Итальянская инквизиция. Инквизиция в Российской империи

Это один из самых мрачных периодов в истории христианства. Когда люди указывают на тёмные стороны католической церкви, инквизиция - это первое, что приходит на ум. Это сложный период истории, и неудивительно, что вокруг него выросло множество мифов и заблуждений.

1. Инквизиция была единичным событием

Когда мы говорим об инквизиции, то в немалой степени благодаря Монти Пайтону и Мэлу Бруксу обычно имеем в виду испанскую инквизицию. Но она была отнюдь не единственной, хотя и самой известной.

Идея инквизиции возникла гораздо раньше. Уже в первом веке римский закон делал скидку на то, что называют «инквизиторские процедуры». Были и другие методы, например, право следствия применять пытки к допрашиваемым.

Когда в 4-м веке христианство начало распространяться по Европе, законы регулировали как религиозные вопросы, так и светские. С самого начала христианской истории епископы довольно активно участвовали в работе инквизиции.

В 1184 году правила работы инквизиции были изменены папой Луцием III в. сторону более агрессивных средств поиска и истребления ереси. В средние века религиозные ордена сформировали группы людей, которые должны были выступать в качестве инквизиторов. Их целью было изменять поведение людей, а не карать их за него. Однако все изменилось несколько сот лет спустя с возникновением испанской инквизиции.

2. Язычники и евреи

Обычно, размышляя о целях инквизиции, мы думаем о тех людях, которые поклонялись языческим богам, и о евреях. Хотя они, конечно, были основной целью инквизиции, первыми мишенями были не они.

Одной из первых групп людей, которыми инквизиция занималась целенаправленно, была группа христиан-катаров. Катары выступали против римско-католической церкви, особенно против ее богатства и власти. Серьезные преследования катаров начались при папе Иннокентии III в. Тулузе. Солдаты получили приказ убить катаров, но они не умели отличить их от других христиан. Тогда легат папы сказал им: «Убивайте всех подряд, Бог потом выберет своих!».

Примерно в то же время папа также объявил о своем осуждении другой христианской группы, вальденсов. Эту группу римско-католическая церковь признала еретической, в том числе за неверие в существование чистилища и идею о том, что кто-то может освятить вино и хлеб. Вальденсы вели свою деятельность в течение нескольких сотен лет, но в конечном итоге стали жертвами обвинений в колдовстве.

3. Это было дольше, чем вы думали

По сути, цель инквизиции - не пытки и смерти; она собиралась искоренить еретические мысли и действия. Причем инквизиторы следили не только за тем, что люди делают, но и за тем, что они читают. В результате появился Индекс запрещенных книг. Первая официальная версия списка была опубликована в 1559 году папой Павлом IV и вызывала много споров. Идея списка возникла несколько десятилетий до этого, и в течение следующих четырех столетий Индекс постоянно обновлялся и дорабатывался.

По мере распространения множества несанкционированных религиозных текстов в Индекс вносилось огромное количество странных записей. Среди них - работы Александра Дюма, Виктора Гюго, Даниэля Дефо и Джонатана Свифта. Большинство философов: Декарт, Милль, Кант, Сартр и другие - также были включены в этот список. И только в 1966 году Священная конгрегация доктрины веры перестала публиковать и обновлять Индекс запрещенных книг, хотя до сих пор утверждает, что высокоморальные верующие люди должны продолжать использовать список в качестве ориентира, какие книги читать.

В наше время в качестве инквизиции выступает Священная конгрегация доктрины веры. Это её современное название. Целью Конгрегации, прародительницей которой была созданная в 1542 году Священная конгрегация всеобщей инквизиции, является защита церкви от ересей, считают в Ватикане.

4. Запрет пыток

Это, наверное, основное, чем прославилась инквизиция. Но пытки не всегда были самым распространённым методом в арсенале церкви. Некоторые из самых ранних трудов о свободе религии, например труды Лактанция, 4-й век, утверждают, что тот, кто будет защищать свою религию с помощью пыток, не попадет в царствие небесное. В начале своей деятельности инквизиция не использовала пытки и наказания.

В 13-м веке пытки инквизиторам запретили. Но они могли присутствовать при истязаниях, которые проводили светские палачи. Пытки использовались для получения признательных показаний, однако высшие слои общества были от них освобождены. Так было до 1252 года, когда папа Иннокентий IV дал право членам инквизиции использовать пытки как способ достижения истины.

Позже пытки применялись с условием, чтобы кровь допрашиваемого не проливалась или не было никакого неизлечимого повреждения конечностей, также не поощрялась смерть истязаемого. Это, конечно, требовало присутствия на пытках светских палачей - специалистов по таким методам ведения допроса.

5. Количество казненных

Сколько людей погибло во время действия инквизиции - не знает никто. Одни историки утверждают, что были убиты миллионы, в то время как другие говорят о десятках тысяч. Согласно официальному заявлению, опубликованному Ватиканом в 2004 году, жертв было намного меньше.

Согласно документам, подготовленным Ватиканом, суду испанской инквизиции были преданы 125 000 человек, и только около одного процента из них были казнены. Результаты были опубликованы по итогам процесса, который начался в 1998 году. Это же исследование показало, что около 25 000 человек были казнены в Германии за колдовство, но большая часть из них - не руками самой инквизиции. Маленькая страна Лихтенштейн представила свою печальную статистику: инквизицией были казнены только 300 человек, но в то время это было около 10 процентов всего населения страны.

Ватикан даже выступил с заявлением, в котором папа римский Иоанн Павел II извинился за действия церкви в прошлом.

6. Инквизиция в Новом Свете

Испанская инквизиция была очень далеко. Однако инквизиция существовала не только в Европе - все испанские колонии в Новом Свете чувствовали на себе её тяжелую длань. В то время как монархи Европы боролись за свою долю в Новом Свете, Фердинанд и Изабелла Испанские были среди самых решительных сторонников единой нации под сенью католической церкви. Именно при их правлении испанская инквизиция получила власть. А Великий инквизитор Торквемада с его зловещей известностью был личным исповедником королевы.

Когда Испания и Португалия были заняты колонизацией нового континента, люди, подлежащие суду инквизиции, нашли множество способов укрыться в Новом Свете; многие преследуемые инквизицией поселились в Лиме. К 1520 году миссионерам и монастырям было позволено выполнять все обязанности, которые инквизиция считала необходимыми.

Один из крупнейших музеев Перу - Музей конгресса и инквизиции. Он был открыт в 1968 году и по-прежнему находится в здании, в котором когда-то располагалась испанская инквизиция. Помещения, где пытками выбивались показания, и клетки, в которых люди отбывали свои сроки, до сих пор служат ужасным напоминанием об испанском наследии Лимы.

7. Каждый ждал инквизиторов

Мысль о появлении без предупреждения испанских инквизиторов на пороге и отправлении обычных людей в камеры для допроса до сих пор внушает ужас.

Когда инквизиторы открывали свое представительство в регионе, первым делом они объявляли о том, чем собираются заниматься. До 1500 года они зачитывали Указ благодати, а после 1500 года это был Указ веры. Смысл указов был примерно одинаков, но в них ясно говорилось о цели их деятельности.

Указы давали членам общины от двух недель до нескольких месяцев, прежде чем суд инквизиции приступал к работе. Любому еретику предлагалось явиться на суд и признать себя виновным. Когда приходил срок, они начинали задавать вопросы, и люди свидетельствовали друг против друга. Чтобы у вас начинались серьезные проблемы, было достаточно, если кто-то свидетельствовал против вас во время исповеди.

Считается, что огромное количество обвинений стало результатом навета соседей или доносов тех людей, кто таким образом стремился избавиться от конкурентов или завладеть чужим имуществом. Доносы собирались и оценивались, после чего инквизиция стучалась в двери. Но это никогда не было неожиданностью.

8. Конфликт «черной легенды»

Получить полностью достоверную информацию о том, что же происходило на самом деле, не так уж просто. Как пишет испанский журналист Хулиан Худериас, многое из того, что мы знаем об испанской инквизиции (или думаем, что знаем), фактически является частью массированной клеветнической кампании, возглавляемой людьми, которые просто очень сильно не любят Испанию.

Эта довольно новая идея появилась в 1912 году. По мнению Худериаса, большая часть критических замечаний и страшилок об испанской инквизиции пришла из второй половины 16-го века. Журналист считает: то, что мы знаем об испанской инквизиции - лишь часть правды, и что её история написана представителями других стран протестантской Европы, которые хотели представить испанских католиков в довольно неприглядном свете.

Обращенные католики-реформаторы, по большому счету, не далеко ушли от самой инквизиции, и этот факт приводится в качестве поддержки так называемой «черной легенды». После того как протестантское движение, ориентированное на католиков-еретиков, начало набирать силу, всё не только перевернули с ног на голову, но и использовали для извращения идей инквизиции.

9. Готовность и нежелание измениться

Если человек считался еретиком, это не означало, что он обязательно подвергался пыткам или что в отношении него был вынесен смертный приговор.

В 1391 году начались беспорядки на юге Испании, и в конце концов около 20 000 человек официально перешли в католичество. Закон был обоюдоострым мечом.

Что касается евреев, то католическая церковь на самом деле не обладала юрисдикцией и не имела никакой реальной власти над ними. Поменявшие веру на католичество принимались под крыло церкви и должны были быть правильными католиками. Если же этого не происходило, к ним приходила инквизиция.

Новообращенных вместе с их детьми и внуками называли конверсос. Обращение в католичество открывало им некоторые двери. Существовали рабочие места, доступные только для католиков, и множество возможностей в торговле, которые были закрыты для тех, кто не был приверженцем «истинной религии».

К 1391 году конверсос сформировали новый средний класс Испании, и это стало проблемой для инквизиции. Она заключалась в том, что конверсос слишком быстро двигались по иерархической лестнице для людей, которым по-настоящему никто не верил. В итоге церковь была вынуждена следить за ними, чтобы убедиться, что они исправно ходят на исповедь, причащаются и крестятся, как и обещали.

10. Выжившие

Были люди, которые сражались против инквизиции и победили, - такие как Мария де Касалья. Процесс против нее начался в 1526 году, и в 1530-м она была арестована. Мария, представительница высших слоев общества и сестра епископа, была конверсос, то есть с ярлыком, который должен был действовать против нее. В 1534 году она была признана виновной по нескольким обвинениям, включая приверженность протестантской идее, противопоставив святым религиозный авторитет смертной женщины и утверждая, что секс - более религиозный опыт, чем молитва.

В течение следующих нескольких лет она пережила пытки, тюремное заключение и бесчисленные допросы. Мария никого не обвинила в ереси и ни в чём не призналась. Она оправдывалась в дискуссии в рамках церковных доктрин. В конце концов суд не смог найти против нее каких-либо конкретных доказательств, и после почти 10-летнего следствия она заплатила небольшой штраф и была освобождена от преследования инквизиции. Что с ней случилось потом - неизвестно.

Дарья Золотых 25.03.2015

Понравился пост?
Поддержи Фактрум, нажми:



Поистине, вы с бoльшим страхом зачитываете мой приговор, чем я его слушаю." — Джордано Бруно — своим инквизиторам в 1600 г.

(Inquisitio haereticae pravitatis), или святая Инквизиция, или святой трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин Инквизиция существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для означения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков.


Возникновение инквизиции.
В XII в. католическая церковь столкнулась с ростом оппозиционных религиозных движений в Западной Европе, прежде всего с альбигойством (катары). Для борьбы с ними папство возложило на епископов обязанность выявлять и судить «еретиков», а затем передавать их для наказания светским властям («епископская инквизиция»); этот порядок была зафиксирован в декретах Второго (1139) и Третьего (1212) Латеранских соборов, буллах Луция III (1184) и Иннокентия III (1199). Впервые эти постановления были применены во время Альбигойских войн (1209-1229). В 1220 их признал германский император Фридрих II, в 1226 - французский король Людовик VIII. С 1226-1227 высшей мерой наказания за «преступления против веры» в Германии и Италии стало сожжение на костре.



Однако «епископская инквизиция» оказалась мало эффективной: епископы находились в зависимости от светской власти, а подчиненная им территория была невелика, что позволяло «еретику» легко укрыться в соседнем диоцезе. Поэтому в 1231 Григорий IX, отнеся дела о ереси к сфере канонического права, создал для их расследования постоянный орган церковной юстиции - инквизицию. Первоначально направленная против катаров и вальденсов, она вскоре обратилась против других «еретических» сект - бегинов, фратичелли, спиритуалов, а затем и против «колдунов», «ведьм» и богохульников.

В 1231 инквизиция была введена в Арагоне, в 1233 - во Франции, в 1235 - в Центральной, в 1237 - в Северной и Южной Италии.


Инквизиционная система.

Инквизиторы рекрутировались из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев, и подчинялись непосредственно папе. В начале 14 в. Климент V установил для них возрастной ценз в сорок лет. Первоначально каждый трибунал возглавлялся двумя судьями с равными правами, а с начала 14 в. - только одним судьей. С 14 в. при них состояли юристы-консультанты (квалификаторы), определявшие «еретичность» высказываний обвиняемых. Кроме них, в число служащих трибунала входили нотариус, заверявший показания, понятые, присутствовавшие при допросах, прокурор, врач, следивший за состоянием здоровья обвиняемого во время пытки, и палач. Инквизиторы получали годовое жалование или часть конфискованного у «еретиков» имущества (в Италии одну треть). В своей деятельности они руководствовались как папскими постановлениями, так и специальными пособиями: в ранний период наибольшей популярностью пользовалась Практика инквизиции Бернара Ги (1324), в позднее средневековье - Молот ведьм Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487).



Существовало два типа инквизиционной процедуры - общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все население данной местности, во втором - через кюре делался вызов определенному человеку. Если вызванный не являлся, его подвергали отлучению. Явившийся давал клятву чистосердечно рассказать все, что ему известно о «ереси». Сам ход разбирательства хранился в глубокой тайне. Широко использовались пытки, разрешенные к применению Иннокентием IV (1252). Их жестокость вызывала порой осуждение даже у светских властей, например, у Филиппа IV Красивого (1297). Обвиняемому не сообщались имена свидетелей; ими могли стать даже отлученные от церкви, воры, убийцы и клятвопреступники, показания которых никогда не принимались в светских судах. Он был лишен возможности иметь адвоката. Единственным шансом для приговоренного была апелляция к Св. Престолу, хотя формально и запрещенная буллой 1231. Человек, некогда осужденный инквизицией, в любой момент мог быть вновь привлечен к судебной ответственности. Даже смерть не прекращала процедуру расследования: в случае признания виновным уже умершего его прах извлекали из могилы и сжигали.



Система наказаний была установлена буллой 1213, декретами Третьего Латеранского собора и буллой 1231. Осужденные инквизицией передавались гражданским властям и подвергались светским наказаниям. «Еретику», «раскаявшемуся» уже в ходе процесса, полагалось пожизненное заключение, которое инквизиционный трибунал имел право сокращать; такой вид наказания являлся новшеством для пенитенциарной системы средневекового Запада. Узники содержались в тесных камерах с отверстием в потолке, питались лишь хлебом и водой, иногда заковывались в кандалы и цепи. В позднее средневековье тюремное заключение порой заменялось каторжными работами на галерах или в работных домах. Упорствующий «еретик» или вновь «впавший в ересь» приговаривался к сожжению на костре. Осуждение нередко влекло за собой конфискацию имущества в пользу светских властей, которые возмещали расходы инквизиционного трибунала; отсюда особый интерес инквизиции к состоятельным людям.



Для тех же, кто являлся с повинной в инквизиционный трибунал в течение «срока милосердия» (15-30 дней, считая от момента прибытия судей в ту или иную местность), отводившегося для сбора информации (доносы, самооговоры и пр.) о преступлениях против веры, применялись церковные наказания. К ним относились интердикт (запрет на отправление богослужения в данной местности), отлучение от церкви и разные виды епитимьи - строгий пост, длительные молитвы, бичевание во время мессы и религиозных процессий, паломничество, пожертвования на богоугодные дела; успевший покаяться ходил в особой «покаянной» рубахе (санбенито).

Инквизиция с 13 в. до нашего времени.

13 век оказался периодом апогея инквизиции. Эпицентром ее активности во Франции стал Лангедок, где с необычайной жестокостью преследовались катары и вальденсы; в 1244 после взятия последнего оплота альбигойцев Монсегюра было отправлено на костер 200 чел. В Центральной и Северной Франции в 1230-х с особым размахом действовал Робер Лебугр; в 1235 в Мон-Сен-Эме он устроил сожжение 183 чел. (в 1239 осужден папой на пожизненное заключение). В 1245 Ватикан даровал инквизиторам право «взаимного прощения прегрешений» и освободил их от обязанности повиноваться руководству своих орденов.


Инквизиция нередко наталкивалась на сопротивление местного населения: в 1233 был убит первый инквизитор Германии Конрад Марбургский (это привело к почти полному прекращению деятельности трибуналов в германских землях), в 1242 - члены трибунала в Тулузе, в 1252 - инквизитор Северной Италии Пьер Веронский; в 1240 против инквизиторов восстали жители Каркассона и Нарбонна.



В середине 13 в., опасаясь растущего могущества инквизиции, ставшей вотчиной доминиканцев, папство попыталось поставить ее деятельность под более строгий контроль. В 1248 Иннокентий IV подчинил инквизиторов епископу Ажанскому, а в 1254 передал трибуналы в Средней Италии и Савойе в руки францисканцев, оставив за доминиканцами только Лигурию и Ломбардию. Но при Александре IV (1254-1261) доминиканцы взяли реванш; во второй половине 13 в. они фактически перестали считаться с папскими легатами и превратили инквизицию в самостоятельную организацию. Пост генерала-инквизитора, через которого папы осуществляли надзор за ее деятельностью, по многу лет оставался вакантным.



Многочисленные жалобы на произвол трибуналов заставили Климента V реформировать инквизицию. По его инициативе Вьеннский собор 1312 обязал инквизиторов согласовывать судебную процедуру (особенно применение пыток) и приговоры с местными епископами. В 1321 Иоанн XXII еще более ограничил их полномочия. Инквизиция постепенно приходила в упадок: судьи периодически отзывались, их приговоры часто кассировались. В 1458 жители Лиона даже арестовали председателя трибунала. В ряде стран (Венеция, Франция, Польша) инквизиция оказалась под контролем государства. Филипп IV Красивый в 1307-1314 использовал ее как инструмент для разгрома богатого и влиятельного ордена тамплиеров; с ее помощью германский император Сигизмунд расправился в 1415 с Яном Гусом, а англичане в 1431 с Жанной д"Арк. Функции инквизиции передавались в руки светских судов, как ординарных, так и экстраординарных: во Франции, например, во второй половине 16 в. дела о «ереси» рассматривались и парламентами (судами), и специально созданными для этого «огненными палатами» (chambres ardentes).



В конце XV в. инквизиция пережила свое второе рождение. В 1478 при Фердинанде Арагонском и Изабелле Кастильской она была учреждена в Испании и в течение трех с половиной столетий являлась орудием королевского абсолютизма. Испанская инквизиция, созданная Т.Торквемадой, прославилась особой жестокостью; главным ее объектом стали недавно обращенные в христианство иудеи (мараны) и мусульмане (мориски), многие из которых тайно продолжали исповедовать прежнюю религию. По официальным данным, в 1481-1808 в Испании на аутодафе (публичная казнь «еретиков») погибло почти 32 тыс. человек; 291,5 тыс. подверглись другим наказаниям (пожизненное заключение, каторга, конфискация имущества, позорный столб). Введение инквизиции в Испанских Нидерландах стало одной из причин Нидерландской революции 1566-1609. С 1519 этот институт действовал в испанских колониях Центральной и Южной Америки.



В конце 15 в. инквизиция приобрела особое значение и в Германии; здесь, помимо «ересей», она активно боролась с «ведовством» («охота на ведьм»). Однако в 1520-х в немецких княжествах, где победила Реформация, с этим институтом было покончено навсегда. В 1536 инквизиция была учреждена в Португалии, где развернулось преследование «новых христиан» (иудеев, принявших католицизм). В 1561 португальская корона ввела ее в своих индийских владениях; там она занялась искоренением местного «лжеучения», соединявшего черты христианства и индуизма.

Успехи Реформации побудили папство трансформировать инквизиционную систему в сторону большей централизации. В 1542 Павел III учредил постоянную Священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции (Священная канцелярия) для надзора за деятельностью трибуналов на местах, хотя реально ее юрисдикция распространялась только на Италию (кроме Венеции). Канцелярия возглавлялась самим папой и состояла сначала из пяти, а затем из десяти кардиналов-инквизиторов; при ней функционировал консультативный совет из специалистов по каноническому праву. Она также осуществляла папскую цензуру, с 1559 издавая Индекс запрещенных книг. Самыми знаменитыми жертвами папской инквизиции были Джордано Бруно и Галилео Галилей.



Начиная с века Просвещения инквизиция стала терять свои позиции. В Португалии ее права были значительно урезаны: С. де Помбал, первый министр короля Жозе I (1750-1777), в 1771 лишил ее права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 запретил применение пыток. В 1808 Наполеон I полностью упразднил инквизицию в захваченных им Италии, Испании и Португалии. В 1813 Кадисские кортесы (парламент) отменили ее и в испанских колониях. Однако после падения Наполеоновской империи в 1814 она была восстановлена как в Южной Европе, так и в Латинской Америке. В 1816 папа Пий VII запретил применение пыток. После революции 1820 институт инквизиции окончательно прекратил свое существование в Португалии; в 1821 он него отказались и латиноамериканские страны, освободившиеся от испанского владычества. Последним казненным по приговору инквизиционного суда стал испанский учитель К. Риполь (Валенсия; 1826). В 1834 инквизиция была ликвидирована в Испании. В 1835 папа Григорий XVI официально отменил все местные инквизиционные трибуналы, но сохранил Священную канцелярию, чья деятельность с этого времени ограничилась отлучениями от церкви и изданием Индекса.



Ко времени Второго Ватиканского собора 1962-1965 Священная канцелярия оставалась лишь одиозным пережитком прошлого. В 1966 папа Павел VI фактически упразднил ее, преобразовав в «Конгрегацию доктрины веры» (лат. Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii) с чисто цензурными функциями; Индекс был отменен.



В апостолической конституции Иоанна Павла II Pastor Bonus от 28 июня 1988 говорится: Обязанность, надлежащая для Конгрегации Доктрины Веры, состоит в том, чтобы продвигать и охранить доктрину веры и морали повсюду в католическом мире: по этой причине всё, что любым способом касается таких вопросов веры, находится в пределах её компетентности.

Знаменательным актом стала переоценка Иоанном Павлом II (1978-2005) исторической роли инквизиции. По его инициативе в 1992 был реабилитирован Галилей, в 1993 - Коперник, в 1998 открыты архивы Священной канцелярии. В марте 2000 от имени церкви Иоанн Павел II принес покаяние за «грехи нетерпимости» и преступления инквизиции.

Пытка водой

К пытке водой обычно прибегали в тех случаях, если пытка дыбой оказывалась безрезультатной. Жертву заставляли глотать воду, которая медленно капала на засунутый ей в рот лоскут шелка или иной тонкой ткани. Под давлением он постепенно опускался все глубже и глубже в горло жертвы, вызывая ощущения, которые возникают у тонущего человека. В другом варианте лицо жертвы покрывали тонкой тканью и начинали медленно лить на нее воду, которая, попадая в рот и ноздри, затрудняла или пресекала дыхание почти до наступления удушья. Еще в одном варианте жертве либо затыкали ноздри тампонами, либо сдавливали нос пальцами, а воду медленно заливали в открытый рот. От неимоверных усилий глотнуть хотя бы немного воздуха у жертвы часто лопались кровеносные сосуды. В общем случае, чем больше воды «закачивали» в жертву, тем более жестокой становилась пытка.


Святые охотники

В 1215 году по указу Папы Иннокентия III был учрежден особый церковный суд — инквизиция (от латинского inquisitio — расследование), и именно с ним в массовом сознании ассоциируется словосочетание «охота на ведьм». Необходимо отметить: хотя многие «ведьмовские» процессы действительно проводились инквизицией, бо́льшая их часть — на совести светских судов. К тому же охота на ведьм была распространена не только в католических, но и в протестантских странах, где инквизиции вообще не было. Кстати, изначально инквизиция создавалась для борьбы с ересью, и лишь постепенно под понятие ереси стало подпадать и колдовство.




Существуют разные сведения относительно того, сколько людей было убито во время охоты на ведьм. По одним данным — около двух десятков тысяч, по другим — более ста тысяч. Современные историки склоняются к средней цифре — около 40 тысяч. Население некоторых областей Европы, например, окрестностей Кельна, в результате активной борьбы с колдовством заметно сократилось, борцы с ересью не щадили и детей, которых тоже можно было обвинить в службе дьяволу.

Одной из задач охотников на ведьм был поиск признаков, по которым было бы легко опознать колдуна или ворожею. Надежным тестом на ведьмовство считалось испытание водой: связанного подозреваемого бросали в озеро, пруд или реку.



Тот, кому повезло не утонуть, считался колдуном и подвергался смертной казни. Испытание водой, применяемое в Древнем Вавилоне, было гуманнее: вавилоняне снимали обвинения, если «река очистит этого человека и он останется невредим».

Было широко распространено поверье, согласно которому на теле каждого причастного к колдовству есть особая отметина, нечувствительная к боли. Эту отметину искали при помощи уколов иголками. Описание подобных «дьявольских знаков», а также тот факт, что ведьм было принято содержать в отдельных тюрьмах и избегать их прикосновений, навело некоторых историков на мысль о том, что за охотой на ведьм на самом деле стояло преследование и уничтожение прокаженных.

В XV-XVII века Западная Европа, в лице католической и протестантской церквей, начали свою кровавою охоту, которая вошла в историю как «охота на ведьм». Обе церкви будто сошли с ума, признавая ведьм чуть ли не во всех женщинах: вышла на прогулку ночью - ведьма, собираешь травы - ведьма, лечишь людей - вдвойне ведьма. Даже чистейшие душой и телом девушки и женщины попадали под классификацию ведьм.




Так например в 1629 году была сожжена на костре девятнадцатилетняя Барбара Гобель. В списке палача о ней говорилось: «Самая святая дева Вурцбурга». Непонятно чем было вызвано это маниакальное желание «очищения». Конечно же зверьми протестанты и католики себя не считали, как знак этого - все потенциальные ведьмы подвергались нехитрым испытаниям, пройти которые в итоге, не удавалось никому. Первое испытание - наличие у подозреваемой любимца: кота, ворона, змеи. Даже если в доме не найдена ни змея, ни ворон - кот или кошка были у многих. Конечно, бывало и такое, что у «ведьмы» нет ни то что змеи и ворона, но даже кота; тогда сойдёт жук в навозной куче, таракан под столом или же самая обыкновенная моль. Второе испытание - наличие «клейма ведьмы». Проходила данная процедура следующем образом: женщину полностью раздевали и осматривали. Большая родинка, соски крупнее чем положено ГОСом того времени - ведьма. Если знак не обнаружен на теле - значит он внутри, такой вот «железной логикой» руководствовалась комиссия; заключённую привязывали к стулу и осматривали её как говорится «изнутри»: увидели, что-то необычное - ведьма. Но ведь и те кто прошли этот тест, тоже «служители Сатаны». Да, их тело слишком идеальное для простой женщины: Сатана наградил их таким телом для свои плотских утех - рассуждения инквизиции. Как видно, потенциальная ведьма являлась таковой независимо от результатов проверки. Ведьма выявлена, схвачена - что дальше? Кандалы, цепи, темница - это недалёкое будущее для избранных церковью. Давайте попробуем взглянуть чуть дальше. Пытки - тут два варианта: отрицание и смерть от увечий, либо согласие во всем и смерть на костре. Выбор «инструментов правды» был велик.




Одним чтобы сознаться при допросе хватало выдернутых ногтей и зубов, другим сломанных ног и рук. Но были отчаянные женщины, которые хотели таки доказать свою невиновность. Вот тут-то раскрывает себя садизм, извращение и жестокость служителей всевышнего. Заключённых прокручивали между двумя брёвнами, начиная с ног, «выжимая» их как полотенца, варили в смоле и масле, заточали в «железную деву» и сцеживали кровь до последней капли, заливали свинец в горло. Это лишь малая доля тех ужасов, что творились в камерах пыток, располагающихся обычно прямо под монастырями. Большинство, а точнее почти все жертвы инквизиции не доживали до дня своей казни. Инквизиция унесла более двухсот тысяч жизней.

Православная церковь тоже не осталась в стороне, от этой увлекательной охоты. В древней Руси ведовские процессы возникли уже в XI в., вскоре после утверждения христианства. Расследованием этих дел занимались церковные власти. В древнейшем юридическом памятнике — "Уставе князя Владимира о церковных судах" ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. В памятнике XII в. " Слово о злых дусех", составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом. Летопись отмечает, что в 1024 г. в суздальской земле были, схвачены волхвы и <лихие бабы> и преданы смерти через сожжение.




Их обвинили в том, что они — виновники постигшего суздальскую землю неурожая. В 1071 г. в Новгороде казнили волхвов за публичное порицание христианской веры. Так же поступили и ростовцы в 1091 г. В Новгороде после допросов и пыток сожгли в 1227 г. четырех "волшебников". Как рассказывает летопись, казнь происходила на архиерейском дворе по настоянию новгородского архиепископа Антония. Духовенство поддерживало в народе веру, будто колдуны и ведьмы способны на поступки, враждебные христианству, и требовало жестокой расправы с ними. В поучении неизвестного автора " Како жити христианам" гражданские власти призывались выслеживать чародеев и колдунов и предавать их "всеконечным мукам", т.е. смерти, под опасением церковного проклятия. "Нельзя щадить тех, кто творил зло перед богом", убеждал автор поучения, доказывая, что видевшие казнь "бога убоятся" 2. Киевский митрополит Иоанн также одобрял массовый террор против колдунов и ведьм и защищал право епископских судов приговаривать колдунов и ведьм к тяжким наказаниям и смерти. Митрополит Иоанн считал, что жестокость устрашит других не совершать "волшебных" действий и отвратит народ от чародеев и колдунов.




Горячим сторонником кровавых преследований колдунов и ведьм был и известный проповедник, живший в XIII в., владимирской епископ Серапион, современник первых процессов против ведьм на западе (первый процесс возник в Тулузе в 1275 г., когда сожгли Анжелу Лабарет по обвинению в плотских сношениях с дьяволом), "И когда вы хотите очистить город от беззаконных людей, — писал Серапион в своей проповеди, обращаясь к князю, — я радуюсь этому. Очищайте по примеру пророка и царя Давида в Иерусалиме, который искоренял всех людей, творящих беззакония, — иных убийством, иных заточением, а иных заключением в тюрьму" Епископы разыскивали колдунов и ведьм, их доставляли на епископский двор для следствия, а затем передавали в руки светской власти для наказания смертью. По примеру своих католических соратников православная инквизиция разработала в XIII в. и методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, путем взвешивания, протыкания бородавок и т. п. Вначале церковники считали колдунами или чародеями тех, кто не тонул в воде и оставался на ее поверхности. Но за тем, убедившись, что большинство обвиняемых не умели плавать и быстро тонули, изменили тактику: виновными стали признавать тех, кто не мог держаться на воде. Для распознания истины широко применяли также, по примеру испанских инквизиторов, испытание холодной водой, которую капали на головы обвиняемых. Поддерживая веру в дьявола и его могущество, представители православной церкви объявляли еретичеством всякое сомнение в реальности дьявола. Они преследовали не только лиц, обвиненных в сношениях с нечистой силой, но также и тех, кто высказывал сомнение в ее существовании, в существовании ведьм и чародеев, действовавших при помощи дьявольской силы. Жертвами православных инквизиторов были главным образом женщины. По церковным представлениям, женщины легче всего входили в сношения с дьяволом. Женщин обвиняли в том, что они портят погоду, посевы, что они виновницы неурожая и голода. Киевский митрополит Фотий разработал в 1411 г. систему мероприятий по борьбе с ведьмами. В своем послании к духовенству этот инквизитор предлагал отлучить от церкви всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев 4. В том же году по наущению духовенства в Пскове сожгли 12 колдуний, "вещих женок", их обвинили в чародействе.




В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске всенародно был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой.

Во все времена, пока шла охота на ведьм, находились люди, протестующие против нее. Среди них были и священники, и светские ученые, например, английский философ Томас Гоббс.



Постепенно их голоса становились громче, а нравы постепенно смягчались. Пытки и жестокие смертные казни применялись все реже, и в просвещенном XVIII веке, за редкими исключениями, охота на ведьм в Европе постепенно сходит на нет. Удивительно, но факт — казни людей, подозреваемых в колдовстве, продолжаются и в наши дни. Так, в мае 2008 года в Кении были сожжены 11 предполагаемых колдунов, а с января 2009 года в Гамбии началась кампания по борьбе с ведьмами. Дополнительные сведения — Хотя размах охоты на ведьм потрясает воображение, нельзя не отметить, что риск оказаться ее жертвой был в десятки раз меньше, чем вероятность гибели от чумы, уносивший миллионы человеческих жизней. — Жестокие пытки, применявшиеся в средневековой Европе к подозреваемым в колдовстве, применялись также и в обычной уголовной практике. — Принято считать, что пик охоты на ведьм приходится на Средние века, однако поистине масштабное преследование колдунов и ворожей развернулось в эпоху Возрождения.




Более того, охоту на ведьм поддерживал такой великий реформатор церкви и бунтарь, как Мартин Лютер. Именно этому борцу с индульгенциями принадлежит фраза: «Колдуны и ведьмы — суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола». — Так как слово «ведьма» в русском языке женского рода, часто полагают, что жертвами охоты на ведьм были в основном женщины. Действительно, во многих странах количество женщин среди обвиняемых доходило до 80-85%. Но в ряде стран, например, в Эстонии, больше половины обвиненных в колдовстве были мужчинами, а в Исландии на 9 казненных колдунов приходилась только одна казненная ведьма.

Средневековье – эпоха долгих кровопролитных войн, массовых казней и смертельных эпидемий. Возрастающая дикость людей того времени стала первопричиной всех тех кошмаров и ужасов, что окутали Европу.

Святая инквизиция, уже с начала XII века, становится тем самым индикатором человеческой жестокости и стремлений властвовать любой ценой. Её главной задачей стал поиск и истребление еретиков и богоотступников, в лице учёных, оппозиционеров и обычных крестьян. Людей поддавали пыткам, гноили в тюрьмах и отправляли на незатухающее кострище святой инквизиции.

Этимология

Инквизиция (от лат. Inquisitio , «розыски», «расследования») - отдельный судебный институт католической церкви, основными обязанностями которого были выявление и искоренение ереси и богохульства.

Общее название целого ряда учреждений Римско-католической церкви, задачей которых была борьба с ересью.

История возникновения

Начиная с XII века, католическая церковь столкнулась с невиданным ростом альтернативных религиозных направлений в Западной Европе. Дабы утихомирить и побороть оппозиционные движения папство возложило на плечи епископов новые функции, согласно которым они были обязаны выявлять, судить и передавать еретиков светским властям для наказания.

В XII веке император Священной Римской империи Фридрих I Барбосса поручил папе Луцию III разработать схему розыска и раскрытия религиозных преступлений. Папа, воспользовавшись директом обязал всех новоприбывших епископов подбирать себе доносчиков из числа местных жителей, которые должны были уведомлять нового священноиерарха о всех преступлениях против церкви на вверенной ему местности. Епископ собирал все факты злодеяний и направлял их в специальные церковные суды.

Новосозданный церковный суд католической церкви был сформирован в 1215 г. папой Иннокентием III и получил название – «Инквизиция» .

В 1229 г. папой Григорием IX был учреждён специальный церковный трибунал , который занимался поиском, предотвращением и наказанием за распространение ересей.

Суть и средства инквизиции

Суть инквизиции заключалась в определении причастности подсудимого к ереси.

Святая инквизиция занималась поиском еретиков и ведьм, которых обвиняли в связях с нечистой силой. Интересным является тот факт, что помимо инквизиции церкви, преследованием ведьм занимались и светские власти.

Огромное значение приделалось чистосердечному признанию. Внесудебных расправ католическая церковь старалась не допускать, проводя специальные инквизиционные суды. Служащими инквизиции, помимо обычных допросов, применялись и более изощрённые методы получения информации, такие как пытки. Если подозреваемый в ходе «углублённого допроса» выживал, признаваясь и раскаиваясь в содеянном, то материалы его дела передавались в суд.

Обычно приговоры вынесенные инквизиционным судом сводились к смертной казни (сожжении на костре) и исполнялись уже светскими властями.

Исторические этапы

Историю инквизиции можно разделить на 3 хронологических периода:

  • додоминиканский (гонения еретиков до XII века);
  • доминиканский (начиная с Тулузского собора 1229 года);
  • испанская инквизиция .

Первый период характеризовался эпизодическим гонением отдельных иноверцев, а суд над ними составлял лишь малую часть обязанностей епископов.

Во время второго периода начинают создаваться специальные уполномоченные инквизиционные трибуналы, которые находились в руках доминиканских монахов.

Третий период ознаменовался трансформацией инквизиционной системы в аппарат для централизации монархической власти в Испании с притязаниями её монархов на полную политическую и религиозную супрематию в Европе. Отличительной чертой этого периода становится борьба с маврами и евреями. Позже, уже с помощью Иезуитского ордена, создается новая боевая сила католической реакции XVI века против протестантизма.

Испанская инквизиция

Инквизиция в Испании берёт своё начало с XIII века и является самой жестокой и кровавой за всю историю гонений католической церкви. Своего апогея она достигла уже в XV веке, благодаря булле Папы Сикста IV, в которой определялись принципы соблюдения церковных доктрин, религиозного обращения в христианство, как истинную веру, всех иудеев (в марран) и мусульман (в моррисков) и обнаружение ересей, с последующим их разоблачением.

Регулярные преследования иноверцев начинаются с момента реформирования инквизиционной системы Фердинандом II Арагонским и Изабеллой Кастильской впоследствии объединения Арагона и Кастилии в одну монархию.

В 1480 году в городе Севилья впервые был создан специальный инквизиционный трибунал , цель которого заключалась в преследовании людей, тайно выполнявших еврейские обряды.

В 1483 году с одобрения папы Сикста IV верховным инквизитором становится духовный наставник королевы Изабеллы Кастильской – , который и сделал своё имя синонимом кровожадности и фанатической жестокости, погубившей и искалечившей сотни тысяч жизней.

Основным призванием Торквемады стало полное религиозное и политическое объединение Испании. Создавалась целая сеть специальных инквизиционных учреждений, в которую входили Центральный инквизиционный совет и четыре местных трибунала, число которых вскоре увеличили до 10.

Кроме того, государственная власть Испании охотно возложила на плечи инквизиторов роль цензоров, которые тщательно проверяли и запрещали все, по их мнению, безнравственные и еретические книги, а их авторы подвергались гонению и пыткам.

Объектами гонений становились не только еретики, но и активные политические деятели. Очень часто даже зажиточные граждане оказывались в роли жертв, имея вполне «правильные» христианские верования.

Кроме уже привычных пыток, очень популярными становились и так называемые акты веры (аутодафе) , смысл которых заключался в публичном сожжении неугодных Торквемаде и испанской короне инакомыслящих граждан. Впоследствии эти процессы поставили на поток, уничтожая богатых и статусных людей, при этом изымая всё их имущество в пользу государственной казны и инквизиционных органов.

Точное число жертв испанской инквизиции проводимой Торквемадой в период с 1481 по 1498 год до конца не выяснено, но согласно подсчетам, проводимым в начале XIX века, количество пострадавших могло достигать 100 000 человек . Почти 9 тыс. мужчин и женщин были сожжены на костре, 6,5 тыс. – удушены и больше 90 тыс. подверглись пыткам и принудительной конфискации.

Однако, существует и более новые данные, согласно которым, «великий инквизитор» Торквемада, виновен в сожжении только 2 тыс. человек, а значит цифры жертв испанской инквизиции существенно преувеличены. Но это только часть правды, полную картину и точное количество пострадавших мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Православная инквизиция в Российской империи

Позиция Православной Церкви касательно еретиков кардинально отличалась от тех принципов, которыми руководствовалась Западная (католическая) инквизиция.

Инквизиция в России (Российской империи) была введена в 1721 году, когда царь Петр I создал Святейший Синод , с прописанным в нем Духовным Регламентом . Одним из пунктов этого закона назначалась специальная должность – «Протоинквизитор», которую занял иеромонах Пафнутий. Согласно новым нормам, в каждой епархии находился свой «провинциал-инквизитор», которому подчинялись обычные «инквизиторы» из городов и уездов.

Инквизиторы православной церкви, как правило, являлись фискалами, а объектом их внимания выступало духовенство и то, что было связано с его деятельностью.

В круг обязанностей инквизитора входило:

  • наблюдение за выполнением церковнослужителями правил Духовного Регламента;
  • недопущение симонии (покупки или продажи церковных должностей, сана);
  • проверка на соответствие занимаемой должности (архимандрита или игумена);
  • выполнение духовенством Святых правил.

Помимо основных своих функций, инквизиторы следили за взиманием налогов с раскольников. Если среди староверов появлялся духовный наставник – его незамедлительно доставляли в Синод, не допуская распространения старообрядческих верований. Кроме того, инквизиторы были обязаны следить за выполнением государственных законов, как среди священнослужителей, так и среди крестьян.

Духовная инквизиция в России просуществовала недолго и была уничтожена Екатериной I.

Окончание инквизиции

Начиная с эпохи Просвещения, инквизиция начала терять свои позиции.

Ярым противником инквизиционного движения выступил Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу (Помбал), который являлся первым министром короля Португалии Жозе I. С его подачи уже в 1771 году инквизицию лишили права цензуры и полностью ликвидировали аутодафе (акт веры, сожжение на костре), а в 1774 году полностью запретили применение пыток к заключённым.

В 1808 году французский император Наполеон I Бонапарт полностью отменил инквизицию на захваченных им территориях Испании, Италии и Португалии. Позже, папа Пий VII окончательно запретил использование пыток.

После португальской революции 1820 года, инквизиция была окончательно отменена на территории всего государства, а с 1821 года от неё отказались и испанские колонии Латинской Америки.

В 1834 году указом королевы Марии Кристины Бурбон-Сицилийской инквизиция в Испании была окончательно отменена.

Из-за невозможности дальнейшего возрождения средневековых инквизиционных движений, уже в 1835 году папа Григорий XVI официально упраздняет все местные инквизиционные трибуналы, оставляя лишь Священную канцелярию, в обязанности которой входило лишь отлучение от церкви (анафема) и издание Индекса запрещённых книг.

В 1966 году папа Павел VI официально упраздняет инквизицию, создавая вместо неё Конгенерацию вероучений и отменяя Индекс.

12 марта 2000 года папа Иоанн Павел II совершил обряд покаяния за грехи сыновей церкви и их преступлений во времена инквизиции.

Книги и фильмы об инквизиции

События, происходившие в эпоху Святой Инквизиции, нашли своё отражение и в литературе. Среди самых известных книг об инквизиции можно выделить:

  • рассказ «Колодец и маятник» (авт. Эдгар Аллан По, 1842);
  • роман «Лейденская красавица» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1901);
  • исторический роман «Прекрасная Маргарет» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1907);
  • исторический роман «Псы Господни» (авт. Рафаэль Сабатини, 1928);
  • роман «Имя розы» (авт. Умберто Эко, 1980);
  • роман «Воспоминание о монастыре» (авт. Жозе Сарамаго, 1982).

Среди наиболее значимых фильмов , отразивших события времён кровавой инквизиции, стоит отметить:

  • «Страсти Жанны д’Арк» (1928);
  • «Галилео Галилей» (1968);
  • «Джордано Бруно» (1978);
  • «Инквизитор: колодец и маятник» (1990);
  • «Воин Бога» (1999);
  • «Жанна д’Арк» (1999);
  • «Во времена ведьм» (2005);
  • «Палач» (2005);
  • «Страшный суд» (2006);
  • «Черная смерть» (2010).

Инквизиция

(Inquisitio haereticae pravitatis ), или святая Инквизиция , или святой трибунал ( sanctum officium ) - учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин Инквизиция существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для означения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства.

Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения . Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом - и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам.

В истории Инквизиции различаются 3 последовательных периода развития: 1) преследование еретиков до XIII в.; 2) доминиканская Инквизиция со времени Тулузского собора 1229 г. и 3) испанская Инквизиция с 1480 г. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом вместе с иезуитским орденом являясь боевой силой католической реакции XVI в. против протестантизма.

I. Зародыши инквизиции мы находим еще в первые века христианства - в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества . Угроза смертной казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.

В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах - искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения ("ut populi errata inquirant et corrigant"). В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания.

Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре .

II. В конце ХII и начале ХIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден - доминиканцев . Слово инквизиция в техническом смысле употреблено впервые на Турском соборе в 1163 г ., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский легат "mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectates de haeretica pravitate". Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам под страхом отлучения и других наказаний. Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г.

Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить в качестве папских легатов диоцезы Южной Франции и Испании для искоренения ереси вальденсов и катаров . Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерцианцев, из монастыря Fontevrault - Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело в 1209 г. к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн . Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против нее не выступил Доминик, основатель ордена доминиканцев .

В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности и потому могли действовать безусловно в папских интересах и не давать пощады еретикам.

Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне, а в 1242 г. - в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на Сев. Францию.

По настоянию Людовика IX папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генерал-инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей; начиная с XIV в., французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходит в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против Реформации. Тем же Григорием IX И. введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы .

Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуо-ву, из Ломбардии - в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковой силой и характером. Так, напр., в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римской курией.

В Венеции инквизиция (Совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы инквизиция достигла в Риме . О степени влияния инквизиции в Италии и о впечатлении, произведенном ей на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Маriа Novella знаменитая фреска Симона Мемми под названием "Domini canes" (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая двух собак, белую и черную, отгоняющих волков от стада.

Итальянская инквизиция достигает наибольшего развития в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V.

В Германии инквизиция первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа. Здесь она встретила всеобщий протест.

Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский ; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главных его помощника. По этому поводу в Вормсской летописи говорится: "таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда".

Позже папа Урбан V, опираясь на поддержку императора Карла IV, снова назначил в Германию двух доминиканцев в качестве инквизиторов; однако и после этого инквизиция не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены Реформацией.

Инквизиция проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа и его последователей; но здесь значение ее было ничтожно.

Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция и то очень недолго . Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.

III. Испанская инквизиция , возникшая в ХIII в. как отголосок современных событий в Южн. Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития И. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы.

Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения.

Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силой вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.

Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов путем конфискации имущества осужденных.

Душой новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада .

В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая "католическим королям" установление новой И., а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков...

В религиозной истории инквизиция является самым странным явлением, о котором даже ходят легенды. Она была серьезным инструментом в антирелигиозной пропаганде. Что же это такое? Это расследование путем допросов с применением силы. В и вплоть до недавнего времени святая инквизиция стремилась осудить верующих и если их считали еретиками.

Основной ее целью было доказательство, что обвиняемый человек является еретиком. В XV веке история инквизиции была тайной. У церковнослужителей были особые права: обвинить и уничтожить. Однако это была борьба не только церкви, но и дворянства за власть и господство над простыми людьми.

Средневековье было уникальной эпохой. Люди воспринимали мир по-своему, так как они не могли понять многие явления, которые происходили в их жизни. Не было научных доказательств того, или светит солнце, почему происходят землетрясения или стоит страшная засуха. Все это люди пытались приписать темным силам: богам, феям, демонам, призракам. Жители в средние века больше всего не хотели стать жертвами колдунов и боялись темных сил, которые, по их мнению, могли вмешаться в их жизнь.

Именно поэтому колдуны и ведьмы пользовались большим вниманием не только простого человека. История инквизиции ведьм показывает, что даже в разгар охоты на них, они спокойно жили в домах богатых людей. Колдуны и ведьмы нужны были людям, но если их обвиняли в превышении своего могущества, их сурово наказывали. Инквизиция ведьм - это мера наказания, которой пользовались, если их признавали виновными в нанесении порчи в процессе колдовства.

Как наказывали ведьм? Святая инквизиция объявляла колдуна виновным и чаще всего его убивали. В определенных случаях они должны были возместить какой-либо конкретный ущерб. помогало служителям церкви выступать в роли палачей, так как они ссылались именно на этот источник в процессе казни.

Интересен был сам Сначала в присутствии секретаря инквизитор допрашивал свидетелей. Когда преступление в ереси считалось доказанным на предварительном слушании, обвиняемого человека закрывали в церковной тюрьме. Его допрашивали, но еретик не имел права на защиту.

После этой процедуры его отдавали в ведение светской власти уже с копией приговора. Святая инквизиция ставила перед собой цель не уничтожить индивида, а вернуть его в лоно церкви. Так как еретик не являлся католиком, церковь лишала его своего покровительства.

История инквизиции тесно связана с историей общества в целом. Проводя борьбу с еретиками, усиливалась вражда двух классов - буржуазии и угнетенных. Это была борьба за власть, а инквизиции была определена ведущая роль.

Основные этапы развития этого карательного органа: додоминиканский, доминиканский, В первом периоде преследование еретиков не имело постоянного характера. Во втором создаются специализированные трибуналы инквизиторов. В третьем святая инквизиция тесно связана монархической системой и служит орудием борьбы за власть.

В целом она пагубно влияла на интеллектуальный прогресс Европы. В XVI веке она начала оказывать воздействие на цензуру книг, однако, уже в XVII веке число жертв инквизиции стало намного меньше. В восемнадцатом веке она была полностью отменена почти во всех странах Европы.

Результаты инквизиции:

Великий ученый Джордано Бруно был сожжен в Риме, там же в 1633 году Галилео Галилей был вынужден отречься от учения Коперника, но спустя много времени Папа принял решение реабилитировать его.

Было признано, что инквизиция за все годы своего существования совершила много непоправимых ошибок.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: