Избиение вифлеемских младенцев. Ирод и младенцы

Привёл меня к воспоминаниям о картине "Избиение младенцев" Питера Пауэля Рубенса.

Петер Пауль Рубенс.
Избиение невинных (Избиение младенцев), 1609-11.
Холст, масло.
Частное собрание, временно в Национальной галерее, Лондон, Англия.

Рубенс провел годы 1600-1608 годы в Италии и Испании, где он погрузился в мир классического искусства и искусства Ренессанса. После возвращения в Антверпен, вдохновлённый работами старых Мастеров,он пишет серию картин на религиозные и мифологические темы.
В лондонской Национальной галерее выставляется одна из самых дорогих картин в мире - "Избиение невинных", которое описывает известное библейское событие – истребление младенцев царем Иродом.
Сообщается, что картина попала в коллекции музея временно по доброй воле ее владельца медиамагната Дэвида Томсона, купившего ее в 2002 году за 49,5 миллионов фунтов на аукционе.
Руководство музея также рассчитывает на то, что эта работа Рубенса будет доступна широкой публике еще в течение трех лет. Спасибо http://www.nearyou.ru/

Избиение младенцев в Вифлееме
Избиение младенцев в Вифлееме (новозаветные сюжеты в живописи).

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма
разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось
решенное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Роме слышен, плач и
рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо
их нет.
(Мф. 2:16-18)

Умерщвленные Иродом невинные младенцы очень рано стали
почитаться как первые мученики за христианскую веру; они были "крещены
кровью" или, как иначе говорили, "запечатлены". В Откровении
Иоанна Богослова читаем: "И я слышал число запечатленных: запечатленных
было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых". Число,
конечно, легендарное. Православная церковь чтит четырнадцать тысяч невинно
убиенных в Вифлееме младенцев, и столько же их как пришедших "от великой
скорби" будет спасено.
Эта евангельская история редко встречается в раннем
христианском искусстве. Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) уже
изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом
правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев.
Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению
приказания. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на
руках ожидает своей участи. Сцена очень спокойная, в духе христианского
искусства V века. Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения,
а даст лишь намек на него.
Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художники
Возрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно
ярче и драматичнее - порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни,
особенно картина 1482 года) - само избиение младенцев и отчаяние их матерей.
Сцена, как правило, происходит в саду дворца Ирода. Воины, вооруженные мечами,
вырывают младенцев из рук сопротивляющихся и горько плачущих матерей. Земля
устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Часто присутствует сам
Ирод - он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона,
установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).
Убегающая женщина, укрывающая младенца в складках
своего платья, -Елисавета, мать Иоанна Крестителя (Джотто, Рени). Изображая
этот эпизод, художники опирались на рассказ Протоевангелия: "А Елисавета,
услышав, что ищут Иоанна, сына ее, взяла его и пошла на гору. И искала места,
где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора
Бога, впусти мать с сыном. И гора раскрылась и впустила их. И свет светил им, и
Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их".
Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко
изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над
убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г.; Никола Пуссен). Это
образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Пророчество, поясняет от
себя евангелист, сбылось. Рама - небольшой городок в пределах колена Вениамина.
Здесь полководец Навуходоносора Навузардан собрал пленных иудеев, чтобы отвести
их в Вавилон. Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его как плач
Рахили - праматери отводимых в плен, будто на смерть: "Рахиль плачет о
детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет". Матфей же
видит в этом печальном ветхозаветном событии прообраз события другого,
новозаветного - избиения младенцев Иродом.
Два толкования причины плача Рахили, раскрывающие
глубину трагизма, дает Ефрем Сирии в "Толковании на
Четвероевангелие". Приведем лишь первое. Примечательна уже постановка им вопроса:
"Почему же Рахиль плакала о детях своих, так как их не было, то есть не
было там, чтобы умереть за Христа7" И вот ответ: "Плакала Рахиль
потому, что Искупитель не от детей ее родился, хотя Лия есть образ древнего
народа, а Рахиль - образ церкви". Но "неплодная, - говорит пророк, -
родила, и у оставленной оказалось более детей, чем у имеющей мужа". И
далее Ефрем Сирии рассуждает: "Плачь, Рахиль, но не тем первым рыданием,
каким ты плакала, когда враги (то есть вавилоняне. - A.M.) готовились напасть на
твоих детей; плачь о тех детях, которые брошены на улицах, будучи убиты не
иноплеменниками, а сынами отца их Иакова". Ефрем Сирин имеет в виду,
естественно, что исполнителями зверского распоряжения Ирода, который сам был
идумеянином - неважно, что идумеяне после 130 г. до н. э. приняли иудейство, -
были, конечно, иудеи. Итак, трагизм этого избиения младенцев усугубляется тем,
что совершено оно было их соплеменниками!
Ангелы на картинах с этим сюжетом художников
Возрождения часто держат охапки пальмовых ветвей (Гвидо Рени). Они
предназначены невинно убиенным детям как символ мученической смерти. Пальмовые
ветки в руках детей на картинах с другими сюжетами идентифицируют детей как
умерщвленных в Вифлееме.
Значительное влияние на последующие поколения художников
оказала композиция Рафаэля на этот сюжет, особенно после того как она была
растиражирована в гравюре Маркантонио Раймонди. Это влияние чувствуется в
картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Последний исполнил этот
сюжет для религиозного братства Сан Рокко, которое под патронатом этого святого
взяло на себя заботу о жертвах чумы. Выбор сюжета для здания братства был
продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни
жертвам "черной смерти".
Что касается типологических аспектов избиения
младенцев, то они ярче всего раскрылись в "Библии бедных". Ирод
отсутствует, что, вообще говоря, вытекает из евангельского рассказа: Ирод отдал
приказ в Иерусалиме, а избиение младенцев произошло в Вифлееме. Два воина в
кольчугах мечами закалывают двух детей, справа изображены две их ма-гери,
которые безучастно взирают на происходящее. Притом, что главная сцена по своей
экспрессии довольно слаба, параллели с Ветхим заветом, установленные здесь,
интересны, а некоторые даже уникальны. Здесь изображены пророки и царь Соломон
с корреспондирующими данному событию текстами. Осия: "Поставляли царей
сами, без Меня"; Иеремия: "Голос слышен в Раме, вопль и горькое
рыдание"; Давид: "Отмщение за пролитую кровь рабов Твоих";
Соломон: "Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин
над бедным народом". На правой стороне Гофолия, мать Охозии, стоит в
царской короне и отдает приказание избить всех сыновей царя; палач исполняет
приказание; тут же сестра Охозии с малолетним Иоасом на руках, единственным
спасшимся потомком Давида. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия
олицетворяет Ирода, Иоас - Иисуса Христа. На левой стороне - Саул, в царском
венце, сидит на троне со скипетром в руке; перед ним Доик убивает священников,
давших Давиду священного хлеба. Символика, очевидно, такова: Саул есть Ирод,
Давид - Христос, священники - дети, умерщвленные Иродом. Нигде в других
картинах западных художников эта аналогия не проводится.
Возвращение из Египта
По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне
является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди
в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и
Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
(Мф. 2:19-21)
Хотя этот сюжет редко встречается в западноевропейской
живописи, о нем тем не менее необходимо сказать для полноты характеристики всей
темы.
Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон
Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить
от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям,
вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия).
Еще ряд деталей позволяет легко отличить "возвращение из Египта" от
"бегства в Египет". Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет
пешком, а не едет на осле. Далее, значение имеет возраст Иисуса. "Золотая
легенда", из которой многие художники черпали литературную программу,
сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет, и теперь Иисус уже не
младенец, а отрок - он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии.
Возвращение из Египта завершает цикл сюжетов,
повествующих о младенчестве Христа. В них Христос предстает еще бессловесным и
лишь исполняющим волю своих земных родителей. Чудеса, сотворившиеся при этом,
были следствием его воплощения. Мы же по прошествии двух тысячелетий можем
причислить к ним и тот огромный урожай, который собрало мировое изобразительное
искусство, запечатлевшее эти сюжеты.

А. Макапар.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта

Рассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев February 17th, 2016

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался,
и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов

(Мф. 2:16).

Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: "Проповедь Иоанна Крестителя", " ", про которое мы уже говорили и "Избиение младенцев". На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться. В ней описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета — вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие - проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

Однако это произведение примечательно тем, что у Брейгеля есть два варианта этой картины: один - со страшными сценами убийства младенцев воинами, вторая... Давайте поподробнее разберемся по этому поводу ниже, ведь эти различия делают картины совершенно разными!

Детали картины мы будет рассматривать на версии с младенцами. На ней, как это обычно делал Брейгель, изображена простая фламандская деревушка, куда пришли вооруженный люди, выискивающие и закалывающие младенцев в самом центре села перед глазами грозного всадника в черных одеждах. Вот она

Теперь давайте немного препарируем картину и рассмотрим все по деталям.

На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.

Повсеместно на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться - вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.

Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель

У кого-то воин уже забрал дитя

А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома - для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина...

Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается...

Здесь мать буквально в предобморочном состоянии

Мать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом

Мать горюет над убитым ребенком...

Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам - им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?

На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воином

Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты, заступиться за простолюдинов

Убитые горем родители

Родителей запугивают собакой

По указке рыцарей люди выламывают двери

и лезут в окна

Здесь, как я понял, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет - он как раз только что вошел в дом.

Тут, видимо, жители деревни тоже умоляют местного представителя знати заступиться за них

Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках матери

Центральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают

За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды - Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность - обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня .

А вот сравнение со второй версией картины. Видите разницу? Второй вариант - с грабежом в деревне, где младенцы заменены на домашних животных и продукты. Но как ни старался художник замаскировать кровавые сцены убийств, из-под домашних животных видны ручки убитых младенцев.





Надо отметить, что Брейгель все же не везде стер или заменил младенцев, в некоторых сценах они остались.


Ещё одна важная вещь - Брейгель заменил бородатого мужчину на рыцаря, от чего в нем больше не стал угадываться Ирод.

Да и и флаг он поменял на более определённый - на золотого испанского льва. Все это делает второй вариант картины более конкретным: здесь явно изображена сцена, уже не образно олицетворяющая то, как испанская корона грабительски и варварско относилась к оккупированной ей в то время Голландии.


--->

Исходя из всего этого, я хотел бы поспорить с распространённым мнением того, что вторая версия картины была перерисована, чтоб не показывать так много жестокости. Как мне кажется, перерисовано это было не из-за тонкой душевной организации заказчика, а наоборот - он хотел, чтоб Брейгель показывал все не аллегорически, а напрямую, он хотел, чтоб картина изображала не библейский сюжет, а буквально журналистское изображение жестокости испанцев.

14 000 МЛАДЕНЦЕВ,
ОТ ИРОДА В ВИФЛЕЕМЕ ИЗБИЕННЫХ

В Библии избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. По повелению Иудейского царя Ирода Великого волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они не выполнили его просьбу и иным путем ушли в свою страну (Мф.2:12).

Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф.2:16)

Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Вифлеем был окружен войсками, как осажденный город. Началось страшное избиение детей. Воины подбрасывали их на воздух и разрубали ударами меча, стараясь рассечь пополам. Поднимали их на копья, как знамя поднимают на древко. Матери прижимали детей к груди, предлагали выкуп, все, имели, за жизнь младенца, но воины были беспощадны. Кроме того, они боялись гнева Ирода, потому что за оказанное сострадание Ирод мог казнить их. Один опасался доноса другого, и потому каждый старался превзойти товарища в жестокости. Воины вырывали детей из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били их головками о камни. Затем они бросились в соседние села. Напрасно хотели родители укрыть детей в потаенных комнатах, в погребах или колодцах. Детский плач выдавал их. Некоторые, прижимая к себе ребенка, хотели бежать в горы, чтобы укрыться там. Но воины гнались за ними как за добычей, и стрелы их пригвождали труп матери к трупу дочери или сына. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18).

Безумный Ирод хотел убить преследуемого Младенца в числе этих 14 000 невинных страдальцев, но святой Иосиф Обручник, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие.

Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф. 23:35) за то, что тот не указал, где скрывается его сын - святой Иоанн, Предтеча Господень. Были убиты 70 членов Синедриона, первосвященники и книжники иудейские, от которых Ирод узнал, где должно, по Писанию, родиться Христу. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Тело его покрылось ранами, в которых кишели черви, рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти.

Избиение было предсказано пророком Иеремией: Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. (Иер.31:15) Что значат пророческие слова?

Рама — это место гробницы Рахили, жены патриарха Иакова. Когда ее сына Иосифа вели в Египет как пленника и раба, он проходил мимо гробницы Рахили и заплакал, закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?» По преданию, в ответ из гробницы послышалось рыдание.

Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. З1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар. 10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей.

Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их. (Протоевангелие от Иакова, XXII). Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать во II веке. С древности они почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но и вместо Него. В средневековой Европе день Вифлеемских младенцев считался самым несчастливым в году.

В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранится часть мощей одного из Вифлеемских младенцев . Одна глава Вифлеемских младенцев находится в серпуховском Высоцком монастыре , а другая — в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Богословское толкование Евангелия от Матфея

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

"Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут".

Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей? Ведь они не совершили греха и зла? Св. Иоанн Златоуст говорил так: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?» Несколько медных монет наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов.

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий.

Страдания и крест это та таинственная дверь, которая ведет нас в Царство Небесное. Господь сказал апостолам: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься... (Мф. 20:23) .

Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода,… … Православная энциклопедия

Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 2, ст. 1 6, 16) повествуется о том, что царь Иудеи Ирод I (73 4 до н. э.) приказал умертвить всех младенцев, родившихся в Вифлееме, после того, как волхвы сказали ему, что один из них Иисус, будущий царь… … Словарь крылатых слов и выражений

ИЗБИЕНИЕ, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 расправа (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ - что Лёгкая победа или расправа над более слабым противником. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых одним делом или общими интересами лиц (Х) в каком л. единоборстве, спортивном состязании, дискуссии, споре и т. д. (p), значительно… … Фразеологический словарь русского языка

Избиение младенцев - Ирон. Жестокая массовая расправа над невинными, беззащитными людьми; применение чрезмерно строгих мер по отношению ко многим людям. Если Русанов глубоко убеждён в том, что, производя в своём ведомстве это постоянное избиение младенцев (отдачу под … Фразеологический словарь русского литературного языка

См. Вифлеемское избиение младенцев … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (иноск. иронич.) коренное истребление (преследование) чего либо (намек на избиение младенцев в Вифлееме) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

избиение младенцев - шутл. О чрезмерных строгостях, о суровых требованиях, предъявляемых к людям молодым, неопытным (от евангельского рассказа об истреблении царём Иродом младенцев в Вифлееме) … Словарь многих выражений

Избіеніе младенцевъ (иноск. ирон.) коренное истребленіе (преслѣдованіе) чего либо (намекъ на избіеніе младенцевъ въ Виѳлеемѣ) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • , Щеголев Александр Геннадьевич. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…
  • Зона Посещения. Избиение младенцев , Александр Щеголев. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…

В христианской традиции

Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.

«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года

Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.


Иудейский царь Ирод Великий

Историчность

Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев.


«Иудейские древности» Иосифа Флавия

Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.


«Избиение младенцев». Гвидо Рени. 1611—1612. Национальная пинакотека Болоньи

Как бы то ни было, это христианское предание оказало значительное влияние на культуру и нашло отражение в искусстве, особенно в живописи. Убитые младенцы почитаются христианами как мученики: в православии их вспоминают 29 декабря, а католицизме 28 декабря.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: