История японских вееров и их разновидности. Истоки японских вееров в театре Кабуки

Удивительная вещь - когда-то этот жж был исключительно новостным. Но в последнее время там появились превосходные статьи по разным, не слишком у нас известным темам, связанным с японскими традициями. Перепечатка нескольких последних...

Оригинал взят у yamato7 в Японские традиции. Веер утива (Uchiwa).

Японский веер утива (Uchiwa) является традиционным японским изделием с давними традициями. Сначала веер не был складывающимся, он делался путем разрезания бамбуковой трубки, а узкие осколки распускались в радиальную форму веера. По обеим сторонам бамбука приклеивалась бумага васи или шелк. Утива походила на ракетку для игры в пинг-понг. В Японии утиву часто называют солнечным веером, так как внешне он напоминает часть солнечного диска с исходящими лучами. Материалом для изготовления японских вееров служил не только бамбук, но и бронза, слоновая кость, сандаловое дерево, перламутр, панцирь черепахи, серебро и золото.

Впервые вееры в Японию были привезены из Китая в 5-ом веке. С самого начала эти вееры были священными инструментами и использовались в буддийских церемониях и ритуалах. Ранние вееры были не округлены, как сегодня. Они были больше похожи на прямоугольники, установленные на палку. Японская императорская семья и других благородные фамилии использовали эти вееры, чтобы заблокировать солнце и незаметно скрывать свои лица от общественности в тех редких случаях, когда они вторгались в мир повседневной жизни за пределы дворца и усадьбы, где они проводят свои дни. При встрече с человеком более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами приличия - лицо подчиненного должно быть открыто всегда. Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание.

Шло время, утива изменили свою форму и дизайн, и к 10 веку превратился в округлый тип, который мы знаем сегодня, но оставались неокрашенными. В эпоху Хэйан (794-1185) вееры делали сложной конструкции, их использовали при торжествах императорского двора и в качестве аксессуаров аристократов. Позднее они стали использоваться при исполнении классического японского танца и для чайной церемонии. В период Камакура (1185-1333) вееры утива стали частью повседневной жизни, особенно в летний сезон, для людей всех сословий. Самые роскошные вееры, из шелка или даже кожи, были зарезервированы для знати и других лиц высокого ранга.

Предназначался веер не только для вентиляции, но также для защиты от солнца, комаров и сокрытия женского лица от посторонних глаз - японский вариант паранджи. В средневековье японские женщины полагали, что выставлять свое лицо напоказ - неприлично и даже опасно. Открытое лицо - все равно, что открытие собственного имени, делает тебя беззащитным - как перед мужчиной, так и перед недобрыми духами. Точно также считалось недопустимым обладать загорелой кожей. Одним из признаков настоящей красавицы, которая никогда не работала в поле, была белая кожа. Это должно было отличать ее от обычных женщин, опаленных солнцем крестьянок.

В период Муромати (1333-1568) японцы начали раскрашивать вееры. Популярными мотивами были люди, цветы, птицы и природные сцены. В период гражданской войны 1467-1568 годов, утива превратилась в важный аксессуар для самураев. В средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" повествуется о том, как могущественный военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе темнотой, взмахом веера заставил солнце вновь подняться на небосклон. Веер, прикрепленный к древку, воткнутому в землю, указывал на местонахождение коня военачальника. Одна из многочисленных легенд о знаменитом полководце Такэда Сингэн (1521-1573) рассказывает, что с помощью взмаха веера Сингэн оборонился от теснивших его вражеских войск. В японских сказках вееру также отводится роль волшебной палочки. Веер - непременный атрибут демона тэнгу - гибрида собаки и птицы, длинноносого демона, который обитает на вершине дерева, обычно сосны. С помощью взмаха круглого вера тэнгу мог удлинять и укорачивать людские носы.

Кроме утива в Японии получил распространение и складной веер ооги или сэнсу.
Считается, что ооги был изобретен в Японии, а затем заимствован Китаем - редчайший для древности случай. Обычно поток технологической информации был направлен прямо в противоположную сторону. Складывающийся веер украшали живописью и стихами.

Развитие вееров продолжилось в период Эдо (1600-1867), и вскоре их делали по всей стране с уникальными конструкциями и местными мотивами. Утива широко использовалась среди простых людей в эпоху Эдо. Вееры были необходимостью особенно в летнее время, чтобы остыть и защитой от комаров, а также важным инструментом для нагнетания воздуха при приготовления пищи на огне. Вееры этого периода были украшены изображениями народной культуры или местными культурными символами. Все чаще такие вееры стали отождествлять с женщинами, которые ценили утива в качестве модных аксессуаров и придавали им первостепенное значение. Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в период Эдо японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали раскрытым веером. По тому как упало дерево и в какой степени открытости оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество очков.

В представлении японцев загробный мир управлялся буддами, а не синтоистскими божествами. Поэтому для удачного перерождения в буддийском раю следовало разорвать свои связи с божествами. Еще надо было предотвратить возврат духа покойного в мир живых, чтобы душа усопшего полностью ушла из этого мира. В противном случае злые духи могли через наиболее близкие к нему вещи нанести ему непоправимый вред. Способов разрыва с богами и жизнью было несколько. Можно было вывернуть наизнанку одежду покойного. Можно было разбить его чашку. А можно было после смерти разломать веер и забросить его на крышу дома или же перекинуть через ее конек.



Как и многие другие бумажные предметы, веера пришли в Японию из Китая. Вероятно, самые первые из них находились в употреблении у корейских принцев, приезжавших в Японию, а с VI–VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Постепенно ввезенные китайские веера приобрели новые формы и появились первые экземпляры этих аксессуаров, не похожие на материковых «предков».

К периоду Хэйан относится возникновение плоского веера утива , но окончательно его форма закрепилась лишь в ХIV в.Утива представляет собой веер-лепесток (опахало) , сделанный из цельного куска дерева или из проволочного каркаса, обтянутого шелком (сейчас встречаются утива и из картона).

Тонкие бамбуковые прутки создавали основу, к которой крепилась специальная бумага - васи. При этом количество ребер составляло 45, 64 или 80. Обычно с обеих сторон на бумагу наносился рисунок. Сюжеты рисунков были разные и зависели от традиций региона Японии, в котором веер был сделан. Форма утива могла быть овальной, напоминающей квадрат с закругленными углами или подобна полной луне. Веер был оснащен ручкой, сделанной из отдельного куска дерева.

Веер утива стал прототипом боевого веера гумбай (в переводе с японского «веер полководца»). Гумбай утива делали целиком из дерева или металла и покрывали лаком и специальным водоотталкивающим составом. Гумбай был очень серьезным оружием и часто применялся в бою, о чем свидетельствуют многочисленные исторические факты.

Однако чаще на поле боя или в личных сражениях использовался другой тип складного боевого веера – тэссен. Его носили при себе не только высокопоставленные военачальники, а и обычные самураи. Техника его применения была настолько разнообразна, что со временем превратилась в отдельное искусство – тэссен-дзюцу.

Все же основным предназначением военного веера (в частности, именно гумбая) было отдание приказаний на поле боя. Такой веер украшался красным кругом на желтом фоне, который символизировал солнце. На обратной стороне изображался такой же круг, но желтым цветом на красном фоне.

В период Эдо утива получили большое распространение и особенно полюбились в среде артистов, став, таким образом, определенной приметой нового, мирного образа жизни. Появились новые мотивы картин, выполненных на веерах, они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и борцов сумо. Их популярность способствовала и росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ в.

Сегодня настоящие утива можно увидеть в руках все тех же категорий населения Японии, что и 200 лет назад. Их используют в качестве своеобразной визитной карточки сумотори и актеры, гейши и их ученицы - майко.

Веер утива считается чисто японским изобретением, в отличие от сэнсу.

Сэнсу имеет китайское происхождение . Он состоит из нескольких пластин, которые могут складываться и разворачиваться. Сэнсу в Японии использовался в основном в боевых искусствах. Таким веером в свернутом состоянии можно было наносить удары по голове, а в развернутом – по горлу, поскольку кромки таких вееров затачивались как можно острее.

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров - сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже - из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера.

Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера - «Миэйдо» . Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гунбай были отличительным признаком полководцев , так и сэнсу стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.


Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера- оги . Теперь так часто именуют и все остальные веера. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах).


Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он, как и его собратья, в традиционных церемониях, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Веера являются неотъемлемой частью традиционного японского костюма, принадлежностью японского обихода и интерьера, удобным и красивым аксессуаром. Европейские моряки, побывав в Японии, стали привозить восточные веера в западные страны.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, и вскоре веера появились в странах Запада, где, однако, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

В наше время японские веера не утратили своей популярности и используются не только самим японцами, а и жителями всего мира как красивый и необычный предмет интерьера, сувенир или просто превосходный аксессуар.


Текст частично взят здесь:http://www.liveinternet.ru/users/3166127/profil

СЕО продвижение - незаменимый инструмент для онлайн-бизнеса

Подробности Автор: Crazy

СЕО продвижение - незаменимый инструмент для онлайн-бизнеса

У вас есть прекрасно организованный бизнес оффлайн и теперь вы хотите, чтобы ваша организация или магазин стали такими же популярными, но только в интернете? Для выхода на новый уровень, одного создания сайта будет мало. В сети есть такое же конкурентное пространство как в обычной жизни и чтобы быть на первых местах - не обойтись без поискового продвижения сайта . Что оно дает? Говоря простым языком, данный комплекс мер, способствует улучшению веб-ресурса до таких параметров, которые будут вызывать к нему доверие со стороны Яндекса и Гугла. В этих поисковых системах, на первых позициях, и смогут найти вас целевые посетители.

Раскрутка и продвижение сайтов

Подробности Автор: Crazy

Раскрутка и продвижение сайтов

Поисковое продвижение – это тщательнейшим образом созданные условия, когда ресурс самостоятельно может достигнуть самых лучших позиций по запросам пользователей в популярных поисковых системах. Для этого необходимо в первую очередь улучшить контент площадки и цитирование в сети. Всем этим занимается компания Rexus на профессиональном уровне. Наши специалисты используют только безопасные методы, работают вручную. Поэтому никакие защитные фильтры поисковиков будут не страшны.

Заказать сайт в Киеве

Подробности Автор: Crazy

Создание сайта помогает активно развивать свой бизнес, привлекая посетителей интересными предложениями. Конечно же, создать сайт можно и собственными усилиями, не привлекая специалистов. Но такое решение не всегда может быть разумным и обоснованным, поскольку создать просто сайт - этого мало. Его необходимо всё время продвигать и развивать, на что потребуется и время, и силы, и знания.

Большинство из нас воспринимает веер как предмет, который был в моде много лет назад. В голове возникает картинка, как дамы в прекрасных платьях с кринолином прогуливаются по зеленому парку, обсуждая светские новости, попутно обмахиваясь веерами. Однако в восточной культуре веер не только не утратил свою популярность, но и приобрел совершенно другое значение. Фен-шуй использует данный атрибут как защитное средство от недоброжелательной энергетики.

Значение веера

Древнекитайские мифы и легенды превратили веер в своеобразный талисман жизни. Даос Чжун Лиоань обладал бессмертием и использовал свой золотой веер для воскрешения умерших. В те времена веера носили самые высшие сливки общества, поэтому людей с этим аксессуаром очень уважали. Не меньшая популярность пришла к вееру с тем, что его начали считать эротическим символом.

Если вы раздумываете, куда повесить приобретенный веер, однозначного ответа вам не получить. Его вешают в тот сектор дома, который нужно активировать. Самое популярное место для размещения талисмана — южная сторона жилища, отвечающая за славу. Определите эту зону с помощью компаса и украсьте ее веером. Кстати, для этой зоны лучше всего выбрать талисман с изображением на нем орла.

Чтобы улучшить состояние здоровья семьи и оберечь от болезней, веер вешают в восточной стороне дома. Он должен быть украшен кедром или елью. Если нужно поправить материальное положение и пополнить копилку, приобретайте веер с изображением одной или нескольких рыбок, и украсьте им кабинет.

Возможно, в некоторых сферах сферах вашей жизни чувствуется дискомфорт, отсутствие прогресса, словом застой. Чтобы активизировать зону любви или карьеры, поставьте амулет в нужном месте.

При напряженных отношениях с супругом/супругой повесьте веер у кровати, и по прошествии небольшого отрезка времени вы вернете былую гармонию, любовь и страсть.

Если вы чувствуете постоянную усталость, отсутствие творческих идей и просто нежелание работать, нужно повесить талисман за своей спиной в месте, где вы трудитесь. Например, за рабочим столом в офисе. Веер должен располагаться определенным образом — под углом в 45° с повернутым вверх опахалом.

Размер веера зависит от размеров помещения. Все должно быть пропорционально — маленькой комнате маленький веер, большой — веер побольше. Чересчур большой размер талисмана не принесет положительного результата, лишь волнения, тревоги и переживания. А мелкий веер не даст надлежащего импульса.

Цвет и изображения на веере

Можно выбирать абсолютно любой оттенок талисмана, единственное правило — чтобы он вам нравился, расслаблял и доставлял эстетическое удовольствие. Однако есть несколько хитростей, которые точно сработают. Ниже мы приведем самые популярные варианты вееров и изображений на них.

  • Золотой веер придает жизненной силы, энергии во всех начинаниях и защищает от негативного воздействия внешних факторов. Также он положительно влияет на отношения. Хорошо, если он будет украшен изображениями парных фигур или иероглифов счастья и любви.
  • Красный веер принесет успех и удачу, улучшит материальное положение семьи. Вешайте его около входной двери в дом.
  • Рисунок драконов с жемчугом или орла привлекает карьерный рост, удачу в делах и профессиональный успех.
  • Кедр защищает от болезней, обеспечивая хорошее самочувствие и здоровье. Следует размещать в восточной стороне дома.
  • Рыбка привлекает финансовое благополучие, приток денег в дом, веер с ее изображением вешайте на юго-востоке. Будет замечательно, если вы найдете атрибут с изображением нескольких рыб.
  • Цветущая сакура или лотос — символы любви и привлечения противоположного пола. Вещайте в юго-западной части квартиры.
  • Пионы или павлин по древнекитайским преданиям способствуют тому, что у вас родится умный и смышленый мальчик. Такой веер вешайте в южной стороне.
  • Бамбук, сосна, журавли — это картинки для востока вашей квартиры. Они будут оберегать здоровье членов семьи и способствовать долголетию.
  • Рисунок корабля притягивает успех в вашей профессиональной сфере.
  • Изображения природы — зеленых лугов, озер и гор — избавляют от усталости, дарят хорошее настроение и позитивный настрой.
  • Иероглифы — альтернатива изображениям на веерах. В зависимости от ваших потребностей выбирайте веер с иероглифом здоровья, любви, успеха и пр.

Активация амулета

Амулет в виде веера активируется достаточно просто. Прежде чем повесить его на выбранное вами место, используйте его по назначению — обмахивайтесь им. Время от времени повторяйте данный ритуал, чтобы прилив положительной энергии и удачи не прекращался.

Если веер уже некоторое время находится в вашей квартире, то сделайте это прямо сейчас — обмахивайтесь им в течении пары минут и почувствуйте прилив сил для новых свершений.

В Китае веер считают двойным талисманом, так как на нем можно изобразить еще один талисман. Изображения драконов, сакуры или иероглифов принесут двойную пользу. Если купленный вами веер чист, вы можете исправить это в домашних условиях — нарисуйте, распечатайте или отыщите нужный вам символ, вырежьте его и просто приклейте на веер.

В доме имеются места, в которых специалисты фен-шуй не советуют располагать данный амулет. Приведем основные требования:

  • Над кроватью. Размещение веера прямо над спальным местом сулит проблемы со сном, ночные кошмары или вовсе бессонницу. Чтобы избежать этого, просто повесьте его близко от кровати, примерно на расстоянии одного метра. Такая дистанция считается наиболее комфортной и оптимальной для действия амулета. Веер и кровать также могут разделять прикроватные тумбочки, полки, стеллажи.
  • Напротив входа в квартиру. Мы уже писали, что амулет нужно вешать в благоприятной зоне, а расположение напротив входа в квартиру не будет способствовать циркуляции положительной энергетики. Напротив, она будет уходить из вашего жилища.
  • Перед столом. Когда вам требуется организовать вашу работу, добиться успеха и карьерного продвижения, ни в коем случае не вешайте атрибут напротив своего рабочего стола, исключительно позади него. Иначе вас будут окружать неразбериха в делах, сроки будут гореть, а удачные идеи так и не возникнут.

ЯПОНСКИЕ ВЕЕРА

Веера в японской культуре, боевых искусствах и оккультных практиках

При подготовке статьи спользованы материалы:
Мещеряков А.Н. "Книга японских символов", Москва 2003
David Avalon Hall “Marishiten. Buddhism and the warrior goddess” dissertation 9103711 in University of California, Berkeley, 1990

Под словом "веер" мы разумеем складывающийся предмет. Такой веер, завезенный в Европу XVII в., был предназначен для спасения модниц от театральной духоты. В русском языке слово "веер" впервые фиксируется в 1724 г. Однако первоначальный (китайский) веер не был складывающимся. Это был лист бумаги, шелка, вклеенный в бамбуковую круглую рамку. Несколько походил на ракетку для игры в пинг-понг. Самой ранней формой такого веера было опахало. В Китае такой веер (утива) известен по крайней мере 2000 лет.
Кстати и китайский иероглиф для веера 扇 - перья под крышей...

Посмотреть фотографии расписных японских вееров или почитать лирику Вы сможете и на многих других ресурсах в Сети, потому обращусь к более интересным моментам истории использования вееров в Японии.

В Японии веер появился не позднее VIII в., о чем и имеется письменное свидетельство: в 762 г. одному ветхому старику в виде особой милости было разрешено являться ко двору с посохом и веером. Помимо указанных целей, веер с металлической ручкой и металлической окантовкой (при этом сама лопатка делалась из покрытого лаком дерева) использовался военачальниками самураев для руководства сражениями. В настоящее время такими веерами пользуются судьи в борьбе сумо - веером судья указывает на победителя схватки. В средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" повествуется о том, как могущественный военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе темнотой, взмахом веера заставил солнце вновь подняться на небосклон. Веер, прикрепленный к древку, воткнутому в землю, указывал на местонахождение коня военачальника. Одна из многочисленных легенд о знаменитом полководце Такэда Сингэн (1521-1573) рассказывает, что с помощью взмаха веера Сингэн оборонился от теснивших его вражеских войск. В японских сказках вееру также отводится роль волшебной палочки. Веер - непременный атрибут демона тэнгу - гибрида собаки и птицы, длинноносого демона, который обитает на вершине дерева, обычно сосны. С помощью взмаха круглого вера тэнгу мог удлинять и укорачивать людские носы.

Кроме утива uchiwa 団扇, в Японии получил распространение и складной веер (ооги или сэнсу). Считается, что ооги был изобретен в Японии, а затем заимствован Китаем - редчайший для древности случай. Обычно поток технологической информации был направлен прямо в противоположную сторону. Складывающийся веер украшали живописью и стихами. В "Окагами" говорится, что "придворные делали разные веера и преподносили государю. Многие покрывали планки вееров золотым и серебряным лаком, некоторые инкрустировали планки вставками из золота и ароматического дерева дзин, пурпурного сандала, наносили резьбу, писали на несказанно красивой бумаге японские песни и китайские стихи, перерисовывали картинки с изображением знаменитых мест из книг..."

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гунбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсу стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.

Из этой разновидности возник тэссен 鉄扇 - веер с железными ребрами с заточенными концами, выглядящий как обычный, но который в силу конструкции может быть использован и для обороны и для атаки.

На фото слева общий вид тэссена. На фото справа тэссен специально показан "в разборе" как бы "изнутри". Несмотря на наличие лезвий, техника их задействования достаточно мало развита в японских школах боевых искусств. В основном веер используется в сложенном состоянии как тяжелая дубинка.

Развитие боевых и сигнальных вееров шло и по другому пути. Например 采配 сайхай, образованный от синтоистских ритуальных принадлежностей.

Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера оги. Теперь так часто именуют и все остальные веера. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он, как и его собратья, в традиционных церемониях, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, и вскоре веера появились в странах Запада, где, однако, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

Веера различных типов активно использовались в ритуальной практике.
Мариситэмбоо - метод «кнута» Мариситэн (кнут или анкуша - жезл погонщика слонов - один из важнейших символов индуистских и буддийских тантр. Из наставлений Шри Амритананданатхи (Учителя школы Шри Видья): «Цель практики в том чтобы разрушать структуры, создающие двойственность, и привести нас к Единению, Союзу - Йоге. Мы устанавливаем единство себя и мира. Один из путей это видеть весь мир сворачивающимся в нас. Другой - видеть себя расширяющимся до всего мира. Символ первого пути - паша - аркан, лассо - символ захвата и привлечения всего к себе. Символ второго Пути - анкуша санскр. a~Nkusha - жезл погонщика, который толкает все от нас. Нам нужны оба эти пути. Если мы будем практиковать только привлечение к себе, то мы свернем все в одну точку. Если мы будем только отталкивать все, то мы растянем мир до бесконечности. Нам нужен баланс этих двух методов, которые нам дает Богиня!»

В японских текстах, таких, например, как Ниппон Хэйхо Дзенсю (часть Генко кинэсю) данный метод называется методом кнута saku 策励 и вера uchiwa 団扇. В этой связи стоит упомянуть, что веер полководца 軍配団扇 gumbai uchiwa это один из инструментов специального раздела Хэйхо гунбай-дзюцу.

Визуализация. Океан, в центре которого гора. На горе зАмок, в замке трон kayoza в виде лотоса о четырех лепестках, на троне символ бондзи ma.
Затем бондзи трансформируется в веер (символ и атрибут Мариситэн) Затем из веера появляется сама Мариситэн со своим окружением.

Часть другой визуализации. ...потом на диске солнца визуализируются каньдзи ha 破 - разрушать и имя врага. Затем они изображаются, и по изображению наносится три удара специальным веером. Затем читается 1000 раз мантра Мариситэн, после окончания делается три щелчка пальцами...

В гумбай-дзюцу на веер наносились символы. Кроме изображения Мариситэн антропоморфного и в форме Ятагарасу (трехного ворона), Богиня также изображалась как бондзи сиддхам vaM окруженная двенадцатью лунами, представляющими годовой цикл (кит. Shih-erh-chih, яп. jUni shi) Второй круг состоял из 28 красных и белых точек, которые по одной гипотезе представляют 28 китайских знаков зодиака (кит. erh-shih-pa su, яп. nijU hasshuku), но как мне видится совершенно четко указывают на 28 лунных дней. Магия этого типа была широко разработана еще в Индии и Тибете, содержалась в указаниях Артха Шастры и Бансенсюкай, во многих тантрах Индии и Китая. Японские источники heihO hijutsu ikkansho, heihO reizuisho, genke kinesshU и многие другие описывают как методы предсказаний и астрологических вычислений с применением гунбай утива, так и воздействия на ситуацию.

На фото слева 軍配団扇 gunbai uchiwa для практики - красный диск солнца и бондзи (биджа-мантра). На фото справа веер с луной и солнцем. Такие веера по сей день используются как атрибут судьи в поединках сумо.

На иллюстрации ситуация, когда полководцу приходится использовать гунбай-утива уже не только для командования

Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание. Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в период Эдо японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали раскрытым веером. По тому как упало дерево и в какой степени открытости оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество очков.

Идея - веер сокрывает лицо, а значит и душу, находит свое выражение в том, что при встрече с человеком более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами приличия: лицо подчиненного должно быть открыто всегда.

Веер является также непременным аксессуаром актера. В представлениях средневекового театра Но, который дожил и до сегодняшнего дня, каждый персонаж обладает присущим только ему веером. Если это китаец, у него в руках будет круглый веер утива. Веера с черными пластинками (их должно быть 15) предназначаются для мужских и женских ролей, со светлыми - для стариков и монахов.

Поскольку при обмахивании совершаются движения, направленные как к себе, так и от себя, в ритуалах веер используется с двоякой целью. С одной стороны он способен прогонять злых духов, а с другой - акцентированное движение веера к себе предназначено для вызывания божеств. Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины.

В представлении японцев загробный мир управлялся буддами, а не синтоистскими божествами. Поэтому для удачного перерождения в буддийском раю следовало разорвать свои связи с божествами, хотя при жизни практически для каждого японца было (и остается) совершенно нормальным посещение как буддийских храмов, так и синтоистских святилищ. Кроме того, следовало предотвратить возврат духа покойного в мир живых и устроить так, чтобы душа усопшего полностью ушла из этого мира. В противном случае злые духи могли через наиболее близкие к нему вещи нанести ему непоправимый вред. Способов разрыва с богами и жизнью было несколько. Можно было вывернуть наизнанку одежду покойного. Можно было разбить его чашку. А можно было после смерти разломать веер и забросить его на крышу дома или же перекинуть через ее конек.

Рисовались на веерах даже географические карты - такие веера брали с собой в дорогу путешественники. Также стоит отметить, что веер является атрибутом профессионала игры Го. У них есть интересная традиция писать на веерах девизы, цитаты и т.п.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: