История валаамской иконы божьей матери. Сила молитвы иконе Божией Матери «Валаамская» и ее значение

История обретения Валаамского образа Пресвятой Богородицы во многом напоминаетсказание о Державной иконе. Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, Наталья Андреевна Андреева, происходившая из крестьянок Тверской губернии, которая страдала сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом о том, где находится висевшая прежде в этом храме наколонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображенаво весь рост с Младенцем на руках. На этот вопрос ей не смог ответить даже ризничий о.Пафнутий, который решил, что икону, скорее всего, отправили в Петербург в Валаамскую часовню. Две недели пребывания на острове болящая продолжала искать образ Божией Матери, обошла все храмы монастыря, но так и не найдя, вернулась в Петербург.

Иконы не было и в Валаамской часовне. Еще в 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и развившаяся болезнь причиняла ей страшные страдания, продолжавшиеся около десяти лет. В 1887 году какой-то внутренний голос сказал Наталье: «Поезжай на Валаам, выздоровеешь!». Ночью, накануне поездки больной было видение женщины в одеянии из малинового бархата с ребеночком на руках, окруженной чудным сиянием, Которая ободрилаее словами: «Не плачь, Спаситель и Я на пути к тебе!». Наталья Андреевна спросила:«Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?». «Да, там и живу,- был ответ, - ты Меня увидишь на Валааме». Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество. Первый приезд Натальи Андреевны совпал с праздником обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских . Перед самым отъездом она зашла в Успенскую церковь и в иконе на левой колонне храма узнала ту самую женщину, которая явилась ей во сне накануне отъезда из Кексгольма (Приозерска). В тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела икону Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе, и ей не удалось даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Вернувшись в Петербург, больная почувствовала значительное облегчение в ногах, так что смогла ходить без палки.
В свой третий приезд на святой остров в 1897 году Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери, и в первую ночь ей был благодатный сон, который она рассказала после молебна у раки преподобных служившему о. Пафнутию. Наталье Андреевне приснилось, что она ходит внутри монастыря около упраздненной церкви святого Николая Чудотворца с молитвой Царице Небесной о том, чтобы увидеть Ее, и вдруг слышит голос: «Я здесь, здесь, скоро разыщешь!». В это же время к ней подходит старичок в голубой камилавке с седой бородой (преподобный Сергий Валаамский) и отворяет дверь церкви со словами: «Вот она!». Тогда женщина увидела внутренность церкви и в углу, между церковной утварью и старыми образами, до половины завернутый в рогожку холст, образ Божией Матери, в котором она сразу узнала разыскиваемую ею икону. В течение трех дней после этого Наталья Андреевна готовилась к святому причастию и накануне этого дня увидела еще один благодатный сон о том, что икона найдена о. Пафнутием. Причастившись на ранней литургии, Наталья Андреевна увидела после службы, что народ из гостиницы бежит в церковь. Оказалось, что отыскали давно забытую икону Божией Матери и принесли в нижний собор. «Эта ли икона?» - спросил болящую отец Пафнутий. «Эта самая!» - в волнении ответила Наталья Андреевна. Образ о. Пафнутий, как было указано в сновидении, действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви святого Николая Чудотворца. Наталья Андреевна тут же попросила о. Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенною иконою Божией Матери, пред которой была зажжена неугасимая лампада. После молебна перед явившимся образом больная женщина получила полное телесное исцеление. Все случившееся с Натальей Андреевной было подробно записано валаамскими монахами, составившими рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Местная Валаамская». После обретения также было выяснено, что эту икону написал валаамский инок-живописец о. Алипий в 1878 г., то есть в том самом году, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую к прославлению образа.
Судьба Валаамской иконы после революции схожа с историей Коневского образа. До 1940 года она оставалась на Валааме , отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона валаамскими иноками была увезена в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими «Новый Валаам». Главной святыней этого монастыря по сей день остается Валаамский образ Божией Матери, который пребывает в Преображенском соборе обители.
В конце XX века Святейшим Патриархом Алексием II было установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская» в первое воскресенье после дня памяти святых преподобных Сергия и Германа , Валаамских чудотворцев, и после дня памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Акафист

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, благодарственное приносим пение о даровании чудныя Ея иконы Валаамския. Ты же, Всемилостивая Царице, яко имущая державу непобедимую и милосердие неизреченное, от всяких зол и бед свободи страну нашу православную, да зовем Ти:

Икос 1

Ангелов Царица и всея твари Владычица преславным прославлением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатию озарила еси. Темже вернии людие с любовию припадающе к дивному образу Твоему Валаамскому, приносят похвалы сия:
Радуйся, спасения нашего Главизно.
Pадуйся, Мати Господа Вышняго.
Радуйся, Церкве непоколебимый Столпе.
Pадуйся, Царствия Нерушимая Стена.
Радуйся, страну Российскую в жребий и достояние Себе избравшая.
Pадуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в ней умножившая.
Радуйся, земли Русския Царице и Владычице.
Pадуйся, яко Тобою Русь православная хранится.
Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озаряющая.
Pадуйся, светом радости души наша просвещающая.
Радуйся, непобедимая Воеводо царей и воинов православных.
Pадуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 2

Ведый благодать и славу места сего, благослови Господь Матерь Свою даровати Покров Ея над островом Валаамом, яко над северным Афоном, да вси спасающиися на нем от лет древних и до ныне взывают непрестанно Спасителю и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имеюще божественный, преподобнии отцы наши Сергий и Герман приидоша в земли севера воеже Господу невозбранно послужите и достигше острова Валаама, обитель иноческую тамо устроиша. Ты же, Пресвятая Дево, яко Игумения святых обителей православных, сохрани всех подвизающихся зде, единем сердцем и едиными усты воспевающих Ти:
Радуйся, от младенчества Богу посвященная.
Pадуйся, в храме Иерусалимстем воспитанная.
Радуйся, яко житие Твое при храме прообразом жития монашескаго явися.
Pадуйся, иноков чадолюбивая Мати.
Радуйся, остров Валаам, яко место явления благодати Твоея освятившая.
Pадуйся, землю Карельскую благоуханием святости исполнившая.
Радуйся, обитель Валаамскую, яко северный Афон, прославившая.
Pадуйся, храмы и скиты ея славою чудес Твоих осиявшая.
Радуйся, преподобных Сергиа и Германа в молитву с Собою приемшая.
Pадуйся, милостию Своею на острове Валааме дивный сад духовный насадившая.
Радуйся, святыя обители Валаамския Всечестная Игумения.
Pадуйся, Наставнице иноков на путь небесныя жизни.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Икона Богородицы « Валаамская»

История

Ико-на, на-пи-сан-ная в 1878 го-ду ва-ла-ам-ским ико-но-пис-цем Али-пи-ем, по неиз-вест-ным при-чи-нам око-ло два-дца-ти лет про-ле-жа-ла в мо-на-стыр-ской кла-до-вой церк-ви свя-ти-те-ля Ни-ко-лая. Об-ре-ли ико-ну в 1897 го-ду. При этом ис-це-ли-лась от за-ста-ре-лой бо-лез-ни ног па-лом-ни-ца На-та-лья Ан-дре-ева, ко-то-рой Бо-жия Ма-терь яви-лась на-ка-нуне.

До 1940 го-да ико-на оста-ва-лась на Ва-ла-а-ме. С при-хо-дом на ост-ров со-вет-ской вла-сти, мо-на-хи, пе-ре-брав-ши-е-ся в Фин-лян-дию и ос-но-вав-шие там «Но-вый Ва-ла-ам», за-бра-ли её с со-бой, и этот чу-до-твор-ный об-раз до на-сто-я-ще-го вре-ме-ни яв-ля-ет-ся глав-ной свя-ты-ней Пре-об-ра-жен-ско-го со-бо-ра Но-во-Ва-ла-ам-ско-го мо-на-сты-ря. На ста-ром же Ва-ла-а-ме остал-ся спи-сок (ко-пия) ико-ны, ко-то-рая на-хо-ди-лась преж-де в Пе-тер-бур-ге на Ва-ла-ам-ском по-дво-рье.

В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Валаамской иконе Божией Матери в первое воскресенье после дня памяти святых апостолов Петра и Павла. В Фин-лянд-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви празд-ник в честь Ва-ла-ам-ской ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы от-ме-ча-ет-ся 7 ав-гу-ста.

В 2000 го-ду Свя-тей-ший Пат-ри-арх Мос-ков-ский и всея Ру-си Алек-сий II бла-го-сло-вил стро-и-тель-ство пер-во-го хра-ма в честь Ва-ла-ам-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри, при-чём в том ме-сте, где она бы-ла об-ре-те-на. Храм в честь Ва-ла-ам-ской ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы был освя-щён 19 фев-ра-ля 2005 го-да.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»

Богоро́дице Де́во, на Твою́ ико́ну пресве́тлую взира́юще, ра́дуемся, пред не́ю бо на о́строве Валаа́ме мольбы́ усе́рдно моля́щихся исполня́ются; услы́ши, Пречи́стая, и на́с моля́щих Ти́ ся́, утверди́ на́с в ве́ре и любви́, и испроси́ ми́рови ми́р и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Богородица Дева, на Твою икону пресветлую взирая, радуемся, ибо перед ней на острове Валаам исполняются мольбы усердно молящихся. Услышь, Пречистая, и нас молящихся Тебе, укрепи нас в вере и любви, и испроси мир всему миру и душам нашим великую милость.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»

О, Чу́дная и вы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти! Услы́ши ны́ гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Твоя́, в ча́с се́й моля́щияся и припа́дающия к Тебе́ со воздыха́нием и слеза́ми и уми́льно глаго́лющия: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Влады́чице, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́х клеве́т и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о, Благода́тная Ма́ти Бо́жия, не то́чию от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́, но и вся́ким благодея́нием снабди́ти и́х и спасти́, ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниих и те́плыя Хода́таицы о на́с гре́шных не и́мамы к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. Его́же умоли́, Влады́чице, да, спасе́ннии Тобо́ю, сла́вим в бу́дущем ве́це всесвято́е и́мя Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, ку́пно со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Влады́чице Богоро́дице, Небесе́ и земли́ Цари́це, оби́тели Валаа́мския Покрови́тельнице! Припа́даем и покланя́емся Тебе́ пред чудотво́рною ико́ною Твое́ю, и я́ко призре́ла еси́ ми́лостивно на моли́тву боля́щия рабы́ Твоея́ и дарова́ла еси́ е́й исцеле́ние, та́ко и ны́не приими́ на́ше усе́рдное моле́ние, тебе́ приноси́мое.
Спаси́ и сохрани́, Всеми́лостивая, оте́чество на́ше и вся́ лю́ди правосла́вныя, живу́щия в не́м и к Тебе́ с любо́вию прибега́ющия, от наше́ствия иноплеме́нных, от гла́да и мо́ра, и от вся́каго зла́; упра́ви пути́ на́ша, да возсия́ют в земли́ Ру́сстей пра́вда и ми́р, ра́дость и любо́вь, сохрани́ в не́й до сконча́ния ве́ка ве́ру Правосла́вную.
Воззри́ ми́лостивым о́ком Твои́м на оби́тель Валаа́мскую и соверши́ Сама́ о Го́споде спасе́ние все́х в ве́ре и наде́жде подвиза́ющихся в не́й. Умоли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да изба́вит все́х на́с от вся́кия беды́, ско́рби и боле́зни, да наста́вит на исполне́ние за́поведей Свои́х, от ве́чныя му́ки изба́вит и да сподо́бит Твои́м хода́тайством всели́тися во оби́телех Небе́сных и сла́вити та́мо Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской», чтомая в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре

Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, страны́ на́шея Засту́пнице, оби́тели Валаа́мския красото́ и сла́во! Взира́юще на Пречи́стый ли́к Тво́й, в чудотво́рней ико́не явле́нный, мо́лим Тя́, сохрани́ от вся́каго зла́ оби́тель сию́, ю́же преподо́бнии Се́ргий и Ге́рман основа́ша, во бра́тии ми́р огради́ и соблюди́, осени́ Покро́вом Твои́м строи́телей, благотвори́телей и благоукраси́телей ея́.
О, Всечестна́я на́ша Ма́ти, Игу́мения все́х правосла́вных оби́телей и и́ноческаго жития́ Покрови́тельнице, пребу́ди неотсту́пна от оби́тели сия́, су́щаго достоя́ния Твоего́, и всеси́льными Твои́ми моли́твами покры́й и заступи́ на́с, зде́ подвиза́ющихся, от вся́ких бе́д и ну́жд, помози́ уста́вы преподо́бных оте́ц непоколеби́мы сохрани́ти, изба́ви от паде́ний грехо́вных, да́руй на́м ду́х сокруше́ния и смире́ния, наста́ви на исполне́ние обе́тов и́ноческих и все́х за́поведей Бо́жиих.
Приими́ смире́нное моле́ние на́ше, согре́й на́с дыха́нием любве́ Твоея́ и никогда́ не отступа́й от на́с, да не оскуде́ет ве́ра в на́с гре́шных, и да сподо́бимся вни́ти в Ца́рствие Небе́сное, в не́мже возвели́чим Тя́, Ма́терь на́шу Всепе́тую, и просла́вим Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Валаамская»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, благодарственное приносим пение о даровании чудныя Ея иконы Валаамския. Ты же, Всемилостивая Царице, яко имущая державу непобедимую и милосердие неизреченное, от всяких зол и бед свободи страну нашу православную, да зовем Ти:

Икос 1

Ангелов Царица и всея твари Владычица преславным прославлением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатию озарила еси. Темже вернии людие с любовию припадающе к дивному образу Твоему Валаамскому, приносят похвалы сия:
Радуйся, спасения нашего Главизно;
Радуйся, Мати Господа Вышняго.
Радуйся, Церкве непоколебимый Столпе;
Радуйся, Царствия Нерушимая Стено.
Радуйся, страну Российскую в жребий и достояние Себе избравшая;
Радуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в ней умножившая.
Радуйся, земли Русския Царице и Владычице;
Радуйся, яко Тобою Русь Православная хранится.
Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озаряющая;
Радуйся, светом радости души наша просвещающая.
Радуйся, непобедимая Воеводо царей и воинов православных;
Радуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 2

Ведый благодать и славу места сего, благослови Господь Матерь Свою даровати Покров Ея над островом Валаамом, яко над северным Афоном, да вси спасающиися на нем от лет древних и до ныне взывают непрестанно Спасителю и Богу нашему: Аллилуия.

Икос 2

Разум имеюще Божественный, преподобнии отцы наши Сергий и Герман приидоша в земли севера во еже Господу невозбранно послужити и достигше острова Валаама, обитель иноческую тамо устроиша. Ты же, Пресвятая Дево, яко Игумения святых обителей православных, сохрани всех подвизающихся зде, единем сердцем и едиными усты воспевающих Ти:
Радуйся, от младенчества Богу посвященная;
Радуйся, в храме Иерусалимстем воспитанная.
Радуйся, яко житие Твое при храме прообразом жития монашескаго явися;
Радуйся, иноков чадолюбивая Мати.
Радуйся, остров Валаам, яко место явления благодати Твоея освятившая;
Радуйся, землю Карельскую благоуханием святости исполнившая.
Радуйся, обитель Валаамскую, яко северный Афон, прославившая;
Радуйся, храмы и скиты ея славою чудес Твоих осиявшая.
Радуйся, преподобных Сергия и Германа в молитву с Собою приемшая;
Радуйся, милостию Своею на острове Валааме дивный сад духовный насадившая.
Радуйся, святыя обители Валаамския Всечестная Игумения;
Радуйся, Наставнице иноков на путь Небесныя жизни.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 3

Сила Вышняго осени изографа Алексия, егда он, дар художества от Бога имея, во обитель Валаамскую притече и ангельский образ восприя, в честь преподобнаго Алипия Печерскаго, перваго иконописца Святыя Руси. Темже даровася ему благодать святыя иконы писати и храмы обители дивно украшати, воспевая Творцу и Господу: Аллилуия.

Икос 3

Имущи любовь ко обители Твоей избранней, Преблагословенная, сподобила еси отца Алипия создати икону Твою честную, ейже силу чудотворную даровала еси во исцеление и спасение всех с верою и надеждою притекающих к ней, да видяще являемую Тобою милость, вопиют со умилением таковая:
Радуйся, священнаго иконописания Покровительнице;
Радуйся, почитания святых икон освящение.
Радуйся, иконы Твоя на молитвенное общение нам даровавшая;
Радуйся, чрез них благодатную силу источающая.
Радуйся, изографу благоговейному Алипию любовь Твою святую явившая;
Радуйся, в подвизех иноческих его наставлявшая.
Радуйся, в трудех иконописания его укрепившая;
Радуйся, икону Твою дивную создати благословившая.
Радуйся, на иконе сей с Сыном и Богом Твоим изображенная;
Радуйся, многими чудесы ю прославившая.
Радуйся, яко молитвою пред нею приемлем душевное утешение;
Радуйся, яко вкупе с иконою Твоею Сама невидимо среди нас пребываеши.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 4

Буря смущения, воздвизаемая врагом спасения, поколеба корабль смирения твоего, отче Алипие, егда покинул еси обитель Валаамскую. Обаче молитвами Пречистыя Богородицы вся козни сопротивнаго попрал еси и весь был еси предан Богу, пощением, молитвами и труды многими сподобился еси в день Ангела своего преселитися во обители Небесныя, идеже с ликом Ангельским поеши Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слыша Господь скорбь жены, дванадесять лет обуреваемыя тяжкою болезнию, дарова ей помощь благодатную Богоматере, Яже явися болящей в соннем видении и повеле ей направити стопы своя на Валаам, да прославится тамо икона Ея чудная, дотоле в небрежении пребывавшая, от неяже мнози обретут радость духовную и исцеление, вопиюще Преблагословенней:
Радуйся, молитву сердечную болящей рабы Божией услышавшая;
Радуйся, в соннем видении троекратно ей явившаяся.
Радуйся, недужную старицу со одра болезни воздвигшая;
Радуйся, во обитель Валаамскую ю направившая.
Радуйся, чудотворную силу иконы Твоея открывшая;
Радуйся, икону Твою дивную во обители показавшая.
Радуйся, прославление иконы Твоея исцелением тяжко болящия жены знаменовавшая;
Радуйся, сердца православных неизреченною радостию исполнившая.
Радуйся, в иконе Твоей яко солнце земли севера просиявшая;
Радуйся, сию яко сокровище безценное нам оставившая.
Радуйся, яко пред нею вернии благоговейно покланяются;
Радуйся, яко молящимся пред нею исцеления подаются.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися всечестная икона Твоя, Владычице, юже яко дар небесный восприимше, иноцы обители Валаамския поставиша в соборнем храме Преображения Господня, ими созданном, благодарственно взывающе Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше чудо исцеления болящей от иконы Твоея, Пресвятая Дево, братия обители радости исполнишася и пречистому Твоему образу с любовию и благоговением поклонишася. Мы же, грешнии, зряще и ныне во обители славней изображенную на иконе Матерь Господа, руце к ней простираем и умиленно зовем:
Радуйся, остров Валаам благословением Своим осенившая;
Радуйся, обители Валаамския сокровище неоскудное.
Радуйся, любовь Твою ко обители показавшая;
Радуйся, благое промышление о ней явившая.
Радуйся, обитель сию милостию Своею посетившая;
Радуйся, в залог любве икону Твою чудную ей даровавшая.
Радуйся, во обители древней прославленная;
Радуйся, иноков валаамских Покровительнице.
Радуйся, подвизающимся в ней надежное заступление;
Радуйся, приходящим в ню на поклонение благая Предстательнице.
Радуйся, иноков обители ко служению Господу собирающая;
Радуйся, в служении сем путь показующая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 6

Проповедница благодатныя помощи Владычицы явися исцеленная раба Божия, и о чудеси, на ней бывшем, с радостию и благоговением поведа. Ейже подражающе и мы прославляем милости от иконы изливаемыя, яко грады и веси ограждаеши, обители иноческия защищаеши, недужныя исцеляеши и вся благая ниспосылаеши всем любящим Тя и поющим Сыну Твоему: Аллилуия.

Икос 6

Возсия образ равноангельнаго жития всем ищущим спасения на острове Валааме вдали от суеты мирския под державным Покровом Богоматере, Еяже образ сияет во обители яко знамение попечения Пречистыя о всех нас. Мы же, грешнии, ведуще, яко отцы наши нарекоша Русь Святую Домом Пресвятыя Богородицы, воспоим Ей:
Радуйся, Благодатная, обитель святую осенившая пречистым Твоим образом;
Радуйся, яко паче жемчуга слезами радости икона Твоя украшается.
Радуйся, силу Твою благодатную в сей иконе обильно явившая;
Радуйся, во всем мире источник исцелений от святых икон Твоих подающая.
Радуйся, покланяющимся иконе Твоей в печалех и бедах скоро помогающая;
Радуйся, и нас грешных ко спасению наставляющая.
Радуйся, о всех чтущих образ Твой промышляющая;
Радуйся, чудесы от него веру истинную в людех утверждающая.
Радуйся, Богом дарованная отрадо страждущим;
Радуйся, сокровище благодати неоскудеваемое.
Радуйся, руце Твои к Богу о нас простирающая;
Радуйся, вечною радостию нас одевающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 7

Хотя благочестивый воин великий князь Николай благодарственная принести Тебе, Богородице, повеле в годину брани всемирныя устроити храм во имя Твое, да вси иноцы обители поминают вождей и воинов за веру, царя и отечество живот свой положивших, во вся дни поюще Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новое чудо показа Господь, егда старцу Валаамскому Борису видение бысть: зрит святый старец стоящих у иконы Богоматере преподобных Сергия и Германа в схимах. Мы же, радующеся, вкупе с Пречистою ублажаем вас, угодницы Божии, помозите нам, да молитвами вашими сподобимся достойно воспети Всесвятую Матерь Господа:
Радуйся, обитель нашу вкупе с преподобными Сергием и Германом охраняющая;
Радуйся, старца валаамскаго видений сподобившая.
Радуйся, отечества нашего Печальнице;
Радуйся, державная Покровительнице наша во дни тяжких испытаний.
Радуйся, во дни брани скорая на враги Помощнице;
Радуйся, во дни мира ко благочестию Наставнице.
Радуйся, воинов православных на подвиг ратный укрепляющая;
Радуйся, мужество неодолимое им дарующая.
Радуйся, силу духа их возвышающая;
Радуйся, убиенным на поли брани венцы мученическия уготовляющая.
Радуйся, воинством Ангельским враги наша поражающая;
Радуйся, молитвами Твоими весь мир спасающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 8

Странное и дивное видение дарова Господь старцу Борису в канун гибели Царствия Российскаго, виде бо праведник Тя, Матерь Божию, пред Сыном Твоим и Господом тепле Его умолявшую со слезами, да отверзет двери милосердия Своего к стране Российстей и людем ея. Темже убо восплачемся и мы о гресех своих и возопиим Богу дивному во святых Своих: Аллилуия.

Икос 8

Вся страна Российская в страх и трепет прииде, егда восхоте враг рода человеческаго веру Христову в ней истребити. Ты же, Всемилостивая, во дни лихолетия сохранила еси землю Русскую от погибели и веру Православную от истребления спасла еси. Помози убо нам, Владычице, с терпением и благодарением всякия скорби и беды претерпевати и взывати Тебе радостно:
Радуйся, избранным Твоим видения небесная открывающая;
Радуйся, дивная знамения иконою Твоею совершающая.
Радуйся, Царства Российскаго благодатное утверждение;
Радуйся, в годину испытаний державною рукою от погибели нас спасшая.
Радуйся, Церковь Русскую во дни гонений и крестных страданий омофором Своим покрывающая;
Радуйся, в страданиих за Христа мучеников и исповедников веры укрепляющая.
Радуйся, воинствующих на Церковь Божию вразумляющая;
Радуйся, злобу и коварство их посрамляющая.
Радуйся, вражду и ненависть миром и любовию побеждающая;
Радуйся, слезы чад Твоих отирающая.
Радуйся, лучами Божественными тьму вражию попаляющая;
Радуйся, во оружие света нас облекающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 9

Всяческая, яко Мати всех живущих во ограде Церкве Христовы, ограждаеши, тако и людей русских в разсеянии сущих утешила еси иконою Твоею, егда обитель Валаамская от страны Российския отторжена бысть. Тогда же иноцы обители вкупе с верными чады Церкви Православныя к чудотворному образу Владычицы притекающе в единомыслии воспеваху Богу: Аллилуия.

Икос 9

Ветии человечестии недоумеют разумети тайну спасения отечества нашего во дни нашествия вражия, егда смерть и ужас по лицу земли Русския проидоша, плач и стенание ю огласиша. Тогда убо вси на Тя, Пречистая, упование возложившии и от Тебе Единыя спасения чающии, пояху со слезами:
Радуйся, Заступнице наша Усердная;
Радуйся, от всех врагов Избавление.
Радуйся, на подвиги брани воинския и духовныя нас вдохновляющая;
Радуйся, гордых силою Своею со стыдом вспять возвращающая.
Радуйся, яко Тобою милосердие Божие призываем;
Радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом нашим.
Радуйся, икону Твою святую в бедах и испытаниих невредимо сохранившая;
Радуйся, русских людей в разсеянии сущих ею утешавшая.
Радуйся, всех разсеянных воедино собирающая;
Радуйся, раздоры и нестроения умиряющая.
Радуйся, Надеждо и Прибежище наше;
Радуйся, Непобедимая Победа.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 10

Спасти хотя страждущую страну нашу, явилася еси, Пречистая, в видении старцу Валаамскому Михаилу, яко Предстательница наша пред Богом и Заступница, и в грозный час беды на враги противостала еси, полки иноплеменных вспять обращая, и победу российскому воинству даровала еси, да вси людие страны нашея поют Спасителю Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стена необоримая и источник чудес икона Твоя святая явися, Богородице Дево, не токмо обители Валаамстей, но и всей стране Российстей, землю нашу ограждающи и по Руси Святей незримо шествующи. Спаси и помилуй нас, чтущих Твой образ чудотворный, да вси притекающии к нему сподобятся всякаго утешения, воспевающе Тебе:
Радуйся, в сониих и видениих рабов Твоих посещающая;
Радуйся, тайны промышления Божия о стране Российстей им открывающая.
Радуйся, старцу Михаилу знамение Своего милосердия к народу нашему явившая;
Радуйся, державу Российскую паче прежняго славою Своею осиявшая.
Радуйся, пред Господом дерзновенная наша Предстательнице;
Радуйся, гнев Его праведный, на ны движимый, на милость преклоняющая.
Радуйся, противу слуг сатанинских ратоборствующая;
Радуйся, несокрушимый щите воинов российских.
Радуйся, войско врага поразившая;
Радуйся, из пределов земли нашея его отгнавшая.
Радуйся, воином России на поли брани победу даровавшая;
Радуйся, страну нашу от нашествия иноплеменных предивно избавившая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 11

Пение молебное с любовию приносит ныне братия обители Тебе, о Всеблагая Мати, во храме в честь иконы Твоея освященном. Услыши и нас, молящихся пред пречистым образом Твоим, и сохрани жизнь нашу в чистоте, от грехов избавитися помози, утоли болезни и печали, на спасения стези настави и научи воспевати Человеколюбцу Богу Ангельскую песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светло сияет дивная икона Твоя, Мати Божия, и Российскую страну нашу благодатию озаряет. Сего ради грядут во обитель Валаамскую на поклонение православных собори, умиленно воспевая из глубины души пред пречистым образом Твоим таковая:
Радуйся, остров Валаам светом святыни озарившая;
Радуйся, обитель Валаамскую благодатию Твоею возродившая.
Радуйся, Домостроительнице, жизнь обители добре устрояющая;
Радуйся, от всея земли Российския во обитель людей православных призывающая.
Радуйся, паломников благочестивых непостыдное упование;
Радуйся, иноков валаамских присное радование.
Радуйся, образом Твоим честным обитель и ныне освящающая;
Радуйся, светом Божественным от иконы Твоея тьму неверия прогоняющая.
Радуйся, Мати Света, души верных просвещающая;
Радуйся, к Свету истины нас возводящая.
Радуйся, Огнь Божества в Себе вместившая;
Радуйся, любве Божественныя светильниче неугасимый.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 12

Благодатное утешение даровала еси нам, Пресвятая Дево, прославлением образа Твоего Валаамскаго в знамение милости ко отечеству нашему, в защиту от врагов видимых и невидимых во дни смуты новыя. Даруй Покров Твой, Благодатная, на всех грядущих путех страны нашея, да весь мир узрит, яко с нами Бог, Емуже с любовию поем: Аллилуия.

Икос 12

Поюще Тя, Преблагословенная, преклоняем колена пред чудотворным Твоим образом Валаамским и молящеся пред ним веруем и исповедуем, яко Ты еси воистину Державная Владычице страны нашея и Заступница Усердная рода христианскаго. Темже молим Тя, подаждь державе Российстей мир, тишину, благоустроение, и не остави возлюбленную Тобою землю Русскую и народ ея, во умилении сердец приносящий Ти похвалы сия:
Радуйся, икону Твою Валаамскую всецерковно прославившая;
Радуйся, новое знамение благодати в Церкви Православней тем показавшая.
Радуйся, яко от списков иконы Твоея знамения и чудеса совершаются;
Радуйся, яко сердца благочестивых людей радостию исполняются.
Радуйся, страны Российския несокрушимое Ограждение;
Радуйся, нынешняго скорбнаго века Утешение.
Радуйся, святых печальников земли Российския возрастившая;
Радуйся, изнемогающих под тяжестию креста укрепляющая.
Радуйся, страх и уныние прогоняющая;
Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая.
Радуйся, стояти за веру Православную нас научающая;
Радуйся, двери райския верным отверзающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Российския страны дивная Заступнице, милостивно приими сие малое моление, пред чудотворным Твоим образом возносимое. Сохрани отечество наше, веру Православную в людех укрепи, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей, и сподоби чистым сердцем зде и в будущем веце воспевати Богу: Аллилуия.

Молитва пред чудотворною иконою Пресвятыя Богородицы Валаамскою, чтомая в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея.
О Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих.
Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва пред иконою Пресвятыя Богородицы Валаамскою
О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и покланяемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси милостивно на молитву болящия рабы Твоея и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, тебе приносимое.
Спаси и сохрани, Всемилостивая, отечество наше и вся люди православныя, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающия, от нашествия иноплеменных, от глада и мора, и от всякаго зла; управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру Православную.
Воззри милостивым оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки избавит и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити тамо Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона «Местная Валаамская» отличается скупостью черт и линий. Орнамент по краям почти незаметен и пёстрых узоров нет. За этим сразу ощущается монашеская аскетичность, которая, тем не менее, не повлияла на дух величия. Название этому чудотворному образу дано согласно тому месту, где написал его в 1878 году инок-иконописец Алипий. Это был Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Описание

Икона изображает Богородицу в полный рост. Она стоит поверх золотого облака и держит перед собой Младенца Иисуса. Её облачение состоит из красного мафория и тёмно-синего хитона. Её босые стопы оставлены открытыми. Богомладенца иконописец «одел» в жёлтый хитон. Дитя изображено фронтально, его правая рука высоко поднята в благословляющем жесте, а левая ладонь обхватывает увенчанную крестом державу.

Изображение представляет собой гармоничное сочетание академической живописной манеры и традиций афонской иконописи конца 19-го века. В основание иконы вложен небольшой кусочек ризы Богородицы.

Значение

Явление Валаамского образа произошло в скором времени после того, на престол был повенчан Государь Император Николай Александрович, поэтому по значимости он сравним с Державной иконой Богоматери, обнаруженной в последний день его правления.

Образ, подобный Валаамскому, в Византии носил имя «Никопея», что означает «Победотворная». Действительно, Богородица в красных одеяниях полна достоинства и является воплощённым образом Царицы Земной и Небесной. Одновременно величественная и кротко безмолвная, она служит цели молитвенного созерцания, воплощая в себе Бога-Слова. По некоторым предположениям Валаамская икона Божьей Матери символизирует собой исихастскую молитву, монашеское умное делание, являя себя как Великую Мать Игумению всех монашествующих.

Списки с иконы

Первый список с Валаамской иконы Божьей Матери успели сделать ещё до того, как началась революция. Он был направлен в Валаамскую часовню Васильевского острова, а после он стал достоянием храма Смоленской иконы Божией Матери. Известность списка быстро росла, и тех, кто приходил, чтобы поклониться образу, становилось всё больше. В 1992 он был торжественно перенесён в Валаамскую обитель.

Другие копии иконы размещены на монастырских подворьях Санкт-Петербурга и Москвы.

Тропарь

День празднования, посвящённый иконе Валаамской Богородицы, приходится на 1/14 июля (в Финляндской Православной Церкви почитание образа происходит 7 августа). В её честь архиепископом Павлом был написан тропарь, а кондак, с благословения настоятеля Финляндского Валаамского монастыря, написала православная поэтесса Валентина (Туула), которая, будучи незрячей, смогла духовно воспринять облик Богоматери.

Тропарь, глас 4

Всех скорбящих Радосте, светлый Покров вселенныя Ты еси, Владычице, в крове крилу Твоею покрый и Обитель сию в славу милостиваго Бога возложенную, к Тебе бо день и нощь взываем в скорбех и болезнех, смиреннии раби Твои; буди пристанище спасения нам, и вся настави к тихому Свету Христовых заповедей, с Сергием и Германом Преподобными в мире управляющи живот наш; Ты бо еси иноком отрада и сладчайшая утеха душ наших, Дево Пренепорочная.

Истории исцелений

Первый случай целительного воздействия иконы отмечен в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская». Там повествуется об излечении крестьянки Н.А. Андреевой, жившей в Санкт-Петербурге. Во сне женщина увидела лик Богородицы, велевшей ей отправиться в Валаамский монастырь, где та исцелится, если увидит Её икону. Крестьянка вняла посланию и сделала всё, как было сказано, а по возвращении домой, ощутила, что ей стало гораздо легче.

Когда Н.А. Андреева посетила монастырь во второй раз (лето 1896 года), то на прежнем месте иконы не оказалось. По предположению ризничего Пафнутия она могла находиться в Валаамской часовне на Васильевском острове, но выяснилось, что это не так. Когда крестьянка приехала на Валаам год спустя, то вновь увидела сон, где ей и было указано место нахождения образа. Пробудившись, она рассказала о своём сне, и Валаамская Божья Матерь была найдена.

После возжения неугасимой лампады и совершения водосвятного молебна Андреева полностью исцелилась.

К числу последних чудесных случаев, описанных настоятелем Финляндского Валаамского монастыря архимандритом Сергием, можно отнести исцеление сына греческого священника Илии, который просил братию молиться об этом Валаамской иконе Божьей Матери.

В чем помогает, о чём следует молиться

Перед образом Местной Валаамской Богоматери следует молить об утешении скорбях и исцелении болезней. Другим традиционным обращением к нему стала просьба матерей о том, чтобы их дочери смогли обрести своё счастье.

Также Богоматерь следует просить о помощи в преодолении уныния и пагубных страстей. Она помогает укрепить веру и духовные силы в целом. Наконец, Валаамской молятся, если необходимо научиться смирению, и обрести твёрдость в намерениях.

При взгляде на икону, называемую «Местная Валаамская», убеждаешься в скупости ее выразительных средств: нет ни одной лишней детали; заметен только вызолоченный фон и, вместо обычного позема, облако. Даже привычные для того времени двуцветная красно-голубая опушь и пестрый орнамент на полях практически отсутствуют, если не считать мелко продавленных по левкасу узоров.

И это понятно, ибо икона написана монахом.

Монастырская аскетическая практика подвигала изографа – иеромонаха Алипия (Константинова) – к поиску аскетического языка живописи.

Тем не менее, вкусы XIX столетия диктовали академическую манеру исполнения, доходившую до натурализма.

Одно приходило в противоречие с другим. «Живоподобный» стиль оборачивался апорией. Иконописцу хотелось Богородицу представить в мистическом плане (отсюда под ногами у Нее облако – символ прикровения и одновременно откровения Божества), но выражал он свою идею на языке мирской живописи, т. е. категории трансцендентного пытался пояснить категориями имманентного.

Не стоит здесь говорить об особом «валаамском стиле», присвоенном данной иконе. Подобная мысль произвольна и ни на чем не основана. В конце XIX в. таких (стилистически) икон – несчетное множество. И писались они по всей России. Разница состояла лишь в мастерстве изографов. Но оно еще не есть стиль; речь можно вести только об отличии манер. Будет беда, если в иконописи появится «плюрализм» стилей, ибо икона – неотъемлемая часть богослужения, выражающая его образно. Новый стиль – это новое мировоззрение. И оно не могло быть «особым», «валаамским» у иеромонаха Алипия. Л. А. Успенский существенно заметил: «Стиль» иконы был достоянием всего христианского мира на протяжении тысячи лет его истории, как на Востоке, так и на Западе: другого «стиля» не было. Сам этот “стиль” и чистота его обуславливается православием, более или менее целостным усвоением откровения. И язык этот естественно подвержен изменениям, но изменениям внутри иконного “стиля”, как мы видим это на протяжении почти двухтысячелетней его истории”.

Возражать со ссылкой на чудотворность образа – бессмысленно. Сегодня мироточат иконы типографского производства. Не по заслугам же типографии! Чудо творит не икона… Чудо – тайна Божия. Церковь учит, что оно творится благодатью через икону для спасения человека. “Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и “недостойными действует”, как творит чудеса и силами природы…

Основа всей жизни Церкви – несомненно, решающее и все для нее определяющее чудо: воплощение Бога и обожение человека. Это именно чудо и есть норма жизни Церкви, закрепленная в ее каноне, которая и противопоставляется настоящему состоянию мира, - писал все тот же Л.А.Успенский. - «Церковь живет не тем, что преходяще и индивидуально, а тем, что неизменно. Не потому ли чудеса никогда не были для нее критерием ни в одной из областей ее жизни, и жизнь эта никогда по ним не равнялась? И не случайно то, что соборные постановления предписывают писать иконы, основываясь не на чудотворных образах (потому что чудотворение иконы есть внешнее и временное, а не постоянное ее проявление), а так, как писали древние иконописцы, то есть по иконописному канону. Это, подчеркиваем, относится к православному каноническому образу, то есть к полноценному выражению «тайн домостроительства Божия о спасении людей».

Что же касается «живописного стиля», то как может стать церковным образ, не выражающий учения Церкви, образ, который не несет в себе «раскрытия жизни во Христе», и как же, в силу своего чудотворения, он становится приемлемым для выражения «христианских тайн в Православии» и становится на один уровень с образом, который их выражает? Такой образ, если, конечно, по своему иконографическому сюжету он не содержит противоречия православному вероучению, то есть не еретичествует, может послужить основанием к появлению нового типа канонической иконы (при условии, конечно, подлинности чуда), то есть быть воцерковлен».

Хочется верить, что наша позиция не воспринимается как призыв к «расцерковлению» образа Валаамской Божией Матери. Речь идет прежде всего о проблемах современного иконописания.

Само собой разумеется, мы далеки также и от «обвинений» о. Алипия. Во-первых, анализ призван быть объективным: в задачу исследователя входит констатация факта и выявление причин, его породивших, а не критика. Во-вторых, у Валаамского изографа практически отсутствовал выбор. Это у светского художника всегда есть возможность, в случае несогласия со вкусами и запросами эпохи, стать одиноким императором своих взглядов и брести по миру под дырявым зонтиком жизненных обстоятельств. Иконописец же плывет на корабле, именуемом «Церковь», и, как член команды, подчиняется тем законам и правилам, которые утверждены на корабле. В-третьих, каждый человек является определенно детерминированным «продуктом» своей эпохи, неся в себе ее культурные ценности. История показывает, что при всей закрытости от мира, печать (дух) времени оставляет след и на обителях; во всяком случае, такое наследие веков без труда можно обнаружить во всех древних монастырях: пример – хотя бы барочная колокольня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

И заслуга иеромонаха Алипия (Константинова), как раз и состоит в обращении к иконографическому опыту живописцев прошлых столетий (имя обязывало!), чтобы традицией попрать преходящее.

Под иконографическим опытом мы разумеем прототип, с которого писалась икона Валаамской Божией Матери.

На Валааме им сегодня считают византийский образ Никопеи. Сходство, конечно, есть. Но, во-первых, Никопея – икона поясного извода; во-вторых, существовал более древний образ, в полный рост и не менее похожий: из Никеи. Это мозаика в апсиде из церкви Успения.

История ее сложна и драматична. Произведение создавалось еще в доиконоборческую эпоху, по предположению В.Н.Лазарева, константинопольскими мастерами. Вверху над Богородицей находился сегмент мандорлы, от которого расходились три луча. Средний из них касался головы Божией Матери. «Несомненно, Мария держала в руках Младенца, иначе остается непонятной проходящая через лучи надпись (EG GASTROS PRO EWSFOROU EGEGENHKA SE), раскрывающая смысл композиции». Надпись носила догматический характер и напоминала о Непорочном Зачатии; тема же указывала на ее раннее возникновение.

Но вот в VIII веке грянул иконоборческий смерч, разрушительно сказавшийся и на никейской мозаике. Иконоборцы сбили изображение Богородицы и заменили его крестом. Однако, после победы иконопочитателей, мозаика была восстановлена. Свидетельством чего является ктиторская надпись вимы: (STHLOI NAUKRATIOS TAS QEIAS EIKONAS) [Навкратий утверждает Божественные иконы]. XX век оказался для мозаики последним. В результате греко-турецкой войны 1919-1922 гг. памятник утрачен безвозвратно. Но, к счастью, Русский Археологический институт в Константинополе успел сделать профессиональные черно-белые фотографии мозаичного убранства Успенской церкви.

В качестве варианта Никейского образа следует назвать другую мозаику: «Богоматерь между императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной.” (1118 г. Южная галерея собора Св. Софии в Константинополе). Здесь поза Богомладенца еще больше напоминает валаамскую икону: Христу осталось лишь согнуть в локте благословляющую десницу, а в шуйцу взять державу.

Итак, если образ Божией Матери из Никеи связан с победой Православия, то константинопольская мозаика – с императорской четой; причем в последнем случае связь с императорским домом – наглядная, а в “Никопее” – символическая (как палладиум). И, тем не менее, они соединены между собой любовью Иоанна Комнина к Никопее, извод которой известен с X века: именно Никопея украшала колесницу этого басилевса. Отсюда понятен выбор иконографии, идентичной данному памятнику, для софийской мозаики.

Итак, никейский образ утрачен полностью, Софийский – наполовину. Но и Никопея, после ее захвата в 1204 г. венецианским дожем Энрико Дандолло и помещением в соборе св. Марка, оставалась закрыта особой завесой и потому «неизвестной, в точности, со стороны своей композиции» (акад. Н.П. Кондаков). Истинный вид Никопеи известен лишь с 70-х годов XX века, после реставрации.

Отец Алипий окончил свой земной путь до греко-турецкой войны. Данное обстоятельство должно подталкивать исследователей к более активному изучению биографии нашего изографа.

Необходимо выяснить: был ли он в Константинополе (возможно, по пути на Афон)? Удалось ли ему посетить Софийский собор? Мозаики о. Алипий мог видеть вряд ли: основной их массив расчищен уже в XX веке. Значит, существовала какая-то икона Никопеи, помимо увезенной в Венецию. Ибо писали же русские изографы такой образ для пророческого чина в первой половине XVII в., правда, далеко не похожий на свой прототип из X столетия.

Если о. Алипий посещал Константинополь, то он имел возможность завернуть в Никею: следовало всего лишь переплыть узкое Мраморное море, чтобы увидеть город двух Вселенских Соборов. Рядом с Никеей, чуть севернее, находится и Халкидон. Кто из православных отказался бы их посетить?

Но не исключено, что наш изограф подвизался на Валааме безвыездно. Тогда он мог познакомиться с Никейским образом или Никопеей неизвестного списка по фото-, нет, скорей по литографии.

Пока ясно одно: Никопею какого-то древнего извода о. Алипий видел.

Эти византийские образы представляют нам Христа, утверждающим православное вероучение (потому в левой руке свиток); Валаамская икона показывает Христа Царем небес. И во всех случаях сквозным мотивом проходит тема Воплощения, тема Непорочного Зачатия, а значит тема целомудрия и чистоты. Что во все времена было актуально и звучало призывом к покаянию.

Удивляет промыслительное создание и Никейского образа, и Валаамского – для храмов Успения Божией Матери. Нет совпадений в христианстве! Мистика Жизни антиномически переплетена здесь с мистикой Успения.

И нет случайностей, думается, во времени написания иконы: 1878 год. Год победы России в русско-турецкой войне, освобождение православных болгар от османского ига. Образ Валаамской Божией Матери можно и нужно рассматривать в качестве иконического памятника, посвященного павшим на поле брани - и - живым, вернувшимся победителями. Чем объяснимо сопоставление мистики Жизни и Успения. Икона воспевает Торжество Православия – новую победу над иконоборцами, в данном случае – османами. Как тут не вспомнить связь с Никопеей! Ведь «Никопея» - в переводе с греческого «Победотворная». Держава в руке Царственного Богомладенца и символизирует это торжество, эту победу.

Не столь уж важно, обращался ли о. Алипий к Никейскому образу, связь с данным прототипом все равно очевидна и закономерна. Разрушение Успенского собора из г. Никеи руками тех же турок в 1922 г. на мистическом уровне выглядит ответным ударом.

С другой стороны, Валаамский образ есть таинственное востребование иконы для охранения и молитв против внутреннего врага: ровно через год после ее написания возникла в Петербурге «Народная воля». Повторимся: случайностей в христианстве нет. «Кто верит в случайность, тот не верит в Бога», – говорили на Руси. Простуда Натальи Андреевны Андреевой, первой получившей исцеление от Валаамской святыни, символически ни что иное, как «простуда» нации.

И в отличие от Натальи Андреевны, которая металась между Валаамом и Петербургом, полная веры в исцеление, Россия мыкается сегодня, полуверя в выздоровление.

Потому, в общих масштабах, мы только частично и выздоравливаем.

В.Н. Лазарев считает, что это произошло после 787 года, т.е. после VII Вселенского Собора. По мнению Андре Грабара, мозаике вернули прежний вид после 843 года, т.е. после второго иконоборческого периода, с Торжеством Православия

Эти темы богословски глубже выкристаллизуются в изводах типа «Знамение», «Влахернитисса», «Никопея».

Ежегодно, в первый воскресный день, наступающий после праздника святых равноапостольных Петра и Павла, Русская православная церковь чествует богородичную икону, обретённую немногим больше века назад среди суровых скал острова Валаама. Чем же прославилась Валаамская икона Божией Матери, в чём помогает и где она сейчас находится? Поговорим об этом в статье.

Болящая раба Божья Наталья

Обстоятельства, при которых была обретена икона Валаамской Божьей Матери, весьма удивительны, и история эта простирается на два десятилетия. Началась она с того, что в 1878 году жительница Петербурга Наталья Андреевна Андреева, набожная и благочестивая особа, происходившая родом из крестьян, простудилась.

В Питере с его сырым балтийским климатом это дело вполне обычное, но для Натальи Андреевны простуда закончилась осложнением – у неё стали болеть и распухать ноги, так что страдалица едва могла передвигаться. Так продолжалось почти десять лет.

Поскольку врачи, к которым она обращалась, не смогли оказать существенной помощи, Андреева по совету своей родственницы решила совершить паломничество в известный всему православному миру Валаамский монастырь. Там, на островах сурового Ладожского озера, во святых храмах и по тайным монашеским скитам, извечно пребывала благодать Божья, щедро изливаемая на всех, кто открывал ей двери своего сердца.

Дивное ночное видение

В ночь накануне отъезда, а было это в июне 1887 года, Наталью Андреевну посетило необычайное видение. В тонком сне она увидела женщину, облачённую в одеяние из малинового бархата, держащую на руках младенца и окружённую дивным сиянием. Ободрив больную своей улыбкой, молодая мать повелела ей непременно побывать в монастыре, обещая свою помощь и заступничество.

После этих слов женщина исчезла, не открыв изумлённой паломнице своего имени. Взволнованная увиденным Наталья Андреевна не смела даже помыслить, что этой ночью сподобилась явления самой Царицы Небесной. Но чудное видение придало ей силы, и наутро больная отправилась на пристань.

Первая поездка в монастырь

Первый раз она ступила на берег острова в день праздника обретения мощей местных святых преподобных Германа и Сергия. По этому случаю все храмы были переполнены паломниками, и лишь в самом конце своего пребывания на острове Наталья Андреевна сумела пробиться в Успенскую церковь, где в образе Пресвятой Богородицы, висевшем на одной из колонн, к своему изумлению, узнала гостью из своего ночного видения, посулившую ей помощь и заступничество. Это и была икона Валаамской Божьей Матери, к тому времени ещё не прославленная чудотворениями.

Однако едва она успела приложится к образу, как вдали прозвучал свисток парохода, призывавший богомольцев на пристань, и в этот свой первый приезд Андреева не успела даже отслужить молебен Богородице. Но тем не менее, вернувшись домой, она почувствовала в ногах необъяснимую лёгкость, ощущение которой было вызвано прекратившейся болью. С этого времени она быстро пошла на поправку и уже передвигалась без костылей.

Повторное посещение острова

Прошло ещё десять лет, в течение которых болезнь не возвращалась, и благодарная Наталья Андреевна пожелала вновь отправиться на остров, где хранилась икона Валаамской Божьей Матери, через который Пресвятая Дева явила ей чудо исцеления. Вновь, как и первый раз, собралась она в дорогу и отправилась на знакомую пристань.

Однако на острове её ждало разочарование – Валаамская икона Божией Матери бесследно исчезла из Успенской церкви. Более того, никто из насельников монастыря не только не мог сказать, куда она могла подеваться, но многие даже уверяли, что такого образа вовсе не было. Даже всеведущий отец ризничий в недоумении разводил руками, но предположил, что если такая икона и была, то, по всей видимости, отправлена в Петербург, где к тому времени открылось монастырское подворье.

Поиски в городе на Неве

Вернувшись в Петербург, Андреева первым делом поспешила на Нарвскую сторону, где находилось подворье Валаамского монастыря. Однако, к её великому разочарованию, и там заветного образа не оказалось. Икона Валаамской Божьей Матери исчезла так же бесследно, как ночное видение, посетившее когда-то рабу Божью Наталью.

Но какой-то внутренний голос не переставал внушать ей, что дивный образ, избавивший её некогда от страданий, реально существует и именно ей суждено его отыскать. Исполнившись верой в своё столь чудное предназначение, Наталья Андреевна в третий раз отправилась на остров.

Второе пророческое видение

Уповая в своих трудах на помощь валаамских святых, она начала с того, что отслужила молебен перед их мощами. В первую же ночь, проведённую в монастырской гостинице, Андреева увидела чудный сон, который наутро поспешила рассказать уже знакомому ей отцу Пафнутию – тому самому ризничему, к которому обращалась в прошлый свой приезд.

Ей снилось, что, блуждая по монастырю и не переставая молиться Божьей Матери, подошла она к старинной церкви Николая Чудотворца, давно упразднённой и закрытой по причине крайней ветхости. И вот там, стоя на паперти, раба Божья Наталья вдруг явственно услышала обращённый к ней голос с небес: «Ты скоро меня разыщешь. Я здесь».

Не успели смолкнуть звуки голоса, как церковную дверь вдруг отворил неизвестно откуда появившийся старец в синей камилавке, в котором Андреева тут же узнала преподобного Сергия Валаамского, пред образом которого в тот день молилась. Он указал ей внутрь, где в глубине храма, среди старой церковной утвари, стояла в углу икона Валаамской Божьей Матери.

Значение сна было вполне очевидным – сама Царица Небесная указывала ей место, где находился её чудотворный образ. Но прежде чем совершить святое дело, Наталья Андреевна сочла своим долгом сначала причаститься и во святых дарах обрести силы. Три дня она постилась и готовила себя ко причастию святых даров, а накануне ночью во сне увидела выходящего из церкви отца Пафнутия, в руках которого был тот самый образ.

Обретение святого образа

Причастившись на ранней литургии святых даров и едва выйдя из церкви, Андреева увидела перед собой толпу богомольцев, впереди которой торжественно шёл отец Пафнутий, неся пред собой образ Пресвятой Богородицы. Сцена, несомненно, являлась продолжением её сегодняшнего сновидения. Поравнявшись с Андреевой, священник срывающимся от волнения голосом произнёс одно лишь слово: «Она?» Сомнений не оставалось, это была та самая икона Валаамской Божьей Матери, столь чудным образом исцелившая её десять лет назад.

Появление отца Пафнутия с иконой в руках перед Натальей Андреевной объясняется следующим образом. Услышав её рассказ о виденном во сне, он также истолковал его как знамение свыше и, получив благословение у настоятеля, отправился в старую церковь, двери которой не отпирались уже много лет. В ней он и обрёл святыню, стоявшую в углу, среди потемневших от времени икон с едва различимыми ликами святых, а также сломанных аналоев и прочей отслужившей свой век церковной утвари.

Прославление чудотворной иконы

Чудесный образ поместили в главный монастырский собор и перед ним в тот же день отслужили торжественный молебен с водосвятием, во время которого произошло немало новых исцелений. Молитва Валаамской иконе Божией Матери, возносимая с верой и упованием, всегда бывала услышана.

Обо всех чудесах были сделаны подробные записи, и, чтобы ни у кого впоследствии не возникло сомнений в их достоверности, каждую страницу заверили подписями многочисленных свидетелей. Когда в 1901 году обитель возглавил игумен Гавриил, он вложил в нижнюю часть иконы величайшую святыню – частицу ризы Божьей Матери.

Вскоре после того как Валаамская икона Божией Матери приобрела славу своими чудотворениями и к ней потянулись тысячи паломников, удалось установить имя написавшего её мастера. Им оказался подвизавшийся некогда в монастыре иеромонах Алипий (Константинов).

Образ Богородицы он завершил в 1887 году, незадолго до своей кончины, как раз в то время, когда Наталья Андреевна простудилась. Как удивительно оказались связаны между собой эти два события – в тиши монастыря художник написал икону, а в Петербурге в это время заболела женщина, недуг которой в конечном итоге послужил её прославлению.

Иконография Валаамского чудотворного образа

Остановимся подробнее на том, что представляет собой Валаамская икона Божией Матери, фото которой представлено в статье. По мнению искусствоведов, она принадлежит к типу богородичных образов, берущему своё начало из Византии и именуемому «Панагия», что в переводе означает «Всесвятая». Также эта икона по своему композиционному построению может быть отнесена к иному, но близкому типу «Никопея» – «Победительница».

С ними её роднит изображение Богородицы, стоящей в полный рост и держащей перед собой младенца, благословляющего зрителя жестом правой руки. Однако держава, находящаяся в его левой руке, не византийского происхождения. Эта деталь композиции характерна для западноевропейских икон «Христос – Спаситель мира».

Икона Валаамской Божьей Матери имеет любопытную деталь, являющуюся уникальной в православной иконописи: Царица Небесная изображена с босыми ногами, они видны из-под края её облачения. Ничего подобного не встречается в иных богородичных иконах восточной церкви.

Отъезд на чужбину

До 1940 года остров Валаам принадлежал Финляндии, и среди прочих святынь там находилась Валаамская икона Божией Матери. Празднование дня её обретения, некогда многолюдное за счёт паломников, приезжавших из Петербурга и прочих российских городов, после революции стало совершаться лишь насельниками обители да теми немногими её почитателями, что после октябрьского переворота иммигрировали на Запад.

Когда же по окончании Финской войны Ладога со всеми её островами была присоединена к Советскому Союзу, насельники монастыря, покинув обжитое место, перебрались в глубь Финляндии, где ими был основан монастырь, получивший название «Новый Валаам». С собой они постарались увезти всё, что было возможно. В первую очередь, разумеется, взяли наиболее дорогие им святыни, среди которых были кресты, иконы, церковные книги и облачения.

Так оказался в Финляндии и чудотворный образ, некогда исцеливший Наталью Андреевну и многих других паломников. Тропарь Валаамской иконе Божией Матери, написанный вскоре после её обретения, отныне стал звучать на чужой земле, и с каждым годом всё больше православных финнов стало приходить к ней, чтобы в молитвах испросить через неё заступничества Царицы Небесной. Там же она находится и по сей день, установленная в главном храме обители – Преображенском соборе (фото в конце статьи) и по праву считающаяся главной монастырской святыней.

Последующая судьба острова Валаама и его монастыря

А на покинутом монахами острове на протяжении почти всего советского периода религиозная жизнь не возобновлялась. Длительное время там находился дом инвалидов войны и труда, куда несчастных калек привозили с материка подчас в принудительном порядке. Лишь в шестидесятые годы этот дивный уголок северной природы был открыт для туристов, а через десять лет помещения бывшего монастыря и принадлежавших ему скитов получили статус музея-заповедника. Тогда же началась их реставрация.

Возрождение монастыря началось в сентябре 1989 года, когда решением правительства Карелии его территория и все находившиеся на ней постройки были переданы в пользование Ленинградской епархии. День Валаамской иконы Божией Матери, отмечаемый, как уже говорилось, в первое воскресение после праздника святых апостолов Петра и Павла, был официально установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Среди прочих сооружений сохранилось и здание той самой, упразднённой когда-то Никольской церкви, в которой была обретена чудотворная икона. После капитального ремонта и надлежащей реставрации в ней был создан храм Валаамской иконы Божией Матери. В нём находится список, сделанный с оригинала, навсегда оставшегося в Финляндии.

Валаамская икона Божией Матери: в чем помогает?

Само прославление Валаамской иконы, через которую было явлено немало чудес, началось с исцеления страждущей петербурженки, о котором подробно рассказывалось выше. Это положило начало традиции молить перед этим образом Пресвятую Богородицу об избавлении от недугов и даровании здоровья. Примеров того, как щедро изливалась на молившихся Благодать Божия и они обретали просимое, очень много. Большинство таких случаев записаны в монастырских книгах и подтверждены подписями свидетелей. Трудно даже представить, скольким принесла желаемое исцеление Валаамская икона Божией Матери.

О чем молятся ещё перед этим дивным образом? Разумеется, нельзя сводить представление о помощи, ниспосылаемой Царицей Небесной, лишь к исцелению человеческой плоти, сколь бы ни было это важно для нас. Милость её безгранична, и, предстательствуя перед Господом, она ходатайствует об исполнении всех молитв, идущих от чистого сердца и укреплённых верой. Не оставит Богородица без своего участия тех, кто перед её честным образом просит о воцарении мира в семье, о благополучном разрешении от беременности, о вразумлении детей и наставлении их на путь истинный.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: