Иуда Искариот. Почему Иуда предал Христа? Образ И

Иуда Искариот, сын Симона , упоминается во всех апостольских списках (Мф 10:4; Мк 3:19; Лк 6:16).

Это прозвище, означающее, по-видимому, «человек из Кариота», ему дали, вероятно, для того, чтобы отличать от другого ученика по имени Иуда. Т.к. Кариот находился в Иудее, то, вероятно, Иуда принадлежал к колену Иуды и был единственным учеником Иисуса из этого колена.

О его призвании нам ничего не известно, но, вероятно, оно, как и его деятельность, мало чем отличалось от призвания других учеников.

Иуда внимал словам Учителя, видел творимые Им чудеса, был послан проповедовать и совершать чудеса. Уже в самом начале Господь предупредил учеников, что в их кругу есть предатель, но имени его Он не назвал.

Только одно отличало Иуду от остальных учеников: он был казначеем и при этом, вероятно, иногда крал деньги. В Вифании, когда женщина возлила на голову Иисуса драгоценное миро, Иуда сказал, что лучше было бы это миро продать, а деньги раздать бедным.

Во время последней вечери Иисус сказал ученикам, что один из них предаст Его. Позже Иуда, предложивший до этого свои услуги первосвященникам, в Гефсиманском саду подал условный знак воинам, поцеловав Учителя. За свое предательство Иуда получил награду — 30 сребреников.

На следующий день, узнав, что Иисус приговорен к смерти, Иуда жестоко раскаялся. Бросив сребреники в храме, он покончил жизнь самоубийством.

Факты об Иуде

1 Иуда Искариот был одним из двенадцати

которых Иисус избрал апостолами.

4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
(Матф.10:4)

Iskariotes означает «родом из Кериота (Кериофа)».

2 Иуда предал Иисуса.

«Предал» это неприятное слово. Слово «предать» и его различные формы («предал», «предаст», «предающий» и др.) в значении «изменнически выдать» употребляются в Новом Завете около тридцати раз, и практически все эти случаи относятся к Иуде.

Он действительно был предателем!

16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
(Лук.6:16)

Все эти слова переведены с форм греческого глагола paradidomi , состоящего из para и didomi . Para это многозначный предлог, конкретное значение которого зависит от падежа, с которым он употребляется: из, от, с, у, в, среди, вдоль. Слово didomi также имеет несколько значений, сводящихся к словам «давать», «отдавать». В описании поступка Иуды это слово означает «выдавать», «сдавать».

3 Иуда был вором.

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали.
(Иоан.12:6)

«Вор » в этом случае является переводом греческого слова kleptes . «Клептомания» означает непреодолимое стремление к воровству на фоне некоторых психических заболеваний.

«Носил » это перевод греческого слова ebastazen (начальная форма – bastazo ) со значением «поднимать », «носить в руках». Некоторые исследователи считают, что это слово в Евангелии от Иоанна 12:6 может означать «крал». В таком случае речь идет о том, что Иуда носил ящик и воровал из него.

«Ящик » в данном тексте это перевод слова glossokomon , состоящего из glossa («язык») и komeo («хранить»). Этим словом обозначали ящик, в котором хранили детали от духовых музыкальных инструментов, в которые исполнитель вдувает воздух через рот (отсюда связь с языком). С течением времени слово стало обозначать любую тару для хранения чего-либо, включая кошелек или сумку для денег.

4 Иуда был дьяволом.

70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
71 Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.
(Иоан.6:70,71)

Здесь употреблено слово diabolos , означающее «изменник» или «предатель».

Дьявол вложил в сердце Иуды желание предать Иисуса. Иуда в полной мере обладал свободой выбора, как и любой другой человек. Он поддался искушению дьявола.

Иуда был причислен к апостолам и был сопричастен их служению.

17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
(Деян.1:17)

Однако он пал, совершив преступление.

25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
(Деян.1:25)

5 Иуда знал, что он согрешил.

Он сам признался в том, что предал невинную кровь. Он признал то, что Иисус был невиновен!

3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
(Матф.27:3,4)

Можно отдать должное Иуде за то, что он не попытался каким- то образом оправдать себя, объявив Иисуса грешником.

Он исповедал безгрешность Иисуса!

6 Иуда повесился.

Лука писал об этом:

18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.
(Деян.1:18,19)

Иуда приобрел землю крови в том смысле, что деньги, которые он вернул, были использованы для покупки этой земли. Последствия преступления были ужасными для этого человека. (Матф.26:24)

Что касается самого Иуды, то трудно сказать, двигало ли им корыстолюбие или чувство неудовлетворенности из-за несбывшихся надежд, ибо он рассчитывал на то, что Иисус установит на земле Свое Царство, и предполагал занять в нем высокое положение.

Ясно, что в Иуду вселился дьявол и что он добровольно стал послушным орудием в его руках,

3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
(Лук.22:3)

27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
(Иоан.13:27)

и в этом его вина; лучше бы ему было не родиться.

Он — «сын погибели», единственный ученик Иисуса, душа которого не была сохранена Богом.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
(Иоан.17:12)

Повесть «Иуда Искариот», краткое содержание которой изложено в этой статье, создана на основе библейского сюжета. Тем не менее Максим Горький еще до публикации произведения сказал, что понятно оно будет немногим и вызовет большой шум.

Леонид Андреев

Это довольно неоднозначный автор. Творчество Андреева в советские времена читателям было незнакомо. Прежде чем приступить к изложению краткого содержания «Иуды Искариота» - повести, вызывающей как восторг, так и негодование, - вспомним основные и наиболее интересные факты из биографии писателя.

Леонид Николаевич Андреев был человеком неординарным и очень эмоциональным. Будучи студентом юридического факультета, начал злоупотреблять алкоголем. Некоторое время единственным источником дохода для Андреева было написание портретов на заказ: он был не только писателем, но и художником.

В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Неудачный выстрел привел к развитию сердечного заболевания. На протяжении пяти лет Леонид Андреев занимался адвокатской деятельностью. Писательская известность к нему пришла в 1901 году. Но уже тогда он вызывал у читателей и критиков противоречивые чувства. Леонид Андреев с радостью встретил революцию 1905 года, но вскоре разочаровался в ней. После отделения Финляндии оказался в эмиграции. Умер писатель за границей в 1919 году от порока сердца.

История создания повести «Иуда Искариот»

Произведение было опубликовано в 1907 году. Сюжетные задумки пришли в голову писателю во время его пребывания в Швейцарии. В мае 1906 года Леонид Андреев сообщил одному из своих коллег, что собирается написать книгу по психологии предательства. Воплотить замысел ему удалось на Капри, куда он отправился после смерти жены.

«Иуда Искариот», краткое содержание которого представлено ниже, написан в течение двух недель. Первую редакцию автор продемонстрировал своему другу Максиму Горькому. Тот обратил внимание автора на исторические и фактические ошибки. Андреев не раз перечитывал Новый Завет и вносил правки в рассказ. Еще при жизни писателя повесть «Иуда Искариот» была переведена на английский, немецкий, французский и другие языки.

Человек дурной славы

Никто из апостолов не заметил появления Иуды. Как ему удалось войти в доверие Учителя? Иисуса Христа много раз предупреждали, что это человек очень дурной славы. Его следует остерегаться. Иуду осуждали не только люди «правильные», но и негодяи. Он был худший из худших. Когда ученики спрашивали Иуду о том, что побуждает его совершать ужасные поступки, он отвечал, что каждый человек грешен. То, что он говорил, созвучно было со словами Иисуса. Никто не вправе осуждать другого.

В этом философская проблема повести «Иуда Искариот». Автор, конечно, не сделал своего героя положительным. Но он поставил предателя в один ряд с учениками Иисуса Христа. Идея Андреева не могла не вызвать резонанс в обществе.

Ученики Христа спрашивали не раз Иуду о том, кто был его отцом. Тот отвечал, что не знает, быть может, дьявол, петух, козёл. Разве может он знать всех, с кем его мать делила ложе? Подобные ответы потрясали апостолов. Иуда оскорблял своих родителей, а значит был обречен на погибель.

Однажды на Христа и его учеников набрасывается толпа. Их обвиняют в воровстве козленка. Но человек, который уже совсем скоро предаст своего учителя, бросается на толпу со словами о том, что учитель вовсе не одержим бесом, он просто любит деньги так же, как и все. Иисус в гневе покидает селение. За ним следуют его ученики, проклиная Иуду. Но ведь этот маленький, омерзительный человек, достойный лишь презрения, хотел спасти их...

Кража

Христос доверяет хранить сбережения Иуде. Но тот утаивает несколько монет, о чем ученики, конечно же, вскоре узнают. Но Иисус не осуждает непутевого ученика. Ведь апостолы не должны считать монеты, которые присвоил его брат. Их упреки лишь обижают его. В этот вечер Иуда Искариот очень весел. На его примере апостол Иоанн понял, что такое любовь к ближнему.

Тридцать серебряников

Последние дни своей жизни Иисус окружает лаской того, кто его предаст. Иуда же услужлив с учениками - ничто не должно помешать его замыслу. Скоро свершится событие, благодаря которому его имя навсегда останется в памяти людей. Оно будет называться почти так же часто, как имя Иисуса.

После казни

При анализе повести Андреева «Иуда Искариот» стоит особое внимание уделить финалу произведения. Апостолы вдруг предстают перед читателями людьми трусливыми, малодушными. После казни Иуда обращается к ним с проповедью. Почему они не спасли Христа? Отчего не набросились на стражников, дабы вызволить Учителя?

Иуда навсегда останется в памяти людей предателем. А те, что молчали, когда Иисуса распинали, будут пользоваться почитанием. Ведь они несут по земле Слово Христа. Таково краткое содержание «Иуды Искариота». Для того чтобы сделать художественный анализ произведения, следует всё же прочитать повесть полностью.

Смысл повести «Иуда искариот»

Для чего автор в столь необычном ракурсе изобразил отрицательного библейского персонажа? «Иуда Искариот» Леонида Николаевича Андреева - это, по мнению многих критиков, одно из величайших произведений русской классики. Повесть заставляет читателя задуматься прежде всего о том, в чём истинная любовь, настоящая вера и страх перед смертью. Автор словно спрашивает, что скрывается за верой, много ли в ней истиной любви?

Образ Иуды в повести «Иуда искариот»

Герой книги Андреева - предатель. Иуда продал Христа за 30 серебряников. Он худший из всех, кто когда-нибудь жил на нашей планете. Можно ли испытывать к нему сострадание? Конечно, нет. Писатель словно искушает читателя.

Но стоит помнить, что повесть Андреева - это отнюдь не богословское произведение. Книга не имеет никакого отношения к церкви, вере. Автор просто предложил читателям взглянуть на хорошо известный сюжет с другой, непривычной стороны.

Человек заблуждается, полагая, что может всегда с точностью определить мотивы поведения другого. Иуда предает Христа, а это значит он плохой человек. Это говорит о том, что он не верит в Мессию. Апостолы же отдают учителя римлянам и фарисеям на растерзание. И они поступают так потому, что верят в своего учителя. Иисус воскреснет, в Спасителя уверуют. Андреев же предложил взглянуть на поступок и Иуды, и верных учеников Христа иначе.

Иуда безумно любит Христа. Однако ему кажется, что окружающие недостаточно ценят Иисуса. И он провоцирует иудеев: предает обожаемого учителя, чтобы проверить силу народной любви к нему. Иуду ждет жестокое разочарование: ученики разбежались, а народ требует убить Иисуса. Даже слова Пилата о том, что он не нашел вины Христа, никем не услышаны. Толпа жаждет крови.

Эта книга вызвала возмущение верующих. Неудивительно. Апостолы не вырвали Христа из лап конвоиров не потому, что верили в него, а потому что струсили - вот, пожалуй, главная мысль повести Андреева. После казни Иуда обращается к ученикам с упреками, и в этот момент он совсем не мерзок. Кажется, что именно в его словах истина.

Иуда взял на себя тяжкий крест. Он стал предателем, тем самым заставив людей очнуться. Иисус говорил, что виновного убивать нельзя. Но разве его казнь не стала нарушением этого постулата? В уста Иуды - своего героя - Андреев вкладывает слова, которые, возможно, хотел произнести сам. Не пошёл ли Христос на смерть с молчаливого согласия своих учеников? Иуда спрашивает у апостолов, как они могли допустить его смерть. Им нечего ответить. Они растерянно молчат.

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица - беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая - мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился - никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечёт к Учителю этого Иуду - также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят - и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока - близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» - «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречён погибели! «Скажи, а мы - хорошие люди?» - «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» - кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козлёнка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он - просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, - и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой - дьявол», - бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они ещё раз его не оценили...

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни - кто больший? - и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжёлый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, - самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, - молит Христа Петр, - я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» - «А кто поможет Искариоту?» - с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет - это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведён к Христу - и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упрёки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть весёлым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл - разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой - ум, потраченный молью?»

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя - хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идёт к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осведомлён о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущён: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена - выходит, что за каплю крови вы даёте всего пол-обола, за каплю пота - четверть обола... А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» - «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдётся негодяй, готовый Его предать за обол или два...

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идёт Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь... Что такое ночь? Восходит солнце... Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принёс их этим «верным ученикам»! Он один - до конца, до последнего вздоха - с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда - они обнаружат лишь позорный столб и мёртвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идёт больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идёт в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце - оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скорпионы, звери, камни - все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, - обращается Искариот к апостолам, - пойдёт со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете своё малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Своё слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть...»

Вы прочитали краткое содержание повести Иуда Искариот. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ

Апостол Иуда Искариот

Самая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в Евангелиях в исключительно чёрных тонах, настолько мрачных, что невольно возникает вопрос: как так получилось, что Иисус, умнейший человек, обладавший пророческим даром, приблизил к себе настолько подлую и мерзкую личность, как Иуда Искариот, того, кто в конце концов продал своего учителя за тридцать сребреников?

Иосиф с семьей вернулся из Египта с большой суммой денег. В этой поездке Мария родила ещё одного мальчика, которого назвали Иудой. Это событие произошло в небольшом селении Кариот. Позже, когда мальчик вырос, близкие все время в шутку его этим дразнили: «Ты еврей, а родился на чужбине, в Кариоте». Так к нему и пристало это прозвище - Иуда из Кариота
Иуда Искариот - это родной младший брат Иисуса - сын Марии и Иосифа. В Библии об этом упоминается в следующих строках (Мк, 6,3):
Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?
На самом деле у Марии и Иосифа было семеро детей. Иисус имел четырёх братьев и двух сестёр.
Иуда характером был похож одновременно на обоих своих родителей - от отца он унаследовал бунтарский дух, вспыльчивость, от матери ему достались мягкая, добрая душа, ласковость и общительность.
Внешне Иуда пошел весь в отца: богатырский рост - 190 см, каштановые волосы, ярко-зелёные глаза, открытая, приятная улыбка с ямочкой на щеках.
Иуда был женат, имел двоих сыновей и дочь, которых просто обожал.
У двух братьев - Иуды и Иисуса - были очень доверительные отношения с детства, оба настолько крепко, по-настоящему любили друг друга, что каждый был готов отдать за другого свою жизнь. Иуда пользовался исключительным доверием своего брата, который во всем полагался на него, как на себя.
Иисус очень часто уединялся с Иудой от других учеников, чтобы обсудить с ним самые важные вопросы. Именно Иуде было доверено наиболее важное и ответственное поручение - контроль за деньгами. Иуда держал при себе казну, вел учет и расход всех денежных средств и отчитывался за них перед Иисусом. Другие ученики из-за этого недолюбливали Иуду, завидуя тому особому положению, на котором тот находился. Их самолюбие страдало из-за того, что Иисус, имея какие-то дела с Иудой, не делился этими секретами с другими учениками.
К примеру, ничего не зная о финансовых делах, ученики со временем стали считать между собой, что Иуда скорее всего запускает руку в общую казну. Постепенно среди апостолов это мнение укрепилось. На самом деле Иуда к своей обязанности казначея относился весьма добросовестно, он вообще был человеком исключительно честным и порядочным. Иисус знал это и поэтому полностью доверял Иуде. Иуда, будучи импульсивным и вспыльчивым от природы, постоянно теребил и тормошил Иисуса, считая, что надо действовать как можно активнее и энергичнее. Иисусу приходилось постоянно успокаивать и сдерживать своего брата от непродуманных действий. Несдержанность и торопливость Иуды в конце концов сыграли свою зловещую роль. Все окончилось трагически.

Разговор Иисуса с Иудой

Иуда Искариот, родной брат Иисуса, был тесно связан с повстанцами. Встретившись с Иисусом, Иуда рассказал ему о планах мятежников. По замыслу, в пасхальную ночь заговорщики должны были неожиданно напасть на римлян и вызволить из плена своего вождя Варавву. И главную роль в освобождении Вараввы должен был сыграть Иуда Искариот. Именно он должен был возглавить вооруженный отряд, который начнет боевые действия.
Иисус как мог отговаривал своего любимого брата не совершать этого, доказывая несостоятельность всех их замыслов. Но Иуда был непреклонен, и Иисус понял, что его переубедить не удастся.
Двое молодых людей так увлеклись беседой, что не заметили стоявшего неподалеку апостола Иуду Заакия, который услышал весь их разговор.
Иуда Заакий, узнав о готовящемся восстании, был просто шокирован. После некоторого раздумья он решил, что надо действовать: остановить Иуду Искариота любой ценой. Для этого Иуда Заакий тайно обратился к иудейским священникам и рассказал им о готовящемся мятеже. Первосвященник Каиафа, узнав о восстании, пришел в ужас. Его вполне устраивала спокойная, сытая жизнь при римлянах. Бунт, мятеж должен был разрушить всю эту идиллию. А если вдруг во время волнений римляне разрушат иудейский храм? А если вдруг римский император запретит проводить в храме богослужения и совершать жертвоприношения? Это же конец всему благополучию!
Каиафа получил свою должность из рук Пилата и ежегодно выплачивал ему определенную сумму за это хлебное место. И ему не хотелось терять все это из-за каких-то мятежников. Особые опасения внушал Каиафе тот факт, что в рядах заговорщиков находился родной брат Иисуса Христа Иуда Искариот. А какая роль в готовящемся действии уготована самому Иисусу? А вдруг этот проповедник, воспользовавшись ситуацией, возглавит вооруженные массы? Как поступит Иисус с фарисеями, книжниками и священниками в случае победы? Даже подумать страшно!
Каиафа опасался Иисуса больше, чем римлян. Иисус своими действиями и речами подрывал авторитет иудейского духовенства. Поэтому Иисуса нужно было убрать любой ценой.
Именно тогда Каиафа и вынес приговор Сыну Божьему, выступая перед священниками (Ин 11, 49-50): «Вы ничего не знаете и не понимаете, что для вас будет лучше, если один человек погибнет во имя людей, чем если погибнет весь народ».
Иуде Заакию за его предательство было заплачено 30 сребреников. Характером этот Иуда был завистлив и корыстолюбив, деньги эти он взял.

Иуда уходит из-за стола

Если верить Библии, то вся Пасхальная вечеря была пронизана тягостным ожиданием грядущей трагедии. Иисус постоянно говорит о своем скором конце, о предательстве, предлагает ученикам выпить вино - кровь Христову.
На самом деле всё было иначе.
Иисус никому не говорил знаменитых слов: «Один из вас предаст меня».
Эта история была придумана позже для того, чтобы очернить Иуду, любимого брата Иисуса.
Иуда Искариот внимательно следил за тем, как ведут себя апостолы, что они говорят, о чем думают. К тому времени между учениками уже начались распри, ссоры. Многие были недовольны ходом событий, некоторые вообще жалели, что пошли за Иисусом. Иуда рассказывал Иисусу о том, какие пораженческие настроения царят среди апостолов, что многие упали духом, спорят о главенстве, завидуют друг другу. Многие ученики Иуду не любили, постоянно пытались его очернить. Завидовали ему, считая, что он пользуется особым расположением со стороны Иисуса.
Поэтому в Евангелиях, написанных учениками, образ Иуды нарисован самыми черными красками, некоторые действия Иуды не так были поняты.
По обычаю в Пасхальную вечерю полагалось поститься до определенного часа. Иисус, заметив, что ученики, сильно проголодавшись, с нетерпением смотрят на накрытый стол, решил не томить собравшихся и начать трапезу раньше времени. Уже неоднократно говорилось ранее, что Иисус сквозь пальцы смотрел на все тонкости религиозных обрядов и не соблюдал постов, поэтому он сам разломил хлеб, подал им вино и сказал:
- Хлеб - это тело, вино - это кровь, без тела и без крови человек не может обойтись, так же человек не может обойтись без еды. Ешьте и пейте. Иисус обмакнул хлеб в вино и подал Иуде Искариоту. По обычаю этот жест был знаком большой любви и особого благоволения. Иисус с сожалением видел, что Иуда настроен более чем решительно и никто и ничто не сможет его остановить. И тогда Иисус обратился к Иуде со словами:
- Делай скорее то, что должен сделать. Этим он дал понять, что больше не будет удерживать брата от его поспешных действий и если он все решил окончательно, то пусть приведет в исполнение свой секретный план. Присутствующие ученики даже не поняли, о чем именно идет речь и что на самом деле означают слова Иисуса. На самом деле Иуда должен был встретить отряд повстанцев в условленном месте. Мятежники хотели освободить Варавву и поднять всеобщее восстание.

«Ты трижды отречешься от меня»

Когда Иуда вышел, Иисус, томимый плохим предчувствием, внимательно оглядел своих учеников и неожиданно для всех промолвил: - Все вы отречетесь от меня в эту ночь, как было написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада. После воскресения моего я встречу вас в Галилее.
Петр сказал ему в ответ:
- Если и все отрекутся от тебя, я никогда не предам.
Иисус ответил ему:
- Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от меня.
Говорит ему Петр:
- Даже если мне придется умереть вместе с тобою, не отрекусь от тебя.
Подобное говорили и все ученики. Они искренне не понимали, что происходит с их Учителем и к чему он завел такие странные речи.

Моление о чаше

Когда стемнело окончательно, Иисус со своими учениками незаметно прибыл в Гефсиманский сад на Масличной горе. На душе у Иисуса было тяжело - Иуда так долго не возвращался. Иисус предчувствовал беду. Взяв с собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых, Иисус отошел с ними в сторону. Отойдя немного от них и оставшись в полном одиночестве, стал молиться:
- Отче мой! Если возможно, пусть минует меня чаша сия. Впрочем, если нельзя ничего изменить, то пусть будет все как будет. Вернувшись, он обнаружил Петра и Иоанна с Иаковом спящими.
Иисус разбудил их и с упреком сказал:
- Вы что, не могли один час бодрствовать со мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть немощна. Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем.

Взятие Иуды под стражу

В это время уже стали сбываться самые мрачные предчувствия Иисуса. Когда Иуда прибыл в условленное место, то вместо отрядов повстанцев его встретила храмовая стража.
Арестовав Иуду, стражники двинулись в Гефсиманский сад. Они уже знали все детали предстоящего восстания, поэтому спешили захватить Иисуса.
Иисус, увидев Иуду в окружении вооруженных стражников храма, понял, что план восстания повстанцев провалился. Иисус все знал о своем будущем и был готов к любому исходу событий, хорошо понимая, что его ждет.
На самом деле Иуда никого не предавал. Он не приводил вооруженную толпу к Иисусу, а сам был доставлен под арестом. Апостолы, не знавшие толком, куда и зачем удалялся Иуда Искариот, естественно, решили, что это он всех и предал.
Иуда никогда не произносил знаменитых слов: «Кого я поцелую, тот и есть он, возьмите его».
Иисуса, который несколько лет читал проповеди перед многочисленными аудиториями по всей стране, и так все прекрасно знали в лицо. Трудно было найти в то время человека, известнее и популярнее Иисуса. Так что услуги Иуды для опознания Учителя просто не были нужны.
И Иисус также не говорил слов: «Вот идет предающий меня».
Он прекрасно знал, что именно делает Иуда, более того, он сам послал его за этим, сказав ранее: «Делай то, что ты должен сделать».
Увидев перед собой храмовую стражу, Иисус с горечью произнес:
- Что же вы вышли против меня, как на разбойника, с мечами и кольями.
Самое обидное заключалось в том, что Иисуса пришли арестовывать не римляне, против которых готовили восстание, а свои же соотечественники - евреи. Когда стражники схватили Иисуса и он не стал сопротивляться, это привело в недоумение всех его соратников. Они были изумлены его покорностью, ведь обычно в таких случаях Иисус гипнотизировал нападающих и быстро уходил куда-нибудь в сторону. Сейчас же Иисус почему-то спокойно дал себя арестовать.
Вокруг Иисуса в ту ночь находились не только апостолы, но и множество других последователей, пришедших в Гефсиманский сад. Один из учеников, по имени Макарий, молодой 21-летний парень, безумно преданный Иисусу, не выдержал и, выхватив меч из ножен стоявшего рядом апостола Петра, ударил одного стражника, по имени Малх, по уху.
Иисус, который не хотел допустить кровопролития между евреями, остановил Макария со словами:
- Не надо этого, убери оружие, ибо взявший меч от меча и погибнет. Затем Иисус остановил кровотечение у раненого и исцелил ему ухо. Стражники окружили Иисуса и повели его в Иерусалим. Тогда все ученики, оставив Учителя, бежали. Солдаты не стали никого преследовать, потому что, кроме Иисуса, никто из них опасности не представлял.

Казнь Иуды

Лишь небольшая кучка людей, возглавляемая Вараввой и Иудой Искариотом, выступила на защиту Иисуса, но их тут же схватили, и они были казнены ещё раньше, чем Христос был распят.
Варавве и его сторонникам римские солдаты отрубили головы. На этот раз Пилат не колебался, потому что заговорщики были схвачены с оружием в руках.
14 апреля 29 года Иуда Искариот был повешен римлянами.
Вот так окончился земной путь родного брата Иисусова. Он никого не предавал, сребреников не брал и жизнь самоубийством не кончал. Две тысячи лет он нёс на себе позорное клеймо предателя Сына Божиего.

В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с черным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери). На иконах называемых «Страшный суд» Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны.
В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон, нашептывающий ему дьявольские слова. Один из распространеннейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннегоРенессанса, - повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях).

Святое место - г. Иерусалим (мечеть Купол Скалы в Старом Городе). Покровительствует - Израилю, Ливану, Иордании, всем странам Аравийского полуострова.

Иуда (Йехуда ) - восхваление Господа (Быт.29:35), «хвала или прославленный ».

Искариот (ивр. ????????????????, Иш-крайот , где ивр. ?????? - человек, муж ; ивр. ?????????? - города, слободы, кериоф, кериофа, кириаф ).

Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

Из евангелистов только Иоанн называет четырежды Иуду Симоновым. Иоанн прямо не называет апостола сыном Симона, а значит, Симон мог являться Иуде и старшим братом, если отец Искариота преждевременно умер.

Библейская история

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда, предавший его, раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив сребреники в Храме, Иуда пошёл и удавился. (Матф.27:5)

По одной из легенд, Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая Иуду-предателя.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам. (Деян.1:23-26)

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей, это около половины стоимости раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.

По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был «разбойник, вор и предатель Господа ».

Жизнеописание Иуды Искариота в апокрифах и легендах

Иуда Искариот родился 1 апреля, рассказывается в поверьях у лужичан и поляков - этот день считается несчастливым.

О молодых годах Иуды Искариота повествует «Сказание Иеронима о Иуде предателе». Согласно преданию родители Иуды Искариота бросают новорожденного в ковчежце в море, так как видят сон, что их сын станет погибелью для родителей. Через много лет, проведенных на острове Искариот, Иуда возвращается, убивает отца и совершает грех кровосмешения с матерью.

После раскаяния (например, 33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда Искариот был принят в число учеников Христа.

Согласно апокрифу «Арабское евангелие детства Спасителя» (глава 35 [Иуда]) Иуда Искариот жил в одном селении с Иисусом и был одержим сатаной. Когда мать привела его на лечение к маленькому Христу, Иуда, разозлившись, укусил Иисуса за бок, после чего разрыдался и был исцелен. «И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьем пронзили» .

О годах апостольства Иуды Искариота народные сказания умалчивают, словно, боятся соперничать с рассказами евангелистов, и далее повествуют лишь о погибели предателя. Согласно наиболее распространенной версии, Иуда Искариот удавился на осине или на бузине, по другим поверьям, Иуда хотел повеситься на березе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, поэтому ее древесина имеет красноватый цвет. После смерти Иуды из его тела выросли табак, хрен, лук, чеснок.

В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» говорится, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса.

И. Свенцицкая: «В одном мусульманском средневековом трактате приводится версия о том, что Иуда выдал вместо Христа другого человека, а когда того казнили, он в ужасе от содеянного убил себя» .

По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду, скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, и вызвать падучую .

Каноническое и неканоническое восприятие Иуды Искариота

Неоднозначность мотивации предательства

Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие сатаны. Но синоптики не имеют единого мнения:

М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель» приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие «главным и руководительным мотивом в поступке Искариота »:

В той же статье М. Д. Муретов называет три противоречия того, что «сатана управлял Иудой без свободного самоопределения последнего»:

Неубедительность и противоречия свидетельств евангелистов дали почву различным толкованиям и интерпретациям мотивации предательства. С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:

Противоречие о «земле крови»

Из всех синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» (Акелдамы) первосвященниками: «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников…» (Мф.27:7). Возможно, Матфей почерпнул разгадку предательства в Книге пророка Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.11:12-13)

Согласно Деяниям Апостолов, Иуда сам «приобрел землю неправедною мздою…» (Деян.1:18).

Фонд «Лютеранское наследие» объясняет противоречие следующим образом: землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде.

Серьезные затруднения все же возникают при попытке объяснить разницу в написании:

Плата за предательство

Единственный из евангелистов Матфей утверждает: «Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:15). Каноническая версия считает сумму достаточной для предательства, раз на нее можно было приобрести участок земли в черте города.

Шекель (сребреник) равен 4 динариям. Динарий - дневная плата рабочего на винограднике (Мф.20:2) или стоимость хиникса пшеницы (дневного рациона мужчины) (Откр.6:6).

Около 4 месяцев нужно отработать на винограднике, чтобы получить тридцать сребреников. Опять же, миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса ((Мк.14:5), стоило 300 динариев, что равняется 75 сребреникам или чуть меньше года работы на винограднике.

Сегодня сребрениками Иуды считают финикийские тетрадрахмы с профилем Мелькарта, отчеканенные в Тире и широко распространенные Иудее. Изготовленные из серебра и имеющие вес в 14 грамм они могли находиться в обращении, как другие римские и греческие монеты. Ими же иудеи могли ежегодно платить в храм.

Существует встречная версия, о том что в иудейском храме не могли храниться монеты изображающие иноземных богов, но предполагается, что подобные монеты сберегались для «грязных» расчетов.

Противоположность сведений о смерти Иуды Искариот

Канонические версии гибели Иуды Искариота:

Марк и Иоанн промолчали о смерти Иуды.

Папий примиряет обе версии, говоря о том, что Иуда повесился, но веревка оборвалась и он «низринулся» и «расселось чрево его». Папию же приписывают версию рассказа о том, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров).

Один из апокрифов повествует о распятии Иуды.

Иуда Искариот в литературе и искусстве

Литература

История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени.

Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина «Христова ночь» (1886) и романе «Господа Головлевы», в повести Т. Гедберга «Иуда. История одного страдания» (1886), в драме Н. И. Голованова «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романах Н. Мейлера «Евангелие от Сына Божьего», романе-апокрифе Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына «В круге первом» (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предателя» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких «Отягощеные злом, или Сорок лет спустя» (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978 г; СССР 1989 г), документальном детективе К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвященных осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Иисуса» Ж. Сарамаго (1998).

Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа.

Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос дает чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.

В романе Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания» Иуда - высококвалифицированный сотрудник специальных служб Римской империи, внедренный в окружение Христа в рамках реализации операции «Рыба» и устраненный по указанию прокуратора формально за «двойную игру», а фактически в связи с изменением планов руководства.

Живопись

В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с черным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери). На иконах называемых «Страшный суд» Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны. В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон, нашептывающий ему дьявольские слова. Один из распространеннейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса, - повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях).

Фильмы

  • Харви Кейтель (Последнее искушение Христа, 1988)
  • Аугусто Мастрипетри («Христос», Италия, 1916
  • Иэн Макшейн (Иисус из Назарета, 1977)
  • Йозеф Шильдкраут (Царь царей, 1927)
  • Ежи Зельник (Пилат и другие, 1972)
  • Карл Андерсон (Иисус Христос - суперзвезда, 1973)
  • Отелло Сестили (Евангелие от Матфея, 1964)
  • Джерард Батлер («Дракула 2000»)
  • Фрэнк Гейлор («Игра страсти Обераммергау» The Passion Play of Oberammergau США, 1898)
  • Георг Фабнахт («Галилеянин» Der Galil?er Германия, 1921)
  • Игорь Верник (Мастер и Маргарита, 1994)
  • Лука Лионелло (Страсти Христовы, 2004)
  • Лука Гридо («Голгофа», Франция, 1935)
  • Джордж Ларкин («Священный город» The Holy City США, 1912)
  • Рип Торн (Царь царей, 1961)
  • Александр Гранах («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский (фильм), Германия, 1923)
  • Дмитрий Нагиев (Мастер и Маргарита, 2005)
  • Джеймс Гриффит («День триумфа» Day of Triumph (1954)

В литературе муссируется легенда о том, что в рамках антирелигиозной кампании коммунистов в августе 1918 года в Свияжске был установлен памятник Иуде Искариоту. Идеологическую поддержку этому акту якобы осуществляли Лев Троцкий, Всеволод Вишневский и Демьян Бедный, которые участвовали в торжественной церемонии [неавторитетный источник? ] [неавторитетный источник? ] . Открытие памятника сопровождалось военным парадом. Скульптура представляла из себя буро-красную фигуру человека - больше натуральной величины, с обращенным к небу лицом, искаженным гримасой, судорожно срывающего с шеи веревку. 10 сентября того же года памятник Иуде исчез, позднее на том же месте был установлен памятник Ленину [неавторитетный источник? ] .

В том же году памятник Иуде, как «борцу с христианством» и «лжерелигией» был установлены в Козлове (ныне - Мичуринск). Спустя несколько дней он был разбит при невыясненных обстоятельствах местными жителями [неавторитетный источник? ] . А в 1921 году памятник Иуде был установлен в Тамбове. В планах Льва Троцкого была установка памятников Иуде и в Иваново-Вознесенске и других городах РСФСР, но им не было суждено сбыться.

Критика неканонического восприятия Иуды Искариота

Согласно сторонникам канонической версии предательства, мотивация Иуды вовсе не выглядит нелепой, поскольку каждый человек имеет свободу воли. Иуда же вполне мог быть сребролюбивым человеком, что видно из Евангелия: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: „Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»; «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим».

В православных толкованиях и в литургических (богослужебных) текстах подчёркивается, что Христос, зная о том, что Иуда часто ворует из тех денег, которые предназначались для раздачи нищим, не прогонял его от себя и не лишал его благодатных даров, с помощью которых Иуда, как и все остальные апостолы, исцелял больных и изгонял бесов. И даже во время предательского поцелуя Христос не злится на предателя, обращаясь к нему: «друг», ожидая покаяния Иуды.

Разное

  • В Бельгии производится пиво под маркой «Иуда»
  • В сериале Теория Большого взрыва в 3 сезоне 15 серии Шелдон демонстрирует предательство своего друга Леонарда, поставив перед ним поднос с 30 столовыми приборами.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: