый сосуд (он же Грааль). Может быть, и положил его по обычаю в Гроб, но потом взял обратно и хранил, как величайшую святыню.

(Отмечу в скобках интересный момент. Помню, как несколько лет назад по телевидению показывали место теракта в одном из городов Израиля: полицейские собирали по асфальту, прямо-таки отскребали даже самые малые фрагменты разорванных бомбой террориста тел израильтян и снимали пятна крови вместе с асфальтом. Комментатор объяснил, зачем и почему).

* * *
Византийских икон с Женами-мироносицами сохранилось великое множество. И это естественно, т.к. ромеи уделяли этой теме повышенное внимание. Среди них – множество поистине прекрасных и глубоко духовных произведений искусства. Показать их здесь все просто невозможно.

Часть из них я выложу позднее, когда закончу рассказ о явлениях Христа после Воскресения, т.к. их следует рассматривать в комплексе с другими расположенными рядом изображениями и составляющими целостные композиции.

А пока – прекрасные русские иконы.

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Праздничный чин.

Новгородская икона ок. 1475 г.

Интересно, что Жен-мироносиц здесь семеро.
А Воскресший Христос покидает место Своего телесного погребения, никем не замеченный…

Материалы по этой теме

Имя: Иисус Христос (Иисус из Назарета)

Дата рождения: 4 г. до н. э.

Возраст: 40 лет

Дата смерти: 36 г.

Деятельность: центральная личность в христианстве, Мессия

Иисус Христос: биография

Жизнь Иисуса Христа до сих пор является предметом размышлений и пересудов. Атеисты утверждают, что его существование - миф, а христиане убеждены в обратном. В 20 веке в изучение биографии Христа вмешались ученые, которые привели веские аргументы в пользу Нового завета.

Рождение и детство

Мария – будущая мать святого младенца, была дочерью Анны и Иоакима. Они отдали трехгодовалую дочку в Иерусалимский монастырь, как Божью невесту. Таким образом девочки замаливали грехи родителей. Но, хотя Мария и дала клятву вечной верности Господу, в храме имела право жить только до 14 лет, а после обязана выйти замуж. Когда пришло время, архиерей Захарий (духовник) отдал девчушку в жены восьмидесятилетнему старику Иосифу, дабы она не нарушила собственный обет плотскими утехами.


Иосиф огорчился такому повороту событий, но ослушаться священнослужителя не посмел. Новоявленная семья стала жить в Назарете. Однажды ночью супруги увидели сон, в котором им явился архангел Гавриил, предупредивший о том, что скоро дева Мария забеременеет. Также ангел предупредил девушку о духе Святом, который снизойдет для зачатия. В эту же ночь Иосиф узнал, что рождение святого младенца спасет род человеческий от адских мук.

Когда Мария носила ребенка, Ирод (царь Иудеи) распорядился о переписи населения, поэтому подданным надлежало явиться по месту рождения. Так как Иосиф родился в Вифлееме, то супруги направились туда. Молодая жена тяжело перенесла путь, так как находилась уже на восьмом месяце беременности. Из-за скопления народа в городе они не нашли себе пристанища, поэтому вынужденно отправились за городские стены. Поблизости нашелся только хлев, выстроенный пастухами.


Ночью Мария разрешается от бремени сыном, которого называет Иисусом. Местом рождения Христа считается город Вифлеем, находящийся неподалеку от Иерусалима. С датой рождения дела обстоят не однозначно, так как источники указывают противоречивые цифры. Если сопоставить время правления Ирода и кесаря Рима Августа, то это произошло в 5-6 веке.

В Библии указано, что младенец родился в ночь, когда в небе зажглась ярчайшая звезда. Ученые полагают, что такой звездой стала комета, пролетавшая над Землей в период с 12 года до нашей эры, по 4 год до нашей эры. Конечно, 8 лет – это не малый разброс, но за давностью лет и противоречивыми трактовками Евангелия даже такое предположение считается попаданием в цель.


Православное Рождество празднуется 7 января, а католическое – 26 декабря. Но, согласно религиозным апокрифам, обе даты неверны, так как рождение Иисуса пришлось на 25-27 марта. При этом 26 декабря праздновался языческий день Солнца, поэтому православная церковь перенесла Рождество на 7 января. Духовники хотели отучить прихожан от «плохого» праздника Солнца, узаконив новую дату. Этого не оспаривает и современная церковь.

Восточные мудрецы заранее знали о том, что на Землю скоро спустится духовный учитель. Поэтому, увидев в небе Звезду, последовали за свечением и пришли к пещере, где и обнаружили святого младенца. Войдя внутрь, волхвы поклонились новорожденному, как царю и преподнесли дары – смирну, золото и ладан.

Моментально слухи о новоявленном Царе дошли и до Ирода, который, разгневавшись, приказал уничтожить всех младенцев Вифлеема. В работах древнего историка Иосифа Флавия нашлась информация о том, что в кровавую ночь было убито две тысячи малышей, и это отнюдь не миф. Тиран так боялся за трон, что даже убил собственных сыновей, что уж говорить о чужих детях.

От гнева правителя святому семейству удалось спастись бегством в Египет, где они прожили 3 года. Только после смерти тирана супруги с ребенком вернулись в Вифлеем. Когда Иисус подрос, то стал помогать нареченному отцу в плотницком деле, чем впоследствии и зарабатывал на жизнь.


В 12 лет Иисус приезжает с родителями на Пасху в Иерусалим, где 3-4 дня ведет духовные беседы с книжниками, толковавшими Святое писание. Наставников мальчик поражает познаниями Законов Моисея, а его вопросы ставят в тупик не одного учителя. Потом, согласно арабскому Евангелию, мальчик замыкается в себе и скрывает собственные чудеса. Евангелисты даже не пишут о дальнейшей жизни ребенка, объясняя это тем, что земские события не должны отражаться на духовной жизни.

Личная жизнь

Начиная со Средневековья, не утихали споры о личной жизни Иисуса. Многих волновало - был ли он женат, оставил ли после себя потомков. Но церковнослужители постарались свести эти разговоры к минимуму, так как божий сын не мог пристрастится к земному. Раньше существовало множество Евангелий, каждое из которых трактовалось по-своему. Но церковнослужители постарались избавиться от «неправильных» книг. Даже есть версия, что упоминания о семейной жизни Христа не вписаны в Новый Завет специально.


В других Евангелиях упоминается супруга Христа. Историки сходятся во мнениях, что его женой была Мария Магдалина. А в Евангелии от Филиппа есть даже строки о том, как ученики Христа приревновали учителя к Марии за поцелуй в губы. Хотя в Новом завете эта девушка описывается, как блудница, ставшая на путь исправления и последовавшая за Христом из Галилеи в Иудею.

В то время незамужняя девушка не имела права сопровождать группу странников, в отличии от жены одного из них. Если вспомнить, что воскресший Господь первым делом явился не к ученикам, а к Магдалине, то все встает на свои места. В апокрифах есть указания и на женитьбу Иисуса, когда он свершил первое чудо, обратив воду в вино. Иначе зачем бы ему и Богоматери переживать за еду и вино на свадебном застолье в Кане?


Во времена Иисуса неженатые мужчины считались странным явлением и даже богопротивным, поэтому холостой пророк никак не стал бы Учителем. Если Мария Магдалина - супруга Иисуса, тогда возникает вопрос о том, почему именно ее он выбрал в суженые. Здесь, вероятно, замешаны политические веяния.

Иисус не мог стать претендентом на Иерусалимский трон, будучи чужаком. Взяв в супруги местную девушку, принадлежащую княжескому роду Вениаминова колена, уже становился своим. Рожденный четой ребенок стал бы видной политической фигурой и однозначным претендентом на престол. Возможно, поэтому возникли гонения, а впоследствии и убийство Иисуса. Но церковнослужители представляют сына Божьего в другом свете.


Историки полагают, что это и явилось причиной 18-летнего пробела в его жизни. Церковь постаралась искоренить ересь, хотя пласт косвенных доказательств так и остался на поверхности.

Подтверждает эту версию и папирус, обнародованный профессором Гарвардского Университета Кэрин Кинг, в котором четко написана фраза: «Иисус сказал им: моя жена…».

Крещение

Бог явился пророку Иоанну Крестителю, который жил в пустыне, и повелел ему заняться проповедью среди грешников, а желающих очиститься от греха - крестить в Иордане.


До 30 лет Иисус жил вместе с родителями и всячески им помогал, а после на него снизошло озарение. Он сильно возжелал стать проповедником, рассказывая людям о божественных явлениях и смысле религии. Поэтому отправляется на реку Иордан, где принимает крещение от Иоанна Крестителя. Иоанн сразу понял, что перед ним тот самый отрок – сын Господа, и, недоумевая, возразил:

«Мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне?»

Затем Иисус отправился в пустыню, где скитался 40 дней. Таким образом, готовил себя к миссии по искуплению греха рода человеческого через акт самопожертвования.


В это время Сатана пытается помешать ему через искушения, которые с каждым разом становились изощреннее.

1. Голод. Когда Христос проголодался, то искуситель произнес:

«Если Ты Сын Божий, повели этим камням стать хлебами».

2. Гордыня. Дьявол вознес мужчину на вершину храма и молвил:

«Если Ты Сын Божий, бросайся вниз, ведь Тебя поддержат ангелы Божии и Ты не преткнёшься о камни».

Христос отверг и это, сказав, что он не намерен испытывать силу Божью ради собственной прихоти.

3. Искушение Верой и богатством.

«Я дам Тебе власть над царствами земли, которая предана мне, если поклонишься мне» - посулил Сатана. Иисус ответствовал: «Уйди от Меня, сатана, ибо написано: Богу нужно поклоняться и только ему служить».

Сын Божий не сдался и не искусился дарами сатаны. Обряд Крещения придал ему силы для борьбы с греховными напутствиями искусителя.


12 апостолов Иисуса

После скитаний по пустыне и борьбы с дьяволом Иисус находит 12 последователей и передает им частичку собственного дара. Путешествуя вместе с учениками, он несет слово Божье в народ и свершает чудеса, дабы люди уверовали.

Чудеса

  • Обращение воды в прекрасное вино.
  • Исцеление парализованного.
  • Чудесное воскрешение дочери Иаира.
  • Воскрешение сына Наинской вдовы.
  • Усмирение бури на Галилейском озере.
  • Исцеление Гадарийского бесноватого.
  • Чудесное насыщение люда пятью хлебами.
  • Хождение Иисуса Христа по водной глади.
  • Исцеление дочери Хананеянки.
  • Исцеление десяти прокаженных.
  • Чудо на Геннисаретском озере – наполнение пустых сетей рыбой.

Сын Божий наставлял людей и объяснял каждую из своих заповедей, склоняя к Божьему учению.


Популярность Господа росла с каждым днем и массы людей спешили увидеть чудодейственного проповедника. Иисус завещал заповеди, которые впоследствии стали основами христианства.

  • Люби и почитай Господа Бога.
  • Не поклоняйся идолам.
  • Не употребляй имя Господа в пустых разговорах.
  • Шесть дней трудись, а седьмой - молись.
  • Уважай и почитай родителей.
  • Не убей другого или себя.
  • Не нарушай супружеской верности.
  • Не кради и не присваивай чужое имущество.
  • Не лги и не завидуй.

Но чем больше Иисус завоевывал людскую любовь, тем больше его ненавидела знать Иерусалима. Вельможи боялись, что пошатнется их власть и сговорились убить посланника Божьего. Христос триумфально въезжает в Иерусалим на ослике, тем самым воспроизводит легенду иудеев о торжественном пришествии Мессии. Народ восторженно встречает Нового Царя, кидая под его ноги пальмовые ветви и собственные одежды. Люди ожидают, что скоро закончится век тирании и унижения. При таком столпотворении фарисеи побоялись арестовать Христа и заняли выжидающую позицию.


Евреи ожидают от Него победы над злом, покоя, обеспеченности и устойчивости, однако Иисус, напротив, предлагает им отказаться от всего мирского, стать бездомными странствующими, которые будут проповедовать слово Божье. Осознав, что ничего не переменится во власти, люди возненавидели Бога и посчитали обманщиком, разрушившим их мечты и надежды. Немаловажную роль тут сыграли и фарисеи, подстрекавшие бунт против «лжепророка». Окружающая обстановка становится все напряжённее, а Иисус шаг за шагом приближается к одиночеству Гефсиманской ночи.

Страсти Христовы

Согласно Евангелию, Христовыми страстями принято называть муки, перенесенные Иисусом в последние дни своей земной жизни. Священнослужителями составлен список очередности страстей:

  • Вхождение господа в Иерусалимские врата
  • Вечеря в Вифании, когда грешница омывает ноги Христа миром и собственными слезами, а вытирает своими волосами.
  • Омовение ног своих учеников Божьим сыном. Когда Он с апостолами пришел в дом, где надобно было есть пасху, то слуг для омовения стоп гостей не нашлось. Тогда Иисус сам вымыл ноги своим ученикам, тем самым преподав им урок смирения.

  • Тайная вечеря. Именно здесь Христос предрек, что ученики откажутся от него и предадут. Вскоре после этого разговора вечерю покинул Иуда.
  • Дорога в Гефсиманский сад и моление Отцу. У Масличной горы он взывает к Создателю и просит избавления от грозящей участи, однако не получает ответа. В глубокой печали Иисус идет прощаться со своими учениками, ожидая земных мук.

Суд и распятие

Спустившись с горы глубокой ночью, сообщает им, что предатель уже близко и просит своих последователей не уходить. Однако в тот момент, когда пришел Иуда с толпой римских воинов, все апостолы уже крепко спали. Предатель целует Иисуса, якобы приветствуя, но тем самым показывает стражникам истинного пророка. А те заковывают Его в кандалы и ведут в Синедрион для свершения правосудия.


Согласно Евангелию, это произошло в ночь с четверга на пятницу седмицы перед Пасхой. Первым Христа допрашивал Анна – тесть Каиафы. Он ожидал услышать о колдовских штучках и магии, благодаря которым за пророком ходят толпы народа и поклоняются, как божеству. Ничего не добившись, Анна отослал пленённого к Каиафе, у которого уже собрались старейшины и религиозные фанатики.

Каиаф обвинил пророка в богохульстве за то, что тот назвал себя сыном Божьим и отправил к префекту Понтию. Пилат был справедливым человеком и пытался отговорить собравшихся от убийства праведного человека. Но судьи и духовники стали требовать распять виновного. Тогда Понтий предложил решить судьбу праведника людям, собравшимся на площади. Он огласил: «Я считаю невиновным этого человека, выбирайте сами, жизнь или смерть». Но в тот момент возле суда собрались только противники пророка, кричавшие о распятии.


Перед казнью Иисуса долго избивали плетьми 2 палача, истерзав его тело и сломав переносицу. После публичного наказания, на него надели белую рубаху, которая тут же пропиталась кровью. На голову водрузили терновый венок, а на шею – табличку с надписью: «Я - Бог» на 4 языках. В Новом же завете говорится, что надпись гласила: «Иисус Назорей - Царь Иудейский», но вряд ли бы такой текст уместился на маленькой доске, да еще на 4 наречиях. Позднее римские священники переписывали Библию, пытаясь умолчать позорный факт.

После экзекуции, которую праведник перенес, не издав не звука, ему надлежало нести тяжелый крест на Голгофу. Здесь руки и ноги мученика прибили гвоздями к кресту, который вкопали в землю. Стражники сорвали с него одежду, оставив только в набедренной повязке. Одновременно с Иисусом наказывали двух преступников, которых повесили по обоим сторонам наклонной перекладины распятия. Утром их отпустили, а на кресте остался только Иисус.


В час смерти Христа земля содрогнулась, словно сама природа взбунтовалась против жестокой казни. Умершего похоронили в гробнице, благодаря Понтию Пилату, который очень сочувствовал невиновно-казненному.

Воскрешение

На третий день после гибели мученик воскрес из мертвых и во плоти является своим ученикам. Он дал им последние наставления перед своим вознесением на небо. Когда стражники пришли проверить на месте ли покойный, то обнаружили только открытую пещеру и окровавленную плащаницу.


Всем верующим было объявлено, что тело Иисуса похитили его ученики. Язычники спешно засыпали землей Голгофу и Гроб Господень.

Доказательства существования Иисуса

Ознакомившись с библиями, первоисточниками и археологическими находками, можно найти реальные доказательства существования Мессии на земле.

  1. В 20 веке во время раскопок в Египте был обнаружен древний папирус, содержащий стихи из Евангелия. Учеными было доказано, что рукопись относится к 125-130 годам.
  2. В 1947 году на побережье Мертвого моря нашли древнейшие свитки библейскими текстами. Эта находка доказала, что части первейшей Библии наиболее близки к ее современному звучанию.
  3. В 1968 во время археологических изысканий на севере Иерусалима обнаружили тело распятого на кресте мужчины - Иоанна (сына Каггола). Это доказывает то, что тогда таким способом казнили преступников, и в Библии описана правда.
  4. В 1990 в Иерусалиме нашли сосуд с останками умершего. На стенке сосуда на арамейском наречии выгравирована надпись, гласящая: ««Иосеф, сын Каиафы». Возможно, это сын того самого первосвященника, который подверг Иисуса гонениям и суду.
  5. В Кесарии в 1961 г была обнаружена надпись на камне, связанная с именем Понтия Пилата, префекта Иудеи. Его называли именно префектом, а не прокуратором, как всех последующих преемников. Такая же запись есть и в Евангелиях, что доказывает реальность библейских событий.

Наука смогла подтвердить существование Иисуса, подтвердив фактами сказания Завета. И даже известный ученый в 1873 году сказал:

«Крайне трудно представить, что эта необъятная и чудесная вселенная, так же, как и человек, возникла по воле случая; это кажется мне главным аргументом в пользу существования Бога».

Новая религия

Еще предсказал, что на рубеже веков возникнет Новая религия, несущая свет и позитив. И вот его слова начали воплощаться в жизнь. Новая духовная группа зародилась совсем недавно и еще не получила признания общественности. В научный обиход термин НРД был введен, как противопоставление словам секта или культ, которые заведомо несут в себе негативный оттенок. В 2017 году в РФ насчитывается более 300 тысяч человек, привязанных к какому-либо религиозному движению.


Психологом Маргарет Телер составлена классификация НРД, состоящая из десятка подгрупп (религиозные, восточные, по интересам, психологические и даже политические). Новые религиозные течения опасны тем, что доподлинно неизвестны цели предводителей этих групп. А также основная масса групп новой религии направлена против Русской православной церкви и несет в себе скрытую угрозу для христианского мира.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: