Иудеи принявшие православие. Сколько их, крещеных евреев? Герцль и массовое крещение

Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь “неуступчивыми”?

В последнее время много говорят и пишут о ряде религиозных движений иудео-христианского толка. Одно из них, самое пожалуй громкое и деятельное, - “Евреи за Иисуса”. По всей видимости, небольшая группа евреев обнаружила нечто весьма привлекательное, в догматах христианства, хотя подавляющее большинство еврейского народа, как и прежде, решительно отвергает эту религию.

Уже почти две тысячи лет христиане заигрывают с евреями в тщетной надежде привлечь их на свою сторону. Но почему евреи столь упрямо отвергают протянутую руку? Чем плох для нас Иисус? Другими словами: почему мы не христиане?

Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на истоки христианского вероучения, об основоположнике которого сами христиане говорят, что он был евреем. Еще известно, что этот основоположник жил по еврейским законам, причем сроки его жизни пришлись на очень бурное время. Современниками Иисуса были величайшие мудрецы-талмудисты. Всего за одно поколение до него жил великий законоучитель Гилель, а поколение спустя - раби Акива. Правда, в наших национальных источниках очень мало сообщается о частной жизни Иисуса. Почти все имеющиеся сведения восходят к Евангелиям Нового завета, написанным деятелями ранней христианской церкви для своей паствы. Но главная цель Евангелий состояла в утверждении и распространении доктрины новой религии. Вот почему так трудно отделить подлинного, исторического Иисуса от того мифического Христа (“помазанника”), которого придумала ранняя христианская теология для своих идеологических целей.

Уже сразу после смерти Иисуса его последователи внесли кардинальные изменения в свое учение. Основы современного христианства заложил Павел из Тарса (еврейское имя Села, в принятой транскрипции Саул), бывший ученик великого еврейского мудреца рабана Гамлиэля. Свою карьеру этот Села начал активной борьбой против ранних христиан. Затем, “пережив озарение” на пути в Дамаск, перешел в христианство и вскоре стал одним из его лидеров. Обращенный Павел никогда не встречался с Иисусом, но утверждал, что разговаривал с его духом. Именно при Павле христианство впервые провозгласило свои важнейшие догматы, которые с тех пор практически не менялись. Наставления Павла записаны в так называемых Посланиях, которые составляют вторую часть Нового завета.

Павел сформулировал следующие главные постулаты (догматы) христианской веры:

  1. Иисус был Мессией, по-гречески Христом (помазанником). Его пришествие предсказывалось библейскими пророками и давно ожидалось евреями. Он является также сыном Бога и, как сын, обладает практически теми же качествами, что и Отец.
  2. Человек плох и грешен по своей природе. Все человечество было проклято из-за первородного греха Адама. Еврейская Тора не может спасти человека, потому что ее многочисленные заповеди слишком трудны для исполнения. Единственное, что может спасти от полного проклятия и ада, - это вера в Христа.
  3. Вначале евреи были избранным народом, но потом Бог отверг их за отказ принять Его сына, Иисуса. Само имя Израиль, дарованное Богом Своему народу, принадлежит отныне не евреям, а тем, кто верит в ИисусаМессию. Только они достойны Его любви и защиты.

Все остальные обречены гореть в “геенне огненной”.

  1. С приходом Христа остался лишь один закон. Это - обязанность любить. Люди должны брать пример с Иисуса, подражать его жертвенности, смирению, долготерпению - в надежде на то, что Бог проявит милосердие по отношению к ним.

Уже из одного перечисления этих четырех догматов понятно, отчего евреи не принимают христианское вероучение. Попытаемся привести возражения на них со стороны евреев.

  1. Иисус не мог быть Мессией. Библейские пророки, на самом деле предсказывавшие, что Мессия придет, в то же время обещали, что после его прихода наступит эпоха всеобщего мира и любви. Но, как мы видим, этого до сих пор не произошло. Кроме того, всякие разговоры о том, что Мессия - “сын божий”, для евреев абсолютно неприемлемы. Согласно тем же библейским пророчествам, Спаситель (если уж применять это слово) будет лишь выдающимся руководителем и учителем, но не более того.
  2. Хотя первородный грех действительно существует, Тора учит, что человек может преодолеть его. Он не довлеет над человеком, как непреодолимый рок. Да, человек грешен, но именно для нашего исправления и совершенства мы получили от Б-га Тору. Абсурдно утверждать, будто дарованный Б-гом Закон невозможно или очень трудно исполнять. Более того, нам неизвестен ни один еврейский источник, где говорилось бы о возможности спастись (допустим даже, от проклятия) с помощью одной лишь веры. Искренняя вера в Б-га должна вести к соблюдению Его заповедей. Спасти, т.е. оправдать жизнь человека, может только соблюдение заповедей.
  3. Невозможно себе представить, будто Б-г решил однажды отвергнуть еврейский народ. В Торе однозначно и многократно говорится о вечности нашего союза с Ним. Всевышний - не человек, чтобы отменять Свои обещания.
  4. Тора дана людям на вечные времена. Она сама несколько раз повторяет это обещание. Поэтому ее нельзя заменить на какой-то новый договор или закон. Одной любви явно недостаточно; надо уметь выражать ее. Как раз этому нас учит Тора. Любовь к ближнему - лишь одна из ее заповедей; но любовь необходимо подкреплять добрыми делами.

Почему мы верим именно в эти идеи, а не в христианские постулаты Павла и его последователей? Дело в том, что Иисус никак не проявил себя в роли Мессии, которого ожидают евреи. Пророчества о мессианской эпохе предсказывают, что в будущем людей ожидает счастливая жизнь в бесконфликтном мире, при полном торжестве любви и универсальной истины, когда исчезнет зло во всех его проявлениях: не будет ни лжи, ни ненависти, ни насилия, ни идолопоклонства. Как видим, христианство не сумело выполнить ни одного из этих условий.

Христиане не согласны с нашим возражением. Все эти изменения, говорят они, произошли с приходом Иисуса. Они просто невидны, поскольку человек все так же грешен и не желает принимать Христа и его учение. Поэтому, дескать, Мессия-Христос должен вернуться еще один раз на землю, чтобы доказать правомочность своей миссии.

Со своей стороны евреи не принимают аргумента о том, что главные библейские пророчества о Мессии и его эпохе сбудутся только вслед за “вторым пришествием”. Мы убеждены, что Мессия выполнит свою великую задачу с первой попытки, а значит, его приход еще не состоялся.

Но речь идет не только о личности Мессии и времени его пришествия. Христианство учит также, что Иисус был как бы “двойником” Б-га, наделенным человеческой плотью. Евреи решительно отвергают такую концепцию. Тот, кто утверждает, будто Б-г принимает облик человека, тем самым принижает Его величие, подрывает веру в Его Единство и Абсолютное Всесилие.

Говорить о “бого-человеке” значит быть идолопоклонником.

Евреи расходятся с христианами не только в вопросе веры; у нас разные взгляды и на роль человека в этом мире. Христианство не видит пользы в действиях человека, в его стремлении к совершенству. Единственное, что может спасти его, говорят они, это состояние предельного разочарования материальной жизнью, носительницей греховности, а также полная зависимость от Б-га. Евреи же убеждены, что человек может приблизиться к Б-гу, ВЫПОЛНЯЯ Его заповеди и подчиняясь Его воле. Но при этом оставаясь тем, у кого есть свобода выбора.

Таким образом, у христианства и иудаизма совершенно разные, по существу, противоположные концепции человека.

Иудаизм утверждает, что человек создан “по образу и подобию Б-га”. Поэтому он может легко найти Б-жественные качества в себе самом и в окружающих его людях. Выполняя заповеди, мы тем самым как бы даем разгореться в нас Б-жественной искре. Еврей стремится не упустить эту возможность.

В то же время исходный постулат христианства пытается убедить нас в изначальной греховности и ущербности человека. Оставаясь наедине с собой, человек обречен на полное проклятие. Его натура тянется к злу, поэтому он должен что-то предпринять для собственного спасения.

“Что ты сделал для собственного спасения?” Таков первый вопрос христианства. Еврею такая постановка вопроса представляется бессмысленной. Она вообще далека от еврейского образа мышления. Еврей формулирует вопрос по-другому: “Как я могу служить Б-гу? Как мне соблюдать Его заповеди?” Ибо главная цель иудаизма состоит в соблюдении законов Торы. Мы видим в человеке прежде всего его потенциальное величие, ибо только он один во всей вселенной наделен способностью исполнять заповеди и осуществлять волю Творца.

Человек настолько плох, утверждают христиане, что истинное служение Б-гу ему просто не по плечу. Тора слишком трудна для людей. Поэтому им остается лишь верить в Христа и ждать спасения.

Евреи отвечают: поскольку Сам Б-г даровал нам заповеди и велел исполнять их, значит мы в состоянии Ему служить и осуществлять Его волю. Разве можно поверить в то, что Он преднамеренно взвалил на Свой избранный народ непосильное бремя?

Хотя все ученики Иисуса были евреями, они не сумели убедить своих соплеменников в правоте новой религиозной доктрины. Уже в период своего зарождения христианство стояло ближе к язычеству, чем к иудаизму. Шло время, но различия между двумя этими мировоззрениями не смягчались, а наоборот, стали обостряться. Евреи все решительнее отвергали новое учение; представители других народов с энтузиазмом пополняли ряды христианских прозелитов. В результате христианство все больше превращалось в нееврейскую, а подчас антиеврейскую религию. Церковь настойчиво призывала евреев примкнуть к ней, используя уговоры, а с тех пор как церковь утвердилась государственной религией в Римской империи, то и прибегая к насилию и жестокости. Но евреи держались твердо. Христианство добилось немалых успехов, оно изменило ход истории. Но ему так и не удалось подчинить евреев. Народ Израиля цепко держался за Тору, продолжая идти своим уникальным путем.

Наиболее последовательно евреи отвергали два важнейших христианских догмата о том, что Иисус - это Б-г в человеческом обличье и что Тора потеряла свое первоначальное значение. Даже угроза смерти не могла заставить евреев принять эти положения.

Но, отвергая христианство в целом, иудаизм не оспаривал духовную сторону его учения. При всей банальности проповедей Иисуса с точки зрения Торы - они внесли неоспоримый вклад в формирование духовнонравственных ценностей нееврейского мира.

Но любой еврей всегда знал, что Тора дала ему уникальную связь с Б-гом. Все, обнаруженное им в христианстве, мешало этой связи, противоречило ее сути. Именно поэтому еврейский народ веками отвергал христианскую догму. Он верил полной верой, что идет единственно правильным путем, предначертанным Б-гом, и категорически отказывался сойти с него.

Выкресты (выкрест) — перешедшие в христианство из другой религии

Этот термин чаще всего употребляется по отношению к крещёным евреям и несёт негативные коннотации (несмотря на то, что первыми выкрестами были апостолы и ученики Христа). Большинство современных словарей дает слово «выкрест» с пометой «устаревшее».

Евреи особенно часто стали переходить в христианство в XIX — нач. XX вв., когда религиозная принадлежность к иудаизму уже не отождествлялась жёстко с национальной принадлежностью, переход же в христианство снимал с еврея образовательные и другие ограничения, существовавшие в ряде государств (в Российской империи до 1917). Однако постепенно некоторые из них распространились и на выкрестов. Так, выкрестов не принимали:
- в жандармы,
- с конца XIX века не рукополагали в священники,
- не брали на службу на флот,
- с 1910 года не производили в офицеры в армии;
- в 1912 году запрет на производство в офицеры был распространен также на детей и внуков выкрестов.
В России евреи нередко принимали лютеранскую веру, так как лютеране могли сочетаться браком с еврейками.
Выкресты часто получали фамилии, образованные от названий животных и птиц, так как образовывать фамилию по общему правилу, от отца, носившего еврейское имя, не хотели, а свободно выбирать себе любую фамилию в России долгое время было нельзя.

Выкрестами были:

Первые апостолы - ученики Христа - все были евреями, которые приняли новое учение и стали первыми сподвижниками христианской мысли. Они оставили все и последовали за Христом. Они пошли и научили народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Арсений Грек — иеромонах, переводчик греческих и латинских книг и учитель греко-латинской школы.
Арсений составил также славяно-латинский лексикон. Он же изобрел особый почерк или азбуку, которая поныне хранится в Московской типографической библиотеке и называется «арсениевской азбукой».

Иван Станиславович Блиох - русский банкир, концессионер железных дорог в Российской империи, меценат, учёный, деятель международного мирного движения.
Родился в Варшаве в семье польского еврея. Работал в банке Теплица в Варшаве, затем переехал в Петербург. Здесь он перешел в христианство, а именно в кальвинизм.В конце 1860-х годов занялся железнодорожными концессиями и явился организатором ряда железнодорожных предприятий, кредитных и страховых учреждений, принимал близкое участие в делах «Главного общества российских железных дорог». Был назначен членом учёного комитета министерства финансов. 22 ноября 1883 года возведён в дворянское достоинство. Герб Блиоха внесен в Часть 14 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи Под именем Блоха вышло несколько многотомных трудов о железных дорогах, финансах и экономических вопросах. Наиболее известна вышедшая в 1898 году книга: «Будущая война и ее экономические последствия».

Мордэхай Вануну , 1954 — израильский техник-ядерщик, получивший известность после раскрытия информации о ядерной программе Израиля в британской прессе.
Вануну родился в семье евреев из Марокко, иммигрировавших в Израиль в 1963 г.
После окончания службы поступил в Тель-Авивский университет на подготовительное отделение точных наук, но вскоре, провалив экзамены, был вынужден прервать учебу. Оканчивает курсы техников в центре ядерных исследований и приступает к исполнению обязанностей диспетчера цеха № 2. В 1979 году поступает на вечернее отделение Университета имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве на факультет философии и географии. Увидел свою фамилию в списке на увольнение, но успел отснять 57 кадров секретных отсеков ядерного центра в Димоне. Получив выходное пособие, улетает за границу. В Непале Вануну принимает буддизм, а в Австралии крестится.В 1986 г. он объявляет мировой общественности, что Израиль проводит ядерную программу и располагает ядерным оружием. Был отправлен в Израиль, где он был в ходе закрытого судебного процесса признан виновным в государственной измене.

На протяжении шести недель израильское правительство отрицало знание о местонахождении Вануну до тех пор, но ему удалось тайком сообщить о своём местонахождении журналистам. Мордехай Вануну был приговорён к 18 годам заключения, из которых 11 лет он провёл в строгой изоляции.
В течение его пребывания в тюрьме его несколько раз предлагали в лауреаты Нобелевской премии мира, некоторые университеты присвоили ему звание почётного доктора. В Израиле Вануну считается большинством населения предателем. Ему нельзя покидать Израиль, приближаться к иностранным посольствам и он обязан докладывать о запланированных передвижениях. Кроме того ему запрещено пользоваться Интернетом и мобильной связью, а также общаться с зарубежными журналистами. В настоящее время Мордехай Вануну живёт на территории англиканской церкви св. Георгия Иерусалим

Стефан Геллер , 1813-1888 — австрийский пианист и композитор.
учился в Вене у Антона Хальма, с 14 лет активно концертировал. В 1848 году обосновался в Париже, где был близко знаком с Шопеном, Листом и Берлиозом, входил в окружение Рихарда Вагнера в период его парижского пребывания. В последующие полтора десятилетия неоднократно гастролировал в Англии.
Композиторское наследие Геллера включает более 150 нумерованных опусов, представляющих собой почти исключительно фортепианные пьесы

Генриетта Юлия Герц (1764 - 1847) — писательница эпохи раннего романтизма, хозяйка знаменитого берлинского литературного салона. Супруга врача и писателя Маркуса Герца.
Генриетта родилась в еврейской семье, получила хорошее образование. Когда ей исполнилось 12 лет, состоялась её помолвка с врачом Маркусом Герцем, а свадьба была сыграна через два года. Маркус Герц читал в своём доме лекции о философии Канта и вёл кружок на научные и философские темы. Генриетта, увлекавшаяся литературой, вскоре собрала вокруг себя людей, интересующихся литературой. В то время, когда её супруг принимал высокопоставленных политиков и деятелей культуры, Генриетта в соседней комнате вела женский кружок, занимавшийся преимущественно литературой «Бури и натиска» и творчеством Гёте. Из двух этих кружков появился знаменитый берлинский салон, где вращались политики, учёные, деятели искусства, литераторы и философы.
Маркус Герц умер в 1803 году. С 1813 года она только давала уроки детям бедняков, но слава не оставляла её. В 1817 году Генриетта приняла крещение и перешла в протестантское вероисповедание.

Герман Майер Соломон Гольдшмидт (1802 — 1866) — немецкий астроном и художник, проживший большую часть жизни во Франции.
Родился во Франкфурте, в семье еврейского торговца. Переехал в Париж учиться живописи, где написал ряд картин, после чего заинтересовался астрономией.Ему приписывают первые наблюдения (в 1820) теневых волн, которые появляются за несколько минут до полного солнечного затмения.В 1861 получил Золотую медаль королевского астрономического общества. В честь него назван кратер Гольдшмидта на Луне, а также астероид 1614 Гольдшмидт. Гольдшмидт был выкрестом.

Бенджамин Дизраэли (1804 — 1881, там же) — английский государственный деятель Консервативной партии Великобритании, 40-й и 42-й премьер-министр Великобритании в 1868, член палаты лордов с 1876 года, писатель, один из представителей «социального романа».
Бенджамин был старшим ребенком в семье, в которой было пятеро детей. Его родители были эмигрирующими в Англию евреями. Литературный успех открыл перед Дизраэли двери великосветских салонов, где он учился политической интриге и находил материал для романов. Ясный практический ум, находчивость, остроумие, неотразимая личная привлекательность, честолюбие и железная настойчивость помогают Дизраэли завязать связи в высших сферах; путешествия на Восток обогащают его воображение, расширяют кругозор, а выгодная женитьба навсегда освобождает от денежных затруднений. В своих литературных произведениях, отмеченных байронизмом, он развил теорию «героя», которому «всё позволено». Часто романы Дизраэли портретны: он изображал в них самого себя и других политических деятелей, что вызывало сенсацию.
После четырёх неудачных попыток пройти в парламент Дизраэли меняет программу и в 1837, наконец, избирается от партии тори. В парламенте произносит нашумевшие в своё время речи за чартистов, группирует вокруг себя земельную аристократию, являясь душой партии «Молодая Англия»; затем — лидер оппозиции, в 1852 — министр, в 1868 — премьер.Известно, что в бытность премьером, прочитав в газете о том, что султан Египта продает акции Суэцкого канала, Дизраэли, не допив утренний кофе, побежал в банк, взял кредит из государственного бюджета на 4 миллиона фунтов стерлингов и купил 100 % акций, чем принёс королевству значительную прибыль от пошлин за пользование каналом.

Николай Донин - жил в 13 веке, еврей, перешедший в христианство. Из-за его доклада римскому папе о содержании Талмуда в Европе начались гонения на эту книгу.
Донин родился и учился у раби Йехиэля из Парижа. Он выразил сомнения в истинности Устной Торы (Талмуда) и за это был отлучён от иудейской общины. В течение последующих 10 лет Донин оставался отлучённым, но продолжал придерживаться иудаизма. Постепенно его положение начинает его угнетать. Донин принимает христианство (возможно под влиянием христианских миссионеров) и вступает во францисканский орден.

Золли, Исраэль (1881 — 1956) — религиозный деятель иудаизма, затем — католичества.
Родился в галицком местечке Броды в семье Золлер, представители которой уже четыре века становились раввинами. Основную часть жизни провёл в Италии. В 1927—1938 годах был профессором древнееврейского языка в Университете Падуи. C 1939 года — главный раввин Рима. В 1943 году Рим был занят немецкими войсками. В1943 г. полковник Капплер, начальник немецкой полиции Рима, под угрозой депортации приказал еврейской общине в 24-часовой срок передать ему 50 кг золота. Вечером этого дня было собрано только 35 кг, что заставило Золли обратиться за помощью к папе Пию XII. С помощью Папы золото было собрано, однако это не остановило нацистскую программу депортации в лагеря смерти. Раввин Золли получил убежище в Ватикане, где также встречался с Папой. В июле 1944 года в римской синагоге состоялась торжественная церемония, во время которой Золли выразил свою признательность Папе за помощь, оказанную евреям во время преследований.
15 августа 1944 года, обращаясь к ректору Папского Григорианского Университета иезуиту о. Паоло Децца, он выразил свое решение обратиться в католичество. 13 февраля 1945 года Золли крестился в часовне Санта Мария дельи Анджели и принял имя Эудженио Мария в честь Папы Пия XII. Обратившаяся вместе с ним семья подверглась ожесточённым нападкам. Сам Золли и его наследники подчёркивали, что обращением в христианство не порывают с еврейским народом.В 1949 году Исраэль Эудженио Золли был профессором семитской письменности и древнееврейского языка в Римском Университете. Он являлся также автором ряда книг и многочисленных работ по библейскому экзегезису, литургике, талмудической литературе и истории еврейского народа, а также автобиографических размышлений «Перед рассветом» (Before the Dawn, 1954).
Иуда Кириак (Квириак) — упоминаемый в апокрифической литературе житель Иерусалима, оказавший помощь императрице Елене в поисках Животворящего Креста.
Согласно «Золотой легенде» Иуда был одним из еврейских мудрецов, среди предков которого (братьев его отца) были первомученик Стефан и Никодим, тайный ученик Христа. Он, узнав от своего отца о месте нахождения Креста, после приезда Елены в Иерусалим на совете старейшин заявляет, что обнаружение Креста разрушит их религию и лишит иудеев превосходства над христианами. Тогда евреи запретили ему сообщать императрице о месте нахождения реликвии, но после того, как Елена пригрозила сжечь их живьём, Иуда был ей выдан. Елена бросила его в высохший колодец и продержала там семь дней, после чего «он, придя в одно место, возвысил голос свой и молился, чтобы ему ниспослано было знамение. Тотчас же в том месте задвигалась земля, и изошел дым столь изумительной сладости, что, почувствовав его, Иуда ударил в ладоши от радости и воскликнул: “Воистину, Иисус Христос, Ты Спаситель мира!”».
Также в «Золотой легенде» сообщается, что Иуда после обретения Креста принял крещение под именем Квириака ("принадлежащий Господу") и став затем епископом Иерусалима, принял мученическую смерть во времена императора Юлиана Отступника.
Марраны или Мараны — термин, которым христианское население Испании и Португалии называло евреев, принявших христианство и их потомков, независимо от степени добровольности обращения (конец XIV—XV вв).Марраны, тайно продолжавшие исповедовать иудаизм, являлись главным объектом преследований испанской инквизиции, как и мориски (мусульмане-мудехары, принявшие христианство в аналогичной ситуации)
Эдгардо Мортара (1851 — 1940) — католический священник еврейского происхождения. Получил известность в связи с тем, что в шестилетнем возрасте был отобран полицией у родителей и воспитывался как христианин. Случай с Мортарой вызвал широкий общественный резонанс.

Вечером 23 июня 1858 года в дом Марианны и Саломона (Момоло) Мортара в городе Болонья прибыли полицейские, чтобы забрать их шестилетнего сына Эдгардо. Они действовали по приказу папы Пия IX. Церковным властям стало известно, что служанка в доме Мортара тайно крестила Эдгардо, когда он был болен. По её словам, она опасалась, что мальчик умрёт и его душа попадёт в ад. Болонья входила в состав теократического государства — Папской Области. Согласно законам, евреям запрещалось воспитывать христианского ребёнка, даже если это были их собственные дети.
Эдгардо Мортара был перевезён в Рим, где воспитывался в доме для евреев-католиков. Семье первоначально было запрещено иметь с ним контакты. Впоследствии были разрешены свидания, но не наедине. С протестами выступили различные еврейские организации, а также известные деятели (в частности, Наполеон III и император Франц-Иосиф). Тем не менее, папа Пий IX отклонил все требования вернуть ребёнка.
После присоединения Папской Области к Италии в 1870 году папа потерял власть, и семья Мортары вновь предприняла попытку вернуть сына. Однако к этому моменту Эдгардо Мортара, достигший 19-летнего возраста и ставший совершеннолетним, заявил, что привержен католической вере. В тот же год он переехал во Францию, где вступил в орден августинцев. В 23 года Мортара стал священником, приняв новое имя Пий. Он занимался миссионерской деятельностью в немецких городах, обращая евреев в католицизм.
Мортара был сторонником причисления Пия IX к лику блаженных. В 1912 году, выступая в поддержку беатификации папы, он писал, что спустя девять дней в Рим прибыли родители, которые в течение месяца ежедневно посещали его, уговаривая вернуться. По его словам, он не испытывал никакого желания вернуться домой, объясняя это «силой молитв».Позднее Мортара восстановил отношения с семьёй и присутствовал на похоронах матери. Он владел девятью иностранными языками. Мортара умер в Бельгии, проведя последние годы жизни в монастыре.
Апостол Павел (Савл, Саул) — «апостол язычников» (Рим.11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.
Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году.
Роман Сладкопевец — христианский святой V—VI веков, известный как автор песнопений, называемых кондаками (в раннем значении термина), некоторые из которых до сих пор используются в богослужении Православной Церкви (например, «Дева днесь Пресущественнаго Раждает»; «Душе́ моя, душе́ моя, восстани»). Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых.
Роман Сладкопевец родился в середине V века в еврейской семье в г. Эмесса, в Сирии, был крещён в молодости, дьяконствовал в Бейруте, при императоре Анастасии I (491—518) прибыл в Константинополь, здесь поступил в клир церкви Богоматери и вначале, ничем не выдаваясь, вызывал даже насмешки. Однажды, после горячей молитвы, он увидел во сне Богородицу, которая, по сказанию, вручила ему свиток и велела его проглотить; проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел «Дева днесь», за которой последовали другие песни.В греческом подлиннике гимны Романа имели особый стихотворный размер, называемый тоническим, которого он считается распространителем. Немецкий византинист Крумбахер, издавший полное собрание гимнов Романа, признаёт, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.

Освальд Руфайзен (1922-1998) — католический монах еврейского происхождения, кармелит, миссионер, переводчик, полиглот.
Родился в еврейской семье, проживавшей в Польше недалеко от Освенцима. Он воспитывался как еврей и был активистом молодёжного сионистского движения. Во время войны принимал участие в акциях по спасению евреев. С его помощью от отправки в концлагеря были спасены сотни евреев белорусского города Мир. Скрываясь от нацистов, в 1942 году он попал в монастырь, где добровольно крестился. После войны, в 1945 г., Руфайзен вернулся в Польшу, учился на священника и стал монахом-кармелитом.
В 1962 году брат Даниэль пожелал в соответствии с Законом о возвращении получить израильское гражданство. Когда ему было отказано на основании «процедурных распоряжений» от 01.01.1960, Руфайзен подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело 72/62 «Освальд Руфайзен против министра внутренних дел»).
В своей апелляции брат Даниэль добивался признания за ним права на репатриацию в Израиль на основании того, что он является евреем — если не по религиозной принадлежности, то по праву рождения от еврейской матери. Он не скрывал, что перешёл в христианство по искреннему и глубокому убеждению, однако настаивал на своей принадлежности к еврейскому народу в «национальном плане». Галаха также видит в нём еврея. Исправленная же в июле 1958 года директива Бер-Иегуды и «процедурные распоряжения» Шапиры не соответствуют точной формулировке Закона о возвращении и, следовательно, не законны.
Верховный суд признал, что Галаха считает выкрестов евреями, но не признал Галаху частью израильских законов. Суд признал, что «процедурные распоряжения» Шапиры — это ведомственная инструкция низшего порядка, не соответствующая израильскому законодательству. Суд признал и то, что ни один израильский закон не определяет понятие «еврей».
Верховный суд постановил, что в связи с отсутствием писанных законодательных норм и, исходя из светского характера Закона о возвращении, понятие «еврей» следует толковать не в строго галахическом смысле, а, ориентируясь на субъективное мнение большинства народа: согласно тому, «как это слово звучит в наши дни в устах народа» (формулировка судьи Берензона), «так, как мы, евреи, понимаем его» (формулировка судьи Зильбера), или просто в соответствии с мнением простого еврея «с улицы». Тем самым, по мнению Верховного суда,
еврей это тот, кого другие евреи считают евреем.
Судьи также добавили, что, поскольку ни отцы сионизма, ни любой еврей никогда бы не сочли евреем верующего христианина, Закон о возвращении не распространяется на лиц, рождённых евреями, но добровольно сменивших вероисповедание. Такой человек, безусловно, может подать прошение на право жительства в Израиле, как и другие неевреи, но он не может считаться евреем, согласно Закону о возвращении, и ему не положены ни автоматическое израильское гражданство, ни права новых репатриантов. На этом основании иск брата Даниэля был отвергнут.
С мнением большинства не соглашался судья Хаим Коэн, возражая против субъективно-коллективного критерия (мнение большинства народа) в пользу субъективно-индивидуального (собственное желание истца), но остался в меньшинстве.
Тем не менее, Руфайзен смог иммигрировать в Израиль и получить израильское гражданство путем натурализации. До конца своих дней он жил в кармелитском монастыре Стелла Марис в Хайфе и был пастырем общины евреев-христиан католической церкви св. Иосифа. Его заслугой является также создание в городе Нагария дома престарелых для «Праведников мира»
Игнац Требич-Линкольн (1879—1943) — один из самых знаменитых авантюристов XX столетия.
Родился в семье ортодоксальных евреев. Во время обучения в Будапештской академии актёрского мастерства несколько раз попадался на мелких кражах. В 18 лет уехал в Лондон, где на Рождество 1899 года принял лютеранское исповедание. После окончания семинарии в Бреклуме (Германия) отплыл для миссионерской деятельности в Канаду, где в его задачу входило обращение монреальских евреев в пресвитерианство.
Рассорившись с канадскими пресвитерианцами по поводу размера жалования, Требич в 1903 г. объявился в Лондоне, где свёл знакомство с архиепископом Кентерберийским. Он сумел втереться к нему в доверие и получил назначение каноником в графство Кент. Здесь его покровителем стал кондитерский магнат Сибом Раунтри, убедивший его оставить Англиканскую церковь ради политической карьеры.
В качестве личного секретаря и доверенного лица Раунтри (одного из спонсоров Либеральной партии) Требич принял участие в выборах в Парламент Великобритании, которые и выиграл в 1909 году. Однако блестящая политическая будущность не прельстила 30-летнего авантюриста, для которого первым вопросом на повестке дня оставалось личное обогащение. Вместо участия в заседаниях Палаты общин он отбыл в Бухарест, где рассчитывал сорвать куш ловкими вложениями в нефтяную промышленность Румынии.
С началом Первой мировой войны несостоявшийся нефтяной барон объявил о банкротстве и вернулся в Лондон, где предложил свои услуги британской разведке. Получив отказ, он пересёк Ла-Манш и в Нидерландах был завербован в немецкие шпионы. В 1915 году он пытался наладить сотрудничество с Францом фон Папеном, немецким военным атташе в США, однако последний не захотел иметь ничего общего с проходимцем. Оказавшись без гроша в кармане, Требич опубликовал в одной из нью-йоркских газет скандальный материал под заголовком «Откровения завербованного в шпионы члена Британского парламента».
Британское правительство наняло детективов Пинкертона для того, чтобы замять скандал, и потребовало у США экстрадиции Требича по обвинению в мошенничестве. После различных правовых проволочек он был наконец выдан англичанам и провёл следующие три года в тюрьме на острове Уайт. Выйдя на свободу, Требич решил больше не иметь дело с англо-саксами и перебрался в Веймарскую республику, где принял самое деятельное участие в подготовке и осуществлении Капповского путча, получив за это назначение в качестве цензора.
После подавления путча Требич бежал сначала в Мюнхен, а затем в Вену, где козырял своим знакомством с такими ультраправыми политиками, как Эрих Людендорф и Адольф Гитлер. В конце концов ему удалось заполучить место в «Белом интернационале», международной политической организации красно-коричневого окраса. Как только в его распоряжении оказался тайный архив реакционеров, Требич не замедлил продать его секретным службам сразу нескольких стран. Обвинённый в измене, мошенник был депортирован из Австрии и отправился искать удачи на Восток.
В середине 1920-х след Требича обнаруживается в Китае, где он попеременно состоял на службе у различных политических группировок, пока наконец не объявил об астральном прозрении и не постригся в буддистские монахи. В 1931 году он обустроил собственный монастырь в Шанхае и провёл в этом городе последние десятилетия своей жизни, вымогая имущество у послушников и соблазняя юных шанхаек. Во время вторжения японцев в Китай (1937 г.) они нашли верного союзника в лице буддистского старца Чжао Куна (кит. 照空, пиньинь Zhào Kōng) (как теперь именовал себя Требич). Он просил передать Гиммлеру и Гессу о своей готовности поднять миллионы буддистов на борьбу с англичанами и даже планировал предпринять для этого поездку в Тибет, но умер прежде начала этой миссии.
Рахель Фарнхаген фон Энзе (нем. Rahel Varnhagen von Ense, урожд. Левин, также Рахель Роберт или Роберт-Торнов, Фридерика Антония (имя при крещении), 1771 - 1833 — немецкая писательница еврейского происхождения. Рахель Фарнхаген относят к эпохе романтизма и европейского Просвещения. Она выступала за права евреев и женщин.
Даниил Авраамович (Аб рамович) Хвольсон (1819, Вильно — 1911, Санкт-Петербург) — российский востоковед, историк, лингвист, семитолог, гебраист, член-корреспондент Императорской РАН по разряду восточных языков. Работы по истории Востока и народов Восточной Европы, по истории христианства, по истории письменности (арабской, еврейской и др.), древнееврейскому языку, по ассириологии и др. Один из редакторов научного перевода Библии на русский язык.
Сын бедного еврея из Литвы, получил религиозное еврейское образование, изучал Танах, Талмуд и комментаторов Талмуда. Позже он самоучкой научился немецкому, французскому и русскому языкам. Прослушал курс в университете Бреслау. Получил степень доктора философии от Лейпцигского университета за диссертацию: «Die Ssabier und der Ssabismus». Вернулся в Россию. Результатом его изысканий явился обширный труд, изданный в Санкт-Петербурге в 1856 под тем же заглавием. Принял православие и с 1855 занимал кафедру еврейской, сирийской и халдейской словесности на восточном факультете СПб. Университета.
Хвольсону приписывается фраза
Лучше быть профессором в Петербурге, чем меламедом в Вильне.
С 1858 по 1883 г. — профессор СПб. православной духовной академии. Преподавал еврейский язык и библейскую археологию с 1858 по 1884 в Санкт-Петербургской римско-католической академии.
Сын Хвольсона, Орест, стал известным физиком. Хвольсон никогда не отказывал в помощи евреям, укрывая у себя дома евреев, которым закон запрещал жить вне Черты оседлости.

Исраэль Шамир (p. 1947, Новосибирск) — российско-израильский писатель, переводчик и публицист антисионистской направленности. Православный христианин. Печатался также под именами Исраэль Адам Шамир и Роберт Давид.
Критики Шамира обвиняют его в антисемитизме и называют «евреем-самоненавистником».
Шамир окончил физико-математическую школу, затем учился в Новосибирском университете на математическом факультете, а также на юридическом факультете новосибирского филиала Свердловского юридического института. В юности примыкал к диссидентскому движению. В 1969 г. репатриировался в Израиль, участвовал в войне Судного дня (1973 г.). Служил в элитном парашютно-десантном подразделение и воевал на египетском фронте. Позднее в качестве корреспондента радиостанции «Голос Израиля» работал в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа, Лаос). С 1975 г. проживал за пределами Израиля (Великобритания, Япония). Сам Шамир утверждает, что он работал в русской службе Би-Би-Си.
В 1980 г. Шамир вернулся в Израиль. Шамир является гражданином Швеции, некоторые источники утверждают, что его семья проживает там. В 2003 г. журналисты, работающие для журнала Monitor, а также шведская некоммерческая организация «Экспо» (англ.), позиционирующая себя как антирасистская, ссылаясь на собранные ими данные, сообщили, что Шамир проживает в Швеции под именем Ёран Ермас и представили соответствующую фотографию шведского паспорта на фамилию Ермас с фотокарточкой Шамира.
Другие критики Шамира полагают, что он живёт попеременно в Израиле и Швеции.
Согласно утверждениям самого Шамира, в настоящее время он проживает в Израиле в Яффо. Эту версию подтверждают и некоторые репортажи.
Павел Васильевич Шейн (часто ошибочно Шеин) (1826, Могилёв - 1900, Рига) — этнограф-самоучка и лингвист, собиратель русских и белорусских песен, знаток быта и говоров Северо-Западного края, продолжатель работ Афанасьева, Бессонова, Гильфердинга, Даля, Киреевского, Рыбникова, Якушкина.
Родился в 1826 году в семье могилёвского купца-еврея Мофита Шейна. Слабый от рождения, вследствие которых он остался калекой на всю жизнь, мальчик не мог окончить даже еврейской школы и учился почти самостоятельно, пользуясь советами меламеда. Будущий этнограф заинтересовался древнееврейским языком и литературой. Отец Шейна поместил сына в одну из городских больниц города Москвы; и оставался при сыне для приготовления ему кошерной пищи. Здесь Шейн провёл три года. Один еврей выучил мальчика говорить и читать по-русски, ординаторы-немцы обучили его немецкому языку, и вскоре он познакомился с лучшими немецкими поэтами. В подражание немецким поэтам он сочинял стихи на идише, проводя взгляды, примиряющие еврейство с христианством. Последствием этого знакомства был вполне сознательный переход Шейна в лютеранство, оторвавший его навеки от семьи и среды. Поступив в сиротское отделение лютеранской церкви св. Михаила, он оказал такие успехи, что по окончании школы сам мог преподавать русский язык в подготовительном отделении.
Он сблизился его с учителем Ф. Б. Миллером, и это дало толчок культурным стремлением Шейна; он вступил в кружок живших в Москве писателей и художников (Ф. Глинка, М. Дмитриев, Раич, Рамазанов, Авдеев и др.) Он давал уроки в семьях помещиков, знакомился с русским крестьянином и, поддавшись всеобщему увлечению народной литературой, сам стал собирать песни, сначала в Симбирской губернии. Бодянский предложил ему опубликовать этот материал, и к 1859 г. относится первый печатный труд Шейна: «Русские народные былины и песни».Дальнейшая жизнь Шейна полна скитаний, материальных невзгод и семейных неудач; он преподавал в воскресной школе в Москве, затем в Яснополянской школе Л. Толстого, в уездных училищах (1861—1881 годы) в Туле и Епифани, наконец, получил место в витебской гимназии, затем в Шуе, Зарайске, Калуге и т. д.
Одновременно с этим шло собирание этнографических материалов. Шейн печатал свои заметки и статьи.
В 1881 году вышел в отставку и поселился в Петербурге. По поручению Я. Грота с 1886 г. участвовал в составлении академического словаря русского литературного языка. Ввёл в него народную фразеологию.При недостатке филологического образования, благодаря энергии и любви к делу, Шейн смог издать при жизни семь больших книг. Сам собиратель называл себя только «чернорабочим» в науке, а свои труды — «крохоборными», что объясняется скорее его скромностью.
Доротея Шлегель (Брендель Мендельсон; 1764 — 1839) — старшая дочь Мозеса Мендельсона. Получила известность в качестве литературного критика, писательницы, спутницы жизни и супруги Фридриха Шлегеля. Одна из самых знаменитых женщин еврейского происхождения, перешедших в христианство.В 1778 году в возрасте 14 лет Брендель обручилась с коммерсантом Симоном Фейтом, который был старше её на 10 лет, и вышла за него замуж. У них родилось четверо сыновей, из которых выжило только двое. Вскоре она познакомилась с молодым Фридрихом Шлегелем. 11 января 1799 года Брендель развелась со своим мужем в еврейском религиозном суде, при этом взяв на себя обязательство больше не выходить замуж, не креститься и не побуждать своих детей к переходу в христианство.Брендель и Фридрих Шлегель стали открыто жить вместе. Скандальный по тем временам роман Фридриха Шлегеля «Люцинда» отражает эту совместную жизнь.
В 1804 году Брендель перешла в протестантизм и обвенчалась с Фридрихом Шлегелем. В 1808 году она вновь поменяла религию, в этот раз вместе с Фридрихом Шлегелем перейдя в католицизм. Протестантская семья Шлегеля возложила всю вину за этот шаг на Доротею. Доротея покрестила по католическому обряду и двоих своих сыновей.
Эдит Штайн (1891 — 1942, концлагерь Освенцим), известна также под монашеским именем Тереза Бенедикта Креста — немецкий философ, католическая святая, монахиня-кармелитка, погибшая в концлагере Освенцим из-за своего еврейского происхождения. Беатифицирована Католической церковью 1 мая 1987 года, канонизирована 11 октября 1998 года папой Иоанном Павлом II.Эдит Штайн получила великолепное образование, она изучала немецкий язык, философию, психологию и историю в университетах Бреслау, Гёттингена и Фрайбурга. После защиты кандидатской диссертации она стала научным сотрудником у своего научного руководителя — выдающегося философа Эдмунда Гуссерля, основателя феноменологии. Два года она служила сестрой милосердия, и позже вернулась к философским занятиям и именно тогда её начал интересовать феномен религии.
Постепенно Эдит поняла, что её интерес к религии выходит за рамки обычного любопытства. В 1922 г. Эдит приняла решение креститься в католической церкви. В 1932 году она получила право свободного преподавания в Мюнстере, в Высшем германском научно-педагогическом институте, но в 1933 году Гитлер запретил евреям занимать любые общественные должности.
В том же году Эдит Штайн приняла монашеские обеты и стала кармелиткой. В 1938 году, ввиду начавшихся гонений на евреев в Германии, сестру Терезу перевели в Голландию, в монастырь города Эхте.В 1939 г. Эдит заканчивает книгу о св. Иоанне Креста под названием «Scientia Crucis» (Наука Креста). Это была её последняя книга. В августе 1942 г. сестра Тереза была отправлена в Освенцим вместе с другими голландскими христианами еврейского происхождения и погибла в газовой камере.
В 1998 г. была канонизирована папой Иоанном Павлом II. Память святой совершается в Римско-католической церкви 8 августа.

Миссия Православной Церкви среди иудеев приносила свои плоды. Многие из иудеев, обратившись ко Христу, просияли такими подвигами во имя Его, что были прославлены в лике святых. Вот только несколько наиболее ярких примеров.

Священномученик Кириак Иерусалимский († 363) был тем иудеем, который показал святой Елене место, где был закопан Крест Господень. При виде чудес во время обретения Креста, он уверовал и крестился, а позднее стал Иерусалимским патриархом. Пострадал при императоре Юлиане Отступнике.

Святой Иосиф Тивериадский (IV в.) принадлежал к верхушке иудейского религиозного сословия. Он был личным представителем иудейского патриарха Гиллеля и заведовал сбором средств с иудеев. Однажды он подсмотрел, что тяжело заболевший патриарх тайно принял крещение. После его смерти Иосиф нашел в казнохранилище патриарха записанные по-еврейски Евангелия от Матфея и от Иоанна. Решение обратиться ко Христу Иосифу далось непросто и после многих колебаний. Окончательно в этом решении Иосиф утвердился после того, как на опыте он проверил чудотворность имени Иисуса и с его помощью изгнал злого духа из городского бесноватого. Однажды иудеи застали Иосифа за чтением Евангелия, и это стало для него началом многих страданий. Дважды Иосифа пытались убить. Наконец ему удалось попасть на прием к святому императору Константину Великому и креститься. Он получил от императора титул комита и разрешение строить христианские храмы в еврейских городах (храмы были построены в Тивериаде и Диокесарии). Позднее из-за противостояния иудеев Иосиф был вынужден уехать в Скифополь, где тайно проповедовал евреям.

Святитель Епифаний Кипрский († 403), родившийся и воспитанный в иудейской семье, обратился в христианство в шестнадцатилетнем возрасте, позднее стал епископом. Он был знаменитым борцом против ересей, и в своем опровержении упоминает, в том числе, и древние иудейские ереси – саддукеев и фарисеев.

Преподобный Роман Сладкопевец (VI в.) родился в еврейской семье в г. Эмесса, (Сирия), в молодости крестился, позднее принял диаконский сан. Прославился как гимнограф, составитель многих богослужебных текстов.

Святитель Иулиан Толедский (VII в.), по происхождению еврей, был первым православным архиепископом (в Испании арианство держалось до середины VII в.), его духовная власть распространилось на весь Пиренейский полуостров.

Преподобный Константин Синадский (VIII в.) родился в г. Синад в иудейской семье. В молодости стал христианином, за свой выбор не раз подвергался от единоплеменников нападениям, однако мужественно продолжал проповедовать иудеям Иисуса Христа. По своим аскетическим подвигам был так велик, что современники уподобляли его древним славным подвижникам.

Много позже, уже в ХХ веке, просиял новомученик иерей Александр Якобсон, прославленный Русской Зарубежной Церковью. Сам будучи обратившимся из иудаизма, отец Александр и после коммунистического переворота продолжал проповедовать Христа евреям и в первый раз был арестован именно за это. Принял мученическую смерть в Соловецком лагере в 1930 году.

Проповедью среди иудеев в большей или меньшей степени занимались многие святые отцы.

На Западе святой папа Римский Сильвестр († 335) обратил многих иудеев в христианство после своего диспута с раввином Замврием и совершенного при этом чуда именем Иисуса Христа. В 581 году святитель Григорий Турский также вступил в публичный диспут с еврейским купцом Приском, диспут этот состоялся по инициативе и в присутствии короля Хильперика.

На Востоке святитель Василий Великий обратил ко Христу своего врача-иудея; также и святой Константин-Кирилл Философ († 869) обратил одного знакомого ему иудея.

В IX веке преподобный Евфимий Новый в Фессалониках по благословению местного архиерея вступил в диспут с иудеем. И аргументы преподобного Евфимия, и явленное в конце диспута чудо послужили к тому, что и сам спорщик, и присутствующие на диспуте евреи обратились в Православие.

В VII веке в Испании упомянутый IV Толедский Собор постановил принять следующие меры к проповеди среди иудеев: во всех городах, где имелись иудейские общины, три раза в год в церквях должны были читаться специальные проповеди для них, в которых на основе Священного Писания объяснялось бы, что Мессия уже пришел и это Иисус Христос. Все взрослые иудеи должны были присутствовать на этих проповедях, после чего могли свободно возвращаться к своим делам – принимать крещение их не принуждали. Подобные проповеди приносили свои плоды, пусть не такие значительные, как в иных случаях, но зато принятие евреями крещения после них было сознательное и по убеждению.

В России миссия среди иудеев тоже велась . Самые ранние упоминания о ней восходят к XI веку: преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил к евреям Киева проповедовать Иисуса Христа. Обращения евреев в Православие были и позднее.

В XVII веке крестился еврейский купец Мандя, его правнуком был преподобный Паисий Величковский († 1794).

Осенью 1648 года Иерусалимский патриарх Паисий, проезжая по Украине, крестил несколько тысяч евреев. Правда, известно это в связи с одной из черных страниц истории казачества: в 1649 году казаками было вырезано свыше 2000 новокрещеных евреев – в отместку за то, что кто-то из них якобы отравил казачьего полковника . Затем, после яркой победы казаков под Корсунем, случилось следующее: «жиды де многие крестятца и приставают к их же войску (Запорожскому. – Ю.М. ), а лях де хотя и похочет креститца, и их не принимают, а всех побивают» .

В XVIII веке на горе Афон подвизался покаявшийся раввин, принявший крещение и постриг с именем Неофит; он написал полемическое сочинение против иудаизма.

Полноценная и целенаправленная миссия среди иудеев России началась только в XIX веке. Наиболее яркой она была среди кантонистов-евреев – мальчиков из еврейских семей, живших в пределах черты оседлости (их стали призывать на воинскую службу с 1827 года).

Выдающимися миссионерами среди кантонистов были архиепископ Саратовский Иаков (Вечерков), архиепископ Казанский Владимир (Петров), архимандрит Климент (Можаров) и протоиерей Гавриил Чернышевский. Они часто выезжали в казармы для бесед с кантонистами, раздавали им миссионерскую литературу, нередко принимали личное участие в судьбах молодых людей.

Эти миссионерские усилия были во многом личной инициативой указанных людей, которую государство не только не поддерживало, но иногда и ограничивало. Например, архимандрита Климента из-за жалоб иудеев на его миссионерскую деятельность власти не раз переводили с места на место, однако он неутомимо продолжал проповедовать евреям везде, куда бы его ни назначали. Не было и законодательной поддержки для успешной миссионерской деятельности: так, долгое время не было закона, позволявшего покидать черту оседлости крестившимся евреям, а также и с целью крещения. Святитель Филарет Московский с последним обстоятельством боролся начиная с 1841 года, но только 20 лет спустя в закон были внесены соответствующие поправки.

Особо стоит упомянуть двух православных миссионеров, вышедших из среды крестившихся кантонистов, – архимандрита Нафанаила (Кузнецкого) и Алексея Алексеева. Они очень много потрудились для обращения ко Христу своих единоплеменников.

Архимандрит Нафанаил (Кузнецкий) (1820–1887) по рождению носил имя Ицка (Исаак) Бородин. В 16 лет был отправлен в составе батальона кантонистов в г. Вольск Саратовской губернии. Он ревностно старался соблюдать иудейские предписания и был лидером сопротивления христианизации кантонистов его части. Однако под воздействием бесед с православными священниками Исаак начал колебаться. На него сильное впечатление произвели их ссылки на пророков. Решающим обстоятельством стало знакомство со «Златым сочинением» бывшего раввина Самуила, в XI веке обратившегося в христианство в Испании. Этот труд, в котором истинность христианства доказывалась словами Ветхого Завета, многократно переиздавался в России и был одним из главных пособий миссионеров в работе с иудеями. Бородин крестился, убедив поступить так и других кантонистов его части. При переходе в христианство он принял имя Николай и фамилию священника, крестившего его, – Кузнецкий. После крещения Николай стал активным миссионером и в течение следующего года с его помощью крестилось около 200 кантонистов. Затем его вместе с другим миссионером из обратившихся евреев, Сафроновым, перевели в Казань, где они под началом архимандрита Климента (Можарова) прошли курс семинарии, продолжая проповедовать среди казанских кантонистов. Всю последующую жизнь отец Нафанаил, сподобившийся и священства и, много позднее, монашества, посвятил проповеди среди иудеев. Он был первым и, возможно, единственным епархиальным миссионером, трудящимся в черте оседлости. В конце жизни стал настоятелем Свято-Троицкого Густынского монастыря г. Лубны. Отец Нафанаил обратил из иудаизма в Православие около трех тысяч евреев.

Другой яркий миссионер из евреев, Александр Алексеев (1820–1895), по рождению носил имя Вульф Нахлас и был внуком раввина. Он был также взят в кантонисты и попал в ту же часть, где служил уже крестившийся Николай Кузнецкий. Поскольку новая партия кантонистов считалась упорной, для проповеди и беседы к ним стал ездить сам архиепископ Саратовский Иаков (Вечерков). Но окончательно склонили Вульфа к христианству Николай Кузнецкой (будущий отец Нафанаил) и его друг Сафронов. Новокрещеный получил имя Алексей Алексеев. После отъезда Кузнецкого и Сафронова в Казань Алексеев стал проповедовать среди новой партии кантонистов в 500 человек, которые все затем крестились. В 1848 году Алексеева произвели в унтер-офицеры. Но из-за болезни ему пришлось оставить службу. Поселившись в Новгороде, он посвятил себя сочинению миссионерской литературы для евреев и проповеди среди них, будучи убежден в грядущем обращении всех евреев в христианство. Современники описывают Алексеева как талантливого миссионера, чьи труды «имели огромный успех».

Общее число принявших Православие евреев-кантонистов с 1836 по 1862 годы составило 33 642 человека.

Многие евреи (и не только кантонисты) обращались в Православие в результате собственного духовного поиска. Так, дед известного русского пианиста и композитора Антона Рубинштейна (1829–1894) крестился и перевел в Православие всю свою большую семью, когда они жили в католической Италии.

Приведем еще несколько ярких примеров.

Уже зрелым человеком, имеющим образование и докторскую степень, обратился в Православие Даниил Хвольсон (1819–1911). Он был крупным ученым, четверть века преподавал еврейский язык и библейскую археологию в Петербургской духовной академии. Много работал над библейскими переводами. Им было сделано почти две трети синодального перевода ветхозаветных книг, имеющих древнееврейский оригинал.

Принимал участие в создании синодального перевода ветхозаветных текстов и Василий Андреевич Левисон (1807–1869). До своего обращения был раввином в Веймаре (Германия). Получил отличное образование в Геттингенском и Вюрцбургском университетах. Знакомство с Новым Заветом привело его к христианству, но протестантизм не казался ему аутентичным христианством, и он решил познакомиться с Православием, в чем ему помог протоиерей Стефан Сабинин, служивший в православном храме Веймара. В результате этого знакомства раввин Левисон в 1838 году обратился к русским властям с ходатайством о принятии подданства и крещения в Русской Православной Церкви. Год спустя ходатайство было удовлетворено, и после крещения Василий Андреевич был назначен профессором еврейского языка в Санкт-Петербургскую духовную академию. Известно, что святитель Филарет (Дроздов) неоднократно пытался поставить его руководителем миссии среди иудеев, но не смог добиться разрешения от властей, которые не были заинтересованы в активной миссии среди иудеев. Однако В.А. Левисон все же принимал участие в деле распространения и укрепления Православия среди евреев, в частности известно, что все свое состояние он употреблял на пособие евреям, обратившимся в христианство. Также по благословению святителя Филарета он перевел на еврейский язык весь Новый Завет и литургию святителя Иоанна Златоуста, которые предполагалось использовать в миссионерской деятельности.

Православная миссия среди иудеев велась и в других Поместных Православных Церквах. Так, в конце XIX века греческий автор Николай Амврази в своей книге «История о чудесном обращении ко Христу еврейского раввина Исаака» описывает, как ему удалось обратить в Православие своего друга-раввина. К размышлению о христианстве Исаака подтолкнула болезнь, а Николай смог объяснить ему истинность Христовой веры, опираясь прежде всего на 53-ю главу книги пророка Исаии. Впоследствии крестившийся Исаак сумел обратить в Православие другого раввина – Самуила.

Дело миссии среди иудеев в Российской империи, как правило, держалось на инициативе энтузиастов, которым власти не только не оказывали поддержки, но иногда чинили и препятствия. Тем не менее, по оценкам самих иудеев, до революции 1917 года было крещено в Православие около 100 тысяч евреев .

Миссионеры Русской Православной Церкви проповедовали среди евреев не только на территории России. Например, протоиерей Александр Смирнопуло, бывший настоятелем русского Никольского храма Брюсселя с 1905 по 1922 год, имел постоянный контакт с еврейской диаспорой и за годы своего служения в Бельгии катехизировал и окрестил 25 человек иудейского вероисповедания.

Стоит сказать, что в странах, где Православие было государственной религией, большей проблемой для Церкви было не недостаток евреев, желающих принять крещение, а чрезмерное число тех из них, кто охотно крестился для того, чтобы воспользоваться теми общественными и образовательными привилегиями и перспективами, которые существовали для православных граждан и были закрыты для иудеев. Бывали случаи, что впоследствии такие «новообратившиеся» при первом удобном случае возвращались в иудаизм. Нередко законодательство, как церковное, так и государственное, принимало меры к тому, чтобы предотвратить явление лицемерного обращения, не препятствуя при этом тем евреям, кто желает искренне обратиться. Эта проблема была актуальна как для Византии, так и для дореволюционной России. Именно для ее решения было принято 8-е правило VII Вселенского Собора, которое гласит о том, что иудеев следует принимать в Церковь только если обращение их будет от чистого сердца и засвидетельствовано торжественным отречением от ложных учений и обрядов новоиудейства. Во исполнение этого канона Православной Церковью был установлен специальный чин отречения от иудейских заблуждений, который должен был пройти всякий человек, желающий обратиться из иудаизма в Православие .

В Российской империи со стороны государственной власти также предпринимались соответствующие меры. В некоторых областях к рассмотрению прошений евреев о крещении подключалось полицейское управление. Главным требованием власти была демонстрация искренности перехода в Православие, знание основных догматов веры и молитв.

Сами иудеи считали и считают, что еврей, принявший христианство, перестает быть евреем, причем в ХХ веке это было подтверждено и на государственном уровне, о чем свидетельствует случай с Освальдом Руфайзеном. Родившийся в Польше в 1922 году, он в молодости был активным сионистом, а во время войны – участником подполья, спасавшего евреев. В 1942 году принял католичество, а в 1945 году вступил в монашеский орден кармелитов с принятием имени Даниил. В 1963 году монах Даниил (Руфайзен) обратился в Верховный суд Израиля, прося признать его права как еврея в связи с Законом о репатриации. Суд отказал ему в этом праве, указав, что, хотя с галахической точки зрения Руфайзен еврей, тем не менее переход в христианство равносилен отказу от еврейской национальности. Это стало прецедентом для всех подобных случаев.

Христианство представляет собой ветвь иудаизма. Самыми первыми христианами были евреи. В прошлом религиозном мировоззрении – это иудеи. Понятно, что христианская религия была создана ими в соответствии с этим мировоззрением. Иудаизм же относится к христианству, как к производному элементу. Это «дочерняя религия», которая призвана нести базовые элементы иудаизма в народные массы.

Много элементов из христианства были позаимствованы из иудаизма, например:

  • Церковный ритуал – был заимствован из сигнального богослужения;
  • Христианские некоторые молитвы стали переработкой еврейских оригиналов, как «Отче наш» или Каддиш;
  • Молитвенные формулы только еврейского происхождения: аллилуйя (Галилуйа), аминь (Амен), осанна (Хоша’на);
  • Часть христианских обрядов была преобразована из еврейских, к примеру, таинство крещения или обрезание в Микве;
  • Христиане считают священную книгу иудеев Танах своей священной книгой. Называется она Ветхим Заветом. Дополнили ее Новым Заветом и составили Библию;
  • Иегова (Ягве) – имя Бога в Библии. Запрещается употреблять имя Бога, поэтому в иудаизме принято называть его Хашем, а христиане нарекли Господь.

В иудаизме, христианстве кровавые жертвоприношения являются обязательными. За сотворение всего мира, себя Адам принес первого сотворенного быка в качестве благодарности Богу. Жертвоприношение было основной формой оплаты для еврейского священнослужения вплоть до разрушения Второго Храма.

Иудаизм начисляет пять видов жертвоприношений. Только одно хлебное приношение будет бескровным. Рассматривают его в качестве дополнения к жертве всесожжения. Жертвой могли быть люди и животные. В Талмуде зафиксирована дата последнего жертвоприношения – 70-й год до н.э. До момента восстановления Третьего Храма ритуал по храмовой службе был заменен другой формой служения Богу. Это была молитва, изучение Торы, строжайшее следование ее этническим и ритуальным предписаниям. Связано это с зарождением христианской религии в мире. Было принесено жертв огромное количество.

Почиталась святая инквизиция, постоянные религиозные войны, а сами христиане должны быть вечными живыми страдальцами. Жертвоприношение в христианстве является центральным элементом. Оно выступает основой всего центрального культа. Ученые же связывают жертвоприношение с обрядами из ритуально-магического каннибализма. Из-за этого ранее христиане поддавались гонениям, пока не истребили всех инакомыслящих.

Иудеи, принявшие христианство. Что с ними происходит в моральном и духовном плане?

Если был крещен еврей, который изучал Тору и соблюдал все заповеди, то это считается страшным грехом. Если крестили «плененного ребенка», то есть, человека, которые по происхождению является евреем, но с детства ничего не знал об иудаизме, то все зависит от причин такого решения. Если же он искал пути для служения Богу и пришел в христианство, то следует молиться и надеяться, что Бог вывел его на правильный путь. Если это было сделано из корыстных побуждений, чтобы легче было вести бизнес в мире неевреев, тогда ситуация становится более тяжелой. Божьи врата раскаяния не закрыты. Человек всегда может туда вернуться.

Центральные идеи иудаизма и христианства

Центральной идеей иудаизма является богоизбранность всего иудейского народа, обещание Бога отдать жителям Израиля весь мир вместе с другими народами, имуществом и владением.

Центральной идеей христианства будет страстотерпие, что выражено в отказе от мирских радостей, принесениям себя в жертву за ошибки и грехи других. В обмен Господь обещает райскую жизнь после смерти.

В Библии к евреям особое отношение. Священное Писание называет их народом Божьим. Да и сам текст Книги книг написан в лоне этой культуры. Пророки, патриархи, великие цари, апостолы, даже сам Иисус Христос - всё принадлежат к еврейской расе.

В Израиле находятся важнейшие святыни. И оттого удивительно, что охватившее весь мир христианство столь не востребовано у себя на родине.

Почему евреи не верят в христианство? Есть ли среди них исключения. Чем живут сегодня евреи христиане, которые признают Новый Завет?

Ветхий Завет говорит о богоизбранности евреев

Вопрос о том, почему евреи - не христиане не лишён оснований. Бог-Отец в Ветхом Завете часто подчёркивает особый статус этого народа. Впервые мы можем заметить это в истории об Аврааме - прародителе евреев. Это был праведный и богопослушный человек. Однажды Господь прямо сказал ему о своём намерении дать потомкам Авраама особый статус:

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей,

от родства твоего и из дома отца твоего в землю,

которую Я укажу тебе, и Я произведу от тебя великий народ,

и благословлю тебя, и возвеличу имя твое,

и будешь ты в благословение;

Я благословлю благословляющих тебя,

и злословящих тебя прокляну;

и благословятся в тебе все племена земные».

(Быт. 12:1–3)

Ещё один подобный эпизод можно найти в истории о внуке Аврааме - Иакове. Однажды он боролся с Богом (чаще всего вместо самого Всевышнего изображают ангела). Иакову удалось победить в схватке, и тогда Господь пообещал ему особую силу:

«И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».

Этот эпизод часто толкуют в том ключе, что «одолевать человеков» будет не сам Иаков, а его потомки, которые и получат наименование Израиль, - в честь предка.

Но всё это лишь обещание. Действительно об избранности евреев, как о состоявшемся факте, сказано в момент, когда Моисей получает десять заповедей на горе Синай.

«Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас (как бы) на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».

(Ис. 19: 3–6)

Евреи не верят в христианство, иудаизм по-другому смотрит на грех, роль Мессии, отношения с врагами

С той поры избранность евреев Богом - одна из сквозных мыслей в Священном Писании. Весь Ветхий Завет, да и Новый - это про события в жизни народа Израиля. Великие цари, пророки, апостолы, да и сам Мессия - потомки Авраама и Иакова.

Многие годы евреи оставались хранителями Слова Божьего, они противопоставлялись языческим народам и ждали исполнения великого пророчества - прихода Мессии.


Но чётко определить, в чём же миссия избранного Богом народа, - затруднительно. Особенно сложно это сделать в применении к нынешним евреям. Они не признают Библию, а значит, с точки зрения христианина, могут иметь лишь номинальную богоизбранность.

Актуальны ли сегодня прежние догмы, либо статус евреев устарел, когда христианство стало универсальной религией? Об этом спорят, но чаще всего толкователи Библии отказывают современной евреям в их особой роли.

У христианства с иудаизмом общий фундамент - Ветхий Завет (Танах у евреев).

Писания в двух традициях отличаются: есть разница в текстах и в структуре книги, но в целом база у религий единая.

Основное противоречие христианства и иудаизма упирается в Новый Завет. Евреи его не признают. Как же так получилось?

Центральное пророчество Ветхого Завета - приход Мессии. По-русски Мессия - «помазанник». Отношение к нему у евреев соответствующее: это царь, лидер, некий грандиозный человек, который придёт с первой важной миссией, - спасти евреев.

Он освободит их из-под гнёта других нардов. А уже во вторую очередь приход Мессии даст толчок к большим благоприятным переменам в мире:

«И перекуют все народы мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать».

Но не только отношение к Мессии - причина разногласий между христианами и иудеями. Есть и другие:

  • греховность человека от рождения. Христианство верит, что человек, будучи наследником Адама, уже рождается в грехе. Чтобы его искупить, необходимо креститься. А вот иудеи считают, что только человек сам может принимать решение, грешить ему или нет. Что произошло до него с предками - их дело и не может влиять на потомков. От рождения все невинны;

Иудеи в отличие от христиан, считают, что человек от рождения безгрешен.

  • спасение только через принятие Христа. Христианство утверждает, что только Спаситель может обеспечить человеку искупление. Иудеи же считают, что каждый человек сам способен своими поступками спастись, если будет вести праведную жизнь;
  • прощение всех грехов. Христианство предполагает прощение любого греха. Иудаизм же считает, что Бог вправе простить лишь те грехи, которые оскорбляют лично Его. Что же касается плохих поступков, которые направлены против других живых существ, то не в Его полномочиях давать прощение за это. Чтобы избавиться от греха, который направлен против другого, нужно именно ему сделать добро и добиться прощения;
  • божественность Иисуса Христа. Христос у евреев не только не Мессия, но и не Бог, и не сын Божий. А само его учение - это заблуждение. Оно близко традиционному иудаизму, но всё-таки отличается;
  • действия с плохими людьми. Христианство призывает терпеть и не противоборствовать, не чинить зла. Иудаизм смотрит на это иначе и дозволяет для защиты своих интересов, например, жизни или здоровья не терпеть издевательств, а ответить подобающей мерой противодействия. К врагам надлежит относиться справедливо - по делам их.

Одно из заблуждений - что верующий в иудаизм должен обязательно быть евреем.

одна из самых древних религий в мире

Это вовсе не так. Иудаизм - это такая же религия, где главное - взаимоотношения человека с Богом и окружающими, а не его национальность.

Однако приведённые противоречия не позволяют поставить между христианством и иудаизмом знак равенства.

Евреи верят в богоизбранность своего народа, их учение основано на Танахе и Талмуде

Так во что же верит большинство евреев? Их религия, иудаизм, - одна из самых древних в мире. Он старше ислама, буддизма, христианства, но младше, например, индуизма.

Иудаизм - одна из первых монотеистических религий. Это значит, что её приверженцы почитали Единого Бога. Во времена появления иудаизма наиболее распространённой формой было многобожие. В иудео-христианской традиции его принято называть язычеством.


Иудаизм - это не просто набор заветов о взаимоотношении человека с Богом. Это сборник правил на все случаи жизни. В нём есть рекомендации о государственном устройстве, семейной жизни, политических отношениях, культуре приёма пище и масса других советов, правил и нравоучений.

Основных письменных источников в иудаизме два:

  1. Танах - Ветхий Завет, который чуть отличается от христианского набором писаний и отдельными отрывками.
  2. Талмуд - многотомный комментарий к Танаху, который глубже изучает правила жизни праведного иудея.

Важная отличительная черта иудаизма - представление о богоизбранности еврейского народа. Это настолько древнее и устоявшееся учение, что апостольская деятельность не смогла его поколебать.

Впрочем, это не удивительно, ведь апостолы и Иисус Христос уважительно относились к иудейской традиции.

В Средневековье европейцы насильно евреев заставляли принимать христианство

Но не все евреи - иудеи. Есть те, кто исповедует христианство. Их немного, так как Тора запрещает евреям следовать чужим обычаям, и запрет этот прочно укоренился в иудейской культуре.

Однако со времён Средневековья евреи массово принимали христианство. Это не было добровольной инициативой. Они шли на этот шаг под давлением. Например, в 1492 году в Испании власти создали эдикт об изгнании евреев. Так появились марраны.

Марраны - это евреи, которые по принуждению и под угрозой изгнания из Испании и Португалии были вынуждены креститься и исповедовать христианство. Но это нельзя назвать искренним поступком.

Марраны часто сохраняли преданность иудейской традиции и тайно её исповедовали.

На самом деле, даже искреннее принятие христианство не избавляло марранов от преследований инквизицией. Они продолжительное время оставались в угнетаемом положении.


В начале XX века многие евреи принимали христианство, чтобы избавиться от ограничений, которые применяли к иудеев

Но не все евреи обращались в христианство не по своей воле. Если вспомнить историю, то ещё в I веке многие иудеи осознанно пошли на такой шаг, чтобы следовать за Иисусом Христом. Апостолы - это первые евреи, принявшие Христианство.

Если же говорить о современности, то уместно вспомнить такое понятие, как выкресты.

Выкресты (перещрещенцы, новокрещенцы) - это представители других религий, которые перешли в христианство. Чаще всего термин относится именно к евреям, хотя это не обязательно.

Выкрестами называют иноверцев, крестившихся в христианство, чаще - иудеев.

Наибольшее распространение это явление получило на рубеже XIX и XX веков. В эту пору понятие национальность и религиозная принадлежность стали разделяться чётче, чем когда-либо ранее. А отказ от иудейской веры давал массу преимуществ.

Православные евреи в Российской империи, например, избавлялись от образовательных ограничений, действующих в отношении иудеев.

История сообщает, что при Николае II ежегодно в христианство добровольно крестились по тысяче человек.

И всё же выкресты не получали статус, равный христианам:

  • они не могли быть рукоположены;
  • их не брали на флот;
  • выкрест не имел право на звание офицера;
  • даже потомки выкрестов сталкивались с такими ограничениями.

Встречались и исключения, но всё же начало XX века преимущественно создавало много проблем выкрестам, а ещё больше - правоверным иудеям.

Поэтому чаще всего всё же встречались фиктивные евреи-лютеране, которые на самом деле оставались иудеями.

Сегодня евреи в России часто следует православным традициям, но не забывают иудейские корни

Сегодня в России тоже есть евреи, принявшие христианство. Преимущественно - православие. Так как сейчас нет правовых ограничений для евреев иудеев, можно сделать вывод, что это добровольное принятие православия.

Социологи очень подробно изучают этот вопрос. Исследователи Ц. Гительман, В. Шапиро, В. Червяков отмечают, что интерес российских евреев к иудаизму постепенно спадает. Зато число симпатизирующих христианству к 2000-му году держалось стабильно в районе 13,7%.

опрошенных в 2007 евреев России участвовали в жизни православия

Примерно 60% опрошенных евреев в 2007 году сообщали, что посещали православные церкви и участвовали в обрядах. Их гораздо больше, чем тех, кто, живя в России, участвует в иудейских ритуалах.

По некоторым предположениям, православных евреев в России столько же, сколько правоверных иудеев в Израиле. Впрочем, исследований на эту тему нет.

Елена Носенко-Штейн в статье для «Этнографического обозрения» приводит позицию некоторых русских евреев по отношению к православию и иудаизму:

«Я крестился, потому что мне это было нужно внутренне – я имею в виду пережить религиозный опыт. И то, что я стал православным - чистая случайность, мы тогда другого просто не знали. Я не исключаю, что если бы я был знаком с хорошим умным раввином, я бы принял иудаизм».

Семен З, 58 лет, психолог, (Москва)

«Я крещеная, с девяти лет, часто хожу в церковь, молюсь и в церкви, и дома, соблюдаю праздники, посты - если получится. У меня есть крестница - русская, мы с ней очень дружим. А в синагогу я не хожу, потому что я думаю, это несовместимо - ходить в два храма. Но я не хочу, чтобы здесь, в «Гиллеле», знали, что я православная. …В синагоге никогда не бывала. Я себя чувствую как бы неполноценной».

Елена К., 20 лет, преподавательница музыки (Петербург)

«Я верующая и мама тоже, она нас всех крестила, всех троих. Папа не был против, потому что синагоги не было. … В синагогу я пришла недавно, когда пришла в «Хэсед», узнала о синагоге. Мне очень понравилось, как поют, я такого раньше и не слышала. А вот Христа у них нет, как в русской церкви. В церкви я иногда бываю».

Нина Е., 61 год, пенсионерка (Петербург)

«Да, я крещеная с детства. То есть, конечно, я росла, когда это было почти запрещено, но и тогда я чувствовала, что что-то над нами есть, есть какая-то высшая сила. Я много читала по истории религии, о русской церкви, о расколе. Мне хорошо в церкви, я крестила обеих своих дочерей, и они крестили своих детей».

На вопрос, может ли еврей быть христианином, она сказала: «А почему же нет? Еврей, как и любой человек, может выбирать, какой религии ему придерживаться. Мой муж, он чистокровный еврей, он не очень верующий человек, но и он со мной иногда заходит в церковь. Почему же нет?»

Анна П., 57 лет, психолог (Москва)

Можно сделать вывод, что на евреев сегодня оказывает большое влияние внешняя среда. Они участвуют в православных обрядах, крестят детей. Но в то же время это чаще дань окружению, чем духовный порыв. Для евреев иудейская культура остаётся важной частью жизни, которую они совмещают с православной традицией.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: